Как появление человека сказалось на процессе эволюции

Эволюция человека (антропогенез)

Факторы эволюции человека

На ранних этапах эволюции человека главенствовали биологические факторы эволюции – изменчивость, борьба за существование, естественный отбор и т.п.

На поздних этапах эволюции человека главными стали социальные факторы эволюции – общественный образ жизни, использование орудия труда, использование огня, развитие речи.

Этапы эволюции человека

  видовое название название конкретной находки что умели делать
Дриопитек      
Австралопитек человек умелый    
Древнейший человек человек прямоходящий питекантроп, синантроп, гейдельбергский человек  
Древний человек человек неандертальский неандерталец научились добывать огонь
Современный человек человек разумный кроманьонец появилась членораздельная речь

Расы

Это подразделения внутри вида, приспособленные к конкретным условиям. Расы имеются у всех широко распространенных видов. У человека выделяют 3 большие расы (негроиды, европеоиды, монголоиды).

Расистская теория (расизм) отвергает единство человеческих рас, т.е. утверждает, что разные расы человека произошли от разных предков. Это неправда, все расы человека легко скрещиваются и дают плодовитое потомств, т.е. относятся к одному виду.

Отличия человека от человекообразных обезьян

Речь, подбородочный выступ.

Вторая сигнальная система, большой мозг, мозговая часть черепа больше лицевой.

Трудовая деятельность (создние и использование орудий труда), большой палец кисти противопоставлен остальным и хорошо развит.

Прямохождение: сводчатая стопа, расширенный таз, изгибы в позвоночнике (S-образный позвоночник), грудная клетка расширена в стороны.

Еще можно почитать

БОЛЬШЕ ИНФОРМАЦИИ: Этапы эволюции человека, Факторы эволюции человека, Сходства и отличия человека и человекообразных обезьян
ЗАДАНИЯ ЧАСТИ 2: Эволюция человека

Тесты и задания

Выберите три варианта. Сходство человека и человекообразных обезьян подтверждается
1) одинаковыми группами крови и резус-фактором
2) одинаковым набором хромосом
3) восприимчивостью к сходным болезням
4) равным числом извилин в коре больших полушарий мозга
5) сходными видами паразитов
6) преобладающим развитием мозгового отдела черепа над лицевым

Выберите один, наиболее правильный вариант. В основе расовой теории лежит отрицание
1) сходства человека и антропоидов
2) единства происхождения рас человека
3) принадлежности человека к приматам
4) морфологического единства рас

Выберите три варианта. Человек в отличие от животных
1) имеет кору больших полушарий
2) образует различные природные популяции
3) обладает второй сигнальной системой
4) может создавать искусственную среду обитания
5) имеет первую сигнальную систему
6) может создавать и использовать орудия труда

Выберите три варианта. Какие признаки млекопитающих НЕ характерны для человека?
1) наличие диафрагмы
2) наличие подшерстка
3) наличие семи шейных позвонков
4) хвостовой отдел тела
5) подвижная ушная раковина
6) альвеолярное легкое

Выберите три варианта. Человек, в отличие от животных
1) влияет на среду обитания в процессе жизнедеятельности
2) имеет S-образный позвоночник
3) образует различные популяции
4) имеет первую сигнальную систему
5) обладает второй сигнальной системой
6) создает и использует орудия труда

Выберите три варианта. У человека в отличие от млекопитающих животных
1) тело расположено вертикально
2) позвоночник не имеет изгибов
3) позвоночник образует четыре плавных изгиба
4) грудная клетка расширена в стороны
5) грудная клетка сжата с боков
6) лицевой отдел черепа преобладает над мозговым


Выберите один, наиболее правильный вариант. Ко второй сигнальной системе человека относят
1) условные рефлексы
2) безусловные рефлексы
3) речь
4) инстинкты

Установите соответствие между примером и фактором антропогенеза, который его иллюстрирует: 1) биологический, 2) социальный
А) пространственная изоляция
Б) дрейф генов
В) речь
Г) абстрактное мышление
Д) социальная трудовая деятельность
Е) популяционные волны


Установите соответствие между примером и фактором антропогенеза, для которого он характерен: 1) биологический, 2) социальный
А) трудовая деятельность
Б) абстрактное мышление
В) изоляция
Г) мутационная изменчивость
Д) популяционные волны
Е) вторая сигнальная система

Укажите историческую последовательность основных стадий антропогенеза
1) Человек современного типа
2) Австралопитек
3) Кроманьонец
4) Питекантроп
5) Неандерталец


Установите хронологическую последовательность антропогенеза
1) человек умелый
2) человек прямоходящий
3) дриопитек
4) человек разумный

Выберите три особенности скелета, свойственные только человеку
1) наличие ключиц
2) наличие подбородочного выступа
3) облегчение массы костей верхних конечностей
4) наличие пятипалых конечностей
5) S-образная форма позвоночного столба
6) сводчатая стопа

1. Выберите три варианта. В связи с прямохождением у человека
1) освобождаются верхние конечности
2) стопа приобретает сводчатую форму
3) большой палец руки противостоит остальным
4) таз расширяется, его кости срастаются
5) мозговой отдел черепа меньше лицевого
6) уменьшается волосяной покров

2. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Приспособлениями человека к прямохождению являются следующие признаки:
1) позвоночный столб человека приобрел отчетливо выраженные изгибы в форме лука, два из которых направлены вперед, два других – назад
2) большой палец руки противопоставлен всем остальным
3) развитие коры больших полушарий головного мозга
4) формирование сводчатой конструкции стопы
5) поворот таза и резкое его расширение
6) наличие диафрагмы

3. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. У человека в связи с прямохождением
1) позвоночник образует четыре изгиба
2) кости в суставах соединены подвижно
3) пальцы руки соединены с пястью
4) пояс нижних конечностей широкий, имеет вид чаши
5) в стопе хорошо выражен свод
6) большой палец кисти противопоставлен всем остальным

Выберите три варианта. Скелет человека в отличие от скелета млекопитающих животных имеет
1) прямой позвоночник без изгибов
2) грудную клетку, сжатую в спинно-брюшном направлении
3) грудную клетку, сжатую с боков
4) позвоночник S-образной формы
5) сводчатую стопу
6) массивный лицевой отдел черепа

Выберите три варианта. В чем состоит сходство скелета человека и скелетов млекопитающих животных?
1) позвоночник имеет пять отделов
2) стопа имеет свод
3) мозговой отдел черепа больше лицевого
4) имеются парные суставные конечности
5) в шейном отделе семь позвонков
6) форма позвоночника S-образная

Установите последовательность эволюции ископаемых предков современного человека в хронологическом порядке. Запишите соответствующую последовательность цифр.
1) австралопитек африканский
2) человек разумный неандертальский
3) питекантроп
4) дриопитек (ксениапитек)
5) человек умелый

1. Выберите три верных ответа из шести и запишите в ответе цифры под которыми они указаны. У человека, в связи с трудовой деятельностью сформировались следующие видовые особенности:
1) мелкая моторика рук
2) абстрактное мышление и речь
3) чашеобразная форма таза
4) S-образный по форме позвоночник
5) сводчатая стопа
6) значительное увеличение размеров головного мозга

2. Выберите три варианта. Какие особенности сформировались у человека в связи с трудовой деятельностью?
1) сводчатая стопа
2) развитие ключиц в плечевом поясе
3) чашеобразная форма таза
4) усложнение коры больших полушарий головного мозга
5) противопоставление большого пальца руки всем остальным
6) речь и мышление

Выберите один, наиболее правильный вариант. Приспособленность человека к трудовой деятельности проявляется в
1) подвижном соединении костей
2) наличии различных отделов головного мозга
3) наличии пяти пальцев
4) разнообразии функций руки


Проанализируйте таблицу «Различия в строении человека и человекообразных обезьян». Для каждой ячейки, обозначенной буквой, выберите соответствующий термин из предложенного списка. Запишите выбранные цифры, в порядке, соответствующем буквам.
1) преобладает лицевой отдел черепа, имеются сплошные надбровные дуги, отсутствует подбородочный выступ, объем мозга около 700 см3
2) руки длиннее ног, большой палец стопы противопоставлен остальным, имеется свод стопы
3) грудная клетка
4) шейный и поясничный отделы позвоночника
5) преобладает лицевой отдел черепа, имеются надбровные дуги, подбородочный выступ развит слабо, объем мозга около 1100 см3
6) грудной и крестцовый отделы позвоночника
7) ноги длиннее рук, большой палец кисти противопоставлен остальным, стопа сводчатая
8) позвоночник

Установите соответствие между фактором и группой факторов антропогенеза, к кoторой он относится: 1) биологические, 2) социальные. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) общественный образ жизни
Б) естественный отбор
В) наследственная изменчивость
Г) борьба за существование
Д) речь и мышление
Е) трудовая деятельность

Установите хронологическую последовательность этапов антропогенеза. Запишите соответствующую последовательность цифр.
1) австралопитек
2) человек умелый
3) человек прямоходящий
4) неандерталец
5) кроманьонец

Выберите один, наиболее правильный вариант. Какая особенность человека сформировалась под влиянием биологических факторов антропогенеза?
1) изготовление орудий труда
2) совместный труд
3) появление диафрагмы
4) сводчатая стопа

Установите соответствие между признаками и представителями класса Млекопитающие, для которых эти признаки характерны: 1) шимпанзе обыкновенный, 2) человек разумный. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) преобладание лицевого отдела черепа над мозговым
Б) пояс нижних конечностей в виде чаши
В) сводчатая стопа
Г) наличие подбородочного выступа
Д) развитые надбровные дуги
Е) сжатая с боков грудная клетка

© Д.В.Поздняков, 2009-2018

Adblock detector

| Теория развития человека |
Эволюционная теория развития человека, только как одна из версий его происхождения и развития.

Многие подрастающие люди, сталкиваются только с одной из теорий развития и происхождения человека, той, что им преподносят на уроках природоведения.

Об эволюции человека понятным языком

Однако на сегодняшний день эволюционная теория (теория Дарвина) не является единственной и самой, как может показаться, верной. В этой статье мы подробней рассмотрим все существующие, и какая из них окажется на ваш взгляд самой верной – решать только вам!

Так в мире существует четыре, довольно распространенные на сегодня теории.

1) Первой, по своей распространенности, является эволюционная теория развития человека, хорошо знакомая вам со школьной скамьи.

По ней происхождение человека начинается от человекообразных приматов, а проще говоря – от одного из семейства обезьян.

Под эту теорию пытаются подвести множество доказательств, как археологических, так и биологических, генетических, палеонтологических и других. При этом многие доказательства, приводимые приверженцами этой теории, трактоваться могут неоднозначно, что позволяет приверженцам других теорий, постоянно её ставить под сомнение.

2) Второй, по количеству своих приверженцев, является креационизмическая теория развития человека и появления его в этом мире. Приверженцы этой теории утверждают, что человек произошёл и развивается так, как это угодно богу. В доказательство правильности именно этой версии появления и развития человека, они приводят самые новые археологические находки, и недавно появившиеся научные открытия.

Однако эти открытия не противоречат и эволюционной теории развития человечества. Надо заметить, что ортодоксальная теология вообще считает эту теорию за аксиому, то есть – не требующей доказательств. Некоторые современные теологи пытаются сблизить обе теории развития человека.

Так они соглашаются с постулатом из эволюционной теории происхождения и развития человека в том, что человек произошёл от обезьян, постепенно видоизменяясь, но не потому, что данный процесс изменения заложен природой, а по замыслу божьему.

3) По третьей версии, самая правильная теория развития человека и появления его на земле – теория внешнего вмешательства. По самой простой из этой теории версии, человечество произошло от инопланетян, являясь их прямыми потомками. В доказательство правильности своей версии они приводят различные, довольно фантастические, гипотезы антропогенеза.

Так же, по одной из версий теории вмешательства, развитие человека происходит по заложенной ранее в наш мозг и сознание внеземными существами программе.

4) Четвёртая теория развития человека и появления его на земле, утверждает, что человечество появилось из пространственной аномалии, а развивается она по законам, запрограммированным на уровне информационного поля, и одинаковым для развития всего живого на любой планете.

Эта теория получила названия пространственных аномалий. В своей трактовке эта теория не расходится в основных постулатах с Дарвинской. Основным расхождением этих теорий является то, что по пространственно-аномальной теории, развитие происходит не благодаря законам эволюции, а по определённой, пока ещё не изученной, программе управления разумом.

Статья “Теория развития человека” из рубрики | Развитие человека |

Ещё по теме:Рост и развитие человека

Эволюция человека.

В науке эволюции важное место занимают вопросы развития человека. С каждым годом мы узнаем все больше о том, как мы формировались на протяжении тысяч лет. Развитие точных наук сделало возможным узнать аспекты далекого прошлого, что еще недавно казалось просто немыслимым.

Эволюция человека развивается очень быстро, ведь новые открытия освещаются в прессе и привлекают внимание множества людей. Только вот массовое сознание, как обычно, за наукой попросту не успевает.

В итоге и появляются многочисленные мифы о том, что ученые уже давно доказали, но не успели донести до простых людей. Некоторые «эксперты» даже выпускают книги, в которых развенчивают достижения науки в области эволюции человека. Вот самые популярные мифы, которые живут уже не один десяток лет.

На самом деле у антропологов есть очень мало ископаемых находок, они к тому же фрагментарные. Так что последователям Дарвина попросту не хватает материала для построения своей теории. Сторонники этого мифы утверждают, что настоящих свидетельств эволюции человека так мало, что их можно все разместить в один небольшой ящик. Например, так писал с позиции православия Серафим Роуз еще в 1974 году. Однако даже тогда это утверждение не соответствовало действительности, священник просто заблуждался. Даже к 1974 году ученые сделали множество находок, в том числе и хорошо сохранившихся. Было найдено так множество неандертальцев, что для их захоронения потребовалось бы отдельное кладбище. Останки питекантропов находили в Южной и Северной Америке, в Китае, Европе и на Яве. Австралопитеки были найдены в Южной и Восточной Африке, человек умелый — на востоке и юге того же материка, останки гейдельбергского человека найдены в Европе, Азии и той же Африке. Этот список можно продолжать. А для того, чтобы расположить ископаемые останки наших предков, найденные за последние 30 лет, не хватит не то что ящика, а целого музея. Число только свежих находок, свидетельствующих об эволюции человека, перевалило за несколько сотен.

Практически все ископаемые доказательства человеческой эволюции на самом деле являются подделками. Действительно, эволюция человека знает истории подделок. Вернее, всего одной. Речь идет и знаменитом пильтдаунском черепе, истинная история которого стала известна еще в 1953 году. Правда многие ученые изначально сомневались в истинности этой находки, уж больно она выделялась на фоне остальных. Поэтому вот уже полвека ни один антрополог в своих теориях не использует череп из Пильтдауна в качестве довода. В этом нет необходимости, ведь хватает и других найденных материалов. История же про эту подделку интересна в основном тем самым борцам с дарвинизмом, ведь это чуть ли не единственное их оружие.

Реконструкция внешнего вида предков человека — просто фантазия ученых. Этот миф можно трактовать так: «Я не понимаю, как осуществляется реконструкция, значит — она неверная». На самом деле ученые еще с XIX века стали разрабатывать методики реконструкции внешности с использованием костных останков. В России этим направлением занимался знаменитый антрополог, ученый и скульптор Михаил Герасимов. Он собрал большую коллекцию статистических данных, изучая и приматов, и человека. Ученый выявил закономерность в формировании мягких тканей головы в зависимости от особенностей костей. Герасимов доказал, что эти закономерности действуют одинаково как для человека, так и для шимпанзе. Следовательно, подход действуют и для ископаемых человекообразных. Поэтому ученый смог создать ставшие уже классическими реконструкции лиц наших предков, начиная австралопитеками и заканчивая первыми хомо сапиенс. Надо отметить, что разработанная Герасимовым методика была неоднократно доказана с помощью экспериментов. Ученый восстанавливал внешность человека, фотография которого имелась, но самому антропологу не показывалась. В итоге созданные реконструкции очень походили на оригинал. Первыми же методику ученого признал Уголовный розыск. А ведь это серьезная организация, которая не будет работать лишь с фантазиями ученых. Уже с 1939 году методики Герасимова используются в судебно-медицинской экспертизе. Реконструкции помогли опознать пропавших без вести людей. Так в 1939 году в Ленинградской области вдалеке от мест проживания человека был найден скелет мальчика со следами зубов хищника на костях. Герасимов смог по черепу восстановить скульптурный портрет, его сфотографировали в разных ракурсах в кепке и плаще для убедительности. Отец потерянного мальчика тут же опознал своего сына, правда, заметив, что такой одежды у него не было. Так что тем, кто считает такую методику шарлатанством, стоит обратиться в Экспертно-криминалистический центр МВД и рассказать, что они занимаются ерундой.

Возраст древних костей получен с помощью довольно сомнительных методов на основе ряда допущений. Не все верят, что можно точно указать миллионный возраст некоторых находок. Обычно сомневающиеся говорят о неточном радиоуглеродном анализе. Но этот подход ошибочен изначально. Ведь такая методика никак не может свидетельствовать о миллионах лет, она используется для обработки гораздо более молодых находок. За последние полстолетия ученые разработали немало методик для определения возраста древних останков. К ним относятся уран-ториевый метод, калий-аргоновый метод, метод урановых серий, метод треков деления, термолюминисцентный метод, оптический метод, метод электро-спин-резонанса и другие. Из школьного курса мы знаем, что решения уравнения надо проверять. Так же и возраст останков, выявленных различными методами в разных городах и лабораториях, должен совпадать. Например, знаменитый скелет австралопитека Люси был найден в породе, чьи образцы были отправлены в разные лаборатории. Метод деления треков показал возраст останков в 2,58 миллиона лет, а калий аргоновый метод — 2,63 миллиона лет. Результаты практически совпадают, но могут ли два разных метода быть одинаково неверными?

Все ископаемые предки человека описаны по одной лишь сомнительной находке. В человеческой памяти есть эффект первой ячейки.

Все мы помним только первых героев, представителей торговых марок. Действует такой эффект и в антропологии. В итоге все знания обычных людей об австралопитеках укладываются в мимолетное воспоминание о какой-то обезьянке Люси, у которого когда-то где-то слышали. На самом же деле Люси стала просто одной из первых, а потому и самой известной находкой афарского австралопитека.

Эволюции человека

Ее обнаружили еще в 1974 году. С тех пор ученые нашли еще несколько сотен подобных останков. Аналогичная история и с другими предками человека, мы слышали только об одном, самом известном. А вот влезать в научные дебри и узнавать о последних находках желающих не так-то и много.

В конце своей жизни Чарльз Дарвин отрекся от своей теории. Истории о раскаянии человека перед самой его смертью довольно распространены. Есть подобная легенда и о Чарльзе Дарвине. Якобы в конце жизни он сам усомнился в своей теории. Только вот источник такой истории так и остается невыясненным. На самом деле рассказ о якобы отречении Дарвина всплыл уже через много лет после его смерти, в 1915 году. Такая нравоучительная история о духовном преображении ученого была опубликована в американском баптистском журнале. Якобы сам Дарвин сообщил о своих сомнениях лично проповеднице Элизабет Хоуп. Только вот нет никаких реальных фактов в поддержку этой истории. Незадолго до своей смерти ученый издал автобиографию, в которой не содержится никаких сомнений относительно трудов всей его жизни. Да и близкие великого натуралиста ничего не упоминают о колебаниях Дарвина относительно своей теории. Дети же ученого, Фрэнсис и Хенриетта вообще заявили, что леди Хоуп с их отцом никогда не встречалась. Так что данная история является сказкой, придуманной проповедницей по приезду в Америку.

Эжен Дюбуа в конце своей жизни признался, что обнаружил на Яве вовсе не питекантропа, а просто огромного питона. Эта история «раскаяния» крупного ученого сильно напоминает предыдущую. Между тем в Интернете она очень популярна. Говорят, что военный врач из Голландии Эжен Дюбуа в 1890-1891 годах побывал на острове Ява. Там он нашел останки питекантропа — бедренную кость, кости черепа и зубы. Антрополог объявил всему миру, что нашел предка человека, переходной вид. Однако большинство ученых ему попросту не поверило. Научные круги, посовещавшись, пришли к выводу, что останки на самом деле принадлежали питекантропу. Устав спорить с большинством, Дюбуа в итоге признал, что изначально он заблуждался. Эта история имеет несколько нестыковок. Прежде всего стоит спросить, как именно Дюбуа осуществил свое признание? Прошептал близкому человеку или написал в завещании? А может быть публично выступил с признанием? Четкого ответа нет и быть не может. Скептики ссылаются на журнал «Nature» за август 1935 года. Одна на самом деле никаких признаний и раскаяний Дюбуа там нет. Есть только ссылка на доклад ученого, в котором и рассказывалось о месте питекантропа в эволюции человека. Сторонникам мифы следует задать еще и такой вопрос: «А кто-то кроме Дюбуа находил на Яве или еще где-то останки подобного огромного гиббона?».

Оказывается, что больше подобных существ найдено не было. Может быть их просто и не существовало в природе? Зато начиная с 30-х годов прошлого века на Яве, а также в Африке, Азии и на юге Европы люди нашли множество останков питекантропов, или Homo erectus. Всего в руки ученых попали части около 250 особей.

Теория происхождения человека от обезьяны базируется всего лишь на нашем внешнем сходстве. Внешнее сходство стало основой для классификации живых существ еще много веков назад. Благодаря ему кит, который является млекопитающим, долгое время считался рыбой. Сегодня помимо внешнего сходства о родстве человека и человекообразных обезьян красноречиво свидетельствуют анатомические, биохимические, эмбриологические, поведенческие, палеонтологические и генетические факторы.

Найденные учеными ископаемые останки на самом деле принадлежат древним обезьянам. Формально это утверждение верно, ведь когда-то давно наши предки не были людьми в современном образе, это были древние обезьяны. Долгое время отличие между предками людей и обезьян были понятны любому ученому. Однако по мере нахождения все новых образцов и останков грань между понятиями сужалась. Рассматривая черепа человекообразных существ, сразу и не поймешь, когда обезьяна стала человеком. Дело в том, что в один прекрасный момент существо научилось думать и стало разумным. Так появилась новая эволюционная ветвь.

Найденные ископаемые принадлежат вовсе не предкам человека, а деградировавшим веткам его эволюции. Поверить в это легко, ведь никто не видел своими глазами, как обезьяна стала человеком. А вот деградацию и опущение человека до животного состояния приходится наблюдать часто. Только вот палеоантропология работает в тесном сотрудничестве с хронологией. Если нанести все известные найденные останки на ось времени, то получится ясная картина. Мозг древних гоминид с течением времени непрерывно прогрессировал. Для получения такого красноречивого графика понадобилось 300 точек. Если это деградация, то очень странная, сопровождаемая ростом мозга. Хотя его объем и является только одной из характеристик, описывающих эволюцию человека, картина довольно быстро разрушает миф о деградации человека.

Древние предки человека не происходили один от другого, а жили одновременно. В качестве аргумента звучит тот факт, что известны находки вида-предка, по времени совпадающие с возрастом потомка. Например, есть останки вида Homo habilus, датируемые 1,5-2,3 миллиона лет назад. От него произошел вид Homo ergaster, который появился около 1,8 миллиона лет назад. Как видно, что на временной шкале время обитания на планете этих видов частично перекрывается. Однако происходит лишь частичное, а не полное пересечение. В этом нет ничего странного. Ведь новый вид обычно появляется в одной из обособленных популяция вида-предка, но быстрое и полное замещения никогда не случается. Именно поэтому после появления вида-потомка предки еще длительное время обитают на планете, более того, они могут дать начало даже не одному, а нескольким видам. Похожая история произошла с афарскими австралопитеками, которые породили сразу несколько групп гоминид. Никого не смущает ведь, что на планете одновременно обитает и волк, и собака. А ведь второй подвид является частью первого вида, его потомком.

Генетически человеку гораздо ближе свинья, а не обезьяна. Сторонники этой теории в качестве аргумента приводят пересадку именно свиных органов человеку. С точки зрения генетики это утверждение абсолютный абсурд. Между геномами свиньи и человека сотни тысяч отличий. Мы занимаем твердое место в отряде приматов, а свинья располагается среди парнокопытных. К человеку гораздо ближе мышь, кстати, именно ее стволовые клетки используются при создании искусственной человеческой кожи. Выбор же свиней для пересадки органов вполне объясним. В данном вопросе генетическая близость не так важна. У медиков-трансплантологов стоит задача массовой пересадки органов. Какое же животное выбрать в качестве донора? Надо, чтобы бы оно было хорошо изученным, разводимым в неволе и не имеющих новых необъяснимых болезней и отклонений. У донора должны быть сопоставимые размеры, он должен быть относительно дешевым, а эксперименты с ним не вызывали бы критику международных организаций. В этом плане обезьяна по всем статьям проигрывает свинье. Мы любим суп со свининой, но многие ли из нас готовые есть суп из шимпанзе? Да и сколько он стоил бы? Каждый год человек убивает несколько сотен миллионов свиней. Горилл же на планете всего 15 тысяч, а шимпанзе всего лишь в несколько раз больше.

Большинство ученых во всем мире давно уже опровергло теорию происхождения человека от обезьяны. В нашей жизни много людей, которые считают себя если и не учеными, то уж точно знатоками в любой сфере. На самом деле бегун едва ли сможет добиться рекордов в тяжелой атлетике. Точно также ученый, работающий на стыке наук, просто обязан пригласить консультанта. Об эволюции рассуждать любят многие. В поисках же настоящих специалистов в данной области можно провести немало времени. Ученых, профессионально занимающихся антропологией и имеющих собственные научные труды, не так и много. В нашей стране — вообще единицы. На самом деле это и есть то «большинство», мнение которого и важно в данном вопросе. Пускай приматологи, археологи, антропологи и генетики в частных вопросах порой и расходятся во мнении. Однако основные положения (реальность эволюции, происхождение человека от древних человекообразных, Африка, как родина человечества) сомнениям не подлежат.

Популярные мифы.

Популярные факты.

Популярные советы.

Положение человека в системе животного мира

1. Дайте определение понятия.
Антропология – это наука о происхождении человека.

2. Заполните таблицу

Развитие взглядов на происхождение человека

 

3. Каковы основные доказательства происхождения человека от животных?
Данные сравнительной анатомии и эмбриологии показывают черты сходства в строении тела и развитии человека и животных.
Черты, присущие Хордовым:
У человека на ранних стадиях развития внутренний скелет представлен хордой, нервная трубка закладывается на спинной стороне, тело имеет двустороннюю симметрию. Далее хорда заменяется позвоночным столбом, формируется череп, пять отделов головного мозга. Сердце на брюшной стороне тела, есть скелет парных свободных конечностей.
Черты, присущие классу Млекопитающие:
Пять отделов позвоночника, кожа покрыта волосами, есть потовые и сальные железы. Вскармливание детей молоком, четырехкамерное сердце, теплокровность, диафрагма.
Черты, присущие Плацентарным:
Вынашивание плода внутри тела, питание плода через плаценту.
Основные черты отряда Приматы:
Строение конечностей, ногти, глаза в одной плоскости, замена молочных зубов на постоянные.
Сходные черты с человекообразными обезьянами. Наличие атавизмов (черты предковых форм, проявившиеся у отдельных особей данного вида) – это хвост, многососковость, обильный волосяной покров и др. и рудиментов (органы или части организма, утратившие в процессе эволюции свои первоначальные функции и имеющиеся у всех особей данного биологического вида) – это аппендикс, зубы «мудрости» и др.

4. Охарактеризуйте положение человека в системе органического мира.
Царство Животные, Подцарство Многоклеточные, тип Хордовые, подтип Позвоночные, класс Млекопитающие, подкласс Плацентарные, отряд Приматы, подотряд Человекообразные обезьяны, семейство Люди (Гоминиды), род Человек (Homo), вид Человек разумный (Homo sapiens), Подвид Homo sapiens sapiens.

5. Составьте таблицу.

Черты сходства и черты отличия человека и человекообразных обезьян.

 

Основные стадии антропогенеза

1.

Дайте определение понятия.
Антропогенез – часть биологической эволюции, которая привела к появлению человека разумного (Homo sapiens), отделившегося от прочих гоминид, человекообразных обезьян и плацентарных млекопитающих; процесс историко-эволюционного формирования физического типа человека, первоначального развития его трудовой деятельности, речи.

2. Какая концепция лежит в основе современных научных представлений о происхождении человека?
В основе современных представлений о происхождении человека лежит концепция, в соответствии с которой человек вышел из мира животных, причем первые научные доказательства в пользу этой концепции были представлены Ч. Дарвином в его труде «Происхождение человека и половой отбор» (1871). Ученые считают, что от какой-то группы дриопитеков (вымершей группы высших обезьян), начинается эволюционная линия гоминид.

3. Какие палеонтологические находки позволяют выделить основные этапы и направления исторического развития человека и человекообразных обезьян?
Анализ палеонтологических находок позволяет выделить основные этапы и направления исторического развития человека и человекообразных обезьян. К ним относятся останки австралопитека архантропов (питекантропа, синантропа), палеоантропа (неандертальца), кроманьонца, их орудия труда и наскальные рисунки. То есть, у человека и современных человекообразных обезьян был общий предок. Далее их эволюционное развитие пошло по пути дивергенции (расхождения признаков, накопления различий) в связи с приспособлением к конкретным и различным условиям существования.

4. Почему нельзя утверждать, что человек произошел от человекообразной обезьяны?
Развитие человека и человекообразных обезьян – это не последовательные ступени, а параллельные ветви эволюции, расхождение между которыми в эволюционном плане очень глубокое. То есть, у человека и современных человекообразных обезьян был общий предок. Далее их эволюционное развитие пошло по пути дивергенции (расхождения признаков, накопления различий) в связи с приспособлением к конкретным и различным условиям существования.

5. Заполните таблицу.

Основные стадии антропогенеза

 

Движущие силы антропогенеза

1. Дайте определение понятия.
Социальная эволюция – процесс структурной реорганизации во времени, в результате которой возникает социальная форма или структура, качественно отличающаяся от предшествующей формы.

2. Составьте схему.

Факторы антропогенеза.

 

3. Какова роль биологических и социальных факторов в антропогенезе?
В антропогенезе важная роль принадлежит не только биологическим факторам (изменчивость, наследственность, отбор), но и социальным (речь, накопленный опыт трудовой деятельности и общественного поведения). Особенности человека, обусловленные социальными факторами, не фиксируются генетически и передаются не по наследству, а в процессе воспитания и обучения. На первых этапах эволюции решающее значение имел отбор на большую приспособляемость к быстро меняющимся обстоятельствам. Однако впоследствии способность передавать из поколения в поколение генетические приобретения в виде разнообразной научно-технической и культурной информации стала играть все более важную роль, освобождая человека от жесткого контроля естественного отбора. Социальные закономерности приобрели большое значение в эволюции человека. Победителями в борьбе за существование оказывались не обязательно самые сильные, а те, кто сохранял слабых: детей — будущее популяции, стариков — хранителей информации о способах выжить. Победа популяций в борьбе за существование обеспечивалась не только силой и разумом, но и способностью жертвовать собой во имя племени. Человек – общественное существо, отличительной чертой которого является сознание, сформировавшееся на основе коллективного труда.
В эволюции человека разумного социальные отношения играют все возрастающую роль. Для людей современных ведущими и определяющими стали общественно-трудовые отношения. В этом качественное своеобразие эволюции человека.

4. Какие современные проблемы человеческого общества вы можете назвать?
Люди все больше пользуются суррогатами и имитациями естественной биологической активности, доходящей до «виртуализации» жизни. Для человеческой популяции характерны явления, невозможные для популяций животных.

Эволюция человека. Движущие силы эволюции человека

В популяции человека накапливается генетический груз наследственных заболеваний, предрасположенность к болезням, злокачественные новообразования, инфекции, психические и аллергические расстройства, явления дезадаптации и т.д. у жителей больших городов наблюдаются явления стресса перенаселения. Многие люди поддерживают свое существование и дееспособность только при помощи искусственных приспособлений и лекарств.
Быстрый рост населения создает экономические проблемы и усиливает социальное неравенство людей. Все больше наблюдается разрыв между максимальными возможностями получения благ и их доступностью для большинства людей. У разных людей жизненные шансы очень неравны.
Стимулируется и вырабатывается продукция, которая не только не нужна для жизни человека, но и приносит вред (алкоголь, табак, наркотики).
Все эти факторы в целом в итоге могут привести к кризису современной человеческой цивилизации, деградации и исчезновению Человека разумного как вида.

5. Какие факторы способствовали развитию у человека прямохождения?
Насчет развития у человека прямохождения существует ряд гипотез. Появление у предков человека S-образного позвоночника, сводчатой стопы, расширенного таза, прочного крестца — наследственные изменения, которые способствовали прямохождению.
Согласно гипотезе Яна Линдблада, обезьяноподобные предки человека вынуждены были подниматься на задние конечности при поиске пищи в воде и при переходе водных преград вброд. Также, предки человека вынуждены были из-за изменений климата и флоры слезать с деревьев на землю. Чтобы искать пищу в высокой траве, им необходимо было привставать с четверенек на задние конечности.

6. Какие преимущества и какие проблемы, в том числе и со здоровьем, появились у человека в связи с прямохождением?
Особи, способные передвигаться на задних конечностях, оказались в более выгодном положении. Расширился кругозор, освободились руки, при помощи которых предки человека получили возможность использовать подручные средства – палки и камни, а впоследствии – изготавливать сами орудия труда.
К недостаткам прямохождения можно отнести потерю скорости, большую нагрузку на ноги, позвоночник. Также, произошло неправильное распределение объема крови между нижней и верхней половинами тела. При этом нижние конечности находятся постоянно в состоянии гипертонии, в то время как верхние — гипотонии.
Вертикальное положение тела человека приводит к нарушению пищеварения и болям в спине, варикозным расширениям вен и другим расстройствам его жизненно важных функций. Эта же причина чрезвычайно затрудняет и затягивает беременность и роды.

7. Можно ли утверждать, что биологическая эволюция современного человека полностью остановилась?
Эволюция – непрерывный процесс, поэтому и для вида Человек разумный она не остановилась. Эволюция перешла на другой уровень. Человек приспосабливается к новым условиям жизни, физический труд становится менее важным и распространенным. В связи с ослаблением биологических факторов и увеличением социальных человек будет подвергаться изменениям как внешним, так и внутренним, каким именно, — это является вопросом времени, ответ на который ученые ищут уже сегодня.

 Происхождение человеческих рас

1. Дайте определения понятий.
Человеческие расы – исторически сложившиеся группировки людей внутри вида Homo sapiens sapiens, характеризующиеся сходством морфологических и физиологических черт.
Расизм – антинаучная идеология о неравенстве человеческих рас.

2. Рассмотрите рисунок «Расы человека». Подпишите на нем названия известных вам рас.
Австрало-негроидная, европеоидная, монголоидная.

3. Какие гипотезы расогенеза вам известны?
Расогенез – это процесс возникновения и становления человеческих рас. Существует несколько гипотез расогенеза.
Первая – моноцентризм. Ученые признают общность происхождения, социально-психического развития, единый уровень умственного развития.  Доказательства моноцентрической гипотезы переводят ее в разряд теорий (гипотеза + доказательства):
• различия во второстепенных признаках;
• генетическая изоляция отсутствует;
• биологические эволюционные изменения (уменьшение массивности скелета, увеличение роста, ускорение развития) проявляются у представителей всех рас;
• результаты, полученные при изучении ДНК человека: первым было разделение африканской ветви на негроидную и монголоидно- европеоидную около 40-100 тыс. лет назад.
Полицентристы считают, что расы возникли независимо друг от друга от разных предков и в разных местах. Их гипотеза менее обоснована научно.

4. Что является основными факторами расогенеза?
• Естественный отбор;
• Мутации;
• Изоляция;
• Смешение популяций.
По мере заселения человеком земного шара, сталкиваясь с новыми условиями среды, выживали и давали потомство приспособленные индивиды. Сформировавшиеся в ходе   биологической эволюции морфологические признаки объясняются:
• характером окружающей среды;
• климата;
• пищевых ресурсов;
• количеством солнечного света.

5. Заполните таблицу.

Человеческие расы

6. Какие аргументы можно привести с позиций критики расистских теорий?
Для людей всех рас характерны видовые признаки:
• сходство строения тела (строение черепа, мозга, внутренних органов);
• физиологическое сходство (группы крови, болезни, защитные реакции);
• возможность для неограниченного скрещивания, в результате которого появляется плодовитое потомство;
• все едины по происхождению.
По генам человека нельзя с точностью определить его расу, поэтому в генетическом смысле рас не существует (а лишь признаки, доминирующие и рецессивные, различные нормы поведения). Расовые отличия являются результатом приспособления людей к определенным условиям существования, а также исторического и общественно-экономического развития человеческого общества.

Филогенетическое дерево человека разумного построено еще только в общих чертах. Основные этапы эволюции человека охарактеризованы в таблице:

Антропоиды Гоминиды
Дриопитек Австралопитековые (австралопитек) Человек умелый Древнейшие люди (питекантроп, синантроп) Древние люди (неандерталец) Новые люди (кроманьонец, человек)
Возраст, лет
18 млн 5 млн 2-3 млн 2 млн — 200 тыс 250-35 тыс 50-40 тыс
Внешний вид
Небольшие животные с округлым черепом, бинокулярным зрением, хорошо развитым головным мозгом; могут находиться в вертикальном положении Масса до 50 кг, рост до 150 см, руки свободны, прямохождение Фаланги пальцев сплющены, первый палец стопы не отведен в сторону Рост около 160 см, массивный костяк, положение тела полусогнутое Рост 155-165 см, коренастые люди, ходили несколько согнувшись Рост около 180 см, физический тип современного человека
Объем мозга, см3
550-650 750 700-1200 До 1400 Около 1400
Череп
Череп близок по строению к черепу человекообразных обезьян Массивные челюсти, небольшие резцы и клыки Зубы человеческого типа Кости черепа массивные, лоб покатый, надбровные валики выражены Скошенные лоб и затылок, большой надглазничный валик, подбородочный выступ развит слабо Мозговой череп преобладает над лицевым, сплошной надглазничный валик отсутствует, подбородочный выступ хорошо развит
Орудия труда
Манипуляция с окружающими предметами Систематическое использование естественных предметов Изготовление примитивных орудий труда Изготовление хорошо выделанных каменных орудий труда Изготовление разнообразных каменных орудий труда Изготовление сложных орудий труда и механизмов
Образ жизни
Стадный образ жизни Стадный образ жизни, охота, собирательство Кооперирование во время охоты и групповая защита Общественный образ жизни, поддержание огня, примитивная речь Коллективная деятельность, забота о ближних, развитая речь Настоящая речь, абстрактное мышление, развитие сельского и промышленного хозяйства, техники, науки, искусства

По современным данным палеонтологии, предшественниками человека являются древние примитивные насекомоядные млекопитающие, давшие начало парапитекам.

Парапитеки появились около 35 млн лет назад. Это были древесные обезьяны, от которых произошли современные гиббоны, орангутаны и дриопитеки.

Дриопитеки возникли около 18 млн лет назад. Это были полудревесные, полуназемные обезьяны, которые дали начало современным гориллам, шимпанзе и австралопитекам.

Австралопитеки появились около 5 млн лет назад в безлесных степях Африки.

17 . Антропогенез, исторические этапы развития Homo sapiens.

Это были высокоразвитые обезьяны, которые передвигались на двух задних конечностях в полувыпрямленном положении. Их рост составлял 120-150 см, масса тела — 20-50 кг, объем мозга — около 600 см3. Освободившимися передними конечностями они могли брать палки, камни, другие предметы и использовать их для охоты и защиты от врагов. Изготовление орудий труда австралопитеками не установлено. Жили группами, употребляли как растительную, так и животную пищу. Австралопитеки, возможно, дали начало Человеку умелому. Этот вопрос остается дискуссионным.

Человек умелый сформировался 2-3 млн лет назад. Морфологически он мало отличался от австралопитеков, но именно на этой стадии произошло превращение обезьяны в человека, поскольку Человек умелый изготовил первые примитивные орудий труда. С этого момента изменились условия существования предков человека, в результате чего преимущества в выживании получили особи с признаками, способствующими прямохождению, способности к трудовой деятельности, совершенствованию верхних конечностей и познавательной активности мозга. Человека умелого считают предком архантропов.

Древнейшие люди (архантропы)

К ним относят, в частности, питекантропа и синантропа, принадлежащих в одному виду — Человек прямоходящий. Останки питекантропа были обнаружены в 1891 г. на острове Ява; останки синантропа — в 1927 г. в пещере близ Пекина. Питекантропы и синантропы были более схожи с австралопитеками, чем с современными людьми. Они имели рост до 160 см, объем мозга — 700-1200 см3. Они жили 2 млн — 200 тыс. лет назад, преимущественно в пещерах и вели стадный образ жизни. Изготавливаемые ими орудия труда были более разнообразны и совершенны, чем у Человека умелого. Считают, что у них были зачатки речи. Они пользовались огнем, что делало пищу легче усвояемой, защищало от хищников и холода, способствовало расширению ареала.

Древние люди (палеоантропы)

К ним относят неандертальцев. Впервые их останки найдены в долине р. Неандерталь в Германии в 1856 г. Неандертальцы были широко расселены в Европе, Африке и Азии в ледниковую эпоху 250-35 тыс. лет назад. Объем их мозга достигал 1400 см3. У них еще сохранились надбровные валики, относительно низкий лоб, массивная нижняя челюсть с зачатком подбородочного выступа. Они жили в пещерах группами по 50-100 человек, умели добывать и поддерживать огонь, питались растительной и животной пищей, изготавливали разнообразные каменные, костяные и деревянные орудия труда (ножи, скребки, рубила, палки и т.п.). У них существовало разделение труда: мужчины охотились, изготавливали орудия труда, женщины обрабатывали туши животных, собирали съедобные растения.

Современные люди (неоантропы)

Неандертальцев сменили люди современного физического типа — кроманьонцы — первые представители вида Человек разумный. Они появились около 50-40 тыс. лет назад. Некоторое время палеоантропы и неоантропы существовали совместно, но затем неандертальцы были вытеснены кроманьонцами. Кроманьонцы обладали всеми физическими особенностями ныне живущих людей: высокий рост (до 180 см), большой объем головного мозга (около 1400 см3), высокий лоб, сглаженные надбровные валики, развитый подбородочный выступ. Последний указывает на развитую членораздельную речь. Кроманьонцы строили жилища, делали одежду из шкур, сшитых костяными иглами, изготавливали изделия из рога, кости, кремня и украшали их резьбой. Кроманьонцы научились шлифовать, сверлить, знали гончарное дело. Они жили родовыми общинами, приручали животных, занимались земледелием. У них появились зачатки религии и культуры.

Эволюция человека. Движущие силы эволюции человека

Историческое развитие человека происходило под влиянием тех же факторов биологической эволюции, что и остальных видов живой природы. Однако для антропогенеза недостаточно действия одних биологических факторов. Антропогенез сопровождается социальными факторами.

Факторы антропогенеза:

  • Биологические:
    • мутации;
    • популяционные волны;
    • дрейф генов;
    • изоляция;
    • борьба за существование;
    • естественный отбор;
  • Социальные:
    • трудовая деятельность;
    • общественный образ жизни;
    • речь;
    • мышление;
    • культура.

На ранних этапах эволюции человека преобладали биологические движущие силы. Решающее значение имел отбор на лучшую приспособляемость к меняющимся условиям среды, отбор особей, способных к изготовлению примитивных орудий труд, позволяющих им добывать пищу и защищаться от врагов.

Позднее (на стадии австралопитеков) объектом отбора становится стадность и связанные с ней относительно развитые фермы общения. В борьбе за существование выживали группы особей (семьи), которые сообща могли противостоять неблагоприятным факторам среды. Индивидуальный отбор на основе избирательной элиминации (гибели) формировал морфофизиологические особенности организации человеческого типа (прямохождение, развитая кисть руки, крупный мозг), а групповой отбор совершенствовал социальную ориентацию, т. е. формы отношений в стаде.

Главной движущей силой эволюции человека, начиная с момента возникновения древнейших людей и до появления человека современного типа, была трудовая деятельность. На эту особенность эволюции человека обратил внимание Ф. Энгельс в работе «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека». Освобождение руки от функции опоры, по мнению Ф. Энгельса, было необходимым условием ее дальнейшего совершенствования. Рука стала совершенно особым органом защиты и нападения, действующим на расстоянии с помощью различных предметов.

Кроме того, древнейший человек постепенно стал использовать руку для изготовления орудий труда. В процессе изготовления и употребления орудий труда рука совершенствовалась функционально и морфологически, что оказало влияние на весь организм. Результатом трудовой деятельности явились морфофизиологические особенности человека, высокоразвитая центральная нервная система, разделение функций нижних и верхних конечностей, высокоспециализированная рука. Кроме того, труд способствовал сплочению древних людей в коллективы, т.

Эволюция человека (антропогенез)

е. созданию общества взамен стада.

Общественный труд оказал большое влияние на развитие мозга и органов чувств. В ходе совместной трудовой деятельности возникала жизненная необходимость в обмене информацией. В процессе эволюции у предков современного человека произошли такие изменения голосового аппарата и мозга, которые способствовали появлению речи.

Трудовая деятельность, коллективный труд и связанная с ним членораздельная речь сделали необходимым условием жизни людей передачу накопленного опыта следующим поколениям. Преимущество перед другими получили племена, которые не только поддерживали физически сильных особей, но и сохраняли престарелых членов общества — хранителей информации о способах выживания и деятельности в различных условиях (охотников, мастеров по выделке шкур, изготовлению орудий труда, знатоков лекарственных растений и т. д.). Если особенности строения и физиологии человека передаются по наследству на основе генетической информации, то социальная информация передается с помощью слова и обучения и определяет духовный облик индивидуума. Каждое взрослое поколение передает по наследству опыт, знания, духовные ценности в процессе воспитания и образования.

В современном человеческом обществе действие биологических факторов эволюции претерпело значительные изменения. Полностью исключена в человеческом обществе внутривидовая борьба за существование. Утратил свое ведущее значение естественный отбор, который, в основном, выполняет стабилизирующую функцию (поддерживает признаки вида человек разумный). Популяционные волны могут сказываться только в малонаселенных регионах, так как численность человеческой популяции не подвержена значительным колебаниям. Изоляция также теряет свое значение — нарушение изоляционных барьеров ведет к обогащению генофонда популяций.

Сохранил свое значение мутационный процесс. Мутации изменяют генотипический состав населения и совместно с комбинационной изменчивостью обеспечивают полиморфизм популяций. Ослабляющее действие естественного отбора может способствовать накоплению в популяциях вредных мутаций, ведущих к снижению жизнеспособности особей. Это обстоятельство необходимо учитывать в разных областях человеческой деятельности, и прежде всего в охране окружающей среды.

Читать далее

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *