Контроль за охраной труда

ОБЩЕСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ ЗА ОХРАНОЙ ТРУДА

Предыдущая23242526272829303132333435363738Следующая

Общественный контроль за соблюдением законных прав и интере­сов работников в области охраны труда осуществляют в соответствии со статьей 22 Основ законодательства РФ об охране труда профессио­нальные союзы в лице их соответствующих органов и иные уполномоченные работниками представительные органы, которые могут созда­вать в этих целях собственные инспекции.

Профессиональные союзы в лице их соответствующих органов и иные уполномоченные работниками представительные органы имеют право:

— осуществлять контроль за соблюдением работодателями зако­нодательных и других нормативных актов по охране труда;

— проводить независимую экспертизу условий труда и обеспече­ния безопасности работников предприятия;

— принимать участие в расследовании несчастных случаев и про­фессиональных заболеваний на производстве, а также осуществлять самостоятельное их расследование;

— получать информацию от руководителей и иных должностных лиц предприятий о состоянии условий и охраны труда, а также о всех подлежащих регистрации несчастных случаях на производстве;

— предъявлять требования о приостановке работ в случаях непос­редственной угрозы жизни и здоровья работников;

— осуществлять выдачу работодателям обязательных к рассмотре­нию представлений об устранении выявленных нарушений законода­тельства об охране труда;

— осуществлять проверку состояния условий охраны труда, пре­дусмотренных коллективными договорами или соглашениями;

— принимать участие в работе комиссий по испытаниям и приемке в эксплуатацию производственных объектов и средств производства в качестве независимых экспертов;

— принимать участие в разработке и согласовании нормативных актов об охране труда;

— обращаться в соответствующие органы с требованием о при­влечении к ответственности должностных лиц, виновных в нарушении нормативных требований по охране труда, сокрытии фактов несчаст­ных случаев на производстве;

— принимать участие в рассмотрении трудовых споров, связанных с нарушением законодательства об охране труда, обязательств, уста­новленных коллективными договорами или соглашениями по охране труда, с изменением условий труда.

В связи с этой статьей Исполнительный Комитет Генерального Совета Федерации независимых профсоюзов (ФНПР) своим постанов­лением от 16 июня 1994 г. № 5-5 утвердил Положение о технической инспекции труда ФНПР, Типовое положение об уполномоченном профсоюзного комитета по охране труда и одобрил Рекомендации по организации и осуществлению профсоюзами контроля за соблюдением законодательства по охране труда и окружающей среды на предприя­тии.

Уполномоченные (доверенные) лица по охране труда профессиональных союзов или трудового коллектива действуют в соответствии с Рекомендациями по организации работы уполномоченного (доверен­ного) лица по охране труда профессионального союза или трудового коллектива, утвержденными постановлением Министерства труда РФ от 8 апреля 1994 года № 30.

При организации общественного контроля за охраной труда на предприятии необходимо принимать во внимание, что успешное вы­полнение уполномоченными поставленных задач и функций возможно при условии оказания им необходимой помощи и поддержки со стороны администрации предприятия, профсоюзных и иных уполно­моченных работниками представительных органов, органов государст­венного контроля и надзора, инспекции профсоюзов. Правовые гарантии для этого содержатся в Кодексе законов о труде РФ, Основах законодательства РФ об охране труда и других нормативных правовых актах, регламентирующих деятельность перечисленных органов. Инс­титут уполномоченных создается для организации общественного контроля за соблюдением законных прав и интересов работников в области охраны труда на предприятиях всех форм собственности независимо от сферы их хозяйственной деятельности, ведомственной подчинен­ности и численности работников. В зависимости от конкретных усло­вий производства в структурном подразделении может быть избрано несколько уполномоченных. Численность, порядок их избрания и срок полномочий могут быть оговорены в коллективном договоре или ином другом совместном решении работодателя и представительного органа работников. Профсоюзы, иные уполномоченные работниками пред­ставительные органы или трудовые коллективы организовывают вы­боры уполномоченных в структурных подразделениях или на предприятии в целом. Выборы уполномоченных рекомендуется про­водить на общем собрании трудового коллектива подразделения на срок не менее двух лет. При наличии на предприятии нескольких профсоюзов, иных уполномоченных работниками представительных органов — каждому из них должно быть предоставлено право выдви­гать кандидатуры на выборы уполномоченных. Уполномоченные могут быть также избраны из числа специалистов, не работающих на данном предприятии (по согласованию с работодателем). Не рекомендуется избирать уполномоченными работников, которые по занимаемой дол­жности несут ответственность за состояние охраны труда на предпри­ятии. Уполномоченные входят, как правило, в состав комитета (комиссии) по охране труда предприятия. Уполномоченные организу­ют свою работу во взаимодействии с руководителями производствен­ных участков, выборными профсоюзными органами или иными уполномоченными работниками представительными органами, со службой охраны труда и другими службами предприятия, с государст­венными органами надзора за охраной труда и инспекцией профсою­зов. Уполномоченные в своей деятельности должны руководствоваться Кодексом законов о труде РФ, законодательными и иными норматив­ными правовыми актами по охране труда РФ, коллективным договором или соглашением по охране труда, нормативно-технической докумен­тацией предприятия.

Уполномоченные периодически отчитываются на общем собрании трудового коллектива, избравшего их, и могут быть отозваны до истечения срока действия их полномочий по решению избравшего их органа, если они не выполняют возложенных функций или не прояв­ляют необходимой требовательности по защите прав работников на охрану труда.

В процессе своей деятельности уполномоченные решают следую­щие основные задачи:

— содействие созданию на предприятии (в производственном подразделении) здоровых и безопасных условий труда, соответствую­щих требованиям норм и правил по охране труда;

— осуществление контроля за состоянием охраны труда на пред­приятии (в производственном подразделении) и за соблюдением за­конных прав и интересов работников в области охраны труда;

— представление интересов работников в государственных и об­щественных организациях при рассмотрении трудовых споров, связан­ных с применением законодательства об охране труда, выполнением работодателем обязательств, установленных коллективными договора­ми или соглашениями по охране труда;

— консультирование работников по вопросам охраны труда, ока­зание им помощи по защите их прав на охрану труда.

Для выполнения возложенных на уполномоченных задач им дол­жны быть предоставлены следующие функции:

— контролировать соблюдение работодателями законодательных и других нормативных правовых актов об охране труда, состоянием охраны труда, включая контроль за выполнением со стороны работ­ников их обязанностей по обеспечению охраны труда;

— участие в работе комиссий (в качестве представителей работ­ников) по проведению проверок и обследований технического состо­яния здании, сооружений, оборудования, машин и механизмов на соответствие их нормам и правилам по охране труда, эффективности работы вентиляционных систем, санитарно-технических устройств и санитарно-бытовых помещений, средств коллективной и индивидуаль­ной защиты работников и разработке мероприятий по устранению выявленных недостатков;

— участие в разработке мероприятий по предупреждению несча­стных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, улучшению условий труда работников;

— осуществление контроля за своевременным сообщением руко­водителем подразделения (работ) о происшедших несчастных случаях на производстве, соблюдением норм о рабочем времени и времени отдыха, предоставлением компенсаций и льгот за тяжелые работы и работы с вредными или опасными условиями труда;

— участие в организации первой помощи (а после соответствую­щего обучения — оказание первой помощи) пострадавшему от несча­стного случая на производстве.

Работодатель обязан создавать необходимые условия для работы уполномоченных, обеспечивать их правилами, инструкциями, другими нормативными и справочными материалами по охране труда за счет средств предприятия. Уполномоченным выдается соответствующее удостоверение и для выполнения возложенных на них функций реко­мендуется предоставлять необходимое время в течение рабочего дня, устанавливать дополнительные социальные гарантии на условиях, определяемых коллективным договором или совместным решением работодателя и представительных органов работников.

ЛИТЕРАТУРА

 

1. Безопасность жизнедеятельности/Под ред. Русака О.Н.— С.-Пб.: ЛТА, 1996.

2. Белов С.В. Безопасность жизнедеятельности — наука о выживании в техносфере. Материалы НМС по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности». — М.: МГТУ, 1996.

3. Всероссийский мониторинг социально-трудовой сферы 1995 г. Статистический сборник.— Минтруд РФ, М.: 1996.

4. Гигиена окружающей среды./Под ред. Сидоренко Г.И.— М.: Медицина, 1985.

5. Гигиена труда при воздействии электромагнитных полей./Под ред. Ковшило В.Е. — М.: Медицина, 1983.

6. Золотницкий Н.Д., Пчелиниев В.А.. Охрана труда в строительстве.— М.: Высшая школа, 1978.

7. Кукин П.П., Лапин В.Л., Попов В.М., Марчевский Л.Э., Сердюк Н.И. Основы радиационной безопасности в жизнедеятельности человека.— Курск, КГТУ, 1995.

8. Лапин В.Л., Попов В.М., Рыжков Ф.Н., Томаков В.И. Безопасное взаимодействие человека с техническими системами.— Курск, КГТУ, 1995.

9. Лапин В.Л., Сердюк Н.И. Охрана труда в литейном производстве. М.: Машино­строение, 1989.

10. Лапин В.Л., Сердюк Н.И. Управление охраной труда на предприятии.— М.: МИГЖ МАТИ, 1986.

11. Левочкин Н.Н. Инженерные расчеты по охране труда. Изд-во Красноярского ун-та, -1986.

12. Охрана труда в машиностроении./Под ред. Юдина Б.Я., Белова С.В. М.: Маши­ностроение, 1983.

13. Охрана труда. Информационно-аналитический бюллетень. Вып. 5.— М.: Мин­труд РФ, 1996.

14. Путин В.А., Сидоров А.И., Хашковский А.В. Охрана труда, ч. 1.—Челябинск, ЧТУ, 1983.

15. Рахманов Б.Н., Чистов Е.Д. Безопасность при эксплуатации лазерных устано­вок.— М.: Машиностроение, 1981.

16. Саборно Р.В., Селедцов В.Ф., Печковский В.И. Электробезопасность на производ­стве. Методические указания.— Киев: Вища Школа, 1978.

17. Справочная книга по охране труда/Под ред. Русака О.Н., Шайдорова А.А.— Кишинев, Изд-во «Картя Молдовеняскэ», 1978.

18. Белов С.В., Козьяков А.Ф., Партолин О.Ф. и др. Средства защиты в машиностро­ении. Расчет и проектирование. Справочник./Под ред. Белова С.В.—М.: Машиностро­ение, 1989.

19. Титова Г.Н. Токсичность химических веществ.— Л.: ЛТИ, 1983.

20. Толоконцев Н.А. Основы общей промышленной токсикологии.— М.: Медицина, 1978.

21. Юртов Е.В., Лейкин Ю.Л. Химическая токсикология.— М.: МХТИ, 1989.

 

 

Учебное издание

 

Павел Павлович Кукин,

Валерий Львович Лапин,

Николай Лукич Пономарев,

Николай Иванович Сердюк

 

Предыдущая23242526272829303132333435363738Следующая



Вопрос 4. Государственный и общественный контроль за соблюдением требований охраны труда

 

Основными видами контроля на предприятии являются

1) оперативный контроль руководителя работ и других должностных лиц;

2) контроль, осуществляемый службой ОТ предприятии;

3) ведомственный контроль вышестоящих органов;

4) контроль, осуществляемый органами государственного надзора и технической инспекцией труда.

Анализ процесса контроля позволяет установить 3 необходимых элемента контроля:

— цели и стандарты, реально выраженные в наглядной форме;

— средства измерения, позволяющие проверить соответствие целям или стандартам;

— средства коррекции, позволяющие вносить изменения, когда измерения показывают отклонения от целей или стандартов (рис.10.15)

 

Рисунок 10.14 – Обязанности работника в области охраны труда (ОТ)

 

Рисунок 10.15 – Основные элементы системы контроля

 

Внутренние аудиты системы управления ОТ проводят для:

— определения наличия и соответствия существующей на предприятии системы управления ОТ требованиям;

— определения качества функционирования системы и оценки её результативности;

— рассмотрения и учета результатов предыдущих внутренних аудитов системы.

В Трудовом кодексе РФ (ст.

353 – 369) определены основные ор­ганы надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства; принципы деятельности; основные задачи органов; основные полномочия; порядок инспектирования и др.

Государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержа­щих нормы трудового права, во всех организациях на территории РФ осуществляет федеральная инспекция труда. Государственный надзор за соблюдением правил по безопасному ведению работ в отдельных отраслях и на некоторых объектах промышленности наряду с федеральной инспекцией труда осуществляют соответствующие федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности. Внутриведомственный государственный контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права осуществляют федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления в порядке и на условиях, определяемых федеральными законами и законами субъектов РФ (рис. 10.16).

Рисунок 10.16 – Виды контроля за охраной труда на предприятии

 

Федеральная инспекция труда – единая централизованная система, состоящая из федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на проведение государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и его территориальных органов (государственных инспекций труда).

Общественный контроль за охраной труда

Основными задачами федеральной инспекции труда являются:

— обеспечение соблюдения и защиты трудовых прав и свобод человека и граждан, включая право на безопасные условия труда;

— обеспечение соблюдения работодателями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;

— обеспечение работодателей и работников информацией о наиболее эффективных средствах и методах соблюдений положений трудового законодательства;

— доведение до сведения соответствующих органов государственной власти фактов нарушений действий (бездействий), злоупотреблений, которые не попадают под действие трудового законодательства.

Основной задачей государ­ственного энергетического надзора в РФ является осуществление контроля за техническим состоянием и безопасным обслуживанием электрических и теплоиспользующих установок потребителей элек­трической и тепловой энергии на предприятиях, в организациях и учреждениях независимо от их ведомственной принадлежности и форм собственности. Государственный санитарно-эпидемиологический надзор за со­блюдением организациями санитарно-гигиенических, санитарно-противоэпидемиологических норм и правил осуществляется специ­альным органом, ведающим вопросами санитарно-эпидемиологиче­ского надзора в РФ. Государственный надзор за соблюдением правил по ядерной и радиационной безопасности осуществляется специальным органом, ведающим вопросами надзора за ядерной и радиационной безопас­ностью. Лица, осуществляющие надзор, обязаны доводить до сведе­ния работников и работодателей информацию о нарушении норм ядерной и радиационной безопасности в проверяемых организа­циях. Государственная противопожарная служба осуществляет кон­троль соблюдения правил пожарной безопасности в организациях.

Работники органов при осуществлении надзора независимы от деятельности инспектируемых организаций и подчиняются только закону.

Федеральные органы надзора разрабатывают и представляют в правительственные органы утвержденные ими нормативные пра­вовые акты, содержащие требования по охране труда. Важным участком работы органов Федеральной инспекции труда является предупреждение правонарушений в сфере труда. В связи с этим в их компетенцию входит проведение предупредительного надзора за строительством новых и реконструкцией действующих объектов производственного назначения, вводом их в эксплуатацию.

Основные права государственных инспекторов труда. Государственные инспекторы труда (правовые, по охране труда) при осуществлении надзорно-контрольной деятельности в соответствии со ст. 357 ТК РФ имеют право:

• беспрепятственно в любое время суток при наличии удостоверений установленного образца посещать в целях проведения инспекции организации всех организационно-правовых форм и форм собственности;

• запрашивать у работодателей и их представителей, органов исполнительной власти и органов местного самоуправления и безвозмездно получать от них документы, объяснения, информацию, необходимые для выполнения надзорных и контрольных функций;

• изымать для анализа образцы используемых или обрабатываемых материалов и веществ с уведомлением об этом работодателя или его представителя и составлять соответствующий акт;

• расследовать в установленном порядке несчастные случаи на производстве;

• предъявлять работодателям и их представителям обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, о восстановлении нарушенных прав работников, привлечении виновных в указанных нарушениях к дисциплинарном ответственности или об отстранении их от должности в установленном порядке;

• приостанавливать работу организаций, отдельных производственных подразделений и оборудования при выявлении нарушений требований охраны труда, которые создают угрозу жизни и здоровью работников, до устранения указанных нарушений;

• направлять в суды при наличии заключений государственной экспертизы условий труда требования о ликвидации организаций или прекращении деятельности их структурных подразделений вследствие нарушения требований охраны труда;

• отстранять от работы лиц, не прошедших в установленном порядке обучение безопасным методам и приемам выполнения работ, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочих местах и проверку знаний требований охраны труда;

• запрещать использование и производство не имеющих сертификатов соответствия или не соответствующих требованиям охраны труда средств индивидуальной и коллективной защиты работников;

• выдавать разрешения на строительство, реконструкцию, техническое переоснащение производственных объектов, производство и внедрение новой техники, внедрение новых технологий;

• выдавать заключения о возможности принятия в эксплуатацию новых или реконструируемых производственных объектов;

• привлекать к административной ответственности в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, лиц, виновных в нарушении законов и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, при необходимости приглашать их в орган инспекции труда в связи с находящимися в производстве делами и материалами, а также направлять в правоохранительные органы материалы о привлечении указанных лиц к уголовной ответственности, предъявлять иски в суд;

• выступать в качестве экспертов в суде по искам о нарушении законов и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, о возмещении вреда, причиненного здоровью работников на производстве. В случае обращения профсоюзного органа, работника или иного лица в государственную инспекцию труда по вопросу, находящемуся на рассмотрении соответствующего органа по рассмотрению индивидуального или коллективного трудового спора (за исключением исков, принятых к рассмотрению судом, или вопросов, по которым имеется решение суда), государственный инспектор труда при выявлении нарушения трудового законодательства или иного нормативного правового акта, содержащего нормы трудового права, имеет право выдать работодателю предписание, подлежащее обязательному исполнению.

Решения государственных инспекторов труда могут быть обжалованы соответствующему руководителю по подчиненности, главному государственному инспектору труда Российской Федерации и (или) в судебном порядке. Решения главного государственного инспектора труда Российской Федерации могут быть обжалованы в судебном порядке.

Взаимодействие государственных органов надзора осуществля­ется в порядке, установленном соответствующими правовыми и нормативными актами. При выявленных нарушениях требований безопасности и охра­ны труда администрация организаций несет ответственность в соот­ветствии с действующими законами Российской Федерации.

Различие между государственным надзором и контролем и общественным контролем профсоюзов состоит в том, что специально уполномоченные государственные органы и инспекции наделены государством не только надзорными и контрольными функциями, но и властными полномочиями — правом давать работодателям обязательные для исполнения предписания по устранению выявленных нарушений, приостанавливать работу организаций, отдельных производственных подразделений и оборудования в условиях, угрожающих жизни и здоровью работников, привлекать виновных должностных лиц к административной ответственности и т. д.

Органы общественного контроля, обладая широкими полномочиями по проверке соблюдения законодательства о труде и охране труда не вправе приостанавливать работы, производимые с нарушением правил безопасности, и привлекать должностных лиц к административной ответственности.

Они могут добиться этого только путем обращения в соответствующие компетентные государственные органы.

 

1234


Дата добавления: 2015-02-23; просмотров: 2733;


ПОСМОТРЕТЬ ЕЩЕ:

Copyright © 2017.

Положение об организации контроля за состоянием охраны труда

WoodRoads.ru.

Надзор и контроль за охраной труда
Ведомственный контроль за охраной труда осуществляется вышестоящими органами хозяйственного управления в отношении подчиненных им предприятий и организаций и включает в себя проверку выполнения требований безопасности и гигиены труда (отдел охраны труда министерства, управления).
На предприятии контроль за охраной труда осуществляется (в соответствии с должностными обязанностями) в порядке подчинённости руководителем, главным инженером, главным механиком, главным энергетиком, другими главными специалистами, руководителями структурных подразделений, мастерами – каждым на своём участке работы.
Основными задачами по охране труда соответствующих руководителей и специалистов предприятия являются обеспечение безопасного и надлежащего санитарного состояния оборудования и инструмента, производственных и вспомогательных помещений и рабочих мест; проведение инструктажа и обучения правилам охраны труда; организация контроля за осуществлением всех этих мероприятий.
Проведение всей организационно-технической работы на предприятии по созданию здоровых и безопасных условий труда возлагается на главного инженера.
Главный инженер:
– руководит разработкой и осуществлением текущих и перспективных планов работы по охране труда;
– анализирует причины травматизма и заболеваемости на производстве;
– организует исполнение указаний вышестоящих и контролирующих органов;
– систематически проверяет в цехах и других структурных подразделениях состояние техники безопасности и санитарно-гигиенических условий труда и принимает оперативные меры по устранению выявленных недостатков;
– контролирует соблюдение требований правил техники безопасности и производственной санитарии в проектах строительства и реконструкции объектов производственного назначения, во внедряемых новой технике и технологии, а также соответствие установленным требованиям эксплуатируемого оборудования, действующих технологических процессов и выпускаемой продукции;
– утверждает акты расследования несчастных случаев на производстве, лично участвует в расследовании аварий и несчастных случаев с тяжелым исходом, обеспечивает разработку и осуществление мероприятий, исключающих их повторение;
– организует разработку и утверждение инструкций по охране труда для всех профессий работников и выполняемых работ;
– организует проверку знаний и повышение квалификации руководителей и специалистов по вопросам охраны труда;
– утверждает тематику для рационализаторов и изобретателей и подготавливает предложения о проведении научно-исследовательских и проектно-конструкторских работ по охране труда;
– обеспечивает своевременное представление установлен-ной отчётности по охране труда, а также оперативных сведений о несчастных случаях и проводимой работе по их устранению.
Главный технолог предприятия обеспечивает разработку и внедрение рациональных и безопасных технологических процессов, приспособлений, инструмента, а также соблюдение технологических инструкций.
Главный конструктор предприятия обеспечивает разра-ботку безопасных конструкций изготавливаемых предприятием станков, машин, оборудования, приспособлений, установок и другой продукции.
Главный механик и Главный энергетик предприятия обеспечивают своевременное проведение технического обслуживания и ремонта оборудования, грузоподъёмных машин и механизмов, паровых и водогрейных котлов, аппаратов и устройств, работающих под давлением, компрессорных установок, электротехнических установок и устройств, а также вентиляционных и отопительных систем.
Руководитель структурного подразделения:
– следит за исправным состоянием производственных, вспомогательных и бытовых помещений, оборудования и инструмента, приспособлений, транспортных и грузоподъёмных средств, инвентаря и оградительных устройств опасных мест;
– своевременно проверяет и испытывает строповочные приспособления, контролирует правильность их хранения и использования в работе;
– следит за эффективной работой вентиляционных устройств, нормальным освещением помещений и рабочих мест, правильной организацией работы и рабочих мест, чистотой и порядком на вверенном участке, не допуская захламлённости и загромождения рабочих мест, проходов и проездов;
– обеспечивает работающих питьевой водой, спецодеждой, спецобувью и другими средствами защиты, спецмылом и нейтрализующими веществами, а также организовывает своевременную стирку и ремонт спецодежды и спецобуви;
– обеспечивает контроль за соблюдением подчиненными ему работниками правил, инструкций приказов, указаний по вопросам охраны труда;
– обеспечивает работающих инструкциями по охране труда, а производственные участки – необходимыми плакатами, предупредительными надписями и др.
Мастер является организатором создания безопасных ус-ловий труда на рабочих местах.

Он следит:
– за исправным состоянием и правильной эксплуатацией оборудования, приспособлений, ограждений, средств сигнали-зации и автоматики, работой вентиляционных систем и установок, нормальным освещением рабочих мест;
– обеспечивает правильное и безопасное использование электрооборудования и инструмента, газосварочного оборудования;
– осуществляет мероприятия по охране труда в соответствии с действующим законодательством, приказами, распоряжениями, предписаниями и представлениями;
– совместно с общественным инспектором по охране труда мастер осуществляет оперативный контроль за состоянием охраны труда;
– проводит инструктаж по охране труда на рабочем месте, принимает участие в обучении рабочих по охране труда, ведёт журнал регистрации инструктажей на рабочем месте;
– контролирует использование рабочими спецодежды, спецобуви и других средств защиты, следит за нормальным функционированием бытовых помещений;
– о происшедших несчастных случаях немедленно докладывает начальнику цеха;
– обеспечивает участок средствами наглядной агитации и пропаганды охраны труда.
Изложенные основные обязанности указанных руководителей производства конкретизируются в их должностных инструкциях. Основным содержанием деятельности службы охраны труда предприятия является осуществление контроля за состоянием охраны труда на рабочих местах, производственных участках, в цехах, на предприятии в целом.
Одним из важнейших условий в обеспечении безопасности труда является самоконтроль работающих.
Инструкции по охране труда для работников всех профессий и на все виды выполняемых работ предусматривают обязанность работника перед началом работы проверить исправность оборудования, защитных и блокировочных приспособлений, средств контроля и сигнализации, средств индивидуальной защиты, оценить состояние своего здоровья и готовности выполнять порученную работу. Невыполнение работником этих требований рассматривается как нарушение им трудовой дисциплины, за что работник может быть привлечён к дисциплинарной и иной ответственности в соответствии с действующим законодательством.

 

Сейчас на сайте

Сейчас 8 гостей онлайн

Организация контроля за состоянием условий труда на рабочих местах, а также за правильностью применения работниками средств индивидуальной и коллективной защиты

Основные виды контроля:

административно-общественный (оперативный) контроль

Административно-общественный (оперативный) контроль бывает, как правило — двух-, трехступенчатый.

Первая ступень

Контроль проводится непосредственным руководителем работ (мастером, сменным инженером, механиком, бригадиром и т.д.) непосредственно на участке (отделе, подразделении) ежедневно перед началом работ (в течение смены). Проверяется состояние рабочих мест, исправность оборудования, инструмента и приспособлений, состояние санитарно-бытовых помещений, наличие инструкций и плакатов по охране труда, обеспеченность и исправность средств индивидуальной защиты. В случае обнаруженных недостатков принимаются меры к их устранению, с записью в журнале.

Вторая ступень

Контроль осуществляется руководителем структурного подразделения (начальником отдела, лаборатории, службы и т.д.) с представителем комитета (комиссии) по охране труда, специалистами охраны труда и других служб подразделения с периодичностью не реже одного раза в месяц (день устанавливается исходя из графика проверок).

Контролируется состояние условий и охраны труда на одном из участков, при этом проверяется кроме перечня позиций первой ступени:

  • исправность и соответствие производственных и вспомогательных помещений, оборудования, транспортных и грузоподъемных средств требованиям безопасной эксплуатации;
  • своевременность проведения освидетельствований и испытаний защитных средств, оборудования, грузоподъемных машин, сосудов и т.п.;
  • выполнение графиков профилактических осмотров, ремонтов и т.д.;
  • выполнение мероприятий по результатам аттестации рабочих мест и т.д.; Обнаруженные недостатки устраняются, делается запись в журнале. В случае невозможности выполнения какого либо мероприятия, оформляется служебная записка на имя руковдителя, с указанием причин о невозможности выполнения

Третья ступень оперативного контроля

Проводится руководителем предприятия (техническим директором), совместно с председателем комитета (комиссии) по охране труда, с инженером по охране труда и другими специалистами организации, с периодичностью не реже одного раза в квартал. Контролируется состояние условий и охраны труда в одном из цехов (участков, отделов), при этом проверяется, кроме перечня позиций второй ступени:

  • выполнение мероприятий по устранению недостатков, выявленных при II ступени контроля;
  • выполнение плановых мероприятий по улучшению условий и охраны труда, в том числе, мероприятий раздела «Охрана труда» коллективного договора, мероприятий по актам несчастных случаев, а также выполнение приказов, распоряжений, указаний по охране труда, предписаний, контрольно-надзорных органов и рекомендаций комитета (комиссии) по охране труда;
  • организация обучения и проверок знаний руководителей и специалистов структурных подразделений;
  • организация медицинских осмотров и других мероприятий лечебно-профилактического характера;
  • проверяется выполнение других задач, решение которых входит в функции руководителей структурных подразделений и главных специалистов функциональных служб.

    Контроль за охраной труда на предприятии

Результаты обследования (проверки) оформляются актом с изданием приказа по организации, итоги рассматриваются на производственном совещании проверенного структурного подразделения.

Генеральным директором, один раз в год, проводится комплексное обследование состояния охраны труда одного из структурных подразделений организации с обсуждением результатов проверок на совещании или общем собрании. По итогам проверки издается приказ.

ведомственный контроль;

Осуществляется вышестоящей организацией:

  • при проведении комплексных проверок подведомственных организаций;
  • при проведении целевых проверок состояния условий и охраны труда в подведомственных организациях;
  • по заявлениям работников подведомственных организаций.
  • государственный контроль;

Государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, всеми работодателями на территории Российской Федерации осуществляет федеральная инспекция труда.

общественный контроль.

В соответствии со статьей 370 ТК РФ профессиональные союзы имеют право на осуществление контроля за соблюдением работодателями и их представителями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, выполнением ими условий коллективных договоров, соглашений.

Органы государственного управления охраной труда в РФ

 

Государственное управление охраной труда осуществляется Правительством Российской Федерации непосредственно или по его поручению федеральным органом исполнительной власти, ведающим вопросами охраны труда, и другими федеральными органами исполнительной власти.

Государственное управление охраной труда на территориях субъектов РФ осуществляется федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ в области охраны труда в пределах их полномочий.

Осуществление государственного управления охраной труда возложено на Министерство здравоохранения и социального развития РФ и с этой целью в его структуре образован Отдел охраны труда.

 

надзор и контроль за соблюдением законодательства
о труде и охране труда

 

Государственный надзор и контроль за соблюдением законодательства об охране труда на предприятиях, в учреждениях, организациях, независимо от форм собственности и подчиненности, осуществляют уполномоченные на то государственные органы и инспекции в соответствии с федеральными законами (ст. 353 ТК РФ). К числу таких специально уполномоченных государственных органов, не зависящих в своей деятельности от администрации предприятий, учреждений, организаций и их вышестоящих органов, относятся:

Федеральная инспекция труда и подведомственные ей территориальные государственные инспекции труда;

Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор);

Государственный пожарный надзор;

Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) и территориальные учреждения государственной санитарно-эпидемиологической службы.

Государственный надзор за точным и единообразным исполнением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, осуществляет Генеральный прокурор РФ и подчиненные ему прокуроры в соответствии с федеральным законом.

 

Федеральная инспекция труда и подведомственные ей государственные инспекции субъектов РФ образуют единую систему органов надзора и контроля за соблюдением законодательства РФ о труде и охране труда на предприятиях, в учреждениях, организациях всех форм собственности (ст.

354-365 ТК РФ).

Основной задачей федеральной инспекции труда является осуществление надзора и контроля за соблюдением законодательства РФ о труде и охране труда в целях обеспечения защиты трудовых прав граждан, включая право на безопасные условия труда.

Государственный надзор и контроль за соблюдением законодательства РФ о труде и охране труда осуществляют государственные инспекторы труда.

Деятельностью Федеральной инспекции труда руководит главный государственный инспектор труда РФ,назначаемый на должность и освобождаемый от должности Правительством Российской Федерации.

Государственные инспекции труда выполняют следующие функции:

1) осуществляют государственный надзор и контроль за соблюдением законодательства РФ о труде и охране труда на соответствующей территории;

2) расследуют в установленном порядке несчастные случаи на производстве, анализируют их причины и разрабатывают предложения по предупреждению таких случаев;

3) ведут прием граждан, рассматривают заявления, жалобы и иные обращения граждан о нарушениях их трудовых прав и др.

Государственные инспекторы труда имеют право:

1) беспрепятственно в любое время суток при наличии удостоверения установленного образца посещать в целях проведения инспекции организации любой организационно-правовой формы;

2) осуществлять в установленном порядке проверки и расследование причин нарушений законодательства РФ о труде и охране труда;

3) запрашивать и безвозмездно получать от руководителей и иных должностных лиц организаций, органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, работодателей (их представителей) документы, объяснения, информацию, необходимые для осуществления своих полномочий;

4) предъявлять работодателям обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений законодательства РФ о труде и охране труда;

5) направлять в суды при наличии заключений государственной экспертизы условий труда требования о ликвидации организаций или прекращении деятельности их структурных подразделений вследствие нарушения требований охраны труда;

6) расследовать в установленном порядке несчастные случаи на производстве;

7) выдавать предписания об отстранении от работы лиц, не прошедших в установленном порядке обучение безопасным методам и приемам выполнения работ, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочих местах и проверку знаний требований охраны труда;

8) запрещать использование не имеющих сертификатов средств индивидуальной и коллективной защиты;

9) составлять протоколы и рассматривать дела об административных правонарушениях в пределах полномочий и направлять в правоохранительные органы и в суд другие материалы о привлечении виновных к ответственности в соответствии федеральными законами.

Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор)осуществляет надзор за соблюдением правил по безопасному ведению работ на объектах в соответствии со схемой, приведенной на рис.

3. Контроль и надзор за охраной труда.

17.

Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор)и территориальные учреждения государственной санитарно-эпидемиологической службы осуществляют государственный санитарно-эпидемиологический надзор за соблюдением предприятиями, учреждениями, организациями гигиенических норм, санитарно-гигиенических и санитарно-противоэпидемических правил.

Деятельность надзорных органов не зависит от каких-либо хозяйственных органов, общественных объединений, политических формирований и распространяется на подконтрольные предприятия и организации независимо от форм собственности. Представители надзорных органов при осуществлении ими своих прав и исполнении обязанностей являются полномочными представителями государства и находятся под его защитой, независимы от государственных органов, должностных лиц и подчиняются только закону.

Решения органов государственного надзора могут быть обжалованы в судебном порядке.

Рис.23. Основные объекты регулирования Ростехнадзора

Внутриведомственный государственный контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в подведомственных организациях осуществляют федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления (ст. 353 ТК РФ).

В системе Министерства здравоохранения и социального развития РФ действуетГосударственная экспертиза условий труда в следующем составе:

— Всероссийская государственная экспертиза условий труда;

— государственная экспертиза условий труда в системе органов исполнительной власти субъектов Федерации.

Заключение государственной экспертизы условий труда является обязательным основанием для рассмотрения судом вопроса о ликвидации организации или ее подразделения при выявлении нарушения требований охраны труда.

 


Дата добавления: 2016-07-22; просмотров: 2870;


Похожие статьи:

Организация контроля за состоянием охраны труда

Контроль за состоянием условий и охраны труда на рабочих местах на предприятии.

⇐ ПредыдущаяСтр 12 из 36Следующая ⇒

Контроль за состоянием условий и охраны труда на рабочих местах на предприятии проводится с целью установления степени выполнения службами, подразделениями и работниками правил, норм и инструкций по охране труда, регламентируемых нормативными актами по охране труда.

Экспертизу проектных решений осуществляют Дирекции по капитальному строительству, по энергообеспечению и ремонту с участием представителей органов государственного надзора и контроля, а также специализированных организаций. Проекты строительства и реконструкции производственных объектов, а также машин, механизмов другого производственного оборудования, технологических процессов должны соответствовать требованиям охраны труда. Запрещаются строительство, реконструкция, техническое переоснащение производственных объектов, производство и внедрение новой техники, внедрение новых технологий без заключений государственной экспертизы условий труда о соответствии указанных проектов требований охраны труда, а также без разрешений соответствующих органов Государственного надзора и контроля за соблюдение требований охраны труда. Новые или реконструируемые объекты не могут быть приняты в эксплуатацию без заключений соответствующих органов государственного надзора и контроля за соблюдение требований охраны труда.

Трехступенчатый контроль заключается в проверке состояния условий и охраны труда на каждом рабочем месте в подразделении. Контроль осуществляется по ступеням:

I ступень— ежедневно проводит руководитель участка, службы, смены, группы и т.д. совместно с уполномоченным по охране труда профгруппы.

 

II ступень— еженедельно проводит начальник подразделения (цеха, отдела, лаборатории) совместно с представителем профсоюзного комитета цеха или с
уполномоченным по охране труда цеха.

III ступень— 1 раз в месяц проводит технический директор завода совместно с заводскими службами надзора, главными специалистами и представителем профсоюзного комитета завода.

Порядок проведения I ступени контроля —руководитель службы, участка, смены и т.д. и уполномоченный по охране труда ежедневно перед началом работы должен проверить на своем участке, службе, смене и т.д. :

— состояние рабочих мест;

— исправность оборудования, инструмента и приспособлений соответствие их
требованиям и охраны труда;

— наличие и исправность спецодежды, спецобуви и других СИЗ (защитные каски, предохранительные пояса, страховые веревки, сигнальные жилеты, противошумные вкладыши, диэлектрические боты, галоши, коврики, перчатки, защитные очки, противогазы, респираторы и др.);

— работа вент, установок;

— состояние проходов и проездов, полов, дверных и оконных проемов;

— наличие инструкций и плакатов по охране труда;

— состояние санитарно — бытовых помещений.

Обнаруженные недостатки отметить в журнале I ступень контроля и принять меры к их устранению.

Результаты проведения I ступени контроля:

— обсудить на пятиминутном совещании с рабочими результаты проверок
предыдущей недели;

— отметить рабочих не соблюдающих инструкции и другие требования охраны труда, объявить им замечания.

В течении смены руководитель службы, участка и смены и т.д. контролирует выполнение рабочими норм и инструкций по охране труда.

Порядок проведения II ступени контроля по охране труда —начальник подразделения (цеха, отдела, лаборатории) совместно с представителем профсоюзного комитета или уполномоченным по охране труда, руководителями служб, технологом раз в неделю проверяет состояние охраны труда на одном из участков согласно графика проверок соблюдения технологических процессов и инструкций по охране труда рабочими, проверка устранений замечаний, выявленных при предыдущей проверке.

Выполнение II ступени контроля на участках подразделения не реже 1 раза в неделю.

При проведении второй ступени контроля проверяется:

— выполнение мероприятий по устранению недостатков и нарушений, выявленных предыдущей проверкой;

— ведение журнала № 1;

— проведение 1ой ступени контроля и устранение выявленных при этом недостатков;

— исправность и безопасное состояние производственных и грузоподъемных средств;

— наличие и исправность ограждений, наличие и исправность средств коллективной, индивидуальной защиты, своевременность и правильность выдачи
спецодежды и защитных средств;

— безопасное хранение и правильная организация транспортирования и применения, едких, пожароопасных веществ;

— выполнение графика ремонта оборудования, машин, механизмов;

— эффективность работы вентсистем, выполнение графиков профилактических осмотров, ремонтов, чистки и наладки вентсистем;

— температурный режим в помещениях, освещение помещений, площадок, рабочих мест;

— состояние санитарно — бытовых помещений;

— состояние территории подразделения, безопасное и правильное хранение материалов;

— своевременность проведения инструктажей, обучения и аттестации (проверки знаний у работников, правильность допуска их к работе (включая, к работе на
оборудовании, подведомственном Ростехнадзору);

— обеспеченность работающих питьевой водой, нейтрализующими и моющими веществами;

— своевременность проведения испытаний и освидетельствований защитных средств, оборудования, грузоподъемных машин, сосудов и др.;

— наличие на рабочих местах инструкций по охране труда, предупредительных плакатов, надписей, стендов по охране труда.

Результаты контроля заносятся начальником цеха в журнал проведения II ступени контроля по охране труда.

По результатам проверки начальник подразделения:

-должен провести совещание, на котором обязаны присутствовать руководители, специалисты, уполномоченный по охране труда, председатель цехкома, исполнители, вызванные для объяснения;

— издает распоряжение по подразделению с выработкой мероприятий и сроками их исполнения. Выявленные комиссией недостатки устраняются в оперативном порядке,
за исключением тех, устранение которых требуют определенного времени.

Порядок проведения III ступени контроля по охране труда —технический директор завода, представитель профсоюзного комитета завода совместно с начальником Управления промышленной безопасности и экологии, начальником центра ПБ и ОТ, врачом подразделения, главными специалистами, представителями ВПЧ с участием служб заводского надзора по утвержденному графику проверяют состояние охраны труда в одном из подразделений.

При проведении третьей ступени контроля проверяется:

— выполнение мероприятий по устранению недостатков, выявленных второй ступенью контроля;

— выполнение планов мероприятий по улучшению условий труда, соглашения по охране труда, мероприятий по актам несчастных случаев, приказов, распоряжений,
указаний по охране труда, предписаний по охране труда, информационных писем, нормативных актов;

— выполнений мероприятий по аттестации и сертификации рабочих мест;

— своевременность и правильность всех видов инструктажа, наличие инструкций и плакатов, стендов, надписей и другой наглядной агитации;

— своевременность обучения и проверки знаний;

— состояние территории, зданий, сооружений, проходов, проездов;

— наличие, содержание и использование санитарно — бытовых помещений, обеспеченность ими работающих согласно норм, обеспечение питьевой водой;

— общее санитарное состояние цеха, участка, объекта, кабинетов, температура воздуха, влажность и др.;

— состояние полов, оконных проемов, ворот, воздушных тепловых завес и т.п.;

— состояние оборудования, машин, механизмов;

— состояние и обеспеченность средствами коллективной и индивидуальной защиты, спецодежды, спецобуви и других СИЗ);

— своевременность проведения испытаний и освидетельствований средств защиты оборудования грузоподъемных машин и другого оборудования, правильность допуска лиц к работе и организацию безопасной эксплуатации оборудования, грузоподъемных машин и механизмов;

— организация работ с повышенной опасностью, правильность оформления и допуска рабочих к выполнению этих работ.

Результаты проверки оформляются предписанием, где дается оценка выполнения обязанностей по охране труда руководством цеха. По итогам проверки выпускается распоряжение по заводу и проводится совещание с руководителями и специалистами подразделения с оформлением протокола.

 

Директора по направлениям один раз в квартал проводят комплексное обследование состояние охраны труда одного — двух из подчиненных подразделений предприятия с обсуждением результатов по акту комплексного обследования с руководителями и специалистами подразделений.

Начальник управления ПБ и Э и начальник центра ПБ и ОТ ежемесячно проверяют состояние охраны труда в подразделениях при проведении комплексных обследований, проведение первой и второй ступеней трехступенчатого контроля.

Порядок проведения самоконтроля охраны труда — ежедневно перед началом работы каждый рабочий, руководитель и специалист обязаны:

— оценить свою теоретическую и практическую подготовленность к намеченной работе;

— оценить свои знания требований безопасности при выполнении работы и наличие практических навыков применения безопасных приемов труда;

— оценить свое психофизическое состояние (при недомогании обратиться к врачу);

— надеть или применить положенные средства индивидуальной защиты, проверить их исправность и удобство в работе;

— проверить безопасное состояние рабочего места (отсутствие захламленности, нагроможденности проходов, эффективность вентиляции, достаточность освещения и тд.)

— проверить исправность и безопасное состояние оборудования, приспособлений и инструмента.

Обо всех замечаниях, недостатках в состоянии охраны труда и неполадках в работе рабочий обязан немедленно сообщить своему руководителю.

 

⇐ Предыдущая78910111213141516Следующая ⇒

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *