Методика проведения аудиторских проверок

Методика аудиторской проверки (auditing procedure) – последовательность и основные этапы проведения аудиторской проверки, определение источников получения информации, необходимой для подготовки аудиторского заключения, отбор и последовательность применения аналитических процедур с целью выбора аудиторских доказательств и их отражения в аудиторских документах (см. Аудиторская документация).

Методики аудиторской проверки подразделяют на методы организации проверок и методы ее проведения.

Среди методов организации аудиторских проверок выделяют: сплошную, выборочную, целевую, экспертную и комплексную оценку (о методах обоснования сплошной и выборочной оценки см. Аудиторская выборка). Целевая оценка представляет собой проверку определенного вида хозяйственных операций или операций с определенным клиентом. Экспертная оценка, как правило, проводится при проверке сложных нетипичных операций; для ее проведения привлекаются специалисты узкого профиля. Комплексная проверка предполагает сочетание сплошной, выборочной и экспертной оценок применительно к конкретным группам операций.

Методы проведения проверки включают:

  • фактическую проверку;
  • подтверждение;
  • обследование;
  • наблюдение;
  • опрос;
  • аналитические тесты;
  • сканирование и др.

При проведении аудиторских проверок последовательно применяют методы формальной, логической и арифметической проверки.

При формальной проверке выявляется полнота и правильность заполнения всех реквизитов, обозначенных на первичном документе; особое внимание обращается на дату его заполнения и время, когда он фактически отражен в учетных регистрах.

Логическая проверка (проверка документов по существу) позволяет выяснить, имела ли место та или иная операция и в указанном объеме; оценить правильность бухгалтерского отражения экономической сущности операции, законность и целесообразность хозяйственной операции, правильность ее отнесения на соответствующие счета и включение в соответствующие статьи расходов или доходов. Она также позволяет выявить приписки в объемах выполненных работ, правильность учета и распределения затрат и определения налоговой базы.

Арифметическая проверка заключается в определении правильности подсчетов сумм в документах. В ходе проверки выявляются ошибки при таксировке или суммировании чисел в процессе составления аналитических и синтетических регистров учета, в увязке показателей бухгалтерской (финансовой) отчетности. Арифметическая и логическая проверки дополняют друг друга.

Методика аудиторской проверки определяет минимальный состав направлений аудиторских проверок:

  • аудит учредительных документов, уставного капитала и расчетов с учредителями;
  • аудит основных средств, нематериальных активов и производственных запасов;
  • аудит учета затрат на производство и реализацию продукции (работ, услуг);
  • аудит операций с денежными средствами;
  • аудит расчетных и кредитных операций;
  • аудит расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами;
  • аудит соблюдения трудового законодательства и правильности расчетов по оплате труда;
  • оценка правильности формирования финансовых результатов;
  • оценка качества системы внутреннего контроля и управления экономическим субъектом;
  • подготовка аудиторского заключения и отчета аудитора.

Методика аудиторской проверки определяет также порядок обсуждения промежуточных результатов аудиторской проверки с клиентами и форму передачи им заключительных документов, а также участие аудиторской фирмы в представлении интересов клиента в последующем (например, путем аудиторского сопровождения).

Все темы:Аудит

Содержание

Организация и проведение аудита

Правовые основы осуществления аудиторской деятельности в Российской Федерации определяются документами различных уровней:

• Федеральным законом от 30.12.2008г. № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности»,

• Постановлениями Правительства Российской Федерации,

• документами министерств и ведомств,

• правилами (стандартами) аудиторской деятельности.

Федеральным законом определено что такое аудит и кто им может заниматься, права и обязанности аудиторов и проверяемых ими экономических субъектов, установлены требования к аудиторским организациям и аудиторам, соблюдение правил (стандартов) аудиторской деятельности, какие меры могут быть приняты к аудиторам за нарушение действующего законодательства, отнесение на затраты стоимости аудиторских и сопутствующих услуг. Установлены требования к аудиторским организациям и аудиторам, права и обязанности сторон в ходе аудиторской проверки, определен статус аудиторского заключения и аудитора.

Органы, регулирующие аудиторскую деятельность в РФ:

Уполномоченный Федеральный орган – совершенно новая структура, призванная осуществлять государственное регулирование аудиторской деятельности. Ранее эти функции в части общего, страхового аудита и аудита инвестиционных фондов возлагались на Департамент по финансовому контролю и аудиту при Минфине России, а в части банковского аудита – на Департамент аудиторской при Центробанке России.

Методика проведения аудиторских проверок

Постановлением Правительства РФ от 06.02.2002 г. №80 установлено, что во исполнение Закона «Об аудиторской деятельности» уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование аудиторской деятельности в Российской Федерации, определяет Минфин России.

Департамент организации аудиторской деятельности является подразделением Министерства финансов РФ, обеспечивающим формирование и развитие системы аудита в России. Основной задачей Департамента является обеспечение государственного регулирования аудиторской деятельности в РФ и разработка единой политики в области аудита.

Департамент организации аудиторской деятельности выполняет следующие основные функции:

  • разрабатывает и организует реализацию единой государственной политики в области аудита;
  • обеспечивает формирование законодательной, нормативной и методологической базы аудиторской деятельности в РФ;
  • организует разработку через Совет по аудиторской деятельности экспертизу и представление на утверждение Правительства РФ федеральных стандартов аудита;
  • организует и реализует системы обучения, аттестации и повышения квалификации аудиторов;
  • формирует перечень учебно–методических центров;
  • осуществляет лицензирование аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов;
  • осуществляет координацию и методологические руководство проведения обязательного аудита в РФ;
  • осуществляет аккредитацию профессиональных аудиторских объединений;
  • обобщает практику применения законодательных и нормативных актов по аудиту и дает финансово–экономическое обоснование по проектам федеральных законов и иных нормативных актов и др.

В целях учета мнения профессиональных участников рынка аудиторской деятельности, при Министерстве финансов РФ создается Совет по аудиторской деятельности.

Совет по аудиторской деятельности:

  • принимает участие в подготовке и предварительном рассмотрении основных документов аудиторской деятельности и проектов решений уполномоченного федерального органа;
  • разрабатывает федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности, периодически их пересматривает и выносит на рассмотрение уполномоченным федеральным органом;
  • рассматривает обращения и ходатайства аккредитованных профессиональных аудиторских объединений и вносит соответствующие рекомендации на рассмотрение уполномоченного федерального органа;
  • изучает, обобщает и распространяет опыт аудиторской деятельности, организует подготовку информационных, методических и учебных материалов в этой области;
  • рассматривает составы экзаменационных комиссий и результаты экзаменов претендентов на получение квалификационного аттестата аудитора, сдавших квалификационные экзамены;
  • осуществляет иные функции в соответствии с положением о совете по аудиторской деятельности.

Законом «Об аудиторской деятельности» вводится институт аккредитованных профессиональных аудиторских объединений, которые будут играть значительную роль в активизации участия практикующих аудиторов в процессе регулирования аудиторской деятельности и более эффективного выполнения контроля за качеством аудиторских услуг.

Аккредитованное профессиональное аудиторское объединение – объединение аудиторов, индивидуальных аудиторов, аудиторских организаций, созданное в соответствие с законодательством РФ в целях обеспечения условий аудиторской деятельности своих членов, защиты их интересов, действующее на некоммерческой основе, устанавливающее обязательные для своих членов правила (стандарты) осуществления профессиональной деятельности и профессиональной этики, а также систематически контролирующее их соблюдение.

Любая аудиторская организация и любой индивидуальный аудитор могут являться членами, по крайней мере, одного аккредитованного профессионального аудиторского объединения.

Аттестация аудиторов

Аттестация на право осуществления аудиторской деятельности – проверка квалификации физических лиц, желающих заниматься аудиторской деятельностью (Фед. Закон от 30.12.2008г. № 307 – ФЗ «Об аудиторской деятельности). Аттестацию проходят все физические лица, желающие заниматься аудиторской деятельностью самостоятельно или в составе аудиторской фирмы (претенденты).

К аттестации допускаются лица, имеющие высшее экономическое или юридическое образование, а также практический опыт работы. Документом, подтверждающим базовое образование, является диплом об окончании высшего учебного учреждения, имеющего государственную аккредитацию по экономическому или юридическому профилю. Практический опыт определяется стажем работы не менее трех из последних пяти лет в качестве бухгалтера, экономиста, ревизора, научного работника или преподавателя по экономическому профилю.

К аттестации не допускаются лица, осужденные приговором суда с применением наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью в сфере финансово–хозяйственных отношений в период отбывания ими наказания и в последующий период до погашения (снятия) судимости в установленном законом порядке.

«Временное положение о системе аттестации, обучения и повышения квалификации аудиторов» предусматривает три этапа сдачи квалификационного экзамена. На первом этапе претендентам будут предложены 50 тестов, по 10 тестов по каждому разделу программы подготовки аудиторов: «Аудит», «Бухгалтерский учет», «Налогообложение», «Финансы», «Право».

В соответствии с новым положением вместо письменного введен устно-письменный экзамен, который состоит из 2-х частей. В первой части претенденты отвечают на вопросы по разделам «Право», «Налогообложение», «Финансы», а во второй – «Бухгалтерский учет», «Аудит» и решают практическую задачу по аудиту, на которую отводится два академических часа.

Экзаменационная комиссия должна состоять не менее из пяти специалистов (докторов и кандидатов наук, профессоров и доцентов). Состав членов комиссии утверждается Министерством финансов РФ.

Лицам, успешно сдавшим квалификационный экзамен выдается квалификационный аттестат аудитора. Квалификационный аттестат аудитора выдается без ограничения срока его действия. Кроме аттестата необходимо получение лицензии на определенные виды аудиторской деятельности.

Каждый аудитор, имеющий квалификационный аттестат, обязан в течение каждого календарного года проходить обучение по программам повышения квалификации.

Права и обязанности аудируемых лиц и лиц, заключивших договор на оказание аудиторских услуг

ФЗ «Об аудиторской деятельности» и аудиторский стандарт «Права и обязанности аудиторских организаций и проверяемых экономических субъектов», при проведении аудиторской проверки аудируемое лицо и (или) лицо, заключившее договор оказания аудиторских услуг, вправе:

1. получать от аудитора (аудиторской организации) информацию о правовых актах РФ, на которых основываются выводы аудитора (аудиторской организации);

2. получить от аудитора (аудиторской организации) аудиторское заключение в установленный договором об оказании аудиторских услуг;

3. осуществлять иные права, вытекающие из договора об оказании аудиторских услуг, если они не противоречат законодательству РФ.

При проведении аудиторской проверки аудируемое лицо и лицо, заключившее договор на оказание аудиторских услуг, обязано:

1. заключать договоры на проведение обязательного аудита с аудиторами (аудиторскими организациями) в предусмотренные законом сроки;

2. создать аудитору (аудиторским организациям) условия для полного и своевременного проведения аудиторской проверки, а также оказывать всестороннюю помощь;

3. не препятствовать проведению аудита;

4. оперативно устранять выявленные аудиторами нарушения правил ведения бухгалтерского учета и составления финансовой отчетности;

5. своевременно и в полном объеме оплачивать услуги аудитора (аудиторских организаций) в соответствии с договором на проведение аудита;

6. выполнять иные обязанности, вытекающие из существа правоотношений, определенных договором об оказании аудиторских услуг.

Экономический субъект несет ответственность за:

  • подготовку и содержание бухгалтерской отчетности;
  • уклонение от проведения обязательного ежегодного аудита;
  • непредоставление заинтересованным лицам аудиторского заключения.

Права и обязанности аудиторов

Права и обязанности аудиторов и аудиторских организаций определены в ФЗ «Об аудиторской деятельности» и аудиторском стандарте «Права и обязанности аудиторских организаций и проверяемых экономических субъектов». Согласно данным документам при проведении аудиторской проверки аудиторские организации и индивидуальные аудиторы вправе:

1. самостоятельно определять формы, объем и методы проведения аудита исходя из требований нормативных актов РФ, а также конкретных условий договора с экономическим субъектом и содержания поручения органов дознания, прокурора, следователя, суда и арбитражного суда;

2. проверять в полном объеме документацию аудируемого лица по финансово-хозяйственной деятельности, а также фактическое наличие любого имущества, учтенного в этой документации;

3. получать по письменному запросу у должностных лиц аудируемого лица разъяснения в устной и письменной форме по любым вопросам, возникающим в процессе проведения аудиторской проверки;

4. получать от лиц, выступающих в качестве связанных сторон, сведения, достаточные для формирования аудиторских доказательств в отношении того, правильно ли существенные операции такого рода отражены и раскрыты в учете и бухгалтерской отчетности проверяемых экономических субъектов. Аудиторские организации имеют право запрашивать от проверяемых субъектов и третьих лиц следующие подлежащие подтверждению данные:

  • от экономических субъектов – об остатках на текущих, ссудных, депозитных и прочих банковских счетах этих субъектов;
  • от доверенных лиц, дилеров, инвестиционных компаний, регистраторов, депозитариев и других профессиональных участников рынка ценных бумаг – о наличии и составе соответствующих финансовых инструментов, принадлежащих проверяемым экономическим субъектам, сальдо расчетов по операциям на организационных рынках ценных бумаг и других аналогичных сделках;
  • от прочих партнеров по бизнесу – о сальдо расчетов по проведенным операциям проверяемых экономических субъектов;
  • другие данные, необходимые как источники аудиторских доказательств.

5. отказаться от проведения аудиторской деятельности или от выражения мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности в случаях:

  • непредставления аудируемым лицом всей необходимой документации;
  • выявления в ходе аудиторской проверки обстоятельств, оказывающих либо могущих оказать существенное влияние на мнение аудиторской организации или индивидуального аудитора о степени достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемого лица;

6. требовать от государственных органов, по поручению которых проводится аудиторская проверка, создания надлежащих условий для ее проведения, а при необходимости – также обеспечения личной безопасности аудиторов и членов их семей;

7. по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащей им рабочей документации любые действия, не противоречащие закону, иным нормативным актам и профессиональной этике, а также не нарушающие права и охраняемые законом интересы экономических субъектов, в отношении которых проводился аудит, и других лиц;

8. не предоставлять рабочую документацию аудита экономическим субъектам, в отношении которых проводился аудит, а также другим лицам, включая налоговые и иные государственные органы, кроме случаев, прямо предусмотренных законодательством Российской Федерации;

9. требовать от проверяемых экономических субъектов устранения выявленных нарушений в бухгалтерском учете и составлении бухгалтерской отчетности;

10. получать вознаграждение за оказание аудиторских услуг;

11. привлекать на договорной основе к участию в аудиторской деятельности аудиторов, работающих самостоятельно или в других организациях, а также иных специалистов, за исключением лиц, указанных в правилах;

12. осуществлять иные права, вытекающие из договора по оказанию аудиторских услуг, в случае, если они не противоречат законам РФ.

Случаи, когда аудитор (аудиторская организация) может отказаться от проведения аудита или от выражения мнения о достоверности (помимо случаев несовместимости), являются:

  • непредставление всей необходимой документации клиентом;
  • выявление в ходе аудиторской проверки обязательств, оказывающих либо которые могут оказать влияние на мнение аудитора (аудиторской организации) о степени достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемого лица.

Аудиторы (аудиторские организации) обязаны:

1. осуществлять аудиторскую проверку в соответствии с законодательством РФ;

2. квалифицированно проводить аудиторские проверки, оказывать иные аудиторские услуги;

3. предоставлять по требованию аудируемого лица информацию о правовой основе (нормативах) проведения аудита;

4. передать аудиторское заключение в срок, установленный договором на оказание аудиторских услуг;

5. обеспечивать сохранность документов, получаемых и составляемых в процессе аудита;

6. не разглашать содержание документов (за исключением случаев, предусмотренных законами РФ);

7. исполнять иные обязанности, вытекающие из договора на оказание аудиторских услуг, и не противоречащие законодательству РФ.

При привлечении сторонних специалистов (экспертов, аудиторов) для проведения аудита, проверяющие обязаны учитывать согласие на это проверяемых экономических субъектов.

Источник — Основы аудита : учебное пособие / Н. А. Богданова, М. А. Рябова. – Ульяновск : УлГТУ, 2009. – 229 с.

Все теоретические статьи

© CATBACK.RU 2010-2017

Как проходит аудиторская проверка на практике?
Что проверяемые компании получают в результате аудита.

 

В продолжении нашей статьи «Провести аудиторскую проверку – что это значит? Об обязательном и инициативном аудите и о некоторых практических аспектах выбора аудиторской компании»рассмотрим еще две важные темы: «Как обычно проходит аудиторская проверка» и «Что вы можете получить в результате проведения аудита». Это поможет понять, что можно ожидать от аудита и стоит ли его проводить.   

1.  Как обычно проходит аудиторская проверка.

Итак, все определено, аудиторская компания выбрана, договор с ней подписан. Каким образом теперь будет проходить аудиторская проверка?

В заранее согласованное время аудиторы приедут к вам в офис. Также, если документов немного, проверка может проводится и в офисе аудиторской фирмы. В таком случае не забудьте передать документы аудиторам строго по описи.  Бухгалтерская база может быть предоставлена в виде архива.

Перед  началом проверки попросите аудиторов прислать перечень необходимых при проверке документов, чтобы ваши бухгалтеры могли успеть все вовремя приготовить, запросить из архива. Также ваши сотрудники, занимающиеся обслуживанием информационных систем, должны организовать предоставление аудиторам либо архива бухгалтерской базы для последующей установки ее на ноутбуки аудиторов, либо доступа к вашей бухгалтерской базе (ее копии). При этом следует установить для аудиторов ограничения в виде невозможности изменять данные бухгалтерской базы.

Затем лучше назначить сотрудника, ответственного за предоставление аудиторам информации и документов, и сообщить аудиторам его контактные данные, адрес электронной почты для отправки запросов.

Аудиторская проверка обычно занимает от недели (для небольших проверяемых фирм) до месяца. При этом аудиторы запрашивают необходимые им документы –акты, накладные, кадровые документы, счета-фактуры, договоры, учетную политику, налоговую отчетность, акты сверки с контрагентами, налоговыми и таможенными органами,  различные пояснения у ваших сотрудников, как письменные, так и устные.

Проверяются все разделы бухгалтерского учета, аудиторы участвуют в проведении инвентаризации имущества фирмы, если его стоимость является существенной, проверяют правильность расчета налогов, взносов, соответствие ваших данных о состоянии расчетов с бюджетом и данных вашего лицевого счета в налоговой инспекции, данных вашего учета расчетов с поставщиками и покупателями и данных о состоянии расчетов, полученных у ваших контрагентов, проверяется правильность составления бухгалтерской и налоговой отчетности, соблюдение налогового, валютного, кассового, частично трудового и гражданского законодательства.

По итогам аудита  аудиторы в своем офисе пишут  отчет о выявленных нарушениях, ошибках и налоговых рисках. В нем подробно все эти вещи описываются и даются рекомендации по их исправлению/уменьшению.

Также, когда составлена и подписана бухгалтерская отчетность вашей компании,  оформляется аудиторское заключение: это небольшой документ (3-4 страницы) с официальными формулировками, предписанными аудиторскими стандартами, в котором приводится мнение аудиторской организации о бухгалтерской отчетности клиента. Мнение именно о бухгалтерской отчетности — о том, насколько она достоверно отражает имущественное положение предприятия на 31 декабря проверяемого года, его финансовые результаты, движение его денежных средств за проверяемый год.

В аудиторском заключении может быть указано как положительное мнение аудиторов: бухгалтерская отчетность достоверна, так и отрицательное мнение или мнение с оговоркой – что отчетность недостоверна по такой-то причине, или достоверна за исключением таких-то показателей. Также аудиторы, проведя аудит, могут отказаться от  выражения своего мнения. Это происходит в очень редких случаях, когда аудиторам не были предоставлены все необходимые им документы, бухгалтерские регистры, пояснения, так что аудиторы оказываются не в состоянии оценить достоверность бухгалтерской отчетности  не по своей вине, а по вине заказчика аудита.

Подписанное аудиторское заключение аудиторы сшивают с вашей бухгалтерской отчетностью, и Вы в случае проведения обязательного аудита должны предоставить этот комплект до конца марта, следующего за отчетным годом, в государственные органы статистики. Также аудиторское заключение можно  предоставить при необходимости в банк, своим партнерам и т.д.  Отчет по итогам проверки является конфиденциальным, никому из сторонних лиц предоставляться не должен.

 

2.  Насколько выгодно для компании – провести аудиторскую проверку? Что в результате компания получает? 

Как уже указывалось выше, помимо официального аудиторского заключения, которое Вы можете предоставить в государственные органы статистики в соответствии с требованиями законодательства, банку для получения кредита, инвесторам и партнерам, Вы получаете еще отчет аудиторов.

В своем отчете аудиторы, как врачи по итогам обследования больного, описывают выявленные болезни предприятия и дают рекомендации по их излечению.

Пример по итогам недавнего аудита – предприятие применяло льготы по страховым взносам как IT- компания. В законе о взносах на социальное страхование указаны точные формулировки – описаны услуги, при оказании которых может применяться эта льгота. При проведении аудита выяснилось, что в договорах между предприятием и его клиентами, актах оказанных услуг наименование услуг указано очень обобщенно, их описание не точно соответствует виду услуг, указанному в законе и необходимому для применения льготы. Конечно, проверяющие из фондов при проведении проверки скорее всего обратят на это внимание, пересчитают взносы по полным ставкам, предприятию придется доплатить взносы, штрафы и пени или долго судиться, тратя при этом время, деньги и нервы.

Гораздо проще было немного изменить формулировки в договорах с заказчиками, максимально приблизив их к описанию льготируемых услуг в законе. 

В своем отчете мы все вышеописанное указали. Руководство приняло решение внести изменения в договоры с заказчиками, указав в дополнительных соглашениях, что их условия распространяются на отношения сторон с начала действия договора. Акты оказанных услуг стали составляться более информативно, и оказанные услуги там также описывались близко к тексту закона о взносах. Вероятность придирок проверяющих из фондов резко снизилась, как и риск доначислений. Сумму таких доначислений страховых взносов мы при проведении аудита оценили в 8 млн. рублей. Стоимость проведения аудита была 620 тысяч рублей. При этом, помимо этого риска,  мы нашли еще много ошибок в учете и особенно недочетов в оформлении документов по расходам, что могло вылиться и в доначисление налога на прибыль, штрафных санкций и пеней по нему. Тоже частично по нашим рекомендациям некоторые документы по расходам были переоформлены.

Второй пример: проверяя фирму, занимающуюся строительством здания, и не ведущую больше никакую другую деятельность, мы увидели, что накапливается и не предъявляется к возмещению НДС, полученный от поставщиков строительных материалов, подрядчиков, строящих здание. Как выяснилось, бухгалтер попробовала показать этот НДС в декларации, при этом при отсутствии реализации весь этот НДС оказался к возмещению из бюджета. После чего ей позвонили из налоговой инспекции и сказали сдать уточненную декларацию, убрав эти вычеты и пригрозив налоговой проверкой. Фирма, решив не связываться, сдала уточненную декларацию. И в дальнейшем эти вычеты не заявляла. Таким образом, НДС копился и копился, к возмещению не предъявлялся и в итоге составил около 15 млн.

3. ОРГАНИЗАЦИЯ АУДИТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

рублей.

В нашем отчете мы описали эту ситуацию и рекомендовали предъявить НДС к вычету, сдав уточненные декларации по НДС за весь период, тщательно проверили все счета-фактуры, по которым этот вычет можно было осуществить и указав недочеты в них. Дело в том, что согласно действующему законодательству существует срок давности, в течение которого НДС может быть предъявлен к возмещению из бюджета. И после истечения этого срока, если налогоплательщик не заявил о возмещении, НДС невозможно вернуть будет даже через суд.   Руководство фирмы по итогам аудита приняло решение сдать уточненные декларации, указав в них НДС к возмещению. Налоговая инспекция, конечно, сразу запросила на камеральную проверку все счета-фактуры. Они, к счастью, тоже были приведены в порядок по нашим замечаниям. Налоговые инспекторы долго не хотели возвращать фирме НДС, даже выезжали на осмотр строящегося здания, проводили допросы представителей подрядчиков, угрожали по телефону. Но в итоге все 15 млн. рублей им пришлось фирме вернуть. Стоимость нашего аудита была 120 тысяч рублей.

И третий пример: аудитор при проверке расходов на списание материалов в строительной фирме выявил расхождения с перечнем списанных материалов и перечнем материалов, указанных в актах КС-2, подписанным заказчиком. Указанное нарушение с примерами было описано в нашем отчете. По итогам его рассмотрения и расследования причин такого несоответствия выяснилось, что главный инженер в компании со сметчиком несколько лет таким образом списывал несуществующие материалы, в учете проводилось их получение и списание, а полученные за них денежные средства фирма, принадлежащая знакомым главного инженера, за вычетом своего процента переводила ему обратно.

В итоге главный инженер был уволен. Нам неизвестно, смогли ли с него что удержать из похищенного и подавали ли на него в полицию или в суд. Но хотя бы дальнейшие хищения были предотвращены. А стоимость таких излишне списанных материалов составляла до 500 тысяч в месяц, проверяемая строительная фирма была достаточно крупной. Стоимость аудита составила 580 тысяч рублей.

Таким образом, из приведенных примеров видно, что стоимость аудита обычногораздо ниже, чем суммы вероятных финансовых потерь проверенного предприятия, которые возникли бы, если бы аудит не проводили.

Поэтому рекомендуем задуматься о проведении аудита, даже если ваша фирма не обязана его проводить в соответствии с законом.

Карпова Маргарита Владимировна,
генеральный директор ООО «АудитХелп», аудитор

Советуем почитать:

   Онлайн-кассы для интернет-магазинов с июля 2017 года

   Налоговые проверки: как не попасть в «черный список»

   Изменения в учетной политике организации на 2017 год

   Аудиторская проверка — в каких случаях это может быть необходимо и как выбрать подходящих аудиторов?

   Как проходит аудиторская проверка на практике?

   Типовые ошибки в учете доходов, выявляемые при проведении аудиторской проверки

   Узнайте, на что необходимо обращать внимание при учете расходов

   Проверьте, не совершаете ли Вы эти ошибки при учете расходов

 Как обновить свою учетную политику на 2015 год ?

 Новое в бухгалтерском учете и налогообложении с 2016 года

 Новое в бухгалтерском учете и налогообложении с 2016 года (ч.

2)

 Кассы онлайн с 2016 года

Оглавление:

Почему и зачем нужны аудиторские проверки

Когда эти слова были сказаны, небольшая группа опытных бухгалтеров заявила, что она рекомендует приобретать акции только тех предприятий, отчетность которых эти бухгалтеры подписали. Доверие общества к бухгалтерам и бухгалтерии в те годы и в том обществе было безграничным. «Если Сомc кому-нибудь верил, так это бухгалтерам» (Д. Голсуорси). Поэтому у общества росло доверие к аудиту, преимущественно богатым аудиторским фирмам, и к началу XX в.

Стоит ли — забывать — об обязательном аудите?

В частности, его проведение предусмотрено для бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций (кроме органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений и унитарных предприятий, сельскохозяйственных кооперативов, союзов этих кооперативов), объем выручки от продажи продукции (продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг) которых за предшествовавший отчетному год превышает 400 млн руб.

Почему необходимо проводить аудит?

В результате успешного прохождения аудита собственник получает подтверждение реальности и достоверности результатов хозяйственной деятельности предприятия, соответствия квалификации руководителя и работников бухгалтерии предъявляемым требованиям. Опубликование положительного аудиторского заключения дает мощный сигнал партнерам и инвесторам к развитию взаимовыгодных отношений, поскольку свидетельствует о профессионализме менеджеров, прозрачности, легитимности и надежности компании.

Штрафы за непроведение обязательного аудита

Из вышеизложенного следует, что аудиторское заключение не является документом, служащим основанием для исчисления и уплаты (удержания и перечисления) налогов, сборов, а также документом, подтверждающим правильность исчисления и своевременность уплаты (удержания и перечисления) налогов, сборов, и, следовательно, у налогового органа нет оснований налагать штраф по п. 1 ст.126 НК РФ за его непредставление.

Методика проведения аудита

Аудиторская проверка организации

Аудиторская проверка может носить как обязательный, так и добровольный характер.

Аудиторская проверка расчетов В ходе деятельности у организации появляются всевозможные денежные обязательства:

  1. Перед бюджетом.
  2. Перед кредиторами.
  3. Перед персоналом и пр.
  4. Перед поставщиками.

Аудиторская проверка позволяет выявить нарушения в проводимых расчетах.

Какой бывает и как проводится аудиторская проверка организации

Дорогие читатели!

Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь к консультанту: Их классифицируют по нескольким видам:

Понятие аудита, требования по аттестации, права и обязанности лиц, ответственность организаций определены в основном документе, регулирующем такую деятельность в РФ — это Федеральный закон от 30.

Как проходит аудиторская проверка на практике? Что проверяемые компании получают в результате аудита

Также ваши сотрудники, занимающиеся обслуживанием информационных систем, должны организовать предоставление аудиторам либо архива бухгалтерской базы для последующей установки ее на ноутбуки аудиторов, либо доступа к вашей бухгалтерской базе (ее копии).

При этом следует установить для аудиторов ограничения в виде невозможности изменять данные бухгалтерской базы . Затем лучше назначить сотрудника, ответственного за предоставление аудиторам информации и документов , и сообщить аудиторам его контактные данные, адрес электронной почты для отправки запросов.

Что такое аудиторская проверка и зачем она нужна

Их основным видом деятельности являются аудиторские услуги.

В процессе своей работы компания может осуществлять сразу несколько функций. Специалисты изучают первичные документы, налоговую и бухгалтерскую отчетность, отдельные их формы.

В результате инвентаризации проверяется наличие денежных средств, ТМЦ, основных средств и выясняется, соответствует ли это действительности.

Консультативную.

В странах с рыночной экономикой эта функция играет важную роль.

В каких случаях проведение аудита обязательно

Для всех остальных организаций (за исключением органов власти, а также государственных (муниципальных) учреждений) аудит обязателен, если, например: Дорогие читатели!

Наши статьи рассказывают о типовых способах решения налоговых и юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Ситуация: нужно ли проводить обязательный аудит за первый год деятельности ООО?

Финансовые показатели (выручка, сумма активов) превысили допустимые лимиты .

Что такое аудиторская проверка? Что значит аудитор?

Что такое аудиторская проверка? Что значит аудитор?

Аудитор– это Доверенное лицо, которое назначается для выполнения проверки финансовой деятельности хозяйствующего субъекта. Аудитором могут назначаться профессиональные специалисты, получившие лицензию на осуществление подобного рода деятельности, а также работники специализированных аудиторских компаний. Такие компании создаются с целью оказания аудиторских услуг, и имеют официальные права на их осуществление. Аудиторы привлекаются не только для проверки, но и в качестве финансовых консультантов-аналитиков. Оказание аудиторских услуг осуществляется на платной основе.

Что такое аудиторская проверка

Аудиторская проверка является независимой и включает в себя сбор, оценку и анализ данных, которые указывают на функционирование и финансовое положение государственного, коммерческого или частного предприятия (аудируемого лица).

Полученные результаты дают возможность сделать окончательные выводы (заключение) того, насколько правильно ведется бухгалтерский учет, является правдивой и достоверной финансовая отчетность.

В зависимости от назначения и поставленных целей различают два основных вида аудиторских проверок:

  • Обязательный аудит — проводится ежегодно и в обязательном порядке с соблюдением действующего закона. Осуществляется только аудиторскими компаниями. Регламентируется государством или проводится по решению суда.
  • Инициативный или добровольный — проводится по желанию клиента, для того чтобы убедиться в достоверности ведения бухгалтерского и налогового учета, и для оценки финансовых рисков. Это поможет избежать штрафных санкций.

    Discovered

    Но здесь главное не ошибиться в выборе аудиторской фирмы или частного лица, предоставляющего подобного рода услуги.

Главная цель аудиторской проверки заключается в:

  1. подтверждении достоверности бухгалтерской отчетности предприятия;
  2. своевременном выявлении нарушений и их устранении;
  3. получении достоверной информации о функционировании предприятия и состоянии бухгалтерского учета, ведении документов.

После проведенной проверки аудируемому лицу выдается:

  • заключение — при обязательном аудите;
  • отчет о проведенной проверке с выводами и рекомендациями специалистов по усовершенствованию учета и деятельности — при добровольном аудите и других видах проверок.

Кроме этого, существует аудиторская проверка:

  1. внешняя — проводится по предварительной договоренности между клиентом и исполнителем, и является независимой экспертизой достоверной отчетности;
  2. внутренняя — осуществляется собственными силами экономического субъекта для управленческого контроля над деятельностью, увеличения хозяйственно-финансовых показателей, получения рекомендаций (советов) по улучшению и эффективности управления.

Процедура проведения аудита проходит в соответствии с установленными правилами. Условные этапы аудиторской проверки:

  • Подготовка (организация) и планирование. Процесс осуществляется согласно действующему законодательству и в соответствии с условиями, оговоренными в договоре на оказание услуг. На основании составленного договорного соглашения и плана проведения проверки аудитору предоставляется вся необходимая документация, в том числе бухгалтерские и налоговые отчеты, позволяющие получить полное представление обо всех направлениях финансово-хозяйственной деятельности аудируемого объекта. Изучаются и оцениваются системы учета и внутреннего контроля, определяются риски предстоящей проверки и составляется план аудита.
  • Выполнение (реализация) контрольных процедур заключается в сборе аудиторских доказательств, а именно в тестировании средств контроля на соответствие, проведении проверки по существу.

    Результатом становится формулирование собственного мнения о достоверности фактов и их соответствии с действующими нормативными актами.

  • Завершение — подготовка и оформление рабочей документации, составление заключения (итогового документа) о достоверности бухгалтерской отчетности с обобщением аудиторских доказательств. Информация, полученная по результатам аудита, доводится руководству предприятия.

Фактические налоговые проверки: основания и последствия

19.05.2011

Юрист&Закон, 18 мая 2011

Налоговый кодекс Украины (НКУ) вводит новый для контролирующих органов вид проверки – фактическую. Фактической считается проверка, которая проводится по месту проведения налогоплательщиком деятельности, размещения хозяйственных или иных объектов права собственности такого плательщика. Такая проверка осуществляется налоговыми органами относительно порядка осуществления плательщиками налогов расчетных операций, ведения кассовых операций, соблюдения трудового законодательства. В частности, органам налоговой службы предоставляется право проводить контрольные расчетные операции (контрольные закупки) перед проведением проверки в отношении соблюдения налогоплательщиками порядка проведения наличных расчетов и применения РРО.

Как уберечь себя от подобного рода проверок?

Проведение любой проверки ни у кого не вызывает позитивных эмоций. Проверка – это, безусловно, стресс. Когда приходят проверяющие с фактической проверкой необходимо знать ответы на вопросы:
1) какие основания для проведения проверки?
2) как действовать, если пришли?
3) что могут себе позволить?
К сожалению, на сегодняшний день предотвратить фактическую проверку крайне непросто. В первую очередь это связано с тем, что НКУ определяет ряд критериев, которые могут быть основанием для проведения такой проверки.
Необходимо учитывать, что фактическая проверка проводится при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств:
• если по результатам проверок других налогоплательщиков выявляются факты возможного нарушения субъектом хозяйствования законодательства от осуществления расчетных операций, ведения кассовых операций, относительно производства и оборота подакцизных товаров;
• при получении информации от государственных органов или органов местного самоуправления о возможном нарушении субъектом хозяйствования законодательства, в частности, от осуществления указанных выше операций;
• при письменном обращении покупателя (потребителя) о нарушении налогоплательщиком порядка проведения расчетных операций, кассовых операций, патентования или лицензирования;
• непредставление субъектом хозяйствования в установленный законом срок отчетности об использовании регистраторов расчетных операций, расчетных книжек и книг учета расчетных операций, подачи их с нулевыми показателями;
• получение контролирующими органами информации о нарушении требований законодательства в части производства, учета, хранения и транспортировки спирта, алкогольных напитков и табачных изделий, а также целевого использования спирта плательщиками налогов. Таким образом, учитывая вышеуказанные факторы, соблюдая законодательство, регулирующее порядок ведения расчетных и кассовых операций, вероятность проведения налоговиками фактической проверки значительно меньше. Однако не стоит забывать, что органы налоговой службы будут использовать любую зацепку, любой повод для проведения такой проверки.

Что делать, если пришла такая налоговая проверка?

Следует отметить, что налоговики могут совершенно неожиданно для субъекта хозяйствования прийти к нему с фактической проверкой, потому что согласно НКУ такая проверка осуществляется
без предупреждения налогоплательщика. Кроме того, как было указано выше, перед началом фактической проверки, по вопросам соблюдения порядка осуществления расчетных операций и ведения кассовых операций должностные лица налоговых органов имеют право провести контрольную закупку. Однако необходимо помнить, что сама фактическая проверка должна проводиться на основании решения руководителя органа налоговой службы, оформленного приказом. Приказ в свою очередь должен быть подписан руководителем и скреплен печатью. При этом копия приказа предоставляется налогоплательщику или должностному/уполномоченному лицу налогоплательщика до начала проведения проверки.

Методика проведения аудиторской проверки

Кроме того, проверяющие вправе приступить к проведению фактической проверки исключительно после предоставления направления на проведение такой проверки. В направлении должны быть указаны: дата выдачи, наименование органа государственной налоговой службы, реквизиты приказа о проведении соответствующей проверки, наименование и реквизиты субъекта (объекта), проверка которого проводится (фамилия, имя, отчество физического лица – плательщика налога, который проверяется), цель, вид, основания, дата начала и длительность проверки, должность и фамилия должностного лица, которое будет проводить проверку. При этом направление считается действительным в случае наличия подписи руководителя соответствующего налогового органа или его заместителя и мокрой печати такого налогового органа.
Если инспекторы не предъявляют плательщику налогов (его должностным (служебным) лицам) направления на проведение проверки или предъявляют направление с нарушением требований, указанных выше, налогоплательщик имеет право не допустить проверяющих к проведению фактической проверки. Однако отказ от допуска к проведению проверки в других случаях не разрешается. При предъявлении направления налогоплательщику или его служебным лицам (его представителям или лицам, которые непосредственно проводят расчетные операции) последние должны расписаться в направлении с указанием своей фамилии, имени, отчества, должности, даты и времени ознакомления с направлением. В случае отказа подписывать направление проверяющими, составляется акт, который является основанием для начала проведения проверки. Отдельный акт составляется также в случае отказа налогоплательщика в допуске проверяющих к проведению проверки. Фактическая проверка может проводиться двумя и более должностными лицами в присутствии должностных лиц налогоплательщика, его представителя или лица, которое фактически осуществляет расчетные операции. Во время проведения фактической проверки может проводится хронометраж хозяйственных операций, по результатам которого составляется справка, которая подписывается инспекторами органа налоговой службы. Продолжительность фактической проверки не должна превышать 10 суток. Однако срок может быть увеличен дополнительно на 5 суток по решению руководителя налогового органа на основании: 1) заявления субъекта хозяйствования; 2) сменном режиме работы или суммированном учете рабочего времени субъекта хозяйствования.

Какие могут быть последствия проведения такой проверки и как их избежать/минимизировать?

Что касается последствий, то они очевидны. К сожалению, на сегодняшний день налоговики достаточно агрессивно настроены и надеяться, что они не найдут какого-либо нарушения, не стоит. Так, именно при проведении проверок контролирующие органы сами же постоянно нарушают действующее законодательство посредством наложения неправомерных штрафов, ареста имущества, затягивания продолжительности проверок. Но не стоит бояться и со всем соглашаться. Ведь при проверке налоговые органы обязаны действовать в рамках своих полномочий. Проверяющим нужно дать понять, что налогоплательщик знает законодательство, знает как свои права и обязанности, так и их.

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *