Признаки гражданского общества

§ наличие в обществе свободных владельцев средств производства;

§ развитая демократия;

§ правовая защищённость граждан;

§ определённый уровень гражданской культуры;

§ наиболее полное обеспечение прав и свобод человека;

§ самоуправление;

§ конкуренция образующих его структур и различных групп людей;

§ свободно формирующиеся общественные мнения и плюрализм;

§ легитимность.

Гражданское общество выделяет следующие структуры: политические партии и лоббистские организации (комитеты, комиссии, советы); общественно-политические организации и движения (экологические, антивоенные, правозащитные); добровольные ассоциации и объединения граждан; в экономической сфере – наличие негосударственных организаций, кооперативов, арендных, акционерных и других объединений, общностей, ассоциаций, которые базируются на частной собственности; в социальной сфере – наличие общественных организаций и движений, органов самоуправления по месту жительства и работы, наличие негосударственных средств массовой информации; в политической – практика решения конфликтов в рамках закона и без насилия, цивилизованный механизм выявления, формирования и высказывания общественной мысли; в духовной – свобода слова, печати, совести, самостоятельность и независимость творческих, научных и других объединений, увеличение человеческого измерения политики.

Гражданское общество — это система внегосударственных общественных отношений и институтов, дающая возможность человеку реализовать его гражданские права и выражающая разнообразные потребности, интересы и ценности членов общества.

Структура гражданского общества

Политические партии.

Общественно-политические организации и движения (экологические, антивоенные, правозащитные и т. п.).

Союзы предпринимателей, ассоциации потребителей, благотворительные фонды.

Научные и культурные организации, спортивные общества.

Муниципальные коммуны, ассоциации избирателей, политические клубы.

Независимые средства массовой информации.

Церковь.

Семья.

Признаки современного гражданского общества:

наличие в обществе свободных владельцев средств производства;

развитость и разветвленность демократии;

правовая защищенность граждан;

определенный уровень гражданской культуры.

Гражданское общество функционирует, основываясь на ряде принципов:

· равенство прав и свобод всех людей в политической сфере;

· гарантированная юридическая защита прав и свобод граждан на основе законов, имеющих юридическую силу во всем мировом сообществе;

· экономическая независимость индивидов, основанная на праве каждого иметь собственность или получать справедливое вознаграждение за честный труд;

· гарантированная законом возможность граждан объединяться в независимые от государства и партий общественные объединения по интересам и профессиональным признакам;

· свобода граждан в образовании партий и гражданских движений;

· создание необходимых материальных и прочих условий для развития науки, культуры, образования и воспитания граждан, формирующих их как свободных, культурных, нравственно чистых и социально активных, ответственных перед законом членов общества;

· свобода создания и деятельности средств массовой информации вне рамок государственной цензуры, ограниченная только законом;

· существование механизма, стабилизирующего отношения между государством и гражданским обществом (механизм консенсуса), и обеспечение безопасности функционирования последнего со стороны государственных органов. Этот механизм, формальный или неформальный, включает законодательные акты, демократические выборы народных представителей в различные органы власти, институты самоуправления и т.д.

Гражданское общество и государство соединены друг с другом целым рядом структурных связей, поскольку государство, осуществляя управленческо-посреднические функции в общественной жизни, не может не соприкасаться с гражданскими ценностями и институтами, так как последние через систему горизонтальных связей как бы охватывают все общественные отношения. Кроме того, ряд общественных элементов и институтов занимает маргинальное положение, частично переплетается с государственными структурами, а частично — с гражданским обществом. Примером здесь может служить, скажем, правящая в данный момент политическая партия, которая вышла из недр гражданского общества, но в то же время тесно связана в своей деятельности с государственным аппаратом. Таким образом, государство и гражданское общество неразрывно связаны друг с другом, составляют две части единого общественного организма

1. Понятие «гражданское общество» и «государство» характеризуют различные, но внутренне взаимосвязанные, взаимополагающие стороны (элементы) глобального общества, общества как единого организма. Данные понятия соотносительные, они могут противопоставляться лишь в определенных аспектах. Гражданская жизнь в той или иной степени пронизана феноменом политического, а политическое не изолировано от гражданского.

2. Разграничение гражданского общества и государства, являющихся составными частями глобального целого, естественно закономерный процесс, характеризующий прогресс социально-экономической и духовной сфер, с одной стороны, и политической сферы жизни — с другой.

3. Гражданское общество — первооснова политической системы, им обусловливается и определяется государство. В свою очередь, государство как институт — эта система учреждений и норм, обеспечивающих условия бытия и функционирования гражданского общества.

4. Гражданское общество не есть некая совокупность автономных индивидов, законом жизни которых является анархия. Это форма общности людей, совокупность ассоциаций и других организаций, обеспечивающих совместную материальную и духовную жизнь граждан, удовлетворение их потребностей и интересов. Государство есть официальное выражение гражданского общества, его политическое бытие. Гражданское общество — сфера проявления и реализации индивидуальных, групповых, региональных интересов. Государство же — сфера выражения и защиты общих интересов. Потребности гражданского общества, неизбежно проходят через волю государства, чтобы в форме законов получить всеобщее значение. Государственная воля определяется потребностями и интересами гражданского общества.

5. Чем больше развито гражданское общество в смысле прогресса самодеятельности его членов, многообразия ассоциаций, призванных выражать и защищать индивидуальные и групповые интересы людей, тем больший простор для развития демократичности государства. Вместе с тем, чем демократичнее политический строй, тем шире возможности для развития гражданского общества до наивысшей формы объединения людей и их свободной индивидуальной и коллективной жизнедеятельности.

Гражданское общество на современном уровне человеческой цивилизации — это общество с развитыми экономическими, культурными, правовыми, политическими отношениями между индивидами, группами и сообществами, не опосредованными государством.


⇐ Предыдущая234567891011Следующая ⇒


Дата публикования: 2015-04-07; Прочитано: 489 | Нарушение авторского права страницы



studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2018 год.(0.001 с)…

Гражданское общество: понятие, признаки, проблемы формирования в России.

⇐ ПредыдущаяСтр 6 из 15Следующая ⇒

Под гражданским обществом понимают особую сферу отношений, которые должны находиться в известной независимости от гос-ва. В этом смысле гражданское общество истолковывают как цивильное, частное, приватное, т.е. такое, в котором, помимо официальных институтов, существует неподконтрольный им уклад жизни – область реализации интересов отдельных индивидов и их объединений. Речь идет о невмешательстве власти в «гражданские дела» личности, частную жизнь людей.

Гражданское общество — это общество с развитыми экономическими, культурными, правовыми и политическими отношениями между его членами, независимое от гос-ва, но взаимодействующее с ним, общество граждан высокого социального, экономического, политического и морального статуса, создающих совместно с гос-вом развитые правовые отношения. Это процесс совершенствования общества, власти, политики и человека, охватывающий все стороны жизни, так же как и процессы достижения свободы, равенства, справедливости и других социальных, политических, моральных и культурных ценностей.

Три начала формируют гражданское общество – коллектив, индивид и власть. Становление гражданского общества предстает как цивилизованный процесс, в котором одновременно цивилизируются и гражданин, и гражданские отношения между членами общества, и само общество как коллективное начало гражданственности, и гос-во, и отношения между ним, индивидом и обществом.
Новый тип коллективности, складывающейся в гражданском обществе, формируется сознанием принадлежности к общей культуре, единства национального и гражданского.

Гражданское обществоэто такое состояние общества, при котором человек — высшая ценность, соблюдаются и защищаются его права и свободы, гос-во способствует развитию экономики и политической свободе, находится под кон­тролем общества, гос-венная и общественная жизнь основывается на праве, демократии и справедливости. С учетом этой характеристики гражданского общества его признаками можно назвать следующие:

Свобода обеспечивается в полной мере, когда:

— индивид независим от гос-ва;

индивид является собственником;

человеческая личность не находится под полным кон­тролем со стороны класса, сословия, семьи;

человек сам выбирает профессиональную сферу;

человек имеет возможность свободно формировать свои политические убеждения и выражать их;

права и свободы человека признаются, соблюдаются и за­щищаются гос-вам;

существуют гарантии прав и свобод, механизмы их защиты.

Открытостьобществаподразумевает наличие:

информационной свободы; свободы мысли и слова; свободы образования и воспитания;

свободы перемещения внутри страны; свободы въезда в страну и выезда за ее пределы.

Плюрализмгражданского обществахарактеризуется:

наличием в обществе различных классов, слоев, соци­альных групп, имеющих собственные интересы;

наличием сил, выражающих данные интересы;

свободной конкуренцией различных политических сил в борьбе за отстаивание представленных интересов и за обладание гос-ой властью;

развитостью, структурированностью политической системы;

стабильностью политической системы;

— достаточным совершенством гос-го аппара­та, наличием разделения властей;

отсутствием обязательной гос-ой идеологии;

наличием в обществе различных точек зрения, свобо­дой их выражения, идеологическим многообразием.

Правовым характером общество обладает там, где имеет место правовое гос-во, то есть гос-во, осно­ванное на праве, соблюдении конституции, законов и др.

Самоуправляемость и саморазвитие выражаются в том, что индивиды, классы, социальные группы самостоятельно устанавливают и регулируют взаимоотношения между собой.

Как правило, не прибегая к услугам гос-ва как арбитра, гражданское общество имеет в самом себе экономический, политический культурно-нравственный потенциал для собст­венного воспроизводства и дальнейшего развития.

Структура гражданского общества:

1. Экономические отношения и институты (собственность — частная и публичная, труд — экономически свободные товаропроизводители, предпринимательство).

2. Организация и деятельность общественных объединений, политических партий, профсоюзов, религиозных общин и т.д.

3. Сфера воспитания, образования, науки, культуры.

4. Семья — первичная основа человеческого общежития.

5. Система средств массовой информации.

Гражданское общество — не гос-венно-политическая, а главным образом социально-экономическая и личная, частная сфера жизнедеят-ти людей. Это — общество инициативного предпринимательства, разумного баланса интересов различных социальных слоев.

Регулирующая роль гос-ва сводится к необходимому минимуму: охране правопорядка, борьбе с преступностью, созданию нормальных условий для беспрепятственной деят-ти индивидуальных и коллективных собственников, реализации прав и свобод, активности и предприимчивости.

В гражданском обществе обязанности граждан перед гос-вом сведены, в сущности, к законопослушанию и уплате налогов.

Суммируя изложенное и учитывая высказанные в литературе мнения, можно кратко определить гражданское общество как совокупность внегос-венных и внеполитических отношений (экономических, социальных, культурных, нравственных, духовных, корпоративных, семейных, религиозных), образующих особую сферу специфических интересов свободных индивидов-собственников и их объединений.

Россия стала на путь построения гражда. общ-ва. Особенностью нашей российской действительности является то, что параллельно становлению гражд. общ-ва создаются основы нового демократического гос-ва. Однако этот процесс проходит не всегда гладко.

Несмотря на начавшиеся в 1985 году преобразования, проблема формирования предпосылок гражд. общ-ва решается хотя и медленно, но поступательно. Особенно проблемной является экономич. сфера общ-ых отношений. Перераспределение собственности через приватизацию по объективным и субъективным причинам не привело, как ожидалось, к созданию многочисленного среднего класса. Собственность в большинстве своем перестала быть гос-ой. Перейдя в руки новых собственников, она по-прежнему используется не очень эффективно и далеко не всегда в интересах гос-ва и общества.

Экономич. политика гос-ва пока недостаточно последовательно стимулирует формир-е предпосылок для увеличения численности среднего класса. Имевшие место обесценивание денежных вкладов, достаточно высокий уровень инфляции, сильный налоговый пресс, ограничивающий ПД, отсутствие развитой частной собственности на землю не позволяли делать серьезные вложения средств в произ-во, в землю, не способствовали становлению зрелого гражданина с неотъемлемыми правами и обяз-ми.

Политическая культура современной России формируется в условиях трансформации доминировавшего более 70 лет коммунистического партийно-гос-го мировоззрения, а также совсем недавно бывшей административно-командной экономики.

На пути формирования гражд. общ-ва в России в наст. время существует еще ряд трудностей. Прежде всего, это устойчивые стереотипы и система ценностей, сформированные предыдущим гос-венным режимом. Они отторгают многие экономич., социальные и культурные предпосылки гражд.общ-ва. У значит. части (если не у большинства) населения продолжают вызывать психологический дискомфорт такие фундаментальные ценности, на которых строится гражд. общ-во, как частная собственность, экономич. и социальное неравенство, конкуренция, а также отсутствие многих социальных гарантий, которые были прежде.

Гражданское общество

Вследствие известных ошибок и просчетов реформаторов внедрение этих универсальных ценностей в сознание российских граждан осущ-ся в условиях постоянного падения уровня жизни большинства населения. Это и определяет его реакцию отторжения важнейших ценностей — конкуренции, демократии, рынка.

Мы являемся не только свидетелями, но и участниками процесса, когда в сжатые сроки одновременно решаются задачи, до недавнего времени не стоявшие перед нашим обществом. Изменение материального положения различных групп населения приводит к слишком быстрой и радикальной трансформации прежней социальной структуры. Это обстоятельство порождает конфликты гос-ва с различными профессиональными и социальными группами, что находит свое выражение в забастовках, стачках, пикетах, голодовках.

Осложняет процесс индивидуализации личности и то обстоятельство, что создание рыночных отношений одновременно с переходом от тоталитаризма к демократии совпали с процессами национального самоопределения этносов и социальной стратификации на основе отношений собственности. Совпадение этих тенденций особенно на начальном этапе делали процесс формирования гражданского общества неустойчивым и даже отчасти возвратным. Ведь в реальной жизни противоречиво переплетаются различные, порой противоположные по своей направленности интересы и потребности социальных групп. Это в определенной степени снижает возможности оптимального управления процессами формирования нормальных экономических, социальных, национальных и других общественных отношений.

Наиболее негативным последствием снижения регулятивной функции гос-ва является формирование существенного разрыва в уровне доходов небольшой группы людей и большинства бедного населения. В этих условиях гос-ву еще многое предстоит сделать, чтобы оно могло стать гарантом поступательности процесса формирования гражданского общества, создать надежные правовые, экономические, политические и культурные предпосылки для самореализации индивидов и групп, удовлетворения их повседневных потребностей. Само же гос-во должно на практике все больше приобретать признаки правового гос-ва. Очевидно, что процесс формирования гражданского общества будет иметь естественный темп, который невозможно будет ускорить каким-либо подталкиванием. Ведь зрелый гражданин начинается с развитого самосознания, возникающего из индивидуальных начал личности. Развивать их можно, в первую очередь, усилиями самой личности, ее устремленностью к постоянному самосовершенствованию.

В целях более эффективного осуществления демократических преобразований в России и быстрейшего построения основ гражданского общества еще 26 мая 1994 года состоялось рабочее совещание по гос-ой поддержке института гражданского общества. Принятый на нем итоговый документ носил программный характер. Участники совещания отметили, что становление в России гражданского общества является основой и гарантией необратимости демократических преобразований. Без самоорг-ии граждан, многообразия гражданских инициатив невозможно по-настоящему эффективное функционирование общественных механизмов, их естественное реформирование и развитие, а, следовательно, полноценная, устойчивая и благополучная жизнь человека.

⇐ Предыдущая12345678910Следующая ⇒

Читайте также:

  1. C. Там, где зоны формирования опасных и вредных факторов практически пронизывают всю производственную среду
  2. А теперь мое решение проблемы
  3. А теперь мое решение проблемы
  4. аконность: понятие, принципы, гарантии.
  5. Акт применения норм права: понятие, структура , виды. Соотношение нормативно-правовых и правоприменительных актов.
  6. Актуальные проблемы отечественной специальной психологии.
  7. Актуальные проблемы предмета ГПП.
  8. Акты применения права: понятие, структура и виды.
  9. Акты применения права: понятие, структура, виды.
  10. Акты применения правовых норм: понятие, виды.
  11. Алгоритм формирования техники двигательных действий легкоатлетических упражнений. Характеристика и технология обучения технике легкоатлетического вида из школьной программы (по выбору).
  12. Анализ источников формирования капитала


Понятие и признаки гражданского общества

⇐ Предыдущая891011121314151617Следующая ⇒

Из истории политических и правовых учений:

Макиавелли Н.: Сущность политического организма заключается в согласовании повиновения (государству) и свободы (в ассоциации, обществе). Народный сувере­нитет является высшим по отношению к государству.

Кант И.: Гражданское общество основано на следующих принципах: 1) свобо­да каждого члена общества; 2) равенство его с каждым другим как подданного; 3) самостоятельность каждого члена общества как гражданина.

Гегель Г.: Гражданское общество и государство являются самостоятельными, но взаимодействующими институтами. Гражданское общество вместе с семьей состав­ляют базис государства.

34. Гражданское общество: понятие, структура, признаки. Понятие гражданского общества

В государстве представлена всеобщая воля граждан. Граж­данское общество — это сфера особенных, частных интересов отдельных индивидов.

Гегель Г.: Гражданское общество есть объединение частных лиц через систему «система потребностей (социально-экономические отношения), отправление правосудия (правовые учреждения и правопорядок), полицию и корпорацию.

Маркс К.: В гражданском обществе каждый индивид представляет собой неко­торый замкнутый комплекс потребностей и существует для другого лишь постоль­ку, поскольку они обоюдно становятся друг для друга средством.

 

Определения современных российских ученых:

Головастикова А.Н., Дмитриев Ю.А.:Гражданское общество – это система самостоятельных и независимых от государства общественных институтов и отношений, которые обеспечивают условия для реализации частных интересов и потребностей индивидов и коллективов, для жизнедеятельности социальных, культурных сфер, их воспроизводства и передачи от поколения к поколению.

Абдуллаев М.И.: Гражданское общество – это свободное демократическое правовое общество, ориентированное на конкретного человека, создающее атмосферу уважения к правовым традициям и законам, общегуманистическим идеалам, обеспечивающее свободу творческой и предпринимательской деятельности, создающее возможность достижения благополучия и реализации прав человека и гражданина, органично вырабатывающее механизмы ограничения и контроля за деятельностью государства.

Пиголкин А.С.: Гражданское общество – это, во-первых, находящаяся на определенной стадии развития форма человеческой общности, с помощью труда удовлетворяющая потребности своих индивидов; во-вторых, это комплекс добровольно сформировавшихся первичных объединений индивидов (семья, кооперация, ассоциации, общественные организации ит. д.); в-третьих, это совокупность негосударственных отношений в обществе; в-четвертых, это сфера самопроявления свободных индивидов и их объединений, огражденная законами от прямого вмешательства и произвольной регламентации их деятельности со стороны государственной власти.

Перевалов В.Д.: Гражданское общество – это, во-первых, сообщество свободных индивидов; во-вторых, открытое социальное образование; в-третьих, сложноструктурированная, саморазвивающаяся, самоуправляемая, плюралистическая система; в – четвертых, это демократическое общество.

 

Признаки гражданского общества:

— автономия по отношению к государству;

— наличие сообщества свободных индивидов;

— наиболее полное обеспечение прав и свобод человека и гражданина;

— развитая демократия;

— самоуправляемость;

— наличие собственности в распоряжении людей (частная собственность – экономическая основа гражданского общества);

— конкуренция структур, отражающей многообразие интересов различных групп и слоев, и различных групп людей;

— функционирование правового госу­дарства.

— реальное осуществление пра­ва человека на информацию;

— свободно формирующееся общественное мнение;

— государство выступает выразите­лем компромисса различных сил в обществе;

— интересы меньшинств выражают различ­ные социальные, политические, культурные и прочие союзы, группы, блоки, пар­тии, что позволяет от­дельным людям осуществлять свои права и обязанности, оказывать влияние на принятие политических решений.

Институты гражданского общества в различных сферах общественной жизни:

в социальной – семья, трудовой коллектив, объединения по интересам (творческие союзы, клубы, товарищества), детские и юношеские организации и т. д.;

в политической – политические партии, организации, движения, преследующие политические цели;

в экономической – предприятия, учреждения и организации, занимающиеся производством материальных благ, оказанием услуг материального и нематериального характера;

в духовно-культурной – творческие союзы, образовательные учреждения, музеи, библиотеки, театры, церковь и религиозные организации;

в информационной сфере – средства массовой информации.


⇐ Предыдущая891011121314151617Следующая ⇒


Дата добавления: 2015-11-05; просмотров: 164 | Нарушение авторских прав


Похожая информация:


Поиск на сайте:


Правовое государство и гражданское общество. Признаки правового государства

 

Одной из основных идей современного правосознания является идея правового государства. В конституционных законах некоторых западноевропейских государств (например, Германии) провозглашаются начала правового государственного устройства. Нашла свое закрепление эта идея и в действующей Конституции РФ, в ст. 1 которой, наряду с другими характеристиками, записано, что Россия есть правовое государство. Для того чтобы выяснить, какое же содержание вкладывается в эту идею, необходимо учитывать, что современная концепция (теория) правового государства вобрала в себя целый ряд идей, выдвинутых в прошлом передовыми мыслителями своего времени. К ним относятся, прежде всего, немецкий философ И.

Вы точно человек?

Кант, французский просветитель и правовед Ш. Монтескьё и другие ученые XVIII в., которые полагали, что правовое государство должно сменить полицейское, бюрократическое государство того времени, душившее свободу.

Если выделить главный принцип правового государства, то необходимо признать, что это – такое государство, в центр деятельности которого поставлен человек, его благо, свобода. Не человек существует для государства, а государство существует для человека. Поэтому создание такого государства невозможно без формирования развитого гражданского общества, являющегося воплощением свободы человека и справедливости.Гражданское общество – это не простая совокупность граждан; это общество, в котором граждане могут свободно реализовать свои интересы и потребности, в том числе и образуя различные независимые, самостоятельные партии, организации, профессиональные и иные союзы, которые служат для них защитой от произвола со стороны работодателей, а также органов государственной власти и должностных лиц. Гражданское общество в состоянии не допустить узурпации власти, т.е. сосредоточения в руках одного лица или группы лиц неограниченной власти, оно может противостоять ей. В развитом гражданском обществе отсутствует закрепощение всех видов: и экономическое, и политическое, и духовное. Поэтому нельзя сводить его, как это нередко делается, лишь к необходимости политической свободы (свободные выборы, свобода слова, печати, митингов, шествий и демонстраций и т.п.). Гражданское общество немыслимо также без свободы экономической, поэтому предполагает наличие правового института частной собственности. В нем имеется некоторая степень экономической независимости человека от государства, возможность «получать свой хлеб» не от государства. Отсюда, экономической основой гражданского общества является частная собственность (без которой экономическая свобода немыслима) и рыночная экономика.

Гражданское общество неотделимо от правового государства, которое является формой организации гражданского общества. В правовом государстве гражданам гарантируются свобода, самостоятельность и собственность, обеспеченные господством права. Можно выделить следующие основные признаки правового государства:

1. Господство права, означающее, что право рассматривается не как простой инструмент в руках государства, утверждающий политическое могущество государственной власти. В правовом государстве право должно быть поставлено в привилегированное положение, исключающее всякую возможность кому бы то ни было его обойти и ему не подчиниться. В нем предполагается связанность государства в целом, и особенно исполнительной власти, правом. При этом под правом понимается нечто большее, чем просто система норм, установленных государством. В концепции правового государства понятия «право» и «закон» различаются. Она основана на признании естественного права как совокупности прав и свобод, принадлежащих каждому человеку от рождения (право на жизнь, свободу, личную неприкосновенность, собственность и др.). Поэтому «закон» как нормативно-правовой акт, принятый законодательной властью, не должен противоречить общему правовому порядку, основанному на «естественном праве». Другими словами, государственные законы должны быть гуманными, справедливыми, демократическими. Следовательно, законы могут быть правовыми (соответствующими праву) и не правовыми, т.е. не соответствующими ему, попирающими естественные права и свободы человека. Поэтому во втором пункте речь идет только о правовых законах.

2.Верховенство закона (правового), означающее, что среди всех нормативно-правовых актов, принятых различными государственными органами, закон обладает высшей юридической силой, остальные акты не должны ему противоречить. Закон должен служить преградой на пути произвола, своеволия и вседозволенности.

3.Разделение властей, под которым подразумевается распределение полномочий между тремя ветвями власти: законодательной (принимает законы), исполнительной (организует их исполнение) и судебной (рассматривает дела, возникающие из конфликтов, носящих правовой характер). При этом действует так называемая система сдержек и противовесов, означающая, что эти ветви власти могут взаимно влиять друга на друга, препятствуя узурпации власти. Например, парламент может досрочно отрешить от должности президента (импичмент) в случае нарушения им конституции, а президент имеет право не подписать закон, принятый парламентом (отлагательное вето).

А конституционный суд вправе признать недействительными все антиконституционные акты (и парламента, и президента, и правительства).

4.Важнейшим признаком правового государства являетсяреальная (а не декларативно провозглашенная) свобода личности, гарантированность прав и свобод человека и гражданина. Отсюда вытекает особая роль суда в правовом государстве. Охрана прав граждан осуществляется путем судебной защиты, поэтому необходимо обеспечение реальной независимости суда в правовом государстве.

5. Взаимная ответственность гражданина и государства, которая предполагает, что не только гражданин отвечает перед государством за совершенное правонарушение, но и государство должно нести юридическую ответственность перед гражданином в случае нарушения его прав и свобод.

Правовое государство, в отличие от тоталитарного, не поглощает собой общество. Оно отказывается от полного контроля за всеми сферами общественной жизни, не вмешивается в частную жизнь граждан. Существует особая сфера общественных отношений (имущественных, семейных, нравственных), которые находятся в известной независимости от государства.

Предыдущая11121314151617181920212223242526Следующая


Дата добавления: 2015-04-19; просмотров: 329;


ПОСМОТРЕТЬ ЕЩЕ:

Метод гражданского права и его признаки

Рассмотрим метод гражданского права, а также установим признаки метода гражданского права.

Метод гражданского права

Метод гражданско-правового регулирования – это совокупность приемов, способов и средств воздействия на модель поведения субъекта на принципах равенства участников взаимоотношений, их диспозитивности, разрешения конфликтов без ущемления личных прав и свобод.

Метод гражданского права позволяет ответить на вопрос как и какими способами изучается предмет познания.

Метод гражданского права обозначает особенности:

– правового положения субъектов отношений;

– оснований возникновения и содержания гражданских отношений;

– совокупности юридических санкций.

Метод правового регулирования – это комплекс правовых способов и средств воздействия соответствующей отрасли права на совокупность общественных отношений, которые формируют её предмет.

Для обеспечения эффективного воздействия необходимо использовать методы и инструменты, соответствующие сущности регламентируемых взаимоотношений. Иными словами, содержание метода правового регулирования в значительной степени определяется характером регулируемых правоотношений (т.е. предметом правового регулирования).

Особенности правового положения отдельных субъектов гражданского права (граждан, предприятий) нашли отражение в п. 1 ст. 2 Гражданского кодекса РФ. К ним относят:

– равенство участников;

– автономия их воли;

– имущественная самостоятельность.

К отличительным чертам оснований возникновения и содержания гражданских правоотношений можно отнести:

– разнообразие и множественность оснований (юридических фактов), которые порождают гражданские права и обязанности (договоры, односторонние сделки и т.д.);

– диспозитивность (свободный выбор способа и формы участия в правоотношениях).

В качестве особенностей санкций в гражданском праве следует назвать:

– компенсационный характер (восстановление имущественного положения);

– направленность исключительно на имущество, но не на личность правонарушителя.

Вышеуказанная специфика предопределяет отличительные черты и признаки метода гражданского права в целом.

Признаки метода гражданского права

К признакам метода данного права относят:

– безусловное наделение лиц субъективными гражданскими правами;

– признак правовой инициативы;

– признак юридической диспозитивности норм;

– признак юридического равенства всех участников;

– признак их имущественной самостоятельности.

Метод гражданского права – это способ воздействия на правоотношения, который по своей сути является дозволительным.

Признаки гражданского общества

Данный метод характеризуется наделением субъектов способностью к правообладанию, диспозитивностью, инициативой, а также обеспечивает установление правоотношений на принципах правовой самостоятельности сторон и их юридического равенства.

Важнейшим признаком гражданско-правового регулирования и особенностью метода гражданского права выступает принцип диспозитивности.

Принцип диспозитивности предполагает не только автономию воли и имущественную самостоятельность каждого субъекта, но также его возможность свободного распоряжения своими правами и необходимость строгого исполнения своих обязанностей. Данный признак наиболее полно отражен в праве собственности, в свободе договора, в юридических конструкциях, в рамках которых субъект своей волей и согласно своим интересам при соблюдении закона правомочен распоряжаться собственными правами.

В соответствии с принципом диспозитивности огромное значение в гражданском праве получили диспозитивные нормы. Они вступают в действие в случае, если в отношениях, которые регулируются в договорном порядке, определенный вопрос не был решен самими субъектами.

В современной политической науке с учетом выводов зарубежных исследователей дается следующее определение: «Гражданское общество – это человеческая общность, включающая добровольно сформировавшиеся первичные негосударственные структуры в экономической, политической, социальной и духовной сферах жизнедеятельности общества; это совокупность негосударственных отношений и сфера проявления свободных индивидов, организаций и ассоциаций граждан». 

   Гражданское общество и государство взаимодополняют друг друга и зависят одно от другого. Без зрелого гражданского общества не представляется возможным построение правового демократического государства, поскольку именно сознательные свободные граждане способны создавать наиболее рациональные формы человеческого общежития. Таким образом, если гражданское общество выступает прочным опосредующим звеном между свободным индивидом и централизованной государственной волей, то государство призвано противодействовать дезинтеграции, хаосу, кризису, упадку и обеспечивать условия для реализации прав и свобод автономной личности. Разделение гражданского общества и государства достаточно условны, это делается для того, чтобы понять механизмы общественной жизни, степень свободы и несвободы индивидов, уровень политического развития. 

   Гражданское общество существует и функционирует в противоречивом единстве с государством. Так при демократическом режиме оно взаимодействует с государством, а в тоталитарном – стоит в пассивной или активной оппозиции к государству. 

В современном представлении гражданское общество – это: 

  1. Совокупность неполитических отношений людей, социальных общностей, находящихся вне государственных структур и фиксирующих частные, групповые интересы. 

  2. Социальное взаимодействие населения данной территории в экономической и социально-бытовой областях на принципах саморегуляции, самоуправления, основанное на личном равенстве и нормах традиционного общежития, Государственная регламентация действует здесь только в порядке контроля за антисоциальными действиями. 

  3. Высшая современная стадия и форма человеческой общности, включающая в качестве структурных элементов добровольно сформировавшиеся первичные общности людей: семьи, общественные организации, кооперации, ассоциации, профессиональные, творческие, спортивные объединения, исключая государственные и политические структуры.

   Политологи выделяют следующие исторические типы гражданского общества:

  = социальные образования (сословие, социальная группа, класс);

  = общество как совокупность граждан страны;

  = мировое сообщество граждан.

Содержание гражданского общества может быть представлен следующим образом: 

  в экономической сфере – такие структурные элементы: негосударственные предприятия и объединения, кооперативы, коллективные хозяйства. Экономические атрибуты гражданского общества – естественная интеграция, конкуренция, свободные рыночные отношения; 

  в социальной сфере – это семьи, общественные организации и движения, негосударственные СМИ, органы самоуправления, механизм формирования и выражения общественного мнения и интересов в цивилизованной форме без насилия; 

   в политической сфере – создаваемые по необходимости политические партии, общественно-политические организации, клубы. Это борьба за соблюдение демократических принципов, традиций и процедур; 

  в духовной сфере – это наличие свободы мысли, совести, слова. Это самостоятельность и независимость от государственных и политических структур деятельности творческих и других объединений граждан в духовной сфере. 

   Таким образом, гражданское общество это – цивилизованный, самодеятельный и полноправный гражданин; формирование гражданского общества связано с формированием идеи индивидуальной свободы, самоценности каждой личности; возникновение гражданского общества обусловило разграничение прав человека и прав гражданина, права человека обеспечиваются гражданским обществом, а права гражданина – государством; в гражданском обществе упраздняется единство политики и религии, политики и идеологии и утверждается раздвоение общественного и частного, общества и государства, права и морали. 

   Становление гражданского общества означает формирование такой общности людей, в которой достигнуто оптимальное соотношение политического и неполитического начал, обеспечено взаимное равенство прав, свобод и обязанностей гражданина, общества и государства. 

Признаки гражданского общества

   Характерные признаки современного гражданского общества:

— наличие в обществе свободных владельцев средств производства;

— развитость и разветвленность демократии;

— правовая защищенность граждан;

— определенный уровень гражданской культуры.

   Основополагающими признаками гражданского общества являются: 

1. Наличие собственности в распоряжении людей (индивидуальное или коллективное владение). Это – базисное условие свободы личности.

2. Наличие в обществе развитой, многообразной социальной структуры, отражающей все богатство и многообразие интересов различных групп и слоев, развитой и разветвленной демократии. 

3.

Высокий уровень интеллектуального, психологического развития членов общества, их способности к самодеятельности при включенности в тот или иной институт гражданского общества, законообеспеченность населения, т.е. функционирование правового государства. 

Структура гражданского общества

   В структуре гражданского общества можно выделить три уровня.

  1) Базовые человеческие потребности в пище, одежде, жилье и т.д., обеспечивающие жизнедеятельность индивидов, удовлетворяют производственные отношения и составляют первый уровень межличностных отношений. Эти потребности реализуются через такие общественные институты, как профессиональные, потребительские и иные объединения и ассоциации. 

  2) Потребности в продолжении рода, здоровье, воспитании детей, духовном совершенствовании и вере, информации, общении и т.д., реализует комплекс социокультурных отношений, включающий семейно-брачные, религиозные, этнические и иные взаимодействия. Они образуют второй уровень межличностных взаимосвязей.

Потребности данного уровня удовлетворяются в рамках таких институтов, как семья, церковь, образовательные и научные учреждения, творческие союзы, спортивные общества и другие.

  3) Высший уровень межличностных отношений составляют политико-культурные отношения, которые способствуют реализации потребностей в политическом участии, связанных с индивидуальным выбором на основе политических предпочтений и ценностных ориентаций.

Этот уровень предполагает сформированность у индивида конкретных политических позиций. Политические предпочтения индивидов и групп реализуются с помощью групп интересов, политических партий, движений и т.д. 

   Основными элементами современного гражданского общества являются:

1. Политические партии.

2. Общественно-политические организации и движения (экологические, антивоенные, правозащитные и т. п.).

3. Союзы предпринимателей, ассоциации потребителей, благотворительные фонды.

4. Научные и культурные организации, спортивные общества.

5. Муниципальные коммуны, ассоциации избирателей, политические клубы.

6. Независимые средства массовой информации.

7. Церковь.

8. Семья.


Лекция добавлена 12.05.2013 в 01:09:34

Добавить комментарий