Конкретное социологическое исследование

Конкретное социологическое исследование

Cтраница 1

Конкретные социологические исследования проводятся в рамках многих общественных и гуманитарных наук с целью получить оперативные данные о тех или иных процессах общественной жизни или же выявить отношения людей к этим процессам. Социология разрабатывает технику и методику подобных эмпирических исследований, обработки их результатов. Тем самым она способствует тому, чтобы данные исследования, в какой бы области научного знания они ни проводились, позволяли получать наиболее адекватные сведения об изучаемых явлениях и процессах.  [1]

В Институте конкретных социологических исследований на базе проекта Таганрог была отработана программа комплексного ( с участием представителей других социальных наук) исследования с использованием неординарной модели выборки и совокупности методов сбора информации.  [2]

Главное в конкретном социологическом исследовании — получить объективную информацию о том, что происходит в обществе, какой-то его сфере и как это воспринимается людьми. Конкретные социологические исследования составляют важную область эмпирической социологии, направленной на изучение каждодневной практической деятельности людей, ее объективных и субъективных сторон. Они заключаются в сборе фактов и материалов, наблюдениях и экспериментах, других способах получения данных о социальной действительности и их осмыслении.  [3]

Несомненный интерес представляют конкретные социологические исследования того, насколько эффективны различные стили руководства и какие из них являются наиболее распространенными в хозяйственных системах.  [4]

Нам сейчас необходимо усилить конкретные социологические исследования, роль которых у нас до последнего времени недооценивалась.  [5]

Примером такой модели в конкретных социологических исследованиях является так называемая выборочная совокупность, взятая в ее отношении к генеральной совокупности, то есть ко всему множеству социальных объектов, которые составляют предмет изучения. Изучать непосредственно все это множество ( скажем, население миллионного и даже стотысячного города) немыслимо и нецелесообразно — нужно огромное количество анкетеров, большие финансовые средства, исследование затянется во времени. В таких случаях изучение проводится на выборочной совокупности объектов, которая должна отвечать всем требованиям, предъявляемым к моделям, и прежде всего — быть репрезентативной, то есть адекватно воспроизводить структуру генеральной совокупности с точки зрения тех ее характеристик, которые изучаются в исследовании.  [6]

Социологический метод представляет собой совокупность приемов конкретных социологических исследований, направленных на сбор и анализ эмпирических данных, отражающих реальное состояние коммуникативных процессов в обществе. Методы социологических исследований ( опросы, анкетирование, эксперименты, статистический анализ, математическое моделирование) позволяют собрать богатый фактический материал и на его основе изучать социально-коммуникационные процессы и явления. Широкое применение социологический метод находит при исследовании процессов массовой коммуникации, особенно в таких областях, как изучение социально-культурной специфики информационных процессов, изучение средств массовой коммуникации и степени их воздействия на общественное сознание, исследование процессов взаимодействия СМИ с общественными структурами.  [7]

В-третьих, высказывалось опасение, что при таком подходе конкретные социологические исследования станут принадлежностью только специальных социологических исследований. Но тогда они выходят из положения придатка системы общественных наук. Чтобы выйти из этой ситуации сохранив лицо, предлагается ( В. Я. Ельмеев, Ф. В. Константинов, М. Н. Руткевич, Д. И. Чесноков и др.) различать понятия конкретные социальные исследования в рамках общественных наук и конкретные социологические исследования как специфический вид первых, применяемый для изучения действия социологических закономерностей в конкретных процессах.  [8]

Упомянутые источники, вместе с тем, имеются и представляют собой многочисленные конкретные социологические исследования, большая часть которых была проведена профсоюзами и женскими организациями. Хотя примененная ими методология полностью не унифицирована, выводы однозначно указывают на четко выраженную схему.  [9]

Давая объективную информацию о тех или иных сторонах общественной жизни, конкретные социологические исследования могут помочь выявить существующие противоречия, а также тенденции развития определенных социальных явлений и процессов. То и другое очень важно для научного понимания и решения социальных проблем, управления общественными процессами или, во всяком случае, для их всестороннего учета.  [10]

