Политика ее роль в жизни общества

Политика и ее роль в жизни общества

⇐ Предыдущая3456789101112Следующая ⇒

Под политикой понимаются отношения в обществе по поводу власти: ее завоевания, удержания и использования.

Сам термин «политика» появился более двух с половиной тысячелетий назад, ведя свое происхождение от греческого слова politike — искусство управления государством.

В первую очередь, политика призвана обеспечивать целостность и социальную гармонию общества. Ее главное предназначение — урегулирование противоречий в обществе, обеспечение общественной интеграции, согласование личных, групповых и общественных интересов.

По уровням проявления выделяются следующие виды политики:

· местная — регулирование вопросов и проблем местного значения (на уровне села, города, района);

· региональная — регулирование вопросов и проблем, связанных с развитием целого региона (напр. губернии, штата, субъекта федерации, федерального округа и т.д.);

· общегосударственная — регулирование вопросов, связанных с развитием общества и государства в целом;

· международная — регулирование отношений между государствами и группами государств на международной арене;

· мировая (глобальный уровень) — регулирование вопросов и острых проблем в мировом сообществе, связанных с решением глобальных проблем современности.

Выборы в демократическом обществе. Избирательная кампания в РФ.

Разновидности выборов в России:

1)По объекту (президентские, парламентские, в органы местного самоуправления2) По масштабу (федеральные, региональные, местные)

3) По характеру (очередные, досрочные)

Избирательное право

Активное – право избирать, предоставляется с 18 лет

Пассивное -право быть избранным, предоставляется с 21 года (для кандидата в президента – 35 лет возрастной ценз)

Не имеют права голосовать: недееспособные, находящиеся в местах лишения свободы по приговору суда.

Основные принципы демократического избирательного права:

1)Равенство (каждый избиратель в одинаковой степени влияет на общий результат выборов)

2)Всеобщность (только возрастной ценз и ценз гражданства, не имеют права голосовать: недееспособные, находящиеся в местах лишения свободы по приговору суда)

3) Тайное голосование

4)Прямое голосование (избиратель голосует непосредственно за депутата, а не за выборщика)

5) Состязательность (выборы проводятся на альтернативной основе)

6)Гласность (общественность может осуществлять контроль за проведением выборов: присутствие независимых наблюдателей на избирательных участках)

7) Добровольность

8)Ограничение срока выборов (выборы нельзя откладывать или переносить, если для этого нет веских причин)

 

Стадии избирательного процесса:

1) Назначение даты выборов и начало избирательной кампании

2) Образование избирательных округов и избирательных участков

3) Формирование избирательных комиссий (главная – Центризбирком)

4) Составление списков избирателей

5) Выдвижение и регистрация кандидатов

6) Предвыборная агитация (государство предоставляет равные условия – например, равное количество времени в эфире, кандидаты могут купить дополнительно; окончание агитации – за сутки до голосования)

7) Голосование и установление его результатов

33. Инфляция: понятие, причины и виды.

Инфляция – кризисное состояние денежной системы. Современная инфляция связана не только с падением покупательской способности денег в результате роста цен, но и с общим неблагоприятным состоянием экономического развития страны. Она обусловлена противоречиями процесса производства, порожденными различными факторами в сфере как производства и реализации, так и денежного обращения, кредита и финансов. Первопричина инфляции – диспропорции между различными сферами народного хозяйства: накоплением и потреблением, спросом и предложением, доходами и расходами государства, денежной массой в обращении и потребностями хозяйства в деньгах.

Инфляция — это денежное явление, но она не ограничивается обесцениванием денег. Она проникает во все сферы экономической жизни и начинает разрушать эти сферы. От нее страдает государство, производство, финансовый рынок, но больше всех страдают люди. Во время инфляции происходит:

1) Обесценивание денег по отношению к золоту;

2) Обесценивание денег по отношению к товару;

3) Обесценивание денег по отношению к иностранной валюте.

Для того, чтобы экономика не переживала инфляционных кризисов:

1) должно быть постоянное равновесие государственного бюджета;

2) Центральный Банк должен вести идеальную политику;

3) государство не должно вмешиваться в распределение доходов;

4) страну должны населять граждане со здоровой рыночной психологией, люди, лишенные инфляционных ожиданий.

В международной практике в зависимости от величины роста цен принято деление инфляции на три вида:

· ползучую – если среднегодовой темп прироста цен не выше 5-10%;

· галопирующую – при среднегодовом темпе прироста цен от 10 до 50% (иногда до 100%);

· гиперинфляцию – когда рост цен превышает 100% в год (МВФ за гиперинфляцию сейчас принимает 50-процентный рост цен в месяц).

Для промышленно развитых стран характерной является ползучая инфляция, т.е. небольшое, умеренное обесценивание из года в год. В развивающихся странах преобладают галопирующая инфляция и гиперинфляция. Причём факторы, формы и социально-экономические последствия инфляции, а также подходы к выработке и осуществлению антиинфляционных мер в разных странах обусловливаются особенностями их экономического развития.


⇐ Предыдущая3456789101112Следующая ⇒


Дата добавления: 2015-11-23; просмотров: 204 | Нарушение авторских прав


Похожая информация:

  1. D. Социальная структура общества
  2. Quot;Не обманывайтесь: худые сообщества развращают добрые нравы. Отрезвитесь, как должно, и не грешите; ибо к стыду вашему скажу, некоторые из вас не знают Бога" (15:33-34)
  3. V. Подкрепление в повседневной жизни
  4. Анализ деятельности студенческого клуба АГИК по формированию здорового образа жизни старших школьников
  5. Антикоррупционная политика
  6. Антикоррупционная политика в государственном управлении
  7. Атрос Анастасия Валерьевна. В жизни каждого человека наступает момент, когда надо принимать важные решения, которые определяют его дальнейший путь
  8. Б) Ответственность за вред, причиненный жизни и здоро­вью лица
  9. Базисные элементы социальной жизни
  10. Барсуки, лисы и многие другие животные роют норы, в которых прячутся от непогоды и спасаются от врагов. Эти млекопитающие прекрасно приспособлены к такому образу жизни
  11. Бессмысленность появляется, чтобы дать Вам шанс раскрыть наибольшие возможности своей жизни
  12. Биосферный уровень организации жизни


Поиск на сайте:


ИХ ПОЛИТИЧЕСКИЙ ХАРАКТЕР.

Не все соборы шли, как в 1642 г. Но подробный соборный протокол этого года помогает уяснить политическое значение соборов XVII в. И тогда, как в XVI в., они созывались в чрезвычайных случаях для обсуждения важнейших дел внутреннего государственного строения и внешней политики, преимущественно вопросов о войне и сопряженных с нею тягостях. Перемена произошла не в компетенции собора, а в составе и характере соборного представительства: теперь правительству приходилось иметь дело не с должностными своими агентами, а с выборными ходатаями о нуждах и недостатках их избирателей. Политическое значение соборных совещаний зависело от участия в них Боярской думы с государем во главе. Здесь можно заметить двоякий порядок: дума действовала или совместно с выборными, или отдельно от них. В последнем случае бояре с государем присутствовали только при чтении собору правительственного предложения, но потом отделялись от собора, не участвовали в дальнейшей работе выборных. Впрочем, эта работа ограничивалась совещаниями по группам и подачей отдельных мнений, но не составлялось ни общего заключительного заседания, ни соборного приговора. При таком порядке собор получал только совещательное или осведомительное значение: заявленные выборными мнения государь и бояре принимали к сведению, но законодательный момент, решение вопроса удерживали за собой.

Политика, ее роль в жизни общества. Политическая власть

Так шло дело на соборе 1642 г.; то же видели мы и на уложенном соборе 1648 г. Проект Уложения одновременно читали выборным и докладывали государю с думой, заседавшей в другой палате, отдельно от выборных, с которыми при этом «сидел» особо для того назначенный боярин с двумя товарищами, как бы образуя их президиум. Но при такой раздельности занятий дума и собор совсем не походили на верхнюю и нижнюю палаты, как их иногда называют. Дума с государем во главе не являлась только одним из органов законодательства: это было само верховное правительство, вмещавшее в себе всю полноту законодательной власти. Слушая статьи Уложения, она исправляла и утверждала их, создавала законы. Собор выборных не стоял рядом с думой, а был пристроен к ее кодификационной комиссии. При слушании статей Уложения выборные били челом государю об их отмене или пополнении, и эти ходатайства через комиссию восходили к государю и боярам, которые, приняв во уважение челобитье всяких чинов людей, приговаривали по ним новые законы. В других случаях соборные выборные получали более прямое участие в законодательстве. Это бывало, когда дума с государем во главе прямо входила в состав собора, как бы сливалась с ним в один законодательный корпус. Тогда бояре подавали мнение наравне с выборными и составлялся общий соборный приговор, получавший силу закона, а дума становилась распорядительной властью, принимавшей меры для исполнения соборного приговора. Такой порядок наблюдаем на целом ряде соборов царя Михаила, следовавших за избирательным собором 1613 г., именно на соборах 1618, 1619, 1621, 1632 и 1634 гг. Особенно выразительно проявился такой порядок на соборе 1621 г. Турция с Крымом и Швеция звали Москву в коалицию против Польши. Представлялся заманчивый случай расквитаться с поляками за Смутное время. На соборе по этому делу духовные власти обязались молиться «о победе и одолении на вся враги», бояре и всякие служилые люди биться против короля, не щадя голов своих, торговые люди давать деньги, как кому мочно, смотря по прожиткам. Составился общий соборный приговор всех чинов стать на польского короля в союзе с турским салтаном и с крымским царем и со свейским королем. При этом дворяне и дети боярские били челом государю разобрать их по городам, кто как может государеву службу служить, чтобы «никаков человек в избылых не был». Но указ о разборке дворян и о рассылке грамот по городам с извещением о соборном приговоре и с приказом служилым людям готовиться к походу, «лошадей кормить и запас пасти» государи, отец и сын, издали, «говоря с бояры», по приговору только думы, без участия собора.

 

 

Предыдущая545546547548549550551552553554555556557558559560Следующая


Дата добавления: 2015-07-30; просмотров: 185;


ПОСМОТРЕТЬ ЕЩЕ:

Совет 1: Какова роль политики в жизни общества

Политика как сфера общ.жизни

⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 6Следующая ⇒

Политика — важнейшая сфера жизнедеятельности общества, государства и каждого гражданина.

=Политика — борьба социальных групп (прежде все­го классов и наций) и индивидов за удовлетворение преимущественно своих интересов путем навязывания своей воли другим социальным субъектам и обществу в целом.

=Политика — особый, целенаправленный вид дея­тельности людей, связанный с завоеванием, удержани­ем и осуществлением государственной власти.

=Политика — искусство управления государством, участие в делах государства, направление государства, определение форм, задач и содержания деятельности го­сударства.

=Политика — искусство управления людьми,

 

форма соучастия и взаимодействия управляющих и управляе­мых.

Сущностные черты политики:1) единство общих и частного интересов; 2) связь с государством; 3) мас­совость; 4) властность; 5) целенаправленность, созна­тельность; 6) связь с экономической сферой общества..

Уровни политики:

1) макро — государство как це­лое, власть, ее устройство и функционирование в цен­тре и на местах;

2) микро — относится к деятельности отдельных организаций (партий, профсоюзов, корпора­ций, фирм и т. п.);

3)мего — к деятельности междуна­родных организаций.

Функции политики:

поддержание и укрепление целостности общест­ва, обеспечение общественного порядка и организован­ности;управление социально-политическими процесса­ми в обществе; поддержание классового или социального господ­ства; авторитарное, обязательное для всех распределе­ние дефицитных ценностей и благ; согласование интересов различных социальных групп населения, предотвращение и регулирование групповых конфликтов и др.

Субъекты политики —это социумы, а также создан­ные ими учреждения, организации, активная практиче­ская деятельность которых направлена на преобразова­ние политической и других сфер жизнедеятельности че­ловека как непосредственного объекта политики.

Объекты политики— явления политической сферы в их разнообразных проявлениях и связях с граждан­ским обществом, на которые направлена деятельность субъектов политики. В обществе субъектом и объектом политики могут быть и являются человек, социальные слои, группы, ор­ганизации,

Цель политики —выработанный человеческим мышлением идеальный результат, ради которого осуще­ствляется деятельность и который служит ее внутренним побудительным мотивом.

Она выполняет в политической деятельности организующую и мотивационную функции. Цели политики внутренне противоречивы и разнообраз­ны.

 

Полит.власть,господство

Под властью подразумевается способность ее субъ­екта (отдельной личности, группы людей, организации, партии, гос-ва) навязать свою волю другим лю­дям, распоряжаться и управлять их действиями, будь то насильственными или ненасильственными средствами и методами. Власть появилась с возникновением чел. общества и прошла длинный путь развития. Власть — необходимый элемент общественной организации, без кот. невозможны жизнеспособ­ность и функционирование общества, власть призвана регулировать взаимоотношения между людьми, между ними, обществом и государственно-политическими ин­ститутами.

Классификация власти:

+ по области функционирования (законодательная, исполнительная, судебная, светская и духовная, семей­ная, экономическая, политическая…);

+ по субъектам власти (государственная, партий­ная, церковная);

+ по методам осуществления (господство, насилие, принуждение, убеждение);

+ по объему власти (единоначалие, групповая, кол­легиальная) ;

+ по режиму правления (тоталитарная, авторитар­ная, либерально-демократическая, демократическая).

Признаки полит. власти:

легальность ис­пользования силы в пределах государства; верховен­ство, обязательность решений для всякой иной власти, способность проникать в любые общ. процес­сы; публичность. (всеобщность и безличность) моноцентричность (наличие единого центра приня­тия решений); многообразие ресурсов; тенденции к абсолютизации, широта и неопред. круга объектов.

Функции политической власти:

— управленческая (управление делами общества.

— контролирующая(поддержание общественного порядка и стабильности)

— Организационная(формир. Полит системы общества, организ его полит жизни, полит отношений)

— Воспитательная (создание авторитета власти, на воспит у граждан сознат законоослуш)

Основные характеристики политической власти:

 

— 1Наличие объекта и субъекта политического управления. Субъекты делятся на:

o первичные — крупные социальные группы со своими интересами

o вторичные – органы государственной власти, политические партии и организации, лидеры, политическая элита.

— 2закрепление в законах полномочий субъекта правления.

— 3.чёткий механизм реализации решений политической власти на практике.

— 4.принцип (функционального) разделения властей.

— 5.Легальность и легитимность власти.

 

 

Политическое господство означает организацию в обществе отношений

властвования и подчинения. Господство – это полит. порядок, при кот. одни

командуют, а другие подчиняются, хотя все это может происходить

демократическим путем.

Легитимность начала связываться с правомерным и справедливым использованием власти. Она предполагает наличие ее авторитета и поддержки со стороны большинства граждан общества. Типы легитимности(у Вебера только три первые): 1) традиционный –базируется на вере в священный характер обычаев и традиций, их непоколебимость, характерна для монархии. 2)рационально-легальный – основывается на вере в законность и рациональность формальных правил формирования и функционирования институтов полит. власти, это «царство закона». 3) харизматическая – базируется на вере в исключительные качества носителя полит.

власти. Божественное освещение получает сама конкретная личность руководителя. (Ленин, Сталин). 4) Этнический – формирование властных

структур по национальному признаку. 5) структурный – характерен для устойчивых обществ, где установленный порядок формирования власти стал

привычным. Власть формировалась на основе существующих норм и правил.

Существование политической системы. 6) идеологический – базируется на

идеологических ценностях, на господствующих в обществе представлениях о справедливости. для тоталитарной организации общества). 7)

Персонализированный – основывается на позитивном отношении к личности

руководителя гос-ва, личность руководителя может идентифицироваться с идеалом. Эта легитимность связана с расчетом, доверием, предпочтением. И поэтому ее можно отнести к разновидности реально-легальной легитимности.

В обществе происходят колебания легитимности власти. Эти колебания связаны с процессами легитимизации и делигитимизации власти. Легитимизация – процесс роста общественного признания лидеров и институтов полит. власти.

Делигитимизация – процесс падения авторитета лидера и институтов полит.

власти. Легитимность власти находится в прямой зависимости от ее

эффективности, т.е. степени выполнения властью своих задач и функций.

 

Вопрос 4.

Политическая система общества или политическая организация общества — организованная на единой нормативно-ценностной основе совокупность взаимодействий (отношений) политических субъектов, связанных с осуществлением власти и управлением обществом.

 

Основные разновидности политических систем:

Демократия. (в основе которого лежит метод коллективного принятия решений с равным воздействием участников на исход процесса[2] или на его существенные стадии)

Теократия. (политическая система, при которой религиозные деятели имеют решающее влияние на политику государства )

Тоталитаризм. (форма отношений общества и государства, при которой политическая власть берёт под полный (тотальный) контроль общество, образуя с ним единое целое, полностью контролируя все аспекты жизни человека. Проявления оппозиции в любой форме жестоко и беспощадно подавляются или пресекаются государством.)

Авторитаризм. (Носитель власти (например, диктатор, группа людей, руководитель предприятия) провозглашает сам себя имеющим право на власть. Обоснованием для существования такой власти является исключительно мнение на этот счёт носителя данной власти.)

 

Вопрос 5.

⇐ Предыдущая123456Следующая ⇒

Читайте также:


Пример — политика

Cтраница 1

Пример плюралистической политики дает Украина, в которой принят нулевой принцип гражданства ( т.е. все живущие на территории государства независимо от национальности и времени проживания получили гражданство), есть Декларация прав народов. Такую же политику демонстрирует Россия. Сам факт наличия двух государственных языков в большинстве республик РФ, а также принятие Закона о национально-культурной автономии свидетельствуют о намерениях осуществлять плюралистическую политику.  [1]

На примере политики гогенцоллерновской Пруссии и царской России по отношению к Польше Маркс в своих рукописях проводил мысль, что участие в совместном порабощении чужих народов приковывает грабителей друг к другу, усиливает их взаимную зависимость, причем более сильный становится в значительной мере вершителем судеб более слабого.  [2]

История нашей партии знает примеры политики отставок. Известно, например, что на другой день после Октябрьской революции одна часть товарищей, во главе с Каменевым и Зиновьевым, отказалась от предоставленных им постов, требуя изменения политики партии. Известно, что политику отставок обосновывали они тогда требованием создания коалиционного правительства вместе с меньшевиками и эсерами, вопреки ЦК нашей партии, проводившему политику создания чисто большевистского правительства.  [3]

В американских профессиональных изданиях достаточно часто публикуются примеры различных Политик.  [4]

Методика использования альтернативных затрат может быть проиллюстрирована на примере политики создания производственных запасов.  [6]

Намерения Ленина стали мне теперь совершенно ясны: на примере политики Сталина он хотел вскрыть перед партией, и притом беспощадно, опасность бюрократического перерождения диктатуры.  [7]

В некоторых случаях в политику следует включать и количественные характеристики по времени освоения новых моделей, по затратам на них, по уровню качества продукции и обслуживания. Пример удачной политики качества приведен в гл.  [8]

В начале текущего года, когда Советский Союз досрочно возвратил Финляндии территорию Порккала-Удд, наш народ снова получил наглядное подтверждение значения политики дружбы. Искренняя радость финского парода по этому поводу соединяется с чувством глубокой благодарности к великой Советской стране и ее Правительству, которое снова на практике показало выдающийся пример политики мирного сосуществования.  [9]

Политической силой групп интересов объясняется существование импортных тарифов и квот на сталь, обувь, текстильные изделия, одежду и некоторые другие товары. Ирригационные проекты, финансируемые на федеральном уровне, льготные кредиты бизнесу, дотации аэропортам, художественным коллективам и учреждениям культуры, специальные программы помощи молодежи и престарелым, тем, кто живет в районах с высоким уровнем безработицы и, разумеется, тем, кто служит надеждой и опорой канадских политиков, дотации регионам — вот примеры политики ради политики.

Политика и ее значение в жизни общества

В основе ее лежат интересы групп, преследующих свои интересы, а отнюдь не потребности экономики и общества. И если каждая в отдельности подобная программа является незначительным бременем для экономики, то в сумме они разоряют федеральный бюджет, растрачивают ресурсы и снижают жизненный уровень населения.  [10]

Перераспределение может быть прямым следствием специально проводимой политики или ее побочным результатом. Примерами сознательно проводимой политики перераспределения может быть введение высоких ставок подоходного налога ( income tax) на крупные доходы или политика поддержания доходов ( income maintanence), предусматривающая пособия по бедности. С другой стороны, такая, например, политика, которая предусматривает бесплатное университетское образование, может оказать непредусмотренное влияние на распределение богатства.  [11]

Патернализм понимается нами как система строгой субординации социальных групп, в рамках которой нижестоящие могут рассчитывать на защищенность и заботу со стороны вышестоящих. Правящие слои, обладая намного более весомыми привилегиями, обязаны гарантировать исполнителям минимум средств существования, независимый от их трудового вклада. Бесплатное образование и медицинское обслуживание, дотирование низких цен на продукты питания и поддержка убыточных предприятий — список примеров патерналистской политики можно продолжать достаточно долго. Это явление распространено и на макро — и на микроуровнях, порождая неформальные связи между работниками и руководством, сочетающие в себе отношения субординации и отеческого покровительства.  [12]

Средством реализации краткосрочных целей является политика. Она включает правила и процедуры, устанавливаемые в организации для поддержания усилий ее работников по решению плановых задач. Политика отвечает на вопрос: каким образом должны выполняться задачи.

Примером политики в организации может быть установление гибкого рабочего дня для повышения эффективности работы.  [13]

Страницы:      1

Представительский и модернизационный тип политической системы.

Представительский тип политической системы — это не столько эм­пирическая реальность, сколько "идеальный тип" (в веберовском смыс­ле) или нормативная модель, которая, однако, отражает реальные тен­денции и установки обществ западноевропейского типа. Либерально-представительская парадигма устанавливает между обществом и госу­дарством своего рода "базисно-надстроечные" отношения. Общество выступает в качестве первичного "базиса", складывающегося независи­мо от государства и задающего ему "программу". В нем совершаются процессы социальной дифференциации, выделяются и обособляются различные групповые интересы. При этом, в отличие от позднейшей, постклассической парадигмы, либеральная парадигма определяет инди­видуальные и групповые интересы и потребности в качестве "естествен­ных" — никем не формируемых, не направляемых какой-либо системой пропаганды и манипуляции. В центре либерально-представительской системы стоит суверенный индивид — автономный и разумный, т.е. осознающий свой "естественный интерес" и еще не знающий ни темных и иррациональных стихий подсознания, ни давления "искусственных потребностей", насаждаемых рекламой и пропагандой.

Политическая система выступает при этом как нейтральная (не ис­кажающая) среда, в которой эти естественные индивидуальные и груп­повые интересы находят свое представительство и защиту.

Для того чтобы лучше оценить специфику системы представитель­ского типа, полезно сопоставить две великие революции XVIII в.

— аме­риканскую и французскую, давшие толчок модернизационным сдвигам Старого и Нового света и в значительной мере определившие облик современного Запада. У нас эти революции, как правило, объединяют в единое целое (или образ) буржуазно-демократической революции клас­сического типа.

На самом деле с точки зрения решения вопроса о взаимоотношениях между гражданским обществом и государством эти революции являются скорее противоположными.

В США революция 1775-1776 гг. развернулась как процесс освобо­ждения гражданского общества от опеки государства (негативное вос­приятие такой опеки усугублялось тем, что государство рассматрива-иось как чужое — британское).

Отцы-основатели Соединенных Штатов являли собой тип Законодателя, озабоченного тем, чтобы защитить общество от чрезмерного и неконтролируемого давления государственной власти. С этой целью они не только создали соответствующую систему страховок, сдерживаний и противовесов — в первую очередь в виде разделения исполнительной, законодателъной и судебной власти. Они заложили в американскую политическую историю своего рода долговременную программу, связан­ную с последовательным высвобождением гражданской инициативы из-под чиновничьей опеки и перераспределением полномочий между госу­дарством и гражданским обществом в пользу последнего. Идеальная (нормативная) модель такого общества предполагает, что политические субъекты, персонифицированные партиями, лидерами, депутатами и президентом, выступают не в качестве вождей и учителей общества, указующих ему правильный путь, а в качестве "слуг общества", не имеющих собственной воли, но обладающих одной лишь представитель­ской волей. Императивный мандат, тщательно заполненный избирателя­ми и неукоснительно выполняемый получившими его политиками, — вот нормативная модель американской политической системы.

Сразу же оговоримся, что континентальная модель, определенная французской революцией, носит совсем другой характер. Революция совершилась в столице и ознаменовалась борьбой "революционного аиангарда" (передового меньшинства) с "косным" большинством, кото­рое сначала надо завоевать, а затем — перевоспитать на новый лад. Французы, таким образом, создали прообраз модернизационной полити­ческой системы.

Законодатель в рамках такой системы озабочен не тем, как защи­тить общество от чрезмерного натиска власти и ее злоупотреблений, а тем, как ослабить возможный защитный механизм "косного" общества перед лицом модернизаторского усердия просвещенной власти.

Политическая наука сталкивается с конфликтом двух парадигм, которые по имени наиболее ярких представителей мож­но назвать соответственно парадигмой М.Фуко и парадигмой Г.Бэккера. Французский политический философ М.Фуко, опираясь на специфиче­ский "континентальный" опыт, полагает, что власть не локализуется в собственно политической сфере. Она преследует нас всюду: в семье, в школе и университете, в больнице и в клубе. Всюду мы сталкиваемся с асимметрией влияния, выражающейся в том, что А влияет на Б сильнее, чем Б на А. Власть, таким образом, выступает как универсальное об­щественное отношение.

Политика и ее роль в жизни общества

Поэтому наука о власти, если она желает не быть жертвой иллюзий, должна всюду "раскрывать вездесущий микроб власти".

Власть может демонстрировать себя, как она это делает в собствен­но государственной сфере, но она может оказывать скрытое влияние. Обязанность аналитика, согласно М.Фуко, — срывать маску власти, в особенности в тех сферах, где о господстве и подчинении говорить непринято. В такой парадигме политология выступает как наука о соот­ношении формальных и неформальных возможностей власти, имея в виду прежде всего то, что последние по объему заведомо превышают первые. На этой основе предметом политологии оказывается властное измерение любых сфер общественной жизни, а сама она выступает как междисциплинарная теория, объединяющая политическую экономию, политическую демографию, политическую культурологию и т.д.

Совсем иначе предмет политологии выступает в парадигме Г.Бэккера. Этот представитель чикагской школы склонен "максимализировать" либеральный принцип "государство-минимум", предполагая, что развитие нормального гражданского общества сопровождается не­прерывным поэтапным сокращением прерогатив власти. Цивилизован­ный процесс понимается как процесс замещения властных отношений отношениями гражданского партнерства — вплоть до полного свертыва­ния власти. Здесь, как видим, либеральная традиция смыкается с мар­ксистской, ожидающей "полного отмирания" государства и политики. В этой парадигме политическая наука выступает не поли-, а монодисцип­линарной, так как предполагается, что власть локализуется исключи­тельно в государственной сфере и изучение ее не требует привлечения других наук, кроме науки о политической власти как таковой.

Любопытно, что реальный политический процесс отличается цикличностью, причем разные его фазы то больше соответствуют "пара­дигме Фуко", то "парадигме Бэккера".

А. С. Панарин «Политология»

Международная политика

Человеческое общество отличается от всего живого в мире прежде всего тем, что оно сознательно организовано, а его жизнь характеризуется множеством сфер деятельности, которые обеспечивают реализацию потребностей как отдельного человека, так и общества в целом. Одной из таких сфер является политика. Постоянно этой деятельностью на профессиональной основе занимаются политики: государственные деятели, входящие во властные структуры всех уровней и всех ветвей. Но не только они.

Нередко частные интересы человека переплетаются с политическими, и тогда осознание политических проблем, необходимости личного участия в их разрешении человеком, по роду своей деятельности далеким от политики, приводят его к активной политической деятельности. Да и каждый из нас в период выборов, референдумов, митингов тоже становится политически активной личностью. Именно в эти периоды от нашего решения, участия или неучастия в судьбоносных политических мероприятиях, акциях зависит судьба не только каждого из нас, но и всей страны, а может быть и человечества. Так, всемирные движения борцов за мир, за сохранение окружающей среды – Гринпис, женские движения оказали огромное влияние на развитие современного мира. Именно политическая активность всего народа Украины определила в декабре 1991 года дальнейшую судьбу нашей страны как независимого государства.

Таким образом, хотя активная политическая деятельность и не является основой в жизни абсолютного большинства людей, тем не менее практически все мы связаны с политикой, она влияет на нашу жизнь и требует от нас выполнения определенных обязательств.

Современное общество представляет весьма сложную организованную структуру, в которой чрезвычайно важные функции выполняет политическая власть, являющаяся определяющим признаком любого государства. Структура, легитимность и методы осуществления политической власти определяют характер государства.

Но ведь практически каждый человек является гражданином того или иного государства, и это связывает его с политикой этого государства, с его государственной властью. Эта связь проявляется, в первую очередь, в обеспечении прав человека-гражданина, в возложении на него определенных обязанностей, ответственности государства перед гражданами, а также граждан перед государством и за государство.

Человек соприкасается с политикой также читая газеты, журналы, просматривая телепередачи и, наконец, обсуждая политические проблемы и каким-то образом реагируя на них. Еще древнегреческий философ Аристотель подчеркивал, что человек, который живет в государстве, по своей природе есть существо политическое, а тот, кто живет вне государства – либо недоразвитое в нравственном смысле существо, либо сверхчеловек. То есть, в обществе, организованном в государство, человек уже фактом своего существования и гражданства имеет связь с политикой и приобретает ряд качеств, которые характеризуют его как политическую личность.

Но можно ли быть политической личностью и не разбираться в основах государственной политики, ее структуре, закономерностях, принципах? К чему может привести деятельность таких личностей? К тому, что уже не раз переживало человеческое общество: массовым репрессиям при их массовой поддержке под флагом борьбы с «врагами народа» в бывшем СССР, фашизму в ряде европейских государств, «культурной революции» в Китае, геноциду собственного народа в Кампучии, апартеиду в ЮАР и многому другому, чем изобиловала история человечества только в прошедшем столетии. А сколько горя, страданий и катастроф было результатом политики в прошлом.

Если мы хотим жить в условиях демократии, правового государства и гражданского общества, надо знать, что они собой представляют, закономерности их построения и развития. Надо понимать, что сами по себе они не приходят, а достигаются в процессе активной политической борьбы; что на пути к ним есть очень много препятствий, скрытого и открытого противодействия, которые надо вовремя распознавать и преодолевать. Все это еще больше объединяет человека и политику, делает ее неотъемлемой сферой деятельности каждого сознательного гражданина своей страны.

Но что представляет собой политика? Раскрытию сущности этой категории посвящен следующий вопрос.

1.2 Политика – социальное явление

Отдельные знания о политике как формах и методах организации общественной жизни, управлении государством, политической власти возникли еще в древности. При определении сущности политики в настоящее время выделились различные подходы, но все они сходятся на том, что политика прямо и непосредственно связана с жизнью общества, влияет на общественное развитие и определяет направления этого развития. В свою очередь, политика зависит от общества, определяется общественным развитием как человечества в целом, так и каждой конкретной страны в отдельности. Политика представляет собой многогранное, сложное общественное явление, а отсюда – множественность и разнообразие определения ее сущности различными авторами и школами. Среди всего разнообразия определений политики выделяют три наиболее часто встречающихся и наиболее признанных подхода.

Один из них основан на государственническом понимании сущности политики и определяет ее как искусство управления государством, участие в делах государства, направление развития государства, определение форм, задач, содержания деятельности государства.

Хотелось бы обратить внимание на определяющее здесь слово – «искусство», т.е. наивысший уровень профессионализма, его вершину, что требует от политиков исключительно высокой компетенции в политических вопросах, чего явно не достает многим нашим нынешним политикам. Однако это определение ограничено только государственной деятельностью. И хотя государство – важнейший институт политической системы, оно все-таки только элемент этой системы и не охватывает ее в полной мере. Следовательно, такое определение нельзя признать полным и достаточным.

Второй подход существенно дополняет эту ограниченность и определяет политику как совокупность установок, целей, методов, которыми руководствуются во внутренних делах общественные классы, политические партии, движения, государства и их практическая деятельность по достижению этих целей.

В этом случае суть политики уже не ограничивается деятельностью государства. Здесь политика – это теоретическая и практическая деятельность системы политических и социальных институтов общества; это уже общественное явление, в котором активным участником являются различные общественные формирования (классы, партии, движения, государства). Этот подход получил название коммуникационного, а у истоков его стоял Аристотель. На наш взгляд здесь более полно отражается истинная сущность политики и его можно было бы принять за основу.

Сторонники третьего подхода определяют политику как особый вид деятельности людей, связанный с завоеванием и осуществлением государственной власти. Эта власть – первооснова, суть политических отношений, важнейшее конституирующее начало политики. Только на основе власти можно выделить сферу политических отношений из всей совокупности общественных отношений. Классик политической науки М.Вебер подчеркивал, что политика означает стремление к участию во власти или оказанию влияния на распределение власти… Кто занимается политикой, тот стремится к власти.

Здесь в сферу политики включается один чрезвычайно важный основополагающий ее элемент – государственная власть и связанные с ней общественные отношения. Ведь именно посредством власти государство может и осуществляет свою политику, а борьба за государственную власть составляет доминанту деятельности политических партий как наиболее активных и влиятельных общественных формирований.

Можно привести и другие определения и все они в большей или меньшей мере верно характеризуют суть политики и, по-видимому, истина находится на пути их интеграции, т.к. политика – это и государственная деятельность во всем ее многообразии; это и деятельность различных общественных формирований, политических партий по влиянию на общество, его организацию, внутренние и международные дела; это и совокупность властных отношений и связанная с ними деятельность по борьбе за власть или влияние на нее, в которую вовлекаются широкие слои общества, а устройство государственной власти – один из самых существенных моментов в политике.

Следовательно, политика – это явление общественной жизни, ибо объектом ее является общество, она непосредственно связана с интересами различных социальных слоев общества, влиянием на общественную жизнь. Последствия той или иной политики в первую очередь также проявляются на состоянии общества.

По своей сути она представляет особую сферу деятельности общества, в которой находят отражение смысл и цели его существования, интересы субъектов политики, методы и средства их реализации, общеобязательные нормы и правила поведения субъектов политики, их права, обязанности, ответственность перед обществом.

Исходя из вышесказанного, политику можно определить как специфическую теоретическую и практическую деятельность государства, власти, политических партий, общественных движений и организаций, отдельных личностей по выработке и достижению целей и направления развития общества, организации и управления общественной жизнью. Такая деятельность должна быть направлена на обеспечение прогресса как внутри страны, так и в международных отношениях.


⇐ Предыдущая12345678910Следующая ⇒


Дата публикования: 2014-11-02; Прочитано: 3656 | Нарушение авторского права страницы



studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2018 год.(0.002 с)…

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *