Аппарат организации учреждения это структура или система

Организационная структура аппарата управления

Организационная структура аппарата управления

Введение

Под организационной структурой фирмы понимается ее организация из отдельных подразделений с их взаимосвязями, которые определяются поставленными перед фирмой и ее подразделениями целями и распределением между ними функций. Организационная структура предусматривает распределение функций и полномочий на принятие решений между руководящими работниками фирмы, ответственными за деятельность структурных подразделений, составляющих организацию фирмы.

Организационная структура аппарата управления — форма разделения труда по управлению производством. Каждое подразделение и должность создаются для выполнения определенного набора функций управления или работ. Для выполнения функций подразделения, должностные лица наделяются определенными правами на распоряжение ресурсами и несут ответственность за выполнение закрепленных за ним функций.

Схема организационной структуры управления отражает статическое положение подразделений и должностей и характер связи между ними.

Различают связи: линейные (административное подчинение); функциональные (по сфере деятельности без прямого административного подчинения); межфункциональные, или кооперационные (между подразделениями одного и того же уровня).

В зависимости от характера связей выделяются несколько основных типов организационных структур управления: линейная; функциональная; линейно-функциональная; матричная; дивизиональная; множественная.

В данной работе будет подробно рассмотрена функциональная структура организации. Это будет являться целью работы. Для этого необходимо решить три задачи:

– раскрыть понятие функциональной структуры,

– показать ее достоинства,

– показать ее недостатки.

Функциональная структура. Достоинства и недостатки

Общие понятия организации и функциональной структуры

Организация — пространственно-временная структура производственных факторов и их взаимодействие с целью получения максимальных качественных и количественных результатов в самое короткое время и при минимальных затратах факторов производства.

Организация обладает следующими общими признаками:

определение ее характера кадрами и менеджером;
объединение процессов, которые без этого взаимодействуют нецеленаправленно или неэффективно;
сохранение как предварительно запланированного порядка процесса, так и оперативного, зависящего от ситуации реагирования работника и менеджера. Незапланированные действия предполагают установление ответственности в менеджменте;
определенная, зависящая от процесса гибкость, обеспечивающая функционирование системы в изменяющихся условиях;
единство рабочих процессов и процессов управления, как результат разумного разделения труда.
Организация — единство состояния и процесса, так как она обеспечивает стабильные организационные решения, но является сама лишь относительно стабильной вследствие постоянного развития внешней и внутренней сред фирмы.

Структура управления обеспечивает выполнение общих и конкретных функций управления, сохраняет целесообразные вертикальные и горизонтальные связи и разделение элементов управления.

Вертикальное разделение определяется числом уровней управления, а также их подчиненностью и директивными отношениями. Горизонтальное разделение осуществляется по отраслевым признакам. Оно может быть ориентировано на подпроцессы промышленного производства; изготавливаемые изделия; пространственные производственные условия.

Организационная структура регулирует разделение задач по отделениям и подразделениям; их компетентность в решении определенных проблем; общее взаимодействие этих элементов.

Тем самым фирма создается как иерархическая структура.

Любая производственная система (предприятие, фирма, НИИ, концерн и т.д.) состоит из производственных и управленческих подразделений и должностных лиц. Между ними существуют организационные, экономические, социальные, психологические отношения. Упорядоченная совокупность этих подразделений и организационных отношений между ними называется организационной структурой управления. Это форма разделения труда по управлению предприятием.

Каждое подразделение и должность создаются для выполнения определенных функций управления или работ. При этом должностные лица наделяются определенными правами на распоряжение ресурсами и несут ответственность за выполнение функций и достижение поставленной цели.

Упорядоченная совокупность функций и их взаимосвязь для выполнения целей фирмы составляют функциональную структуру предприятия. Укрупненная функциональная структура производственного предприятия представлена на рис. 1.

Функциональная структура предприятия зависит от особенностей производственного процесса и совершенно не зависит от размеров фирмы. В малых предприятиях функции могут объединяться (и в предельном случае могут быть возложены на одного или нескольких человек), в крупных дифференцируются.

На основе функциональной структуры строится производственная структура предприятия, то есть, конкретный состав цехов, подразделений и служб предприятия в зависимости от типа производства и выбранной организации производства (по технологическому или предметно-замкнутому принципу) и размеров предприятия.

Таким образом, функциональная структура предприятия является базой для разработки производственной структуры, на основе которой создается организационная структура управления с учетом выбранной системы.

Рис. 1. Функциональная структура производственной фирмы

Функциональная организационная структура — связь административного управления с осуществлением функционального управления (рис. 2).

Рис. 2. Функциональная структура управления

На рис. 2 административные связи функциональных начальников с исполнителями (И1—И4) такие же, как и для исполнителя И5 (они не показаны в целях обеспечения ясности рисунка).

В этой структуре нарушен принцип единоначалия и затруднена координация. Практически она не используется.

Функциональная структура сменяет семейную структуру, т.е. предприятие работает на одном-единственном рынке, и другая система ему просто не подходит. Процесс реформирования редко бывает безболезненным, так как приходится ломать привычные отношения и строить новые.

Во многих случаях руководитель вынужден идти на уступки, чтобы удержать нужных людей. Иногда "наследие" семейной структуры сохраняется целенаправленно. Например, остается неизменным "сбыто-закупочный" или "маркетингово-взаимозачетный" отдел.

Самая большая опасность — принять вместе с формой функциональной организации стереотипы "социалистического" поведения в ней. Так, во главу угла может ставиться бухгалтерский учет или внутренняя отчетность (для многих приобщение к четкой структуре означает, в первую очередь, прописывание правил). В этом случае возникает основной недостаток бюрократической схемы — формализм.

Низкая мотивация персонала в автократической фирме также может быть источником формализма. "Крайний" автократ прописывает правила и штрафует за их несоблюдение, потому что это единственный способ поддержать производственную дисциплину. Решение является вынужденным и только уменьшает энтузиазм работников.

В рамках функциональной структуры предприятие имеет длительную перспективу роста с изменением только распределения функций, внутренних процедур и рыночных технологий.

Эти изменения нельзя назвать "эволюционными". Они вводятся серией реформ, когда проблемы набирают "критическую массу" и должны быть решены любым способом. В итоге возникает новая структура того же функционального типа, с новыми компромиссами, потенциальными возможностями и проблемами.

Функциональная структура управления обладает следующими признаками:

Специализированное управление. Каждый орган управления (либо исполнитель) специализирован на выполнении отдельных видов управленческой деятельности (функций).
Самостоятельная управленческая роль функциональных служб — указания и распоряжения (в пределах своих полномочий) нижестоящим подразделениям.
Функциональная организация существует наряду с линейной, что создает двойное подчинение для исполнителей.
Как известно, функциональная структура обладает целым рядом серьезных достоинств, включая ее высокую экономичность. В функциональной структуре проблемы и задачи, с которыми сталкивается организация в целом, разбиваются на множество мелких составляющих по отдельным специальностям. «Кто-то там наверху» должен решать на сколько эти составляющие соответствуют задачам всей организации. Права и обязанности каждого функционального элемента такой системы точно определены. Взаимодействие в системе управления происходит в основном по вертикали, т.е. между начальником и подчиненным. Производственная деятельность и поведение персонала регламентируются инструкциями и решением руководства. Управленческая система строится на том, что вся информация о положении фирмы и ее задачах доступна только главе фирмы. Управление такой организации использует простую систему контроля, где информация поступает снизу вверх, подвергаясь последовательному усилению. Такая система наиболее эффективна в ситуациях предсказуемых и постоянно повторяющихся, например, при управлении большими производственными циклами. Информация «снизу» поступает вовремя, а управленческие решения оказываются своевременными и адекватными.

Когда возникающие проблемы и требуемые действия нельзя разложить на отдельные элементы и распределить по специалистам в соответствии с четко определенной иерархической ролью каждого, органические (= проектные, матричные, гибридные) системы адаптируются к нестабильным условиям. В этом случае сотрудники должны решать свои конкретные задачи в свете задач фирмы в целом. Значительная часть формальных характеристик отпадает, т.к. их необходимо постоянно пересматривать в результате взаимодействия с другими участниками решения данной задачи. Это взаимодействие происходит как по вертикали, так и по горизонтали. Взаимодействие между сотрудниками напоминают скорее консультацию двух коллег, чем приказ начальника подчиненному.

Достоинства функциональной структуры

Функциональная структура предусматривает создание элементов, специализирующихся на определенных функциях (передача поручений происходит по видам поставленных задач). На управляющие элементы возлагается только координация и контроль функциональных служб.

Этой структуре присущи свои преимущества, отличные от других:

а) резко упрощается подбор руководителей;

б) система позволяет подобрать в службы узких специалистов;

в) повышается качество проработки всех функциональных решений в области технологии финансовой деятельности. Конструктивных решений и т.д.;

г) вырастает роль стандартизации и нормативов в области технологий и конструирования;

д) до исполнителя доводятся все инструкции, и это позволяет правильно принимать управленческие решения;

е) система позволяет снять нагрузку с линейного персонала,

ж) высокая компетентность специалистов, отвечающих за осуществление конкретных функций;

з) рутинные задачи не требуют оперативного принятия решений.

Кроме этого достоинством функциональной структуры управления является обеспечение быстрой выдачи компетентных команд.

Недостатки функциональной структуры

Недостатки такого типа структуры невозможно не заметить:

снижение ответственности исполнителей за работу;
длительная процедура принятия решений;
сложная иерархия в структуре взаимоотношений,
на каждого руководителя приходится множество стрелок;
все управленческие решения надо согласовывать. Резко возрастает поток совещаний и голосований;
подразделения более заинтересованы в выполнении функциональных целей, чем в стратегических;
командная цепочка от руководителя к исполнителю чрезмерно растянута, что ведет к увеличению срока исполнения распоряжений и искажения при передаче информации.
Недостаток заключается еще в том, что имеется возможность получения работниками разноречивых команд, исходящих от функциональных руководителей, с неизбежной необходимостью согласования их, в том числе на уровне руководителя организации с такой структурой управления. Такая структура управления на практике нигде не используется.

Заключение

В работе были рассмотрены следующие вопросы:

Упорядоченная совокупность функций и их взаимосвязь для выполнения целей фирмы составляют функциональную структуру предприятия.

Функциональная структура предприятия зависит от особенностей производственного процесса и совершенно не зависит от размеров фирмы. В малых предприятиях функции могут объединяться (и в предельном случае могут быть возложены на одного или нескольких человек), в крупных дифференцируются.

Достоинствами функциональной структуры являются: резко упрощается подбор руководителей; система позволяет подобрать в службы узких специалистов; повышается качество проработки всех функциональных решений в области технологии финансовой деятельности. Конструктивных решений и т.д.; вырастает роль стандартизации и нормативов в области технологий и конструирования; до исполнителя доводятся все инструкции, и это позволяет правильно принимать управленческие решения; система позволяет снять нагрузку с линейного персонала, высокая компетентность специалистов, отвечающих за осуществление конкретных функций

Недостатки этой структуры следующие: снижение ответственности исполнителей за работу; длительная процедура принятия решений; сложная иерархия в структуре взаимоотношений, на каждого руководителя приходится множество стрелок; все управленческие решения надо согласовывать, возрастает поток совещаний и голосований; подразделения более заинтересованы в выполнении функциональных целей, чем в стратегических; командная цепочка от руководителя к исполнителю чрезмерно растянута, что ведет к увеличению срока исполнения распоряжений и искажения при передаче информации.

Библиографический список

Вершигора Е.Е. Менеджмент: Учеб.пособие.-2-е изд., перераб и доп.-М.: ИНФРА-М,2003, с.91-96, 152-166.
Колесник М. Менеджмент (конспект лекций). Москва: "ПРИОР", 1999, 192 с
Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента: Пер.с англ. – М.: 2001. – с. 88-138.
Непомнящий Е.Г.. Экономика и управление предприятием: Конспект лекций. – Таганрог: Изд-во ТРТУ, 1997
Фомин Г.Н. Основы экономической теории. Учебник. — М.: Русская Деловая Литература, 1999. — 464 с.

Предыдущая страница

Главная страница

К ним относится разнообразные, производственные, образовательные и т.п. предприятия и учреждения, а так же армия полиция тюрьмы.

В отличие от органов государства, они не обладают властными полномочиями и специализировано не выполняют функции управления.

МАТЕРИАЛЬНЫЕ ПРИДАКТЫ обеспечивают надлежащую работу государственного механизм.

К числу матер придатков относятся, здания, сооружения. Обеспечивает реальное функционирование государственного механизма

 

 

2. Принципы организации и деятельности государственного аппарата – это основополагающее идеи, которые служат своеобразной организационной основой его построения, функционирования и дальнейшего развития.

Принципы обладают свойством нормативности т.к. прямо или косвенно закрепляются в законах и подзаконных актах и обязательны при формировании любой системы госорганов.

К ним предъявляются следующие требования:

.Непротиворечивость, не допускающий существования двух взаимоисключающих принципов.

.Полноты, т.к. в своей системной совокупности принципы должны предопределять все наиболее важные аспекты формирования и деятельности госаппарата.

.Относительной самостоятельности, исключающей возможность взаимного дублирования нескольких принципов.

Все принципы можно поделить на социально-политические и организационные.

 

социально-политические принципы

а) Принцип разделения властей – на законодательную, исполнительную и судебную власти. В целях противодействия произволу во власти

б) демократизм – равная возможность для всех граждан влиять на государственную политику, контролировать деятельность государственных органов.

В)Гласность – постоянное и систематическое освещение средствами массовой информации деятельности гос органов.

Г)законность- все гос служащие должны неукоснительно соблюдать правовые требования, их правовые акты на могут противоречить актам.

Д) профессионализм – этот принцип предлагает наличие определенных знаний и навыков для управленческой деятельности.

Е) гуманизм – это признание ценности человека как личности, утверждения приоритета его интересов в деят гос-ва.

Ж) национальное равноправие – предопределяющий возможность занятия гос должностей на равных условиях независимо от расы, национальности, вероисповедания и т.д.

 

ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ПРИЗНАКИ

А) иерархичность (соподчинение)

Б) дифференциация и законодательная фиксирование фун и полномочий. Т.е.

Discovered

полномочия всех звеньев должны быть четко определены в правовых актах.

В) ответственность в пределах компетенции.

Г) целесообразное сочетание коллегиальности и единоначалия выборности и назначения.

Д) оптимальное соотношение отраслевых и территориальных начал управления.

 

 

3. Органов государства: понятие, признаки и классификация.

Орган гос-ва – элемент гос механизма, осуществляющие в пределах своей компетенции фун гос-ва и наделенный для этого властными полномочиями.

ПРИЗНАКИ гос-ва.

1) наделен властными полномочиями и выступает от имени гос-ва в целом.

2)обладает экономической и организационной обособленностью, самостоятельностью.

3) наделен законодательно определенной компетенций в соответствие с его назначением и местом гос механизме.

4) ему предоставлено право на издание юр актов.

5) располагают необходимыми материальными средствами для выполнения функционального назначения

6) состоит из гос служащих т.е. из людей профессионального обеспечивающих исполнения полномочий гос органов.

 

Классификация осуществления

— По порядку формирования. Первичные(наелением), производные

— по объему полномочий. Высшие(правительство) центральное (министерство) местное (органы власти)

— по широте компетенции. Органы общей компетенций (президент), органы спец компетенции (министерства)

-По порядку осущ властных полномочий. Коллегиальное и единоличные

— по организационно-правовым формам деятельности. Законодательные, испол, судебные, прокурорские

4. структура современного российского государственного аппарата РФ., его совершенствование и взаимодействие с органами самоуправления.