Наряду с теоретическим социологическим мышлением серьезные шаги были сделаны в проведении конкретных социологических исследований.  [11]

Исследование теоретических проблем социологии в период оттепели сопровождается возобновлением и развертыванием конкретных социологических исследований. В середине 60 — х гг. начинают появляться первые крупные труды, обобщающие итоги этих исследований.  [12]

В организации процессов социального развития коллектива предприятия важная роль принадлежит проведению конкретных социологических исследований по всем сферам этой деятельности с целью разработки научно обоснованных рекомендаций по ее совершенствованию. Осуществление этой работы возлагается на социологическую службу, состоящую из одного или более социологов ( а также других специалистов и технических исполнителей), подчиняющихся руководителю предприятия или его заместителю. На отдельных предприятиях социологическая служба функционирует на общественных началах.  [13]

Охарактеризованные выше уровни социологического знания — общесоциологические теории, специальные социологические теории и конкретные социологические исследования — не изолированы друг от друга. Напротив, они органично взаимодействуют между собой, образуя единую и целостную структуру социологического знания, хотя роль их в данной структуре неодинакова. В ходе конкретных социологических исследований получают различного рода информацию о текущих процессах современной жизни, которая затем осмысливается на уровне специальных и общих социологических теорий. Это позволяет научно осознать процессы, протекающие в отдельных сферах общественной жизни и в целом в обществе. В то же время общесоциологические теории используются для решения проблем на уровне специальных социологических теорий и конкретных социологических исследований.  [14]

Наряду с теоретико-методологическим объяснением общественных явлений в новых экономических условиях набирает силу проведение конкретных социологических исследований социальных проблем, наиболее острых для данного этапа экономического и социально-культурного развития страны. Они весьма близки к проблематике социологии общественной жизни, поскольку характеризуют деятельность и поведение разных групп населения как в производственной, так и в непроизводственной сферах. Тем самым появляется возможность сопоставлять влияние экономической и социальной сфер на жизнедеятельность населения.  [15]

Страницы:      1    2    3    4

Мониторинговые исследования

 

Эффективность деятельности органов государственной власти по применению норм социального законодательства может быть достигнута только в том случае, если ведется постоянный мониторинг за действием закона, причинами его неисполнения, состоянием регулируемого объекта, т.е. тех правоотношений, на регламентирование которых направлены те или иные нормативные правовые акты.

Существенной стороной любой управленческой деятельности является сопоставление результатов этой деятельности с определенными целями и сформулированными задачами. Для текущего контроля за эффективностью широко применяются различного рода мониторинговые исследования.

Мониторинговые исследования — это тот инструмент, который достаточно гибко используется в здравоохранении, и в сфере культуры, и в сфере образования. В зависимости от сферы регулирования этот метод текущего контроля применяется недостаточно равномерно.

В здравоохранении ведется мониторинг достаточно масштабно и по значительному числу направлений. Это — мониторинг в сфере безопасности пищевых продуктов*(208), социально-гигиенический мониторинг*(209), мониторинг в сфере обращения лекарственных средств*(210), мониторинг состояния физического здоровья населения, физического развития детей, подростков и молодежи*(211). При этом мониторинги проводятся как на основании постановлений Правительства РФ, так и на основании приказов Минздрава России. В ряде случаев, при возникновении острой потребности в наблюдении за резко меняющейся ситуацией создается специальная система взаимосвязанных, соподчиненных центров при органах управления. Например, приказом Минздрава России от 5 августа 1997 г. N 232 был создан Центр и региональные группы мониторинга вредных привычек среди детей и подростков.

Министерство образования и науки РФ широко использует мониторинговые исследования для контроля за текущим состоянием объектов управления, на основании которых и принимает различного рода управленческие решения.

Оперативно используется система мониторинговых наблюдений в ситуации, когда грозит потеря контроля за многочисленными нарушениями закона. Так, Министерство образования и науки РФ совместно с региональными органами управления образованием, в связи с нарушениями законодательства при создании филиалов и представительств государственных, муниципальных и негосударственных образовательных учреждений высшего профессионального образования, указанными в представлении Генеральной прокуратуры РФ от 6 января 1999 г. N 21-7-99, приняло решение о проведении мониторинга в этой сфере*(212).

Министерство образования и науки РФ на основе проведения мониторинговых исследований обеспечивает единообразное применение закона*(213). Кроме того, оно применяет мониторинг при проведении экспериментов по совершенствованию структуры и содержания общего образования. Так, изменение системы оценок на уроках физической культуры сопровождалось принятием решения о мониторинге безотметочного обучения по физической культуре, изобразительному искусству, музыке*(214).

В соответствии с Федеральной программой развития образования мониторинг состояния системы образования является обязательным элементом реализации государственной политики в этой области.

Тем не менее, в функциях, закрепленных за Министерством образования и науки РФ, прямо не говорится о мониторинге как системе взаимосвязанных мероприятий, с четко определенными этапами и критериями. Концепция модернизации российского образования ставит не только задачу создать в целях обеспечения эффективного управления систему мониторинга образования, но и отсутствующую до настоящего времени единую систему образовательной статистики и показателей качества образования, сопоставимую с мировой практикой.

Не менее значимыми для повышения эффективности государственной политики являются мониторинговые исследования, проводимые в сфере культуры. Так, постановлением Правительства РФ от 5 июля 2001 г. N 504 "Об общероссийском мониторинге состояния и использования памятников истории и культуры, предметов Музейного фонда Российской Федерации, документов библиотечных фондов, Архивного фонда Российской Федерации, а также кинофонда" утверждено Положение об общероссийском мониторинге. Ежегодный мониторинг проводится с целью получения информации, необходимой для принятия обоснованных управленческих решений в сфере сохранения культурного наследия народов Российской Федерации. При этом применяется целевое анкетирование (по формам государственной статистической отчетности) организаций, в пользовании или управлении которых находятся объекты мониторинга. Федеральные органы исполнительной власти, в ведении которых находятся указанные организации, утверждают порядок и условия проведения мониторинга*(215).

Важнейшей составляющей мониторинга является мониторинг общественного мнения о состоянии регулирования социальной сферы, действующих и разрабатываемых законах, первоочередных проблемах, требующих неотложного разрешения.

Для обеспечения эффективности действия органов власти при проведении реформ — административной, образовательной, в сфере здравоохранения или жилищной — прежде всего важно учитывать не только интересы и потребности граждан, но также их мнение. Любые, на первый взгляд, хорошо продуманные реформы могут потерпеть неудачу, если не будет учтено мнение тех, кто является целью и движущей силой всех преобразований.

Система мониторингового наблюдения за состоянием общественного сознания — важная составляющая на всех стадиях: при определении политики, выборе приоритетных направлений, поиске средств ее реализации. Не менее важно учитывать общественное мнение и при подготовке, принятии и применении законов, действующих в социальной сфере.

Искусство управления состоит не только в том, чтобы прислушиваться к мнению, но и в том, чтобы своевременно его корректировать. Важно определять, отражает ли это общественное мнение реальные проблемы или является результатом манипуляционных воздействий различного рода. Государство, которое не желает знать, что думает народ, или считает, что можно убедить народ в чем угодно, лишается всякой опоры.

В настоящее время социологические исследования стали элементом повседневной жизни. Блиц-опросы, экспресс-опросы выполняют важную функцию консолидации общественного мнения как сформулированной позиции по конкретному вопросу, хотя и не дают достоверных данных об ориентациях, предпочтениях, ценностях.

Оценивая результаты опросов, следует учитывать, что доверие граждан к результатам социологических опросов остается высоким — 76% опрошенных ответили, что данные социологических опросов безусловно или скорее всего отражают действительные мнения граждан, 77% — что эта информация представляет для них интерес, 85% убеждены в нужности опросов*(216).

Социальная сфера — это сфера, где обеспокоенность граждан отражается в общественном мнении под воздействием определенных обстоятельств. Так, хотя образование или медицина — это области долговременных интересов граждан, в опросе, посвященном предстоящему посланию Президента РФ, в качестве тревожащих проблем бульшая часть опрошенных указала кризис системы ЖКХ, рост коммунальных платежей — 56%, что вдвое больше обеспокоенных сокращением доступа к бесплатному образованию, медицинскому обеспечению — 26%. При этом 75% считают, что проведение жилищно-коммунальной реформы существенно ухудшит жизнь*(217).

Дело в том, что активные преобразования, которые начались в системе ЖКХ, разработка Жилищного кодекса РФ вызвали у значительной части граждан сомнение в продуманности предлагаемых мероприятий. В данном случае граждане обнаруживают позитивную ориентацию на высший уровень государственной власти — Президента РФ, отвечающего за гарантированность конституционных прав граждан и социальные ожидания корректирующих ход реформ действий.

1. Общественное мнение граждан в сфере здравоохранения

Большинство граждан России устойчиво не удовлетворено системой здравоохранения России. В сравнении с 2002 г. число недовольных увеличилось с 62% до 70%*(218). 53,6% граждан приходилось отказываться от необходимых медицинских услуг или лекарств из-за недостатка денег*(219). Так, среди всех задач, озвученных в Послании Президента РФ, на первое место было поставлено "Обеспечение доступности и высокого качества медицинской помощи" — это важно для 51% опрошенных.

Назревшие изменения в системе здравоохранения предполагают проведение кардинальных реформ. Тем не менее, следует отметить, что граждане не информированы о предлагаемых мерах по исправлению ситуации. Так, 76% ничего не знают о готовящейся реформе здравоохранения или представляют ее себе очень смутно.

Конкретное социологическое исследование

При этом негативизм граждан очень высок. Так, в ответ на вопрос о влиянии реформы здравоохранения только 7% ответили, что их жизнь улучшится, 31% — уверены, что будет хуже, и основная масса полагает, что ничего не изменится — 44%.

В ходе разработки конкретных мероприятий следует учитывать, что у подавляющего большинства граждан уже сформировано резко отрицательное отношение к ряду обсуждаемых решений*(220). "Скорее отрицательно" и "отрицательно" оценивают граждане:

сокращение объемов "бесплатной медицины" с выплатой дотаций на медицинские услуги для малообеспеченных слоев — 85%;

ликвидацию районных детских поликлиник и переквалификацию врачей педиатров на "врачей общей практики" — 77%;

ликвидацию женских консультаций — 87%;

сокращение времени пребывания в больницах — 90%.

Актуальной проблемой является обеспечение качества бесплатного медицинского обслуживания. Поскольку бесплатное медицинское обслуживание — это набор медицинских услуг, гарантированных государством, снижение его качества в значительной степени свидетельствует о неэффективности деятельности органов власти, невыполнении взятых на себя государством обязательств.

В апреле 2005 г. ВЦИОМом был проведен опрос пенсионеров и родителей несовершеннолетних детей. Полученные данные свидетельствуют: качество бесплатного медицинского обслуживания удовлетворяет менее половины из них — 41%*(221). При этом почти 40% респондентов вообще никогда не пользовались платными услугами. Разница в отношении к расширению медицинских услуг за счет введения платных услуг у пенсионеров и родителей с детьми весьма существенна. Так, 72% пенсионеров считают, что медицинское обслуживание в основном должно быть бесплатным. Только 26% из них ориентированы на необходимость и платного, и бесплатного обслуживания. Среди родителей, пользующихся бесплатными медицинскими услугами для детей, соотношение иное. Ориентированы на бесплатное медицинское обслуживание 41% опрошенных, а 55% полагают необходимым существование и платной, и бесплатной медицины.

С учетом того, что платные услуги недоступны значительным группам населения, для них должен быть разработан особый порядок получения дополнительных услуг, решены вопросы финансирования и разработаны четкие механизмы адресной медицинской помощи.

Тем не менее, следует учитывать, что в случае крайней необходимости 37% граждан готовы воспользоваться платными услугами. И значительная группа населения, примерно каждый пятый — 21%, имеют возможность в любом случае пользоваться платными услугами.

Особой сферой регулирования является обеспечение лекарственными средствами. Внедрение рыночных начал в данной отрасли здравоохранения получило наибольшее распространение и, как следствие этого, породило ряд неблагоприятных последствий. Активная государственная политика, проводимая в сфере обращения лекарственных средств, не все из этих последствий может предупредить или нивелировать. Сами граждане более всего обеспокоены высокими ценами на лекарства. Так, 65% опрошенных россиян не могли купить лекарства из-за высокой цены. Причем фальсификация лекарственных средств и недобросовестная реклама хотя и вызывают определенные опасения, большинством установлены самостоятельно быть не могут, поэтому половина респондентов затруднилась при ответе на этот вопрос.

 

Таблица 1*(222)

 

Предыдущая18192021222324252627282930313233Следующая


Дата добавления: 2015-01-09; просмотров: 1316;


ПОСМОТРЕТЬ ЕЩЕ:

Методы исследования

Метод исследования — способ применения старого знания для получения нового; это способ достижения цели исследования; «путь постижения, познания истины, сущности предметов и явлений. От выбора метода зависит сама возможность реализации исследования — его проведения и получения определенного результата. Методы должны согласовываться с изучаемым явлением, соответствовать ему. В науке оснований деления методов на группы может быть несколько. Так, в зависимости от роли и места в процессе научного познания можно выделить методы формальные и содержательные, эмпирические и теоретические, фундаментальные и прикладные, методы исследования и изложения и т.п. Выделяют качественные и количественные методы, однозначно-детерминистские и вероятностные, методы непосредственного и опосредованного познания, оригинальные и производные и т.д.

Содержание изучаемых наукой объектов служит критерием для различения методов естествознания и методов социально-гуманитарных наук. В свою очередь методы естественных наук могут быть подразделены на методы изучения неживой природы и методы изучения живой природы и т.п.

Использование методов научного познания.

Метод научного познания – это способ, который позволяет решить задачи и достичь цели исследования. Большинство специальных научных проблем и даже отдельные этапы исследования требуют применения специальных частнонаучных методов решения. Частнонаучные методы — совокупность способов, принципов познания, исследовательских приемов и процедур, применяемых в той или иной науке. Это методы механики, физики, химии, биологии и социально-гуманитарных наук.

КОНКРЕТНОЕ СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ

Например, исторический метод позволяет исследовать возникновение, формирование и развитие процессов и событий в хронологической последовательности с целью выявить внутренние и внешние связи, закономерности и противоречия. Данный метод исследования используется преимущественно в общественных и главным образом в исторических науках. Физика использует метод физического (технического) моделирования. Биология использует метод биоиндикации – наблюдение за поведением живых организмов или оценка их свойств. Этнография использует полевой метод – сбор материала в экспедиции.

Помимо специальных методов, характерных для определенных областей научного знания, существуют общие методы научного познания, которые, в отличие от специальных, используются на всем протяжении исследовательского процесса и в самых различных по предмету науках. Общие методы можно условно подразделить на эмпирические (практические) и теоретические. Суть эмпирического метода состоит в фиксации и описания явлений, фактов, видимых связей между ними. Теоретический метод предполагает глубокий анализ фактов, раскрытие существенных закономерностей, образование мысленных моделей, использование гипотез и др. Исторически эмпирическое знание предшествовало теоретическому.
Теоретические методы характеризуются обобщенностью и абстрактностью. Они раскрывают сущность изучаемых явлений, выявляют закономерные связи и отношения, определяются по основным мыслительным операциям, какими являются: анализ и синтез, сравнение, абстрагирование и конкретизация, обобщение, индукция и дедукция, аналогия, моделирование, классификация, систематизация. Теоретическое знание дает возможность переносить выводы, полученные в одних условиях и на основе анализа одних объектов, на другие условия и объекты, в том числе еще и не существующие, проектируемые, создаваемые пока мысленно, в воображении. Результатом применения теоретических методов является знание о предмете в форме естественно-языковой, знаково-символической или пространственно-схематической.

Анализ – заключается в разложении изучаемого на единицы и раздельное изучение этих частей как элементов целого.

Синтез – играет ведущую роль в исследовании, т.к. позволяет соединить части в целое, воссоздать из разрозненных частей нечто новое, единое, взаимодействующее с составными частями.

Моделирование – создание на основе простой схемы модели более сложного объекта, т.е. перенос реального объекта, процесса в условно создаваемую ситуацию, модель.

Сравнение – установление сходства и различия предметов и явлений.

Классификация – распределение информации на основе сравнения.
Эмпирические — практические методы. Предмет эмпирического познания – практика и результаты ее деятельности. Эмпирические методы служат средством сбора конкретных фактов, направлены на их выявление и описание явлений (изучение литературных источников и ресурсов Интернета; наблюдение, опрос, беседа, интервью, анкетирование, тестирование; измерение; эксперимент; графические методы; метод экспертных оценок – использование мнения экспертов в оценке качества исследуемого объекта; анализ документов, контент-анализ; шкалирование, ранжирование, рейтинг.

Результатом исследовательской работы на уровне эмпирики является получение фактов (информации) об объекте, их анализ и систематизация; получение данных, фиксирующих состояния объекта показаниями приборов, отражающие результаты деятельности и т.п.; обобщение полученного опыта, формирование норм и правил.

Наблюдение представляет собой активный познавательный процесс, который опирается на работу органов чувств человека и его предметную деятельность. Это наиболее элементарный метод познания. Наблюдения должны приводить к результатам, которые не зависят от воли, чувств и желаний человека. Это предполагает изначальную объективность: наблюдения должны информировать нас о свойствах и отношениях реально существующих предметов и явлений.

Сравнение – один из наиболее распространенных методов познания. Недаром говорится, что «все познается в сравнении». Сравнение позволяет установить сходство и различие предметов и явлений. Выявление общего, повторяющегося в явлениях – это серьёзный шаг к познанию закономерностей и законов окружающего нас мира.

Измерение – представляет собой процедуру определения численного значения величины посредством единицы измерения. Ценность этого метода заключается в том, что он дает точные, количественно определенные сведения об окружающем мире.

Эксперимент предполагает вмешательство в естественные условия существования предметов и явлений или воспроизведение их определенных сторон в специально созданных условиях с целью их изучения.
Необходимо упомянуть два основных принципа выбора методов для решения конкретных исследовательских задач. Первый их них – принцип множества методов исследования означает, что для решения любой научной проблемы используется не один, а несколько методов. При этом сами методы реконструируются исследователем в расчёте на согласование их с природой исследуемого явления. Второй – принцип адекватности метода существу изучаемого предмета и продукту, который должен быть получен.

Выбор того или иного метода совершается при обязательном руководстве педагога. К вопросам, в разрешении которых учащимся необходима помощь педагога, относятся:

–отбор необходимых методик исследования;

–ознакомления начинающего исследователя с арсеналом традиционно используемых в конкретной науке методов, точнее, с той их частью, которую предполагается использовать в исследовании.

Общие критерии отбора методов исследования:

♦ адекватность объекту, предмету, общим задачам исследования, накопленному материалу;

♦ соответствие современным принципам научного исследования;

♦ прогностичность, т.е. научная обоснованность, что выбранный метод даст новые и надежные результаты;

♦ соответствие логическому этапу исследования;

♦ комплексная взаимосвязь с другими методами.

Для каждого этапа исследования продумываются такая совокупность методов, которая обеспечивает полное и правильное решение поставленных задач. Методы должны быть научными, нельзя полагаться только на «здравый смысл». Чем сложнее объект исследования, тем сложнее метод. Биология более проста по объектам, чем физика, поэтому там применим метод проб и ошибок, а в физике применимы строгие математические методы.

К математическим методам относятся:

  • математико-статистические методы анализа данных в исследованиях;
  • метод визуализации данных (функции, графики);
  • математическое моделирование, методы и модели теории графов;
  • методы и модели динамического программирования;
  • сетевое моделирование и применение вычислительной техники в исследованиях.

Методы педагогического исследования (по Бабанскому Ю.К.)

Общенаучные Конкретно-научные
Теоретические Эмпирические

Общетеоретические

Абстракция, конкретизация и идеализация

Анализ и синтез

Сравнение

Аналогия

Моделирование

Классификация

Обобщение

Противопоставление

Индукция и дедукция

Социологические

Анкетирование -индивидуальное и групповое, очное и заочное (с вопросами, различающимися по содержанию, форме, функциям, вопросы-фильтры)

Интервьюирование

Экспертные оценки

Рейтинг

Социально-психологические

Социометрия

Тестирование

Тренинг

Математические

Ранжирование

Шкалирование

Индексирование

Корреляция

Анализ литературы, архивных материалов, документации и продуктов деятельности

Анализ понятийно-терминологической системы
Аналогии, основанные на общности фундаментальных законов диалектики для процессов различной природы
Построение гипотез
Построение мысленного эксперимента
Прогнозирование
Моделирование
Метод графов

Наблюдения – полевые и лабораторные; формализованные (по жесткой программе) и неформализованные; включенные; прямые и косвенные; сплошные и выборочные; самонаблюдения

Беседа
Педагогический консилиум
Изучение и обобщение массового и индивидуального педагогического опыта
Педагогический эксперимент (глобальный, локальный и микроэксперимент; естественный и лабораторный)
Рейтинг (оценка компетентных судей)
Самооценка
Диагностирующие контрольные работы

Каталог:Kostroma EDU -> Kos-Sch-37 -> DocLib10 -> %D0%9C%D0%9E%20%D1%81%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B5%D1%81%D0%BD%D0%B8%D0%BA%D0%BE%D0%B2 -> %D0%A2%D0%B5%D1%85%D0%BD%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%8F%20%D1%83%D1%87%D0%B5%D0%B1%D0%BD%D0%BE%D0%B3%D0%BE%20%D0%B8%D1%81%D1%81%D0%BB%D0%B5%D0%B4%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%8F
Kostroma EDU -> Программа организации процесса адаптации первоклассников к школьному обучению в моу сош №31 г.

Костромы Составитель
Kostroma EDU -> Пищулин Николай Петрович
Kostroma EDU -> Развитие детской одаренности в образовательной среде
Kostroma EDU -> Детская агрессивность
Kostroma EDU -> Консультация для воспитателей Роль семьи в создании условий психологического благополучия ребёнка Термин «психологическое благополучие»
Kostroma EDU -> Программа «Нравственное воспитание социально и педагогически запущенных детей с задержкой психического развития (зпр)»
Kostroma EDU -> Влияние шума на здоровье и успеваемость учащихся
Kostroma EDU -> Доклад к исследовательской работе «Волшебные ноты здоровья»
Kostroma EDU -> Влияние сми на психику ребенка
%D0%A2%D0%B5%D1%85%D0%BD%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%8F%20%D1%83%D1%87%D0%B5%D0%B1%D0%BD%D0%BE%D0%B3%D0%BE%20%D0%B8%D1%81%D1%81%D0%BB%D0%B5%D0%B4%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%8F -> Информационные ресурсы по исследовательской деятельности

Поделитесь с Вашими друзьями:

Объект и предмет социологического исследования

объект социологического исследования — определенная социальная реальность, не зависящая от исследователя; предмет — объективные свойства, стороны, отношения и процессы данной реальности (т.е. существующие в рамках данного объекта), раскрывающие структуру, связи, зависимости, взаимодействия, механизмы, движущие силы, закономерности и законы ее функционирования и развития (говоря языком диалектики — раскрывающие ее основное движущее противоречие), и выделяемые исследователем для целенаправленного изучения. Следует различать предмет исследования и предмет изучения. Предметом изучения в данном случае являются объективированные (материализованные) следы-индикаторы (вещи, тексты, знаки, фиксированные высказывания и действия социальных субъектов и т.п.), которые должны надежно, доказательно и обоснованно референтировать (сообщать, представлять) предмет исследования, что ставит перед социологом непростую специальную задачу по такому обоснованию. Возникает своеобразная логико-методологическая нисходящая триада: объект исследования — предмет исследования — предмет изучения. Например: студенческая группа — успеваемость — оценки, полученные студентами по учебным дисциплинам за определенный период (см. также: метатеория).

Оцените определение:

Источник: Тематический словарь основных понятий и терминов социологии

ОБЪЕКТ И ПРЕДМЕТ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

объект социологич. исследования — определенная соц. реальность, не зависящая от исследователя; предмет — свойства, стороны, отношения и процессы данной реальности (т. е. в рамках данного объекта), выделяемые исследователем для целенаправленного изучения. В одном и том же объекте (напр., соц. структура) может быть выделено множество предметов исследования, что диктуется научно-познавательными и практич. целями (напр., соотнесение соц.-профессиональной структуры с соц.-классовой, изменения в соц. структуре, ее развитие, соц. перемещения и т. д. Определение какого-то фрагмента соц. реальности в качестве объекта и выделение в нем предмета социологич. исследования диктуется проблемной ситуацией, т. е. необходимостью минимизировать или преодолеть нек-рое соц. противоречие. Для этого требуется уяснение его природы, порождающих условий, если они неизвестны или известны недостаточно для успешных практич. действий. Именно проблемная ситуация «создает» предмет исследований, а локализация проблемной ситуации в тех или иных явлениях соц. реальности — онтологич. основание для выделения объекта изучения. Предмет теоретико-ориентированного социологич. исследования, цель к-рого установление объективных закономерностей развития и функционирования соц. объектов (и об-ва в целом — предмет общей социологич. теории), представляет собой идеализацию в форме теоретич. определений и понятий, отражающих существенные свойства и отношения эмпирич. реальности, а предмет прикладного социологич. исследования, цель к-рого — практич. управление соц. системами и процессами, есть рез-т «обратного движения» от идеализированных объектов к реальным, подлежащим собственно эмпирич. иследованию. Определение объекта и предмета исследования, исходя из его целей (теоретико-познавательных, теоретико-практич., практически-управленч.), и уточнение проблемной ситуации непременная составляющая теоретико-метода раздела программы социологического исследования (см.). При этом в программе преимущественно теоретически ориентированного исследования сначала уточняется его предмет (что именно следует изучать), а затем определяются границы объекта (или объектов) изучения, т. е. те конкретные соц. ин-ты, отношения, процессы и т.д. в к-рых лучше всего выражено соц. противоречие, составляющее предмет социологич. исследования (где и на каких объектах следует изучать то, что нас интересует). В преимущественно прикладном социологич. исследовании, напротив, реальный объект, к-рым надлежит управлять, задан целью исследования, предмет исследования (то, что создает соц. проблемы) подлежит уточнению применительно именно к данному конкретному объекту. Напр., социолог на предприятии имеет заданным свой объект (предприятие), выделяя предметом исследования те или иные его стороны, процессы, состояния в зависимости от практич. потребности управления и соц. планирования. Социолог-теоретик уточняет проблему и предмет исследования (напр., стимулирование трудовой активности) и затем границы объекта исследования (сферы трудовой деятельности, ее виды, конкретные коллективы и т. д.), в к-рых локализуется предмет, с тем чтобы выявить типич. связи и отношения в данной предметной области (в нашем случае — стимулирование трудовой активности). В эмпирич. социологич.

Конкретное социологическое исследование (кси)

исследовании границы объекта должны быть строго определены в пространстве и времени в соответствии с целями социологич. исследования, а его предметная область не должна выходить за границы очерченного объекта. Лит.: Здравомыслов А.Г. Методология и процедура социологических исследований. М., 1969; Михайлов С. Эмпирическое социологическое исследование. М., 1975; Рабочая книга социолога. М., 1983; Ядов В.А. Социологическое исследование: методология, программа, методы. М., 1987. В.А. Ядов.

Оцените определение:

Источник: Российская социологическая энциклопедия

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *