Возрождение в нидерландах

Своеобразным очагом искусства Возрождения 15—16 веков были Нидерланды — одна из самых богатых и передовых стран Европы, успешно соперничавшая в торговле и промышленности с городами Италии и постепенно вытеснявшая их с мирового рынка. Однако процесс формирования ренессансной культуры протекал в Нидерландах медленнее, чем в Италии, и сопровождался компромиссами между старым и новым. До конца 14 века нидерландское искусство развивалось в традиционно религиозных формах, впитывая передовые достижения французской и немецкой готики. Начало самостоятельного развития искусства относится к концу 14 столетия, когда нидерландские провинции были насильственно собраны воедино под властью бургундских герцогов (1363—1477) в независимое «промежуточное» государство, расположенное между Францией и Германией; оно включало Фландрию, Голландию и многочисленные провинции между Маасом и Шельдой.

Разнородные в этническом, экономическом и политическом отношениях, говорившие на различных наречиях романского и германского происхождения, эти провинции и их города не создали единого национального государства до конца 16 века. Вместе с бурным экономическим подъемом, демократическим движением вольных торгово-ремесленных городов и пробуждением в них национального самосознания расцветает культура, во многом сходная с итальянским Возрождением. Главными центрами нового искусства и культуры стали богатые города южных провинций Фландрии и Брабанта (Брюгге, Гент, Брюссель, Турнэ, позже Антверпен). Городская бюргерская культура с ее культом трезвого практицизма развивалась здесь рядом с пышной культурой княжеского двора, выросшей на французско-бургундской почве. Поэтому неудивительно, что главенствующее место среди североевропейских художественных школ 15 столетия заняла нидерландская живопись: художники Ян ван Эйк, Робер Кампен, Рогир ван дер Вейден, Иос ван Гент, Дирк Баутс, Альберт Оуватер, Хуго ван дер Гус, Петрус Кристус, Ханс Мемлинг, Жак Дарэ, Гертген тот Синт-Янс и другие живописцы.

Особенности исторического развития Нидерландов обусловили своеобразную окраску искусства. Феодальные устои и традиции здесь сохранялись до конца 16 века, хотя возникновение капиталистических отношении, нарушивших сословную замкнутость, привело к изменению оценки человеческой личности в соответствии с реальным местом, которое она стала занимать в жизни. Нидерландские города не завоевали той политической самостоятельности, которую имели города-коммуны в Италии. В то же время, благодаря постоянному перемещению промышленности в деревню, капиталистическое развитие захватило в Нидерландах более глубокие пласты общества, заложив основы для дальнейшего общенационального единства и укрепления корпоративного духа, связывавшего между собой определенные социальные группировки. Освободительное движение не ограничивалось городами. Решающей боевой силой в нем было крестьянство. Борьба с феодализмом приобрела поэтому более острые формы. В конце 16 века она разрослась в могучее движение Реформации и закончилась победой буржуазной революции.

Нидерландское искусство приобрело более демократический характер, чем итальянское. В нем сильны черты фольклора, фантастики, гротеска, острой сатиры, но главная его особенность — глубокое чувство национального своеобразия жизни, народных форм культуры, быта, нравов, типов, а также отображение социальных контрастов в жизни различных слоев общества. Социальные противоречия жизни общества, царство вражды и насилия в нем, многообразие противоборствующих сил обостряли осознание ее дисгармонии. Отсюда критические тенденции нидерландского Возрождения, проявляющиеся в расцвете экспрессивного и иногда трагического гротеска в искусстве и литературе, часто скрывающиеся под маской шутки «чтоб истину царям с улыбкой говорить» (Эразм Роттердамский. «Похвальное слово глупости»). Другая особенность нидерландской художественной культуры эпохи Возрождения — устойчивость средневековых традиций, определившая во многом характер нидерландского реализма 15—16 веков. Все новое, открывавшееся людям в течение длительного периода времени, применялось к старой средневековой системе взглядов, что ограничивало возможности самостоятельного развития новых воззрений, но вместе с тем заставляло ассимилировать ценные элементы, содержавшиеся в этой системе.

Интерес к точным наукам, античному наследию и итальянскому Возрождению проявился в Нидерландах уже в 15 веке. В 16 столетии с помощью своих «Поговорок» (1500) Эразм Роттердамский «разболтал тайну мистерий» эрудитов и ввел живую, исполненную свободолюбия античную мудрость в обиход широких кругов «непосвященных». Однако в искусстве, обращаясь к достижениям античного наследия и итальянцев эпохи Возрождения, нидерландские художники шли по своему пути. Интуиция заменяла научный подход к изображению природы. Разработка основных проблем реалистического искусства — освоение пропорций человеческой фигуры, построение пространства, объема и др. — достигалась путем острого непосредственного наблюдения конкретных единичных явлений. В этом нидерландские мастера шли от национальной готической традиции, которую, с одной стороны преодолевали, а с другой переосмысливали и развивали в сторону осознанного, целеустремленного обобщения образа, усложнения индивидуальных характеристик. Успехи, достигнутые нидерландским искусством в этом направлении, подготовили достижения реализма 17 века.

В отличие от итальянского нидерландское искусство Возрождения не пришло к утверждению безграничного господства образа совершенного человека-титана. Как и в средние века, человек представлялся нидерландцам неотъемлемой частью мироздания, вплетенной в его сложное одухотворенное целое. Ренессансная сущность человека определялась лишь тем, что он признавался наибольшей ценностью среди множественных явлений вселенной. Для нидерландского искусства характерны новое, реалистическое видение мира, утверждение художественной ценности действительности такой, как она есть, выражение органической связи человека и окружающей его среды, постижение тех возможностей, которыми наделяют человека природа и жизнь. В изображении человека художников интересует характерное и особенное, сфера обыденной и духовной жизни; восторженно запечатлевают нидерландские живописцы 15 века многообразие индивидуальностей людей, неисчерпаемое красочное богатство природы, ее материальное разнообразие, тонко чувствуют поэзию повседневного, незаметных, но близких человеку вещей, уютность обжитых интерьеров. Эти особенности восприятия мира проявились в нидерландской живописи и графике 15 и 16 веков в бытовом жанре, портрете, интерьере, пейзаже. В них обнаружились типичная для нидерландцев любовь к деталям, конкретности их изображения, повествовательность, тонкость в передаче настроений и вместе с тем поразительное умение воспроизвести целостную картину мироздания с его пространственной безграничностью.

Новые веяния неравномерно проявлялись в различных видах искусства. Архитектура и скульптура вплоть до 16 века развивались в рамках готического стиля. Перелом, совершившийся в искусстве первой трети 15 столетия, наиболее полно сказался в живописи. Ее величайшее достижение связано с возникновением в Западной Европе станковой картины, которая пришла на смену настенным росписям романских церквей и готическим витражам. Станковые картины на религиозные темы первоначально были фактически произведениями иконописи. В виде расписных складней с евангельскими и библейскими сюжетами они украшали алтари церквей. Постепенно в алтарные композиции стали включаться светские сюжеты, впоследствии получившие самостоятельное значение. Станковая картина отделилась от иконописи, превратилась в неотъемлемую принадлежность интерьеров зажиточных и аристократических домов.

Для нидерландских художников главное средство художественной выразительности — колорит, который открывает возможности воссоздания зрительных образов в их красочном богатстве с предельной осязаемостью. Нидерландцы чутко подмечали тончайшие различия между предметами, воспроизводя фактуру материалов, оптические эффекты — блеск металла, прозрачность стекла, отражение зеркала, особенности преломления отраженного и рассеянного света, впечатление воздушной атмосферы уходящего вдаль пространства пейзажа. Как и в готических витражах, традиция которых сыграла важную роль в развитии живописного восприятия мира, цвет служил главным средством передачи эмоциональной насыщенности образа. Развитие реализма вызвало в Нидерландах переход от темперы к масляной краске, позволившей более иллюзорно воспроизводить материальность мира.

Усовершенствование известной в средние века техники масляной живописи, разработка новых составов приписываются Яну ван Эйку. Применение масляной краски и смолистых веществ в станковой живописи, наложение ее прозрачным, тонким слоем на подмалевок и белый или красный меловой грунт акцентировали насыщенность, глубину и чистоту ярких цветов, расширяли возможности живописи — позволяли достигать богатства и разнообразия в цвете, тончайших тональных переходов.

Обладающая прочностью живопись Яна ван Эйка и его метод продолжали жить почти без изменений в 15—16 веках, в практике художников Италии, Франции, Германии и других стран.

Баутс Дирк. Картины →

Кампен Робер. Картины →

Мемлинг Ханс. Картины →

Гертген тот Синт-Янс. Картины →

История зарубежного искусства →

Ренессанс был явлением только культуры Италии до конца XV века. Однако, на рубеже XV-XVI веков культура Возрождения преодолела национальную границу Италии и быстро разлетелась среди стран Западной Европы— во Франции, Нидерландах и Германии. Каждая страна обладала своими особенностями в формировании культуры Возрождения.

Наиболее необыкновенный характер Северного Ренессанса выразился в художественной культуре Германии и Нидерландов.

Главные центры искусства: Аугсбург, Антверпен, Амстердам, Галле, Нюрнберг.

Термин «Возрождение» использовался достаточно условно в отношении культур этих стран. Так как ее образование опиралось на идеи религиозного обновления, а не на возрожденное античное наследие. Однако, сущность процессов, которые происходили и в Италии, и в данных странах была общей — становление буржуазного гуманизма, расшатывание феодального мировоззрения, рост самосознания человека.

Продвижение Северного Ренессанса осуществлялось на совершенно другой почве и запоздало на целое столетие по сравнению к итальянскому. В Италии основа гуманизма – это философо-языческие античные учения . В северных странах он базироваля на воскрешении демократической религии ранних христиан с ее требованием социального равенства. Если идеал итальянского Ренессанса — это сильный героический человек, то в северных странах — любовь христиан к ближнему. Поэтому в художественной культуре Северного Возрождения осталось намного больше черт средневекового мировоззрения, символики, религиозного чувства, она более архаична, более условна по форме и меньше знакома с античностью.

Философская основа Северного Возрождения — пантеизм (обожествление природы и вселенной).

Это учение растворяет Бога в природе, не отрицая прямо его существование, наделяет божественными атрибутами, такими, как бесконечность, вечность. Пантеисты полагали, что в каждой частичке мира есть частичка Бога, и делали вывод, что каждое проявление природы необходимо изображать.

Содержание

Искусство Нидерландов.

Такое представление привело к возникновениюв пейзажа в художественной культуре Северного Возрождения, как самостоятельного жанра.

Художники северного возрождения

Альбрехт Альтдорфер, Альбрехт Дюрер, Бернхард Штригель, Ганс Гольбейн Младший,Ганс Мемлинг, Герард Давид, Жан Фуке, Жан Эй (Муленский мастер), Иероним Босх,Иоахим Патинир, Йоахим Эйтевал, Конрад Виц, Лукас Кранах Старший, Мабюз, Мартин Шонгауэр, Питер Брейгель Старший, Робер Кампен, Рогир ван дер Вейден, Ханс Бальдунг,Хуго ван дер Гус, Ян ван Хемессен, Ян ван Эйк, Ян Провост.

В последней трети XV века в Германии возник и начал развиваться портрет в искусстве Северного Ренессанса. Немецкий портрет отличается от портретной живописи Возрождения Италии. Если итальянские художники творили идеал красоты, то немецкие мастера были равнодушны к красоте, для них основное – передавать характеры, добиться эмоционального выражения образа. В Возрождении Италии на первый план выступала сторона эстетическая, в Северном — этическая.

В творчестве Северного Ренессанса сформировался и развивался (в первую очередь в Нидерландах) такой жанр, как бытовая картина.

Нидерландские художники отличались необычайной виртуозностью письма: любая мелкая подробность представлялась с большой тщательностью. Это придавало картинам большей увлекательности для зрителя: чем больше разглядывать, тем больше искать интересных деталей.

Основное различие между Северным Возрождением и итальянским состоит в том, что для Италии характерно стремление к восстановлению античной культуры, светской образованности, освобождению от церковных догм, тогда как в Северном Возрождении на главном месте были вопросы обновления католической церкви и ее учения, религиозного совершенствования. Северный гуманизм довел до реформации и протестантизма.

Творчество. Свобода. Живопись.

Allpainters.ru создан людьми, искренне увлеченными миром творчества. Присоединяйтесь к нам!

Северное возрождение в живописи

Проголосуйте

Искусство и развлечения

Северное Возрождение и его характерные черты

21 апреля 2013

Сам термин «Возрождение» («rinascita») принадлежит историку искусства Джорджо Вазари. Позже слово было подхвачено французами и трансформировалось в Renaissance (Ренессанс) – так еще называется этот период. Временные рамки его трудно определить: считается, что он начался с великой чумой 1347 года и закончился с наступлением Нового Времени, с первой буржуазной революцией. Что именно возрождал этот период? Вазари полагал, что дух античности, мудрость греческих философов и древнеримскую культуру. Все это расцвело на территории Италии после «темных веков» — так историк окрестил период Средневековья. Трансальпийское или Северное Возрождение наступило значительно позже итальянского, и имеет свои, присущие только ему черты.

К северу от Альп на территории Западной и Центральной Европы долгое время в культуре царит готика, достигшая своего наивысшего расцвета в XIV веке («Пламенеющая Готика»). Однако на рубеже XIV и XV веков в Бургундии, начинают появляться живописцы и скульпторы, которые отходят от канонов утонченной готики. Это, прежде всего братья Лимбурги и скульптор К.Слютер. В то время герцогство Бургундия простиралось далеко за пределы теперешней французской провинции и охватывала Бельгию и Нидерланды. Поэтому нет ничего удивительного, что Северное Возрождение наиболее ярко проявилось в этих странах.

Если начало итальянского Ренессанса ученые связывают с падением Константинополя и прибытием в Италию большого количества беженцев из Византии, несших с собой греческую культуру, то страны, в которых столетие спустя наступило Северное Возрождение — Нидерланды, Германия, Франция, Англия и другие долгое время сохраняли именно средневековое мировоззрение. Если в Италии философией масс выступал антропоцентризм, то на севере от Альп – пантеизм.

Пантеизм утверждает, что Бог разлит в природе, а потому окружающий пейзаж достоин увековечения на холсте как божий атрибут. В Итальянском Ренессансе природа идеализируется, лишается специфически реалистичных деталей и часто служит лишь фоном для портрета. Северное Возрождение, стремясь запечатлеть реальные виды, порождает самостоятельный жанр в живописи – пейзаж. Особенно это направление в изобразительном искусстве расцвело под кистью немецких мастеров А. Дюрера, Л. Кранаха А. Альтдорфер, француза Ж.Фуке, голландца И. Патинира.

Портрет – еще один жанр, где наиболее ярко проявилось Северное Возрождение. Художники Г. Гольбейн-младший и Дюрер в Германии, Рогир ван дер Вейден и Ян ван Эйк в Нидердандах, Ж. Клуэ и Ф. Клуэ, Ж. Фуке во Франции пытаются передать не физическую красоту лица, но психологию изображенного на полотне человека, добиваются огромной эмоциональной выразительности образа. Следуя средневековой эстетике «безобразного», мастера часто используют гротеск, в чем превзошел более всего Иероним Босх.

Второй жанр, который породило Северное Возрождение, это бытовые сценки. В Италии крупным заказчиком предметов искусства выступала Церковь, которая хотела видеть картины на библейские сюжеты. В Нидерландах все более выступающий на политическую арену класс буржуазии перенимает эстафету: купеческие гильдии и ремесленные цехи заказывают у художников свои портреты на фоне родного города, что, в сочетании с расцветом пейзажа, порождает жанровые сценки. Крупнейший мастер бытовых сцен — Питер Брейгель-старший, называемый также «Мужицким», из-за того, что он любил изображать сценки из крестьянской жизни.

Для него и других «малых голландцев» характерна необычайная виртуозность и тщательное прорисовывание деталей.

Источник: fb.ru

Комментарии

Идёт загрузка…

Похожие материалы

Новости и общество
Политическое лидерство и его характерные черты

Политическое лидерство как социальный институт возникло давно. Подобное было обусловлено исторически, потому что возникла необходимость каким-то образом упорядочивать и согласовывать социальные интересы общества, для …

Искусство и развлечения
Псевдорусский стиль, его характерные черты и особенности развития

Псевдорусский стиль представляет собой архитектурное течение в России в 19-20 веках. Преобладающими элементами здесь становятся традиции зодчества и народного творчества. Он включает в себя несколько подгрупп, в том ч…

Новости и общество
Основные параллели Земли. Северный тропик и его география

Взглянув на глобус или карту мира, мы увидим сетку из тонких голубых линий. Среди них будут и главные параллели Земли: экватор, два полярных круга, а также Северный и Южный тропики. Подробнее о них мы расскажем в наше…

Образование
Северное полушарие и его полярные созвездия

Звезды и планеты, галактики и туманности — при взгляде на ночной небосвод часами можно наслаждаться его сокровищами. Даже простое знание созвездий и умение отыскать их на небосводе — очень полезный навык. Вам доставит…

Самосовершенствование
Характеристика личности. характеристика понятия личность и его характерных особенностей.

Характеристика личности – понятие в психологии, над которым бились многие исследователи. До сих пор не дано четкое определение данному понятию и значению его для человека. Что такое личность? В чем проявляется л…

Отношения
Векторный брак и его основные характерные черты. Отношения в таком типе союза.

Понятие векторный брак существует в астрологии. Этим термином называют союз двух представителей некоторых знаков Восточного гороскопа. Их темперамент отличается непредсказуемостью, и сущность брака такого свойства опр…

Искусство и развлечения
Ли Джордан: особенности и характерные черты персонажа

Ли Джордан описан Джоан Роулинг как темнокожий мальчик с черными волосами, заплетенными в дреды. Всем зрителям «Поттерианы» этот персонаж знаком в качестве озорного и остроумного комментатора спортивных матчей. Однако…

Искусство и развлечения
Сентиментализм в литературе, его основные черты и представители

Термином «сентиментализм» (чувственность) в искусстве принято называть мышление, особо подчеркивающее эмоциональную подоплеку всех проявлений жизни. Сентиментализм в литературе представлен целым поколением…

Северное Возрождение

Новости и общество
Как называется плоский парк перед дворцом: термин и характерные черты

Множество красивых парков и дворцово-парковых ансамблей существует по всему миру. Они поражают туристов, а некоторые жители ходят гулять в них каждый день. Садово-парковые зоны существуют уже много лет, свою популярно…

Новости и общество
Характерные черты информационного общества. Плюсы и минусы информационного общества: таблица

Специалисты, которые ввели в употребление этот термин, разъясняют, что информационным общество становится, если в нём наблюдается изобильное циркулирование информации высокого качества, есть средства, необходимые для …

Образование

Мир художественной культуры Возрождения: принципы и идеалы

13 марта 2017

Возрождение (или Ренессанс) — особенный важнейший этап в развитии мировой художественной культуры. Колыбелью Возрождения были Рим, Флоренция, Неаполь и Венеция. Это было загадочное и неоднозначное время, когда дикость, жестокость и невежество сочетались с почти героическими проявлениями гуманизма.

Особенности эпохи

Для этого времени прежде всего было характерно понимание необходимости обновления человека, его мыслей, образа жизни и сознания. Это обновление начиналось с новой пространственно-временной ориентации. Пространство становилось сферой самоутверждения человека в мире. Появилось осознание того, что выражением структуры пространства и времени является форма, с помощью которой человек стремился овладеть миром явлений.

Мир художественной культуры Возрождения (7 класс): таблица.

Перспектива

В эпоху Ренессанса математическое понятие «перспектива» получило развитие в искусстве. Теорией перспективы занимались многие выдающиеся художники Возрождения. Перспектива стала ощутимым шагом в сближении человека и мира.

В средние века термином «перспектива» обозначали математическую теорию зрения. Еще Евклид изобразил геометрическое восприятие окружающих предметов. Лучи, идущие от глаза к предмету, он представил в виде пирамиды, вершина которой находится в глазу, а основание на поверхности предмета. Позже Брунеллески поставил на пути лучей плоскость картины, получив перспективное изображение предмета. Это открытие дало художникам Возрождения осуществить так называемый прорыв плоскости и завоевать иллюзорное пространство, которое раздвинулось вглубь и ушло за пределы плоскости.

Художники Возрождения определили перспективу как видимые издали вещи, представленные в определенных и данных пределах пропорционально в зависимости от расстояний и размеров.

Леонардо да Винчи установил структуру перспективы:

  1. Первая перспектива содержит очертания предметов.
  2. Вторая говорит об уменьшении и ослаблении цвета на разном расстоянии.
  3. Третья показывает потерю отчетливости.

Таким образом, художники Ренессанса исчисляли глубину пространства и создавали эффект присутствия.

Видео по теме

Природа и мир художественной культуры Возрождения

В итальянской культуре эпохи Ренессанса пейзаж из нейтрального фона превращался в активное пространство.

Эпоха возрождения в Нидерландах

Мастерами в передаче света и цветового богатства окружающего мира были:

  • Лоренцо Лотто;
  • Беноццо Гоццоли;
  • Сандро Боттичелли;
  • Франческо Косса;
  • Карпаччо;
  • Пьетро Перуджино;
  • Леонардо да Винчи;
  • Микеланджело;
  • Рафаэль;
  • Корреджо;
  • Тициан;
  • Джованни Беллини.

Музыка Ренессанса

Музыка — это мощнейшая ветвь культуры Возрождения: она ориентировала слушателей на вечное, презрев преходящее. Особенностями музыкальной школы эпохи являлись простота, ясность, легкость фактуры, гармоничное изящество.

Величайшими музыкантами эпохи Ренессанса были:

  • Джованни Палестрина;
  • Андриан Виллаэрт;
  • Жоскен Депре;
  • Андреа Габрили;
  • Джованни Габриэли.

Архитектура

Основной задачей, которую ставили перед собой светлые умы эпохи Возрождения, было создание прекрасного. Так как архитектура призвана организовывать пространство в утилитарно-эстетических целях, архитекторы Ренессанса много внимания уделяли законам пропорционирования, но, в отличие от античных мастеров, они создавали свои творения для людей и думали также об их удобстве.

Литература

Литература Возрождения, как и произведения искусства, была пропитана любовью. Одной из характерных черт ее было противоречие между индивидуализмом и самоотдачей, растворение любящего в любимом рассматривалось как полная утрата свободы. А свобода — то жизнь, поэтому любящий человек, утратив свободу, погибает. Литература Ренессанса пропитана страданиями, но также и утверждением того, что только любовь делает человека прекрасным и чистым.

Северное Возрождение

Особое место в мировой культуре эпохи занимает Северное Возрождение. Главные идеалы художественной культуры Северного Возрождения:

  • преобладание пантеистических взглядов на мир;
  • внимание к деталям;
  • демонстрация несовершенства мира и вездесущности вселенского зла;
  • акцент на страданиях;
  • поэтизация среднего человека;
  • единство трагического и комического;
  • почтительное отношение и одухотворение вещей;
  • протестантская позиция будней;
  • отказ от замкнутой композиции;
  • смысловая насыщенность;
  • сильная символика.

Яркими представителями Северного Возрождения были:

  • Френсис Бэкон;
  • Монтень;
  • Босх;
  • Франсуа Рабле;
  • Шекспир;
  • Мигель Сервантес.

В чем главный смысл?

Если представлять мир художественной культуры Возрождения кратко, можно сказать, что в эпоху Возрождения изменяются представления людей о пространстве и времени. Дифференцируется духовное и земное. Важнейшими нравственными ценностями считаются любовь и достоинство.

В период Высокого Возрождения художественное выражение получает идеальная модель мира и человека в творчестве Рафаэля, Микеланджело и Леонардо да Винчи:

  • Работы да Винчи были ориентированы на человека, живущего в природном континууме.
  • Микеланджело заботила история души, культуры, идей.
  • Рафаэль пытался достичь нравственного и эстетического идеала.

В итальянском Возрождении природа являлась не только средой обитания, но и одним из источников наслаждения.

Согласно концепции Возрождения, главенствующая роль человека требовала его активности: он стремился достичь гармонии в мире и в самом себе.

Наряду с итальянским, существовало Северное и Испанское Возрождение.

Мир художественной культуры Возрождения: таблица

Предлагаем самостоятельно выполнить задание. Тема: «Мир художественной культуры Возрождения (7 класс). Таблица на данную тему — ниже.

Заполнив таблицу, вы еще раз убедитесь, что изобретениями и достижениями великих мастеров эпохи Возрождения человечество пользуется и по сей день.

Источник: fb.ru

Комментарии

Идёт загрузка…

Похожие материалы

Новости и общество
Художественная культура Японии: развитие и виды

Что собой представляет художественная культура Японии? Каким образом происходило её развитие? На эти и другие вопросы мы ответим в статье. Японская культура сформировалась в результате исторического движения, которое …

Искусство и развлечения
МХК — это… Мировая художественная культура. МХК: эпоха Возрождения

Сложно не согласиться с тем, насколько большую роль играет в истории любого периода искусство. Судите сами: на уроках истории в школе после каждой темы, посвященной изучению политической и экономической обстановки в м…

Искусство и развлечения
Художественная культура народов Древнего мира

По мере развития любого древнего общества возникала потребность в систематизации накопленных знаний и передачи опыта будущим поколениям. Первые попытки нашли свое отображение в наскальных рисунках. Так появилась худож…

Новости и общество
Культура эпохи Возрождения: музыка и живопись

Культура эпохи Возрождения была присуща Центральной и Западной Европе во временной промежуток между 14 и 16 веком. В этот период картина мира изменилась весьма радикально: в ней нашел свое место гуманизм. Основана кул…

Бизнес
Система «5С» на производстве: описание, особенности, принципы и отзывы

Руководитель любого предприятия, независимо от сферы деятельности, мечтает, чтобы прибыль росла, а производственные затраты оставались неизменными. Добиться такого результата помогает система «5С» на производстве (в а…

Бизнес
Природоохранная деятельность: понятие, принципы и цели

Современное человечество уже не может себе представить жизнь без достижений научно-технического прогресса, однако не все понимают, что на данный момент все эти достижения уже спровоцировали возникновение серьезного эк…

Бизнес
Агротехнический план выращивания овощных культур: особенности, технология и отзывы

Агротехникой называют комплекс мероприятий, направленных на получение высоких урожаев сельскохозяйственных культур. Рост и развитие растений протекают при непрерывном влиянии окружающей среды. Некоторые условия могут …

Бизнес
Организационное проектирование: структура, принципы и причины использования

Организационное проектирование используется с целью создания максимально удобной системы управленческой деятельности на каждом предприятии. Задачами данного вида проектирования считается определение и типизация…

Бизнес
Управление организационной культурой: инновационное развитие и проблемы управления знаниями

Эффективность функционирования современного предприятия, управление организационной культурой и качество этого управления, во многом определяются его способностью к разработке и реализации инновационных процессов. Зад…

Бизнес
Принципы и методы менеджмента

Основная задача, стоящая перед любой организацией – получение прибыли. Эффективность управления напрямую зависит от того, какие функции и методы менеджмента применяются в работе. Невозможно добиться высоких резу…

Кризис итальянского Возрождения совпадает с развитием и расцветом Северного Возрождения в европейских странах, лежащих севернее Италии, прежде всего в Германии, Франции, Нидерландах, Англии. Истоки Северного Возрождения обнаруживаются в 20-е – 30-е годы XV века, а само Северное Возрождение датируется XVI веком.

В формировании Сев. Возрождения немалую роль сыграл экономический фактор: развитие горного дела, книгопечатания, текстильной промышленности. Все более глубокое проникновение в хозяйство товарно-денежных отношений, включенность в общеевропейские рыночные процессы касались больших масс людей и меняли их сознание.

Северное Возрождение возникает под влиянием итальянского Ренессанса, но влияние античности незначительное, опосредованное. В этих странах ничего не возрождалось.

Искусство Нидерландов, Германии, Франции развивалось как прямое продолжение готики, как ее внутренняя эволюция в сторону мирского.

Конец ХV в. и ХVI в. были для стран Европы временем громадных потрясений. Повсеместные религиозные войны, борьба с господством католической церкви – Реформация, переросшая в Германии в гражданскую Крестьянскую войну, революция в Нидерландах, драматический исход Столетней войны Франции и Англии, кровавые распри католиков и гугенотов во Франции. Готическая напряженность и лихорадочность в Северном Возрождении не исчезают. Но, с другой стороны, распространяется гуманистическая образованность и усиливается притягательность итальянского искусства. Сплав итальянских влияний с самобытными готическими традициями составляет своеобразие стиля Северного Возрождения.

Главная причина, по которой термин «Возрождение» распространяется на всю европейскую культуру этого периода, заключается в общности внутренних тенденций культурного процесса: повсеместный рост и становление буржуазного гуманизма, расшатывание феодального миросозерцания, растущее самосознание личности.

Своеобразным явлением можно считать гуманизм Северного Возрождения. Для него характерно:

· меньшее проявление стихийного индивидуализма

· тщательное проникновение в христианские тексты, вопросы христианской этики и религиозную жизнь в целом; трактовка многих светских вопросов с религиозной точки зрения, в отличие от итальянских гуманистов, которые даже религиозные вопросы толковали вполне по-светски

· возведение на более высокое место разума и образования / итальянские гуманисты идеализировали человека телесного /.

· большое внимание к проблемам развития национальной культуры, развитие и укрепление национального языка.

Началом Северного Возрождения можно считать перевод Мартином Лютером Библии на немецкий язык.

Лютеровская Библия становится основой единого немецкого языка, кроме того она создает прецедент перевода Библии на современный литературный язык, и вскоре последуют ее переводы на другие европейские языки.

Северное Возрождение теснейшим образом связано с Реформацией.ТерминРеформация(лат. – преобразование) означает мощное религиозное и общественно –политическое движение XVI века в Центральной и Западной Европе, направленное против безраздельного господства католической церкви и поддерживаемых ею феодальных порядков. Хронологически Реформация совпадает с последующим периодом эпохи Возрождения и представляет собой как бы завершение этого « величайшего прогрессивного переворота из всех, пережитых человечеством» (Ф.Энгельс). Но в противоположность гуманистическому возвеличению и обожествлению человека Реформация противопоставила идею полной его ничтожности перед лицом Бога, оптимистическому и жизнерадостному мироощущению – суровый дух добровольного самоограничения и самодисциплины. Что же общего между гуманистической культурой и реформированным христианским гуманизмом? Прежде всего это две формы новой культуры поднимающегося раннебуржуазного общества: светская (гуманизм) и религиозная (Реформация). Их общей исторической основой стало вызревание в недрах феодализма новых и более эффективных форм организации общественного производства.

Гуманистическая идеология — «первая форма буржуазного просвещения» (Ф.Энгельс) — и созданная на ее основе культура были достоянием узкого круга образованных горожан и не могла оказать действенное влияние на массовое сознание и тем самым способствовать победе нового общественного строя. Духовную жизнь огромного большинства людей того времени определяла религия. Однако католическая церковь, несмотря на тысячелетнюю традицию духовного руководства, оказалась неспособной возглавить прогрессивные преобразования. Безраздельное господство римско-католической церкви во всех сферах жизни, абсолютная монополия на власть привели в конечном счете к ее внутреннему перерождению и нравственному разложению. Непристойное обогащение, духовное разложение, властолюбие, жадность, алчность породили внутри церкви мощный протест: католицизм следует отвергнуть потому, что он безнравственен, а следовательно безбожен. Нравственный протест против «безбожной церкви» встретил отклик в сердцах тысяч верующих.

Реформация, являясь религиозным выражением этого протеста, стала не только культурно-историческим фактором истории религии и церкви, а знаменовала собой рождение нового мировоззрения, которое повлияло на становление всей западной цивилизации.

Родина Реформации Германия, ее начало связывают с деятельностью Мартина Лютера (1483-1546), немецкого монаха, доктора теологии. 31 октября 1517 г. Лютер прибил к дверям церкви свои 95 тезисов с осуждением злоупотреблений продававших индульгенции. Хотя тезисы были формально направлены против торговли индульгенциями, их действие оказалось очень сильным и в конечном счете изменило всю ситуацию в западноевропейской культуре.

Основное содержание лютеровской Реформации: идея личного спасения одной только верой, признание условности папства и церковной иерархии, утверждение равенства всех верующих перед Богом и значительное сокращение церковной иерархии. Идеи лютеранства объединили наиболее прогрессивные круги Германии: мыслителей-гуманистов, как Филипп Меланхтон, художников Альбрехта Дюрера и Ганса Гольбейна, поэта Ганса Сакса, идеологов народного движения, как Томас Мюнцер (вождь народной Реформации).

Один из лидеров Реформации в Швейцарии – Жан Кальвин (1509-1564). Основатель кальвинизма оказал непосредственное влияние на дальнейшую трансформацию протестантизма.

Согласно учению о предопределении Кальвина, уже в замысле Творца каждый из живущих предопределен либо к спасению, либо к гибели. Наиболее доступный для понимания способ, указывающий на избранность (спасение) – успех в профессиональной деятельности, который во многом зависит от личной воли и усердия. Победа Реформации в Швейцарии в 40-е гг. ХVI в. определила общую культурную атмосферу в обществе: порицались излишняя роскошь, пышные празднества, увеселения, одобрялись честность, трудолюбие, целеустремленность, строгость нравов. Эти идеи получили особое распространение в странах Северной Европы.

Непосредственный зримый результат Реформации: раскол римской церкви, отпадение от католицизма 3-й разновидности христианского вероисповедания – протестантизма. Крупнейшими протестантскими конфессиями стали: лютеранство, кальвинизм, англиканство и целый ряд протестантских сект – баптисты, методисты, адвентисты. Католицизм утратил свои позиции во многих странах. Парадоксальным образом Реформация создала основу светской культуры, способствовала формированию национальных культур, развитию национальных языков.

Реформация изменила сознание человека, освободившись от авторитарной опеки церкви, человек получил свободу самостоятельно мыслить. В рамках протестантизма родилась новая мировоззренческая и нравственная установка. Честный упорный труд из обычной нормы становится высшей ценностью. Этим закладывается основа поведения работника нового типа и иной культуры труда.

Таким образом, Реформация способствовала процессу появления человека буржуазного общества – индивида со свободой нравственного выбора, самостоятельного и ответственного в решениях. А уже через этого человека она оказала сильное воздействие на развитие современной западной цивилизации и культуры с ее достижениями: эффективной рыночной экономикой, гражданским обществом, демократическим правовым государством, цивилизованным образом жизни, духовной культурой.

Итоги:

· Культура Возрождения есть локальное по масштабам, но глобальное по последствиям явление мировой культуры.

· Эта эпоха несет в себе черты переходности: изживание религиозной культуры и утверждение принципов новой культуры – индивидуализма, прагматизма, рационализма.

Основой идеологии Возрождения стала идея приоритета индивидуальных ценностей. Объективный взгляд на эпоху связан с пониманием глубоких ее противоречий. Самоутверждение индивида вело к крушению моральных норм, выливалось в культ страстей и насилия. Этот аспект ренессансной культуры А.Ф.Лосев называет оборотной стороной возрожденческого титанизма.

· Возрождение означало победу модели мира, в которой главным событием было событие индивидуального бытия. Это был выбор, определивший величие и трагедию западной культуры. Следование по этому пути привело к расцвету демократии, науки, технологии и к глобальным проблемам, кризису морали и культуры.

Следует отметить, что Возрождение в Италии и Реформация в Северной Европе могут рассматриваться в качестве этапов переходного периода, знаменовавшего окончание в историческом масштабе одного типа цивилизации (космогенной, традиционной) и начала новой, техногенной цивилизации. Если Итальянское Возрождение стало началом новой городской буржуазной культуры, то Реформация, создав протестантизм, обеспечила динамичное развитие капитализма в Европе.

Библиографический список

1. Баткин Л.М. Итальянские гуманисты: стиль жизни и стиль мышления. М., 1978 г.

2. Брагина Л.М. Итальянский гуманизм. М., 1977.

3. Бенеш О. Искусство Северного Возрождения. М.,1973.

4. Бродель Ф. Время мира. М.,1992.

5. Буркхардт Я. Культура Возрождения в Италии. М.,1973.

6. Гарэн Э. Проблемы итальянского Возрождения. М.,1986.

7. Дмитриева Н.А. Краткая история искусств. М.,1987.

8. История культуры стран Западной Европы в эпоху Возрождения. М.,1999.

9. Культура эпохи Возрождения и Реформации. М.,1981.

10. Культурология. Под ред. проф.

23. Возрождение в Нидерландах, его особенности и представители.

Драча Г.В. Р-Д., 2000.

11. Лосев А.Ф. Эстетика Возрождения. М., 1982 г.

Тема 4


⇐ Предыдущая12345678910Следующая ⇒


Дата публикования: 2015-03-29; Прочитано: 2477 | Нарушение авторского права страницы



studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2018 год.(0.003 с)…

Нидерланды

Предпосылки Северного Воз­рождения сложились прежде всего в Ни­дерландах, которые представляли собой самую высокоразвитую область Священ­ной Римской империи. Здесь, в богатых городах Фландрии, зародились многие элементы новой культуры, получившие наиболее яркое выражение в нидерландской живописи. Другим признаком наступления новых времён стало обращение нидер­ландских богословов к этическим проблемам христианства и мас­совое стремление к «новому благочестию».

Эразм Роттердамский

В такой духовной ат­мосфере вырос крупнейший мыслитель Северного Возрождения Эразм Роттердамский (1469-1536), который предпринял по­пытку примирить христианское и гуманистическое мировоззре­ние и стал основоположником особого направления мысли под названием «христианский гуманизм». Материал с сайта http://wikiwhat.ru

Германия

Альбрехт Дюрер

В Германии одновременно с итальянским Высоким Возрождением начался расцвет изобразительного ис­кусства, наиболее ярким представителем которого стал гениальный художник А. Дюрер (1471-1528). Его родиной был вольный город Нюрнберг в Южной Гер­мании.

Возрождение в Нидерландах

Во время поездок в Италию и Нидерланды гер­манский художник имел возможность познакомиться с лучшими образцами современной ему европейской живописи. Дюрер довёл до совершенства технику гравюры — изображения, вырезанного на дереве или вытравленного в металле. В отличие от живописных полотен гравюры, размноженные в виде отдельных оттисков или книжных иллюстраций, становились до­стоянием самых широких кругов населения. Цикл гра­вюр Дюрера «Апокалипсис», иллюстрирующий главное библейское пророчество, относится к числу величайших шедев­ров графического искусства. Подобно другим мастерам эпохи Воз­рождения, Дюрер вошёл в историю мировой культуры как выдаю­щийся портретист. Он стал первым германским художником, полу­чившим общеевропейское признание.

Картинки (фото, рисунки)


  • Типография

  • А. Дюрер. Эразм Роттердамский

Материал с сайта http://WikiWhat.ru

На этой странице материал по темам:

  • Доклад о жизни северного возраждения по истории

  • Этапы возрождения в италии

  • Эпохавозрождениякратко

  • Северное возрождение этапы

  • Деятели северного возра ж дения

Добавить комментарий