Естествознание как система естественных наук

Определение, назначение, предметная область, цели естествознания. Основные естественные науки, их краткая характеристика. Специфика предмета и структура естествознания. Иерархия развития естественных наук. Понятие дифференциации и интеграции наук.

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Естествознание система наук о природе. В современном мире естествознание представляет систему наук о природе, или так называемых естественных наук, взятых во взаимной связи и опирающихся, как правило, на математические способы описания объектов исследования.

Естествознание:

· одна из трех основных областей научного знания о природе, обществе и мышлении;

· является теоретической основой промышленной и сельскохозяйственной техники и медицины

· является естественнонаучным фундаментом картины мира.

Являясь фундаментом формирования научной картины мира, естествознание представляет собой определенную систему взглядов на то или иное понимание естественных явлений или процессов. И если такая система взглядов принимает единый, определяющий характер, то она, как правило, называется концепцией. С течением времени появляются новые эмпирические факты и обобщения и система взглядов на понимание процессов изменяется, появляются новые концепции.

Если рассматривать предметную область естествознания предельно широко, то она включает:

· различные формы движения материи в природе;

· их материальные носители, которые образуют «лестницу» уровней структурной организации материи;

· их взаимосвязь, внутреннюю структуру и генезис.

Но так было не всегда. Проблемы устройства, происхождения организации всего, что есть во Вселенной (Космосе), в 4-6 веках относились к «физике». А Аристотель называл тех, кто занимался этими проблемами, просто «физиками» или «физиологами», т.к. древнегреческое слово «физика» равно слову «природа».

В современном естествознании природа рассматривается не абстрактно, вне деятельности человека, а конкретно, как находящаяся под воздействием человека, т.к. ее познание достигается не только умозрительной, теоретической, но и практической производственной деятельностью людей.

Таким образом, естествознание как отражение природы в человеческом сознании совершенствуется в процессе ее активного преобразования в интересах общества.

Из этого вытекают и цели естествознания:

· выявление сущности явлений природы, их законов и на этой основе предвидение или создание новых явлений;

· умение использовать на практике познанные законы, силы и вещества природы.

В целом можно сказать, что цели естествознания совпадают с целями самой человеческой деятельности.

Отсюда следует, что если общество заинтересовано в подготовке высококвалифицированных специалистов, способных продуктивно использовать свои знания, то цель изучения концепций современного естествознания — это не изучение физики, химии, биологии и т.п., а выявление тех скрытых связей, которые создают органическое единство физических, химических, биологических явлений.

К естественным наукам относятся:

· Науки о космосе, его строении и эволюции (астрономия, космология, астрофизика, космохимия и т.д.);

· Физические науки (физика) — науки о наиболее глубоких законах природных объектов и в то же время — о наиболее простых формах их изменений;

· Химические науки (химия) — науки о веществах и их превращениях

· Биологические науки (биология) — науки о жизни;

· Науки о Земле (геономия) — сюда относится: геология (наука о строении земной коры), география (наука о размерах и формах участков земной поверхности) и др.

Перечисленные науки не исчерпывают всего естествознания, т.к. человек и человеческое общество от природы неотделимы, являются его частью.

Стремление человека к познанию окружающего мира выражается в различных формах, способах и направлениях его исследовательской деятельности. Каждая из основных частей объективного мира — природа, общество и человек — изучается своими отдельными науками. Совокупность научных знаний о природе формируется естествознанием, т. е. знанием о природе («естество» — природа — и «знание»).

Естествознание — совокупность наук о природе, имеющих предметом своих исследований различные явления и процессы природы, закономерности их эволюции. Кроме того, естествознание является отдельной самостоятельной наукой о природе, как едином целом. Оно позволяет изучить любой объект окружающего нас мира более глубоко, чем это может сделать какая-либо одна из естественных наук. Поэтому естествознание, наряду с науками об обществе и мышлении, — важнейшая часть человеческого знания. Оно включает в себя как деятельность по получению знания, так и ее результаты, т. е. систему научных знаний о природных процессах и явлениях.

Спецификой предмета естествознания является то, что оно исследует одни и те же природные явления сразу с позиций нескольких наук, выявляя наиболее общие закономерности и тенденции, рассматривая Природу как бы сверху. Только так можно представить Природу как единую целостную систему, выявить те основания, на которых строится все разнообразие предметов и явлений окружающего мира. Итогом таких исследований становится формулировка основных законов, связывающих микро-, макро- и мегамиры, Землю и Космос, физические и химические явления с жизнью и разумом во Вселенной. Главная задача настоящего курса — осознание Природы как единой целостности, поиск более глубоких взаимоотношений между физическими, химическими и биологическими явлениями, а также выявление скрытых связей, создающих органическое единство этих явлений.

Структура естествознания представляет собой сложную разветвленную систему знаний, все части которой находятся в отношении иерархической соподчиненности. Это означает, что систему естественных наук можно представить в виде своеобразной лестницы, каждая ступенька которой является фундаментом для следующей за ней науки, и в свою очередь основывается на данных предшествующей науки.

Так, основа, фундамент всех естественных наук — физика, предметом которой являются тела, их движения, превращения и формы проявления на различных уровнях.

Следующая ступень иерархии — химия, изучающая химические элементы, их свойства, превращения и соединения.

В свою очередь химия лежит в основе биологии — науки о живом, изучающей клетку и все от нее производное. В основе биологии — знания о веществе, химических элементах.

Науки о Земле (геология, география, экология и др.) — следующая степень структуры естествознания. Они рассматривают строение и развитие нашей планеты, представляющей собой сложнейшее сочетание физических, химических и биологических явлений и процессов.

Завершает эту грандиозную пирамиду знаний о Природе космология, изучающая Вселенную как целое. Частью этих знаний являются астрономия и космогония, изучающие строение и происхождение планет, звезд, галактик и т. д. На этом уровне происходит новое возвращение к физике. Это позволяет говорить о циклическом, замкнутом характере естествознания, что, очевидно, отражает одно из важнейших свойств самой Природы.

В науке идут сложнейшие процессы дифференциации и интеграции научного знания. Дифференциация науки — это выделение внутри какой-либо науки более узких, частных областей исследования, превращение их в самостоятельные науки. Так, внутри физики выделились физика твердого тела, физика плазмы.

Интеграция науки — это появление новых наук на стыках старых, проявление процессов объединения научного знания. Примером такого рода наук являются: физическая химия, химическая физика, биофизика, биохимия, геохимия, биогеохимия, астробиология и др.

Естествознание — совокупность наук о природе, имеющих предметом своих исследований различные явления и процессы природы, закономерности их эволюции.

Метафизика (греч. meta ta physika — после физики) — философское учение о сверхчувствительных (недоступных опыту) принципах бытия.

Натурфилософия — умозрительное истолкование природы, восприятие ее как единого целого.

Системный подход — представление о мире как о совокупности разноуровневых систем, связанных отношениями иерархической соподчиненности.

естествознание естественная наука

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

  • Основы естествознания

    Предмет и структура естествознания. Понятие естествознания как совокупности наук о природе. История естествознания и интеграция наук от времен древнегреческой натурфилософии, в средневековой культуре, новое время, эпоху глобальной научной революции.

    реферат [54,1 K], добавлен 29.12.2009

  • Некоторые вопросы современного естествознания

    Цели и задачи курса «Концепции современного естествознания», место данной дисциплины в системе других наук. Классификация наук, предложенная Ф. Энгельсом. Взаимосвязь физических, химических и биологических знаний. Виды атмосферных процессов в природе.

    контрольная работа [28,8 K], добавлен 13.06.2013

  • Наука и естествознание

    Определение естествознания как отрасли научного познания, его отличие от других наук, разделы естествознания. Наука как одна из форм общественного сознания. Описание и объяснение различных процессов и явлений действительности как основные цели науки.

    реферат [19,6 K], добавлен 16.04.2011

  • Естествознание

    Основные компоненты естествознания как системы естественных наук. Александрийский период развития науки. Основные законы механики Ньютона. Этапы создания учения об электромагнетизме. Квантовая механика. Стехиометрические законы. Явление катализа.

    контрольная работа [39,9 K], добавлен 16.01.2009

  • Становление естествознания с древнейших времен по наши дни и современная картина мира

    Предпосылки возникновения и история развития естествознания, его значение как науки. Виднейшие философы античности, их взгляды и особенности мировоззрения. Характеристика эпохи средневековья. Строение и состав Вселенной. Этапы развития основных наук.

    курсовая работа [27,0 K], добавлен 29.04.2009

  • История развития Естествознания

    Определение понятия естествознания. Естествознание подразделяется на фундаментальные, прикладные, естественные, технические науки, социальные и гуманитарные науки. История развития науки и её зарождение. Естествознание в античности и в средние века.

    реферат [26,4 K], добавлен 12.12.2010

  • Роль естественных и гуманитарных наук в создании общей картины мира

    Предмет и задачи естествознания как системы научных знаний. Характеристика этапов развития естествознания. Научная картина мира как одно из основополагающих понятий в естествознании — особая форма систематизации знаний, синтез различных научных теорий.

    презентация [1001,9 K], добавлен 28.09.2014

  • Концепции современного естествознания

    Социальные функции естественных наук. Естественнонаучная, гуманитарная культуры. Роль естествознания в научно-техническом прогрессе, классификация его методов, их роль в познании. Формы естественнонаучного познания: факт, проблема, идея, гипотеза, теория.

    курс лекций [279,5 K], добавлен 15.11.2014

  • Естествознание — фундаментальная наука

    Ознакомление с содержанием, целью (поиск путей практического использования природных ресурсов), предметом и объектом исследования (различные виды материи), историей развития и современными концепциями естествознания как совокупности наук о природе.

    доклад [12,4 K], добавлен 10.06.2010

  • Концепции и методы современного естествознания

    Естествознание как система научных знаний о природе, обществе и мышлении взятых в их взаимной связи. Формы движения материи в природе. Предмет, цели, закономерности и особенности развития, эмпирическая, теоретическая и прикладная стороны естествознания.

    реферат [25,4 K], добавлен 15.11.2010

Содержание

I. Естественнонаучное знание и его особенности.. 3

Введение. 3

1. Объект и предмет изучения естественных наук. Место естествознания в системе наук 4

2………… Естествознание как целостная система. Структура естествознания. 9

Заключение. 13

II………………………………. Что понимается под естественнонаучной концепцией. 15

На примере квантовой физики.. 15

III. Какое знание в научной форме исторически сложилось раньше: естественнонаучное или гуманитарное. 20

Список литературы..

Естествознание как система естественных наук

23

I. Естественнонаучное знание и его особенности

Введение

Наука — один из древнейших, важнейших и сложнейших компонентов человеческой культуры. Это и целый многообразный мир человеческих знаний, который позволяет человеку преобразовывать природу и приспосабливать ее для удовлетворения своих все возрастающих материальных и духовных потребностей. Это и сложная система исследовательской деятельности, направленная на производство новых знаний. Это и социальный институт, организующий усилия сотен тысяч ученых-исследователей, отдающих свои знания, опыт, творческую энергию постижению законов природы, общества и самого человека.

Наука теснейшим образом связана с материальным производством, с практикой преобразования природы, социальных отношений. Большая часть материальной культуры общества создана на базе науки, прежде всего достижений естествознания. Научная картина мира всегда была и важнейшей составной частью мировоззрения человека. Научное понимание природы, особенно в настоящую эпоху, существенно определяет содержание внутреннего духовного мира человека, сферу его представлений, ощущений, переживаний, динамику его потребностей и интересов.

1. Объект и предмет изучения естественных наук. Место естествознания в системе наук

Слово «естествознание» (естество – природа) означает знание о природе, или природоведение. В латинском языке слову “природа” соответствует слово natura, поэтому в немецком языке, ставшем в 17-19 вв. языком науки, все о природе стали называться "Naturwissenchaft”. На этой же основе появился и термин «натурфилософия» – общая философия природы. В древнегреческом языке слову природа очень близко слово «физис» («фюзис»).

Первоначально все знание о природе действительно относилось к физике (в древности – «физиология»). Так Аристотель (III в. до н.э.) называл своих предшественников «физиками» или физиологами. Физика, таким образом, стала основой всех наук о природе.

В настоящее время имеются два определения естествознания.

1. Естествознание – наука о природе, как о единой целостности.

2. Естествознание – совокупность наук о природе, взятое как единое целое.

Первое определение говорит об одной единой науке о природе, подчеркивая единство природы, ее нерасчлененность. Второе говорит о естествознании как о совокупности , т.е. множестве наук, изучающих природу, хотя в нем и содержится фраза, что это множество следует рассматривать как единое целое.

К естественным наукам относят физику, химию, биологию, космологию, астрономию, географию, геологию и частично психологию. Кроме того, существует множество наук, возникших на стыке названных (астрофизика, физическая химия, биофизика и т.д).

Первое определение говорит об одной единой науке о природе, подчеркивая единство природы, ее нерасчлененность. Второе говорит о естествознании как о совокупности , т.е. множестве наук, изучающих природу, хотя в нем и содержится фраза, что это множество следует рассматривать как единое целое.

К естественным наукам относят физику, химию, биологию, космологию, астрономию, географию, геологию и частично психологию. Кроме того, существует множество наук, возникших на стыке названных (астрофизика, физическая химия, биофизика и т.д).

Целью естествознания, в конечном счете, является попытка решения так называемых «мировых загадок», сформулированных еще в конце 19-го века Э. Геккелем и Э.Г. Дюбуа-Реймоном. Вот эти загадки, две из которых относятся к физике, две – к биологии и три – к психологии (рис.1):

Естествознание, развиваясь приближается к решению этих загадок, но возникают новые вопросы, и процесс познания бесконечен. Действительно, наши знания можно сравнить с расширяющейся сферой. Чем шире сфера, тем больше точек ее соприкосновения с неизвестным. Увеличение сферы знания приводит к появлению новых, нерешенных проблем.

Задачей естествознания является познание объективных законов природы и содействие их практическому использованию в интересах человека. Естественнонаучное знание создается в результате обобщения наблюдений, получаемых и накапливаемых в процессе практической деятельности людей, и само является теоретической основой их деятельности.

Предметом естествознания является природа. Природа – это весь материально-энергетический и информационный мир Вселенной. Истоки современного понимания природы уходят в глубокую древность. Первые истолкования природы сложились как миф о возникновении (рождении) мира и его развитии, т.е. космогония. Внутренний смысл этих сказаний выражает переход от неорганизованного хаоса к упорядоченному космосу. Мир в космогониях рождается из природных стихий: огня, воды, земли, воздуха; к ним иногда добавляется пятая стихия – эфир. Все это первичный материал для строительства космоса. Стихии соединяются и разъединяются.

Образ природы рождается и в мифах, и в различных космогониях, и в теогониях (буквально: «рождение богов»). В мифе всегда отражена определенная реальность, в нем образно, в виде фантастических рассказов выражено стремление к познанию явлений природы, общественных отношений и человеческой натуры.

Позже возникла натурфилософия (философия природы), которая, несмотря на сходство космогонических образов, принципиально отличалась от мифологии.

В мифологии наглядно, в символической форме природа изображается как некое пространство, внутри которого разворачивается деятельность божественных и космических сил. Натурфилософия пыталась выразить общий взгляд на природу в целом и подкрепить его доказательствами.

В античной философии природа стала объектом теоретического размышления. Натурфилософия пыталась выработать единый, внутренне непротиворечивый взгляд на природу. Постигая феномен природы, натурфилософия пытается понять ее изнутри, из нее самой, т.е. выявить такие законы существования природы, которые не зависят от человека. Другими словами, постепенно формировался такой образ природы, который по возможности очищался от чисто человеческих представлений, которые зачастую уподобляли природу самому человеку, и потому могли исказить подлинную, самостоятельную жизнь природы. Таким образом, задача заключалась в познании того, какова природа сама по себе, без человека.

Уже первые философы рассматривали такие важные проблемы, которые послужили основой для дальнейшего развития научного познания. К ним относятся такие как: материя и ее структура; атомистика – учение о том, что мир состоит из атомов, мельчайших неделимых частиц вещества (Левкипп, Демокрит); гармония (математическая) Вселенной; соотношения вещества и силы; соотношение органического и неорганического.

У Аристотеля, величайшего философа Древней Греции (IV в. до н. э.), осмыс­ление природы получило уже статус целостного учения. Он отождеств­лял натурфилософию с физикой, изучал вопросы о составе физических тел, видах движения, причинности и др. Аристотель определял природу как жи­вой организм, движимый самоцелью и производящий все многообразие входя­щих в нее объектов, потому что у него есть душа, внутренняя сила – энтеле­хия. Движение Аристотель не сводил только к перемещению в простран­стве, а рассматривал и такие формы, как возникновение и уничтожение, качественные изменения.

В эпоху эллинизма натурфилософия стала опираться не только на философские рассуждения, но и на обширные наблюдения в астрономии, биологии, географии, физике. В эту эпоху появляется сам термин «натурфилософия», который ввел римский философ Сенека.

Поскольку в античной философии считалось, что философия должна возвышаться над повседневностью, обыденностью, постольку это обрекало натурфилософию на умозрительность, в ней стали господствовать придуманные схемы и теории.

В средневековой культуре считалось, что природа говорит с людьми на символическом языке божественной воли, так как природа и человек – это творение Бога. Но в последовавшую за средневековьем эпоху возрождения этот взгляд существенно изменился. Натурфилософия разошлась по двум направлениям: 1 – мистика продолжала традицию умозрительных концепций природы; 2 – «магия», из которой постепенно и сформировалась опытная наука – естествознание. Переходу от религиозной картины мира к естественнонаучной способствовало возникновение особого взгляда на мир, получившего название «пантеизма» («всебожие»). Пантеизм – учение о том, что все есть бог; отождествление бога и вселенной. Это учение обожествляет вселенную, создает культ природы, признает бесконечность вселенной и неисчислимое множество ее миров.

Особую роль в создании способов научного, экспериментального изучения природы сыграл Г. Галилей, утверждавший, что книга природы написана треугольниками, квадратами, кругами и т.п.

С формированием науки и методов естествознания, в 17-18 вв. натурфилософия существенно изменилась. И. Ньютон, создатель механической картины мира, понимал под натурфилософией теоретическое, математически выстроенное учение о природе, «точную науку о природе». В этой картине мира природа отождествлялась с часовым механизмом.


Естественные науки

науки изучающие свойства природы и естественных образований. Применение терминов естественные, технические, фундаментальные и т.п. к областям деятельности человека достаточно условно, так как в каждой из них есть фундаментальная составляющая (изучающая проблемы на границе нашего знания и незнания), прикладная составляющая (изучающая проблемы применения полученных знаний в практической деятельности), естественнонаучная компонента (изучающая проблемы, возникающие или существующие независимо от нашего желания).

Естествознание как система наук о природе

Эти термины, если можно так выразиться, диатропичны, т.е. описывают только ядро — наиболее характерную черту или составляющую предмета.

Оцените определение:

Источник: Теоретические аспекты и основы экологической проблемы: толкователь слов и идиоматических выражений

Естественные науки

в эпоху Просвещения (XVIII в.) так стали называться науки, занимающиеся исследованием природы. Начало исследованиям в этом направлении положили античные натурфилософы, включая природу в круг своей мыслительной деятельности. Со временем произошло дифференцирование (расчленение) единой науки о природе на отдельные ее отрасли — в зависимости от предмета исследования или по принципу разделения труда. Главные сферы естественных наук и раньше и сейчас — материя, жизнь, человек, Земля, Вселенная — позволяют сгруппировать их следующим образом: 1) физика, химия, физическая химия; 2) биология, ботаника, зоология; 3) анатомия, физиология, учение о происхождении и развитии (эволюция органического мира); 4) геология, геохимия, минералогия, палеонтология, физическая география, экология; 5) астрономия, астрофизика, космология и космогония. Математика занимает особое место и не должна быть отнесена к естественным наукам, поскольку исследует воображаемые (мыслимые, знаковые) объекты, системы и процессы, и строго не соответствует определению естествознания, но является решающим инструментом мышления в естествознании. Своим авторитетом естественные науки обязаны, с одной стороны, научной (можно сказать, математической) точности и последовательности, а с другой — своему практическому значению как средству овладения природой (покорения природы). (См. также Естествознание).

Оцените определение:

Источник: Начала современного естествознания: тезаурус

ЕСТЕСТВЕННЫЕ НАУКИ

получившее права гражданства с 18 в. название для совокупности всех наук, занимающихся исследованием природы. Первые исследователи природы (натурфилософы) включали, каждый по-своему, всю природу в круг своей мыслительной деятельности. Прогрессирующее развитие естественных наук и их углубление в исследование привело к расчленению, еще и теперь не закончившемуся, единой науки о природе на отдельные ее отрасли — в зависимости от предмета исследования или по принципу разделения труда. Своим авторитетом естественные науки обязаны, с одной стороны, научной точности и последовательности, а с другой — своему практическому значению как средству покорения природы. Главные сферы естественных наук — материя, жизнь, человек, Земля, Вселенная — позволяют сгруппировать их следующим образом: 1) физика, химия, физическая химия; 2) биология, ботаника, зоология; 3) анатомия, физиология, учение о происхождении и развитии, учение о наследственности; 4) геология, минералогия, палеонтология, метеорология, география (физическая); 5) астрономия вместе с астрофизикой и астрохимией. Математика, по мнению ряда натурфилософов, не относится к естественным наукам, но является решающим инструментом их мышления. Кроме того, среди естественных наук, в зависимости от метода, существует следующее различие: описательные науки довольствуются исследованием фактических данных и их связей, которые они обобщают в правила и законы; точные естественные науки облекают факты и связи в математическую форму; однако это различие проводится непоследовательно. Чистая наука о природе ограничивается научным исследованием, прикладная наука (медицина, сельское и лесное хозяйство и вообще техника) использует его для освоения и преобразования природы. Рядом с науками о природе стоят науки о духе, и те и др. философия объединяет в единую науку, они выступают как частные науки; ср. Физическая картина мира.

Оцените определение:

Источник: Философский энциклопедический словарь

Почему математика относится к «естественным…

Почему математика относится к «естественным наукам»?

  • Потому, что к неестественным или противоестественным не отнесешь. Пользы нет, но и вреда тоже.
  • Есть науки естественные, и есть общественные. Математика — естественнонаучная дисциплина.
  • что естественно то не без оргазма
  • фокус в том, что для понимания етого вопроса нужно обратиться к истокам формирования науки.

    Естествознание

    Первой формой науки считается преднаука — знания не выходящие за рамки нашей обыденной практики. Формирование же науки в современном понимании прошло в два этапа: формир. понятия теоретического знания (исслед., познания) и становление науки как основы естествознания.В естествознание следует включать как области познания нетолько окружающую нас природу и человека, но и вопросы мироздания и сущности бытия.Математика зародилась задолго до остальных наук, она была первой теоретической формой мировоззрения, основывающейся на теоретическом знании и познании. Ето первая наука в естествознании. Остальные естественные науки появились позже. Они заимствовали методологию и иссл. аппарат математики для изучения вопросов в более узких областях.На сегоднящний день различают естественные, технические и общественные науки.ЗЫ: Математика не «изучает абстракции», ето все равно что сказать, что химия «изучает реакции». Абстракция ето всего лишь форма теоретического познания действительности. Мамематика изучает действительность, только теоретическими формами, методами …

  • Математика-это точная наука. она также является вспомогательной практически для всех предметов: экономика, физика, химия, даже биология. попробуй что-нибудь реши без математики.
  • Есте’ственные нау’ки (нем.

    Naturwissenschaften) — разделы науки, отвечающие за изучение внешних по отношению к человеку, природных (естественных — от «естество», природа) явлений. Этим они отличаются от гуманитарных наук.Содержание [убрать]1 Истоки естественных наук 2 Направления естественных наук 3 Основа естественных наук 4 Ссылки [править] Истоки естественных наукОсновой естественных наук следует считать естествознание — науку о природных явлениях. Соответственно, первыми представителями естественных наук следует считать великих естествоиспытателей прошлого, таких, как Блез Паскаль, Исаак Ньютон, Михаил Ломоносов.С течением времени общее направление естествознания разделилось на обособленные научные направления.[править] Направления естественных наукБазовые науки:математика, механика астрономия. В настоящее время к естественным наукам принято относить такие науки, как:НАУКИ Физика Химия Биология Экология Космология Астрофизика Астрохимия Космическая биология Геология Геофизика Геохимия Биогеография Микромир Атомная физика Молекулярная химия Молекулярная биология Медицина [править] Основа естественных наукБазисом естественных наук следует считать математику.Все современные естественные науки так или иначе используют математический аппарат для описания рассматриваемых явлений.Таким образом, естественные науки предполагают точное формульное определение закономерностей, описывающих рассматриваемые природные явления; а также формульную запись новых гипотез и теорий.В результате, обеспечиваемые естественными науками описания содержат численные значения. Кроме того, благодаря точным математическим выкладкам любая гипотеза может быть проверена и при необходимости скорректирована.[править] СсылкиРаздел по естественным наукам в библиотеке журнала Скепсис Естественнонаучные электронные библиотеки

  • науки делятся а естественные и противоестественные.
  • ничего себе ты такое говоришь!!!
  • ну вообще-то природа не наука,а к естественным потому что все складывается и вычитается
  • Потому что все остальные неестесственные

Внимание, только СЕГОДНЯ!

Опубликованно28 Май 2014авторомadmin. Запись опубликована в рубрике Учебные материалы. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

§2.Физика и естественные науки

В так называемую эпоху «Просвещения» комплекс наук изучающих окружающую материальную природу получил название «естественные науки». В современности этот комплекс наук о материальной природе получил название «естествознание». Но так как само естествознание существовало задолго до оформления комплекса наук названных естественными и понималось как изучение существующего, чувственно ощущаемого в окружающем мире, то есть той самой материальной природы, то предпочтительнее употреблять именно естественные науки, если не производится ещё более точной конкретизации. А отделялись естественные науки от дисциплин с предметом другой природы – психической, духовной, социальной, то есть имматериальной в той или иной степени, зачастую полностью. Последнее, в свою очередь, предполагает понимание, что понятие природа это не то же самое, что материальная природа чувственного мира. Но о всём по порядку.

Естественные науки это комплекс научных дисциплин объединяемых изучением предметов с основными признаками свидетельствующими о их материальной природе. То есть естественные науки изучают сугубо материальные явления, процессы и тела, которые воспринимаются чувственным опытом. Такие предметы можно сгруппировать в основные категории интереса естественных наук:

  • Материя – многозначное понятие эффективнее всего определяемое как дефиниция, то есть перечисление основных признаков; признаки материи: протяжённость в пространстве, физическая или телесная природа, подверженность чувственному опыту в качестве внешней причины источника ощущений, составляющая вещественного мира и так далее;
  • Жизнь – особая форма организации материи именуемая «живая материя» с только ей присущими свойствами и особенностями, такими как, например, обмен веществ, регуляция функций, размножение и так далее. Не следует путать это понятие «жизнь» с бытием разумного существа как его субъективным осознанием и переживанием своего существования, тему бытия и существования я затрону в другой части книги;
  • Человек – как сложная структура организации живой материи в форме организма, то есть здесь под человеком понимается его тело – организм, а также связи и свойства присущие этому организму, но с опущением сознания и подобного ему;
  • Земля как планета доступная чувственном опыту человека, а соответственно экспериментальному исследованию, в условно полном объёме без каких-то препятствий. Разумеется, здесь делается послабление игнорирующее проблемы опыта в стеснённых или агрессивных условиях, например, вулканы, глубины океанов или земных недр и тому подобное; но эти проблемы незначительны по сравнению с изучением следующей категории;
  • Вселенная – совокупность обозримого и предполагаемого материального пространства, максимальный практический и эмпирически истинный уровень чувственного мира. Сложности с его изучением очевидны: расстояния, крайне агрессивные среды, относительно малая фактическая изученность и другие. Здесь не включаю теорию мультивселенной как излишне частную информацию перегружающую необходимое количество информации для раскрытия темы.

Исходя из категории материального естественные науки конкретизируются по предметам своего изучения в большие группы:

  • Физика, химия и физическая химия изучают материю;
  • Биология, ботаника и зоология изучают феномен жизни;
  • Анатомия, физиология и антропология (физическая) изучают человеческое тело;
  • Геология, минералогия, палеонтология, метеорология и география (физическая) изучают планету доступную для эксперимента и чувственного опыта без затруднений – Землю;
  • Астрономия, астрофизика и астрохимия изучают внеземное пространство-материю, то есть вселенную.

Таким образом, можно сказать, что суть естественных наук кроется, если кратко, в изучении материальной природы.

Жизнь это форма организации материи, организмы это живая материя же, планеты и другие тела это материя и так далее.

Естественные науки оформились из натурфилософии и постепенно дистанцировались от предметов и научных влияний не свойственных им, то всего того, что не укладывается в критерии чувственного опыта и признаки материальности. Такие ограничения привели к сужению компетенции естественных наук, а в некотором смысле даже к догматичности их, в связи с фактическим существованием имматериальных феноменов и ноуменов, но невозможностью исследования их естественными науками из-за их принципиальной природы. Проблематику связанную с сказанным ранее я покажу на примере физики.

Физика – естественная наука изучающая простейшие, но одновременно наиболее общие закономерности материальных процессов, явлений и тел. Исходя из этого не существует явлений, процессов или тел материальной природы не подчиняющихся физическим законам. Именно поэтому физика выбрана для примера проблематики связанной с исследованиями естественных наук несвойственных ей областей природы.

Физика наука экспериментальная, её суждения основываются на чувственном опыте – эмпирическом исследовании, что означает, что в отрыве от математики и её символической логики теоретическая часть физики пострадает, а с включением математики в физику переносятся и специфические проблемы самой математики. Но основная проблема это ограниченность физики, собственно как и всех естественных наук в целом, в достоверном исследовании и описании самого естества, как всего естественного и существующего, так как, в качестве примера, не всё естественное материально, а отрицание последнего ещё одна проблема естественных наук в целом и физики в частности.

Отрицание этой проблематики или заявление её надуманности имеют ту же основную, но не единственную, причину, что и сами попытки исследований имматериальной природы естественными науками – догматизм.

В своё время заняв в известный период истории человечества лидирующие позиции в объяснении мира естественные науки с трудом, в конкретных лицах и концепциях – это важно подчеркнуть, признают не способность дать исчерпывающие знания не то что о связке мир-разум, но и о чём-то одном.

Да, практическая полезность и компетенция естественных наук в их конкретных областях это факт, но попытки исследовать неспецифические им области и природу приводит к известной проблеме, о которой далее.

Разумеется, совокупность ограниченности компетенции естественных наук происходит в примерно равной степени и от физиологии, и от химии – от каждой дисциплины естествознания, но традиционно проблематику с принципиальной непознаваемостью вне пределов компетенции естественных наук, но упорством в попытках этим заниматься и создавать суждения, претендующие на статус достоверных, называют физикализм. То есть существуют феномены и ноумены имматериальной природы, которые естественные науки исследовать не могут, но воплощая желания конкретных представителей этих наук, пытаются это делать, прибегая к различным ухищрениям, иногда доходящим до казуистики. Например, объяснение имматериальных феноменов и ноуменов как функций или следствий материальных процессов и явлений, что позволяет вроде как делать о них выводы с позиций естественных наук; вот такие попытки традиционно называют физикализмом. А если проще, то физикализм это стремление описать все научные знания языком физики, а значит утверждение, что кроме материальной природы, которую и описывает физика, ничего нет. О нём самом подробнее, а также о понятиях феномен, ноумен и других важных в исследовании этой темы я расскажу далее, а на этом параграф о естественных науках и их частном примере – физике можно объявить законченным.

Вопрос. Какие науки включает современное естествознание? (3)

Вопрос

Наука – это форма культуры, представляющая собой совокупность объективных знаний о мире, а также процесс получения этих знаний и различные формы, механизмы их применения в практической жизни людей.

Наука — динамическая система объективно истинных знаний о существенных связях действительности, получаемых и развиваемых в результате специализированной познавательной деятельности и превращаемых благодаря их применению в непосредственную практическую силу общества.

Наука – это сфера познавательной деятельности людей, система объективно-истинного и обоснованного знания о мире.

Современная наука – сложная развивающаяся система, включающая многообразие различных форм знания, методов и уровней научного исследования имеет внутри себя определенную структуру.

 

2 вопрос. Характеристики науки:

— системность; — непротиворечивость; — доказательность; — строгая логичность; — обоснование выводов.

· деятельность по целенаправленному получению новых знаний,

· наличие специальных людей и организаций по получению этого знания.

 

Вопрос 3. Выделите отличительные признаки научного знания: (3)

Особые объекты познания (их нельзя познать лишь с помощью обыденного опыта – микромир, законы природы и общества и т.д.);

• Предметный и объективный способ рассмотрения изучаемых объектов, направленный на выявление их сущности, закона.

Особый язык науки, придающий строгие значения научным терминам и понятиям;

• Основу исследования составляет научный метод — специально разрабатываемый путь, способ познания;

• Специфические объекты науки обусловливают и использование особых средств научно-познавательной деятельности – специальной аппаратуры, инструментов, приборных установок;

• Научное исследование должны вести специально подготовленные и обученные люди (отличие по субъекту познания);

Истинность знания в науке всегда специально обосновывается, доказывается, подтверждается экспериментом;

• Научное знание отличает системность, целостность, непротиворечивость, строгая логичность и точность выводов;

Вопрос.

1.функции культурно-мировоззренческие,

2. функции науки как непосредственной производительной силы

3.функции науки как социальной силы в решении проблем общественного развития.

 

Вопрос

Выделяют три основных сферы научного знания:

естествознание,

социально-гуманитарные (общественные)

технические науки, различающиеся по своим предметам и методам.

 

Вопрос. Какие науки включает современное естествознание? (3)

химия, биология, космология

 

Вопрос

Вненаучные формы знания:

· ненаучное (обыденное или здравый смысл, не может быть описано законами);

· донаучное (или протонаука) (учение о флогистоне, алхимия,);

· паранаучное (или девиантная наука) (отклоняющееся от эталонов и норм, принятых в науке) (парапсихология, астрология, гелиобиология А.Чижевского и др.).

· лженаучное (псевдонаучное)

· антинаучное

 

Вопрос

Социокультурный статус науки (науковедение) — призван раскрыть сущность и особенности науки, механизм ее развития и применения, а также общие закономерности развития и функционирования науки как системы знания и особого социального института; не всякое знание является наукой

 

Вопрос

Основными уровнями научного исследования являются эмпирический и теоретический

 

Вопрос 10. Выделите основные функции научной теории: (3)

Основные функции научной теории: описание, объяснение и предсказание.

 

Вопрос

К метатеоретическим основаниям науки относятся:

1) идеалы и нормы научного исследования,

2) научная картина мира

3) философские основания (идеи и принципы).

 

Вопрос.

"Научная парадигма" — означает, что каждая эпоха в развитии науки и научного естествознания характеризуется особым типом рациональности.

 

Системная парадигма получила дальнейшее развитие в становлении современной эволюционно-синергетической парадигмы.

 

Вопрос.

Фундаментальные естественнонаучные направления современной науки:

· химические знания

· физические научные знания

· биологические знания

· геологические и географические знания

· космологические знания

 

Вопрос.

«Междисциплинарная наука», к ней относятся:

· физическая химия,

· биофизика,

· биохимия,

· математика,

· кибернетика,

· общая теория систем (ОТС)

· синергетика.

 

Вопрос.

4 основные стадии исторического развития естествознания:

1) доклассическая-натурфилософская

2) Классическая – аналитическая

3) неклассическая

4) постнеклассическая (интегральное естествознание)

 

Вопрос.

Научное (экспериментально-математическое) естествознание возникло в 16-17 веках, в Новое время.

 

Вопрос

Характерными чертами доклассического-натурфилософского естествознания являются – накопление общих, практических знаний о природе, в области физики, математики, астрономии, химии, биологии на опытной основе.

В этот период господствует наблюдение, преобладают догадки. Целостность, непротиворечивость картины мира.

Вопрос. Что характерно для натурфилософского подхода в естествознании? (2)

Оно характеризовалась чисто умозрительным истолкованием природного мира, рассматриваемого в его целостности. Вымышленность, фантастичность. Остальные естественные науки – лишь составные части натурфилософии.

 

Вопрос. Установите соответствие, позволяющее определить хронологию основных этапов развития естествознания.

1 стадия. 13-15 века (натурфилософская)

2 стадия. конец 16 века-начало 17.(классическая-аналитическая)

Классическое естествознание. С 17 в. По 20-е гг. 20 вв.

3 стадия. конец 19 в.- нач. 20 вв. (неклассическая)

Современное . естеств. – 10-20-е гг. 20 века

4 стадия.

конец 20 в. – нач. 21 в. (постнеклассич.)

 

Вопрос. Что соответствует понятию «классическое естествознание»? (5)

1. Стремление к завершенной системе знаний, фиксирующей истину в окончательном виде. Это связано с ориентацией на классическую механику,

2. Рассмотрение природы как из века в век неизменного, всегда тождественного самому себе, неразвивающегося целого.

3. Сведение самой Жизни и вечно живого на положение ничтожной подробности Космоса, отказ от признания их качественной специфики в мире-механизме, четко функционирующем по законам открытым И. Ньютоном.

4. Наука вытесняла религию в качестве интеллектуального авторитета.

 

Вопрос. Укажите основные характеристики современного неклассического естествознания (5).

? Неклассическое естествознание – монологическая форма знания: интеллект созерцает вещь и высказывается о нем, а в постнеклассицизме наблюдатель осознает себя частью исследуемого мира, активно взаимодействующей с наблюдаемым объектом, познание постнеклассической науки – диалогично.

 

Вопрос. Какие черты соответствуют постнеклассической науке? (4)

? 1. «пролиферация»

2. Гуманизация науки. Полученный образ ориентирован на непрерывное обновление, открыт инновациям.

3. наблюдатель осознает себя частью исследуемого мира, познание науки – диалогично.

4. Идея глобального эволюционизма

5. Комплексность

 

Вопрос. Выделите основные уровни научного познания и знания. (2)

Эмпирическое и теоретическое исследования

 

Вопрос. Когда сформировалась первая НКМ и как она называется? (1)

Механистическая картина мира 17-18 в.

? Натурфилософия – первая НКМ, возникла в античную эпоху.

 

Вопрос

В истории техники и технологии выделяются следующие этапы развития:

· техника ручного труда (инструменты);

· техника машинного производства (механизмы)

· техника автоматизированного труда (автоматы);

· техника компьютерная (робототехника), связанная с информационными технологиями

 

Вопрос

Наука – это форма культуры, представляющая собой совокупность объективных знаний о мире, а также процесс получения этих знаний и различные формы, механизмы их применения в практической жизни людей.

Наука — динамическая система объективно истинных знаний о существенных связях действительности, получаемых и развиваемых в результате специализированной познавательной деятельности и превращаемых благодаря их применению в непосредственную практическую силу общества.

Наука – это сфера познавательной деятельности людей, система объективно-истинного и обоснованного знания о мире.

Современная наука – сложная развивающаяся система, включающая многообразие различных форм знания, методов и уровней научного исследования имеет внутри себя определенную структуру.

 

2 вопрос. Характеристики науки:

— системность; — непротиворечивость; — доказательность; — строгая логичность; — обоснование выводов.

· деятельность по целенаправленному получению новых знаний,

· наличие специальных людей и организаций по получению этого знания.

 

Вопрос 3. Выделите отличительные признаки научного знания: (3)

Особые объекты познания (их нельзя познать лишь с помощью обыденного опыта – микромир, законы природы и общества и т.д.);

• Предметный и объективный способ рассмотрения изучаемых объектов, направленный на выявление их сущности, закона.

Особый язык науки, придающий строгие значения научным терминам и понятиям;

• Основу исследования составляет научный метод — специально разрабатываемый путь, способ познания;

• Специфические объекты науки обусловливают и использование особых средств научно-познавательной деятельности – специальной аппаратуры, инструментов, приборных установок;

• Научное исследование должны вести специально подготовленные и обученные люди (отличие по субъекту познания);

Истинность знания в науке всегда специально обосновывается, доказывается, подтверждается экспериментом;

• Научное знание отличает системность, целостность, непротиворечивость, строгая логичность и точность выводов;

Вопрос.

1.функции культурно-мировоззренческие,

2.

функции науки как непосредственной производительной силы

3.функции науки как социальной силы в решении проблем общественного развития.

 

Вопрос

Выделяют три основных сферы научного знания:

естествознание,

социально-гуманитарные (общественные)

технические науки, различающиеся по своим предметам и методам.

 

вопрос. Какие науки включает современное естествознание? (3)

химия, биология, космология

 

Вопрос

Вненаучные формы знания:

· ненаучное (обыденное или здравый смысл, не может быть описано законами);

· донаучное (или протонаука) (учение о флогистоне, алхимия,);

· паранаучное (или девиантная наука) (отклоняющееся от эталонов и норм, принятых в науке) (парапсихология, астрология, гелиобиология А.Чижевского и др.).

· лженаучное (псевдонаучное)

· антинаучное

 

Вопрос

Социокультурный статус науки (науковедение) — призван раскрыть сущность и особенности науки, механизм ее развития и применения, а также общие закономерности развития и функционирования науки как системы знания и особого социального института; не всякое знание является наукой

 

Вопрос

Основными уровнями научного исследования являются эмпирический и теоретический

 

Вопрос 10. Выделите основные функции научной теории: (3)

Основные функции научной теории: описание, объяснение и предсказание.

 

Вопрос

К метатеоретическим основаниям науки относятся:

1) идеалы и нормы научного исследования,

2) научная картина мира

3) философские основания (идеи и принципы).

 

Вопрос.

"Научная парадигма" — означает, что каждая эпоха в развитии науки и научного естествознания характеризуется особым типом рациональности.

 

Системная парадигма получила дальнейшее развитие в становлении современной эволюционно-синергетической парадигмы.

 

Вопрос.

Фундаментальные естественнонаучные направления современной науки:

· химические знания

· физические научные знания

· биологические знания

· геологические и географические знания

· космологические знания

 

Вопрос.

«Междисциплинарная наука», к ней относятся:

· физическая химия,

· биофизика,

· биохимия,

· математика,

· кибернетика,

· общая теория систем (ОТС)

· синергетика.

 

Вопрос.

4 основные стадии исторического развития естествознания:

1) доклассическая-натурфилософская

2) Классическая – аналитическая

3) неклассическая

4) постнеклассическая (интегральное естествознание)

 

Вопрос.

Научное (экспериментально-математическое) естествознание возникло в 16-17 веках, в Новое время.

 

Вопрос

Характерными чертами доклассического-натурфилософского естествознания являются – накопление общих, практических знаний о природе, в области физики, математики, астрономии, химии, биологии на опытной основе. В этот период господствует наблюдение, преобладают догадки. Целостность, непротиворечивость картины мира.


Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *