Предмет и метод правового регулирования тгп

О проекте  /  ТГП  /  Право и социальные нормы  /  Предмет и метод правового регулирования

Предмет и метод правового регулирования

Система права делится на отрасли, у каждой отрасли имеется свой специфический предмет и метод правового регулирования. Можно сказать, что отрасли – это главные и самые крупные элементы системы права. Именно при помощи предмета и метода правового регулирования имеет место быть система права.

Определение метода правового регулирования

Под методом правового регулирования понимается совокупность разнообразных способов, а также приемов воздействия на отношения в обществе отрасли права. Данные общественные отношения, в свою очередь, образуют предмет отрасли.

Элементы правового регулирования

Существует четыре основных элемента правового регулирования:

1. Средства воздействия на отношения внутри общества:

  • Дозволение;
  • Позитивное обязывание;
  • Запреты;
  • Уполномочивание;
  • Ограничение;
  • Закрепление конкретных отношений, к примеру, статуса или целей деятельности;
  • Рекомендация;
  • Поощрение;
  • Предоставление льгот;
  • Государственное принуждение;

2. Способы, которые определяют особенности связей участников упорядочиваемых отношений:

  • Автономный способ;
  • Приказной способ;
  • Субординационный способ;

3. Приемы воздействия;

4. Формы воздействия.

Компоненты метода правового регулирования

Существует четыре основных компонента метода правового регулирования:

1. Компонент, составляющий порядок возникновения прав и обязанностей сторон;

2. Компонент, составляющий степень самостоятельности субъектов при возникновении прав и обязанностей;

3. Компонент, составляющий способы регулирования активности субъектов права;

4. Компонент, составляющий способы обеспечения прав и обязанностей.

От разнообразного сочетания данных компонентов зависит метод конкретной правовой отрасли.

Существует два кардинально противоположных метода правового регулирования:

  1. Авторитарный метод правового регулирования, его также называют императивным;
  2. Метод автономии, который также называют диспозитивным

Авторитарный метод правового регулирования за свою основу берет властные юридические предписания, от которых нельзя отступать. Более простыми словами – субъекты правоотношений обязаны поступать только так, как это прописано и никак иначе.

Метод автономии дает больший простор для действий и позволяет участникам правоотношений самостоятельно определять меру дозволенного в рамках правового поля. в данном случае субъекты имеют равные права и равные обязанности

В разных отраслях права применяются различные сочетания средств, способов воздействия, поэтому можно говорить о наличии отраслевых методов правового регулирования, которые состоят из индивидуального набора средств и способов воздействия.

Интересное:

Императивные и диспозитивные нормы права

Важнейшей чертой метода гражданского права является диспозитивность нормативно-правового регулирования, выражающаяся в том, что устанавливаемые гражданским законодательством правовые нормы зачастую представляют субъектам широкую свободу в определении и осуществлении их имущественных прав и содержат большое число диспозитивных правил.

Определение Императивной и Диспозитивной норм права

Императивная норма права содержит предписание, обязательное для исполнения независимо от воли участников гражданских правоотношений, которое не может быть изменено по совместному договору сторон.

Например, соглашение о неустойке должно быть совершено в письменной форме независимо от формы основного обязательства.

Диспозитивная норма права — это норма, которая подлежит применению, если участники правоотношений не проявили свою волю и не урегулировали отношения по-иному. О диспозитивном характере правовой нормы свидетельствует, в частности, содержащаяся в ней оговорка: «если иное не предусмотрено договором». Право залогодержателя (право залога) на вещь, являющуюся предметом залога, распространяется на её принадлежности, если иное не предусмотрено договором. В условиях рыночной экономики число диспозитивных норм в гражданском праве значительно возросло.

Диспозитивные правовые нормы достаточно тесно связаны с вопросами реформирования социальных отношений. Так, законодательное обеспечение российской рыночной экономики предусматривает формирование не только мощного юридического фундамента. В данной области предполагается также значительное усиление роли договора в сфере экономических, многих международных, социально-политических и прочих связей. Он, по юридической своей природе, считается эффективным приёмом регламентации отношений, которые складываются в условиях свободного товарообмена и производства.

Разделение на императивные и диспозитивные нормы считается давно существующим общим свойством юридических предписаний. Оно имеет немаловажное значение в процессе законотворчества и последующего применения положений. Особое значение имеют диспозитивные нормы гражданского права. Это связано с обширностью данной юридической сферы и необходимостью регулировать многообразие отношений. Также данные положения имеют значение в процессе формирования имущественного оборота в рамках рынка.

Диспозитивные коллизионные нормы

Это понятие предполагает самостоятельный выбор субъектами объёма и характеристик своих обязанностей и возможностей. В случае отсутствия договорённости в силу вступает второе предписание, содержащееся в положении. Активно применяются диспозитивные нормы в ГК РФ. Так, в ст. 459, п. 2 говорится, что риск случайного повреждения либо гибели товара, который был продан в ходе его нахождения в пути, с момента заключения договора о купле-продажи переходит на покупателя, в случае если другое не предусматривается таким соглашением либо обычаями коммерческого оборота.

Признаки положений

В гражданском законодательстве установились определённые формулировки, которые достаточно чётко либо прямо выражают юридическую силу той или иной нормы либо их группы. М. Брагинский предложил называть их атрибутикой. Такие формулировки могут звучать по-разному. Диспозитивные нормы выражаются посредством следующей формулы: поскольку либо если соглашение или договор не предусматривает иное. Кроме этого, используется и другая атрибутика.

Предмет и метод правового регулирования как основания деления норм права отрасли

Речь идёт о такой формулировке: в норме указано, что стороны вправе или могут совершать определённое действие, которое отступает от утверждённого общего правила. Это является относительно новым приёмом в законодательной технике.

Придание диспозитивности может касаться определённой группы норм. В этом случае используется прямое указание на возможность отклонения: допускается договор сторон об ином. Тем не менее, большинство положений не имеют чёткого указания на то, какие они – императивные либо диспозитивные. Традиционным считается в данном случае взгляд, что при отсутствии каких-нибудь чётких ориентиров, позволяющих определить характер акта, его следует выявлять путём толкования положения. В практическом применении это зачастую приводит к неоднозначному пониманию юридического значения ряда важных норм.

В итоге

Формулировка в учебной и научной литературе общих выводов об абсолютном преобладании диспозитивных либо, напротив, императивных норм должна быть признана неточной. Она не отражает действительного положения и наличия ряда существенных особенностей в данном вопросе в рамках отдельных институтов. В связи с тем, что прямые указания на характер всех либо большинства положений созданы быть не могут практически, юридическая сила должна определяться посредством толкования с учётом всех обстоятельств и факторов, относящихся к определённому акту.

Данный путь непрост, однако он неизбежен. Решающим словом в данном случае является вывод суда. Относительно юридической силы некоторых важных положений ГК желательно иметь разъяснения. Они могут быть представлены в постановлении от высшей судебной инстанции. Разъяснения позволили бы внести некоторое успокоение и ясность в договорную практику, которая испытывает сегодня существенные затруднения при понимании и последующем применении многих важных положений. За счёт правильного представления о сущности диспозитивных норм появятся предпосылки для дальнейшего углубления практических и теоретических знаний, касающихся действия механизма юридического урегулирования.

Количество преступлений в России

МЕТОД ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ -способ воздействия юридических норм. М.п.р. подразделяются на императивные и диспозитивные. Императивный метод — это способ властного воздействия на участника общественных отношений, урегулированных нормами права. Примером может служить административное или уголовное право. Диспозитивный метод — это способ регулирования отношений между участниками, являющимися равноправными сторонами. Он предоставляет им возможность выбирать форму своих взаимоотношений, урегулированных нормами права. Этот метод включает в себя три способа регулирования: а) дозволение совершить известные действия, имеющие правовой характер; б) предоставление определенных прав; в) предоставление лицам, участвующим в определенных взаимоотношениях, право выбирать вариант своего поведения.

 

51.

Портал «Юристъ» — Ваш успех в учебе и работе!

Классификация отраслей российского права.

Для каждой отрасли права определяются свои предмет и метод правового регулирования. Сочетание этих критериев носит юридически своеобразный, неповторимый характер, в связи с чем единое право подразделяется на отрасли.

Система права с точки зрения отраслевого деления имеет пирамидальное строение, включает в себя несколько уровней. В основе лежит основополагающая (учредительная) отрасль права, над которой располагаются т.н. базовые (или профилирующие) отрасли, которые используют один из методов правового регулирования в чистом виде. Эти отрасли развивают положения основополагающей отрасли права.

Прочие отрасли пользуются различными сочетаниями этих методов на основе какого-либо ведущего метода. Все остальные отрасли права примыкают к базовым отраслям, т.к. пользуются теми же методами правового регулирования и имеют определенное сходство по предмету регулирования с профилирующими отраслями.

С учетом предмета и метода правового регулирования выделяют прежде всего четыре основные отрасли права.

Учредительная отрасль права — конституционное право — основополагающая отрасль, носит учредительный характер, т.к. закладывает основы правового регулирования в иных отраслях права.

Предмет этой отрасли составляют основы конституционного строя, права и свободы человека и гражданина, федеративное устройство, институт Президента, Федерального Собрания, Правительства, судебной власти, местного самоуправления.

Метод отрасли — императивный.

 

Основные источники — Конституция РФ, федеральные конституционные законы, конституции и уставы субъектов РФ и др.

Базовые (профилирующие) отрасли выделяются на основе методов правового регулирования, эти отрасли используют какой-либо из основных методов в чистом виде.

Гражданское право.

Предмет — сфера имущественных и тесно связанных с ними личных неимущественных отношений.

Метод — диспозитивный.

Основные источники — Конституция РФ, Гражданский кодекс РФ и др.

Уголовное право.

Предмет — отношения по охране жизни, здоровья, безопасности, личной неприкосновенности и имущества граждан, а также отношения по охране защищаемых законом интересов общества и государства.

Метод — охранительный.

Основные источники — Конституция РФ, Уголовный кодекс РФ.

Административное право.

Предмет — общественные отношения в сфере исполнительно-распорядительной деятельности.

Метод — императивный.

Основные источники — Конституция РФ, конституции и уставы субъектов РФ, Кодекс об административных правонарушениях РСФСР и др.

Семьи отраслей права. К базовым отраслям примыкают отрасли, которые основаны на использовании методов, сконцентрированных в профилирующих отраслях. Эти отрасли имеют юридически своеобразный предмет правового регулирования, но при этом пользуются сочетанием основных методов правового регулирования, что роднит их с какой-либо из профилирующих отраслей. Эти группы отраслей образуют семьи отраслей права.

Уголовно-правовая семья — уголовное право, уголовно-исполнительное право, уголовный процесс.

Административно-правовая семья — административное право, финансовое право, налоговое право, земельное право и др.

Гражданско-правовая семья — гражданское право, семейное право, трудовое право, наследственное право и др.

В зависимости от роли, назначения в системе права отрасли права делятся на

— Основополагающая отрасль — состоит из норм, устанавливающих основы правового регулирования и требующих развития в иных отраслях права (конституционное право);

— Материальные — состоят из норм, которые непосредственно регулируют общественные отношения (уголовное, гражданское, трудовое и т.д.);

— Процессуальные — состоят из норм, которые устанавливают процедуру защиты материальных прав, носят вспомогательный характер (уголовно-процессуальное право, гражданско-процессуальное право и т.д.).

В зависимости от функций права отрасли можно разделить на

— Регулятивные — выражают регулятивную функцию права, непосредственно регулируют общественные отношения, предоставляют субъективные права и налагают юридические обязанности (гражданское, трудовое, экологическое право и т.д.);

— Охранительные — выражают охранительную функцию права, направлены на защиту прав, предоставленных регулятивными отраслями (уголовное право).

По предметному единству отрасли делятся на

— Основные — в их состав не могут входить нормы других отраслей права (конституционное, гражданское и др.);

— Комплексные — состоят из норм, входящих в различные отрасли права (хозяйственное право, природоохранительное право, военное право и др.).

52.

Понятие и виды правовых институтов.

Институт права– это обособленный комплекс правовых норм, которые являются частью отрасли права и регулируют определенный вид родственных отношений.

В отличие от отрасли права, которая регулирует определенный род общественных отношений, институт права– это упорядоченная совокупность правовых норм, регулирующих определенный вид общественных отношений в какой–либо отрасли права.

Признаки института права:

1) однородность содержания,так как он регулирует родственные и типичные отношения;

2) юридическое единство норм института права,так как эти нормы представляют собой единый, обособленный и согласованный комплекс;

3) нормативная обособленность ,так как нормы институт права закрепляются в виде глав, разделов и т. п.

Виды правовых институтов:1) в зависимости от отрасли права:

а) конституционные (институт гражданства, институт избирательного права и др.);

б) гражданско–правовые (институт частной собственности, институт купли–продажи и др.);

в) уголовно–правовые (институт преступлений, институт наказаний, институт лишения свободы и др.);

г) трудовые (институт трудового договора, институт дисциплины труда и др.);

д) административные (институт административной ответственности, институт административного наказания и др.) и иное соответственно количеству отраслей права;

2) в зависимости от функциональной направленности:

а) регулятивные;

б) охранительные;

в) учредительные (закрепительные);

3) в зависимости от характера правовых норм и предмета правового регулирования:

а) материальные;

б) процессуальные;

4) в зависимости от сферы распространения:

а) отраслевые;

б) межотраслевые (смешанные);

5) в зависимости от распространения в отраслях права:

а) простые, т. е. совокупность правовых норм, которые регулируют отношения в пределах одной отрасли;

б) сложные (комплексные), т. е. совокупность правовых норм, которые регулируют отношения в нескольких отраслях.

Структура институтов права:

1) субинституты,которые представляют собой часть института права и регулируют конкретную сферу общественных отношений в рамках этого института права (жизнь, здоровье – субинституты института преступлений против жизни, здоровья);

2) подотрасль права,нормы которой регулируют группы близких отношений определенного вида (авторское, изобретательское, жилищное, наследственное право – подотрасли гражданского права).

Подотрасль права образуют правовые институты одной и той же отрасли права, регулирующие родственные отношения.

 

 

⇐ Предыдущая262728293031323334Следующая ⇒


Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 1387; Нарушение авторских прав?;




Деление права на отрасли определяют два основных критерия: предмет и метод правового регулирования.

Предмет правового регулирования составляют общественные отношения, регулируемые правом. Каждая отрасль права объединяет такие правовые нормы, которые регулируют особенный качественно определенный вид общественных отношений, объективно требующий правовой регламентации. Объединение правовых норм в отрасли права происходит в силу объективных причин и не зависит от усмотрения правотворческих органов. Главным фактором, обуславливающим отличие одной отрасли права от другой, является своеобразие общественных отношений, которые регулируются этими отраслями. Отношения, регулируемые нормами различных отраслей права, отличаются друг от друга своим содержанием, конкретными целями. Так, предметом регулирования трудовых отношений является трудовое право. Однако предмет правового регулирования не может быть единственным критерием деления права на отрасли, так как:

1.Общественные отношения, составляющие предмет регулирования, достаточно разнообразны, и взяв за основу деления лишь предмет правового регулирования, пришлось бы признать большее число отраслей.

2.Нередко одни и те же общественные отношения регулируются различными способами, поэтому вторым критерием при распределении норм права по отраслям выступает метод правового регулирования. Если предмет правового регулирования отвечает на вопрос, какие общественные отношения регулируются нормами той или иной отрасли права, то метод показывает, каким образом регулируются данные отношения.

Метод правового регулирования – это совокупность юридических средств, при помощи которых осуществляется правовое регулирование качественно однородных общественных отношений. Метод правового регулирования характеризуется рядом признаков:

1.Юридические факты, которые необходимы для возникновения правовых отношений.

2.Юридическое положение участников правоотношений.

3.Характер прав и обязанностей участников правоотношений и как они распределены между ними.

4.Пути и средства обеспечения субъективных прав и юридических обязанностей.

В теоретическом плане выделяют две разновидности метода правового регулирования:

I.

ТГП готовые шпоры

Метод автономии, который применяется главным образом в сфере частного права.

Метод автономии предоставляет самим участникам регулируемого правом общественного отношения возможность самостоятельно определять свом отношения друг с другом в рамках закона и при этом стороны выступают как равные субъекты, которые добровольно и по взаимному соглашению принимают на себя обязательства по отношению друг к другу.

Автономный метод включает в себя три способа регулирования общественных отношений

1.Дозволение совершить известные действия, имеющие правовой характер (например, ст.75 Семейного кодекса РФ: родителям, родительские права которых ограничены судом, могут быть разрешены, если это не оказывает на них вредного влияния).

2.Предоставление участникам общественных отношений, урегулированных нормами права, определенных прав. Примером этого способа является право расторжения трудового договора-контракта по инициативе работника.

3.Предоставление лицам, участвующим в определенных взаимоотношениях, возможности выбора вариантов своего поведения. Примером этого способа регулирования может служить положение гражданского права, согласно которому плата за пользование помещением устанавливается соглашением сторон.

II. Авторитарный метод, который применяется в сфере публичного права.

Авторитарный метод основывается на использовании властных правовых предписаний, которые устанавливают основания порядок возникновения конкретных прав и обязанностей у субъектов правоотношений. Например, право избирать и быть избранным в представительные органы государственной власти, ответственность за административные проступки, уголовная ответственность за совершение преступлений и т.д.

Однако следует отметить, что одно и тоже общественное отношение имеет множество аспектов: с одной стороны оно подпадает под правовое регулирование автономным методом, а с другой – авторитарным.

Например, право владеть, пользоваться и распоряжаться собственностью подпадает под метод автономии, когда речь идет о нормах гражданского права, но право собственности подпадает и под авторитарный метод регулирования. Так, например, нормами уголовного права предусматривается уголовная ответственность за посягательство на собственность: нормы о краже, грабеже, разбое, вымогательстве, мошенничестве и т.д. В первом случае собственность, имущественные отношения подпадают под действие норм гражданского права, а во втором – под действие норм уголовного права.

Здесь очевидно, что одного предмета регулирования для различения отраслевой принадлежности к той или иной юридической норме недостаточно, и, очевидно, явно недостаточно метода правового регулирования.

Но единство предмета и метода характеризуют не все отрасли права. Возникают в настоящее время новые отрасли права, такие как космическое, экологическое, информационное (компьютерное) право, которые пока что объединяются по предмету правового регулирования, а метод правового регулирования этих отношений еще вырабатывается. Кроме того, возникают так называемые комплексные отрасли, которые охватывают несколько отраслей жизнедеятельности общества, то есть имеют несколько взаимосвязанных между собой предметов регулирования: например, аграрное право.

Заслуживает внимание и еще одна точка зрения: с целью уточнения критериев выделения в структуре самостоятельных отраслей отдельные авторы на ряду с предметом и методом правового регулирования предложили такую категорию, как юридический режим регулирования. Они утверждают, что для каждой отрасли права характерен ряд специфических только ей присущих юридических особенностей. В совокупности они образуют особый отраслевой юридический режим регулирования, который формируется, прежде всего, с учетом предмета и метода правового регулирования. Отраслевой режим правового регулирования характеризуется следующими основными признаками:

1.Юридический режим отрасли материально обусловлен предметом регулирования, то есть особенностями управленческих, имущественных трудовых, семейных и других отношений.

2.На основе одного из базовых методов формируется отраслевой метод правового регулирования, то есть характерный для данной отрасли права единый специфический способ юридического воздействия, который определяется прежде всего особыми юридическими средствами регулирования. Это, например, установленные формы, касающиеся способов возникновения прав и обязанностей, средств юридического воздействия, способов защиты прав и т.д.

У каждой отрасли права есть специфический набор таких средств.

3.Принципы, общие положения, специфические для данной отрасли права, имеют и свое конкретное содержание и эти принципы, общие положения, придают конкретной отрасли права специфическое содержание.

4.Это особая отрасль законодательства, возглавляемая кодифицированным актом – кодексом. Если есть такой кодифицированный нормативно-правовой акт, то существуют основания для выделения отрасли права, поэтому в формировании юридической специфики режима большую роль играет законодатель.


⇐ Предыдущая22232425262728293031Следующая ⇒


Дата публикования: 2015-11-01; Прочитано: 106 | Нарушение авторского права страницы



studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2018 год.(0.002 с)…

Способы и методы правового регулирования, его основные типы.

Правовое регулирование — это воздействие на поведение людей с целью его упорядочения.

Способы правового регулирования —это совокупность предписаний (средств), зафиксированных в норме права, при помощи которых происходит правовое воздействие на субъектов права. Выделяют следующие способы правового регулирования.

1. Дозволение — закрепление за субъектом прав (возможностей) Например, ст. 53 Конституции закрепляет за каждым право на возмещение вреда, причинённого незаконными действиями или бездействиями органов государственной власти или их должностных лиц.

2. Запрещение — (обязывание пассивного характера) установление запрета на совершение действий. Так, при осуществлении правосудия не допускается использование доказательств, полученных с нарушением федерального закона (ч. 2 ст. 50 Конституции).

3. Обязывание — (обязывание активного характера)возложение обязанности совершать действия. В частности, обязанность Президента РФ при вступлении в должность принести народу присягу (ч. 1 ст. 82 Конституции).

Метод правового регулирования —это совокупность приёмов, с помощью которых производится правовое регулирование общественных отношений. Используются методы: координации, т.е. основанный на равенстве сторон в отношении (гражданское право), и субординации, т.е. основанный на подчинении одной стороне отношения другой (административное право). При определении метода правового регулирования главным является юридическое положение сторон, статус субъектов права.

1. Метод субординации (централизованный метод)при котором правовое регулирование осуществляется на властно-императивных началах, поскольку субъекты отношений связаны на основе власти и подчинения (уголовные, административные отношения).

2. Метод координации (децентрализованный) — при котором правовое регулирование осуществляется на основе активности самих субъектов права, строящих отношения между собой на принципе равенства (гражданские, семейные и др. отношения).

В некоторых отраслях права имеет место сочетание элементов того и другого методов, а иногда и их доминирующие черты.

 

Тип правового регулирования —это определённое сочетание способов правового регулирования, дозволения, обязывания и запрещения.

1. Общедозволительный тип правового регулирования — можно делать всё, что не запрещено правом и не противоречит ему. В его основе лежит общее дозволение. Регулирование строится по принципу: “Дозволено всё, кроме…”. Это означает, что лица вправе совершать любые действия, лишь бы они не подпадали в разряд запрещённых.

Конечно, это не означает вседозволенности. При отсутствии конкретных норм граждане, юридические лица должны вести себя в соответствии с духом законодательства, его принципами, целями, задачами, моральными принципами и обычаями делового оборота.

Общедозволительный тип правового регулирования применяется лишь в отношении граждан, юридических лиц.

При общедозволительном типе правового регулирования ориентиром служат нормативные обобщения (принципы, цели, задачи) (презумпции, фикции?).

Таким образом, можно делать всё, но нельзя выходить за правовое поле, ограниченное принципами, задачами, целями права.

2. Разрешительный тип правового регулирования — можно делать только то, что правом прямо разрешено. Всё остальное делать нельзя. Например, в ст. 137 Трудового кодекса РФ определены случаи, когда могут производится удержания из заработной платы работников для погашения их задолженности предприятию, учреждению, где они работают.

В рамках разрешительного типа правового регулирования может определяться поведение как должностных лиц, так и граждан. Оно строится по принципу: “Разрешено только это, а остальное запрещено”.

 

50. Способы толкования права. Виды толкования права по объёму.

Способ толкования —это совокупность приёмов и средств познания смысла и содержания принципов и норм права. (способ толкование — это уяснение — усвоение содержания принципов и норм права “для себя”). Различают несколько способов толкования (уяснения): грамматическое, логическое, систематическое и историческое.

1. Грамматическое толкование — предполагает уяснение знания отдельных слов, связи между словами и предложениями, роли употребляемых предлогов, союзов, знаков препинания и т.п. Грамматическое толкование — это толкование, которое основывается на данных грамматики, лексики, наук филологического цикла. Его суть заключается в тщательной грамматико-синтаксической, “буквальной” проработке текста закона, в анализе слов, предложений, словесных формулировок юридических норм. Грамматическое толкование является среди всех способов толкования первичным и исходным. Ибо юридические нормы существуют только в языковой форме, всегда выражены в тексте нормативного документа, конструируются в виде грамматических предложений.

2. Логическое толкование — уяснение смысла принципов и норм права с помощью законов и правил логики (достаточного основания, исключения третьего, доведение до “абсурда” и др.). Это — толкование, которое основывается на законах и правилах формальной логики. Здесь используются способы — аналогия, преобразование предложения, доведение до абсурда, аргументы от противного и т.д., причём, как и при грамматическом толковании, — на материале самой юридической нормы (т.е. не выходя за пределы текста закона).

3. Систематическое толкование — выявление связи данных принципов и норм права с другими, определение их места и роли в системе права (институте, отрасли в целом). Это — толкование, которое основывается на знаниях связей каждой юридической нормы с другими нормами, с общими нормативными положениями, с принципами права. Его суть заключается в том, что норма сопоставляется с другими нормами, устанавливается её место и значение в данном нормативном акте, в отрасли права, во всей правовой системе.

4. Историческое толкование — уяснение целей, исторических обстоятельств, условий принятия нормативного акта, заключения нормативного договора, появления правового обычая. Так, без изучения экономической, социальной, политической ситуации в стране невозможно объяснить появление нового гражданского, уголовного кодексов. Это — толкование, основанное на данных, относящихся к исторической обстановке издания закона, к связанным с этим историческим событиям, ходу и характеру подготовки, обсуждения и принятия закона, его отдельных положений. Существенное значение в историческом толковании имеют альтернативные проекты, публикации в печати при обсуждении проекта, в особенности дебаты в законодательном органе, вносимые поправки, основания их принятия или отклонения и т.д. Важнейший источник сведений по всем этим вопросам — протоколы заседаний законодательного органа, свидетельства разработчиков проекта, участников дискуссий.

 

Виды толкования права по объёму.

Данный вид толкования связан с выявлением меры сходства (совпадения) действительного содержания (буквального смысла) и текста (словесного выражения смысла) принципов и норм права. Различают буквальное (адекватное), расширительное и ограничительное толкование.

1. Буквальное (адекватное) толкование — оно возможно только тогда, когда действительный смысл нормы права и его текстуальное выражение полностью совпадают. Такое толкование предполагает совпадение в результате толкования смысла правовой нормы с её буквальным текстом.

2. Расширительное толкование — применимо в случаях, когда действительный смысл нормы права шире его текстуального выражения. Так, из буквального текста ч. 2 ст. 15 Конституции РФ вытекает, что из физических лиц только граждане и их объединения должны соблюдать Конституцию России. Однако действительный смысл нормы шире — Основной закон должны соблюдать также иностранцы, лица без гражданства, беженцы, вынужденные переселенцы. Расширительное, или распространительное, толкование предусматривает раскрытие более широкого смысла, нежели предусмотренного текстом.

3. Ограничительное толкование — используется, когда действительный смысл нормы права уже его текстуального выражения. Например, из буквального текста ч. 1 ст. 34 СК РФ следует, что имущество, нажитое супругами во время брака, является их общей совместной собственностью. Это правило не касается вещей индивидуального пользования (одежды, обуви и т.п.). Они хотя и приобретены во время брака за счёт общих средств супругов, однако не являются совместной собственностью. Таким образом, ограничительное толкование предусматривает раскрытие более узкого смысла, нежели предусмотренного текстом.

 

51. Термин и понятие «право», их многозначность. Подходы к правопониманию.

 

Термин «право» имеет множество значений. Однако в каком бы значении не употреблялся термин «право», с точки зрения цивилизационного подхода под ним всегда понимается — уравновешенная, оправданная свобода или возможность поведения людей в обществе.

1. Общесоциальное (неюридическое) значение термина «право». Связано с использованием термина «право» в сфере корпоративных, эстетических, моральных прав и т.д. В неюридическом смысле слово «право» используется при указании на моральные возможности — поступить по совести, самостоятельно решать, что есть зло, а что есть добро и т.д., эстетические возможности — изменять, следуя моде, свой внешний вид (причёску, одежду), корпоративные возможности — осуществлять права члена общественного объединения, неформальной молодёжной группы. Эти и им подобные свободы вытекают из правил этики, эстетики, традиций, привычек, обычаев и поддерживаются общественным мнением.

2. Формально-юридическое значение термина «право». Право в юридическом смысле появляется тогда, когда вкладывается государство, появляется документальное оформление, когда гарантируется и поддерживается государством. В юридическом значении термин «право» употребляется в таких сочетаниях, как естественное и позитивное право, объективное и субъективное право, частное и публичное право, материальное и процессуальное право.

Естественное право —это свобода или возможности поведения, обусловленные природой человека и принадлежат ему от рождения. Естественное право — это свойство личности, оно неотчуждаемо от человека. Сюда относится непосредственно действующее право на жизнь, свободу, достоинство, собственность. Хотя их появление на свет не связано с государством, последнее обязано признавать, соблюдать и защищать права человека.

Естественное право выводится из природы человека, это его качество. Оно возникло раньше государства. Основа естественного права — нравственные права человека. Почему естественное право рассматривается в юридическом смысле? Потому что на государство возлагается обязанность защищать и гарантировать естественные права. И они могут быть незакреплены официально.

Позитивное право —это свобода или возможности поведения сформулированные и закреплённые в официальных источниках права, либо признаны в них (в той или иной стране). Позитивное право складывается в результате правотворческой деятельности законодателей, судей, договаривающихся сторон. В итоге такой деятельности и рождаются правовые документы: законы, судебные прецеденты, нормативные договоры или то, что принято называть позитивным правом.

В современных условиях налицо глубокое проникновение естественного права в позитивное право. Права человека, будучи закреплёнными в позитивном праве, определяют смысл и содержание законов. Это позволяет говорить об естественности позитивного права.

Позитивное право — это реально существующее — писанное, можно увидеть, можно воспользоваться. Наиболее рациональное, с точки зрения юриста-практика.

Предмет и метод правового регулирования

Позитивное право закрепляет основные идеи естественного права — они стали нормами. Современное право — естественно-позитивное. Основа и критерий, позволяющий говорить: закон правовой или нет.

Объективное право —это выраженные в системе правил поведения свобода или возможности, принадлежащие персонально неопределённому числу субъектов. Это право не отдельного человека, а право человек и граждан вообще. Оно потому и именуется объективным, что существует и действует независимо от воли того или иного индивида. Воспользоваться объективным правом потенциально может каждый человек, если он окажется в орбите его влияния. В норме части 1 ст. 30Конституции РФ так записано: «… каждый человек имеет право на объединение…».

Субъективное право —это свобода или возможность поведения, принадлежащая данному, конкретному субъекту (человеку). Субъективное право, в отличие от объективного права, не существует и не может существовать в отрыве от индивида (человека), обладателя этого права. Субъективное право возникает и реализуется по воле субъекта, в рамках правоотношения. В основе субъективного права лежит объективное право, т.е. субъективное право возникает на основе объективного права. Так, граждане В, Г, Д, исходя из объективного права на объединение, создают общество любителей книги. Тем самым они осуществляют свои субъективные права.

Естественное и позитивное право показывает происхождение права, объективное и субъективное право показывает адресатов, кому принадлежит право.

Частное право —это свобода или возможности поведения, которые необходимы для реализации личных, индивидуальных, эгоистических интересов субъекта (человека).

Личность действует в своих интересах, правомерно. Государство не должно вмешиваться. Когда человек обладает правом, то он никому не обязан. Частное право предоставляет большие возможности, но при этом нельзя нарушать права и свободы другого.

Публичное право —это свобода или возможности поведения, которые реализуются в рамках преобладания общественного либо государственного интереса. Публичное право направлено на реализацию прав и свобод, но для всех, поэтому ведущая роль принадлежит государству. Оно должно обеспечить, гарантировать нравственность, защиту и т.п.

Материальное право —это свобода или возможности поведения, с помощью которых человек (субъект) приобретает духовные и материальные блага.

Процессуальное право —это свобода и возможности поведения, с помощью которых субъект может защитить, отстоять свои права и свободы.

 

Предыдущая64656667686970717273747576777879Следующая


Дата добавления: 2015-01-24; просмотров: 475;


ПОСМОТРЕТЬ ЕЩЕ:

Способы, методы и типы правового регулирования

Предыдущая1234567891011Следующая

Механизм правового регулирования предполагает использования различных СПОСОБОВ правового регулирования.

Способ правового регулированияэто те приемы, которыми осуществляется правовое регулирование.

Их содержание зависит от особенностей правовых норм, которыми осуществляется такое регулирование.

Основными способами правового регулирования являются дозволение, запрещение, обязывание.

Дозволениеспособ правового регулирования, предоставляющий участнику правоотношения выбор своих действий по реализации того или иного субъективного права в рамках предоставляемых этим правом возможностей.

Юридические дозволения выражаются в нормативных актах. Чаще всего это делается посредством управомочивающих норм права. Например, собственник имущества может распоряжаться им по своему усмотрению: продавать, дарить, сдавать в аренду, закладывать.

Запрещениеспособ правового регулирования, означающий, что участник правоотношения обязан не совершать действий, указанных в правовых нормах.

Юридическое запрещение является важным правовым способом обеспечения организованности социальных отношений, охраны прав отдельных граждан, организаций, государства, общества в целом. Это своеобразный барьер на пути нежелательного, вредного и опасного для общества поведения.

Юридические запреты исходят, как правило, из соответствующих моральных запретов, принятых в обществе. Например, в обществе осуждается ложь. Некоторые ее разновидности (клевета, лжесвидетельство и др.) отрегулированы в нормах права как юридические запреты.

Нарушение запретов предполагает наступление юридической ответственности. Наличие юридического запрета предполагает также наличие органа или должностного лица, которые вправе потребовать его выполнения.

Юридические запреты выражаются в нормативных актах в виде запрещающих норм. Особенно наглядно это видно в уголовном законодательстве.

Все статьи Особенной части УК РФ содержат запреты не совершать указанные в диспозициях действия под угрозой наказания.

Обязываниеспособ правового регулирования, означающий, что участник правоотношения обязан совершить определенные действия, указанные в правовых нормах.

В отличие от запрета обязывание предусматривает не пассивное, а активное поведение. Обязывание используется обычно для регулирования финансовой деятельности, охраны окружающей среды, охраны труда.

Обязывание выражается в нормативных актах в виде обязывающих норм. Например, согласно ст. 57 Конституции РФ каждый обязан платить установленные налоги и сборы, а пост. 59 Конституции РФ гражданин России обязан нести военную службу в соответствии с федеральным законом. Как и в случае с юридическим запретом, невыполнение юридической обязанности влечет за собой юридическую ответственность.

Следует отметить, что способы правового регулирования непосредственно связаны со средствами регулирования общественных отношений. Так, для дозволения как способа правового регулирования необходимы соответствующие юридические средства: управомочиваюшие нормы, правовые ограничения, субъективные права и др. Соответственно, для запрещения и обязывания — запрещающие и обязывающие нормы, юридическая обязанность, запреты, правовые стимулы, правовые поощрения, правовые ограничения и др.

 

Понятие способа правового регулирования тесно связано с понятием МЕТОДА правового регулирования

Общественные отношения, входящие в сферу правового регулирования достаточно разнообразные.

Это порождает различие в методах и способах юридического воздействия, как процесса реализации права.

Общественные отношения, которые мы классифицировали по трем группам (отношения людей по обмену ценностями; отношения по властному управлению обществом и отношения по обеспечению правопорядка) свидетельствует о их кардинальном различии. Так,

§ если в первую группу входят отношения между равными обладателями (собственниками) материальных ценностей, (напр., между продавцом и покупателем в договоре купли продажи),

§ то вторую и третью группу отношений составляют отношения между властвующим и подвластным. Это характерно

а) и для отношений управления, напр., между органом государства и подчиненных ему должностных лиц.,

б) и для отношений по охране правопорядка, в частности, между судом и правонарушителем, привлеченным к юридической ответственности.

Исходя из указанных различий, в теории правового регулирования принято выделять методы правового регулирования.

М е т о д правового регулирования это совокупность способов правового воздействия на общественные отношения в зависимости от их характера.

Метод правового регулирования показывает характер взаимоотношений участников правоотношения.

Выделяют два основных метода правового регулирования:

(1)императивный метод предполагает властное веление одних участников правоотношений другим.

Например, в случае совершения преступления государство применяет достаточно жесткие меры принуждения к преступнику. Этот метод в литературе называется также методом

-метолом подчинения,

— авторитарным методом,

— методом субординации.

Императивные методы используются в публично-правовых отраслях права (напр., в конституционном, административном, уголовном, уголовно-исполнительном).

(2)Диспозитивный (автономный) метод предполагает равнопра­вие субъектов правоотношений, например в гражданско-правовых отношениях — заключение договоров купли-продажи, аренды, хранения.

Методы правового регулирования явля­ются важнейшими критериями разграничения права на отрасли.

В литературе в качестве самостоятельных выделяются также:

— метод поощрения(характерен, например, для трудового права);

— метод убеждения(характерен для большинства отраслей права);

— метод принуждения(характерен для отраслей права, пре­дусматривающих юридическую ответственность).

Следует отметить, что способы и методы правового регулирования «привязаны» к соответствующим нормам права и формам реализации права.

Так, дозволению как способу правового регулирования со­ответствуют диспозитивный метод, управомочивающие нормы и использование права как формы его реализации.

Соответствен­но, запрещению как способу правового регулирования присущи императивный метод, запрещающие нормы, соблюдение как фор­ма реализации, а обязыванию — императивный метод, обязыва­ющие нормы и исполнение как форма реализации права.

И т а к,рассмотрены методы и способы правового регулирования. А что собой представляет тип правового регулирования?

Тип правового регулированияпредставляет собой общую направленность воздействия на общественные отношения, которая (направленность) зависит от того, что лежит в основе регулирования – дозволение или запрет.

В зависимости от этого правовое регулирова­ние делится на типы:

— общедозволительный тип;

— разрешительный тип.

В основе общедозволительного типа правового регулирования лежит общее дозволение и используется как принцип «дозволено все, кроме прямо запрещенного в законе».

По этому типу в регулируемых правом отношениях устанавливаются строго и четко сформулированные з а п р е т ы. Это означает, что субъекты вправе совершать любые действия, не попавшие в разряд запрещенных.

Напр., в гражданском праве можно совершать любые действия, за исключением тех, которые запрещены законом.

В основеразрешительного типа правового регулирования лежит общий запрет. Он строится по принципу «запрещено все, кроме прямо разрешенного». Сказанное означает, что участник правового отношения может совершать только действия, которые прямо разрешены законом, а все остальные действия з а п р е щ е н ы.

Данный тип правового регулирования присущ тем отраслям права, которые связаны, с государственным управлением.

Напр., административное, уголовно-процессуальное право. В КоАП, как и в УПК РФ указывается точный, строго ограниченный объем правомочий. Все что выходит за пределы компетенции властвующего субъекта, категорически запрещено. Так, в ст. 46 УПК РФ сказано, что подозреваемый должен быть допрошен не позднее 24 часов с момента его фактического задержания. А в ст.

187 УПК РФ указано, что допрос не может длиться непрерывно более 4 часов.

В реальной действительности нет такой отрасли права, которая была бы построена на одном типе правового регулирования: общедозволительном или разрешительном. В любой отрасли права имеет сочетание. Так, в гражданском праве вкраплены элементы разрешительного типа, административном праве можно встретить нормы регулирующие отношения управления по общедозволительному типу.

 

Предыдущая1234567891011Следующая

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *