Роль политических партий в политической системе общества

Роль политических партий в политической системе общества.

Политическая партия – это формализованная политическая организация со своей структурой (руководящие органы, региональные отделения, рядовые члены), выражающая интересы тех или иных общественных классов, социальных слоев, групп, объединяющая наиболее активных их представителей, ставящая, как правило, своей задачей завоевание и удержание власти для осуществления определенной программы социальных, экономических, политических преобразований, достижения неких целей и идеалов, а также осуществления прямых и обратных связей между обществом и государством. Кроме того, обратная связь помогает партии выполнять уникальную роль – выявления, согласования, выведения на политический уровень реальных, конкретных, частичных интересов, существующих или вновь зарождающихся в обществе. Действуя на нескольких уровнях, партии связывают общество и государство. Они выступают как существенный, а иногда решающий элемент политической системы общества. Принципиальной стороной деятельности партий являются их идеологическое воздействие на население, значительная роль в формировании политического сознания.

Важнейшими признаками политической партии являются: 1)

участие в политической жизни, в том числе в государственном управлении; 2)

стремление овладеть государственной властью и учреждениями, реализующими государственную власть; 3)

связь с избирательной системой – участие в выборах представительных органов власти; 4)

форма организации социальных групп и слоев населения; 5)

носитель определенной идеологии и форма политического обучения масс; 6)

средство рекрутирования и продвижения отдельных индивидов в политические лидеры.

Эти признаки и определяют функции политических партий, среди которых определяют следующие:

а) социального представительства;

б) борьбы за государственную власть;

в) идеологическую;

г) кадровую;

д) политической социализации, т.е. включенность личности в политику и обеспечение стабильности и преемственности в развитии общества;

е) разработки и осуществления политического курса, что, однако, зависит от положения партии в политической системе – является ли она правящей или оппозиционной.

Между политическими партиями и государством существуют тесные связи и разнообразные формы взаимодействия. Так, и государство, и политические партии – политические организации. Они непосредственно связаны с понятием государственной власти: только государство непосредственно осуществляет государственную власть, а партии ставят целью приход к государственной власти. Вместе с тем, они сохраняют по отношению друг к другу большую автономию. Но при тоталитарном режиме нередко происходит слияние государственного аппарата и партийного, и одна партия является не только правящей, но и государственной.

 

14. Общественные объединения: понятия, виды, роль в политической системе.

Политическая организация общества включает неполитические общественные объединения, отличающиеся от специальных активных участников политического процесса – политических партий тем, что они не учреждаются специально для участия в политической жизни, а создаются для решения экологических, культурных, правозащитных и иных целей. Их деятельность также закономерно носит общественно-политический аспект.

Организация и деятельность общественных объединений связана с конституционным правом граждан на общественное самоуправление, являющимся одной из форм гражданской активности. Конституция России закрепляет данное право в статье 30. Неполитические общественные объединения образуются гражданами для совместного решения каких-либо совместных задач, защиты интересов без обретения властных полномочий.

Деятельность общественных объединений проявляется в различных сферах, это профессиональные объединения (профсоюзы), благотворительные организации, экологические движения и другие. Их объединяет одно – через них осуществляется самоуправление посредством организационной работы среди заинтересованных лиц.

Право граждан на общественное самоуправление включает четыре правомочия:

– право создавать на добровольной основе общественные объединения для защиты своих интересов и достижения общих целей;

– право вступать в уже сформированные общественные объединения;

– право воздерживаться от вступления в них;

– право беспрепятственного выхода из общественных объединений.

Организация и деятельность общественных объединений основана на принципах:

– добровольности участия в деятельности общественного объединения;

– равноправия участников общественного объединения;

– самоуправляемости общественного объединения;

– соответствия требованиям законности.

Лица, воспользовавшиеся правом на общественное самоуправление, могут быть отнесены к одной из следующих групп.

Учредители, лица выступившие инициаторами образования общественного объединения. Ими могут быть как физические, так и юридические лица (уже существующие общественные объединения). Образовывается общественное объединение путем созыва собрания (съезда) учредителей, на котором принимаются программные документы, устав, формируются руководящие, ревизионные и иные органы.

Члены общественного объединения. Ими являются лица, чья деятельность и заинтересованность в существовании общественного объединения фиксируется документально. Это могут быть списки, членские билеты, заявления о приеме в состав объединения, что позволяет вести количественный учет членов.

Участники общественного объединения. Их деятельность в работе общественного объединения не документируется. Главным образом их деятельность сводится к выражению поддержки общественного объединения, участию в отдельных акциях.

В Российской Федерации сложились следующие организационные формы общественных объединений:

– общественная организация;

– общественное движение;

– общественный фонд;

– общественное учреждение;

– орган общественной самодеятельности.

Общественная организация – это основанное на членстве общественное объединение, созданное на основе совместной деятельности для защиты общих интересов и достижения уставных целей объединившихся граждан. Это единственное общественное объединение, основанное на фиксированном членстве. Для всех других форм членство необязательно, достаточно лишь участия. К общественным организациям относятся профессиональные союзы, спортивные, молодежные и иные объединения.

Общественное движение – это массовое общественное объединение, состоящее из участников, не имеющих постоянного членства. Основным признаком движения является его массовость. Общественные движения создаются для решения какой-либо общественно значимой политической, экологической, социальной и иной проблемы.

Общественный фонд – это не имеющее членства общественное объединение, создаваемое с целью формирования имущества на основе добровольных взносов, иных, не запрещенных законом поступлений, и использования этого имущества на общественно полезные, в том числе и благотворительные, цели. Общественный фонд решает специфические задачи: накопление имущества для реализации социально полезных целей и не нуждается в массовом членстве.

Общественное учреждение – не имеющее членства общественное объединение, создаваемое в целях оказания каких-либо конкретных услуг в области образования, здравоохранения, культуры, спорта и других сферах. Особенность этого вида объединений состоит в том, что учреждения образуются гражданами, предоставившими учреждению свое имущество на праве оперативного управления. Примерами учреждений могут быть общественные музеи, стадионы, библиотеки и т. д.

Орган общественной самодеятельности – не имеющее членства общественное объединение, создаваемое с целью решения социально-значимых проблем, возникающих у граждан по месту жительства, работы или учебы. Основная особенность органа общественной самодеятельности состоит в том, что он создается для решения задач, имеющих локальное, местное значение. Это родительские комитеты в школах, студенческие комитеты в вузах, уличные, дворовые, домовые комитеты, создаваемые населением по месту жительства, и т. д.

На организацию общественных объединений имеет влияние форма политико-территориального устройства страны. В Российской Федерации выделяют:

– общегосударственное общественное объединение, его деятельность организована в более чем половине субъектов Российской Федерации, на территории субъекта созданы представительства объединения;

– межрегиональное общественное объединение, функционирует менее чем в половине субъектов Российской Федерации, имеет там свои структуры;

– региональное общественное объединение, организовано на территории одного субъекта Российской Федерации.

– местное общественное объединение, его деятельность ограничена пределами одного муниципального образования.

На общественную самоорганизацию оказывает влияние глобализация – процессы всемирной политической, экономической, культурной интеграции и унификации. В результате глобализации мир становится более связанным и более зависимым от его субъектов, т. е. различных государств, межгосударственных организаций. Происходит как увеличение общего числа совместных для государств проблем, так и расширение числа интегрирующих субъектов, в качестве которых следует рассматривать и уровень общественного самоуправления. Это, прежде всего, связано с культурной глобализацией между различными странами мира и ростом международного общения. Происходит популяризация отдельных видов национальных культур (например, права в его романо-германском понимании) по всему миру. Что может повлечь вытеснение национальных культур интернациональными. Огромное влияние на культурную глобализацию имеет наука, распространение интернета, международного туризма.

Проявлением процессов глобализации является появление международных общественных объединений. В Российской Федерации – это общественное объединение, в соответствии с уставом которого в зарубежных государствах создаются и осуществляют свою деятельность структурные подразделения этого общественного объединения.

Общественные объединения как институты политической системы тесно взаимодействуют с государством. Во-первых, государство является гарантом реализации права на общественное самоуправление и объединение. Во-вторых, государство создает нормативную базу деятельности общественных объединений. В-третьих, осуществляет поддержку общественных объединений (например, путем предоставления льгот, помещений и т. д.). В-четвертых, контролирует законность деятельности общественных объединений. В-пятых государство и общественные объединения не вмешиваются в деятельность друг друга. Государство не вправе стать учредителем или участником общественного объединения.

В процессе функционирования элементов политической системы государство испытывает воздействие со стороны общественных объединений, в том числе и путем формирования общественного мнения.

Государство запрещает создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение конституционного строя, нарушение территориальной целостности государства, подрыв его безопасности, разжигание национальной, социальной или религиозной розни.



Место и роль партий в политической системе общества

Политические партии и движения. Многопартийность

Предыдущая12345678910Следующая

Политическая партия — это специализированная, организационно упорядоченная группа, объединяющая активных приверженцев тех или иных целей, идей, лидеров, служащая для борьбы за политическую власть.

Признаками партии являются:

1) наличие программы, в которой сформулированы цели и стратегия партии;

2) наличие устава, содержащего важнейшие нормы внутрипартийной жизни;

3) фиксированное членство;

4) разветвленная сеть первичных местных организаций.

Партия — один из важнейших институтов гражданского общества, осуществляющий связь между ним и государством.

Функции партии:

1) политическую — овладение государственной властью с целью осуществления своей программы;

2) функцию социального представительства — выражение в политической жизни интересов какого _ то социального слоя либо стремление создать себе прочную опору в обществе;

3) функцию социальной интеграции — примирение интересов различных социальных групп, достижение консенсуса в обществе;

4) функцию политического рекрутирования — подготовка и выдвижение кадров для различных политических институтов;

5) идеологическую — разработка партийной идеологии и программы;

6) электоральную — организация и участие в избирательных кампаниях;

7) набор новых членов в партию и их политическое воспитание.

Существует несколько классификаций политических партий в соответствии с различными критериями:

1) в зависимости от способа организации внутренней жизнедеятельности партии подразделяются на кадровые и массовые. Первые представляют собой немногочисленные, аморфные и состоящие из авторитетных политических деятелей организации, в которых отсутствуют институт фиксированного членства, членские взносы, отработанный механизм приема. Организационная структура таких партий крайне проста, их центр — в парламентских фракциях. Массовые же партии имеют сложную организационную структуру, многочисленны, основным источником их финансирования являются членские взносы. Управление такими партиями ведется из центральных органов, не совпадающих с парламентскими фракциями;

2) в зависимости от степени участия в осуществлении политической власти партии делятся на правящие и оппозиционные. Последние могут быть легальными (деятельность которых разрешена государством и которые официально зарегистрированы) и нелегальными (запрещенные государством и действующие подпольно);

3) по характеру членства политические партии могут быть открытыми (со свободным членством представителей различных социальных слоев) и закрытыми (с большим количеством формальных требований к кандидатам в члены партии и сложным механизмом приема);

4) по характеру целей и отношению к существующему общественно-политическому строю партии делятся на радикальные (выступают за коренное и насильственное преобразование существующего общественного строя), реформистские (выступают за постепенные изменения в существующих порядках), консервативные (выступают за сохранение основ прежней системы или за такие преобразования, которые приспосабливают ее к изменяющимся реалиям без особых потрясений) и реакционные (выступают за восстановление старых, отживших общественных структур);

5) по месту в политическом спектре общества партии можно условно подразделить на левые (коммунистические, социалистические, социал-демократические и другие партии, которые выступают за интересы трудящихся, социализацию производства, создание основ социалистического общества), правые (партии, отстаивающие неприкосновенность частной собственности, основы буржуазного порядка, сильную государственную власть) и центристские (пытаются примирить крайние интересы в политике).

Совокупность всех существующих и действующих е стране партий называется партийной системой.

В недрах политики постоянно зарождаются основы будущих политических отношений, которые прокладывают себе дорогу через политические движения разного рода — разной глубины, размаха, сознательности, продолжительности и т.

п. При всем разнообразии политических движений все они имеют много общего. Во-первых, все они являются порождением политической жизни общества. Для объяснения их возникновения не следует искать внешних причин. Даже тогда, когда политическое движение оказывается искусственно созданным, спровоцированным, за ним стоят реальные интересы определенных политических сил. Во-вторых, все политические движения отличаются от других форм бытия политики отсутствием четкой и однозначной организации. Политическое движение всегда более или менее аморфно, как правило, строго не структурировано и имеет постоянно меняющийся состав участников. В-третьих, политическое движение если и имеет устойчивую цель, то единое движение к ней весьма условно. Это проявляется в том, что на роль руководителя политического движения постоянно претендуют различные политические лидеры, партии и организации, периодически перехватывающие друг у друга инициативу. Поэтому политическое движение выглядит со стороны как неустойчивое, колеблющееся состояние, что, однако, не мешает ему быть в ряде случаев исключительно мощным и значительным по своему влиянию на политическую жизнь.

Основные особенности политического движения подчеркивают общую отличительную характеристику его природы. Она заключается в том, что политическое движение в чистом виде, т. е. если оно не санкционировано господствующей властью, предстает как стихийно-сознательное и случайно-необходимое явление. Естественный процесс зарождения политического движения соответствует именно таким характеристикам, ибо сама жизнь общества оказывается чреватой политическими движениями. Они прорываются наружу через внешне стихийные и случайные события, которые затем выстраиваются в необходимую цепь взаимосвязанных явлений и лишь постепенно становятся объектом сознательного руководства.

Структурные особенности политического движения:

— отсутствие жесткой организационной структуры (часто можно наблюдать использование движением уже имеющихся структур);

— подвижность участников (отсутствие фиксируемого членства);

— руководство по признаку лидерства (отсутствие четкой организации мешает бюрократизации аппарата).

Классификация политических движений может осуществляться по различным основаниям. Например, по значимости лежащих в их основе проблем, масштабам и глубине происходящих в общества изменений: а) исторические (эпохальные) политические движения (движения рабов, луддитов, левеллеров, крестьянские войны, пролетарские революции и т, д.); б) международные (антивоенные, экологические); в) национальные (за государственный суверенитет); г) локальные (за сохранение Байкала, Арала), местные (за отставку мэра и т. и) Классификация может осуществляться по происхождению политического движения, по отношении к политической системе, по отношению к политической власти и другим основаниям.

Многопартийность

Одним из признаков демократического режима является многопартийность, под которой понимается существование и легальная деятельность в государстве двух и более партий.

В Конституции Российской Федерации признаются политическое многообразие и многопартийность (ст. 13). Все общественные объединения равноправны. В настоящее время в нашей стране действуют десятки политических партий, но говорить о стабильности партийной системы пока на приходится. У многих партий отсутствует реальная социальная база, нет разветвленной сети первичных организаций, крайне невелика численность. С другой стороны, интересы социальных групп представлены в партийной системе не в полной мере.

Духовная жизнь человека

Духовный мир личности (микрокосм человека) — целостное и в то же время противоречивое явление. Это сложная система, элементами которой являются:

1) духовные потребности в познании окружающего мира, в самовыражении средствами культуры, искусства, других форм деятельности, в пользовании достижениями культуры и др.;

2) знания о природе, обществе, человеке, самом себе;

3) убеждения, твердые взгляды, основанные на мировоззрении и определяющие человеческую деятельность во всех ее проявлениях и сферах;

4) вера в истинность тех убеждений, которые разделяет человек (т. е. бездоказательное признание правильности того или иного положения);

5) способность к тем или иным формам социальной деятельности;

6) чувства и эмоции, в которых выражаются отношения человека с природой и обществом;

7) цели, которые человек сознательно ставит перед собой, идеально предвосхищая результаты своей деятельности;

8) ценности, лежащие в основе отношения человека к миру и самому себе, придающие смысл его деятельности, отражающие его идеалы.

Ценности представляют собой предмет устремлений человека, являются важнейшим моментом смысла его жизни. Различают социальные ценности — общественные идеалы, выступающие как эталон должного в различных сферах общественной жизни, и личностные ценности — идеалы отдельной личности, служащие одним из источников мотивации ее поведения. Ценности носят исторический характер, они меняются с изменением содержания и форм жизни. Однако современная цивилизация подошла к возможности выработки общечеловеческих ценностей, в основе которых лежит гуманизм. Общечеловеческие ценности отражают духовный опыт всего человечества и создают условия для реализации общечеловеческих интересов (т. е. универсальных потребностей людей, присущих им независимо от национальных, возрастных, религиозных, классовых или иных различий). Общечеловеческие ценности приобретают приоритет по отношению к групповым ценностям, обеспечивая полноценное существование и развитие каждой отдельной личности.

Важным элементом духовного мира человека является его мировоззрение, под которым понимают совокупность обобщенных взглядов на объективную реальность и место человека в ней, на отношение людей, к окружающей действительности и самим себе, а также обусловленные этими взглядами убеждения, принципы, идеи и идеалы. Субъектами (носителями) того или иного мировоззрения выступают отдельные люди, группы людей и общество в целом.

Характер мировоззрения определяется уровнем исторического развития общества, состоянием его культуры, поэтому мировоззрение средневекового человека так отличается от современного. Однако мировоззрение людей, даже живущих в одном и том же обществе, различно. Это зависит и от их личных качеств, и от условий формирования мировоззрения, и от принадлежности к различным социальным группам.

Выделяют несколько типов мировоззрения:

1) обыденное (или житейское), которое опирается на личный опыт и формируется под влиянием жизненных обстоятельств;

2) религиозное, в основе которого лежат религиозные взгляды, представления и убеждения человека;

3) научное, которое опирается на достижения современной науки и отражает научную картину мира, результаты современного научного познания;

4) гуманистическое, объединяющее лучшие стороны научного мировоззрения с представлениями о социальной справедливости, экологической безопасности и нравственном идеале.

Духовный мир личности выражает неразрывную связь индивида и общества. Человек вступает в общество, обладающее определенным духовным фондом, освоить который ему предстоит в жизни.

 

Билет № 17

Предыдущая12345678910Следующая



Существует несколько критериев классификации политических партий.

1. По отношению к социальной действительности:

· Революционные – такие партии стремятся изменить основную структуру общества, т.е. к качественным изменениям.

· Реформаторские – нацелены на количественные преобразования в обществе, без нарушения его основной структуры.

· Консервативные – стремятся сохранить существующую структуру общества и его основные характеристики.

· Реакционные – стремятся возвратиться, частично или полностью, к ранее существующему порядку, к предшествующим характеристикам общества.

2. По месту и роли в политической системе:

· Государственные – партии, слившиеся с государством и обладающие реальной властью и контролем над экономикой, правом и духовной жизнью общества. Они формируют систему управления государством и государственную администрацию. Их идеология становится государственной. Характеризуются строгой дисциплиной, иерархией, отсутствием фракций.

· Авторитарные – с государством не сливаются, но пользуются поддержкой существующего политического режима и сами составляют его основу. Таким партиям свойственна централизованная организация, радикальные методы преобразований в обществе, повышенное внимание к идеологии.

· Парламентские – партии, действующие в конкурентных политических системах. В таких партиях есть председатель (фактически руководитель партии) и лидер (олицетворение политического образа партии). Иногда эти должности совмещает один человек. Такие партии характеризуются большим количеством фракций, дискуссиями.

3. По критерию организационной структуры:

· Централизованные – имеют четкую иерархию и сильный руководящий центр.

· Децентрализованные – характеризуются слабой структурой и низкой дисциплиной. У такой партии слабые лидеры, множество фракций.

· Кадровые – в таких партиях процедура приема упрощена, но доступна только избранным и основана на жестком и закрытом отборе.

Роль политических партий в политической системе общества.

Такие партии малочисленны, они состоят преимущественно из профессиональных политиков, имеющих авторитет в обществе, умеющих эффективно организовать избирательную кампанию и могущих привлечь большое количество избирателей из разных слоев населения. Опираются на материальную поддержку финансовой элиты. Система членских взносов отсутствует. Организационная структура аморфна.

· Массовые – многочисленные партии, с поддержкой обычно более 10% населения, и рекрутирование новых членов является для таких партий важнейшей задачей. Имеют иерархическую организационную структуру и громоздкую систему управления. Характеризуются повышенной идеологизированностью, идеология используется в качестве средства политической мобилизации. В основном финансовый источник таких партий – членские взносы, причем члены партии не только платят взносы, но зачастую и участвуют в деятельности партии.

· Партии с точными и формально определенными принципами членства – в таких партиях четко определены формы и условия принятия в партию, взыскания и награды членов партии, методы политической борьбы, устав и т.д.

· Партии со свободным членством – принадлежность к партии выражается посредством голосования за ее кандидатов.

4. По виду партийного руководства:

· Партии коллективного руководства – партии, в которых лидер руководящей группы исполняет роль арбитра.

· Партии личностного руководства – такая партия имеет руководителя вождистского типа.

· Партии харизматического руководства – партией руководит определенная личность, имеющая авторитет в партии либо в целом в обществе. Вся полнота власти принадлежит этой личности, имеющей характер символа.

· Партии консенсуального руководства — являются каналом представительства интересов различных социальных групп.

5. С точки зрения среды деятельности:

· Моносредовые – деятельность партии ограничена одной социальной средой, интересы которой она представляет.

· Всеобщие – ориентированы на общенародную, общесоциальную среду.

· Промежуточные – ориентированы на деятельность в одной определенной среде, но не отказываются от поддержки и влияния в других средах.

6. По идеологической направленности доктрин:

· Социал-демократические – занимают левоцентристские позиции, выступают за широкие социальные реформы, развитие смешанной экономики и государства благосостояния. Их основные ценности — свобода, справедливость, солидарность.

· Коммунистические – ставят перед собой задачу создания рабочим классом нового общества, в котором не будет эксплуатации.

· Либеральные – занимают правоцентристские позиции, отстаивают идею индивидуальной свободы. Выступают за политическую и экономическую свободу, частную инициативу, равенство возможностей.

· Консервативные – находятся на правом фланге политического спектра, стремятся сохранить традиционный социальный порядок.

· Конфессиональные – объединяют людей по принципу общего вероисповедания.

· Националистические – опираются на национальный, этнический принцип.

· Фашистские (неофашистские) – характеризуются жесткой дисциплиной, централизацией власти. Доктрина и философия таких партий пропагандируют насилие и жестокость.

· Другие

7. По социальному признаку:

· Буржуазные

· Рабочие

· Крестьянские

· Молодежные

· Партии служащих

· Партии женщин

· Другие

8. По условиям участия в политической жизни общества:

· Правящие – партии, победившие на выборах и сформировавшие правительство. Правящая партия реализует свою политическую программу посредством «своих» людей в правительстве. Главный признак правящей партии – самостоятельное формирование правительства.

· Оппозиционные (легальные, полулегальные, нелегальные) — партии, находящиеся в оппозиции к правящей партии, не имеющие возможности формировать правительство и предлагающие народу альтернативные пути развития и политического курса. Оппозиционные партии следят за деятельностью правящей, проверяют ее на предмет соблюдения конституции и закона, подвергают критике.

9. По политическому темпераменту (социальной направленности):

· Правые – стремятся к стабильности политической системы, сильной государственной власти, пропагандируют буржуазные ценности, отрицают революционные методы достижения политических целей.

· Левые – придерживаются обычно социалистических или коммунистических идеалов и ценностей и радикально-революционных методов их достижения.

· Центристские – не приветствуют радикальные изменения в обществе, но стремятся к улучшению существующей ситуации путем мягких реформ и эволюционного развития общества. В качестве методов достижения политических целей используют компромисс, сотрудничество, стараются максимально учесть мнение различных социальных слоев.

10. По организационной структуре:

· Организационно оформленные – члены партии официально оформлены и платят членские взносы.

· Организационно неоформленные — официальное членство отсутствует. Избирателю достаточно устного заявления о приверженности к этой партии, чтобы считаться ее членом.

11. По виду членства:

· Прямое членство – в партию принимают в индивидуальном порядке.

· Косвенное членство – человек входит в партию только потому, что является членом какой-либо связанной с ней организацией.

12.

По классовому критерию: различают:

· Партия представляет интересы одного из основных классов данного общества (например, буржуазии).

· Партия представляет интересы одного из неосновных классов данного общества (например, крестьянства). Однако в этой группе существуют партии, стремящиеся к союзу и с другими классами.

· Партия выражает интересы реликтовых классов и слоев общества (например, интересы помещиков в условиях рыночного государства).

· Партия выражает интересы групп с динамичным социальным статусом (т.е. эти группы могут только включаться в социальную структуру либо, наоборот, деклассироваться).

· Партия отражает интересы слоев общества (например, интеллигенции, армии).

· Партия отражает интересы различных социальных классов или слоев, объединенных общими политическими интересами и целями в связи с определенной политической ситуацией, какой-либо серьезной общественной проблемой (например, это может быть партия борьбы с диктаторским режимом). В этих условиях различные классы приходят к некоторому компромиссу, и партия выражает интересы надклассового образования.

· Партия, чей классовый облик не определен либо еще не сформировался.


⇐ Предыдущая12345Следующая ⇒


Дата публикования: 2014-12-08; Прочитано: 1305 | Нарушение авторского права страницы



studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2018 год.(0.003 с)…

Политические партии и движения.

Становление многопартийности в России.

Политическая партия (от лат. — часть, участие, доля) – это организованная группа единомышленников, выражающая интересы определенных социальных слоев и стремящаяся к достижению определенных политических целей (завоевание государственной власти или участие в ее осуществлении).

 

Любая политическая партия обладает целым рядом признаков.

 

Отличительные признаки политической партии.

  1. Носитель определенной идеологии или особого видения мира или человека.
  2. Нацеленность на завоевание и осуществление власти.
  3. Наличие политической программы, т.е. документа, в котором формулируются цели и задачи партии как в плане участия в политической жизни, так и на тот случай, если партия придет к власти.
  4. Наличие организации:

— в любой партии есть руководящие органы, как центральные, так и местные, на которых лежит задача выработки стратегий и тактик политической активности партий;

— любая партия характеризуется членством, т.е. состоит из строгого определенного числа членов, которые обычно платят членские взносы и определенным образом участвуют в деятельности партии;

— любая партия имеет устав, т.е. документ, в котором устанавливаются важнейшие нормы внутрипартийной жизни.

  1. Наличие разветвленной сети местных организаций, ядро которых образуют активисты-добровольцы.

 

Реальное многообразие партий, участвующих в политической жизни общества, огромно. Отчасти оно связано с тем, что различные партии исповедуют разные идеологии, которые реализуются не только на словах, т.е. в политических программах, но и на деле, в том числе и в том, как партии организованы, какие цели они ставят и какие пути достижения выбирают. Здесь необходимо учитывать и личностные особенности лидеров, и руководящий состав партии, а также специфику политического режима страны и т.д.

Чтобы охватить все многообразие партий с точки зрения их идеологии и внутреннего устройства, невозможно ограничиться каким-то одним принципом классификации. Поэтому в политологии существуют многочисленные классификации, при помощи которых в конечном итоге можно описать любую партию.

 

Виды политических партий.

Идеологическая направленность Социал-демократические – выступают за более заметное участие государства в жизни общества, в управлении экономикой при сохранении основных свобод. Коммунистические – стремятся к полному огосударствлению экономики, распределению богатств с учетом интересов всех социальных слоев общества, полному контролю со стороны государства над сферами образования, здравоохранении я и т.д.

Консервативные и либеральные – ориентируются на разгосударствление экономики и некоторых других сфер жизни, т.е. на минимизацию участия государства в жизни общества. Клерикальные – придерживаются религиозной идеологии. Националистические – стоят свою деятельность на основе националистических и фашистских идей.

Участие в осуществлении власти Правящие – это те партии, которые находятся у власти. Оппозиционные – это те партии, которые не находятся у власти и имеют главную задачу – завоевать власть: легальные, полулегальные, нелегальные.
Характер членства Кадровые партии: — немногочисленны; — в них свободное членство; — опираются на профессиональных политиков и финансовую элиту; — в них только те члены, которые голосуют на выборах за данную партию; — проводят деятельность только в период выборов. Массовые партии: — многочисленны; — в них преобладает воспитательная функция; — отличаются тесной связью между членами партии; — в них есть жесткая дисциплина; — есть первичные парторганизации; — их деятельность проводится систематически.
Шкала политического спектра Левые партии (социалистические и коммунистические партии): — за реформы; — за вытеснение частного сектора; — социальная защита трудящихся; — радикально-революционные методы действия. Центристские партии: — компромисс; — сотрудничество. Правые партии (либеральные и консервативные партии): — за сильное государство; — охрана частной собственности; — за стабильность; — отрицательное отношение к революции.
Способ деятельности Реформистские – стремятся к постепенным преобразованиям общества с использованием законных средств воздействия на власть и законных средств достижения власти. Революционные – стремятся к преобразованию общества с использованием средств борьбы, которые, с точки зрения существующего государственного устройства и политического режима, являются незаконными.

 

Роль любой партии не ограничивается лишь достижением политической власти или выражением политических интересов. В действительности функции, которые выполняет партия в политической жизни, гораздо более многообразны.

Основные функции политической партии:

— борьба за власть в государстве и влияние на политику государства;

— участие в осуществлении власти;

— участие в формировании власти;

— политическое воспитание;

— формирование общественного мнения;

— подготовка кадров политиков;

— выражение интересов социальных групп.

Партийная система – совокупность партий, участвующих в формировании законодательных и исполнительных структур власти.

В зависимости от того, сколько партий функционирует в политической сфере, выделяют однопартийные, двухпартийные и многопартийные системы.

 

Типы партийных систем

Наименование типа Его сущность
Однопартийная В обществе функционирует одна партия, которая со временем выводит из политической жизни всех конкурентов (например, КПСС до 1990 г.) Формируется при авторитарных и тоталитарных режимах. Нередко сопровождается таким явлением, как «искусственная многопартийность» (не следует путать с многопартийностью в собственном смысле слова): существует множество политических партий, связанных с национальными и другими общностями и имеющих форму народных фронтов. Однако идеологическая жизнь зависит от одной партии, которая целиком определяет деятельность и любую политическую активность остальных партий.
Двухпартийная В обществе существует две сильные партии, которые периодически приходят к власти. «Обмен властью» осуществляется в результате выборов лишь между этими двумя партиями (например, республиканская и демократическая партии в США). Существуют и другие партии, но они не обладают достаточной популярностью, чтобы прийти к власти. Формируется в экономически развитых странах. Обычно базируется на мажоритарной избирательной системе.
Многопартийная В обществе существует конкуренция между многими партиями, ни одна из которых не имеет преимуществ перед другими. Раздробленность политических сил приводит к необходимости поиска компромисса (от лат.

Политические партии и их роль в политической системе общества

— соглашение, достигнутое путем уступок) и объединений. Образуются партийные блоки (например, во Франции) и многопартийные коалиции (например, в Нидерландах, Финляндии). Формируется в развитых демократических обществах, в которых соблюдается большинство свобод граждан, высок уровень экономического развития, что проявляется прежде всего в наличии мощного и большого среднего класса. Складывается под влиянием пропорциональной избирательной системы. В ряде стран (Япония, Швеция, Дания) установилась многопартийная система с одной доминирующей партией: в выборах принимают участие 4-5 партий, однако лишь одной из них избиратели отдают предпочтение – 30-50% голосов.

 

Политические (социально-политические, общественно-политические) движения – добровольные формирования, возникающие в результате свободного и сознательного стремления граждан объединиться на основе общности своих интересов.

В современном мире существуют следующие демократические движения:

— за сохранение и развитие демократии, прав и свобод человека;

— антивоенные, антиядерные;

— за землю и социальные права крестьян;

— за новый экономический порядок (антиглобализм);

— неприсоединения;

— экологические;

— против расовой и национальной дискриминации;

— женские, молодежные, студенческие.

 


Читайте также:

Партии занимают особое положение в политической системе, они являются самым активным из звеньев политической системы. В отличие от многих неполитических образований, общественно-политических структур, партии выполняют чисто политические функции, они создаются специально для участия в политике как особой сфере общественных отношений. От всех иных видов общественных объединений партии отличаются прежде всего своим политическим характером, который выражается в том, что партия стремится стать правящей, завоевать государственную власть для проведения в жизнь своей программы.

Партия — это объединение людей одного политического направления, ставящее своей целью осуществление государственной власти и стремящееся обеспечить себе поддержку населения.

Современные политические партии, в собственном смысле слова, возникли с XIX в., первыми были партии тори и виги в Великобритании. В России первые партии появились в 1898 — 1903 гг. в результате политических реформ.

Признаки политической партии:

· Партия — это всегда носитель идеологии;

· Партия — это организация, т. е. достаточно длительно существующее устойчивое объединение людей на разных уровнях политики — от местного до международного.

Цель партии: завоевание и осуществление государственной власти, стремление обеспечить себе широкую поддержку населения (поддержка может быть различной: от участия в избирательной кампании до активного членства).

Специфическое положение партии в государстве (выражается в связи партии с государст-венным аппаратом, в том, что члены партий входят в состав парламента, правительства).

Функции политической партии:

· · Обеспечение связи между обществом и государством;

· · Стимулируют активное участие граждан в политической жизни;

· · Оказывают влияние на формирование государственной политики;

· · Способствуют развитию политической культуры и политического сознания;

· · Осуществляют выдвижение кандидатов на выборах в органы государства всех уровней.

Виды политических партий.

По идеологической направленности выделяют:

По способу связи с государством партии подразделяют на:

· Правящие или правительственные (находятся у власти, имеют большинство голосов в парламенте, участвуют в формировании правительства);

· Оппозиционные (находятся в оппозиции к официальной власти, проводят противоположные программы, стремятся стать правящими).

В современном обществе формируется новый тип партии, т. н. универсальные политические партии. Их особенности таковы:

· Поддерживают общедемократические, общечеловеческие ценности;

· Выражают общенациональные интересы;

· Выражают идеи компромисса, соглашения между различными слоями общества;

· Отрицают различные догмы, быстро приспосабливаются к изменяющимся условиям, не придерживаются жестко определенной идеологии.

Классификаций политических партий очень много, существует множество подходов к классификациям.

23. Исторические типы государства и права. Современные проблемы типологии государства и права.

С точки зрения философии, типология представляет собой метод научного познания, в основе которого лежит расчленение объектов и их группировка с помощью обобщенной, идеализированной модели или типа; а также результат типологического описания и сопоставления.

Типология государств — это их специфическая классификация.

Осуществляется она в основном с позиции двух подходов, а именно:

При формационном подходе основным критерием классификации выступают социально-экономические признаки. Тип производственных отношений при этом формирует тип государства. Классифицирующей категорией здесь выступает исторический тип государства.

Исторический тип государства — это государство определенной общественно-экономической формации, характеризуемое рядом общих признаков, а именно: единством экономической и классовой основы, сущности, социального назначения, общими принципами организации и деятельности государства.

Выделяются следующие типы государства:

· рабовладельческий;

· феодальный;

· буржуазный;

· социалистический.

При формационном подходе раскрывается поэтапность и исторический характер развития государств, но недооцениваются духовные факторы. Это очень жесткая классификация, она не позволяет охватить все многообразие существовавших и существующих государств. Эта типология неприменима к современным государствам. Поэтому делаются попытки обратиться к другим вариантам типологии.

При цивилизационном подходе основным критерием выступают духовные признаки (культурные, религиозные, национальные и т. п.).

Выделяются следующие типы цивилизаций (Дмитрук В. Н.):

При цивилизационном подходе учитывается ряд важнейших духовных факторов, поэтому более полно раскрывается характер государства, но в этом случае недооцениваются социально-экономические факторы.

Наиболее известным исследователем теории цивилизаций является А. Дж. Тойнби.

Вы точно человек?

Он дал следующее определение цивилизации. Цивилизация — это относительно замкнутое и локальное состояние общества, отличающееся общностью религиозных, психологических, культурных, географических и иных признаков, причем религия и формы организации, а также степень удаленности от того места, где данное общество первоначально возникло — остаются неизменными (цит. по: Комаров С. А. Теория государства и права в схемах и определениях. — М., 1997. — С. 24).

Цивилизация — это социокультурная система, включающая социально-экономические ус-ловия жизнедеятельности общества, этнические, религиозные его основы, степень гармонизации человека и природы, а также уровень экономической, политической, социальной и духовной сво-боды личности.

Классификация современных государств.

Помимо выделения типов государства, возможны различные варианты их классификации. Например, в зависимости от уровня экономического развития, государства делятся на:

· развивающиеся (иногда из называют иногда аграрными, основу экономики составляет сельское хозяйство, продажа полезных ископаемых и т. д.);

· индустриальные (основу экономики этих государств составляет промышленность);

· постиндустриальные (это современные развитые государства, в которых произошла науч-но-техническая революция; основные богатства этих государств создаются в сфере услуг, в индустриальной сфере).

В зависимости от политического режима:

· демократические государства;

· авторитарные государства;

· тоталитарные государства.

В зависимости от формы правления государства делятся на:

· монархии;

· республики.

В зависимости от господствующей идеологии государства делятся на

· идеологизированные и

· деидеологизированные.

Идеологизированные государства — это государства, в которых существует официально признанная идеология, следование которой считается обязательным. Они подразделяются на две группы:

· религиозные — в качестве идеологии выступает официальная религия;

· государства с политической идеологией — здесь существует официально провозглашенная политическая доктрина, постулаты которой определяют политическую и правовую систему в данном государстве (например, социалистические государства).

Деидеологизированные (светские) государства — здесь официальная идеология отсутствует.

Идеология — определенная система взглядов, выражающая какие-то интересы (марксистская идеология, фашистская идеология).

В идеологизированных государствах все функционирование государства определяется господствующей идеологией. В частности, возможность лица участвовать в деятельности государства и т. п. зависит от его взглядов на государственную идеологию.

В деидеологизированных государствах провозглашается идеологический плюрализм, т. е. возможность проповедовать, развивать любую идеологию. Государство может запрещать крайние формы идеологии, например, расистские.


⇐ Предыдущая78910111213141516Следующая ⇒


Дата публикования: 2015-02-03; Прочитано: 199 | Нарушение авторского права страницы



studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2018 год.(0.002 с)…

Политическая партия — это непрерывно действующая организация, существующая как на национальном, так и на местном уровнях, нацеленная на получение и отправление власти и стремящаяся с этой целью к широкой массовой поддержке.

Партии объединяют наиболее активных представителей социальных групп, имеющих схожие идейно-политические взгляды и стремящихся к государственной власти.

Признаками партии являются:

§ функционирование на долговременной основе, организованность, наличие формальных норм и правил внутрипартийной жизни, отраженных в уставе;

§ наличие местных отделений (первичных организаций), поддерживающих регулярные связи с национальным руководством;

§ направленность на завоевание политической власти и распоряжение ею (группы, которые не ставят такой цели, называют группами давления);

§ наличие народной поддержки, добровольность членства;

§ наличие общей идеологии, цели и стратегий, выраженных в политической программе.

В современном обществе партии выполняют ряд специфических внутренних и внешних функций.

Внутренние функции касаются набора новых членов, обеспечения финансирования партии, налаживания эффективного взаимодействия между руководством и местными отделениями и т.д.

Внешние функции являются определяющими для партийной деятельности:

§ выражение, отстаивание и защита интересов больших социальных групп и слоев; оинтеграция людей внутри социальных групп на основе общих целей, мобилизация масс для решения важных социальных задач;

§ разработка идеологии, формирование общественного мнения,распространение политической культуры;

§ создание возможностей для политической социализации личности;

§ подготовка кадров для политических институтов, участие в формировании политической элиты;

§ организация избирательных кампаний и участие в них;

§ борьба за государственную власть и участие в политическом управлении.

Предложено несколько типологий политических партий:

§ поидеологической ориентации выделяют партии либеральные,консервативные, коммунистические и проч.;

§ потерриториальному признаку — федеральные, региональные и т.д.;

§ посоциальной базе — рабочие, крестьянские, предпринимательские и др.;

§ по отношению ксоциальным преобразованиям — радикальные и умеренные, революционные и реформистские, прогрессивные и реакционные;

§ поучастию во власти — правящие и оппозиционные, легальные и нелегальные, парламентские и непарламентские.

Наиболее известна классификация партий поорганизационному строению, согласно которой выделяются кадровые и массовые партии.

Кадровые партии ориентированы на участие профессиональных политиков, парламентариев и объединены вокруг группы лидеров — политического комитета.

Такие партии обычно немногочисленны и элитарны, получают финансирование из частных источников. Их деятельность активизируется во время выборов.

Массовые партии многочисленны, финансируются из членских взносов. Они представляют собой централизованные организации с уставным членством, отличаются организованностью и дисциплинированностью, проводят широкую пропагандистскую работу на местах, так как заинтересованы в увеличении численности своих членов (и, следовательно, суммы членских взносов). Если кадровые партии стремятся к мобилизации элит, то массовые — к мобилизации широких народных масс.

К групповым субъектам политической деятельности относят также массовые движения, общественные организации, группы давления и т.д.

Функции политической партии

1.

7.3 Роль политических партий в политической системе общества

Теоретическая функция:

§ анализ состояния и теоретическая оценка перспектив развития общества;

§ выявление интересов разных социальных групп общества;

§ разработка стратегии и тактики борьбы за обновление общества;

2. Идеологическая функция:

§ распространение в массах и отстаивание своего мировоззрения и нравственных ценностей;

§ пропаганда своих целей и политики;

§ привлечение граждан на сторону и в ряды партии;

3. Политическая функция:

§ борьба за власть;

§ участие во внутренней и внешней политике (разработка, формирование, проведение в жизнь);

§ выполнение предвыборных программ

4. Организаторская функция:

§ реализация программных установок и решений;

§ проведение избирательных кампаний;

§ подбор кандидатов на выборные должности, кадров для выдвижения в правительство, центральное и местное руководство.

⇐ Предыдущая1234567Следующая ⇒



Добавить комментарий