 

Тема №7

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
| Госаппарат

Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 211; Нарушение авторских прав?;




Читайте также:

Государственный аппарат это система органов государства, через которые государство осуществляет свою власть.

Государственный аппарат Российской Федерации основывается на принципе разделения властей. В соответствии с ним все государственные органы России подразделяются на:

• законодательные;

• исполнительные;

• судебные.

С учетом федеративного устройства России ее государственные органы также классифицируются на:

• органы государственной власти Российской Федерации (федеральные государственные органы);

• органы государственной власти субъектов Российской Федерации.

К органам законодательной власти РФ относится Федеральное Собрание парламент РФ (Государственная Дума и Совет Федерации); исполнительной власти — Президент РФ, Правительство РФ, федеральные министерства и ведомства; судебной власти — суды РФ.

Центральной фигурой в системе органов государственной власти РФ является Президент Российской Федерации.

Президент РФ выполняет двоякую функцию: возглавляет систему исполнительной власти страны;

одновременно возвышается над всеми ветвями государственной власти, служит арбитром при разрешении их споров.

Президент РФ избирается непосредственно гражданами России в ходе всенародного голосования на 6-летний срок, причем одно и то же лицо может быть избрано на эту должность не более двух раз.

К основным специальным полномочиям Президента РФ относятся: представление Государственной Думе кандидатуры на должность Председателя Правительства РФ, назначение заместителей Председателя Правительства РФ и федеральных министров на должность и освобождение их от должности; представление Государственной Думе кандидатуры для назначения на должность Председателя Центрального банка РФ, постановка перед Государственной Думой вопроса об освобождении его от должности; представление Совету Федерации кандидатуры на должность Генерального прокурора РФ, внесение в Совет Федерации предложения о его освобождении от должности;представление Совету Федерации кандидатур для назначения судьями Конституционного Суда, Верховного Суда, Высшего арбитражного суда; назначение судей федеральных судов; формирование Администрации Президента и Совета безопасности; назначение высшего командования Вооруженных Сил РФ; назначение после консультаций с комитетами и комиссиями парламента дипломатических представителей РФ за рубежом.

Также Президент РФ: издает нормативные и ненормативные указы, распоряжения, обязательные для исполнения на территории всей страны; подписывает и обнародует федеральные законы; решает вопросы гражданства; осуществляет помилование; является Верховным главнокомандующим; руководит высшей политикой, подписывает международные договоры, принимает верительные и отзывные грамоты; награждает государственными наградами, присваивает почетные и высшие специальные звания. Президент Российской Федерации имеет право распустить Государственную Думу в случаях: троекратного отклонения Государственной Думой кандидатур на должность Председателя Правительства РФ; двукратного в течение трех месяцев выражения Государственной Думой вотума недоверия Правительству РФ; неполучения доверия Правительством РФ, если вопрос о доверии поставлен перед Государственной Думой по инициативе самого Правительства.

Также высшим органом исполнительной власти в РФ (наряду с Президентом РФ и под его руководством) является Правительство РФ, которое:

• обеспечивает единую денежную, финансовую и кредитную политику в стране;

• разрабатывает и исполняет государственный бюджет, отчитывается за его исполнение;

• проводит единую государственную политику в области науки, культуры, образования, здравоохранения, социального обеспечения, экологии;

• управляет федеральной собственностью;

• охраняет и защищает права и свободы человека;

• обеспечивает оборону и безопасность;

• выполняет иные полномочия.

Председатель Правительства РФ утверждается Государственной Думой РФ по представлению Президента РФ, а федеральные министры назначаются Президентом РФ. Высшим законодательным и представительным органом РФ является Федеральное Собрание парламент РФ, который состоит из. двух палат:

• Государственной Думы; • Совета Федерации.

Государственная Дума состоит из 450 депутатов, которые избираются на 5 года по смешанной мажоритарно-пропорциональной системе. В целом компетенцию Государственной Думы и Совета Федерации можно свести к двум основным функциям:

• принятие федеральных законов; • формирование других государственных органов (назначение должностных лиц).

Среди важнейших должностных лиц палаты Федерального Собрания назначаютГосударственная Дума:

• Председателя Правительства РФ; • Председателя Центрального банка РФ;

• Председателя Счетной палаты РФ и половину ее аудиторов; • Уполномоченного по правам человека; Совет Федерации:

• Генерального прокурора РФ; • судей Конституционного Суда, Верховного Суда, Высшего арбитражного суда;

• заместителя Председателя Счетной палаты РФ и половину ее аудиторов.

Правосудие в РФ осуществляется путем конституционного, гражданского, административного, уголовного судопроизводства только судом.

Судьи (суды) в РФ относятся исключительно к федеральным органам государственной власти. Осуществление правосудия иными органами, кроме судов (судей), не допускается, как и судами, не входящими в единую судебную систему РФ и не предусмотренными Конституцией РФ и законами.

Высшими органами судебной власти в РФ являются:

• Конституционный Суд РФ высший судебный орган конституционного контроля;

• Верховный Суд РФ высший судебный орган по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции;

• Высший арбитражный суд РФ высший судебный орган по разрешению экономических споров.

Прокуратура РФ представляет собой особый централизованный государственный орган, возглавляемый Генеральным прокурором РФ и подчиненными ему нижестоящими прокурорами и служащий для контроля и надзора за состоянием законности в стране, поддержания правопорядка.

Помимо федеральных органов государственной власти в субъектах РФ имеются органы государственной власти субъектов РФ. Их наименование, компетенцию, структуру субъекты РФ устанавливают самостоятельно, но с соблюдением тех же принципов, на которых построены федеральные органы государственной власти (например, с соблюдением принципа разделения властей).

Обычно данными органами являются:

• глава субъекта РФ; • законодательный (представительный) орган субъекта РФ;

• органы исполнительной власти (администрация) субъекта РФ.

В субъектах РФ действуют федеральные судебные и прокурорские органы. В государственный аппарат РФ помимо органов государственной власти РФ, субъектов РФ, их должностных лиц входят иные органы и должностные лица, обслуживающие их деятельность.

Государственный аппарат РФ работает как единая система и имеет целью реализацию функций государства.

Итак, рассмотрены все составляющие формы государства. Еще раз перечислим их:

1.

Структура и функции аппарата управления

Форма правления.

2. Форма государственного устройства.

3. Политический режим.

Эти три составляющих и образуют государство, то есть говорят о способах организации власти, о ее источнике; о том, какую форму примет административно-территориальное деление государства, о содержании власти, о ее отношениях с народом.

Именно поэтому каждое государство следует характеризовать в комплексе, рассматривая его со всех трех точек. Только тогда можно говорить о четко определенной форме государства.

Это можно хорошо проиллюстрировать на примере Российской Федерации, в новой Конституции которой форма государства определяется сразу (ст.1) и довольно четко: "Российская Федерация — Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления".

Таким образом, декларируется, что в Российской Федерации господствует демократический политический режим (и, соответственно, ей присуще все то, что присуще демократическому политическому режиму: признание воли народа единственным источником государственной власти; осуществление государственной власти на основе принципа разделения властей; выборность и сменяемость государственной власти). Формой государственного устройства является федерация, а формой правления в России — республика.


⇐ Предыдущая45464748495051525354Следующая ⇒


Дата публикования: 2015-02-18; Прочитано: 832 | Нарушение авторского права страницы



studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2018 год.(0.002 с)…

23. Механизм государства: понятие и структура

Механизмом государства называют систему государственных органов и организаций, действующую на основе единых, законодательно закрепленных принципов, призванную реализовывать государственную власть, выполнять функции и решать задачи государства.

Для изучения механизма государства используют структурно-функциональный подход. Он представляет собой одно из направлений системного анализа и базируется на исследовании структуры и функций механизма государства в их взаимосвязи, определяет роль и место элементов системы.

Признаки механизма государства:

1) наличие системы государственных органов, которая базируется на принципе разделения властей в организации и деятельности государственного аппарата;

2) сложная структура;

3) взаимообратная связь между функциями государства и государственным механизмом;

4) решение задач по обеспечению управления государством и выполнению государственных функций.

Структуру механизма государства составляют следующие виды (группы, подразделения) государственных органов:

1) государственные органы, которые связаны между собой отношениями соподчинения и наделены правами совершать действия от имени государства:

– органы представительной власти;

– органы исполнительной власти;

– судебные органы;

– контрольно-надзорные органы;

2) государственные учреждения, которые не обладают властными полномочиями и специально не исполняют функции по управлению, но на основании государственной собственности, а также властных распоряжений вышестоящих органов они осуществляют функции в области производства, культуры, науки, образования, здравоохранения и т. д.:

1) государственные учреждения и организации, осуществляющие организационно-распорядительные и социально-культурные функции в областях здравоохранения, образования, культуры, науки;

2) государственные предприятия и организации, сформированные для производства разной продукции, а также для оказания услуг населению страны;

3) государственные гражданские служащие – те лица, которые профессионально занимаются управлением государства, поэтому занимают назначенную государственную должность;

4) здания, сооружения и различное оборудование, которое обеспечивает в соответствии с научно-техническим уровнем действительное функционирование механизма государства.

Механизм государства действует на основе принципа разделения властей, который заключается в том, что государственная власть делится на следующие ветви власти:

1) законодательная – власть, которая имеет верховный характер, так как формируется напрямую и непосредственно народом и определяет правовую базу государственной, а также общественной жизни;

2) исполнительная – та власть, которая представляет, которая занимается непосредственной реализацией, проведением в жизнь принятых законодательными органами нормативных документов;

3) судебная – власть, которая действует самостоятельно от исполнительной и законодательной, посредством судебных органов осуществляет охрану прав и свобод граждан, защищает правовые устои государственной и общественной жизни от каких-либо посягательств независимо от того, кто совершил данное нарушение.

24. Принципы организации и деятельности государственного аппарата

Принципы организации и деятельности государственного аппарата – основополагающие начала, идеи, определяющие характер функционирования и развития аппарата государства в целом. Современное государство и государственный аппарат строятся на принципах, к которым предъявляют следующие требования:

1) нормативность, что обозначает закрепление в законодательстве (прямое или косвенное) и обязательность при создании государственных органов;

2) непротиворечивость, т. е. не допускается наличие нескольких взаимоисключающих принципов;

3) полнота, в соответствии с ней происходит предва-рительное установление самых важных условий формирования и реализации деятельности государственных органов;

4) самостоятельность, не допускается возможность дублирования нескольких принципов.

Различают также две группы принципов организации и деятельности государственного аппарата: общие и частные.

Общие принципы относятся ко всему государственному механизму и подразделяются на социально-политические и организационные.

К социально-политическим принципам, в свою очередь, относят:

1) разделение властей. Выделяют три ветви власти: законодательную, исполнительную и судебную;

2) демократизм. Демократия (греч. demos – народ, kratos – власть) – народовластие.

Структура и функции аппарата управления предприятием

В соответствии с принципом всем гражданам предоставляется одинаковая возможность влиять на политику и выполнять контроль над действующими государственными органами;

3) гласность. В содержание данного принципа включается необходимость достаточной информированности общества, которая предусматривает постоянное и систематическое освещение деятельности органов государственной власти средствами массовой информации, а также право каждого на получение информации, которая непосредственно касается его законных прав и интересов;

4) законность – строгое и неуклонное соблюдение всеми государственными органами правовых предписаний, законов;

5) профессионализм и компетентность. Этот принцип предусматривает обязательное наличие знаний и навыков, научного подхода к управленческой деятельности, очень сложной и специфической;

6) гуманизм – принцип, который призван обеспечить приоритет прав и интересов личности человека и гражданина при реализации деятельности государственным аппаратом;

7) национальное равноправие, в соответствии с которым любому лицу вне зависимости от национальности, расы, вероисповедания и т. д. предоставляется возможность для замещения им государственной должности, причем на равных условиях;

8) федерализм – принцип, который закрепляет равноправность государственных органов субъектов государства с общефедеральными государственными органами.

К организационным принципам относятся:

1) иерархичность; 2) дифференциация и законодательное закрепление функций и полномочий; 3) ответственность государственных органов за принимаемые ими решения, а также за неисполнение или недобросовестное исполнение должностных обязанностей в сфере предусмотренных полномочий; 4) сочетание коллегиальности и единоначалия в принятии решений; 5) соотношение отраслевых и территориальных начал управления.

Частные принципы организации и деятельности государственного аппарата – это те, которые имеют действие только на отдельные органы механизма государства.

25. Орган государства: понятие, признаки, виды

Орган государства – это самостоятельное подразделение аппарата государственной власти, а также юридически оформленная, экономически и организационно обособленная часть государственного механизма, которая наделена государственно-властными полномочиями и имеет все необходимые средства для реализации задач и функций государства в пределах своих полномочий.

Орган государства формируется на основе нормативно-правовых документов, которые определяют принципы его организации и сферу деятельности как одного из подразделений государственного аппарата.

В соответствии с этим можно выделить следующие признаки органа государства: 1) юридически организационный и экономически определенный характер; 2) наличие собственной структуры; 3) имеет государственно-властные полномочия; 4) государственные гражданские служащие выступают от имени всего государства; 5) наделение полномочиями в конкретной сфере общественной жизни, учитывая предназначение и место в государственном механизме; 6) выполнение строго определенных государственных функций и задач; 7) обладание правом на издание юридических актов; 8) наличие нужных материальных средств; 9) реализация деятельности на базе нормативных правовых актов; 10) близкое взаимодействие с иными государственными органами.

Виды государственных органов разделяют на несколько групп в зависимости:

1) от порядка их формирования;

2) объема выполняемых полномочий;

3) широты компетенции;

4) характера организационно-правовых форм деятельности (в соответствии с принципом разделения властей);

5) числа государственных гражданских служащих;

6) времени функционирования.

В зависимости от порядка формирования государственные органы делят:

1) на первичные – к ним относят органы, которые формируются (избираются) напрямую и непосредственно населением (парламент, президент) в определенном законом порядке;

2) производные – органы, которые формируются первичными органами государства (например, правительство).

В зависимости от объема выполняемых полномочий выделяют:

1) высшие органы власти – это правительство, парламент и т. д.;

2) центральные, в частности министерства;

3) местные – государственные органы субъектов Федерации и т. п.

В зависимости от широты компетенции различают:

1) органы общей компетенции – это президент, правительство и др.;

2) органы специальной компетенции – это министерства, различные службы и агентства.

В зависимости от числа государственных гражданских служащих существуют органы:

← CtrlПредыдущая123 … 8910 … 313233СледующаяCtrl →

Государственный аппарат это система органов государства, через которые государство осуществляет свою власть.

Государственный аппарат Российской Федерации основывается на принципе разделения властей.

Маркетинг. Тест для самопроверки

В соответствии с ним все государственные органы России подразделяются на:

• законодательные;

• исполнительные;

• судебные.

С учетом федеративного устройства России ее государственные органы также классифицируются на:

• органы государственной власти Российской Федерации (федеральные государственные органы);

• органы государственной власти субъектов Российской Федерации.

К органам законодательной власти РФ относится Федеральное Собрание парламент РФ (Государственная Дума и Совет Федерации); исполнительной власти — Президент РФ, Правительство РФ, федеральные министерства и ведомства; судебной власти — суды РФ.

Центральной фигурой в системе органов государственной власти РФ является Президент Российской Федерации.

Президент РФ выполняет двоякую функцию: возглавляет систему исполнительной власти страны;

одновременно возвышается над всеми ветвями государственной власти, служит арбитром при разрешении их споров.

Президент РФ избирается непосредственно гражданами России в ходе всенародного голосования на 6-летний срок, причем одно и то же лицо может быть избрано на эту должность не более двух раз.

К основным специальным полномочиям Президента РФ относятся: представление Государственной Думе кандидатуры на должность Председателя Правительства РФ, назначение заместителей Председателя Правительства РФ и федеральных министров на должность и освобождение их от должности; представление Государственной Думе кандидатуры для назначения на должность Председателя Центрального банка РФ, постановка перед Государственной Думой вопроса об освобождении его от должности; представление Совету Федерации кандидатуры на должность Генерального прокурора РФ, внесение в Совет Федерации предложения о его освобождении от должности;представление Совету Федерации кандидатур для назначения судьями Конституционного Суда, Верховного Суда, Высшего арбитражного суда; назначение судей федеральных судов; формирование Администрации Президента и Совета безопасности; назначение высшего командования Вооруженных Сил РФ; назначение после консультаций с комитетами и комиссиями парламента дипломатических представителей РФ за рубежом. Также Президент РФ: издает нормативные и ненормативные указы, распоряжения, обязательные для исполнения на территории всей страны; подписывает и обнародует федеральные законы; решает вопросы гражданства; осуществляет помилование; является Верховным главнокомандующим; руководит высшей политикой, подписывает международные договоры, принимает верительные и отзывные грамоты; награждает государственными наградами, присваивает почетные и высшие специальные звания. Президент Российской Федерации имеет право распустить Государственную Думу в случаях: троекратного отклонения Государственной Думой кандидатур на должность Председателя Правительства РФ; двукратного в течение трех месяцев выражения Государственной Думой вотума недоверия Правительству РФ; неполучения доверия Правительством РФ, если вопрос о доверии поставлен перед Государственной Думой по инициативе самого Правительства.

Также высшим органом исполнительной власти в РФ (наряду с Президентом РФ и под его руководством) является Правительство РФ, которое:

• обеспечивает единую денежную, финансовую и кредитную политику в стране;

• разрабатывает и исполняет государственный бюджет, отчитывается за его исполнение;

• проводит единую государственную политику в области науки, культуры, образования, здравоохранения, социального обеспечения, экологии;

• управляет федеральной собственностью;

• охраняет и защищает права и свободы человека;

• обеспечивает оборону и безопасность;

• выполняет иные полномочия.

Председатель Правительства РФ утверждается Государственной Думой РФ по представлению Президента РФ, а федеральные министры назначаются Президентом РФ. Высшим законодательным и представительным органом РФ является Федеральное Собрание парламент РФ, который состоит из. двух палат:

• Государственной Думы; • Совета Федерации.

Государственная Дума состоит из 450 депутатов, которые избираются на 5 года по смешанной мажоритарно-пропорциональной системе. В целом компетенцию Государственной Думы и Совета Федерации можно свести к двум основным функциям:

• принятие федеральных законов; • формирование других государственных органов (назначение должностных лиц).

Среди важнейших должностных лиц палаты Федерального Собрания назначаютГосударственная Дума:

• Председателя Правительства РФ; • Председателя Центрального банка РФ;

• Председателя Счетной палаты РФ и половину ее аудиторов; • Уполномоченного по правам человека; Совет Федерации:

• Генерального прокурора РФ; • судей Конституционного Суда, Верховного Суда, Высшего арбитражного суда;

• заместителя Председателя Счетной палаты РФ и половину ее аудиторов.

Правосудие в РФ осуществляется путем конституционного, гражданского, административного, уголовного судопроизводства только судом.

Судьи (суды) в РФ относятся исключительно к федеральным органам государственной власти. Осуществление правосудия иными органами, кроме судов (судей), не допускается, как и судами, не входящими в единую судебную систему РФ и не предусмотренными Конституцией РФ и законами.

Высшими органами судебной власти в РФ являются:

• Конституционный Суд РФ высший судебный орган конституционного контроля;

• Верховный Суд РФ высший судебный орган по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции;

• Высший арбитражный суд РФ высший судебный орган по разрешению экономических споров.

Прокуратура РФ представляет собой особый централизованный государственный орган, возглавляемый Генеральным прокурором РФ и подчиненными ему нижестоящими прокурорами и служащий для контроля и надзора за состоянием законности в стране, поддержания правопорядка.

Помимо федеральных органов государственной власти в субъектах РФ имеются органы государственной власти субъектов РФ. Их наименование, компетенцию, структуру субъекты РФ устанавливают самостоятельно, но с соблюдением тех же принципов, на которых построены федеральные органы государственной власти (например, с соблюдением принципа разделения властей).

Обычно данными органами являются:

• глава субъекта РФ; • законодательный (представительный) орган субъекта РФ;

• органы исполнительной власти (администрация) субъекта РФ.

В субъектах РФ действуют федеральные судебные и прокурорские органы. В государственный аппарат РФ помимо органов государственной власти РФ, субъектов РФ, их должностных лиц входят иные органы и должностные лица, обслуживающие их деятельность.

Государственный аппарат РФ работает как единая система и имеет целью реализацию функций государства.

Итак, рассмотрены все составляющие формы государства. Еще раз перечислим их:

1. Форма правления.

2. Форма государственного устройства.

3. Политический режим.

Эти три составляющих и образуют государство, то есть говорят о способах организации власти, о ее источнике; о том, какую форму примет административно-территориальное деление государства, о содержании власти, о ее отношениях с народом.

Именно поэтому каждое государство следует характеризовать в комплексе, рассматривая его со всех трех точек.

Только тогда можно говорить о четко определенной форме государства.

Это можно хорошо проиллюстрировать на примере Российской Федерации, в новой Конституции которой форма государства определяется сразу (ст.1) и довольно четко: "Российская Федерация — Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления".

Таким образом, декларируется, что в Российской Федерации господствует демократический политический режим (и, соответственно, ей присуще все то, что присуще демократическому политическому режиму: признание воли народа единственным источником государственной власти; осуществление государственной власти на основе принципа разделения властей; выборность и сменяемость государственной власти). Формой государственного устройства является федерация, а формой правления в России — республика.


⇐ Предыдущая45464748495051525354Следующая ⇒


Дата публикования: 2015-02-18; Прочитано: 835 | Нарушение авторского права страницы



studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2018 год.(0.002 с)…

Политический словарь

Аппарат Государственный

Аппарат Государственный(лат. apparatus — оборудование) — совокупность учреждений, организаций, их работников, осуществляющих обслуживание сферы государственного управления всех уровней. Выделяют центральный, федеральный государственный аппарат и аппарат субъектов федерации. Существуют аппараты негосударственных органов управления общественно-политической жизнью. К ним относятся аппараты политических партий, общественных организаций и движений, а также органов местного самоуправления. Государственный аппарат реализует две основные взаимосвязанные функции. Во-первых, он осуществляет решения руководства, политических элит и тем самым связывает их с населением. Во-вторых, через него проходит обратная связь населения с институтами государственной власти. Подобная роль, относительная независимость аппарата подчеркивают его особую значимость и необходимость в процессе государственного управления и руководства всех ветвей государственной власти. Особо важное место занимает аппарат в системе органов исполнительной власти, поскольку в ней реализуются решения законодательной и судебной ветвей государственной власти. В настоящее время в данной системе происходит обновление аппарата федеральных и региональных органов исполнительной власти в России. Однако процесс обновления кадров проходит быстро, бессистемно, в результате чего часть руководящего аппарата не имеет необходимой профессиональной компетентности (юридического образования, управленческой квалификации, достаточного опыта в области государственного управления). Определенный закон «Об основах государственной службы Российской Федерации» от 31 июля 1995 г. устанавливает правовые основы организации государственной службы и основы правового положения государственных служащих РФ. В нем, в частности, отмечается, что кадровая служба государственного органа обеспечивает проведение конкурсов по замещению вакантных должностей государственной службы, аттестации, прохождение государственными служащими испытания при замещении государственных должностей государственной службы; анализирует уровень профессиональной подготовки государственных служащих, организует переподготовку (переквалификацию) и повышение квалификации государственных служащих и другие ее полномочия, что сможет повысить качество деятельности государственных служащих.

Аппарат Государственный`Бизнес словарь`

система органов государства, осуществляющих управление страной.

АППАРАТ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ`Энциклопедия социологии`

АППАРАТ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

англ. state/apparatus, state; нем. Staatsapparat. Совокупность государственных органов, осуществляющих функции государства и его классовые задачи (представительные и исполнительные органы государственной власти, прокуратура, суды, армия, органы госбезопасности и др.).

Antinazi.Энциклопедия социологии, 2009

Аппарат Государственный`Энциклопедический словарь экономики и права`

Аппарат Государственный`Энциклопедический словарь конституционного права`

Аппарат Государственный`Социологический словарь`

— англ.

Организационная структура управления

state/apparatus, state; нем. Staatsapparat. Совокупность государственных органов, осуществляющих функции государства и его классовые задачи (представительные и исполнительные органы государственной власти, прокуратура, суды, армия, органы госбезопасности и др.).

Аппарат государственный`Политология. Словарь.`

АППАРАТ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

(см. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АППАРАТ).

Энциклопедический словарь экономики и права2005

АППАРАТ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

совокупность всех органов государства, вне зависимости от их видов и уровней. (С. А.)

Энциклопедический словарь конституционного права2011

Аппарат государственный

(лат. apparatus – оборудование) – совокупность учреждений, организаций, их работников, осуществляющих обслуживание сферы государственного управления всех уровней.

Выделяют центральный, федеральный государственный аппарат и аппарат субъектов федерации. Существуют аппараты негосударственных органов управления общественно-политической жизнью. К ним относятся аппараты политических партий, общественных организаций и движений, а также органов местного самоуправления. Государственный аппарат реализует две основные взаимосвязанные функции. Во-первых, он осуществляет решения руководства, политических элит и тем самым связывает их с населением. Во-вторых, через него проходит обратная связь населения с институтами государственной власти. …

Аппарат Государственный`Юридический словарь`

— в науке конституционного права система органов, практически осуществляющих функции государства. В узком смысле — совокупность исполнительных (административных) органов власти, выполняющих повседневное управление государством.

Аппарат Государственный`Экономический словарь`

см. государственныйаппарат.

Добавить комментарий