РЕЛИГИЯ | Энциклопедия Кругосвет

.

Происхождение религии

.

Проблема происхождения религии.

12Следующая ⇒

Мифология и религия.

Вопрос о соотношении религии и мифологии учёными решался по-разному. Одни считали, что религией считаются лишь сложные вероучения — христианство, ислам, иудаизм и др. Мифология же рассматривалась как древняя поэзия.

Впервые применил понятие "миф" к христианскому вероучению историк религии, богослов Д. Штраус.

Сторонники эволюционистской школы сблизили мифологию и религию. Мифология главный источник для познания религиозных верований. Без мифологии нельзя уяснить себе и религию.

Американский этнограф Д.Бринтон считал, что сама мифология по существу религиозна – не религия происходит из мифологии, a мифология происходит от религии.

В марксизме (Г.В.Плеханов) считалось, что религиозные представления — это мифологический элемент религии и т.д.

Но уже с кон. ХIХ века пытались отделить мифологиюот религии. Появилась тенденция освободить религию от компрометирующего мифологического элемента. Миф — это ни религия, ни источник религии — это в большей степени художественный вымысел. Мифология представляет собой лишь собрание рассказов, тогда как для религии характерны эмоции и действия, чего нет в мифах.

Религия есть лишь там, где есть вера в богов, а мифология охватывает веру в духов, демонов, в души людей и животных – это начатки религии. Марксисты признают религию явлением отрицательным, мифологияже обладает положительной культурной ценностью. Именно привкус религии "портит" мифологию.

В современной науке говорят о тесной связи между мифологией и религией, которые остаются самостоятельными. Источники религии и мифологии различны: корни религии — в бессилии человека перед стихиями, а мифологии в потребности человеческого разума понять и объяснить окружающий мир.

Мифологияиграет и важную роль в истории религии, но не она является самым существенным элементом религии. Во многих религиях мифы составляют второстепенный, а не главный элемент. Например, в религии древних греков, у которых мифология достигла большого развития, мифы не составляли сути религии.

Известны и религии, в которых мифы играли маленькую роль, и даже почти отсутствовали (например, в конфуцианстве).

Мифы — это произведение народной фантазии, наивно объясняющее реальный мир. Имея различные корни, мифология и религия имеют общее – они олицетворяют фантазию.

На поздней стадии развития — в мировых религиях — мифы становятся религиозными догматами. Но у некоторых народов (особенно в Древней Греции) чрезмерное развитие мифологической фантазии приводило к тому, что философские и атеистические идеи приобретали мифологическую форму.

Таким образом, мифология и на ранних, и на поздних ступенях исторического развития иногда сохраняла известную независимость от религии.

Проблема происхождения религии.

Вопрос о происхождении религии является одним из основных для понимания ее сути. Рассмотрим наиболее известные теории:

1. Религиозная. Человек был создан Богом, и до грехопадения общался с ним напрямую. После грехопадения общение с Богом было нарушено, но Бог открывал себя в откровениях, через ангелов, пророков и в богоявлениях. Человек, в свою очередь, имеет возможность обращаться к невидимому Богу (в молитвах) как непосредственно, так и через посредников. Политеизм рассматривается как результат постепенного отхода от изначального монотеизма.

2. Промежуточная. Она, с одной стороны, опирается на современные научные знания, с другой стороны основанная на главном постулате религии о сотворении мира и человека Богом, после грехопадения человек абсолютно забыл об общении с ним и даже о его существовании. Он вынужден заново искать путь к Богу, а поэтому каждая религия — это путь поиска возвращения к Богу. Этому взгляду соответствовала концепция прамонотеизма — религия в человеческом обществе существовала всегда, и в начале, имела форму монотеизма Монотеизм у многих народов был вп
оследствии утрачен и выродился в тотемизм, язычество и другие немонотеистические формы религии. Эта концепция была сформулирована шотландским учёным Э. Лэнгом.

3.

Религии мира. Кратко

Эволюционная. Религия возникает при определённом уровне развития сознания — невозможность рационально объяснить природные явления. Первобытный человек считал все эти явления как проявления воли духа, разумного начала, гораздо более могущественного, чем человек.

Согласно этому подходу, религия прогрессировала от простейших форм к более сложным: сначала был анимизм, тотемизм, политеизм и наконец монотеизм.

4. Марксистская. Согласно этой концепции, корнем религии является бессилие человека перед природными и социальными явлениями и выражалось в том, что человек не может самостоятельно решать вопросы своей жизни. Известно выражение «религия есть опиум народа».

5. Натуралистическая гипотеза. Натуралистическая (от лат. natura — природа) теория, высказанная еще римским поэтом и философом Лукрецием (I век до н.э.) — идея Бога и религия возникли в результате страха людей перед грозными явлениями природы, непонимания причин их возникновения, незнания законов природы (страх создал первых богов).

Здесь не учитывается одно обстоятельства, что страх вызывает, скорее, стремление избежать данного явления, скрыться от него, нежели почитать, обращаться к нему с мольбой. Человек многого боялся, но, тем не менее, обоготворял лишь некоторые из них, и часто самые безобидные (камень, дерево и т.д.). Видимо, не страх явился причиной религиозного к ним отношения.

Данная гипотеза не выдерживает критики и с другой стороны. Большое количество людей и среди них величайшие ученые верили и продолжают верить в Бо­га и в XXI веке.

Натуралистическая гипотеза не объясняет главного: как страх перед окружающим миром мог вызвать в первобытном «примитивном» сознании человека идею Бога.

Анимистическая гипотезаАнимистическая гипотеза (от лат. animus — дух) была высказана в XIX столетии англичанином Э.Тэйлором (1917 г.) в своем труде «Первобытная культура» (1871 г.). Корни анимистических верований он видел в непонимании первобытным человеком таких явлений, как сновидения, болезни, смерть. Дикари додумались до идеи души, которая находится в каждом человеке, в животном, растении — так постепенно сложилась вера в одушевленность природы, и появилась мифологии, которая породила религию, вплоть до политеизма, монотеизма и сложных богословских учений».

Необоснованность данной гипотезы: очевидна.

Социальная гипотеза. Религия есть общественный продукт, результат исторического развития общества. Ее отличие заключается в том, что отношение реальной жизни отражается в ней иллюзорно, в форме представлений о сверхъестественном.

Религия возникает лишь на определенной ступени развития общества и самого человека, т.е. она — явление не изначальное в человеческом обществе.

Религиозные верования возникли более 40 тысяч лет назад. Когда появился человек современного типа, обнаруживаются и простейшие религиозные верования. Древние религии отличались от современных верований. В них не было представления о едином Боге как сверхъестественном существе или силе, создавшей мир и управляющей им. Вместо этого: — древние люди верили в сверхъестественные возможности материальных предметов, природных стихий, животных, растений и т.п.

— у каждого племени был собственный религиозный культ: у одних – культ огня; у других – умерших предков; у третьих – определенного животного и т.д.

— жизнь и религия не были разделены, каждое действие совершалось как религиозный обряд, по определенным священным правилам. Разные религии древности и современности объединены одним – верой в сверхъестественное.


12Следующая ⇒


Дата добавления: 2016-11-23; просмотров: 178 | Нарушение авторских прав


Похожая информация:


Поиск на сайте:


Министерство образования и науки Украины

Одесский национальный университет имени И.И. Мечникова

Экономико-правовой факультет

Кафедра Экономики и управления

Реферат по предмету

«основы религиоведения» на тему:

«Происхождение религии, ее ранние формы.

Влияние религий на мировые проблемы»

Студентки 2 курса

Специальности «Учет и аудит»

Ивановой Екатерины

Одесса 2010

План

Введение

1.

15. основные версии происхождения религии

Начальная стадия развития представления человека о сверхъестественном — возникновение религии.

1.1.

Первобытные верования.

1.2. Основные подходы происхождения религии.

2. Верования в Древнем Китае, Индии, Египте и Греции.

3. Влияние различных религий на мировые проблемы.

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Слово «религия» встречается очень часто в обыденной речи, в научных текстах, в публицистике, художественной литературе. Это совокупность взглядов на мир, которые чаще всего основываются на вере в бога. Человеческая мысль с давних пор стремится понять феномен религии, его природу, значение и сущность.

В разные периоды истории человечество стремилось выразить своё отношение к религии и религиозным верованиям. Сегодня важно признать, что в истории народов мира религия занимает важное место, и это не просто вера или неверие в богов. Религия пронизывает жизнь народов всех континентов. С религиозными обрядами рождается и умирает человек. Этика, мораль, нравственность в большинстве стран носили религиозный характер. С религией связаны многие достижения культуры: иконопись, архитектура, живопись и т. д.

Для того чтобы религия приносила благо человечеству, для понимания многих процессов и явлений в современном мире её надо изучать. Времена прославляются войнами, скандалами и конфликтами. Но что не требует познания и обсуждения, как религия? Во все времена вопрос о религиях имеет обсуждение и приводимые факты противоречивы и убедительны.

1. Начальная стадия развития представления человека о сверхъестественном — возникновение религии.

Каким образом возникло у человека понятие «Бог»? О начале развития религии можно судить из археологических раскопок. И первые представления о существовании религии у первобытного человека возникли у ученых после нахождения захоронений скелетов и черепов неандертальцев. Эти находки воспринимались, как свидетельства существования погребального обряда. Наиболее известны из них погребения в гроте Мустье, пещере близ Ла-Шапель-о-Сен, несколько скелетов в Ла-Фераси (Франция), в гроте Киик-Коба (Крым) и т.д. Но по этим небольшим свидетельствам сложно определить наличие или отсутствие религии у наших предков. Но найдены другие памятники, относящиеся к более позднему периоду (40 — 18 тыс. лет назад): наскальные рисунки (в Пиренеях, в пещерах Южной Франции и Северной Испании), статуэтки, раскрашенные камни. Как правило на рисунках изображены животные в большинстве своем весьма реалистичные, но человеческие изображения очень условны, схематичны. Наши предки занимались охотой и земледелием и зачастую они не могли объяснить многих явлений природы, удачливости или неудачи в охоте и земледелии, смерть и болезни. И пытаясь найти объяснения необъяснимому, боясь явлений природы, в сознании человека возникают первоначальные представления о сверхъестественном. В религиоведении принято выделять социальные, социокультурные, антропологические, психологические и гносеологические детерминанты. Их обычно метаморфически называют «корнями религий». Они представляют собой комплекс факторов, создающих необходимость и возможность появления и существования религий. Определяющим в конечном счете являются материальные отношения, но их влияние опосредовано, непосредственно же на религию оказывают влияние политика, государство, мораль, философия, наука. Основу религии составляет совокупность общественных отношений, продуцирующих объективное бессилие людей перед внешними обстоятельствами. Религия имеет гносеологическую почву — познавательную деятельность человека. Познание человека есть процесс перехода от незнания к знанию, от менее полного знания к более полному, движение через относительные истины к истине абсолютной, объективной. Одна из сложнейших проблем, встающих перед философией религии, — определение сути этого феномена, выделение религиозного сознания из прочих форм духовной ориентации человека в мире. Вызывает трудности и распространенное понимание религии как системы миропонимания основанного на вере в существование Бога (или богов), — высшей потусторонней сверхъестественной силы, сотворившей мир и человека в нем. Представления о священном разнятся у разных народов. На ранних этапах развития религии они совпадают с представлением о необычном, не укладывающемся в нормальный ход вещей, и лишь позднее обретают этические характеристики, становясь воплощением абсолютного блага, истины, красоты. Для общества, взятого в целом, религия выступает как мощное средство социальной интеграции, сплочения людей на почве общих в
ерований. Классификация религий. Для систематизации многообразия религий обычно выделяют типы по некоторым общим признакам. Религии подразделяются на мертвые и живые (современные). К первым относятся исчезнувшие религии например, верования древних индейцев, египтян, которые оставили после себя множество легенд, мифов и памятников древней культуры. Религии могут быть: — монотеистическими (единобожие) и политеистическими (пантеон богов); — родо-племенными (распространены у народов, у которых сохранились архаические общественные структуры, например, у аборигенов Австралии и Океании); — народностно-национальными (индуизм, конфуцианство, сикхизм); — мировыми . К мировым (наднациональным) религиям относятся: буддизм (основные направления – махаяна и хинаяна), христианство (гл. разновидности – католицизм, православие, протестантизм), ислам (основные направления – суннизм и шиизм).

1.1. Первобытные верования

Одна из форм религиозных верований получила название "фетишизм" от португальского слова fitico (магическая вещь), которое, в свою очередь. Она впервые была обнаружена Западной Африке. Фетишем мог стать любой предмет: камень необычной формы, кусок дерева, зуб животного, искусно сделанная фигурка, ювелирное изделие. Этому предмету приписывались не присущие ему свойства (способность исцелять, предохранять от врагов, помогать на охоте и т.п.).

Другой ранней формой религиозных воззрений следует считать тотемизм — веру в существование родственной связи между какой-либо группой людей (племя, фратрия, род) и определенным видом животных или растений. Название этой формы религиозных верований происходит от слова "ототеман", которое означает "род его".

В ходе изучения тотемизма установлено, что его возникновение было тесно связано с хозяйственной деятельностью первобытного человека — собирательством и охотой.

Еще одной формой первобытных верований и связанной с ними практики была магия (греч. mageia — колдовство, чародейство) — совокупность представлений и обрядов, в основе которых лежит вера в возможность влияния на людей, предметы и явления объективного мира с помощью определенных действий. Современные этнографы классифицируют магию: по методам воздействия на контактную, инициальную, парциальную (опосредованное воздействие через остриженные волосы или ногти), имитативную (воздействие на подобие объекта); по целям воздействия на вредоносную, военную, промысловую, лечебную, любовную и т. п.

Говоря о первобытных формах верований, нельзя не упомянуть об анимизме (от лат. anima — душа) — вере в существование душ и духов. Детальный анализ анимистических верований был дан английским антропологом Э. Тайлором (1832 — 1917) в его работе "Первобытная культура". Согласно теории Э. Тайлора, эти верования развивались в двух направлениях. Первый ряд анимистических представлений возник в ходе размышлений древнего человека над такими явлениями, как сон, видения, болезнь, смерть, а также из переживаний транса и галлюцинаций.

Возникает вера в отдельно существующих духов грозных сил природы, растений, животных.

В славянских верованиях встречаются анимистические представления: домовой — дух, покровительствующий семье, леший — дух леса, водяной – дух водяной стихии, полудница — полевой дух. Но на ряду с этим существовал пантеон славянских богов: Сворог, Даждьбог, Хорс — солнечные божества, Перун — бог грозы. Само понятие "бог" исконно славянское, общее для всех славянских языков. Основное значение этого слова — счастье, удача. К древнейшей эпохе восходят корни лечебной магии, у славян она была связана с народной медициной.

1.2. Основные подходы происхождения религии

Одна из концепций происхождения религии к решению проблемы была выдвинута представителями теологических и околоцерковных кругов и вошла в историю изучения религии под названием концепции "прамонотеизма", или первобытного монотеизма, была сформулирована шотландским литератором и ученым Э. Лэнгом в книге "Становление религии". Суть теории "прамонотеизма" сводится к тому, что за всем многообразием существующих верований, в том числе верований отсталых народов, можно обнаружить остатки древнейшей веры в единого Бога-творца. Именно она предшествовала всем формам религии, и лишь впоследствии к ней примешались загрязнившие ее элементы. В общем можно выделить два основных подхода: религиоведческий (научный) и богословский (собственно религиозный). С точки зрения богословов и религиозных философов, идея Бога в человеческом сознании есть результат сотворения Богом мира и человека и воздействия на человека божественной сущности. Доказательства бытия Бога в период становления и развития христианства приводили Августин Блаженный, Фома Аквинский, философы Р.Декарт, Г.Лейбниц и др. В рамках научного религиоведческого подхода существует много концепций происхождения религии. Например, немецкий философ и социолог М.Вебер считал, что предпосылкой возникновения религии является проблема смысла. Религия концентрирует смыслы, и переживание мира переходит в мироосознание. Мир наполняется сверхъестественными силами, богами, демонами и душами. Однако происхождение религии не может объясняться только изъянами в познании людей. Выживание древних человеческих общностей было невозможно без общественно целесообразного поведения их членов. Социально целесообразная деятельность человека же возможна в том случае, если ее мотивы выходят за рамки его потребностей и забот как смертного существа, но связываются с интересами всего общества, жизнь которого представляется бесконечной.


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *