Деление права на частное и публичное

.

С давних пор вся совокупность правовых норм, действующих в том или другом государстве, делилась на так называемые частное право и публичное право. Деление права на частное и публичное является качеством его внутренней дифференциации. Такое деление права является естественным, вытекающим из природы отношений между личностью и государством (публичной властью).

Внутренняя дифференциация права не является его искусственным делением. Она связана с различением в праве относительно самостоятельных частей, образованных вследствие возникновения некоторых более устойчивых связей между его элементами и регулируемыми ими отношениями.

Поэтому деление права на частное и публичное, осуществляемое и объясняемое на уровне юридической науки (систематика права), есть лишь отражение того строения права, которое оно имеет в реальности.

Различия между публичным и частным правом обусловлены не только различием интересов субъектов правоотношений или характером регулируемых отношений, но и различием в методах (приемах) правового регулирования. Для публичного права характерен императивный (авторитарный) метод правового регулирования общественных отношений. Прием властного регулирования отношений, помимо положительных сторон, имеет и некоторые отрицательные стороны.

Государственная власть, монополизируя все сферы общественной жизни, естественно понижает частную заинтересованность и частную инициативу и при известных условиях способна привести к полному подавлению личности. А в частном праве действует диспозитивный (автономный) метод, который характеризуется относительной свободой поведения сторон, их равным положением в правовых отношениях.

Деление права на частное (jus privatum) и публичное (jus publicum) было представлено еще римскими юристами, которые в качестве основного критерия различения рассматривали характер интересов, защищаемых правом. Один из римских юристов классического периода Ульпиан указывал, что публичное право — это то, которое обращено к статусу, состоянию Римского государства, а частное право — то, которое имеет в виду выгоды, интересы отдельных лиц.

Деление права на частное и публичное впервые было провозглашено в Древнем Риме.

Такое деление права на частное и публичное было использовано римскими юристами в их практической деятельности при построении институтов права, а в последующем было воспринято правовыми системами многих европейских народов. Особенно это касается тех систем права, которые свойственны государствам, принадлежащим к романо-германской «правовой семье» (Германия, Франция, Италия, Австрия и др.).

В англосаксонском праве идея деления права реализована несколько иначе. Здесь различаются общее право и право справедливости. Не столь четко данное деление прослеживается и в США. Советская правовая система не признавала деление права на частное и публичное. Господствовало ложное убеждение, согласно которому социалистическое общество исключает автономное существование как частного, так и публичного права, а все сферы правового регулирования якобы подчинены государственному (публичному) интересу.

Такое положение было связано с тем, что советская правовая идеология не признавала ничего частного, все строилось на этатистских началах, где государственное вмешательство в частноправовые отношения абсолютизировалось. Еще при разработке Гражданского кодекса РСФСР В.И. Ленин писал: «Мы ничего «частного» не признаем, для нас все в области хозяйства есть публично-правовое, а не частное».

В условиях авторитарной административно-приказной системы управления, государственной монополизации всех сторон общественной жизни, включая экономику, культуру, искусство и науку, публично-правовой принцип регулирования общественных отношений подчинил себе гражданско-правовые, демократические принципы правового обеспечения имущественных и других отношений.

Это привело к тормозу развития частной инициативы рыночных экономических отношений, стало препятствием для процесса правообразования, привело к торможению общественного прогресса в целом.

По этому поводу С.С. Алексеев пишет, что «…под влиянием тоталитарного режима, тотального господства публично-правовых принципов у нас укоренилось, вошло в плоть и в кровь представление о том, что будто бы все «юридическое» целиком исходит от государства, от государственного закона, что везде нужны «разрешения» и «согласия».

Однако современная система права России с закреплением института частной собственности уже стала признавать деление права на частное и публичное. А это способствует осуществлению перестройки всей системы права в соответствии с принципом: «Все, что не запрещено, — дозволено».

Разделение права на частное и публичное генетически связано с развитым товарным производством, существованием обменных отношений. Отношения обмена — результат общественного разделения труда и собственности.

Диалектически связанные единой структурой сферы частного и публичного права возникают, существуют, активно функционируют там, где развиваются материальное производство и товарно-денежные отношения.

Именно экономический оборот, требующий и независимости от произвола власти, предопределяющий высокоэффективное материальное производство и общественный прогресс, основанный на инициативе и предприимчивости, конкуренции и свободе, порождает автономное частное право и ставит предел публичному праву, придавая ему демократические свойства.

Интеграция России в мировое сообщество, возврат к идеалам человеческой цивилизации предполагает приоритет прав и свобод личности во взаимоотношениях с государством, что находит отражение в ее законодательстве, в признании частных интересов, которое нужно приветствовать и всемерно поддерживать.

К частному праву относят те правовые нормы и отношения, которые регулируют негосударственную деятельность. Это могут быть правоотношения между гражданами в области имущественных отношений, семейных отношений, авторских прав, отношения между общественными организациями, кооперативными организациями, иными объединениями, т.е. такие отношения, в которых выражен частный интерес.

Частное право — это все то, во что не вмешивается государство. Частноправовые отношения — это не отношения соподчиненности, а договорные отношения. В них самим участникам предоставлена возможность автономно, по своей воле и в своих интересах определять свои права и обязанности.

Частноправовые отношения характеризуются:

— равенством сторон правоотношений;
— относительной свободой и самостоятельностью участников правоотношений;
— взаимными субъективными правами и обязанностями;
— свободой выбора воли поведения субъектов, обусловленного индивидуальным («частным») интересом, совмещенного с коллективным и всеобщим («публичным») интересом, защита которого передана с согласия общества и по общей договоренности государству, в первую очередь — суду, осуществляющему правосудие по закону и непременно по справедливости.

Все субъекты частноправовых отношений одинаково равны перед законом и судом и не имеют никаких преимуществ по отношению друг другу. В частном праве действует принцип: «Не запрещенное законом — дозволено». В ряде случаев отдельные принципы частного права распространяются и на публичное право.

Сфера действия частного права — область творческой инициативы личности, использования своих уникальных способностей и удовлетворения потребностей. Сфера действия публичного права не должна быть главенствующей по отношению к частному, так как в гражданском обществе публичная власть является одним из его институтов.

Публичная власть не может служить бюрократии и господству государственного аппарата над обществом, напротив, она предназначена для правового регулирования властно-управленческих отношений.

В Афинах и в Древнем Риме, в которых исторически была распространена индивидуальная частная собственность и определенные формы политической демократии, выделение частного и публичного права было четко выражено.

Исторически первым возникло частное право на основе имущественных отношений. «Естественно-правовые требования свободы людей, обеспечения статуса автономной личности, — отмечает С.С. Алексеев, — обусловливают необходимость развития (сначала через обычаи, судебные решения, потом через законы) такого рода особой правовой сферы, в которой могут реализовываться экономическая свобода, самостоятельность и равенство людей, в экономике — товаропроизводителей, и которая может защищать достоинство личности, неприкосновенность собственников, права участников оборота от вмешательства государства, от его произвола.

Вот почему с первых же ступеней цивилизации складывается и получает высокий статус частное право». В тех странах, где частная собственность оказывалась очень ограниченной, разделение права на частное и публичное ограничивалось.

Однако не следует абсолютизировать «личное начало» в обществе и органически противопоставлять интересы личности интересам общества и государства. Государство как раз и является институтом политической власти, который призван удовлетворять и охранять личные и общественные интересы.

Деятельность государства, государственных организаций, отношений между гражданами и государственными организациями, между самими государственными органами — область публичного права.

Публичное право — это правовые нормы и отношения, регулирующие государственную деятельность в публично-правовой сфере (государственное право, административное право, уголовное право, суд и судопроизводство), т.е. такие отношения, в которых выражен государственный интерес.

Публичное право регулирует отношения по вертикали, а не по горизонтали, т.е. отношения подчиненности. В области публичного права должен действовать не принцип: «Что не запрещено, то дозволено», а принцип: «Разрешено то, что дозволено правом».

Хотя публичное право и связано напрямую с государством и его властной деятельностью, но в нем вместе с тем должны быть выражены принципы, закрепляющие основные права и свободы личности, их защиту, а также принципы, ограничивающие произвол власти.

Генетически корни публичного права, как и частного права, кроются в развивающихся общественных отношениях.

Это такие общественные отношения, интересы, потребности, без обеспечения которых невозможно удовлетворение как личных интересов, так и общезначимых, публичных интересов общества в целом.

Устойчивость общества и его жизнедеятельность, функционирование институтов политической, экономической, социальной сфер служат своего рода условием и гарантией реализации частного права. А следовательно, можно сделать вывод: публичное и частное право органически связаны и взаимодействуют между собой.

Автор статьи: М.И. АБДУЛАЕВ

Юридические нормы можно подразделить на две большие категории: на частное и публичное право. Эта группировка восходит к эпохе Древнего Рима. Римский юрист Ульпиан (2-3 вв.) считал, что публичное право охраняет общие интересы государства, а частное – интересы отдельных лиц.

Каждое из этих подразделений системы права объединяет совокупность однородных по своим признакам отраслей права. Публичное право состоит из отраслей, которые связаны с полномочиями и функционированием государства — конституционного, административного, финансового, уголовного, уголовно-процессуального, международного публичного права, а частное право обслуживает потребности людей, возникающие на основе имущественных и личных неимущественных отношений, — гражданское, семейное, международное частное. Они сформировались как относительно самостоятельные сферы регулирования и отражают особенности предмета и метода регулирования.

Публичное право –упорядоченная совокупность юридических норм, регулирующих процесс организации и деятельности органов государства, процесс осуществления общественных интересов.

Частное право –упорядоченная совокупность юридических норм, охраняющих и регулирующих отношения частных лиц.

Однако деление отраслей права по критерию – чьи интересы охраняют и защищают данные отрасли права – весьма условны, поскольку даже в таких, сугубо частных сферах, какими являются семейное и трудовое право, допускается вмешательство государства.

Критерии деления права на частное и публичное

Так, дела о лишении родительских прав рассматриваются по заявлению государственных или общественных организаций, а также по иску прокурора (ст. 59 СК РФ). При рассмотрении судом споров, связанных с воспитанием детей, к участию в деле должен быть привлечен орган опеки и попечительства, т.е. государственный орган (ст.65 СК РФ). Решения комиссии по трудовым спорам исполняются судебными приставами в принудительном порядке, если они не были исполнены в установленный срок (ст.389 ТК РФ).

В настоящее время для деления права на частное и публичное используется критерий, разработанный Ульпианом, хотя в более распространенном варианте изложения.

Обычно выделяют следующие критерии, в зависимости от которых те или иные нормы права относят к частному либо к публичному праву:

1) интерес (если частное право призвано регулировать частные интересы, то публичное – общественные, государственные);

2) предмет правового регулирования (если частному праву свойственны нормы, регулирующие преимущественно имущественные отношения, то публичному — неимущественные);

3) метод правового регулирования (если в частном праве господствует метод координации, то в публичном – субординации);

4) имущественный статус участников отношений (в частном праве они характеризуются имущественной самостоятельностью).

Не все национальные системы права знают деление права на частное и публичное, например, английское право выделяет в системе права общее право, право справедливости и статутное право.

Дополнительная литература

1. Дорохин С.В. Деление права на публичное и частное: конституционно-правовой аспект/С.В. Дорохин М.: Волтерс Клувер, 2006.

2. Киримова Е.А. Правовой институт: понятия и виды: Учебное пособие/ под ред. Профессора И.Н. Сенякина. – Саратов, 2000.


⇐ Предыдущая52535455565758596061Следующая ⇒


Дата публикования: 2014-12-08; Прочитано: 189 | Нарушение авторского права страницы



studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2018 год.(0.001 с)…

Частное и публичное право: понятие, соотношение.

⇐ ПредыдущаяСтр 10 из 21Следующая ⇒

Право— система общеобязательных формально-определенных гарантированных государством норм ( и иных общепризнанных прав и свобод) , отражающих уровень свободы общества и являющихся регулятором общественных отношений между формально-равными субъектами.

Юридические нормы можно подразделить на две большие группы: на частное и публичное право. Деление системы права на публичное и частное является наиболее устоявшимся и широко признанным в юриспруденции. Такое деление получило признание еще в Древнем Риме.

Частное праворегулирует отношения меду людьми их организациями как между юридически равным субъектами. Эти отношения возникают по инициативе сторон для удовлетворения их потребностей. Частное право призвано обслуживать прежде всего потребности частных лиц (ф.л. или ю.л.) , которые имеют властные полномочия и выступают как свободные равноправные собственники. Частное право является правом лично-свободным. В своих границах субъект может реализовывать его в произвольном направлении.

Специфика публично-правовых отношений в том,что это либо властеотношения, либо отношения, складывающиеся по поводу осуществления власти.

Для публичного права характерны:

•одностороннее волеизъявление;

•субординация субъектов и правовых актов;

•преобладание императивных норм;

•ориентация на удовлетворение общественного интереса.

Для частного права характерны:

•свободное двустороннее волеизъявление, использование договорной формы регулирования;

•равенство сторон;

•преобладание диспозитивных норм;

•ориентация на удовлетворение частных интересов.

К частному праву относят: 1)ГП и отпочковавшиеся от него- 2)ТП, 3)СП, 4)ЖП

К публичному праву относят:1) КП 2) админ право 3) УПП 4) ГПП

Комплексные отрасли права ( экологич, хозяйственное) объединяют норм и институты как частного, так и публичного права.

Основная функция частного права— состоит в распределении материальных и иных благ, в фиксировании их за конкретными субъектами

Основная функцтия публичного права- состоит в регуляции отношений между людьми велениями, котрые исходят от единственного центра ( от гос власти)

Соотношение частного и публичного права:

1) частное право не может осуществляться без публичного, так как последнее служит для охраны и защиты первого;

2) частное право в своей реализации опирается на публичное. В общей правовой системе публичное и частное право тесно взаимосвязаны, и их разграничение до какой-то степени является условным.

 

 

Формы взаимодействия внутригосударственного и международного права.

Право— система общеобязательных формально-определенных гарантированных государством норм ( и иных общепризнанных прав и свобод) , отражающих уровень свободы общества и являющихся регулятором общественных отношений между формально-равными субъектами.

Следует различать внутригосударственное право, которое действует на территории суверенного государства и право международное, которое распространяет свое действие на гос международные организации

Существуют несколько форм взаимодействия внутригос-го и международного права.

1)непризнание государством норм международного права на своей территории. Это редкая форма. Используется государствами- изгоями., н: Северная Корея.

2) приоритет норм внутригосударственного права, т.е. нормы международного права признаются до тех пор, пока они не противоречат нормам внутригос-го права. Иногда даже нормам внутригос-го права некоторые государства придают характер норм международного права.( н: США)

3) приоритет норм международного права с их непосредственным действием на территории государства( применяется т в странах Евросоюза)

4) признание приоритета норм международного права путем их включения в национальную правовую систему.Именно такая форма закреплена в ч4ст15 КРФ.

Ч4ст15 КРФ: Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

Включение в нац систему означает, что присоединяясь к Конвенции , РФ берет обязательство привести свое законодательство в соответствии с нормами международного права.

 

Нормы права: понятие, признаки, классификация.

Норма права— общеобязательное, формально-определенное, гарантированное государством правило поведения, предназначенное для урегулирования наиболее значимых общественных отношений. ( — не имеет персонального адресата, -применяется неоднократно)

Признаки:

1) общеобязательность — нормы права обязательны для исполнения и соблюдения всеми членами общества на определенной территории.

2) формальная определенность — нормы права имеют текстуальное закрепление и выражаются в определенных формах

3) неперсонифицированность — нормы права адресуются, как правило, неопределенному кругу лиц;

4) государственно-волевой характер — нормы права выражают государственную волю, обусловленную классовыми, религиозными, общечеловеческими или другими интересами;

5) установление или санкционирование государством — нормы права издаются непосредственно государством через уполномоченные государственные органы либо санкционируются им, т.е. выдается разрешение негосударственным органам или организациям на издание норм права;

6) институциональность — изданию норм права соответствует определенный порядок их принятия (правотворчество), в результате которого они приобретают соответствующую форму (нормативный акт, юридический прецедент, и т.д.);

7) возможность государственного принуждения — правовые нормы охраняются государством, в случае их нарушения могут быть применены меры государственного принуждения;

8) системность — правовая норма имеет внутреннюю структуру и состоит из гипотезы, диспозиции и санкции;

9) неоднократность (или многократность) ее действия.

Публичное и частное право

Это означает, что правовая норма создается для постоянного применения, использования, если иное не оговаривается в самой норме.

Классификация норм права

1) По отраслевому принципу: нормы УП, КП, ГП…

2) По степени общности содержания: А) общие- адресованы всем субъектам права В) специальные – адресованы более узкому кругу субъектов и/ или регулируют более узкий круг общественных отношений С) нормы-принципы- содержат принципы отрасли права, нескольких отраслей права или права в целом. Н: в КП, УП- принцип презумпции невиновности, в ГП- принцип свободы договора, в ТП- свобода труда.) D) дефинитивные нормы – содержат юридически-значимые определения ( в УП- преступление, вина, умысле, ГП- сделка, неустойка,)…

3) По характеру установленного правила поведения: А) Охранительные – устанавливают юр ответственность за нарушение регулятивных норм ( УК РФ) В) Регулятивные- непосредственно регулируют обществ отношения, устанавливая права и обязанности их участников.( ГП- права собственника)

4) по степени обязательности закрепленных в них правил поведения А) императивные- нормы, которые носят властный характер и содержат предписания, обязательные для исполнения; В) диспозитивные — нормы, которые имеют автономный характер и предоставляют свободу в выборе модели поведения;

5) по способу выражения: А) Абстрактные- используют абстрактные формулировки ( УК РФ: тайное хищение имущества. Имущество- абстрактное понятие.

В) казуистические – в своих гипотезах и диспозициях используют конкретные формулировки ( УК РФ: тайное хищение огнестрельного оружия)

Гипотеза- часть нормы права, которая содержит указания на конкретные жизненные обстоятельства, при наступлении которых норма начинает действовать

Диспозиция- часть нормы права, содержащая само правило поведения, которому субъект должен следовать, если оказался в условиях, предусмотренных гипотезой.

 

⇐ Предыдущая567891011121314Следующая ⇒

Читайте также:

  1. аконность: понятие, принципы, гарантии.
  2. Акт применения норм права: понятие, структура , виды. Соотношение нормативно-правовых и правоприменительных актов.
  3. Акты применения права: понятие, структура и виды.
  4. Акты применения права: понятие, структура, виды.
  5. Акты применения правовых норм: понятие, виды.
  6. Аутоэротические фатальности: понятие, особенности, практика
  7. Банковская система РФ: понятие, структура, правовое положение кредитных организаций. Правовой режим банковской тайны.
  8. Билет 12 Гражданство РФ: понятие, принципы, основания приобретения и прекращения гражданства
  9. Билет 20 Избирательное право РФ – понятие, виды, источники
  10. Билет 22 Президент РФ, понятие, правовой статус
  11. Билет 29: Политический режим: понятие, виды.
  12. Билет 37. Понятие социальных норм, их виды, характеристика, соотношение.


Публичное и частное право

Деление права на публичное (jus publicum) и частное (jus privatum) признавали уже в Древнем Риме. Публичное право, по утверждению римского юриста Ульпиана, есть то, которое относится к положению римского государства; частное — которое относится к пользе отдельных лиц. В последующем критерии отнесения права к частному или публичному уточнялись, получали более развернутые характеристики, однако признание научной и практической ценности подразделения права на публичное и частное оставалось неизменным.

Иное положение характерно было для российскойправовой системы, которая длительное время не знала деления права на частное и публичное. Причины этого заключались не в особенностях юридической системы, а главным образом в отсутствии института частной собственности.

Советская официальная юридическая доктрина отрицательно относилась к идее деления права на частное и публичное, считая его искусственным и призванным замаскировать сущность буржуазного строя. Положение, высказанное в 20-е гг. при разработке Гражданского кодекса РСФСР В.И. Лениным о том, что «мы ничего «частного» не признаем, для нас все в области хозяйства есть публично-правовое, а не частное», длительное время служило методологической установкой для юридической теории и практики.

Нарождающиеся институты рыночной экономики, признание частной собственности переводят проблему деления права на публичное и частное из области теоретических рассуждений в практическую плоскость. Справедливо замечено, что вопрос о делении права на частное и публичное, их соотношении затрагивает все стороны человеческого существования: соотношение свободы и несвободы, инициатива, автономия, воли и пределы вторжения государства в гражданскую жизнь. Основной смысл деления права на частное и публичное в этой связи заключается в том, что таким образом конституционная формула «человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства» (ст. 2 Конституции РФ) получает предметно-юридическое воплощение во всей национальной системе права. Деление права на частное и публичное означает юридическое признание сфер общественной жизни, вмешательство в которые государства и его органов юридически запрещено или ограничено законом. Тем самым исключается (юридически) возможность произвольного вторжения государства в сферу личной свободы, юридически узаконивается степень и границы «прямого приказа» государства и его структур, юридически раздвигаются границы свободы собственности и частной инициативы.

Не менее значимо и то, что разграничение публично- и частноправовых начал в условиях постсоциалистического переходного периода необходимо для процесса разгосударствления собственности, психологического освобождения общественного сознания от веры во всемогущество государственного патернализма. Внедрение данного принципа в общественную практику устранит этатистский подход к праву, поставит заслон на пути к безудержному нормотворчеству государства, стремлению правящей элиты, отождествляющей себя с государством, навязывать таким образом свою волю всему обществу. Интеграция России в сообщество европейских государств — Совет Европы — предполагает интернационализацию российской правовой системы, сближение национального законодательства с европейским правом.

Понятно, что деление права на частное и публичное, признанное правовыми системами всех европейских стран, будет способствовать решению означенной проблемы.

Какие же отрасли права относятся к частному, а какие к публичному праву?

Сущность частного права выражена в его принципах — независимости и автономии личности, признании защиты частной собственности, свободы договора. Частное право — это право, защищающее интересы лица в его взаимоотношениях с другими лицами. Оно регулирует сферы, непосредственное вмешательство в которые регулирующей деятельности государства является ограниченным. В сфере действия частного права индивид самостоятельно решает, использовать ему свои права или воздерживаться от дозволенных действий, заключать договор с иными лицами или поступать иным образом.

Иное дело сфера действия публичного права. В публичноправовых отношениях государства стороны выступают как юридически неравноправные. Одной из таких сторон всегда выступают государство либо его орган (должностное лицо), наделенный властными полномочиями. В сфере публичного права отношения регулируются исключительно из единого центра, каковым является государственная власть. Частное право — это область свободы, а не необходимости, децентрализации, а не централизованного регулирования. Публичное право — это сфера господства императивных начал, необходимости, а не автономии воли и частной инициативы.

Система публичного и частного права

Система публичного и частного права. Она обусловлена природой публичного и частного права, особенностями национальной правовой системы.

Частное право

С учетом этого публично-правовая и частноправовая системы могут быть представлены следующим образом (рис. 3).

Рис. 3. Система права

Безусловно, что абсолютной публичноправовой или частноправовой отрасли не существует. Публично-правовые элементы присутствуют в отраслях частного права, равно как и наоборот. К примеру, в семейном праве к публично-правовым элементам относятся судебный порядок расторжения брака, лишения родительских прав, взыскания алиментов. В земельном праве публично-правовой элемент имеет значительное проявление — определение порядка землеустройства, предоставления (отвода) земель, изъятия земель и др. Применительно к каждой конкретной отрасли права имеет место комбинирование этих юридических приемов.

Границы между частным и публичным правом исторически подвижны и изменчивы. Так, изменение в Российской Федерации форм собственности на землю принципиально повлияло на характер земельного права, перешедшего под «юрисдикцию» частного права (хотя и сохраняя публично-правовые элементы). Эти же причины обусловливают изменение внутри отраслей частного и публичного права. В этом случае можно говорить о двух тенденциях: внутриотраслевой консолидации и дифференциации. Так, можно предположить, что такие отрасли права, как уголовно-процессуальное и гражданско-процессуальное и отрасли законодательства — административно-процессуальное и арбитражно-процессуальное, консолидируются в единую ветвь публичного права — процессуальное (судебное) право. Высказано предположение о том, что семейное право будет «поглощено» гражданским правом.

Что касается внутриотраслевой дифференциации, то уже сейчас создались предпосылки для выделения муниципального права из состава конституционного. По опыту зарубежных стран можно предположить, что произойдет отпочкование налогового права из состава финансового (в США, к примеру, это наиболее крупная отрасль).

Система права находится под значительным влиянием субъективного фактора — нормотворческой деятельности государства. Соответственно этот фактор также будет оказывать значительное влияние на соотношение между частным и публичным правом. Очевидно, можно предположить, что если возобладает идея сильного государства, то это одновременно будет означать усиление публичноправовых начал в общественной жизни. Если же принцип связанности государства правом окажется реальным фактом, то частноправовые начала будут расширять сферы своего влияния.

Конституционное право

Конституционное право — ведущая отрасль национальной правовой системы, представляющая совокупность правовых норм, определяющих основы конституционного строя, правовое положение человека и гражданина и закрепляющих государственное устройство, систему государственной власти и местного самоуправления. Конституционное право характеризуется особым предметом и методом регулирования. Предметом конституционного права являются общественные отношения, возникающие в процессе реализации суверенитета российского народа во всех его формах, обеспечения функционирования институтов представительной и непосредственной демократии. Специальная роль и назначение конституционного права заключается в обеспечении полновластия народа во всех сферах жизнедеятельности общества. Это направление правового регулирования — исключительная прерогатива конституционного права, и она не свойственна какой-либо иной отрасли права. Как отрасль публичного права конституционное право пользуется методом правового воздействия, присущим всем отраслям публичного права. Вместе с тем конституционное право имеет особый способ конституционного воздействия — установление, существенно отличающийся от иных способов правового регулирования (дозволения, предписания и запрета). Юридическая конструкция конституционного установления такова, что оно не предполагает точно определенных (персонифицированных) прав и обязанностей конкретных субъектов, участников правовых отношений — конституционные установления имеют всеобщий, универсальный характер, обращены ко всем или ко многим видам субъектов, как правило, не порождают конкретных правоотношений, реализуясь в так называемых общих конституционных отношениях (к примеру, ст. 10 Конституции РФ).

Административное право

Административное право — отрасль публичного права, предметом регулирования которой являются отношения, складывающиеся в процессе организации и деятельности органов исполнительной власти. Нормами административного права регулируются публичноправовые отношения власти — подчинения, в которых одной из сторон обязательно выступает исполнительный орган власти (должностное лицо), наделенный государственно-властными полномочиями.

Финансовое право

Финансовое право как отрасль публичного права представлена совокупностью норм, посредством которых осуществляется регулирование отношений, возникающих в процессе образования, распределения и использования денежных фондов государства. В отличие от административно-правовых финансовые правоотношения — это имущественные (денежные) отношения, которые возникают в процессе финансовой деятельности государства по поводу денежных средств. Особенностью финансового права является наличие в его составе подотраслей права — бюджетного, налогового, банковского.

Уголовное право

Уголовное право — отрасль публичного права, регулирующая отношения, связанные с преступностью и наказуемостью деяний. Как всякая отрасль права уголовное право состоит из совокупности правовых норм. Нормы уголовного права — это нормы-запреты. Они запрещают общественно опасные действия и бездействия людей под угрозой применения особых средств государственного принуждения — уголовного наказания. Уголовное право как совокупность правовых норм подразделяется на Общую и Особенную части. В Общей части содержатся общие положения об уголовной ответственности, понятие преступления, формы и виды вины, обстоятельства, исключающие преступность и наказуемость деяния, порядок и условия уголовной ответственности при различных формах неоконченного преступления, ответственность за соучастие в преступлении, понятие и виды уголовного наказания, порядок и основания назначения наказания и освобождения от уголовной ответственности. В Общей части также определяются условия условного осуждения, понятия судимости и способов ее прекращения, понятие амнистии, помилования и др. Если Общая часть закрепляет общие положения, принципы и институты уголовного права, то Особенная часть предусматривает конкретные виды преступлений и указывает наказания, которые могут быть применены за их совершение. Общая и Особенная части тесно взаимосвязаны, характеризуются единством. Это единство проявляется в том, что они выполняют одни и те же задачи — защиту от преступлений личности, общества,, государства; нормы Общей части являются базой для норм Особенной части. В нормах Особенной части конкретизируются общие понятия о преступлении, содержащиеся в Общей части. Особенная часть определяет и описывает те виды деяний, которые уголовный закон считает преступлениями.

Экологическое право. Гражданско-процессуальное право

Экологическое право — относительно «молодая» ветвь права, нормы которой регулируют отношения людей, организаций в целях рационального использования природных ресурсов, защиты окружающей среды.

В систему публичного права входят и процессуальные отрасли права — уголовно-процессуальное и гражданско-процессуальное (судебное право).

Нормыуголовно-процессуального права предназначены для регулирования деятельности по расследованию, рассмотрению и разрешению уголовных дел. Гражданско-процессуальное право имеет своим служебным назначением установление порядка и процедуры разрешения судами гражданских дел.

Международное публичное право

Международное публичное право — не являющаяся составной частью национальной системы права совокупность норм и принципов, содержащихся в конвенциях, международных договорах, актах и уставах международных организаций, которые регулируют отношения между государствами и иными участниками международного общения.

Гражданское право

Гражданское право — ведущая, базовая отрасль частного права, предметом регулирования которой являются имущественные и связанные с ним неимущественные отношения, основанные на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников. Гражданское право — многосоставная отрасль права, ее содержанием охватываются такие подотрасли, как авторское, наследственное, изобретательское и др.

Семейное право

Предметом регулирования семейного права являются личные и связанные с ними имущественные отношения, возникающие из брака и принадлежности к семье. Семейный кодекс Российской Федерации, которым регулируются эти отношения, равно как и ч. 2 ГК РФ, вступили в действие с 1 марта 1996 г.

Трудовое право

Трудовым правом как частью системы частного права регулируются отношения по применению труда на государственных, общественных и частных предприятиях, в учреждениях и организациях на основе сочетания интересов их участников. Предметом регулирования в трудовом праве являются отношения работника с работодателем по поводу его труда. Субъектами (сторонами) трудовых правоотношений выступают работники (трудоспособные граждане, достигшие шестнадцатилетнего возраста), работодатели или предприятия любых форм собственности в лице их администрации, трудовой коллектив, в некоторых случаях административные управляющие (должностные лица, назначенные при санации предприятия-банкрота с целью оздоровления производства) и некоторые другие субъекты.

Земельное право

Земельное право — это отрасль частного права, регулирующая отношения, связанные с владением, пользованием и эксплуатацией земли.

Предметом регулирования земельного права являются отношения, складывающиеся между гражданами, юридическими лицами, а также государством и его органами в процессе реализации права собственности на землю, обеспечения ее охраны и повышения почвенного плодородия. Субъектами земельного права выступают граждане РФ и иностранных государств, лица без гражданства, юридические лица, государство и субъекты, которые могут являться участниками земельно-правовых отношений.

Международное частное право

Международное частное право — совокупность норм права, регулирующая гражданские, семейно-брачные и трудовые отношения, имеющие международный характер. Предметом международного частного права выступают отношения, которые в Российской Федерации регулируются нормами гражданского, семейного и трудового права, осложненные иностранным элементом, т.е. те, которые имеют международный характер. Особенностью правоотношений в международном частном праве является то, что в них участвуют иностранные граждане и иностранные юридические лица, их объектом является вещь, находящаяся за границей, они связаны с территорией двух или нескольких государств, Международное частное право — это, таким образом, специфическая отрасль национального права.

Римские юристы делили всœе право на две части:

‣‣‣ публичное право (jus publikum);

‣‣‣ частное право (jus privatum).

По Ульпиану, "публичное право относится к положению Римского государства, частное — к пользе отдельных лиц; существует полезное в общественном отношении и полезное в частном. Публичное право включает в себя святыни, служение жрецов, положение магистратов. Частное право делится на три части, ибо оно составляется или из естественных предписаний, или из предписаний народов, или из предписаний цивильных".

Критерием разграничения публичного и частного права является интерес, который защищается этим правом.

Для публичного права — это интересы Римского государства; для частного — интересы отдельных лиц. Сравнительный анализ 800 дошедших до нас законов указывает на небольшой удельный вес законов, касающихся "частного права" (только 30 из 800).

Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, критерием различия областей частного права и публичного права, по мнению Ульпиана, служит характер интересов, защищаемых правом: к области публичного права принадлежат нормы права, ограждающие интересы государства, к области частного права – нормы, ограждающие интересы отдельных лиц.

Ульпиан указывал, что публичное право включает в себя ʼʼсвятыни, служение жрецов, положение магистратовʼʼ, ᴛ.ᴇ. сюда относятся нормы, определяющие правовое положение государства и его органов и регулирующие их отношения с частными лицами. Отношения же отдельных индивидов между собой регулируются частным правом, в связи с этим нормы его воплощаются в институтах семейного права, а также в институтах, связанных с производством, обменом вещей и услуг: собственность, наследование, обязательства и т.п.

Частное право включает в себя комплекс имущественных и комплекс личных прав. Особенность имущественных прав состоит в том, что ими можно распоряжаться, т. е. они бывают и являются объектами хозяйственного оборота. Личные же права абсолютны,они неотчуждаемы и существуют постольку, поскольку существует их носитель (права супругов, родителœей, детей и т. п.),в связи с этим личные права и их субъекты неотделимы друг от друга.

Частное право отличается от публичного также и тем, что субъекты его, в соответствии с уполномочивающим и диспозитивным характером норм, автономны в своих действиях (непосредственная регулирующая деятельность государства здесь ограничена): собственник вправе защищать свое имущество или не защищать, содержание договора устанавливается сторонами, интересы лица защищаются лишь по его требованию и в пределах заявленного притязания. В публичном праве нет места подобным альтернативам, к примеру, его субъект не может сам определять, платить налоги или не платить: императивные нормы действуют независимо от воли частного лица. Вместе с тем нельзя считать, что весь массив частного права формируется исключительно уполномочивающими и диспозитивными нормами. Напротив, в него включаются и императивные номы, но суть состоит по сути в том, что они не являются определяющими. Автономия субъектов частного права не беспредельна, границы ее очерчиваются публичным правом: ʼʼЧастные соглашения не могут изменить предписаний публичного праваʼʼ.

Особенности норм публичного права:

императивные (повелительные, безусловно обязательные) – содержали властные предписания, отступления от которых не допускались;

общеобязательные – предписывали совершать положительные действия;

повелительные – приказывали совершать определœенные действия.

Особенности норм частного права:

уполномочивающие – предоставляли участникам возможность самим определять складывающиеся отношения, совершать определœенные действия; устанавливались сторонами (участниками договорных отношений);

условно – обязательные – могли возникнуть в процессе деятельности, а могли и не возникнуть;

диспозитивные – предоставляли участникам отношений возможность самим решать вопрос об объёме и характере прав и обязанностей.

Сфера действия частного права в Риме была весьма широка. Гражданско – правовыми считались и некоторые их отношений, признаваемых в других правопорядках публично – правовыми: к примеру, кража рассматривалась в римском праве как частное правонарушение (delictum privatum), тогда как во всœех позднейших формациях кража признается уголовным преступлением, ᴛ.ᴇ. относится к публичному праву.

Делœение права на частное и публичное было воспринято буржуазными правовыми системами и сохраняется до сих пор.

Это обстоятельство обусловливает крайне важно сть более полной характеристики этого делœения.

Современное понятие частного права включает в себя следующие отрасли: гражданское право, торговое и семейное право (в правовых системах, которые содержат такие отрасли права). Римская правовая система не знала еще ни торгового, ни семейного права как самостоятельных отраслей. По этой причине частное право и гражданское право в римской правовой системе выступали как однозначные категории. Современное частное право по своему объёму значительно шире.

Все остальные отрасли современных правовых систем представляют собою публичное право. Такие отрасли, как государственное (конституционное), административное, финансовое и др., безусловно, опосредствуют государственные интересы и потому являются публичными. При этом конфликт уголовно-правового характера даже между частными лицами (так называемые дела частного обвинœения) входят в сферу публичного права, поскольку такое правонарушение является общественно опасным и затрагивает интересы общественного порядка.

Советская правовая система не восприняла делœения на частное и публичное право. Когда в условиях нэпа формировалась новая отрасль советского социалистического гражданского права, В.И.Ленин учил не перенимать старое буржуазное понятие о гражданском праве, а вырабатывать новое гражданское право, новое отношение к ʼʼчастнымʼʼ договорам: ʼʼМы ничего ʼʼчастногоʼʼ не признаем, для нас всœе в области хозяйства есть публично-правовое, а не частноеʼʼ. В.И. Ленин требовал при разработке нового гражданского законодательства расширить применение государственного вмешательства в ʼʼчастноправовыеʼʼ отношения, расширить право государства отменять ʼʼчастныеʼʼ договоры. При этом он категорически предписывал к новым ʼʼгражданским правоотношениямʼʼ применять ʼʼне corpus juris romani…, a наше революционное правосознаниеʼʼ.

Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, советское гражданское законодательство с первых дней своего рождения твердо стало на позицию всœеобщего контроля за сферой ʼʼчастнойʼʼ деятельности, ʼʼчастнымиʼʼ правоотношениями, чтобы искоренить злоупотребления и преступления как частных предпринимателœей, так и государственных служащих в период новой экономической политики.

Частное римское право содержало стройную разработанную систему норм, регулирующих различные виды имущественных и иных отноше­ний, и вследствие этого оно стало предметом анализа и изучения не только в научных кругах, но и в учебном процессе.

Исторические системы Римского права классического периода

           
   
 
   
 
 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *