Проблема основания познания, получившая противоположные решение со стороны рационализма и эмпиризма, предполагает и третий взгляд, согласно которому достоверное познание в принципе невозможно. Данное решение оформилось в целый ряд скептических концепций. Скептицизм – гносеологическая позиция, в основе которой лежит недоверие к любым определенным взглядам и представлениям, сомнение в существовании истины и возможности надежного ее критерия. Наиболее ранней формой скептицизма можно счесть античную софистику, а крайняя форма скептицизма, основанная на утверждении, что в наших знаниях нет ничего, соответствующего действительности, что достоверное знание в принципе недостижимо, есть агностицизм.
Софистика (от греч. σοφία — мастерство, знание, мудрость) — философское течение, возникшее в Древней Греции в 5 в. до н. э. и абсолютизировавшее относительность знаний. Так, Протагор, самый знаменитый софист древности, учил, что человек есть мера всех вещей, и следовательно, нет объективной истины: все по-своему правы. Вокруг любой вещи существуют два противоположных мнения, каждое из которых можно обосновать. А раз так, то любое мнение относительно, и более прав в конечном итоге тот, кто способен быть более убедительным, красноречивым, кто способен извлечь больше пользы из своей позиции. Полезность определяет значение истины, её надёжность. Тем самым провозглашалась относительность любого знания, любых ценностей, законов и обычаев. Другой известный софист, Горгий, доказывал три тезиса: 1) ничего нет; 2) если бы даже нечто и было, то оно было бы непознаваемо; 3) даже если бы оно было познаваемо, его невозможно было бы высказать в слове и истолковать другому. А раз так, если все есть ложь, то и опровергать, и доказывать можно все, что угодно. Именно на этой философской основе сформировалась методология риторической практики, основанная на сознательном нарушении принципов логики и гносеологии.
Основателем школы скептицизма считается Пиррон из Элиды(4в.— нач. 3 в. до н. э.). Пиррон полагал, что нельзя ничего утверждать, так как одни и те же вещи вызывают у различных живых существ разные ощущения; одним они полезны, а другим вредны; различные люди также испытывают от вещей разные ощущения; один и тот же предмет различные органы чувств воспринимают по-разному; в разных состояниях люди воспринимают вещи неодинаково; вещи не могут восприниматься изолированно, в сочетании с различными привходящими обстоятельствами они воспринимаются по-разному, так, камень кажется в воде легче, чем в воздухе. В целом Пиррон отрицал возможность познания мира и считал, что мудрость находится в руках богов. Не зная ничего достоверно, люди должны воздерживаться от каких бы то ни было суждений и следовать во всём сложившимся традициям и обычаям.
В современной философии наиболее влиятельным представителем скептицизма является шотландский философ Дэвид Юм (1711 — 1776). Если древние скептики не сомневались в существовании объективного мира, ставя под вопрос лишь истинность наших знаний, то Юм поставил под вопрос само существование объективного мира. Тем самым лишался смысла вопрос, верно ли наши знания отображают мир (которого, возможно, вовсе нет). Единственной достоверной реальностью является наше сознание, за пределы которого нельзя выйти, чтобы сравнить наше восприятие вещей с самими вещами. То, что за сознанием – недоказуемо. Все объекты знания, может быть, возникают и существуют только в познании – в мысли (математика) или в ощущениях (прочие знания). Соответственно, единственным предметом достоверного знания и доказательства Юм считает объекты математики — количество и число; все другие объекты исследования относятся только к фактам связи, которые не могут быть доказаны логически, а выводятся исключительно из опыта. По Юму вся творческая сила ума сводится лишь к способностям соединять, перемещать, увеличивать или уменьшать материал, доставляемый нам внешними чувствами и опытом. Причинная связь, если она существует, непознаваема. Люди не только знают из опыта, что вслед за весной наступает лето, вслед за летом — осень, а вслед за осенью — зима. Они действуют, будучи уверенными, что та же последовательность времен года повторится и в будущем. По такому же принципу ассоциации действует и наука. Анализируя предпосылки такой убежденности, Юм признает, что она основана на допущении существования в природе неизменного порядка, обнаруживающегося в виде причинно-следственной связи. Мы убеждены, что в будущем характер процессов, протекающих в природе, не изменится, поскольку одни и те же причины с неизбежностью должны производить одни и те же следствия. Однако, по Юму, оставаясь в рамках опыта, эту убежденность нельзя считать достоверной.
Классиком современного агностицизма считается Иммануил Кант (1724-1804), родоначальник немецкой классической философии, создатель системы субъективного идеализма. Кант задался целью дать ответ на вопрос, познаваем ли мир в принципе или познание имеет свои пределы. В отличие от Юма, он считал разум не менее важным компонентом познания, чем чувство, но в отличие от рационалистов считал ошибочным полагаться на разум в той мере, в какой он оторван от эмпирической реальности. Соответственно, познание, по Канту, предполагает и рациональный, и опытный компоненты, и состоит из трех стадий: 1) чувственное созерцание; 2) рассудок; 3) разум.
Ощущения как первоначальный источник нашего знания, хаотичные и беспорядочные, на этих ступенях упорядочиваются: на ощущения накладываются доопытные, т.е. априорные, формы созерцания в виде пространства и времени. По Канту, они являются не формами существования самих объектов, а функциями познающего субъекта, познавательный аппарат которого «перерабатывает» содержание ощущений через данные формы чувственного созерцания. Далее, на ощущения накладываются категории рассудка, такие как причина и следствие, необходимость, случайность, возможность и т.д. Категории рассудка также априорны и присущи не самим вещам, а являются формами, с помощью которых мышление организует свой опыт на новом уровне. Разум, последняя познавательная стадия, есть рассудок, стремящийся выйти за пределы возможного опыта, заставляющий человека искать последние основания реальности, всегда запредельные, и потому непознаваемые, каковы бог, душа и т.д. И хотя попытки заглянуть за пределы возможного опыта естественны, отвечая духовным потребностям человека, они обречены на неудачу, ибо разум, теряя связь с опытом, впадает в противоречия и ошибки, несовместимые с критериями истинного знания. Те самым Кант совершил переворот в теории познания, предложив считать, что не субъект, открывая закономерности окружающей реальности, осуществляет объективное познание, а объект, приспосабливаясь к субъекту, становится познаваемым не как он есть сам по себе, а по законам субъекта: человек познает в вещах лишь то, что сам в них вкладывает. Агностицизм Канта допускает существование «вещей-в-себе», принципиально непознаваемых, но отделяет их от существующих в сознании человека явлений, на основании которых нельзя получить достоверное знание.
| | следующая лекция ==> | |
| | Скептицизм |
Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 128; Нарушение авторских прав?;
Читайте также:
Скептицизм (греч.) – склонность сомневаться в том, что другие считают за нечто твердое, не вызывающее сомнений. Особенное значение имеют религиозный и философский скептицизм.
Религиозный скептицизм оспаривает или только историческую достоверность религиозных преданий, или также и внутреннюю истинность той или другой системы вероучения, в зависимости от чего приводит или к свободомыслию, или к полному атеизму. Философский скептицизм обращается или только против догматического стремления считать известные предположения, без дальнейшей критики, за само собою подразумеваемые, на которых строятся философские обобщения, или (как абсолютный скептицизм) сомневается вообще в возможности познания.
Последний род скептицизма является всегда бессодержательным сам по себе и служит лишь симптомом пессимистического настроения, господствующего во времена научного и нравственного упадка (например, в последний период греческой культуры). Первый же род скептицизма, напротив, является двигателем всякого истинно философского исследования и служит, как свидетельствует история, у большинства творческих мыслителей (например, Декарта, Канта) исходным пунктом для их дальнейшей умственной работы. Вообще известная доза здорового скептицизма, для которого сомнение является не целью, а только ступенью на пути к истине, составляет неотъемлемый элемент духовного прогресса, как противовес мертвой традиции и косной вере в авторитет.
В греческой философии Пиррон является главным представителем скептицизма, почему последний называется также пирронизмом.
Содержание
Общий принцип скептицизма
Собрание «скептических аргументов» против различных систем греческой философии находится в обоих главных сочинениях Секста Эмпирика. В Новое время своим сомнением в возможности логически обоснованного знания стали известны главным образом Бейль и Юм, и это послужило для Канта толчком к развитию его критицизма.
Уважаемые гости! Если вам понравился наш проект, вы можете поддержать его небольшой суммой денег через расположенную ниже форму. Ваше пожертвование позволит нам перевести сайт на более качественный сервер и привлечь одного-двух сотрудников для более быстрого размещения имеющейся у нас массы исторических, философских и литературных материалов. Просьба делать переводы через карту, а не Яндекс-деньги.
СКЕПТИЦИЗМ (от греч. «скепсис» – исследование, рассмотрение) – в античной философии течение, представители которого не выдвигали никакого положительного учения о мире и человеке и не утверждали возможность истинного познания, но воздерживались от окончательного суждения обо всем этом. Наряду с эпикуреизмом и стоицизмом, скептицизм – одна из ведущих школ античной философии периода эллинизма. Все не-скептические философские учения внутри школы именовались «догматическими». Традиционно история античного скептицизма рассматривается в двух школьных преемствах: Пиррон и его последователи и скептицизм Новой Академии (см. также АКАДЕМИЯ).
Ранний пирронизм.
Основатель – Пиррон из Элиды (365–275), его продолжатель – Тимон из Флиунта, с возобновлением пирроновской философии в 1 в. до н.э. связаны скептики Энесидем и Агриппа.
Скептическая Академия берет начало со схолархата (схоларх – руководитель школы) Аркесилая (ок. 268) и продолжается вплоть до времени Филона из Лариссы (1 в. до н.э.).
Скептики сформулировали три основных философских вопроса: какова природа вещей? Как мы должны к ним относиться? Какую выгоду мы получаем из такого отношения? И дали на них ответ: природа вещей нами познана быть не может; поэтому следует воздержаться от суждений от вопросов истинности; следствием такого отношения должна стать невозмутимость духа («атараксия»). Вывод о непознаваемости природы вещей делается на основании равнодоказуемости противоположных суждений об этом мире и невозможности признать одно суждение более достоверным, чем другое. Воздержание от суждения («эпохе») представляет собой особое состояние ума, который ничего не утверждается, но и ничего не отрицается. Состояние «эпохе» противоположно состоянию сомнения и связанному с ним переживанию смятения и неуверенности – следствием эпохе как рая является спокойствие и внутренняя удовлетворенность. Таким образом, следствием из теоретического скептицизма по поводу вопросов устройства мира и его познания является содержательный этический вывод об идеале практического поведения. Тем самым, хотя скептики и не ставили в непосредственную связь достижения счастья от глубины теоретического познания, все-таки оставались в рамках традиционного античного рационализма: достижение этического идеала прямо соотнесено с пониманием границ теоретического познания.
Наиболее влиятельными философами-скептиками явились представители Новой Академии Аркесилай и Карнеад, много усилий потратившие на критику стоической философии и гносеологии. В целом пост-пирроновский скептицизм отличает бóльший интерес к логико-гносеологической проблематике, в отличие от морально-этической окраски учения Пиррона. Источники скептицизма сохранились плохо: от сочинений скептиков-академиков остались незначительные фрагменты, Пиррон, наиболее ранний из сторонников скептицизма, не оставил никаких письменных сочинений.
Скептицизм в философии: понятие, принципы, история, представители
Важные сведения об античном скептицизме содержатся в сочинениях Секста Эмпирика (кон. 2 в. н.э.), особенно в Трех книгах Пирроновых положений.
Сочинения: Секст Эмпирик. Сочинения в 2-х тт. М., 1975–1976
Мария Солопова
Литература:
Лосев А.Ф. История античной эстетики. Ранний эллинизм. М., 2000
Проверь себя!
Ответь на вопросы викторины «Философия»
Какую плату за обучение брал со своих учеников Конфуций?
Пройти тест
СКЕПТИЧЕСКАЯ ШКОЛА
название направления в русской исторической науке 1-й половины 19 в. Основатель и глава -М.Т. Каченовский. Представители «С.ш.» требовали отношения к истории как к науке, а не как к нравоучительному повествованию, рассматривали историю России как часть всемирного исторического процесса, подвергали критическому анализу сведения, содержавшиеся в древнерусских исторических источниках(в т.
ч. в «Повести временных лет», Русской правде и др.). Деятельность историков «С.ш.» способствовала разработке методов источниковедческого анализа и критики источников.
Оцените определение:
Источник: Энциклопедия История отечества, Большая Российская энциклопедия
«СКЕПТИЧЕСКАЯ ШКОЛА»
установившееся в лит-ре назв. направления в рус. ист. науке 1-й пол. 19 в., выдвинувшего требование критич. отношения к ист. источникам. Основатель школы — М. Т. Каченовский. К «С. ш.» принадлежали С. М. Строев, О. М. Бодянский, И. М. Сазонов и др. молодые ученые; к ним примыкали археографы Я. И.
Л. Фейербах вере в Бога противопоставил (1)
Бередников, П. М. Строев. Их взгляды формировались под воздействием Г. Гегеля и особенно Б. Нибура. «С. ш.» выступила с требованием отнестись к истории как к науке, а не как нравоучительному повествованию; при использовании источника не ограничиваться установлением его подлинности, а подвергнуть проверке сообщаемые им сведения. «Скептики» широко пользовались сравнительно-ист. методом, рассматривая историю России как часть всемирной истории. Исходя при этом из представления о значит. отсталости России и о том, что каждый народ переживал «баснословный период» своей истории, «скептики» безосновательно подвергли сомнению достоверность многих известий «Повести временных лет» и Русской правды, происхождение к-рых они связывали исключительно с влиянием иноземной письменности и права. Не соглашаясь с норманистами, «С. ш.» разделяла взгляды И. Эверса о хазарском происхождении Руси и считали варягов прибалт. славянами. Ошибочные выводы «С. ш.» дали возможность ее противникам — представителям дворянской историографии (М. П. Погодин, П. Г. Бутков и др.), подвергнуть резкой критике построения «С. ш.» в целом и отрицать ее значение в ист. науке.
Однако несмотря на бесспорную ошибочность многих суждений «скептиков» о Киевской Руси, «С. ш.» сыграла важную роль в развитии рус. ист. науки. Она серьезно подорвала авторитет офиц.-монархич. историографии, прежде всего «Истории государства Российского» H. M. Карамзина, достоверность сведений к-рой о Др. Руси была подвергнута сомнению. Кроме того, «С. ш.» выдвинула ряд позитивных суждений и новых мыслей относительно объективных предпосылок и характера нек-рых ист. явлений и процессов. Ученик Каченовского Н. В. Станкевич впервые связал вопрос о «возвышении Москвы» с ее географич. положением. С. М. Строев и Каченовский пришли к заключению о том, что в Др. Руси, наподобие Сев. Италии, Франции, Германии, балт. побережья, существовали вольные города, бывшие средоточием торговли и пром-сти и противостоявшие феод. системе, к-рую «скептики» считали «беспорядком и растлением». «С. ш.» явилась одним из этапов формирования бурж. историографии в России. Ошибочность и слабость многих конкретных выводов «скептиков» относительно истории Др. Руси, а также господство политич. реакции в науке предопределили поражение «С. ш.» в полемике с ее противниками. Однако идеи критич. отношения к источнику были развиты в дальнейшем, что имело большое значение для подъема ист. науки на более высокую ступень развития. Лит.: Каченовский М. Т., Параллельные места в рус. летописях, «BE», 1809, ч. 48, No 18; его же, О баснословном времени в Росс. истории, «Уч. зап. Моск. ун-та», 1833, ч. 1, No 2; его же, Два рассуждения: о кожаных деньгах и о Рус. правде, М., 1849; его же, О римской истории Нибура, «BE», 1830, No 17-18; Строев С., О пользе изучения Росс. истории в связи с всеобщей, «Уч. зап. Моск. ун-та», 1833, ч. 2, No 4-6; 1834, ч. 3, No 7; Бодянский О., О мнениях касательно происхождения Руси, «Сын Отечества» и «Северный архив», 1835, т. 51, No 38-39; Скромненко С., О недостоверности древней рус. истории и ложности мнения касательно древности рус. летописей, СПБ, 1834; Иконников В., Скептич. школа в рус. историографии и ее противники, К., 1871, Рубинштейн Н. Л., Рус. историография, (М.), 1941; Очерки истории историч. науки в СССР, т. 1, М., 1955; Валк С. Н., Страничка из историографии древнерус. города, в кн.: Города феод. России. Сб. ст., М., 1966. А. М. Сахаров. Москва.
Оцените определение:
Источник: Советская историческая энциклопедия: В 16 т. — М.: Государственное научное издательство «Советская энциклопедия», 1961-1976 г.
СКЕПТИЦИЗМ
СКЕПТИЦИЗМ (греч. σκεπτικός – ищущий, рассматривающий, исследующий) – философское направление, созданное в 4 в. до н.э. Пирроном [ПИРРОН]из Элиды (ок. 360–270 до н.э.). Пиррон практиковал воздержание от суждения (ἐποχή), «ничего не называл ни прекрасным, ни безобразным, ни справедливым, ни несправедливым и вообще полагал, что истинно ничего не существует.., ничто не есть в большей степени одно, чем другое»; «на всякое слово есть и обратное» (Диоген Лаэртий,IX, 61, 74). Античные скептики доказывали, что притязания различных философских школ на абсолютную истинность неправомерны, а истинность всех знаний относительна. Представитель Второй Академии – другой линии скептицизма – Аркесилай [АРКЕСИЛАЙ](ок. 315–240 до н. э) выступал против учения стоиков о «согласии», которое не гарантирует истины, и призывал к воздержанию от суждений. В Третьей (Новой) Академии Карнеад [КАРНЕАД]из Кирены (ок. 214–129 до н.э.) считал всякое знание недостоверным: чувства вводят нас в заблуждение, мы можем воспринимать несуществующее – галлюцинации, сны, иллюзии; обманывает и разум, неспособный разрешить апории; необходимо воздерживаться от притязаний на «абсолютную истину», тогда как разной степени правдоподобные или «вероятностные» (έύλογον) высказывания имеют право на существование. Позднейший пирронизм представлен Энесидемом (ок. 1 в. до н.э.), сформулировавшим десять скептических «тропов» («Пирроновы речи» (ок. 43 до н.э.), Агриппой [АГРИППА]и Секстом Эмпириком (2 – начало 3 в. н.э.), автором единственных дошедших от античного скептицизма сочинений («Три книги Пирроновых положений» и «Против ученых»). Секст восстановливает в своих правах опыт и здравый смысл, а невозмутимость (атараксия [АТАРАКСИЯ])предстает у него как результат воздержания от догматических суждений. Скептицизм возрождается в 16–17 вв. как обращение к трудам античных философов, прежде всего Секста Эмпирика, и как дальнейшее развитие их идей («новый пирронизм»). Новоевропейский скептицизм связан прежде всего с критикой схоластических методов, догматизма, т.н. общепризнанных мнений, ориентирующихся на авторитеты (Эразм Роттердамский), с высокой оценкой опыта античного скептицизма. В трактате «Ничего не известно» (1581) французского философа и врача португальского происхождения Фр.Санчеса (1552–1632) критикуются схоластические методы, эксперимент и критика признаются единственными критериями науки, указываются основные препятствия к постижению истины – несовершенство органов чувств, отмечаются границы человеческого восприятия. Особое место занимает M.Монтень,для которого философствовать – значит сомневаться.
Сайт студентов
Скептическая позиция Монтеня была воспринята его другом П.Шардоном, оказавшим большое внияние на П.Гассенди. Высоко оценивал идеи Секста Эмпирика П.Бейль [БЕЙЛЬ],сочетавший скептический принцип воздержания от суждений и тезис о равносильных аргументах за и против с признанием «естественного света» всеобщего разума и абсолютной истинности самоочевидных аксиом математики и логики. Бейль критически относился к системам Декарта, Спинозы, Лейбница. Сомнения в достоверности человеческого познания определили гносеологическую концепцию Д.Юма, ставшую исходным пунктом новоевропейского агностицизма (Кант, позитивизм).
Л.А.Микешина
Источник: Новая философская энциклопедия на Gufo.me
Скептицизм
Скептици́зм
(франц. scepticisme, от греч. skeptikos, буквально — рассматривающий, исследующий)
философская позиция, в основе которой лежит сомнение в существовании какого-либо надёжного критерия истины. Крайняя форма С., основанная на утверждении, что в наших знаниях нет ничего соответствующего действительности и достоверное знание в принципе недостижимо, есть Агностицизм.
Акцентируя относительность человеческого познания, С. сыграл положительную роль в борьбе с различными формами догматизма и постановке ряда проблем диалектики познания, хотя оказался не в состоянии разрешить их. Вскрывая неполноту и несовершенство наших знаний, их связь с историческими условиями процесса познания, С. абсолютизирует эту относительность и приходит в итоге к сомнению в возможности достоверного объективного знания вообще. В принципе провозглашая отказ от окончательных суждений, С. в то же время постоянно вынужден принимать определённые суждения фактически. Историческую роль С. в идейной борьбе и общественной жизни была различной в зависимости от того, что являлось предметом его критики и подвергалось сомнению.
В древнегреческой философии С. был представлен особой школой, в развитии которой различают три периода: ранний С., основателем которого был Пиррон; С., развивавшийся в Академии платоновской (См. Академия Платоновская) при её руководителях Аркесилае и Карнеаде; поздний С., представленный Энесидемом, Агриппой, Секстом-Эмпириком (См. Секст Эмпирик) и др. Тщетность попыток найти критерий истинности как чувственного познания, так и мышления, подчёркивание различий моральных норм у разных народов, разнообразие религиозных верований, выяснение того, как различные теории опровергают друг друга, мысль о том, что всякая истина доказывается другой, а это ведёт либо к порочному кругу в доказательстве, либо к произвольному выбору аксиом, либо к бесконечному регрессу, доводы, свидетельствующие, что существование причинности недоказуемо, — таковы важнейшие аргументы («тропы»), которыми античные скептики обосновывают равносильность противоположных утверждений и принцип воздержания от суждения. Но необходимость действовать, принимая определённые решения, заставляет античных С. признать, что хотя, возможно, и нет критерия истины, но есть критерий практического поведения. Этот критерий должен основываться на «разумной вероятности» (Аркесилай). Античный С. призывает следовать тому, к чему нас влекут ощущения и чувства (есть, когда чувствуем голод, и т. п.), следовать законам и обычаям страны, заниматься определённой деятельностью (в т. ч. и научной) и т.
Скептицизм
д. Покидая позицию, равно не доверяющую ощущению и мышлению, античный С. отдаёт предпочтение чувств, знанию, вплотную подходя к эмпиризму и опытной науке. Опытной наукой — медициной — занимаются последние представители античного С.: Менодот, Феод, Секст и Сатурнин.
В 16—18 вв. С. именовалась всякая критика религии и догматической метафизики вообще; С. становится синонимом свободомыслия (См. Свободомыслие). Его отправной пункт — восстание против власти авторитетов и догматизма общепринятых мнений, требование свободы мысли, призыв ничего не принимать на веру. Наиболее полно и ярко скептические идеи были выражены в сочинениях французских мыслителей М. Монтеня (См. Монтень), П. Бейля (См. Бейль) и др. Эти идеи явились исходным пунктом философского развития П. Гассенди, Р. Декарта, Вольтера, Д. Дидро.
Иную форму С. получил в субъективно-идеалистической философии Д. Юма, который поставил под вопрос само существование объективного мира. В дальнейшем развитии буржуазной философии большую роль играет агностицизм, а С. встречается лишь в виде тенденции («фикционализм» Х. Файхингера и др.).
Лит.: Рихтер Р., Скептицизм в философии. пер. с нем., т. 1, СПБ, 1910; Шлет Г. Г., Скептик и его душа, М., 1919; Б огуславский В. М., У истоков французского атеизма и материализма, М., 1964; Coedeckemeyer A., Die Geschichte des Griechischen Skeptizismus, Lpz., 1905; Patrick М. М., The Greek sceptics, N. Y., 1929; Robin L., Pyrrhon et ie scepticisme grec. P., 1944; Bevan Е. R., Stoics and sceptics, N. Y., [1959]; Brochard V., Les sceptiques grecs, P., 1887; Stough С h. L., Greek skepticism, Berk., 1969; Rodhe S. E., Zweifelund Erkenntnis. Über das Problem des Skeptizismus und den Begriff des Absoluten, Lund — Lpz., [1945]; Smith T. G., Moralische Skepsis, Freiburg, 1970.
В. М. Богуславский.
Источник: Большая советская энциклопедия на Gufo.me