Правовое воздействие

Правовое воздействие и правовое регулирование. Механизм правового регулирования.

⇐ Предыдущая891011121314151617Следующая ⇒

Правовое воздействие — это результативное влияние на общественные отношения как правовых средств (норм права, правоотношений), так и иных правовых явлений (правосознание, правовой культуры).
Виды правового воздействия:

1.Информационно-психологический (мотивационный, импульсивный), характеризуется воздействием управленческой правовой информации на мотивы субъектов. Здесь можно выделить два основных юр. средства: правовые стимулы и ограничения.

2.Воспитательный (педагогический), характеризуется общеидеологическим влиянием на субъекта, на формирование ценностных представлений, на правовое воспитание личности.
3.Социальный, характеризуется взаимосвязью правовых и иных социальных (эконом, полит, нравствен) факторов, принимающих участие в жизни права на всех этапах его функционирования.
Правовое регулирование — это воздействие на общественные отношения всей системой юридических средств, с целью их (общ.отн) упорядочения.

Соотношение правового воздействия и правового регулирования:

1.ПР как специально-юридическое воздейсвтие всегда связано с установлением конкретных прав и обязанностей субъектов, то ПВ не обязательно

2.ПР всегда означает и ПВ, однако ПВ не всегда означает сознательное нормирование общественных отношений.

3.Предмет ПР несколько уже нежели предмет ПВ (в ПВ входят эконом, полит,соц.отношения, которые не регулируются правом)

Типы правового регулирования:

— Общедозволительный, основывается на общем дозволении, из которого путем запрещения делается исключение. Его формула "Дозволено все, кроме того, что запрещено". Данный вид правового регулирования способствует проявлениям инициативности, активности, самостоятельности в решении тех или иных задач. Однако данный вид не применим к деятельности государственных органов, т.к. это создало бы возможности для различного рода злоупотреблений.
— Разрешительный, основывается на общем запрещении какого-либо вида действий, однако в индивидуальном порядке запрещенное поведение разрешается. Его формулировка звучит так: "Запрещено все, кроме прямо разрешенного". Это означает что участник правовых отношений подобного типа может совершать только действия, которые прямо разрешены законом, а все остальные действия запрещены. Здесь в законе указывается точный, строго ограниченный объем правомочий: все что выходит за пределы компетенции властвующего субъекта, категорически запрещено.
Способы правового регулирования:

1.Дозволение, предоставление субъектам возможности совершать действия в своих интеерсах. Дозволения могут выражаться в субъективном праве, свободе, законном интересе. Каждая из названных форм имеет собственную природу и обладает соответствующей степенью гарантированности.
2.Обязывание, возложение на лиц необходимости совершить активные указанные в законе либо договоре действия (должник-кредитор). Обязывание как способ правового регулирования ориетируется на интересы управомоченного субъекта и представляет собой специфический приказ, долг совершать определенные действия.
3.Запрещение, необходимость воздержания от конкретных действий, с пассивным поведением. Запрещение есть разновидность обязывания, представляющая собой определенное долженствование.

Механизм правового регулирования— система правовых средств, при помощи которых осуществляется правовое регулирование общественных отношений.
Стадии процесса правового регулирования:

Стадия регламентации общественных отношений, формирования и общего действия права. На этой стадии осуществляется правотворческая деятельность компетентных органов, формулируется и закрепляются в нормативных актах правовые нормы.
Стадия возникновения у адресатов правовых норм субъективных прав и обязанностей. Здесь происходит переход от общего к конкретному, от общих предписаний к конкретной модели поведения. В содержание этой стадии входит правоприменительная деятельность, при этом правоприменительный акт выступает в качестве юридического факта.
Стадия реализация субъективных прав и обязанностейв правомерном поведении субъектов права. Правовое регулирование достигает своей цели, упорядочивая общественные отношения.
Элементы правового регулирования:

нормы права-определяют круг субъектов, их правовое положение, взаимные права и обязанности, меры ответственности за противоправное действие; юридические факты-акты реализации прав и обязанностей – фактическое поведение участников правовых отношений в виде соблюдения, исполнения и использования права.

В качестве элементов механизма правового регулирования называют также законность и правовую культуру.


⇐ Предыдущая891011121314151617Следующая ⇒


Дата добавления: 2017-02-28; просмотров: 253 | Нарушение авторских прав


Похожая информация:

  1. A) По механизму электрофильного присоединения .
  2. A. Активизация механизма регистрации и аудита с помощью оснастки Локальные политики безопасности.
  3. D50-D89 КЛАСС III. Болезни крови, кроветворных органов и отдельные нарушения, вовлекающие иммунный механизм
  4. I. Собственность, ее формы. Правовое регулирование имущественных отношений
  5. IV. Кинематический анализ плоского механизма.
  6. XLV. Охрана труда при выполнении работ в электроустановках с применением автомобилей, грузоподъемных машин и механизмов, лестниц
  7. а) правовое регулирование внешнеэкономических сделок в Российской Федерации. Императивные нормы российского права.
  8. Адвокатура в системе правового государства и судебная власть
  9. Адреноблокаторы: классификация, механизмы и особенности действия, основные эффекты, применение, возможные осложнения. Симпатолитики.
  10. Аккредитация — как механизм обеспечения качества стоматологической помощи
  11. Активизация и использование ментальных механизмов как сущность подхода Эриксона; как успокоить пациента, "излучая" одобрение и поддержку
  12. Анатомо-физиологические механизмы речи.


Поиск на сайте:


Понятие и пути действия права

 

В русском языке слово “действие” трактуется как “проявление какой-нибудь энергии, деятельности, а также сама сила, деятельность, функционирование чего-нибудь”[39]. Применительно к праву категория “действие” отражает перевод правового потенциала из состояния возможности в состояние действительности и, как справедливо отмечается в учебной литературе, категория “действие права” “характеризует движение сущности права”[40].

Под действием права понимается весь процесс многообразного влияния права на общественные отношения.

Таким образом, действие права можно определить как процесс общеидеологического (информационного и ценностно-ориентацион­ного) и специально-юридического воздействия права на общественные отношения.

Как процесс, действие права включает в себя два взаимосвязанных между собой этапа (стадии) :

1) стихийное правообразование, когда правовое воздействие на поведение и деятельность людей осуществляется вне связи с деятельностью государства в процессе правового регулирования;

2) целенаправленное юридическое воздействие, являющееся результатом правовой регламентации государством общественных отношений в процессе правотворческой деятельности.

В юридической литературе для характеристики действия права принято различать уровни существования, каналы (пути) и режимы действия.

Уровень действия права – категория, отражающая сферу, степень и форму влияния права на общественное сознание и социальную практику, а также специфику и характер правового воздействия на общественные отношения.

Соответственно двум основным направлениям правового воздействия (идеологического и специально-юридического) различаются два первичных (основных) уровня: уровень существования (восприятия) права и уровень социально-правовых действий (реального функционирования).

Уровень существования отображает те пути действия права, которые осуществляются по информационному и ценностно-ориентационному каналам, и соответственно образуют информационное и ценностно-ориен­тационное воздействие.

Благодаря заключенной в нем концентрации социально-правовой информации право способно влиять на сознание и поведение людей. Оно содержит в себе информацию о должном и дозволенном, о запрещенном и социально полезном поведении. Право также несет в себе не только правовую информацию, но и знание о самых разнообразных сторонах жизни общества. “А знание, как известно, учит и призывает соответствующим образом действовать”[41]. В данном случае “каналом”, через который осуществляется влияние права на сознание, волю и поведение человека, на общественные отношения в целом, является заключенная в праве информация.

Таким образом, информационное действие права – есть способность права, благодаря заключенной в нем информации, оказывать определенное влияние на сознание и поведение людей.

Право несет в себе не только социально-правовую информацию. Оно отражает и закрепляет в себе общепризнанные, общечеловеческие ценности, которые также способны оказывать определенное влияние на сознание и поведение человека. Под их воздействием в массовом и индивидуальном сознании формируются ценностные “ориентиры” поведения человека: мотивы, установки и стереотипы правомерного поведения. В данном случае “каналом” влияния права на поведение людей выступают идеологические ценности, ценностные ориентации. Действие права на сознание и поведение людей, осуществляемое через ценностные ориентации, и образует ценностно-ориентационное действие права.

Уровень социально-правовых преобразований – это уровень реального функционирования права.

57. Понятие, стадии и виды правового регулирования. Правовое регулирование и правовое воздействие

Он отображает специально-юриди­ческое действие права. В данном случае достижение целей права осуществляется по специально-юридическому каналу, через “собственно-правовую материю” (правовые нормы, правовые отношения, акты реализации права и др.) и характеризуется наряду с фактическим определенным юридическим результатом: возникновением, изменением и прекращением субъективных прав и юридических обязанностей, правовых отношений, правовых состояний и т.п. Уровень социально-правовых преобразований характеризуется тремя основными режимами действия правовых норм[42]:

правосубъектным, когда права и обязанности возникают у субъектов (адресатов нормы) непосредственно из закона;

регулятивным, когдаправа и обязанности возникают у субъектов (адресатов нормы) из совокупного действия нормы права и конкретной социальной ситуации (юридических фактов);

охранительным, когда норма права выступает правовым основанием для вынесения юридического решения (акта применения права) по конкретному юридическому делу и обретает благодаря этому возможность реализации с использованием средств государственного принуждения.

Действие права, осуществляемое по специально-юридическому каналу, обозначается термином “правовое регулирование”. В юридической литературе отмечается[43], что правовое регулирование – это специфическое правовое воздействие, которое осуществляется правом как особым нормативным институциональным регулятором, своеобразием которого является то, что оно:

1) является по своей природе такой разновидностью социального регулирования, которая строится так, чтобы иметь целенаправленный, организованный, результативный характер;

2) осуществляется при помощи целостной системы средств, выражающих саму материю писаного права, как особого нормативного институционального образования.

 

Правовое регулирование:


Дата добавления: 2016-07-27; просмотров: 1420;


Похожие статьи:

Правовое воздействие и правовое регулирование. Механизм правового регулирования.

⇐ Предыдущая891011121314151617Следующая ⇒

Правовое воздействие — это результативное влияние на общественные отношения как правовых средств (норм права, правоотношений), так и иных правовых явлений (правосознание, правовой культуры).
Виды правового воздействия:

1.Информационно-психологический (мотивационный, импульсивный), характеризуется воздействием управленческой правовой информации на мотивы субъектов. Здесь можно выделить два основных юр. средства: правовые стимулы и ограничения.

2.Воспитательный (педагогический), характеризуется общеидеологическим влиянием на субъекта, на формирование ценностных представлений, на правовое воспитание личности.
3.Социальный, характеризуется взаимосвязью правовых и иных социальных (эконом, полит, нравствен) факторов, принимающих участие в жизни права на всех этапах его функционирования.
Правовое регулирование — это воздействие на общественные отношения всей системой юридических средств, с целью их (общ.отн) упорядочения.

Соотношение правового воздействия и правового регулирования:

1.ПР как специально-юридическое воздейсвтие всегда связано с установлением конкретных прав и обязанностей субъектов, то ПВ не обязательно

2.ПР всегда означает и ПВ, однако ПВ не всегда означает сознательное нормирование общественных отношений.

3.Предмет ПР несколько уже нежели предмет ПВ (в ПВ входят эконом, полит,соц.отношения, которые не регулируются правом)

Типы правового регулирования:

— Общедозволительный, основывается на общем дозволении, из которого путем запрещения делается исключение. Его формула "Дозволено все, кроме того, что запрещено". Данный вид правового регулирования способствует проявлениям инициативности, активности, самостоятельности в решении тех или иных задач. Однако данный вид не применим к деятельности государственных органов, т.к. это создало бы возможности для различного рода злоупотреблений.
— Разрешительный, основывается на общем запрещении какого-либо вида действий, однако в индивидуальном порядке запрещенное поведение разрешается. Его формулировка звучит так: "Запрещено все, кроме прямо разрешенного". Это означает что участник правовых отношений подобного типа может совершать только действия, которые прямо разрешены законом, а все остальные действия запрещены. Здесь в законе указывается точный, строго ограниченный объем правомочий: все что выходит за пределы компетенции властвующего субъекта, категорически запрещено.
Способы правового регулирования:

1.Дозволение, предоставление субъектам возможности совершать действия в своих интеерсах. Дозволения могут выражаться в субъективном праве, свободе, законном интересе. Каждая из названных форм имеет собственную природу и обладает соответствующей степенью гарантированности.
2.Обязывание, возложение на лиц необходимости совершить активные указанные в законе либо договоре действия (должник-кредитор).

Правовое воздействие

Обязывание как способ правового регулирования ориетируется на интересы управомоченного субъекта и представляет собой специфический приказ, долг совершать определенные действия.
3.Запрещение, необходимость воздержания от конкретных действий, с пассивным поведением. Запрещение есть разновидность обязывания, представляющая собой определенное долженствование.

Механизм правового регулирования— система правовых средств, при помощи которых осуществляется правовое регулирование общественных отношений.
Стадии процесса правового регулирования:

Стадия регламентации общественных отношений, формирования и общего действия права. На этой стадии осуществляется правотворческая деятельность компетентных органов, формулируется и закрепляются в нормативных актах правовые нормы.
Стадия возникновения у адресатов правовых норм субъективных прав и обязанностей. Здесь происходит переход от общего к конкретному, от общих предписаний к конкретной модели поведения. В содержание этой стадии входит правоприменительная деятельность, при этом правоприменительный акт выступает в качестве юридического факта.
Стадия реализация субъективных прав и обязанностейв правомерном поведении субъектов права. Правовое регулирование достигает своей цели, упорядочивая общественные отношения.
Элементы правового регулирования:

нормы права-определяют круг субъектов, их правовое положение, взаимные права и обязанности, меры ответственности за противоправное действие; юридические факты-акты реализации прав и обязанностей – фактическое поведение участников правовых отношений в виде соблюдения, исполнения и использования права.

В качестве элементов механизма правового регулирования называют также законность и правовую культуру.


⇐ Предыдущая891011121314151617Следующая ⇒


Дата добавления: 2017-02-28; просмотров: 252 | Нарушение авторских прав


Похожая информация:

  1. A) По механизму электрофильного присоединения .
  2. A. Активизация механизма регистрации и аудита с помощью оснастки Локальные политики безопасности.
  3. D50-D89 КЛАСС III. Болезни крови, кроветворных органов и отдельные нарушения, вовлекающие иммунный механизм
  4. I. Собственность, ее формы. Правовое регулирование имущественных отношений
  5. IV. Кинематический анализ плоского механизма.
  6. XLV. Охрана труда при выполнении работ в электроустановках с применением автомобилей, грузоподъемных машин и механизмов, лестниц
  7. а) правовое регулирование внешнеэкономических сделок в Российской Федерации. Императивные нормы российского права.
  8. Адвокатура в системе правового государства и судебная власть
  9. Адреноблокаторы: классификация, механизмы и особенности действия, основные эффекты, применение, возможные осложнения. Симпатолитики.
  10. Аккредитация — как механизм обеспечения качества стоматологической помощи
  11. Активизация и использование ментальных механизмов как сущность подхода Эриксона; как успокоить пациента, "излучая" одобрение и поддержку
  12. Анатомо-физиологические механизмы речи.


Поиск на сайте:


Правовое регулирование — это целенаправленное воздействие на поведение людей и общественные отношения с помощью правовых (юридических) средств.

 

СПОСОБЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯспецифические юридические средства организации поведения субъектов регулируемых отношений.

Если метод — это, совокупность юридических способов правового регулирования, то способы являются его составляющими.

 

Метод правового регулирования — совокупность способов правового воздействия на общественные отношения.

метод децентрализованного регулирования — основан на равноправии субъектов как участников правоотношений, предоставлении им широкого простора для свободы выбора и действия в своих интересах (свободы усмотрения). Данный метод более характерен для регулирования отношений в сфере отраслей частного права, хотя и в отраслях публичного при регулировании, например, политических прав и свобод он вполне применим.

Метод децентрализованного регулирования(автономный, диспозитивный) – построен на координации целей и интересов сторон в общественном отношении субъектов гражданского общества, удовлетворяющих свои частные интересы (в сфере отраслей частноправового характера).

Регулирование определяется преимущественно снизу, на его ход и процесс влияет активность участников регулируемых общественных отношений

метод централизованного регулирования — выстраивает отношения власти и подчинения (не нарушая принципа равенства перед законом). Он поддерживает, прежде всего приоритет общесоциальных интересов в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Это в одинаковой мере необходимо всем и каждому.

Метод централизованного(императивного, авторитарного) регулирования – базируется на отношениях субординации между участниками общественного отношения. В этих отношениях приоритетным является общественный интерес. Централизованные, императивные методы используются в публично-правовых отраслях (в конституционном, административном, уголовном праве).

регулирование сверху донизу осуществляется на властно-императивных началах. только сверху, от государственных органов, положение субъектов характеризуется отношениями прямого подчинения!!!

 

 

Способы правового регулирования. К ним относятся: дозволение, запрещение, обязывание.1.Первый способ (дозволение) – закрепление за субъектами прав (возможностей). (например, собственнику дозволяется владеть, пользоваться и распоряжаться принадлежащей ему вещью).

2.Второй способ (запрещение) – установление запрета на совершение действий. (например, работодателю запрещено привлекать к сверхурочным работам несовершеннолетних).

3.Третий способ (обязывание) – возложение обязанности совершать действия. (так, собственник жилого дома обязывается платить налоги).

 

Второй и третий способы имеют определенное сходство—и тот и другой предполагают возложение обязанностей, но если в одном случае обязанности носят позитивный, активный характер, то в другом — пассивный.

 

В качестве дополнительных способов правового воздействия можно назвать применение мер принуяедения(например, возложение юридической ответственности за совершенное правонарушение).

Этот способ относится к дополнительным, во-первых, потому, что представляет собой вид обязанности (юридическая ответственность может рассматриваться как обязанность претерпевать лишения, кару, наказание), а, во-вторых, этим способом обеспечивается надлежащее исполнение предоставленных прав, исполнение возложенных обязанностей, соблюдение установленных запретов.

К дополнительным способам относится предупредительное (превентивное) воздействие норм, предусматривающих возможность применения правового принуждения. В частности, нормы Уголовного кодекса обладают превентивным воздействием на лиц, склонных к совершению преступлений. Сюда же можно отнести стимулирующее воздействие норм права. Таким способом оказывают влияние поощрительные нормы, т. е. нормы, в которых предусмотрено поощрение за активное правомерное поведение (за изобретательскую, рационализаторскую деятельность).

 

Дозволительное правовое регулирование.

При разрешительном типе можно делать только то, что правом прямо разрешено. Все остальное делать нельзя. Например, в ст. 137 Трудового кодекса РФ определены случаи, когда могут производиться удержания из заработной платы работников для погашения их задолженности предприятию, учреждению, где они работают. Общедозволительный тип регулирования применяется лишь в отношении граждан, юридических лиц. В рамках разрешительного типа правового регулирования может определяться поведение как должностных лиц, так и граждан.

 

42. Проблемы реализации права.

Проблема методов (способов) реализации права — это проблема формирования у граждан, должностных лиц, организаций мотивов к исполнению и соблюдению юридических норм. Что касается использования как формы реализации, то оно обеспечивается таким мощным стимулом, как интерес, который содержат управомочивающие нормы и субъективные юридические права. Однако и здесь государство не должно оставаться безучастным: оно должно создавать условия для использования права и обеспечивать его защиту.

Отечественная юриспруденция советского периода традиционно отмечала два метода реализации права — метод убеждения и метод принуждения.

Правовое воздействие и правовое регулирование. Механизм правового регулирования.

Это идет от известного высказывания Ленина: "Прежде всего мы должны убедить, а потом принудить".

Вообще-то праву свойственно качество принудительности, и оттого, что большинство субъектов реализуют правовые предписания добровольно, оно этого качества не утрачивает. Вместе с тем, чтобы государственно-властные веления исполнялись и соблюдались, государство должно издавать такие юридические нормы, которые отвечали бы интересам всех слоев населения. Это создает принципиальное соответствие между государственной волей и волей субъекта права, что является надежным фундаментом правомерного поведения. В то же время и в таком случае сохраняется необходимость в побуждении (в том числе и принуждении) к правомерному поведению со стороны государства, поскольку сохраняется противоречие между индивидуальными и общественными интересами субъектов.

История общества и права знает два классических способа побуждения субъектов к реализации государственных велений — обещание награды и угроза применения мер принуждения.

Проф. В.В. Лазарев отмечает, что правовые запреты реализуются преимущественно под угрозой наступления неблагоприятных последствий, а при осуществлении обязывающих норм, что требует затрат человеческих сил, государство обещает определенную компенсацию.

 

Реализация права — это осуществление юридически закрепленных и гарантированных государством возможностей, проведение их в жизнь в деятельности людей и их организаций.Право в отличие от иных возможностей (планов, программ, намерений и т. п.) характеризуется повышенной способностью к реализации, обеспечено гарантиями.


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *