Правотворчество: общая характеристика

Понятие, принципы и виды правотворчества

Правотворчеством является процесс создания правовых норм в результате планомерного их формулирования или изложения в источниках (формах) права. Способами выражения норм права при этом являются нормативные правовые акты, судебные или административные прецеденты, нормативно-правовые договоры и др. Важно учитывать также, что, несмотря на признание в Российской Федерации верховенства международных договоров, правовой основой регулирования отношений на территории РФ по-прежнему остается закон, а не международный договор, так как международный договор РФ ратифицируется федеральным законом.

В процессе создания правовых норм должны соблюдаться определенные организационно-правовые процедуры (изучение потребностей в принятии акта, разработка проекта, внесение в ответственные комитеты и комиссии парламента, доработка акта, чтение законов и др.). При этом необходимо соблюдение соответствующих регламентов их принятия. Правотворчество имеет свой объект и предмет, особый субъектный состав и процедуры (разработка проекта, рассмотрение, отклонение, согласование, подписание, опубликование).

Правотворчество — это деятельность государственных органов по принятию, изменению и отмене юридических норм. Правотворчество является видом государственной деятельности. Правотворческая деятельность состоит в создании норм права, в совершенствовании и отмене устаревших правовых норм. Правотворчество завершает процесс формирования права и означает возведение государственной воли в закон. С.А. Комаров отмечает, что «правотворчество, или законотворчество, является одной из форм государственного руководства обществом и осуществляется государством независимо от его задач, типа, форм осуществления и организации государственной власти».

Субъектами правотворчества выступают государственные органы и структуры, наделенные соответствующими полномочиями на принятие законов. Правотворческая деятельность осуществляется в рамках установленных процессуальных норм. Правотворчество является проявлением активной государственной деятельности, средством его управления обществом. В Российской Федерации нормативные правовые акты могут издаваться лишь представительными и исполнительными органами власти.

Некоторые акты, например Конституция, могут приниматься путем всенародного голосования. Хотя и в этом случае конституции разрабатываются специальными органами (Конституционным Собранием, Учредительным конвентом или Форумом). При этом каждый орган вправе издавать акты только определенного вида (закон, указ, постановление) и исключительно по вопросам, входящим в его компетенцию. Юридическая сила нормативных актов зависит от места органа, издавшего акт, в механизме правового регулирования, т.е. от его авторитета. Акты правотворчества могут приниматься или в режиме коллегиальности (парламенты, правительства, администрации), или в режиме единоначалия (глава государства, единоличные органы исполнительной власти).

Начальной стадией процесса правотворчества является возникновение потребности в регулировании определенных общественных отношений. Возможно также издание непосредственно государством нормативного акта, возможно также официальное признание конкретного общественного отношения юридическим или официальное признание уже сложившегося обычая как юридической нормы и конкретного источника субъективных прав и обязанностей. Содержание правотворчества складывается из последовательно осуществляемых организационных действий. Таким образом, правотворческий процесс представляет собой технологию создания нормативных правовых актов и доведение их предписаний до адресатов.

Правом принятия нормативных правовых актов в Российской Федерации обладают Государственная Дума, Совет Федерации, представительные органы субъектов Федерации, органы местного самоуправления. К числу правотворческих органов относятся также Президент РФ, Правительство РФ, министерства и другие ведомства, главы муниципальных образований. Полномочия на правотворчество каждого органа детально регламентированы Конституцией и законодательством. Например, Правительство РФ свои акты нормативного характера издает в форме постановлений, а министерства и другие ведомства издают приказы и инструкции. В пределах своих полномочий нормативные акты издают органы законодательной и исполнительной власти субъектов Федерации. Органы местного самоуправления, обеспечивая управление вопросами местного значения, издают нормативные акты в основном в виде решений. Администрации объединений, предприятий, учреждений в пределах своих полномочий издают локальные нормативные акты.

Объектом правотворчества является необходимое и определенное правовое воздействие на социальные отношения для реализации задач и функций власти и необходимости упорядочения (регламентации) отношений. Предметом правотворчества является принятие акта правотворчества в требуемых процедурах в соответствии с необходимыми потребностями правового регулирования. Непосредственным (юридическим) основанием принятия нормативного правового акта является правотворческая или законодательная инициатива. Фактическим основанием являются определенные обстоятельства (юридические факты), с которыми связываются основания возникновения отношений по поводу правотворчества. Правотворческий процесс завершается или принятием акта, или его отклонением.

Правотворчеству присущи следующие принципы:

  • научность (изучение потребностей принятия закона);
  • законность и властность (создание нормативных актов во исполнение Конституции и законов);
  • гласность (открытость правотворческого процесса для общественности);
  • демократизм и легитимность (участие представителей народа в законотворчестве, демократические процедуры принятия и само демократическое содержание законов);
  • профессионализм (работа по принятию законов должна осуществляться на постоянной основе с привлечением ученых и специалистов, с проведением научных экспертиз законопроектов);
  • соответствие формы и содержания (акт должен отвечать потребностям правового регулирования);
  • оперативность (своевременность издания нормативных актов).

Итак, принципы правотворчества — это руководящие начала,

исходные положения деятельности, связанной с принятием, отменой или заменой юридических норм.

Правотворчество подразделяется на следующие виды.

  1. Непосредственное правотворчество народа посредством референдума.
  2. Правотворчество государственных органов (Федерального Собрания, Правительства РФ, законодательных собраний субъектов Федерации).
  3. Правотворчество отдельных должностных лиц (Президента РФ, министров).
  4. Правотворчество органов местного самоуправления.
  5. Локальное правотворчество (предприятий, учреждений) и правотворчество общественных организаций.
  6. Правотворчество общественных организаций (например профсоюзов).

В зависимости от значимости правотворчество делится:

  • на законотворчество (правотворчество высших представительных органов — парламентов, в соответствии с которым издаются нормативные правовые акты высшей юридической силы — законы);
  • делегированное правотворчество (нормотворческая деятельность органов исполнительной власти, в основном правительства, осуществляемая по поручению парламента по принятию нормативных правовых актов, входящих в компетенцию представительного органа);
  • подзаконное правотворчество (нормотворчество органов исполнительной власти по изданию указов, постановлений, приказов, распоряжений, решений). Такое правотворчество называется ведомственным.

Существует также форма непосредственного правотворчества в виде решений, принятых на референдумах или специально уполномоченными правотворческими органами. Правотворчество по их поручению является делегированным. В отличие от законотворчества подзаконное нормотворчество характеризуется большей оперативностью, гибкостью, меньшим формализмом. В то же время подзаконное правотворчество осуществляется негласно, подготовка и принятие подзаконных актов осуществляются соответствующими правовыми управлениями, администрациями и часто характеризуются определенной громоздкостью и противоречивостью.

Правотворчество: общая характеристика

⇐ Предыдущая38394041424344454647Следующая ⇒

Нормативные правовые акты являются продуктом особого рода деятельности – правотворчества (нормотворчества).

Правотворчество – основной путь воздействия на общественные отношения, главное средство придания праву юридической силы.

Правотворчество в правовой сфере – это в принципе и главным образом государственная деятельность, завершающая процесс формирования права, означающая возведение государственной воли в закон.

Изначально право формируется естественно-исторически, независимо от деятельности законодателя. Начальная стадия в процессе правообразования – возникновение объективно обусловленной потребности в юридическом регулировании общественных отношений. Эта потребность в конечном счете обусловлена экономическим базисом, но ближайшими факторами, ее питающими, являются социально-политические, классовые и иные общественные интересы. На завершающей стадии правообразования приобретает большое значение специальная целенаправленная деятельность компетентных органов по выражению общественной потребности и соответствующих интересов в общеобязательных правилах поведения. Эта деятельность, конституирующая правообразование в формально определенные предписания общего характера, и является правовым нормотворчеством.

Различаются три способа такого правотворчества:

1) непосредственная правоустановительная деятельность полномочных государственных органов;

2) санкционирование государственными органами норм, которые сложились независимо от них в виде обычая (делового обыкновения) или выработаны негосударственными организациями (например, кооперативами, общественными организациями);

3) непосредственное правотворчество народа, проводимое в форме всенародного голосования (референдума).

Во всех трех случаях правотворчество отличается и своими целями, и теми принципами, на которых оно основывается. Общими принципами правотворчества являются: научность, демократизм, законность, интернационализм.

В отдельные периоды развития того или другого государства имели место отступления от какого-либо принципа, но они не могут поколебать необходимость поиска и утверждения соответствующих начал законодательной деятельности.

Правотворческая деятельность так или иначе связана с проявлением государственной воли. Это положение многократно доказано мировой историей. Помимо того, что господствующие при данных отношениях индивиды должны конституировать свою силу в виде государства, они должны придать своей воле, обусловленной этими определенными отношениями, всеобщее выражение в виде государственной воли, в виде закона.

Содержание правотворчества складывается из последовательно осуществляемых организационных действий, образующих в своей совокупности то, что называют правотворческим процессом.Это технология создания нормативных актов и доведения их предписаний до адресатов. Сам правотворческий процесс в силу его общественно-политического значения регулируется конституционными и другими юридическими нормами.

Правотворческий процесс складывается из ряда стадий.

1.

Стадия законодательной (более широко – правотворческой) инициативы. Речь идет о первичном официальном действии компетентного субъекта, состоящем во внесении в правотворческий орган или предложения об издании нормативного акта, или подготовленного проекта акта.

Круг субъектов, обладающих правом законодательной инициативы, строго очерчен в законодательстве, так как законодательная инициатива, в отличие от любого другого обращения в правотворческий орган с законопроектом, предполагает юридическую обязанность компетентного органа рассмотреть поступивший проект или предложение.

2. Решение компетентного органа о необходимости издания акта, выработке его проекта, включении в план законопроектных работ и т.п.

3. Разработка проекта нормативного акта и его предварительное обсуждение. Процедуры того и другого различаются в зависимости от важности проекта, от того, кому поручена его разработка, а также от характера будущего нормативного акта (общегосударственный акт или ведомственный). Наиболее важные проекты выносятся на всенародное обсуждение. В подготовке других принимают участие консультативные группы ученых и специалистов.

4. Рассмотрение проекта нормативного акта в том органе, который уполномочен его принять.

5. Принятие нормативного акта.

6. Доведение содержания принятого акта до его адресатов.

Названные выше принципы в той или иной степени пронизывают каждую из стадий правотворческого процесса.

Правотворчество может выражаться в виде принятия единичного акта, содержащего отдельные юридические нормы, и в виде систематизированного (кодификационного) акта, содержащего определенные совокупности, группы норм. Наиболее развитым видом является кодификационное правотворчество. С его помощью закладываются основы законодательной системы в целом и по отраслям права, а затем осуществляется дальнейшее развитие законодательства. С помощью единичных актов правотворчества вносятся дополнения и изменения в кодифицированное законодательство. В ходе текущего правотворчества устраняются противоречия и пробелы в законодательстве.

При выработке правовых норм, издании нормативных актов и последующей их систематизации используется ряд правил для обеспечения совершенства законодательства. Совокупность всех этих правил, средств и приемов образует законодательную технику. Если к названным правилам присовокупить правила, средства и приемы формулирования, выяснения и обработки индивидуальных правовых актов, получим юридическую технику.

22. Правотворчество: понятие, принципы и виды. Акты правотворчества

Некоторые ее требования являются общими как для нормативных, так и для индивидуальных актов. Например, требования культурности (общей и юридической) акта: целесообразность, законность, грамотность, правильная форма, рациональная структура, наличие внешних атрибутов и т.п.

Уровень юридической техники в первую очередь свидетельствует о юридической культуре. Им во многом обусловлены и соблюдение законности, и эффективность права. При издании правовых норм важно так их сформулировать, изложить и разложить, чтобы воля законодателя стала ясной и доступной, чтобы истинный смысл ее не расходился с текстуальными формулировками, чтобы не было двусмысленности, темноты и пробельности актов. Юридическая техника как раз и связана в основном с организацией правового материала, его внешним изложением. В уровне совершенства правовых актов мы находим внешнюю материализацию юридической техники. Сквозное значение в юридической технике имеет терминология. Термины представляют собой словесное обозначение определенных понятий, используемых для выражения воли законодателя. Используется три их вида: общеупотребительные, специальные юридические (иск, соучастие и т.п.), специальные неюридические.

Наиболее общими правилами использования терминов являются: единство терминологии, тождественность их употребления в разных правовых актах; использование общепризнанных терминов; стабильность терминологии, устойчивость общепринятых обозначений.

Кроме терминологии к средствам юридической техники относятся, в частности, юридические конструкции. Это построения нормативного материала по особому типу связей составляющих его элементов (например, состав преступления).

Важная роль в юридической технике отводится средствам и правилам построения правовых актов. Правила требуют включения в нормативный акт только однородного материала. Лучше издать два, три акта, но не издавать разнородного по содержанию акта. Правилами диктуется издание вначале норм материального права, а затем процессуальных; сперва – общих норм, а после – конкретизирующих и т.п. В качестве средства юридической техники выступает текст документа с его реквизитами (наименованием, датой принятия, подписями и пр.) и структурой. При издании больших кодифицированных актов обыкновенно выделяют общую и особенную части. Определенную нагрузку несет на себе преамбула акта. Первичной структурой текста является статья с ее подразделениями (абзацами, пунктами, частями). Правила требуют однородности ее содержания. Поэтому статья выражает чаще всего одну правовую норму. В кодифицированных актах нормативный материал, содержащийся в статьях, объединяется в главы и разделы. Правила требуют единства, логической последовательности и согласованности помещенного в них материала, обеспечения удобства в его использовании. Отсюда такой, например, прием, как снабжение статей, глав и разделов заголовками, нумерацией и т.п.

Среди технико-юридических приемов выражения и изложения законодательной воли следует назвать:

а) абстрактный, когда вся совокупность возможных юридических фактов и связей охватывается обобщенными родовыми понятиями;

б) казуистический, при котором фактические обстоятельства даются перечислением или путем указания на конкретные, индивидуальные признаки. Абстрактный прием соответствует более высокому уровню юридической культуры. Однако иногда нельзя обойтись и без казуистического изложения нормативного предписания.

Различаются три приема изложения элементов правовой нормы: прямой, отсылочный и бланкетный.

При прямом изложении все содержание нормы со всеми ее элементами дается непосредственно в данной статье акта; при отсылочном – отсылка к другим нормам; при бланкетном – конкретной отсылки нет, но отдельные элементы нормы формулируются в каких-либо специальных правилах, и это просматривается по тексту бланкетной нормы (например, норма, устанавливающая ответственность за нарушение правил по технике безопасности).

В современных условиях очень важно не просто соблюдать правила юридической техники, но и выдерживать общий стиль законодательства. Загруженность его декларативными положениями, призывами, пожеланиями и т.п. девальвирует юридические средства воздействия на общественные отношения. Требования к правотворческой деятельности содержатся, например, в указе Президента России «О порядке деятельности центральных органов федеральной исполнительной власти и Администрации Президента Российской Федерации по ведению законопроектных работ» и в Положении о подготовке проектов постановлений и распоряжений Совета Министров – Правительства России.

 


⇐ Предыдущая38394041424344454647Следующая ⇒


Дата добавления: 2016-10-23; просмотров: 495 | Нарушение авторских прав


Похожая информация:


Поиск на сайте:


Правотворчество — это деятельность прежде всего государственных органов по принятию, изменению и отмене юридических норм путем принятия нормативно-правовых актов.

А так же это результат этой деятельности, выражающийся в виде юрид. документа, закона, постановления и т.д.

Субъектами правотворчества выступают государственные органы, негосударственные структуры (органы местного самоуправления, профсоюзы и т.п.), наделенные соответствующими полномочиями, а также граждане при принятии законов на референдумах.

Правотворчество является составной частью более широкого процесса — правообразования, под которым понимается естественноисторический процесс формирования права. Правотворчество выступает как завершающий этап правообразования.

Сущность правотворчества состоит в возведении государственной воли в нормы права, т.е. в форму юридических предписаний, имеющих общеобязательный характер.

Правотворческая деятельность осуществляется в рамках установленных процессуальных норм (процедур), содержащихся в Конституции, регламентах, уставах и т.п.

Правотворчество характеризуется тем, что:

-оно представляет собой активную, творческую, государственную деятельность;

-основная продукция его — юридические нормы, воплощающиеся главным образом в нормативных актах (кроме этого, в нормативных договорах, правовых обычаях, юридических прецедентах);

-это важнейшее средство управления обществом, здесь формируется стратегия его развития, принимаются существенные правила поведения;

-уровень и культура правотворчества, а соответственно и качество принимаемых нормативных актов — это показатель цивилизованности и демократии общества.

Значение: избрать такой вариант регулирования. Юридической регламентации, который бы в наиболее полной мере отвечал интересам и целям народа, законодателя, способствовал бы прогрессу общества.

Правотворчеству присущи следующие принципы:

научность;

профессионализм;

законность;

демократизм;

гласность;

оперативность;

гуманизм.

Законотворчество и правотворчество не являются синонимами.

Законотворчество — это вид государственной деятельности, посредством которого воля определенной, более или менее многочисленной, группы людей возводится в ранг закона и выражается в норме права в конкретном источнике права.

В юридической литературе законотворческую деятельность государства обычно называют правотворчеством, что не соответствует природе права. Государство не творит право. Право рождается в рамках гражданского общества.

Правотворчество: понятие, виды, принципы

Оно изначально формируется естественно, исторически независимо от деятельности законодателя. Задача государства — признать реально существующие правовые отношения и закрепить их в правовых нормах.

В отличие от правотворчества, целью законотворчества является создание закона (законодательного акта).

Законотворчество — важнейшая составляющая часть правотворчества, поэтому законотворчеству присущи свойства общие для всех разновидностей правотворчества.

.

Сущность законодательного процесса составляет формирование государственной воли, выступающей содержанием правовых норм.

Правотворческий и законотворческий процессы соотносятся как общее и особенное.

1) Законодательная инициатива, т.

е. осуществление закрепленного Конституцией за определенными лицами права на предложение об издании законов и на внесение законопроекта в законодательный орган.

Правом законодательной инициативы обладают: Президент РФ, Совет Федерации, члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы, Правительство РФ, законодательные (представительные) органы субъектов РФ, а также Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ по вопросам их ведения (ст. 104 Конституции РФ).

2) Рассмотрение законопроекта в Государственной Думе.
• Компетентный орган принимает решение о необходимости издания закона, включает соответствующее предложение в план законопроектных работ.
• Вырабатывается официальный законопроект.
• Законопроект вносится в законодательный орган, принимается им к рассмотрению, обсуждается.
• Рассматриваются поправки.
• Принятие в порядке первого, второго и т. д. чтения («Чтение закона» означает обсуждение и поэтапное принятие его, «первое чтение» — принятие проекта в принципе как основы будущего закона; «второе чтение» — принятие проекта как закона; может быть и «третье чтение», т. е. принятие после внесения дополнительных поправок, редакционной обработки);

3) Принятие закона (обычно в результате «второго чтения», а иногда и «третьего чтения»).Законы принимаются Государственной Думой большинством голосов. Конституционные законы требуют 2/3 голосов депутатов палаты.

4) Одобрение закона. Законы нуждаются в одобрении Совета Федерации. Закон, принятый Государственной Думой направляется в Совет Федерации в течение 5 дней; в течение 14 дней закон должен быть рассмотрен Советом Федерации. Если в течение этого времени закон не рассматривается в верхней палате, он считается автоматически одобренным.
Обязательному рассмoтрению в Совете Федерации подлежат принятые Государственной Думой федеральные законы по вопросам:
• федерального бюджета;
• федеральных налогов и сборов;
• финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования, денежной эмиссии;
• ратификации и денонсации международных договоров РФ;
• статуса и защиты государственной границы РФ;
• войны и мира.

5) Подписание закона Президентом РФ и его официальное опубликование. В течение 5 дней после одобрения Советом Федерации закон направляется Президенту, который в течение 14 дней подписывает и обнародует его.

В этот же период Президент может отклонить закон (воспользоваться правом вето) и предложить Федеральному Собранию вновь рассмотреть закон с его, Президентскими поправками. Если при повторном рассмотрении закон в прежней редакции будет одобрен большинством не менее 2/3 голосов от общего числа депутатов Государственной Думы и членов Совета Федерации, он подлежит подписанию Президентом в течение 7 дней и обнародованию.


⇐ Предыдущая9101112131415161718Следующая ⇒


Дата публикования: 2015-01-25; Прочитано: 1299 | Нарушение авторского права страницы



studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2018 год.(0.001 с)…

Правотворчество — понятие, функции

Правотворчество — это деятельность по принятию, изменению, отмене норм права (юридических норм).

Функции правотворчества — это определенные направления правотворческой деятельности по отношению к праву.

Виды функций правотворчества:

1. Новеллизация права.

В узком смысле новеллизация права — это принятие абсолютно новых норм права — т.н. «новелл».

В широком смысле новеллизация права (законодательства) — это:

установление (принятие), изменение, отмена норм права;

санкционирование уже существующих норм (например, обычаев);

принятие, изменение, отмена, приостановление, продление действия (пролонгирование) нормативного акта.

Новеллизация права (в широком смысле) предполагает какое-либо изменение состояния действующих норм права, т.е. внесение элемента новизны в состояние как формы, так и содержания права.

Новеллизируют (в широком смысле) право и определенные т.н. интерпретационные акты — такие акты официального толкования норм права как, например, соответствующие решения Конституционного Суда Украины, являющегося субъектом официального толкования законов Украины.

2.

Теория государства и права. Курс лекций

Устранение (восполнение) пробелов в праве.

Восполняют (устраняют) пробелы в праве только субъекты правотворчества, субъекты правоприменения могут только преодолевать пробелы в праве (пробелы в законодательстве).

3. Детализация (конкретизация) права.

Например, нормы законов могут детализироваться (конкретизироваться) нормами соответствующих подзаконных актов.

4. Систематизация законодательства.

Наиболее радикальным способом систематизации законодательства является его кодификация, которая вносит элемент упорядоченности и в форму, и в содержание законодательства.

Все функции правотворчества во многом диалектически взаимосвязаны между собой, одна предполагает другую как причина предполагает наличие ее следствия. Например, систематизация законодательства посредством его кодификации сопровождается его новеллизацией, детализацией, восполнением пробелов.

Функции правотворчества реализуются с помощью определенных организационных форм правотворчества: а) в форме текущего правотворчества; б) в форме деятельности компетентных органов по систематизации нормативного материала.

Название работы: Правотворчество: общее и особенное в правовых системах современности.

Содержание:

Введение 3
1. Понятие, принципы, виды правотворчества 5
2. Законодательный процесс 10
3. Опубликование и вступление в силу нормативно-правовых актов 17
4. Юридическая техника правотворчества 19
5. Система нормативно-правовых актов 24
Заключение 29
Список литературы 30

Введение: Правотворчество представляет собой одну из важнейших сторон деятельности государства, имеющую своей непосредственной целью формирование правовых норм, их изменение, отмену или дополнение.

В каждом государстве правотворчество обладает своими особенностями, но везде оно направлено на создание и совершенствование единой, внутренне согласованной и непротиворечивой системы норм, регулирующих сложившиеся в обществе разнообразные отношения.
По своей социальной сути правотворчество выступает как процесс возведения государственной воли в закон, ее оформления в различных юридических актах, наконец, как процесс придания содержащимся в них правилам поведения — государственным велениям общеобязательного характера. Оно охватывает собой непосредственную деятельность уполномоченных на то государственных органов по выработке, принятию, изменению или дополнению нормативно-правовых актов.

Использованная литература: 1. Алексеев С.С. Общая теория права: В 2 т. Т. 2. М., 1981.
2. Аннерс Э. История европейского права. М., 1994.
3. Власенко Н.А. Основы законодательной техники: Практическое руководство. Иркутск, 1995
4. Власенко Н.А. Язык права. Иркутск, 1997
5. Гарднер Д. Великобритания. Центральное и местное управление. М., 1982
6. Горшенев В.М. Нетипичные нормативные предписания в праве // Советское государство и право. 1978. N 3.
7. Губаева Т.В. Язык и право. М., 2003
8. Доклад Председателя Совета Федерации от 25 февраля 2005 г. «О состоянии законодательства в Российской Федерации» (www.council.gov.ru).
9. Законодательная техника: Научно-практическое пособие / Под ред. Ю.А. Тихомирова. М., 2000
10. Законотворческая техника современной России: состояние, проблемы, совершенствование: Сборник статей: В 2 т. / Под ред. В.М. Баранова. Н. Новгород, 2001
11. Законотворчество в Российской Федерации / Под ред. А.С. Пиголкина. М., 2000.
12. Ивакина Н. Русский язык российского права // Российская юстиция. 2000. N 7.
13. Императрица Екатерина II. О величии России. М., 2003. С. 133-134.
14. Испания. Конституция и законодательные акты.
15. Италия. Конституция и законодательные акты. М., 1998.
16. Керимов Д.А. Законодательная техника: Научно-методическое и учебное пособие. М., 1998
17. Керимов Д.А. Культура и техника правотворчества. М., 1991.
18. Китайская Народная Республика. Конституция и законодательные акты. М., 1984.
19.

Понятие, принципы и виды правотворчества

Комаров С.А. Общая теория государства и права. Саранск, 1994.
20. Коркунов Н.М. Лекции по общей теории права. Спб., 1898.
21. Международное и национальное уголовное законодательство: проблемы юридической техники. М., 2004.
22. Монтескье Ш. О духе законов. Гл. XVI «Что именно следует иметь в виду при составлении законов» // Избранные произведения / Пер. с фр. М., 1955.
23. Общая теория права / Отв. ред. А.С. Пиголкин. М., 1994.
24. Оценка законов и эффективности их принятия. Материалы Международного семинара 16-17 декабря 2002 г.

Рязань-М.: Издание Государственной Думы, 2003.
25. Проблемы юридической техники: Сборник статей / Под ред. В.М. Баранова. Н. Новгород, 2000;
26. Прянишников Е.А. Законодательная техника: Научно-практическое пособие. М., 2000.
27. Спасов Б. Закон и его толкование. М., 1986.
28. Сперанский М.М. Руководство к познанию законов. СПб., 2002.
29. Справочник по нормотворческой технике / Пер. с нем. 2-е изд., перераб. М., 2002.
30. Тихомиров Ю.А. О правилах законодательной техники // Журнал российского права. 1999. N 11.
31. Трубецкой Е. Н. Энциклопедия права. Киев, 1906.
32. Черданцев А.Ф. Логико-языковые феномены в праве, юридической науке и практике. Екатеринбург, 1993
33. Шугрина Е.С. Техника юридического письма: Учебно-практическое пособие. М., 2000
34. Язык закона / Под ред. А.С. Пиголкина. М., 1990.

Год: 2012. Кол-во страниц: 31

Курсовая работа — 600р.

Категория: Гражданское право

Начальная ступень правообразования — возникновение объективно обусловленной экономической, социально-политической, нравственной или иной общественной потребности в юридическом регулировании соответствующих отношений.

Признаки правотворчества — это его принципы и виды

Затем эта потребность преломляется в системе политических отношений, в политическом, нравственном и правовом сознании, в господствующем общественном мнении, когда складываются интересы и потребность получает адекватное или же искаженное, деформированное, узкоклассовое выражение.

Непосредственно же правообразующее значение в процессе формирования права имеет деятельность государства, его компетентных органов. Именно деятельность таких органов по формированию права и выступает в виде правотворчества.

Следовательно, правотворчество — это завершающая процесс формирования права государственная деятельность, в результате которой определенные положения через закон, через иные источники получают статус юридических норм, выступают в виде норм писаного права. Правотворчество представляет собой особую форму деятельности государственных органов по разработке и принятию нормативно-правовых актов в целях установления, изменения или отмены юридических норм.

Субъектами правотворчества выступают государственные органы, негосударственные структуры (местное самоуправление, профсоюзы и т.д.), наделённые соответствующими полномочиями, а также граждане при принятии законов на референдумах.

Принципы правотворчества — это основные начала осуществления правотворческой деятельности. Наиболее важные из них:

— принцип законности (правотворчество должно осуществляться в рамках т на основе Конституции РФ, иных законов и подзаконных актов);

— принцип научности (заключается в том, что в процессе подготовки нормативных актов важно изучать социально-экономическую, политическую и иные ситуации, объективные потребности развития общества и т.п.);

— принцип профессионализма (заниматься подобной деятельностью должны компетентные, подготовленные люди).

— принцип использования правового опыта (подразумевает, что всякий вновь разрабатываемый нормативный акт должен опираться на уже известный положительный правовой опыт государств и цивилизации в целом);

— принцип демократизма (позволяет эффективно выявлять истинные стремления и волю народа; характеризует степень участия граждан в процессе правотворчества);

— связь с практикой (выражает задачу законодателя постоянно отслеживать общественные процессы, ориентироваться на практику применения уже действующих законов, своевременно устранять пробелы в праве, воспринимать все лучшее, что предлагается правоприменительными органами).

— принцип гласности (открытость, «прозрачность» правотворческого процесса для широкой общественности).

— принцип оперативности (своевременность издания нормативных актов).

Правотворчество подразделяется на несколько стадий:

1) законодательная инициатива. Эту стадию проходит принятие законов, кодексов, а также некоторых других важнейших нормативно-правовых актов.

Ст.104 Конституции РФ перечисляет официальных лиц, обладающих правом законодательной инициативы. Если законопроекты или проекты иных нормативно-правовых актов внесены в орган, обладающий правом законодательной инициативы, то такой законопроект должен быть принят законодателем к обсуждению. Круг лиц, обладающим правом законодательной инициативы, довольно широк, а поэтому любые лица или группы лиц, заинтересованные в принятии какого-то закона, должны обращаться к лицам, обладающим правом законодательной инициативы.

2) обсуждение законопроекта. Данная стадия начинается в Гос. Думе. Входе обсуждения устраняются противоречия, пробелы, неточности. Наиболее существенные проекты выносятся на общественное обсуждение.

3) принятие закона (принятие Гос. Думой, одобрение Советом Федерации, подписание Президентом).

4) опубликование закона.

В зависимости от субъектов правотворчество подразделяется на следующие виды:

1) непосредственное правотворчество народа в процессе проведения референдума.

2) правотворчество государственных органов (органов законодательной, исполнительной власти).

3) правотворчество общественных организаций (принятие ими уставов, других решений нормативного характера).

4) правотворчество отдельных должностных лиц.

5) правотворчество органов местного самоуправления.

6) локальное правотворчество (на предприятии, в учреждении и организации).

В зависимости от значимости правотворчество подразделяется на:

1) законотворчество – правотворчество высших представительных органов, в процессе которого издаются нормативные акты высшей юридической силы – законы.

2) делегированное правотворчество – нормотворческая деятельность органов исполнительной власти, осуществляемая по поручению парламента по принятию для оперативного решения определённых проблем нормативных актов, входящих в компетенцию представительного органа.

3) подзаконное правотворчество – принятие и введение в действие норм права структурами, не относящимися к высшим представительным органам – Президентом, Правительством, министерствами, ведомствами, местными органами государственного управления, руководителями предприятий и т.д. Правовые нормы принимаются на уровне подзаконных актов, нормативных договоров и в иных формах.


⇐ Предыдущая40414243444546474849Следующая ⇒


Дата публикования: 2015-01-26; Прочитано: 402 | Нарушение авторского права страницы



studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2018 год.(0.001 с)…

Добавить комментарий