Отличие мажоритарной избирательной системы от пропорциональной

Отличие пропорциональной, мажоритарной и смешанной.

⇐ Предыдущая27282930313233343536Следующая ⇒

Мажоритарная система – это система, при которой избранным считается тот кандидат, который набрал установленное законом большинство голосов. Она является наиболее распространенной на выборах и практически единственно возможная при выборах одного должностного лица (президента, губернатора и др.). Если она применяется для выборов коллегиального органа власти (палата парламента), избирательные округа создаются одномандатные, т.е. в каждом из них должен быть избран один депутат.
Мажоритарная система имеет разновидности, обусловленные различными требованиями к величине необходимого для избрания большинства голосов. Самая простая разновидность – система относительного большинства, при которой избранным считается кандидат, получивший больше голосов, чем любой из остальных кандидатов. Такая система применяется на парламентских выборах и в России. Мажоритарная система абсолютного большинства – система, при которой кандидату для избрания необходимо получить более половины голосов (50 % + 1 голос). В качестве базы для подсчета выступает, как правило, общее число поданных голосов. При системе абсолютного большинства, чем больше в избирательном округе кандидатов, тем меньше вероятность, что кто-то из них получит абсолютное большинство голосов. Поэтому выборы по данной системе часто оказываются нерезультативными.

Пропорциональная система (пропорциональное представительство партий и движений). При данной системе каждая партия получает в парламенте число мандатов, пропорциональное числу голосов, поданных за ее кандидатов на выборах. Голосование при пропорциональной системе проводится по многомандатным избирательным округам, в которых соперничают списки кандидатов, выдвинутые политическими партиями и движениями. Избиратель выбирает не между персонами, как при мажоритарной системе, а между партиями (движениями) и голосует за список кандидатов. Пропорциональная система порождает политическую дробность парламента, т.е. появление множества мелких фракций, что препятствует конструктивной работе парламента. Чтобы избежать этого, вводится избирательный порог, т.е. устанавливается минимальный процент голосов, который партийный список кандидатов должен собрать для участия в пропорциональном распределении мандатов. Распределение мандатов при пропорциональной системе происходит по определенной методике, предусмотренной ст. 3 ФЗ "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального собрания Российской Федерации". Закон включает изменения в порядке определения результатов выборов по партийным спискам в федеральном округе.

Полупропорциональные системы. Данная система объединяет системы, которые, будучи основаны на мажоритарном принципе, т.е. на требовании большинства голосов для избрания, все же дают определенные возможности представительства и меньшинству избирателей. Это достигается применением ограниченного вотума, при котором избиратель голосует не за такое число кандидатов, которое равно числу подлежащих избранию от избирательного округа депутатов, а за меньшее. При этой системе партия в многомандатном избирательном округе выдвигает не список кандидатов, баллотирующийся как единое целое, а отдельных кандидатов. Избиратель голосует только за одного кандидата, хотя от округа должно быть избрано несколько депутатов. Избранными считаются кандидаты, собравшие большее число голосов.

Смешанные избирательные системы. О смешанной избирательной системе говорят в том случае, если при выборах одной и той же представительной палаты применяются различные системы. При этом стремятся соединить преимущества различных систем и по возможности исключить или компенсировать их недостатки. В России смешанная система использовалась до 2003 г. при выборах депутатов Государственной Думы Федерального собрания. 225 депутатов избирались по одномандатным избирательным округам по мажоритарной системе относительного большинства, а другие 225 депутатов – по общефедеральному избирательному округу по пропорциональной системе, причем определение результатов выборов второй половины депутатского корпуса никак не связано с результатами выборов первой половины. Кандидаты же, баллотировавшиеся также в одномандатных округах, в случае их избрания там исключаются из федеральных списков.
Применение подобной системы предусматривается и при выборах в законодательные органы государственной власти субъектов Российской Федерации. Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ" установил, что не менее половины депутатских мандатов в законодательном (представительном) органе государственной власти субъекта РФ, либо в одной из его палат распределяются между списками кандидатов, выдвинутыми избирательными объединениями, избирательными блоками, пропорционально числу голосов избирателей, полученных каждым из списков кандидатов. Соответствующие изменения внесены в Федеральный Закон от 6 октября 1999 г. "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации". На сегодняшний день все субъекты РФ привели свое избирательное законодательство в соответствие с положениями федерального избирательного законодательства, т.е. закрепили применение на выборах смешанной избирательной системы.

⇐ Предыдущая27282930313233343536Следующая ⇒

Выборы

В современных демократических государствах граждане имеют право на участие в управлении государством. Контроль за формированием и деятельностью законодательных, исполнительных органов власти, органов местного самоуправления гражданам позволяет осуществлять участие в выборах или голосование.

Выборы — процесс избрания путем голосования депутатов, должностных лиц, членов организации.

Выборы обеспечивают систематическое обновление и подотчетность власти, тем самым защищая общество от застоя, злоупотреблений, опасности диктатуры.

Стадии процесса выборов в РФ(подготовительная, выдвижение кандидатов, предвыборная агитация, голосование и подведение итогов выборов).

Демократические выборы базируются на ряде базовых принципов:

  • Альтернативность кандидатов. Наличие нескольких равноправных кандидатов.
  • Тайное голосование. Участники голосуют анонимно. Никто не вправе контролировать волеизъявление голосующего.
  • Объективность информации. Объективное информирование избирателей средствами массовой информации о ходе подготовки и проведения выборов, о сроках и порядке совершения избирательных действий, о законодательстве Российской Федерации о выборах, о кандидатах, избирательных объединениях.
  • Всеобщность.

    26. Чем мажоритарная избирательная система отличается от пропорциональной?

    Каждый гражданин, достигший 18 лет, независимо от своего социального положения, пола, национальности, вероисповедания, образования, места жительства, может принимать участие в выборах в качестве избирателя (исключение составляют лица, содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда, а также признанные в судебном порядке недееспособными, т. е. не способными по своему умственному, психическому состоянию в полной мере осуществлять свои права).

  • Равенство голосов всех граждан. Каждый избиратель имеет лишь один голос.

Избирательное право

Избирательные права граждан — это конституционное право избирать и быть избранным в органы государственной власти и в выборные органы местного самоуправления.

Участие в выборах является проявлением социальной ответственности, совести, политической зрелости каждого гражданина. Право избирать и быть избранным зафиксировано в Конституции РФ.

 Избирательное право может быть:

  • активное (право избирать);
  • пассивное (право быть избранным).

Принципы избирательного права в России:

  • всеобщее право;
  • равное право;
  • прямое право;
  • тайное голосование.

 Участие в выборах является добровольным. Никто не вправе оказывать воздействие на гражданина РФ с целью принудить его к участию или неучастию в выборах, а также на его свободное волеизъявление. 1

Референдум

Специфическую форму избирательной активности граждан представляет собой референдум. Первый в истории референдум был проведен в 1439 г. в Швейцарии.

Референдум — это особый тип всенародного голосования, объектом которого является не тот или иной кандидат, а какой-либо важный государственный вопрос, по которому необходимо выяснить мнение всего населения страны.

Различие между выборами и референдумом заключается в том, что выборы — это механизм представительной демократии, т. е. избиратели определяют, какие кандидаты будут представлять их интересы в законодательном собрании или органах исполнительной власти; референдум же — механизм прямой демократии, т.

е. избиратели сами принимают решение по определенному вопросу, вынесенному на голосование.

Конституции многих современных государств предусматривают проведение референдума.

Основные вопросы, выносимые на общенациональный референдум:

  • принятие конституции страны и поправок к ней;
  • изменение формы государственного устройства или формы правления;
  • принятие новых законов либо отмена старых;
  • вступление страны в международную организацию или сообщество (например, вопрос о вступлении стран Европы в Евросоюз решался в этих странах при помощи референдума);
  • присоединение к международному соглашению и т. д.

Избирательные округа при подготовке к референдуму не создаются, а принятым является решение, за которое проголосовало большинство граждан. В случае, если по предложенному вопросу не сформировалось большинство, через некоторое время он опять выносится на обсуждение.

Референдум как способ принятия важного политического решения имеет много недостатков:

  • велико число не участвующего в референдуме населения;
  • решение выносится незначительным большинством голосов;
  • не учитываются нюансы принимаемого решения;
  • так как общественное мнение подвержено резким колебаниям, результаты референдума вскоре после его проведения могут уже не отвечать настроениям общества;
  • участники референдума лишены возможности вносить изменения в текст бюллетеня и должны только подтвердить или отвергнуть уже сформулированные решения.

Плебисцит — это процесс выявления мнения избирателей путем голосования. В основном форма плебисцита используется как опрос населения о принадлежности территории, на которой этот народ проживает, тому или иному государству. Также плебисцит может применяться как форма референдума по вопросу доверия главе государства и проводимой им политике.

Например, после роспуска законодательного собрания во Франции в 1851 г. плебисцит узаконил власть Луи Бонапарта, а в следующем, 1852 г., плебисцит восстановил монархию. На референдуме 1934 г. в Германии 90 % избирателей согласились передать А. Гитлеру функции президента.

В странах с авторитарными режимами референдум и плебисцит представляют «удобные» для правящего режима формы политического участия, так как заменяют институты политического представительства, а необходимый результат обеспечивается пропагандистскими кампаниями и репрессивными мерами. 2

Процесс избирательный

См. Избирательный процесс.

Оцените определение:

Источник: Российское избирательное право от А до Я:Словарь-справочник

Избирательный процесс

это урегулированная правовыми и иными социальными нормами деятельность индивидов, органов и групп по подготовке и проведению выборов в государственные органы и органы местного самоуправления.

Оцените определение:

Источник: Большой юридический словарь

ИЗБИРАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС

1) в широком смысле слова регламентируемая законом совокупность решений, актов и действий органов государственной власти, общественных объединений и граждан по поводу реализации избирательных прав. Участниками (субъектами) И.п. являются граждане РФ, наделенные активными и пассивными избирательными правами, избирательные комиссии, избирательные объединения, кандидаты на выборную должность, доверенные лица кандидатов, общественные наблюдатели и т.д.; 2) в узком смысле слова И.п.

есть урегулированные законом процедуры совершения тех или иных избирательных действий: назначение выборов, составление списков избирателей, выдвижение кандидатов и их регистрация, определение результатов голосования и др. (см. Стадии избирательного процесса).

(В.Ч.)

Оцените определение:

Источник: Энциклопедический словарь «Конституционное право России»

ИЗБИРАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС

один из основных элементов избирательной системы.

Включает: а) назначение выборов (как правило, это прерогативы главы государства или законодательного органа); б) регистрацию избирателей в установленном законом порядке; в) организацию избирательных округов, районов и т.д., которые формируются в соответствии с принципами представительства (территориальным, национальным, производственным и т.д.), образуются также избирательные участки и пункты для голосования; г) выдвижение кандидатов (осуществляется, как правило, политическими партиями, избирательными блоками, иногда собраниями избирателей, трудовыми коллективами и др.); д) проведение голосования (в один или два тура); е) подсчет поданных голосов и распределение депутатских мандатов, осуществляемые местными и центральными избирательными органами.

Оцените определение:

Источник: Большой юридический словарь

ИЗБИРАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС

один из основных элементов избирательной системы, включающий в себя: назначение выборов (как правило, это является прерогативой главы государства или законодательного органа; регистрацию избирателей в установленном законом порядке; организацию избирательных округов, районов и т.д., которые формируются в соответствии с принципами представительства — территориальным, национальным, производственным и т.д.

(создаются т.ж.

Пропорциональная избирательная система

избирательные участки и пункты для голосования); выдвижение кандидатов (осуществляется, как правило, политическими партиями, избирательными блоками, иногда собраниями избирателей, трудовыми коллективами и др.); проведение голосования (в один или два тура); определение результатов голосования (подсчет поданных голосов) и распределение депутатских мандатов, осуществляемые местными и центральными избирательными органами.

Оцените определение:

Источник: Экономика и право: словарь-справочник

ИЗБИРАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС

совокупность действий по избранию депутатов представительных органов и выборных должностных лиц. И.п. делится на следующие стадии: назначение выборов; образование избирательных округов и избирательных участков, формирование избирательных комиссий (утверждение состава тех комиссий, которые создаются только на период выборов, переформирование постоянно действующих комиссий, если истек срок их полномочий); составление списков избирателей; выдвижение и регистрация кандидатов в депутаты или на выборную должность; предвыборная агитация, включая создание избирательных фондов, распределение эфирного времени выступления кандидатов и их сторонников; голосование, определение результатов выборов. Частью И.п. может быть повторное голосование (если никто не победил в первом туре, проводится второй тур по двум кандидатам, набравшим большее число голосов). Если никто не победил либо выборы проводились с нарушением законодательства, могут быть назначены повторные выборы, тогда заново производится выдвижение кандидатов и не исключено обновление состава избирательных комиссий.

Оцените определение:

Источник: Энциклопедия юриста

Избирательный процесс

регламентированный законодательством порядок организации и проведения выборов. Состоит из относительно самостоятельных стадий, которые отличаются друг от друга задачами, кругом участников и специфичностью их правового статуса, видами составляемых процессуальных избирательных документов, конечными результатами процессуальной деятельности.

Избирательный процесс включает следующие последовательные стадии (этапы процесса): 1) назначение выборов; 2) образование избирательных округов, избирательных участков, составление списков избирателей; 3) выдвижение кандидатов (списков кандидатов) и их регистрация; 4) предвыборная агитация; 5) голосование и определение итогов голосования, результатов выборов и их опубликование.

В свою очередь каждая стадия избирательного процесса представляет собой организованную совокупность избирательных действий и избирательных процедур, обеспечивающих реализацию избирательных прав и легитимную результативность выборов.

Избирательный процесс базируется на принципах: законности; равенства прав участников процесса; осуществления избирательных производств уполномоченными органами; гласности; непрерывности осуществления избирательных мероприятий; документирования осуществления избирательных действий и определения результатов выборов.

Оцените определение:

Источник: Российское избирательное право от А до Я:Словарь-справочник

Мажоритарная система

избирательная система в буржуазных странах, при которой в расчет принимаются только голоса, поданные за кандидата, получившего в данном округе большинство голосов.

Отличие пропорциональной, мажоритарной и смешанной.

В некоторых странах для победы по этой системе требуется получение абсолютного большинства (более половины всех голосов избирателей округа), а в других достаточно относительного большинства (то есть больше, чем получил кандидат другой партии, занявший второе место по числу поданных за него голосов). Те партии, которые остались на втором и последующих местах по числу поданных голосов в данном округе, вообще не получают депутатских мандатов. Мажоритарная система позволяет реакционерам попирать демократические права трудящихся и не считаться с действительной волей масс. Результаты выборов по этой системе искажают действительное соотношение сил политических партий в той или иной стране.

Оцените определение:

Источник: Политология: понятия и дефиниции

МАЖОРИТАРНАЯ СИСТЕМА

франц. majorite — большинство), в государственном праве система определения результатов голосования при выборах в представительные органы. При мажоритарной системе избранным по данному округу считается тот кандидат (или список кандидатов), который набрал установленное законом большинство голосов. В современных государствах применяются мажоритарная система абсолютного большинства и мажоритарная система относительного большинства (США, Великобритания, Индия, Мексика и другие).

При мажоритарной системе абсолютного большинства избранным считается тот, кто получил абсолютное (или простое) большинство голосов (то есть 50 % плюс 1 голос) от общего числа поданных и признанных действительными голосов. Если ни один из кандидатов не набрал положенного количества, проводится перебаллотировка, причем в списке остаются 2 кандидата, получивших наибольшее число голосов. Иногда вместо перебаллотировки проводится 2 й тур голосования, результаты которого определяются по другой системе (например, во Франции, где при выборах в Национальное собрание применяется мажоритарная система абсолютного большинства, 2 й тур проводится по мажоритарной системе относительного большинства).

При мажоритарной системе относительного большинства избранным считается тот, кто набрал голосов больше, чем каждый из его противников в отдельности. При этой системе нередко большинство в представительном органе власти получает партия, не располагающая поддержкой большинства избирателей .

В условиях декларируемой демократии оба вида мажоритарной системы носят недемократический характер. Мажоритарная система не является представительной, ибо выборный орган, созданный в результате выборов по мажоритарной системе, как правило, не отражает действительного соотношения политических сил и роли той или иной партии. Кроме того, при существующей многопартийности мажоритарная система всегда выгодна крупным партиям, в то время как значительная часть голосов, поданых избирателями за небольшие партии, пропадает или распределяется между победителями.

Поскольку применение мажоритарной системы приводит к серьезному искажению воли избирателей в интересах правящих кругов, необходимо введение пропорциональной системы представительства, при которой места в представительном органе распределяются пропорционально полученному каждой партией количеству голосов избирателей (по определенной квоте), что в большей степени выражает волю избирателей.

Таким образом, мажоритарная система — один из видов выборных технологий, которая применяется в условиях, когда большинство населения не может разобраться во всех хитросплетениях технологии подсчета голосов.

Оцените определение:

Источник: Толковый словарь демократического новояза и эвфемизмов

имущественный ценз

безальтернативность выборов

+ценз гражданства

открытое голосование с информацией о кандидате

+равенство голосов граждан

 

 

Ваш знакомый баллотируется по одномандатному округу в депутаты Государственнойдумы. За него проголосовало 48% избирателей данного избирательного округа, а его конкуренты получили соответственно 31% и 21% голосов. Можете ли вы поздравить своего знакомого с избранием?

Да

+Нет

 

На выборах депутатов в представительный орган власти в одном из избирательных округов велась борьба между тремя кандидатами. Один из них набрал 42% голосов избирателей и стал победителем.

По какой избирательной системе осу­ществлялись выборы?

+Мажоритарной

Пропорциональной

 

Политическая партия, критикующая программу правительства и предлагающая альтернативный вариант развития страны, называется

+оппозиционной

либеральной

демократической

консервативной

Что относится к функциям политических партий в демократическом обществе?

разработка законопроектов и принятие законов

установление правил приема в высшие учебные заведения

принятие в российское гражданство

+осуществление связи гражданского общества с государством

 

 

Любую политическую партию характеризует

широкий круг сторонников

наличие в партийных рядах членов правительства

+общность политических убеждений

критика правительственного курса

 

Какой из терминов характеризует политическую партию по методам политических действий?

кадровая

+радикальная

региональная

светская

Какое из направлений деятельности характерно для политической партии в демократическом обществе?

введение налогов на прибыль

+участие в избирательных кампаниях

управление государственными предприятиями

руководство органами исполнительной власти

 

Верны ли следующие суждения о политических партиях?

А. Оппозиционные партии в демократическом обществе вы­ступают в качестве конструктивного критика правитель­ства и предлагают свои варианты политики.

Б. Задача оппозиции в демократическом обществе — любы­ми средствами, включая неконституционные, добиться свержения правительства и захватить власть.

+верно только А

верно только Б

верны оба суждения

оба суждения неверны

 

 

«Государство, общество должны опираться на опыт и устои предков». Для какой политической идеологии данное высказывание является ведущим, основным?

+консервативной

либеральной

социал-демократической

коммунистической

 

Поддержание в обществе традиционных семейных ценностей, уважение к устоям и заветам предков являются ведущими принципами идеологии

+консервативной

либеральной

социал-демократической

радикальной

 

Идея построения общества, в котором был бы реализован принцип распределения благ «от каждого — по способностям, каждому — по потребностям», характерна для системы взглядов

консервативной

пацифистской

+либеральной

коммунистической

 

В программе политической партии записано: «Партия считает главным принципом своей идеологии обеспечение преемственности развития, учета исторических традиций и
устоев в выработке политических решений». Какой идеологии придерживается данная партия?

революционной

либеральной

+консервативной

коммунистической

 

Тоталитарный режим, в отличие от демократического, характеризуется существованием

политического плюрализма

способностью существлять государственное принуждение

существованим гласности

+господством одной идеологии

 

Демократический режим характеризуется

всесторонним контролем государства за жизнью обще­ства

господством исполнительной власти

милитаризацией общественной жизни

+политическим плюрализмом

 

Политический режим, которому свойственны четкое разделение властей, многопартийность, гарантированность проявления свобод граждан, регулярные выборы, называется

тоталитарным

авторитарным

+демократическим

олигархическим

 

Характерной чертой тоталитарного общества является

наличие всеобщего избирательного права и свободных выборов

конкурнция в борьбе за власть различных партий

уважение и защита законом прав меньшинств

+закрытость власти от общества, отсутствие подлинной информации о действиях властей

 

Что является характерной чертой тоталитарного политиче­ского режима?

концентрация власти в руках выборных органов

+наличие единой идеологии, насаждаемой государством

свободные от цензуры средства массовой информации

высокая степень развитости гражданского общества

 

Отличительной чертой демократического режима является

наличие разветвленной системы законов

верховенство судебной власти над законодательной и ис­полнительной

наличие нескольких политических партий

+политический и идеологический плюрализм

 


Читайте также:

Пропорциональная избирательная система

⇐ Предыдущая71727374757677787980Следующая ⇒

 

Способ определения результатов голосования, в основу которого положен принцип распределения мест выборных органов пропорционально полученному каждой партией или списком кандидатов числу голосов, называется пропорциональной избирательной системой. Партия (482) или список кандидатов получают столько мест, сколько получили голосов. Впервые была применена в Бельгии в 1884 году. В настоящее время используется в 57 странах. Отличительные черты системы:

 

1. Строгое соответствие между количеством голосов на выборах и представительством в парламенте. Сколько партия получила голосов, столько ей достается мандатов.

2. Акцент на представленности различных групп населения в институтах представительной власти.

3. Наличие более одного мандата на округ (многомандатные округа).

4. Голосование на основе партийных избирательных списков.

5. Более справедливый характер.

Справедливость достигается тем, что по итогам выборов нет абсолютно проигравших или утерянных голосов. Получившие меньшее количество голосов, тем не менее, не лишаются права участвовать в распределении парламентских мандатов.

Существуют два основных подтипа пропорционального избрания:

 

— пропорциональные списочные системы партийного представительства;

— пропорциональная система передачи голосов (англосаксонская версия пропорционального метода).

Пропорциональная система партийных списков. Ее основная техническая особен-ность заключается в наличии множества (более одного) мандатов на данный округ и формировании партийных списков или списков избирательных объединений в качестве важнейшего способа выдвижения кандидатов и распределения парламентских мест. Про-порциональная система этого вида исходит из того, что выступающие в качестве конку-рентов политические партии получают столько мест, сколько им полагается в соответст-вии с пропорцией, полученной ими на всей территории выборов. Технически мандаты распределяются между партиями следующим образом: сумма голосов, поданных за списки участвовавших в выборах партий делится на число мест в парламенте. Получен-ный результат будет "избирательным метром", то есть числом голосов, необходимым для получения одного места. Сколько раз этот метр уложится в общее (483) число голосов, полученных данным избирательным объединением, столько мандатов из числа вакантных мест оно должно получить. Не вдаваясь в детали, отметим, что в целом распределение мест происходит с помощью специальной математической формулы с использованием различных выборных коэффициентов.

Существует две модели партийного представительства: полное и ограниченное. Полное партийное представительство означает, что вся страна представляет собой единый избирательный округ и объединенный корпус избирателей (единый электорат), в котором сразу распределяются все мандаты. Это обеспечивает тесную связь между результатами выборов и парламентским представительством. Применяется, как правило, в государствах с небольшой территорией (Израиль, Германия, Голландия). Хотя не исключено обратное (выборы по партийным спискам в Государственную Думу в России

в 1993 г. и частично в 1995 г., в Украине в марте 1998 г.).

Однако такая система в государствах с большой территорией теряет свои преимущества: избиратели вынуждены голосовать вслепую за партии, концентрирующиеся в столице, и за списки кандидатов, содержащие длинный перечень фамилий, которые не знакомы избирателю. Так, в"российской Госдуме 1993-1995 гг. 60% депутатов составляли москвичи. Кроме того, если применяются закрытые списки, содержащие лишь первые фамилии партийных кандидатов (как в России), то голосование происходит также вслепую, потому что избиратели ориентируются лишь по именам ярких партлидеров.

Ограниченное пропорциональное представительство призвано нейтрализовать указанные недостатки и означает, что выборы проходят в нескольких избирательных (многомандатных) округах и распределение мест происходит в них. Эта система предполагает большие расхождения между числом голосов, полученных партией после выборов по всей стране, и числом их представителей. В чисто математических терминах это звучит так: чем меньше парламентских мест поставлено на распределение в округе, тем труднее обеспечить, чтобы оно точно отражало относительное влияние каждой партии или партийной коалиции.

Чтобы не допустить в парламент крайние экстремистские партии, а также избежать партийной раздроб(484)ленности в парламенте и, тем самым, неэффективной парламентской деятельности, пропорциональность ограничивают так называемой процентной оговоркой — процентным порогом голосов: преодолевшие этот порог партии допускаются к распределению парламентских мест (например, в Украине он составляет 4%, в Германии и России — 5%, в Турции — 10%). Однако применять процентную оговорку необходимо взвешено, так как не исключены случаи полного искажения смысла пропорционального представительства.

Следует учитывать такую математическую зависимость: чем больше партий и изби-рательных объединений участвуют в выборах и чем выше процентная оговорка, тем ниже представительность пропорциональной системы и выше потеря голосов, что создает возможность дополнительного и непропорционального распределения мест в парламенте прошедшим процентный барьер партиям. Например, в 1993 г. на выборах в Госдуму России участвовали 13 партий и объединений, причем 8 из них, прошедшие барьер 5% и собравшие 87% голосов, распределили все парламентские места. В 1995 г. участвовало уже 43 партии и объединения, пятипроцентный барьер преодолели лишь 4, которые в сум-

ме собрали только 50,14% всех голосов, но разделили между собой все парламентские мандаты. Другими словами, интересы 49,86% избирателей не представлены в парламенте. Вследствие этого большие преимущества извлекли для себя крупные партии, приобретя несоразмерно большую часть парламентских мест. Скажем, КПРФ Зюганова получила по списку чуть более 20% голосов, но в Госдуме ей досталось 35% мест.

Пропорциональная система передачи голосов. Применяется в Ирландской Республике, Северной Ирландии, также при выборах в австралийский Сенат. Целью введения этой системы было стремление минимизировать количество проигнорированных голосов и дать как можно большему числу избирателей возможность избрать депутата, который отвечал бы их симпатиям.

Системе передачи голосов, кроме многомандатного округа, присуще голосование по преференциям. В отличие от системы партсгшсков, где голосование осуществляется только за партии, а возможность выбора между кандидатами минимальна или отсутствует вовсе, указанная сис(485)тема дает возможность избирателю выбирать еще и между кандидатами от партии, которую он поддерживает.

Система подсчета голосов, при которой один голос передается другому, выглядит следующим образом. Страна делится на избирательные округа, каждый из которых имеет несколько мест. При этом оптимальным считается число мест, равное пяти. Имена кандидатов вносятся в избирательные бюллетени Е алфавитном порядке с указанием, от какой партии выдвинут кандидат. Избиратели отмечают фамилии кандидатов цифрами в порядке предпочтения, например, от одного до пяти. Когда начинается подсчет голосов, первыми считаются голоса, отданные кандидатам, помеченным в списке цифрой 1. Если кандидатам удается получить достаточное число голосов, то такие кандидаты объявляются избранными. Затем производится подсчет голосов, отданных кандидатам, помеченным цифрой 2. "Лишние" голоса избранных кандидатов суммируются с голосами кандидатов, помеченных цифрой 2. Этот процесс передачи оставшихся голосов продолжается до тех пор, пока не изберется требуемое большинство членов парламента.

При таком подсчете представительство партий в парламенте и поддержка избирателей оказываются строго пропорциональны. Следует отметить, что в целом система передачи голосов справедлива по отношению к избирателям, тогда как списочные системы справедливы по отношению к партиям.

 


⇐ Предыдущая71727374757677787980Следующая ⇒


Дата добавления: 2016-11-12; просмотров: 168 | Нарушение авторских прав


Похожая информация:


Поиск на сайте:


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *