Закон о рекламе

Московский авиационный институт (государственный технический университет)

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине: «Бизнес-право»

на тему:

Выполнила: Рыбкина И.В.

Гр. 15-401

Проверила: Яковлева М.В.

_______________________

Москва, 2003

Содержание:

О введении Федерального Закона «О рекламе»

Федеральный закон Российской Федерации "О рекламе" был разработан Государственным антимонопольным комитетом Российской Федерации (в дальнейшем — ГАК), принят Государственной Думой 14 июня 1995 г., подписан Президентом Российской Федерации 18 июля 1995 г. и вступил в действие с 25 июля 1995 г., то есть со дня его опубликования в "Российской газете". Закон "О рекламе" был опубликован и в Собрании законодательства Российской Федерации за 1995 г., N 30, статья 2864.

Общие положения

Реклама — распространяемая в любой форме, с помощью любых средств информация о физическом или юридическом лице, товарах, идеях и начинаниях (рекламная информация), которая предназначена для неопределенного круга лиц и призвана формировать или поддерживать интерес к этим физическому, юридическому лицу, товарам, идеям и начинаниям и способствовать реализации товаров, идей и начинаний.

Федеральный закон "О рекламе" регулирует действия, совершаемые:

­ российскими и иностранными юридическими лицами;

­ гражданами РФ, иностранными гражданами, лицами без гражданства,зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей и связанные с производством, размещением и распространением рекламы нарынках:

· товаров, включая ценные бумаги;

· работ;

· услуг, включая:

-банковские услуги;

-страховые услуги;

-иные услуги, связанные с пользованием денежными средствами физических и юридических лиц.

Закон "О рекламе" не распространяется:

­ на политическую рекламу

­ на объявления физических лиц, не связанные с осуществлением предпринимательской деятельности.

Цель Закона "О рекламе" является двоякой. С одной стороны, его целью является развитие рыночных отношений, защита от недобросовестной конкуренции в области рекламы, от ограничения конкуренции на рынке товаров, а также защита прав потребителей товаров, работ и услуг. С другой стороны, целью данного Закона является правовое регулирование специфического, самостоятельного вида предпринимательской деятельности — рекламной. Следует отметить, что в случаях, указанных в п. 1 ст. 1 Закона "О рекламе", то есть когда потребители рекламы введены ею в заблуждение или ненадлежащей рекламой нанесен вред здоровью граждан, имуществу граждан или юридических лиц, окружающей среде либо вред чести, достоинству или деловой репутации указанных лиц, а также, если эта реклама посягает на общественные интересы, принципы гуманности и морали, применяются не только нормы этого Закона, но и нормы гражданского законодательства. Федеральный закон "О рекламе" не распространяется на политическую рекламу.

В ст. 2 данного Закона дается расшифровка основных терминов, применяемых в тексте Закона. В ст. 4 говорится о том, что не всякая реклама является объектом авторского права и смежных прав. Она может быть им только в том случае, если соответствует требованиям к объектам авторского права и смежных прав. Объектами авторского права являются произведения науки, литературы и искусства, являющиеся результатом творческой деятельности. Объектами смежных авторских прав являются фонограммы, постановки, исполнения и др. Авторские права на рекламу могут быть переданы лицом, имеющим эти права, другим лицам на основании договора.

Общие и специальные требования к рекламе

В ст. 5 даются общие требования к рекламе:

­ реклама должна быть распознаваема без специальных знаний или без применения технических средств именно как реклама непосредственно в момент ее представления независимо от формы или от используемого средства распространения;

­ реклама на территории РФ распространяется на русском языке (допускается размещение дополнительно на государственных языках республик и родных языках народа РФ);

­ реклама товара или вида деятельности, подлежащих лицензированию, должна содержать номер лицензии и наименование выдавшего ее органа. Если лицензия еще не получена, реклама не допускается;

­ реклама товаров, подлежащих обязательной сертификации, должна включать пометку об этом;

­ использование в рекламе объектов интеллектуальной собственности допускается в порядке, определенном законодательством РФ;

­ реклама не должна побуждать к насилию, агрессии или иным опасным действиям либо возбуждать панику.

Ст. 6 «Недобросовестная реклама» : такая реклама характеризуется прежде всего некорректностью ее содержания в отношении потребителей рекламы, не пользующихся рекламируемыми товарами (работами, услугами), а также в отношении конкурентов (их товаров) или содержит высказывания (образы), порочащие честь, достоинство и деловую репутацию конкурентов. Такая реклама не допускается.

Пример:

ООО «Элин Продактс» осуществляло рекламную кампанию по продвижению на товарном рынке Российской Федерации своей продукции – моющего средства «Блеск».

В рекламном ролике моющего средства «Блеск» содержалось утверждение, что «благоразумные хозяйки выбирают экономичный и эффективный «Блеск». Из указанного утверждения следует, что хозяйки, которые выбирают другие средства для мытья посуды (то есть, не выбирают «Блеск»), не могут считаться благоразумными.

Таким образом, утверждение, что «благоразумные хозяйки выбирают экономичный и эффективный «Блеск», дискредитирует лиц, не пользующихся моющем средством «Блеск», что является нарушением ст. 6 Федерального закона «О рекламе».

Ст. 7 «Недостоверная реклама» : защищает потребителей от рекламы, содержащей недостоверную, неполную, искаженную информацию о товаре, услуге, производителе и других характеристиках товара, которые могут повлиять на их выбор. Понятие недостоверной рекламы не ограничивается сообщением только ложной информации. Напротив, использование в рекламе неточных высказываний или преувеличений может создать у потребителя неверное представление относительно рекламируемого товара или услуги. Такая реклама не допускается.

Пример:

Самарская фабрика «Сам-По» в рекламе своего мороженого употребила термин «самое лучшее», не подтверждая это никакими документами. Это является нарушением ст. 7.

Кроме того, использование в рекламе заведомо ложной информации относительно товаров, работ или услуг, а также их изготовителей (исполнителей, продавцов), совершенное из корыстной заинтересованности и причинившее значительный ущерб, преследуется в уголовном порядке.

Ст. 8 «Неэтичная реклама» : использование в рекламе неэтичной текстовой, визуальной, звуковой информации вызывает спонтанные эмоции потребителей, поскольку нарушает общепринятые нормы гуманности и морали, и позволяет выделить рекламируемый товар особым образом. Такая реклама не допускается.

Пример:

Неэтичной была признана антимонопольным управлением реклама водочной продукции Санкт-Петербургской компании "Ливиз". В рекламе изображались три бутылки водки с ливизовскими этикетками, а над ними, как бы опершись на эту прочную основу, возникал силуэт Петербурга. По периметру этой рекламы плясал веселый народ с бутылками и стаканами в руках. Рекламный плакат завершался фразой: "На том стояла и стоять будет земля русская".

Ст. 8 «Заведомо ложная реклама» : в такой рекламе ложной может быть содержащаяся в ней информация как в целом, так и в определенной части. Мотивы и цели введения в заблуждение потребителя рекламы могут быть различными и для признания рекламы заведомо ложной значения не имеют. Сделка, совершенная под влиянием заведомо ложной рекламы может быть признана недействительной как совершенная под влиянием обмана. Потерпевшему в этом случае возвращается виновным все полученное им по сделке и причиненные убытки. Для признания рекламы заведомо ложной не имеет значения наличие потерпевших от такой рекламы. Достаточно потенциальной возможности ввода в заблуждение потребителей рекламы. Такая реклама не допускается.

Пример:

Заведомо ложной была и реклама фирмы "Горбрус" о первом коммерческом кладбище в Подмосковье. Главное место в рекламе занимала фотография входа на кладбище, на которой изображены отличной работы чугунная ограда, каменные ворота, а за ними ухоженные клумбы, подстриженные кусты и тенистые аллеи. В информации, помещенной рядом с фотографией, сообщалось о том, что площадь предоставляемых участков неограниченна. Эта информация была ложной, так как на коммерческом кладбище действовали те же нормативы, что и на других кладбищах. Фотография, указанная выше, тоже не соответствовала действительности, так

как на кладбище не было ни единого дерева. Рядом с входом вместо клумб находились три вагончика, в которых располагалась администрация кладбища.


История правового регулирования рекламы в современной России начинается с принятием в 1991 году закона «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках». Это первый антимонопольный закон в нашей стране, который определял понятие «конкуренция», «монополистическая деятельность», «доминирующее положение на товарных рынках», а также «недобросовестная конкуренция». Среди форм недобросовестной конкуренции статья 10 закона впервые называла введение в заблуждение и некорректное сравнение. Закон 1991 года просуществовал 15 лет, и в 2006 году был принят уже второй антимонопольный закон – «О защите конкуренции». Однако указанные выше определения практически не изменились. Согласно антимонопольному законодательству, к формам недобросовестной конкуренции, в том числе, относятся:

 — распространение ложных, неточных или искаженных сведений, способных причинить убытки другому хозяйствующему субъекту либо нанести ущерб его деловой репутации;

 — введение потребителей в заблуждение относительно характера, способа и места изготовления, потребительских свойств, качества и количества товара или его изготовителей;

 — некорректное сравнение хозяйствующим субъектом производимых или реализуемых им товаров с товарами других хозяйствующих субъектов.

Другой важный правовой акт был принят 27 декабря 1991 года. Это Закон РСФСР «О средствах массовой информации», который, во-первых, указывал на недопустимость злоупотребления свободой слова и устанавливал ответственность за распространение недостоверной информации и, во-вторых, ограничивал объем рекламы в СМИ, не зарегистированных в качестве специализирующихся на сообщениях и материалах рекламного характера.

7 апреля 1992 года вступил в силу Закон РФ «О защите прав потребителей», который:

1) установил требования к информации о товарах, работах, услугах, которая должна доводиться до потребителя;

2) ввел ответственность за нарушение права потребителей на информацию.

22 июля 1993 года были приняты Основы законодательства РФ «Об охране здоровья граждан». Данный правовой акт вводил запрет на рекламу алкогольных напитков и табака, пропаганду запрещенных методов лечения и лекарственных средств.

В 1994 году по стране прокатилась волна финансовых банкротств. Сотни тысяч пострадавших вкладчиков осаждали здания государственных учреждений с требованием возвратить их вклады. В целях быстрого реагирования на создавшуюся ситуацию 10 июня 1994 года были приняты Указы Президента РФ «О защите потребителей от недобросовестной рекламы» и «О защите прав инвесторов». В этих указах устанавливались отдельные ограничения для рекламы финансовых услуг, и вводился государственный контроль рекламной деятельности.

Однако этого было явно недостаточно для предотвращения распространения недобросовестной рекламы. 18 июня 1995 года был принят первый Закон РФ «О рекламе».

Закон «О рекламе»

Он являлся центральным нормативно-правовым актом, регулирующим рекламную деятельность в РФ. В то же время продолжали действовать и ряд иных законов и подзаконных правовых актов, содержащих нормы, посвященные регулированию рекламной деятельности.

В период с 1995 по 2005 годы первый закон о рекламе, конечно же, претерпевал изменения. Это было связано с активным развитием товарных рынков, и, как следствие, с развитием рекламной индустрии. На сегодняшний день российский рекламный рынок оценивается как один из наиболее перспективных. В то же время первый закон о рекламе, хотя и являлся крайне востребованным в тот период, в последние годы уже не отвечал требованиям интенсивно развивающейся отрасли. В связи с этим 13 марта 2006 года был принят новый закон о рекламе, который вступил в действие 1 июля 2006 года и на сегодняшний день уже претерпел несколько изменений.

Рассмотрим теперь действующие правовые акты в сфере рекламы в порядке их иерархии.

Конституция Российской Федерации 1993 года. Конституция РФ, как Основной Закон государства, закладывает начала правового регулирования всех отраслей законодательства. В частности, к рекламной сфере можно отнести нормы статьи 29 Конституции, согласно которой,  во-первых, каждому гарантируется свобода мысли и слова, во-вторых, запрещается пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую или религиозную ненависть и вражду, и, в-третьих, закрепляется свобода информации.

Кодифицированные нормативно-правовые акты.

Гражданский кодекс РФ 1994 года. Данный нормативно-правовой акт применяется:

1)к регулированию договорных отношений в сфере рекламы – главы 21-26 – общие положения об обязательствах, главы 27-29 – общие положения о договоре; глава 34 – аренда, глава 37 – подряд, глава 39 – возмездное оказание услуг и др.;

2)к регулированию отношений по созданию, реорганизации и ликвидации саморегулирующихся организаций – глава 4 – юридические лица;

3) к отношениям по поводу защиты чести и достоинства, а также деловой репутации лица – глава 8 – нематериальные блага и их защита, глава 59 – обязательства вследствие причинения вреда и т. д.

Уголовный кодекс РФ 1996 года. В настоящее время содержит два состава, предусматривающих уголовную ответственность за преступления в сфере рекламной деятельности. Статья 242 УК РФ устанавливает уголовную ответственность за незаконное распространение порнографических материалов или предметов.  Статья 242.1 — изготовление и оборот материалов или предметов с порнографическими изображениями несовершеннолетних.

Кодекс РФ об административных правонарушениях 2001 года устанавливает административную ответственность за нарушение законодательства РФ о рекламе — Статья 14.3. КоАП. Это общая норма, которая, по сути, может применяться к любым случаям нарушения закона о рекламе и иных нормативно-правовых актов в сфере рекламы, кроме тех, о которых говорится специально. Например, статья 14.33 кодекса – Недобросовестная конкуренция, статья 14.37 – Нарушение требований к установке рекламных конструкций, статья 14.38 – Размещение рекламы на дорожных знаках и транспортных средствах.

Специальное законодательство. Федеральный закон «О рекламе» от 13 марта 2006 года. Закон представляет собой кодифицированный правовой акт, охватывающий различные сферы рекламной деятельности, в том числе контроля и ответственности в сфере рекламы.

Закон состоит из 6 глав.

Глава I – Общие положения

Глава II – Особенности отдельных способов распространения рекламы

Глава III – Особенности рекламы отдельных видов товаров

Глава IV – Саморегулирование в сфере рекламы

Глава V – Государственный контроль в сфере рекламы и ответственность за нарушение законодательства РФ о рекламе

Глава VI – Заключительные положения

Целями Закона о рекламе являются:

развитие рынков товаров, работ и услуг на основе соблюдения принципов добросовестной конкуренции;

обеспечение в Российской Федерации единства экономического пространства;

реализация права потребителей на получение добросовестной и достоверной рекламы;

предупреждение нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе;

пресечение фактов ненадлежащей рекламы.

Сфера применения Закона о рекламе. Закон действует в отношении всех видов коммерческой и социальной рекламы, распространяемой на территории РФ, независимо от места производства рекламы. По кругу лиц закон распространяется на всех физических и юридических лиц, являющихся субъектами рекламной деятельности (граждане РФ, иностранные граждане, лица без гражданства, российские и иностранные юридические лица).

В то же время в статье 2 Закона дается довольно большой перечень информации, на которую не распространяется действие закона. К такой информации относится:

1) политическая реклама, в том числепредвыборная агитация и агитация по вопросам референдума;

2) информация, раскрытие или распространение либо доведение до потребителя которой является обязательным в соответствии с федеральным законом;

3) справочно-информационные и аналитические материалы (обзоры внутреннего и внешнего рынков, результаты научныхисследований и испытаний), не имеющие в качестве основной цели продвижение товара на рынке и не являющиеся социальной рекламой;

4) сообщения органов государственной власти, иных государственных органов, сообщения органов местного самоуправления, сообщения муниципальных органов, которые не входят в структуру органов местного самоуправления, если такие сообщения не содержат сведений рекламного характера и не являются социальной рекламой;

5)  вывески и указатели, не содержащие сведений рекламного характера;

6) объявления физических лиц или юридическихлиц, не связанные с осуществлением предпринимательской деятельности;

7) информация о товаре,его изготовителе, об импортере или экспортере,  размещеннаяна товаре или его упаковке;

8) любые элементы оформления товара, помещенные на товаре или его упаковке и не относящиеся к другому товару;

9) упоминания о товаре, средствах его индивидуализации, об изготовителе или о продавце товара, которые органично интегрированы в произведения науки, литературы или искусства и сами по себе не являются сведениями рекламного характера.

Иные федеральные законы, содержащие нормы, посвященные правовому регулированию рекламы. К таким актам, прежде всего, относятся:

1)Закон РФ «О защите прав потребителей»;

2)Закон РФ «О средствах массовой информации»;

3)ФЗ РФ «О защите конкуренции»;

4)ФЗ РФ «О выборах депутатов Государственной думы Федерального собрания РФ»;

5)ФЗ РФ «О порядке освещения деятельности органов государственной власти в государственных средствах массовой информации»;

6)ФЗ РФ «О государственном языке РФ»;

и другие.

Подзаконные нормативно-правовые акты. К ним относятся акты, принимаемые органами государственной исполнительной власти в пределах своих полномочий по вопросам, связанным с правовым регулированием рекламной деятельности. Например, Правила рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения закона «О рекламе», утвержденные Постановлением Правительства РФ от 17 августа 2006 г.

N 508.

Таким образом, можно сказать, что в России, в отличие от некоторых европейских государств и США, складывается так называемый «смешанный» способ правового регулирования рекламных отношений: наряду с кодифицированным правовым актом (Закон о рекламе) существуют и другие источники регулирования.

 Анна Арзуманян

российская реклама

Федеральный закон № 38-ФЗ «О рекламе» регулирует отношения, возникающие в процессе производства, размещения и распространения рекламы на рынках товаров, работ и услуг. Закон принят Государственной Думой 22 февраля 2006 года, вступил в силу 1 июля 2006 года.
Данный закон не является всеобъемлющим и не распространяется на:
• Политическую рекламу и предвыборную агитацию
• Информацию, раскрытие или распространение которой является обязательным в соответсвиии с этим Федеральным законом
• Справочно-информационные и аналитические материалы
• Сообщения органов власти, иных государственных органов, органов местного самоуправления, муниципальных органов если таковые не содержат сведений рекламного характера и не являются социальной рекламой
• Вывески и указатели
• Информацию о товаре, его изготовителе, об импортере или экспортере, размещенную на товаре или его упаковке
• Любые элементы оформления товара, помещенные на товаре или его упаковке товара и не относящиеся к другому товару
• Упоминания о товаре, которые органически интегрированы в произведения науки, литературы или искусства и сами не являются сведениями рекламного характера и не все рекламные отношения них отражены
 

Целями закона в новой редакции являются:
• Развитие рынков товаров, работ и услуг на основе соблюдения принципов добросовестной конкуренции
• Обеспечение в Российской Федерации единого экономического пространства
• Реализация права потребителей на получение добросовестной достоверной рекламы
• Предупреждение нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, а также пресечение фактов ненадлежащей рекламы.
Таким образом, можно сказать, что Закон о рекламе не только регулирует отношения, он помогает ориентироваться в правовом пространстве рекламирования, отличать рекламу от иной информации, определять, что такое ненадлежащая реклама.

Закон «О рекламе» состоит из 6 глав:

1. первая глава содержит общие положения, такие как:
• цели и сферу применения закона
• основные понятия (реклама, объект рекламирования, товар, рекламодатель, ненадлежащая реклама и другие);
• общие требования к рекламе (например, что реклама должна быть добросовестной и достоверной)
• описывает, из чего состоит рекламное законодательство
• перечисляет товары, реклама которых не допускается
• раскрывает другие общие моменты.

2. вторая глава раскрывает особенности отдельных способов распространения рекламы: в телепрограммах и телепередачах, радиопрограммах и радиопередачах и др. Способами.

3. третья глава рассматривает особенности рекламы отдельных видов товаров: алкогольной продукции, пива, табака и табачных изделий, лекарственных средств, товаров медицинского назначения, биологически активных добавок, продукции военного назначения, основанных на риске игр, финансовых услуг, ценных бумаг, договоров ренты и других.

4. четвертая глава посвящена саморегулированию в сфере рекламы: рассмотрены саморегулируемые организации и их права.

5. в пятой главе рассмотрены вопросы государственного контроля в сфере рекламы ответственность за нарушение законодательства о рекламе: полномочия и обязанности антимонопольного органа, его решения и предписания, правила предоставления информации в антимонопольный орган, оспаривание его решений, ответственность за нарушение законодательства о рекламе.

6.

Закон «О рекламе» в РФ

шестая глава содержит заключительные положения закона о рекламе: сообщает, когда закон и его отдельные статьи вступают в силу, как происходит регулирование отношений в сфере рекламы со дня вступления, сообщает каким законом регулируются особенности размещения рекламы в период олимпийских игр в г. Сочи.

Для наиболее детального или оперативного регулирования в определенных сферах предусмотрены еще и подзаконные нормативные акты.
Кроме того, в силу федеративного устройства РФ, многие сферы жизни могут регулироваться актами субъектов РФ, где к рекламе могут применятся требования, связанные со спецификой края, региона, области. Так же право издавать хозяйственно — правовые акты имеют так же органы местного самоуправления.

Елена Жуляева

Задайте вопрос дежурному юристу,

18 июля 1995 года N 108-ФЗ

——

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О РЕКЛАМЕ

Принят
Государственной Думой
14 июня 1995 года

(в ред. Федеральных законов от 18.06.2001 N 76-ФЗ,
от 14.12.2001 N 162-ФЗ, от 30.12.2001 N 196-ФЗ,
от 20.08.2004 N 115-ФЗ, от 22.08.2004 N 122-ФЗ,
от 02.11.2004 N 127-ФЗ)

Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Цели и сфера применения настоящего Федерального закона

1. Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в процессе производства, размещения и распространения рекламы на рынках товаров, работ, услуг (далее — товары) Российской Федерации, включая рынки банковских, страховых и иных услуг, связанных с пользованием денежными средствами граждан (физических лиц) и юридических лиц, а также рынки ценных бумаг.
Целями настоящего Федерального закона являются защита от недобросовестной конкуренции в области рекламы, предотвращение и пресечение ненадлежащей рекламы, способной ввести потребителей рекламы в заблуждение или нанести вред здоровью граждан, имуществу граждан или юридических лиц, окружающей среде либо вред чести, достоинству или деловой репутации указанных лиц, а также посягающей на общественные интересы, принципы гуманности и морали.
2. Настоящий Федеральный закон применяется и в тех случаях, когда действия, совершаемые за пределами Российской Федерации юридическими лицами или гражданами Российской Федерации в области рекламы, приводят к ограничению конкуренции, введению в заблуждение юридических или физических лиц на территории Российской Федерации либо влекут за собой иные отрицательные последствия на рынках товаров Российской Федерации.
3. Настоящий Федеральный закон распространяется на иностранных юридических лиц, а также на иностранных граждан и лиц без гражданства — индивидуальных предпринимателей, зарегистрированных в установленном порядке, производящих, размещающих и распространяющих рекламу на территории Российской Федерации.
4. Настоящий Федеральный закон не распространяется на политическую рекламу.
5.

Настоящий Федеральный закон не распространяется на объявления физических лиц, в том числе в средствах массовой информации, не связанные с осуществлением предпринимательской деятельности.

Статья 2. Основные понятия

В целях настоящего Федерального закона применяются следующие основные понятия:
реклама — распространяемая в любой форме, с помощью любых средств информация о физическом или юридическом лице, товарах, идеях и начинаниях (рекламная информация), которая предназначена для неопределенного круга лиц и призвана формировать или поддерживать интерес к этим физическому, юридическому лицу, товарам, идеям и начинаниям и способствовать реализации товаров, идей и начинаний;
ненадлежащая реклама — недобросовестная, недостоверная, неэтичная, заведомо ложная и иная реклама, в которой допущены нарушения требований к ее содержанию, времени, месту и способу распространения, установленных законодательством Российской Федерации;
контрреклама — опровержение ненадлежащей рекламы, распространяемое в целях ликвидации вызванных ею последствий;
рекламодатель — юридическое или физическое лицо, являющееся источником рекламной информации для производства, размещения, последующего распространения рекламы;
рекламопроизводитель — юридическое или физическое лицо, осуществляющее полное или частичное приведение рекламной информации к готовой для распространения форме;
рекламораспространитель — юридическое или физическое лицо, осуществляющее размещение и (или) распространение рекламной информации путем предоставления и (или) использования имущества, в том числе технических средств радиовещания, тел

Страницы: 1 23 …

101112

Федеральный закон от 18 июля 1995 г. N 108-ФЗ
«О рекламе»
(с изменениями от 18 июня, 14 декабря, 30 декабря 2001 г.)

Принят Государственной Думой 14 июня 1995 года

Глава II. Общие и специальные требования к рекламе (ст.ст. 5 — 20)
Глава III. Права и обязанности рекламодателей, рекламопроизводителей и рекламораспространителей (ст.ст. 21 — 25)
Глава IV. Государственный контроль и саморегулирование в области рекламы (ст.ст. 26 — 28)
Глава V. Контрреклама и ответственность за ненадлежащую рекламу (ст.ст. 29 — 31)
Глава VI. Заключительные положения (ст.ст.

Закон «О рекламе»

32 — 33)

Глава I. Общие положения

Статья 1. Цели и сфера применения настоящего Федерального закона
1. Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в процессе производства, размещения и распространения рекламы на рынках товаров, работ, услуг (далее — товары) Российской Федерации, включая рынки банковских, страховых и иных услуг, связанных с пользованием денежными средствами граждан (физических лиц) и юридических лиц, а также рынки ценных бумаг.
Целями настоящего Федерального закона являются защита от недобросовестной конкуренции в области рекламы, предотвращение и пресечение ненадлежащей рекламы, способной ввести потребителей рекламы в заблуждение или нанести вред здоровью граждан, имуществу граждан или юридических лиц, окружающей среде либо вред чести, достоинству или деловой репутации указанных лиц, а также посягающей на общественные интересы, принципы гуманности и морали.
2. Настоящий Федеральный закон применяется и в тех случаях, когда действия, совершаемые за пределами Российской Федерации юридическими лицами или гражданами Российской Федерации в области рекламы, приводят к ограничению конкуренции, введению в заблуждение юридических или физических лиц на территории Российской Федерации либо влекут за собой иные отрицательные последствия на рынках товаров Российской Федерации.
3. Настоящий Федеральный закон распространяется на иностранных юридических лиц, а также на иностранных граждан и лиц без гражданства — индивидуальных предпринимателей, зарегистрированных в установленном порядке, производящих, размещающих и распространяющих рекламу на территории Российской Федерации.
4. Настоящий Федеральный закон не распространяется на политическую рекламу.
5. Настоящий Федеральный закон не распространяется на объявления физических лиц, в том числе в средствах массовой информации, не связанные с осуществлением предпринимательской деятельности.

Статья 2. Основные понятия
В целях настоящего Федерального закона применяются следующие основные понятия:
реклама — распространяемая в любой форме, с помощью любых средств информация о физическом или юридическом лице, товарах, идеях и начинаниях (рекламная информация), которая предназначена для неопределенного круга лиц и призвана формировать или поддерживать интерес к этим физическому, юридическому лицу, товарам, идеям и начинаниям и способствовать реализации товаров, идей и начинаний;
ненадлежащая реклама — недобросовестная, недостоверная, неэтичная, заведомо ложная и иная реклама, в которой допущены нарушения требований к ее содержанию, времени, месту и способу распространения, установленных законодательством Российской Федерации;
контрреклама — опровержение ненадлежащей рекламы, распространяемое в целях ликвидации вызванных ею последствий;
рекламодатель — юридическое или физическое лицо, являющееся источником рекламной информации для производства, размещения, последующего распространения рекламы;
рекламопроизводитель — юридическое или физическое лицо, осуществляющее полное или частичное приведение рекламной информации к готовой для распространения форме;
рекламораспространитель — юридическое или физическое лицо, осуществляющее размещение и (или) распространение рекламной информации путем предоставления и (или) использования имущества, в том числе технических средств радиовещания, телевизионного вещания, а также каналов связи, эфирного времени и иными способами;
потребители рекламы — юридические или физические лица, до сведения которых доводится или может быть доведена реклама, следствием чего является или может являться соответствующее воздействие рекламы на них.

Статья 3. Законодательство Российской Федерации о рекламе
Законодательство Российской Федерации о рекламе состоит из настоящего Федерального закона и принятых в соответствии с ним иных федеральных законов.
Отношения, возникающие в процессе производства, размещения и распространения рекламы, могут регулироваться также указами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации и нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, издаваемыми в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Статья 4. Авторское право и смежные права на рекламу
Реклама может полностью или частично являться объектом авторского права и смежных прав.

В этом случае авторские права и смежные права подлежат защите в соответствии с законодательством Российской Федерации.

.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *