Психическое здоровье

Психическое здоровье человека

Наверное, никто не будет спорить с тем, что психическое здоровье не менее важно, чем хорошее физическое состояние. Но каковы критерии оценки, и что нужно делать для сохранения психического здоровья человека? Ведь, как мы знаем, любое заболевание проще предотвратить, чем вылечить.

Критерии психического здоровья личности

Вопрос о том, есть ли люди с абсолютно нормальной психикой, волнует многих, некоторые даже считают, что у каждого человека есть те или нарушения психического здоровья. Многие описания патологий можно отнести к индивидуальным особенностям личности, не имеющей диагноза психического заболевания, то есть нет четких границ между патологией и нормой. Поэтому диагностика в этой области занятие довольно трудное, но все же существуют общепринятые нормы, которым должен отвечать психически здоровый человек.

  1. Наличие интереса к себе. Психически здоровый человек всегда ставит свои интересы немного выше общественных.
  2. Способность к самоконтролю и самоуправлению.
  3. Способность составлять планы на будущее и реализовывать их.
  4. Осознание соответствия своего физического и психического «Я».
  5. Умение реально, критично оценивать свою психическую деятельность и ее результаты.
  6. Способность подстраиваться под окружающую действительность.
  7. Соответствие реакций социальным обстоятельствам, силе и частоте воздействий среды.
  8. Чувство идентичности и постоянства переживаний в однотипных случаях.

Физическое и психическое здоровье человека

Проблемы психического здоровья и физическое состояние неразрывно связаны. Нередко причиной психического расстройства является какое-либо физическое заболевание. Это может быть состояние тревоги, депрессия или более серьезные болезни. Поэтому физические нагрузки часто используются для профилактики и укрепления психического здоровья, борьбы с депрессией. Но такую терапию, как и любую другую, должен проводить только специалист. Также для сохранения здоровой психики важно уметь вовремя расслабляться, для этой цели тоже могут помочь физические нагрузки, например, йога.

 

Статьи по теме:

Психогимнастика

Вы делаете гимнастику по утрам? Замечательно если так. Значит ваше здоровье в надежных руках. Но знаете ли вы, что иногда в гимнастике нуждается и наша психика? Да, вы не ослышались, зарядка для сознания это не только веселое, но и очень полезное занятие.

Сублимация в психологии

У каждого человека разная мотивация к работе и творчеству. Одних для достижения результатов нужно хорошо разозлить, другие начинают заниматься спортом, чтобы выплеснуть накопившийся за день негатив. Иными словами — любая негативная энергия может быть направлена в мирное русло. Этому понятию в психологии отвели самостоятельное название — сублимация.

Как бороться со стрессом?

Случайно наталкиваясь на многочисленную рекламу успокоительных препаратов, мы все чаще слышим о такой проблеме как стресс. К сожалению, для современного человека эта тема очень часто становится актуальной. Стресс подстерегает нас практически во всех сферах жизни. Есть ли способы его избежать и каковы наиболее эффективны на сегодня? Об этом мы и поговорим.

Аффирмации для женщин

«Я толстая, я страшная, это платье меня полнит, с такой прической я никуда не пойду». Вы когда-нибудь произносили похожие фразы? Наверняка так и есть. А теперь задумайтесь — они вам помогали или делали хуже? Наверное, позитива они все-таки не приносили. Но если вы действительно хотите, чтобы ваши слова делали вашу жизнь лучше — обратитесь к аффирмациям, созданным специально для женщин.

РАЗДЕЛ 5

ОСНОВЫ ПСИХИЧЕСКОГО И ДУХОВНОГО ЗДОРОВЬЯ

5.1. Понятие о психическом здоровье

Состояние психического здоровья — объект многочисленных наблюдений ученых. ВОЗ констатирует, что расстройства психического здоровья среди детей с каждым годом встречаются чаще. В связи с этим на сегодня наиболее перспективным является комплексный подход к оценке психического здоровья.

Психическое здоровье — состояние душевного благополучия, характеризующееся отсутствием болезненных психических проявлений и обеспечивающее адекватную условиям действительности регуляцию поведения и деятельности. Содержание понятия не исчерпывается медицинскими и психологическими критериями, в нем всегда отражаются общественные и групповые нормы и ценности, регламентирующие духовную жизнь человека (по психологическим толковым словарем).

По мнению директора отдела охраны психического здоровья ВОЗ Н. Сарториуса, психическому здоровью можно дать такое определение: во-первых — это отсутствие явных психических нарушений; во-вторых ~ определенный резерв сил человека, благодаря которому он может преодолеть не ожидаемые стрессы; в-третьих — состояние равновесия между человеком и окружающей средой, гармонии между ним и обществом.

По определению В. П. Петренко и Есть. А. Щербины, «психическое здоровье — это такое относительно устойчивое состояние организма и личности, что позволяет человеку осознанно, учитывая свои физические и психические возможности, а также окружающие природные и социальные условия, осуществлять и обеспечивать свои индивидуальные и общественные (коллективные) биологические и социальные потребности на основе нормального функционирования психофизических систем, здоровых психосоматических и соматопсихічних отношений в организме».

Особого внимания среди этих признаков психического здоровья заслуживает критерий психического равновесия. От степени взвешенности психического равновесия зависит уравновешенность человека с объективными условиями, ее приспособленность к ним (В. Н. Мясищев).

Психическое здоровье человека

Уравновешенность человека и адекватность его реакций на внешнее воздействие имеют большое значение для разграничения нормы и патологии, ведь только у психически здорового человека, то есть разумной, мы наблюдаем проявления.

— относительной устойчивости поведения и адекватности ее внешним условиям;

— высокую индивидуальную приспособленность организма к привычным колебаний внешней среды;

— способность поддерживать привычное комфортное самочувствие, морфофункціональне сохранения органов и систем.

Психическое здоровье человека тесно связано с наличием и сохранностью психологической устойчивости. Проблемы психологической устойчивости личности имеют большое практическое значение, поскольку устойчивость охраняет личность от дезинтеграции и личностных расстройств, создает основу внутренней гармонии, обеспечивает реализацию физических и духовных потенций человека. К составляющим психологической устойчивости относятся:

— способность к особистішого рост с адекватным решением внутренне-особистістих конфликтов (ценностных, мотивационных, ролевых);

— относительную (неабсолютну) стабильность эмоционального состояния и благоприятного настроения;

— развито волевое регулирование.

Устойчивость к преодолению трудностей, сохранения веры в себя, уверенности в себе, своих возможностях, совершенство психического саморегулирования, постоянный достаточно высокий уровень настроения — это неотъемлемые составляющие психического здоровья.

Для учащихся основной социальной функцией является выполнение всех требований школьной жизни, овладение знаниями и умениями, предусмотренными учебной программой, соблюдение норм поведения при взаимоотношениях с педагогами и ровесниками.

С медицинской точки зрения психического здоровья относятся следующие признаки:

— отсутствие психических болезней;

— нормальное психическое развитие;

— благоприятное функциональное состояние высших отделов центральной нервной системы.

В общеобразовательных школах клинически выраженные формы психических отклонений, как правило, не встречаются. Категория детей с психическими отклонениями посещает специализированные учебные заведения для умственно отсталых детей. В общеобразовательных школах, как правило, встречаются так называемые донозологические состояния, неврозы и невротические реакции.

Под нормальным развитием понимают психическое развитие соответствует возрасту и является гармоничным. Гармоничность развития заключается в примерно одинаковом уровне всех показателей интеллекта. Для каждого возрастного периода характерны те или иные показатели, способствующие развитию. По мнению психолога Н. П. Анікієвої, «гармоничное развитие предполагает прежде всего определенное соотношение между задачами, которые ставит перед собой субъект, и имеющимися у него внутренними ресурсами для их достижения».

Показателем благоприятного функционального состояния нервной системы является высокая умственная работоспособность. Умственная работоспособность школьников — это возможность овладевания различными учебными дисциплинами. В связи с этим уровень умственной работоспособности является одним из основных показателей психического здоровья детей и подростков. Обеспечения его высокого уровня является одной из главных задач психогигиены.

К критериев благоприятного состояния психики относится позитивное эмоциональное состояние, то есть настроение, что включает: эмоциональную устойчивость (самообладание); зрелость чувств соответственно возрасту; управление негативными эмоциями (страхом, гневом, жадностью, завистью и др.); свободное естественное проявление чувств и эмоций; способность радоваться; сохранность привычного оптимального самочувствия.

Критерием психического здоровья, самореалізацїі является здоровая личность, которая характеризуется выраженной целеустремленностью (обретением смысла жизни), энергичностью, активностью, самоконтролем, волей, адекватной самооценкой.

Психическое здоровье тесно связано с социальным благополучием личности, что отражается в следующих характеристиках: адекватное восприятие социальной действительности, интерес к окружающему миру, адаптация к окружающему и социальное благополучие; направленность на общественное дело, культура потребления, альтруизм, ответственность перед другими и т.д.

По медицинским критериям выделяют пять групп психического здоровья.

I группа — психически здоровые и оптимально адаптированные дети. им свойственны такие черты: активность, коллективизм, уверенность в себе, эти дети настойчивы в достижении цели.

II группа — дети с функциональными нарушениями, преимущественно астено-невротическими реакциями.

От своих здоровых сверстников они отличаются более низкими показателями коммуникативности, стрессоустойчивости с ростом факторов ответственности.

III группа — дети с донозологічними отклонениями, преимущественно с наличием астено-невротического синдрома. Дети этой группы характеризуются следующими особенностями: уменьшением активности, ростом эмоциональной возбудимости, повышением тревожности, ограничением коммуникативности.

IV группа — дети с клиническими формами нервно-психических нарушений в стадии субкомпенсации (неврозы, патохарактерологічний развитие личности). Для этих детей характерна высокая склонность к стрессу, нарастание эмоциональной возбужденности, апатия с высоким уровнем тревожности.

V группа — дети с клиническими формами нервно-психических нарушений в стадии декомпенсации, требующих госпитализации. Для них характерны эмоциональные и поведенческие нарушения, возможно развитие депрессий на фоне вегетативных нарушений (тахикардия, нестабильность артериального давления, повышение потливости и т.д.).

Следует отметить, что изменения в состоянии психического здоровья детей и подростков находят свое отражение не только в соответствующих сдвигах показателей основных свойств нервных процессов, но и в динамике личностных свойств и интеллектуальной деятельности.

Относительно учеников общеобразовательной школы, педагога должны интересовать не явные клинические заболевания, а легкие, в основном функциональные отклонения, которые влияют на процесс формирования личности и учебную деятельность школьника, но подлежат коррекции через психолого-педагогические мероприятия.

С чего начинается психическое здоровье?

Сергей Алексеевич Юрченко

Глава из электронной книги Сергея Юрченко "Секретные алгоритмы здоровья" www.ysa.com.ua

Традиционно говоря о здоровье человека, подразумевается только одна его составляющая – физическое здоровье. Но ведь в жизни каждый встречал людей с неадекватным поведением и  неадекватными реакциями на слова собеседника. Так ведут себя люди с неуравновешенной психикой. А как они такими становятся?

Психическое здоровье начинает формироваться еще в утробе матери. Как протекает беременность у женщины? В спокойной атмосфере любви или в скандалах с пьяным, гуляющим  мужем. Позже на психическое здоровье влияет  протекание  родов. Затем психика ребенка формируется отношениями в семье и  социуме.

Мы знаем слово «психика». Иногда употребляем его в своей речи. Но часто толком не можем объяснить, что это такое. Если об этом начнет говорить специалист, то его терминология может быть непонятна. Попробуем поговорить об этом на обычном языке.

Ответим на вопросы:
– Что такое здоровая психика?
– как она отражается на жизни человека?
– Как внешне проявляется психика в жизни человека?

Здоровая психика это:
– возможность жить в социуме, работать в коллективе;
– хорошая память;
– умственная активность;
– умение анализировать, адаптироваться к изменению внешних условий и принимать правильные решения;
– стабильные реакции на одинаковые события;
– полноценный сон;
– устойчивость к стрессам;
– правильная оценка действительности, отсутствие патологической подозрительности или страха.
– способность отвечать за свою жизнь и брать ответственность на себя.

Мы часто говорим: «Идиот, псих, ненормальный!»
Что мы имеем в виду, говоря так? Мы имеем в виду нестандартное поведение человека, отличающееся от большинства. Его слова и реакцию на внешний фактор. Слова – это практически те же поступки, ведь они являются реакцией на внешний мир и за ними часто следуют действия.

Урок 4. Психическое здоровье

А откуда берутся слова? Это – материализованные мысли человека! Значит, поступки человека зависят от его мыслей. Мысли первичны.
А кто в организме  отвечает за наши мысли, реакции, поступки?
Наш мозг с его сознанием и возможностью адекватно  оценивать окружающую действительность!

Если мы видим нестандартные реакции человека и употребляем в его адрес слова «псих», «идиот», то значит у него что-то с мозгом не в порядке? Выходит, так!
А что выводит мозг из равновесия и толкает человека на неадекватные поступки? Человека выводят из равновесия:
– внешний фактор – раздражитель;
–  внутренний фактор – мысли.
Вы слышали такие понятия, как «устойчивая психика», «неустойчивая психика».
А что это такое?

Почему один человек, иногда имея очень сильный внешний раздражитель, остается нормальным, а другой становится ненормальным?
Один – нормальный, а рядом с ним вполне нормальный, но в ответ на внешний раздражитель становится ненормальным.
Нормальный человек в какой-либо возникшей ситуации подумает: «Закрыть бы тебе рот за такие слова!» Не будет проявлять никаких ответных действий, а повернется и уйдет. А «ненормальный», который только что был нормальным, начнет разбираться.
Почему? Потому, что у него возникла такая мысль, и мгновенно запустился центр действия. У  человека не было паузы для анализа и принятия решения о действии, психика его не здорова.

Психически здоровый человек адекватно реагирует на внешние раздражители, он способен созидать, радоваться жизни. Он растит детей, радуясь их успехам. Он стабилен в своих реакциях на внешнюю среду, строит планы и реализует их. Он в состоянии анализировать обстановку и принимать правильные решения. Психически здоровый человек способен справиться с невзгодами, стрессами, которые случаются в жизни.

Что же такое психика здорового человека?

Это – позитивные эмоциональные реакции человека на действительность, на свою жизнь, на благополучие в жизни, выраженные его адекватными внутренними мыслями, адекватными внешними действиями на факторы из окружающей действительности или на факторы, порожденные его собственными мыслями».

А  что означает термин «Психическое здоровье человека»?

Психическое здоровье – это позитивное состояние человека, позволяющее ему учиться, трудиться, реализовывать намеченные планы, справляться с любыми жизненными  стрессами.

Какие же критерии оценки психического здоровья  человека?

Адекватность

Обратите внимание на это слово в  формулировке термина «психика».

Это – ключевое слово в характеристике психики. Оно означает, что если человека толкнули в транспорте, то он не полезет в драку, а максимум скажет, что ему причинили неудобство.

Поведение в социуме.

Человеку понравилось украшение в ювелирном магазине. Ему хочется его иметь, но денег на его приобретение нет.
Психически здоровый человек, имеющий адекватную реакцию, скажет себе: «Буду откладывать деньги, чтобы со временем купить это украшение».
Противоположное поведение –  мысли о краже или действия, направленные на саму кражу.

Или другой пример. Человека плохо обслужили в ресторане. Выйдя из него, он взял камень и разбил витрину.

Вывод:
Оценивая поведение человека с точки зрения выполнения правил и законов общества, можно судить о его  психическом здоровье.

Гибкость

В зависимости от внешних факторов человек может адекватно менять свое поведение.
Например. Человек выполняет общественные законы и правила. Но, если его жизни или жизни его семьи угрожает пожар или наводнение, он берет чужую машину и увозит свою семью от опасности.

Идентичность

Только что мы говорили о реакции человека на внешний раздражитель. Давайте подумаем о том,  если у человека на один и тот же раздражитель утром одна реакция, в обед другая, а вечером третья, то, как можно охарактеризовать его психику?

Ведь психически здоровый человек будет реагировать стабильно одинаково в таких случаях. Почему? Потому, что одинаково будет оценивать и воспринимать данный раздражитель и утром, и в обед, и вечером.

Умение справляться со стрессами

В жизни любого человека происходят неприятности, стрессы. Иногда они бывают очень сильные. Психически здоровый человек способен справляться с этими ситуациями. Нездоровый человек может, например, выпрыгнуть в окно или выпить большое количество таблеток. Это – крайнее состояние. При небольших отклонениях  неумение справляться со стрессами проявляется в стойкой депрессии, потери сна.

Умение трудиться, планировать свою жизнь

Еще один критерий психически здорового человека – поставленные цели, планирование, труд, оценка своего труда, понимание ответственности в своей жизни.

Анализ вопросов: «Кто Я?  Какой Я? Что Я могу?  Что Я получаю?

Это способность анализировать без эмоций ситуацию, оценивать свои возможности и фактическое состояние, честно ответить на вопрос: «Что меня не устраивает в себе?»   
Если сказать комплексно:
Психическое здоровье – это возможность полноценно жить в социуме.
Слово «полноценно» содержит в себе все то, о чем говорилось выше.

© Copyright: Сергей Алексеевич Юрченко, 2015
Свидетельство о публикации №215060701300

Список читателей / Версия для печати / Разместить анонс / Заявить о нарушении

Другие произведения автора Сергей Алексеевич Юрченко

Рецензии

Написать рецензию

Вы даете четкое определение здоровой психики. Казалось бы чего проще? Однако, творящееся теперь в мире, разрушает все определения: кто нормален, а кто — нет.
Доктор, что Вы скажете насчет коллективного психоза? Как лечить?
С уважением

Любовь Павлова 3   08.06.2015 17:11   •   Заявить о нарушении

+ добавить замечания

Люба, спасибо Вам огромное за отзыв! Рад, что Вам понравилось.

В медицине есть термин «пограничное состояние» психики. Медицина считает этих людей нормальными. Ненормальными они становятся в условиях сильного стресса, внешнего раздражителя. Это те люди, которые смогут принести в школу ружье и убить своих одноклассников. Это те люди, которые могут убить сами себя. Первые, сдвинутые к правой границе психики, вторые — к левой.

Но, вы правы. Дело еще хуже, потому что мир сходит с ума и сейчас вполне уместно сказать о коллективном психозе, потому что его масштабы поражают!
Коллективный психоз — это бездумные, неконтролируемые сознанием мобильные разговоры. Разговоры, которые происходят даже в туалете.

Это — общение молодежи в социальных сетях, перемещающее свою жизнь из реальности в виртуальность.
Это — общение в социальных сетях мужа и жены вместо того, чтобы обняться и поговорить дуг с другом.
Это слово «Отстань!», сказанное собственному ребенку, потому что маме надо ответить своей подружке на послание в социальных сетях или отправить новое фото своего ребенка.
Это — практически почасовая иллюстрация своей жизни в Вайбере или Фейсбуке.
Масштабы всего этого таковы, что если сейчас отключить интернет, то очень многие приблизятся к пограничному состоянию психики настолько близко, что даже страшно представить.

С уважением,

Сергей Алексеевич Юрченко   08.06.2015 22:28   Заявить о нарушении

Большое спасибо, Сергей, что объяснили. Вопрос, заданный мной, волнует многих.
С теплом

Любовь Павлова 3   09.06.2015 08:53   Заявить о нарушении

…Любовь!…А кто здесь ДОКТОР!?

Михаил Иванович Второй   04.12.2015 18:59   Заявить о нарушении

+ добавить замечания

Написать рецензию     Написать личное сообщение     Другие произведения автора Сергей Алексеевич Юрченко

Понятие о психическом здоровье

Психическое здоровье – важная составная часть здоровья человека. В первую очередь это обусловлено тем, что организм человека, в котором все элементы взаимосвязаны друг с другом и воздействуют друг на друга, в значительной степени находится под контролем нервной системы, поэтому психическое состояние сказывается на работе каждой из функциональных систем, а состояние последних, в свою очередь, сказывается на психике.

Психическое здоровье должно характеризоваться:

1. Отсутствием психических или психосоматических заболеваний.

2. Нормальным возрастным развитием психики.

3. Благоприятным (нормальным) функциональным состоянием.

Благоприятное психическое состояние рассматривается как комплекс характеристик и функций, соответствующих возрастной норме и обеспечивающих эффективное выполнение человеком задач, стоящих перед ним в различных сферах жизнедеятельности.

Для психики человека, особенно для развивающейся (у ребенка), характерна связь между меняющейся генетической программой с пластичной средой (особенно социальной). Поэтому норма психического здоровья определяется очень сложно, в основном качественно, и граница между болезнью и здоровьем в ряде случаев размыта.

Аспекты психического здоровья и характерные приметы здоровой личности

Вот почему пограничные состояния значительно более характерны для нервной системы, нежели для других органов и систем.

Особенно значимо это при выполнении той или иной работы, сопровождаемой психическим напряжением. Это напряжение – та физиологическая «цена», которую организм платит за осуществление деятельности. Один и тот же уровень работоспособности у разных людей обеспечивается ценой неодинаковых усилий, что особенно заметно у детей.

Определение нормы здоровья интеллектуально-психической сферы – достаточно сложная задача, что обусловлено большой гибкостью функциональных характеристик нервной системы и сложной динамикой взаимоотношений мозг-среда. Практически задача может быть разрешена путем сложного медико-биологического и психологического обследования, и окончательное заключение может вынести только специалист, а в сфере психического здоровья – сопоставление мнений нескольких специалистов-экспертов в области неврологии, психиатрии, психоневрологии, психологии, психоанализа. Но для текущей оценки психического здоровья, самоконтроля своего состояния каждый человек может использовать некоторые простые приемы, не требующие специального оборудования и специальных знаний.

Несомненным критерием психического здоровья является полноценность сна как важного компонента жизнедеятельности человека.

Одним из ведущих показателей функционального состояния психики является умственная работоспособность, которая интегрирует основные характеристики психики – восприятие, внимание, память и др. Высокий ее уровень – один из основных показателей психического здоровья и функционального состояния организма в целом. Снижение же умственной работоспособности является важным признаком ухудшения психического здоровья. Оно сопровождается увеличением числа ошибок (снижение внимания), трудностями сосредоточения на задаче (падение концентрации внимания), вялостью, апатией, потерей интереса к работе, учебе. Если снижение работоспособности сочетается с вегетативными изменениями (учащение или урежение пульса, усиление потоотделения и др.), головными болями, психосоматическими нарушениями (боли и ощущения дискомфорта в различных областях тела, в области желудка, не связанные с едой, в сердце и т. д.), подавленным состоянием, беспричинными страхами и т. д., то это может свидетельствовать об утомлении или переутомлении.

Понятие о неврозах

Для здоровой психики характерно положительное эмоциональное состояние как устойчивый характер откликов на различные события, факты. Преобладающее эмоциональное состояние (радость, чувство тревоги, грусть и т. д.) – это настроение, тот эмоциональный фон, на котором идет жизнь человека со всеми ее компонентами. Именно эмоциональное состояние оказывает мощное влияние на психическое здоровье и является его надежным индикатором, поэтому негативное эмоциональное состояние – показатель ухудшения психического здоровья и здоровья в целом. Следствием же таких отрицательных эмоций (особенно подавляемых) являются неврозы.

Невроз, по И.П. Павлову, – это срыв высшей нервной деятельности. Невроз можно рассматривать как функциональную нервную болезнь, не подтвержденную структурными изменениями. То есть при неврозе нет органических нарушений, а нарушены мозговые процессы, связанные с обработкой информации, эмоциями, управлением нервными процессами. Следовательно, невроз при соответствующей терапии (преимущественно через нормализацию образа жизни) может быть устранен.

Выделяют три базовых формы невроза. Истерия чаще возникает у людей, близких к художественному типу ВНД, и проявляется в двигательно-опорных и вегетативных расстройствах. Психастения, или невроз навязчивых состояний, чаще развивается у людей мыслительного типа и проявляется в навязчивых идеях или страхах. У людей промежуточного типа возникают неврозы по типу неврастении, которая проявляется в снижении работоспособности, нарушениях сна, раздражительности и др.

Кроме классификации неврозов, приведенной выше, в практике используются и другие. Так, неврозы делят на общие и системные. К общим относятся астенический и истерический неврозы, неврозы страха, навязчивых состояний и др. Изсистемных чаще всего встречаются невротическое недержание мочи (энурез), заикание (логоневроз) и тики. К ним же нередко относят заболевания, в которых трудно выделить какой-то один ведущий синдром, – это так называемые недифференцированные неврозы.

Каждый вид невроза имеет свои характерные особенности: симптоматику, частоту встречаемости, преимущественное развитие у лиц с определенными психофизиологическими особенностями и т. п. Например, астенический невроз – это сочетание повышенной возбудимости и раздражительности с быстрым истощением активного внимания, быстрой утомляемостью и пониженным фоном настроения; истерический невроз – неосознаваемое стремление к сохранению болезненного состояния и пр.

В отношении неврозов следует выделить два важнейших обстоятельства:

1. Проявления невроза преимущественно определяются индивидуальными психофизиологическими особенностями человека, т. е. обусловлены наследственными предпосылками.

2. В конечном итоге непосредственной причиной любого невроза является несоответствие между выполняемой мозгом работой (степенью его напряжения) и условиями, обеспечивающими восстановление его состояния и работоспособности. Дело в том, что в процессе напряженной работы мозг как бы использует имеющиеся у него резервы, работает «в долг», и если в восстановительном периоде этот долг полностью возмещен, то проблем нет. Но если мозг работает в условиях постоянного напряжения, а адекватных условий восстановления резервов не происходит, то в этом случае и наступает невроз. Например, так бывает у студентов в период экзаменационной сессии, когда вместо ритмичного чередования нагрузки на мозг и отдыха студент ограничивает время сна, лишает себя свежего воздуха, движения и положительных эмоций.

Таким образом, вероятность срыва высшей нервной деятельности преимущественно определяется образом жизни человека и особенностями его психофизиологической организации. Поэтому неврозом заболевают не только люди низко адаптивные, слабые, неуверенные в себе, но и не умеющие правильно организовать свой образ жизни, живущие «вразнос»: как правило, о необходимости отдыха при таком напряженном режиме работы они знают, но вот именно сейчас, как им кажется, не время отдыхать.

Неврозы – широко распространенное нарушение. Так, среди школьников не более трети свободны от каких-либо психических нарушений; не менее 33 % призывников в ряды Вооруженных Сил ежегодно освобождаются от призыва в связи с нервно-психическими расстройствами, до 80 % учителей страдают его различными формами.

Длительно сохраняющиеся неврозы часто провоцируют различные хронические заболевания. Обусловлено это тем, что при функциональных нарушениях в мозгу возникают разнообразные нарушения в системе органов, связанных с соответствующей частью мозга. Проявляются эти нарушения у разных людей по-разному и прежде всего в наиболее слабой системе (в силу генетической предрасположенности, или нарушения здорового образа жизни, или того и другого вместе). Чаще всего невротические состояния проявляются в резком снижении работоспособности, ухудшении сна, памяти, снижении аппетита; может нарушиться стабильность кровотока и давление крови, появляются боли в разных органах и головные боли. И если поначалу жалобы человека не подтверждаются данными объективных исследований, то при недостаточной или неквалифицированной медицинской помощи могут развиться органические заболевания. Поэтому не удивительно, что каждый второй пациент с вегетативными симптомами нуждается в первую и главную очередь в помощи психотерапевта, и после получения квалифицированной помощи часто необходимость посещения другого врача-специалиста часто вообще отпадает.


Дата добавления: 2016-06-15; просмотров: 1977;


Похожие статьи:

Главная \ Статьи

Наши статьи и публикации

Психотерапия. Обзор практик

Психотерапия — это вид лечения, при котором основным инструментом воздействия на психику больного является слово врача. Психотерапия в широком смысле охватывает всю область общения врача и больного. Врач-клиницист любого профиля, общаясь с больным, неизбежно оказывает на него психотерапевтическое воздействие. 

Психокоррекция. Актуальные методики психологической помощи

Что такое психокоррекция? Кто занимается ПК, на кого и на что она направлена? Основные методы используемые в психокоррекционной практике с детьми и подростками. Некоторые методы ПК работы со взрослыми.

Когнитивные нарушения у детей и подростков с последствиями черепно-мозговой травмы.

Черепно-мозговая травма (ЧМТ) является одной из наиболее актуальных проблем современной педиатрии и неврологии, поскольку количество больных с ЧМТ в мире ежегодно увеличивается на 2%, из них 1,5 млн.

Психическое здоровье гражданина как медицинское понятие

погибает и 2,5 млн. становится инвалидами [1,2,3]. Распространенность ЧМТ в Европе составляет 150–300 (в среднем 235) на 100 000 населения, в США 200-610 на 100 тысяч, в России – 630 на 100 000 населения

Комплексная диагностика и лечение нарушении сна у детеи

Сон — это жизненно необходимое, периодически наступающее особое состояние организма, занимающее ежедневно у человека около трети времени, характеризующееся отсутствием произвольной активности, почти полным отключением от сенсорных воздействий внешнего мира, сновидениями, а также специфическими электрофизиологическими и гуморальными проявлениями

Наушения психического развития у детей с церебральным параличом

В настоящее время в РФ проживает более 166 тысяч детей-инвалидов с нарушениями психических функций (включая умственную отсталость, речевые расстройства, другие психологические расстройства), что составляет 32,8% от общего количества детей-инвалидов, определяя высокую социальную значимость данной проблемы.

Современные принципы комплексной диагностики и лечения последствии инсульта у детеи

Инсульт – острое нарушение мозгового кровообращения, характеризующееся внезапным (в течение минут, реже – часов) появлением очаговой неврологической симптоматики (двигательных, речевых, чувствительных, координаторных, зрительных и др. нарушений) и/или общемозговых нарушений (изменения сознания, головная боль, рвота и др.), которые сохраняются более 24 часов или приводят к смерти больного в более короткий промежуток времени вследствие причины цереброваскулярного происхождения [1,2,3]. Заболеваемость инсультом у детей составляет, в среднем, 2-3 на 100 тыс. в год, при этом 40% всех случаев приходится на возраст до года [4,5,6,7].

Ранняя диагностика и комплексное лечение детского церебрального паралича

Детский церебральный паралич (ДЦП) – заболевание, возникающее в результате поражения головного мозга в перинатальном периоде, или вследствие аномалии его развития, и характеризующееся нарушениями двигательных и статокинетических функций, а также психо-речевыми и сенсорными расстройствами, не прогрессирующее, отчасти поддающееся функциональной компенсации и коррекци. Распространенность ДЦП в России составляет: 1,6-6 на 1000 доношенных детей, 9-40 на 1000 недоношенных 

Транскраниальная магнитотерапия

Магнитотерапия широко применяется  в медицине.  Магнитное поле обладает противовоспалительным действием, уменьшает отек тканей, способствует более быстрому заживлению ран, повышает устойчивость к вредным воздействиям на организм (радиации, химиотерапии). 

Нейролептики (антипсихотики)

Первые психотропные средства были созданы в середине 20 века, в 1952 году. Тогда врачи отметили эффективность аминазина при лечении страха, возбуждения, эмоциональной напряженности. С тех пор было синтезировано и изучено большое количество его аналогов, каждый из которых имеет свои особенности и сферу применения.

Лекарство от бессонницы

Все знают, что «бессонница» — это нарушение сна. Но важно понимать, что сон у человека может нарушаться при совершенно различных, или даже диаметрально противоположенных состояниях.

Эректильная дисфункция

 

Сексуальная жизнь во многом определяет качество жизни человека. Распространенность эректильной дисфункции (ЭД) среди мужчин всех возрастов составляет 15–17%, у мужчин старше 45 лет достигает 40%, прогрессируя с возрастом и охватывая 75–80% к 80 годам.

Сексуальную функцию и ее расстройства принято оценивать с позиций воздействия повреждающих факторов на каждую из составляющих полового акта. У мужчин эти составляющие условно разделяются: 1) на половое влечение (либидо), 2) сексуальную возбудимость, 3) эрекцию, 4) эякуляцию, 5) оргазм. Выпадение всех указанных функций встречается крайне редко и в современной терминологии обозначается как импотенция. Сегодня термин «импотенция» в случае длительной (более 6 мес) неспособности мужчины «достигать и поддерживать эрекцию» заменен на более благозвучный и менее обидный — «эректильная дисфункция», «сексуальная дисфункция».  

ЭСТ (элекстросудорожная терапия) при лечении психических расстройств.

Кардинальным отличием современной методики ЭСТ  является использование современной анальгезии и  физиологично действующих кортокоимпульсных аппаратов (конвульсаторов). Эти характерные особенности модифицированной ЭСТ, сделав методику гораздо более безопасной и эффективной, обеспечили ей признание во всем мире как адекватного инструмента в терапевтическом арсенале психиатрии, наркологии и неврологии.

Депрессия или хандра?

В наше время термин «депрессия» вышел далеко за рамки профессиональных кругов и пустился в свободное плавание, подменяя собой и грусть, и разочарование, и отчаяние, и боль потери, и усталость, и еще великое множество состояний, свойственных здоровому человеку.

Если заболел близкий

Что должно послужить сигналом для обращения к психиатру? Как помочь близкому?

Что влияет на психическое состояние?

Не будем описывать все многообразные жизненные явления, вызывающие ту или иную психическую реакцию или состояние. Давайте углубимся в химию процесса. Рассмотрим, что создает наше настроение и обуславливает поведение изнутри. Что такое нейромедиаторы, и как они работают.

Клозапин (азалептин, лепонекс).

Несмотря на то, что средство не новое, оно остается уникальным для решения целого ряда терапевтических задач в мировой психиатрии.

Психотерапия и психологическая помощь

Серотониновый синдром

Серотониновый синдром  —  последствие неверного выбора лекарств, впервые описан в 1960 году.

Лечение цветоритмом

Лечение цветоритмом эффективно в пограничной терапии. Четыре цвета — красный, желтый, синий и зеленый — различное действие, разные сферы применения.

Элекстростимуляция головного мозга (транскраниальная элекстростимуляция)

Элекстростимуляция головного мозга (транскраниальная элекстростимуляция)

ТМС (транскраниальная магнитная стимуляция)

ТМС (транскраниальная  магнитная стимуляция) существенно влияет на работу синапсов в головном мозге и улучшает функционирование нервных клеток.

Негативные кардиоваскулярные эффекты психотропных препаратов

Негативные кардиоваскулярные эффекты психотропных препаратов встречаются в 75 % случаев их применения, особенно опасно улинение интервала QT

Тест Равена

Тест Равена предназначен для изучения логичности мышления. Его относят к "культрно-независимым" невербальным тестам.

Электроэнцефалография

Электроэнцефалография (как наука) — это раздел клинической нейрофизиологии, изучающей закономерности возникновения, распределения по коре и взаимодействия электрической активности головного мозга. Электроэнцефалография (как методика)  — техника регистрации электроэнцефалограммы.

 

Что болит при шизофрении?

Шизофрения — это не стиль жизни, не способ общения с окружающим миром, не исключительный взгляд на действительность, не особенность характера, не дурное воспитание. Шизофрения — это заболевание.

Если Ваш ребенок боится…

Дети 2-3 лет боятся чего-то конкретного (животных, чудища, живущего в шкафу, темноты). В 4 года страхи начинают терять свою конретность и становятся более "смысловыми" (страх воды, высоты). 

Если Ваш ребенок одержим компьютерными играми
Как известно, наш век — это век высоких технологий, и компьютер проник в нашу жизнь и жизнь наших детей.

Гадкий утёнок или если Ваш ребенок — изгой
Если Ваш ребенок жалуется, что в садике или в школе с ним никто не хочет дружить, если он замкнутый и боится заговорить с чужими людьми, а, может быть, он стесняется отвечать на вопросы учителя?

Если Ваш ребенок — лидер
Если Ваш ребенок — отличник, лидер в классе и стремится быть таковым в каждом новом коллективе, то, как правило, такие дети очень остро переживают даже из-за маленьких неудач! И это тоже повод для обращения к психологу!

ДТП
Езда на автомобиле в современном городе больше напоминает войну за асфальт. Хамство за рулем, полное игнорирование правил дорожного движения неизбежно приводит к дорожно-транспортным происшествиям…

страницы:  [ 1 ]   [ 2 ]   [ 3 ]  

Понятие о психическом здоровье

Психическое здоровье – важная составная часть здоровья человека. В первую очередь это обусловлено тем, что организм человека, в котором все элементы взаимосвязаны друг с другом и воздействуют друг на друга, в значительной степени находится под контролем нервной системы, поэтому психическое состояние сказывается на работе каждой из функциональных систем, а состояние последних, в свою очередь, сказывается на психике.

Психическое здоровье должно характеризоваться:

1. Отсутствием психических или психосоматических заболеваний.

2. Нормальным возрастным развитием психики.

3. Благоприятным (нормальным) функциональным состоянием.

Благоприятное психическое состояние рассматривается как комплекс характеристик и функций, соответствующих возрастной норме и обеспечивающих эффективное выполнение человеком задач, стоящих перед ним в различных сферах жизнедеятельности.

Для психики человека, особенно для развивающейся (у ребенка), характерна связь между меняющейся генетической программой с пластичной средой (особенно социальной). Поэтому норма психического здоровья определяется очень сложно, в основном качественно, и граница между болезнью и здоровьем в ряде случаев размыта. Вот почему пограничные состояния значительно более характерны для нервной системы, нежели для других органов и систем.

Особенно значимо это при выполнении той или иной работы, сопровождаемой психическим напряжением. Это напряжение – та физиологическая «цена», которую организм платит за осуществление деятельности. Один и тот же уровень работоспособности у разных людей обеспечивается ценой неодинаковых усилий, что особенно заметно у детей.

Определение нормы здоровья интеллектуально-психической сферы – достаточно сложная задача, что обусловлено большой гибкостью функциональных характеристик нервной системы и сложной динамикой взаимоотношений мозг-среда. Практически задача может быть разрешена путем сложного медико-биологического и психологического обследования, и окончательное заключение может вынести только специалист, а в сфере психического здоровья – сопоставление мнений нескольких специалистов-экспертов в области неврологии, психиатрии, психоневрологии, психологии, психоанализа.

Здоровье психическое и здоровье психологическое

Но для текущей оценки психического здоровья, самоконтроля своего состояния каждый человек может использовать некоторые простые приемы, не требующие специального оборудования и специальных знаний.

Несомненным критерием психического здоровья является полноценность сна как важного компонента жизнедеятельности человека.

Одним из ведущих показателей функционального состояния психики является умственная работоспособность, которая интегрирует основные характеристики психики – восприятие, внимание, память и др. Высокий ее уровень – один из основных показателей психического здоровья и функционального состояния организма в целом. Снижение же умственной работоспособности является важным признаком ухудшения психического здоровья. Оно сопровождается увеличением числа ошибок (снижение внимания), трудностями сосредоточения на задаче (падение концентрации внимания), вялостью, апатией, потерей интереса к работе, учебе. Если снижение работоспособности сочетается с вегетативными изменениями (учащение или урежение пульса, усиление потоотделения и др.), головными болями, психосоматическими нарушениями (боли и ощущения дискомфорта в различных областях тела, в области желудка, не связанные с едой, в сердце и т.

д.), подавленным состоянием, беспричинными страхами и т. д., то это может свидетельствовать об утомлении или переутомлении.

Понятие о неврозах

Для здоровой психики характерно положительное эмоциональное состояние как устойчивый характер откликов на различные события, факты. Преобладающее эмоциональное состояние (радость, чувство тревоги, грусть и т. д.) – это настроение, тот эмоциональный фон, на котором идет жизнь человека со всеми ее компонентами. Именно эмоциональное состояние оказывает мощное влияние на психическое здоровье и является его надежным индикатором, поэтому негативное эмоциональное состояние – показатель ухудшения психического здоровья и здоровья в целом. Следствием же таких отрицательных эмоций (особенно подавляемых) являются неврозы.

Невроз, по И.П. Павлову, – это срыв высшей нервной деятельности. Невроз можно рассматривать как функциональную нервную болезнь, не подтвержденную структурными изменениями. То есть при неврозе нет органических нарушений, а нарушены мозговые процессы, связанные с обработкой информации, эмоциями, управлением нервными процессами. Следовательно, невроз при соответствующей терапии (преимущественно через нормализацию образа жизни) может быть устранен.

Выделяют три базовых формы невроза. Истерия чаще возникает у людей, близких к художественному типу ВНД, и проявляется в двигательно-опорных и вегетативных расстройствах. Психастения, или невроз навязчивых состояний, чаще развивается у людей мыслительного типа и проявляется в навязчивых идеях или страхах. У людей промежуточного типа возникают неврозы по типу неврастении, которая проявляется в снижении работоспособности, нарушениях сна, раздражительности и др.

Кроме классификации неврозов, приведенной выше, в практике используются и другие. Так, неврозы делят на общие и системные. К общим относятся астенический и истерический неврозы, неврозы страха, навязчивых состояний и др. Изсистемных чаще всего встречаются невротическое недержание мочи (энурез), заикание (логоневроз) и тики. К ним же нередко относят заболевания, в которых трудно выделить какой-то один ведущий синдром, – это так называемые недифференцированные неврозы.

Каждый вид невроза имеет свои характерные особенности: симптоматику, частоту встречаемости, преимущественное развитие у лиц с определенными психофизиологическими особенностями и т. п. Например, астенический невроз – это сочетание повышенной возбудимости и раздражительности с быстрым истощением активного внимания, быстрой утомляемостью и пониженным фоном настроения; истерический невроз – неосознаваемое стремление к сохранению болезненного состояния и пр.

В отношении неврозов следует выделить два важнейших обстоятельства:

1. Проявления невроза преимущественно определяются индивидуальными психофизиологическими особенностями человека, т. е. обусловлены наследственными предпосылками.

2. В конечном итоге непосредственной причиной любого невроза является несоответствие между выполняемой мозгом работой (степенью его напряжения) и условиями, обеспечивающими восстановление его состояния и работоспособности. Дело в том, что в процессе напряженной работы мозг как бы использует имеющиеся у него резервы, работает «в долг», и если в восстановительном периоде этот долг полностью возмещен, то проблем нет. Но если мозг работает в условиях постоянного напряжения, а адекватных условий восстановления резервов не происходит, то в этом случае и наступает невроз. Например, так бывает у студентов в период экзаменационной сессии, когда вместо ритмичного чередования нагрузки на мозг и отдыха студент ограничивает время сна, лишает себя свежего воздуха, движения и положительных эмоций.

Таким образом, вероятность срыва высшей нервной деятельности преимущественно определяется образом жизни человека и особенностями его психофизиологической организации. Поэтому неврозом заболевают не только люди низко адаптивные, слабые, неуверенные в себе, но и не умеющие правильно организовать свой образ жизни, живущие «вразнос»: как правило, о необходимости отдыха при таком напряженном режиме работы они знают, но вот именно сейчас, как им кажется, не время отдыхать.

Неврозы – широко распространенное нарушение. Так, среди школьников не более трети свободны от каких-либо психических нарушений; не менее 33 % призывников в ряды Вооруженных Сил ежегодно освобождаются от призыва в связи с нервно-психическими расстройствами, до 80 % учителей страдают его различными формами.

Длительно сохраняющиеся неврозы часто провоцируют различные хронические заболевания. Обусловлено это тем, что при функциональных нарушениях в мозгу возникают разнообразные нарушения в системе органов, связанных с соответствующей частью мозга. Проявляются эти нарушения у разных людей по-разному и прежде всего в наиболее слабой системе (в силу генетической предрасположенности, или нарушения здорового образа жизни, или того и другого вместе). Чаще всего невротические состояния проявляются в резком снижении работоспособности, ухудшении сна, памяти, снижении аппетита; может нарушиться стабильность кровотока и давление крови, появляются боли в разных органах и головные боли. И если поначалу жалобы человека не подтверждаются данными объективных исследований, то при недостаточной или неквалифицированной медицинской помощи могут развиться органические заболевания. Поэтому не удивительно, что каждый второй пациент с вегетативными симптомами нуждается в первую и главную очередь в помощи психотерапевта, и после получения квалифицированной помощи часто необходимость посещения другого врача-специалиста часто вообще отпадает.


Дата добавления: 2016-06-15; просмотров: 1976;


Похожие статьи:

Добавить комментарий