Принципы и формы правовой политики.

Правовая политика – часть политики, представляющая собой совокупность специальных политических воздействий, преследующих цели формирования и реализации права в ходе решения задач экономического, социального и культурного развития общества.

Другими словами, в реализации правовой политики официальная доктрина по вопросам развития права, всей правовой надстройки соединяется с практической деятельностью по ее реализации.

Повышение роли права, правового регулирования, законности, усложнения всей правовой системы приводит к вычленению в системе политики самостоятельного ведущего элемента – правовой (юридической) политики. Последняя выступает как часть государственной политики. В ней проявляется взаимоотношение различных политических сил по поводу определения направления и содержания правотворчества, участия в правотворчестве, развития правосознания, повышения правовой культуры. Содержание правовой политики как стратегической линии деятельности государства, всей политической системы – планомерное, научно обоснованное, рассчитанное на ряд лет, целостное программирование мер, направленных на максимальное использование права в решении социальных задач.

Основное направление правовой политики – укрепление правовой основы государственной и общественной жизни, обеспечение нормального функционирования гражданского общества, укрепление законности и правопорядка, защита прав и свобод граждан. Специфическая задача правовой политики – повышение стабильности всех элементов правовой системы, эффективности правового регулирования.

В отечественной литературе к анализу правовой политики как специфического явления обращались такие известные русские юристы, как Л. Петражицкий, Б. А. Кистяковский. По мнению последнего, «с точки зрения правовой политики необходимо, прежде всего, находить и устанавливать нормы для удовлетворения вновь возникающих потребностей или осуществления новых представлений о праве и неправе». Первой работой, в которой были затронуты вопросы правовой политики, явилась монография В. Н. Кудрявцева «Право и поведение» (М., 1978 г.).

Правовая политика реализуется в трех основных направлениях деятельности государства: в правотворчестве, правообеспечительной (в том числе и правоохранительной) дятельности, развитии правосознания и повышении правовой культуры.

Она составляет основу деятельности правотворческих, правоприменительных органов и учреждений, занимающихся правовым воспитанием.

По своему содержанию юридическая политика включает в себя следующие:

  • определение видов общественных отношений, подлежащих правовому регулированию;
  • определение методов, способов, типов правового регулирования конкретных отношений;
  • планирование основных направлений законодательной деятельности государственных органов;
  • определение компетентности принятия нормативных актов;
  • определение процессуального порядка решения насущных вопросов;
  • определение методов правового воспитания, иных путей повышения уровня правовой культуры граждан.

Правовая политика в демократическом обществе базируется на следующих принципах:

  • взаимосвязи юридической, экономической, социальной и культурной политики;
  • всестороннем учете всех социальных слоев и групп при выработке юридической политики;
  • демократизма;
  • научности;
  • законности;
  • верховенства конституции и закона.

Вконтакте

Facebook

Google+

Одноклассники

Принципы и формы правовой политики.

Правовая политика современного демократического государства.

Правовая политика – это «стратегия деятельности государства в сфере правого регулирования», а так же деятельность, отражающая интересы общества в перераспределении сфер влияния различных социальных регуляторов.

Правовая политика осуществляется через деятельность субъектов политики. При демократическом режиме взаимное участие в правовой политике — деятельность государства, гражданского общества и общественных организаций, направленное на решение специфических задач, которые присущи лишь правовой политике.

Цель правовой политики состоит в создании эффективного механизма правового регулирования, цивилизованном использовании юридических средств для наиболее полного обеспечения прав и свобод человека, укрепления законности и правопорядка, формирования правовой государственности и высокой правовой культуры общества и личности.

В условиях демократии государство не должно вмешиваться в жизнь гражданского общества, но оно обязано способствовать тому, что бы она не препятствовала правовой деятельности государства, граждан и иных субъектов. От государства требуется проведение политики сведущей на нет действие факторов деформирующих законодательный процесс.

 

Принципы и формы правовой политики.

Принципы правовой политики закладывают основы, определяющие содержание деятельности государства по осуществлению правовой политики.

При проведении любой политики, в том числе и правовой, в условиях демократического общества и правового государства необходимо, чтобы правовые принципы и ценности стояли над политикой, не были подвержены манипулированию со стороны государства.

Классификация принципов права по Л.С. Явичу и Н.Н. Выпленко:

1. Политические принципы права. Они относятся к числу общесоциальных, т.к. фиксируют те идеи, которые производны от факторов экономической, политической, социальной динамики общества.

2. Принципы правовой политики производны от состояния системы общества, офицально установленных правовых идеалов и практики их достижения. К их числу относятся: 1- связанность общими принципами права (справедливость, гуманность, обеспечение формального равенства,…); 2- научная обоснованность; 3- соответствие принципам демократического общества; 4- соответствие международным стандартам в области прав человека; 5- реализм.

3. Принцип свободы и справедливости, являющиеся основой и целью правовой политики, предполагают, что не только действие правовых институтов свободно от вмешательства извне и общество оценивает существование этих институтов как справедливое, но и их становление проходило под прямым воздействием этих принципов. В противном случае может сложиться недопустимая для правового демократического государства ситуация, когда в становлении права используются не правовые методы.

4. Принципы демократии требуют от общества самостоятельности в формировании собственной правовой системы. Важным принципом демократического общества является принцип равенства, а для сферы правовой политики – принцип равноправия. Государство и институты гражданского общества наравне несут ответственность за равенство прав граждан вне зависимости от каких бы то ни было социально значимых факторов.

5.

Принцип равенства имеет две важные для развития демократии составляющие. 1- равенство стартовых возможностей, — достигаемое благодаря признанию и обеспечению реального пользования основными правами человека. 2 — равенство юридических обязанностей. Принципы разделения властей, многопартийности и политического плюрализма, гласности.

6. Принцип реализма означает отказ от идеологизированной, корпоративной оценки значения произошедших и происходящих в стране перемен для развития правовой системы.

7. Федеральный Закон ст. 2 «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» к числу принципов государственной политики относит: Непрерывность и преемственность процесса образования; интеграция системы образования РФ в мировую систему высшего образования; государственную поддержку подготовки специалистов и приоритетных фундаментальных и прикладных научных исследований и т.д.

8. Принципы правовой политики, как и принципы права вообще, должны рассматриваться в качестве непререкаемых ценностей на данном этапе развития общества и на достаточно отдалённую перспективу.

 

Принципы правовой политики: 1) социальная обусловленность; 2) научная обоснованность; 3) устойчивость и предсказуемость; 4) легитимность, демократический характер; 5) гуманность и нравственные начала; 6) справедливость; 7) гласность; 8) сочетание интересов личности и государства; 9) приоритетность прав человека; 10) соответствие международным стандартам. (из интернета)

 

Формы правовой политики.

— законодательная (конституционная, уголовная, налоговая, семейно-брачная и т.д.);

— правоприменительная;

— юридическая (политика в области юридической науки).

 

21. Правовая политика в области юридической наукитесно связана со стратегией законодательной политики, с научной оценкой действующего законодательства с целью содействия выработке более совершенного права.

Одной из задач политики государства в сфере юриспруденции является содействие выработке юридической наукой приоритетов точки зрения государственного и правого строительства.

Правоприменительная политика государства – это организация процесса реализации права. В настоящее время этот вид деятельности государства означает для общества чуть ли не больше, чем законодательствование. Глобальная проблема правопонимания состоит в том, что сегодня законы исполняются у нас плохо, с множеством законов которые и вовсе не исполняются. Первый аспект проблемы – потребность исполнителей в «обрамлении» закона массой приказов и инструкций, которые, по их мнению, и делают возможным исполнение закона. Второй аспект, тесно связан с первым, — это потеря законом своего первоначального содержания и замысла после его «уточнения» подзаконными актами. Третий аспект – расширение сферы усмотрения чиновника, приводящего к произволу.

Кадровая политика – важнейшая составляющая правоприменительной политики государства. Исполнять законы в сфере действия процессуальных норм должны лица с юридическим образованием. Количество работников правоохранительной системы должно быть приближено к европейским стандартам. Государство сегодня ограничивается словесным порицанием коррупции. Существующие нормы права, и законы, по мнению практикующих работников, словно специально предусматривают возможности получения взяток, злоупотребления правом.

Для демократически развивающегося общества актуальность приобретает установление «границ» политики и их неприкосновенность. Судебная система не должна быть ареной борьбы политических сил за власть, а суды не должны быть замешаны в политических интригах на стороне той или иной партии.

Организованное, техническое и финансовое обеспечение судов, органов внутренних дел, прокуратуры является самостоятельным аспектом деятельности государства в области правоприменительной политики.

Контроль – значимая часть правоприменительной политики. Контрольная деятельность государства предусматривает инспектирование, проверки деятельности и решений должностных лиц на соответствие правовым актам, имеющим для них обязательную силу.

Понятие, признаки, принципы, цели и приоритеты правовой политики

Контрольные органы государства (конституционные суды, прокуратура, контрольные палаты, управления, …), в котором общественные институты переплетаются с правовой политикой, — обладают специфичным правовым положением. В условиях демократического государства, где в рамках разделения властей существует сиситема сдержек и противовесов, каждая ветвь власти обладает контрольными полномочиями по отношению к другим ветвям власти. Но основная задача деятельности контрольных органов заключается в установлении фактов нарушения законов, ненадлежащего поведения гос. служащих, противоречащего основным догмам и принципам управления в правовом государстве.

 



Дата добавления: 2016-12-18; просмотров: 367 | Нарушение авторских прав


Похожая информация:


Поиск на сайте:


Понятие правовой политики государства.

⇐ ПредыдущаяСтр 19 из 57Следующая ⇒

Политика – это та сфера деятельности, где в процессе взаимодействия власти и населения реализуются основные принципы управления. Высказывание британского профессора Б. Крика как нельзя лучше характеризует современное понимание политических проблем: «Политика слишком важна, чтобы отдать ее политикам»[37]. В демократическом обществе политика не является «внутренним делом» государственного аппарата, а находится под воздействием разнообразных общественных механизмов.

Как известно, слово «политика» производно от греческого «polis», обозначающего государственные или общественные дела. Будучи объектом изучения многих общественных наук, политика исследуется также социологией и правоведением. При этом происходит расширение рамок политической социологии, которая занимается изучением конкретных политически важных групп и процессов, за счет аспектов возникновения, формального существования и развития политических институтов. Для правоведения исследование возможностей правового регулирования политических институтов также представляет очевидный интерес ввиду тесной и неразрывной связи государственных и правовых явлений.

Политика – это особая социальная деятельность, связанная с использованием рычагов публичной власти. Политика выступает в качестве процесса управления, властного распределения ценностей внутри общества, принятия значимых для общества решений. Субъектами политики являются не только государство и его органы, но и политические партии и иные общественные организации и движения, которые представляют собой устойчивые образования в рамках гражданского общества и выражают интересы определенных общественных групп.

Политика как общее направление деятельности субъектов политической системы связана с установлением в обществе особой системы ценностей, распределения общественных благ властным способом. В связи с этим особую важность приобретают характеристики этого способа.

Традиционно право используется как основной, но отнюдь не единственный инструмент достижения целей элит, стоящих у власти. Активно практикуются административные, организационные меры управления. Ситуацию можно охарактеризовать как нормальную лишь в случае их непротиворечия праву. Использование же репрессивных, карательных рычагов, а также принципов Макиавелли в осуществлении политики говорит о том, что в этой ситуации «право» либо противоречит общим представлениям о должном и разумном, либо не затрагивает данных областей общественных отношений.

Политический режим показывает возможности функционирования государства в рамках целостной системы общественных институтов. Поэтому при анализе правовой политики государства так важно определить тип режима. Политический режим определяет облик политической и правовой жизни общества. Несомненно, что критерии установления ценностей в демократическом обществе отличны от критериев, используемых при тоталитарном политическом режиме. В социалистическом государстве право рассматривалось как средство политики, на которое оказывается политическое воздействие, как способ обеспечения политической власти[38]. В демократическом обществе право не рассматривается лишь как средство политики. Более того, при соотношении масштабов политического и правового решения тех или иных задач, стоящих перед государством, приоритет отдается последнему. Государство в условиях демократии все меньше претендует на роль абсолютного правотворца. Как отмечает С.С. Алексеев, лишь при демократическом режиме возможно некоторое противостояние, противоборство права и государства[39].

Можно считать исторически подтвержденной практику, когда в большинстве случаев распределительные процессы в обществе облекаются в нормативную правовую оболочку. Следует также учитывать, что распределение благ в полицейском государстве происходит по иным правилам, чем в правовом.

Политика государства едина по своей сущности. Это единство определяется морально‑правовыми устоями общества, состоянием политической и правовой культуры, влиянием международного сообщества. Предметом политики государства является обширный круг общественных отношений. В его рамках выделяют экономическую, правовую, социальные и иные области политики.

В современных словарях даются самые разнообразные определения социальной политики, экономической политики, молодежной политики. Однако определения правовой политики практически отсутствуют. Причина этого, как заметил Козьма Прутков, состоит в том, что «некоторые вещи непонятны нам не потому, что наши понятия слабы, а потому, что они не входят в круг наших понятий».

Между тем феномен правовой политики присущ любому государству. Во все исторические эпохи существовали философы и мыслители, которые пытались определить различные аспекты одной проблемы – как право соотносится с публичной властью. Но активно этот вопрос стал изучаться лишь в XX в., когда право вышло из‑под диктата власти государства. Как отмечал Р.З. Лившиц, лишь в демократическом государстве право есть средство управления и проведения политики в жизнь[40]. С данных позиций правовая политика – это управление в идеале, само себя ограничивающее в законе. Только с «высот» правовой политики возможен разговор о легальности государственной власти. В противном случае любая власть, обладающая аппаратом принуждения и управления, реально властвующая, абсолютно легальна. Правовая политика в некотором роде сглаживает особенно резкий разрыв между политикой и моралью, заставляя политику руководствоваться хотя бы той частью нравственности, которая уже воплощена в праве.

Правовая политика имеет двойственную природу. Она проявляется, с одной стороны, в том, что это политика, но основанная на праве, а с другой стороны – это право, используемое в качестве средства властвования и управления в политической сфере общества. Подобного рода двойственность неизбежна, как и двойственность в определении права. Б.С. Кистяковский полагал, что «с точки зрения правовой политики право есть совокупность правил, помогающих находить решения или устанавливать нормы для удовлетворения вновь возникающих потребностей или осуществления новых представлений о праве»[41].

По мнению ряда современных исследователей, правовая политика – это явление, относящееся к сфере права, а не политики. Но в действительности существование политического аспекта правовой политики неизбежно, ибо он состоит в особой направленности правовых действий, ориентированности на политический эффект как их желаемый результат[42]. Правовая политика государства призвана уменьшить влияние сиюминутных политических веяний на содержание норм позитивного права. Учитывая тесную связь политики и права в современных демократических правовых государствах, правовую политику следует относить одновременно и к сфере права, и к области политики, хотя в ряде законодательных актов правовая политика предстает преимущественно как часть иной области политической деятельности государства. Так, в ст. 5 Федерального закона «О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом» данный вид государственной политики характеризуется как совокупность правовых, дипломатических, социальных, экономических, информационных, образовательных, организационных и иных мер.

В идеале политика не должна идти впереди права, т. е. политическая целесообразность обязана обладать и качеством правовой необходимости. В обществе, где провозглашены принципы демократии и правовой государственности, целесообразным для государственной власти является лишь то, что соответствует целям, преследуемым правом. Ведь право в большей степени, чем политика, служит интересам всего общества, а не тем или иным политическим силам, элитам, сменяющим друг друга у штурвала власти.

48. Право и политика. Правовая политика: понятие, виды.

Излишняя политизация права приводит к тому, что падение авторитета права в обществе связывается лишь с выбором государственной властью той или иной политической линии. В реальности же право достаточно дистанцировано от политики, а оптимальная модель их взаимопроникновения и взаимодополнения возможна в рамках правовой политики государства.

Все области политики взаимодействуют между собой. Но специфика правовой политики проявляется в том, что лишь в ее рамках возможно опосредование, определение этого взаимодействия. С одной стороны, правовая политика – это часть, например, семейной политики, связанная с юридической формализацией семейно‑брачных отношений. Регулирование сложных экономических проблем, отличающееся особой актуальностью и требующее оперативного вмешательства, также связано с законотворчеством. Примером тому служит Федеральный закон «О первоочередных мерах в области бюджетной и налоговой политики», принятый в связи с необходимостью корректировать деятельность исполнительной власти после печально известных событий августа 1998 г.

Но с другой стороны, правовая политика – это всеобъемлющий пласт политической сферы, связанный с целенаправленным распространением действия норм права на те или иные сферы общественной жизни. В данном ракурсе цель правовой политики – экспансия права за счет захвата поля действия морали, религии, обычаев и корпоративных норм. Данная тенденция иногда опасна. Так, неоправданное расширение предмета правового воздействия в жизни общества, как и излишняя детализация регулирования, – это признаки полицейского, а не правового государства.

По мнению В.Е. Гулиева, государственная политика по направленности воздействия на правопорядок, может быть как поддерживающей право, так и разрушающей его[43].

Данное утверждение, с нашей точки зрения, верно лишь в определенных условиях – когда происходит видоизменение предшествующей правовой и политической системы. В нормальных условиях стабильного, поступательного общественного развития нежелательна ситуация, когда государство одной рукой закрепляет право в законодательстве, а другой рукой – тотчас разрушает его. Данный вывод не противоречит правильному утверждению о том, что отдельные законы по своему содержанию могут быть прогрессивными и устаревшими, логичными и противоречивыми, справедливыми и несправедливыми. (Подобной точки зрения придерживаются многие отечественные правоведы: В.В. Лазарев, В.Д. Горобец и др.) В указанном выводе отражен тот факт, что доля субъективизма в политике вообще и в правовой политике в частности достаточно высока.

Феномен правовой политики государства состоит в том, что, проводя эту политику, государство всегда ограничивает пределы публичной власти, определяет для себя масштаб свободы. Поэтому так часто общество страдает от борьбы двух тенденций во власти: во‑первых, потребности в разумном самоограничении, продиктованном интересами общества, и, во‑вторых, стремления к деспотическому господству. В зависимости от превалирования той или иной тенденции можно считать антиподом правовой политики антиправовую политику, которая не опирается на принципы права и противоречит действующей в обществе системе правовых норм.

Сузить сферу собственного усмотрения государства помогает формирование институтов демократии, особенно гражданского общества. Влияние гражданского общества на государство очень важно, так как оно закладывает основу такой правовой политики, которая бы соответствовала объективно обусловленным ожиданиям и интересам общества. Ведь роль права в жизни общества не всегда была прогрессивной (с высот современного понимания прогресса), соответствующей интересам большинства. Зачастую правовыми средствами ущемлялись интересы меньшинства. В зависимости от того, как право взаимодействует с другими соционормативными регуляторами, чьи интересы оно выражает и как происходит его реализация, право может играть нейтральную, прогрессивную или реакционную роль. Так, господство норм обычного права часто придает обществу излишне консервативный характер. Вместе с тем стремление законодателя «подтянуть» общество до высоты вновь созданного законодательства также чревато серьезными социальными конфликтами.

Право – это не только система стандартов поведения. Оно предполагает наличие определенной системы инструментов, с помощью которых осуществляются правила поведения. Параметры этой системы обозначены законодательством, но только политика государства приводит этот механизм в движение, конкретизируя его. Таким образом, сама правовая политика неизбежно включает в себя элементы, относящиеся к области правообразования, области изменения и воздействия на право, к сфере реализации норм права.

В ходе дискуссий, развернувшихся на страницах периодических изданий, и состоявшегося в мае 1997 г. в Саратовской государственной академии права «круглого стола» по теме «Приоритеты правовой политики в современной России» были предложены самые разнообразные определения правовой политики. В одних понятия «правовая политика» и «юридическая политика» отождествлялись. В других – правовая политика трактовалась слишком узко, преимущественно в области законотворчества. В третьих, чересчур абстрактных определениях к правовой политике относилось все то, что связано с правовой деятельностью государства.

С учетом того, что правовая политика включает в себя деятельность, способствующую закреплению позитивного права, и деятельность, направленную на его совершенствование, а также связана с областями естественного и обычного права, при определении правовой политики следует учитывать, что ее основу составляют разнообразные действия государства в различных областях общественной жизни, но ориентированные на лозунг «Все – для права и во имя права!».

Таким образом, правовая политика – это «стратегия деятельности государства в сфере правового регулирования»[44], а также деятельность, отражающая интересы общества в перераспределении сфер влияния различных социальных регуляторов.

 

Субъекты правовой политики.

Правовая политика осуществляется через деятельность субъектов политики.

Правовую политику при демократическом режиме невозможно представить как деятельность только государства либо только гражданского общества. Их взаимное участие в правовой политике направлено на решение тех специфических задач, которые присущи лишь правовой политике. Гражданское общество, участвуя в правовой политике, ограничивает с помощью права саму сферу властвования. А государство упорядочивает политическими средствами гражданское общество, не позволяя ему утратить те связи и признаки, которые отличают гражданское общество от традиционного.

Но при характеристике правовой политики следует учитывать, что все‑таки правовая политика осуществляется преимущественно государством и всеми его органами, действующими на основе и во исполнение норм права. Между тем субъектами правовой политики являются также институты гражданского общества, зачастую выступающие движущей силой правовой политики. Так, некоторые формы прямой демократии (митинги, петиции, пикетирование и др.) вполне способны в условиях демократического общества повлиять не только на практику правоприменения, но и на качественную составляющую процесса принятия законов. А референдум и вовсе является квинтэссенцией политики и права.

Следует различать субъекты формирования правовой политики и субъекты осуществления этой политики, хотя данная точка зрения разделяется не всеми исследователями[45]. Так, различные общественные организации воздействуют на процесс принятия правовых решений, но в правоприменительной деятельности участвуют лишь определенные законом субъекты (правоприменительные органы). Различные социальные силы влияют на государственную наградную политику, оказывают на нее определяющее воздействие, но осуществляет наградную политику лишь государство через деятельность специально на то уполномоченных органов и должностных лиц.

Ввиду разнообразия этих субъектов и многообразия их деятельности можно говорить о различных видах правовой политики.

Во‑первых, это государственная правовая политика, осуществляемая государственными органами и учреждениями, и, во‑вторых, правовая политика, осуществляемая различными общественными организациями.

 

⇐ Предыдущая14151617181920212223Следующая ⇒

Читайте также:

  1. I. Понятие как форма мышления
  2. III. Проблемы внешней политики Турции
  3. АГРАРНОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА
  4. Административно-правовые нормы: понятие, структура, виды. Дискуссионность по понятию структуры правовой нормы.
  5. АДМИНИСТРАТИВНО-ЮРИСДИКЦИОННОЕ ПРОИЗВОДСТВО: ПОНЯТИЕ, ЧЕРТЫ, ВИДЫ.
  6. Административные запреты и ограничения в структуре правового статуса государственных гражданских служащих в Российской Федерации: понятие и содержательная характеристика.
  7. АДМИНИСТРАТИВНЫЙ НАДЗОР: ПОНЯТИЕ, ОСОБЕННОСТИ, МЕТОДЫ, СУБЪЕКТЫ, ПОЛНОМОЧИЯ.
  8. Актуальные проблемы правовой статистики
  9. Актуальные проблемы совершенствования деятельности налоговых органов РФ для реализации промышленно-торговой политики РФ в современных условиях хозяйствования
  10. Актуальные проблемы совершенствования деятельности налоговых органов РФ для реализации промышленно-торговой политики РФ в современных условиях хозяйствования.
  11. Акты применения права:понятие,признаки,виды.Н,П,А.и акты примен.права:сходство,различия.
  12. Аминоспирты 2-аминоэтанол(коламин), холин, ацетилхолин.

    Аминофенолы: дофамин, норадреналин,адренлин.Аминотиолы ( 2 аминоэтантиол). Понятие о биологич-ой роли


Политика Виды правовой политики

До настоящего момента мы говорили о политике вообще, то есть без учета тех особенностей, которые могут характеризовать ее проявления в зависимости от конкретных условий, целœей, сфер и т.д. При этом политика — ϶ᴛᴏ многогранное по содержанию явление, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ может иметь многочисленные разновидности. Уделим внимание особенностям различных видов политики.

I. По субъектам политики выделяют «политику государства», «политику партий», «политику общественно-политических движений», «политику общественных организаций».

II.С точки зрения сфер жизни общества и государства можно выделить:

экономическую политику, которая связана с регулированием экономических отношений между гражданами и социальными группами;

– национальную политику, направленную на регулирование отношений между национальными группами и нациями;

– социальную политику, связанную с регулированием отношений между гражданами и их группами по поводу обеспечения тех статусов в обществе, которые им свойственны, или тех ролей в обществе, на которые они претендуют;

– государственно-административную политику, которая решает вопросы, связанные с регулированием отношений между гражданами и их группами в государственно-управленческой сфере;

– культурную политику, направленную на регулирование отношений в сфере духовной жизни.

— военную политику, предопределяемую крайне важностью обеспечения обороноспособности страны и др.

III. По объектам воздействия государства говорят о политике внутренней и внешней. Внутренняя политика связана с регулированием отношений между гражданами, их группами, организациями внутри страны. Внешняя политика направлена на регулирование отношений государства с другими государствами и их объединœениями.

По-видимому, не всœе названные области общественной жизни имеют непосредственное отношение к праву. Вместе с тем при нормальном «деловом» взаимодействии права и политики происходит их взаимное обогащение. В этой связи в юридической литературе высказано следующее суждение: государственная политика, осуществляемая посредством права, может рассматриваться в качестве правовой политики[85].

IV. Правовая политика рассматривается в юридической литературе и применительно к основным сферам государственной деятельности (ст. 10 Конституции РФ). Соответственно, говорится о законодательной политике в современных условиях, о политике, направленной на совершенствование деятельности федеральных органов исполнительной власти и исполнительных органов субъектов Федерации, о политике, нацелœенной на осуществление судебной реформы, повышение результативности деятельности правоохранительных органов и т.д.

V.С позиции приближенности политики к правовым сферам жизнедеятельности выделяют следующие ее виды: правотворческая; правоприменительная; интерпретационная; доктринальная; правообучающая. Остановимся кратко на выяснении их особенностей.

1. Правотворческая форма политики создает на научной основе, обосновывает подходы к разработке нормативных правовых актов, оценке ситуации, требующей законо­дательного регулирования, определяет стратегию развития законодательства и т.д. В этой связи в юридической литературе законодательная политика рассматривается как разновидность правотворческой политики, ᴛ.ᴇ. понятия более сложного и многомерного. Значимость правотворческой политики, реализуемой различными нормотворческими органами, определяется тем, что в многообразной правовой сфере общества правотворчеству принадлежит ведущее место. Оно дает жизнь праву, формирует, оформляет его, как бы от­крывает дверь в общество. Правотворчество вбирает в себя экономические, политические и другие импульсы, влияющие на формирование права. Практически правотворческая форма в основном осуществляется в принятии, изменении и отмене нормативных правовых актов.

2. Правоприменительная форма политики продолжает политику правотворческую, реализуется в правоприменительных актах, документах индивидуального характера. Имеются в виду правореализующие действия государственного органа (или должностного лица), осуществляемые в пределах его компетенции по разре­шению конкретных правовых дел и принятию соответствующих правовых актов. Особенность этой формы проявляется в том, что в современных условиях значительно расширился субъектный состав правоприменения. Имеется в виду применение права негосударственными структурами – органами местного самоуправления, руководителями банков, частных фирм и т.п.

Именно совокупность правоприменительных действий отражает право­вую форму, правовой характер деятельности государства в реальной действительности.

Правоприменительная политика государства в свою очередь, включает более дробные части, к примеру, правоохранительную. В состав последней входит политика уголовная, определяющая стратегические направления, задачи, принципы и тактику борьбы с преступностью, политика уголовно-процессуальная, с которой связано проведение судебной реформы в современной России и др.

3. Правоинтерпретационая форма политики осуществляется, прежде всœего, в актах официального толкования правовых норм (интерпретационных актах). Как видно, создание Конституционного Суда РФ и соответствующих судов субъектов федерации (конституционных либо уставных) способствовало тому, что названное направление правовой политики получило новый импульс и качественно новый уровень развития.

4. Доктринальная форма правовой политики проявляется в научном предвидении, прогнозировании развития юридических ситуаций. Очевидно, юридические воззрения и концепции исключительно значимы для формирования правового регулирования, для совершенствования законодательства, для правореализационного процесса, для оптимизации методологии толкования юридических норм.

5. Правообучающая форма правовой политики проявляется в подготовке юристов нового поколения, готовых профессионально и творчески действовать в новой политико-правовой ситуации.

VI.В структуре правовой политики можно выделить два относительно автономных направления: политику в сфере права (совершенствование нор­мативной юридической базы – всœей системы правовых средств) и политику посредством права, которая выражается в правовом регулировании и правоприменительной практике.

Примечательно то, что в литературе по политологии и правоведению критерием обособления политики, в основном, выступает сфера общественной жизни – политическая, экономическая, социальная.

VII. В научной и учебной юридической литературе, а также в законодательных актах используются такие устойчивые сочетания, как семейная политика, жилищная политика, уголовная политика и т.д. Указанные виды политики связаны с теми или иными отраслями права, предметом каждой из которых является определœенная разновидность общественных отношений.

Вместе с тем, упорядочение таких отношений (жилищных и др.) осуществляется посредством использования не только правовых, но и организационных, иных подобных средств, о чем свидетельствует содержание многих нормативных правовых актов[86].

По-видимому, целœесообразно говорить о политике и в других аспектах, к примеру, в зависимости от формы и методов ее осуществления, политика может быть демократической и авторитарной и т.д.

Можно согласиться с выводом о том, что по своему содержанию правовая (юридическая) политика включает: определœение видов общест­венных отношений, подлежащих правовому регулированию, в том числе тех, которые, так или иначе, содержат политические интересы субъектов политики; определœение методов, способов, типов правового регулирования конкретных отношений; планирование базовых направлений законодательной деятельности госу­дарственных органов, включая сферу политики и др.[87]

Результатом реализации правовой политики должно стать повышение качества и уровня правовой жизни, правовой обеспеченности общества. По-видимому, к обсуждаемому вопросу имеет отношение нередко используемое в последнее время словосочетание «диктатура закона», понимаемое как метод проведения правовой политики. В силу новизны это понятие нуждается в научном осмыслении, теоретическом обобщении, более или менее единой трактовке. Следует учитывать и то, что в восприятии названного словосочетания возникают сложности, прежде всœего, психологического плана. Здесь важно, прежде всœего, уяснить – против кого и чего будет направлена диктатура закона. Любой смысл и назначение диктатуры, в том числе и такой ее разновидности, как диктатура закона, настораживает, воспринимается «со знаком минус».

Правовая политика

Очевидно, каждый диктат, в какой бы форме он ни выступал, – не лучший способ управления обществом, о чем свидетельствует прошлый опыт Испании, Германии, нашей страны.

Следует присоединиться к следующему справедливому мнению Н.И. Матузова: тезис о диктатуре закона должен касаться, прежде всœего, самой власти – если власть не относит его в первую очередь к себе, то вся концепция рушится. В этой связи лучше было бы говорить не о «диктатуре закона» (такое словосочетание неудачное), а о силе закона, власти закона, верховенстве закона, его общеобязательности, что будет способствовать однозначности понимания. Или же – о господстве права, что более созвучно с идеей правового государства[88].

Соответственно приведенным суждениям, правовая политика — ϶ᴛᴏ сложное, многоаспектное общественное явление, проявляемое, в частности, в деятельности государственной власти по управлению процессами общественного развития в интересах общества, федеральных, региональных и иных образований, социальных групп.

Уместно отметить, что реальная правовая политика, реализуемая в России, не всœегда соответствует названным выше абстрактным положениям, раскрывающим теоретическую модель правовой политики.

Известно, что в нашей повсœедневной действительности в сфере политической жизни, наряду с политикой в позитивном смысле слова, имеет место политиканство, цинизм, двойные стандарты, сомнительные с точки зрения нравственности методы, используемые в отдельных сферах, урегулированных правом. Это наиболее отчетливо проявляется в избира­тельных кампаниях, в борьбе за власть, посты, должности.

Думается, подобную политику можно квалифицировать в качестве правовой с существенными оговорками и только в том смысле, что в целом она реализуется в рамках правовых отношений, ᴛ.ᴇ. отношений, урегулированных правом, но с определœенными издержками, элементами правового нигилизма, вызывающими негативную оценку значительной части населœения.

В научной литературе к наиболее значимым принципам и соответственно направлениям выстраивания правовой политики в современной России относятся следующие:

1) четкое обозначение приоритетов юридической деятельности, которые должны вытекать из целœей и задач Российского государства;

2) предвидение будущих позитивных юридических «ходов» субъектов политики, определœение важнейших ее направлений и соответствующее их правовое обоснование;

3) ориентация на достижимые цели в правовой политике и применение для этого реальных юридических средств; и др.

Существенное направление правовой политики современного российского государства – глубокая комплексная правовая реформа. По-видимому, она должна включать совершенствование федеративных отношений и региональной политики; рационализацию структуры органов государственной власти; повышение роли и авторитета судебной власти; перестройку юридического образования и кадровой политики с целью отбора лучших специалистов–профессионалов и др. Вместе с тем представляется убедительным следующий вывод: общий курс правовой реформы не должен сводиться просто к частичным изменениям действующих законов, внесению в них тех или иных корректив. Подобные меры — ϶ᴛᴏ отдельные звенья названной реформы, которые, безусловно, необходимы, но не определяют её стратегической направленности. Такая направленность, ᴛ.ᴇ. общий курс правовой реформы в современной России состоит «в формировании гуманистического права, права современного гражданского общества»[89].

Обобщая сказанное, заметим: значимость правовой политики в современной России возрастает, поскольку без нее невозможно результативно регулировать наиболее важные общественные отношения, обеспечить их приоритет над всœеми частными и групповыми интересами.

Читайте также

  • — Виды правовой политики

    До настоящего момента мы говорили о политике вообще, то есть без учета тех особенностей, которые могут характеризовать ее проявления в зависимости от конкретных условий, целей, сфер и т.д. Однако политика – это многогранное по содержанию явление, которое может иметь… [читать подробенее]

  • — Виды правовой политики

    До настоящего момента мы говорили о политике вообще, то есть без учета тех особенностей, которые могут характеризовать ее проявления в зависимости от конкретных условий, целей, сфер и т.д. Однако политика – это многогранное по содержанию явление, которое может иметь… [читать подробенее]

  • Право и политика – две взаимосвязанные сферы общественной жизни. Право, несомненно, имеет политическое содержание. Государство санкционирует и констатирует систему права, делая ее публичной, общеобязательной, всеобщей, причем ее нарушение влечет за собой меры государственного воздействия. Поэтому положение «закон есть мера политическая, есть политика» в первой своей части соответствует действительности. Однако для отождествления закона и политики нет оснований. Политика может быть неправовой, авантюристической и т.д.

    Право воздействует на политику по различным направлениям. Прежде всего посредством права конституционно закрепляется общественно-политический строй общества, определяется правовой статус всех структурных элементов политической системы. В результате воздействия права на политику все виды политической деятельности осуществляются как права и обязанности соответствующих субъектов, а не как проявление их силы, авторитета или иных качеств.

    Право придает легитимность политической власти и политическим решениям, обеспечивает органам власти поддержку населения даже в случаях принятия ими непопулярных решений. В правовую форму облекаются отношения по поводу государственной власти, взаимоотношения между государственными органами, политическими партиями, общественными объединениями и гражданами, взаимосвязи с другими государствами.

    Основные направления государственной политики также опосредованы правом. Право делает политику более эффективной, гуманной и социально ориентированной.

    Проблема соотношения политики и права, их приоритетов существует давно. В нашей стране на протяжении десятилетий право рассматривалось как инструмент политики, как способ юридического оформления политических решений, а не как самостоятельная социальная и культурная ценность. Незыблемым был тезис о примате политики над правом, политической власти над законом.

    В общественном сознании насаждалась мысль о второстепенной и малозначительной роли права. Главными признавались экономика, политика, идеология, а не какие-то там правовые ценности, юридические начала. Бытовало упрощенное восприятие права как команды, идущей сверху, как указаний политических вождей. Право не мыслилось в виде реальной силы, способной «обуздать» политику, ввести ее в определенные границы. Отсюда повсеместный правовой нигилизм, скепсис.

    Право скорее терпели как неизбежный и недолговечный пережиток прошлого. Культивировались идеи отмирания права, скорой замены юридического регулирования неправовыми нормами «коммунистического общежития».

    В Западной Европе к решению проблемы соотношения политики и права подходили по-другому. Так, еще французские философы-материалисты ХVIII в. Гольбах и Гельвеций утверждали, что право, законодательство играет в жизни общества решающую роль. Основоположник нормативистской теории права Г. Кельзен рассматривал право как самодостаточное и более высокое, чем экономика или политическая власть, явление. Согласно раннебуржуазной естественно-правовой теории право важнее и выше государства и политики. Именно положения этой теории стали активно утверждаться в общественном сознании россиян в последние годы.

    Думается, оба направления в определенной степени противопоставляют эти явления друг другу. На практике же противопоставление, столкновение права и государства, политики и права неизбежно приводит к их взаимному ослаблению. Гармоничное взаимодействие политики и права благотворно отражается как на самих рассматриваемых феноменах, так и на обществе в целом. Правовое и социальное государство служит надежной основой для осуществления подлинно демократической политики в обществе, а она является, в свою очередь, необходимым условием для соответствующего совершенствования правовых норм в установленном порядке.

    Принципиальным условием прогрессивного, демократического развития современной России представляется соблюдение требований ее Конституции, других законов, норм международного права, реализации «духа и буквы» этих документов в политической практике. «Государство должно их неукоснительно соблюдать во всех политических решениях. Такова самая важная и очевидная грань соотношения политики государства с правом, юридически воплощенная в законах».


    ⇐ Предыдущая17181920212223242526Следующая ⇒


    Дата публикования: 2014-10-19; Прочитано: 366 | Нарушение авторского права страницы



    studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2018 год.(0.001 с)…

    Добавить комментарий