Метод наблюдения в социологии

 

Наблюдение— метод сбора первичных эмпирических данных, который заключается в непосредственном восприятии (визуальном, слуховом) и регистрации значимых социальных процессов, явлений, событий, подвергающихся контролю и проверке.

Отличия научного наблюдения от обыденного:

• четко сформулированы цели и задачи, объект и предмет наблюдения;

• осуществляется по заранее продуманному плану;

• данные наблюдения фиксируются в протоколах по определенной

системе;

• полученная информация подвергаться контролю на обоснованность

и устойчивость.

Главное преимущество наблюдения — позволяет фиксировать события и элементы человеческого поведения в момент их совершения. Другие методы сбора первичных данных основываются на предварительных или ретроспективных суждениях индивида. Наблюдение дает более достоверные данные о действиях людей в определенных социальных ситуациях. Можно собирать данные независимо от желания членов исследуемой группы говорить.

Три специфические особенности наблюдения:

1) неразрывная связь наблюдателя с объектом наблюдения, накладывающая отпечаток на интерпретацию ученым наблюдаемых явлений;

2) восприятие социальных явлений наблюдателем и их интерпретация всегда эмоционально окрашены, что может быть причиной искажений данных наблюдения;

3) сложность повторного наблюдения, так как социальные процессы подвергаются воздействию различных факторов.

Наблюдение может служить достижению различных целей:

• может быть источником построения гипотез;

• служить методом проверки результатов других данных;

• давать дополнительные сведения об изучаемом объекте;

• применяется и в разведывательных, и в аналитических, и в экспериментальных исследованиях.

Наблюдение часто бывает не основным, а вспомогательным методом сбора информации. Наблюдение редко носит массовый характер и является одним из самых дорогостоящих методов сбора данных.

Выделяют объективные и субъективные недостатки метода наблюдения.

Объективные недостатки:

1) не все социальные факты поддаются наблюдению;

2) наблюдаемые факты ограничены во времени.

Субъективные недостатки связаны с личностными, профессиональными особенностями наблюдателя, который может по разному истолковывать наблюдаемые явления.

Важнейшим документом наблюдения является программа, которая определяет его этапы:

1. Определение цели и задач исследования.

2. Выбор объекта, предмета и ситуации наблюдения.

3. Выбор способа наблюдения.

4. Выбор способа регистрации наблюдаемого объекта.

5. Обработка и интерпретация полученной информации.

В программе конкретизируется перечень значимых элементов наблюдения. К ним относятся:

а) наблюдаемые — отдельные люди в различных ситуациях общения, малые группы, общности;

б) обстановка—место нахождения наблюдаемой ситуации, типичное для этого места социальное поведение;

в) цель деятельности людей;

г) социальное поведение — на кого (на что) направлена деятельность, психологическая атмосфера в группе;

д) частота и продолжительность — уникальность или типичность ситуации.

Наблюдение в социологии классифицируется по различным признакам. По месту проведения наблюдения различают долевое и лабораторное наблюдение. Полевое наблюдение происходит в естественных условиях, а лабораторное проводится в экспериментальной ситуации (конкурс, игра, соревнование). Поле деятельности лабораторного наблюдения ограничено, так как люди знают об эксперименте и могут вести себя неадекватно.

В зависимости от регулярности наблюдения оно носит систематический или случайный характер. Систематическое наблюдение планируется и осуществляется в течение определенного периода, несистематическое проводится без плана, по поводу той или иной конкретной ситуации.

По положению наблюдателя наблюдения подразделяются на включенные и невключенные. При включенном наблюдении социолог непосредственно включен в наблюдаемый объект, входит в социальную среду и изнутри характеризует процессы и явления. При “полном включении” социолог работает в изучаемом коллективе как его член.

Невключенное наблюдение предполагает изучение социологом объекта исследования со стороны, не участвуя в деятельности группы и не вступая с ее членами в прямые контакты.

Как включенное, так и невключенное наблюдение может проводиться как явно, так и скрыто. В последнем случае остро возникают проблемы этического характера.

Отечественный социолог В.А. Ядов предлагает пути повышения надежности данных наблюдения:

1. Максимально дробно классифицировать элементы событий, подлежащих наблюдению. Их надежность проверяется в пробных наблюдениях.

2. Если основное наблюдение осуществляется несколькими лицами, они сопоставляют свои впечатления и согласовывают оценки событий, используя единую технику ведения записи, тем самым повышается устойчивость данных наблюдения.

3. Один и тот же объект следует наблюдать в разных ситуациях.

4. Необходимо четко различать и регистрировать содержание, формы проявления наблюдаемых событий и их количественные характеристики.

5. Важно следить затем, чтобы описание событий не смешивалось с

их интерпретацией.

6. Важно следить за обоснованностью интерпретации данных, стремясь к тому, чтобы перепроверить свои впечатления с помощью различных возможных интерпретаций.

7. Полезно прибегнуть к независимому критерию для проверки обоснованности наблюдения. Данные наблюдений можно проконтролировать с помощью других методов.

 

⇐ Предыдущая15161718192021222324Следующая ⇒


Дата добавления: 2014-11-06; Просмотров: 430; Нарушение авторских прав?;




 

Наблюдение— метод сбора первичных эмпирических данных, который заключается в непосредственном восприятии (визуальном, слуховом) и регистрации значимых социальных процессов, явлений, событий, подвергающихся контролю и проверке.

Отличия научного наблюдения от обыденного:

• четко сформулированы цели и задачи, объект и предмет наблюдения;

• осуществляется по заранее продуманному плану;

• данные наблюдения фиксируются в протоколах по определенной

системе;

• полученная информация подвергаться контролю на обоснованность

и устойчивость.

Главное преимущество наблюдения — позволяет фиксировать события и элементы человеческого поведения в момент их совершения. Другие методы сбора первичных данных основываются на предварительных или ретроспективных суждениях индивида. Наблюдение дает более достоверные данные о действиях людей в определенных социальных ситуациях. Можно собирать данные независимо от желания членов исследуемой группы говорить.

Три специфические особенности наблюдения:

1) неразрывная связь наблюдателя с объектом наблюдения, накладывающая отпечаток на интерпретацию ученым наблюдаемых явлений;

2) восприятие социальных явлений наблюдателем и их интерпретация всегда эмоционально окрашены, что может быть причиной искажений данных наблюдения;

3) сложность повторного наблюдения, так как социальные процессы подвергаются воздействию различных факторов.

Наблюдение может служить достижению различных целей:

• может быть источником построения гипотез;

• служить методом проверки результатов других данных;

• давать дополнительные сведения об изучаемом объекте;

• применяется и в разведывательных, и в аналитических, и в экспериментальных исследованиях.

Наблюдение часто бывает не основным, а вспомогательным методом сбора информации. Наблюдение редко носит массовый характер и является одним из самых дорогостоящих методов сбора данных.

Выделяют объективные и субъективные недостатки метода наблюдения.

Объективные недостатки:

1) не все социальные факты поддаются наблюдению;

2) наблюдаемые факты ограничены во времени.

Субъективные недостатки связаны с личностными, профессиональными особенностями наблюдателя, который может по разному истолковывать наблюдаемые явления.

Важнейшим документом наблюдения является программа, которая определяет его этапы:

1. Определение цели и задач исследования.

2. Выбор объекта, предмета и ситуации наблюдения.

3. Выбор способа наблюдения.

4. Выбор способа регистрации наблюдаемого объекта.

5. Обработка и интерпретация полученной информации.

В программе конкретизируется перечень значимых элементов наблюдения. К ним относятся:

а) наблюдаемые — отдельные люди в различных ситуациях общения, малые группы, общности;

б) обстановка—место нахождения наблюдаемой ситуации, типичное для этого места социальное поведение;

в) цель деятельности людей;

г) социальное поведение — на кого (на что) направлена деятельность, психологическая атмосфера в группе;

д) частота и продолжительность — уникальность или типичность ситуации.

Наблюдение в социологии классифицируется по различным признакам. По месту проведения наблюдения различают долевое и лабораторное наблюдение. Полевое наблюдение происходит в естественных условиях, а лабораторное проводится в экспериментальной ситуации (конкурс, игра, соревнование). Поле деятельности лабораторного наблюдения ограничено, так как люди знают об эксперименте и могут вести себя неадекватно.

В зависимости от регулярности наблюдения оно носит систематический или случайный характер. Систематическое наблюдение планируется и осуществляется в течение определенного периода, несистематическое проводится без плана, по поводу той или иной конкретной ситуации.

По положению наблюдателя наблюдения подразделяются на включенные и невключенные. При включенном наблюдении социолог непосредственно включен в наблюдаемый объект, входит в социальную среду и изнутри характеризует процессы и явления. При “полном включении” социолог работает в изучаемом коллективе как его член.

Невключенное наблюдение предполагает изучение социологом объекта исследования со стороны, не участвуя в деятельности группы и не вступая с ее членами в прямые контакты.

Как включенное, так и невключенное наблюдение может проводиться как явно, так и скрыто. В последнем случае остро возникают проблемы этического характера.

Отечественный социолог В.А. Ядов предлагает пути повышения надежности данных наблюдения:

1. Максимально дробно классифицировать элементы событий, подлежащих наблюдению. Их надежность проверяется в пробных наблюдениях.

2. Если основное наблюдение осуществляется несколькими лицами, они сопоставляют свои впечатления и согласовывают оценки событий, используя единую технику ведения записи, тем самым повышается устойчивость данных наблюдения.

3. Один и тот же объект следует наблюдать в разных ситуациях.

4. Необходимо четко различать и регистрировать содержание, формы проявления наблюдаемых событий и их количественные характеристики.

5. Важно следить затем, чтобы описание событий не смешивалось с

их интерпретацией.

6.

Наблюдение как метод социологии

Важно следить за обоснованностью интерпретации данных, стремясь к тому, чтобы перепроверить свои впечатления с помощью различных возможных интерпретаций.

7. Полезно прибегнуть к независимому критерию для проверки обоснованности наблюдения. Данные наблюдений можно проконтролировать с помощью других методов.

 

⇐ Предыдущая15161718192021222324Следующая ⇒


Дата добавления: 2014-11-06; Просмотров: 429; Нарушение авторских прав?;




Под наблюдением понимается метод сбора первичной специальной информации путем прямой и непосредственной регистрации исследователем событий и условий, в которых они имеют место.

Наблюдение в социологии – простейший метод сбора первичной информации, лежащий в основе других методов.

Он заимствован из естественных наук, куда пришел из жизни. Однако наблюдение в обыденной жизни и научное наблюдение – не одно и то же.

Метод наблюдения в социологии

Последнее отличается планомерностью, систематичностью, последующей проверкой результата.

В социологической литературе можно встретить различную классификацию наблюдений. Они могут быть формализованные и неформализованные, включенные – когда исследователь является участником событий (например, когда журналист, социолог меняют профессию и становятся грузчиком, водителем и т.д.) и невключенные, когда наблюдение осуществляется при невмешательстве исследователя в изучаемые события. Есть полевые наблюдения, проводимые в естественной среде, в естественных условиях, и лабораторные. Последние чаще всего используются в психологических и социально-психологических экспериментах.

Наблюдения бывают систематические – по заранее жестко разграниченному плану изучения объекта в течение определенного времени и несистематические (кратковременные), когда они проводятся на стадии «разведки» как первичная основа для формулирования гипотез исследования или для контроля данных, полученных другими способами (из документов или с помощью опросов и т.д.). Каждый вид (тип) наблюдения имеет свою положительную и отрицательную стороны. Положительной стороной включенного наблюдения является то, что оно позволяет узнать все тонкости событий, их подоплеку, движущие мотивы главных действующих лиц. Негативные его стороны – в опасности потерять объективность оценки изучаемого явления, так как исследователь нередко адаптируется с наблюдаемым. В этой связи возникает и сложность с подбором исполнителя. Целый ряд сфер жизни почти или полностью невозможен для наблюдения.

Невключенное наблюдение значительно проще, но оно дает более поверхностную информацию об изучаемом явлении. При таком наблюдении затруднен учет мотивов действий людей, сравнительно пассивна роль наблюдателя.

Наблюдение открытое и скрытое – это виды включенного наблюдения. В первом случае объект знает, что за ним наблюдают и, естественно, вносит соответствующие коррективы в свое поведение, т.е. исследователь оказывает возмущающее воздействие на объект. При этом теряется чистота эксперимента, опыта, исследования. При скрытом наблюдении данный недостаток устраняется, но возникает вопрос об этической стороне сбора первичной социальной информации.

При всей привлекательности наблюдения как метода сбора социальной информации (простоте и сравнительно небольших финансовых затратах и др.) у него есть немало слабых мест. Прежде всего, это трудности с гарантированием репрезентативности (достоверности) данных. Наблюдатель фиксирует относительно локальные события, факты. Практически трудно охватить большое количество явлений. Отсюда возникает вероятность ошибок в интерпретации событий, поступков людей с точки зрения мотивов действующих лиц. Вероятность ошибок возможна еще потому, что социолог не только наблюдает, но и у него всегда есть своя система отсчета. Опираясь на эту систему, социолог толкует, интерпретирует те или иные факторы, события, но при всей субъективности восприятия основное содержание материалов отражает также и объективную ситуацию. Критерий практики не только доказывает принципиальную способность наблюдения давать объективную информацию, но и служит решающим средством выявления и преодоления субъективности из результатов наблюдения. Достоверно наблюдение тогда, когда при повторении его – в тех же условиях и с тем же объектом дает тот же результат.


⇐ Предыдущая31323334353637383940Следующая ⇒


Дата публикования: 2015-01-26; Прочитано: 211 | Нарушение авторского права страницы



studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2018 год.(0.001 с)…

Социологическое наблюдение.

Социологическое наблюдение — метод сбора первичной социологической информации. Социологическое наблюдение представляет собой целенаправленное и систематизированное восприятие какого-либо явления, черты, свойства и особенности которого фиксируются исследователем. Формы и приемы фиксации могут быть различными: бланк или дневник наблюдения, фото-, теле- или киноаппарат и другие технические средства. Особенность наблюдения как вида исследования и как метода сбора первичной информации — способность анализировать и воспроизводить жизненный процесс во всем его богатстве, поставлять разносторонние, порой весьма «обнаженные» впечатления об исследуемом объекте
В социологии различают:

— формализованное (которому свойственны четко формализованные процедуры и инструменты, предполагает повышенную способность наблюдателя к сосредоточению внимания на частностях и самоконтролю, а также пунктуальности, исполнительности и педантизму.) и неформализованное наблюдения (когда заранее не определена большая часть элементов, подлежащих регистрации, требует во многом противоположного — солидной теоретической подготовки в области социологии, психологии, социальной психологии и конфликтологии, умения с одинаковым вниманием следить, как минимум, за 5-7 параметрами ситуации, способности быстро переключать внимание, не зацикливаясь лишь на каком-либо одном проявлении категории наблюдения.);

 

— включенные (при котором наблюдатель лично участвует в наблюдаемом процессе) и невключенные наблюдения (при котором исследователь получает информацию об изучаемой группе, не включаясь в ход событий и не становясь членом этой группы);

 

— полевые (тип наблюдения, осуществляемый в естественных условиях реальной жизни), лабораторные (при котором сбор информации проводится в искусственно созданных для изучаемой группы условиях, контролируемых исследователем) и лабораторно-полевые наблюдения;

 

— систематические (нацеленном на регулярную фиксацию (по строгому графику и в четко регламентированных методических документах) единиц наблюдения, определенных не самим наблюдателем, а научным руководителем исследования.), эпизодические (это фиксация изучаемых явлений и событий при отсутствии четкого регламента регистрации их в определенных временных интервалах или по различным этапам их протекания); случайные наблюдения (не предусмотренные исследовательской программой, наблюдения, при которых единицы наблюдения жестко не регламентированы, могут стать эвристически ценными лишь при условии развитости теоретического мышления, научного воображения и интуиции социолога).

 

Наблюдение имеет ряд преимуществ в сравнении с другими социологическими методами. Главные из них — непосредственная связь исследователя с объектом его изучения; отсутствие опосредствующих звеньев; оперативность получения информации; его гибкость и многовариантность; дешевизна, малозатратность проведения социологического наблюдения.

Метод наблюдения в социологии.

Эти достоинства, однако, не исключают ряд недостатков. Наблюдатель вольно или невольно влияет на изучаемый процесс, вносит в него что-то такое, что не присуще его природе. Иначе говоря, этот метод весьма субъективен, личностные качества наблюдателя неизбежно сказываются на его результатах. Второй недостаток заключается в невозможности применения метода наблюдения к большим социальным совокупностям, таким, например, как нация. Третий недостаток состоит в том, что наблюдение дает возможность получать только качественные, а не количественные характеристики изучаемых явлений и процессов социальной действительности.

 

Предыдущая10111213141516171819202122232425Следующая


Дата добавления: 2016-02-16; просмотров: 205;


ПОСМОТРЕТЬ ЕЩЕ:

Перед тем как непосредственно приступить к выполнению самой процедуры, необходимо, чтобы каждый наблюдатель прошел соответствующую подготовку. Обучение наблюдателя подразумевает одновременное развитие у него способности, увидеть — значимые действия, а также способности к запоминанию и умение вести точные записи.

Необходимо помнить, что даже при большом желании наблюдателя не пропустить ничего в наблюдаемой ситуации он не может охватить ее целиком, поскольку ограничена сама его способность к восприятию. В каждый определенный момент человек способен воспринимать от пяти до девяти дискретных единиц одновременно.

Если речь идет о достаточно широкой сфере наблюдения, целесообразно поручить работу нескольким наблюдателям, строго распределив при этом функции. Так, одному из них может быть поручено наблюдать за общим ходом изучаемого процесса, другому — за речевым поведением, за тем, что и кем говорится, третьему — за мимикой и жестами участников взаимодействия и т. д.

Лучше всего подготавливать наблюдателей с помощью упражнений, когда обучающиеся ведут записи, наблюдая либо специально разыгрываемые, либо заснятые на кинопленку ситуации1.

Если такой возможности нет, то исследователь может проводить подготовку помощников на начальных стадиях наблюдения. Для этого нужно, чтобы они вместе присутствовали при наблюдении и вели параллельные записи. После наблюдения записи исследователя и обучающегося сравниваются, и исследователь разъясняет наиболее важные и сложные моменты.

В ходе подготовки следует начинать с того, чтобы научить наблюдателя, во-первых, тщательно различать наблюдаемые факты и вызванные ими реакции, во-вторых, уметь выделить в этих фактах максимальное число элементов.

Важным этапом при подготовке наблюдателя является разработка инструкции. Хорошо подготовленная инструкция облегчает работу наблюдателей по сбору и унификации материала.

В инструкции следует, прежде всего, определить уровень, на котором наблюдатели будут выносить свои суждения, и дать точные указания относительно того, по каким критериям те или иные действия, события, явления будут подводиться под ту или иную категорию.

Здесь же подчеркивается необходимость вести запись строго в соответствии с имеющимися категориями. Так, наблюдатель не может отметить «проявление агрессивности», если эта категория не отмечена в коде.

Инструкция должна содержать также требования к способу записи наблюдаемых событий, иными словами, она должна отвечать на вопрос, как фиксировать. Можно отмечать только наличие или отсутствие в каждый момент какого-либо действия, и конечный протокол будет указывать наблюдаемые частоты.

В инструкции непременно указывается, должен ли наблюдатель просто регистрировать факты, или в его обязанность входят их кодировка и интерпретация.

Если при записи требуется интерпретация намерений изучаемых лиц, в инструкции следует либо указать принцип, либо перечислить показатели, на основании которых наблюдатель будет выносить свое суждение. Все это необходимо для того, чтобы все наблюдатели по возможности одинаково оценивали наблюдение. Инструкция должна быть подготовлена заранее, ее формулировку следует проверить в ходе предварительных наблюдений и, если это понадобится, внести необходимые уточнения. От инструкции зависит, насколько наблюдатель поймет цель наблюдения и свою роль в исследовании. Необходимо, чтобы все положения инструкции были сформулированы четко и недвусмысленно. Инструкция должна быть письменной, а ее содержание — оставаться неизменным с того момента, как кончается подготовительный этап наблюдения.

Фиксация результатов

Основное требование к фиксации результатов наблюдения состоит в том, что запись должна вестись на месте наблюдения и в момент совершения наблюдаемого события. Эта запись одновременно является средством двойного контроля: за наблюдателем и за возможными отклонениями в рамках наблюдаемой ситуации или процесса.

Универсального способа записи, годного на все случаи жизни, фактически не существует. Очевидно, следует применять самые простые, экономичные и надежные способы записи. Конкретный выбор того или иного способа ведения записи прямо зависит от того, какое наблюдение используется. Неконтролируемое наблюдение, ставящее своей целью описание широкого круга явлений, чаще всего не имеет жестких форм записи. Здесь прежде всего важно, чтобы запись давала возможность определить, что является только наблюдением, а что — в какой-то мере интерпретацией наблюдаемых событий. Это нелегко, но необходимо, потому что в противном случае данные наблюдения смешаются с выводом1.

При контролируемом наблюдении еще до его начала имеются четкий план и система категорий, с помощью которых будет описываться наблюдаемое явлений или процесс. Система категорий оформляется в виде таблицы, карточки или протокола. В этом случае запись результатов сводится к тому, что заранее обусловленным знаком (плюс, минус, цифровой или буквенный индекс и т. д.) наблюдатель отмечает проявление той или иной формы поведения или фиксирует ее отсутствие.

И в случае контролируемого, и в случае неконтролируемого наблюдения для фиксации информации может использоваться видео-, кино-, фото- и звукозаписывающая аппаратура.

Для обработки результатов наблюдения, проведенного по структурализованной карточке, составляется код для шифровки, затем результаты наблюдения (их цифровые обозначения) переносятся на карточку машинного счета и обрабатываются в зависимости от величины массива (числа проведенных наблюдений) либо с помощью машины, либо вручную.

Проведение наблюдения требует тщательной подготовки: разработки программы, соблюдения всех этапов, подготовки и консультирования наблюдателя, составления репрезентативной выборочной совокупности, четкой фиксации результатов и их проверки.

4.Программа социологического наблюдения

Составление программы наблюдения ставит исследователя перед необходимостью решить ряд достаточно сложных проблем. Наблюдение- это прежде всего изучение объекта в ситуациях деятельности (например, рабочей бригады в процессе труда, слушателей различного рода лекций в процессе их взаимодействия с лектором, специальной группы, выполняющей, задание исследователя, и т. п.). Иначе говоря, речь идет об исследовании протекающего процесса.

При разработке программы наблюдения следует соблюдать следующие условия, которые оказывают определяющее влияние на качество получаемой информации: расчленение объекта наблюдения на составляющие элементы должно быть логичным, соответствовать органической природе объекта и позволять воссоздание (реконструкцию) целого из частей; расчленение должно вестись в терминах, адекватных тем, которыми исследователь намеревается оперировать при анализе полученной информации; выделенные элементы объекта наблюдения (единицы наблюдения) должны однозначно интерпретироваться, не допускать, двусмысленного толкования.

Выбор исследуемых коллективов и индивидов, определение условий, в которых будет происходить наблюдение, фактов, которые будут наблюдаться, и достоверности полученной информации — все эти вопросы следует решить заранее, чтобы наблюдение могло проходить организованно и последовательно, в соответствии с заранее разработанным планом.

Процесс разработки программы наблюдения состоит, прежде всего, в построении исследователем системы классификации тех фактов, которые составляют наблюдаемую ситуацию и отвечают целям исследования. Без нее зафиксированные факты будут изолированными, неопределенными и, следовательно, лишенными смысла. Однако система классификации фактов не должна быть слишком жесткой, иначе исследователь будет вынужден отбросить все факты, в нее не укладывающиеся.

Наблюдатель, у которого нет системы классификации, может увидеть много, а зафиксировать и определить очень мало. Исследователь, который использует слишком жесткую схему классификации, чаще будет фиксировать лишь те явления и факты, которые могут подтвердить его предварительные концепции.

В процессе наблюдения происходит накопление данных, и их предварительный анализ позволяет уточнить задачи наблюдения. Вводятся более строгие категории, выделяются наиболее значимые с точки зрения задачи исследования аспекты наблюдаемых ситуаций и событий. Поэтому программа наблюдения должна быть достаточно широкой и гибкой. Даже в тех случаях, когда задачи и гипотезы определены заранее, они могут быть переформулированы несколько раз в ходе работы. Если это происходит, необходимо фиксировать соответствующие изменения и вносить их в программу исследования.

4.1 Методологическая часть

Определение цели, задач и гипотезы исследования

Важное место в любой программе любого социологического исследования занимает построение его целей и выявление задач. Цель придает общую направленность исследованию, от неё зависят задачи исследования. Цель задает определённую логику проведения исследования. Чёткая формулировка конкретной цели — одно из важнейших требований к программе исследования. В данном случае целью социологического исследования является получение информации об уровне толерантности современной молодежи(студенческой). Ориентация на поставленную в программе цель служит необходимым критерием эффективности предпринятых теоретических, методических и организационных процедур социологического исследования.

Средством реализации цели исследования служат задачи исследования. Они раскрывают содержание предмета исследования и согласуются с гипотезами.

Задачами этого исследования являются:

1)Выявление степени терпимости студентов КурскГТУ к иностранным студентам и вообще иностранцам в нашем городе.

Информация, полученная при решении этой задачи, поможет определить актуальность исследуемой проблемы в рамках города Курска.

2) Выяснить условия, влияющие на степень толерантности к иностранцам студенчества в нашем ВУЗе.

Данные, полученные при решении этой задачи, помогут понять, какие именно условия влияют на степень толерантности студентов.

3) Выяснить, чем мотивируют студенты свое отношение (положительное или отрицательное) к иностранцам.

Данные, полученные при решении этой задачи, помогут понять, какие именно факторы формируют субъективное отношение студентов к иностранцам.

Таким образом, можно считать, что, решив поставленные выше задачи, можно решить возникшую проблему.

Также очень важно для любого исследования чётко и правильно сформулировать гипотезу. Гипотеза — это своеобразный прогноз ожидаемого решения исследовательской задачи. Она основывается на имеющихся теоретических знаниях об исследуемом объекте и практических выводов. Характер гипотез определяет логику исследований и способствует правильному выбору методов исследования. Гипотеза нужна для того, чтобы, исходя из проблемной ситуации, высказать предположения о влияющих на неё факторах и наметить ориентиры выхода из неё. Перед началом исследования нами выдвигается следующая гипотеза: в нашей стране наблюдается низкий уровень толерантности к гражданам других стран, принадлежащих другому этносу и культуре, что порождает частое непонимание в обществе и стычки между нашей молодежью и иностранцами, часто плохо заканчивающиеся для вторых.

Объект, предмет и выборка исследования

Страницы: ← предыдущаяследующая →

12345Смотреть все


Похожие страницы:

  1. Социология (29)

    Контрольная работа >> Социология

    … сущность, причины, факторы…………..5 Методынаблюдения в социологии………………………………..12 Список литературы…………………………………………………14 … характеристик» Методынаблюдения в социологии В исследованиях социология использует качественные и количественные методы. Качественные …

    МЕТОД НАБЛЮДЕНИЯ В СОЦИОЛОГИИ

  2. Социология как наука (6)

    Учебное пособие >> Социология

    … использование методовнаблюдения и сообщения, а также систематическое изучение логики. Особую роль в формировании социологии … У наук о природе социология заимствует приверженность к точным фактам, методынаблюдение и эксперимент, причинно-следственное …

  3. Теоретико-методологический аспект методанаблюдения в социологических исследованиях

    Курсовая работа >> Социология

    … теорию социологии, социальную психологию, специальную социологию, которая используется в конкретном исследовании, методы и тактику наблюдения, материалы …

  4. Методы исследования социально-экономических и политических процессов

    Курсовая работа >> Социология

    … в ней работников можно получить, используя методнаблюдения. Наблюдение — это целенаправленное визуальное восприятие и регистрация … из самых актуальных задач социологии труда. Социология позволяет измерить степень сплоченности (разобщенности …

  5. Качественные методы исследования в социологии

    Реферат >> Социология

    … эмпирическим методом, которым пользовались социологи первого поколения (Ф.Теннис, Э.Дюркгейм, Г.Зиммель и другие) было наблюдение … включенного наблюдения). Таким образом, первый этап развития социологии с точки зрения используемых методов должен …

Хочу больше похожих работ…

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *