Содержание
Система финансового права Российской Федерации
Финансовое право, являясь отраслью права, состоит из множества отдельных финансово-правовых норм, которые группируются в различные институты и подразделения, объединяясь в единую систему. Классификация финансово-правовых норм в системе имеет объективную основу – она зависит от особенностей регулируемых отношений. Несмотря на это, на построение системы финансового права, группировку его норм, формирование институтов оказывают влияние и потребности практики.
Система российского финансового права – это объективно обусловленное системой финансовых отношений внутреннее его строение, объединение и расположение финансово-правовых норм в определенной последовательности.
В системе финансового права выделяются части, разделы, подотрасли, институты. Наиболее крупные составляющие российского финансового права – части: Общая и Особенная. Выделение их и определения содержания каждой из них относится к важным достижениям правовой науки. В Общей части содержатся общие, основополагающие положения распространяющиеся на всю отрасль финансового права (например, принципы финансовой деятельности должны соблюдаться при реализации валютного, бюджетного, налогового и др. законодательства), а в Особенной части акцент делается на специфические черты отдельных групп отношений, т. е. налоговое право, бюджетное право и др.
В системе финансового права находит своё отражении финансовая система РФ как объективно существующая. В Общей части получило своё отражение единство финансов. К Общей части относятся нормы финансового права, которые закрепляют основные общие положения: основные принципы, правовые формы и методы финансовой деятельности государства и муниципальных образований; систему государственных органов, осуществляющих финансовую деятельность, и разграничение их полномочий в этой области; основные черты финансово-правового положения других субъектов, с которыми они вступают во взаимоотношения; организация финансового контроля, его формы и методы и другие финансово-правовые нормы, которые распространяют своё действие на финансовую деятельность государства (и муниципальных образований) и имеют для нее общее значение.
Нормы Общей части финансового права конкретизируются в его Особенной части. Особенная часть состоит из нижеуказанных разделов и подотраслей (бюджетное право и налоговое право), включающих в себя соответствующие финансово-правовые институты (банковский кредит, государственные доходы). Указанные выше подотрасли получили в системе финансового права в сравнении с ее другими подразделениями более четкое оформление и разработанную структуру, что выразилось в принятии БК РФ и НК РФ.
Все подразделения представляют собой совокупность финансово-правовых норм, регулирующих группу однородных финансовых отношений. Финансово-правовой институт объединяет правовые нормы, регулирующие более узкую и близкую по содержанию группу финансовых отношений, чем раздел или подотрасль. В последние по признаку однородности регулируемых отношений входит несколько финансово-правовых институтов (Налоговое право – налог на добавленную стоимость, ответственность за нарушение налогового законодательства и др.).
В Особенную часть финансового права входят разделы, в которых сгруппированы нормы, регулирующие отношения в области:
- бюджетной системы;
- внебюджетных государственных и муниципальных денежных фондов;
- финансов государственных и муниципальных предприятий;
- государственных и муниципальных доходов;
- налоги и сборы;
- государственного и муниципального кредита;
- организации страхования;
- государственных и муниципальных расходов;
- банковского кредитования;
- денежного обращения и расчетов;
- валютного регулирования.
Отношения, составляющие предмет финансового права, весьма обширны и неоднородны. Среди них выделяются группы общественных отношений, выражающие ту или иную сторону финансовой деятельности государства и муниципальных образований.
Система финансового права
Соответственно, неоднородны и нормы финансового права. Они объективно подразделяются на отдельные группы в рамках предмета финансового права, которые тесно взаимосвязаны и взаимообусловлены.
Совокупность достаточно обособленных, но взаимообусловленных групп финансово-правовых норм, существующих и развивающихся в рамках финансового права как отрасли права, образует систему этой отрасли права.
Группы финансово-правовых норм, объективно выделяющиеся в рамках финансового права, представляют собой разделы, подотрасли финансового права и финансово-правовые институты.
Под финансово-правовым институтом следует понимать законодательно обособленную совокупность правовых норм, обеспечивающих комплексное регулирование определенной группы общественных отношений.
Подотрасль финансового права характеризуется наличием в ее составе нескольких правовых институтов с одновременным выделением некоторых «общих положений»2, свойственных всем входящим в подотрасль институтам. Раздел финансового права представляет собой совокупность правовых норм, регулирующих достаточно однородную группу общественных отношений, в составе которой выделяются отдельные финансово-правовые институты и даже подотрасли финансового права. Отличие раздела финансового права от подотрасли финансового права состоит в том, что в разделе отсутствуют некоторые общие нормы, характерные для всех финансово-правовых институтов, входящих в тот или иной раздел.
Наука финансового права распределяет объективно возникающие группы финансово-правовых норм в Общую и Особенную части финансового права.
В прошлые, и особенно в последние годы в Общей части финансового права стал настойчиво выделяться финансово-правовой институт государственного и муниципального финансового контроля. Этот институт включает в себя нормы, устанавливающие систему, виды государственного и муниципального финансового контроля, методы его проведения и т.д. Кроме того, в институт государственного и муниципального финансового контроля включаются нормы, регулирующие условия и порядок его проведения в отдельных сферах финансово-правового регулирования: в сфере бюджета, налогообложения, валютных операций и т.д. В связи с этим, нормы государственного и муниципального финансового контроля содержатся в подотраслях бюджетного, налогового права, а также в финансово-правовых институтах денежного обращения, валютных операций и т.д. Это позволяет говорить о том, что институт государственного и муниципального финансового контроля является комплексным финансово-правовым институтом, включающим в себя нормы, являющиеся одновременно составными частями других финансово-правовых институтов (подотраслей).
В Особенной части финансового права особое место занимает группа финансово-правовых норм, объединенная в подотрасль «бюджетное право». Особое место бюджетного права в системе финансового права экономически определено особым местом бюджета в финансовой системе РФ, а юридически — тем, что все остальные финансово-правовые институты так или иначе взаимосвязаны, производны от бюджетного права.
Бюджетное право является подотраслью финансового права, во-первых, потому, что включает в себя огромный массив финансово-правовых норм. Большая часть этих норм содержится в Бюджетном кодексе РФ, в федеральных законах о федеральном бюджете на текущий год, других законах и подзаконных актах, а также решениях органов местного самоуправления, касающихся бюджетной сферы. Во-вторых, бюджетное право регулирует разнообразные общественные отношения, которые объединяются в различные правовые институты. Среди них: институт бюджетного процесса, институт разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы РФ3. В-третьих, бюджетное право включает в себя нормы, устанавливающие общие положения бюджетной деятельности государства и муниципальных образований. Это нормы о структуре бюджетной системы РФ, ее принципах, действии бюджетного законодательства и т.д.
К бюджетному праву очень тесно примыкает финансово-правовой институт государственных внебюджетных фондов. Этот институт появился в системе финансового права сравнительно недавно в связи с образованием в финансовой системе РФ государственных внебюджетных 4юндов и их правовым регулированием. К их числу сегодня, главным образом, относятся: Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования. Институт государственных внебюджетных фондов включает в себя нормы, регулирующие порядок формирования и исполнения бюджетов государственных внебюджетных фондов. Этот институт пересекается с подотраслью «бюджетное право» через финансово-правовой институт бюджетного процесса.
Учитывая тот факт, что финансовое право регулирует отношения, опосредующие не только централизованные, но и децентрализованные фонды денежных средств (государственные и муниципальные), одним из институтов этой отрасли права является институт финансов государственных и муниципальных унитарных предприятий. Этот финансово-правовой институт является комплексным. Он включает нормы, которые одновременно входят в иные финансово-правовые институты (подотрасли) (например, в налоговое право).
Децентрализованные государственные и муниципальные фонды денежных средств образуются и в системе страхования. В связи с этим, в финансовом праве выделяется совокупность правовых норм, регулирующих отношения в сфере государственного и муниципального страхования.
Государственные фонды денежных средств сегодня представлены Российской государственной страховой компанией, Военной страховой компанией, Московской государственной страховой компанией и т.д.
Одним из разделов финансового права является раздел государственных и муниципальных доходов. Он включает в себя налоговое право, являющееся подотраслью финансового права, а также институт неналоговых доходов государства и муниципальных образований.
Налоговое право образовало подотрасль финансового права совсем недавно, в конце 90-х гг. Экономически это было обусловлено переходом России к рыночной экономике и, соответственно, акцентированием налогового метода в государственном регулировании экономики.
Налоговое право представляет собой подотрасль финансового права. Во-первых, потому, что включает в себя целый массив финансово-правовых норм, часть которых содержится в НК РФ. Кроме того, нормы налогового права содержатся в федеральных законах и законах субъектов РФ по вопросам налогообложения, в подзаконных нормативных актах, а также в постановлениях органов местного самоуправления. Во-вторых, совокупность правовых норм, составляющих налоговое право, относительно неоднородна. Она подразделяется на ряд финансово-правовых институтов, среди которых могут быть выделены институты налогового Кредитования, налогового контроля, федеральных налогов, региональных налогов, местных налогов и др. В-третьих, в налоговом праве выделяется целый ряд норм, представляющих собой общие положения и реализующиеся В равной мере во всех налогово-правовых институтах. Это нормы, устанавливающие участников налоговых правоотношений, определяющие понятие налога и сбора, устанавливающие основные начала законодательства о налогах и сборах и т.д.
Одним из финансово-правовых институтов особенной части финансового права является институт государственного и муниципального кредита. В советское время он выделялся в составе раздела финансового права «государственные доходы»2. В настоящее время он не может быть включен в этот раздел, так как согласно БК РФ финансовые ресурсы государства, полученные по государственному кредиту, не относятся в строгом смысле к доходам бюджетов (ст. 41). Тем более эти финансовые ресурсы не относятся к доходам государственных внебюджетных фондов и прочим доходам государства (ст. 146 БК РФ). Однако, финансовые ресурсы, полученные государством и муниципальными образованиями по государственному и муниципальному кредиту, являются источниками финансирования дефицита бюджетов (ст. 94—96 БК РФ). В этом смысле институт государственного и муниципального кредита примыкает к разделу финансового права «государственные и муниципальные доходы».
С разделом финансового права «государственные и муниципальные доходы» тесно связан раздел финансового права «государственные и муниципальные расходы». Он включает в себя институт расходов бюджета, институт расходов государственных внебюджетных фондов. Кроме того, в этот раздел входят нормы, регулирующие расходы государственных отраслевых денежных фондов, целевых фондов Правительства РФ, а также финансово-правовые нормы, регулирующие расходы государственных и муниципальных унитарных предприятий. Однако в силу своей малочисленности эти нормы пока не образуют каких-либо финансово-правовых институтов.
Финансовая система РФ тесно связана с банковской системой РФ. В связи с этим многие отношения в сфере банковской деятельности, расчетов, денежного обращения так или иначе связаны с отношениями, составляющими предмет финансового права и регулируются финансовым правом. Благодаря этому в финансовом праве традиционно выделяются: финансово-правовой институт банковской деятельности (банковского кредитования), финансово-правовой институт денежного обращения и расчетов, финансово-правовой институт валютного регулирования и валютного контроля.
Система финансового права в настоящее время активно развивается. Существует тенденция к выделению в системе финансового права институтов финансово-правовой ответственности, бухгалтерской отчетности и т.д.
⇐ Предыдущая6789101112131415Следующая ⇒
Дата публикования: 2014-10-30; Прочитано: 1243 | Нарушение авторского права страницы

Финансы
Система финансового законодательства
Финансовое право представляет собой не просто совокупность норм соответствующего содержания, а систему, внутри которой финансово-правовые нормы расположены в определенной последовательности и взаимосвязаны, насколько это обусловлено соответствующей системой общественных финансовых отношений.
В системе финансового права выделяются части, разделы, подотрасли и институты.
Наиболее крупные подразделения российского финансового права – части: общая и особенная.
Общая часть охватывает нормы, которые регулируют общие принципы и методы финансовой деятельности государства. В общей части определяется правовое положение всех субъектов финансовых правоотношений, в т.ч. государственных органов и учреждений, осуществляющих финансовую деятельность.
Общая часть изучает следующие вопросы:
— принципы, правовые формы и методы финансовой деятельности государства;
— систему органов Российской Федерации, осуществляющих финансовую деятельность;
— структуру финансовых звеньев финансовой системы;
— вопросы регулирования финансового контроля в Российской Федерации;
— финансово-правовую ответственность;
— другие вопросы.
Особенная часть конкретизирует нормы общей части финансового права.
Система финансового права Российской Федерации
Регулирует круг финансовых отношений, возникающих в сфере финансовой деятельности государства.
Она состоит из нескольких разделов, включающих в себя соответствующие финансово-правовые институты, которые имеют свой объект регулирования:
— бюджетная система;
— внебюджетные государственные и муниципальные денежные фонды;
— финансы государственных и муниципальных предприятий;
— государственные и муниципальные доходы;
— государственный и муниципальный кредит;
— организация имущественного и личного страхования;
— государственные и муниципальные доходы;
— банковское кредитование;
— денежное обращение и расчеты;
— валютное регулирование.
Значение системы права состоит в том, что удобнее изучать и использовать на практике систематически расположенные нормы. Структура финансовой системы периодически корректируется, а система права как раз и позволяет более эффективно применять нормы права, способствует укреплению законности и правопорядка в государстве. Финансово-правовые нормы содержаться в источниках права, являются способом внешнего выражения правовых норм.
Нормы финансового права содержаться в большом числе разнообразных правовых нормативных актов, или источниках.
Источниками финансового права выступают правовые акты представительных и исполнительных органов государственной власти и местного самоуправления, в которых содержаться нормы финансового права.
Основы правовой организации финансовой деятельности государства содержаться в нормах:
— Конституции РФ, в конституциях и уставах субъектов РФ (на местном уровне действуют положения и уставы муниципальных образований);
— Кодексов РФ (Гражданский кодекс, Налоговый кодекс, Бюджетный кодекс);
— Законов РФ;
— Указов Президента РФ и постановлениях Правительства РФ;
— Актов органов государственного управления, в ведомственных положениях, приказах и инструкциях;
— Нормативных актах Министерства финансов РФ, налоговых органов, финансовых органов, банка России и др.;
— Решениях Конституционного суда РФ;
— Международных договорах и соглашениях РФ с другими государствами.
Читайте также
Финансовое право представляет собой не просто совокупность норм соответствующего содержания, а систему, внутри которой финансово-правовые нормы расположены в определенной последовательности и взаимосвязаны, насколько это обусловлено соответствующей системой… [читать подробенее]
Отношения, составляющие предмет финансового права, весьма обширны и неоднородны. Среди них выделяются группы общественных отношений, выражающие ту или иную сторону финансовой деятельности государства и муниципальных образований. Соответственно, неоднородны и нормы финансового права. Они объективно подразделяются на отдельные группы в рамках предмета финансового права, которые тесно взаимосвязаны и взаимообусловлены.
Совокупность достаточно обособленных, но взаимообусловленных групп финансово-правовых норм, существующих и развивающихся в рамках финансового права как отрасли права, образует систему этой отрасли права.
Группы финансово-правовых норм, объективно выделяющиеся в рамках финансового права, представляют собой разделы, подотрасли финансового права и финансово-правовые институты.
Под финансово-правовым институтом следует понимать законодательно обособленную совокупность правовых норм, обеспечивающих комплексное регулирование определенной группы общественных отношений. Подотрасль финансового права характеризуется наличием в ее составе нескольких правовых институтов с одновременным выделением некоторых «общих положений»2, свойственных всем входящим в подотрасль институтам. Раздел финансового права представляет собой совокупность правовых норм, регулирующих достаточно однородную группу общественных отношений, в составе которой выделяются отдельные финансово-правовые институты и даже подотрасли финансового права. Отличие раздела финансового права от подотрасли финансового права состоит в том, что в разделе отсутствуют некоторые общие нормы, характерные для всех финансово-правовых институтов, входящих в тот или иной раздел.
Наука финансового права распределяет объективно возникающие группы финансово-правовых норм в Общую и Особенную части финансового права.
В прошлые, и особенно в последние годы в Общей части финансового права стал настойчиво выделяться финансово-правовой институт государственного и муниципального финансового контроля. Этот институт включает в себя нормы, устанавливающие систему, виды государственного и муниципального финансового контроля, методы его проведения и т.д. Кроме того, в институт государственного и муниципального финансового контроля включаются нормы, регулирующие условия и порядок его проведения в отдельных сферах финансово-правового регулирования: в сфере бюджета, налогообложения, валютных операций и т.д. В связи с этим, нормы государственного и муниципального финансового контроля содержатся в подотраслях бюджетного, налогового права, а также в финансово-правовых институтах денежного обращения, валютных операций и т.д. Это позволяет говорить о том, что институт государственного и муниципального финансового контроля является комплексным финансово-правовым институтом, включающим в себя нормы, являющиеся одновременно составными частями других финансово-правовых институтов (подотраслей).
В Особенной части финансового права особое место занимает группа финансово-правовых норм, объединенная в подотрасль «бюджетное право». Особое место бюджетного права в системе финансового права экономически определено особым местом бюджета в финансовой системе РФ, а юридически — тем, что все остальные финансово-правовые институты так или иначе взаимосвязаны, производны от бюджетного права.
Бюджетное право является подотраслью финансового права, во-первых, потому, что включает в себя огромный массив финансово-правовых норм. Большая часть этих норм содержится в Бюджетном кодексе РФ, в федеральных законах о федеральном бюджете на текущий год, других законах и подзаконных актах, а также решениях органов местного самоуправления, касающихся бюджетной сферы. Во-вторых, бюджетное право регулирует разнообразные общественные отношения, которые объединяются в различные правовые институты. Среди них: институт бюджетного процесса, институт разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы РФ3. В-третьих, бюджетное право включает в себя нормы, устанавливающие общие положения бюджетной деятельности государства и муниципальных образований. Это нормы о структуре бюджетной системы РФ, ее принципах, действии бюджетного законодательства и т.д.
К бюджетному праву очень тесно примыкает финансово-правовой институт государственных внебюджетных фондов. Этот институт появился в системе финансового права сравнительно недавно в связи с образованием в финансовой системе РФ государственных внебюджетных 4юндов и их правовым регулированием. К их числу сегодня, главным образом, относятся: Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования. Институт государственных внебюджетных фондов включает в себя нормы, регулирующие порядок формирования и исполнения бюджетов государственных внебюджетных фондов. Этот институт пересекается с подотраслью «бюджетное право» через финансово-правовой институт бюджетного процесса.
Учитывая тот факт, что финансовое право регулирует отношения, опосредующие не только централизованные, но и децентрализованные фонды денежных средств (государственные и муниципальные), одним из институтов этой отрасли права является институт финансов государственных и муниципальных унитарных предприятий. Этот финансово-правовой институт является комплексным. Он включает нормы, которые одновременно входят в иные финансово-правовые институты (подотрасли) (например, в налоговое право).
Децентрализованные государственные и муниципальные фонды денежных средств образуются и в системе страхования. В связи с этим, в финансовом праве выделяется совокупность правовых норм, регулирующих отношения в сфере государственного и муниципального страхования. Государственные фонды денежных средств сегодня представлены Российской государственной страховой компанией, Военной страховой компанией, Московской государственной страховой компанией и т.д.
Одним из разделов финансового права является раздел государственных и муниципальных доходов. Он включает в себя налоговое право, являющееся подотраслью финансового права, а также институт неналоговых доходов государства и муниципальных образований.
Налоговое право образовало подотрасль финансового права совсем недавно, в конце 90-х гг. Экономически это было обусловлено переходом России к рыночной экономике и, соответственно, акцентированием налогового метода в государственном регулировании экономики.
Налоговое право представляет собой подотрасль финансового права. Во-первых, потому, что включает в себя целый массив финансово-правовых норм, часть которых содержится в НК РФ. Кроме того, нормы налогового права содержатся в федеральных законах и законах субъектов РФ по вопросам налогообложения, в подзаконных нормативных актах, а также в постановлениях органов местного самоуправления.
Во-вторых, совокупность правовых норм, составляющих налоговое право, относительно неоднородна. Она подразделяется на ряд финансово-правовых институтов, среди которых могут быть выделены институты налогового Кредитования, налогового контроля, федеральных налогов, региональных налогов, местных налогов и др. В-третьих, в налоговом праве выделяется целый ряд норм, представляющих собой общие положения и реализующиеся В равной мере во всех налогово-правовых институтах. Это нормы, устанавливающие участников налоговых правоотношений, определяющие понятие налога и сбора, устанавливающие основные начала законодательства о налогах и сборах и т.д.
Одним из финансово-правовых институтов особенной части финансового права является институт государственного и муниципального кредита. В советское время он выделялся в составе раздела финансового права «государственные доходы»2. В настоящее время он не может быть включен в этот раздел, так как согласно БК РФ финансовые ресурсы государства, полученные по государственному кредиту, не относятся в строгом смысле к доходам бюджетов (ст. 41). Тем более эти финансовые ресурсы не относятся к доходам государственных внебюджетных фондов и прочим доходам государства (ст. 146 БК РФ). Однако, финансовые ресурсы, полученные государством и муниципальными образованиями по государственному и муниципальному кредиту, являются источниками финансирования дефицита бюджетов (ст. 94—96 БК РФ). В этом смысле институт государственного и муниципального кредита примыкает к разделу финансового права «государственные и муниципальные доходы».
С разделом финансового права «государственные и муниципальные доходы» тесно связан раздел финансового права «государственные и муниципальные расходы». Он включает в себя институт расходов бюджета, институт расходов государственных внебюджетных фондов.
13. Система и источники финансового права.
Кроме того, в этот раздел входят нормы, регулирующие расходы государственных отраслевых денежных фондов, целевых фондов Правительства РФ, а также финансово-правовые нормы, регулирующие расходы государственных и муниципальных унитарных предприятий. Однако в силу своей малочисленности эти нормы пока не образуют каких-либо финансово-правовых институтов.
Финансовая система РФ тесно связана с банковской системой РФ. В связи с этим многие отношения в сфере банковской деятельности, расчетов, денежного обращения так или иначе связаны с отношениями, составляющими предмет финансового права и регулируются финансовым правом. Благодаря этому в финансовом праве традиционно выделяются: финансово-правовой институт банковской деятельности (банковского кредитования), финансово-правовой институт денежного обращения и расчетов, финансово-правовой институт валютного регулирования и валютного контроля.
Система финансового права в настоящее время активно развивается. Существует тенденция к выделению в системе финансового права институтов финансово-правовой ответственности, бухгалтерской отчетности и т.д.
⇐ Предыдущая6789101112131415Следующая ⇒
Дата публикования: 2014-10-30; Прочитано: 1242 | Нарушение авторского права страницы

Финансовое право как отрасль права имеет свою систему, в которой выделяются комплексы однородных норм финансового права, регулирующих определенные группы общественных отношений, составляющих его предмет. Система финансового права основывается на логическом, последовательном разделении норм финансового права и их объединении в однородные правовые комплексы (институты) с учетом содержания и характера регулируемых ими отношений в сфере финансовой деятельности государства и местного самоуправления.
При этом система финансового права отражает взаимосвязь и взаимообусловленность правового регулирования вопросов государственной и муниципальной финансовой деятельности как целостного социального явления.
Поэтому система финансового права имеет объективную основу: ее построение обусловлено не только структурой финансового законодательства, но и потребностями практики развития финансовой деятельности государства и местного самоуправления, которая оказывает существенное влияние на формирование подотраслей и институтов финансового права, помогает определить их роль в процессе аккумулирования, распределения и использования государственных и муниципальных денежных средств.
Финансовое право представляет собой совокупность создаваемых и охраняемых государством норм. Все финансово-правовые нормы согласованы между собой, в результате чего образуется их взаимозависимая целостная система с определенным внутренним согласованием и строением. Следовательно, система финансового права — это его определенная внутренняя структура (строение, организация), которая складывается объективно как отражение реально существующих и развивающихся общественных отношений в финансовой сфере.
Система финансового права позволяет выявить, из каких подотраслей и институтов состоит данная отрасль права и как эти составные элементы взаимодействуют между собой. Системе финансового права свойственны такие характерные черты, как единство, различие, взаимодействие, способность к делению, объективность, согласованность, материальная обусловленность.
Единство юридических норм, образующих финансовое право, определяется: во-первых, единством выраженной в них государственной воли; во-вторых, единством принципов, а также конечных целей и задач финансовой деятельности государства и местного самоуправления; в-третьих, единством механизма финансово-правового регулирования. В то же время нормы финансового права различаются по своему конкретному содержанию, характеру предписаний, сферам действия, формам выражения, санкциям и т. д. В основе такого деления лежат прежде всего разнообразие и специфика финансовых отношений. Поэтому финансовое право подразделяется на две части — Общую и Особенную.
В Общую часть включаются нормы финансового права, которые закрепляют основные принципы, правовые формы и методы финансовой деятельности государства и муниципальных образований, финансово-правовой статус государственных и муниципальных органов, систему органов, осуществляющих финансовую деятельность, разграничение их полномочий в данной сфере, основы финансово-правового статуса других субъектов, формы и методы финансового контроля, основания и порядок привлечения к финансово-правовой ответственности и т. д. Нормы Общей части применяются ко всем финансово- правовым отношениям и действуют относительно всех сфер финансовой деятельности государства и местного самоуправления.
Конкретизируются нормы Общей части финансового права в его Особенной части, которая состоит из двух подотраслей и нескольких финансово-правовых институтов. В Особенную часть финансового права входят следующие правовые общности:
бюджетное право; налоговое право;
правовое регулирование государственных доходов; правовое регулирование государственных расходов; государственные внебюджетные фонды; публичное банковское право; государственный и муниципальный кредит; обязательное государственное страхование; организация денежного обращения и расчетов; валютное регулирование и валютный контроль. В огромном числе финансово-правовых норм неизбежно возникают коллизии или разночтения, но в своей совокупности они представляют собой единую систему с собственными внутренними закономерностями и тенденциями. Построение системы финансового права на основе объективно существующих финансовых отношений дает возможность правильного применения финансово-правовых норм и таким образом содействует укреплению законности и выполнению финансовым правом регулирующей и охранительной функций.
Финансовое право, являясь отраслью права, состоит из множества отдельных финансово-правовых норм, которые группируются в различные институты и подразделения, объединяясь в единую систему. Классификация финансово-правовых норм в системе имеет объективную основу – она зависит от особенностей регулируемых отношений. Несмотря на это, на построение системы финансового права, группировку его норм, формирование институтов оказывают влияние и потребности практики.
Система российского финансового права – это объективно обусловленное системой финансовых отношений внутреннее его строение, объединение и расположение финансово-правовых норм в определенной последовательности.
В системе финансового права выделяются части, разделы, подотрасли, институты. Наиболее крупные составляющие российского финансового права – части: Общая и Особенная.
Выделение их и определения содержания каждой из них относится к важным достижениям правовой науки. В Общей части содержатся общие, основополагающие положения распространяющиеся на всю отрасль финансового права (например, принципы финансовой деятельности должны соблюдаться при реализации валютного, бюджетного, налогового и др. законодательства), а в Особенной части акцент делается на специфические черты отдельных групп отношений, т. е. налоговое право, бюджетное право и др.
В системе финансового права находит своё отражении финансовая система РФ как объективно существующая. В Общей части получило своё отражение единство финансов. К Общей части относятся нормы финансового права, которые закрепляют основные общие положения: основные принципы, правовые формы и методы финансовой деятельности государства и муниципальных образований; систему государственных органов, осуществляющих финансовую деятельность, и разграничение их полномочий в этой области; основные черты финансово-правового положения других субъектов, с которыми они вступают во взаимоотношения; организация финансового контроля, его формы и методы и другие финансово-правовые нормы, которые распространяют своё действие на финансовую деятельность государства (и муниципальных образований) и имеют для нее общее значение.
Нормы Общей части финансового права конкретизируются в его Особенной части. Особенная часть состоит из нижеуказанных разделов и подотраслей (бюджетное право и налоговое право), включающих в себя соответствующие финансово-правовые институты (банковский кредит, государственные доходы). Указанные выше подотрасли получили в системе финансового права в сравнении с ее другими подразделениями более четкое оформление и разработанную структуру, что выразилось в принятии БК РФ и НК РФ.
Все подразделения представляют собой совокупность финансово-правовых норм, регулирующих группу однородных финансовых отношений. Финансово-правовой институт объединяет правовые нормы, регулирующие более узкую и близкую по содержанию группу финансовых отношений, чем раздел или подотрасль. В последние по признаку однородности регулируемых отношений входит несколько финансово-правовых институтов (Налоговое право – налог на добавленную стоимость, ответственность за нарушение налогового законодательства и др.).
В Особенную часть финансового права входят разделы, в которых сгруппированы нормы, регулирующие отношения в области:
– бюджетной системы;
– внебюджетных государственных и муниципальных денежных фондов;
– финансов государственных и муниципальных предприятий;
– государственных и муниципальных доходов;
– налоги и сборы;
– государственного и муниципального кредита;
– организации страхования;
– государственных и муниципальных расходов;
– банковского кредитования;
– денежного обращения и расчетов;
– валютного регулирования.