Экономическая социология Маркса

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ МЕДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ (УНИВЕРСИТЕТ) МИД РФ

Кафедра социологии

СООБЩЕНИЕ

«Социология Марксизма»

СОСТАВИЛ: Студент 1 курса

МЭО, 4 академ. гр.

Аверьянов Алексей.

НАУЧНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ:

Корнеев Николай Сергеевич

МОСКВА 1998

Социология марксизма — это теория социаль­ного развития общества, созданная К.Марксом (1818— 1883) и ФЭнгельсом (1820—1895) в середине — второй по­ловине XIX в. Ее место и роль в истории социологической мысли определяются тем, что функционирование обще­ства, сознание и поведение живущих в нем людей анализируются, прежде всего, через призму материальных усло­вий их жизни, через противоречия и конфликты в реально существующем способе производства.

Следует прежде всего отметить два принципиаль­ных соображения.

Первое. Их идеи рассматриваются в контексте социокультурных ценностей того времени и пространства, где и когда они жили. Поэтому неправомерно отождествлять их воззрения с ленинизмом, сталинизмом, троцкизмом, маоизмом и т.д., где используются авторитет и отдельно взя­тые идеи марксизма как средство привести в жизнь полити­ческие идеи самого разного толка. Словом, есть социология марксизма и множество постмарксистских течений, школ, которые называются марксистскими.

Второе. Маркс и Энгельс одними из первых стали ис­пользовать эмпирические социологические исследования в своих теоретических работах — «Анкета для рабочих», «Положение рабочего класса в Англии» и др

Диалектический материализм и социология.

Принципиальный вопрос, имеющий для социологии первостепенное значение, — это вопрос о взаимодействии материальных и духовных ценностей в жизни общества.

Маркс выдвинул и обосновал ту незави­симую переменную, которая, по его мнению, играет реша­ющую роль, —способ материального производства. При этом он отстаивал положение о первичности бытия по от­ношению к общественному сознанию не в смысле появле­ния во времени сначала первого, а затем второго, а в пла­не признания решающей роли первого в процессе взаимо­действия. Отправным пунктом анализа всех обществ для Маркса являлось выяснение состояния производительных сил, научного и технического знания, материальных отно­шений между людьми. Идеи же, субъективные чаяния лю­дей отражение прежде всего этих отношений и поэтому не могут выступать в качестве главного, решающего фак­тора общественных перемен. «Способ производства мате­риальной жизни, — отмечал Маркс в работе «К критике политической экономии (Предисловие)», — обусловлива­ет социальный, политический и духовный процессы жиз­ни вообще. Не сознание людей определяет их бытие, а, наоборот, их общественное бытие определяет их созна­ние».

Пожалуй, никакое другое положение, как это (ив про­шлом, и ныне), не подвергается самой интенсивной крити­ке, что Маркс исходит из экономического детерминизма, т.е. объясняет возникновение определенных социальных структур и отношений, политических и культурных инс­титутов всецело из тенденции экономического развития, хотя в жизни сплошь и рядом можно наблюдать обратные связи, ибо отмеченные явления сами воздействуют на эко­номику, на характер реального производства.

Можно соглашаться или нет с оппонентами Маркса, од­нако очевидно, что резкое акцентирование роли способа производства материальной жизни вольно или невольно умаляет значимость культурных, духовных, религиозных ценностей в развитии общества. Следует заметить , что многие со­ветские и другие последователи марксизма столь абсолю­тизировали эту марксову мысль, что вовсе игнорировали важную роль культурных ценностей. Вместе с тем в высказываниях самого Маркса, никак не про­сматривается стремление свести действие всех факторов общественной жизни лишь к одному — экономическому, не отрицается их взаимодействие. Более того, при жизни сам Маркс всячески открещивался от экономического де­терминизма, заявляя, что нельзя трактовать экономиче­скую необходимость так, будто лишь она является актив­ным фактором, а все остальное — лишь пассивное следст­вие.

Маркс был первым социологом, который рассматривал общество как объективную саморазвивающуюся реальность. Источником этого саморазвития являются противо­речия и конфликты прежде всего в материальной жизни. «На известной ступени своего развития, — пишет он, — ма­териальные производительные силы общества приходят в противоречия с существующими производственными от­ношениями, или — что является только юридическим вы­ражением последних — с отношениями собственности, внутри которых они до сих пор развивались. Из форм раз­вития производительных сил эти отношения превращают­ся в их оковы. Тогда наступает эпоха социальной револю­ции… Сознание надо объяснять из противоречий матери­альной жизни, из существующего конфликта между обще­ственными производительными силами и производствен­ными отношениями».

Следует обратить внимание на три принципиальных. Движущей силой развития общества вы­ступает противоречие между производительными сила­ми и производственными отношениями. Социальная ре­волюция — есть не политическая случайность, а зако­номерное проявление исторической необходимости. Со­знание людей отражает реальные жизненные противо­речия. Иными словами, независимо от субъективных же­ланий отдельных людей, правящих верхов массы думают и действуют в зависимости от характера противоречий прежде всего в материальной жизни. Изменяются проти­воречия и конфликты — соответственно изменяются фор­мы мышления людей, происходит переоценка ценностей. Если постоянно не учитываются материальные интересы масс, если противоречия нарастают и углубляются, то воз­никает революционное сознание, приводящее массы в движение, и через социальную революцию происходит ра­дикальное изменение, качественное обновление обще­ственных отношений.

Такой взгляд на общество вошел в историю обществен­ной мысли как диалектический материализм. Он был при­менен Марксом к конкретному анализу капитализма его времени. «Буржуазные производственные отно­шения, — отмечал он, — являются последней антагонисти­ческой формой общественного процесса производства, анта­гонистической не в смысле индивидуального антагонизма, а в смысле антагонизма, вырастающего из общественных ус­ловий жизни индивидуумов; но развивающиеся в недрах буржуазного общества производительные силы создают вместе с тем материальные условия для разрешения этого антагонизма. Поэтому буржуазной общественной форма­цией завершается предыстория человеческого общества».

(((((Итак, по Марксу, на определенном уровне развития производительных сил буржуазные отношения становятся препятствием на пути прогресса, которое устраняется в результате социальной революции. Вместе с тем, в по­следние годы жизни Маркс искал и альтернативные вари­анты, имеющие прямое отношение к социологическому анализу возникающих новых реалий капиталистического строя. Так» в третьем томе «Капитала» он отмечал серьез­ные трансформации в самом способе производства капита­листического общества. Приведем некоторые, на наш взгляд, наиболее значимые выдержки, которые так и не были подвергнуты серьезному научному анализу в догма­тических версиях марксизма. «Образование акционерных обществ. Благодаря этому: 1. Колоссальное расширение масштабов производства и возникновение предприятий, которые были невозможны для отдельного капиталиста. Вместе с тем такие предприятия, которые раньше были правительственными, становятся общественными. 2. Ка­питал, который сам по себе покоится на общественном способе производства и •предполагает концентрацию средств производства и рабочей силы, получает здесь не­посредственную форму общественного капитала (капита­ла непосредственно ассоциированных индивидуумов) в противоположность частному капиталу, а его предприя­тия выступают как общественные предприятия в противо­положность частным предприятиям. Это — упразднение капитала как частной собственности в рамках самого ка­питалистического способа производства. 3. Превращение действительно функционирующего капиталиста в простого управляющего, распоряжающегося чужими капиталами…»

Проблемы эти Маркс успел лишь наметить. Но даже одно их упоминание свидетельствует, что социолог осоз­нал возникновение качественно нового общества, к кото­рому нельзя некритически применять характеристики традиционного капитализма. Отнюдь не случайно уже по­сле смерти Маркса Энгельс с особой силой подчеркивал, что в социологии марксизма ценны не те или иные отдель­но взятые положения, а диалектико-материалистический — подход к анализу общества.)))))

Социология классов и классовой борьбы.

Социологическая теория марксизма включает в себя системный анализ классов, социальных отношения и классовой борьбы. По Марксу, принадлежность человека к классу, его социальные интересы обусловлены прежде всего экономическими отношениями. Во всех из­вестных ему обществах характер этих отношений был та­ков, что социальное положение подавляющего большинст­ва индивидов довольно жестко регламентировалось от мо­мента их рождения и до самой смерти. Такое положение вещей в принципе не исключало определенную социаль­ную мобильность. Но она ограничивалась лишь отдельны­ми индивидами, что не оказывало существенного влияния на социальную жизнь в целом. Классовое деление приво­дило к тому, что одни группы людей благодаря своему со­циальному положению имели материальные, политиче­ские и иные привилегии, другие, напротив, лишались не­обходимого для существования и выживания. В социаль­ной поляризации Маркс видел источник антагонизма классов, глубинную причину классовой борьбы. Таким об­разом, по Марксу, люди являются продуктом общества и прежде всего объективного положения в процессе произ­водства. Но, будучи вовлеченными в классовую борьбу, они становятся сами творцами общества. Таков общий взгляд на классы и классовую борьбу, который, однако, для Маркса никогда не был догмой и существенно коррек­тировался сообразно изменению социальных реалий.


Карл Маркс(1818-1883 гг, деятель середины и конца 19 века)- немецкий философ, экономист, деятель коммунистического движения, основоположник социологической концепции материалистического понимания истории. (относится к историческому материализму) Его взгляды формировались под влиянием немецкой классической философии Г. Гегеля и Л. Фейербаха, английской политической экономии А. Смита и Д. Риккардо и французского утопического социализма К. Сен-Симона и Ш. Фурье.

Основные труды: «Экономико-философические рукописи», «Манифест о коммунистической партии», «Гражданская война во Франции», «Капитал», «Восемнадцатое брюмера Луи Бонапарта»

Занимался изучением общества (Общество по Марксу это — класс угнетателей и класс угнетаемых и их общественно-экономические противоречия; совокупность общественных отношений и отношений всех социальных субъектов, целостный социальный организм), социального неравенства и социальных конфликтов (противоречия между предпринимателем (буржуазия) и рабочим (пролетариат) в условиях индустриального общества являются основными и выступают в качестве двигателя социальных изменений).

Выделил три степени человеческого отчуждения (присвоение одними людьми сил, средств и результатов деятельности других; продукт отношений собственности), которые ведут к стадии присвоения (присвоение «прибавочного продукта» индивидом или классом). Чтобы не погубило само себя, нужно достичь равенства.

3 Ступени человеческого отчуждения:

· Традиционные общества.

· Современные общества индустриального типа.

· Стадия «присвоения» человеком всех накопленных сил и потенций.

Описал общественно -экономические формации человечества, механизмы смены общественных форм:

  • первобытно-общинную;
  • рабовладельческую;
  • феодальную;
  • капиталистическую;
  • коммунистическую.

Также выделяет понятие праксис — активность преследующего свои цели человека. Праксис положительно влияет на развитие отношений в обществе до определенной стадии, дальше нужно его преодолеть и перейти к бесклассовому обществу.

 

2) Социологизм Дюркгейма и его учение о социальных фактах

С целью понимания Дюркгеймовского «социологизма» в этом понятии следует различать два аспекта: во-первых, онтологический, во-вторых, методологический. Касаясь первого, онтологического аспекта «социологизма» можно выделить несколько исходных теоретических позиций или постулатов.

 

1. По Дюркгейму, социальная реальность включена в общий универсальный природный порядок, и она столь же основательна, а главное «реальна», как и другие виды реальности (биологическая, психологическая, экономическая), а потому, как и последние, развивается в соответствии с определенными законами.

2. Общество — реальность особого рода, которая не сводится к другим ее видам. И здесь следует подчеркнуть одну основополагающую идею, которая пронизывает все научное творчество Дюркгейма.

Речь в данном случае идет о безусловном признании автономии социальной реальности, и, прежде всего, по отношению к индивидуальной, биопсихической реальности, которая воплощена в отдельных индивидах.

Социология марксизма (стр. 1 из 2)

Различия индивида и общества выступают у него в форме дихотомических пар, в которых так или иначе воплощается (выражается) разнородность этих реальностей. Например, «индивидуальные факты», «индивидуальные представления — коллективные представления», «индивидуальное сознание — коллективное сознание» и др.

Во всякой теории общества, теории социологии явно или не явно присутствует теория человека, она (теория социологии) так или иначе, базируется на философской антропологии. И в этом Плане человек для Дюркгейма — это двойственная реальность, в которой сосуществуют, взаимодействуют и противостоят друг другу две сущности: социальная и индивидуальная. Эти два начала человеческой природы также выступают у Дюркгейма в разнообразных дихотомиях, в частности:

а) факторы, специфичные для общества, и выделяемые и постулируемые характеристики человеческой природы;

б) факторы, общие для данного общества или группы, и характерные для одного или нескольких индивидов;

в) сознание и поведение ассоциированных индивидов, с одной стороны, и изолированных индивидов — с другой и т. д.

Предмет социологии, согласно Дюркгейму, — социальные факты, которые характеризуются двумя основными признаками: во-первых, они существуют вне индивида; во-вторых, оказывают на него принудительное воздействие.

Отсюда можно дать определение социальным фактам – это независимая от индивидов реальность, обладающая «принудительной силой» (способ мышления, законы, обычаи, язык, верования, денежная система). При изучении социальных фактов Дюркгейм рекомендовал широко применять метод сравнения. Он также предложил использовать функциональный анализ, который позволял устанавливать соответствие между социальным явлением, социальным институтом и определенной потребностью общества как целого. В социальной реальности им выделены 3 уровня: уровень структуры (физическое и материальное основание общества, территория, население), уровень функционирования (социальные институты, нормы, правила) и уровень коллективных представлений (ценностей и идеалов).

Несколько позже, развивая мысль о социальных фактах, он рассматривает «социальный факт» в более широкой плоскости и выражает этот весьма специфический способ бытия термином «институт», в котором, по Дюркгейму, отражаются «все верования, все поведения, установленные группой». Отсюда он дает следующее определение социологии: «Социологию… можно определить как науку об институтах, их генезисе и функционировании».

 

 

Билет 5


Читайте также:


  1. Особенности развития марксистской социологии в России.

Марксистское направление в российской социологии появилось в 70-х годах 19 века вслед за переводом «Капитала» Маркса на русский язык. По существу он стал первой прокапиталистической идеологией среди русской интеллигенции в трактовке «легальных марксистов» — С. Булгакова, п. Струве, М. Туган-Барановского.

Карл Маркс (1818-1883) — немецкий социальный мыслитель, философ, социолог, экономист, основоположник марксизма.

Основные сочинения:«К критике гегелевской философии права. Введение» (1843); «Святое семейство» (1845); «Нищета философии» (1847); «Манифест коммунистической партии» (1848); «Капитал» (3 т.,

1867-1894) и др.

Социология марксизма — это исторический материализм. История объясняется развитием производительных сил общества.Исторические эпохи соответствуют общественно-экономическим формациям, главной характеристикой которых является способ производства материальных благ. Экономические отношения объясняют все социальные процессы и явления.

К. Маркс ввел понятие базиса — способ производства.Он состоит из двух компонентов:

• производительные силы (люди и средства производства);

• производственные отношения.

Производственные отношения включают в себя:

1) форму собственности на средства производства;

2) отношения распределения и обмена;

3) отношения потребления.

От базиса зависит и им определяется надстройка. В надстройку входит вся социальная жизнь (политика, государство, церковь, мораль, наука, право, эстетика, социальные отношения).

Законы марксизма:

1.Соответствие производственных отношений к характеру и уровню развития производительных сил; если это соответствие нарушается, т. е. производительные силы опережают сложившиеся производственные отношения, то возникают революции.

2.Закон первичности базиса по отношению к надстройке.

3. Закон классовой борьбы и социальных революций.

4.Закон естественноисторического развития общества. В процессе смены пяти общественно-экономических формаций: первобытнообщинный строй, рабовладельческий, феодальный, капиталистический, коммунистический.

Влияние марксистской социологической теории в Европе и России.

В конце 19 века широкое распространение среди передовой интеллигенции России получило направление, известное под названием легального марксизма.Просуществовало оно не долго — до разгрома революции 1905 г., однако оставило глубокий след в российском обществоведении. Наиболее яркими фигурами были — П.

Марксизм в социологии ХХ века. Основные версии и их представители.

Струве (1870¬-1944), С. Булгаков, Н. Бердяев, М. Туган- Барановский.

Легальный марксизм был своеобразным проявлением складывавшейся в России 90-хгодов 19 века либерально-буржуазной идеологии.Они выступали против народнической идеологии о том, что развитие капитализма в России есть регресс России, отстаивали идею прогрессивности капитализма. Категорически выступали против необходимости социалистической революции и диктатуры пролетариата. Смена капитализма другим строем возможна, по их мнению, только в результате социальных реформ.

Представителями ортодоксального марксизма являются социал¬-демократы во главе со своим идейным вождем Г. В. Плехановым (1856-1918)..В социологическом плане наиболее плодотворными были работы В. И. Ленина (1870-1924), в частности его монография «Развитие капитализма в России» (1899), в которой он на эмпирическом материале убедительно доказал, что крестьянство в России к концу 19 века перестало быть однородной массой и стало раскладываться на пролетарские и буржуазные слои. Придавали большое значение личности в истории как главной движущей силы истории. Утверждали, что революция — это движение самих масс.

Наиболее интересными представителями марксистского социологического подхода были К. Тахтарев (1871-1925), А. Богданов¬-Малиновский (1873-1928), Н. Рожков (1868-1927).

Г.В. Плехановобосновывал и популяризировал учение марксизма, разрабатывал и конкретизировал его отдельные вопросы, особенно в области социальной философии: о роли народных масс и личности в истории, о взаимодействии базиса и надстройки, о роли идеологии и т.д.По его мнению, существуют два типа производственных отношений: технические («непосредственные отношения производителей в процессе производства»), не носящие классового характера, и «имущественные», которые в классовом обществе имеют классовый характер. Это дало ему основание определять государство не как особый аппарат насилия, а как целое надклассовое образование, возникновение которого может быть в весьма значительной степени объяснено непосредственным влиянием нужд общественно-производительного процесса.

В.И. Ленин,выступая как теоретик марксизма, развивает прежде всего идею классовой борьбы и механизмы осуществления диктатуры пролетариата. Он был прежде всего политиком, и в центре его политических интересов находилась идея классовой борьбы, доведенная до идеи диктатуры пролетариата.Исследования В.И. Ленина по экономике, в частности его капитальный труд «Развитие капитализма в России» (1896-1899), также подчинены идее социального преобразования, ликвидации частной формы собственности. Наряду с этим, будучи теоретиком марксизма, В.И. Ленин разработал далее марксизм в позитивном плане, а в ряде случаев выдвинул принципиально новые положения. В его трудах освещались под новым углом зрения многие проблемы социальной философии — о сущности, формах и типах государства, о критериальных признаках социальных классов, о союзниках рабочего класса и т.п.

В 1921 г. в Москве также по инициативе В.И. Ленина был создан Институт красной профессуры для подготовки преподавателей-марксистов высшей квалификации. В декабре 1919 г. на базе рабфака в Петроградском университете была создана первая в России общественная организация ученых марксистского направления — Научное общество марксистов (НОМ). Основной задачей общества являлись разработка идей марксизма и распространение марксистского мировоззрения.

В это время перестали издаваться журналы “Мысль”, “Экономист», “Утренник», “Начала», “Литературные записки» и другие, на страницах которых популяризовались идеи немарксистских философов и социологов.

В 20-е годы началось бурное развитие марксистской социологии. Начала широко издаваться социологическая литература теоретического профиля. Наряду с серьезными шагами, сделанными в области теоретического социологического знания, советские социологи-марксисты в 20-30-х годах также провели ряд социальных и социологических исследований. Именно 20-е годы, с полным на это правом, могут быть названы периодом становления конкретных социологических исследований в СССР.

Значительное число социологических исследований было проведено в сфере труда. Особое внимание уделялось исследованию проблем молодежи. Уделялось внимание и изучению условий жизни, материального положения различных категорий населения в послереволюционный период. Конкретные социологические исследования проводились по проблемам брака и семьи. Было проведено большое количество исследований, направленных на изучение средств массовой информации, а также связанных с проблемами образования и воспитания.Но уже в конце 20-х — начале 30-х гг. социологические исследования начинают свертываться. Тоталитарная система не считала нужным их изучать. Социология объявляется буржуазной наукой (т.е. лженаукой), а термин “социология» полностью изымается из употребления

Приоткрывая потайные уголки своей души, мы рискуем стать объектом всеобщих насмешек, и, как уже ни раз бывало, наше откровение будет гласом вопиющего в пустыне.

Стивен Кинг.

Центральным понятием социологии Маркса является

Почему не поднять голос против злодеев прошлого, знаменитых основоположников суеверия и фанатизма, тех, кто впервые схватил на алтаре нож, чтобы отдать на заклание строптивых, не желающих принять их воззрения?

Карл Маркс был рожден весной 1818 г. в семье еврея Г. Маркса, проживавшего в г. Трир. Отец Карла был юристом, принявшим протестантскую веру, дабы избежать препятствий в своей деятельности. В 1835 г. К. Маркс поступает в университет в Бонне, а оттуда переводится в Берлинский университет. Там он занимается изучением разнообразных наук: истории, права, философии, искусства. Центральным понятием социологии Маркса является В те годы ему была очень близка философия Гегеля. Он даже вступает в ряды «младогегельянцев». Став доктором философии, Маркс начинает публиковаться в печатных изданиях.

В 1843 г. Карл Маркс соединил свою судьбу с девушкой Ж.Ф. Вестфален. Молодые супруги переезжает в Париж, где произошел окончательный переход взглядов Маркса от идеализма к материализму. В его публикациях того времени всё откровенней читаются призывы к революции.

Знаменитое знакомство Маркса с Энгельсом произошло в издательстве одной из парижских газет. Вскоре они публикуют совместный труд, который создал большой резонанс в обществе.

Социология марксизма

В 1845 г. Маркс и Энгельс перебираются в Брюссель, где создают «Брюссельский Коммунистический корреспондент комитет». В эти годы Маркс ведет активную политическую жизнь, неоднократно переезжая из Германии в Париж, и обратно. Его дважды привлекают к суду за организацию политических движений, но каждый раз оправдывают.

Маркс участвует в собраниях рабочих и даже возглавляет их союзы. Долгое время он занимает должность корреспондента Германии. В те годы Маркс сотрудничал с множеством газет и писал свои знаменитые труды. Уже в 1867 г. был издан первый том его работы «Капитал». Большое внимание он уделяет и работам по биологии, геологии, химии и истории. Центральным понятием социологии Маркса является Одновременно Маркс трудится над написанием последующих томов «Капитала». Большой вклад в исследования делает и его соратник — Энгельс. С его помощью Маркс переводит «Капитал» на другие языки.

С 80-х годов семью Маркса преследуют болезни. Умерла его жена и старшая дочь. Самая младшая дочь Элеонора стала последовательницей своего отца. Она была активной участницей международного движения рабочих. В те годы семье Маркса помогал Энгельс, нередко спасая их от нищеты. Скончался Маркс в 1883 г., в результате осложненного бронхита.

Труды Карла Маркса получили мировую известность. Он писал много статей, памфлетов, международных обзоров, книг и рецензий. Им были тщательно исследованы философские течения древнегреческих философов. Маркс разрабатывал политические системы и критиковал современное устройство государства.

У счастья нет завтрашнего дня; у него нет и вчерашнего; оно не помнит прошедшего, не думает о будущем; у него есть настоящее – и то не день — а мгновенье.

Вопрос. Марксистская парадигма в социологии.

⇐ Предыдущая45678910111213Следующая ⇒

Творчество Маркса имеет незавершенный многозначный характер. Он не создал произведения, в котором в развернутом виде представил свою систему взглядов не общество. Его социологические идеи рассеяны в разных произведениях. Существует огромное множество разных противоречивых интерпретаций наследий Маркса. Марксизм отделился от Маркса и стал жить собственной жизнью. Для реконструирования его учения необходимо различать: 1.доктрину Маркса (марксизм Маркса) и марксизм, возникший после него (марксизмы); 2.социологию Маркса и марксистскую социологию. Работы: «Манифест Коммунистической партии» (1847-1848гг.), «Немецкая идеология», «Нищета философии», «К критике политической экономии», «Классическая борьба во Франции 1848-1850ые гг.», «18 брюмера Луи Бонапарта», «Капитал».

Источники учения Маркса в целом – это немецкая классическая философия, английская политическая экономия и французский утопический социализм. Когда речь идет о немецкой классической философии, следует подчеркнуть влияние двух ее представителей: Гегеля и Фейербаха. Гегель оказал влияние на стиль и метод научного мышления Маркса, на его представление об объективных социальных законах, идею прогрессивного развития как противоречивого процесса, теорию отчуждения. У Фейербаха Маркс воспринял его материализм и антирелигиозность. Теорию отчуждения человеком собственной сущности в религии, разработанную Фейербахом, он расширил и применил к интерпретации различных социальных явлений (в экономической, политической, социальной сферах). Маркс был знаком с идеями Конта и в целом относился к ним отрицательно. Необходимо отметить влияние естественных наук. Особенно важным для Маркса было эволюционное учение Дарвина «Происхождение видов».

Человек – человек производящий. Производительный труд – вот что отличает человека от животного, человек не столько приспосабливается к окружающему миру, сколько приспосабливает его к себе. Но вместе с тем, происходит отчуждение человека от созданных им сущностей. Человек оказывается отчужденным от результатов своего труда, от процесса труда, от общества и от самого себя (самоотчуждение). Отчуждение будет преодолено только в будущем коммунистическом обществе. Общество – система связей и отношений между индивидами, образующихся в процессе деятельности, прежде всего – трудовой.

СОЦИОЛОГИЯ МАРКСИЗМА

Личность – не исходный пункт социально-исторического развития, а его результат.

Понятие «формация» – ступени развития общества. Структура системы: основание – способ производства материальных благ (экономическая подсистема), имеющий 2 стороны: 1.производительные силы (все имеющиеся в распоряжении общества ресурсы и средства), 2.производственные отношения (различные формы собственности на средства производства). Обе стороны производства находятся постоянно во взаимодействии и ведущую роль играют производительные силы. Любая формация имеет базис, состоящий из производительных сил и производственных отношений, и надстройку (юридические и политические отношения) и выше остальные сферы: мораль, наука, искусство, религия. Помимо базиса и надстройки формация включает структуру социальных классов, групп, слоев, которые выражают способ производства. В основе классификации формаций – различие в способе производства.

Динамика социального развития обусловлена постоянно возникающим противоречием, конфликтом между развивающимися производительными силами и производственными отношениями. Когда производственные отношения являются тормозом в развитии производительных сил, это приводит к революционным преобразованиям и смене производственных отношений. Этот процесс выражается в различного рода коллизиях других компонентов социальной системы: обострение классовой, политической и идеологической борьбы. Происходит смена общественных формаций, т.е. социальная революция.

Сходства в теориях Маркса и Конта: 1.Признавали универсальность эволюции человеческого рода, оба являются эволюционистами. 2.Верили в прогресс, т.е. считали, что социальная эволюция – развитие от низшего к высшему. У Конта в основе прогресса – интеллектуальное и моральное совершенствование, у Маркса – развитие производительных сил. 3.Верили в конечное совершенное состояние: Конт – в позитивное состояние, Маркс – в коммунизм. 4.Предсказывали относительно грядущее. 5.Считали, что необходимо не просто ожидать наступления нового века, а способствовать его наступлению. У Конта – проповедь религии человечества, у Маркса – революционная деятельность. Различия в теориях Маркса и Конта. 1.Нормальное социальное развитие у Конта – преемственность, опора на традиции, отсутствие резких скачков, у Маркса – постоянный разрыв с прошлым. 2.Структура общества по Конту неизменна, меняется лишь ее социальная оболочка, по Марксу общество непрерывно меняется в своей основе. 3.Конт рассматривал традиции как благотворительную силу, формирующую общество, Маркс – как аномалию.

4Социальный прогресс у Конта носит мирный характер, для Маркса это социальные противоречия, конфликты, противоборства; он носит постоянный характер, охватывает всю социальную систему и ее элементы.

Теория классов и классовой борьбы — центральная тема у Маркса. Классовое деление отсутствует в первобытном обществе (нет частной собственности на средства производства). Классы возникают в антагонистическом обществе из-за разделения труда. Классы – любые социальные группы, находящиеся друг к другу в неравном положении и борющиеся между собой. Класс – социальная группа, которая себя осознает, имеет свои интересы и противостоит другим группам (классовое самосознание). Борьба между классами – выражение борьбы между развивающимися производительными силами и отстающими от них производственными отношениями. Пролетариат и буржуазия являются последним классами – антагонистами.

Маркс разработал синтетическую науку об обществе, внес важный вклад в развитие социальной реальности, рассматривая общество как систему связей и отношений, как фактор и результат трудовой деятельности. Очень важна для социологии его установка на изучение глубинной социальной структуры. Вклад в исследование изменений. Парадигмальной стала трактовка социальных классов и социальных конфликтов. С него началась традиция исследования позитивных функций социального конфликта в социологии. Важное значение имеет сочетание у Маркса теоретического анализа с опорой на эмпирический материал. Важным является представление о существовании законов исторического развития. Ряд отраслей социального знания базируется на его теории: экономическая социология, социология политики, социология познания. Важным является применение различных методов: историко-генетического, историко-сравнительного, структурно-функционального.

 


⇐ Предыдущая45678910111213Следующая ⇒


Дата добавления: 2016-11-18; просмотров: 342 | Нарушение авторских прав


Похожая информация:



Поиск на сайте:





Добавить комментарий