Предмет криминологии

Содержание

Предмет криминологии

Предмет криминологии составляют преступность во всех ее проявлениях, детерминации и причины преступности, подверженность преступности различным воздействиям. Можно сказать, что предмет изучения криминологии состоит из таких составляющих, как:

  • преступность;
  • причины (или причинность) преступности;
  • личность преступника;
  • меры предупреждения преступности.

Одной из главных составляющих криминологической науки является преступность, т. е. совокупность множества преступлений, совершенных в конкретных исторических условиях за определенный период времени. Преступность в криминологии рассматривается не как состав преступления, а как совокупность преступлений в социальной действительности. Правонарушения, не образующие состава преступлений, но тесно связанные с ними, учитываются при анализе причин и условий различных видов преступлений.

В социальном аспекте преступность подчиняется определенным закономерностям и характеризуется такими количественно-качественными показателями, как структура, динамика и уровень.

При анализе преступности выделяют следующие ее категории:

  • преступление (или индивидуальное преступное поведение);
  • отдельные виды преступности, дифференцируемые по объекту посягательств (государственная, хозяйственная и т. д.), формам вины (умышленная, неосторожная);
  • преступность представителей различных социальных групп (например, несовершеннолетних, женщин, предпринимателей);
  • преступность в разных регионах, различных сферах жизнедеятельности общества (экономической, политической, духовной);
  • преступность в государстве в целом;
  • преступность человеческого общества на конкретных этапах его существования.

Причинность преступности можно определить как процесс возникновения и зарождения преступности в обществе, причинность есть социальная детерминация и выделение в данном процессе производящих, причинных зависимостей. Причины преступности представляют собой совокупность социальных, экономических, социально-психологических, политических, демографических, идеологических и организационно-управленческих явлений, которые непосредственно порождают, воспроизводят (детерминируют) преступность как свое следствие. Наряду с причинами преступности изучаются и ее условия. Условиями преступности считаются такие явления и процессы, которые сами по себе преступности не порождают, но, сопутствуя причинам и влияя на них, обеспечивают их действие, приводящее к определенному следствию, а именно к совокупности деяний, нарушающих уголовный закон.

Исследование причин преступности помогает раскрыть ее природу, сделать очевидными обстоятельства, обусловливающие существование преступности, способствующие ее сохранению и развитию, помогает выявить факторы, противодействующие этим процессам. Основываясь на таких знаниях, можно обеспечить эффективную борьбу с преступностью: предвидеть ее развитие или снижение, любые происходящие в ней изменения, осуществить мероприятия по предупреждению преступности.

Самой сложной составляющей криминологической науки является личность преступника. Проблема личности преступника состоит прежде всего в том, что преступление как совершенный акт поступка и волеизъявления конкретного лица в значительной степени производно от характеристики и специфических особенностей личности. Можно сказать, что преступление и преступник тесно взаимосвязаны, и при изучении и познании личности преступника появляется криминологический материал для последующей работы по предупреждению преступлений.

Личность преступника рассматривается как соотношение в ней социального и биологического, она изучается в криминологии в системе социально-демографических, социально-ролевых, социально-психологических свойств субъектов преступления. Можно выделить два критерия выделения личности преступника из общей массы: юридический и социальный.

Юридическим критерием является уже сам факт совершения преступником преступления, т. е. личность преступника можно определить как лицо, совершившее преступление. С точки зрения социального критерия преступником является личность, которой присущи та или иная степень антиобщественной направленности (ориентации) или, как минимум, отдельные антисоциальные черты.

Предупреждение преступности – это основная составляющая предмета криминологии, ведь в конечном итоге именно предупреждение совершения преступления является главной целью криминологических исследований. Предупреждение, или профилактика, преступности – это область социального регулирования, управления и контроля, преследующая цель борьбы с преступностью на основе выявления и устранения ее причин и условий.

Таким образом, содержанием предмета криминологии являются исследование и оценка преступности, выявление и изучение ее основных причин; изучение личности преступника; разработка мер и рекомендаций по борьбе с преступностью, а также методологии и методики криминологических исследований.


Похожие главы из других работ:

Административное право, как наука. Административный надзор

Вопрос 1. Понятие и содержание административного права как науки, отрасли права и учебной дисциплины

Административное право в общественной жизни выступает в нескольких ролях: как отрасль права, как отрасль правовой науки и как одна из учебных дисциплин. Под административным правом обычно понимается совокупность юридических норм…

Военная администрация: предмет и система

Глава 1. Развитие военной администрации как науки и как учебной дисциплины

Избирательное право в России

2. Соотношение понятий «избирательная система» и «избирательное право» в Российской Федерации

Безусловно, понятия «избирательная система» и «избирательное право» неразрывно связанны, к этому мнению приходят практически все правоведы, юристы и ученые.

1. Понятие и предмет криминологии

Избирательное право регулирует избирательную систему…

Криминология как наука и учебная дисциплина

СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ КРИМИНОЛОГИИ КАК НАУКИ В РОССИИ

Впервые преступность в России систематически начала изучаться в рамках социологической школы уголовного права.

Первым криминалистом, признавшим своих коллег включить в науку уголовного права исследование причин преступности…

Отрасли современной криминологии

Понятие и система науки криминологии

Криминология — это учение о преступлении (от латинского crime — «преступление» и греческого logos — «учение»). Со временем значение этого слова стало трактоваться более широко, и в настоящее время оно понимается как наука о преступности…

Понятие и содержание административного права как науки, отрасли права и учебной дисциплины

1. Понятие и содержание административного права как науки, отрасли права и учебной дисциплины

Административное право России — это ведущая отрасль публичного права российской правовой системы, представляющая собой системную совокупность правовых норм, предназначенных для регулирования общественных отношений…

Понятие, предмет, метод и система трудового права

6. Система отрасли и система науки трудового права

Системой отрасли трудового права называется структура данной отрасли. В ней нормы классифицируются по предмету отрасли в однородные группы (институты…

Правовые системы стран мира

Понятие и структура правовой системы. Соотношение понятий «система права» и «правовая система»

В настоящее время в юридической литературе существует разнообразие определений понятия «система права». Так, например, В.И. Гойман, рассматривая систему права, говорит о ней…

Правоохранительные органы

Вопрос 1. Система и основные задачи учебной дисциплины «Правоохранительные органы»

Правоохранительные органы

1.2 Система учебной дисциплины «Правоохранительные органы»

Под системой любой науки или учебной дисциплины понимают взаимосвязанное расположение ее разделов, которое зависит от составных частей предмета данной науки или дисциплины…

Предмет, методология и методы теории государства и права

Глава 3. Структура теории государства и права как науки и учебной дисциплины

Система учебных юридических дисциплин строится, как правило, в соответствии с системой юридических наук. Преподавание учебных дисциплин призвано обеспечить глубокое и всестороннее усвоение обучаемыми знаний о государстве и праве…

Развитие теории государства и права

Тема 1. Предмет и метод теории государства и права как науки и учебной дисциплины

Система государственной службы в современной России

1.1 Взаимосвязь понятий «система государственного управления» и «система государственной службы»

Государственная служба находится в ряду с такими явлениями, как государство, государственная власть, государственный аппарат, государственное управления, взаимосвязана с ними и, следовательно, только через влияние на них может проявлять себя…

Система права и система законодательства

Глава 4. Система права и система законодательства: соотношение и взаимосвязь

право публичный международный частный В отличие от законодательства (и других форм и актов правоустановительной деятельности) система права — это определенная научно-доктринальная, юридико-логическая конструкция…

Юридический процесс как вид юридических процедур

РАЗДЕЛ 3. СООТНОШЕНИЕ ПОНЯТИЙ «ПРОЦЕДУРА» И «ПРОЦЕСС» НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ РАЗВИТИЯ ЮРИДИЧЕСКОЙ НАУКИ

Правовые категории «процесс» и «процедура» к настоящему моменту получили в юриспруденции определенную обоснованную разработку, что подтверждает наличие учений (концепций) о юридическом (правовом) процессе и одноименной процедуре…

Предмет криминологии, сформировавшийся к настоящему времени, не был однозначен. По мере развития науки он уточнялся, понимался то в более узком, то в более широком плане. Далеко не все элементы, составляющие ныне предмет криминологии, сразу заняли в ней свое место. Это особенно характерно для проблемы “личность преступника”, лишь на сравнительно недавнем этапе развития науки занявшей место в качестве составной предмета криминологии.

Предмет криминологии

До этого “личность преступника” изучали и социологи, и психологи, и медики (особенно психиатры), и представители других наук. Лишь по мере углубления изучения преступности как социального явления стало очевидным, что нельзя отрывать личность от деяния и что, кроме криминологии, никакая другая наука всю проблему преступности “своей” считать не может.

Ключ к пониманию предмета криминологии лежит в сопоставлении и разграничении предмета криминологии с ее объектом.

Криминология как объект изучает преступность как явление, причины и условия ее, личности тех, кто совершает преступления, формы и методы предупреждения и контроля за ней, не забывая при этом о том, что преступность не просто социальное явление, а социальное явление, “включенное” в правовые границы. Оно подвижно, ибо понятие конкретных преступлений – не застывшая категория. Будучи объективно существующими, эти явления социальной жизни становятся относимыми к преступным в значительной части случаев вследствие субъективной воли законодателя (как и при исключении из перечня преступлений).

Предмет науки криминологии – это само явление (преступность) в единстве и многообразии его сущности и те факторы, которые непосредственно с ним связаны.

Предмет криминологии включает:

Понятие, предмет, метод и система криминологии

Термин «криминология» происходит от латинского слова «crimen» — преступление и греческого «logos» учение и означает «наука (учение) о преступлении». Но в отличие от науки уголовного Права, изучающей преступления, ответственность и наказания за них в законодательной характеристике и правоприменительной практике, криминология исследует преступность, причины и условия ее возникновения и распространения, личность преступника и предупреждение преступлений как массовых социальных явлений.

Криминология как самостоятельная отрасль знаний и совокупность концепций борьбы с преступностью существует менее двух веков. Хотя некоторые суждения о причинах преступности и методах борьбы с ней встречаются уже в (античных) трудах римских и греческих мыслителей и в философских трактатах XVI—XIX вв. Но до второй половины XIX в. они не представляли еще самостоятельной системы научных положений.

Криминология — это социолого-правовая наука, изучающая преступность, личность преступника, причины и условия преступности, методы и средства ее предупреждения. Как общественная наука криминология вырабатывает и систематизирует объективные знания об изучаемой области социальной жизни, описывает, объясняет и прогнозирует явления и процессы в ней на основе устанавливаемых закономерностей возникновения, существования, изменения этих явлений и процессов.

Отечественная криминология выделяет и изучает четыре группы социальных явлений.

Преступность — исторически изменчивое социальное и уголовно-правовое явление в обществе. Она представляет собой совокупность (целостность) всех преступлений, совершенных в данном государстве за определенный период времени. Преступность измеряется такими качественно-количественными показателями, как: состояние (уровень), структура и динамика.

Правонарушения, не образующие преступлений, но тесно связанные с ними («фоновые»), например пьянство, проституция, наркомания и т. п., рассматриваются криминологией при анализе причин и условий ряда видов преступлений и при разработке мер их предупреждения. Исследование же этих явлений и методов борьбы с ними в полном объеме не входит в предмет криминологии.

Личность преступника изучается как система социально-демографических, социально-ролевых, социально-психологических свойств субъектов преступлений. Применительно к личности преступника криминология рассматривает соотношение биологических и социальных факторов. Данные о личностных свойствах применительно к субъектам преступлений в целом и по видам преступлений содержат существенную информацию о причинах преступлений. Личность преступника исследуется также, как непосредственный адресат предупреждения новых преступлений (рецидива).

Причины и условия преступности объединены родовым понятием «криминогенные детерминанты» (от лат. determinate — обусловливать существование и развитие другого явления). Это совокупность социально-негативных экономических, демографических, идеологических, социально-психологических, политических, организационно-управленческих явлений, которые порождают и обусловливают (детерминируют) преступность как свое следствие. Причины и условия преступности в многообразии их содержания, природы, механизма действия изучаются на разных уровнях: причины и условия преступности в целом, отдельных групп преступлений, конкретного преступления.

Предупреждение (профилактика) преступности как система государственных и общественных мер, направленных на устранение или нейтрализацию причин и условий преступности, удержание от преступлений и коррекцию поведения правонарушителей. Профилактическая система анализируется: по направленности, механизму действия, этапам, масштабу, содержанию, субъектам и другим параметрам.

Все четыре основных предмета изучения-криминологии органично взаимосвязаны. Конечная цель изучения первых трех частей (преступности, личности преступника, причин и условий преступности и преступлений) — разработка эффективной системы предупреждения преступности.

В системе общественных наук криминология располагается на стыке социологии и правоведения.

К правоведению криминология имеет непосредственное отношение, поскольку изучает явления, характеризующиеся уголовно- правовыми понятиями «преступление», «преступник». Кроме того, причины и условия преступности, личность преступника во многом связаны с дефектами правосознания, правовой психологии и т. п. Система профилактики преступлений также имеет правовой характер.

Вместе с тем изучение преступности как явления в целом, причин и условий, личности преступника, мер предупреждения преступности выходит за рамки правоведения. Криминология тесно связана с социологией — наукой об обществе, и более всего — с социологией права. Особенно велика роль социологии в изучении причин и условий преступности, а также личности преступника. Поэтому криминология прежде всего социолого-правовая наука и учебная дисциплина.

Специфика познания предмета заключается в следующем: криминология изучает преступность и связанные с ней явления как социально-правовую реальность. Для этой науки характерен глобальный и последовательный социологический подход к анализу и оценке преступности, личности преступника. В этом отношении криминология отличается, например, от науки уголовного права, которая имеет «свою» социологию, но в основном сосредоточивает внимание на анализе юридических норм, положений уголовного права о преступлении, наказании.

В то же время криминология как наука социально-правовая рассматривает юридические характеристики преступности, преступления и преступника. Однако она отличается, например, от тех разделов социологии, которые изучают социальные отклонения, в том числе — преступность.

Специфика криминологического познания заключается еще и в том, что делается выраженный акцент на объяснении причин изучаемых социально-правовых явлений и процессов. Приоритет криминологии — общая теория и концепция предупреждения преступности. Помимо этого криминология принимает участие в разработке как правовых, так и иных по содержанию мер предупреждения преступности: социально-экономических, культурно-воспитательных и др.

Криминология взаимодействует не только с правовыми и социологическими науками, но и со смежными отраслями права. Особенно с уголовно-правовой теорией и уголовным законодательством, которые дают юридическую характеристику преступлениям и преступникам. Эти определения обязательны для отечественной криминологии. В отличие от западной она отвергает использование неопределенного по границам понятия «отклоняющееся поведение» взамен «преступность», понятия «криминологический» рецидив взамен уголовно-правовой характеристики этого явления; не относит к числу преступников лиц, возраст которых не соответствует уголовно-правовым признакам.

В свою очередь, криминология предоставляет науке уголовного права, законодателю и правоприменительной практике информацию об уровне преступности, ее структуре, динамике, эффективности профилактики преступлений, а также делает прогнозы относительно изменений в социально-негативных явлениях.

Это позволяет своевременно проводить нормотворческую деятельность, связанную, во-первых, с криминализацией либо декриминализацией деяний, т.

Book: Шпаргалка по криминологии

е. признания деяний преступными либо перевода преступлений в ранг иных правонарушений.

А во-вторых, с дифференциацией санкций, включая регламентацию случаев замены уголовных наказаний иными мерами воздействия. Таким образом, криминологическое знание не только составляет основу системы предупреждения преступности, но и играет существенную роль в развитии системы уголовно-правовой борьбы с преступностью во взаимодействии с профилактикой. Криминологическое знание используется при определении уголовной политики в стране.

Криминология тесно связана с уголовным процессом и прокурорским надзором. Сфера общих интересов — правоотношения, связанные с процессуальным нормотворчеством и правоприменительной деятельностью органов дознания, следствия, суда, прокуратуры по выявлению и устранению причин и условий преступности.

Взаимодействие уголовно-исполнительного права и криминологии наиболее активно осуществляется применительно к борьбе с рецидивом преступлений, к результативности исполнения наказаний, а также в ресоциализации и адаптации лиц, отбывших заключение.

При этом уголовно-исполнительное право изучает порядок, процесс и проблемы, связанные с отбыванием наказания, а криминология — причины и условия рецидива и меры по их устранению. Уголовно-исполнительное право и криминология совместно разрабатывают рекомендации по предупреждению рецидива, по повышению эффективности исправления осужденных лиц.

Поскольку криминология изучает массовые явления: причины и условия множества преступлений, личности преступников и разветвленную систему мер профилактики преступлений, то одним из основных способов сбора и анализа информации является статистический метод. Данные уголовной статистики органов внутренних дел, прокуратуры и суда, а также результаты конкретных криминологических исследований дают обобщенную картину преступности.

Данные общесоциальной статистики (демографической, экономической и др.) используются при исследовании причин и условий преступности и тенденций ее развития.

Криминология тесно связана с деликтологией. Это междисциплинарная комплексная наука и направление в законодательстве о непреступных правонарушениях, их причинах и условиях, личности правонарушителей и предупреждении правонарушений. Она включает в себя административную, дисциплинарную, гражданскую и семейную деликтологию.

Криминологический анализ причин и условий преступности, как и специальное изучение экономических илу должностных преступлений, невозможен без знания экономической статистики, политической и прикладной экономики.

Для познания причин и условий преступности и преступлений криминология активно использует данные общей, социальной и юридической психологии, демографии, общей концепции и отдельных отраслей социологии и политологии. Такие сведения особо значимы, в частности, при прогнозировании и программировании борьбы с преступностью, а также при специальном изучении профилактики преступлений несовершеннолетних, рецидива, бытовых преступлений, преступлений, совершаемых лицами без постоянного источника доходов, в том числе безработными.

Криминология связана и с педагогикой. Взаимодействие этих наук особенно важно при исследованиях преступлений несовершеннолетних, рецидива, бытовых преступлений. Данные педагогики необходимы и при разработке и анализе эффективности индивидуальных мер предупреждения преступлений. Обоснованно предложение о выделении такого направления на стыке криминологии и педагогики, как криминологическая педагогика или педагогическая криминология.

Криминология взаимодействует также с новой научной дисциплиной — юридической конфликтологией.

Таким образом, социолого-правовая природа криминологии предполагает ее уникальную для права комплексность, тесное взаимодействие со многими научными и нормативными направлениями. Однако это ни в коей мере не сказывается на определенности предмета криминологии, четкости ее границ при размежевании с родственными отраслями знаний и права.

Функции криминологии

Криминология как наука и учебная дисциплина (курс) разли­чаются между собой. Криминологическая наука состоит из относительно самостоятельных, но органически связанных в единую концепцию разделов, посвященных четырем основным проблемам, составляю­щим в целом ее предмет. В них отражены полученные на настоящий момент познания о преступности, ее детерминантах, личности преступника и предупреждении преступности. Помимо такой концепции, в отечественной криминологии стали появляться частные криминологические теории (отрасли), в которых освещает­ся влияние на преступность отдельных социальных институтов, на­пример, семейная криминология, пенитенциарная криминология, экономическая криминология, политическая криминология, крими­нология СМИ.

Систему курса криминологии образуют Общая и Особенная части, в которых обобщены позитивные криминологические знания, отражающие научное и практическое понимание основных вопросов предмета криминологии, и криминологические характеристики от­дельных видов преступности.

В Общей части криминологии рассматриваются следующие вопросы:

— преступность,

— личность преступника,

— факторы преступности,

— механизм совершения отдельного преступления,

— изучение преступности и ее причин, а также личности пре­ступника посредством криминологических исследований,

— прогнозирование преступности,

— предупреждение преступности.

В Особенной части криминологии дается криминологическая характеристика относительно самостоятельных блоков преступности, выделенных по содержанию преступной деятельности либо по осо­бенностям контингента преступников. Традиционно в ней преду­сматривается: 1) насильственная преступность; 2) имущественная преступность; 3) экономическая, коррупционная преступность; 4) ре­цидивная преступность; 5) профессиональная преступность; 6) не­осторожная преступность; 7) женская преступность; 8) организованная преступность; 9) преступность несовершеннолетних.

Перечень относительно самостоятельных видов преступности, рассматриваемых в Особенной части, этим не исчерпывается.

Разви­тие самой науки и преступности позволяет сегодня наряду с вышепе­речисленными видами выделять и другие, например, экологическую преступность, воинскую преступность, пенитенциарную преступ­ность, налоговую преступность, политическую преступность.

Проблема преступности — центральная в криминологии. Прежде всего необходимо указать на количественную сторону преступности, которая характеризует преступность как всю совокупность конкретных преступлений, совершенных в определенный период времени в данном обществе или регионе. Тем самым фиксируются ее границы, поскольку понятие преступления и конкретные виды преступлений закреплены в их составах и описаны в уголовном законе.

В то же время преступность как абстракция — результат выяв­ления и обобщения специфических свойств, качеств конкретных преступлений. Ее содержание должно образовывать то общее, что характерно для всех преступных деяний, а именно поведение отдельных членов общества, посягающих на господствующие общественные отношения, охраняемые нормами уголовного законодательства. При этом имеется в виду, что, во-первых, поведенческий акт любого инди­вида социально обусловлен, ибо данный индивид — член общества и в качестве такового представляет собой носителя общественных отношений, характеризующих данную общественно-экономическую формацию. Во-вторых, чтобы быть преступлением, поведенческий акт должен получить соответствующую социально-правовую оценку в уголовном законе. В-третьих, указание при определении преступ­ности на противоречие поведенческого акта уголовному закону подчеркивает ее социальный характер, ибо уголовный закон, который относит к преступлениям только строго определенные деяния, всегда выражает интересы либо класса, господствующего в данной обще­ственно-экономической формации, либо общества в целом. Наконец, в-четвертых, включение в определение преступности понятия уго­ловного закона подчеркивает ее нормативный характер.

Таким образом, преступность — социальное явление, нару­шающее господствующие общественные отношения и выражающееся в социально обусловленном отклонении поведения отдельных членов общества от норм, установленных уголовным законом.

Личность преступника в криминологии рассматривается в трех ас­пектах. Во-первых, как особый социальный тип, получивший название «криминогенный тип личности». Во-вторых, как личность отдель­ного человека, совершившего противоправное деяние. В-третьих, как обобщенный статистический портрет выявленных преступников, состоящий из совокупности социальных и правовых признаков.

Поэтому определение личности преступника будет различаться в зависимости от аспекта ее изучения. Применительно к первому аспекту понятие личности преступника будет связано с криминогенностью лица; применительно ко второму аспекту оно будет озна­чать совокупность свойств, характеризующих субъективные причины совершения конкретного преступления; применительно к третьему аспекту такое понятие должно отражать криминологический портрет преступников.

Для характеристики личности преступника используют данные, отражающие:

— социальный статус, включающий в себя совокупность при­знаков, отражающих место человека в системе общественных отно­шений (пол, возраст, семейное положение, уровень образования, принадлежность к социальной группе и др.);

— социальные функции, выраженные посредством показателей реальных проявлений личности в основных сферах деятельности (профессионально-трудовой, социально-культурологической, соци­ально-бытовой);

— нравственно-психологические установки, отражающие от­ношение человека к его проявлениям в основных видах деятельности (отношение к общегражданским обязанностям, государственным органам, закону, правопорядку, труду, семье, к культурным ценно­стям и т. д.);

— правовые признаки (криминологический профессионализм, организованность, рецидив и др.).

Факторы, обусловливающие преступность (причины и условия), выступают в качестве самостоятельной и сложной криминологической системы. Прежде всего необходимо обратить внимание на следующую сторону категории причинности. Она никогда не реализуется в «чи­стом» виде, помимо нее объективно существуют корреляционные, функциональные, системно-структурные и другие формы связи. Их выявление имеет важное значение для исследования криминологи­ческих процессов. Интегрирующим же понятием, охватывающим все проявления всеобщей связи социальных явлений и процессов, вы­ступает категория детерминации. Тем самым причинность, на первый взгляд, представляет собой лишь одну из форм детерминации. Однако ее роль по сравнению с другими факторами, влияющими на преступ­ность, значительно выше.

При рассмотрении всего многообразия реальных событий и явлений, влияющих на преступность, необходимо выделение лишь некоторой группы явлений или их системы, непосредственно свя­занных с нею и составляющих так называемый криминологический комплекс.

Конкретный фактор может являться причиной лишь какого-либо одного противоправного нарушения.

Когда же речь идет о таких слож­ных явлениях, как преступность, необходимо иметь в виду множе­ство причин, определяя среди них основные и второстепенные, объективные и субъективные, постоянные, временные и проч.

Если причины преступности — это негативные явления, вызы­вающие ее, то условия преступности — это явления, способствую­щие их действию. Среди условий преступности обычно выделяют объективные и субъективные, или внешние и внутренние. Такое де­ление дает возможность в каждом конкретном случае установить условия воздействия на человеческое поведение извне и влияние внутренних, личностных особенностей индивида на его поступки.

В отечественной криминологии под причинами преступности понимается такая степень развития социальных противоречий, ко­торая порождена социально-классовой структурой общества и которая с необходимостью вызывает массовое появление опасных для данного устройства общества деяний.

Механизм конкретного преступления состоит из нескольких элементов, характеризующих причины и условия, способствующие совершению конкретного преступления. Он включает в себя моти­вацию совершения преступления, его планирование (если оно умыш­ленное), исполнение, а также последствия.

Преступление есть акт противопоставления индивидуума обще­ству, материализация определенных личностных качеств, детерми­нированных ситуативными обстоятельствами их формирования и реализации. Иными словами, в основе индивидуального преступления проявляются как конкретная ситуация совершения преступления, так и негативные психологические деформации, принявшие форму кри­миногенное™ личности.

Криминогенные свойства личности появляются не сами по себе. Они социальны по своему происхождению. Их формирование про­исходит в процессе общения индивида с окружающей его средой.

Обращаясь к условиям негативного формирования личности, мы рассматриваем индивидуализированный вариант совокупного влияния макро- и микросреды на конкретного субъекта. Микросреде в меха­низме формирования личности принадлежит особая роль. Ее основные элементы, наиболее активно влияющие на формирование личности, включают: семью; ближайшее окружение; неформальные группы; образовательные и производственные коллективы.

Человек, совершая преступление, всегда действует в опреде­ленной ситуации. Важное значение имеют так называемые крими­ногенные ситуации, а среди последних — такие, которые возникают в результате личностных свойств и поведения жертв преступления.

Криминологические исследования и прогнозирование пре­ступности предполагают использование совокупности различных методов, получивших название криминологической методики. Во-первых, изучаются конкретные виды методов: статистические, со­циологические, психологические. Во-вторых, конкретизируются объекты изучения, требующие использования тех или других методов. Например, для измерения преступности — метод уголовной стати­стики, для изучения причин преступности — методы опроса и фак­торного анализа, для изучения личности преступника— докумен­тальный метод или тестирование.

Предупреждение преступности рассматривается, во-первых, как важное средство социального регулирования общественных отношений; во-вторых, как взаимодействие мер социально-экономического, органи­зационно-правового и воспитательного порядка; в-третьих, как сочетание различных уровней предупреждения преступности, воплощенных в деятельности неоднородных субъектов. Таким образом, предупрежде­ние преступности представляет собой реакцию общества на преступ­ность с целью удержания ее на социально терпимом уровне посред­ством устранения или нейтрализации порождающих ее причин. Принято различать три основных уровня предупреждения преступности: общесоциальный, специально-криминологический, индивидуальный.


Предыдущая19202122232425262728293031323334Следующая


Дата публикования: 2014-11-03; Прочитано: 995 | Нарушение авторского права страницы



studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2018 год.(0.003 с)…

Предмет и методы криминологии, ее место в системе наук

Слово «криминология» (лат. сriтеп — преступление, греч. logos — учение) означает «наука о преступлении». Преступление является предметом изучения и других наук — уголовного права, криминалистики.

Но эти науки создают теоретическую базу для правоприменительной деятельности по раскрытию преступлений и наказанию виновных, что является реакцией на уже совершившееся преступление.

Криминология же разрабатывает теоретические основы деятельности по предупреждению преступлений. В настоящее время криминология рассматривается как наука о преступности в целом.

Первый научный труд под названием «Криминология» был опубликован в 1884 г. Р. Гарофало. До этого для обозначения науки о преступлении использовались другие термины — криминальная антропология, уголовная социология.

Объект и предмет криминологии

Для понимания сущности и особенностей конкретной науки в науковедении различают объект и предмет науки. Объект науки — это те явления и процессы, которые изучает данная наука и которые существуют независимо от того, познают их люди или нет (горы, растения). Предмет науки является частью, отдельной стороной объекта (строение горных пород, лекарственные свойства растений).

Один объект может изучаться несколькими науками, в одном объекте можно выделить несколько предметов (предмет, следовательно, не может быть шире объекта). Применяя для изучения, например, человека биологические методы, мы можем вычленить предмет биологии — клетки, органы, организм в целом; применяя психологические методы — предмет психологии: интеллект, память, эмоции и т.д. В человеке как объекте познания можно выделить даже предмет механики: рассматривая человека как материальное тело и подвергнув его процедуре измерения, мы получим размеры, массу, скорость. Но для механики нет качественных различий между человеком и, например, камнем.

Предмет науки — это не просто некоторая часть, сторона объекта (некоторые свойства и отношения), а такая его сторона, которая выявлена в процессе познания посредством метода и зафиксирована в определенной знаковой форме (в некоторых представлениях, понятиях, гипотезах и т.д.). Следовательно, предмет науки есть в определенной мере уже познанный объект. Принципиальное различие между предметом и объектом состоит и в том, что предмет науки исторически изменчив. Появляются новые методы исследования, совершенствуются приборы (например, лупу сменил микроскоп).

Выявляются новые свойства объекта, более полно исследуются уже известные, процесс познания идет от явления к сущности. Вследствие этого предмет науки развивается как интенсивно (вглубь), так и экстенсивно (вширь). Так, понятие «преступность» появилось не сразу, а было выработано в процессе познания. И, как у любого научного понятия, его содержание менялось: преступность как свойство личности — преступность как сумма преступлений — преступность как социальное явление. Объект же познания остается неизменным. Конечно, объект, как и все в природе и обществе, изменяется, но изменяется не в результате познания, а независимо от него.

В широком смысле слова объектом криминологии являются человек и социальные общности. Разные науки могут различаться объектами (у физики — неживая природа, у социологии — общество).

Но несколько наук могут иметь один общий объект, различаясь в то же время предметами. Спецификой криминологии как науки является ее комплексный характер: объекты познания криминологии относятся к разным уровням социальной реальности — человек, социальная группа, общество. Криминология использует методы и подходы разных наук, а криминологические исследования чаще всего носят межотраслевой и междисциплинарный характер.

Таким образом, объект криминологии совпадает с объектом познания других социальных наук (психологии, социологии), но предметы у них различны. Следовательно, специфику и особенности конкретной науки характеризует не объект, а предмет.

В широком смысле предметом криминологии являются природа и причины существования общественно опасных проявлений и объективные возможности общества по их предупреждению (искоренению).

В предмете криминологии обычно выделяют четыре основных элемента: 1) преступность; 2) причины и условия преступности (преступлений); 3) личность преступника; 4) предупреждение преступлений.

В последнее время стали выделять еще один элемент — жертву преступления, что иллюстрирует историческую изменчивость (эволюцию) предмета криминологии. Раздел криминологии, изучающий жертву преступления, называется «виктимология».

Преступность — центральное понятие (категория) криминологии.

Для уголовного права таким понятием является, например, преступление. В криминологической литературе существует немало определений преступности, в частности, такое достаточно распространенное определение: преступность — это массовое, относительно устойчивое, социально обусловленное, исторически изменчивое, общественно опасное социально-правовое явление, выражающееся во множестве совершаемых преступлений.

Преступность и преступление — качественно отличные явления со своими особыми характеристиками. Преступность не сводится к сумме преступлений. Понимание преступности как социального явления исходит из того, что некоторое количество преступлений создает новое социальное качество — преступность, которая приобретает свойства, не присущие отдельным преступлениям. Предметом криминологического познания являются как преступность, так и различные ее виды (рецидивная, женская и т.д.) и отдельные преступления. В этом также проявляется комплексный характер криминологии.

Изучение преступности, ее сущности и свойств в конечном счете необходимо для того, чтобы познать причины и условия ее существования, выявить закономерные связи и отношения с другими социальными явлениями, чтобы на основе этого выработать способы воздействия на эти причины и условия с целью предупреждения преступлений. Изучение причин преступности — важнейшая теоретическая задача криминологии.

Криминология в соответствии со спецификой своего предмета также изучает причины и условия на разных уровнях: а) причины и условия преступности; б) причины и условия видов преступности; в) причины и условия совершения конкретных преступлений. Причины и условия на каждом уровне относительно самостоятельны и независимы, качественно несводимы одни к другим.

Личность преступника является криминологическим понятием, а родственное ему понятие «субъект преступления» — уголовно-правовым.

Понятие «личность преступника» используется для изучения причин преступлений, понятие «субъект преступления» — для определения общих оснований уголовной ответственности.

Проблема существования личности преступника в криминологии относится к разряду дискуссионных, по ней высказываются полярные точки зрения. Так, под личностью преступника понимается определенная совокупность свойств субъекта преступления, которые обусловливают вместе с иными (внешними) обстоятельствами совершение преступления. Во множестве всех свойств, характеризующих личность, криминологию интересуют только криминологически значимые свойства.

Личность преступника не следует отождествлять с понятием «преступная личность», т.е. считать, что существуют какие-то особые люди, всегда готовые совершить преступление.

Изучение всех элементов предмета криминологии в конечном счете имеет целью создать научную основу социальной деятельности по предупреждению преступлений. Криминология разрабатывает общую теорию предупреждения преступлений, которая включает в себя: основные направления, формы и методы предупредительной деятельности; социально-экономические и организационно-правовые основы ее осуществления; систему субъектов предупредительной деятельности.

Научная обоснованность теории предупреждения и практическая осуществимость рекомендуемых мер профилактики являются показателями социальной эффективности криминологии как науки.

Определив предмет, т.е. указав вопросы, изучаемые данной наукой, мы фактически даем и определение этой науки. Но более полное представление о науке дает не предмет, а ее содержание.

Так, в содержание криминологии наряду с изучением предмета входят методология и методика исследований, изучение истории криминологии, разработка практических мер по предупреждению преступлений.

Методы криминологии

Наряду с объектом и предметом еще одной существенной характеристикой науки являются применяемые ею методы. Метод — это исследовательская процедура, с помощью которой изучается объект познания с целью получения информации о его свойствах. В общем плане все научные методы разграничиваются по области применения и по широте применения.

По области применения различают два класса методов: теоретические, применяемые для изучения свойств и отношений абстрактных объектов (числа, функции), и эмпирические, применяемые для изучения реально существующих объектов (атомы, люди).

Соответственно объектам и применяемым методам науки классифицируются на абстрактные, теоретические (логика, математика) и эмпирические, опытные, экспериментальные (химия, биология, криминология).

Существенное отличие этих типов наук состоит также в том, что истинность положений и выводов абстрактных наук устанавливается не опытным путем, а следует из значения теоретических терминов и смысла логических отношений. Истинность же утверждений эмпирических наук устанавливается путем соотнесения этих утверждений с действительностью. Конечно, и в эмпирических науках используются понятия, не имеющие прямых аналогов в объективном мире, и могут применяться некоторые теоретические методы, например, методы символизации, формализации.

По широте применения методы разделяются на общенаучные, которые применяются если не во всех, то во многих науках; частно- научные, применяемые в группе смежных наук; специальные, разработанные для отдельной конкретной науки (в криминологии специальных методов нет).

Кроме того, различают методы получения информации о свойствах объекта (наблюдение, опрос) и методы обработки полученной информации (вторичная группировка, факторный анализ).

Продуктом научного познания должно быть объективное знание, т.е. знание о свойствах объекта — как они есть, вне и независимо от познающего субъекта. Основное требование к научному методу — его нейтральность по отношению к объекту познания, принципиальная неспособность изменять свойства объекта в процессе исследования.

Этим орудие познания (прибор) отличается от орудия труда.

Так, микроскопом можно забивать гвозди (и тогда он будет орудием труда), а можно изучать инфузорию туфельку (тогда он есть орудие познания).

Методологическое требование нейтральности метода было выработано в науке Нового времени и представляется вполне очевидным.

Как показало дальнейшее развитие науки, это требование не всегда выполнимо. Вовлечение в сферу научного познания микрообъектов, возникновение квантовой механики показало, что нельзя полностью исключить влияние субъекта познания, что существует так называемый эффект возмущающего влияния прибора.

Проблема нейтральности метода актуальна не только для квантовой механики. Эта проблема, осознается она исследователем или нет, стоит и перед социологией, и перед психологией. А поскольку криминология использует методы этих наук, она актуальна и для нее.

Проводя эксперимент, опрос или тестирование, исследователь должен учитывать, что само применение этих методов может существенно повлиять на объект познания (человека). В этом случае применение метода дает нам знание о свойствах объекта познания не в естественных условиях, а взаимодействия с субъектом познания, в условиях вмешательства исследователя. В психологии и социологии эта проблема формулируется как проблема валидности (обоснованности) используемых методик.

Нейтральность метода по отношению к объекту не следует трактовать как полную независимость метода от объекта. Требование нейтральности метода по отношению к объекту — всего лишь одна сторона проблемы. Другая заключается в том, что метод должен быть адекватен объекту: качественно различные объекты требуют применения различных методов. Так, коэффициент интеллекта нельзя измерить путем взвешивания мозга.

В криминологии примером игнорирования специфики объекта была попытка Ч. Ломброзо применить для изучения особенностей личности преступника методы антропометрии. Из требования адек- ватности метода объекту следует невозможность существования единого универсального метода, применимого к объектам любой природы.

В криминологии как эмпирической науке применяются такие общенаучные методы, как наблюдение и эксперимент. Д. Милль отмечал, что наблюдение ставит задачу — отыскать пригодный для наших целей случай, а эксперимент — создать его при помощи искусственного сочетания обстоятельств. Использование в криминологии методов наблюдения и эксперимента имеет свою специфику и пределы.

Наблюдение — это чувственное целенаправленное восприятие свойств объекта, значимых с точки зрения целей исследования, и их фиксация (описание). Наблюдение является исторически наиболее ранней и исходной формой эмпирического исследования, оно структурно включено и в экспериментальные, и в измерительные процедуры.

Наблюдение может быть как прямым (непосредственным), так и косвенным (опосредованным). При косвенном наблюдении наблюдается не сам объект или его действия, а эффект его взаимодействия с другими объектами или результаты его действий. Таким образом, специфика косвенного наблюдения заключается в том, что о свойствах в данный момент ненаблюдаемого объекта судят по наблюдаемым его проявлениям (нет дыма без огня). В криминологии прямое наблюдение затруднено: ведь криминолог непосредственно наблюдает не событие преступления, а его последствия.

Эксперимент — это изучение свойств объекта в искусственно созданных, контролируемых и управляемых условиях. Проведение экспериментов в криминологии также весьма затруднено. И не только вследствие сложности объекта исследования, а прежде всего по этическим соображениям. Общество не может позволить криминологу искусственно создавать условия, способствующие совершению преступлений. Но эксперименты по стимулированию правопослушного поведения, по проверке эффективности мер профилактики не только возможны, но и регулярно проводятся.

Кроме того, допустимо использовать так называемый ретроспективный эксперимент (квазиэксперимент), т.е. когда какое-то реально произошедшее событие интерпретируется как экспериментальная ситуация. Главное при этом — возможность зафиксировать начальное и конечное состояния объекта и выделить экспериментальный (воздействующий) и производные (зависимые) факторы. Кроме того, исследователь должен убедиться в том, что квазиэксперимент отвечает требованиям внутренней (именно экспериментальный фактор является причиной наблюдаемых изменений) и внешней (выявленная зависимость является закономерной, она может быть распространена и на неэкспериментальную ситуацию) валидности. Так, известную антиалкогольную кампанию в середине 80-х гг. прошлого столетия можно рассмотреть в качестве экспериментальной ситуации, которая показала, как сокращение государственного производства и продажи алкоголя (экспериментальный фактор) сказалось на его потреблении, уровне преступности, уровне смертности, росте самогоноварения и т.п. (зависимые факторы). Другой пример: известная катастрофа с электроснабжением Нью-Йорка позволяет криминологу сделать определенные выводы о значении уличного освещения для предупреждения уличной преступности.

К общенаучным можно отнести и такой быстро развивающийся метод, как моделирование. Когда реальный натурный эксперимент невозможен или слишком дорог, экспериментируют с моделями, реальными или абстрактными (например, испытание моделей самолетов в аэродинамической трубе, математическое моделирование атомного взрыва и др.). В криминологии использование метода моделирования является весьма перспективным направлением, так как прямое экспериментирование сталкивается со значительными трудностями. Наиболее часто используются математические модели, особенно при прогнозировании преступности.

В криминологической литературе довольно часто можно встретить утверждение о том, что наряду с наблюдением и экспериментом к общенаучным эмпирическим методам, применяемым в криминологии, относятся дедукция и индукция. Вообще дедукция и индукция являются не эмпирическими методами познания, а способами логического рассуждения и доказательства (разными формами связи посылок и заключения). Механизм дедукции состоит в распространении общего положения на отдельный случай, подведении частного случая под общее правило. Механизм индукции состоит в распространении частного случая на общее, в переходе от знания части предметов определенного класса к знанию обо всем классе предметов.

Эмпирические методы дают новую информацию о свойствах объекта, а дедукция и индукция как методы — новые выводы из знания, уже полученного с помощью эмпирических методов. Это относится и к так называемым методам научной индукции: метод единственного сходства, метод единственного различия, метод сопутствующих изменений и т.д.

Поскольку объект криминологии частично совпадает с объектом других социальных наук, то в криминологии могут применяться методы этих наук, которые относятся к разряду частнонаучных:

  • социологические — анализ первичной документации (изучение уголовных дел), опрос (осужденных, потерпевших, сотрудников правоохранительных органов), экспертные оценки, социометрический метод (анализ внутригрупповых отношений);
  • психологические — биографический, тестирование;
  • статистические — статистическое наблюдение, статистический анализ (группировка, факторный и регрессионный анализ).

В криминологии как эмпирической науке одним из основных способов доказательства (опровержения) теоретических положений является гипотетико-дедуктивный метод. Из какого-либо утверждения или предположения (гипотезы), не поддающегося прямой проверке, логическим (дедуктивным) путем выводятся эмпирически проверяемые (верифицируемые) следствия. Если следствия, вытекающие из гипотезы, подтверждаются на практике, то гипотеза получает статус истинного утверждения.

Естественно, в криминологии применяются и всеобщие методы научного познания — системный, исторический, сравнительный и т.д.

Место криминологии в системе наук

Уяснив специфику объекта, предмета и методов криминологии, можно определить ее место в системе общественных наук и взаимоотношения с ними. По этому вопросу существуют три точки зрения: 1) криминология — часть уголовного права; 2) криминология — часть социологии; 3) криминология — самостоятельная наука.

Первой точки зрения придерживались русские криминологи дореволюционного периода, а также такие известные советские юристы, как А.А. Герцензон и А.А. Пионтковский. Эта позиция не обоснована в силу того, что криминология не является юридической наукой, у криминологии и уголовного права разные объекты изучения (а если у каких-то наук разные объекты, то это заведомо разные науки).

Объектом науки уголовного права являются уголовное право (отрасль права) как регулятор общественных отношений, юридические нормы и институты; объектом криминологии — социальная деятельность людей и социальных групп. Поэтому методы, применяемые в этих науках, имеют принципиально различный характер, и, соответственно, различаются их предметы Но в общем такая позиция вполне объяснима как исторически (криминология «вышла» из уголовного права, большинство криминологов — юристы по образованию), так и логически (именно уголовное право определяет понятие преступного). По традиции до сих пор во многих учебниках курс криминологии структурируется аналогично курсу уголовного права — на Общую и Особенную части.

Вторая точка зрения доминирует в американской криминологии.

У социологии и криминологии действительно частично совпадают и объект, и некоторые методы. Но их предметы все же разли- чаются. Криминология — комплексная наука, предметом ее изучения являются и социально-психологические аспекты преступности, и индивидуально-психологические особенности личности преступника.

Поэтому предмет криминологии не может быть включен в предмет социологии.

В настоящее время наибольшее признание имеет третья точка зрения, сторонники которой считают, что криминология — самостоятельная наука. Но самостоятельность науки криминологии не означает, что она не имеет связей с другими науками.

Хотя криминология и не является юридической наукой, она тесно связана с уголовным правом, уголовно-исполнительным правом, криминалистикой и т.д. Эта связь обусловлена прежде всего тем, что при всех различиях методов и характера решаемых задач они имеют общую цель — научно обеспечить борьбу с преступностью.

Особая связь криминологии с уголовным правом объясняется и тем, что именно уголовное право определяет, какие деяния являются преступными, и тем самым очерчивает границы преступности как явления. А преступность и является основным элементом предмета криминологии. В то же время именно криминологические исследования дают необходимый материал для выработки уголовной политики, научного обоснования криминализации (декриминализации) деяний.

С уголовно-исполнительным правом криминологию связывает то, что наказание является одним из факторов предупреждения преступлений.

Криминология, изучая причины пенитенциарной и рецидивной преступности, эффективность разных видов наказаний, предоставляет уголовно-исполнительному праву информацию, необходимую для совершенствования процесса исполнения наказания и исправления осужденных.

Связь криминологии с социологией, психологией, социальной психологией обусловлена сходством объекта и применяемых методов.

Как криминология может использовать материалы этих наук, так и криминологические данные могут служить более глубокому изучению проблем соответствующих наук. Социология исследует закономерности отклоняющегося поведения (пьянство, бродяжничество и т.д.). Криминологию также интересуют эти явления, но не сами по себе, а в их связи с преступностью. Во многих случаях такое поведение является условием для совершения преступлений. Социологические и криминологические исследования взаимно обогащают друг друга.

Криминология связана и с другими науками. Связь со статистикой обусловлена тем, что преступность как массовое явление может быть представлена как статистическая совокупность. Связь с педагогикой — тем, что криминология изучает процесс формирования личности преступника, а формирование личности — проблема педагогическая.

Такие связи можно проследить практически со всеми социальными (да и не только) науками.

Добавить комментарий