По субъектам заемщикам государственный долг подразделяется на

Государственный и муниципальный долг,

⇐ Предыдущая39404142434445464748Следующая ⇒

Его классификация

 

Привлекаемые государственные и муниципальные заимство­вания формируют государственный и муниципальный долг. К увеличению долговых обязательств приводит также предоставле­ние органами власти и органами местного самоуправления га­рантий по обязательствам других заемщиков. Поэтому государ­ственный и муниципальный долг представляет собой долговые обязательства, вытекающие из заимствований и гарантий, предоставленных органами власти и органами местного самоуправ­ления по обязательствам других лиц.

В общем виде государственный и муниципальный долг можно определить как долговые обязательства органов государственной власти и органов местного самоуправления перед физическими и юридическими лицами (резидентами и нерезидентами), иностран­ными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права, включая обязательства по пре­доставленным государственным и муниципальным гарантиям.

Государственный и муниципальный долг выражает собой ре­зультат взаимосвязей органов власти и органов местного самоуп­равления со своими партнерами в части формирования фондов заимствованных средств для удовлетворения общегосударствен­ных (включая местные) потребностей и воспроизводственных нужд субъектов хозяйствования (в части гарантирования их за­имствований). Его динамика характеризуется рядом количест­венных параметров, отражающих те или иные процессы в его движении, а состояние на определенную дату — суммарную вели­чину непогашенных долговых обязательств.

Классификация государственного и муниципального долга может проводиться по разным признакам. Обычно используются следу­ющие: экономический признак (степень охвата совокупности обязательств), тип заемщика, форма долговых обязательств, срочность долговых обязательств, рынок заимствований, тип кредитора, валюта заимствований, официальный (бюджетный) признак.

В зависимости от степени охвата совокупности обязательств (по экономическому признаку) государственный и муниципаль­ный долг подразделяется на капитальный, основной и текущий. Капитальный долг представляет собой всю сумму выпущенных и непогашенных органами власти и органами местного самоуправ­ления долговых обязательств и гарантированных ими обяза­тельств других лиц, включая проценты, которые должны быть выплачены по этим обязательствам. Основной долг — это номи­нальная стоимость всех выпущенных и непогашенных органами власти долговых обязательств и гарантированных ими заимство­ваний других лиц. Текущий долг составляют предстоящие расходы по выплате доходов кредиторам по всем долговым обязатель­ствам, принятым на себя органами власти, и по погашению обя­зательств, срок оплаты которых наступил.

По типу заемщика долг делится, например в России, на госу­дарственный долг Российской Федерации, государственный долг субъектов Российской Федерации и муниципальный долг. Государ­ственный долг Российской Федерации состоит из задолженности прошлых лет и вновь возникающих долговых обязательств с уче­том того, что долговые обязательства бывшего СССР включают­ся в долг России только в части, принятой на себя Российской Федерацией.

Долг органов государственный власти и органов местного са­моуправления может существовать в форме государственных и муниципальных займов, кредитных соглашений и договоров, до­говоров и соглашений о получении бюджетных ссуд и бюджет­ных кредитов от бюджетов других уровней бюджетной системы РФ, договоров о предоставлении государственных и муници­пальных гарантий, соглашений и договоров, в том числе между­народных, о пролонгации и реструктуризации долговых обяза­тельств прошлых лет (ст. 97—100 БК РФ).

По срокам долговые обязательства подразделяются на крат­косрочные (до одного года), среднесрочные (свыше одного года до пяти лет), долгосрочные (свыше пяти лет). В России сроки пога­шения долговых обязательств ограничены для Российской Феде­рации и субъекта РФ тридцатью годами, а для муниципального образования — десятью.

В зависимости от рынка заимствований, типа кредитора или валюты заимствований государственный долг может быть внут­ренним и внешним. Российское бюджетное законодательство в ос­нову деления долга на внутреннюю и внешнюю части закладыва­ет признак валюты, в которой выражены долговые обязательства. Однако Международный валютный фонд и экономически разви­тые страны проводят деление долга в зависимости от типа креди­тора (резидент или нерезидент) и рынка заимствований (внут­ренний или внешний рынок).

В Российской Федерации сейчас действуют два вида бюджет­ной классификации долгов: одна — в отношении внутреннего дол­га, вторая — в отношении внешнего долга и внешних активов[219]. В составе государственного и муниципального внутреннего долга выделяются отдельные его виды по следующим признакам: вид зай­ма, вид ценной бумаги, недофинансирование из бюджета как ос­нова признания задолженности, источник заимствований, вид долговой деятельности, форма долговых обязательств.

В зависимости от вида займов выделяются, например, такие виды долгов, как целевой заем 1990 г., государственный внутрен­ний заем Российской Федерации 1991 г., государственный сбере­гательный заем.

По видам ценных бумаг выделяются, в частности, следующие долги: казначейские обязательства, государственные краткосроч­ные облигации, государственные казначейские векселя.

Недофинансирование из бюджета стало основой появления, например, таких самостоятельных видов долгов, как задолжен­ность по агропромышленному комплексу, переоформленная в векселя Минфина РФ; задолженность по финансированию зат­рат на формирование мобилизационного резерва, переоформ­ленная в векселя Минфина РФ; задолженность предприятиям топливно-энергетического комплекса и другим отраслям про­мышленности.

По источникам заимствований в составе внутреннего долга выделяется, например, задолженность по авалированным вексе­лям Агропромбанку.

В зависимости от вида долговой деятельности выделяются та­кие долги, как государственные гарантии; государственные га­рантии, предоставленные субъектами Российской Федерации; муниципальные гарантии.

Наконец, по форме долговых обязательств в качестве самосто­ятельных видов внутренних долгов выделяются кредитные согла­шения и договоры, заключенные от имени Российской Федера­ции; кредитные соглашения и договоры, заключенные от имени субъекта Российской Федерации; кредитные соглашения и дого­воры, заключенные от имени муниципального образования.

Государственный внешний долг и государственные внешние активы группируются по следующим признакам: характер госу­дарственной кредитной деятельности, субъект кредитной дея­тельности, тип кредитора или заемщика, форма долговых обяза­тельств и вид займа.

В результате последовательного применения этих признаков в составе долгов России выделяются: государственный внешний долг Российской Федерации, внешний долг субъекта Российской Федерации, внешний долг перед Российской Федерацией. При этом внешние кредиты, привлекаемые Российской Федерацией, под­разделяются на: кредиты правительств иностранных государств, кредиты иностранных коммерческих банков и фирм, кредиты международных финансовых организаций, кредиты Центрально­го банка РФ. Для субъектов РФ возможность привлечения креди­тов от правительств иностранных государств и Банка России не предусмотрена.

Государственные внешние займы Российской Федерации подразделяются на еврооблигационные займы и внутренний го­сударственный валютный заем (облигации этого займа впервые отнесены на внешний долг по состоянию на 1 января 1999 г.), а внешние займы субъекта РФ представлены государственными ценными бумагами субъектов Российской Федерации, выражен­ными в иностранной валюте.

Наконец, внешний долг перед Россией в зависимости от типа заемщика делится на долг правительств иностранных государств и долг иностранных коммерческих банков и фирм.


⇐ Предыдущая39404142434445464748Следующая ⇒


Дата добавления: 2015-11-05; просмотров: 252 | Нарушение авторских прав


Похожая информация:


Поиск на сайте:


Содержание

Введение…………………………………………………………………………3

1.

Государственный долг

Теоретические аспекты проблемы государственного долга………………5

1.1. Понятие и сущность государственного долга, государственные займы и их классификация……………………………………………………………….5

1.2 Особенности субфедерального, внутреннего государственного долга…12

2. Государственное регулирование внешнего и внутреннего долга России.. 16

2.1. Структура государственного долга РФ…………………………………….16

2.2.Внутренние и внешние займы. Приоритетные направления заимствований.. ..…………………………………………………………………18

2.3. Соотношение внутреннего и внешнего долга……………………………24.

2.4. Объемы использования средств стабилизационного фонда…………….25

2.5. Инструменты управления государственным долгом РФ…………………27

Заключение…………………………………………………………………….30

Список использованной литературы………………………………………..32

Приложение 1…………………………………………………………………34

Приложение 2…………………………………………………………………37

Приложение 3…………………………………………………………………38.

Введение

Для финансирования бюджетного дефицита государство прибегает к внешним и внутренним заимствованиям, в результате чего и формируется государственный долг. Увеличение долга происходит в результате капитализации процентов по ранее полученным кредитам. Кроме того, он увеличивается вследствие обязательств, принятых государством к исполнению, но по различным причинам не профинансированных в срок.

В настоящих условиях государственный долг находится в центре экономических проблем страны, что требует самого пристального внимания к этой экономической категории и проблемам, с ней связанным. В общей постановке в проблеме государственного долга можно выделить следующие основные аспекты: структура и динамика государственного долга; механизм управления, обслуживания и реструктуризации долга; влияние государственного долга на развитие экономики страны.

Очевидно, что государство может и должно брать в долг на нормальных, естественных и разумных основах и условиях. Нормальный долг является реальным свидетельством доверия к государству со стороны кредиторов — как физических, так и юридических лиц.

Практически в эффективной, нормально развивающейся, стабильной экономике государственный долг не является ключевой проблемой развития и жизнедеятельности общества. Как правило, государственный долг возрастает на этапах активного экономического роста, так как развивающаяся экономика, модернизируемое производство требуют определенных вложений, в том числе государственных.

Однако госдолг растет и в стагнирующей экономике, в которой спад производства в течение длительного времени предопределяет все динамические процессы развития макроэкономики. В этом случае основным источником покрытия затрат государства являются монетарные каналы финансирования государственного долга.

Актуальность данной проблемы на сегодняшний день выражается тем, что в современных условиях Россия и ее субъекты активно пользуются средствами привлеченных займов для решения текущих проблем. Это особенно актуально и в условиях текущего финансового кризиса.

Проблеме государственного долга посвящены работы экономистов классиков, среди которых можно выделить Д.Рикардо, Ж.-Б.Сей, Дж.С.Милль, У. Петти, Я.Ф.Мелон, А.Хамильтон и др. Среди отечественных исследователей можно выделить работы таких авторов как Вавилов Ю.Я., Кузнецов А.М., Романовский М.В., Врублевская О.В. и другие.

Поэтому, целью моей работы является изучение процесса формирования и регулирования государственного долга в России.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

— дать определение понятиям «государственный долг», «государственный займ»;

— определить особенности внутренних займов как наиболее быстро развивающегося способа заимствований;

— определить классификационные признаки государственных займов и тем самым рассмотреть классификацию;

— определить принципы управления государственным долгом;

— проанализировать современную ситуацию на рынке внешних и внутренних заимствований.

1. Теоретические аспекты проблемы государственного долга

1.1 Понятие и сущность государственного долга, государственные займы и их классификация

Государственный долг образуется в результате осуществления государственными органами различных видов заимствований. Долг органов государственного управления является органичным элементом в системе финансовых отношений, структуре активов и пассивов экономики. В соответствии с Бюджетным кодексом РФ (ст. 97) «государственным долгом Российской Федерации являются долговые обязательства Российской Федерации перед физическими и юридическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права, включая обязательства по государственным гарантиям, предоставленным Российской Федерацией».

Долговые обязательства — это сложная категория, отличающаяся, во-первых, по форме образования и обслуживания; во-вторых, по объектам долговых отношений; в-третьих, по срокам обязательств. Основные формы долговых обязательств Российской Федерации (ст. 98 БК РФ) следующие: кредитные соглашения и договора; государственные ценные бумаги; договора о предоставлении гарантий Российской Федерацией, договора поручителей Российской Федерации; переоформленные долговые обязательства третьих лиц в госдолг Российской Федерации; соглашения и договора Российской Федерации о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств. Во временном разрезе выделяются: краткосрочные (до 1 года); среднесрочные (свыше 1 года до 5 лет); долгосрочные (свыше 5 лет до 30 лет) обязательства.

Государственный долг представляет собой сумму выпущенных, но не погашенных государственных займов с начисленными по ним процентами на определенную дату за определенный срок.

Долговыми обязательствами являются кредиты, полученные Правительством РФ, государственные займы, осуществленные посредством выпуска ценных бумаг от его имени, другие долговые обязательства, гарантированные Правительством РФ.

Таким образом, классификация государственных займов представляет собой классификацию всех элементов государственного долга.

Однако широкое распространение в российской экономике практики неисполнения государством своих финансовых обязательств перед субъектами экономики требует сформулировать расширенное понятие государственного долгакак суммы всех неоплаченных финансовых обязательств государства с процентами, начисленными на них к определенному моменту времени. С учетом этой формулировки классификация государственных займов будет более полной.

Внешний долг состоит из задолженности прошлых лет и вновь возникающей задолженности. Любые долговые обязательства РФ погашаются в сроки, которые не могут превышать 30 лет.

Обслуживание государственного долга выражается в осуществлении операций по размещению долговых обязательств, их погашению и выплате по ним процентов. Эти функции осуществляет Центральный Банк РФ. Затраты по обслуживанию государственного долга производятся за счет бюджета РФ.

Огромный государственный долг Российской Федерации, как внутренний, так и внешний, отражает экономический и финансовый кризис в стране. В этих условиях РФ может использовать рефинансирование государственного долга, то есть погашение старой государственной задолженности путем выпуска новых займов.

Контроль состояния государственного внутреннего и внешнего долга и использования кредитных ресурсов возлагается на Счетную палату РФ.

Государственные займы, которые составляют государственный долг, могут быть классифицированы по ряду следующих признаков.

1) По месту размещения займы могут быть подразделены на внешние и внутренние[1] . Внешние займы — это обязательства государств перед нерезидентами, а внутренние — это обязательства государств перед резидентами. В течение длительного времени в СССР разделение государственных займов на внешние и внутренние проводилось не на основе резидентства кредитора, а на основе того, в какой валюте номинировано обязательство: внешним займом считался заем, произведенный и номинированный в иностранной валюте, а внутренним – нормированный в национальной валюте. Растущий уровень глобализации современной экономики и допуск нерезидентов на рынок рублевых обязательств обусловили переход от критерия валютирования к критерию резидентства кредитора;

2) По способу обращения займы подразделяются на рыночные и нерыночные[2] . Рыночные займы — это займы, оформленные в такие ценные бумаги, которые свободно обращаются и перепродаются после их первичного размещения на рынке. В промышленно развитых странах доля таких займов составляет до 70% от всех долговых обязательств государства. Нерыночные государственные займы — это займы, оформленные в фондовые инструменты, не имеющие вторичного фондового рынка, т.е. они покупаются инвестором у правительства и только ему могут быть проданы. Такие бумаги не котируются на фондовой бирже, Основная цель, которую преследует эмитент, выпуская в обращение нерыночные бумаги, — привлечение в качестве кредитных ресурсом мелких сбережений населения. Выпуская такие ценные бумаги, правительства промышленно развитых стран оказывают влияние на депозитную политику коммерческих банков по отношению к населению, поскольку нерыночные ценные бумаги государства выступают альтернативой вложению средств на депозиты частных кредитных учреждений;

3) По сроку заимствования средств займы могут быть подразделены на краткосрочные (со сроком обращения бумаг продолжительностью до 1 года), среднесрочные (со сроком обращения бумаг от 1 года до 5 лет) и долгосрочные (со сроком обращения бумаг свыше 5 лет);


Существует несколько классификаций государственного долга в зависимости от признака, положенного в основу данной классификации.
Государственный долг подразделяется на капитальный и текущий.

Капитальный государственный долг- вся сумма выпущенных и непогашенных долговых обязательств государства, включая начисленные проценты, которые должны быть, выплачены по этим обязательствам.

Текущий долг включает расходы государства по выплате доходов кредиторам и погашению обязательств, срок которых наступил.

Согласно действующему законодательству, следует выделять государственный и общегосударственный долг. Последнее понятие более широкое и включает задолженность не только Правительства РФ, но и органов управления республиками, входящими в состав Российской Федерации, местных органов власти. [10]

Бюджеты очень многих государств являются дефицитными. Если государство стремится ежегодно принимать бездефицитный бюджет, это может усугублять циклические колебания экономики за счет сокращения важных расходов и излишнего повышения налогов. Поэтому при регулировании дефицита важно учитывать не только текущие задачи бюджетной политики, но и ее долгосрочные приоритеты.. Государство, широко используя свои возможности для привлечения дополнительных финансовых ресурсов в целях своевременного финансирования бюджетных расходов, постепенно накапливает задолженность как внутреннюю, так и иностранным кредиторам. Это ведет к росту государственного долга внутреннего и внешнего

В зависимости от кредитора, государственный долг может быть внутренним (задолженность перед гражданами и предприятиями страны) и внешним (задолженность перед иностранными гражданами и предприятиями).

Одним из существенных факторов наличия (возрастания) государственного долга является бюджетный дефицит. Возрастание государственного долга, в свою очередь, является определяющим фактором возрастания бюджетного дефицита за счет обслуживания и погашения взятых долгов. То есть, государственный дефицит и государственный долг взаимообусловлены, что следует учитывать при моделировании данных показателей (первый показатель является фактором для второго, а второй одновременно – для первого). [11]

Государственный долг так же может классифицироваться по видам долговых обязательств, например:

— Целевые вклады и чеки;

— Государственные краткосрочные бескупонные облигации;

— Государственные гарантии;

— и так далее

Обычно к классификации по видам долговых обязательств прибегают при определении структуры государственного долга. Если говорить о структуре государственного долга РФ, то она постоянно меняется. Ежегодно при утверждении государственного бюджета принимается программа государственного внешнего и внутреннего заимствования, что приводит к увеличению долговых обязательств. Но ежегодно, также в бюджет закладываются суммы погашения обязательств по внутренним и внешним заимствованиям.

Долговые обязательства Российской Федерации могут существовать в форме:

— кредитных соглашений и договоров, заключенных от имени Российской Федерации, как заемщика, с кредитными организациями, иностранными государствами и международными финансовыми организациями;

— государственных займов, осуществленных путем выпуска ценных бумаг от имени Российской Федерации;

— договоров и соглашений о получении Российской Федерацией бюджетных кредитов от бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации;

— договоров о предоставлении Российской Федерацией государственных гарантий;

— соглашений и договоров, в том числе международных, заключенных от имени Российской Федерации, о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств Российской Федерации прошлых лет.[13]

Долговые обязательства Российской Федерации могут быть краткосрочными (до одного года), среднесрочными (свыше одного года до пяти лет) и долгосрочными (свыше пяти лет до 30 лет).

[5]

В объем государственного внутреннего долга Российской Федерации включаются:

— основная номинальная сумма долга по государственным ценным бумагам Российской Федерации;

— объем основного долга по кредитам, полученным Российской Федерацией;

— объем основного долга по бюджетным кредитам, полученным Российской Федерацией от бюджетов других уровней;

— объем обязательств по государственным гарантиям, предоставленным Российской Федерацией.

В объем государственного внешнего долга Российской Федерации включаются:

— объем обязательств по государственным гарантиям, предоставленным Российской Федерацией;

— объем основного долга по полученным Российской Федерацией кредитам правительств иностранных государств, кредитных организаций, фирм и международных финансовых организаций.

Основным методом управления госдолгом является оптимизация государственных заимствований. Данный подход выходит за рамки понятия «метод регулирования», представляя собой практически программу по оптимизации заимствований, в рамках которой осуществляется маневр внешними и внутренними займами. [12]

По структуре государственный долг РФ состоит из нескольких групп долговых обязательств:

· задолженности владельцам ГКО-ОФЗ;

· задолженности Минфина перед ЦБ по кредитам на финансирование дефицита бюджета;

· задолженности, появившейся вследствие взятого на себя государством обязательства по восстановлению сбережений граждан;

· внешней задолженности бывшего СССР, принятой на себя РФ;

· вновь возникшая задолженность РФ перед иностранными государствами, международными организациями и фирмами.

Классификация внутреннего и внешнего государственного долга определена в Бюджетной классификации РФ (приложения 9 и 10 к Федеральному закону «О бюджетной классификации РФ»).

Государственный и муниципальный долг,

Среди внутренних долгов РФ можно выделить:

— Целевой заём 1990 г.;

— Целевые вклады и чеки на автомобили;

— Государственный внутренний заём Российской Федерации 1991 года;

— Российский внутренний выигрышный заём 1992 года;

— Государственные краткосрочные бескупонные облигации (ГКО);

— Задолженность по централизованным кредитам и начисленным процентам организаций агропромышленного комплекса и организаций, осуществляющих завоз продукции в районы Крайнего Севера, переоформленная в вексель Министерства финансов Российской Федерации;

-Государственные гарантии;

— Задолженность по финансированию затрат на формирование мобилизационного резерва, переоформленная в вексель Министерства финансов Российской Федерации;

— Облигации федерального займа с переменным купонным доходом (ОФЗ-ПК);

— Облигации федерального займа с постоянным купонным доходом (ОФЗ-ПД), и другие обязательства.

Среди внешних долгов РФ можно выделить:

а) Государственный внешний долг РФ (включая обязательства бывшего СССР, принятые Российской Федерацией):

— по кредитам правительств иностранных государств, полученным федеральным бюджетом, в том числе по связанным кредитам, полученным под государственную гарантию Российской Федерации;

— по кредитам иностранных коммерческих банков и фирм;

— по кредитам международных финансовых организаций;

— государственные ценные бумаги РФ, указанные в иностранной валюте;

— по кредитам Внешэкономбанка, предоставленным Министерству финансов Российской Федерации за счёт средств Центрального банка Российской Федерации;

б) Внешний долг субъекта Российской Федерации, в том числе:

— по кредитам иностранных коммерческих банков и фирм;

— по кредитам международных финансовых организаций;

— государственные ценные бумаги субъектов Российской Федерации, указанные в иностранной валюте.

Предоставляя для Российской Федерации право приобретения обязательств в режиме внутреннего и внешнего долга, Бюджетный кодекс устанавливает при этом порядок определения количественных пределов таких обязательств и порядок их выполнения.

Государственный долг представляет собой сложное экономико-финансовое образование, особый финансовый механизм, требующий использования системы методов для его регулирования.

[17]

Вывод: Причины появления государственного долга: внешние и внутренние заимствования для финансирования бюджетного дефицита; капитализация процентов по ранее полученным кредитам; недофинансирование обязательств, принятых государством к исполнению. Теория государственного долга неразрывно связана с теорией государственного бюджета и использует ряд основных бюджетных понятий, которые являются основополагающими при рассмотрении государственного долга. Важнейшей задачей экономической политики государств является поиск оптимального решения проблем бюджетного дефицита и государственного долга.

Государственный долг может оказывать как отрицательное, так и положительное влияние на экономическое развитие. Внешняя задолженность позволяет стране осуществлять большие совокупные затраты, чем выработанный национальный доход, и финансировать инвестиции, которые не обеспечиваются внутренними поступлениями. В этом аспекте государственные заимствования оказывают положительное влияние на макроэкономическое развитие.

Отрицательное влияние государственных заимствований отражается в наличии (возрастании) бюджетного дефицита, особенно в объемах, которые являются непомерными для развития конкретной экономики. Для отражения реальной экономической ситуации чаще используют относительные величины, в частности, отношение государственного долга к объему ВВП. Существуют различные экономические методы, применяемые государством для балансирования бюджета и регулирования экономического цикла.


Читайте также:

Функционирование государственного и муниципального кредита ведет к образованию государственного и соответственно муниципального долга. Под государственным долгомпонимаются долговые обязательства Российской Федерации перед физическими и юридическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права, включая обязательства по государственным гарантиям, предоставленным Российской Федерацией. Государственный долг полностью и без условий обеспечивается всем находящимся в федеральной собственности имуществом, составляющим государственную казну (ст. 97 БК РФ).

Принято классифицировать государственный долг по различным основаниям. По объему долговых обязательств государственный долг подразделяется на капитальныйи текущий.Капитальный государст венный долг представляет собой всю сумму выпущенных и непогашенных долговых обязательств государства, включая проценты, которые должны быть уплачены по этим обязательствам. Текущий долг составляют расходы по выплате доходов кредиторам по всем долговым обязательствам государства и по погашению обязательств, срок оплаты которых наступил.

В зависимости от субъектов-кредиторов и валюты платежа государственный долг делится на внутреннийи внешний.

Кредиторами по внутренним займам преимущественно выступают физические и юридические лица, являющиеся резидентами данного государства. Внутренние займы выпускаются в национальной валюте. Для привлечения средств эмитируются ценные бумаги, пользующиеся спросом на национальном фондовом рынке. Для дополнительного поощрения инвесторов используются различные налоговые льготы. Бюджетный кодекс РФ в ст. 89 определяет государственные внутренние заимствованиякак займы, осуществляемые путем выпуска ценных бумаг от имени Российской Федерации.

Внешние займы размещаются на иностранных фондовых рынках в валюте других государств. При размещении таких займов учитываются специфические интересы инвесторов страны размещения. Внешние заимствования Российской Федерации законодатель определяет как займы, привлекаемые от физических и юридических лиц, иностранных государств, международных финансовых организаций в иностранной валюте, по которым возникают долговые обязательства Российской Федерации как заемщика или гаранта погашения займов другими заемщиками, выраженные в иностранной валюте.

Заемные средства мобилизуются в основном двумя способами:

— размещением долговых ценных бумаг;

— получением кредитов у специализированных финансово-кредитных институтов.

В зависимости от того, у какого субъекта возникают долговые обязательства в результате заемной деятельности, различают общегосударственный долг Российской Федерации, государственный долг субъекта Федерации и муниципальный долг.

По срокам государственный долг делится на краткосрочный– до 1года, среднесрочный– от 1 года до 5 лет и долгосрочный– от 5 до 30 лет, для муниципальных образований – до 10 лет.

Состав государственного долга. В соответствии с БК РФ долговые обязательства, образующие государственный долгРоссийской Федерации, могут выступать в форме:

кредитных соглашений и договоров,заключенных от имени Российской Федерации, как заемщика, с кредитными организациями, иностранными государствами и международными финансовыми организациями;

государственных займов,осуществляемых путем выпуска ценных бумаг от имени Российской Федерации;

договоров и соглашений о полученииРоссийской Федерацией бюджетных кредитовот бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации;

договоров о предоставленииРоссийской Федерацией государственных гарантий;

соглашений и договоров,в том числе международных, заключенных от имени Российской Федерации, о пролонгации и реструктуризации долговых обязательствРоссийской Федерации прошлых лет (ст.

98 БК РФ).

Как уже отмечалось ранее, наряду с определением государственного долга Российской Федерации законодатель в Бюджетном кодексе РФ формулирует понятие государственного долга субъекта Российской Федерации, а также муниципального долга.

Так, под государственным долгом субъекта Федерациипонимается совокупность долговых обязательств субъекта Федерации, которые полностью и без условий обеспечиваются всем находящимся в собственности субъекта Федерации имуществом. Данные долговые обязательства могут осуществляться в форме:

— кредитных соглашений и договоров;

— государственных займов субъекта Федерации, осуществляемых путем выпуска ценных бумаг субъекта Федерации;

— договоров и соглашений о получении Российской Федерацией бюджетных ссуд и бюджетных кредитов от бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации;

— договоров о предоставлении государственных гарантий субъекта Федерации;

— соглашений и договоров, в том числе международных, заключенных от имени субъекта Федерации, о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств субъекта Федерации прошлых лет.

Долговые обязательства субъекта Федерации не могут превышать 30 лет.

Под муниципальным долгомпонимается совокупность долговых обязательств муниципального образования, которые, в свою очередь, могут существовать в форме:

— кредитных соглашений и договоров;

— займов, осуществляемых путем выпуска муниципальных ценных бумаг;

— договоров и соглашений о получении муниципальным образованием бюджетных ссуд и бюджетных кредитов от бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации;

— договоров о предоставлении муниципальных гарантий.

Названные долговые обязательства не могут превышать 10 лет.

Российская Федерация не несет ответственности по долговым обязательствам субъектов Федерации и муниципальных образований, если указанные обязательства не были гарантированы Российской Федерацией. Субъекты Федерации и муниципальные образования также не отвечают по долговым обязательствам друг друга, если указанные обязательства не были гарантированы ими, а также по долговым обязательствам Российской Федерации.

Предельные объемы государственного внутреннего долга и государственного внешнего долга, пределы внешних заимствований страны на очередной финансовый год утверждаются федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год с разбивкой долга по формам обеспечения обязательств. Так, в соответствии с Федеральным законом от 26 декабря 2005 г. «О федеральном бюджете на 2006 год» верхний предел государственного внутреннего долга Российской Федерации на 1 января 2007 г. установлен в сумме 1148 млрд руб. В соответствии с тем же Законом установлен верхний предел: государственного внешнего долга Российской Федерации в сумме 79,2 млрд долл. США, или 64,4 млрд евро; государственного внешнего долга государств – участников СНГ перед Российской Федерацией в сумме 3,2 млрд долл. США; государственного внешнего долга иностранных государств перед Российской Федерацией в сумме 68,8 млрд долл.

США; предел предоставления гарантий третьим лицам на привлечение внешних заимствований в сумме 2,9 млрд долл. США[188].

Предельный размер государственных внешних заимствований Российской Федерации не должен превышать годовой объем платежей по обслуживанию и погашению государственного внешнего долга страны.

Бюджетный кодекс РФ установил, что долговые обязательства государства могут выступать в форме предоставления государственных гарантий.В соответствии с Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2006 год» для оказания поддержки экспорта промышленной продукции, а также предоставления государственных гарантий по обязательствам модернизации космического комплекса «Зенит», промышленного строительства предусмотрено предоставление гарантий на сумму более 570 млн долл. США. Законодатель предусмотрел также, что условия и порядок предоставления государственных гарантий устанавливаются Правительством РФ.

Традиционно государство гарантирует вклады населения в Сберегательном банке. В последние годы Российская Федерация выступает гарантом и по долговым обязательствам различных юридических лиц. В соответствии с Указом Президента РФ от 23 июля 1997 г. «О предоставлении гарантий или поручительств по займам и кредитам» в целях укрепления финансовой дисциплины, создания обоснованного механизма предоставления гарантий или поручительств Правительства РФ, федеральных органов исполнительной власти по займам и кредитам гарантии или поручительства не предоставляются организациям, имеющим задолженность по платежам в федеральный бюджет либо государственные внебюджетные фонды. Предоставление гарантий осуществляется на конкурсной основе. Общая сумма гарантий Российской Федерации в валюте Российской Федерации включается в состав государственного внутреннего долга, а в иностранной валюте – в состав государственного внешнего долга. Так, предоставленные государственные гарантии для обеспечения обязательств в иностранной валюте на сумму, превышающую сумму, эквивалентную 10 млн долл. США, должно утверждаться отдельно.

Органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны использовать все полномочия по формированию доходов бюджетов всех уровней для погашения долговых обязательств и обслуживания государственного и муниципального долга Российской Федерации.

Государственный долг, его виды

В связи с этим важным является вопрос о деятельности названных органов по управлению государственным и муниципальным долгом.

Под управлением государственным и муниципальным внутренним долгомпонимается совокупность мероприятий государства и муниципального образования по выплате доходов кредиторам и погашению займов, а также порядок, условия выпуска (выдачи) и размещения долговых обязательств Российской Федерации. Эта деятельность осуществляется Правительством РФ в соответствии с законодательными актами. Бюджетный кодекс РФ предусмотрел запрет на изменение условий выпущенного в обращение государственного займа, в том числе сроков выплаты и размера процентных платежей, срока обращения (см. ст. 98 БК РФ).

К основным методам управления государственным долгом относятся следующие.

Выплата доходов по займам и их погашение обычно производятся за счет бюджетных средств, но в условиях постоянного роста государственной задолженности государство может прибегнуть к рефинансированию,т.е. к погашению старой государственной задолженности путем выпуска новых займов. Рефинансирование неоднократно использовалось в нашей стране, в частности, при погашении задолженности по государственному трехпроцентному внутреннему выигрышному займу 1966 г., а также при выпуске казначейских обязательств государства в середине 1950-х гг. Рефинансирование используется при выплате процентов и погашении по внешней части государственного долга.

До введения в действие Бюджетного кодекса РФ использовались такие методы управления государственным долгом, как конверсия, консолидация, унификация, отсрочка, аннулирование.

Конверсия– изменение размера доходности займа, например, снижение или повышение процентной ставки дохода, выплачиваемого государством своим кредиторам.

Государство заинтересовано в получении займов на длительные сроки. Увеличение срока действия уже выпущенных займов называется консолидациейгосударственного долга.

Совместно с консолидацией может проводиться и унификациязаймов, т.е. объединение нескольких займов в один.

Отсрочкапогашения займа или всех ранее выпущенных займов проводится в условиях, когда дальнейшее активное развитие операций по выпуску новых займов неэффективно для государства.

Под аннулированиемгосударственного долга понимается отказ государства от долговых обязательств.

В настоящее время законодательством предусмотрена реструктуризациядолга, под которой понимается погашение долговых обязательств с одновременным осуществлением заимствований (принятием на себя других долговых обязательств) в объемах погашаемых долговых обязательств с установлением иных условий обслуживания долговых обязательств и сроков их погашения. В Бюджетном кодексе РФ отмечается, что реструктуризация долга может быть осуществлена с частичным списанием (сокращением) суммы основного долга.

Основным методом регулирования внешнего долга является его реструктуризация.Наряду с этим мировая практика использует метод конверсиивнешнего долга, под которой понимаются механизмы, обеспечивающие замещение внешнего долга другими видами обязательств, менее обременительных для экономики государства-должника. Возможны разные формы: конверсия долга в инвестиции, погашение его товарными поставками, обратный выкуп долга самим заемщиком на особых условиях, обмен на долговые обязательства третьих стран, собственность, облигации и др. Существует также практика обмена долга на собственность, т.е. иностранная компания покупает внешний долг страны на вторичном рынке, затем предъявляет его для погашения в центральный банк, который оплачивает его национальной валютой, направляемой затем для финансирования инвестиций в стране-должнике[189].

Обслуживание государственного долга производится Центральным банком РФ и его учреждениями, если иное не установлено правительством, посредством осуществления операций по размещению долговых обязательств Российской Федерации, их погашению и выплате доходов в виде процентов по ним или в иной форме.

Контроль за состоянием государственного внутреннего долга Российской Федерации осуществляется парламентом страны.

Правительство страны должно ежегодно публиковать данные о состоянии государственного внутреннего долга.

Верхний предел государственного внутреннего долга устанавливается высшим представительным органом при утверждении федерального бюджета на предстоящий финансовый год.

В целях оптимизации расходов федерального бюджета на обслуживание государственного долга Российской Федерации, своевременного выполнения государством обязательств перед внутренними и внешними кредиторами, в соответствии с постановлением Правительства РФ от 4 марта 1997 г. № 245 «О единой системе управления государственным долгом Российской Федерации» в Министерстве финансов создана система управления государственным долгом для обеспечения снижения стоимости обслуживания государственных заимствований. Министерству финансов разрешено резервировать часть поступлений от размещения внешних и внутренних государственных ценных бумаг на отдельном счете в Центральном банке РФ с использованием этих средств только для проведения операций по снижению стоимости обслуживания государственного долга. Наряду с этим Министерству финансов разрешено проводить совместно с Центральным банком РФ операции на внутреннем рынке с государственными ценными бумагами, направленные на стабилизацию и последовательное снижение уровня процентных ставок. На Министерство финансов возложена обязанность обеспечить единство планирования и учета всех операций по привлечению, погашению и обслуживанию внешних и внутренних государственных заимствований.


⇐ Предыдущая93949596979899100101102Следующая ⇒


Дата публикования: 2014-11-02; Прочитано: 2385 | Нарушение авторского права страницы



studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2018 год.(0.004 с)…

14.3 Государственный и муниципальный долг, его классификация

Привлекаемые государственные и муниципальные заимствования формируют государственный и муниципальный долг. К увеличению долговых обязательств приводит также предоставление органами власти и органами местного самоуправления гарантий по обязательствам других заемщиков.

Поэтому государственный и муниципальный долг представляет собой долговые обязательства, вытекающие из заимствований и гарантий, предоставленных органами власти и органами местного самоуправления по обязательствам других лиц.

В общем виде государственный и муниципальный долг можно определить как долговые обязательства органов государственной власти и органов местного самоуправления перед физическими и юридическими лицами (резидентами и нерезидентами), иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права, включая обязательства по предоставленным государственным и муниципальным гарантиям.

Государственный и муниципальный долг выражает собой результат взаимосвязей органов власти и органов местного самоуправления со своими партнерами в части формирования фондов заимствованных средств для удовлетворения общегосударственных (включая местные) потребностей и воспроизводственных нужд субъектов хозяйствования (в части гарантирования их заимствований). Его динамика характеризуется рядом количественных параметров, отражающих те или иные процессы в его движении, а состояние на определенную дату — суммарную величину непогашенных долговых обязательств.

Классификация государственного и муниципального долга может проводиться по разным признакам. Обычно используются следующие: экономический признак (степень охвата совокупности обязательств), тип заемщика, вид долговых обязательств, срочность долговых обязательств, рынок заимствований, тип кредитора, валюта заимствований.

В зависимости от степени охвата совокупности обязательств (по экономическому признаку) государственный и муниципальный долг подразделяется на капитальный, основной и текущий. Капитальный долг представляет собой всю сумму выпущенных и непогашенных органами власти и органами местного самоуправления долговых обязательств и гарантированных ими обязательств других лиц, включая проценты, которые должны быть выплачены по этим обязательствам. Основной долг — это номинальная стоимость всех выпущенных и непогашенных органами власти долговых обязательств и гарантированных ими заимствований других лиц. Текущий долг составляют предстоящие расходы по выплате доходов кредиторам по всем долговым обязательствам, принятым на себя органами власти, и по погашению обязательств, срок он латы которых наступил.

По типу заемщика долг делится, например в России, на государственный долг Российской Федерации, государственный долг субъектов РФ и муниципальный долг. Государственный долг Российской Федерации состоит из задолженности прошлых лет и вновь возникающих долговых обязательств с учетом того, что долговые обязательства бывшего СССР включаются в долг России только в части, принятой на себя Российской Федерацией.

Долговые обязательства органов государственной власти и органов местного самоуправления могут существовать в виде обязательств по государственным и муниципальным ценным бумагам, кредитам, бюджетным кредитам, государственным и муниципальным гарантиям, иным долговым обязательствам. Например, долги Российской Федерации могут быть в виде обязательств по государственным ценным бумагам, выпущенным от имени Российской Федерации; по кредитам, привлеченным от кредитных организаций, иностранных государств, в том числе по целевым иностранным кредитам (заимствованиям) международных финансовых организаций, иных субъектов международного права, иностранных юридических лиц; по бюджетным кредитам, привлеченным в федеральный бюджет из других бюджетов бюджетной системы РФ; по государственным гарантиям Российской Федерации; иным долговым обязательствам, ранее отнесенным в соответствии с законодательством России на государственный долг Российской Федерации (ст.

98 БК РФ).

По срокам долговые обязательства подразделяются на краткосрочные (до 1 года), среднесрочные (от 1 года до 5 лет), долгосрочные (свыше 5 лет). В России сроки погашения долговых обязательств ограничены для Российской Федерации и субъекта РФ 30 годами, а для муниципальных образований — 10 годами.

В зависимости от рынка заимствований, типа кредитора или валюты заимствований государственный долг может быть внутренним и внешним. Российское бюджетное законодательство в основу деления долга на внутреннюю и внешнюю части закладывает признак валюты, в которой выражены долговые обязательства, за исключением обязательств субъектов РФ и муниципальных образований перед Российской Федерацией, возникающих в иностранной валюте в рамках использования
целевых иностранных кредитов (заимствований). Однако Международный валютный фонд и экономически развитые страны проводят деление долга в зависимости от типа кредитора (резидент или нерезидент) и рынка заимствований (внутренний или внешний рынок).

(Материалы приведены на основании: А.Г. Грязнова. Е.В. Маркина Финансы.

Государственный и муниципальный долг, его классификация

Учебник. 2-е изд. – М.:Финансы и статистика, 2012)

Государственный долг — результат финансовых заимствований государства, осуществляемых для покрытия дефицита бюджета. Государственный долг равен сумме дефицитов прошлых лет с учётом вычета бюджетных излишков. Государственный долг складывается из задолженности центрального правительства, региональных и местных органов власти, государственных организаций, предприятий.

Если валюта государства не является конвертируемой, то различают два типа государственного долга:

* Внутренний — задолженность государства владельцам государственных ценных бумаг (ГЦБ) и иным кредиторам, выраженная в национальной валюте.

* Внешний — задолженность государства другим странам, международным экономическим организациям и другим лицам, выраженная в иностранной валюте. Погашается за счёт экспорта товаров или новых заимствований.

В случае конвертируемой валюты, все кредиторы (держатели облигаций), как внутренние, так и внешние, имеют равные права, и государственный долг на внутренний и внешний не разделяется.

Для измерения государственного долга, оценки его влияния на экономику, а также возможности международного сравнения в мировой практике был разработан ряд показателей и индикаторов государственного долга. Все они базируются на трех основных данных:

· нетто-задолженности, представляющей собой сумму кредитов, полученных государством за определенный период, за вычетом суммы погашенных за этот период займов (в отличие от брутто-задолженности, которая не учитывает погашаемых кредитов);

· совокупном объеме государственного долга;

· величине расходов по обслуживанию и оплате внутреннего и внешнего долга.

Размер ежегодных поступлений чистой выручки от реализации государственных заимствований является абсолютным показателем и характеризует масштабы мобилизации ресурсов для финансирования дефицита бюджета.

В = П – Р,

где П – поступления по системе государственных заимствований

Р – расходы по системе государственного долга

Исходя из этой величины, эффективность управления государственным долгом (Э) можно рассчитать по следующей формуле:

Э = (П–Р)/Р · 100%.

В мировой практике используются следующие показатели и индикаторы гос. долга.

1) отношение гос. долга в ВВП (в %) — этот показатель определяет возможность обслуживания долга, погашения платежей за счет произведенного продукта данного года.

Классификация государственного долга

Если наблюдается рост ВВП, то не страшен и рост долга. Главное, чтобы темпы роста ВВП не отставали от темпов роста долга.

2)отношение внешнего долга к ВВП (в %)

3) Для оценки долговой нагрузки важным является также показатель отношение внешнего долга к экспорту.Этот показатель характеризует, насколько объем экспорта сопоставим с объемом государственного внешнего долга. Он позволяет судить, насколько страна в состоянии покрывать валютными доходами от национального экспорта свою внешнюю задолженность. Очевидно, чем ниже этот показатель в пределах 100%-ной экспортной выручки, тем благополучнее страна как мировой дебитор. Считается, что те страны, у которых отношение внешнего долга к экспорту ниже 10–20%, не имеют трудностей с погашением внешней задолженности. У традиционно проблемных должников он может превышать 500%.

4) отношение стоимости обслуживания внешнего долга к экспорту товаров и услуг (в %).

5) отношение суммы платежей по обслуживанию внешнего долга к стоимостному объему ВВП (в %), показывающее, какая часть ВВП направляется на погашение внешних долговых обязательств государства.

6) средний срок обращения государственных долговых обязательств

Серьезные проблемы и негативные последствия большого государственного долга, заключаются в следующем:

· Снижается эффективность экономики, поскольку отвлекаются средства из производственного сектора экономики как на обслуживание долга, так и на выплату самой суммы долга;

· Перераспределяется доход от частного сектора к государственному;

· Усиливается неравенство в доходах;

· Рефинансирование долга ведет к росту ставки процента, что вызывает вытеснение инвестиций в краткосрочном периоде, что в долгосрочном периоде может привести к сокращению запаса капитала и сокращению производственного потенциала страны;

· Необходимость выплаты процентов по долгу может потребовать повышения налогов, что приведет к подрыву действия экономических стимулов;

· Создается угроза высокой инфляции в долгосрочном периоде;

· Возлагает бремя выплаты долга на будущие поколения, что может привести к снижению уровня их благосостояния;

· Выплата процентов или основной суммы долга иностранцам вызывают перевод определенной части ВВП за рубеж;

· Может появиться угроза долгового и валютного кризиса.


⇐ Предыдущая891011121314151617Следующая ⇒


Дата публикования: 2015-01-09; Прочитано: 5101 | Нарушение авторского права страницы



studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2018 год.(0.001 с)…

Добавить комментарий