Социальная защита детей в сфере образования

Слайд 1

МБОУ« Сватайская средняя общеобразовательная школа им. Г. Г. Колесова» Социальная защита детства Выполнили: Кудрина Е. А. – организатор Д.Д., Федулова У. Р. – психолог

Слайд 2

Социальная защита детей — это система работающая: С разными возрастными группами детей и подростков С семьей С учителями С лицами взаимодействующими с детьми

Слайд 3

Социальная защита детства появляется в разных сферах жизнедеятельности: В сфере семейных отношений В сфере образования В среде обитания ребенка

Слайд 4

Права ребенка (Семейный кодекс РФ ): Право воспитываться в семье Право на защиту и обеспечение потребностей ребенка Право на защиту здоровья Право на проживание в помещении, где живет его семья Право на сохранение своей индивидуальн-ти Право на имя Право на общение с родными Право на собственность, алименты, пособия, пенсии

Слайд 5

Стандарты соц.защиты детства ( по законодательству РФ ) Общедоступное бесплатное обучение ( нач альное , основн ое , среднее) Бесплатное мед.обслуживание , питание Обеспечение выбора сферы деятельности, трудоустройство и оплата труда Материальная поддержка (дет.пособии) Соц.адаптация, реабилитация в ТЖС Право на жилье Организация оздоровления и отдыха Организация квалиф.юридической помощи

Слайд 6

Д ва уровня соц.защиты детей: В повседневной жизни (защита семьи, защита ребенка в сфере образования ); В чрезвычайной, нестандартной обстановке (потеря родителей, соц.сиротство, соц.и экологические катастрофы)

Слайд 7

Опека и попечительство как формы защиты детства Опека – устанавливается над детьми в возрасте менее 14 лет. Попечительство – для детей в возрасте от 14 до 18 лет.

Слайд 8

Социальная защита в сфере образования: К лубная работа Д ополнительное и развивающее образование К ружки Общественные объединения по интересам

Слайд 9

Объекты и субъекты: Объекты – лица не достигшие 18 лет, нуждающиеся в различной защите ( дети – сироты , оставшиеся без попечения родителей, из девиантных и педагогически запущенных семей, из приемных семей, многодетных, безработных, неполных , инвалидов, с недостатками в психическом и физическом развитии, стоящие на профил.учете в ОВД, проживающие в районах Крайнего Севера и т. д.) Субъекты – это три ветви власти : законодательная , исполнительная и судебная (полит.партии, СМИ, церковь, спонсоры и специалисты этого профиля)

Слайд 10

Правовая база соц.защиты детства Международный уровень (документы международных организаций, межгосударственные соглашения и программы по охране материнства и детства) Общефедеральный (Конституция РФ, семейный кодекс и законодательство о семье, Закон РФ «Об образовании» и о социальной защите населения России, федеральная программа «Дети России») Региональный (документы органов местной власти, региональные программы)

Слайд 11

Программа «Дети России»: «Дети Севера» «Дети Чернобыля» «Дети – инвалиды » «Дети – сироты» «Развитие индустрии детского питания» «Планирование семьи » «Развитие соц.обслуживания семьи и детей» «Одаренные дети» «Безопасное материнство » «Дети семей беженцев и вынужденных переселенцев»

Слайд 12

Материально – экономическая защита Материальная часть ( жилые и нежилые помещения, корпуса учреждений, оборудование Финансовая (выплаты и пособия, проведение конкретных мероприятия , специальные программы , зарплата сотрудникам)

Слайд 13

Социальная защита детства в рамках нашей школы: Работа детского движения « Аргыс » (клубы: Волонтер, Юный друг полиции, Досуги т.д ) Организация и проведение акций, ярмарки, субботников Организация и обеспечение отдыха и оздоровления в семейных лагерях, в ЛТО, в профилакториях районного, регионального и федерального значения Организация горячего питания школьников Социально-психологическая помощь детям и семье, в том числе и в ТЖС Помощь в определении будущей профессии

Слайд 14

Наши предложения: Организация работы военно-спортивного, историко-краеведческого лагеря в летнее время Приглашение выездного стоматологического кабинета, ФЛГ и других специалистов данного профиля Возобновление работы программы продленного дня с горячим питанием Постепенное внедрение дуального образования Обеспечение специалистами (соц.работники, юрист, дефектолог, логопед) развитие начально-профессионального образования в г. Среднеколымск

Слайд 15

Спасибо за внимание!

Охрана детства как общественный институт. Нормативные акты, устанавливающие социальные, материальные права детей. Определение ребенка согласно Конвенции «О правах ребенка», его положение в семье. Права и обязанности ребенка в законе РБ «О правах ребенка».

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

7

Размещено на http://www.allbest.ru/

Правовые принципы охраны детства

Охрана детства является главным институтом, целью которого является поддержания благополучия и безопасности детей.

Говоря об охране детства, следует обратиться к международным законодательным актам, в частности к Конвенции «О правах ребенка», вступившей в силу 2 сентября 1990 года, для Беларуси — 31 октября 1990 года (далее- Конвенция), а также к Закону Республики Беларусь от 19.11.1993 №2570-XII «О правах ребенка» (далее — Закон).

Данные нормативные акты устанавливают права детей в семейных отношениях, в естественных, гражданских, трудовых правах, говорят о правах ребенка, права в неблагоприятных условиях и чрезвычайных ситуациях, защищают права детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, закрепляют права детей-инвалидов и детей с особенностями психофизического развития.

Данная Конвенция, упомянутая выше, содержит положения, которые были предусмотрены в Женевской декларации прав ребенка 1924 года и Декларации прав ребенка, принятой Генеральной Ассамблеей 20 ноября 1959 года, и признана во Всеобщей декларации прав человека, в Международном пакте о гражданских и политических правах (в частности, в статьях 23 и 24), в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах (в частности, в статье 10), а также в уставах и соответствующих документах специализированных учреждений и международных организаций, занимающихся вопросами благополучия детей.

Законом устанавливается, что важнейшей политической, социальной и экономической задачей Республики Беларусь является всесторонняя гарантированная защита государством и обществом детства, семьи и материнства нынешнего и будущих поколений.

Для проведения анализа Закона и Конвенции, следует выделить основные тезисы, в соответствии с которыми будет проведено сравнения.

Так, следует начать с общего определения ребенка, то есть, определиться, кого в соответствии с законодательством следует считать ребенком.

ст. 1 Конвенции закрепляет, что ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста, если по закону, применимому к данному ребенку, он не достигает совершеннолетия ранее.

В Законе также содержится определение ребенка, по которому под ребенком понимается физическое лицо до достижения им возраста восемнадцати лет (совершеннолетия), если по закону оно раньше не приобрело гражданскую дееспособность в полном объеме.

То есть данное определение содержится и в белорусском законодательстве и в принципе соответствует выработанным международным нормам.

Для дальнейшего проведения анализа, следует разграничить права детей на две большие группы: социальные права и материальные.

Так, в соответствии со ст.4 Закона каждый ребенок имеет неотъемлемое право на жизнь. Государство защищает жизнь ребенка от любых противоправных посягательств. Применение смертной казни и пожизненного заключения в отношении детей не допускается.

Данное положение закреплено в ст.6 Конвенции.

Государственная политика социальной защиты детства в Российской Федерации

п.1 гласит, что Государства-участники признают, что каждый ребенок имеет неотъемлемое право на жизнь.

В ст.6 Закона говорится о том, что каждый ребенок имеет неотъемлемое право на охрану и укрепление здоровья. Государство создает надлежащие условия матери по охране ее здоровья во время беременности, родов и в восстановительный период после родов, обеспечивает здоровое развитие ребенка, предоставляет детям бесплатную медицинскую помощь и санаторно-курортное лечение в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

В п.2 ст.6 Конвенции содержится положение о том, что государства-участники обеспечивают в максимально возможной степени выживание и здоровое развитие ребенка.

О равноправии детей, что является важным социальным правом говорится в ст.6 Закона. При этом уточняется, что все дети имеют равные права независимо от происхождения, расовой, национальной и гражданской принадлежности, социального и имущественного положения, пола, языка, образования, отношения к религии, места жительства, состояния здоровья и иных обстоятельств, касающихся ребенка и его родителей. Равной и всесторонней защитой государства пользуются дети, рожденные в браке и вне брака.

Данное положение также содержится и в Конвенции (ст.14, ст.15).

Ст.7 Закона определяет, что каждый ребенок имеет право на гражданство. Основания и порядок приобретения и изменения гражданства ребенка определяются законодательными актами и международными договорами Республики Беларусь, регулирующими вопросы гражданства.

В Конвенции данное право определяется более шире. Так ст.8 установлено, что государства-участники обязуются уважать право ребенка на сохранение своей индивидуальности, включая гражданство, имя и семейные связи, как предусматривается законом, не допуская противозаконного вмешательства.

Если ребенок незаконно лишается части или всех элементов своей индивидуальности, государства-участники обеспечивают ему необходимую помощь и защиту для скорейшего восстановления его индивидуальности.

Каждый ребенок имеет право на достойный уровень жизни. Это право закреплено в ст.8 Закона и в Конвенции.

Ст.9 Закона определяет, что каждый ребенок имеет право на защиту своей личности от любых видов эксплуатации и насилия. Государство гарантирует защиту прав ребенка в этой области.

В Конвенции говорится о том, что государства-участники обязуются защищать ребенка от всех форм сексуальной эксплуатации и сексуального совращения. В этих целях государства-участники, в частности, принимают на национальном двустороннем и многостороннем уровнях все необходимые меры для предотвращения:

a) склонения или принуждения ребенка к любой незаконной сексуальной деятельности;

b) использования в целях эксплуатации детей в проституции или в другой незаконной сексуальной практике;

c) использования в целях эксплуатации детей в порнографии и порнографических материалах (ст.34).

Ко всему прочему государства-участники принимают на национальном, двустороннем и многостороннем уровнях все необходимые меры для предотвращения похищения детей, торговли детьми или их контрабанды в любых целях и в любой форме (ст.35).

Все дети по Закону и Конвенции имеют право на охрану здоровья и бесплатную медицинскую помощь со стороны государства в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

Глава 2 Закона, именуемая РЕБЕНОК И СЕМЬЯ, определяет права детей и обязанности родителей в области семейных отношений.

В соответствии с Конвенцией и Законом родители, воспитывая детей, обязаны заботиться об их: здоровье, духовном развитии, физическом развитии, умственном, приобщать их к посильному труду, готовить их к самостоятельной жизни.

Ст.15 Закона прописывает, что каждый ребенок имеет право жить в семье, знать обоих своих родителей, право на их заботу, совместное с ними проживание, за исключением случаев, когда разлучение с одним или обоими родителями необходимо в интересах ребенка.

В ст.9 Конвенции это право расписывается следующим образом:

Государства-участники обеспечивают, чтобы ребенок не разлучался со своими родителями вопреки их желанию, за исключением случаев, когда компетентные органы, согласно судебному решению, определяют в соответствии с применимым законом и процедурами, что такое разлучение необходимо в наилучших интересах ребенка.

Такое определение может оказаться необходимым в том или ином конкретном случае, например, когда родители жестоко обращаются с ребенком или не заботятся о нем или когда родители проживают раздельно и необходимо принять решение относительно места проживания ребенка.

Говоря об особенностях национального законодательства, следует обратиться к следующему праву, закрепленному в ст.12 Конвенции. Так, государства-участники обеспечивают ребенку, способному сформулировать свои собственные взгляды, право свободно выражать эти взгляды по всем вопросам, затрагивающим ребенка, причем взглядам ребенка уделяется должное внимание в соответствии с возрастом и зрелостью ребенка.

С этой целью ребенку, в частности, предоставляется возможность быть заслушанным в ходе любого судебного или административного разбирательства, затрагивающего ребенка, либо непосредственно, либо через представителя или соответствующий орган в порядке, предусмотренном процессуальными нормами национального законодательства.

В отличие от Закона, в Конвенции не уточняется точный возраст, с которого ребенок может быть заслушан в ходе любого судебного или административного разбирательства.

Ст.13 Закона устанавливает, что ребенок в возрасте четырнадцати лет и старше имеет право на получение юридической помощи для осуществления и защиты своих прав и свобод, в том числе право пользоваться в любой момент помощью адвокатов и других своих представителей в суде, иных государственных органах, других организациях и в отношениях с должностными лицами и гражданами без согласия родителей (попечителей).

Говоря о взаимосвязи РЕБЕНКА И ОБЩЕСТВА, следует выделить право ребенка на получение образования, право на выбор профессии, рода занятий и работы в соответствии с призванием, способностями, образованием, профессиональной подготовкой и с учетом общественных потребностей, право на отдых, право на свободу объединений, право на защиту чести и достоинства, право на защиту от незаконного вмешательства в личную жизнь, от посягательства на тайну корреспонденции.

Все данные права находят свое отражение и в Конвенции.

Конвенция и Закон определяют права детей в неблагоприятных условиях и чрезвычайных ситуациях. В законодательстве содержаться положения, в соответствии с которыми детям, находящимся в неблагоприятных условиях и чрезвычайных ситуациях гарантируется защита государства. В данной главе, предусмотренной Законом, прописываются права, которые гарантирует государство детям-инвалидам и детям с особенностями психофизического развития, права детей в случае возникновения чрезвычайных ситуаций, права детей-беженцев. Государство гарантирует защиту прав ребенка при привлечении его к ответственности, в специальных учебно-воспитательных и лечебно-воспитательных учреждениях, а также защиту прав ребенка от насильственного перемещения.

Говоря о запрещение участия детей в военных действиях, следует отметить, что в соответствии со ст.33 Закона Привлечение детей к участию в военных действиях или иное их использование в вооруженных конфликтах, пропаганда среди детей войны и насилия, создание детских военизированных формирований запрещаются. Также надо обратить внимание на содержащиеся в Законе обязанности детей. В соответствии со ст.14 Ребенок обязан соблюдать законы государства, заботиться о родителях, уважать права и законные интересы других граждан, традиции и культурные ценности белорусского народа, других наций и народностей, овладевать знаниями и готовиться к самостоятельной трудовой деятельности, бережно относиться к окружающей среде, всем видам собственности. В Конвенции обязанностей детей не содержится.

охрана детства право

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

  • Права ребенка

    Значение правовых норм для воспитания несовершеннолетних. Проблема защиты детей в России. Перечень основных прав ребенка. Конвенция о правах ребенка как акт о правах ребенка на международном уровне. Ответственность государства в защите прав детей.

    реферат [18,5 K], добавлен 22.03.2010

  • Декларация о правах ребенка

    Законодательство и механизмы защиты прав детей в различных государствах. Конвенция о правах ребенка как логичное продолжение Декларации о правах ребенка, 10 принципов, которые закрепили права детей на здоровый рост, развитие и получение образования.

    контрольная работа [30,0 K], добавлен 10.09.2016

  • Права ребенка

    Конвенция ООН о правах ребенка. Семейный кодекс России и основные международные нормативные документы, касающиеся права ребенка на содержание. Законодательное регулирование социальной защиты граждан. Цели и задачи государственной политики охраны детей.

    контрольная работа [30,3 K], добавлен 23.12.2010

  • Права ребенка

    Этапы развития теории прав человека. Востребованность правового оформления прав человека и ребенка. Закрепление в российском законодательстве международных стандартов о правах ребенка. Формирование декларативных и конвенционных норм о правах ребенка.

    дипломная работа [100,6 K], добавлен 25.02.2009

  • Права ребенка

    Российские и международные документы о правах ребенка.

    Основные положения Конвенции. Этапы дееспособности ребенка. Изучение прав ребенка на семейное благополучие, жизнь, имя, равенство, свободное развитие его личности, образование и культурное развитие.

    презентация [69,3 K], добавлен 19.10.2014

  • Положение детей в современном обществе. Документы, охраняющие права детей

    Необходимость правовой защиты детей: рост беспризорности, неграмотности, социального сиротства. Истроия создания и структура документа «Конвенция о правах ребенка», причины принятия ее Россией. Механизм действия Конвенции и гарантируемые права ребенка.

    реферат [20,9 K], добавлен 08.02.2010

  • Механизм защиты прав ребенка в Казахстане

    Международные и республиканские стандарты в области охраны прав детей. Особенности нормативно-правовой базы по вопросу защиты детей в Республике Казахстан. Обоснование создания новых механизмов для дальнейшей реализации Конвенции о правах ребенка.

    реферат [25,1 K], добавлен 29.11.2012

  • Конвенция ООН о правах ребенка

    Этапы признания прав ребенка на международном уровне. Содержание Декларации прав ребенка, ее распространенность, специфические характеристики. Основные положения Конвенции по защите прав детей, принятой Генеральной Ассамблеей ООН, ее структура и принципы.

    презентация [77,7 K], добавлен 01.12.2013

  • Семейное право

    Изучение отношений, возникающих в связи с рождением ребенка, возникновением родительских прав и обязанностей по его воспитанию. Права несовершеннолетних детей по Семейному кодексу Российской Федерации. Положения Конвенции ООН «О правах ребенка».

    контрольная работа [21,7 K], добавлен 28.05.2015

  • Институт уполномоченного по правам ребенка в системе государственной защиты прав и свобод

    Главные социальные проблемы в сфере детства. Зарубежная практика института уполномоченного по правам ребенка. Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по правам ребенка. Расследование дел по индивидуальным жалобам детей. Семейный кодекс РФ.

    контрольная работа [32,8 K], добавлен 21.12.2012

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н.Толстого

Кафедра правовых дисциплин

Курсовая работа на тему:

«Правовые основы
социальной защиты детей-сирот»

Выполнила:

студентка 5 курса группы «СР»

ф-та ИСиГН

Мамаева Анна Игоревна

Научный руководитель:

ст. преподаватель, к.пед. н.

Белянкова Е.И.

Тула, 2010

Содержание

Введение……………………………………………………………………………. 3

Глава 1. «Особенности и проблемы социально-правовой защиты детей, оставшихся без попечения родителей»…………………………..……………………..6

Глава 2. «Социальная поддержка детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа»…………………………………………………….11

Глава 3. «Результаты государственной политики в отношении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»…………………………………………16

Заключение ………………………………………………………………………..22

Список использованной литературы ……………………………………………24

ВВЕДЕНИЕ

Сложившаяся социально-экономическая и политическая ситуация в России приводит к росту числа детей-сирот и детей, остающихся без попечения родителей. В современных условиях распространенными явлениями стали нищета, асоциальное поведение родителей, жестокое обращение с детьми. За последние годы катастрофически выросло количество «социальных сирот», детей, воспитывающихся в неблагополучных семьях. Увеличение числа детей, оставшихся без попечения родителей, неизбежно ведет к увеличению числа учреждений для детей-сирот — домов ребенка, детских домов, школ-интернатов, приютов и т.д. Вместе с тем многочисленные исследования психологов и педагогов показывают, что помещение ребенка в учреждение интернатного типа не обеспечивает удовлетворения его основных потребностей, что в свою очередь приводит к нарушению развития ребенка. Результатом проживания ребенка в условиях интернатного учреждения является его неготовность к самостоятельной жизни, к поиску работы и ее сохранению в условиях безработицы, неумение организовать свой быт, досуг, создать и сохранить свою семью. В России каждый год почти 100 тыс. детей остаются без попечения родителей, 760 тыс. детей в нашей стране живут в социально опасных условиях, несовершеннолетними в 2008 г. совершено свыше 100 тыс. преступлений. В 2008 г. жертвами преступного насилия в стране стали 126 тыс. детей, 1914 погибли от преступлений, 2330 получили тяжкий вред здоровью, 23 тыс. детей пропали без вести [19, 115]. Все это говорит о крайне острой проблеме социально-правовой защиты детей, в том числе оставшихся без попечения родителей, как наиболее незащищенной категории детей.

Несовершеннолетние дети могут оказаться лишенными родительского попечения в результате различных обстоятельств: в случаях смерти родителей, лишения их родительских прав, осуждения родителей к лишению свободы, тяжелой болезни или длительного отсутствия родителей, уклонения родителей от выполнения своих родительских обязанностей, отказа родителей взять своих детей из родильных и иных учреждений.

Большую опасность для детей представляют уклонение родителей от выполнения своих обязанностей, внезапное оставление родителями своих детей и другие подобные ситуации.

39. Усыновление. Опека. Попечительство

Усиление нестабильности в стране, рост числа беженцев, лиц, не имеющих определенного места жительства, рост преступности привели к увеличению числа детей, внезапно оставшихся без попечения родителей или находящихся в угрожающей ситуации в результате злоупотребления родителями своими родительскими правами и нуждающихся в немедленной помощи. В связи с этим своевременное обнаружение детей, оставшихся без родительского попечения, и принятие мер к их защите весьма актуальны.

Степень научной разработанности темы достаточно велика, учитывая важность темы для российской действительности. Различные аспекты организации практической основы социальной работы с детьми — сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, а также их социально-правовая защита заложены в работах следующих авторов: Гусаровой Г. (социализация детей-сирот и детей, оставшихся без попечений родителей), Вороновой Е. (социальная работа с уличными детьми), Выготского Л. (психическое и социальное развитие детей и подростков), Варывдина В.А., Климантовой Г.И., Тимошиной Н.В.(социальная защите женщин, детей и семьи) и др.

Основной целью данного исследования является анализ и характеристика государственной системы социально-правовой защиты детей, оставшихся без попечения родителей в Российской Федерации, сложившейся в современный период, и определение путей ее дальнейшего развития.

Исходя из цели работы, в ней необходимо решить следующие задачи:

— изучить теоретические основы проблемы социально-правовой защиты детей, оставшихся без попечения родителей;

— исследовать нормативно-правовую базу системы защиты детей, оставшихся без попечения родителей в отечественном законодательстве;

— рассмотреть результаты государственной политики в отношении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Объектом настоящего исследования являются дети, оставшиеся без попечения родителей.

Предметом – сложившаяся в Российской Федерации система социально-правовой защиты детей, оставшихся без попечения родителей.

Методы исследования: анализ литературы и нормативно-правовых документов по исследуемой в курсовой работе теме, анализ электронных источников, синтез, обработка и редактирование информации, наблюдение.

Глава 1.

Особенности и проблемы социально-правовой защиты детей, оставшихся без попечения родителей

Детство — это период, когда закладываются фундаментальные качества личности, обеспечивающие психологическую устойчивость, нравственные ориентации, жизнеспособность и целеустремлённость. Эти духовные качества личности не развиваются спонтанно, а формируются в условиях выраженной родительской любви, когда семья создаёт у ребёнка потребность быть преданным, способность сопереживать и радоваться другим людям, нести ответственность за себя и других, стремление научиться самому.

Исследования, проведённые во многих странах мира, свидетельствуют о том, что вне семьи развитие ребёнка идёт по особому пути и у него формируется специфические черты характера, поведения, личности, про которые часто нельзя сказать, хорошие они или плохие, они просто другие.

Оказание помощи детям, по разным причинам оставшимся без попечения родителей, является важнейшим направлением социальной политики государства. Содержание социальной работы с этой категорией детей определяется приоритетами государственной политики.

Сиротство — социальное явление, обусловленное наличием в обществе детей, родители которых умерли, а также детей, оставшихся без попечения родителей вследствие лишения родительских прав, признание в установленном порядке родителей недееспособными, безвестно отсутствующими и т.д. Сюда также относят детей, родители которых не лишены родительских прав, но фактически не осуществляют какой-либо заботы о своих детях. Сиротство, как социальное явление существует столько же, сколько существует человечество, и является неотъемлемым элементом цивилизации.

Во все времена войны, эпидемии, стихийные бедствия, другие причины приводили к гибели родителей, вследствие чего дети становились сиротами [20, 23].

Дети-сироты — дети, оставшиеся без попечения родителей — дети в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях, объявленными умершими, отбывающими наказания в учреждениях исполнения наказания в виде лишения свободы, находящиеся в местах содержания под стражей, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, уклоняющихся от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений и в иных случаях признания ребёнка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке [6, 1].

Закон не проводит принципиального различия между этими категориями детей с точки зрения общих принципов, содержания и мер их государственной поддержки. В Семейном кодексе РФ, например, понятие «дети-сироты» отсутствует, они также считаются оставшимися без попечения родителей.

Наиболее грозным явлением в последние годы стало значительное увеличение размеров «социального» сиротства, появление его новых характеристик. Обнаруживается так называемое «скрытое» социальное сиротство, которое связано с ухудшением условий жизни семьи, падением её нравственных устоев и изменения отношения к детям, вплоть до их полного вытеснения из семей, вследствие чего растёт беспризорность огромного количества детей и подростков. Социальное сиротство — явление устранения или неучастия большого круга лиц в выполнении ими родительских обязанностей (искажение родительского поведения). В обязанности родителей входит: воспитывать детей, готовить их к общественно полезному труду, содержать несовершеннолетних детей, защищать их права и интересы во всех учреждениях и т. д.

В силу несовершенства системы учёта, высокой динамики роста численности детей, утративших попечение родителей, точно количество детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в нашей стране вряд ли возможно определить. Однако, детей-сирот в России сейчас больше, чем было в годы войны, — примерно 697 тысяч против 678 тысяч в 1940-е годы. Две трети нынешних детей-сирот — это социальные сироты, то есть сироты при живых родителях. Об этом заявила председатель думского комитета по делам семьи, женщин и детей Елена Мизулина.


Охранно-защитная функция социального педагога. Субъекты, защищающие права ребенка. Конвенция ООН«О правах ребенка». Права ребенка в РФ. Система законодательных и нормативных актов РФ по вопросам защиты прав несовершеннолетних. Зашита прав ребенка в социально-педагогической деятельности.

Примерные вопросы к итоговому междисциплинарному экзамену

по направлению подготовки «44.03.02 – Психолого-педагогическое образование»

1. Психология личности.

2. Эмоционально-волевая сфера личности.

3. Факторы и закономерности психического развития.

4. Характеристика психического развития ребенка дошкольного возраста.

5. Характеристика психического развития детей младшего школьного возраста.

6. Характеристика психического развития подростков.

7. Классификация методов психолого-педагогического исследования.

8. Характеристика эмпирических методов психолого-педагогического исследования.

9. Организация психодиагностической работы в детском саду.

10. Организация психодиагностической работы в школе.

11. Содержание деятельности психологической службы в школе.

12. Методы и методики педагогической диагностики.

13. История становления и развития социальной педагогики как науки за рубежом.

14. История становления и развития социальной педагогики в России.

15. Социальная педагогика как отрасль интегративного знания. Функции социальной педагогики.

16. Становление и развитие профессии «социальный педагог» в России.

17. Основные этапы и методы социально-педагогического исследования.

18. Использование социологических и педагогических методов исследования в социальной педагогике.

19. Профессиональный портрет социального педагога.

20. Социально-педагогическая виктимология как наука.

21. Принципы гуманизма, природосообразности, культуросообразности и дополнительности в социальном воспитании.

22. Адаптация как механизм социализации личности.

23. Социализация как социально-педагогическое явление.

24. Девиации как социально-педагогическая проблема.

25. Отклонения в поведении ребенка как социально-педагогическая проблема.

26. Специфика и структура социально-педагогической деятельности.

27. Корпоративный имидж образовательного учреждения.

28. Взаимодействие как психолого-педагогическая категория.

29. Психолого-педагогическое взаимодействие в педагогическом коллективе.

30. Педагогическая этика в профессиональной деятельности педагога.

31. Педагогическое общение как социально-психологический процесс.

32. Конфликты и способы их разрешения в социально-педагогической деятельности.

33. Профессиональная деятельность социального педагога в ОУ.

34. Социально-педагогическая деятельность в ОУ.

35. Социально-педагогическая деятельность в дошкольных образовательных учреждениях и ее особенности.

36. Семья как институт социализации.

37. Самоуправление как форма организации жизнедеятельности детского коллектива.

38. Социальное воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).

39. Социальное воспитание в детских общественных организациях.

40. Деятельность социального педагога в детских лагерях.

41. Организации досуга детей в деятельности социального педагога.

42. Возможности развития личности ребенка в учреждениях дополнительного образования.

43. Молодежь как особая социально-демографическая группа. Основные направления социально-педагогической деятельности с молодежью.

44. Социально-педагогическая поддержка детей в периоды возрастных кризисов.

45. Одаренные дети. Особенности социально-педагогической работы с ними.

46. Социально-педагогическая деятельность с детьми «группы риска».

47. Социально-педагогическая коррекция поведения несовершенно-летних правонарушителей.

48. Социально-педагогическая деятельность с несовершеннолетними правонарушителями в пенитенциарных учреждениях.

49.

Защита и права детей в сфере образования

Социально-педагогическая реабилитация в социально-педагогической деятельности.

50. Социально-педагогическая деятельность по профилактике беспризорности и безнадзорности.

51. Социально-педагогическая деятельность с детьми девиантного поведения.

52. Социально-педагогическая деятельность по профилактике различных видов зависимостей.

53. Основные направления работы социального педагога с детьми-инвалидами.

54. Социально-педагогическая деятельность с детьми сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей.

55. Основное содержание социально-педагогической деятельности с семьей

56. Социально-педагогическая поддержка детей в периоды возрастных кризисов.

57. Технология индивидуального консультирования в деятельности социального педагога и психолога.

58. Социально-педагогическое сопровождение учебно-воспитательного процесса в ОУ.

59. Взаимодействие участников социально-педагогического сопровождения учебно-воспитательного процесса в ОУ.

60. Правовая защита детства в Российской Федерации.

 

 

⇐ Предыдущая12345



Социальная  защита ребенка

Социальная защита детей должна представлять собой завершенную систему, опирающуюся на сформированную нормативно-правовую базу, организационную структуру, работающую с разными группами населения (разными возрастными группами детей и подростков), с семьей, учителями, с лицами, взаимодействующими с детьми.

Социальная защита детства  проявляется в разных сферах жизнедеятельности:

  • в сфере семейных отношений
  • в сфере образования
  • в среде обитания ребенка

Должен быть защищен, во-первых, определенный уровень жизни ребенка (витальные потребности, здоровье физическое и психическое), во-вторых, должна быть обеспечена безопасность (физическая, экономическая, социальная), в-третьих, право на самореализацию и развитие своих способностей и возможностей.

Права ребенка прописаны в Семейном кодексе РФ: право воспитываться в семье, право на защиту и обеспечение потребностей ребенка, на защиту здоровья, на проживание в помещении, где живет его семья, право на сохранение своей индивидуальности, право на имя, на общение с родными, а также право на собственность, алименты, пенсии, пособия, предусмотренные законом.

Стандарты социальной защиты детства

Государственная политика социальной защиты детства осуществляется в  соответствии со стандартами, установленными законодательством РФ:

  • гарантированное общедоступное бесплатное начальное, основное и среднее (полное) общее образование, а на конкурсной основе — среднее и высшее профессиональное образование и воспитание в общеобразовательных учреждениях;
  • бесплатное медицинское обслуживание детей, обеспечение их питанием в соответствии с минимальными нормами питания;
  • гарантированное обеспечение детям по достижении ими возраста 15 лет права на профессиональную ориентацию, выбор сферы деятельности, трудоустройство, охрану и оплату труда;
  • социальное обслуживание и социальная защита детей, в том числе гарантированная материальная поддержка путем выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей;
  • социальная адаптация и социальная реабилитация детей, находящихся в трудной жизненной ситуации;
  • право на жилище в соответствии с законодательством РФ;
  • организация оздоровления и отдыха детей, в том числе детей, проживающих в экстремальных условиях, а также
  • на территориях, неблагоприятных в экологическом отношении;
  • организация квалифицированной юридической помощи.

Социальная защита детей  предусматривает два уровня: первый — в повседневной обстановке, в обычной жизненной ситуации; второй — в чрезвычайной, нестандартной ситуации.

Первый уровень  социальной защиты связан прежде всего с защитой семьи, а также с защитой ребенка в сфере образования.

Второй уровень — чрезвычайный, связан с потерей родителей, с социальным сиротством, социальными и экологическими катастрофами.

Социальные учреждения, которые  реализуют эту программу: муниципальные  специализированные центры, кризисные  центры помощи женщинам и детям, социальные гостиницы и приюты, психологические, педагогические, юридические консультационные пункты и др.

Опека и попечительство как формы защиты детства

Распространенной формой социальной защиты детства является опека и попечительство.

Опека устанавливается над малолетними детьми в возрасте менее 14 лет, а попечительство — для детей в возрасте от 14 до 18 лет. Эти два родственных института различаются объемом обязанностей и прав опекунов и попечителей, причем в качестве таковых могут выступать физические лица (например, близкие родственники), а также детские воспитательные и образовательные учреждения, органы и учреждения опеки и попечительства. Законодательно определены права детей, находящихся под опекой или попечительством, обязанности опекунов и попечителей, условия защиты материальных прав детей. Опекунская деятельность не оплачивается, но опекун получает на содержание подопечного ежемесячные денежные средства в размере, установленном в конкретном регионе для содержания детей, оставшихся без попечения родителей.

В определенных случаях опекунство или попечительство могут быть прерваны в связи с объективными обстоятельствами (тяжелая болезнь опекуна или  попечителя), ненадлежащий уход за ребенком или уклонение от обязанностей, в  отдельных случаях — если биологические  родители или близкие родственники опротестовали установление опекунства. Во всех этих случаях вопрос решается органами опеки в соответствии с  законом и в интересах детей.

Социальная  защита детей в сфере образования

Специальная система социальной защиты детей в сфере образования  реализуется в общеобразовательной  школе. Ее субъектами выступают социальные педагоги и социальные психологи, которые  есть сегодня в штате большинства  школ. Однако проблемы, с которыми сталкиваются эти специалисты, требуют особого  внимания. Во-первых, надо проводить  различие между образованием и воспитанием (это процессы очень тесно связанные, но все же не тождественные), каждый из них имеет свою отличающуюся от другой цель и свой комплекс задач.

Во-вторых, статус этих профессиональных работников в системе образования  является скорее низким.

В советский период процесс  воспитания обеспечивался педагогическим коллективом при самой большой  поддержке детских общественных организаций. Сегодня эти организации  либо разрушены совершенно, либо сведены  на нет. Учителя-предметники зачастую считают себя свободными от воспитательных функций. Классные руководители имеют  слишком много обязанностей, в  то время как ученики из педагогически  запущенных и проблемных семей нуждаются  в серьезном повышенном внимании. Любой специалист, который начинает деятельность в этой сфере, должен обладать специальными профессиональными знаниями соответствующего профиля, иметь не только обязанности, но и права, возможности  воздействовать на ситуацию, должен работать в тесной связи с другими субъектами социальной работы (органами социальной защиты, центрами и консультационными  пунктами, административными и общественными  организациями и др.).

Сегодня общество как никогда  нуждается в такой благоприятной  среде. Формирование такой среды является одной из важнейших задач социальной работы.

В настоящее время эта  задача реализуется в клубной  работе, в системе дополнительного  и развивающего образования, в развитии кружков и общественных объединений  по интересам.

При внимании к детским  проблемам социализация школьников проходит в более благоприятных  условиях, развивается средовая основа социальной защиты детства в тесной связи с семьями.

Объекты и субъекты социальной защиты детства

Объектами социальной защиты являются дети — лица, не достигшие 18 лет. Разные группы детей нуждаются в различной помощи и в равной степени социальной защиты. К приоритетным группам детей, в первую очередь нуждающихся в социальной защите, следует отнести: детей- сирот; детей, оставшихся без попечения родителей; детей с девиантным поведением и педагогически запущенных семей; детей из приемных семей, многодетных, неполных; детей-инвалидов; детей, имеющих недостатки в психическом и физическом развитии; детей безработных граждан; детей — жертв вооруженных конфликтов, экологических и техногенных катастроф; детей из семей беженцев и вынужденных переселенцев; детей, состоящих на профилактическом учете в органах внутренних дел; детей, проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним районах.

Субъектами социальной зашиты детей выступают все три ветви власти: законодательная, исполнительная и судебная. Приоритет принадлежит государству и создаваемым им институтам: они формируют социальную политику и законодательство в отношении детей, обеспечивают ее реализацию, гарантируют социальную безопасность. К субъектам относятся также политические партии, общественные организации, благотворительные союзы, церковь, средства массовой информации, предприятия и учреждения, детские и юношеские организации, частные лица, занимающиеся спонсорством или благотворительностью. Особую роль в социальной защите детства играют семья и школа, а также специальные службы социальной работы: муниципальные службы, система стационарных учреждений, приютов, детских домов, интернатов, учреждения дополнительного образования и развития детей, специализированные центры психолого-медико-социального и педагогического сопровождения, консультационные и реабилитационные службы и т.д. Субъектами социальной зашиты являются сами социальные работники, социальные педагоги и другие специалисты.

Правовая  база социальной защиты детства

Правовая база социальной защиты детства строится на трех уровнях: международном, общефедеральном и региональном.

Международный уровень включает документы международных организаций (ООН, ЮНИСЕФ. ВОЗ), а также межгосударственные соглашения и программы по охране материнства и детства.

Дети как объект особой защиты выделены во Всеобщей Декларации прав человека, принятой ООН в 1948 г., а также в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах, Международном пакте о гражданских и политических правах, в документах специализированных учреждений ООН и международных организаций, занимающихся вопросами благополучия детей. В 1959 г. ООН приняла Хартию детства и Декларацию прав ребенка. Из документов, принятых в конце XX в., следует отметить Пекинские правила 1985 г. (минимальные стандартные правила ООН, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних), также следует отметить Конвенцию ООН «О правах ребенка» (1989 г., с 1992 г. день принятия Конвенции — 20 ноября, отмечается как Всемирный день детей) и Всемирную декларацию об обеспечении выживания, защиты и развития детей (1990 г.). С образованием ЕС корпус международных документов пополнился Европейской конвенцией о защите прав детей (1996 г.). Эти документы сформулировали основные принципы и нормы политики государств в отношении детей, требования в защиту детства, очертили сферу ответственности государства и общества, выявили основные права детей, отвечающие современным социальным условиям.

Действие этих документов связано с добровольным принятием (подписанием) той или иной страной  конкретного договора. Для наблюдения за исполнением условий договоров  был создан Комитет ООН.

Верховный Совет СССР 13 июля 1990 г. ратифицировал Конвенцию ООН  «О правах ребенка». РФ присоединилась к Всемирной декларации об обеспечении  выживания, защиты и развития детей  и к Плану ее реализации (26 декабря 2002 г.). Россия вошла также в Комитет  ООН по правам ребенка.

Общефедеральный уровень правовой защиты детства опирается на Конституцию РФ (1993), Семейный кодекс (1995) и законодательство о семье, Закон РФ «Об образовании» (1996), о социальной защите населения России в целом. Специальное законодательство о защите детей складываюсь в 1992-2005 гг. на основе федеральных программ и указов Президента РФ.

В 1994 г.

ВОПРОС 26. СИСТЕМА СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ ДЕТСТВА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Указом Президента была введена в действие федеральная  программа «Дети России», разделившаяся  впоследствии на шесть целевых программ («Дети Севера», «Дети Чернобыля», «Дети-инвалиды», «Дети-сироты», «Развитие  индустрии детского питания», «Планирование  семьи»). В 1995 г. принят Национальный план действий в интересах детей Российской Федерации. В 1997 г. эти программы  были расширены за счет подпрограмм  «Развитие социального обслуживания семьи и детей», «Одаренные дети», «Дети семей беженцев и вынужденных  переселенцев», «Безопасное материнство». Все они объединены в единую целевую программу «Дети России», рассчитанную на 2003-2006 гг.

Региональный уровень  опирается на общефедеральную правовую базу, но конкретизирует условия, цели и задачи выполнения законов и  указов Президента РФ. Он включает документы  органов власти субъектов Федерации  и местных властей, общественных организаций, региональные программы.

Материально-экономическая  база защиты детства

Социальная защита детей  и подростков должна строиться на серьезной материальной и экономической базе. В последние десятилетия она значительно уменьшилась. В настоящее время она включает как материальную часть (жилые и нежилые помещения, корпуса учреждений, оборудование), так и финансовую (средства, необходимые для выплат и пособий, организации и проведения конкретных мероприятий, осуществления специальных программ, а также для зарплаты сотрудникам).

Необходимым элементом системы  социальной защиты детства выступает финансовая база, которая включает:

  • бюджетные средства РФ, субъектов РФ, муниципальных образований;
  • внебюджетные средства различных фондов РФ, ее субъектов и муниципалитетов;
  • средства, выделяемые предприятиями и учреждениями для социальной защиты детей своих сотрудников;
  • средства, выделяемые профсоюзными и другими общественными организациями;
  • средства, выделяемые спонсорами и благотворителями;
  • средства, выделяемые Русской православной церковью;
  • средства, выделяемые другими религиозными организациями.

Важнейшим направлением укрепления материально- экономической защиты детства является повышение уровня жизни семей, в первую очередь  тех, в которых есть дети. Проблемы возникают не только в семьях, имеющих  отклонения (алкогольные, семьи наркоманов, лиц, склонных к тунеядству, и др.), но во вполне благополучных семьях, столкнувшихся с безработицей, неполной занятостью, низкой оплатой труда («работающие  бедные»). Требуется адресная эффективная  экономическая защита детей на уровне семьи.

Одним из направлений в  решении этой проблемы может стать  восстановление численности дошкольных детских учреждений и детских  садов, находящихся на смешанном  финансировании (бюджетные средства, оплата родителей, спонсорские вклады, последние могут выражаться не только в финансовой форме, но и в форме  предоставления на льготной основе помещений, оборудования, компьютеров, офисной  техники и т.п.).

Страницы:12следующая →

Социальная опека и попечительство.

Опека (попечительство) — устанавливается над детьми, оставшимися без попечения родителей в целях их содержания, воспитания и образования, защиты их прав и интересов.

Опека устанавливается над детьми, не достигшими возраста четырнадцати лет, а попечительство — в возрасте от четырнадцати до 18 лет. (Здесь и далее будет называться опека). В настоящее время самое большое число детей передается под опеку. В 1999 году 78% выявленных детей россияне взяли под опеку, в основном это бабушки-дедушки, тети-дяди, братья-сестры и другие родственники.

До сих пор распространенным является мнение, что под опеку ребенок передается только тем, кто связан с ним родственными отношениями. Но это не так. Чтобы стать опекуном, совсем не обязательно быть родственником.

Обратимся к основному закону, посвященному вопросам семейного права, — Семейному кодексу Российской Федерации.

Ни одна статья закона не ставит такого условия. В ст.

Социальная защита детства

146 Семейного кодекса предусматривается, что опекунами могут назначаться только совершеннолетние дееспособные лица. При назначении опеки обязательно учитываются нравственные, личностные качества опекуна и его способность к выполнению обязанностей опекуна.

Как гласит ведомственная инструкция, назначая ребенку опекуна, специалисты органа опеки обязательно должны учитывать, какие отношения складываются или уже сложились между опекуном и ребенком. Если опекун живет не один, то следует учесть, как относятся к ребенку члена семьи опекуна, хотя их мнение не является решающим, поскольку опекаемый может не проживать в семье опекуна, а жить на своей жилплощади. Если это возможно, то спрашивается желание самого ребенка, и оно учитывается при назначении опеки.

Гражданский и семейный кодексы РФ содержат достаточно четкий перечень требований к опекунам, а также закрепляют их права и обязанности. В соответствии с законодательством опекуном или попечителем может стать гражданин, достигший 18-летнего возраста, полностью дееспособный. Не может стать опекуном или попечителем гражданин, хотя и удовлетворяющий всем указанным условиям, но лишенный родительских прав.

Итак, с юридической точки зрения:

Опека устанавливается над малолетними и над гражданами, признанными недееспособными в установленном порядке вследствие психического расстройства. Опекуны являются законными представителями своих подопечных и совершают необходимые сделки от их имени и в их интересах.

Попечительство устанавливается над несовершеннолетними в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет и над гражданами, ограниченными судом в установленном порядке в дееспособности из-за злоупотребления спиртными напитками или наркотическими средствами.
Социальное измерение проблемы занятости населения.

Ситуация на рынке труда усложняется. Высвобождение большого числа работников, конверсия военно-промышленного комплекса, незащищенность выпускников учебных заведений на первый план выдвигают следующие задачи: оказание этим категориям населения социально-психологической помощи, с одной стороны, и их профессиональную ориентацию, с другой.

Важнейшими функциями федеральных и региональных организаций, имеющих дело с проблемами занятости являются социальная защита населения и формирование полноценного рынка занятости. Как правило, их работу сегодня связывают прежде всего с социальной защитой. Однако не менее важно участие этих организаций в формировании рынка занятости. Эта роль становится особенно значимой в условиях структурного изменения в экономике. Задача служб труда и занятости в такой ситуации – максимально сблизить спрос на наемную рабочую силу и ее предложение.

Другая не менее важная причина (по силе воздействия на процесс формирования рынка труда), чем экономическая, — это мотивация поведения трудоспособного населения при сокращении рабочих мест и изменении их структуры.

В настоящее время основная цель профориентационной работы службы занятости Российской Федерации — содействие гражданам в получении в оптимально короткие сроки подходящего места работы с учетом их личных интересов и потребностей рынка труда путем профессионального и информационного консультирования, психологической поддержки. Оказывается как индивидуальная, так и групповая психологическая поддержка.

Психологическая поддержка осуществляется в рамках индивидуальной консультации.

Информационная консультация предоставляет клиенту подробную информацию о наличии вакантных мест, о предприятиях, где они имеются, о соответствующих этим вакансиям специальностях, а также сведения о том, где можно пройти переобучение и обучение.

Профессиональное консультирование включает в себя изучение профессиональных интересов, повышение мотивации к труду, выявление психологических и психофизических особенностей личности, предоставление рекомендаций по наиболее приемлемым для клиентов сфере деятельности, направлению профессионального обучения.

Благодаря переходу к рыночным отношениям расширился круг выбора профессии. Однако из-за недостаточной осведомленности у человека складывается неправильное представление о многих из них. Случается так, что какой-то вид занятий может увлечь при более детальном ознакомлении с ним.

Поэтому одна из основных задач — обратить внимание безработного на те профессии, по которым бывают вакансии, как можно подробнее рассказать о них.

Профотбор проводится в целях выявления лиц, способных успешно работать по той или иной специальности. С помощью тестирования на психофизиологических приборах или компьютере, а также с использованием бланковых психологических методик определяются возможности, личностные качества, способности безработного и соотносятся с требованиями, предъявляемыми профессией к человеку.

Анализ результатов по определенным критериям позволяет сделать вывод о том, может ли человек успешно работать по данной профессии.

В некоторых центрах занятости проводятся так называемые ярмарки учебных мест для молодежи и учащихся выпускных классов школ.

Профориентация, являясь приоритетным направлением государственной политики содействия занятости населения, позволяет снизить общий уровень социальной напряженности, повысить степень социальной адаптации населения к современным условиям жизни и уровень социально-профессиональной активности граждан.

Важнейшей проблемой является разработка психологических основ переобучения взрослых людей, уже сложившихся специалистов, потерявших работу, новым профессиям, имеющим спрос на рынке труда. Профессиональное обучение и переобучение безработных рассматривается в системе службы занятости как одна из важнейших форм социальной поддержки людей, потерявших работу.

На это расходуются значительные средства. Психологическая служба могла бы внести существенный вклад в повышение эффективности профессиональной подготовки.

В связи с появлением безработицы нужна целостная психологическая концепция профессиональной переориентации взрослого населения.

Итак, основными задачами адаптации для каждого клиента являются анализ мотивационной сферы, формулирование и разрешение мотивационного противоречия. Этот процесс должен быть направлен на формирование цели-мотива быстрого трудоустройства и подавление цели-антимотива.


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *