Действие нормативно правовых актов в пространстве

Содержание

Действие нормативно-правовых актов в пространстве и по кругу лиц

⇐ Предыдущая58596061626364656667Следующая ⇒

В пространстве нормативно-правовые акты в зависимости от своего вида могут действовать трояким образом:

а) распространяться на всю территорию государства;

б) действовать лишь на какой-то точно определенной части страны;

в) предназначаться для действия за пределами государства, хотя в соответ­ствии с принципами государственного суверенитета общее правило таково, что законы того или иного государства действуют лишь на его территории.

При этом под государственной территорией понимается часть земного шара (включающая в себя сушу, недра, воздушное и водное пространство), которая находится под суверенитетом данного государства и на которую го­сударство распространяет свою власть. Суверенитет государства распростра­няется на территорию своих посольств, военных кораблей, всех кораблей в открытом море и других объектов, принадлежащих государству и находящих­ся в открытом море или космосе.

Порядок, в соответствии с которым законы не распространяются на то или иное пространство или лиц, называется экстерриториальностью. Прин­цип экстерритори-альности означает, что в пределах границ любого государ­ства в соответствии с нормами международного права могут находиться уча­стки территории и лица, на которых не распространяется юрисдикция данного государства.

Действие нормативно-правового акта покругулиц подчиняется общему правилу: он распространяется на всех лиц, находящихся на территории его действия и являющихся его адресатами. Однако из этого правила имеются ис­ключения:

а) иностранные граждане и лица без гражданства не могут быть субъекта­ми ряда правоотношений (например, быть судьями, состоять на службе в Во­оруженных Силах России);

б) иностранные граждане, наделенные дипломатическим иммунитетом и пользующиеся правом экстерриториальности, не несут уголовной и админи­стративной ответственности по российскому законодательству;

в) некоторые нормативно-правовые акты Российской Федерации распро­страняют свое действие и на тех граждан России, которые находятся за ее пределами (например, Закон о гражданстве, Уголовный кодекс).

Круг лиц, на которых распространяет свое действие тот или иной норма­тивно-правовой акт, может определяться также по признаку пола, по возрас­ту (несовершеннолетние), по профессиональной принадлежности (например, военнослужащие), по состоянию здоровья (инвалиды) и др.

Действие нормативных актов во времени и пространстве и по кругу лиц

Действие закона – это свойство нормативных актов, а также всей системы законодательства той или другой страны, которое выражается в состоянии реального действия предписаний закона в определенный период времени, на определенной территории, в отношении конкретного круга лиц.

Действие закона в соответствии с общим правилом реализуется в отношении:

1. всех граждан;

2. организаций;

3. государственных органов;

4. объединений.

Закон действует во времени и пространстве, а также по кругу лиц. Отношение правовой нормы с пространством и временем проявляется, например, в том, что даже формирование правовой нормы является актом, который совершается во времени и пространстве. Форма правовой нормы устанавливает, в каком конкретно месте и в какой момент предписанное поведение должно быть реализовано. Таким образом, ее действие имеет как пространственный, так и временной характер. Явления, к которым применяют норму, происходят всегда в конкретном месте и в определенное время, поэтому и в тех случаях, когда время и место действия нормы не ограничены, это не означает, что она независима от пространства и времени.

Действие закона во времени обусловлено вступлением его в силу и утратой силы.Законы становятся обязательными, а именно вступают в законную силу с конкретного момента, установленного соответствующим нормативным актом. Это происходит:

1. по истечении общего ранее предусмотренного срока в том случае, если он установлен в тексте закона;

2. немедленно вслед за официальным принятием и опубликованием текста закона;

3. по истечении специально предусмотренного срока для определенного закона (нормативно-правового акта) после его опубликования.

Прекращение действия нормативных актов связано с истечением срока их действия, на который принимается тот или другой акт; в связи с прямой отменой:

1. нормативного акта имеющим на то полномочия органом государственной власти;

2. по причине фактической замены нормативного акта другим актом, регулирующим ту же группу общественных отношений.

Действие нормативных актов в пространстве реализуется на основании территориального и экстерриториального принципов:

1. территориальный принцип предполагает действие нормативно-правового акта в пределах государственных или административных территориальных границ функционирования правотворческого органа, полномочия которого распространяются на данной территории;

2. экстерриториальный принцип действия нормативных актов предполагает распространение правовых актов какого-либо субъекта правотворчества за границы территории его юрисдикции.

Действие нормативных актов по кругу лиц тесно связано с территориальными пределами функционирования актов.

На основании общего правила нормативные акты должны распространяться на всех лиц, которые находятся на территории юрисдикции правотворческого органа (как на граждан этого государства, так и на лиц без гражданства, иностранцев).

В некоторых случаях действие законодательства может распространяться и на ее граждан, находящихся за границей государства.

Иностранцы и лица без гражданства лишены возможности действовать как граждане Российской Федерации, притом что представители иностранных государств обладают правом дипломатического иммунитета (экстерриториальности).

 


⇐ Предыдущая58596061626364656667Следующая ⇒


Дата добавления: 2016-03-26; просмотров: 251 | Нарушение авторских прав


Похожая информация:


Поиск на сайте:


Действие нормативных правовых актов по кругу лиц

⇐ Предыдущая22232425262728293031Следующая ⇒

Данный аспект действия нормативных правовых актов предполагает выяснение вопроса о том, кому адресуются, предназначаются предписания, содержащиеся в этих актах, т.е. определение круга субъектов, в отношении которых данный правовой акт обладает юридической силой.

Существенно то, что порядок действия нормативных правовых актов по кругу лиц определяется правовым статусом соответствующих субъектов. В соответствии с этим критерием действие нормативных правовых актов по лицам определяется так:

1) нормативные правовые акты, действующие в отношении всех граждан, государственных органов, общественных организаций, иностранцев, лиц без гражданства, находящихся на территории государства (Конституция РФ);

2) акты, действующие только в отношении российских граждан (Закон о выборах Президента РФ);

3) нормативные правовые акты, действующие в отношении иностранцев и лиц без гражданства (Закон о правовом положении иностранцев и лиц без гражданства);

4) акты, действующие в отношении субъектов, обладающих специальным (профессиональным) правовым статусом (адвокаты, военнослужащие, сотрудники ОВД, врачи и т.д.);

5) нормативные правовые акты, действующие в отношении лиц, постоянно проживающих на данной территории; лиц, временно проживающих на данной территории (вынужденных переселенцев); акты, действующие в отношении сотрудников дипломатических представительств иностранных государств и др.

Несмотря на названные особенности в современной России признается и гарантируется Конституцией весь комплекс основных прав и свобод человека согласно общепризнанным принципам и нормам международного права.

73.Правовое регулирование: понятие, предмет. Стадии.

Правовое регулирование — существенный аспект (часть) действия права. Оно характеризует специально-юридическое воздействие права на поведение, деятельность его субъектов – индивидов, организаций.

В юридической литературе утвердилось мнение, что правовое регулирование – это осуществляемое государством при помощи права и совокупности правовых средств упорядочение общественных отношений, их юридическое закрепление, охрана и развитие.

. Предмет правового регулирования в самом общем плане – это то, что регулируется правом. Очевидно, право не всесильно. Оно не способно упорядочивать физические, химические, биологические и другие естественные процессы, которые протекают по своим собственным законам, не зависящим от воли и сознания людей. В этой связи в юридической литературе признается, что в качестве предмета правового регулирования необходимо рассматривать разнообразные общественные отношения. Иными словами, предмет правового регулирования — это все многообразие общественных отношений, которое право регулирует, отношений, проявляемых в поведении, действиях, деятельности людей.

Первая стадия правового регулирования – стадия правовой регламентации общественных отношений. Она отличается общим характером. Здесь происходит формирование нормативного регулятора, т.е. норм права путем принятия нормативных правовых актов (законов, указов, постановлений и т.д.). Так, для того, чтобы стал действовать процесс правового регулирования профессиональной подготовки юристов, необходимо, чтобы, прежде всего, была создана нормативно-правовая база, регламентирующая соответствующие отношения (конституция, Закон об образовании, Государственный образовательный стандарт, устав вуза и т.д.).

Вторая стадия – стадия возникновения на основе норм права и юридических фактов определенных правоотношений, в рамках которых конкретные субъекты наделяются определенными правами и юридическими обязанностями. Примечательно, что здесь происходит конкретизация предписаний норм права относительно тех или иных фактов реальной действительности.

Действие нормативного правового акта в пространстве

Необходимость этой стадии определяется тем, что права и обязанности индивидов и организаций, предусмотренные общими нормативными правовыми актами, отличаются общим, абстрактным характером.

Третья стадия – стадия реализации субъективных прав и юридических обязанностей.

Имеется в виду то, что права и обязанности конкретных субъектов для достижения определенной цели осуществляются на практике, реализуются в действиях, в поведении, в деятельности субъектов права (сдача экзаменов, защита дипломных работ и т.д.). В этой связи есть основание назвать эту стадию завершающей, поскольку здесь правовое регулирование достигает своей цели, в частности, удовлетворяются законные интересы субъектов права, скажем, получение диплома об окончании учебного заведения.

В дополнение к названным можно назвать четвертую стадию – стадию применения права, признаваемую одной из форм государственной деятельности, направленную на реализацию правовых предписаний путем разрешения конкретных дел. Правоприменение требуется в тех случаях, когда норма права не может быть реализована без властного содействия компетентных органов (например, решение ректора относительно аппеляции (обжалования) студентом заниженной оценки по определенной дисциплине, полученной на государственном экзамене). Соответственно, акты применения права представляют собой властные веления, которые обеспечивают не только возникновение правоотношений, но и проводят требования норм права в жизнь, гарантируют осуществление прав и обязанностей и т.д.

74.механизм пр.регулирования :значение, элементы.

Механизм правового регулирования – сложное явление, отражающее внутреннюю структуру процесса правового регулирования. Наиболее общим образом это понятие может быть определено так. Механизм правового регулирования – это взятые в единстве и взаимодействии правовые средства , при помощи которых обеспечивается результативное правовое воздействие на общественные отношен.

Понятие механизма правового регулирования производно от понятия правового регулирования. Вместе с тем оно имеет самостоятельное значение. Главное – то, что этот механизм представляет собой важную общетеоретическую категорию, определенную идеальную модель, позволяющую, во-первых, собрать вместе, рассмотреть как целостность, явления правовой действительности (нормы, правоотношения и др.), участвующие в правовом воздействии, и, во-вторых, представить их в работающем, системном виде, что характеризует результативность правового регулирования.

Соответственно перечисленным стадиям правового регулирования выделяются основные элементы его механизма.

1.

Нормы права. С точки зрения правового регулирования, норма права представляет его важнейший элемент, раскрывает содержание самого правила поведения, определяет круг субъектов, на которых распространяется ее действие, виды правового поведения субъектов права и др.

2. Юридические факты — предусмотренные нормами права жизненные ситуации, факты реальной жизни, необходимые для приведения в действие норм права, например, подача заявления на поступление в вуз, заключение гражданско-правовых сделок и др.

3. Правоотношения — средство перевода (переключения) общих предписаний правовых отношений относительно конкретных субъектов права, посредством наделения их субъективными правами и обязанностями.

4. Реализация прав и обязанностей субъектов правоотношений, при которой правовое регулирование достигает своих целей. В таких действиях реально осуществляются выраженные в правах и обязанностях меры возможного или должного поведения. Здесь действие механизма правового регулирования завершается. Имеется в виду то сложившееся фактическое, реальное поведение, которое соответствует предписаниям норм права, воле законодателя.

5. Акты применения права — это индивидуализированные, властные предписания, необходимость в которых возникает тогда, когда юридическая норма не может быть реализована без властного содействия управомоченных органов (приказ ректора о зачислении в вуз).

В юридической литературе в качестве элемента механизма правового регулирования выделяются также правосознание, правовая культура, режим законности от состояния которых во многом зависит результативность действия правовых норм.

75.Систематизация законодательства: понятие, необходимость.

Нормативные правовые акты принимаются различными органами в различное время, в различных пространственных пределах и по разному поводу. К тому же, одни нормативные правовые акты дополняются новыми нормативными предписаниями, содержание других изменяется вследствие частичной утраты юридической силы и т.д. В связи с этим могут возникать противоречия между нормативными правовыми актами разных уровней, их несогласованность. Поэтому прежде чем общественные отношения будут упорядочены, необходимо, чтобы сами нормативные акты были приведены в соответствующую систему, что предполагает их систематизацию.

Систематизация нормативных правовых актов – это целенаправленная деятельность компетентных субъектов по их упорядочению, приведению в единую внутренне согласованную систему.

Такая систематизация необходима для:

— анализа и обработки действующих нормативных правовых актов;

— ликвидации пробелов и противоречий в действующей системе нормативных правовых актов;

— реализации потребности юридической практики в более удобном использовании все возрастающего количества нормативных правовых актов;

— облегчение удобства поиска необходимого нормативно-правового материала;

— обеспечение соответствия системы права развивающимся общественным отношениям, развитию самого общества.

Главное в систематизации нормативных правовых актов заключается в упорядочении и совершенствовании содержащихся в них правовых норм, устранения имеющихся противоречий, несогласованностей и других недостатков.

Основная цель систематизации — внешняя и внутренняя обработка нормативных правовых актов с целью их доступности, лучшей обозримости (восприятия) и эффективного использования.

Субъекты систематизации – государственные органы, юридические службы организаций и частные лица.

Итак, необходимость и значимость систематизации нормативных правовых актов проявляется в том, что в результате этой деятельности устраняются противоречия правовых норм, изменяются или устраняются устаревшие правовые предписания, создаются новые, более совершенные, отвечающие потребностям общественного развития.


⇐ Предыдущая22232425262728293031Следующая ⇒


Дата добавления: 2015-11-23; просмотров: 520 | Нарушение авторских прав


Похожая информация:

  1. Акты правотворчества. Понятие, признаки и виды нормативно-правовых актов
  2. Акты применения правовых норм: понятие, виды
  3. Анализ нормативно-правовых актов, регламентирующих деятельность студенческих трудовых отрядов на территории ЦФО
  4. Анализ причин травматизма, аварий и пожаров на основании актов расследования
  5. Анализ причин травматизма, аварий и пожаров на основании актов расследования
  6. Антиоксидант и тоник, обладает кровоостанавливающим действием, повышает эластичность сосудов, лечит кожные заболевания, залечивает раны и язвы
  7. Атаковать можно мыслью, словом, а также действием
  8. Б) Влияние нормативных требований на качество продукции и услуг
  9. Биологическое действие инфракрасного излучения
  10. Биологическое действие ионизирующих излучений и способы защиты от них
  11. Биологическое действие ультрафиолетового излучения
  12. В русском языке есть большая группа глаголов, которые обозначаютдействие, происходящее само по себе, без действующего лица (или предмета)


Поиск на сайте:


⇐ Действие уголовного закона во времени

Типы действия уголовного закона во времени

Необходимо выделить три типа (принципа) действия уголовного закона во времени: немедленное действие, ультраактивность или переживание закона, ретроактивность или обратная сила закона.

Принцип немедленного действия означает, что вступивший в силу закон действует лишь «наперед» и распространяет свое действие лишь на те общественные отношения, которые возникли после вступления закона в силу. Новый уголовный закон регулирует лишь те преступления, которые совершены после вступления нового закона в силу.

Немедленное действие нового закона есть нормальное, обычное действие закона во времени, потому немедленное действие является основным принципом действия уголовного закона во времени. Наряду с основным выделяют два исключительных принципа действия уголовного закона во времени: ультраактивность (или переживание закона) и ретроактивность (или обратная сила закона).

Ультраактивность, или переживание закона. Часть 1 ст. 9 УК РФ гласит: «Преступность и наказуемость деяния определяются уголовным законом, действовавшим во время совершения этого деяния». Если преступление было совершено во время действия старого уголовного закона, то должен применяться старый закон, даже если к моменту возбуждения уголовного дела, предъявления обвинения или вынесения приговора этот закон уже утратил свою силу и прекратил свое действие.

Старый закон как бы «переживает» отведенный ему срок и продолжает действовать, «жить» и применяться всеми правоприменительными органами еще в течение длительного времени даже после вступления в силу нового уголовного закона. Связано это с тем, что преступление некоторое время может оставаться нераскрытым либо факт его совершения вообще может быть неизвестен следственным органам.

Более того, даже в случае установления лица, виновного в совершении преступления, предварительное следствие и судебное разбирательство могут длиться по некоторым уголовным делам годами. За это время может смениться не один уголовный закон. Тем не менее, какой бы промежуток времени ни прошел между моментом совершения преступления и вынесением приговора, сколько бы уголовных законов ни сменилось за это время, должен применяться уголовный закон времени совершения преступления. Таким образом, «переживание» уголовного закона, его ультраактивность в уголовном праве — явление весьма распространенное.

Под обратной силой закона понимается распространение действия нового уголовного закона на те преступления, которые были совершены еще до вступления нового закона в силу. Другими словами, обратная сила закона — это распространение действия нового уголовного закона на те преступления, которые были совершены в период действия старого уголовного закона. Обратная сила закона (ретроактивность) — это явление действительно исключительное и может иметь место только в случаях прямого указания в законе. Согласно ст. 10 УК РФ:

«Уголовный закон, устраняющий преступность деяния, смягчающий наказание или иным образом улучшающий положение лица, совершившего преступление, имеет обратную силу, т.е. распространяется на лиц, совершивших соответствующее деяние до вступления такого закона в силу, в том числе на лиц, отбывающих наказание или отбывших наказание, но имеющих судимость».

Таким образом, в уголовном праве имеют обратную силу только более мягкие законы. Таковыми признаются:

  1. уголовный закон, устраняющий преступность деяния, т.е. декриминализирующий то или иное преступное поведение;
  2. уголовный закон, смягчающий наказание. Закон смягчает наказание, если он снижает максимальные или минимальные размеры наказания, либо снижает минимальные и максимальные размеры основных или дополнительных наказаний, в качестве альтернативного наказания предусматривает более мягкий вид наказания, устраняет дополнительные наказания, которые ранее были обязательными, и т.д.;
  3. уголовный закон, иным образом улучшающий положение лица, совершившего преступление (например, смягчающий режим отбывания наказания, расширяющий возможность освобождения от уголовной ответственности или наказания, сокращающий сроки снятия либо погашения судимости и т.п.).

Напротив, более жесткий закон, т.е.

Действие НПА в пространстве

уголовный закон, устанавливающий преступность деяния, усиливающий наказание или иным образом ухудшающий положение лица, совершившего преступление, обратной силы не имеет. Он не может применяться к преступлениям, совершенным до его издания. В данном случае должен действовать принцип ультраактивности уголовного закона, т.е. действие уголовного закона времени совершения преступления.

В уголовном праве выделяются две разновидности обратной силы закона: простая и ревизионная. Простая обратная сила — это распространение нового, более мягкого уголовного закона на те преступления, по которым еще не наступили окончательные юридические последствия совершения преступления, т.е. не вступил в законную силу приговор суда.

Если при этом новый уголовный закон устраняет преступность деяния, то возбужденные уголовные дела подлежат прекращению. Если новый уголовный закон смягчает наказание или иным образом улучшает положение лица, совершившего преступление, то органы предварительного следствия и суд дают юридическую оценку содеянного в соответствии с новым, более гуманным уголовным законом.

Другими словами, обвинение предъявляется, приговор суда выносится и наказание назначается в соответствии с новым уголовным законом.

Ревизионная обратная сила — это распространение действия нового, более мягкого уголовного закона на те преступления, по которым уже наступили окончательные юридические последствия, т.е. вступил в законную силу, приговор суда. Более того, данный приговор уже может быть приведен в исполнение, и лицо может отбывать наказание или уже отбыть наказание, но иметь непогашенную или неснятую судимость.

В этом случае данные уголовные дела подлежат пересмотру, а вынесенные приговоры — «ревизии». В случае вступления в законную силу нового уголовного закона, исключающего преступность и наказуемость деяния, лицо, отбывающее наказание, освобождается от дальнейшего отбывания наказания и считается несудимым с момента вступления в законную силу нового уголовного закона.

Если новый уголовный закон смягчает наказание за деяние, которое отбывается лицом, то, согласно ч. 2 ст. 10 УК РФ, это наказание подлежит сокращению в пределах, предусмотренных новым уголовным законом.

Таким образом, новый, более мягкий уголовный закон распространяет обратную силу на все деяния, совершенные до его вступления в законную силу, независимо от того, вынесен приговор или нет, а также на всех лиц, отбывающих наказание либо отбывших наказание, но имеющих судимость.

Поиск Лекций


Обратная сила закона (ретроактивность)

— распространение норм данного закона на юридические факты, имевшие место до вступления его в юридическую силу.

— применение закона к фактам и отношениям, возникшим до вступления его в силу.
— применение закона к фактам и отношениям, возникшим до наделения его юридической силой.

Общественно-экономическая формация — исторический тип общества, характеризующийся определенным способом производства и соответствующей ему общественной (политической, идеологической, культурной) надстройкой.

Общественный порядок

— система отношений, складывающаяся на основе различных видов социальных норм и отвечающая задачам прогрессивного развития общества.

— состояние упорядоченности общественных отношений, основанное на соблюдении индивидами и организациями всех действующих социальных норм (моральных, религиозных, юридических, корпоративных и др.).

— состояние урегулированных общественных отношений, основанное на реализации всех социальных норм и принципов. В отличие от правопорядка общественный порядок образуется под воздействием не только правовых, но и иных социальных норм: морали, обычаев, корпоративных, религиозных норм и т.д.

Общество
— это совокупность индивидов, объединенных историческими, географическими, экономическими, политическими, культурными связями и отношениями и находящиеся в постоянном взаимодействии по поводу распределения различных материальных, социальных и духовных благ.

— открытое системное образование, относительно обособившегося элемента материально мира, состоящего из людей, находящихся в многочисленных и разнообразных осознанных волевых связях (отношениях) между собой.
— сложная динамическая система, сущность которой раскрывается в многообразных связях и отношениях, складывающихся между его членами и их объединениями.
— исторически сложившаяся в результате совместной деятельности совокупность людей на определенной территории, характеризующаяся многообразием (экономических, политических, этических, религиозных и др.) отношений и целостностью организации жизни.

Орган государства

— это относительно самостоятельное, структурно обособленное звено государственного аппарата, создаваемое государством в целях осуществления определенного вида государственной деятельности, наделенное соответствующей компетенцией и опирающееся в процессе реализации своих полномочий на организационную, материальную и принудительную силу государства.

— юридически оформленная, экономически и организационно обособленная часть государственного механизма, состоящая из государственных служащих, наделённая государственно-властными полномочиями для осуществления в пределах своей компетенции задач и функций государства.

Отрасль права

— совокупность норм, составляющих самостоятельную часть системы права и регулирующих специфическим методом качественно однородную область общественных отношений.

— наиболее крупная, обособленная совокупность юридических норм, институтов и подотраслей, регулирующая однородные общественные отношения своим специфическим методом.

— система правовых норм, регулирующих с помощью специфического юридического режима качественно однородную сферу общественных отношений.

— элемент системы права, представляющий собой упорядоченную совокупность правовых норм, регулирующих качественно однородные общественные отношения своим особым методом.

— обособленная совокупность юридических норм, институтов, регулирующих однородные общественные отношения. Она отражает высокий уровень системообразующих связей, характеризуется определенной целостностью, автономностью. Отрасли подразделяются на материальные и процессуальные. В основе деления системы права на отрасли и институты лежат предмет и метод правового регулирования. Охранительные нормы — фиксируют меры государственного принуждения, которые применяются за нарушение правовых запретов. Они определяют также условия и порядок освобождения от наказания.

Официальное (легальное) толкование — разъяснение смысла норм права, исходящее от уполномоченного на то органа государства и имеющее юридически обязательную силу для всех, кто применяет разъясняемые нормы.

Официальное толкование норм права — разъяснение содержания норм права данное компетентными государственными органами.

Обычай — правило поведения, которое формируется в обществе путём его неоднократного повторения, становится привычкой, закрепляется в сознании и передаётся из поколения в поколение.

Переживание закона — применение закона к фактам и отношениям после утраты им силы.

Политика — отношения между классами, нациями и иными социальными группами, а также гражданами по поводу формирования и осуществления государственной власти.

Политическая партия — активная и организованная часть общества, объединённая общими интересами и стремящаяся овладеть государственной властью или решающим образом влиять на её осуществление.

— добровольное объединение людей, которое выражает волю данной социальной группы и стремится «завоевать» или удержать государственную власть, осуществлять влияние на политику в соответствии со своей программой.

Политическая система общества — система организаций (государственных и негосударственных), связанных между собой нормами и отношениями политико-правового характера, участвующих в формировании и осуществлении политической власти.
— сложная, разветвленная совокупность различных политических институтов, социально-политических общностей, форм взаимодействия и взаимоотношений между ними, в которых реализуется политическая власть.

— совокупность государственных и негосударственных организаций, учреждений и норм, в рамках которых осуществляется политическая власть.

— система взаимосвязанных и взаимодействующих объединений (организаций) людей, базирующихся на разнообразных формах собственности, отражающих интересы и волю социальных классов, слоев, групп и наций, реализующих политическую власть или борющихся за ее осуществление в рамках права через государство.

Политический (государственно-правовой) режим — совокупность приемов, методов и способов, с помощью которых осуществляется государственная власть.

Политический режим

— совокупность приемов, методов и способов осуществления политической власти, характеризующих политическую систему данного общества.

— совокупность средств и способов осуществления политической власти, выражающих её содержание и характер.

— это совокупность средств и способов осуществления государственной власти сложившейся в результате взаимодействия и противоборства различных политических сил.
— методы осуществления политической власти, итоговое политическое состояние в обществе, которое складывается в результате взаимодействия и противоборства различных политических сил, функционирования всех политических институтов и характеризуется демократизмом или антидемократизмом. Основные виды политического режима — демократический и недемократический.

Политогенез — понятие, предложенное Л. Е. Куббелем и обозначающее генезис и развитие политической подсистемы общества, которая может трансформироваться в государство или его аналог. В результате политогенеза (и в особенности в результате формирования государства) в управлении обществом все большую роль начинают играть административные, силовые и правовые методы.

Право
— обусловленная природой человека и общества и выражающая свободу личности система регулирования общественных отношений, которой присущи нормативность, формальная определенность в официальных источниках и обеспеченность возможностью государственного принуждения.

— система общеобязательных формально определённых юридических норм, устанавливаемых и обеспечиваемых государством, направленных на урегулирование общественных отношений.

— система общеобязательных, формально определенных норм, установленных и гарантированных государственной властью, выступающих в роли классового регулятора общественных отношений.

— система общеобязательных формально определенных норм, выражающих меру свободы человека, принятых или санкционированных государством и охраняемых им от нарушений.

Главными признаками права выступают сознательно-волевой характер, нормативность, формальная определенность, обеспеченность государством, системность.

Правовая активность — обусловленное социально-правовыми устоями, потребностями и интересами людей их общественное качество, характеризующееся реальным осуществление мимиправовых требований, принципов и установлений.

Правовая культура

— обусловленная всем социальным, духовным, политическим и экономическим строем качественное состояние правовой жизни общества, выражающееся в достигнутом уровне развития правовой деятельности, юридических актов, правосознания и в целом в уровне правового развития субъекта (человека, различных групп, всего населения), а также степени гарантированности государством и гражданским обществом свобод и прав человека.
— часть духовной культуры, которая характеризует степень совершенства законодательства, его знания и понимания гражданами и должностными лицами, правильной реализации правовых требований и соблюдения законности в обществе.

— часть культуры общества, охватывающая способы правотворчества и реализации права, опосредующие их государственно-правовые институты, социально-правовую практику и сложившееся в обществе правосознание (правовая культура охватывает основные элементы национальной правовой системы); применительно к личности – характерные для данной личности взгляды, убеждения, ориентации, образцы правового поведения, отражающие состояние индивидуального правосознания.

— обусловленное всем социальным, духовным, политическим и экономическим строем качественное состояние правовой жизни общества, выражающееся в достигнутом уровне развития правовой деятельности, юридических актов, правосознания и в целом в уровне правового развития субъекта (человека, различных групп, всего населения), а также в степени гарантированности государством и гражданским обществом прав и свобод человека.

Правовая идеология

— а) систематизированное, научное выражение правовых взглядов, принципов, учений, теорий, идей, представлений, убеждений, концепций, в которых отражается отношение социальной группы, общности, в целом всего общества к действующему и желаемому праву; б) составная часть содержания правосознания охватывающая его рационально-идеологические компоненты – правовые знания, убеждение, правовые теории и идеи, в целом юридическое мировоззрение.

— система идей, теорий и концепций, в которых отражается отношение людей к действующему и желаемому праву.

Правовая психология

— совокупность переживаний, чувств, настроений, эмоций, в которых отражается отношение людей к действующему и желаемому праву.

— совокупность чувств, эмоций, привычек, в которых отражается отношение людей к действующему или желаемому праву.

Правовое воспитание – это целенаправленная деятельность государства, общественных организаций, отдельных граждан по передаче юридического опыта; систематическое воздействие на сознание и поведение человека в целях формирования определенных позитивных представлений, взглядов, ценностных ориентации, установок, обеспечивающих соблюдение, исполнение и использование юридических норм.

Правовое государство

— государство, основанное на принципе разделения властей, в котором признается и осуществляется верховенство права по отношению к государству и обеспечиваются международно признанные права и свободы человека и гражданина.

— особая форма организации политической власти в гражданском обществе, при которой признаются и гарантируются естественные права человека, реально проводится разделение государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную, обеспечивается верховенство правового закона и взаимная ответственность граждан перед государством и государства перед гражданами.

— форма организации политической власти гражданского общества, которая характеризуется верховенством закона и легитимностью власти, высоким престижем права, наличием эффективных политико-юридических механизмов, гарантирующих правовую защищённость личности и обеспечивающих активное и беспрепятственное использование её демократических прав и свобод.

— это организация политической власти, основанная на принципах верховенства закона, разделения властей, взаимной юридической ответственности между государством и индивидом, создающая условия для наиболее полного обеспечения прав и свобод человека и гражданина, а также для наиболее последовательного связывания с помощью права государственной власти в целях недопущения злоупотреблений.
— такое государство, построение и деятельность которого основывается на принципах приоритета права, правовой защищенности человека и гражданина, единства права и закона, правового разграничения деятельности различных ветвей государственной власти.

Правовое регулирование

— воздействие права на общественные отношения через систему юридических средств.
— основная форма реализации функций позитивного права, осуществляемая при помощи системы правовых средств.

— результативное нормативно-организационное воздействие на общественные отношения специальной системы собственно правовых средств (норм права, правоотношений, актов реализации и применения права).

— целенаправленное воздействие на общественные отношения с помощью правовых (юридических) средств.

Правовой статус — установленное нормами права положение его субъектов, совокупность их прав и обязанностей. В правовой статус входят:

— правосубъектность (в свою очередь включающая правоспособность, дееспособность и деликтоспособность субъекта);

-установленные законом права и обязанности;

— гарантии установленных прав;

— ответственность субъекта за неисполнение обязанностей.

Правогенез — это процесс возникновения права, его происхождения и становления как специфического социального явления, способного особым образом упорядочивать отношения в человеческом сообществе.

Правомерное поведение— деятельность субъектов права, соответствующая правовым нормам и социально полезным целям.

— массовое по масштабам социально полезное поведение людей и организаций, соответствующее предписаниям норм права и гарантируемое государством.
— сознательно-волевое, социально значимое поведение людей и их коллективов, соответствующее правовым предписаниям.
— общественно необходимое, желательное или социально допустимое, волевое действие дееспособного субъекта, соответствующее требованиям норм права. По субъективной стороне правомерное поведение подразделяется на социально активное, законопослушное, конформистское и маргинальное.

Правонарушение
— акт поведения, противоречащий требованиям юридических норм и причиняющий вред общественным отношениям.

— волевое осознанное деяние (действие или бездействие), противоречащее нормам права, совершенное виновно деликтоспособным субъектом, причиняющее вред интересам общества, государства, личности и запрещаемое под угрозой применения мер юридической ответственности.

— это виновное, противоправное, наносящее вред обществу деяние праводееспособного лица или лиц, влекущее за собой юридическую ответственность.
— это социально вредное, противоправное, виновное деяние вменяемого субъекта за совершение которого государством предусмотрена юридическая ответственность.
— общественно вредное, противоправное, виновное действие дееспособного субъекта, влекущее юридическую ответственность.

49 Действие нормативно-правовых актов в пространстве

По степени общественной опасности и юридическому оформлению правонарушения подразделяются на преступления и проступки (административные, гражданско-правовые и дисциплинарные).

Правопорядок
— часть системы общественных отношений, урегулированных нормами права.
— основанная на праве и законности организация общественной жизни; состояние правовой упорядоченности общественных отношений.

— состояние фактической упорядоченности общественных отношений, выражающее реальное, практическое осуществление требований законности.

— это система организации общественных отношений, сложившаяся в результате практической реализации правовых предписаний и выражающая качественное состояние их регулятивного воздействия.

— состояние упорядоченности общественных отношений, образовавшееся в результате практической реализации правовых норм. Принципами правопорядка являются: определенность, системность, организованность, государственная гарантированность, устойчивость, единство.

Правосознание
— совокупность взглядов, идей, убеждений, мнений, оценок, а также настроений и чувств людей в отношении действующего и желаемого права, деятельности правовых институтов, поступков людей в правовой сфере; одна из форм общественного сознания, представляющая собой психическое отражение правовой действительности.
— совокупность чувств, эмоций, представлений, идей и теорий, в которых отражается отношение людей к действующему и желаемому праву.

— это совокупность представлений и чувств, выражающих отношение людей к праву и правовым явлениям в общественной жизни.

— совокупность представлений и чувств, выражающих отношение людей к праву и правовым явлениям в общественной жизни, осознание правовой действительности, восприятие ее в мыслительных и чувственных образах. В структуру правосознания входят: рациональный компонент — правовая идеология и эмоциональный компонент — правовая психология.

©2015-2018 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных

О порядке вступления в силу и прекращения действия нормативных актов

Трудовое законодательство достаточно часто меняется. Хорошо, если законодатель определил дату вступления в действие очередных изменений или нового нормативного правового акта. А если нет? Как определить, когда начинает действовать та или иная редакция документа, с какого момента можно применять новые положения? О тонкостях и порядке вступления в силу нормативных правовых актов расскажем в данной статье.

Общий порядок вступления в силу нормативно-правовых актов

Статьей 12 ТК РФ определено, что закон или иной нормативный правовой акт, содержащий нормы трудового права, вступает в силу со дня, указанного в этом законе или ином нормативном правовом акте либо в законе или ином нормативном правовом акте, определяющем порядок введения в действие акта данного вида.

Основными документами, регулирующими вопросы вступления в силу правовых актов, являются:

  • Указ Президента РФ от 23.05.1996 N 763 "О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти" (далее — Указ N 763);
  • Постановление Правительства РФ от 13.08.1997 N 1009 "Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации".

В соответствии с данными документами некоторые нормативные акты подлежат государственной регистрации. Приказом Минюста России от 04.05.2007 N 88 утверждены Разъяснения о применении Правил подготовки нормативных правовых актов, уточняющие перечень документов, нуждающихся в регистрации. В него входят документы:

а) содержащие правовые нормы, затрагивающие:

  • гражданские, политические, социально-экономические и иные права, свободы и обязанности граждан РФ, иностранных граждан и лиц без гражданства;
  • гарантии их осуществления, закрепленные в Конституции РФ и иных законодательных актах РФ;
  • механизм реализации прав, свобод и обязанностей;

б) устанавливающие правовой статус организаций (типовые, примерные положения (уставы) об органах (например, территориальных), организациях, подведомственных соответствующим федеральным органам исполнительной власти), в том числе организаций, выполняющих в соответствии с законодательством РФ отдельные государственные функции;

в) имеющие межведомственный характер — содержащие правовые нормы, обязательные для других федеральных органов исполнительной власти или организаций, не входящих в систему федерального органа исполнительной власти, утвердившего (двух или более федеральных органов исполнительной власти, совместно утвердивших) нормативный правовой акт.

На государственную регистрацию направляются нормативные правовые акты, обладающие как одним из вышеуказанных признаков, так и несколькими.

Зарегистрированные правовые акты должны быть обнародованы, доведены до сведения граждан (ч. 3 ст. 15 Конституции РФ). Обычно это происходит путем официальной публикации новых законов, постановлений, распоряжений и прочих актов в печатных изданиях. Но что считается официальным опубликованием?

Чтобы нормативный акт считался официально опубликованным, должны быть соблюдены определенные правила:

  • нормативный акт размещен в печатном издании, которое распространяется свободно, то есть не подписное;
  • издание, в котором публикуется текст документа, законодательно определено в качестве источника опубликования для конкретного вида правовых актов (например, официальным печатным изданием МВД является газета "Щит и меч" <1>);
  • правовой акт опубликован полностью, без сокращений.

<1> Приказ МВД РФ от 07.05.2008 N 405 "О порядке опубликования и вступления в силу актов Министерства внутренних дел Российской федерации, признанных Министерством юстиции Российской федерации не нуждающимися в государственной регистрации".

Пунктом 9 Указа N 763 установлено, что нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти подлежат официальному опубликованию в "Российской газете". Причем сделано это должно быть в течение десяти дней после дня их регистрации. Также документ должен публиковаться в Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти издательства "Юридическая литература" Администрации Президента РФ.

Не прошедшие государственную регистрацию нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти (кроме актов и отдельных их положений, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера), а также зарегистрированные, но не опубликованные в установленном порядке, не влекут правовых последствий как не вступившие в силу. На указанные акты нельзя ссылаться при разрешении споров.

Акты, имеющие нормативный характер и издаваемые ПФР, ФСС и ФФОМС, также подлежат государственной регистрации в соответствии с Указом Президента РФ от 20.03.2001 N 318.

В некоторых случаях для вступления в силу акта требуется соблюдение особенных условий. И даже если в таком документе установлена дата его вступления в силу, это означает, что без соблюдения специальных условий он вступит в силу позднее.

Порядок вступления в силу отдельных нормативно-правовых актов

В настоящее время законы РФ и федеральные законы подлежат официальному опубликованию в "Российской газете" и "Собрании законодательства Российской Федерации" в течение десяти дней после дня их подписания, если самими законами не установлен иной порядок вступления их в силу.

Особый порядок вступления в силу установлен, например, для законодательных актов:

  • о налогах и сборах (в силу ст. 5 НК РФ некоторые акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу, некоторые — не ранее чем по истечении месяца со дня их официального опубликования. А вот федеральные законы, вносящие изменения в НК РФ в части установления новых налогов или сборов, акты законодательства о налогах и сборах субъектов РФ и правовые акты представительных органов муниципальных образований, вводящие налоги, вступают в силу не ранее 1 января года, следующего за годом их принятия, но не ранее одного месяца со дня их официального опубликования);
  • о бюджете (согласно ст. 5 БК РФ закон о бюджете вступает в силу с 1 января и действует по 31 декабря финансового года, если иное не предусмотрено БК РФ или законом (решением) о бюджете);
  • таможенного законодательства (согласно п. 3 ст. 4 Таможенного кодекса РФ вступают в силу не ранее чем по истечении месяца со дня их официального опубликования).

Вступление в силу актов ПФР, ФСС и ФФОМС тоже имеет свои особенности. Акты ФСС вступают в силу по истечении десяти дней после их официального опубликования. Если акт ФСС Минюстом будет признан не нуждающимся в государственной регистрации, он подлежит опубликованию в журналах "Вестник государственного социального страхования" или "Социальный мир" (п. 22 Правил подготовки актов Фонда социального страхования РФ, имеющих нормативный характер, и их государственной регистрации, утвержденных Постановлением ФСС от 30.10.2007 N 260). Нормативные документы ФФОМС согласно п. 19 Правил, утвержденных Приказом ФФОМС РФ от 03.07.2007 N 132, признанные не нуждающимися в государственной регистрации, публикуются в одном из следующих изданий:

  • научно-практический журнал "Обязательное медицинское страхование в Российской Федерации";
  • газета "Медицинский вестник";
  • "Медицинская газета".

Дата вступления нормативных документов в силу

Вступление в силу закона со дня его опубликования наиболее распространено. Обычно дата введения законодательного акта в действие содержится в его заключительных положениях. Например, в п.

Действие нормативных правовых актов в пространстве и по кругу лиц

1 ст. 25 Федерального закона от 27.07.2006 N 152-ФЗ "О персональных данных" указано: настоящий Федеральный закон вступает в силу по истечении ста восьмидесяти дней после дня его официального опубликования.

Но закон может предусматривать и иной порядок вступления в силу, причем в отношении как всего нормативного акта, так и его отдельных положений. Например, в ст. 35 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее — Закон N 181-ФЗ) сказано: указанный Закон вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением статей, для которых установлены иные сроки вступления в силу. Федеральный закон от 30.04.2008 N 56-ФЗ "О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений" сообщает, что сам Закон вступает в силу с 01.10.2008, а положения отдельных статей — с 01.01.2009.

Гораздо реже сроки вступления в силу нормативных актов или их положений устанавливаются отдельными документами. Например, согласно п. 6 Постановления Правительства РФ от 07.12.1996 N 1449 "О мерах по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов к информации и объектам социальной инфраструктуры" ст. 14 Закона N 181-ФЗ вводится в действие с 01.01.1998, ст. ст. 15 и 16 — с 01.01.1999.

Вступление в силу локальных нормативных актов

Локальный нормативный акт работодателя вступает в силу со дня его принятия либо со дня, указанного в этом акте. Если он вступает в силу со дня его подписания или утверждения, в текст документа не требуется вносить никаких указаний на дату вступления в силу. В случае вступления локального акта в силу со дня, указанного в нем, в тексте документа должна присутствовать фраза: "Настоящее положение вступает в силу с 1 января 2010 г."

Если документ утверждается должностным лицом, он обычно вводится в действие со дня утверждения, если иное не оговорено самим документом.

Локальный нормативный акт применяется к правоотношениям, возникшим после его введения в действие, то есть не имеет обратной силы. Если правоотношения возникли до введения локального нормативного акта, он применяется к правам и обязанностям, которые возникают после введения его в действие.

Прекращение действия нормативного акта

Нормы ст. 12 ТК РФ гласят: закон или иной нормативный правовой акт, содержащий нормы трудового права либо отдельные их положения, прекращает свое действие в связи:

  • с истечением срока действия;
  • со вступлением в силу другого акта равной или высшей юридической силы (поскольку всегда имеются документы, фактически утратившие силу, но формально не отмененные, при решении вопроса о действии конкретного нормативного акта нужно проверить, имеется ли более поздний акт равной или высшей юридической силы, регулирующий тот же предмет отношений, что и ранее изданный акт);
  • с отменой (признанием, утратившим силу) данного акта либо отдельных его положений актом равной или высшей юридической силы (закон может быть отменен только законом, указ Президента РФ — законом или указом Президента РФ, постановление Правительства РФ — законом, указом Президента РФ или постановлением Правительства РФ).

Локальные акты работодателя прекращают свое действие по тем же основаниям, которые применяются к закону или иному нормативному правовому акту. Отличие лишь в том, что локальный нормативный акт либо отдельные его положения прекращают свое действие в связи со вступлением в силу закона или иного нормативного правового акта, содержащего нормы трудового права, коллективного договора, соглашения только в том случае, когда указанные акты устанавливают более высокий уровень гарантий работникам по сравнению с установленным локальным нормативным актом.

Истечение срока действия локальных нормативных актов — явление достаточно редкое (они принимаются на неопределенный срок). Чаще всего необходимость признать локальный нормативный акт или отдельные его положения утратившими силу возникает из-за изменений в регулировании трудовых отношений, когда работодатель принял решение о введении новых норм и отмене старых.

Отменить действие локальных актов можно приказом по основной деятельности или отдельным пунктом в новом локальном акте.

В.П.Кузнецова

Эксперт журнала

"Отдел кадров коммерческой организации"

Действие нормативных правовых актов во времени, в пространстве, по кругу лиц и по юридической силе.

Нормативно-правовой акт – это акт правотворческой деятельности компетентных государственных органов, который устанавливает, изменяет или отменяет нормы права.

Характеристики:

— издается компетентным государственным органом и носит государственно-властный характер, их исполнение обеспечивается мерами государственного принуждения;

— принимаются в определенном процедурном порядке, который служит гарантией их надлежащего качества – процесс правотворчества;

— содержит нормы права – правила поведения общего характера;

— документально оформлен, имеет установленную форму и реквизиты: официальное название и наименование, указание на орган, принявший данный акт, время принятия и время вступления в действие и др.

— обладает юридической силой, которая зависит от места правотворческого органа в аппарате государства, от его компетенции.

Виды:

По юридической силе выделяют:

1. Закон – нормативно-правовой акт, принимаемый в особом порядке по наиболее важным вопросам общественной и государственной жизни и обладающий высшей юридической силой (ни один орган не вправе отменять или изменять закон, все другие нормативные акты не должны противоречить закону). Принимаются на референдуме или парламентом.

Законы подразделяются:

— основные (конституции) – регулируют основы общественного и государственного строя, закрепляют основные права и свободы, обязанности человека и гражданина, определяют принципы формирования и деятельности государственных органов. Имеют учредительный характер и обладают верховенством.

— конституционные законы – законы, дополняющие конституцию, или законы, издающиеся по отдельным указанным в конституции наиболее важным вопросам.

— органические законы – определяющие порядок организации и деятельности государственных органов на основе бланкетных статей в конституции.

— обычные законы – все остальные законодательные акты, принимаемые парламентом.

2.

Действие нормативно-правовых актов в пространстве и по кругу лиц

Подзаконные нормативные акты принимаются на основе и во исполнение законов различными государственными органами – указы Президента РФ, постановления правительства РФ и др.

По сфере действия различают:

— нормативно-правовые акты внешнего действия – нормы права, направленные на упорядочение внешних по отношению к издавшему их государственному органу отношений.

— нормативно-правовые акты внутреннего действия — предписания, регламентирующие внутриорганизационные отношения внутри данного органа или государственного учреждения (локальные акты).

От территории действия:

— общие – действующие на всей территории государства;

— местные – действующие на части территории государства.

От времени действия:

— неопределенно-длительные нормативно-правовые акты;

— временные нормативно-правовые акты.

Действие нормативно-правового акта во времени ограничено:

1. моментом вступления в юридическую силу. Выделяют:

— указание срока вступления в законную силу или в самом нормативно-правовом акте, или в специальном сопутствующем документе. Называется конкретная дата, причем срок между принятием и введением в действие нормативно-правового акта не превышает 1-3 месяцев.

— указание поэтапного вступления в законную силу. В этом случае этапы введения в действие тех или иных глав обозначаются определенными сроками либо связываются с наступлением определенных условий.

— официальное опубликование – обеспечивается оперативность действия вновь принятого документа.

— с момента подписания или с момента принятия.

Если срок вступления акта в юридическую силу не указан, он определяется так – вступление в юридическую силу нормативно-правового акта, имеющего наиболее важное значение, привязывается к моменту его официального опубликования:

— после официального опубликования;

— по истечении определенного срока после официального опубликования.

2. моментом утраты юридической силы. Выделяют такие способы прекращения действия нормативно-правовых актов:

— прямая отмена – указывается время прекращения действия официального документа;

— фактическая отмена данного нормативно-правового акта другим нормативно-правовым актом, принятым по тому же вопросу;

— истечение срока, на который был издан нормативно-правовой акт, если этот срок был установлен;

— изменение обстановки, исчезновение общественных отношений, на регулирование которых были рассчитаны нормативно-правовые акты.

3. обратной силой нормативно-правового акта (ретроактивность). Нормативно-правовой акт имеет обратную силу в случае прямого указания на это законодателя, причем положение граждан ухудшаться не должно.

4. переживанием действия нормативно-правового акта (ультраактивность), т.е. старый документ, отмененный новым, в какой-то мере продолжает действовать и после утраты им юридической силы. Возможно это в тех случаях, когда для приведения старых общественных отношений в соответствие с новыми требуется определенный срок.


Дата добавления: 2016-05-31; просмотров: 1065;


Похожие статьи:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *