Социальная группа — Википедия

Большие социальные группы — это общности людей, отличающиеся от малых групп наличием слабых постоянных контактов между всеми ее представителями, но объединенные и сплоченные зачастую не меньше, а иногда даже сильнее, и потому оказывающих существенное влияние на общественную жизнь.

Особенностями больших социальных групп являются следующие:

1. Они постоянно развиваются и совершенствуются;

· Они имеют сугубо специфические интересы;

· Они вырабатывают для себя и для всех своих членов набор социальных норм и требований к их представлениям, регулирующие внутренние и внешние взаимодействия;

· Они имеют свою сложную и всеми средствами поддерживаемую в эффективном состоянии ролевую структуру.

Большие социальные группы многочисленны и разнообразны по своему происхождению и формам активности. Их делят на два принципиально разных подтипа:

· Организованные большие социальные группы.

В них включают этносы, социальные классы, профессиональные группы, половозрастные группы (например, молодежь, женщины, пожилые люди и т.п.), политические и общественные организации, религиозные конфессии. Эти группы отличает закономерность возникновения, развитие с точки зрения истории групп и длительность существования.

· Неорганизованные, стихийные большие группы.

В социально-психологической литературе выделяют как стихийно возникшие группы — толпу, массу, публику. Неорганизованные группы так же имеют собственные особенности. Эти общности возникают достаточно случайно, в них существует общее эмоциональное пространство, но существуют они крайне кратковременно. Поскольку такие группы возникают стихийно, у них нет четкой цели, но они могут быть весьма активны.

Следует отметить, что история научного этапа социальной психологии ведет свой отсчет именно с момента анализа таких групп. В качестве примера, можно привести, десятитомный труд Вильгельма Вундта "Психология народов" или "Психологию масс" Густава Лебона.

Существенный вклад в исследование психологии больших социаль­ных групп внесен концепцией "социальных представлений", разра­ботанной во французской психологической школе (С.Московичи).

Под социальным представлением в этой концепции понимается обыденное представление какой-либо группы о тех или иных социальных явлениях, т.е. способ интерпретации и осмысления повседневной реальности (Г.М.Андреева).

При помощи социальных пред­ставлений каждая группа строит определенный образ социального мира, его институтов, власти, законов, норм. Через анализ социальных пред­ставлений различных больших групп познается их психологический облик.

Принципиальное различие между большими организованными и неорганизованными группами обнаруживаются в механизмах, регулирующих внутригрупповые процессы.


⇐ Предыдущая234567891011Следующая ⇒


Дата публикования: 2015-02-18; Прочитано: 2721 | Нарушение авторского права страницы



studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2018 год.(0.001 с)…

Большие и малые группы: понятие, виды, сходство и отличие

Страница 1

Материалы и статьи » Социология как наука о явлениях и процессах в обществе » Большие и малые группы: понятие, виды, сходство и отличие

Общество представляет собой совокупность самых разных групп: больших и малых, реальных и номинальных, первичных и вторичных. Группа — это фундамент человеческого общества, поскольку и само оно — одна из таких групп. Численность групп на Земле превышает численность индивидов. Это возможно потому, что один человек способен состоять в нескольких группах одновременно.

Социальная группа

— это совокупность людей, имеющих общий социальный признак и выполняющих общественно необходимую функцию в общей структуре общественного разделения труда и деятельности. Такими признаками могут быть пол, возраст, национальность, раса, профессия, место жительства, доход, власть, образование и т.п.

Это понятие является родовым по отношению к понятиям "класс", "социальный слой", "коллектив", "нация", а также по отношению к понятиям этнической, территориальной, религиозной и другим общностям, так как фиксирует социальные различия, возникающие между отдельными совокупностями людей. Первые попытки создания социологической теории групп были предприняты в конце XIX — начале ХХ века Э. Дюркгеймом, Г. Тардом, Г. Зиммелем, Л. Гумпловичем, Ч. Кули, Ф. Теннисом.

В реальной жизни понятию "социальная группа" даются самые различные толкования. В одном случае этот термин применяется для обозначения сообщества индивидов, физически и пространственно находящихся в одном месте. Примером такого сообщества могут быть индивиды, едущие в одном вагоне, находящиеся в определенный момент на одной улице или проживающие в одном городе.

Такое сообщество называется агрегацией. Агрегация

— это некоторое количество людей, собранных в определенном физическом пространстве и не осуществляющих сознательных взаимодействий.

Некоторые социальные группы появляются непреднамеренно, случайно.

Такие спонтанные, неустойчивые группы называются квазигруппами. Квазигруппа

— это спонтанное (неустойчивое) образование с кратковременным взаимодействием какого-либо одного вида.

Значимость социальной группы для индивида заключается прежде всего в том, что группа — это определенная система деятельности, заданная ее местом в системе общественного разделения труда. В соответствии с местом в системе общественных отношений в социологии выделяются большие и малые социальные группы.

Большая группа

— это группа с большим числом членов, основанная на различных типах социальных связей, не предполагающих обязательных личных контактов. Можно выделить несколько типов больших групп. Во-первых, это номинальные группы. Номинальные группы

(от лат.

Виды больших социальных групп

nomen — имя, наименование) — совокупность людей, выделяемая для целей анализа по какому-нибудь признаку, не имеющему социального значения. К ним относятся группы условные и статистические — некоторые конструкции, используемые для удобства анализа. Если признак, по которому выделяются группы, выбран условно (например, блондины и брюнеты), то такая группа является чисто условной. Если признак существенен (профессия, пол, возраст), она приближается к реальным группам.

Во-вторых, большие реальные группы. Реальная группа

— это такие общности людей, которые способны к самодеятельности, т.е. могут действовать как единое целое, объединены общими целями, осознают их и стремятся их удовлетворить совместными организованными действиями. Это группы типа класса, этноса и другие сообщества, которые образуются на основе совокупности существенных признаков.

Малая группа— это небольшая по размерам группа, в которой отношения выступают в форме непосредственных личных контактов и члены которой объединены общей деятельностью, что является основой для возникновения определенных эмоциональных отношений, особых групповых норм, ценностей, способов поведения. Наличие непосредственных личных контактов ("лицом к лицу") каждого с каждым служит первым группообразующим признаком, превращающим эти объединения в социально-психологическую общность, члены которой обладают чувством принадлежности к ней. Например, студенческая группа, школьный класс, бригада рабочих, экипаж самолета.

Существуют различные подходы к классификации малых групп. Выделяют первичные и вторичные группы. Первичная группа

— разновидность малой группы, отличающаяся высокой степенью солидарности, пространственной близостью ее членов, единством целей и деятельности, добровольностью вступления в ее ряды и неформальным контролем за поведением ее членов. Например, семья, группа сверстников, друзей и т.д. Впервые термин "первичная группа" был введен в научный оборот Ч.Х.Кули, рассматривавшем такую группу как первичную клеточку всей социальной структуры общества.

Страницы: 1 23

Другое по теме:

Под социальной группой понимается любая совокупность индивидов, находящихся во взаимодействии, объединенных общими интересами и оказывающих друг другу помощь. Внешние отличительные признаки социальной группы:

1) развитие;

2) определенный набор социальных норм, регулирующих взаимодействие;

3) своя ролевая структура.

Среди многообразия больших социальных групп необходимо выделить классы. В любом обществе, за исключением первобытного, существуют классы, хотя внешне они не всегда четко вы-ражены.

Классы, как известно, большие группы людей, различающиеся по месту в исторически определенной системе общественного производства, по отношению к средствам производства, по роли в общественной организации труда, а следовательно, по способам получения и размерам той доли общественного богатства, которой они располагают. Кроме того, классы различаются тем, что благодаря различию места в определенном укладе общественного хозяйства одни могут присваивать труд других.

Классообразующими признаками являлись: наличие (отсутствие) собственности на средства производства; работа на себя и других; доля общественного продукта, которая достается людям, относимым к тому или другому классу, т.е. неравенство. В соответствии с этим в капиталистическом обществе выделяли класс буржуа и люмпенов, а структуру советского общества сводили к рабочим, крестьянам и прослойке — интеллигенции. Между тем в советском обществе, как и в любом другом, наряду с общепринятыми и названными общностями людей имели место и другие, например бездомные и нищие.

Социально-психологические признаки классов следующие:

— социальный статус, означающий положение в социальной иерархии;

— определенный образ, качество и стиль жизни;

— шкала ценностей, система потребностей и интересов;

— традиции, установки, картины мира, стереотипы, привычки и круг общения;

— социальная этика, сленг, жаргон.

Классовая структура общества — явление не статичное. Она зависит от типа государства, экономики и общества.

В настоящее время широкое распространение получила теория постиндустриального общества, которая предусматривает деление всего общественного развития на три этапа: доиндустриальное, индустриальное, постиндустриальное.

В доиндустриальном обществе ведущую роль играет сельскохозяйственная сфера с церковью и армией как главными институтами общества.

В индустриальном обществе главное место занимает промышленность. Переход от индустриального к постиндустриальному обществу определяется рядом факторов: поворотом от товаропроизводящей экономики к обслуживающей, что означает превосходство сферы услуг над сферой производства; изменением социальной структуры общества (классовое деление уступает место профессиональному).

Собственность как критерий социальной стратификации общества постепенно теряет свое значение, решающим становится уровень образования. Признавая ценность концепциипостиндустриального общества, тем не менее нельзя не видеть ее утопичность.

Вопрос о больших социальных группах имеет различные аспекты:

а) политический;

б) экономический;

в) социологический;

г) социально-психологический.

В рамках социально-психологического подхода большие социальные группы характеризуются с точки зрения их статуса, функций, качества жизни, корпоративности, а также образа жизни,культуры, демократичности, открытости, мобильности и вместе с тем неравенства.

Традиционно ведущими признаками больших социальных групп считались их потребности и интересы, которые в данном случае рассматриваются как групповые социально-психологические явления. Как правило, их освещение производилось с идеологических позиций. При этом интересы предпринимателей характеризовались как алчные, как интересы эксплуататоров, а рабочих — как движущая сила общественного процесса. Разумеется, таким упрощенным образом нельзя объяснять интересы больших социальных групп. Подобной антитезы на самом деле нет. Во всяком случае это характерно для периода первоначального накопления капитала.

В развитых странах противоречия между классами сглажены, но тем не менее существуют.

Степень удовлетворения потребностей больших социальных групп выражается в коэффициенте их жизнестойкости. Он определяется путем учета таких показателей, как средняя продолжительность жизни, уровень детской смертности, распространенность генетических уродств, качество продуктов, концентрация предприятий тяжелой промышленности на единицу территории, процент бюджетных затрат на социальные и экономические программы и т.д. Данный коэффициент определяется по шестибалльной шкале. На сегодняшний день «пятерку» не получила ни одна страна в мире. Что касается Швеции и стран Бенилюкса, то жизнестойкость населения этих стран оценена в «четыре» балла. Этот факт говорит о том, что социальная система, построенная на социал-демократической основе, позволяет удовлетворять и гармонизировать потребности и интересы больших социальных групп. Таким образом, идея конвергенции капитализма и социализма — не очередная утопия, а реальность. Что же касается концепции общечеловеческих ценностей, то она достижима лишь в том слу-чае, если решен вопрос о витальных (жизненных) потребностях конкретных социальных групп, т. е. неравенства последних.

Интересы классов выражают партии, которые создаются четко в структурированном о ществе. Причины объединения людей в партии связаны с психологией влечения к власти. Не случайно под партией подразумевают любую политическую группу, представленную на выборах, через которые она способна поставить своих кандидатов у власти.

Многопартийность — основа демократического общества. Монополизм как в политике, так и в экономике губителен для общественного развития. Однако многопартийность значительно услож-няет общественную жизнь и без наличия определенной культуры превращается в хаос, источник опасности для общества из-за конфронтации и борьбы за власть.

Переход к рынку привел к значительному расслоению общества. Появились классы — «новых русских», предпринимателей и т.д. Но этот неизбежный в общем-то исторический процесс принял деформированный характер.

Большие социальные группы

Неравенство усугубилось. Разница между материальным положением предпринимателей и остальными слоями населения достигла громадных размеров. При этом не образовался средний класс, являющийся социальным буфером между верхними и низшими классами общества. Процесс расслоения привел не только к разрыву между классами в области их материального положения, но и к криминализации предпринимательской среды и коррумпированности власти. Вместе с тем основные классы: интеллигенция, работники госбюджетной сферы, рабочий класс, крестьяне — оказались в положении люмпенов. На самом же деле при хорошо продуманных стратегии и тактики перехода к рынку должно было произойти образование самого значительного класса — среднего.

К числу больших социальных групп относятся и массовые движения — человеческие сообщества, как правило, непрочные и случайные, характеризующиеся следующими социально-психологическими признаками:

а) отсутствием организованности;

б) слабым взаимодействием между членами;

в) анонимностью.

По существу, массовые
движения — это продукт дестратификации, в котором не различаются даже группы. Люди объединяются по разным причинам, например для защиты окружающей среды. Есть движения за гражданские, потребительские права и т. п. Существуют политические, религиозные и расовые движения. Иногда движения называют «реформаторскими» или «революционными».

Среди них различаются:

1) национально-культурные общества, целью которых являются изучение и популяризация традиций прошлого и настоящего,возрождение, сохранение и развитие соответствующих культур, промыслов, ремесел, социально-этнической самобытности;

2) профессиональные общества (например, ассоциация «Анти СПИД»), создаваемые, как правило, с целью объединения усилий специалистов в некоторой области для распространения и развития конкретного научного направления. К таким движениям примыкают ассоциации людей, оказавшихся в тяжелом положении по какой-либо причине и объединившихся для взаимопомощи;

3) культурно-воспитательные общности, в частности «Мир через семью» и др.;

4) различные фонды, которые создаются либо по профессиональному признаку, либо по признаку благотворительной организации;

5) общности краткосрочного, оперативного действия, к которым относятся различные комитеты поддержки [6].

В тоталитарном обществе деятельность любых массовых движений подконтрольна, санкционирована и поэтому лишена смысла, гак как носит добровольно-принудительный характер.

Иной характер деятельности массовых движений в демократическом обществе. Все социальные движения здесь возникают в связи с наличием недовольства чем-либо, например задержкой зарплаты. Иными словами, социальные движения образуются в связи с возникновением социальных конфликтов [4].

Для примера можно взять профсоюзное и молодежное движение. На протяжении семидесяти лет профсоюзы рассматривались как «школа коммунизма». Нельзя сказать, что они не защищали интересы трудящихся, но были фактически зависимы от партии. Иное дело — независимые профсоюзы. Психология их членов отличается от других объединений. Для обеспечения прав и интересов своих членов они имеют денежный фонд и могут объявлять забастовки, стачки. Для этих целей избираются стачкомы.

Забастовка может принимать массовый характер и охватывать не только работников какой-либо организации, но и всю страну. В таком случае говорят о гражданском неповиновении. Забастовочное движение, как правило, отличается единством целей и требований, материальной психологической поддержкой, групповой идентификацией, эмпатией и в то же время наличием конфликтных интересов по отношению к другим социальным группам. Здесь максимально проявляется эффект, связанный с «Мы» и «Они».

Разумеется, молодежные движения отличаются от деятельности профсоюзов. Они, как правило, образуются на почве интереса к какому-либо жанру эстрадной музыки, спортивной команде (речь идет о так называемых «фанатах») и т.д.


⇐ Предыдущая36373839404142434445Следующая ⇒


Дата публикования: 2014-11-18; Прочитано: 221 | Нарушение авторского права страницы



studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2018 год.(0.002 с)…

Типология социальных групп.

⇐ Предыдущая12

Социальная группа – это совокупность людей, определенным

образом взаимодействующих друг с другом, осознающих свою

принадлежность к данной группе и считающихся членами данной

группы с точки зрения других.

В социологии различают первичные и вторичные группы.

Первичные – такие группы, которые характеризуются тесными,

непосредственными связями и сотрудничеством (семья, игровая группа

детей, соседство). Для таких групп характерно психологическое

слияние в некое целое «мы», проявляющееся в определенном типе

сопереживания. Эти группы первичны в том смысле, что они дают

индивиду самый ранний опыт социального единства (семья, друзья) и

для которых личность выступает как уникальная.

Вторичные группы характеризуются отсутствием

непосредственных эмоциональных связей, взаимодействия в них

обусловлены стремлением к определенным целям, в них главную роль

играют не личностные качества людей, а их умение выполнять

определенные функции. Поэтому личность здесь рассматривается не

как уникальная, а выступает в качестве функционера, которого можно

заменить на другого человека.

Различают также социальные группы как малые, так и большие.

Малая группа – это относительно небольшое число индивидов,

непосредственно взаимодействующих друг с другом и объединенных

общими целями, интересами, ценностными ориентациями. Малые

группы подразделяются на формальные, в которых четко определены

позиции и роли их членов, руководствующихся определенными

групповыми нормами и ожиданиями (трудовой коллектив), и

неформальные, складывающиеся стихийно, характеризующиеся

отсутствием предписанных статусов, ролей, властных отношений

(группа друзей). Специфический вид малой группы – референтная

группа, в которую индивиды не включены реально, но с которой

соотносят себя как с эталоном и на нормы, ценности, оценки, мнения

которой ориентируются в своем поведении (например, подражание

подростков поведению группы рокеров).

Большая группа – реальная, значительная по размерам и сложно

организованная общность людей, вовлеченная в общественную

деятельность (коллектив вуза, предприятия, население страны).

Толпа (квазигруппа) обладает следующими характеристиками:

случайность, стихийность образования, неустойчивость

взаимодействия, анонимность (индивид чувствует себя неузнанным в

толпе), преобладание эмоций над разумом, повышенная внушаемость.

Толпа – это бесструктурное скопление людей, лишенных осознаваемой

общности целей, но связанных между собой ситуативной общностью,

сходством эмоциональных состояний и общим объектом внимания.

Существуют следующие механизмы взаимодействия и поведения

индивидов в группе: социальное давление, способствующее

конформизму, и социальная сплоченность.

Социальное давление – принуждение индивида к определенному

поведению. Самое простое решение этой проблемы для человека

состоит в подчинении групповому давлению. Таким образом,

социальное давление порождает конформизм, под которым

понимается принятие индивидом определенного стандарта, мнения,

свойственного группе, склонность подстраивать свои суждения и свое

поведение под мнение большинства. Позицией, противоположной

конформизму, является самостоятельность, независимость,

устойчивость к групповому давлению. На степень конформизма

влияют: особенности индивида (возраст, пол, низкая самооценка, менее

развитый интеллект, более низкий уровень развития сознания и др.);

характер ситуации; состав, структура группы (размер группы, степень

сплоченности, место человека в структуре группы и др.).

Сплоченность – групповой процесс, характеризующий степень

включения индивидов в совместную групповую деятельность. Она

выражается в высокой степени взаимных симпатий; единстве

интересов, взглядов, ценностных ориентаций; единстве целей

групповой деятельности.

Семья рассматривается как малая социальная группа и

социальный институт. Семья – основанное на кровном родстве, браке

или усыновлении объединение людей, связанное общностью быта и

взаимной моральной ответственностью. Брак – это правовое

отношение между мужчиной и женщиной, порождающее их права и

обязанности по отношению друг к другу и к детям.

< i>Структура семьи – совокупность отношений между всеми ее

членами. В социологии есть ряд параметров, на основе которых можно

сравнивать различные семейные структуры: форма семьи, форма брака,

тип властной структуры, предпочитаемый партнер и др.

Форма семьи может быть классифицирована по разным

основаниям. По составу семья бывает нуклеарная (простая) и

расширенная. Нуклеарная семья состоит из родителей и детей,

находящихся на их иждивении. В большинстве обществ нуклеарная

семья считается основным социальным объединением. Расширенная

семья включает нуклеарную семью и других родственников, например,

дедушку и бабушку, внуков, дядю, тетю, двоюродных братьев и сестер.

В зависимости от формы выделяют следующие типы брака:

моногамия (брак между одним мужчиной и одной женщиной);

полигамия (брак между одним и несколькими индивидами: полигиния —

брак между одним мужчиной и несколькими женщинами и полиандрия

— брак между одной женщиной и несколькими мужчинами); групповой

брак (брак между несколькими мужчинами и несколькими

женщинами).

В зависимости от типа властной структуры может быть:

патриархальная (власть принадлежит мужчине); матриархальная

(власть принадлежит женщине); эгалитарная семья (власть

распределяется между мужем и женой почти в равной мере). В

последние годы произошел переход от патриархальной семьи к

эгалитарной. Это главным образом обусловлено увеличением числа

работающих женщин и ростом их экономической самостоятельности

во многих индустриально развитых странах.

В зависимости от предпочитаемого партнера выделяют

экзогамный (партнеры принадлежат к разным группам) и эндогамный

брак (заключается брак внутри определенных групп, например, касты,

религиозной группы и т.

д.). Самое известное правило эндогамии –

запрет кровосмешения (инцеста), исключающий брак и половые связи

между близкими родственниками (между ребенком и родителем,

родными братом и сестрой и другими близкими родственниками).

Кроме супружеского брака, в современном постсоветском

обществе существуют и некоторые другие типы семейно-брачных

отношений, например, неполные материнские семьи. Достаточно

широкое распространение получили в последнее время и

альтернативные браки, под которыми понимается длительный союз

мужчины и женщины, не имеющий юридического оформления.

Среди проблем современной семьи в Республике Беларусь можно

выделить следующие: увеличение количества разводов; снижение

рождаемости; недостаточно высокий воспитательный потенциал

вступающих в брак (рост инфантильности); возрастание численности

неполных материнских семей; экономические и бытовые проблемы и

др.

Для исследования межличностных отношений в социологии

широко используются различные методы, среди которых особую роль

играет метод социометрии, предложенный американским

исследователем Дж. Морено.

Социометрия – метод исследования структуры межличностных

отношений в малой группе путем осуществления каждым из членов

группы определенных «выборов» из всего состава группы по

заданному критерию. Критерий выбора задается социометрическим

вопросом.

69. Большие социальные группы

Например, с кем из членов группы вы чаще всего

контактируете по служебным вопросам? Все данные о таких «выборах»

заносятся в особую таблицу – социометрическую матрицу или

представляются в виде особой диаграммы. После этого

рассчитываются различного рода «социометрические индексы», как

индивидуальные, так и групповые, при помощи которых можно

рассчитать позицию каждого члена группы в системе межличностных

отношений.

Особенности социометрического метода состоят в том, что: во-

первых, можно изучать не только эмоциональные межличностные

отношения в группе, но и другие рациональные деловые отношения и

связи; во-вторых, социометрический метод может использоваться не

только для изучения малой группы, но и для исследования структуры

отношений в большой группе; в-третьих, социометрия допускает

любые методы сбора данных об отношениях членов совокупности:

наблюдение, анализ документов, но чаще всего используется опрос.

Таким образом, методика социометрии позволяет сделать

моментальный срез с динамики внутригрупповых отношений с тем,

чтобы впоследствии использовать полученные результаты для

повышения сплоченности и эффективности деятельности группы.__

 


⇐ Предыдущая12


Дата добавления: 2016-12-18; просмотров: 231 | Нарушение авторских прав


Похожая информация:


Поиск на сайте:


Большая социальная группа

Общая характеристика больших социальных групп, их классификация

Под большими социальными группами в социальной психологии понимают “…группы, сложившиеся в ходе исторического развития общества, занимающие определенное место в системе общественных отношений каждого конкретного типа общества и потому долговременные, устойчивые в своем существовании. Сразу же следует оговориться, что в общественных науках в принципе может иметь место двоякое употребление понятия "группа".

С одной стороны — это случайно, стихийно возникшие, достаточно кратковременно существующие общности, куда относятся толпа, публика, аудитория.

С другой стороны – это, прежде всего социальные классы, различные этнические группы (как их главную разновидность – нации), профессиональные группы, половозрастные группы(с этой точки зрения в качестве группы могут быть рассмотрены, например, молодежь, женщины, пожилые людии т.д.).

Классификация больших групп:

В настоящее время известно около 50 различных оснований для классификаций, среди которых можно выделить следующие:

v количество человек в группе (большие, малые, микрогруппы)

v по общественному статусу (формальные и неформальные)

v по значимости (группы членства и референтные)

v по уровню развития (ассоциации, диффузные группы,

коллективы)

v по отношению к социуму (просоциальные и асоциальные)

По количеству человек в группе

Микрогруппавключает в себя 2 или 3 человека. В социальной психологии они обычно рассматриваются через межличностные отношения. Основными связующими факторами данных групп являются : чувства дружбы, любви, симпатии, общее дело.

Малая группа– немногочисленная по составу группа, члены которой объединены общей социальной деятельностью и находятся в непосредственном личном общении, что является основой для возникновения эмоциональных отношений, групповых норм и групповых процессов. Малая группа (семья, группа друзей, класс, рабочий коллектив) является ближайшей средой формирования личности, влияющей на потребности, социальную активность и психологическое состояние человека.

Большая группа– изучается с точки зрения массовых явлений психики возникающих в толпе, массе, аудитории, публике и характеризуется кратковременным объединением большого числа лиц, часто с весьма различными интересами, но тем не менее собравшихся вместе по какому-либо поводу и демонстрирующих какие-то совместные действия. Такая группа может быть кем-то организована, но чаще возникает стихийно.К большим устойчивым социальным группам относятся представители классов, наций, профессий, возрастов.

 

По общественному статусу (формальные и неформальные)

В формальной группе строго распределены роли всех членов группы, в системе подчинения (в структуре власти): класс, рабочая бригада и т.д.

Неформальные группы складываются и возникают стихийно, где ни статусы, ни роли не представлены, где нет системы взаимоотношений по вертикали. Неформальная группа может создаваться внутри формальной. (В классе могут возникать группировки из близких друзей)

По отношению к социуму (просоциальные и асоциальные)

Просоциальные характеризуются положительным отношением к социуму.

Асоциальныехарактеризуются негативным отношением к социуму. В таких группах наблюдается авторитарное управление и противопоставление своих узких интересов общественным (группа преступников).

 

По значимости (референтные и группы членства)

Референтнаягруппа иногда понимается как группа, противостоящая группе членства, а иногда, как группа, возникающая внутри группы членства. ( Во втором случае ее называют «значимый круг общения». При этом может возникнуть ситуация, когда нормы, принятые группой, становятся лично приемлемы для индивида лишь тогда, когда они приняты «значимым кругом общения») Пример – школьный класс 20 человек, а для Петрова в этой группе Иванов, Сидоров и Николаев – желаемый круг общения – они и есть для него референтная группа.

 

 



Дата добавления: 2016-09-06; просмотров: 187 | Нарушение авторских прав


Похожая информация:


Поиск на сайте:


Психологические особенности больших групп

Для больших социальных групп, возникших как результат естественного развития общества, характерны общие признаки, отличающие их от малых групп:

· Наличие регуляторов социального поведения, которых нет в малых группах (нравы, обычаи, традиции).

· Образ жизни группы – определенное единство моделей поведения и особенностей жизненной позиции группы

· Наличие специфического языка – для этнических групп это само собой разумеющаяся характеристика, для других групп язык может выступать в форме определенного жаргона (профессионального, возрастного).

 

Психологический склад группы состоит из:

· Устойчивых элементов – темперамент, нравы, обычаи, традиции

· Эмоционально-подвижные – потребности, оценка, мнение

 

Влияние большой социальной группы на сознание ее представителей осуществляется двумя путями:

1.

Большие социальные группы.

Через личный жизненный опыт каждого члена группы, определяемый социально-психологическими условиями жизни всей группы.

2. Через общение, большая часть которого происходит в определенной социальной среде с четко выраженными чертами данной группы

 

В социальной психологии большая группа и ее изучение пока что не нашли должного развития. Это связано, прежде всего, со сложностью объекта исследования, характеристикой предмета изучения социальной психологии. С 60-70-х годов 20 века к большим группам стали подходить с несколько другой позиции. Ряд исследователей — Дилигенский, Парыгин, Горячова, Андреева стали подходить к большой группе с разных точек зрения. Они считали, что психология малой группы и личности во многом определяется психологией большой группы. Однако, они подчеркивали, что методический арсенал изучения большой группы должен быть несколько другим, чем при изучении малых групп.

К числу важнейших психологических характеристик большой группы относится: Групповые интересы, потребности, нормы, ценности, мнения, цели.

При характеристике больших групп часто употребляют термин «психологическая общность», который употребил Б.Ф. Поршнев, имея в виду, прежде всего, определенный уровень идентификации членов данной общности, которая который на уровне взаимодействия с другими группами проявляется в чувстве – МЫ-, и чувстве – ОНИ-:

МЫ – выражает потребность отдифференцировать одну общность от другой, являясь своеобразным индикатором и осознанием принадлежности к некоторой группе.

В последние годы ряд исследователей предприняли попытку разграничения большой группы по уровню ее сплоченности и идентификации.

Дилигенский выделил три вида групп:

1. Типологические — общность людей, наделенных одним каким-либо признаком и представляющих собой простую арифметическую сумму индивидов, объединение которых не создает никакого нового социально-психологического качества. Являясь наиболее распространенной среди других видов больших групп, они имеют низкий элементарный уровень сплоченности.

2. Идентификационные – это общности, члены которых имеют групповое самосознание, сознательно отделяют одну свою группу от других. Имеют более высокий уровень развития, базируются на чувстве — МЫ -, и – ОНИ –(армяне против азербайджанцев).

3. Солидарности – самый высокий уровень психологической общности людей. Члены данных групп не просто идентифицируют себя с группой, но и обладают психологической готовностью к совместным действиям во имя групповых целей и интересов (брать винтовку и идти друг против друга – армяне против армян).

При характеристики больших групп, ряд исследователей: Андреева и Горячева, выделяют следующие структурные характеристики:

· Психический склад – как более устойчивое образование: нравы, обычаи, традиции, вкусы.

· Эмоциональная сфера – как, более подвижное, динамическое образование: потребности, интересы, настроения.

 

К отличительным особенностям изучения психологии больших групп относится то факт, что в больших группах существуют специфические регуляторы социального поведении, которых нет в малых группах (нравы, обычаи, традиции). К числу важнейших регуляторов поведения людей в больших группах можно отнести: образ жизни группы (традиции, нравы, обычаи). В рамках определенного этого образа жизни, определенную роль играют: интересы, потребности, ценности и наличие специфического языка.

Социальная психология как наука изучает общественную психологию< /u> группы, которую рассматривает как психологию большой группы.

Общественная психология является структурной единицей общественного сознания. Высшую ступень отражения общественной психологии представляет – идеология. Она означает теоретическую форму освоения социальной действительности, тогда как общественная психология возникает, опираясь на непосредственный социальный опыт определенных общественных групп.

Большое внимание характеристике общественной психологии уделял Г.В, Плеханов. Ему принадлежит пяти-членная формула, описывающая структуру общества:

1. Производительные силы

2. Производственные отношения

3. Общественно-политический строй – форма общества, выражающая производственные отношения

4. Общественная психология – определенное состояние духа и нравов, соответствующая этой форме

5. Идеология – литературные, философские и политические взгляды

 

Плеханов определял общественную психологию как преобладающие настроения чувств и умов в данном общественном классе данной страны и данного времени.

Формирование общественной психологии и сознания той или иной группы определяется двумя путями:

1. Через личный жизненный опыт каждого члена группы, определяемый социально-экономическими условиями жизни всей группы

2. Через общение, большая часть которого происходит в определенной социальной среде, с четко выраженными чертами данной группы

 

Психология любой общественной группы включает в себя определенную систему элементов:

1. Общественно-психологические свойства: потребности, интересы, идеалы, черты психического склада данной социальной группы – коллективизм, религиозность, трудолюбие, лень, индивидуализм.

2. Общественно-психологические отношения – включающие: традиции, взгляды, обычаи, общественное мнение, семейно-брачные отношения, симпатии-антипатии, деловые отношения, психологическая совместимость.

3.

Общественно-психологические состояния – массовидные эмоции, страсти, чувства, умонастроения.

4. Общественно-психологические процессы — подражание, внушение, заражение, конформность, происходящие в процессе общения.

 

В структуре психологии больших групп, к числу регуляторов поведения относятся такие феномены: стереотипы, идентификация, каузальная атрибуция, межличностная аттракция, эффект Ореола

К числу массовидных общественно-психологических явлений относятся: подражание, заражение, внушение, убеждение, мода, соревнование, конкуренция, сотрудничечство.


Дата добавления: 2017-08-01; просмотров: 431;


ПОСМОТРЕТЬ ЕЩЕ:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *