Реформы витте кратко

Витте родился в семье обрусевших немцев 17 июня 1849 года. Он получил хорошее образование, окончив в 1870 г. Новороссийский университет. Имея ученую степень кандидата физико-математических наук, Витте Сергей Юльевич по причине острой нехватки денежных средств вынужден был отказаться от карьеры в науке и начать работу на одесской железной дороге. Начав с самых низких должностей, он достаточно быстро дослужился до управляющего юго-западными железными дорогами. Дальнейшая его карьера складывалась столь же успешно. Министр финансов Витте занял свой пост в 1892 году по праву, благодаря выдающимся способностям.

С. Ю. Витте краткая биография невозможна без упоминания о его экономической политике и реформировании финансовой системы страны, стремился к столь масштабной цели, как индустриализация России. Для этого необходимы были серьезные финансовые затраты. Витте нашел весьма удобный способ пополнения бюджета страны, введя винную монополию в 1894 году. Пошел он и на столь непопулярную у большей части населения меру как повышение налогов.

Финансовая реформа Витте, проведенная в 1897 году, разрешила свободно обменивать рубли на золото – был введен золотой стандарт. Денежная реформа С. Ю. Витте привела к усилению притока в страну зарубежных капиталов. Ведь благодаря реформе финансовой сферы стал возможен вывоз из страны золота. Но, несмотря на то, что привлекательность России в глазах зарубежных компаний выроста, отечественный производитель был достаточно надежно защищен от конкуренции благодаря таможенному тарифу. Последовательная политика Витте привела к превращению рубля в одну из наиболее устойчивых валют того периода.

Влияние этого, безусловно, выдающегося человека распространялось и на внутреннюю политику. Внутренняя политика Витте оказавшись довольно консервативной, позволила серьезно укрепить позиции самодержавия. Во внешней политике важнейшей целью Витте было сведение к минимуму влияния Японии на территориях Дальнего Востока. Заключение с Японией в 1905 году Портсмутского мира принесло Витте титул графа.

Следует отметить, что Николай 2 был весьма расположен к своему министру финансов. Однако расположением света Витте никогда не пользовался. А после того, как он женился с громким скандалом на Матильде Лисаневич, неприятие общества только усилилось. Но, тем не менее, Витте обрел с ней личное счастье.

Поражение в Крымской войне 1853 -1856 года и кровопролитная победа в 1876 -1878 годах показали очевидную техническую отсталость России.

Какие реформы провел Витте

К правительству России приходило понимание необходимости во что бы то ни стало создать в стране современную крупную промышленность.

Дорога к капитализму была открыта реформами 60-70-х годов. В 1892 году по предложению Вышне­градского Александр III назначает Министром Финансов Сергея Юлиевича Витте.

Реформа Витте включала в себя всего четыре основных направления, обеспечивших промышленный подъем в России в 90-х годах XIX в.
Первый шаг состоял в проведении финансовой реформы, которая включала жесткую налоговую политику с целью увеличения доходов государственного бюджета.

Самым главным условием экономических преобразований стала денежная реформа Витте, гарантировавшая стабильность и платежеспособность рубля. Переход к золотому стандарту превратил рубль в одну из устойчивых европейских валют, что способствовало развитию банковского дела и расширению иностранных капиталовложений.
Вторым шагом преобразований стала последовательная промышленная политика государства.

Витте отмечал, что стабильность денежной системы и крепкие финансы не являются самоцелью, также они не приведут к автоматическому самопроизвольному развитию промышленности. Необходимы значительные усилия со стороны государства для того, чтобы страна превратилась в индустриальную, развитую державу; таким образом, промышленная политика по поддержке и развитию национальной экономики предопределила успех реформы Витте.
Третий шаг заключался в том, что Витте сумел обеспечить привлечение крупных инвестиционных средств. Внутренние ресурсы — кредиты, заемные средства — явно не могли покрыть потребность промышленности в капитале в условиях подъема. Поэтому обращение к иностранному капиталу позволило существенно расширить источники финансирования. Приток иностранного капитала стал массовым явлением и за десятилетие 90-х годов вырос почти в три раза. Политика Витте сочетала в себе открытость и протекционизм.
Четвертый шаг позволил Витте как талантливому «архитектору» реформы направить усилия всех участников экономического бума — государства, национальных промышленников, иностранного капитала — в одно русло. Витте гениально определил точку экономического роста, нашел ту отрасль, которая дала толчок и вытянула за собой всю экономику. Этой отраслью стало строительство железных дорог. Развитие железнодорожного транспорта стимулировало рост, с одной стороны, добывающих отраслей и металлургии, с другой стороны, требовало развития машиностроения, вагоно- и паровозостроения. Разветвленная система железных дорог, которая за одно десятилетие увеличилась на 22 тыс. км, втягивала в народнохозяйственный комплекс глубинные районы, приводила к региональной специализации в сельском хозяйстве и большему разделению труда в экономике.

В результате экономических реформ, проведенных СЮ. Витте, произошло не только укрепление финансов и рубля, но и были созданы условия для бурного промышленного подъема. Политика ускоренного развития промышленности за счет мобилизации внутренних ресурсов, привлечения иностранных капиталов, таможенной защиты отечественной промышленности и поощрения экспорта привела к увеличению промышленного производства за 90-е годы в 2—3 раза. Россия приблизилась к индустриально развитым странам.


⇐ Предыдущая15161718192021222324Следующая ⇒


Дата публикования: 2015-02-22; Прочитано: 1460 | Нарушение авторского права страницы



studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2018 год.(0.001 с)…

Реформы С.Ю. Витте

21.12.2017Категория: Образование и наукаПодкатегория: История Популярность

Девятнадцатое столетие подарило России многих талантливых государственных деятелей. Одним из них был Сергей Витте — государственный деятель, работавший при Александре II, Александре III и Николае II. Витте успел побыть министром путей железнодорожного сообщения и министром финансов, председательствовал в Совете министров. Но ярче всего современникам и потомкам запомнились проведенные им реформы, которые фактически вывели Россию на новый уровень развития.

Коротко рассмотрим, какие именно изменения инициировал Витте за время своей активной работы.

Деятельность на посту министра финансов

За промежуток между 1892 и 1903 годом Витте было проведено несколько законопроектов, усиливших экономический потенциал страны.

  • В 1890 году министр установил несколько дополнительных косвенных налогов. Не повышая прямые денежные поборы с физических лиц, Витте вынудил торговцев выплачивать налоги на сахар, табак, керосин и ряд других товаров. Кроме того, теперь требовалось платить большие пошлины при оформлении документов в гос. инстанциях.
  • В 1891 году стартовала политика так называемого «протекционизма». Были повышены пошлины на ввоз зарубежных товаров, в результате более уверенно почувствовал себя отечественный производитель.

    Денежная реформа Витте

    Это укрепило российскую экономику.

  • В 1895 году государство объявило себя монополистом в сфере торговли алкогольной продукцией. Все средства от продажи спиртного пошли напрямую в казну — и это принесло бюджету почти 30% дополнительной прибыли.
  • И наконец, в 1897 году была завершена знаменитая денежная реформа, в ходе которой бумажная валюта империи получила твердое золотое обеспечение. В результате рубль стал одной из самых прочных международных валют, уровень внутренней инфляции снизился, возрос поток зарубежных инвестиций в российские предприятия.

Эти реформы считаются главными достижениями Витте, однако он запомнился не только ими одними. До того, как занять пост министра финансов, Витте заведовал транспортным сообщением страны. На новой должности он продолжил уделять внимание, в частности, развитию железных дорог. При нем за год строилось свыше 2,5 тыс километров железной дороги. Это способствовало улучшению транспортного сообщения на территории всей страны. Прокладка железных дорог подстегивала рост торговли, налаженное сообщение очень пригодилось России в ходе Первой мировой и последующих войн.

Похожие статьи

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Российский государственный гуманитарный университет

Филиал в г. ВЕЛИКИЙ новгород

СЕРГЕЕВА АННА МИХАЙЛОВНА

«Реформы С.Ю. ВИТТЕ И РОССИЙСКАЯ МОДЕЛЬ

КАПИТАЛИСТИЧЕСКОЙ МОДЕРНИЗАЦИИ ОБЩЕСТВА»

Контрольная работа по Отечественной истории

студента 1-го курса группы 0610с

Великий Новгород 2006 г.

Содержание

1. Ведение …………………………………………………………………….. 3

2. Николай II и его политика…………………………………………………. 4

3. С.Ю.Витте – краткая биография………………………………………….. 5

4. Главные заслуги ……………………………………………..……………. 7

4.1. Денежная реформа…………………………………………………….7

4.2. Транссибирская магистраль…………………………………………. 8

4.3. Аграрная реформа……………………………………………………. 8

4.4. С.Ю.Витте как дипломат…………………………………………….. 9

5. Рабочее движение и Государственная Дума …………………………….12

6. Вывод……………………………………………………………………….16

7. Литература………………………………………………….………………17

Введение

Ка­ж­дое вре­мя для ис­то­рии Рос­сии бы­ло по-сво­ему судь­бо­нос­ным. Од­на­ко, от­дель­ные пе­рио­ды мож­но на­звать оп­ре­де­лив­ши­ми даль­ней­шую жизнь на­ро­да стра­ны на дол­гие го­ды. Од­ним из та­ких важ­ней­ших эта­пов Рос­сий­ской ис­то­рии бы­ли вто­рая по­ло­ви­на XIX ве­ка и на­ча­ло XX ве­ка; вре­мя раз­ви­тия ре­во­лю­ци­он­но­го дви­же­ния.

На по­ли­ти­че­ской аре­не дей­ст­во­ва­ли в это вре­мя, ко­неч­но, не толь­ко пред­ста­ви­те­ли ре­во­лю­ци­он­но­го дви­же­ния, но и по­ли­ти­че­ские дея­те­ли, при­над­ле­жав­шие к про­ти­во­стоя­ще­му боль­ше­ви­кам ла­ге­рю. Ме­ж­ду тем на ис­то­ри­че­ской сце­не в тот пе­ри­од дей­ст­во­ва­ли яр­кие и силь­ные ис­то­ри­че­ские лич­но­сти, при­дер­жи­вав­шие­ся раз­лич­ных об­ще­ст­вен­но-по­ли­ти­че­ских взгля­дов, от­ра­жав­ших все цве­та то­гдаш­не­го дос­та­точ­но пе­ст­ро­го по­ли­ти­че­ско­го спек­тра. И не зная этих лю­дей, нель­зя по­нять глу­бин­ной су­ти про­ис­хо­див­ших в стра­не про­цес­сов.

Не­воз­мож­но оп­ре­де­лить свое от­но­ше­ние ко всем тем, кто был в цар­ском ок­ру­же­нии, пра­ви­тель­ст­ве, про­во­дил по­ли­ти­ку ца­риз­ма в гу­бер­ни­ях; осо­бен­но ин­те­рес­ны те лю­ди, ко­то­рые вне­сли су­ще­ст­вен­ный вклад в ре­ше­ние глав­но­го для цар­ской Рос­сии во­про­са — аг­рар­но­го. Среди государственных деятелей было несколько личностей реформаторского склада, которым удалось провести ряд значительных социально-экономических мероприятий и оставить заметный след в истории России. К числу таких деятелей можно отнести Сергея Юльевича Витте (1849-1915), талантливого финансиста, реформатора и организатора экономики.

Николай II и его политика

Последний русский император Николай II при вступлении на престол заявил о преемственности курса своего отца, Александра III, а представителям либеральных кругов посоветовал «оставить бессмысленные мечтания».

Реформы С.Ю. Витте

Трагедией обернулась коронация Николай II в мае 1896 года. На Ходынском поле в Москве площадью в 1 квадратный километр собралось около миллиона человек, чтобы участвовать в праздничном гулянье и получить подарки. Неожиданная паника привела к столпотворению, в котором пострадало более трех тысяч человек, из которых почти половина погибли. Ходынская катастрофа потрясла Москву, все ждали, что торжества будут отменены, но все продолжалось как ни в чем не бывало, а великий князь Сергей Александрович, генерал-губернатор Москвы, получил благодарность за «образцовую подготовку и проведение торжеств».

Не обладая твердым характером и государственным кругозором, Николай II часто попадал под влияние более сильных людей и мог изменить принятые ранее решения.

С.Ю. Витте – краткая биография

С.Ю.Вит­те ро­дил­ся в Тиф­ли­се 17 ию­ня 1849 го­да и вос­пи­ты­вал­ся в се­мье сво­его де­да А.М.Фа­дее­ва, тай­но­го со­вет­ни­ка, быв­ше­го в 1841-1846 гг. са­ра­тов­ским гу­бер­на­то­ром, а за­тем чле­ном со­ве­та управ­ле­ния Кав­каз­ско­го на­ме­ст­ни­ка и управ­ляю­щим экс­пе­ди­ци­ей го­су­дар­ст­вен­ных иму­ществ За­кав­каз­ско­го края.

Он про­ис­хо­дил из ма­ло­из­ве­ст­ных об­ру­сев­ших нем­цев, став­ших дво­ря­на­ми в 1856 г. (хо­тя он сам на­са­ж­дал вер­сию по­том­ст­вен­но­го дво­рян­ст­ва и вер­но­сти пра­во­сла­вию). Ран­ние го­ды Вит­те про­шли в Тиф­ли­се и Одес­се, где, в 1870 он кон­чил курс на­ук в но­во­рос­сий­ском уни­вер­си­те­те по ма­те­ма­ти­че­ско­му фа­куль­те­ту со сте­пе­нью кан­ди­да­та, на­пи­сав дис­сер­та­цию "О бес­ко­неч­но ма­лых ве­ли­чи­нах". Мо­ло­дой ма­те­ма­тик по­мыш­лял ос­тать­ся при уни­вер­си­те­те для под­го­тов­ки к про­фес­сор­ско­му зва­нию. Но юно­ше­ское ув­ле­че­ние ак­три­сой Со­ко­ло­вой от­влек­ло его от на­уч­ных за­ня­тий и под­го­тов­ки оче­ред­ной дис­сер­та­ции по ас­тро­но­мии. К то­му же про­тив уче­ной карь­е­ры Вит­те вос­ста­ли его мать и дя­дя, зая­вив, что "это не дво­рян­ское де­ло". 1 ию­ля 1871 го­да Вит­те был при­чис­лен чи­нов­ни­ком в кан­це­ля­рии Но­во­рос­сий­ско­го и Бес­са­раб­ско­го ге­не­рал-гу­бер­на­то­ра, а еще че­рез два го­да на­зна­чен сто­ло­на­чаль­ни­ком. В управ­ле­нии Одес­ской же­лез­ной до­ро­ги, ку­да его оп­ре­де­лил на служ­бу дя­дя, он на прак­ти­ке изу­чил же­лез­но­до­рож­ное де­ло, на­чав с са­мых низ­ших сту­пе­ней, по­бы­вав в ро­ли кон­тор­щи­ка гру­зо­вой служ­бы и да­же по­мощ­ни­ка ма­ши­ни­ста, но ско­ро, за­няв долж­ность на­чаль­ни­ка дви­же­ния, пре­вра­тил­ся в круп­но­го же­лез­но­до­рож­но­го пред­при­ни­ма­те­ля. Од­на­ко в ап­ре­ле 1877 го­да он по­дал про­ше­ние об уволь­не­нии с го­су­дар­ст­вен­ной служ­бы.

По­сле окон­ча­ния рус­ско-ту­рец­кой вой­ны 1877-1878 гг. при над­ле­жав­шая каз­не же­лез­ная до­ро­га вли­лась в ча­ст­ное Об­ще­ст­во Юго-За­пад­ных же­лез­ных до­рог. Там Вит­те по­лу­чил ме­сто на­чаль­ни­ка экс­плуа­та­ци­он­но­го от­де­ла. Но­вое на­зна­че­ние по­тре­бо­ва­ло пе­ре­ез­да в Пе­тер­бург. В сто­ли­це он про­жил око­ло двух лет. Со­бы­тия 1 мар­та 1881 г., ос­та­вив­шие за­мет­ный след в био­гра­фии Вит­те, за­ста­ли его уже в Кие­ве. В это вре­мя Вит­те ока­зал­ся под влия­ни­ем сла­вя­но­филь­ских идей, ув­ле­кал­ся бо­го­слов­ски­ми со­чи­не­ния­ми; он сбли­зил­ся с ру­ко­во­ди­те­ля­ми "сла­вян­ско­го дви­же­ния"; как толь­ко до Кие­ва дош­ла весть о по­ку­ше­нии на Алек­сан­д­ра II, Вит­те на­пи­сал в сто­ли­цу Фа­дее­ву и по­дал идею о соз­да­нии дво­рян­ской кон­спи­ра­тив­ной ор­га­ни­за­ции для ох­ра­ны им­пе­ра­то­ра и борь­бы с ре­во­лю­цио­не­ра­ми их же ме­то­да­ми. Фа­де­ев под­хва­тил эту идею в Пе­тер­бур­ге и с по­мо­щью Во­рон­цо­ва-Даш­ко­ва соз­дал пре­сло­ву­тую "Свя­тую дру­жи­ну". В се­ре­ди­не мар­та 1881 го­да в Пе­тер­бур­ге со­стоя­лось по­свя­ще­ние Вит­те в ее чле­ны. Он был на­зна­чен глав­ным пра­ви­те­лем дру­жи­ны в Ки­ев­ском рай­оне. Вит­те рев­но­ст­но от­но­сил­ся к ис­пол­не­нию воз­ло­жен­ных на не­го дру­жи­ной обя­зан­но­стей. По ее рас­по­ря­же­нию он был на­прав­лен в Па­риж для ор­га­ни­за­ции по­ку­ше­ния на из­вест­но­го ре­во­лю­цио­не­ра-на­род­ни­ка Л.Н. Гарт­ма­на, уча­ст­во­вал в ли­те­ра­тур­ных пред­при­яти­ях дру­жи­ны про­во­ка­ци­он­но­го ха­рак­те­ра, в ча­ст­но­сти, в со­став­ле­нии бро­шю­ры, из­дан­ной (Ки­ев, 1882 год) под псев­до­ни­мом "Сво­бод­ный мыс­ли­тель", со­дер­жа­щей кри­ти­ку про­грам­мы и дея­тель­но­сти "На­род­ной во­ли" и пред­ре­кав­шей ее ги­бель.

В кон­це ап­ре­ля 1881 го­да Алек­сандр III встал на сто­ро­ну вра­гов ка­ких бы то ни бы­ло пе­ре­мен в сис­те­ме го­су­дар­ст­вен­но­го управ­ле­ния. (М.Н. Кат­ков и К.П.

По­бе­до­нос­цев). По­сле­до­ва­ло сме­ще­ние по­кро­ви­тель­ст­во­вав­ше­го "Дру­жи­не" ми­ни­ст­ра внут­рен­них дел гра­фа Н.П. Иг­нать­е­ва, бы­ла ли­к­ви­ди­ро­ва­на "Дру­жи­на".

В 1887 го­ду Вит­те, слу­жил управ­ляю­щим Юго-За­пад­ны­ми же­лез­ны­ми до­ро­га­ми, а в 1889 го­ду он по­лу­чил долж­ность ди­рек­то­ра де­пар­та­мен­та же­лез­ных до­рог в ми­ни­стер­ст­ве фи­нан­сов ( по­те­ряв при этом в до­хо­дах). Вит­те со свой­ст­вен­ной ему энер­ги­ей на­чал за­вое­вы­вать Пе­тер­бург; в на­ча­ле 1892 го­да он уже ми­нистр пу­тей со­об­ще­ния.

Даль­ней­шее про­дви­же­ние по слу­жеб­ной ле­ст­ни­це ему ос­лож­нил но­вый брак по­сле смер­ти пер­вой же­ны. Его вто­рая же­на Ма­тиль­да Ива­нов­на Вит­те (Ну­рок, по пер­во­му бра­ку Ли­са­пе­вич) бы­ла раз­ве­ден­ной и ев­рей­кой. Не­смот­ря на все ста­ра­ния Вит­те, ее не при­ня­ли при дво­ре. Впро­чем, брак со­сто­ял­ся с со­гла­сия Алек­сан­д­ра III.

В ав­гу­сте 1892 го­ду в свя­зи с бо­лез­нью Выш­не­град­ско­го Вит­те сде­лал­ся его при­ем­ни­ком на по­сту ми­ни­ст­ра фи­нан­сов. За­няв крес­ло на по­сту од­но­го из са­мых влия­тель­ных ми­ни­ст­ров, Вит­те по­ка­зал се­бя ре­аль­ным по­ли­ти­ком. На этом посту он оставался целых 11 лет – с 1892 до 1903 года. Здесь он проявил себя сторонником индустриализации страны на западноевропейский маневр. Витте неоднократно подчеркивал, что Россия имеет уникальные природные ресурсы, которые лежат пока мертвым грузом. К началу ХХ века Витте имел четкую программу развития экономики: догнать промышленно развитые страны, занять прочные позиции в торговле с Востоком, обеспечить активное внешнеторговое сальдо, и все это – при неограниченном вмешательстве государства в экономику и при стабильной самодержавной власти.


Реформы Витте

Реформы Витте 1892-1903 гг проводились в России с целью ликвидировать отставание промышленности от западных стран.

Реформы С. Ю. Витте и их значение для экономики России

Часто ученые называют эти реформы индустриализацией царской России. Их специфика заключалась в том, что реформы охватили все основные сферы жизнедеятельности государства, позволив совершить экономике колоссальный скачок. Именно поэтому сегодня используется такой термин, как «золотое десятилетие» русской промышленности.

Реформы Витте характеризуются следующими мероприятиями:

  • Увеличение налоговых поступлений. Налоговые поступления увеличились примерно на 50%, но речь идет не о прямых, а о косвенных налогах. Косвенные налоги это обложение продажи товаров и услуг дополнительными налогами, которые ложатся на продавца и уплачиваются в сторону государства.
  • Введение винной монополии  в 1895 году. Продажа спиртных напитков была объявлена монополии государства, и только эта статья доходов составляла 28% бюджета Российской Империи. В деньгах это выражается примерно 500 млн руб в год.
  • Золотое обеспечение российского рубля. В 1897 году С.Ю. Витте провел денежную реформу, обеспечив рубль золотом. Банкноты свободно обменивались на золотые слитки, в результате чего экономика России и ее валюта стала интересной для инвестирования.
  • Ускоренное строительство железных дорог. Строили примерно 2, 7 тысячи км железной дороги в год. Это может показаться незначительным аспектам реформы, но на тот момент это было очень важно для государства. Достаточно сказать, что в войне с Японией одним из ключевых факторов поражения России было недостаточное оснащение железной дорогой, что затрудняло перемещение и передвижение войск.
  • С 1899 года были сняты ограничения на ввоз иностранного капитала и вывоз капитала из России.
  • В 1891 году были увеличены таможенные тарифы на ввоз продукции. Это был вынужденный шаг, который способствовал поддержке местных производителей. Именно благодаря этому был создан потенциал внутри страны.

Краткая таблица реформ

Реформа Год проведения Задачи Последствия
«Винная» реформа 1895 Создание государственной монополии на продажу всех спиртных изделий, включая вино. Увеличение поступлений в бюджет до500 млн рублей в год. «Винные» деньги это примерно 28% бюджета.
Денежная реформа 1897 Введение золотого стандарта, обеспечение российского рубля золотом Снижена инфляция в стране. Восстановлено международное доверие к рублю. Стабилизация цен. Условия для иностранных инвестиций.
Протекционизм 1891 Поддержка отечественного производителя, за счет увеличения таможенных пошлин на воз товаров из заграницы. Рост промышленности. Экономический подъем страны.
Налоговая реформа 1890 Увеличение поступлений в бюджет. Введение дополнительных косвенных налогов на сахар, керосин, спички, табак. Впервые был введен «квартирный налог». Увеличены налоги на оформление государственных документов. Поступления от налогов увеличились на 42,7%.

Подготовка реформ

До 1892 года Сергей Юльевич Витте занимал должность министра путей сообщения. В 1892 году он перешел на должность министра финансов Российской Империи. На тот момент именно министр финансов определял всю экономическую политику страны. Витте придерживался идей комплексного преобразования экономики страны. Его оппонентом был Плеве, который пропагандировал классический путь развития. Александр 3, понимая, что на текущем этапе экономике нужны реальные реформы и преобразования, встал на сторону Витте, назначив того министром финансов, тем самым полностью доверив этому человеку формирование экономики страны.

Основная задача экономических реформ конца 19 века заключалась в том, чтобы в течение 10 лет Россия догнала западные страны, а также укрепилось на рынках Ближнего, Среднего и Дальнего Востока.

Денежная реформа и инвестиции

Сегодня часто говорят о феноменальных экономических показателях, достигнутых сталинскими пятилетками, но их суть была практически полностью позаимствована у реформ Витте. Разница была только в том, что в СССР новые предприятия не переходили в частную собственность. Сергей Юльевич предполагал провести индустриализацию страны за 10 лет или за пятилетки. Финансы Российской Империи на тот момент находились в плачевном состоянии. Основная проблема заключалась в высокой инфляции, которая была порождена выплатами помещикам, а также непрерывными войнами.

Для решения этой проблемы в 1897 году была проведена денежная реформа Витте. Кратко описать суть этой реформы можно так — российский рубль теперь обеспечивался золотом, или вводился золотой стандарт. Благодаря этому доверие инвесторов к российскому рублю увеличилось. Государство выпускало только то количество денег, которое реально была обеспечено золотом. Банкноту в любой момент можно было обменять на золото.

Результаты денежной реформы Витте появились очень быстро. Уже в 1898 году в Россию начали вкладывать значительные суммы капитала. Причём этот капитал в основном был иностранным. Во многом благодаря этому капитал стало возможным осуществление масштабного строительства железных дорог по всей стране. Транссибирская магистраль и китайско-восточная железная дорога построенный именно благодаря реформам Витте, и на иностранный капитал.

Приток иностранного капитала

Один из эффектов денежной реформы Витте и его экономической политики стал приток иностранного капитала в Россию. Общая сумма инвестиций в российскую промышленность составила 2,3 млрд рублей. Основные страны, которые инвестировали в российскую экономику конца 19 начала 20 века:

  • Франция – 732 млн
  • Великобритания – 507 млн
  • Германия – 442 млн
  • Бельгия – 382 млн
  • США – 178 млн

В иностранном капитале было как положительное, так и отрицательное. Промышленность, построенная на западные деньги, полностью управлялась иностранными хозяевами, которых интересовала прибыль, но никак не развитей России. Государство, конечно, контролировало эти предприятия, но операционные решения все принимались на местах. Ярким примером того к чему это приводит – Ленский расстрел. Сегодня этой темой спекулируют, чтобы обвинить Николая 2 в жестких условиях труда рабочих, но на самом деле предприятие полностью контролировалось английскими промышленниками, и это их действия привели к мятежу и расстрелу людей в России.

Оценка реформ

В российском обществе реформы Витте воспринимались негативно, причем всеми людьми.

Главным критиком проводимой экономической политики был Николай 2, который называл министр финансов «республиканцем». В результате сложилась парадоксальная ситуация. Представители самодержавия не любили Витте, называя его республиканцем или человеком, который поддерживается антирусской позиции, а революционеры не любили Витте  за то, что он поддерживал самодержавие. Кто из этих людей оказался прав? Однозначно ответить на этот вопрос невозможно, но именно реформы Сергея Юльевича укрепили в России позиции промышленников и капиталистов. А это в свою очередь была одна из причин крушения Российской Империи.

Тем не менее благодаря проведенным мероприятиям Россия по общему объему промышленного производства вышла на 5 место в мире.

Результаты экономической политики С.Ю. Витте

  • Значительно выросло количество промышленных предприятий. Просто по стране составил примерно 40%. Например, на Донбассе было 2 металлургических завода, а за период реформ было построено еще 15. Из этих 15, 13 заводов было построено иностранцами.
  • Возросло производство: нефти в 2,9 раза, чугуна в 3,7 раза, паровозов в 10 раз, стали в 7,2 раза.
  • По темпам роста промышленности Россия вышла на первое место в мире.

Основной акцент делался на развитие тяжелой промышленности за счет снижения доли лёгкой промышленности. Одна из проблем заключалась в том, что основные предприятия строились в городах или в черте города. Это создало условия, при которых пролетариат стал  оседать в промышленных центрах. Началось переселение людей из деревни в город, и именно эти люди в дальнейшем сыграли свою роль в революции.

.

Добавить комментарий