Домой
Содержание
лекция 12. Урок основная форма организации учебного процесса в школе
|
Понятие о формах обучения. Общие формы организации учебной деятельности
⇐ ПредыдущаяСтр 14 из 27Следующая ⇒
Форма обучения — это способ и характер взаимодействия педагога и учащихся, а также учащихся между собой. Исторически формы организации обучения формировались в недрах первых форм организации зарождающегося человеческого сообщества и его институтов воспитания. Самыми первыми формами организации обучения, исторически сложившимися, были коллективные и индивидуальные, просуществовавшие в разных вариантах до XVI в. Эти формы предполагали работу учителя либо с отдельным учеником индивидуально — на дому у ученика или на дому у учителя, либо с некоторым коллективом разновозрастных детей в различных условиях локации. Однако эти формы оказались неэкономичны и непригодны для системы массового образования, которые под воздействием становящегося машинного производства в XVII в. складывалась в качестве основы национальных систем образования в разных странах Европы. В новой Европе в условиях формирования национальных государств стремительно нарастала потребность в массовом образовании, что привело к появлению новой формы обучения — классно-урочной системе. Эта система просуществовала до нашего времени и остается основной формой организации процесса обучения в различного рода образовательных учреждениях.
Главные особенности ее и три важнейших теоретических элемента были сформулированы и обоснованы в XVII в. отцом дидактики Я. А. Коменским.
• Все ученики, наполняющие данный класс, должны быть примерно одинаковы по возрасту и уровню подготовленности.
• Основной формой организации является урок как законченная единица времени (40—45 мин).
3. Все содержание образования делится на отдельные предметы, а весь период обучения — на учебные годы, четверти и дни. включая каникулы, сами же занятия ведутся по единому плану и расписанию.
Появление единой классно-урочной системы совершило революцию в организации системы образования, сравнимую по своему значению с изобретением колеса в технике, поскольку раскрыла возможности организации экономного обучения на основе принципов всеобщности.
До сего времени не стихают споры о достоинствах и недостатках классно-урочной системы среди и теоретиков, и практиков образования.
Педагогические средства и формы организации учебного процесса в школе и Вузе
Достоинства и недостатки классно-урочной системы представлены в табл. 3.5.
Именно указанные недостатки классно-урочной системы на протяжении уже нескольких столетий являются предметом критики и составляют почву для поиска новых форм обучения, которые начались уже в XVIII в. на основе развития достоинства данной системы. Одними из первых серьезных успехов достигли священник Белл и педагог Ланкастер, которые на основе введения новой организационной формы обучения — групповой — существенно увеличили достоинства классно-урочной системы за счет разрешения недостатков. Таким разрешением недостатков стало введение групповой формы поэтапного обучения группой старших школьников младших. Такая система давала возможность учителю обучать до 100 учеников единовременно, чем решала проблему массовости обучения на самом первом уровне элементарного обучения, но теряла в качестве на уровнях дальнейшего обучения. Сегодня ее отголоски проявляют себя в формировании новых форм дошкольного образования и школьного образования на основе организации разновозрастных групп.
Следующим этапом модернизации классно-урочной системы явилось создание мангеймской системы, время рождения которой — конец XIX — начало XX в. Ее отличительной особенностью стала дифференциация класса по составу учащихся с учетом уровня индивидуальных способностей и успешности учебной деятельности учеников. Появились основные классы для детей, имеющих средние способности, и другие классы для малоспособных, а над всеми этими классами располагались классы для наиболее способных, которые в будущем без всяких оговорок могут продолжать обучение на следующей ступени. Несмотря на справедливую критику, связанную с изолированностью учащихся каждой группы и искусственной задержкой развития тех детей, которые не попадали в элитную группу, сам принцип коллективной дифференциации до сей поры является одной из форм организации обучения в современной системе образования. Эта организационная форма присутствует как в виде создания классов и школ для особо одаренных, классов и школ с углубленным изучением отдельных предметных дисциплин или научных направлений, классов и школ общего среднего образования, а также создания коррекционных классов и школ и системы специального образования.
В начале XX в. появилась новая форма организации учебной деятельности, автором которой стала ученица американского педагога и психолога Д. Дьюи Елена Паркхест, разработавшая и реализовавшая в школе города Дальтон новую форму обучения — индивидуально-групповую (Дальтон-план). Наиболее значимыми элементами обучения в этой форме обучения оказались индивидуализированные лабораторные занятия, система которых позволяла приспособить темп обучения всех к реальным способностям учеников, приучала их к самостоятельности, развивала инициативу и вовлекала в поиски рациональных методов обучения. Всевозможные трансформации индивидуально-групповой формы обучения вскоре стали основой модернизации организационных форм обучения в разных странах:
• метод учебных единиц (за основу в качестве учебной единицы берется тема, а не время как форма организации и не урок как форма работы);
• бригадный метод (задания выполняются бригадой учеников совместно не только во время урока);
• метод проектов (в основе работы лежит выполнение практического задания как законченного индивидуального пли совместного проекта);
• метод работы в динамических учебных парах (разные типы заданий выполняются изменяющимися по составу парами учащихся после их инструктажа педагогом в форме взаимного обучения учащихся).
Все эти формы по своей сути оставались вариациями классно-урочной системы, развивающими ее достоинства за счет разрешения тех или иных выявленных недостатков.
3.6.2. Классификация форм обучения
Организованное обучение и воспитание всегда осуществляется в рамках той или иной методической системы, получающей определенное организационное оформление. 11а основе анализа существующих организационных форм обучения к настоящему времени в дидактике выделены три основные системы организационного оформления педагогического процесса (рис. 3.15), которые имеют четыре коренных отличия одна от другой по следующим параметрам:
а) количественный состав обучающихся;
б) соотношение коллективных и индивидуальных форм организации учебной деятельности учащихся;
в) степень самостоятельности учащихся в процессе реализации учебной деятельности;
г) специфика руководства учебно-воспитательным процессом со стороны педагога.
Как видно из приведенного рисунка, на этой основе выделяют три основные организационные формы обучения:
4. индивидуальная;
5. индивидуально-групповая;
6. коллективная.
Очевидно, что третья организационная форма обучения — коллективная — есть такая форма, которая объ-
единяет все предыдущие и позволяет многовариантным образом трансформировать форму организации обучения в соответствии с особенностью той или иной методической системы. Именно в этой форме обучения возможно создание таких ситуаций, при которых коллектив обучает и воспитывает каждого своего члена, а каждый член активно участвует в обучении и воспитании своих товарищей по совместной учебной деятельности.
Фронтальная, групповая и индивидуальная работа с учащимися есть общие формы организации учебно-воспитательной работы. При фронтальном обучении педагог управляет учебно-познавательной деятельностью всего класса, работающего над единой задачей. Педагогическая эффективность фронтальной работы во многом зависит от умения учителя держать в поле зрения весь ученический коллектив и при этом не упускать из виду работу каждого ученика.
Ее результативность неизменно повышается, если учителю удается создать атмосферу творческой коллективной работы, поддерживать внимание и активность школьников. Фронтальная работа может использоваться на всех этапах урока, однако она, будучи ориентированной на среднего ученика, должна дополняться групповыми и индивидуальными формами.
До 1990-х гг. в образовательной практике очень редко использовались групповая и парная работы, а работа в сложившихся формах организации педагогического процесса не становилась коллективной в настоящем смысле этого слова. Такая ситуация обусловливалась преобладанием н образовательной практике в качестве методически разработанных и обоснованных объяснительно-иллюстративных методов работы. Это практически исключало в процессе организации учебной деятельности на уроке сотрудничество и товарищескую взаимопомощь учеников, распределение обязанностей и функций на различных этапах выполнения учебной деятельности. При господстве воспроизводящего типа обучения все ученики делают одно и то же в каждый конкретный промежуток времени и не привлекаются к управлению учебным процессом, которым руководит один учитель, чему и отвечает фронтальная организация работы.
⇐ Предыдущая9101112131415161718Следующая ⇒
Читайте также:
Систему форм учебной деятельности учащихся на уроке составляют фронтальная, индивидуальная и групповая. Этим формам также присущи все компоненты процесса обучения. Они отличаются друг от друга количеством ю учащихся и способами организации работти.
фронтальной формой организации учебной деятельности учащихся называют такой вид деятельности на уроке, когда все ученики класса под непосредственным руководством учителя выполняют общую задачу. При этом педагог проводит во работу со всем классом в едином темпе. В процессе рассказа, объяснения, показа и под он стремится одновременно воздействовать на всех присутствующих. Умение держать в поле зрения класс, видеть работу каждого школьника, в ворюваты атмосферу творческой коллективной работы, стимулировать активность учащихся являются важными условиями эффективности этой формы организации учебной деятельности учащиесянів.
Чаще всего ее используют на этапе первичного усвоения нового материала. При проблемного, информационного и объяснительно-иллюстративного изложения, который сопровождается творческими заданиями различной с сложности, эта форма позволяет привлечь к активной учебно-познавательной деятельности всех ученикив.
Существенным недостатком фронтальной формы учебной работы является то, что она по своей природе ориентирована на средних учащихся. На абстрактного среднего ученика рассчитаны объем и уровень сложности материала, т темп работы.
Формы организации учебного процесса в школе
Ученики с низкими учебными возможностями в таких условиях не способны получить знания: они требуют большего внимания от учителя, и больше времени на выполнение заданий. Если же снизить темп, то ц е негативно скажется на сильных учащихся последних удовлетворяет не увеличение количества задач, а их творческий характер, усложнение содержания. Поэтому для максимальной эффективности учебной деятельности учащихся на уроке наряду с этой формой используются другие формы организации учебной роботоботи.
. Индивидуальная форма организации работы учащихся предусматривает самостоятельное выполнение учеником одинаковых для всего класса задач без контакта с другими учениками, но в едином для всех темпе. По индивидуальной формы организации работы ученик выполняет упражнение, раз. Связываниеє
задачу, проводит опыт, пишет сочинение, реферат, доклад и т.д.. Индивидуальным задачей может быть работа с учебником, справочником, словарем, картой и под. Широко практикуется индивидуальная работа в о ограмованому ученийні.
Индивидуальная форма работы используется на всех этапах урока, для решения различных дидактических задач: усвоение новых знаний и их закрепление, формирование и закрепление умений и навыков, для повтор создание и обобщение пройденного материала. Она преобладает в выполнении домашних работ, самостоятельных и контрольных заданий в классі.
Преимущества этой формы организации учебной работы в том, что она позволяет каждому ученику углублять и закреплять знания, вырабатывать необходимые умения, навыки, опыт познавательной творческой деятельности т.
Однако индивидуальная форма организации имеет недостатки: ученик изолированно воспринимает, осмысливает и усваивает учебный материал, его усилия почти не согласуются с усилиями других, а результат этих усилий, е ого оценка касаются и интересуют только ученика и учителя. Этот недостаток компенсирует групповая форма деятельности учащиесяв.
Групповая форма учебной деятельности возникла как альтернативная существующим традиционным формам обучения. В ее основу положены идеи. Ж-Ж. Руссо,. ЙГПесталоищи,. Дж. Дьюи о свободном развитии и воспитании ребенка. ЙГ. ГПесталоищи считал, что умелое сочетание индивидуальной и групповую учебной деятельности повышает активность, самодеятельность учащихся, создает условия для взаимного обучения, что способствует успешному овладению с. Нанн, умениями и навыкамнавичками.
В начале XX века групповое обучение как специфическая форма его организации появилось в области. Дальтон-плана (США). В 20-30 годы оно использовалось в советской школе под названием»бригадно-ла пахотный метод»Слово»бригадный»подчеркивало коллективность в работе, а»лабораторный»- совместимость в выполнении учебных задаь у виконанні навчальних завдань.
Согласно учебных программ, утвержденных. Наркоматом в 1930 году, в. СССР происходила ликвидация классов, их замена звеньями и бригадами, а материал различных учебных предметов группировался вокруг ко. Комплекс-проектов. В результате знания о природе (физика, химия, биология) и знания об обществе (обществоведение, история, география, литература и под) учащиеся должны были усваивать в процессе выполнение комплексных тем и проектов (напр»борьба за промфинплан»,»борьба за коллективизацию села»и т.п.). Применение новых форм обучения быстро привело к существенных недостатков: отсутствие в. УЧН ей достаточного объема систематизированных знаний, снижение роли учителя, неэкономно затраты времени. Эти недостатки определялись в постановлении. ЦК. ВКП (б)»Об учебных программах и режиме в начальной и средней шко ли»(1931), где бригадно-лабораторный метод и метод проектов был осужденетод і метод проектів було засуджено.
протяжении многих лет никакие формы обучения, альтернативные урока, не использовались и не разрабатывались.
А рациональные зерна, которые включали в себя групповые формы, были забыты
В. Западной. Европе и. США групповые формы учебной деятельности учащихся активно развивались и совершенствовались. Значительный вклад в развитие теории групповой учебной деятельности сделать французские педагоги. К. К. Гарсиа,. С. Френе,. Р. Галь,. РКузине, польские -. ВОконь,. Р. Петриковский,. ЧКуписевич. Групповые формы получили распространение в практике американской школы, где их используют при преподавании различных пред метив. Исследования, проведенные. Национальным тренинговым центром (США, штат. Мэриленд) в 80-х гг XX в, показывают, что благодаря групповом обучению резко увеличивается процент усвоения материала, поскольку е дбуваеться влияние не только на сознание учащихся, но и на его чувства, волю (действия, практикуї, практику).
Только в 60-е годы в связи с изучением проблемы познавательной активности и самостоятельности учащихся в советской дидактике снова появился интерес к групповой формы обучения (МОДагашов,. БПЕсипов,. ИМЧередо овредов).
Переориентация процесса обучения на личность ученика значительно активизировала исследования групповых форм учебной деятельности школьников. Весомый вклад в разработку общих принципов группового обучения сделали пр раке. ВКДьяченка. ВВКотова. ХЙЛиЙметса,. ЮШальованого,. ИСФ. Нор,. ОЯ. Савченко,. ОГЯрошенко и друошенко та інших.
. Групповая форма организации учебной деятельности учащихся предусматривает создание небольших по составу групп в пределах одного класса. Выделяют следующие формы группового взаимодействия:
1. Парная форма учебной работы — два ученика выполняют некоторую часть работа вместе. Форма используется для достижения любой дидактической цели: усвоение, закрепление, проверка знаний и т.д.
Работа в парах дает ученикам время подумать, обменяться идеями с партнером и лишь потом озвучивать свои мысли перед классом. Она способствует развитию навыков высказываться, общаться, критически мыслить, убеждения онуваты и вести дискуссиию.
2Кооперативно-групповая учебная деятельность — это форма организации обучения в малых группах учащихся, объединенных общей учебной целью. По такой организацией обучения учитель руководит работой каждого ученика опосредованно через задачи, которыми он спря ямовуе деятельность группы. Выполняя часть общей для всего класса цели, группа представляет, защищает выполненное задание в процессе коллективного обсуждения. Главные итоги такого обсуждения становятся над банном всего класса и записываются всеми присутствующими на занятияхтті.
3. Дифференцированное-групповая форма предусматривает организацию работы ученических групп с различными учебными возможностями. Задача дифференцируются по уровню сложности или по их количеству
4Ланкова форма предусматривает организацию учебной деятельности в постоянных малых ученических группах, управляемых лидерами. Ученики работают над единственной задачей
5. Индивидуально-групповая форма предусматривает распределение учебной работы между членами группы, когда каждый член группы выполняет часть общей задачи. Результат выполнения сначала обсуждается и оценивается в группе, а затем выносятся на рассмотрение всего класса и педагога.
Группы могут быть стабильными или временными, однородными или разнородными
Количество учеников в группе зависит от общего количества их в классе, характера и объема знаний, выработанных, наличия необходимых материалов, времени, отведенного на выполнение работы. Оптимальной счи ажають группу из 3-5 человек, так как в случае меньшего количества учеников трудно всесторонне рассмотреть проблему, а в случае большей — сложно определить, какую работу проделал каждый ученикь.
Объединение в группы может осуществлять учитель (в основном на добровольных началах, по результатам жеребьевки) или сами ученики по своему выбору
Группы могут быть гомогенными (однородными), т.е. объединенными по определенным признакам, например, по уровню учебных возможностей, или гетерогенными (разнородными). В разнородных группах, когда в одну группу входят сильные, средние и слабые ученики, лучше стимулируется творческое мышление, осуществляется интенсивный обмен идеями. Для этого предоставляется достаточно ча асу для выражения различных взглядов, подробного обсуждения проблемы, для рассмотрения вопроса из разных. Бокийів.
Учитель руководит работой каждого ученика косвенно, через задачи, которые он предлагает группе, и которые регулируют деятельность учащихся
Отношения между учителем и учениками приобретают характер сотрудничества, потому что педагог непосредственно вмешивается в работу групп только в том случае, если у учащихся возникают вопросы и они сами обращаются за д помощью к учителю.
Решение конкретных учебных задач осуществляется благодаря совместным усилиям членов группы. При этом учебная деятельность не изолирует учеников друг от друга, не ограничивает их общение, взаимопомощь и сотрудничество, а наоборот, создает возможности для объединения усилий действовать согласованно и слаженно, совместно отвечать за результаты выполнения учебного задания время задачи в группе выполняют ся таким образом, что позволяет учитывать и оценивать индивидуальный вклад каждого члена группыпи.
Контакты и обмен мнениями в группе существенно активизируют деятельность всех учеников — членов группы, стимулируют развитие мышления, способствуют развитию и совершенствованию их речи, пополнению знаний, расширению инд дивидуального опыт.
В групповой учебной деятельности учащихся успешно формируются умения учиться, планировать, моделировать, осуществлять самоконтроль, взаимоконтроль, рефлексию и т.д.. Важную роль она видграе в реализации воспитательно й функции обучения. В групповой учебной деятельности воспитывается взаимопонимание, взаимопомощь, коллективность, ответственность, самостоятельность, умение доказывать и отстаивать свою точку зрения, культур а ведение диалоггу.
Возможности выбора формы групповой учебной деятельности на разных этапах урока демонстрирует таблица:
Формы групповой учебной деятельности на разных этапах урока
Таблица 7
Этап урока |
Форма групповой деятельности |
повторительно-учебная работа |
Парная, звеньевая |
Восприятие, осмысление и запоминание нового материала |
Дифференцированное-групповая |
Закрепление, обобщение и систематизация |
звеньевой, парная, дифференцированно-групповая, индивидуально-групповая |
Применение знаний |
Парная, звеньевая, кооперативно-групповая |
Успех работы в группах зависит от умения учителя комплектовать группы, организовывать работу в них, распределять свое внимание так, чтобы каждая группа и каждый ее участник чувствовали заинтересованность педагога в й их успеха, в нормальных и плодотворных межличностных взаимоотношений.
Сущность образования и мировые образовательные тенденции
⇐ Предыдущая123456789Следующая ⇒
В своем первоначальном виде образование означало передачу важнейших, жизненно необходимых сведений и трудовых навыков посредством обучения и воспитания – древнейших видов культурной деятельности человека. Постепенно оно стало самостоятельной функцией общества. Образование поэтому и выступает в качестве способа вхождения человека в мир культуры.
Образование является социокультурным феноменом и выполняет социокультурные функции. Поэтому образование становится необходимым и важным фактором развития как отдельных сфер (экономики, политики, культуры), так и всего общества.
Основные функции образования.
1. оптимальный и интенсивный способ вхождения человека в мир культуры.
2. среда общения.
3. средство развития и становления человека как личности и профессионала.
4. способ социализации личности, процесс ее самоутверждения.
5. это средство обеспечения преемственности поколений.
6. это фактор социального прогресса.
7. это ускоритель культурных перемен и преобразований.
В целом все эти функции можно свести к двум: воспроизводство всего общественного опыта, культуры новыми поколениями и развитие личности человека, и общества в целом.
Основные модели образования:
1. Модель образования как государственно-ведомственной организации. Здесь система образования рассматривается структурами государственной власти как самостоятельное направление в ряду других отраслей народного хозяйства. Строится она по ведомственному принципу с жестким определением целей, содержанием образования, номенклатуры учебных заведений и учебных дисциплин. При этом учебные заведения подчиняются и контролируются специальными органами.
2. Модель развивающего образования. Эта модель предполагает организацию образования через широкую кооперацию образовательных систем разного типа и уровня. Такое построение позволяет обеспечивать и удовлетворять потребности различных слоев населения страны в образовательных услугах.
3. Традиционная модель образования. Основную роль образования традиционалисты видят в том, чтобы сохранять и передавать молодому поколению культурное наследие человеческой цивилизации. Прежде всего под этим подразумевается многообразие знаний, умений и навыков, способствующих как индивидуальному развитию человека, так и сохранению социального порядка.
4. Рационалистическая модель образования предполагает такую организацию, которая обеспечивает усвоение знаний, умений, навыков и практическое приспособление молодого поколения к существующему обществу. В рамках этой модели обеспечивается передача – усвоение только таких культурных ценностей, которые позволяют безболезненно вписываться в существующие общественные структуры. В рационалистической модели отсутствует творчество, самостоятельность, индивидуальность. Идеалом становится точное следование предписанному шаблону.
5. Феноменологическая модель образования предполагает персональный характер обучения с учетом индивидуально-психологических особенностей обучающихся, бережное и уважительное отношение к их интересам и потребностям. Его представители отвергают взгляд на школу как на «образовательный конвейер». Образование они рассматривают как гуманистическое в том смысле, чтобы оно наиболее полно и адекватно соответствовало подлинной природе человека, помогло ему обнаружить то, что в нем уже заложено природой
6. Неинституционная модель образования ориентирована на организацию образования вне социальных институтов, в части школ и вузов. Это образование на «природе», с помощью Интернета, в условиях «открытых школ», дистанционное обучение и др.
Элементы образования: цели образования; содержание образования; средства и способы получения образования; формы организации образовательного процесса; субъекты и объекты образовательного процесса; образовательная среда; результат образования.
Функционирование любой образовательной системы подчинено той или иной цели. Образовательныецели – это ожидаемые результаты, которых стремится достичь данное общество, с помощью сложившейся системы образования в настоящее время и в ближайшем будущем.
Содержание образования на основе анализа человеческой культуры можно понимать как совокупность: системы знаний о природе, обществе, человеке; опыта осуществления различных способов деятельности; опыта творческой деятельности по решению новых проблем; опыта ценностного отношения к миру.
К способам получения образования в мировой и отечественной практике относятся:
n дневная и вечерняя форма обучения, которая предусматривает успешное обучение в коллективе учащихся (или студентов) и завершение всего цикла обучения в рамках данного учебного заведения успешной сдачей выпускных экзаменов;
n экстернат.
лекция 12. Урок основная форма организации учебного процесса в школе
Предполагает самостоятельное обучение на дому или с помощью педагогов и сдача экзаменов при конкретном учебном заведении.
n дистантное или дистанционное (от англ. distanse – расстояние) обучение осуществляется с помощью обучающих программ на компьютере.
n заочная форма обучения с помощью переписки, отдельных консультаций у преподавателей.
Формы организации образовательного процесса:
— урок (35 или 45 мин) – основная форма обучения в школе;
— лекция (90 или 120 мин, с перерывом или без) – основная форма обучения в вузе;
— семинар – практическое занятие всей учебной группы;
— лабораторный практикум – практическое занятие с применением техники и специальной аппаратуры, проведением эксперимента;
— учебная экскурсия на природу, предприятие, в музей, на выставку;
— групповые или индивидуальные консультации с преподавателем по отдельным учебным темам или вопросам, проводимые по инициативе преподавателя или по просьбе учащихся;
Современная система образования – открытая, непрерывно развивающаяся система, для которой характерны ряд тенденций: гуманизация, гуманитаризация, дифференциация, диверсификация, стандартизация, многовариантность, многоуровневость, фундаментализация, информатизация, индивидуализация, непрерывность.
Гуманизация образования – это ориентация образовательной системы на развитие и становление отношений взаимного уважения учащихся и педагогов, основанного на уважении прав каждого человека; на сохранение и укрепление их здоровья, чувства собственного достоинства и развития личностного потенциала.
Гуманитаризация – это ориентация на освоение содержания образования независимо от его уровня и типа; свободное общаение с людьми разных национальностей и народов, любых профессий и специальностей; хорошее знание родного языка, истории и культуры; свободное владение иностранными языками; экономическую и юридическую грамотность человека.
Дифференциация – может воплощаться на практике разными способами, например, через группировку обучаемых по признаку их успеваемости; разделение учебных дисциплин на обязательные и по выбору; разделение учебных заведений на элитные, массовые и предназначенные для обучаемых с задержками или отклонении в развитии; составление индивидуальных планов для отдельных учащихся или студентов в соответствии с интересами и профессиональной ориентацией и т.д.
Диверсификация — это широкое многообразие учебных заведений, образовательных программ и органов управления.
Стандартизация – это ориентация образовательной системы на реализацию, прежде всего, государственного образовательного стандарта – набора обязательных учебных дисциплин в четко определенном объеме часов.
Многовариантность означает создание в образовательной системе условий выбора и предоставление каждому субъекту шанса к успеху. На практике многовариантность проявляется через возможность выбирать темпы обучения, достигать разного уровня образованности, выбирать тип образовательного учреждения, а также дифференциацию условий обучения в зависимости от индивидуальных особенностей.
Многоуровневость – это организация многоэтапного образовательного процесса, обеспечивающего возможность достижения на каждом этапе образования того уровня образованности, который соответствует возможностям и интересам человека.
Каждый уровень – это период, который имеет свои цели, сроки обучения и свои характерные особенности.
Информатизация образования связана с широким и все более массовым использованием вычислительной техники и информационных технологий в процессе обучения человека. Информатизация получила наибольшее распространение во всем мире именно в последнее десятилетие – в связи с доступностью и относительной простотой в использовании разных видов современной видео-, аудиотехники и компьютеров.
Индивидуализация – это учет и развитие индивидуальных особенностей учащихся и студентов во всех формах взаимодействия с ними в процессе обучения и воспитания.
Непрерывность означает не образование, полученное раз и навсегда, на всю жизнь, а процесс постоянного образования – самообразования человека в течении всей жизнедеятельности в связи с быстро меняющимися условиями жизни в современном обществе.
⇐ Предыдущая123456789Следующая ⇒
Дата добавления: 2016-11-12; просмотров: 342 | Нарушение авторских прав
Похожая информация:
Поиск на сайте:
- Сегодня система российского образования переживает изменения, обусловленные объективными процессами в обществе начала ХХI века. Эти изменения носят инновационный характер и выражаются в гуманизации, информатизации и открытости образования.
Одним из направлений инноваций выступает воплощение в жизнь идеи открытого обучения, которая требует пересмотра взглядов на функции, сущность, характеристики, элементы и взаимосвязи между элементами процесса обучения, учета условий, в которых он осуществляется. При этом происходит перерастание процесса обучения в образовательный процесс, для которого характерна открытость.
Открытость предполагает постоянную связь образовательного процесса с информационной средой, учет в нем актуальных изменений среды для адекватного комплексного и динамичного приобщения личности учащегося к культуре.
Сегодня возможности информационной среды позволяют осуществлять выход образовательного процесса за рамки классно-урочной системы, что в свою очередь приводит к внедрению новых форм организации образовательного процесса. Среди них дистанционное, виртуально — распределенное обучение, модульная организация процесса обучения, проектная деятельность школьников, бесклассная курсовая подготовка, проектирование и реализация индивидуальных учебных планов учащихся, обучение в открытых студиях и другие.
Дадим краткую характеристику перечисленных выше форм организации образовательного процесса.
Дистанционная и виртуально-распределенная форма обучения реализуется с помощью глобальной сети Интернет и опирается на применение учениками телекоммуникационных методов конструирования знаний, приобретения опыта общения «со всем миром». При этом акцент переносится на деятельность ученика, технологию, с помощью которой он создает свою образовательную продукцию.
Это обучение с помощью средств телекоммуникаций, при котором субъекты и объекты образования, имея пространственную или временную удаленность, участвуют в учебном процессе, который направлен на создание образовательных продуктов и соответствующих внутренних приращений субъектов образования. Учет современных возможностей информационной образовательной среды позволяет осуществлять очную и заочную формы обучения сочетанием различных форм организации образовательного процесса. Очная форма обучения осуществляется «погружениями» в предмет с педагогическими десантами, позволяющего осуществлять бесклассную курсовую и модульную подготовку учащихся. Дидактическое взаимодействие обучаемых с преподавателями и со средствами обучения осуществляется посредством E-mail, Usenet, IRC, Iphone.
Данные формы обучения позволяют организовать занятия в форме собеседования с учащимися, выстраивая учебный процесс на использовании case – технологии, CD ROM технологии, E – learning технологии с использованием видеолекций преподавателей и электронных учебников. Становится реальным осуществление обучения в форме экстерната и сокращение посещения учебного заведения до одного раза в год для очной аттестации за счет использования сетевых технологий.
Особенностью данного вида обучения выступает отсутствие непосредственного контакта между обучающимся и педагогом.
Модульная организация процесса обучения позволяет осуществить проектирование учебного процесса как системы временных модулей, специфичных на разных ступенях обучения.
При традиционном обучении система модулей объединяется в один школьный предмет, преподаваемый одним учителем в течение одного года. Изучение модулей предполагает определение последовательности прохождения модулей как в рамках одного предмета, так и модулей по разным предметам, если изучение одного модуля опирается на результаты изучения другого. Кроме того, возможно одновременное прохождение модулей по разным предметам.
Организация проектной деятельности школьников.
Проектная организация школы задает условия для интеграции предметного содержания; использования информационных технологий; технологий формирования коммуникаций. Проектная деятельность организуется как в рамках одного предмета, так и нескольких, осуществляется на учебном и внеучебном материале.
Организация бесклассной курсовой подготовки учащихся на старшей ступени обучения предполагает блочно-модульное построение курсов, за счет рационального использования учебного времени (интенсификацию учебного процесса, переход к цикличным формам обучения, «погружение» в предмет). При обучении по бесклассному принципу учащиеся вправе самостоятельно или по согласованию с родителями и педагогом куратором избрать тот или иной уровень изучения предмета: базовый или повышенный, общеобразовательный или гимназический.
Учебная нагрузка определяется на каждую группу учащихся по всем уровням обучения, с учетом индивидуальных образовательных маршрутов. Учебный план составляется на то количество групп учащихся, которые выделились в результате утверждения образовательных маршрутов. Таким образом, не изменяя обязательной минимальной нагрузки учащихся, происходит варьирование факультативных, групповых и индивидуальных занятий.
Бесклассно-курсовая подготовка состоит из двух частей, которые могут работать как самостоятельно, так и в комплексе.
Курсовая подготовка предполагает изменение организации процесса обучения:
— путем переструктурирования учебного времени;
— более интенсивного изучения программного материала (блочного).
Бесклассное обучение направлено на удовлетворение образовательных потребностей учащихся.
Особенность организации бесклассного обучения состоит в том, что расписание составляется так, чтобы каждый ученик независимо от конкретного класса, в который он зачислен, мог изучать то, что он выбирает. Занятия ведутся в общем для всех потоке. Бесклассное обучение выполняет задачу индивидуализации образовательного маршрута, обеспечивает право ребенка на выбор образования, осуществляет педагогическую поддержку ученика.
Проектирование индивидуальных образовательных маршрутов.
Данная форма организации способствует реализации идеи профильного обучения в старшей школе. Разработка индивидуального учебного плана школьниками сопровождается консультациями, рекламой учителями своих специальных и основных учебных курсов, информированием родителей при обязательном согласовании и коррекции учебных планов в течение установленного времени. Анализ индивидуальных учебных планов, созданных учащимися, дает возможность сформировать профили обучения на старшей ступени обучения.
Реализация индивидуальных учебных планов приводит к тому, что в школе нет классов в обычном смысле этого слова. Большое число аудиторных и внеаудиторных занятий проходит в составе так называемых “виртуальных” групп, где занимаются учащиеся разных классов.
Проектирование индивидуальных учебных планов учащихся обеспечивает индивидуализацию образовательного процесса, позволяет учитывать их познавательные запросы.
Организация образовательного процесса через создание открытых студий
предполагает осуществление образовательного процесса в двух режимах: закрытый режим (обязательные занятия) и открытый режим (занятия на основе свободного выбора).
Приходя в школу, ученик самостоятельно решает, в каких студиях и в каком объеме он будет работать. Профили студий могут быть традиционными и включать физико-математическую студию, химико-биологическую студию, студию обществознания и политологии, студию литературы и искусства, студию информационных технологий, студию лингвистики (русского и иностранных языков). В то же время возможны школы-парки, например, со студиями автовождения, кройки и шитья или кулинарии, студии спорта.
В студиях осуществляется фрактальное обучение, которое организуется в различных видах совместной деятельности учащихся разных возрастов и учителя. Целью фрактального обучения является увеличение членораздельности, или фрактальности, индивидуальной картины мира каждого учащегося, развитие их живого знания на основе обмена личным, частным знанием между участниками работы. Парк-школа представляет собой специально организованное пространство для такого обмена. Мониторинг учебных достижений учащихся производится в различных формах, основная из которых — резюме, выдаваемые руководителями студий.
Анализ и обобщение возможностей, характеристик и результативности новых форм, используемых в настоящее время в ряде учебных заведений в России и Санкт- Петербурге, позволяет сделать вывод о том, что модификация форм организации образовательного процесса предоставляет следующие возможности образованию:
— высвобождаются резервы снижения перегрузки учащихся, вызванной ориентацией на повышенный уровень подготовки выпускников за счет изменения организации учебного процесса путем переструктурирования учебного времени и более интенсивного изучения программного материала (блочного);
— появляется реальная возможность получения дополнительных знаний, не предусмотренных учебным планом и учебными программами данной конкретной образовательной программы;
— обеспечивается право ребенка на выбор образования;
— сокращается время обучения в 3-5 раз;
— появляются новые положительные свойства у учебных материалов, представленных в электронном виде за счет анимации, звука, иллюстративного материала, компактности хранения в памяти компьютера или на внешнем магнитном носителе;
- — обеспечивается реализация проблемного метода обучения;
— обеспечивается индивидуализация и дифференциация обучения;
— осуществляется контроль с диагностикой ошибок и с обратной связью;
— формируются умения принимать оптимальное решение в различных ситуациях;
— появляется возможность формирования культуры познавательной деятельности;
— используются «методы активного обучения», к которым можно отнести различные способы активизации учебно-познавательной деятельности обучаемых, а также и некоторые педагогические приемы и специальные формы проведения занятий;
— становится реальным развитие творческих способностей учащихся;
— осуществляется знакомство с современными компьютерными «технологиями» познания окружающего мира;
— устанавливается контакт с живой, развивающейся наукой;
— становится реальной подготовка к продолжению образования;
— появляется возможность осуществления непрерывного образования на протяжении всей жизни;
— изменяется учебный статус любого ученика от слушателя к ассистенту преподавателя;
— увеличивается членораздельность индивидуальной картины мира каждого учащегося, развитие их живого знания на основе обмена личным, частным знанием между участниками работы;
— становится реальным образование альтернативное массовому образованию
Общими характеристиками новых форм организации выступают:
— открытость, которая предполагает использование возможностей открытой информационной образовательной среды, реализацию принципов открытого обучения и другие;
— расширение и усложнение связей между учителем, открытой информационной образовательной средой и учеником, которая предполагает использование возможностей территориальных образовательных округов, включающих учреждения дополнительного образования, информационные центры и т.п.;
— изменение взаимоотношений «учитель-ученик», которые выстраиваются на основе взаимопонимания, сотрудничества, сотворчества, направления на самостоятельную работу, в основе которой лежит педагогическая поддержка;
— изменение характера взаимоотношений между учителем и содержанием образования, выражающегося в создании новых программ и курсов, направленных на овладение учащимися надпредметными навыками.
Реализация новых форм организации образовательного процесса приводит к следующим результатам:
— развивается самостоятельность учащихся в процессе учения, позволяющая сознательно осуществлять выбор индивидуального образовательного маршрута, способы и формы получения образования, наиболее соответствующие личностным особенностям и индивидуальным возможностям обучаемых;
— достигается овладение учащимися информационной компетенции за счет владения новыми технологиями, в том числе компьютерными, телекоммуникационными, Интернет — технологиями, понимания способов их применения;
— усиливается мотивация обучения;
— усиливается практико — ориентированность образовательного процесса;
— систематизируются углубленные знания, повышается образованность учащихся, способствующая овладению школьниками поликультурной и предметно-деятельностной компетенции;
— приобретаются реальные умения осуществления исследовательской деятельности, необходимые при продолжении образования;
— обеспечивается преемственность между средней и высшей школой, облегчающая период адаптации выпускников при поступлении в высшие учебные заведения;
— развиваются коммуникативные умения: способность быстро адаптироваться в группе, занятой решением общей для всех задачи; умение устанавливать личные контакты, обмениваться информацией и формировать необходимые мнения, точки зрения, правильно распределять и организовывать работу; преодоление сопротивление окружающих, предупреждение столкновения и разногласия; анализ и оценка своих действий и прочее, тем самым достигается овладение учащимися социальной компетенции
— развивается определенный вид мышления (например, наглядно-образное, теоретическое);
— творчество становится признаком любой деятельности учащихся;
— высвобождаются ресурсы здоровья обучающегося; обеспечивается здоровьесбережение в образовательном процессе, позволяющее не выходить за предельно допустимую нагрузку ученика и выполнить требуемую норму часов по каждому предмету, поскольку для каждой группы учащихся составляется свой образовательный маршрут с точным указанием количества часов в неделю и объема конкретного курса: уменьшается количество предметов, изучаемое в течение недели (соответственно в течение учебного дня), а, следовательно, уменьшается количество подготовок домашних заданий;происходит интенсификация изучения предмета, «погружение» в предмет, высвобождается время для достижения повышенного уровня без перегрузки учащихся;результаты обучения «становятся ближе», так как аттестация идет по периодам, а не по полугодиям;появляется возможность приглашения внешнего преподавателя на определенный период времени;
— делает реальной взаимозаменяемость предметов учебного плана в случае форс-мажорных обстоятельств.
В настоящее время в ряде учебных заведений России и Санкт-Петербурга имеется практический опыт использования новых форм организации образовательного процесса.
В Екатеринбурге, Москве, Санкт-Петербурге созданы школы, которые выстраивает свою деятельность как совокупность открытых студий, при этом организация учебного процесса предполагает комплексное использование указанных выше новых форм организации.
В этих школах имеется опыт работы открытых студий, объединяющих школьников разного спектра возрастов и имеющих разные возможности и ожидания, по различным направлениям.
Например, в открытой студии «Любителей словесности» творческая группа учащихся под руководством педагога занимается литературным творчеством (создание, чтение и коллективное обсуждение работ, их совершенствование и публикация). Результатом деятельности являются выпущенные сборники стихов, лингвистических сказок, рассказов, детективов.
Интегративную деятельность осуществляет студия «Юные исследователи», работа которой основана на реализации программы пропедевтического курса развития личности и творческих способностей. Целью курса является подготовка школьников к самостоятельной исследовательской работе. На занятиях учащиеся в соответствии со своими интересами и склонностями выполняют задания, носящие интегрирующий и развивающий характер, работают с библиотечным фондом, подбирают или сами создают иллюстрации и действующие модели, готовят и делают сообщения, приобретая навык публичного выступления и ведения дискуссии. Практическим выходом творческой деятельности для ребят является участие и неоднократные победы в интеллектуальных играх «Тонус», проводимых в пределах территориальных округов.
Используя возможности учреждений дополнительного образования, входящих в территориальный образовательный округ, работает студия «Дельфийские игры». Занятия в этой студии позволяет учащимся углубить знания в области мировой художественной культуры и способствует расширению их кругозора. Совместная подготовка творческих заданий (театрализация, сочинение стихов и прозы) предполагает предварительную исследовательскую деятельность по заданной теме, её осознание, проживание, обобщение. Результатами творческой деятельности участников студии являлись неоднократные призовые места, которые занимала команда участников студии в межшкольных «Дельфийских играх».
Работа студий предполагает внедрение новых образовательных технологий, таких как проектная и исследовательская деятельность, технология развития критического мышления и другие.
Формы организации учебного процесса
Развивают интеллектуальные умения, такие как работа с понятиями, обобщение, анализ, сравнение, классификация и.т.д.
Принимая участие в работе студий, учащиеся приобретают учебно-исследовательские и проектировочные умения.
Группы учащихся основной школы создают проекты в предметной области «Технология». Под руководством опытного педагога выполнен проект «Изготовление картин, посвященных 300-летию Санкт-Петербурга, в технике ручной вышивки», структурными частями которого стали:
Ø Дизайн – спецификация;
Ø Возможный алгоритм выполнения работы: а) выбор картины (вида города) для изображения – мосты, памятники архитектуры, исторические места и т.д. б) Создание схемы выбранного вида. в) Подбор материалов для выполнения работы; г) Изготовление изделия;
Ø Экономический расчёт;
Ø Оценка изделия;
Ø Краткая формулировка задачи. (Разработать и изготовить сувенир, посвященный 300-летию Санкт-Петербурга);
Ø Анализ условий выполнения работы:
· необходимых навыков работы,
· наличие материалов и инструментов, их доступность,
Выполнение проекта позволило учащимся в новых условиях применить знания по экономике, истории СПб, материаловедению, изобразительному искусству, обрести опыт группового принятия решения и коллективной деятельности.
Ø Ступенью в подготовке учащихся к переходу в высшую школу является обучение написанию реферативных и учебно-исследовательских работ, которые предполагают применение целого комплекса знаний, умений и навыков, элементов научного подхода, повышающих качество интеллектуального труда.
В методическом плане все эти виды работ соответствуют требованиям, предъявляемым к данному виду работы и структурированы на постановку проблемы, собственно материал, выводы. Эти требования являются принципиальными с точки зрения обучения учащихся основным приемам творческой работы.
При этом каждый из видов обладает своей спецификой и атрибутикой.
Результаты работы над проектами и учебными исследованиями выносятся на итоговую школьную научно-практическую конференцию. Участники конференции показывают высокий уровень владения материалом при защите работ, глубокое знание проблемы, четкость и логичность представляемых аргументов при защите своей точки зрения, умелое проведение дискуссии, хорошее владение нормами русского литературного языка и научной терминологией, использование информационных технологий, в том числе авторских компьютерных программ и презентаций.
Участие в конференциях способствует формированию научного мировоззрения, общего кругозора, внутренней культуры, стимулирует познавательную активность учащихся и способствует развитию умений и навыков проектной и исследовательской деятельности, ориентации подростков на позитивные социальнозначимые образцы, позволяет выйти на качественно новый уровень рефлексии собственной деятельности всем участникам конференции.
Таким образом, можно утверждать, что сегодня существуют и успешно реализуются новые формы организации образовательного процесса в отдельных образовательных учреждениях. Но остается ещё много проблем, связанных с инновационными преобразованиями в образовательном процессе, переходом на новые формы организации, привлечением к этой работе все большего числа педагогов, оказанию необходимой поддержки учителям для освоения новых форм, технологий, методов и приемов педагогической деятельности.
Литература.
1. Аспекты модернизации российской школы. Научно – методические рекомендации к широкомасштабному эксперименту по обновлению содержания и структуры общего среднего образования. М., 2001 г.
2. Модернизация общего образования: технологии образовательной деятельности. Под общей ред. Проф. В.В.Лаптева и проф. А.П. Тряпицыной., С-П., ООО « Береста» 2002 г.
3. .Модернизация образования: хрестоматия. С-Пб., 2002 г., ч. I,II,III.
4. Стратегия модернизации содержания общего образования: материалы для разработки документов по обновлению общего образования. М., 2001 г.
Формы (виды) учебной деятельности учащегося – это способы организации деятельности учащихся, отличающиеся характеристиками взаимодействия ученика с другими участниками учебного процесса. Важнейшей характеристикой учебного взаимодействия является вид общения. Поэтому, можно определить обучение как общение обучающих и обучаемых. Анализ образовательной практики показывает, что развитие способов обучения основывалось на применении различных видов общения. Выделяют следующие формы и соответствующие им способы обучения:
1. Парную форму учебной деятельности, когда работа учащегося с педагогом (или сверстником) организуется один на один. Такой способ обучения принято называть индивидуальным. В школах он применяется редко в связи с недостаточным количеством времени у учителя и широко используется при дополнительных занятиях и репетиторстве.
2. Групповую форму обучения, когда учитель одновременно обучает целую группу учащихся или целый класс. Для такой формы характерно раздельное, самостоятельное выполнение учащимися учебных заданий с последующим контролем и оценкой результатов. Эту форму обучения еще называют общеклассной или фронтальной и она соответствует групповомуспособу обучения.
3. Коллективную форму, при которой все учащиеся активны и осуществляют обучение друг друга. Типичный пример коллективногоспособа учебной работы – работа учащихся в парах сменного состава.
4. Индивидуально-обособленную форму обучения, которую часто называют самостоятельной работой учащегося. Выполнение учеником домашней работы, контрольные и самостоятельные работы на уроках, самостоятельное выполнение заданий у доски или в тетради в ходе урока относятся к этой форме.
Групповой способ организации учебной работы может быть представлен тремя разновидностями: общеклассные (фронтальные) занятия; занятия в малых группах на принципах дифференциации; межгрупповая работа (каждая группа имеет свое задание в общей цели).
На общеклассных занятиях и занятиях в малых группах одного говорящего слушает группа, при этом число слушающих всегда больше числа говорящих. Различие между общением в малой группе (звене) и в большой группе (классе) заключается в количестве одновременно слушающих. В этой связи общеклассные (фронтальные) и звеньевые (малая группа) занятия по сути являются одной и той же групповой формой организации учебной деятельности.
Сущность группового способа обучения в самом общем виде можно выразить в формуле: один человек обучает одновременно многих – целую группу. Количество учащихся в группе может быть разным; предельное число учащихся установить трудно, но минимальное – два человека.
Главными особенностями организации групповой работы учащихся на уроке являются:
— класс на данном уроке делится на группы для решения конкретных учебных задач;
— каждая группа получает определенное задание (либо одинаковое, либо дифференцированное) и выполняет его сообща под непосредственным руководством консультанта группы или учителя;
— задания в группе выполняются таким способом, который позволяет учитывать и оценивать индивидуальный вклад каждого члена группы;
— состав группы непостоянный, он подбирается с учетом того, чтобы с максимальной эффективностью для коллектива могли реализоваться учебные возможности каждого члена группы в зависимости от содержания и характера предстоящей работы.
Во время групповой работы учитель выполняет разнообразные функции: контролирует ход работы в группах, отвечает на вопросы, регулирует споры, обеспечивает порядок работы и в случае крайней необходимости оказывает помощь отдельным учащимся или группе в целом.
Групповая форма работы на уроке может применяться для решения таких основных дидактических задач, как освоение новых знаний, их закрепление, формирование у учащихся умений и навыков, контроля и коррекции хода и результатов учебного процесса.
Общеклассная или фронтальная работа учащихся на уроке может иметь не только групповую форму. Если учитель дал всем ученикам одно и то же задание и каждый ученик выполняет это задание индивидуально, не вступая в общение с учителем или с другими учениками класса, то такая работа учащихся является индивидуально-обособленной.
Формы организации учебного процесса в школе и вузе
Основной признак индивидуально-обособленной работы учащихся – это отсутствие живого, непосредственного контакта ученика с другими участниками образовательного процесса.
Коллективная форма учебной деятельности учащегося возникла только в ХХ в. в России (А.Г.Ривин, В.К.Дьяченко). Это специфическая форма учебной деятельности, принципиально отличающаяся от других существующих форм.
Общеклассная работа, которую мы встречаем почти на каждом уроке в современной школе, не является коллективной. Прежде всего потому, что при общеклассной работе ученический коллектив не имеет общей цели. Учитель ставит перед учащимися не общую, а одинаковую для всех цель. Если цель, поставленную учителем, может достичь один ученик или все по отдельности самостоятельно, то это одинаковая для всех цель. А если цель за данный отрезок времени могут достигнуть только все учащиеся вместе общими усилиями, то такая цель является общей или совместной.
Учебная цель может быть совместной в том случае, если в ходе обучения помимо освоения новых знаний, учений и навыков группа учеников (класс) обучает каждого своего члена. Это предусматривает систематическое участие каждого члена группы в обучении всех.
При коллективной форме организации учебной работы ведущую роль играет общение и взаимодействие учащихся друг с другом. Коллективным и продуктивным общение становится тогда, когда оно имеет сменяющуюся парную структуру, т.е. учащиеся общаются в парах сменного состава. Только такая работа отвечает современному понятию коллективной работы.
Выделяют следующие признаки коллективной работы:
— наличие у всех ее участников общей, совместной цели;
— разделение труда, функций и обязанностей;
— участие всех в контроле, учете и управлении учебной работой;
— общественно полезный характер деятельности всех и каждого участника в отдельности;
— объем работы, выполняемой коллективом, в целом всегда больше объема работы, выполняемой каждым его членом или частью коллектива.
Формы организации текущей учебной работы класса.
В школах используются такие традиционные формы учебной работы: урок, экскурсия, домашняя работа, факультативные занятия, форма внеклассной работы (предметные кружки, клубы, студии, олимпиады, конкурсы и др.).
В результате реформирования системы среднего образования в школе появляются и новые формы учебной работы. Так, в старших классах учебных комплексов «школа – вуз» практикуется использование вузовских форм учебной работы. Это в первую очередь лекционные и семинарские занятия, система зачетов, проектная форма обучения.
В связи с разработкой инновационных технологий обучения в школах учителя стали применять новые формы учебной работы. Используя игровые формы и методы обучения на уроке, они вместо обычных учебных занятий проводят игры в виде соревнования, конкурса, путешествия. Применяются и уроки творчества, на которых нет освоения нового материала в традиционном понимании этого слова.
Читайте также: