Политический конфликт — Википедия

ТЕМА. ПОЛИТИЧЕСКИЙ КОНФЛИКТ

Содержание

Введение………………………………………………………………………..….3

1.Источники и формы политических конфликтов……………….……………….4

2.Структура политического конфликта…………………………………..………..7

3.Способы и методы разрешения конфликтов…………….………………………8

4.Особенности политического конфликта в России…………….………………10

Заключение……………………………………………………………………….14

Список литературы………………………………………………………………15

Введение

Современная наука о конфликтах представляет собой обширную область знаний, где среди прочих проявлений самостоятельное значение приобретает политическая конфликтология. Если политика – всего лишь участие в делах государства, то и предмет политической конфликтологии замыкается в узких рамках государственной деятельности. Если же политика трактуется как всеобщее свойство, атрибут общественной системы, то предмет политической конфликтологии будет более обширным. В этом смысле политические конфликты могут быть формой проявления взаимоотношений не только между политическими партиями, государственными деятелями и профессиональными политиками, но и между рядовыми гражданами, социальными слоями и группами как в политической, так и в других сферах общества.

Конфликт становится политическим тогда, когда в его содержании обнаруживается стремление субъектов выразить и отстоять собственные интересы, реализация которых ведет к изменению системы властных отношений.

Политический конфликт — острое столкновение противоположных сторон, обусловленное взаимным проявлением различных политических интересов, взглядов, целей в процессе приобретения, перераспределения и использования политической и государственной власти, овладения ведущими позициями в институтах и властных структурах, борьбы за право на влияние или доступ к принятию важных решений по вопросам власти и собственности в обществе.

1. Источники и формы политических конфликтов

Политический конфликт – это столкновение, противоборство политических субъектов, обусловленное противоположностью их политических интересов, ценностей и взглядов.

Понятие политического конфликта обозначает борьбу одних субъектов с другими за влияние в системе политических отношений, доступ к принятию общезначимых решений, распоряжение ресурсами, монополию своих интересов и признание их общественно необходимыми, словом, за все то, что составляет власть и политическое господство.

Политическая государственная власть, обладание ею, устройство властных институтов, политический статус социальных групп, ценности и символы, являющиеся базой политической власти и в целом данного политического общества, — все это составляет объект и предмет политических конфликтов.

Противоречие между политическим обществом как целостной системой и неравенством включенных в нее индивидов и групп, выраженным в иерархии политических статусов, — источник и основа политического конфликта.

Различают три основных типа политических конфликтов.

1. Конфликт интересов. Конфликты такого рода преобладают в экономически развитых странах, устойчивых государствах, политической нормой здесь является «торг» по поводу дележа экономического «пирога»; этот тип конфликта наиболее легко поддается урегулированию, так как здесь всегда можно найти компромиссное решение.

2. Конфликты ценностей характерны для развивающихся государств с неустойчивым государственным строем; они требуют больше усилий по урегулированию, поскольку компромисс по поводу таких ценностей, как «свобода», «равенство», «терпимость» труднодостижим, если вообще возможен.

3. Конфликты идентификации: характерны для обществ, в которых происходит отождествление субъектом себя с определенной группой (этнической, религиозной, языковой), а не с обществом (государством) в целом, этот тип конфликта возникает в условиях противоположности рас, этнической или языковой противоположности.

В зависимости от уровня участников политический конфликт может быть: межгосударственным (субъекты – государства и их коалиции), государственным (субъекты – ветви власти, политические партии и т.д.), региональным (субъекты – региональные политические силы), местным.

Наиболее яркой формой политических конфликтов выступают массовые действия: революция, мятеж, восстание, гражданская война.

Революция представляет собой преобразование общества в целом и замену господствующих классов и групп. Эти преобразования осуществляются на основе нового проекта общественного развития, в свою очередь, порождающего новые учреждения и ценности. Эти процессы, как правило, являются насильственными и предполагают открытое столкновение борющихся за господство групп. Имеется целый ряд экономических, политических и др. факторов, создающих условия для начала революционного процесса. Это глубокое социально-экономическое неравенство, неспособность правящего слоя прислушаться к некоторым существенным требованиям масс, неспособность «верхов» управлять по-старому, наличие «субъективного фактора», то есть осознание массами несправедливости существующих порядков, их способность на организованные, массовые действия. Когда в обществе проявляются перечисленные родовые и специфические факторы, говорят, что оно переживает революционную ситуацию.

В социальных революциях могут выделяться следующие этапы: вызревание, взрыв, победа и институциализация.

На этапе вызревания накапливаются нерешенные конфликты, обманутые надежды и суровая критика, заставляющая население терять веру в постепенные перемены. Вторым этапом революционных процессов является взрыв, когда происходит вооруженное столкновение между правительственными силами и восставшими. Данный этап характеризуется всеобщим насилием, приводящим к человеческим жертвам и материальным разрушениям. Восставшие могут победить или потерпеть поражение, судьба революции еще не решена. Третий этап — победа, приход к власти новых политических сил, лидеры которых берут на себя руководство аппаратом. Между революционными руководителями часто возникают разногласия относительно дальнейшего курса, перерастающие во внутреннюю борьбу, вплоть до физического устранения «проигравших». Поэтому часто говорят, что «революция пожирает собственных детей». На завершающем этапе революции создаются и укрепляются новые государственные, властные органы, создаются новые формы политической жизни, которые будут существовать до тех пор, пока новые импульсы революционного брожения не потребуют быстрых и немедленных перемен.

Иной тип политических процессов, направленных на разрешение конфликтов, составляют реформы. Они ведут к общественным изменениям, не подрывая основ власти правящего класса. Реформирование осуществляется сознательно и целенаправленно группой людей или лидером. Сохраняется постоянный контроль за ходом политического процесса, власть регулирует отношения между социальными группами во имя сохранения общественного порядка.

Реформы пытаются решать определенные, четко стоящие проблемы и не ставят перед собой гигантской цели полного преобразования общества на основе идеальной модели. Реформы представляют собой ряд ответов на наиболее острые проблемы общества и характеризуются духом прагматизма. Успех реформистской политики зависит, в частности, от своевременности ее проведения. Как правило, запоздавшие реформы не приводят к смягчению социальной напряженности. Поэтому речь должна идти не только о проведении реформ, но и об их проведении в надлежащее время, так как в противном случае может быть открыт путь к революционным процессам, к предотвращению которых как раз и стремилась реформистская стратегия.

Революции и реформы протекают в обществе, находящемся на переломном этапе своего существования. Для стабильных демократических общественных систем наиболее характерным является избирательный процесс — выборы в законодательные и исполнительные органы власти. Перечень различного рода должностей и постов, замещаемых в демократических странах, довольно широк. Он охватывает все уровни государственной власти, от центрального до местного, от президента страны до руководителя местного (районного) самоуправления.

2. Структура политического конфликта

Как уже отмечалось выше, конфликт выступает как один из видов социального взаимодействия и соответственно имеет определенную структуру. Структуру конфликта можно определить, как совокупность элементов, выступающих в качестве необходимых сущностных параметров этого явления, без которых конфликт не может существовать как динамически взаимосвязанная система или процесс. Обычно выделяют пять структурных элементов социального конфликта.

-Участники конфликта (индивиды, группы, общности, государства, блоки, коалиции и др.). Нет участников – нет конфликта.

-Предмет конфликта (само противоречие, точка пересечения интересов конфликтующих сторон. Следует отметить, что существуют конфликты, не имеющие предмета. Их называют нереалистичные конфликты. Это противоборство, обусловленное не наличием у сторон противоположных целей, но необходимостью разрядки напряжения для одной или обеих сторон.)

-Конфликтные действия (т.е. непосредственное конфликтное взаимодействие. Их можно разделить на активно-конфликтные (вызов) и пассивно-конфликтные (ответ на вызов). Некоторые авторы к конфликтным действиям относят «избегание конфликта» или «приспособление к конфликту». Правомерно эти понятия рассматривать не как конфликтные действия, а как конфликтное поведение. Конфликтные действия можно разделить на наступательные и оборонительные. Наступательные связаны со стремлением причинить вред, ущерб противной стороны. Оборонительные – с защитой своих позиций).


Структура политического конфликта

⇐ Предыдущая51525354555657585960Следующая ⇒

Структура политического конфликта есть совокупность сущностных параметров, без наличия которых конфликт не может существовать. Структуру конфликта можно схематически изобразить следующим образом.

Рассмотрим подробнее каждый их структурных элементов конфликта.

Участники конфликта. Необходимо различать основных субъектов конфликта – это силы, которые своими действиями «создают» конфликт, вступая в открытое противоборство с целью реализации своих интересов, и частично и косвенно вовлеченных в конфликт участников. Если один из основных субъектов конфликта «исчезает» (уничтожается, распадается, трансформируется в другое качество) – конфликт прекращается.

 

 

Структура конфликта

 

Рис. 7. Струткура конфликта

 

А – предмет конфликта;

Б, В – участники конфликта;

1 – основные субъекты конфликта;

2 – частично вовлеченные в конфликт участники;

3 – косвенные участники конфликта;

Г – конфликтное взаимодействие;

Д – социальная среда конфликта;

– взаимное воздействие структурных переменных конфликта.

 

 

Можно выделить три уровня участников политического конфликта: 1) социально-групповой – народ, классы, социальные слои и группы, элита, контрэлита; 2) институциональный: политические институты (государство, политические партии, общественно-политические движения) и социальные институты (профсоюзы, группы давления, стачкомы, армия, церковь); 3) проявления социально-политического конфликта могут иметь место и на индивидуально-личностном уровне (политические лидеры, активисты политических партий, участники массовых акций).

Состав участников конкретного политического конфликта зависит от реальных исторических условий. Выявление основных субъектов и предмета конфликта является сложной теоретической задачей, особенно на стадии эскалации конфликта.

Поскольку взаимодействие социальных групп можно рассматривать как матрицу конфликтного взаимодействия на политическом уровне, анализ состава участников конфликта следует осуществлять в следующей логической последовательности: 1) анализ характера социальной стратификации; 2) выявление социальных групп, чьи интересы ущемляются; 3) выяснение того, какие политические институты и насколько адекватно выражают интересы тех или иных социальных групп.

Характеристики социальных групп: степень осознания своих интересов, численность и уровень организованности группы, политический потенциал группы (степень влияния на органы власти и управления, возможность использования административных и силовых ресурсов); экономический потенциал группы (возможность воздействия на состояние экономики страны вследствие контроля над дефицитными ресурсами, угрозы остановки производств с непрерывным производством, блокирования транспортных магистралей) имеют существенное значение для понимания содержания и динамики конфликта.

В качестве непосредственного субъекта конфликта обычно выступает не сама социальная группа, а наиболее активная часть этой группы, организация, лидеры, претендующие на выражение интересов какой-либо социальной общности. Большая социальная группа чаще всего служит источником формирования непосредственного субъекта конфликта, его потенциальной опорой. Разумеется, в переломные моменты истории большие социальные группы играют роль «последней инстанции» – на улицу выходят массы.

В политическом конфликте самым активным образом участвуют такие субъекты институционального уровня как государство, политические партии, общественные организации и движения. Основой взаимодействия политического института с социальной группой служит выполнение им функции представительства и реализации интересов данной социальной группы.

Вместе с тем, следует учитывать, что деятельность политических институтов, например политических партий, не является простым отражением интересов соответствующих социальных общностей.

Политический конфликт

Любая партия выступает как субъект конфликта от имени определенной общности граждан, поручившей ей представлять свои интересы, но не имеющей возможности постоянно контролировать деятельность партийного руководства. Отсюда возникает относительная, а иногда и полная самостоятельность руководства политических организаций от общностей людей, интересы которых они призваны реализовывать.

Массовые группы могут принимать хорошо информационно «упакованный» корпоративный интерес за общенациональный, мнимые интересы – за действительные, второстепенные – за главные. Более того, историческая действительность полна примеров, когда деятельность политических институтов или лидеров приходила в противоречие с интересами социальных общностей, создавших или выдвинувших их.

Система субъектов конфликта институционального уровня имеет различную конфигурацию в зависимости от исторического периода, страны. В какой-то период направленность общественных процессов может целиком определяться государством. Причем роль государства в социально-политических процессах в зависимости от характера политического режима может быть кардинально противоположной: от механизма согласования интересов различных социально-политических сил до генератора конфликтов. Если интересы всех, кто не относится к правящей группе подавляются или игнорируются государственными институтами, то между властью и обществом возникает отчуждение, ведущее к делегитимизации существующего режима.

Иногда на первые роли выходят неполитические образования – церковь, группы давления, профсоюзы, которые призваны представлять корпоративные интересы, а политическая деятельность не является их прерогативой.

Конфликтные взаимодействия социальных и политических сил неизбежно обрастают множеством более мелких конфликтов, вплоть до межличностных конфликтов политических лидеров, сторонников и противников тех или иных политических движения. В связи с взаимопересечением личностных и политических конфликтов возникает проблема подмены политического конфликта межличностным, общенационального – межпартийным и т.п. Возможна и обратная ситуация, когда внутриэлитным разборкам придается статус общенациональной проблемы.

Следующий элемент структуры конфликта – предмет конфликта, это та конкретная проблема, из-за чего непосредственно возникает конфликт, (т.е. та сторона объекта конфликта, из-за которой сталкиваются интересы противодействующих сторон)[125]. Обнаружение предмета политического конфликта, его выделение в объекте конфликта является на практике сложной аналитической операцией. Это объясняется как тем, что участники конфликта часто скрывают свои истинные намерения, так и сложностью объективного анализа ситуации в период эскалации конфликта. В силу названных причин даже у участников конфликта может быть разное понимание предмета конфликта.

Важная составляющая конфликта – это конфликтное поведение, под которым понимается противодействие другой стороне в осуществлении ее намерений с целью установления своего контроля над дефицитными ресурсами или позициями.

Конфликтное поведение, его формы и методы образуют сам процесс конфликта. Характер конфликтного взаимодействия определяется множеством факторов: уровнем силы конфликтующих сторон, типом политической культуры (конфронтационная, толерантная), ценой вопроса (высокие ставки в борьбе за власть, повышает интенсивность и насильственность взаимодействия), характером элитных групп: (консолидированная – разобщенная элита; степень легитимности элит) и др.

В зависимости от силы участников конфликта возможны следующие формы конфликтного поведения: 1) активно-конфликтное поведение, достижение своих целей за счет другой группы и, тем самым, доведение конфликта до более высокой стадии; 2) пассивно-конфликтное поведение, когда происходит подчинение другой стороне в ущерб собственным интересам, а конфликт переходит в латентную стадию; 3) избегание открытого конфликта, если это возможно, интересы конфликтующих сторон остаются неудовлетворенными, конфликт существует в латентной форме; 4) компромиссное поведение, стороны идут на частичные уступки друг другу, происходит более или менее продолжительное прекращение конфликтных действий; 5) стороны стремятся разрешить конфликтную ситуацию, сотрудничают в выработке взаимоприемлемого решения. Последний вариант обычно не ассоциируется с конфликтным поведением, но, тем не менее, подобные действия – возможная и наиболее желательная модель поведения в конфликте.

Любой конфликт происходит в определенной социальной среде, под которой понимается совокупность национально-исторических, социальных, политических, социокультурных характеристик общества, влияющих на развитие конфликта. Для масштабных политических конфликтов социальной средой выступает вся общественная система.

Следует различать развитие конфликтов в демократическом, стабильном обществе и переходном, нестабильном обществе. В демократическом обществе существует консенсус между участниками конфликта, как по поводу базовых ценностей, так и определенных «правил борьбы», отношения между конфликтующими сторонами характеризуются умеренностью. В стабильном типе общества конфликт, не разрушая основ общественного устройства, способствует обнаружению и разрешению назревших противоречий.

В нестабильном, переходном обществе, напротив, наблюдается несовместимость базовых ценностей, несоблюдение или отсутствие общепринятых «правил игры». Переходное, слабо интегрированное общество должно опасаться масштабных конфликтов, могущих привести к разрушению нестабильной социальной системы.

В качестве элемента структуры конфликта можно рассматривать и последствия конфликта. По своему характеру они могут быть позитивными, закладывающими фундамент для долговременного урегулирования конфликта или негативными, неприемлемыми для одного или нескольких участников конфликта. В последнем случае последствия конфликта изначально являются основой для вызревания нового конфликта. При анализе реального конфликта необходимо учитывать, что его переменные не только влияют на течение конфликта, но и сами изменяются в процессе его развития.

 


⇐ Предыдущая51525354555657585960Следующая ⇒


Дата добавления: 2015-11-05; просмотров: 232 | Нарушение авторских прав


Похожая информация:


Поиск на сайте:


Предметом политического конфликта всегда является власть. Власть представляет собой институционально оформленную возможность определять и контролировать массовые формы поведения людей. Власть обладает большой притягательной силой, это мощный источник мотивации и сфера личностного самоутверждения. Однако борьба за власть облекается в идеологические формы, маскируясь за понятиями «благо народа», «интересы общества», «свобода личности» и т.п. Все эти ценности формулируются теоретиками конкретного политического движения, чтобы получить массовую поддержку и стать признанными в обществе. Они фиксируют отношения к сложившимся в обществе политическим порядкам и связаны с определенным пониманием того, какими должны быть взаимоотношения между индивидом, обществом и властью. Идеологические ориентации концентрируют внимание не на том, что есть, а на том, что должно быть. Таким образом, всякая идеология — это проект будущего общественного устройства, это предложение изменить мир в определенном направлении. Роль идеологических доктрин тем выше, чем больше распространена в обществе неудовлетворенность существующим положением дел.

На практике же борьба за власть полна насилия и обмана, которые оправдываются сложившейся практикой политической борьбы, угрозами и действиями противника, стремлением с помощью меньшего зла прекратить большее зло.

Политический конфликт — один из видов социального конфликта, столкновение политических субъектов по поводу властных отношений. Он затрагивает интересы больших социальных групп (социальных слоев, классов, общества в целом), поэтому субъекты политического конфликта всегда выступают от имени определенной социальной общности.

Субъектами политического конфликта являются организации и институты, созданные гражданами, объединившимися с целью защиты своих интересов и ценностей. Поэтому политические конфликты практически всегда являются организованными, институциональными.

Все политические конфликты можно разделить на два вида — горизонтальные и вертикальные.

ГОРИЗОНТАЛЬНЫЕ КОНФЛИКТЫ. В них борьба за власть ведется в рамках существующего режима (правительство — парламент, партии и фракции в парламенте).

Конфликт политический

Цель и причина таких конфликтов заключается в совершенствовании системы власти путем смены политических лидеров или правящей элиты, корректировки политического курса, увеличения или уменьшения властных полномочий некоторых субъектов политики. В демократическом обществе такие конфликты институционализированы и в некоторой степени запрограммированы. Большинство их носят открытый, публичный характер. Тоталитарный режим не признает таких конфликтов и пытается их не допустить, поскольку в справедливо устроенном обществе не может быть противоречий, не может быть недовольных. Поэтому конфликты приобретают форму заговора.

ВЕРТИКАЛЬНЫЕ КОНФЛИКТЫ. Они разворачиваются по линии «власть — общество». Статусно-ролевая структура общества иерархична, разные социальные слои или группы имеют неравный доступ к ресурсам и власти, что и порождает такого рода конфликты. Вертикальные конфликты можно разделить на два подвида:

а) статусно-ролевые конфликты — это борьба за повышение личного или группового статуса в политической структуре общества, например противостояние между центром и регионами;

б) режимные конфликты — преследуют цель свержения политического строя или радикального изменения политического курса, например революция. Они возникают из-за ущемления базовых социально — экономических и политических потребностей значительной части населения, чем бы ни было вызвано это ущемление: кризисом естественного социально-экономического развития общества, трудностями реформирования, войной, стихийным бедствием или просчетами в политике, нежеланием правящей элиты учитывать интересы подвластных слоев.

Одна из разновидностей политического конфликта — конфликт политических культур — столкновение разных политических ценностей, норм, традиций, способов политического поведения. Они становятся особенно заметными в периоды радикальных реформ в обществе, когда сталкиваются старая и новая политические культуры.

Способы урегулирования политических конфликтов зависят от вида конфликта. Горизонтальный конфликт является полностью институционализированным и его урегулирование определяется законодательно закрепленными правилами политической борьбы. Если в ходе дискуссий сторонам не удается найти компромисс и конфликт заходит в тупик, то в демократической системе существуют варианты его разрешения: обращение в Конституционный суд, отставка правительства, роспуск парламента, проведение референдума по спорным вопросам и др.

Более сложными в плане урегулирования являются вертикальные статусно-ролевые конфликты, возникающие между центром и регионами, поскольку регионы могут претендовать не только на повышение своего социально — экономического и политического статуса, но и стремиться к политической независимости. Такие конфликты могут привести к локальным войнам и многочисленным жертвам. Самыми сложными для разрешения являются вертикальные режимные конфликты. Негативное их развитие может привести общество к гражданской войне. Проблема состоит также в том, что оппозиционная сторона может игнорировать существующие правила политической борьбы, провоцировать массовые беспорядки, действовать незаконными методами (терроризм).

Чтобы не допустить негативный ход развития политического конфликта, необходим своевременный и всесторонний анализ конфликтной ситуации. На основании полученных данных можно прогнозировать варианты развития событий и разработать план урегулирования конфликта, определив тактические и стратегические задачи. Если принятые меры оказались недостаточными и дальнейшее развитие конфликта представляет угрозу для общества, то властные структуры должны быть готовы применить насилие.


Читайте также:

II.

Возникновение и развитие конфликта.
V 1: Культурология как наука. Предмет и специфика культурологи. Современные школы и концепции культурологии
Административная ответственность физических и юридических лиц. Специальные субъекты ответственности за нарушения таможенных правил
Административно-юрисдикционная деятельность таможенных органов. Субъекты административной юрисдикции
Анализ причины конфликта. Картография межличностного конфликта.
Безэквивалентная лексика как предмет
Билет 38. Руководитель, его личность и деятельность как субъекты управления.
Билет №1 Предмет, задачи и понятие криминалистики.
Блок 1. История конфликтологии. Психология конфликта. Внутриличностные конфликты
В-4. Развитие представления о предмете дидактики. Гербарт.

Читайте также:

 

Понятие “конфликт” (от лат. “conflictus” — столкновение) означает столкновение двух и более сил в целях реализации своих интересов в условиях противодействия. В современной политической науке конфликты подразделяются на следующие типы:
• Политические
• Экономические
• Социальные
• Этнонациональные
Политический конфликт — это один из видов социальных конфликтов, специфика которого определяется особенностями развития политической действительности.
Политический конфликт — это столкновение субъектов политики в их взаимном стремлении реализовать свои интересы и цели, связанные, прежде всего, с достижением власти или её перераспределением, а также с изменением их политического статуса в обществе.
Источником политического конфликта бывает не только различие интересов сторон, но и непонимание ими собственных интересов, а также социальные или политические предрассудки лидеров групп, их амбиции и групповой эгоизм. Источником конфликта может являться и несовместимость притязаний сторон на благо при ограниченных возможностях их удовлетворения. Конфликт вечен, потому что невозможно создать такое общество, где бы интересы всех были удовлетворены.
Основные концепции конфликта:
1. Концепция позитивно-функционального конфликта (автор — американский политолог Л.Козер). Суть концепции: обществу присуще неизбежное неравенство, вечная психологическая неудовлетворённость его членов и проистекающая отсюда напряжённость между людьми и группами. В то же время конфликт сплачивает группы.
2. Концепция конфликтной модели общества (автор — немецкий политолог Р.Дарендорф). Политические конфликты отражают объективные противоречия, существующие в обществе, проявляющиеся в несовпадении статусов субъектов политики, их ролевых назначений функций, интересов и потребностей во власти, возможностей в выборе средств, форм и методов ведения политической борьбы. Само развитие общества порождает конфликты, но и оно может влиять на них; общества различаются не наличием или отсутствием конфликта, а разным отношением власти к ним.
3. Общая теория конфликтов (автор — американский политолог К.Боулдинг).

Суть концепции: все конфликты развиваются по общим моделям, что позволяет разным общественным силам их контролировать управлять ими, прогнозировать их результаты. В самой природе человека и общества заложена враждебность и борьба с себе подобными. В то же время конфликты являются таким видом социального взаимодействия, когда стороны осознают как своё противостояние, так и своё отношение к нему. Они сознательно организуются, разрабатывают стратегию и тактику борьбы.
Сущность конфликтов заключается в несовпадении между тем, что есть, и тем, что должно быть по представлению втянутых в конфликт групп и индивидов, которые субъективно воспринимают своё место в обществе и свои отношения к другим людям, группам и институтам.
Позитивные функции конфликтов:
• Разрядка напряжения между противоборствующими сторонами, конфликт играет роль и “отводного канала” для накопления недовольства
• Содействие формированию социально-необходимого равновесия, переоценка и изменение бывших ценностей и норм общества
• Укрепление внутригрупповой сплочённости, содействие более прочному осознанию своих и противоположного интересов
Негативные функции конфликтов:
• Создаёт угрозу интеграции общества, его дестабилизации
• Может неблагоприятно влиять на необходимые изменения отношений
• Возможно возникновение раскола в малоустойчивых группах
• Несёт в себе угрозу ликвидации данной политической системы

Типы политических конфликтов.
С точки зрения масштабов проявления различают:
• межсистемные
• внешнеполитические или межгосударственные (вооруженные и невооружённые),
• внутриполитические или внутригосударственные (межклассовые, межнациональные, межпартийные, внутрипартийные и межличностные) политические конфликты.
В соответствии со строением и организацией политического режима выделяют горизонтальные и вертикальные политические конфликты (Морис Дюверже).
По степени публичности развития политических конфликтов различают открытые и закрытые политические конфликты.
По продолжительности действия политические конфликты подразделяются на кратковременные и долговременные.
Три основных типа любых политических конфликтов:
1. Конфликт интересов (преобладает в развитых странах, легко поддаётся урегулированию, т.к. всегда можно найти компромисс)
2. Ценностный конфликт (характерен в основном для развивающихся неустойчивых государств, слабо поддаётся компромиссам, очень максималистичен).
3. Конфликт идентичности (возникает там, где человек отождествляет себя не с обществом (государством), а группой (расовой, национальной, религиозной или языковой).
В политике кризис означает переломный момент в развитии политического процесса, резкий переход из одного качественного состояния в другое.
Признаки политического кризиса:
1. Нарушение баланса сил
2. Неспособность государства и его органов выполнять свои функции, когда даже принятые законы не выполняются (паралич власти)
3. Нарушение вертикали власти (верхи не могут давить, а низы, наоборот, давят)
4. Распространение идей, отрицающих саму политическую систему
5. Структурная и кадровая чехарда
6. Разочарование в политических идеалах, что ведёт к появлению радикальных сил и справа, и слева
7. Власть теряет доверие и авторитет, делегитимизируется.
8. Оппозиция начинает деятельность, направленную на ликвидацию политического режима.

Как правило, политические кризисы проходят 3 основных этапа:
1.

ПОЛИТИЧЕСКИЕ КОНФЛИКТЫ

Скрытая стадия накопления противоречий. Здесь идёт объединение новых сил в борьбе со старыми порядками; сторонники старой власти деморализуются; силы прогресса сами не понимают, как далеко может зайти дело
2. Стадия эскалации (нарастания) кризиса. Здесь наблюдается поляризация сил в соответствии с их программами; обострение противоречий между противниками старых порядков; защитники старых порядков собираются с силами для контрнаступления
3. Стадия разрешения кризиса. Это самый острый этап, схватка, результатом которого становится победа либо нового, либо старого.

Типы политических кризисов:
• внутриполитические (общенациональные и частные)
• межгосударственные
Виды частных внутриполитических кризисов:
• правительственный кризис
• парламентский кризис
• кризис правящей партии
• конституционный кризис

Аня Ларионова

.

.

Добавить комментарий