Внешний долг

Практически все государства всего земного шара прибегают к заимствованию денежных средств из вне. Такие средства в основном берутся на поддержание экономических задач. Нередко суммы, заимствованные у других государств, становятся колоссальными, и тормозят всякие экономические преобразования.

На сегодня вопрос о выплате долга является одним из острых, т.к. от этого зависит и стабильность валюты, и инвестирование, и развитие отечественного производителя и прочие. Оплата внешнего долга происходит за счет собственных средств.


Государственные деньги – это сфера страны, призванная обеспечить не только жизнеспособность населения, обеспечивающая обеспечение его потребностей, но и сфера, которая отвечает за обеспечение обороноспособности и управленческая сфера страны.

Самое главное место при распределении таких средств занимает государственный бюджет.

Государственный бюджет — это план правительства на год по расходованию государственных денег.

Бюджет пополняется в основном от уплаты средств через налогообложение. В случае, когда расходы государства превышает его доходную часть, наступает бюджетный дефицит. Ситуация, заставляющая пользоваться займами, несет в себе начало кризисной ситуации в стране.

Другими словами образование бюджетного дефицита способствует возникновению и росту долга государства. Долги государства бывают внешними и внутренними.

Внутренний долг – это обязательство государства перед резидентами страны. Ими выступают физические лица, банки и т. д.

Внешний долг – это соответственно обязательство страны перед иностранными кредитными учреждениями. Ими выступают крупные банки другого государства.

Можно сказать, что внешний долг страны – это долговое обязательство, которое выплачивается в иностранной денежной валюте. Такими обязательствами могут выступать документы в виде кредитных договоров и соглашений, подписанных с кредиторами; государственные ценные бумаги, выпущенные от имени страны; и иные соглашения и договора.

Причины возникновения внешнего долга

Причина возникновения внешнего долга не только воины, но также следствие экономических кризисов, когда налогов в бюджет не поступает, либо поступает недостаточно, но и когда имеется какой – то политический интерес, приводящий к увеличению правительственных расходов, и несущий в себе образование дефицита бюджета. Принятие столь важных решений по займу денежных средств или по погашению уже имеющегося долга, происходит на уровне правительства страны.

Поэтому исключительно важно построить политику таким образом, чтобы бремя ответственности за неверно принятое решение не ложилось на плечи обычных граждан. Через налоговые сборы, граждане передают денежные средства государству по погашению внешнего долга. Вследствие чего, внешний долг оказывает самое огромное влияние на социальную сферу страны.

К примеру, сумма внешнего долга России состоит из двух частей.

  • Первая часть — это долг бывшего СССР,
  • вторая часть – это долг уже новой России.

За всю историю существования такого долга можно выделить три этапа. Первый этап – это период с 1992—1998г.г. В этот период об сокращении долга не могло и вестись речи. Сумма долга удваивалась, еще и за счет роста новых привлеченных инвесторов.

Второй период с 1999—2001 г.г. Этот период Россию потряс кризис, вследствие чего был закрыт доступ к мировым кредитным организациям. Взять денег взаймы было негде, а отдавать требовалось обязательно. Вследствие чего внешний долг сократился с 90 до 68 млд. долларов. Третий этап – с 2001 г. В это время благодаря регулярным выплатам долг бывшего СССР снизился, в то время как долг России продолжал расти.

Госдолг стран мира 2017

Что такое официальный внешний долг?

Международная задолженность является острой проблемой мировой экономики. Экономическое положение страны в результате глобализации финансовых рынков все больше зависит от внешних источников, необходимых для покрытия дефицита государственного бюджета, внутреннего инвестирования, социально-экономических реформ, использование долговых обязательств. Мобильность и масштабы потоков капитала, зависят от уровня развития стран. Финансовые ресурсы, получаемые страной на коммерческих условиях в виде финансовой помощи, приводят к возникновению внешнего долга, поскольку требуют соответствующей оплаты.

Внешний долг — это сумма финансовых обязательств страны перед иностранными кредиторами по непогашенным внешним ссудам и невыплаченным по ним процентам.

Долгосрочные долговые обязательства страны включают:

  • государственный (официальный) внешний долг, под которым понимается сумма обязательств центральных и местных государственных органов перед внешними кредиторами по невыплаченным ссудам и процентам по них. Внешними кредиторами могут выступать правительства иностранных государств, центральные банки, правительственные структуры, международные и региональные валютно-финансовые организации;
  • долг, гарантированный государством, то есть долг частных фирм, банков, компаний, гарантом оплаты которого является государство;
  • частный негарантированный долг, то есть долг частных заемщиков, оплата которого не гарантируется государством. Он возникает в случае получения заемщиком банковских и других кредитов, путем привлечения долговых ценных бумаг на международном фондовом рынке.

Платежи из обслуживания внешнего долга обычно происходят в иностранной валюте.

Для анализа внешнего долга, способности страны, обслуживать внешний долг Мировой банк использует ряд относительных показателей:

  • отношение общей суммы внешнего долга к экспорту товаров и услуг;
  • отношение общей суммы внешнего долга к ВНД;
  • отношение платежей с обслуживания долга до экспорта товаров и услуг;
  • отношение платежей процентов к ВНД;
  • отношение международных (официальных) резервов к общей сумме внешнего долга;
  • отношение международных (официальных) резервов к импорту товаров и услуг;
  • доля краткосрочного долга в общей сумме внешнего долга;
  • доля долга международным организация в общей сумме внешнего долга;
  • доля концессионного долга в общей сумме внешнего долга.

Считается, что верхним пределом оптимума внешнего долга должно быть:

а) отношение общей суммы внешнего долга к экспорту товаров и услуг на уровне 200-250%;

б) отношение платежей по обслуживанию долга к экспорту товаров и услуг не больше 20-25%. (При расчете этих показателей учитывается только государственный и гарантированный государством долг).

К абсолютным показателям, которые позволяют обобщить и проанализировать информацию о внешней задолженности, относятся:

  • невыплаченный и распределенный долг, то есть сумма невыплаченной задолженности по кредитам, которые реально получены заемщиком по состоянию на конец года. (Это — показатель текущей внешней задолженности страны);
  • выдача кредитов, то есть получение новых кредитов заемщиком на протяжении года;
  • нераспределенный долг, то есть часть неисчерпанной должником суммы кредитов;
  • выплата основной суммы долга, то есть уплата должником части основной суммы долга на протяжении года;
  • платежи процентов, то есть выплаты должником процентов по остатку задолженности на протяжении года;
  • платежи по обслуживанию долга, то есть сумма платежей основной суммы долга и процентов по остатку задолженности, осуществленные должником на протяжении года;
  • чистые потоки, то есть получение новых кредитов за минусом выплаты должником основной суммы долга;
  • чистые трансферты, то есть получение новых кредитов заемщиком за минусом его платежей по обслуживанию долга.

Внешняя задолженность, внешний долг (external debt) – сумма долговых обязательств страны по отношению к иностранным кредиторам на определенную дату, подлежащих погашению в установленные сроки.

Погашение внешней задолженности производится в иностранной валюте, реже – в местной валюте, на которую кредитор закупает соответствующие товары и услуги. Внешняя задолженность возникает главным образом в результате внешних займов, а также в случаях национализации иностранной собственности с обязательством выплаты компенсации. Долг нерезидентам в форме ценных бумаг, размещаемых на внутреннем финансовом рынке, относится международной статистикой к внутреннему долгу.

Различают «долг официальным кредиторам» и «долг частным кредиторам». К официальным кредиторам относятся государственные финансовые институты и международные организации. В соответствии с этим официальная внешняя задолженность принимает формы двусторонней или многосторонней задолженности. Если должником является центральное правительство, то такой долг относят к категории суверенного.

Внешняя задолженность есть практически у всех стран. Однако в современных условиях эта проблема наиболее остро стоит перед развивающимися и бывшими социалистическими странами. Они периодически сталкиваются с долговыми кризисами, нарушают графики платежей, реструктуризируют долг. Наблюдение за состоянием внешней задолженности развивающихся и бывших социалистических стран, анализ этого процесса, публикация соответствующих материалов входят в обязанность Всемирного банка.

Динамика внешней задолженности развивающихся стран (с 1993 г. в нее включается также долг бывших социалистических стран) характеризуется следующими данными: в 1950 г. – 2 млрд. долл., в 1970 г. – 66, в 1980 г. – 615, в 1990 г. – 1480, в 1997 г. – 2316 млрд. долл. Наиболее крупные должники (долг свыше 100 млрд. долл.): Мексика, Бразилия, Россия, Китай, Индонезия. Три из этих стран (Мексика, Бразилия, Россия) неоднократно на многосторонней основе реструктуризировали долг в 80–90-х гг. В Индонезии проблема внешней задолженности резко обострилась в связи с валютно-финансовым кризисом 1997 г. Только Китай пока обслуживает свой долг без нарушений графика.

Размер долга в абсолютном выражении не дает полного представления о состоянии платежеспособности страны. Оно зависит от объема ресурсов, которыми располагает страна-должник, т.е. от размера и темпов роста ВВП. Но поскольку внешняя задолженность погашаются в иностранной валюте, то важным показателем платежеспособности является экспорт товаров и услуг. Исходя из этого Всемирный банк при анализе платежеспособности страны предлагает пользоваться рядом показателей. Эти показатели, как в обобщенном виде, так и по отдельным странам, представлены в публикации банка, которая до 1997 г. носила название World Debt Tables, с 1997 г.

Список стран по внешнему долгу

– Global Development Finance.

Бремя внешней задолженности измеряется следующими показателями (в %):

  1. отношением долга к ВВП;
  2. отношением долга к экспорту товаров и услуг.

На основе этих критериев страны делят на три группы: с высоким, средним и низким уровнями внешней задолженности.

К первой группе относят страны, у которых 1-й показатель выше 80% или 2-й показатель превышает 220%.

Для второй группы эти показатели колеблются в интервале соответственно между 80 и 48%, 220 и 132%. Однако в зависимости от сроков платежей страны с одинаковым бременем внешней задолженности в определенные периоды будут выплачивать различные суммы своим кредиторам. Для характеристики текущего состояния внешней задолженности вводят следующие показатели:

  • отношение платежей по погашению долга к ВВП;
  • отношение платежей по погашению долга к экспорту.

Последний показатель (норма обслуживания долга – НОД) считается наиболее важным для анализа состояния платежеспособности. Пороговой считается НОД, равная 20–25% (вместе с тем ряду стран удавалось направлять на погашение долга более 40% суммы экспорта товаров и услуг, а другие не выдерживали НОД ниже 10%). Особо выделяются процентные платежи. Размер их соотносится с ВВП и экспортом. Они дают представление о том, из каких кредитов (дорогих или дешевых) сформирована внешняя задолженность. Процентные платежи могут сильно колебаться, если привлечено много кредитов с плавающей ставкой. Кроме того, при урегулировании внешней задолженности обычно отодвигаются сроки погашения по основному долгу, а выплата процентов не прекращается.

Как дорого обходятся
стране внешние кредиты, показывает также отношение льготных кредитов к внешнему долгу.

Взрывоопасной может быть ситуация, когда страной накоплен большой краткосрочный долг. В связи с этим рассчитывается отношение краткосрочного долга к внешнему долгу. Если краткосрочный долг высок, то необходимо иметь соответствующие централизованные золотовалютные резервы. Отношение их к импорту товаров и услуг отражает состояние ликвидности. Считается, что для развивающихся стран необходимы резервы, эквивалентные 3-месячному объему импорта. В условиях валютно-финансового кризиса такие резервы оказываются недостаточны. Смысл показателя, отражающего отношение многосторонних официальных кредитов к долгу, заключается в том, что эти кредиты должны погашаться в соответствии с графиком и урегулированию не подлежат.

В тех случаях, когда основная сумма внешней задолженности относится к суверенному долгу, большое значение приобретает величина отношения платежей по погашению долга к бюджетным расходам. Приведенные показатели позволяют оценить состояние платежеспособности страны. Однако явным признаком долгового кризиса является серьезное нарушение графика платежей, влекущее за собой реструктуризацию долга.

Урегулированием долга официальным кредиторам на многосторонней основе (с участием всех или почти всех стран-кредиторов) занимается Парижский клуб. По стандартной схеме сроки платежей по основному долгу переносятся на 10–15 лет с предоставлением льготного периода 3–7 лет. Реструктуризации при стандартном варианте подлежат только платежи за 1 год (политика «короткого поводка»). При нестандартном (глобальном) варианте реструктуризируется весь долг или большая его часть. Платежи по основной сумме долга могут отодвигаться на более длительные сроки (до 25 лет).

Урегулирование долга банкам входит в компетенцию Лондонского клуба. Наиболее распространенный вариант – перевод долга, зафиксированного на счетах, в долг в форме облигаций. Используются 2 основных вида облигаций: дисконтные и паритетные. Широкое распространение получил дисконтный вид, когда при реструктуризации долга сокращается, но сохраняется плавающая процентная ставка (LIBOR). При паритетных облигациях долг не дисконтируется, но устанавливается фиксированный процент. Облигации выпускаются на срок до 30 лет. Для стран с относительно низким уровнем развития предусмотрен выкуп долга со значительной скидкой. При этом предоставляется помощь из ряда страховых и международных фондов. Таким образом, в результате процедуры перевода долга со счетов в ценные бумаги и путем его выкупа осуществляется частичное списание долга банкам. Основные правила списания долга официальным кредиторам со стороны стран с низким уровнем развития устанавливались на встречах в верхах 7 ведущих стран («большой семерки»). «Планка» эта постоянно поднималась, и с 1996 г. рекомендуется списывать странам с низким уровнем развития до 80% суммы долга. Погашение оставшейся части долга, если она относится к категории официальной помощи развитию, продлевается на срок до 40 лет с льготным периодом до 16 лет. Списание официального долга странам, не относящимся к наименее развитым, применяется редко.

Существует также практика конверсии долга в акции предприятий страны-должника. Однако она не получила широкого распространения и проводилась главным образом параллельно с приватизацией. Механизм этой операции выглядит так. Инвестор на вторичном рынке покупает со скидкой долговое обязательство, продает его центральному банку за местную валюту и на вырученные средства покупает интересующие его акции.

(См. также Оптимизация платежей по долгу)

Что такое внешний долг страны и откуда он берется?

Вне́шний долг — суммарные денежные обязательства государства, выражаемые денежной суммой, подлежащей возврату внешним кредиторам на определённую дату, то есть общая задолженность страны по внешним займам и невыплаченным по ним процентам[1]. Может взиматься:

  • правительством страны и субъектами федерации (руководством областей и городов)
  • кредитно-финансовыми организациями (банками, фондами и т.п.)
  • напрямую крупными предприятиями страны
  • у кредитно-финансовых организаций других стран

В современной редакции Бюджетного кодекса Российской Федерации, под внешним долгом понимаются все долги в иностранной валюте. Однако следует особо отметить, что зачастую такие долги могут передаваться регионам, в том числе в виде государственных программ. В данном случае долг подсчитывается при первичной передаче, чтобы избежать учёта одного заимствования повторно.

Валовой внешний долг

Валовой внешний долг (ВВД) представляет собой непогашенную сумму Нацбанка, и негосударственный (банков, национальных и акционерных компаний, в том числе нефтяных компаний – у своих материнских зарубежных компаний).[2]

Инструменты внешнего заимствования

Связь с другими макроэкономическими показателями

Обычно говоря о внешнем долге приводят его сравнение с объемом ВВП.

См. также

Примечания

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *