Налоговые проверки их виды и порядок проведения

Налоговые органы осущ-ют 2 основных вида налоговых проверок: камеральные и выездные.

Камеральная проверка (ст. 88) проводится по месту нахождения налогового органа на основе деклараций и док-тов, представленных н/плательщиком, служащих основанием для исчисления и уплаты налога, а также др. док-тов о деят-ти н/плательщика, имеющихся у налогового органа. Камеральная проверка проводится уполномоченными должностными лицами налогового органа в соответствии с их служебными обязанностями без какого-либо спец. решения рук-ля налогового органа в течение 3-х мес. со дня представления н/плательщиком декларации и док-тов, служащих основанием для исчисления и уплаты налога. Если проверкой выявлены ошибки в заполнении док-тов или противоречия между сведениями, содержащимися в представленных док-тах, то об этом сообщается н/плательщику с требованием внести соответствующие исправления в установленный срок. При проведении камеральной проверки налоговый орган вправе истребовать у н/плательщика дополнит. сведения, получить объяснения и док-ты, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты налогов. На суммы доплат по налогам, выявленные по рез-там камеральной проверки, налоговый орган направляет требование об уплате соответствующей суммы налога и пени.

Выездная проверка проводится на основании решения рук-ля налогового органа (ст. 89). Выездная проверка в отношении одного н/плательщика может проводится по одному или нескольким налогам. Налоговый орган не вправе проводить в течение одного календарного года 2 выездные проверки и более по одним и тем же налогам за один и тот же период. Выездная проверка не может продолжаться более 2-х мес. В искл. случаях вышестоящий налоговый орган может увеличить продолжительность выездной проверки до 3-х мес. При необходимости уполномоченные должностные лица налоговых органов, осущ-щие выездную проверку, могут проводить инвентаризацию имущества н/плательщика, а также производить осмотр производственных, складских, торговых и иных помещений, используемых н/плательщиком для извлечения дохода либо связанных с содержанием объектов налогообложения в установленном порядке. При наличии у осущ-щих проверку должностных лиц достаточных оснований полагать, что док-ты, свидетельствующие о совершении правонарушений, могут быть уничтожены, скрыты, изменены или заменены, производится выемка этих док-тов по акту, составленному этими должностными лицами. В акте о выемке док-тов должна быть обоснована необходимость выемки и приведен перечень изымаемых док-тов. Н/плательщик имеет право при выемке док-тов делать замечания, к-рые должны быть по его требованию внесены в акт. Изъятые док-ты должны быть пронумерованы, прошнурованы и скреплены печатью или подписью н/плательщика. Копия акта о выемке док-тов передается н/плательщику. По окончании выездной проверки проверяющий составляет справку о проведенной проверке, в к-рой фиксируются предмет проверки и сроки ее проведения.

 

Особенности определения налоговой базы по доходам, полученным в виде дивидендов. Налоговая декларация по налогу на прибыль, сроки ее представления в налоговые органы.

Особенности определения налоговой базы по доходам, полученным от долевого участия в других организациях

∑ налога на дох от долевого участия в д-ти орг-й (дивиденды) опр-ся с у/след положений.

Если источником дох нал-щика является ин. орг-ия, ∑ налога в отн-и получ-х дивидендов опр-ся нал-щиком самос-о исходя из ∑ полученных дивидендов и ставки 15%. При этом нал-щики, получающие дивиденды от ин. орг-и, в т.ч. через постоян представительство ин. орг-и в РФ, не вправе уменьшить ∑ налога на ∑ налога, исчисл-ую и уплач-ю по месту нахож-я источника дох.

Для нал-щиков, по дох в виде дивидендов, НБ по дох, получ-м от долевого участия в др орг-ях, опр-ся нал агентом. Если источником дох нал-щика явл-ся росс орг-я, указ-ая орг-ия признается нал агентом и опр-т ∑налога. При этом ∑налога, подлежащая удержанию из дох нал-щика — получателя дивидендов, исчисл-ся нал агентом исходя из общ ∑ налога, и доли каж нал-щика в общ ∑ дивидендов. Общ ∑налога опр-ся как 9%*разницу м/у ∑ дивидендов, подлежащих распред-ю м/у акционерами в тек нал периоде, уменьш-й на ∑ дивидендов, подлежащих выплате нал агентом в тек нал периоде, и ∑ дивидендов, получ-х самим нал агентом в тек отч (нал) периоде и пред отч (нал) периоде, если данные ∑ дивидендов ранее не участвовали в расчете при оп
р-и облагаемого налогом дох в виде дивидендов. В случае, если полученная разница отрицательна, обяз-ть по уплате налога не возн-т и возмещ-е из бюджета не пр-ся. В случае, если росс орг-я — нал агент выплачивает дивиденды ин. орг-и и физ/лицу, не являющемуся резидентом РФ, НБ нал-щика — получателя дивидендов по каж такой выплате опр-ся как ∑ выплачиваемых дивидендов и к ней применяется ставка -15%//30% (дох ф/л нерезидентов).

Налоговая декларация

Нал-щики независимо от наличия у них обяз-ти по уплате налога и авансовых платежей, особенностей исчисл-я и уплаты налога обязаны по истечении каж отч и нал периода представлять в нал органы по месту св нахож-я и месту нахож-я каж обособл-го подразд-я соотве декларации. Нал агенты обязаны по истечении каж отч (нал) периода, в к-м они пр-ли выплаты нал-щику, представлять в нал органы по месту св нахождения нал.расчеты. Нал-щики по итогам отч. периода представляют декларации упрощенной формы. Некомм орг-и, у к-х не возн-т обяз-в по уплате налога, представляют декларацию по упрощ форме по истечении нал периода. Нал-щики (нал агенты) представляют декларации (нал расчеты) не позднее 28 дней со дня окончания соотв отч периода. Нал-щики, исчисляющие ∑ ежемесячных авансовых платежей по факт-ки полученной Пр, представляют декларации в сроки, устан-ые для уплаты авансовых платежей. Декларации (налрасчеты) по итогам нал периода представляются нал-щиками (нал агентами) не позднее 28 марта года, след за истекшим нал периодом. Орг-я, в состав к-й входят обособл подразд-я, по окончании каж. отч и нал периода представляет в нал органы по месту св нахождения декларацию в целом по ор-и с распределением по обособл подразд-ям.

Билет № 15


Читайте также:

Как получить квитанцию об оплате?

После завершения платежа, вы можете отправить детали операции на электронную почту. Если вы этого не сделали, но хотели бы получить данную информацию, то напишите нам на info@nalogi.online или через форму обратной связи, указав: -ИНН
-номер телефона, указанный при оплате
-дату оплаты
-адрес электронной почты, на который необходимо отправить уведомление
Мы оперативно пришлем детали совершенной операции!

Как узнать свой ИНН?

Узнать свой ИНН, по паспортным данным, можно на сайте ФНС России — nalog.ru.

Когда деньги поступят в Федеральное казначейство?

Обычно деньги в Федеральное казначейство поступают в течение 1 рабочего дня.

Требуется ли регистрация в сервисе Nalogi.Online?

Нет, полный функционал нашего сервиса доступен без регистрации.

Как узнать детали налоговых начислений?

Подробную информацию о налоговых начислениях — за что начислен налог, период начисления, доступные льготы и прочую информацию Вы можете получить после авторизации в Личном кабинете налогоплательщика, на сайте Федеральной налоговой службы — налог.ру (nalog.ru).

Принципы, основания и виды налоговых проверок, сроки и порядок их проведения

Имущественный налогТранспортный налогЗемельный налогНДФЛ

© 2018 «Налоги Онлайн» Информационно-техническое взаимодействие осуществляется через платежный сервис A3. Безопасность операций подтверждена сертификатом соответствия международному стандарту PCI DSS. Услуги по переводу денежных средств оказывает ПАО «Промсвязьбанк», Генеральная лицензия Банка России №3251, ИНН 7744000912

Главная — НАЛОГИ И НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ — Сопровождение налоговых проверок

Сопровождение налоговых проверок

Налоговая проверка процедура не из приятных. Если в вашей бухгалтерии есть нарушения – еще и затратная. Во избежание штрафов и длительных процедур восстановления справедливости через суд, стоит регулярно проводить аудит бухгалтерии и налогообложения фирмы.

Налоговые органы принимают решения о взысканиях на базе результатов налоговых проверок. Они бывают двух видов: камеральные и выездные.

Камеральную проверку проводят специалисты ИФНС в помещении налогового органа на базе налоговых деклараций и документов, которые предоставляет в инспекцию налогоплательщик.

Это наиболее щадящий вид налоговой проверки.

Если вам грозит выездная налоговая проверка, то она будет проводиться на месте нахождения налогоплательщика. Выездные налоговые проверки бывают плановые и внеплановые.

Порядок проведения и виды налоговых проверок

Часто причиной проведения внеплановой выездной налоговой проверки служат факты, которые обнаружены правоохранительными органами, или при проверке деятельности других налогоплательщиков с запятнанной репутацией. В этом случае правоохранительные органы действуют совместно с сотрудниками ИФНС, и их присутствие серьезно нарушает режим работы предприятия.

Правила проведения проверок регламентируются законом и контролируются прокуратурой. О любых проверках инспектирующий орган предупреждает налогоплательщика заранее. О плановой налоговой проверке можно узнать на сайте генеральной прокуратуры РФ, где публикуется утвержденный на год список налогоплательщиков, подлежащих проверке.

При получении уведомления о проведении выездной проверки не тяните время – пригласите специалиста, чтобы успеть исправить ошибки учета. Профессионал компании ЭФА познакомится с ведением бухгалтерии и будет в состоянии парировать доводы налоговиков в вашу пользу.

Консультации специалистов компании «ЭФА» при выездных и камеральных налоговых проверках:

  • Консультирование по спорным вопросам при прохождении налоговых проверок;
  • Проверка налоговых деклараций и имеющихся документов;
  • Подготовка документов к проверке (инвентаризация, сбор, ксерокопирование, заверение);
  • Разработка договоров в рамках подготовки к проверке;
  • Участие в проверке ИФНС (сопровождение проверки);
  • Оценка налоговых рисков;
  • Представительство в налоговом органе до момента составления акта проверки, решения;
  • Подготовка письменных возражений на акты налоговых органов, постановления о привлечении налогоплательщика к ответственности;
  • Оценка перспективы дела по акту проверки.

Компания «ЭФА» поможет восстановить бухгалтерский учет, провести аудит налогообложения.

Сотрудники компании окажут услуги сопровождения налоговой проверки, проследят, чтобы не нарушались ваши права, помогут решить спорные вопросы по результатам налоговой проверки, в том числе через суд.

Подробнее о проверках налоговиков:

Выездная налоговая проверка

Камеральная налоговая проверка

Задать вопрос по подготовке к проведению налоговой проверки вы можете через форму на сайте или по телефону/

 

Порядок проведения и виды налоговых проверок

Налоговые проверки налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов являются одной из основных форм налогового контроля. Ст. 87 НК РФ предусмотрены следующие виды налоговых проверок:

1. камеральные налоговые проверки;

2. выездные налоговые проверки.

Целью камеральной и выездной налоговых проверок является контроль за соблюдением налогоплательщиком, плательщиком сборов или налоговым агентом законодательства о налогах и сборах.

Камеральная налоговая проверка (ст.

88 НК РФ) проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций и документов, представленных налогоплательщиком. Эта проверка проводится уполномоченными должностными лицами налогового органа в соответствии с их служебными обязанностями. Продолжительность камеральной проверки − три месяца со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации и других документов, необходимых для расчета налогов.

При выявлении ошибок в заполнении документов или противоречий между сведениями в представленных документах для исчисления налогов налогоплательщику:

1.

Какие виды налоговых проверок предусмотрены НК РФ

предлагается в установленный срок внести необходимые исправления в налоговую отчетность установленный срок;

2. направляется требование об уплате налога и пени, если по результатам камеральной проверки выявлены недоплаты по налогам.

В случае выявления нарушений в составлении деклараций налоговые органы составляют акт в 10-дневный срок.

Выездная налоговая проверка (ст. 89 НК РФ) проводится на основании решения руководителя налогового органа или его заместителя.

Решение о проведении выездной налоговой проверки должно содержать следующие сведения:

Ø полное и сокращенное наименования либо фамилия, имя, отчество налогоплательщика;

Ø предмет проверки, то есть налоги, правильность исчисления и уплаты которых подлежит проверке;

Ø периоды, за которые проводится проверка;

Ø должности, фамилии и инициалы сотрудников налогового органа, которым поручается проведение проверки.

Место проведения проверки − помещение налогоплательщика. Если проверяемый налогоплательщик не может обеспечить проверяющих помещением, то выездная налоговая проверка может быть проведена по месту нахождения налогового органа.

Предметом выездной налоговой проверки является правильность исчисления и своевременность уплаты налогов.

Выездная налоговая проверка в отношении одного налогоплательщика может проводиться по одному или нескольким налогам сразу. Не допускается проводить две и более проверки по одним и тем же налогам за один и тот же период. Повторная выездная проверка налогоплательщика возможна по решению вышестоящих налоговых органов на основе мотивированного постановления этого органа.

Повторная проверка проводится потрем основаниям:

1. в порядке контроля вышестоящим налоговым органом за деятельностью нижестоящего органа, проводившего проверку;

2. тем же налоговым органом на основании решения его руководителя −в случае представления налогоплательщиком уточненной налоговой декларации, в которой указана сумма налога в размере меньшем ранее заявленного;

3. в связи с реорганизацией или ликвидацией организации.

Выездная налоговая проверка охватывает период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о ее проведении.

По общему правилу выездная налоговая проверка не может продолжаться более двух месяцев. По определенным основаниям этот срок может быть продлен до четырех месяцев, а в исключительных случаях − до шести.

Исчисление срока выездной налоговой проверки начинается со дня вынесения решения о ее назначении и до дня составления справки о проведенной проверке. Вместе с тем налоговое законодательство допускает продление сроков проведения выездной налоговой проверки. Такое продление может быть обусловлено:

1. истребованием от налогоплательщика и иных источников документов, необходимых для проведения проверки;

2. проведение экспертиз;

3. переводом на русский язык документов.

Однако срок продления проверки также ограничен во времени и не может превышать 6-ти месяцев.

Приостановление и возобновление проведения выездной налоговой проверки оформляются соответствующим решением руководителя (заместителя руководителя) налогового органа, проводящего указанную проверку.

В процессе выездной проверки должностные лица могут проводить:

Ø осмотр (обследование) производственных, складских, торговых и иных помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (ст. 92 НК РФ);

Ø истребование документов (ст. 93 НК РФ);

Ø проверку денежного оборота и денежных документов;

Ø инвентаризацию имущества налогоплательщика;

Ø экспертизу (ст.95 НК РФ) и т.д.

Если у должностных лиц, осуществляющих проверку, имеются основания полагать, что документы, сви
детельствующие о совершении правонарушения, могут быть уничтожены, скрыты, изменены налогоплательщиком они имеют право провести выемка этих документов (ст. 94 НК РФ).

Для дачи показаний в качестве свидетеля может быть вызвано любое физическое лицо, которому могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для осуществления налогового контроля. В необходимых случаях для участия в проведении проверки на договорной основе привлекают специалиста, не заинтересованного в исходе дела.

При проведении действий в процессе осуществления налогового эти действия и их результаты должны оформляться протоколами (ст. 99 НК РФ).

В протоколе в обязательном порядке указываются

1. его наименование;

2. место и дата производства конкретного действия;

3. время начала и окончания действия;

4. должность, фамилия, имя, отчество лица, составившего протокол;

5. фамилия, имя, отчество каждого лица, участвовавшего в действии или присутствовавшего при его проведении, а в необходимых случаях — его адрес, гражданство;

6. содержание действия, последовательность его проведения;

7. выявленные при производстве действия существенные для дела факты и обстоятельства.

В зависимости от предусмотренных вопросов различают комплексные и тематические проверки.

Комплексная проверка охватывает вопросы правильности исчисления и уплаты всех налогов, уплачиваемых налогоплательщиком. В ходе данной проверки ревизии подлежат все счета предприятия, играющие роль в формировании налоговых обязательств.

При тематической проверке изучаются вопросы правильности исчисления отдельных видов налогов и других обязательных платежей.

В последний день проведения выездной налоговой проверки проверяющий обязан составить справку и вручить ее налогоплательщику. В случае уклонения от получения справки она направляется налогоплательщику заказным письмом по почте.

Результаты выездной налоговой проверки оформляются актом. Этот акт должен быть подготовлен и направлен налогоплательщику в течение двух месяце со дня выдачи ему справки об окончании проведения выездной налоговой проверки

В акте налоговой проверки указываются:

1. документально подтвержденные факты налоговых правонарушений, если они имели место;

2. выводы и предложения проверяющих по устранению выявленных нарушений.

Акт должен быть подписан сторонами. В случае отказа налогоплательщика от подписи проверяющим инспектором в акте делается соответствующая отметка. Акт налоговой проверки передастся руководителю организации-налогоплательщика либо индивидуальному предпринимателю (под расписку, пересылается по почте заказным письмом).

При несогласии налогоплательщика с результатами проверки, изложенными в акте, то он должен в течение 15 дней со дня получения акта направить в налоговый орган в письменном виде свои возражения, приложив необходимые документы.

Материалы проверки, акт, составленный по результатам проверки, возражения проверяемого лица рассматриваются руководителем налогового органа или его заместителем. О месте и времени этого рассмотрения налогоплательщик извещается должным образом.. В случае неявки проверяемого производство по делу не приостанавливается.

По результатам рассмотрения материалов налоговой проверки выносится решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или об отказе в привлечении. Копия его вручается лицу (представителю) под расписку или передается иным способом, свидетельствующим о дате получения.

Решение о привлечении к ответственности подлежит исполнению со дня его вступления в силу. На основании решения нарушителю налогового законодательства направляется требование об уплате налога (сбора), соответствующих пеней, а также штрафа.

Вопросы для самоконтроля освоения темы

1. Цель и задачи налогового контроля.

2. Порядок постановки на учет в налоговые органы физических и юридических лиц

3.

Налоговая декларация: ее содержание, внесение изменений в налоговую декларацию и порядок ее предоставления.

4. Виды проверок, проводимых налоговыми органами. Цели и задачи этих проверок.

5. Оформление результатов налоговой проверки.

6. Порядок рассмотрения дел о налоговых правонарушениях.

7. Обжалование решения налогового органа о привлечении налогоплательщика к ответственности за налоговое правонарушение.

8. Рассмотрение дел и исполнение решений о взыскании налоговых санкций.

Тема 5.Возникновение и исполнение обязанности по уплате налогов и сборов

5.1. Общие вопросы возникновения и исполнения обязанности по уплате налогов и сборов.

Возникновение обязанности по уплате налогов и сборов, а также исполнение этой обязанности регулируется главой 8 Налогового кодекса РФ (ст.44 – 60 НК РФ).

В общем виде возникновение и исполнение обязанности по уплате налогов и сборов реализуется следующим образом и в следующей последовательности:

1. Возникновение обязанности по уплате налога или сбора по основаниям, установленным налоговым законодательством.

2. Исчисление налога или сбора, подлежащего уплате, а также его декларирование.

3. Самостоятельное исполнение налогоплательщиком обязанности по уплате налога или сбора.

4. Принудительное исполнение обязанности по уплате налога или сбора в случае неисполнения самостоятельно налогоплательщиком этой обязанности:

4.1. направление налогоплательщику требования об уплате налога или сбора;

4.2. обеспечение исполнения обязанности по уплате налогов и сборов.

5. Прекращение исполнения обязанности по уплате налогов и сборов по основаниям, установленным законодательством о налогах и сборах.

5.2 . Возникновение обязанности по уплате налогов и сборов, ее изменение и прекращение


Дата добавления: 2018-03-01; просмотров: 102;


ПОСМОТРЕТЬ ЕЩЕ:

Часть I — Камеральная налоговая проверка

1.1 Налоговые проверки: понятие, виды

Среди форм налогового контроля, перечисленных в статье 82 НК РФ, первыми названы налоговые проверки.

Налоговая проверка — это процессуальное действие налогового органа по контролю за правильностью исчисления, своевременностью и полнотой уплаты (перечисления) налогов (сборов). Оно осуществляется путем сопоставления фактических данных, полученных в результате налогового контроля, с данными налоговых деклараций, представленных в налоговые органы.

Право на проведение налоговых проверок предоставлено налоговым органам статьей 31 НК РФ и регламентировано главой 14 «Налоговый контроль».

С введением в действие НК РФ налоговые органы не утратили прав на проведение иных (неналоговых) проверок. Так, в соответствии с Законом РФ от 18 июня 1993 г. N 5215-1 » О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением» налоговые органы проводят проверки по применению ККМ; в соответствии с Федеральным Законом от 22 ноября 1995 г. N171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» — проверка производства и оборота алкогольной продукции и т.д.

Объем правомочий налоговых органов и существующих ограничений на проведение тех или иных процессуальных действий (доступ на территорию или в помещение, осмотр, истребование документов, выемка (изъятие) документов и предметов, инвентаризация, экспертиза и др.) напрямую зависит от вида проводимой проверки. Виды проверок представлены на рисунке 1.

Рисунок 1

Рассмотрим, какие же проверки могут проводить налоговые органы. Проверки, проводимые налоговыми органами, можно классифицировать по различным основаниям.

В зависимости от объема проверяемой документации и места проведения налоговой проверки они делятся на камеральные и выездные.

Камеральная проверка — это проверка представленных налогоплательщиком налоговых деклараций и иных документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налогов, а также проверка других имеющихся у налогового органа документов о деятельности налогоплательщика, проводимая по месту нахождения налогового органа.

В настоящее время камеральные проверки остаются существенным фактором пополнения бюджета. Обнаруженные в ходе камеральных проверок ошибки в самих налоговых декларациях, в обосновании льгот дают существенную прибавку в платежах в бюджет.

Камеральная проверка проводится уполномоченными должностными лицами налогового органа в соответствии с их служебными обязанностями без какого-либо специального решения руководителя налогового органа в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации и документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налога, если законодательством о налогах и сборах не предусмотрены иные сроки. Целью камеральной проверки является контроль за соблюдением налогоплательщиками законодательных и иных нормативных правовых актов о налогах и сборах, выявление и предотвращение налоговых правонарушений, взыскание сумм неуплаченных (не полностью уплаченных) налогов и соответствующих пени, возбуждение при наличии оснований процедуры взыскания в установленном порядке налоговых санкций, а также подготовка необходимой информации для обеспечения рационального отбора налогоплательщиков для проведения выездных налоговых проверок.

Под выездной налоговой проверкой понимается комплекс действий по проверке первичных учетных и иных бухгалтерских документов налогоплательщика, регистров бухгалтерского учета, бухгалтерской отчетности и налоговых деклараций, хозяйственных и иных договоров, актов о выполнении договорных обязательств, внутренних приказов, распоряжений, протоколов, любых других документов; по осмотру (обследованию) различных предметов, любых используемых налогоплательщиком для извлечения доходов либо связанных с содержанием объектов налогообложения производственных, складских, торговых и иных помещений и территорий; по проведению инвентаризации принадлежащего налогоплательщику имущества; а также других действий налоговых органов (их должностных лиц), осуществляемых по месту нахождения налогоплательщика (месту его деятельности, месту расположения объекта налогообложения) и в иных местах вне места нахождения налогового органа.

Впервые термин «Выездная налоговая провер
ка» введен в обиход контрольной работы Налоговым кодексом Российской Федерации. Ранее проверки, проводимые с выходом к налогоплательщику, назывались документальными. Однако, разница между понятиями «выездная» и «документальная» проверки отнюдь не терминологическая. Существует распространенное мнение, что выездная налоговая проверка и документальная проверки это одно и то же.

2. Понятие и виды налоговых проверок

Однако, на самом деле, это отнюдь не тождественные понятия. Так, выездная налоговая проверка — это проверка, проводимая, как правило, в помещении налогоплательщика. Документальная же проверка — это проверка, охватывающая первичную бухгалтерскую документацию и учетные регистры налогоплательщика. При этом ни один законодательный акт не уточняет место проведение такой проверки.

Основными участниками, выездной налоговой проверки являются проверяемая организация или индивидуальные предприниматели и налоговый орган (его должностные лица). Однако с выездными проверками могут быть сопряжены действия и других лиц, например, экспертов, переводчиков, но такие действия, как правило, бывают обусловлены инициативой налогового органа.

Цель выездной налоговой проверки практически такая же, как и камеральной: осуществление контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в бюджет налогов и сборов, за соблюдением законодательства о налогах и сборах, взыскание недоимок по налогам и нени, привлечение виновных лиц к ответственности за совершение налоговых правонарушений, предупреждение таких правонарушений. Однако они достигаются другими, специфическими именно для выездных проверок средствами. Например, выемка документов и предметов в рамках налогового контроля может быть осуществлена только при проведении выездной проверки.

Выездной налоговой проверкой могут быть охвачены только три календарных года деятельности налогоплательщика непосредственно предшествовавшие году проведения проверки. Налоговый орган не вправе проводить в течение одного календарного года две выездные проверки и более по одним и тем же налогам за один и тот же период. Срок проведения — не более двух месяцев; в исключительных случаях вышестоящий налоговый орган может увеличить продолжительность налоговой проверки до трех месяцев.

Срок проведения выездной проверки включает время фактического нахождения проверяющих на территории проверяемого предприятия. Однако в указанный срок не засчитываются периоды между вручением налогоплательщику требования о представлении документов и предоставлением им запрашиваемых при проведении проверки документов.

В ходе выездной проверки может возникнуть необходимость проведения осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода либо связанных с содержанием объектов налогообложения, в проведении инвентаризации имущества, производстве выемки документов и предметов и др. В ряде случаев, предусмотренных Кодексом, при проведении контрольных действий должны составляться протоколы.

Основанием для проведения выездной налоговой проверки является соответствующее решение руководителя налогового органа (его заместителя) или постановление руководителя (его заместителя) вышестоящего налогового органа о проведении выездной проверки в порядке контроля за деятельностью налогового органа. Порядок вынесения настоящего решения (постановления) вышестоящего налогового органа о проведении выездной проверки, а также требование к форме этих документов регламентировано приказом Министра Российской Федерации по налогам и сборам от 08.10.99. © АП-3-16/318 «Об утверждении Порядка назначения выездных налоговых проверок».

Статья 87 НК РФ предусматривает возможность проведения таких налоговых проверок, как встречные.

Встречная проверка — это сопоставление разных экземпляров одного и того же документа. Исходя из сущности метода, его можно применять лишь по документам, которые оформляется не в одном, а в нескольких экземплярах. К их числу относятся документы, которыми оформляются поступление или отпуск материальных ценностей (накладные, счета-фактуры и т.д.). Экземпляры документов находятся либо в различных организациях либо в разных структурных подразделениях предприятия. При условии правильного отражения хозяйственной деятельности, разные экземпляры документа имеют одно и то же содержание. В иных случаях документы оформляются лишь в одном экземпляре, либо имеют различное содержание. При сопоставлении доку
ментов могут не совпадать: количество товара, единица измерения, цена товара и пр. Отсутствие экземпляра документа может быть признаком не документирования факта хозяйственной деятельности, и как следствие — сокрытия доходов.

Пример. Так, при проведении проверки у организации было выявлено завышение цены комплектующих деталей, списанных на производственные цели. По бухгалтерским записям на счете 20 «Основное производство» цена кузова составляла 75000 рублей. А при проведении проверки экземпляра счета-фактуры, имеющиеся у предприятия-поставщика кузова, установлено, что цена составляет 68000 рублей, что выявлено методом встречной проверки документов.

Пример.В другом случае при изучении документов об отгрузке продукции на ликероводочном заводе было установлено, что часть продукции была отпущена частному предпринимателю «С». Встречная проверка документов «С» показала отсутствие учетных документов, свидетельствующих о поступлении вино водочных изделий с завода. Это говорит о неоприходовании поступления продукции, не отражении выручки от реализации данной продукции и как следствие — о занижении выручки/прибыли от реализации продукции.

На практике встречная проверка является частью проводимой камеральной или выездной налоговой проверки. Полученные в результате встречной проверки данные включаются в основной акт выездной или камеральной проверки ( отражаются в вынесенном Постановлении о привлечении к налоговой ответственности). На основании этих данных делается основной вывод о проведенной проверке.

По объему проверяемых вопросов налоговые проверки делятся на комплексные, тематические и целевые.

Комплексная проверка — это проверка финансово-хозяйственной деятельности организации за определенный период времени по всем вопросам соблюдения налогового законодательства. В настоящее время частота проведения комплексных проверок не установлена. При наличии у налогового органа оснований предполагать, что учет и уплата налогов (сборов) ведутся с нарушениями, комплексные проверки проводятся не реже одного раза в три года (срок давности по проверяемому периоду). Налогоплательщики, имеющие положительную репутацию, могут не подвергаться комплексной налоговой проверке вообще.

После введения в силу НК РФ практически все выездные налоговые проверки осуществляются в виде комплексных. Сюда можно включить такие вопросы как, правильность исчисления и перечисления налогов (сборов) налогоплательщиком, выполнения функций налогового агента; правильность списания со счетов налогоплательщиков сумм налогов и санкций; открытия счетов налогоплательщикам (при проверке банков); применения ККМ; порядка реализации алкогольной продукции и др. Только выездная налоговая проверка позволяет использовать весь спектр прав, предоставленных налоговым органам.

Тематическая проверка — это проверка отдельных вопросов финансово-хозяйственной деятельности организации (например, проверка правильности исчисления и уплаты налога на прибыль, НДС, налога на имущество, других налогов). Такие проверки проводятся по мере необходимости, определяемой руководителем налогового органа.

Тематическая проверка проводится или как элемент комплексной проверки, или как отдельная проверка по установленным фактам нарушения законодательства на основании текущего налогового наблюдения. Соответственно ее результаты оформляются либо отдельным актом, либо отражаются в акте комплексной проверки.

Если возникает необходимость в проведении на основе тематической проверки комплексной проверки, должно быть принято дополнительное решение, расширяющее круг проверяемых вопросов.

Целевая проверка — это проверка соблюдения налогового законодательства по определенному направлению или финансово-хозяйственным операциям организации. Такие проверки проводятся по вопросам взаиморасчетов с поставщиками и покупателями продукции (услуг), по экспортно-импортным операциям, по определенной сделке, по размещению временно свободных денежных средств, правильности применения льгот и по любым иным финансово-хозяйственным операциям. Результаты целевой проверки используются при комплексной или тематической проверке и оформляются либо в актах этих проверок, либо как отдельные приложения. Возможно проведение целевых проверок и как самостоятельных. Однако в этом случае возникает опасность неполной проверки отдельных вопросов соблюдения налогового законодательства.

По способу организации налоговые проверки делятся на плановые и внезапные.

Внезапная проверка — это разновидность выездной налоговой проверки, проводимой без предварительного уведомления налогоплательщика ( в отличие от плановой проверки).

Выездная проверка проводится непосредственно на месте осуществления хозяйственной деятельности (месте хранения документов) налогоплательщиком. Основанием для ее проведения является решение руководителя (заместителя руководителя налогового органа), принимаемое при получении информации или предположения о нарушении налогоплательщиком законодательства.

Цель внезапной проверки — установить факт совершения правонарушения, который может быть сокрыт при проведении обычных проверок. Внезапные проверки проводятся не часто. В то же время многие неналоговые проверки, допустим, проверки применения ККМ, в большинстве случаев проводятся как внезапные.

HК РФ предусматривает также возможность проведения контрольных и повторных проверок.

Цель контрольной проверки — установить факт некачественного проведения ранее проведенной проверки должностными лицами налоговых органов. До 1 января 1999 года контрольные проверки проводились другими сотрудниками того же налогового органа либо сотрудниками вышестоящего налогового органа, или же органами налоговой полиции. С 1 января 1999 года контрольные проверки могут проводиться только вышестоящим налоговым органом в порядке контроля за деятельностью нижестоящего органа. Результаты их проведения отражаются как на налогоплательщике, так и на проверяемых работниках налоговых органов. Так, если будут установлены факты нарушения законодательства проверяемым налогоплательщиком, к нему будут применены соответствующие санкции. Если же нарушения были допущены должностными лицами налоговых органов, то такие лица должны быть привлечены к дисциплинарной (уголовной) ответственности.

Повторная проверка — это проверка по тем же видам налогов и по тем же налоговым периодам, по которым проводилась предыдущая проверка. В НК РФ предусмотрены ограничения на проведение повторных налоговых проверок. Так, согласно статье 87 НК РФ, запрещается проведение повторных выездных налоговых проверок по одним и тем же налогам, подлежащим уплате или уплаченным налогоплательщиком (плательщиком сбора) за уже проверенный налоговый период. В настоящее время повторные выездные налоговые проверки проводятся, как правило, в виде контрольных проверок.

По объему проверяемых документов проверки делятся на:

  • сплошные (когда проводится проверка всех документов организации, без пропусков и предположений об отсутствии нарушений);

  • выборочные (когда проверяется только часть документации).

Сплошные проверки чаще всего проводятся в небольших организациях либо в организациях, где необходимо восстановить учет ( при его отсутствии или уничтожении первичных документов).

Выборочная проверка может перерасти в сплошную в случае установления в проверяемой выборке нарушений, которые могут быть присущи всему массиву документации организации.

.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *