Правовой нигилизм — Википедия

Правовой нигилизм.

Даже сейчас правящая элита убеждена, что основным тормозом правовых реформ в России является правовой нигилизм. О правовом нигилизме рассуждал и бывший президент Российской Федерации В.В. Путин, считавший, что, оказывается, «недостатки, и ошибки нашей судебной системы способствуют росту правового нигилизма. По данным социологических опросов, люди все чаще стремятся уйти от сложных судебных процедур. Они боятся, «как бы их не засудили». И что самое опасное – теряют уважение к закону…»

Принципиальное неверие в российский народ демонстрирует и новый российский президент Д. Медведев. По его мнению, одной из основных российских проблем — «это правовой нигилизм, который заселил Россию», «Я неоднократно высказывался об истоках правового нигилизма в нашей стране, который продолжает оставаться характерной чертой нашего общества. Мы должны исключить нарушение закона из числа наших национальных привычек, которым наши граждане следуют в своей повседневной деятельности»

Правовой нигилизм (от лат. Nihil — ничто, ничего) — отрицание права как социального института, системы правил поведения, которая может успешно регулировать взаимоотношения людей. Такой юридический нигилизм заключается в отрицании законов, что может приводить к противоправным действиям и, в целом, тормозить развитие правовой системы.

Правовой нигилизм может быть активным или пассивным, бытовым, связанным с незнанием закона, или философским, связанным с построением личностью мировоззрения, в котором отрицается социальная роль права; в то же время правовой нигилизм может наблюдаться у людей, активно взаимодействующих с правом в качестве номинального института, но реально для реализации своих интересов использующих коррупцию и иерархические структуры.

Проблема правового нигилизма и правового идеализма в учебной литературе по теории государства и права до сих пор не рассматривалась. В научном плане она также в должной мере пока не исследована. Между тем потребность в ее изучении давно назрела, так как названные социально-юридические феномены широко распространились в практической жизни, сознании людей, политике, культуре, законотворчестве, государственной и общественной деятельности, среди юристов. Студентам необходимо иметь хотя бы общее представление о сути этих аномалий, их деструктивной роли, причинах, формах проявления, путях устранения.

Современное российское общество характеризуется множеством различных противоречий, среди которых наблюдается и такое, как причудливое переплетение, с одной стороны, тотального правового нигилизма, а с другой — наивного правового идеализма. Как ни странно, оба эти явления, казалось бы, разновекторные и несовместимые, мирно уживаются и образуют вместе общую безрадостную картину юридического бескультурья.

В первом случае законы откровенно игнорируются, нарушаются, не исполняются, их не ценят, не уважают; во втором, напротив, им придается значение некой чудодейственной силы, способной одним махом разрешить все наболевшие проблемы. Массовое сознание требует принятия все новых и новых законов чуть ли не по каждому вопросу. Указанные крайности — следствие многих причин, без преодоления которых идея правового государства неосуществима.

Нигилизм как общесоциальное явление. Нигилизм вообще (в переводе с лат. — "отрицание") выражает негативное отношение субъекта (группы, класса) к определенным ценностям, нормам, взглядам, идеалам, отдельным, а подчас и всем сторонам человеческого бытия. Это — одна из форм мироощущения и социального поведения. Нигилизм как течение общественной мысли зародился давно, но наибольшее распространение получил в прошлом столетии, главным образом в Западной Европе и в России.

Он был связан с такими философами леворадикального направления, как Ф.Г. Якоби, П.Ж. Прудон, Ф. Ницше, М. Штирнер, М. Хайдеггер, М.А. Бакунин, П.А. Кропоткин и др. Нигилизм многолик, он может быть нравственным, правовым, политическим, идеологическим, религиозным и т.д., в зависимости от того, какие ценности отрицаются, о какой сфере знаний и социальной практики идет речь — культуре, науке, искусстве, этике, политике, экономике. Между ними много оттенков, нюансов, взаимопереходов. Каждая из разновидностей этого течения имеет свою историю.

Русский писатель И.С. Тургенев вывел в своих романах яркие образы героев-бунтарей из среды разночинной интеллигенции 60-х гг. XIX в., отвергавших многие постулаты окружавшей их действительности и предлагавших новые идеи. Нигилистами были революционные демократы, резко критиковавшие современные им порядки и призывавшие к замене их более справедливыми. Нигилизм носил прогрессивный характер.

Общей (родовой) чертой всех форм нигилизма является отрицание, но не всякое отрицание есть нигилизм. Отрицание шире, оно органически присуще человеческому сознанию, диалектическому мышлению. Поэтому далеко не всех, кто что-либо отрицает, можно считать нигилистами. В противном случае сам термин "нигилизм" теряет свой смысл и растворяется в более объемном понятии — "отрицание".

Следовательно, нигилистическое отрицание и диалектическое отрицание — разные вещи. В историческом плане нельзя, например, безоговорочно негативно, с позиций голого отрицания, оценивать различные освободительные движения, их идеологов и участников, так как это объективные закономерные процессы. Тем более если речь идет об эволюционном развитии.

Вообще, борьба против антинародных, тоталитарных режимов, произвола правителей, диктаторов, попрания свободы, демократии, прав человека и т.д. не является нигилизмом в собственном смысле этого слова. Самовластие тиранов во все времена осуждалось. Еще Ж.Ж. Руссо заметил: "Деспот не может жаловаться на свергающее его насилие". Это значит, что не всякая революция есть зло.

Когда нигилизм становится естественным (объективным) отрицанием старого, консервативного, реакционного, он перестает быть нигилизмом. К примеру, отрицание многих мрачных и даже трагических страниц из нашего недавнего прошлого, прежде всего в государственной и политико-правовой сфере жизни общества, справедливо и оправданно, так как представляет собой неизбежный процесс обновления.

Позитивный заряд несет в себе конструктивная критика недостатков, порочных или отживших порядков, несовершенства тех или иных институтов, действующих законов, политико-правовой системы — вообще отрицательных явлений действительности. В этом смысле вполне естественным было, например, нигилистическое диссидентское движение в СССР в 50 — 70-х гг. Как прогрессивную оценивает история деятельность русских революционных демократов — А.И. Герцена, Н.А. Добролюбова, Н.Г. Чернышевского и других, выступавших против царизма, самодержавия, социального угнетения.

Однако в целом нигилизм, в традиционном его понимании, воспринимается в большинстве случаев как явление деструктивное, социально вредное, особенно в наше время. Нередко нигилизм принимает разрушительные формы. В крайних своих проявлениях он смыкается с различными анархическими, лево- и праворадикальными устремлениями, максимализмом, большевизмом и необольшевизмом, политическим экстремизмом. Нигилизм — стереотип мышления любого радикалиста, даже если он этого не осознает.

Характерным признаком нигилизма является не объект отрицания, который может быть лишь определителем его конкретного вида, а степень, т.е. интенсивность, категоричность и бескомпромиссность этого отрицания — с преобладанием субъективного, чаще всего индивидуального начала. Здесь выражается гипертрофированное, явно преувеличенное сомнение в известных ценностях и принципах. При этом, как правило, избираются наихудшие способы действия, граничащие с антиобщественным поведением, нарушением моральных и правовых норм. Плюс "отсутствие какой-либо позитивной программы или, по крайней мере, ее абстрактность, зыбкость, аморфность" (А.И. Новиков).

Социальный нигилизм особенно распространился у нас в период "перестройки" и гласности. Он возник на волне охватившего всю страну всеобщего негативизма, когда многое (если не все) переоценивалось, переосмысливалось, осуждалось и отвергалось. С одной стороны, была видна очистительная функция нигилизма, а с другой — его побочные последствия, издержки, ибо сплошной поток негатива сметал на своем пути и позитивные начала. Анафеме предавалось как плохое, так и хорошее.

Расчистка "авгиевых конюшен" сопровождалась такими явлениями, как безудержное самобичевание, развенчание и осмеяние прежнего опыта, сложившихся культурно-исторических традиций и привычек, изображение уходящего времени только в черных красках, глумление над людьми старшего поколения, их романтизмом, верой в будущее. Лейтмотивом этих умонастроений было: "У нас все плохо, у них все хорошо". С пьедесталов слетали имена и ценности, в которые еще вчера беззаветно верили.

Зацикленность на обличительстве, уничижительной критике граничила подчас с утратой чувства национально-государственного достоинства, формировала у людей и всего общества комплекс неполноценности, синдром вины за прошлое, за "исторический грех". Раздавались призывы к всеобщему покаянию. В то же время значительные слои населения резко осуждали "танцы на гробах".

Отречение от всего, что было "до того", от старых фетишей объективно подпитывало нигилистические разрушительные тенденции, которые не уравновешивались созидательными. Как справедливо отмечалось в литературе, "у нас было два пиковых проявления тоталитарного мышления и сознания: тотальная апологетика послереволюционного прошлого и тотальное его ниспровержение" (В.О. Мушинский). Причем ниспровергались не только коммунизм, партия, идеология, режим, но и (вольно или невольно) страна, культура, народность, традиции, государственность…

Сегодня социальный нигилизм выражается в самых различных ипостасях: неприятие определенными слоями общества курса реформ, нового уклада жизни и новых ("рыночных") ценностей, недовольство переменами, социальные протесты против "шоковых" методов осуществляемых преобразований; несогласие с теми или иными политическими решениями и акциями, неприязнь или даже вражда по отношению к государственным институтам и структурам власти, их лидерам; отрицание не свойственных российскому менталитету западных образцов поведения, нравственных ориентиров. Среди значительной части населения преобладают фрондистские настроения, негативное отношение к происходящему, ко многим фактам и явлениям действительности.


Содержание

Правовой нигилизм и формы его проявления. Пути преодоления правового нигилизма.

Правосознание отдельно взятой личности не всегда удовлетворяет общепризнанным требованиям, оно (правосознание) может иметь различные отклонения, которые в юридической науке подразделяются на дефекты и деформации.

Деформации правосознания— это различного рода искривления сформированного профессионального правового сознания, которые свидетельствуют о его перерождении.

В зависимости от характера искривлений можно выделить два типа деформаций:репрессивный и криминальный.

"В случае репрессивной деформации правосознания сотрудники правоохранительных органов воспринимают население как контингент правонарушителей, для изобличения которых приемлемо применение любых мер, в том числе и незаконного насилия.

В случае криминальной деформации сотрудники правоохранительных органов вступают во взаимосвязь с преступными элементами, что свидетельствует о криминальном перерождении".1

Дефекты правосознания— это недостатки правового сознания, которые свидетельствуют о его несформированности и тенденциозности.

Наиболее распространенными дефектами правового сознания являются правовой фетишизм, идеализм, релятивизм, субъективизм, инфантилизм и правовой нигилизм.

Правовой идеализм — это безоговорочная вера в торжество закона при полном отказе от борьбы за право.

Идеалисты считают, что право защищает интересы граждан автоматически, без вмешательства заинтересованных лиц.

Правовой релятивизм дефект правосознания, выражающийся в убеждении относительности права, проявляется в убеждении, что право есть нечто относительное. В "опытных руках" толкование закона зачастую превращается в профессиональные кривотолки. Ловкий юрист нередко фальсифицирует право и выдает за него суррогаты своего толкования. При этом поведение такого субъекта выглядит внешне правомерным, но по сути своей является замаскированным беззаконием.

Правовой субъективизм это одностороннее отношение индивида к правовым предписаниям: признание своих прав и отрицание своих

‘ Назаренко Г.В. Теория государства и права. М., 1998. С. 97-98.

(обязанностей. Носители такого правосознания легко превышают свои [полномочия и нарушают чужие права.

Правовой инфантилизм это слабое знание права и незрелое отношение к нему как явлению якобы постороннему, далекому и неповседневному. Носители инфантильного правосознания редко замечают ущемление собственных прав и не знают средств и способов их защиты.

Правовой нигилизм— это дефект правосознания, который заключается в отрицательном отношении к праву, законам и правовым формам организации общественных отношений.

Правовой нигилизм как социальное явление имеет различные формы проявления: от равнодушного, безразличного отношения к роли и значению права через скептическое отношение к его потенциальным возможностям до полного неверия в право и явно негативного отношения к нему.

Основные причины распространенности правового нигилизма:

1) исторические корни репрессивного законодательства, несовершенства правосудия, являющиеся естественным следствием самодержавия, многовекового крепостничества, лишавшего массу людей прав и свобод;

2) теория и практика понимания диктатуры пролетариата как власти, не связанной и не ограниченной законами;

3) правовая система, в которой господствовали административно-командные методы, секретные и полусекретные подзаконные нормативно-правовые акты, а конституции и немногочисленные демократические законы в значительной степени только декларировали права и свободы личности;

4) количественная и качественная корректировка правовой системы прошлого в переходный период, кризис законности и неотлаженность механизма приведения в действие принимаемых законов, длительность процесса осуществления всех реформ, в том числе и судебной.

От правового нигилизма надо отличать конструктивную критику права, с одной стороны, а с другой — стремиться избегать юридического фетишизма, т.е. возведения в абсолют роли права и других правовых средств.

Предмет правового нигилизма — отрицание прогрессивных идей, норм, правовых идеалов и ценностей, подрыва правовых устоев общества. Правовой нигилизм — тормоз, сдерживающий фактор прогрессивного правового развития.

Уровни правового нигилизма:1) общесоциальный, для которого характерно отрицание идеи господства права на уровне всей социальной системы и ее управленческих структур; 2) отдельных социальных структур -государственных, негосударственных, формальных, неформальных; 3)отдельной личности.

Распространение правового нигилизма на общесоциальном уровне означает, что государство как управляющая система в обществе пренебрегает правом либо использует его исключительно как средство подавления индивидуальной воли. Отношения здесь строятся на основе директив, властных распоряжений "сверху". "Верхи", как правило, концентрируют на своем полюсе права, возлагая на "низы" обязанность выполнять исходящие от него команды, не связывая себя при этом какими-либо обязательствами перед населением. Право и правовая система в целом носят консервативный характер. Принимаемые законы не имеют прямого действия и механизмов обеспечения, это позволяет ведомствам и муниципальным органам корректировать их по своему усмотрению, ущемляя при этом права и интересы граждан и их законных объединений. Отсутствуют эффективные юридические механизмы защиты прав личности, в силу чего произвол чиновников не встречает законного "отпора" граждан. Предоставляемые гражданам права и свободы юридически и фактически не обеспечены, вследствие чего их использование затруднено.

Правовая индифферентность и отчужденность становятся неотъемле­мыми чертами образа жизни личности. При такой ситуации население вслед за управляющими отвергает (отрицает) право как социально ценностный институт. Падает престиж права, теряется интерес к нему. Имеет место то, что можно назвать отчуждением общества от права.

Такой уровень присущ административно-командной системе управления. Это не только порождение, но и необходимый атрибут данной системы, ее неизменный спутник. Провозглашенная на государственном уровне задача ликвидации (демонтажа) административно-командной системы одновременно означает отрицание правового нигилизма на общесоциальном уровне и ста­новление общества на путь демократического правового развития.

Что касается других уровней, то правовой нигилизм на каждом из них остается распространенным явлением. Акции гражданского неповиновения, имеющие место в ряде регионов страны и порой перерастающие в массовый произвол, правовой экстремизм националистических организаций, псевдоправовая активность ведомств, местных органов власти и управления, вызывающая устойчивое раздражение у населения, правовые аномалии в поведении граждан и должностных лиц — все это подтверждает сказанное.

Будучи взаимосвязанными, уровни вместе с тем имеют относительно автономное значение. Из этого вытекают как минимум два вывода: во-первых, нет фатальной неизбежности быть подвергнутым разрушительному воздействию правового нигилизма даже в случае нахождения в зоне его активного воздействия, во-вторых, при изменяющейся на одном из уровней ситуации может не произойти заметных преобразований на иных уровнях.

Пути преодоления правового нигилизма.В системе мер преодоления правового нигилизма, по мнению В.И. Гоймана-Червонюка, приоритетное значение в современных условиях приобретает научно обоснованная юридическая политика государства, которая в значительной степени предопределяет правовой настрой граждан и должност­ных лиц, формирование у них генеральной установки по отношению к праву.

Принципиальное значение в этой связи имеет утверждение в обществе идеи господства правакак одной из важнейших общечеловеческих ценностей, воплощающейся в концепции правового государства. Однако от осознания идеи до воплощения ее в практике лежит длительный путь. Поэтому поспешные или недостаточно обоснованные решения правотворческих органов, создание искусственных помех действию закона, нерешительное или неумелое использование правоохранительными учреждениями юридических средств в борьбе с опасными проявлениями способны подтолкнуть отдельные силы в обществе к решению неотложных социальных проблем неправовыми средствами.

Периодически проводимые на территории Российской Федерации опросы свидетельствуют о том, что число сторонников установления порядка "любой ценой" не уменьшается.

Однако причины этого нельзя усматривать только в особенностях политического и правового сознания граждан. В значительной мере они связаны с анемией государственных структур, непоследовательностью власти в утверждении цивилизованных, официально установленных способов защиты прав и интересов граждан. К тому же кризисные явления в экономике, социально-политической области сами по себе резко понизили авторитет власти, подорвали ее стабильность и легитимность.

В этой связи чрезвычайно важно формировать у населения доверие к институтам и учреждениям государственной власти,без чего невозможно цивилизованными средствами обеспечить организованность и порядок в общественных отношениях. Существенным здесь является то, чтобы власть на любых ее уровнях соответствовала общественным ожиданиям с точки зрения компетентности, норм этического поведения. Этому, в частности, способствовало бы принятие Кодекса поведения парламентариев и высших должностных лиц государства, специального законодательного акта о финансовых декларациях применительно к определенной категории государственных служащих (прежде всего к высшим должностным лицам).

Справедливо замечено, что власть должна быть гарантом законности и честной конкуренции, обеспечения баланса интересов между предпринима­телями и населением.

В плане рассматриваемой проблемы особо значимым представляется обеспечение личностной направленности юридической политики,при которой стратегия правового развития была бы сориентирована на человека,’ его приоритеты и интересы. Юридическая политика должна быть подчинена задаче утверждения в общественной жизни качественного правового закона, который отражал бы приоритеты и ценности личности, баланс интересов различных социальных групп; отвечал международно-правовым стандартам, передовым моральным воззрениям, прогрессивным национальным и историческим традициям: действовал эффективно и стабильно, а при его отмене или изменении не ухудшал фактического положения добросовестных участников правоотношений. Внедрение в общественную систему качественного правового закона укрепит у людей веру в то, что не они существуют для закона, а закон для них.

Освобождение граждан от жесткой юридической опеки и связанной с ней зависимости от государственных структур в осуществлении правовых возможностей, ориентация государственно-правовой системы на обеспечение интересов личности снимут препятствия на пути к использованию прав и свобод и на этой основе устранят противостояние между аппаратом и населе­нием, повысят доверие к юридическим учреждениям.

Таким образом, юридическая политика должна быть последовательной и радикальной и, что очень важно, социально ориентированной. Только в этом случае она вызовет доверие и поддержку масс.

Правовой нигилизм: понятие, источники, формы выражения

Вследствие этого у населения объективно возрастет интерес к праву, произойдет переоценка роли и осознание его ценности в обществе. Тем самым будут созданы реальные предпосылки к замене отрицательного отношения к праву уважением к нему.

Преодоление правового нигилизма в значительной мере связано с созданием качественной системы правового обслуживания,в том числе правового информирования населения, с действенностью юридического всеобуча, призванного повысить правовую компетентность граждан и должностных лиц, сформировать новый тип правового мышления личности как необходимое условие ее жизнедеятельности в правовом государстве.

Применительно к нынешним условиям чрезвычайно важно формирование у населения и должностных лиц, в особенности, развитого чувства законности. Сейчас немалая часть граждан, должностных лиц и даже работников правоохранительных органов не исходят из понимания единой законности. Допускается "разная" законность, субъективный выбор акта и норм для исполнения, что противоречит идее верховенства закона. Специальной задачей всеобуча должно стать привитие гражданам и должностным лицам иммунитета, некоего синдрома неуязвимости против подверженности правовому нигилизму. В связи с этим правовая педагогика призвана обеспечить отбор таких постулатов, внедрение которых в сознание способно сформировать у личности ценностное видение права, готовность использовать его во благо себе и обществу. К числу таких постулатов можно отнести следующие: нет такой ценности в обществе, достижение которой потребовало бы нарушения закона, ущемления прав других лиц; использование юридических средств облегчает, а иногда является единственно возможным способом удовлетворения законного интереса; отстаивая свои права, гражданин одновременно защищает правовые устои общества; правовые запреты и предписания, ограничивая поведение одних лиц, обеспечивают защиту прав и интересов других; несоблюдение (неисполнение) правовых предписаний всегда сопровождается наступлением негативных последствий как для правонарушителя, так и для общества.

Обращая внимание на меры, призванные обеспечить правовую раскрепощенность личности, расширить границы ее юридической свободы, создать условия для роста гражданских инициатив и тем самым устранить .

почву для проявления правового недовольства, следует в то же время поставить прочный заслон произволу, правовой распущенности, ввести в границы правопорядка деятельность граждан и их объединений. Создание условий для плюрализма мнений, углубление демократизма общественного строя не означают вступления общества на путь охлократии1, утверждения в нем анархистских воззрений на свободу и ответственность. Демократический правовой строй особо нуждается в ответственном поведении государственных структур, должностных лиц, населения в целом. В связи с этим возрастает роль социально-правового контроля, призванного обеспечивать в обществе атмосферу подлинного уважения к закону, правам и интересам личности и общества, утверждать прочный режим законности и цивилизованный правопорядок.

 

 

1234


Дата добавления: 2015-11-04; просмотров: 2503;


ПОСМОТРЕТЬ ЕЩЕ:

Похожие главы из других работ:

Антимонопольные дела, возбужденные в России в отношении IT компаний

2.3 Формы проявления

Неконкурентные торги проявляются в различных формах, также разнообразны и их правовые последствия. Например официально в торгах участвуют несколько лиц, но между собой они не соревнуются…

Правовой нигилизм

2. Формы правового нигилизма

Существует множество различных форм, сторон, граней его конкретного проявления. Укажем лишь на некоторые из них, наиболее яркие и очевидные…

Правовой нигилизм и правовой идеализм

Глава 2. Формы и причины появления правового нигилизма и правового идеализма

Правовой нигилизм и правовой идеализм

2.1 Формы правового нигилизма и правового идеализма

Здесь мы можем наблюдать одну интересную закономерность, сравнивая динамику преступности в СССР с 1961 по 1991 годы мы видим, что уровень совершенных преступлений резко повышается за период «1982-1991». Если в 1981 году число лиц…

Правовой нигилизм и правовой идеализм

2.2 Причины возникновения правового нигилизма и правового идеализма

Целесообразность возникновения правового нигилизма и правового идеализма может быть различной — государственной, партийной, местной, практической, идеологической, в том числе и личной. Независимо от рода целесообразности закон, так или иначе…

Правовой нигилизм и правовой идеализм

2.3 Влияние правового идеализма и правового нигилизма на правовой мир и систему общественных отношений

В современной России существуют общие и наиболее характерные черты проблемы борьбы с правовым идеализмом.

ПРАВОВОЙ НИГИЛИЗМ

Во-первых, демонстративный, конфронтационно-агрессионный характер, что квалифицируется общественным мнением как беспредел. Во-вторых…

Правовой нигилизм и правовой идеализм: теоретические аспекты

2.2 Формы проявления правового идеализма

Правовой идеализм, как и правовой нигилизм, может иметь различные проявления. Он может проявляться в рамках государственного аппарата, во взглядах ученых-правоведов, в отношении к праву населения…

Правовой нигилизм и правовой идеализм: теоретические аспекты

3. Негативное влияние правового идеализма и правового нигилизма и пути их преодоления

Несмотря на то, что правовой идеализм и правовой нигилизм имеют противоположную направленность, оба эти явления носят негативный характер и отрицательно влияют на процессы, происходящие в обществе…

Правосознание и правовая культура

1.3 Деформация правосознания и формы правового нигилизма

По видам деформацию правосознания можно разделить на: Правовой инфантилизм — бесформированность, недостаточность правовых знаний при личной уверенности в хорошей юридической подготовке…

Преодоление правового нигилизма — необходимое условие формирования правового государства и гражданского общества

3. Истоки и формы проявления правового нигилизма в российском обществе

Исторически сложившееся в России отношение к праву было по крайней мере двойственным. Со времен Петра I самодержцы учреждали такую систему правления, которая служила их интересам. Как уже отмечалось…

Преодоление правового нигилизма — необходимое условие формирования правового государства и гражданского общества

4. Преодоление правового нигилизма — необходимое условие формирования правового государства и гражданского общества

Одним из главных путей преодоления правового нигилизма должно стать всемерное стремление к повышению общей и правовой, в частности, культуры граждан. Естественно, необходимо модернизировать законодательство…

Причины появления и пути преодоления правового нигилизма

1.2 Формы и виды правового нигилизма

Также можно различить нигилизм в зависимости от сферы его проявления: — политический нигилизм (потеря в глазах населения связи между лицами…

Теоретико-правовые аспекты правового нигилизма

4. Формы и уровни распространения правового нигилизма

Правовой нигилизм — полиструктурное образование, его проявления можно рассматривать на различных участках правовой действительности: в правовой идеологии он находит отражение в доктринах, течениях…

Теоретические аспекты правового нигилизма

1.3 Формы проявления правового нигилизма

Правовой нигилизм имеет множество сторон. Рассматриваемое нами зло способно моментально видоизменяться и приспосабливаться к любым условиям. Существует множество различных форм, сторон и граней его конкретного проявления. Проф. Н.И…

Теоретические аспекты правового нигилизма

1.3 Формы проявления правового нигилизма

Правовой нигилизм имеет множество сторон. Рассматриваемое нами зло способно моментально видоизменяться и приспосабливаться к любым условиям. Существует множество различных форм, сторон и граней его конкретного проявления. Проф. Н.И…

Правовой нигилизм— это отрицательное отношение к праву, закону и правовым формам организации общественных отношений. Причины: 1 Законы не соответствуют интересам граждан. 2 Исторические корни. 3 Различные научные концепции (теория отмирания права в социалистическом государстве, теория естественного права). Проявления правового нигилизма: 1 В правотворческой деятельности: а) "война законов". б) подмена законности идеологической, политической целесообразностью. в) нарушение прав человека. 2 В сфере реализации права: а) прямое нарушение действующего законодательства. б) повсеместное и массовое неисполнение юридических предписаний (в особенность властью на местах). в) конфронтация представительных и исполнительных структур власти.

Он может выступать в теоретической и практической форме. 1 Теоретический. Политологи и ученые доказывают, что есть гораздо более важные ценности, чем право вообще и тем более отдельного человека (мировая пролетарская революция), 2 Практический. Происходит реализация указанных взглядов и учений на практике, что часто выливается в террор Г против своего народа. В тех Г, где нигилизм воспроизводится самим Г почти невозможно воспитать позитивное отношение к праву и среди населения,. т.к. под правом неверно понимается тот порядок,. который установлен законами и НПА. Тогда в обществе складывается обыденный, массовый нигилизм,.. кроме того, предписания закона не выполняются гос. органами – складывается ведомственный правовой нигилизм. В современном российском обществе выделяют следующие формы правового нигилизма: Прямое сознательное нарушение законов и подзаконных актов (умышленная криминальная деятельность, в т. ч. организованная)2. Массовое неисполнение и нарушение правовых норм (на бытовом уровне, гос. органами, неправовые способы решения споров) 3. Распространение антиправовой психологии (особые социальные нормы, оправдывающие антиправовое поведение, эстетизация преступности, сознательная или неосознанная пропаганда СМИ жестокости, насилия, преступного образа жизни).4. Война законов (создание параллельной правозаменяющей системы законодательства, противостояние между федеральным центром и некоторыми субъектами, издание взаимоисключающих актов органами различных ветвей власти) 5.

27.6 Правовой нигилизм: понятие, формы, пути преодоления

Нарушение законов и подзаконных актов в угоду «целесообразности» — принятие неправовых решений для достижения тех или иных целей органами гос. власти. 6. Массовое нарушение прав и свобод человека (гос.органами, невозможность правовыми способами защитить свои права, незащищенность права на жизнь) 7. низкий авторитет суда и иных Одной из причин нигилизма в России явилось утверждение об отмирании права в рамках общих представлений о без государственной организации общества при его коммунистическом устройстве. На практике это вылилось в решающую роль общественных судов, что вело к умалению авторитета права как такового.

Правовому нигилизму способствует и этический нигилизм – пренебрежение нравственными ценностями, традициями.

Правовой идеализм (фетишизм) — это преувеличение реальных регулятивных возможностей правовой формы. Многие безоглядно верят в силу правовых норм (как это не странно). Основными причинами правового идеализма являются непонимание законов общественного развития, незнание того, как социальные факторы (включая законы) взаимодействуют в обществе.

Виды деформаций правосознания:

— правовой инфантилизм – это несформированность и недостижимость правовых знаний при личной уверенности в хорошей юридической подготовке.

— Правовой фетишизм – это гипертрофированное представление о роли юридических средств в решении тех или иных задач.

— Правовой нигилизм – это отрицание социальной ценности права, осознанное игнорирование требований закона, резкая критика к требованиям уважения и соблюдения права.

— Перерождение правосознания – это крайняя степень искажения правосознания включая преступный умысел и связанное с нарушением закона.

Формы выражения правового нигилизма:

— прямое умышленное нарушение действующих правовых предписаний. Издание противоречивых НПА, подмена законности политической или практической целесообразностью.

— Несогласованные действия представительных и исполнительных государственных органов на всех уровнях.

— Нарушение прав человека, особенно права на жизнь, честь, достоинство, жилище, имущество.

Меры борьбы с правовым нигилизмом:

— повышение правосознания через систему юридического всеобучения.

— Обеспечение системности законодательства, т.е. своевременное устранение из него противоречий и пробелов.

— своевременное совершенствование действующего законодательства.

— Совершенствование деятельности и структуры правотворческих и правоприменительных органов (Улучшение эффективности процедуры деятельности, контроля за исполнением решений, совершенствование юридической деятельности).

Промежуточным состоянием правосознания является правовой инфантилизм, представляющий собой несформированность и пробельность правовых представлений применительно к новым правовым условиям, недостаточность правовых знаний и установок. Впоследствии такое правосознание в достаточно короткий срок трансформируется в другую форму, зависящую от внешних факторов и индивидуальных особенностей субъекта.

Основная опасность правосознания, характеризующегося правовым нигилизмом, заключается в его способности к перерождению или, более конкретно, к «вырождению». Если при правовом нигилизме исключается преступный умысел, то в «переродившемся» правосознании наблюдается не только негативное отношение к позитивному праву, но и осознанное игнорирование принципов права, других социальных норм и общественной морали.

Правовой идеализм, называемый также иногда правовым фетишизмом или правовым романтизмом, заключается в преувеличении реальных регулятивных возможностей права, переоценке роли и места права в жизни общества. Такая форма правосознания характерна для начальных этапов многих реформ. Положительная черта правового идеализма заключается в том, что он поддерживает уважение к праву и правовой системе в целом, раскрывает резервы творческой активности субъектов правовой деятельности. Основная же опасность правового идеализма прямо пропорциональна степени идеализации возможностей права: чем больше разрыв между ожидаемыми результатами от реформы и ее фактическими результатами, тем в большей степени возможен рецидив правового нигилизма впоследствии.

Перерождение правосознания – это крайняя степень искажения правосознания включая преступный умысел и связанное с нарушением закона. Феномен перерождения правосознания

Крайняя степень искаженного, дефектного правосознания. Основано на сознательном отрицании закона по мотивам корысти и жестокости.

Преступное сознание. Наиболее распространенные формы деформации правосознания. Перерождение правосознания, злоупотребление служебным положением.

Правовой инфантилизм. Характеризуется безразличным, спокойным отношением к феномену права. Субъект как правило не совершает активных противоправных действий но и не стремиться активно осуществлять свою деятельность в режиме законности, активно не поддерживает правопорядок.


⇐ Предыдущая103104105106107108109110111112Следующая ⇒


Дата публикования: 2015-01-26; Прочитано: 434 | Нарушение авторского права страницы



studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2018 год.(0.001 с)…

Что такое правовой нигилизм и как с этим бороться?

Правовой нигилизм: понятие, причины и формы.

Предыдущая12345678910111213141516Следующая

Нигилизм вообще (в переводе с лат. — "отрицание") выражает негативное отношение субъекта (группы, класса) к определенным ценностям, нормам, взглядам, идеалам, отдельным, а подчас и всем сторонам человеческого бытия. Это — одна из форм мироощущения и социального поведения. Нигилизм как течение общественной мысли зародился давно, но наибольшее распространение получил в прошлом столетии, главным образом в Западной Европе и в России. Общей (родовой) чертой всех форм нигилизма является отрицание, но не всякое отрицание есть нигилизм. Отрицание шире, оно органически присуще человеческому сознанию, диалектическому мышлению. Поэтому далеко не всех, кто что-либо отрицает, можно считать нигилистами. В противном случае сам термин "нигилизм" теряет свой смысл и растворяется в более объемном понятии — "отрицание". Следовательно, нигилистическое отрицание и диалектическое отрицание — разные вещи.

Формы выражения правового нигилизма. Правовой нигилизм многолик, изощрен и коварен. Он способен быстро мимикрировать, видоизменяться, приспосабливаться к обстановке. Существует множество различных форм, сторон, граней его конкретного проявления.

Укажем лишь на некоторые из них, наиболее яркие и очевидные.

1.Прежде всего, это прямые преднамеренные нарушения действующих законов и иных нормативных правовых актов.

2.Повсеместное массовое несоблюдение и неисполнение юридических предписаний, когда субъекты (граждане, должностные лица, государственные органы, общественные организации) попросту не соотносят свое поведение с требованиями правовых норм, а стремятся жить и действовать по "своим правилам". Неисполняемость же законов — признак бессилия власти. Царит правовая анархия, законы никто не выполняет.

3.Война законов, издание противоречивых, параллельных или даже взаимоисключающих правовых актов, которые как бы нейтрализуют друг друга, растрачивая бесполезно свою силу. Нередко подзаконные акты становятся "надзаконными". Принимаемые в большом количестве юридические нормы не стыкуются, плохо синхронизированы. В результате возникают острейшие коллизии, разрыхляется "правовое поле", на котором легко произрастает правовой нигилизм.

4.Подмена законности политической, идеологической или прагматической целесообразностью, выходы различных официальных должностных лиц и органов, общественных групп и сил на неправовое поле деятельности, стремление реализовать свои интересы вне рамок Конституции или в "разреженном правовом пространстве", т.е. начинают жить опять-таки не по законам, а "по понятиям".

5.Конфронтация представительных и исполнительных структур власти на всех уровнях. Она возникла в процессе становления новой для России президентской вертикали управления при сохранении старой системы Советов. Эти две модели власти оказались несовместимыми по своим целям, задачам, методам. Отсюда — трения, конфликты, противостояния, стремление доказать, какая власть важнее и нужнее. Шла борьба за роль "обкомов", "горкомов", "райкомов", при которой законы никем не соблюдались. Плюс личные амбиции и соперничество лидеров, их претензии быть "первыми лицами", "хозяином" в данной "вотчине". При этом верх брали прежде всего престижные или карьеристские соображения, честолюбие, а не законопослушание. Законы в этой борьбе были лишь досадной помехой.

6.Серьезным источником и формой выражения политико-юридического нигилизма являются нарушения прав человека, особенно таких, как право на жизнь, честь, достоинство, жилище, имущество, безопасность.

Слабая правовая защищенность личности подрывает веру в закон, в способность государства обеспечить порядок и спокойствие в обществе, оградить людей от преступных посягательств. Бессилие же права не может породить позитивное отношение к нему, а вызывает лишь раздражение, недовольство, протест. Человек перестает ценить, уважать, почитать право, так как он не видит в нем своего надежного гаранта и опору.

Основной причиной правового нигилизма является знание людей о том, что законы не исполняются. Когда человек узнаёт о правонарушении, за которым не последовало наказание, его вера в силу закона падает и может упасть до такого уровня, что он вообще не будет учитывать закон в своих действиях, дойдя до крайности— правового нигилизма.

Вопрос тот же что и 46.

Правосознание.

Правосознание — одна из форм общественного сознания наряду с политическим, нравственным, научным, художественным, философским и т.д. Перед нами те формы, в которых люди познают, осваивают окружающий их мир, объективную реальность, собственное бытие. У каждой формы свой предмет (область) отражения. У правосознания — это право, правовая действительность. Следовательно, правосознание — юридическая категория, подлежащая изучению юридической наукой.

Каждый человек является носителем определенного правосознания. Неважно какого — высокого или низкого, развитого или незрелого, правильного или искаженного. Главное то, что гражданин имеет собственное мнение о праве, пусть и не вполне компетентное. Здесь уместно сказать: каждый судит о праве "со своей колокольни". Задача заключается в том, чтобы формировать у всех нужное, должное, желаемое правосознание.

Правосознание выражает оценку права с точки зрения его справедливости или несправедливости, мягкости или строгости, совершенства или несовершенства, эффективности или неэффективности, достоинств или недостатков. Это — разнообразные, порой полярно противоположные суждения о праве, одобрительная или отрицательная реакция на его действие.

Правосознание выполняет следующие основные функции, раскрывающие его роль и социальное назначение в обществе:

1) оценочную; 2) регулятивную; 3) познавательную; 4) прогностическую.

Структура правосознания. Как следует из приведенного выше определения, правосознание состоит из двух главных элементов или сторон: идеологии и психологии. Они и образуют структуру данного явления.

Правосознание, взятое в качестве идеологии, представляет собой систему правовых идей, взглядов, теорий, воззрений, доктрин. Это часть идеологии вообще как собирательного понятия. Особенность правосознания в том, что оно отражает право во всех его состояниях и проявлениях, чем и отличается от других видов идеологии. Понятно, что идеи способны оказывать существенное воздействие на сознание и поведение людей, их мироощущение, образ жизни.

Вторая — психологическая — сторона правосознания, в сущности, питает первую и поэтому нередко рассматривается как исходное, корневое начало. Данный аспект правосознания — это не идеи, не взгляды, а чувства, эмоции, переживания, настроения индивида, связанные с восприятием права и всех производных от него явлений. Имеется в виду эмпирический срез правосознания, предполагающий познание объекта опытным путем.

По уровню (глубине) отражения правосознание делится на научное, профессиональное и обыденное.

Научное (доктринальное) правосознание наиболее адекватно отражает фактическое положение дел в правовой сфере, ибо о праве и всей правовой системе квалифицированно судят ученые, приводя соответствующие аргументы, обоснования, статистические данные. При этом делаются необходимые выводы, вносятся практические рекомендации и предложения, направленные на улучшение правовой ситуации в стране.

Профессиональное правосознание близко к научному. Это суждения о праве и других правовых явлениях юристов-профессионалов (судей, прокуроров, следователей, адвокатов, вообще лиц с высшим юридическим образованием). Ценность их мнений — в доказательности, компетентности, убедительности.

Обыденное правосознание — это первичный его уровень, когда знания субъекта о праве формируются под влиянием повседневной жизни и деятельности, общения с окружающими, получаемой по различным каналам информации. Обыденное правосознание чаще всего бывает еще незрелым, недостаточно развитым.

 

Правовая культура.

Правовая культура тесно связана с политической, нравственной, духовной и другими видами культуры. И прежде всего, конечно, с обычной, поведенческой, связанной с воспитанностью человека, его адаптированностью к порядку, дисциплине, организованности, уважению к законам страны.

Не подготовленного в правовом отношении человека вряд ли можно назвать культурным. Юридическая культура — важнейший элемент правовой системы общества, непременное условие нормального функционирования государства. Правовая культура отражает не только деятельность человека непосредственно в правовой сфере, но и за ее пределами, связанную так или иначе с применением правовых знаний.

Наиболее характерными чертами (слагаемыми) правовой культуры личности являются:

1)достаточно высокий (приемлемый) уровень правосознания;

2)знание действующих законов страны (незнание законов не освобождает человека от ответственности за их нарушение);

3)соблюдение, исполнение или использование этих законов, ибо одно только знание юридических предписаний не может дать желаемого эффекта;

4)убеждение в необходимости, полезности, целесообразности законов и иных правовых актов, внутреннее согласие с ними;

5)правильное понимание (осознание) своих прав и обязанностей, свободы и ответственности, своего положения (статуса) в обществе, норм взаимоотношений с другими людьми, согражданами;

6)правовая активность, т.е. целенаправленная инициативная деятельность субъекта по пресечению правонарушений; противодействие беззаконию; поддержание правопорядка и законопослушания в обществе; преодоление правового нигилизма.

Суть правовой культуры гражданина можно выразить следующей формулой: знать — уважать — соблюдать. Имеются в виду требования законов. Как и в случае с правосознанием, это первичный, обыденный уровень правовой культуры, приобретающий, однако, и общественное значение.

Предыдущая12345678910111213141516Следующая



Правовой нигилизм

Правовая культура представляет собой разновидность общей культуры. Но словарные определения культуры многоплановы. Самое общее: культура — исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, в их взаимоотношениях, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях. Здесь культура фактически уподобляется цивилизации. Культура включает в себя предметные результаты деятельности людей (машины, сооружения, результаты познания, произведения искусства, нормы морали и права и т. д.), а также человеческие силы и способности, реализуемые в деятельности (знания, учреждения, навыки, уровень интеллекта, нравственного и эстетического развития, мировоззрения, способы и формы общения людей и т. д.). Вместе с тем понятие «культура» употребляется и для характеристики определенных сфер жизни или деятельности; в более узком смысле — это сфера духовной жизни людей.

 

В юриспруденции сложилось два основных варианта понимания правовой культуры. С одной стороны, можно говорить о последней как о совокупности правовых явлений вообще; таким образом, правовая культура любого общества включает в себя законодательство (юридические предписания), юридические учреждения, юридическую практику (как деятельность официальных государственных органов, так и правовое поведение граждан, их организаций), правовое сознание. С другой стороны, правовая культура рассматривается как определенный уровень развития индивидуального, группового или общественного правосознания.

 

На индивидуальном уровне правовая культура проявляется в глубоком знании и понимании права, высокосознательном исполнении его предписаний как осознанной необходимости и внутренней потребности (это одно из определений правовой культуры). На общественном уровне правовая культура представляет собой признание правовых ценностей данным обществом, и, как следствие этого, достаточно высокий уровень законодательства, юридической практики.

 

Как убеждаемся, приведенные определения высвечивают две основные части в структуре правовой культуры: систему овеществленных (вплоть до культуры, например зданий судов и судебных процедур) и систему идеальных (вплоть до мечтательных) элементов. Наиболее значимые из них: правосознание, правовые нормы, правовые учреждения, правовая деятельность.

 

Следует интегрировать существующие подходы к определению правовой культуры и понимать ее как качественное состояние государственно-правовой жизни общества, свидетельствующее об уровне развития и совершенства государственно-правовых институтов, правосознания, правовых актов, правотворческой, правореализационной и правозащитной деятельности, о степени относительной свободы государства и личности и их взаимной ответственности.

Социологи выделяют три вида правовой культуры: высокий, средний и низкий. Это деление во многом условно, поскольку четких критериев разграничения нет. Правовая культура перекрещивается с культурой политической, религиозной, нравственной.

правовой нигилизм. Нигилизм является реакцией на утопии и на политику, прикрывающую бездействие в реальных сферах общественной жизни изданием заведомо нереализуемых законов. Однако это более масштабное явление, имеющее свои корни и свои живительные источники.

 

Правовой нигилизм выражает отрицательное отношение субъекта (индивида, группы, класса) к определенным правовым ценностям, правовым нормам, правовым взглядам, правовым идеалам, правовому государству, правовым отношениям. Это — своеобразная форма мироощущения и социального поведения.

 

Нигилизм представляет собой отрицание, но не всякое отрицание есть нигилизм. Отрицание старого, консервативного, реакционного (например, всех форм деспотизма, порабощения и т. п.), приобретает иное сущностное качество, и такой «нигилизм» перестает быть нигилизмом. «Нигилизм» окрашенный в позитивные тона, пронизанный моральными ценностями, направленный против поддерживаемого законами государства насилия и угнетения, вызывает одобрение и поддержку. Таков, например, правовой «нигилизм» Л. Н. Толстого и некоторых других российских мыслителей XIX в. По ряду причин на Руси изначально складывался особый менталитет, согласно которому все в отношениях людей определяет Добро и Правда. Отсюда править должны люди, а не бездушные законы.

 

Признаками нигилизма являются степень, интенсивность, категоричность и бескомпромиссность субъективного правового отрицания правового вопреки объективной его ценности в условиях данного места и времени. Факты сомнений в чем-либо, дискуссионная постановка вопросов, не означают нигилизма в точном смысле этого слова.

 

Необходимо различать источники, условия существования и причины правового нигилизма.

 

Часто правовой нигилизм обусловлен всеобщим негативизмом, когда все и вся переоценивается, переосмысливается, осуждается и отвергается. С водой выплескивается и ребенок. Но было бы слишком просто объяснить все юридическим невежеством, косностью, отсталостью, правовой некультурностью людей. Правовой нигилизм рождается и питается лицемерием властей, когда под прикрытием права и законности осуществляются неправедные, антинародные, противообщественные действия. Утрата доверия к власти, неверие в высокое предназначение, социальные возможности и даже необходимость права — таков морально-психологический исток юридического нигилизма. Другими словами, если официальное право и все правовое существует как декорация, формальный атрибут, фасад для демонстрации «благопристойности» государства и одновременно с этим процветает «теневое» право (плюс «теневая политика», «теневое правосудие», «теневое правительство») — извести правовой нигилизм невозможно.

 

В качестве условий, способствующих правовому нигилизму, отмечают криминализацию действительности, социальную напряженность, кризисные явления в экономике, нищету, злоупотребления свободой без границ, привлечение к ответственности невиновных и безнаказанность виновных, равно как и многое другое. В России правовой нигилизм стал болезнью, поразившей весь механизм государства и общества. Произвол и коррумпированность чиновников, игнорирование правовых и иных социальных норм достигли такого уровня, когда уже вместо «диктатуры закона» предлагается «вертикаль власти» и «сильная рука».

 

Существует много форм, сторон и граней конкретного проявления правового нигилизма: от равнодушного отношения к праву до скептицизма и полного неверия в ценность права и до явно негативного отношения к нему. Российские исследователи выделяют, в частности:

 

— прямые преднамеренные нарушения действующих норм права;

 

— массовое несоблюдение и неисполнение определенных юридических предписаний;

 

— издание заведомо противоречивых, параллельных или даже взаимоисключающих правовых актов;

 

— подмену законности политической, идеологической или прагматической целесообразностью;

 

— игнорирование принципа разделения властей и других конституционных принципов в деятельности представительных и исполнительных структур власти на всех уровнях;

 

— нарушение прав и свобод человека (одна из самых серьезных форм проявления правового нигилизма и вместе с тем его постоянный источник).

 

Таким образом, правовой нигилизм — это психологически негативное отношение к праву со стороны граждан, должностных лиц, государственных и общественных структур, а также способ, линия их поведения и фактические правонарушающие действия указанных субъектов.

 

В литературе называют и причины, и основные пути преодоления правового нигилизма:

 

повышение общей и правовой культуры граждан, их правового, морального и политического сознания;

 

совершенствование законодательства, правотворчества, устранение коллизий между нормативными актами;

 

профилактика правонарушений, и прежде всего преступлений, борьба с криминалом во всех его проявлениях;

 

упрочение законности и правопорядка, государственной дисциплины; уважение и всемерная защита прав личности;

 

массовое просвещение и правовое воспитание населения;

 

подготовка высококвалифицированных кадров юристов.

 


Читайте также:

Добавить комментарий