Источником ами науки конституционного права являются

Выявим состав источников конституционного права, которые представляют собой фундамент правового регулирования наиболее важных общественных отношений.

В процессе проведения исследований наука конституционного права использует систему источников, под которыми понимаются объекты, составляющие исходные основы научного познания.

К источникам конституционного права относят труды ученых, содержащие наиболее общие суждения о проблемах, которые имеют значение для конституционно-правовой науки. Источники отличаются большим разнообразием, их содержание часто характеризуется противоречивостью, они имеют различную методологическую основу объяснения процессов общественного развития. Критическое осмысление содержимого источников занимает важное место в процессе научного познания, а также является предпосылкой для обогащения науки достижениями мирового опыта развития цивилизации.

Источниками науки конституционного права являются и нормативные правовые акты, которые содержат конституционно-правовые нормы, прежде всего, Конституция РФ. При этом источниками науки конституционного права становятся и утратившие юридическую силу нормативно-правовые акты. Их использование в рамках проведения научного исследования позволяет проследить историю развития правового регулирования различных сфер общественных отношений, а также выявить тенденции изменений.

Наука выявляет и обосновывает представленные в нормативно-правовых актах концепции и понятия, которые используются в конституционно-правовых нормах. Она также выявляет существующую между источниками систему взаимосвязей и взаимозависимостей.

Наука конституционного права не смогла бы в достаточной степени решить свои задачи, если не имела источником научного познания практику. Это означает, что важно учитывать те процессы, которые происходят в реальности на основе действия конституционно-правовых норм и институтов.

Поэтому источником науки конституционного права является и непосредственная практическая деятельность органов государственной власти и всех субъектов правовых отношений, которая осуществляется на фундаменте норм конституционного права.

Таким образом, источники науки конституционного права предоставляют первоначальный массив информации для проведения научных исследований по самым разнообразным проблемам.

Поиск Лекций


Соотношение КП и государственного права.

Воронина Юлия Игоревна

 

Тема 1

Конституционное право как ведущая отрасль национальной правовой системы, как наука, как учебная дисциплина

 

1. Понятие, объект, субъект, источники КП.

2. Понятие, предмет, методы КП как отрасли права, соотношение КП и государственного права.

3. Конституционно-правовые нормы, особенности и классификация.

4. Конституционные правовые правоотношения, особенности, структура, классификация.

5. Источники КП России.

6. КП как наука и учебная дисциплина, предмет, методы и система.

1.

Понятие науки конституционного права, предмет и источники науки

Понятие, объект, субъект, источники КП.

Становление КП, как отрасли права, состоит в том, что оно занимает центральное место в правовой системе страны и играет ведущую роль по отношению к другим отраслям права. Понятие КП традиционно используется в трех самостоятельных и взаимосвязанных значениях: как наука, как отрасль права и как учебная дисциплина.

Демократическое КП определяет и закрепляет:

1. Основы конституционного строя

2. Государственный суверенитет

3. Основы правового статуса личности

4. Характеристика государства

5. Форма государства

6. Основы политической, духовной, экономической систем

7. Систему органов государственной власти и организация деятельности.

КП– центральное основополагающая ведущая отрасль права, как система фундаментальных основ государства, его взаимоотношения с личностью, осуществление государственной властью, МСУ (местного самоуправления) и управления.

Особенность КПсостоит в том, что оно занимает центральное место, отличается широтой своего объекта, то есть включает в себя все сферы общественной жизни.

Объект конституционно-правовых отношений – это совокупность общественных отношений, охватываемых конституционно-правовым регулированием.

Объектами КП выступают:

1.

Основы конституционного строя

2. Конституционно-правовой статус человека и гражданина

3. Конституционная система государства и механизм осуществления государственной власти

4. Конституционные основы государства и его формы

Субъекты– участники конституционно-правовых отношений, наделенные определенными правами и обязанностями.

Виды субъектов:

· Люди, личности, индивиды (апатриды; бипатриды)

· Социальные общности

· Государство и его части

· Органы государственной власти

· Органы МСУ

· Общественные объединения и депутаты представительных органов власти

Источники КП (классификация):

1. НПА

2. Судебные решения

3. Признанные государством конституционно-правовые обычаи

4. Международные внутригосударственные договоры

 

2. Понятие, предмет, методы КП как отрасли права, соотношение КП и государственного права.

 

КП как отрасль российского права – это ведущая отрасль права, регулирующая комплекс широких социальных взаимоотношений и отношения в государстве и обществе, устанавливающая основы конституционного строя, права и свободы человека и гражданина, государственно-территориальное устройство, конституционный механизм власти, осуществляющая свои задачи и функции присущими ей способами и методами.

Предмет– общественные отношения, определяющие основы конституционного строя, правового статуса человека и гражданина, основы государственного устройства, систему органов государственной власти, организацию судебной власти, основы МСУ.

Предмет КП включает:

1. Охрана прав и свобод, то есть отношение между личностью и государством

2. Публичные властеотношения

3. Устройство государственной власти

Методы КП– способы, приемы, средства воздействия конституционно-правовых норм и институтов КП на регулируемые ими общественные отношения.

Методы:

1. Императивный метод – предполагает наличие одной модели поведения, отсутствие выбора других вариантов поведения.

2. Диспозитивный метод – предполагает возможность выбора вариантов поведения.

3. Управомачивающий метод – предполагает наделение субъектов определенными правами.

4. Запрещающий метод – установление запрета

5. Обязывающий метод — предполагает возложение на субъекта определенных обязанностями.

6. Дозволяющий метод – предполагает предоставление субъективных прав.

Соотношение КП и государственного права.

В науке КП имеет место спор о соотношении КП и государственного права. Баглай считает, что данные термины являются тождественными, подчеркивая, что между ними нет принципиальной разницы. Кокотов считает, что государственное право является составной частью КП, что обусловлено тремя обстоятельствами:

1. Становление конституционно-правового законодательства привело к тому, что власть народа получила распространение не только в государственной воле, но и в Конституции.

2. Общество встало перед необходимостью лишения государства монополии на регулирование и защиту прав и обязанностей индивидов.

3. Конституционно-правовое регулирование расширило рамки регламентации верховной власти.

 

3. Конституционно-правовые нормы, особенности и классификация.

КПН – исходящие от государства и им охраняемые формально-определенные правила поведения, регулирующие общественные отношения, составляющие однородную группу, выраженные в КРФ или получившее закрепление в других правовых актов, предоставляющие участникам определенные юридические права и обязанности и возлагающие юридическую ответственность.

Особенности:

1. Конституционный характер данных норм, что обусловлено тем, что большинство из них получили закрепление непосредственно в конституции; они связанны с высшими интересами личности, общества и государства.

2. Большое количество норм принципов, норм целей, норм дефиниций, то есть они охватывают всех субъектов правотворческой деятельности.

3. Учредительный характер данных норм, то есть они первично устанавливают систему органов государства, их компетенцию, атрибуты государственности, форму НПА, их наименование, порядок принятия.

4. Особый механизм реализации. КПН могут реализовываться через особые правовые состояния.

5. Специфическая структура. Если традиционно структура норм включает в себя гипотезу, диспозицию и санкцию, то КПН включают только диспозицию, гипотезу и диспозицию, и очень редко санкцию. Однако, отсутствие санкций в качестве особенности КПН выделяется не всеми ученными. В частности Кокотов полагает, что в КП достаточно санкций (отрешение президента от должности, роспуск парламента, отставка правительства и тд.).

Виды КПН:

1. По объекту:

· Нормы, закрепляющие основы конституционного строя

· Нормы, закрепляющие систему органов государственной власти

· Нормы, закрепляющие государственно-территориальное устройство

· Нормы, закрепляющие конституционно-правовой статус человека и гражданина

2. По юридической силе:

· Содержащиеся в КРФ

· Содержащиеся в иных НПА

3. По территории действия:

· Федеральные

· Региональные

· Муниципальные

4. По социальному назначению (роли в правовой системе):

· Учредительные

· Регулятивные

· Охранительные

· Обеспечительные (гарантийные)

· Дефинитивные

· Коллизионные

· Оперативные

5. Нормы, закрепляющие права и свободы человека и гражданина по характеру предписания:

· Управомачивающие

· Обязывающие

· Запрещающие

6. По степени определенности предписаний:

· Императивные

· Диспозитивные

· Рамочные (сочетают в себе первые и вторые и характеризуются наличием выбора варианта поведения в императивно установленных границах)

7. По назначению в механизмах правового регулирования:

· Материальные

· Процессуальные

 

4. Конституционные правовые правоотношения, особенности, структура, классификация.

Через правоотношения проявляют свое регулирующее действие нормы КП.

Конституционные правоотношения — общественные отношения, урегулированные нормами КП.

Особенности:

1. Всеохватывающий характер, то есть распространяют свое действия на все сферы общественной жизни.

2. Наиболее важные и значимые для личности, общества и государства.

3. Правоотношения с участием органов публичной власти характеризуется тем, права данных органов одновременно являются обязанностями и именуются полномочиями.

4. Значительный удельный вес правоотношений-состояний.

5. Является системообразующими, обеспечивают единство общества и государства.

Структура:

· Субъект– физические лица (народ, граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства); организации (государство, субъекты РФ, МО — муниципальные образования, ОМСУ, общественные объединения, коммерческие организации, политические партии).

· Объект – те блага, ради которых субъекты вступают в конституционно-правовые отношения.

Виды объектов:

1. Государственная территория и ее граница

2. Материальные блага (природные ресурсы)

3. Поведение людей

4. Деятельность органов государственной власти и ОМСУ

5. Личные неимущественные блага

6. Правовые акты

· Содержание – это совокупность субъективных прав и юридических обязанностей

 

Виды КПО:

1. По социальному назначению:

· Охранительные

· Регулятивные ( а) абсолютные – точно определена одна сторона – носитель субъективного права, остальные являются обязанными лицами; б) относительные – точно поименно определены все субъекты; в) обще регулятивные – субъектами прав и обязанностей являются все субъекты правоотношения).

2.

По характеру обязанностей:

· Активные

· Пассивные

3. По времени действия:

· Срочные

· Бессрочные

4. По форме:

· Правоотношения в собственном смысле слова

· Правовые состояния

5. По иерархии:

· Вертикальные

· Горизонтальные

6. По назначению в механизме правового регулирования:

· Материальные – порождаемые нормами материального права

· Процессуальные – порождаемые нормами процессуального права

 

5. Источники КП России.

Источники КП как отрасли – это формы внешнего выражения и существования КПН и институтов.

Виды источников КП:

1. На федеральном уровне:

· Международные НПА, содержащие общие принципы, закрепляющие права и свободы человека.

· КРФ

· ФКЗ, ФЗ

· Подзаконные акты: указы президента, постановления правительства и тд.

· Судебные решения: постановления и решения Конституционного суда по вопросам КП.

· Договор: международные; внутригосударственные (между РФ и субъектами/группами субъектов; между субъектами).

· Декларация – особый вид источников КП, которые не содержит правовых норм, как правило, но закрепляет базовые принципиальные положения, развивающиеся в других НПА.

· Регламенты палат ФС

2. На региональном уровне:

· Конституции и уставы субъектов

· Законы субъектов по вопросам КП.

· Подзаконные региональные НПА: акты глав МО

· Постановления Конституционных уставных судов.

· Муниципальный уровень.

Форма тех или иных источников КП позволяет разделить их в определенные группы, которые в своей совокупности образуют систему источников КП. Источники КП можно разделить на 7 групп (1-4 имеют и федеральный и региональный уровень):

1. Конституционные источники – обладают высшей юридической силой (на федеральном уровне – КРФ, на региональном уровне- конституции и уставы субъектов).

2. Законодательные источники:

· Законы о поправках в КРФ – это единственный вид законов, который прямо не предусмотрен конституцией, но конституция закрепляет возможность внесения в нее поправок, однако форма акта, в котором должны вноситься эти поправки, не регламентирована – решения КС (от 31 октября 1995 года «По делу о толковании ст. 136 КРФ»). Ни ФКЗ, ни ФЗ не могут являться формой принятия конституционных поправок.

· ФКЗ

· ФЗ

Декларации

Акты палат ФС (регламенты)

Региональный закон

3-4. Подзаконные (на федеральном уровне – постановления правительства, указы президента; на региональном уровне – акты высших должностных лиц субъектов РФ, высших органов исполнительной власти субъектов РФ).

5. Локальные – акты ОМСУ.

6. Судебные

7. Договорные и международные

 

6. КП как наука и учебная дисциплина, предмет, методы и система.

Наука КП – это система взглядов, идей, принципов, представлений, научных знаний о КП как об отрасли права и регулируемых ею общественных отношений.

Предмет охватывает:

1.

КПН, которые в совокупности составляют отрасли права

2. Регулируемые этими нормами общественные отношения

Таким образом, предмет КП – это общая закономерность и особенность КПН, институтов, отношений и концепций, то есть важнейшей стороны жизни государства и общества

Методы науки КП:

1. Общенаучные методы – системные и исторические.

2. Частнонаучные методы — методы сравнительного анализа и социального исследования

Источники КП как науки:

1. НПА

2. Доктринальные положения

3. Соц. исследования

4. Ряд ученных, в том числе Кокотов в качестве источников науки КП выделяет практику деятельности органов государственной власти, выступления руководителей государства и тд.

 

КП как учебная дисциплина – систематизированное изложение важнейших положений науки КП в учебных целях.

Предмет КП как учебной дисциплины – зарубежный и отечественный опыт развития КП как отрасли права и как науки.

Методы КП как учебной дисциплины:

1. Формально-юридический

2. Статистический

3. Сравнительно-правовой

4. Системный

5. Социологический

6. Исторический

 

Тема 2

©2015-2018 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных

Наука конституционного права — это система взглядов, идей, представлений, юридических знаний, выраженных через научные понятия и категории, о конституционно-правовых нормах и регулируемых ими общественных отношениях, охватывающих основы организации государства и общества, положение в нем личности, организацию и формы осуществления публичной власти в политической системе.

В науке конституционного права, как и в правоведении в целом, происходят процессы дифференциации знаний, в результате чего вся их совокупность обособляется в отдельные блоки. В своем единстве, взаимодействии они образуют единую систему науки конституционного права.

Наука конституционного права имеет своим пред­метом изучение отрасли конституционного права. Она раскрывает присущие ей закономерности, формулирует основные понятия и категории, которыми оперирует дей­ствующее конституционно-правовое законодательство, анали­зирует функции и роль соответствующих правовых институтов.

Наука конституционного права изучает не только нормы и институты, но и процессы, связанные с их реализацией. По­этому к ее предмету относятся и конституционно-правовые отношения. Она выявляет эффективность действия право­вых норм, вырабатывает рекомендации по ее повышению.

С этой целью наука изучает деятельность государственных органов, формы их взаимодействия.

Предметом изучения данной науки является в целом вся сфера общественных отношений, подлежащих конституцион­но-правовому регулированию.

На основе их анализа наука должна давать теоретические обоснования необходимых пределов их правового регулиро­вания, с тем чтобы оно не было ни чрезмерным, не оправды­ваемым потребностями жизни, ни слишком узким, оставляю­щим без правового воздействия те общественные отношения, которые в этом нуждаются.

Все конституционно-правовые институты изучаются в их историческом развитии на общем фоне развития общест­ва, присущих ему деформаций и противоречий.

Исходя из содержания предмета отрасли, особенностей составляющих его общественных отношений, определяется и характер основных теоретических концепций науки.

К ним относятся такие крупные комплексы теоретических проблем, как теория народного представительства, сущность государственного, национального и народного суверенитета, теория федерализма, автономии, форм государственного и территориального устройства.

Важное место занимает исследование проблем правового статуса личности, прав человека и гражданина, взаимной связи государства и личности, конституционных основ организации гражданского общества, а также теоретические исследования, связанные с познанием систем государственной власти, местного самоуправления, принципа разделения властей и других начал, лежащих в их основе.

Изучение указанных выше проблем составляет предмет науки. Сами же выводы и теоретические положения — ее со­держание.

Источниками науки конституционного права являются:

1. Конституция и другие нормативно-правовые акты высших органов законодательной и исполнительной власти Российской Федерации.

2. Обобщение практики государственно-правового строительства России.

3. Законодательство зарубежных государств.

4. Международно-правовые договоры, соглашения и др.

5. Решение Конституционного Суда Российской Федерации.

6. Доктринальные взгляды выдающихся отечественных и зарубежных исследователей конституционного права.

7. Работы ведущих российских и зарубежных ученых — государствоведов.

Основным источником науки конституционного права является обобщение практики государственно-правового строительства как объективного критерия истины. На основе изучения и обобщения практики наука конституционного права определяет оптимальность действия норм и институтов, их эффективность, разрабатывает пути и способы совершенствования конституционного законодательства.

8) История развития науки конституционного права

Развитие дореволюционной российской конституционно-право­вой мысли, с одной стороны, опиралось на достижения западной, преж­де всего западноевропейской, науки конституционного права, а с дру­гой — отражало медленный и мучительный процесс перехода России в эти годы от абсолютной к конституционной монархии (вторая полови­на XIX — начало XX в.), утверждения последней (1905—1906) и ее гибели (февраль — март 1917 г.). В свою очередь реформы государст­венного устройства, прошедшие в России в этот период вплоть до 1917 г., во многом были подготовлены предшествующим развитием науки конституционного (государственного) права, пытавшейся в целом с демократических позиций теоретически решать важнейшую и сложнейшую для страны проблему соотношения самодержавия и на­родного представительства. В рамках этой науки успешно разрабаты­вались также идеи и концепции естественного нрава, народного суве­ренитета, народного представительства, разделения властей, парламентаризма, правового государства, независимого правосудия и др.

Тем самым, опираясь на исследования реального опыта западного консти­туционализма, показывалась отсталость политико-правового устрой­ства тогдашней России и обосновывались необходимость и важность использования указанного опыта на российской почве, в частности, утверждения конституционной монархии, которой в России не было до 1905-1906 гг.

После Октября 1917 г. возможности для свободного развития науки конституционного (государственного) права резко сужаются, что было связано с постепенным утверждением безраздельного господ­ства идеологии марксизма-ленинизма, с порога отвергавшей идеи и принципы естественного права, парламентаризма, разделения властей, приоритета нрава над государством, примата прав и свобод личности и др., как проявлений буржуазной идеологии, и признававшей единст­венно возможной и прогрессивной политическую систему диктатуры пролетариата. С таких позиций классового и даже сверхклассового по­нимания и оценки государства и права разрабатывались и вопросы государственного права такими известными юристами 20-х гг., как П.И. Стучка, Д.И. Курский, Е.Б. Пашуканис, Н.В. Крыленко, М.А.

Предмет, система и источники науки конституционного права

Рейснер, И.П. Разумовский и др., большинство из которых оказа­лось репрессированными и погубленными в 30-х гг. сталинским тота­литарным режимом.

Но и в этих сложнейших и крайне неблагоприятных для развития подлинно научных исследований в области конституционного права условиях движение научной мысли и в этой наиболее идеологизиро­ванной области правоведения не остановилось абсолютно. Далеко не все содержание публикаций этого периода и даже периода сталинского ГУЛАГа сводилось к апологетике диктатуры пролетариата и «сталин­ской конституции», хотя все они, несомненно, не могли не отражать в той или иной мере позицию пролетарской идеологии. Достаточно на­помнить о вышедшей в 1925 г. книге В.Н. Дурденевского «Иностран­ное конституционное право», о ряде работ конца 20 — начала 30-х гг. Г.С. Гурвича, И.Д. Левина, И.П. Трайнина и др., о четырехтомном из­дании «Конституции буржуазных стран» (1935—1937) и др.

Утверждение культа личности Сталина и тоталитарной политичес­кой системы, разработка и апологетика «сталинской» Конституции СССР 1936 г., восхождение на «трон» юридической мысли А.Я. Вы­шинского и ряд других условий и факторов еще более усложнили раз­витие науки государственного права, во многом буквально парализовав ее. Это крайне отрицательно сказалось на состоянии этой науки, начи­ная со второй половины 30-х гг., в течение нескольких десятилетий.

Решительную борьбу с тоталитарным конституционным правом и его наукообразной апологетикой вели многие представители российской государственно-правовой мысли, вынужденно покинувшие страну в послеоктябрьский период (Н.Н. Алексеев, И.А. Ильин, Н. Тимашев и др.). Они (и особенно И.А. Ильин) уже в 20—50-е гг. глубоко и пос­ледовательно вскрывали подлинные корни, истоки, пороки, опасности и перспективы тоталитарной системы.

Современный этап в развитии науки конституционного (государ­ственного) права в нашей стране связан прежде всего с переходом от тоталитарного к демократическому праву. Уже в 80-х гг. в науке стали зарождаться и крепнуть идеи перехода к демократизации страны, дей­ствительного признания и соблюдения прав и свобод человека, утверж­дения правового государства, подлинного разделения властей, обнов­ления федерализма, использования местного самоуправления и др. Ко­нечно, решающую роль здесь сыграло коренное изменение социально-политической обстановки в стране на рубеже 80—90-х гг., прежде всего события августа 1991 г. и их последствия. Но нельзя не видеть, что переход к демократизации страны во многом опирался и на достижения нашей конституционно-правовой науки.

Сегодня общепризнанным является факт признания большого вклада российской юридической науки в разработку, принятие и пре­творение в жизнь первой в истории нашей страны демократической Конституции Российской Федерации и многих других важнейших конституционно-правовых актов

9) Современные научные проблемы конституционного права

Наука конституционного права России последние почти три четверти века не существовала как самостоятельная, а входила в состав единой науки "советское государственное право". Все научные разработки государствоведов дооктябрьской России были полностью отброшены как не соответствующие новой, ставшей господствующей идеологии — марксизму-ленинизму..
Научные исследования способствовали практической деятельности, связанной с разработкой конкретных законодательных актов, систематизацией государственно-правового законодательства, планами законодательных работ. Научными проблемами занимались ученые всех союзных республик, входивших в состав бывшего Союза ССР. Это относилось как к общетеоретическим аспектам государствоведения, так и к специфическим, присущим каждой данной национальной республике.
Научные разработки концентрировались в соответствующих институтах союзной и республиканских академий наук, в высших юридических учебных заведениях.
Образование на месте бывшего Союза ССР независимых государств, формирование самостоятельных правовых систем в каждом из них знаменовали новый этап в развитии государственно-правовой науки. В России утверждается ее наименование как науки конституционного права. Ее становление связано с отказом от названных выше социалистических приоритетов, от признания их безусловно истинными и незыблемыми.
Используя теоретический потенциал предшествующего этапа развития науки государственного права, наука конституционного права освобождается от догматического подхода к исследованию проблем отрасли. Расширяется методологическая основа науки. Узкоклассовая трактовка государственно-правовых институтов, характерная для предшествующего этапа, не соответствует новым ориентирам, положенным в основу развития общества на современном этапе.
Признание приоритета общечеловеческих ценностей, необходимость формирования гражданского общества, освобожденного от глобального огосударствления, присущего социалистическому этапу развития страны, отказ от монополии марксистско-ленинской идеологии либо любой другой, от принципа однопартийности — отправные ориентиры современных конституционно-правовых исследований.
Наука активно включилась в разработку новых концепций, заложенных в Конституции РФ 1993 г., определяющих общественное и государственное устройство России как независимого, суверенного государства.
За последнее десятилетие создано большое количество научных трудов, затрагивающих по своей тематике по сути дела все основные актуальные теоретические проблемы конституционного права как общеотраслевые, так и отдельных институтов отрасли. Внимание исследователей сосредоточено на вопросах совершенствования конституционно-правового законодательства, повышения его воздействия на практику государственной деятельности, на проблемах конституционно-правовой ответственности, типологии норм конституционного права.
В орбиту научного исследования включаются новые проблемы — о конституционном судопроизводстве, о конституционных деликтах, об уполномоченном по правам человека и многие другие.
Чрезвычайно обширна созданная литература по проблемам прав и свобод человека и гражданина, которые получили в современной России принципиально иную по сравнению с советскими временами интерпретацию.
Очень большое количество научных исследований посвящено федеративному устройству России, разработке путей его совершенствования, выработке более целесообразной его модели.
В центре внимания ученых находятся исследования российского парламентаризма, законотворческого процесса, реализации принципа разделения властей в системе органов государственной власти.
Усиливается внимание к сравнительно-правовому исследованию законодательства субъектов Российской Федерации.
Особенно обширное количество научных разработок посвящено проблемам местного самоуправления, что объясняется как важностью и новизной этого института, так и формированием в системе права новой комплексной отрасли "муниципальное право".

10) Конституция Российской Федерации: понятие, сущность, функции

Конституция есть акт учредительной (верховной) власти, закрепляющий основы конституционного строя, положение человека и гражданина в обществе, форму правления государственно-территориального устройства, систему органов государственной власти и местного самоуправления. Понятие «конституция» употреблено в работах Аристотеля в связи с обоснованием им идеи рационального государственного устройства.

Происхождением термин «конституция» обязан указам римского императора. В средневековую эпоху названным термином обозначались акты (хартии) о феодальных вольностях. Конституции появляются в результате революций XVII-XVIII вв., вызванных потребностями переустройства власти, нахождения оптимального соотношения между властью и свободой.

Революционные преобразования призваны были закрепить конституцию как основной закон государства. В современном понимании по своей сущности конституция есть выражение общей воли народа в акте верховной (учредительной) власти, представляющем своего рода общественный договор, в котором согласованы социально-политические, экономические и иные жизненно важные интересы различных групп населения. Конституция в этом смысле есть запись соотношения политических сил на момент ее принятия. Конституция в этом значении есть основной закон государства, выражающий согласованную волю и интересы народа и в этих целях закрепляющий основополагающие устои общественного строя и государственной организации

Функции раскрывают сущность, социальное назначение и служебную роль конституции, отражают специфику конституционных норм и институтов. Принято выделять юридическую, учредительную, политическую и мировоззренческую (идеологическую) функции конституции.

Юридическая функция заключается в том, что конституция представляет собой главный источник национальной правовой системы, нормативно-юридический акт, нормы которого обладают высшей юридической силой и составляют основу всей системы правового регулирования. Юридическая функция характеризует собственно служебную роль конституции в национальной правовой системе.

Как правовой акт особого свойства конституция выполняет следующие юридические функции:

а) правонаделительную, связанную с закреплением в основном законе конкретного перечня прав и обязанностей органов государственной власти и иных субъектов конституционного права

б) охранительную, характеризующую направленность конституционных норм на защиту основ конституционного строя, прав и свобод человека и гражданина

в) целеполагающую, или ценностно-ориентационную, которая заключается в закреплении основным законом стратегических целей и задач развития общества и государства. Конституция в этом смысле дает нормативный прогноз, отражает в своих нормах опережающее развитие общественных отношений.

Учредительная функция выражается в признании и юридическом оформлении важнейших институтов общества, их узаконивании и придании им государственно-правовой формы

Учредительная функция указывает на то, что конституция появляется вследствие коренных изменений в жизни общества и выступает политической и правовой основой его дальнейшего развития. Учредительная роль конституции проявляется в том, что она, во-первых, закрепляет сложившуюся систему общественных отношений на момент ее принятия и, во-вторых, юридически узаконивает прогрессивные тенденции политико-правового развития, создавая условия для появления новых отношений, которые в тенденции, в «зародыше» проявляются, но не могут получить общественного признания без их высшей законодательной поддержки.

Политическая или социально-политическая функция проявляется в том, что конституция есть политический документ (своего рода договор общественного согласия), оказывающий регулирующее воздействие на политический процесс и политические отношения. Выполнение конституцией этой функции возможно лишь в том случае, если учреждаемая ею система власти функционирует в режиме демократического политического режима. Политическая функция отражает роль конституции в закреплении и развитии основ государственной политики (идей, принципов, целей), взаимодействия политических институтов общества в функционировании всей политической системы. В этом смысле конституция выполняет роль генеральной политической директивы.

Мировоззренческая (идеологическая) функция заключается в том, что конституция является философией государственной власти, отражая особое мировоззрение: провозглашает и защищает важнейшие ценности — права и свободы человека и гражданина, политический плюрализм, многообразие и равноправие форм собственности, ограничение власти правом и иные общепризнанные демократические ценности, совокупно представляет определенную идеологию — систему идей, воззрений на государственное и общественное устройство. Абсолютная деидеологизация конституции невозможна.

В то же время ее чрезмерная идеологизация (как и всякого иного правового акта) «обесточивает» ее юридическую силу

Кроме указанных функций конституция также осуществляет интеграционную функцию. Современные конституции призваны противодействовать крайним формам политического радикализма, разъединяющего общество на противоборствующие силы, обеспечивать единство и неделимость государства, препятствовать его территориальному распаду.


123456Следующая ⇒


Дата публикования: 2015-11-01; Прочитано: 237 | Нарушение авторского права страницы



studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2018 год.(0.004 с)…

Методология науки конституционного права

12345678910Следующая ⇒

Методология науки конституционного права охватывает понятийно-категориальный аппарат науки конституционного права.

Понятия и категории конституционного права суть опорные точки научного познания, основа применения разнообразных методов исследования.

Методология науки конституционного права включает общенаучные, специальные и частнонаучные методы, которые применяются с учетом специфики предмета познания.

Каждый метод имеет собственное содержание, т. е. определенный набор принципов познания, правил, которые основываются на познанных объективных закономерностях и ориентируют исследователя на получение новых объективно-истинных знаний.

Общенаучные методы — это анализ и синтез, абстрагирование, восхождение от конкретного к абстрактному и от абстрактного к конкретному, системно-структурный и функциональный методы;специальные методы — статистические, конкретно-социологические, психологические, математические, связанные с использование данных других наук;частнонаучные методы — формально-догматический, методы толкования права, сравнительно-правовой. Все указанные методы находятся во взаимосвязи, дополняют друг друга.

Использование указанных методов зависит от общего философского подхода исследователя к предмету познания. Так, диалектико-материалистичсский подход реализуется в требованиях объективности и всесторонности познания, конкретно- исторического подходов, познания отдельного явления через выделение его противоречивых сторон.

Конституционное право РФ – отрасль российского права, регулирующая общественные отношения во всех областях жизнедеятельности общества: политической, экономической, социальной сферах и т.

Источники науки конституционного права

д., обеспечивающая реализацию конституционных норм через осуществление конституционного контроля.

Конституционное право – самостоятельная отрасль системы российского законодательства. Она имеет: 1) собственный предмет правового регулирования; 2) собственные, специфические методы регулирования общественных отношений.

Система конституционного права – совокупность норм конституционного права, структура которой обусловлена системой конституционно-правовых отношений. Системаконституционного права включает:1) нормы; 2) институты.

Конституционно-правовой институт – совокупность норм конституционного права, регулирующих однородные и взаимосвязанные общественные отношения и образующих относительно самостоятельную группу. Институты конституционного права:1) основы конституционного строя; 2) основы правового статуса человека и гражданина; 3) федеративное устройство государства; 4) система органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Помимо конституционного права как отрасли права, выделяется конституционное право России как наука.

Наука конституционного права – совокупность идей, теорий и взглядов о конституционно-правовых институтах и отношениях, а также о практике применения норм конституционного права и его историческом развитии в России.

Наука конституционного права – самостоятельная наука. У нее есть собственный предмет изучения и специфические методы, благодаря чему она и выделяется в самостоятельную науку.

Предмет изучения наукиконституционного права: 1) сущность, структура отрасли российского конституционного права, его источники; 2) фактические отношения, регулируемые нормами конституционного права; 3) практика реализации норм данной отрасли; 4) история самой науки конституционного права, построение прогнозов ее развития.

Методынауки конституционного права: 1) исторический; 2) сравнительно-правовой; 3) системный; 4) статистический; 5) конкретно-социологический и др.

Конституционное право РФ тесно связано с другими отраслями российского права. Оно является основой всей системы права РФ. Связь с уголовным правом РФ выражается в том, что именно Конституция РФ содержит нормы о правах человека и гражданина, принципы защиты естественных прав человека, основы гуманизации уголовного права.

Гражданское право не менее тесно связано с конституционным, так как в Конституции РФ закрепляется право частной собственности, которое является основным для гражданских правоотношений.

Конституционное право России связано и с другими отраслями права РФ: с трудовым – в Конституции закреплено право граждан на труд и отдых, основные гарантии безопасности и оплаты труда; с административным – конституционные нормы устанавливают компетенцию высших федеральных органов власти и принципы деятельности всех других органов; с экологическим – Конституция содержит положение о всеобщем праве на экологически чистые условия жизни и т. д.


12345678910Следующая ⇒


Дата добавления: 2016-11-23; просмотров: 416 | Нарушение авторских прав


Похожая информация:


Поиск на сайте:


Наука конституционного права — это система взглядов, идей, представлений, юридических знаний, выраженных через научные понятия и категории, о конституционно-правовых нормах и регулируемых ими общественных отношениях, охватывающих основы организации государства и общества, положение в нем личности, организацию и формы осуществления публичной власти в политической системе.

В науке конституционного права, как и в правоведении в целом, происходят процессы дифференциации знаний, в результате чего вся их совокупность обособляется в отдельные блоки. В своем единстве, взаимодействии они образуют единую систему науки конституционного права.

Наука конституционного права имеет своим пред­метом изучение отрасли конституционного права. Она раскрывает присущие ей закономерности, формулирует основные понятия и категории, которыми оперирует дей­ствующее конституционно-правовое законодательство, анали­зирует функции и роль соответствующих правовых институтов.

Наука конституционного права изучает не только нормы и институты, но и процессы, связанные с их реализацией. По­этому к ее предмету относятся и конституционно-правовые отношения. Она выявляет эффективность действия право­вых норм, вырабатывает рекомендации по ее повышению.

С этой целью наука изучает деятельность государственных органов, формы их взаимодействия.

Предметом изучения данной науки является в целом вся сфера общественных отношений, подлежащих конституцион­но-правовому регулированию.

На основе их анализа наука должна давать теоретические обоснования необходимых пределов их правового регулиро­вания, с тем чтобы оно не было ни чрезмерным, не оправды­ваемым потребностями жизни, ни слишком узким, оставляю­щим без правового воздействия те общественные отношения, которые в этом нуждаются.

Все конституционно-правовые институты изучаются в их историческом развитии на общем фоне развития общест­ва, присущих ему деформаций и противоречий.

Исходя из содержания предмета отрасли, особенностей составляющих его общественных отношений, определяется и характер основных теоретических концепций науки.

К ним относятся такие крупные комплексы теоретических проблем, как теория народного представительства, сущность государственного, национального и народного суверенитета, теория федерализма, автономии, форм государственного и территориального устройства.

Важное место занимает исследование проблем правового статуса личности, прав человека и гражданина, взаимной связи государства и личности, конституционных основ организации гражданского общества, а также теоретические исследования, связанные с познанием систем государственной власти, местного самоуправления, принципа разделения властей и других начал, лежащих в их основе.

Изучение указанных выше проблем составляет предмет науки. Сами же выводы и теоретические положения — ее со­держание.

Источниками науки конституционного права являются:

1. Конституция и другие нормативно-правовые акты высших органов законодательной и исполнительной власти Российской Федерации.

2. Обобщение практики государственно-правового строительства России.

3.

Законодательство зарубежных государств.

4. Международно-правовые договоры, соглашения и др.

5. Решение Конституционного Суда Российской Федерации.

6. Доктринальные взгляды выдающихся отечественных и зарубежных исследователей конституционного права.

7. Работы ведущих российских и зарубежных ученых — государствоведов.

Основным источником науки конституционного права является обобщение практики государственно-правового строительства как объективного критерия истины. На основе изучения и обобщения практики наука конституционного права определяет оптимальность действия норм и институтов, их эффективность, разрабатывает пути и способы совершенствования конституционного законодательства.

8) История развития науки конституционного права

Развитие дореволюционной российской конституционно-право­вой мысли, с одной стороны, опиралось на достижения западной, преж­де всего западноевропейской, науки конституционного права, а с дру­гой — отражало медленный и мучительный процесс перехода России в эти годы от абсолютной к конституционной монархии (вторая полови­на XIX — начало XX в.), утверждения последней (1905—1906) и ее гибели (февраль — март 1917 г.). В свою очередь реформы государст­венного устройства, прошедшие в России в этот период вплоть до 1917 г., во многом были подготовлены предшествующим развитием науки конституционного (государственного) права, пытавшейся в целом с демократических позиций теоретически решать важнейшую и сложнейшую для страны проблему соотношения самодержавия и на­родного представительства.

В рамках этой науки успешно разрабаты­вались также идеи и концепции естественного нрава, народного суве­ренитета, народного представительства, разделения властей, парламентаризма, правового государства, независимого правосудия и др. Тем самым, опираясь на исследования реального опыта западного консти­туционализма, показывалась отсталость политико-правового устрой­ства тогдашней России и обосновывались необходимость и важность использования указанного опыта на российской почве, в частности, утверждения конституционной монархии, которой в России не было до 1905-1906 гг.

После Октября 1917 г. возможности для свободного развития науки конституционного (государственного) права резко сужаются, что было связано с постепенным утверждением безраздельного господ­ства идеологии марксизма-ленинизма, с порога отвергавшей идеи и принципы естественного права, парламентаризма, разделения властей, приоритета нрава над государством, примата прав и свобод личности и др., как проявлений буржуазной идеологии, и признававшей единст­венно возможной и прогрессивной политическую систему диктатуры пролетариата. С таких позиций классового и даже сверхклассового по­нимания и оценки государства и права разрабатывались и вопросы государственного права такими известными юристами 20-х гг., как П.И. Стучка, Д.И. Курский, Е.Б. Пашуканис, Н.В. Крыленко, М.А. Рейснер, И.П. Разумовский и др., большинство из которых оказа­лось репрессированными и погубленными в 30-х гг. сталинским тота­литарным режимом.

Но и в этих сложнейших и крайне неблагоприятных для развития подлинно научных исследований в области конституционного права условиях движение научной мысли и в этой наиболее идеологизиро­ванной области правоведения не остановилось абсолютно. Далеко не все содержание публикаций этого периода и даже периода сталинского ГУЛАГа сводилось к апологетике диктатуры пролетариата и «сталин­ской конституции», хотя все они, несомненно, не могли не отражать в той или иной мере позицию пролетарской идеологии. Достаточно на­помнить о вышедшей в 1925 г. книге В.Н. Дурденевского «Иностран­ное конституционное право», о ряде работ конца 20 — начала 30-х гг. Г.С. Гурвича, И.Д. Левина, И.П. Трайнина и др., о четырехтомном из­дании «Конституции буржуазных стран» (1935—1937) и др.

Утверждение культа личности Сталина и тоталитарной политичес­кой системы, разработка и апологетика «сталинской» Конституции СССР 1936 г., восхождение на «трон» юридической мысли А.Я. Вы­шинского и ряд других условий и факторов еще более усложнили раз­витие науки государственного права, во многом буквально парализовав ее. Это крайне отрицательно сказалось на состоянии этой науки, начи­ная со второй половины 30-х гг., в течение нескольких десятилетий.

Решительную борьбу с тоталитарным конституционным правом и его наукообразной апологетикой вели многие представители российской государственно-правовой мысли, вынужденно покинувшие страну в послеоктябрьский период (Н.Н. Алексеев, И.А. Ильин, Н. Тимашев и др.). Они (и особенно И.А. Ильин) уже в 20—50-е гг. глубоко и пос­ледовательно вскрывали подлинные корни, истоки, пороки, опасности и перспективы тоталитарной системы.

Современный этап в развитии науки конституционного (государ­ственного) права в нашей стране связан прежде всего с переходом от тоталитарного к демократическому праву. Уже в 80-х гг. в науке стали зарождаться и крепнуть идеи перехода к демократизации страны, дей­ствительного признания и соблюдения прав и свобод человека, утверж­дения правового государства, подлинного разделения властей, обнов­ления федерализма, использования местного самоуправления и др. Ко­нечно, решающую роль здесь сыграло коренное изменение социально-политической обстановки в стране на рубеже 80—90-х гг., прежде всего события августа 1991 г. и их последствия. Но нельзя не видеть, что переход к демократизации страны во многом опирался и на достижения нашей конституционно-правовой науки.

Сегодня общепризнанным является факт признания большого вклада российской юридической науки в разработку, принятие и пре­творение в жизнь первой в истории нашей страны демократической Конституции Российской Федерации и многих других важнейших конституционно-правовых актов

9) Современные научные проблемы конституционного права

Наука конституционного права России последние почти три четверти века не существовала как самостоятельная, а входила в состав единой науки "советское государственное право". Все научные разработки государствоведов дооктябрьской России были полностью отброшены как не соответствующие новой, ставшей господствующей идеологии — марксизму-ленинизму..
Научные исследования способствовали практической деятельности, связанной с разработкой конкретных законодательных актов, систематизацией государственно-правового законодательства, планами законодательных работ.

Научными проблемами занимались ученые всех союзных республик, входивших в состав бывшего Союза ССР. Это относилось как к общетеоретическим аспектам государствоведения, так и к специфическим, присущим каждой данной национальной республике.
Научные разработки концентрировались в соответствующих институтах союзной и республиканских академий наук, в высших юридических учебных заведениях.
Образование на месте бывшего Союза ССР независимых государств, формирование самостоятельных правовых систем в каждом из них знаменовали новый этап в развитии государственно-правовой науки. В России утверждается ее наименование как науки конституционного права. Ее становление связано с отказом от названных выше социалистических приоритетов, от признания их безусловно истинными и незыблемыми.
Используя теоретический потенциал предшествующего этапа развития науки государственного права, наука конституционного права освобождается от догматического подхода к исследованию проблем отрасли. Расширяется методологическая основа науки. Узкоклассовая трактовка государственно-правовых институтов, характерная для предшествующего этапа, не соответствует новым ориентирам, положенным в основу развития общества на современном этапе.
Признание приоритета общечеловеческих ценностей, необходимость формирования гражданского общества, освобожденного от глобального огосударствления, присущего социалистическому этапу развития страны, отказ от монополии марксистско-ленинской идеологии либо любой другой, от принципа однопартийности — отправные ориентиры современных конституционно-правовых исследований.
Наука активно включилась в разработку новых концепций, заложенных в Конституции РФ 1993 г., определяющих общественное и государственное устройство России как независимого, суверенного государства.
За последнее десятилетие создано большое количество научных трудов, затрагивающих по своей тематике по сути дела все основные актуальные теоретические проблемы конституционного права как общеотраслевые, так и отдельных институтов отрасли. Внимание исследователей сосредоточено на вопросах совершенствования конституционно-правового законодательства, повышения его воздействия на практику государственной деятельности, на проблемах конституционно-правовой ответственности, типологии норм конституционного права.
В орбиту научного исследования включаются новые проблемы — о конституционном судопроизводстве, о конституционных деликтах, об уполномоченном по правам человека и многие другие.
Чрезвычайно обширна созданная литература по проблемам прав и свобод человека и гражданина, которые получили в современной России принципиально иную по сравнению с советскими временами интерпретацию.
Очень большое количество научных исследований посвящено федеративному устройству России, разработке путей его совершенствования, выработке более целесообразной его модели.
В центре внимания ученых находятся исследования российского парламентаризма, законотворческого процесса, реализации принципа разделения властей в системе органов государственной власти.
Усиливается внимание к сравнительно-правовому исследованию законодательства субъектов Российской Федерации.
Особенно обширное количество научных разработок посвящено проблемам местного самоуправления, что объясняется как важностью и новизной этого института, так и формированием в системе права новой комплексной отрасли "муниципальное право".

10) Конституция Российской Федерации: понятие, сущность, функции

Конституция есть акт учредительной (верховной) власти, закрепляющий основы конституционного строя, положение человека и гражданина в обществе, форму правления государственно-территориального устройства, систему органов государственной власти и местного самоуправления.

Понятие «конституция» употреблено в работах Аристотеля в связи с обоснованием им идеи рационального государственного устройства.

Происхождением термин «конституция» обязан указам римского императора. В средневековую эпоху названным термином обозначались акты (хартии) о феодальных вольностях. Конституции появляются в результате революций XVII-XVIII вв., вызванных потребностями переустройства власти, нахождения оптимального соотношения между властью и свободой.

4. Предмет, метод, источники науки конституционного права.

Революционные преобразования призваны были закрепить конституцию как основной закон государства. В современном понимании по своей сущности конституция есть выражение общей воли народа в акте верховной (учредительной) власти, представляющем своего рода общественный договор, в котором согласованы социально-политические, экономические и иные жизненно важные интересы различных групп населения. Конституция в этом смысле есть запись соотношения политических сил на момент ее принятия. Конституция в этом значении есть основной закон государства, выражающий согласованную волю и интересы народа и в этих целях закрепляющий основополагающие устои общественного строя и государственной организации

Функции раскрывают сущность, социальное назначение и служебную роль конституции, отражают специфику конституционных норм и институтов. Принято выделять юридическую, учредительную, политическую и мировоззренческую (идеологическую) функции конституции.

Юридическая функция заключается в том, что конституция представляет собой главный источник национальной правовой системы, нормативно-юридический акт, нормы которого обладают высшей юридической силой и составляют основу всей системы правового регулирования.

Юридическая функция характеризует собственно служебную роль конституции в национальной правовой системе.

Как правовой акт особого свойства конституция выполняет следующие юридические функции:

а) правонаделительную, связанную с закреплением в основном законе конкретного перечня прав и обязанностей органов государственной власти и иных субъектов конституционного права

б) охранительную, характеризующую направленность конституционных норм на защиту основ конституционного строя, прав и свобод человека и гражданина

в) целеполагающую, или ценностно-ориентационную, которая заключается в закреплении основным законом стратегических целей и задач развития общества и государства. Конституция в этом смысле дает нормативный прогноз, отражает в своих нормах опережающее развитие общественных отношений.

Учредительная функция выражается в признании и юридическом оформлении важнейших институтов общества, их узаконивании и придании им государственно-правовой формы

Учредительная функция указывает на то, что конституция появляется вследствие коренных изменений в жизни общества и выступает политической и правовой основой его дальнейшего развития. Учредительная роль конституции проявляется в том, что она, во-первых, закрепляет сложившуюся систему общественных отношений на момент ее принятия и, во-вторых, юридически узаконивает прогрессивные тенденции политико-правового развития, создавая условия для появления новых отношений, которые в тенденции, в «зародыше» проявляются, но не могут получить общественного признания без их высшей законодательной поддержки.

Политическая или социально-политическая функция проявляется в том, что конституция есть политический документ (своего рода договор общественного согласия), оказывающий регулирующее воздействие на политический процесс и политические отношения. Выполнение конституцией этой функции возможно лишь в том случае, если учреждаемая ею система власти функционирует в режиме демократического политического режима. Политическая функция отражает роль конституции в закреплении и развитии основ государственной политики (идей, принципов, целей), взаимодействия политических институтов общества в функционировании всей политической системы. В этом смысле конституция выполняет роль генеральной политической директивы.

Мировоззренческая (идеологическая) функция заключается в том, что конституция является философией государственной власти, отражая особое мировоззрение: провозглашает и защищает важнейшие ценности — права и свободы человека и гражданина, политический плюрализм, многообразие и равноправие форм собственности, ограничение власти правом и иные общепризнанные демократические ценности, совокупно представляет определенную идеологию — систему идей, воззрений на государственное и общественное устройство. Абсолютная деидеологизация конституции невозможна. В то же время ее чрезмерная идеологизация (как и всякого иного правового акта) «обесточивает» ее юридическую силу

Кроме указанных функций конституция также осуществляет интеграционную функцию. Современные конституции призваны противодействовать крайним формам политического радикализма, разъединяющего общество на противоборствующие силы, обеспечивать единство и неделимость государства, препятствовать его территориальному распаду.


123456Следующая ⇒


Дата публикования: 2015-11-01; Прочитано: 236 | Нарушение авторского права страницы



studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2018 год.(0.004 с)…

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *