2. Миграции, вызванные политическими причинами. Миграции населения в современном мире — реферат

План

Введение

В настоящее время в мире активно происходит процесс интернационализации производства. Сопровождается этот процесс движением товаров, услуг, капитала и труда между странами. Процесс перемещения трудовых ресурсов происходит в форме трудовой миграции. Трудовая миграция стала частью международных экономических отношений. Миграционные потоки устремляются из одних регионов и стран в другие. Сложился международный рынок рабочей силы. Это качественно новое явление, которое характеризуется постоянным ростом спроса и предложения иностранной рабочей силы.

Тема данной контрольной работы – миграционная политика. Государственное регулирование процесса миграции особенно актуально в наши дни. Начало изучения процесса трудовой миграции относится к 80-м годам 19 века. Первоначально международная трудовая миграция имела стихийный характер. Но затем принимающие страны попытались ввести ее в организационные рамки. Так, уже в конце 19 — начале 20 вв. в Германии, Франции, Швейцарии широко был распространен временный найм иностранных рабочих на определенный срок, предусматривающий их обязательную депортацию, т.е. их выезд обратно на родину. В Соединенных Штатах Америки с конца 19 в. был введен контроль за иммиграцией.

В настоящее время практически все страны мира активно воздействуют на процессы экспорта и импорта рабочей силы. Государственное регулирование направлено на то, чтобы получить максимальный эффект от положительных последствий международной трудовой миграции, и свести к минимуму отрицательные последствия этого явления как для стран-доноров, так и для стран-реципиентов.

Цели, поставленные в контрольной работе, следующие:

— дать краткую характеристику процесса трудовой миграции;

— изучить государственную миграционную политику: ограничительные и стимулирующие мероприятия;

— рассмотреть особенности миграционной политики в РФ;

— проанализировать миграционную ситуацию в Архангельской области.

При написании контрольной работы был использован список рекомендованной научной литературы, издания периодической печати: научные журналы, политические и экономические газеты, Интернет-ресурсы.

Государственная миграционная политика:

ограничительные и стимулирующие мероприятия

Как уже было сказано выше, процесс интернационализации производства, активно происходящий во всем мире, сопровождается интернационализацией рабочей силы. Основой формирования международного рынка рабочей силы послужили процессы международной трудовой миграции. Дадим определение понятию «международная трудовая миграция». «Под международной трудовой миграцией понимается перемещение трудовых ресурсов между странами и использование их за пределами национальных границ в течение определенного времени».[1] В зависимости от того, пересекаются ли при этом границы страны, различают миграцию внутреннюю и внешнюю. Внутренняя миграция приводит к перемещению трудовых ресурсов между регионами страны или между городом и селом, но численность населения страны при этом не меняется. Внешняя миграция влияет на численность населения страны, увеличивая ее на количество людей, которые переселились в данную страну (иммигранты), и уменьшая на количество людей, которые выехали за пределы данной страны (эмигранты).

Причины международной трудовой миграции имеют, в основном, экономический характер. К ним относятся следующие:

1.Различия в уровне экономического развития отдельных стран.

2.Наличие национальных различий в размерах заработной платы.

3.Существование органической безработицы в развивающихся странах (в последнее время это явление распространено и в постсоциалистических странах).

4.Международное движение капитала и функционирование международных корпораций.

Рассматривая мировое хозяйство в целом можно выделить следующие основные потоки трудовой миграции:

1. из развивающихся стран в развитые;

2. между развитыми странами.

3. между развивающимися странами.

4. из постсоциалистических стран в развитые страны.

5. миграция научных работников и квалифицированных специалистов из развитых стран в развивающиеся.

Давая определенные преимущества странам, принимающим рабочую силу и поставляющим ее, трудовая миграция в то же время порождает немало проблем. Вмешательство государства в международное движение рабочей силы началось значительно раньше, чем его участие в регулировании внешнеторговых потоков. Уже в конце ХVIII века в Англии были приняты законы, запрещавшие промышленным рабочим эмигрировать за границу. В течение XIX века многие европейские страны приняли законы, ограничившие въезд нежелательных лиц. Таким образом, участие государства крайне необходимо для регулирования процесса трудовой миграции и снижения ее отрицательных последствий.

Законодательство большинства принимающих стран ориентировано на селективный подход при регулировании иммиграции. Его суть заключается в том, что государство не препятствует въезду тех категорий работников, которые нужны в данной стране, ограничивая въезд всем остальным. Перечень желательных иммигрантов неодинаков по разным странам, но обычно они относятся к одной из следующих категорий:

— работники, готовые за минимальную плату выполнять тяжелую, вредную, грязную и неквалифицированную работу (строительные, подсобные, сезонные, вахтенные, муниципальные рабочие);

— специалисты для новых и перспективных отраслей (программисты, узкоспециализированные инженеры, банковские служащие);

— представители редких профессий (огранщики алмазов, реставраторы картин, врачи, практикующие нетрадиционные методы лечения);

— специалисты с мировым именем (музыканты, артисты, ученые, спортсмены, врачи, писатели);

— крупные бизнесмены, переносящие свою деятельность в принимающую страну, инвестирующие капитал и создающие новые рабочие места.

В разрешении проблем иммиграции задействованы как минимум три государственных ведомства: Министерство иностранных дел, ведающее через свое консульское управление выдачей въездных виз; Министерство юстиции в лице службы по иммиграции или иные органы пограничного контроля, которые непосредственно исполняют определенный законом режим въезда; Министерство труда, надзирающее за использованием иностранной рабочей силы.

Нормативно-правовой базе для иммиграции присущи следующие ограничительные черты:

1. Качественные требования к иностранной рабочей силе:

а) наличие необходимого профессионального образования. В большинстве случаев диплом необходимо переподтвердить или оценить в принимающей стране;

б) стаж работы по специальности: от 2 до 5 лет (Кипр — 2 года, Австралия — 3 года, США — 5 лет).

2. Ограничения личного характера. Они касаются состояния здоровья иммигрантов (не допускаются наркоманы, психически больные люди, зараженные вирусом СПИД); возрастного ценза (обычно в пределах 20-40 лет); политического и социального облика иммигрантов. Чаще всего законом запрещено иммигрировать лицам, ранее судимым за уголовные преступления, членам террористических и профашистских организаций.

3. Количественное квотирование. Вводиться в рамках всей экономики, отдельных отраслей, предприятий либо как ограничение на общее количество иммигрантов, приезжающих в страну в течение одного года.

4. Финансовые ограничения. В некоторых странах найм иностранной рабочей силы возможен только по достижении определенного объема оборота и продаж или после внесения определенных платежей в государственный бюджет..

5. Временные ограничения. Законодательства устанавливают максимальные сроки пребывания иностранных работников на их территории. По их окончании требуется либо покинуть страну, либо получить разрешение на продление срока своего пребывания в ней.

6. Географические приоритеты. Они устанавливаются с помощью количественных квот на въезд иммигрантов из определенных стран.

7. Запреты. Они делятся на явные и скрытые. Явные прямо определяют отрасли или специальности, в которых иностранцам работать нельзя. Скрытые, напротив, устанавливают перечень отраслей или специальностей, в которых могут работать только граждане данной страны.

8. Система санкций. Законодательно устанавливаются санкции за нарушение порядка иммиграции (депортация, денежные штрафы и/или тюремное заключение). Они могут налагаться как на самих мигрантов, так и на тех, кто помогает им незаконно въехать в страну или нанимает их на работу.


Похожие главы из других работ:

Межгосударственный миграционный обмен современной России

2.1 Внутрироссийские миграции

С начала 90-х годов прошлого столетия во внутрироссийских миграциях стали преобладать негативные тенденции. Последовательно совершавшееся многие десятки и сотни лет заселение слабоосвоенных…

Межгосударственный миграционный обмен современной России

2.2 Межгосударственные миграции

В 90-е и последующие годы продолжилось сокращение масштабов межгосударственной миграции в рамках постсоветского пространства, заметно уменьшались объемы как прибывающего в Россию населения, так и покидающие её. Тем не менее…

Миграции населения в современном мире

2. Миграции, вызванные политическими причинами

Вторая половина XX века стала, вероятно, самым политически неспокойным периодом за всю историю современной цивилизации, принесла огромное количество внутри- и внешнеполитических конфликтов и, как следствие…

Миграции населения в современном мире

3. Миграции, вызванные экономическими причинами

Рассмотрим теперь миграции, обусловленные экономическими причинами. Традиционно, такие миграции в литературе именуются трудовыми. Однако, в связи с тем, что в последние десятилетия возникло и закрепилось понятие «утечка мозгов»…

Миграции населения в современном мире

4. Направления международной миграции

В заключение, основываясь на изложенном фактическом материале, сделаем вывод об основных направлениях внешний миграций в современном мире…

Миграционные процессы и политика Германии

1.1 Понятие и виды миграции

На современном этапе миграция представляет собой не только социально-экономическое, но и социально-психологическое, этнографическое, нормативно-правовое, политическое явление, которое нельзя назвать однозначным ни по своей сущности…

Оценка процесса внутренней миграции России

1.1 Понятие и виды миграции

Под миграцией населения (от латинского migration — переселение) принято понимать территориальную подвижность (механическое движение) населения, связанную с его перемещением по территории страны (или между государствами), обусловленную, как правило…

Проблемы миграции в Республике Беларусь

1. Понятие и виды миграции

Бурное развитие проблемы миграции населения в современном мире продиктовало необходимость изучения этого вопроса…

Проблемы миграции в Республике Беларусь

2.2. Миграции, вызванные экономическими причинами

Рассмотрим теперь миграции, обусловленные экономическими причинами. Традиционно, такие миграции в литературе именуются трудовыми [3].

Вы точно человек?

Однако, в связи с тем, что в последние десятилетия возникло и закрепилось понятие «утечка мозгов»…

Современные тенденции миграций населения

Глава 1. Определение миграции. Изучение и влияние миграции

Современные тенденции миграций населения

1.1 Понятия миграции

Миграция населения — это пространственное перемещение людей через границы тех или иных территорий с переменой места жительства навсегда или на длительный период. Миграции населения изучают демографы, экономико-географы, экономисты, историки…

Современные тенденции миграций населения

1.2 Изучение миграции

Метод изучения миграции — совокупность специальных приёмов изучения факторов, показателей миграции, подвижности населения и её социального механизма. Основным является статистический метод…

Социально-экономическая характеристика Республики Северная Осетия — Алания

2.1 Миграции населения

На современный состав населения республики большое влияние оказали разные миграционный процессы. В начале XX Кавказ как переселенческий район был официально закрыт, и миграция в Северную Осетию сократилась. Однако…

Сравнительная экономико-географическая характеристика населения США и Италии

1.3 Размещение и миграции населения

По показателю средней плотности населения среди 20 наиболее населенных стран мира США занимают 18-е место. Данный показатель значительно ниже, чем в других развитых капиталистических странах. На середину 2007 он составил года 31 чел. км2 (см…

Типы воспроизводства и миграции населения Украины

3. Миграции населения

М/н миграция осуществляется в формах (несколько)

а) религиозной

б) трудовой

в) семейной

г) национальной

6. Некоторые развитые страны в связи с дефицитом квалифицированной рабочей силы принимают политику:

а) привлечения и удержания талантливых студентов из РС

б) запрет для переезда специалистов в другие страны

в) ограничения рабочего времени для квалифицированных специалистов

г) увеличения рабочего времени для квалифицированных специалистов

7. К странам, которые являются нетто-экспортерами рабочей силы относятся:

а) Таджикистан

б) Бельгия

в) Египет

г) Нидерланды

8. Отрицательными последствиями миграции в странах-донорах (экспортерах) являются все перечисленные ниже, кроме:

а) сокращения (депопуляции) населения

б) увеличения притока иностранной валюты за счет денежных переводов мигрантов на родину

в) сокращения интеллектуального потенциала страны

г) демографического старения населения

9. Для установления равновесия на рынке труда квалифицированных работников в развитых странах необходимо:

а) сократить их предложение

б) увеличить их спрос

в) увеличивать их предложение за счет иммигрантов из других стран

г) сократить их спрос

Ограничительным инструментом эмиграционной политики государства не является: (несколько)

а) лимитирование выдачи заграничных паспортов

б) установление эмиграционных квот на отдельные категории работников

в) ограничение срока работы за рубежом

г) учреждение компетентной и бесплатной службы помощи трудящимся мигрантам

11. К ограничениям для эмигрантов личного характера относят:

а) общий трудовой стаж

б) состояние здоровья

в) финансовые возможности эмигранта

г) возрастной ценз

К причинам международной трудовой миграции неэкономического характера относят: (несколько)

а) мотив заработка

б) этнические

в) семейные

г) перспективы карьерного роста

К основным причинам миграции рабочей силы можно отнести: (несколько)

а) экономические

б) экологические

в) политические

г) инфраструктурные

 

НАСТЯ Пальшина

14. Под коэффициентом образования обычно понимают

а) количество специалистов с высшим образованием к численности населения

б) численность студентов к численности населения

в) количество рабочих мест для научных работников к численности трудоспособного населения

г) численность населения к количеству лет обучения

ИЗ тестов от МО 10 (реальное тестирование гр. МО 09)

2. Предприниматели в принимающей стране при въезде рабочей силы:

а) проигрывают, так как у них увеличиваются затраты на оплату труда

б) проигрывают, так как возникает недостаток рабочей силы

в) выигрывают, так как у них сокращаются затраты на оплату труда

г) не получают дополнительных выгод

2. Для интенсификации научно – исследовательских работ в РС требуется…

а) студенты – практиканты

б) добровольцы для проведения различных опытов

в) специалисты высшей квалификации

г) обслуживающие рабочие

3. Международная миграционная политика осуществляется такой организацией как…

а) МВФ

б) ООН

в) МОТ

г) ВТО

4. Некоторые РС в связи с дефицитом квалифицированной рабочей силы принимают политику…

а) ограничения рабочего времени для квалифицированных специалистов

б) привлечение и удержание талантливых студентов из РС

в) увеличение рабочего времени для квалифицированных специалистов

г) запрета для переезда специалистов в другие страны

5. К действиям правительства страны, которые могут привести к росту иммиграции, относится…

а) принятие программы экономической помощи РС

б) принятие программы диверсификации географической структуры иммиграции

в) либерализация правил въезда в страну из-за рубежа

г) либерализация правил въезда граждан своей страны за рубеж

6. К причинам международной трудовой миграции неэкономического характера относятся… (не менее двух)

а) мотив заработка

б) перспективы карьерного роста

в) семейные

г) этические (национализм)

7. К положительным последствиям миграции в принимающей стране относится…

а) увеличение религиозных несогласий

б) ухудшение демографической ситуации

в) улучшение межличностных отношений

г) улучшение демографической ситуации

8.

Миграционная политика

К основным мировым центрам притяжения рабочей силы относятся…(не менее двух)

а) страны ЕС

б) США и Канада

в) Япония

г) Китай

9. К наиболее интенсивным миграционным потокам относятся потоки…(не менее двух)

а) из Турции в Германию

б) из Египта в Судан

в) из КНДР в Южную Корею

г) из Алжира во Францию

10. К прямым методам эмиграционной политики относится…

а) проведение операций на открытом рынке

б) создание государством запретительных или поощрительных условий, влияющих на эмиграцию

в) обучение неквалифицированных работников

г) введение пошлин

 

АЛЕКСЕЙ Соколов

11. Обязательными признаками международной трудовой миграции является…(не менее двух)

а) пересечение национальных границ

б) возврат на родину после завершения трудового капитала

в) заграничное трудоустройство строго по специальности

г) трудоустройство за пределами страны рождения

12. Основной целью иммиграционной политики государства является…

а) защита национального рынка труда от неконтролируемого притока иностранной рабочей силы

б) сокращение финансовой и социальной помощи иммигрантов

в) легализация части иностранных граждан, находящихся в стране без разрешения

г) защита интересов стран-экспортеров рабочей силы

13. Государственное регулирование миграции рабочей силы осуществляется принятием финансируемых из бюджета программ, направленных на:

а) ограничение притока высококвалифицированных работников

б) ограничение рэмиграции

в) ограничение притока иностранной рабочей силы

г) ограничение новых рабочих мест

14. В связи с НТП спрос на высококвалифицированных работников в развитых странах:

а) превышает их предложение

б) сбалансированный с предложением (равновесие)

в) постоянный и не изменяется со временем

г) меньше чем их предложение

15. Предприниматели в принимающей стране при въезде рабочей силы:

а) не получают дополнительных выгод

б) проигрывают, так как у них увеличиваются затраты на оплату труда

в) выигрывают, так как у них сокращаются затраты на оплату труда

г) проигрывают, так как возникает недостаток рабочих мест

16. К причинам международной трудовой миграции неэкономического характера относятся:

а) мотив заработка

б) этнические (национализм)

в) перспективы карьерного роста

г) семейные

17. Если за год страну покинуло 500000 трудовых мигрантов, а прибыло — 100000, то справедливо будет утверждать, что (несколько):

а) страна – нетто-импортер рабочей силы

б) в стране происходит естественная убыль населения

в) страна-нетто-экспортер рабочей силы

г) страна — выраженный регион «выхода» рабочей силы

18. Государственное регулирование миграции рабочей силы осуществляется принятием финансируемых из бюджета программ, направленных на:

а) ограничением реэмиграции

б) ограничение притока иностранной рабочей силы

в) ограничение притока высококвалифицированных работников

г) ограничение новых рабочих мест

19. Государственные финансы (госбюджет) в принимающей стране получают дополнительные доходы даже от нелегальных мигрантов, так как они уплачивают:

а) пошлины

б) субсидии

в) прямые налоги

г) косвенные налоги при покупке определенных товаров

20. Рабочие, оставшиеся в стране-доноре, после эмиграции других рабочих :

а) выигрывают, так как платят меньше налогов

б) выигрывают, так как повышается их заработная плата

в) выигрывают, так как платят больше налогов

г) проигрывают, так как снижается их заработная плата

21. Привлечение иностранной квалифицированной рабочей силы предоставляет странам-реципиентам:

а) дополнительные расходы бюджета

б) большую экономию на подготовке собственных кадров

в) сокращение доходной части бюджета

г) увеличение затрат на подготовку собственных кадров

 

 

КАТЯ

22. Уровень заработной платы в разных странах при международной миграции рабочей силы теоретически должен:

а) фиксироваться профсоюзами

б) выравниваться

в) фиксироваться государством

г) дифференцироваться

23. В связи с НТП спрос на высококвалифицированных работников в развитых странах:

а) сбалансированный с предложением (равновесием)

б) превышает их предложение

в) постоянный и не изменяется со временем

г) меньше, чем их предложение

12345

Государственная миграционная политика пред­ставляет собой целенаправленную деятельность государства по регулированию потоков экспорта и импорта рабочей силы. Различают государ­ственную иммиграционную и государственную эмиграционную политику.

Государственная иммиграционная политика связана с регулированием процессов импорта рабочей силы в страну. Целью данной полити­ки является обеспечение оптимального коли­чественного и качественного состава прибыва­ющих в страну трудящихся-мигрантов.

На им­миграционную политику могут оказывать вли­яние различные факторы:

1) демографическая ситуация в стране;

2) обеспеченность рабочей силой в той или иной отрасли народного хо­зяйства;

3) необходимость привлечения в стра­ну дополнительных инвестиций и другие фак­торы.

Инструменты иммиграционной политики дифференцируются в зависимости от категории эмиграции:

1) семейная эмиграция связана с воссоедине­нием семьи: супругов, детей и родителей, братьев и сестер. Для регулирования этой ка­тегории используется такой инструмент, как установление степени родства, т.е. одним ка­тегориям родственников может быть разре­шено воссоединение семьи, а другим запре­щено;

2) экономическая эмиграция связана с необхо­димостью привлечения в страну иностранного капитала. Эмиграция поощряется для созда­ния на территории страны предприятий, при­обретения крупной недвижимости. В качестве инструментов регулирования для этой кате­гории могут использоваться размер собствен­ного капитала, требование о создании в стра­не-импортере рабочей силы предприятия с определенным числом работников и другие;

3) профессиональная эмиграция связана с по­ощрением притока в страну квалифицирован­ной рабочей силы в требуемые секторы на­циональной экономики. В качестве инстру­ментов регулирования используются: возра­стной ценз, требования к состоянию здоро­вья, уровню образования, стажу работы, спе­циальности, личностной благонадежности (пребывание в тюрьме), установление наци­онально-географических приоритетов (прожи­вание только в определенном районе госу­дарства). Кроме того, могут использоваться и такие инструменты регулирования как ли­миты и квотирование (установление количе­ственных ограничений на импорт рабочей силы), а также временные ограничители (по срокам временного пребывания в стране);

4) эмиграция в категории за особые достиже­ния связана с желанием привлечь в страну выдающихся ученых, спортсменов, художни­ков и т. д. Как правило, для этой категории важнейшим критерием выступает наличие личных достижений на международном уров­не. В качестве инструментов регулирования выступают специальные программы, предос­тавляющие большие возможности и льготы для этой категории специалистов;

5) гуманитарная эмиграция связана с предос­тавлением статуса беженца по политическим, национальным или религиозным причинам. Для этой категории также устанавливаются лимиты и квоты.

В зависимости от сроков пребывания эмиг­рантов в стране-импортере рабочей силы раз­личают три типа иммиграционной политики:

1) политика, ограничивающая время пребыва­ния иммигранта в стране;

2) политика, разрешающая проживание в стра­не без ограничений по срокам пребывания;

3) политика, разрешающая постоянное прожи­вание иммигранта в стране с возможностью последующего получения гражданства.

Эмиграционная политика связана с регулиро­ванием оттока рабочей силы из страны.

Инструменты эмиграционной политикиможно дифференцировать на инструменты прямого и косвенного воздействия на эмиграционные про­цессы.

К инструментам, прямо влияющим на эмиг­рацию, можно отнести:

1) рыночные инструмен­ты, например, введение своеобразного налога на выезд, который покрывает затраты государ­ства на образование и социальную поддержку (например, в Израиле);

2) использование адми­нистративных запретов на выезд из страны че­рез лимитирование выдачи загранпаспортов, запрет на выезд определенных категорий ра­ботников и другие меры.

К инструментам косвенного регулирования эмиграции можно отнести:поощрение валютных переводов из-за ру­бежа, открытие эмигрантам валютных счетов под более высокую процентную ставку, другие инструменты.

Миграционные политики, как в стране-реципиенте, так и в стране доноре должны взаимно корректироваться, так как их действия взаимосвязаны. Например, когда страна-реципиент отправляет мигрантов на ро­дину по истечении срока их законного пребывания в стране, для страны-донора этот процесс обернется ростом предложения рабочей силы на ее рынке. С другой стороны, если страна-донор не создает новых рабочих мест для «возвращенцев», в стране-реципиен­те будет расти нежелательная нелегальная миграция.

Взаимосвязанность миграционных политик стала причиной их международного регулирования.

Реализация миграционной политики

Оно осуществляется как на двухсто­ронней основе, так и на основе правовых норм и стандартов, отрабо­танных международными организациями.

Страны, ратифицируя международные конвенции, признают приоритет норм международного права над национальным законо­дательством. Международное право предусмотрело разделение от­ветственности между странами — реципиентами и донорами за кон­троль миграционных потоков. Страна-реципиент отвечает за прибытие и использование мигрантов, а страна-донор — за регули­рование оттока рабочей силы и защиту интересов своих граждан за рубежом.

Международных организаций, регулирующих режим миграцион­ных потоков, достаточно много (прежде всего в рамках ООН). Осо­бая роль принадлежит МОТ (Международная организация труда), которая отрабатывает режим использования труда мигрантов. Воз­растает и роль МОМ (Международная организация по миграции), которая балансирует межстрановую миграцию и является одновре­менно информационным центром по данным вопросам.


Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *