Д белл постиндустриальное общество

РОСОБРАЗОВАНИЕ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«ПЕНЗЕНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ»

(ПГТА)

Кафедра «Прикладная экономика»

Дисциплина «Сетевая экономика»

Реферат

на тему: Теория постиндустриального развития Д. Белла

Выполнила:

студентка группы 06Э1

Кутасина Е.А.

Пенза, 2010 г.

Содержание

Введение

1. Дэниел Белл (DanielBell)

2. Основной смысл постиндустриальной концепции Д. Белла

3. Общество и государство

4. Информация как специфический вид товара

Заключение

Литература

Введение

Теория постиндустриального общества сформировалась в результате всестороннего анализа качественно новой ситуации, сложившейся в 60-е и 70-е годы в развитых индустриальных странах. Именно на обнаружение характерных черт рождающегося нового общества и были направлены усилия основоположников теории.

Подавляющее большинство исследователей называли в качестве его главных признаков радикальное ускорение технического прогресса, снижение роли материального производства, выражавшееся, в частности, в уменьшении его доли в совокупном общественном продукте, развитие сектора услуг и информации, изменение мотивов и характера человеческой деятельности, появление нового типа вовлекаемых в производство ресурсов, существенную модификацию всей социальной структуры.

Теория постиндустриализма основана на признании того, что источником прогрессивного развития и его мерилом выступает совершенствование форма и методов производства. Постиндустриальное направление выделяет в истории человечества три большие фазы:

— Аграрное общество

— Индустриальное общество

— Постиндустриальное общество

Теоретики постиндустрианализма определяют постиндустриальное общество как социум, основанный на высоких технологиях.

Одним из представителей постиндустриальной теории, является Дэниел Белл [3].

1. Дэниел Белл ( DanielBell)

Д. Белл — американский социолог и публицист, член Американской академии искусств и наук. Родился 10 мая 1919 в Нью-Йорке. По окончании учебы преподавал социологию в Колумбийском (1959-1969), а затем в Гарвардском университете. Первая крупная публикация Белла — книга “Конец идеологии” (The End of Ideology, 1960) — создала ему репутацию одного из ведущих американских теоретиков в области социальных и политических наук.

Наряду с Артуром Шлезингером-младшим Белл возглавил так называемую "школу консенсуса" — либерально-центристское течение, доминировавшее в интеллектуальной жизни Америки 1950-х годов. Ключевым тезисом этой школы стало утверждение об исчерпанности традиционных политических идеологий. Коммунизму, фашизму и другим "программным" идеологиям Белл противопоставил либеральную приверженность умеренному социальному реформизму, свободному рынку и индивидуальным гражданским свободам. В отличие от либеральных теоретиков националистического склада (таких как Дэниел Бурстейн) или неоконсерваторов (таких как Ирвинг Кристол), Белл не стремился преувеличивать степень культурной однородности американского общества или распространенности ценностей среднего класса.

Книга Д. Белла, выдающегося американского социолога, основателя концепции постиндустриального общества, содержит изложение всех основных элементов постиндустриальной теории. Впервые изданная в США в 1973 году, она стала итогом осмысления тех процессов, которые происходили в экономике и общественной жизни США в послевоенные десятилетия. В ней представлен глубокий анализ основных тенденций в изменении соотношения секторов общественного производства, становлении экономики услуг, формировании научного знания как самостоятельного элемента производственных сил. Оценивается роль и место постиндустриального общества в общей картине социального прогресса [1].

2. Основной смысл постиндустриальной концепции Д. Белла

Постиндустриальное общество рассматривается Беллом как основанное на «игре между людьми», в которой на фоне машинной технологии поднимается технология интеллектуальная, основанная на информации.

Центральной политической проблемой такого общества Д. Белл считает характер и формы государственной поддержки науки

Далее в своей книге он пишет:

«Постиндустриальное общество основано на услугах, поэтому оно есть игра между людьми. Главное значение имеют уже не мускульная сила, энергия, а информация. Основным действующим лицом становится профессионал, потому что его опыт и образование позволяют ему отвечать всем требованиям, предъявляемым в постиндустриальном обществе. Если доиндустриальное общество определяется через количество товаров, обозначающих уровень жизни, то постиндустриальное общество определяется качеством жизни, измеряемым услугами и различными удобствами — здравоохранением, образованием, отдыхом и культурой».

— Сфера экономики: переход от производства товаров к производству услуг

— Сфера занятости: преобладание класса профессиональных специалистов и техников

— Осевой принцип: ведущая роль теоретического знания как источника нововведений и определение политики в обществе

— Предстоящая ориентация: контроль над технологией и технологическими оценками деятельности

— Процесс принятия решений: создание «новой интеллектуальной технологии»

Д Белл: «Общественные знания — совокупность субординированных факторов или суждений, представляющих собой аргументированное утверждение или экспериментальный результат, который может быть предан другим людям».

Белл приводит 5 типов знаний:

1) практические знания, которые пригодны для использования в работе, решениях и действиях:

— Профессиональные,

— Предпринимательские,

— Знания навыков физического труда,

— Знания в области ведения домашнего хозяйства и др.

2) Интеллектуальные знания

3) Бесполезные и развлекательные знания

4) Духовные знания

5) нежелательные знания, находящиеся в сфере интересов человека

Когда знание в своей систематической форме вовлекается в практическую переработку (в виде изобретения или организационного усовершенствования), можно сказать, что именно знание, а не труд выступает источником стоимости. Экономисты в своих концепциях, объясняющих производство и обмен, используют в качестве основных переменных "землю, капитал и труд".

Более проницательные исследователи, — например, В. Зомбарт и Й. Шумпетер — дополняют эту триаду такими важными понятиями, как "деловая инициатива" и "предприимчивость". Но, несмотря на это, доминирует все же такой аналитический подход к экономике, который акцентирует те или иные комбинации капитала и труда в духе трудовой теории стоимости, почти полностью игнорируя при этом роль знания или организационных новшеств и управления. Однако с сокращением рабочего времени и с уменьшением роли производственного рабочего становится ясно, что знания и способы их практического применения замещают труд в качестве источника прибавочной стоимости. В этом смысле, как труд и капитал были центральными переменными в индустриальном обществе, так информация и знания становятся решающими переменными постиндустриального общества [2].

3. Общество и государство

Белл утверждает следующее: «Важнейшей особенностью трети XX столетия является то, что сегодня требуется более совершенное управление и более широкое использование экспертных оценок. Сегодня предполагается более вероятным, что в постиндустриальном обществе роль политики станет большей, чем когда либо ранее. …. Так как решение о выделении средств на определенный научный проект, а не какой-то другой, принимается в противоположность рынку, политическим центром…»

Вследствие того, что знание и технологии стали основным ресурсом общества, некоторые политические решения оказываются предопределенными. Поэтому институты знания претендуют на определенные государственные средства.

Белл с самого начала ставит вопрос: «Так что же такое корпорация?» Если вернуться к первоначальному значению этого термина, то корпорация служила инструментом самоуправления групп, занятых общей деятельностью; она зачастую имела общие активы, и ее существование продолжалось в течение поколений.

Белл, же говорит: «В ниши дни деловую корпорацию следует рассматривать в рамках первоначальной окраски данного термина…»

Экономическая сторона. Прибыльность и производительность служат показателями корпоративного успеха. Они являются критериями удовлетворения требований рынка, а также эффективного распределения ресурсов как внутри фирмы, так и между членами общества

Социальная сторона. Корпорация является институтом, предназначенным для экономизирования. В тоже время для своих членов она представляет определенный образ жизни.

Корпорация для многих сотрудников превратилось в дело их жизни, поэтому она не может становится организацией с узким предназначением, но должна стать приемлемым стилем жизни для своих членов. Она не только должна удовлетворять своих клиентов, но и должна быть приятной для самой себя

Способы развития технологий по Беллу:

— Изобретение (На основе научных открытий);

— Нововведение (Организационно адаптируемо);

— Распространение (Определяется рынком).

Белл выделяет сущностные черты грядущего общества:

— Централизация теоретического знания, становящегося основой для изменений в производстве;

— Создание новой интеллектуальной технологии для решения экономических, инженерных, социальных проблем;

— Формирование класса производителей знания, информации, (в США группа вместе с менеджерами составляет более 25 процентов рабочей силы), переход доминанты от производства товаров к производству услуг;


Белл (BellBell) Даниел (Ю.05.1919, Нью-Йорк) — американский социолог, специалист в области истории обществ, мысли, политических течений и социального прогнозирования. В конце 30-х и в 40-е гг. Белл принимал активное участие в леворадикальном движении, был сотрудником и одним из издателей журналов «New Leader» (1939-1944) и «Fortune» (1948- 1958). В начале 50-х гг. перешел на позиции либерального реформизма. Вместе с Ароном, Шилзом, Липсетом и др. выступил поборником концепции деидеологизации. Название книги «Конец идеологии», противопоставлявшей науку идеологии и проповедовавшей «истощение левых идей и политических течений» в 20 в., стало нарицательным обозначением для конформистской тенденции в западной социологии.

Впоследствии под влиянием движения «новых левых» Белл вынужден был признать, что его предсказания «конца идеологии» не оправдались. Разработанная им концепция постиндустриального общества выдвинула Белла в число ведущих представителей социального прогнозирования на Западе. Согласно этой концепции НТР делает излишней социальную революцию. Отвергая «односторонний детерминизм» из-за стремления свести движущие силы развития общества к одному источнику, Белл считает, что различные сферы общества (технология, социальная структура, политика, культура и т. п.) самостоятельны и «разобщены» в том смысле, что каждая обладает независимой от других логикой развития. Он отвергает материалистическое понимание истории как неоправданный монизм, а себя считает «постмарксистом». Теоретическим и методологическим обоснованием концепции «постиндустриального общества» служит «осевой принцип» интерпретации социальных явлений, позволяющий социологу в зависимости от поставленных перед собой познавательных задач конструировать различные идеальные типы параллельно сосуществующих или сменяющих друг друга обществ, систем.

Допуская относительную правомерность марксистского анализа обществ, развития сквозь призму собственности и выделение по этой «оси» феодализма, капитализма и социализма, Белл противопоставляет ему свою интерпретацию всемирной истории сквозь призму технологии и знания (доиндустриальное, индустриальное и постиндустриальное общества), как, по его мнению, наиболее содержательную и плодотворную в научном отношении. Для эволюции взглядов Белла характерно, что постиндустриальное общество, первоначально изображавшееся как технократическая утопия (Технократия), постепенно превращается у него в новую стадию антагонистического общества, увековечивающего конфликты между управляющими и управляемыми и раздираемого новыми экономическими, социальными, политическими и культурными противоречиями.

Теория постиндустриального общества д. Белла

Называющий себя «социалистом в экономике, либералом в политике и консерватором в культуре», Белл является одним из наиболее видных представителей американского неоконсерватизма, ведущим органом которого стал основанный им вместе с И. Кристолом и Д. Мойнихеном в 1955 г. журнал «The Public Interest».

Соч.: 1) The end of ideology. N. Y., 1960. 2) The cultural contradictions of capitalism. N. у. 1976. 3) The coming of post-industrial society. A venture in social forecasting. N. Y., 1973.

Постиндустриализм и общество «третьей волны» Д. Белла и Э. Тоффлера

Экономисты и социологи задумываются над вопросами, каким будет общество будущего, как отразится на различных сторонах жизни распространение новой информационной технологии.

Машинная обработка данных на малом пространстве при относительно небольших затратах и высокой степени надежности революционизирует производственную и непроизводственную сферы. Микроэлектронная техника становится не только вспомогательным средством, но и качественно новым инструментом повышения эффективноститруда рабочего, инженера, конструктора, управляющего.

Попытку прогнозировать вероятные структурные сдвиги предприняли, в частности, теоретик постиндустриального общества Даниэл Белл и автор концепции «третьей волны» Элвин Тоффлер.

И тот и другой стремятся уяснить, в каком направлении идет трансформация капиталистического общества, какие структурные изменения в нем происходят.

Д. Белл утверждает, что постиндустриальное общество означает движение от промышленной экономики к экономике с преобладанием сферы услуг. Все большая часть работников будет занята не в сфере индустрии, не производством товаров, а созданием разнообразных услуг – в сфере науки, образования, медицины, культуры, организации отдыха, туризма, развлечений.

Экономическая власть перейдет от собственников к носителям знаний, обладателям информации. Вместо «стандартного производство будет носить специализированный, индивидуальный характер. Определяющую роль в обществе, которое придет на смену индустриальному, будет играть изменение целей, интересов, стимулов деятельности, психологии человека, характер его убеждений и пристрастий.

Примерно по той же схеме строится общество Э. Тоффлера. Технологическую революцию он рассматривает как «третью волну» в истории экономических переворотов.

По его мнению, «первой волной» была аграрная революция; ее сменила промышленная революция («вторая волна»). Информационное общество представляет собой не замену, а дальнейшее развитие системы машин – двигателей, станков, транспортных средств, машинных средств обработки информации, компьютерных программ, лазерных установок. Происходят изменения в социально-экономической структуре общества. Меняется система и структура потребления, создаются новые условия для развития личности, расцвета индивидуальностей (хотя это спорный момент).

Переход к новому информационному обществу рассматривается не как укрепление, а как постепенная трансформация прежней системы. Перемены носят прогрессивный характер, они охватывают разнородные, в известной мере взаимосвязанные факторы. Трансформация сглаживает противоречия.

ТЕОРИЯ ПОСТИНДУСТРИАЛЬНОГО ОБЩЕСТВА Д. БЕЛЛА

Капитализм «уходит» от товарных отношений, двигается к отношениям более гармоничным и гуманным.

Парадокс заключается в том, что рыночный «идеал», к которому стремятся наши реформаторы, – совсем не идеал. Это своего рода «промежуточная станция», от которой пора двигаться в сторону более совершенной, но пока еще четко не обрисованной модели.

Постиндустриальное общество — это сервисное общество.

Белл, Дэниел (социолог)

Его главным ресурсом является знание.

Постиндустриальное общество — это общество, в котором сфера промышленного труда, индустриальная сфера уже не имеют того значения и не играют той роли, которую индустриализм в строгом смысле слова играл на предшествующих этапах развития промышленного общества. В постиндустриальном обществе ключевую роль играет не промышленный труд, а знание; не промышленный сектор, а сервисный сектор и сфера обслуживания в широком смысле слова.

Поэтому постиндустриальное общество предстает как отрицание промышленного общества и как совершенно новый этап в историческом развитии. Центральным моментом, осью этого размежевания является промышленный труд. Д. Белл пишет поэтому поводу следующее˸ <Существенным фактом выступает то, что тема труда как такового не является более центральной,она не имеет уже социологического и культурного значения, поляризующего и определяющего все другие темы…

Тема труда остается в экономике, но не в социологии и культуре. В этом плане изменения, которые фиксируются термином постиндустриальное общество, могут означать историческую метаморфозу западного общества>. Как представляется, Белл совершенно верно зафиксировал тенденцию и новизну происходящего в сравнении с предшествующими состояниями общества, однако едва ли правомерна полная и безоговорочная абсолютизация этого процесса <ужатия> роли промышленного труда. Вместе с тем общая тенденция развития не вызывает сомнения.

Белл демонстрирует свою позицию, анализируя трансформации, которые претерпевает труд и то, как изменяется ᴇᴦο характер.

Он указывает, что производство стало наукоемким, наука превратилась в непосредственную производительную силу, живой труд на автоматизированных производствах вытесняется, а работа превращается в роль, в функцию в организационной системе обеспечения автоматизированного производственного процесса. Особую роль в данном процессе играют телекоммуникационные технологии, воплощающие в себе кодифицированное теоретическое знание, необходимое для осуществления технологических инноваций. Данные новые <интеллектуальные технологии> превращаются в ключевой инструмент системного анализа и теории принятия решений как в сфере производства, так и в социальной сфере.

Телекоммуникационная технология играет ключевую роль в постиндустриальном обществе, поскольку именно она становится инструментальным способом рационального действия.

Белл называет её <интеллектуальной технологией>, так как она дает возможность поставить на место интуитивных суждений алгоритмы, т.

е. четкие правила принятия решений. Интеллектуальная технология становится основным инструментом управления организациями и предприятиями, можно сказать, что она приобретает столь же важное значение для постиндустриального общества, какое для общества индустриального имела машинная технология. В этой связи кардинальное значение в ᴇᴦο концепции приобретает понятие информации — именно она, а не труд становится тем <фундаментальным социальным фактом>, который лежит в базе социальной и экономической реальности. Белл формулирует информационную теорию стоимости. <Когда знание в своей систематической форме вовлекается в практическую переработку ресурсов (в виде изобретения или организационного усовершенствования), можно сказать, что именно знание, а не труд выступает источником стоимости>.Экономисты, пишет Белл, до сих пор в своих концепциях, объясняющих производство и обмен, в качестве основных переменных используют землю, капитал и труд. Более проницательные из них (В. Зомбарт, И. Шумпетер) дополняют эту триаду деловой инициативой, предприимчивостью, при всем том до сих пор продолжает доминировать старая парадигма

ПОСТИНДУСТРИАЛЬНОГО ОБЩЕСТВА теория

широко применяется в западной политологии и социологии для обозначения современного общества.

Концепция индустриального общества разрабатывалась в трудах Р.Дарендорфа (посткапиталистическое общество), Дж.Белла, З.Бжезинского (технотронное общество), А.Турена (программируемое общество), К.Боулдинга (постиндустриальное общество), О.Тоффлера , представителями Римского Клуба.

Согласно концепции постиндустриального общества общественное развитие разделяется на три этапа: доиндустриальное, индустриальное и постиндустриальное. Доиндустриальное общество определено сельскохозяйственным фактором как главным в общественном производстве, с церковью и армией как главными его институтами; индустриальное общество определяется промышленностью, в которой господствует корпорация, фирма; в постиндустриальном обществе информация, теоретические знания влияют на формирование общественных структур.

Теория постиндустриального развития Д. Белла (стр. 1 из 2)

Университеты как центры сосредоточения знания становятся главными институтами общества.

Один из известных футурологов Дж.Несбитт согласен с тем, что «постиндустриальное общество — это информационное общество». Связываемое с распространением новейших информационных технологий, такое общество рассматривается в контексте качественного прорыва человечества в новое историческое состояние. Адекватное описание предполагаемого прорыва, по мнению Тоффлера, возможно лишь с учетом скачкообразных процессов мирового развития в форме следующих друг за другом волновых всплесков.

Таких волн в истории насчитывается три: от аграрной революции (первая волна) к промышленному обществу (вторая волна), а от него — к информационной эре (третья волна). Технологическая основа этой триады представлена в следующем виде: соха — машина — компьютер.

Подобная концепция придала определенную ценность идее исторической периодизации, которая позволяет локализовать общие пороки буржуазного общества в границах определенной фазы его развития, раскрыть роль и содержание социальных движений.

На этапе доиндустриального этапа развития общества социальные движения и протесты возникают преимущественно в сфере потребления. Типичными признаются «хлебные» бунты в городах и других регионах. В индустриальном обществе центром конфликтов становится производство, сфера отношений труда и капитала. В постиндустриальном обществе конфликты из сферы производства перемещаются в область услуг. Требования связаны с проблемой досуга, потребления, в первую очередь знаний, семейной жизни. Основной конфликт проявляется по линии обладания образованием и контроля над информацией.

Утверждается статусная иерархия не на основе профессии, а на основе образования, уровня культуры и ценностных ориентаций. Уже «символический капитал» (П.Бурдье) в основании системы социальной иерархии и группообразования.

Оцените определение:

Источник: Словарь по политологии под ред. В.Н. Коновалова

В истории развития человеческой цивилизации существовало и существует большое количество обществ.

Несколько типов общества, объединенных сходными признаками, критериями, образуют типологию.

Т. Парсонс на основе методологии системного функционализма предложил следующую типологию обществ:

1) примитивные общества – социальная дифференциация выражена слабо.

2) промежуточные общества – появление письменности, стратификации, выделение культуры в самостоятельную область жизнедеятельности.

3) современные общества – отделение правовой системы от религиозной, наличие административной бюрократии, рыночной экономики, демократической избирательной системы.

В социологической науке распространена типологизация обществ на дописьменные (умеющие говорить, но не умеющие писать) и письменные (обладающие алфавитом и фиксирующие звуки в материальных носителях).

По уровню управления и степени социального расслоения (дифференциации) общества делятся на простые и сложные.

Следующий подход, названный формационным, принадлежит  К.

Марксу (критериями являются способ производства и форма собственности). Здесь различают первобытное общество, рабовладельческое, феодальное, капиталистическое.

Социально-политическими науками выделяются общества догражданские и гражданские. Последние представляют высокоразвитую общность людей, обладающую суверенным правом на жизнедеятельность, самоуправляющуюся и осуществляющую контроль над государством. Специфическими чертами гражданского общества, в сравнении с догражданским, выступает деятельность свободных ассоциаций, социальных институтов, социальных движений, возможность реализации прав и свобод личности, ее безопасность, самостоятельность субъектов хозяйствования. Экономическую основу гражданского общества составляют различные формы собственности.

Еще одна типологизация принадлежит Д. Беллу.

Теория постиндустриального развития Д. Белла

В истории человечества он выделяет:

1. Доиндустриальные (традиционные) общества. Для них характерными факторами являются аграрный уклад, низкие темпы развития производства, строгая регламентация поведения людей обычаями, традициями. Главными институтами в них являются армия и церковь.

2. Индустриальные общества, для которых основными признаками являются промышленность с корпорацией и фирмой во главе, социальная мобильность (подвижность) индивидов и групп, урбанизация населения, разделение и специализация труда.

3. Постиндустриальные общества. Их возникновение связано со структурными изменениями в экономике и культуре наиболее развитых стран. В таком обществе резко возрастает ценность и роль знания, информации, интеллектуального капитала, а также университетов, как места их производства и сосредоточения. Наблюдается превосходство сферы услуг над сферой производства, классовое деление уступает место профессиональному.

Во второй половине ХХ века определяющим фактором социально-экономического развития западного общества становится переход от экономики вещей к экономике знаний, что обусловлено возрастанием роли социальной информации и информационно-коммуникационных технологий в управлении всеми сферами жизни общества. Информационные процессы становятся важнейшей составляющей всех процессов экономической, социальной и политической деятельности общества и государства. Поэтому в социальных науках появляется термин «информационное общество», разрабатываются его сущностные характеристики, социальные и духовные последствия развития. Основоположниками теории информационного общества являются Ю. Хааши, Т. Умесао, Ф. Махлуп. Среди исследователей роли социальной информации в современном обществе не сложился единый подход к термину «информационное общество». Одни авторы считают, что в последнее время возникли информационные общества с характерными признаками, которые существенно отличают их существовавших в прошлом (Д. Белл, М. Кастельс и др.). Другие исследователи, признавая, что информация в современном мире приобрела ключевое значение, считают, что основной чертой настоящего является его преемственность относительно прошлого, рассматривают информатизацию как одну из неосновных характеристик устойчивости социальных систем, как продолжение ранее установленных отношений (Г. Шиллер, Э. Гидденс, Ю. Хабермас и др.).

Развитие современного западного общества характеризуется рядом социокультурных предпосылок:

1)          это тотальная информатизация: повсеместное распространение компьютерных средств, создание сетей, соединяющих информационные банки данных, массовое овладение способами работы с формализованными знаниями, беспрецендентное сокращение «дистанции» между появлением новой идеи и освоением ее индивидами;

2)          убыстрение технических средств реализации идеи, т. е. сокращение трудовых, временных, финансовых и иных затрат, требующихся для ее материального воплощения;

3)          рефлексивная предметизация природной и социальной среды, т. е. процесс превращения обществом самого себя в предмет постоянного изучения, контроля и практической активности.

Таким образом, следует отметить, что информационная революция является доминирующим фактором современной эпохи. Она является результатом двух параллельно развивающихся на протяжении всей истории человечества процессов: постоянного возрастания роли и увеличения объемов информации, необходимой для обеспечения жизнедеятельности общества, и совершенствования технологии накопления и распространения информации.

Поэтому можно утверждать, что в конце двадцатого века началось активное формирование информационного общества, т. е. общества, уровень развития которого в решающей степени определяется количеством и качеством накопленной и используемой информации, ее свободой и доступностью.

 

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *