Способности это в психологии

Способности в психологии

Понимая, что способности необходимы для полноценной жизни в обществе, работы, заработка, с самого рождения ребенка, родители тщательно развивают их умения. Позже, когда ребенок вырастает, он начинает автоматом развивать самостоятельно свои способности, привыкнув к неотъемлемости этого процесса.

Классификация

В психологии способности подразделяются на врожденные и социальные. Точнее, не сами способности, а их задатки. Считается, что каждая способность развивается из задатка, который может быть передан генетически, а может быть усвоен в социуме. Что касается генетической природы человеческих способностей, наука психология придерживается мнения, что наследственным задатком здесь является тип нервной системы, мозговой деятельности, который определяет, как реагирует человек на мир вокруг и внутри себя, как он поступает в спонтанных ситуациях.

Социальные способности человека – это высшие, не присущие животным умения. К ним относятся художественный вкус, музыкальные, лингвистические таланты. Для формирования этих способностей, психология выделяет ряд предпосылок.

1. Наличие общества, социально-культурной среды, из которой ребенок будет черпать, и впитывать социальные навыки.

2. Отсутствие умения пользоваться предметами обихода и необходимость обучаться этому. Здесь нужно уточнить кое-что. В психологии даже способность может выступать, как задаток. Иными словами, для того чтобы познать высшую математику, человеку нужно освоить элементарные знания в этом предмете. Таким образом, элементарные науки послужат задатком для познания высшей математики.

3. Средства обучения и воспитания. Условия развития способностей в психологии заключаются в наличии своего рода «учителей» в жизни человека – это семя, друзья, родственники и т.д. То есть, люди, которые могут передать ему свои знания.

4. Иными словами, ребенок не может родиться гениальным композитором. Алгоритм его «преобразования» будет выглядеть следующим образом:

  • природный «задаток» — хорошо развитый слуховой аппарат;
  • способность – проявляется в виде отменного слухового анализатора;
  • становление – при наличии способностей, ребенка могут записать на занятия музыкой;
  • прирожденные качества – усердие, дисциплинированность, целеустремленность в ходе обучения могут сделать из него гениального композитора.

Но, конечно, психология не делает из этого алгоритма способностей человека и их развития догму.

Маленькое «но»

С другой стороны, глупо было бы опровергать наличие определенной правоты в суждениях Платона. Философ считал, что способности унаследованы генетически, их проявление зависит также от унаследованных черт характера, а обучение может лишь ускорить проявление способностей или расширить их диапазон. Платон считал, что обучение никак не может в корне изменить уже врожденные умения. Современные приверженцы этой теории приводят в пример Моцарта, Рафаэля и Ван Дэйка, действительно гениальных людей, чьи таланты раскрылись в раннем детстве, когда обучение еще не могло так сильно повлиять на проявление способностей.

Поиски взаимодействия

Если противники теории Платона апеллируют тем, что если так подходить к делу, то и учиться незачем, то в это время, иные умы ищут свои теории и их подтверждения. Так, например, в психологии есть теория, что способности личности зависят от массы мозга. В среднем мозг человека весит 1,4 кг, а мозг Тургенева весил около 2 кг. Но с другой стороны, у многих слабоумных масса мозга может достигать и 3 кг. Возможно, они действительно гениальны, просто мы не можем этого осознать.

Иная точка зрения была у Франца Галля. Кора головного мозга – это совокупность разных центров, которые отвечают за наши способности. Если способность хорошо развита, значит, этот центр имеет больший размер. А значит, это проявляется по форме черепа человека. Эту науку назвали френологией, а Галль находил «изгибы» черепа, которые говорят о способностях к музыке, поэзии, языкам и т.д.

 

Статьи по теме:

Факторы, влияющие на формирование личности

На формирование личности человека влияют три основных фактора: социальная среда, биологические факторы и наследственность. Более подробно обо всем можно узнать из этой статьи.

Аналитическое мышление

В этой статье мы поговорим о том, что из себя представляет аналитическое мышление, с точки зрения психологии и о том, как можно его развить при помощи простых способов.

Как закалить характер?

Все мы слышали лестные выражения о сильном характере человека, однако, не всем известно, что для каждого существуют свои критерии этого понятия. Об этом мы подробно поговорим в нашей статье.

Духовные и материальные ценности

В этой статье мы коснемся очень серьезной темы ценностной ориентации человека, а именно, поговорим о роли в нашей жизни духовного и материального.

Виды способностей

Способности людей делят на виды, прежде всего по содержанию и характеру деятельности, в которой они проявляются. Различают общие и специальные способности.

Общими называют способности человека, которые в той или иной мере проявляются во всех видах его деятельности. Таковыми являются способности к обучению, общие умственные способности человека, его способности к труду. Они опираются на общие умения, необходимые в каждой области деятельности, в частности такие, как умение понимать задачи, планировать и организовывать их исполнение, используя имеющиеся в опыте человека средства, раскрывать связи тех вещей, к которым относится деятельность, овладевать новыми приемами работы, преодолевать трудности на пути к цели.

Под специальными понимают способности, которые отчетливо проявляются в отдельных, специальных областях деятельности (например, сценической, музыкальной, спортивной и т.п.).

Разделение общих и специальных способностей имеет условный характер. Собственно, речь идет об общих и специальных сторонах в способностях человека, которые существуют во взаимосвязи. Общие способности проявляются в специальных, то есть в способностях к какой-то определенной, конкретной деятельности. С развитием специальных способностей развиваются и общие их стороны.

Высокие специальные способности имеют в своей основе достаточный уровень развития общих способностей. Так, высокие поэтические, музыкальные, артистические, технические и другие способности всегда опираются на высокий уровень общих умственных способностей. Вместе с тем при примерно одном и том же развитии общих способностей люди часто различаются своими специальными способностями.

Учащиеся, которые имеют высокие общие способности к обучению, нередко обнаруживают их в равной мере по всем школьным предметам. Однако зачастую одни из учеников оказываются особенно способными к рисованию, вторые — к музыке, третьи — к техническому конструированию, четвертые — к спорту.

Среди выдающихся людей известно немало личностей с разносторонним развитием общих и специальных способностей (Н. В. Гоголь, Ф. Шопен, Т. Г. Шевченко).

Каждая способность имеет свою структуру, в ней различают ведущие и вспомогательные свойства.

Так, ведущими в литературных способностях, являются особенности творческого воображения и мышления, яркие наглядные образы памяти, развитие эстетических чувств, чувство языка. В математических — умение обобщать, гибкость процессов мышления, легкий переход от прямого к обратному ходу мысли. В педагогических — педагогический такт, наблюдательность, любовь к детям, потребность в передаче знаний.

Способности в психологии. Структура и виды способностей

В художественных — особенности творческого воображения и мышления, свойства зрительной памяти, способствующих созданию и сохранению ярких образов, развитие эстетических чувств, которые проявляются в эмоциональном отношении к воспринимаемому, волевые качества личности, которые обеспечивают преобразование замысла в действительность.

Специфическими есть пути развития специальных способностей. Например, раньше других проявляются способности к музыке, математике.

Выделяют следующие уровни способностей:

  1. Репродуктивный — обеспечивает высокое умение усваивать знания, овладевать деятельностью;
  2. Творческий — обеспечивает создание нового, оригинального. Следует, однако, учитывать, что каждая репродуктивная деятельность имеет элементы творчества, а творческая деятельность включает и репродуктивную, без которой она невозможна.

Принадлежность личности к одному из трех человеческих типов — «художественного», «мыслительного» и «промежуточного» (по терминологии И. П. Павлова) — определяется особенностями ее способностей.

Относительное преимущество первой сигнальной системы в психической деятельности человека характеризует художественный тип, относительное преимущество второй сигнальной системы — мыслительный, определенное их равновесие — средний тип людей. Эти различия в современной науке связывают с функциями левого (словесно-логический тип) и правого (образный тип) полушарий головного мозга.

Художественному типу свойственна яркость образов, мыслительному — преимущество абстракций, логических конструкций.

У одного и того же человека могут быть разные способности, но одна из них преобладает над другой. В то же время у разных людей наблюдаются одни и те же способности, которые, однако, не одинаковы по уровню развития.

Индивидуальные отличия в способностях людей.

Различия в способностях и их природа

Наблюдение за деятельностью людей доказывают, что в их способностях есть определенные отличия

Способности — это общечеловеческие свойства, их должны все люди Человек может то, чего не сможет наиболее организованная животное Вместе с тем способности обнаруживают и индивидуальное своеобразие каждого человека Индивидуальные различия способностей человека характеризуются спецификой и степенью ее способности Они проявляются в той деятельности, в которой особенно подвержен человек, и свидетельствуют, в какой мере эта деятельность вы иявляе Ее способности Так, один человек способен к музыке, вторая — к технической деятельности, третья — к научной работе, четвертая — к рисованию и такое иін.

Способности человека имеют разный уровень проявления — низкий, средний, высокий

Чем обусловлены такие различия?

Как и другие индивидуально-психологические особенности, способности не даются человеку сразу, не естественным свойством Способности каждого человека, его индивидуальные особенности являются результатом ее развития Отстаивать такой взгляд необходимо, поскольку существовали разные толкования влияния наследственности на формирование человеческих способностей той.

Способности

Так, еще Платон утверждал, что способности являются врожденными, и все знания, которые применяет человек, — это его воспоминания о пребывании в идеальном мире \"абсолютных знаний\" Декарт придерживался убеждения о врожденное происхождение способностей (учение о способности известно как учение о врожденных идеяхджені ідеї).

По мнению Галля, уровень развития психических качеств связан с размером отдельных частей мозга, и если кости черепа полностью соответствуют изгибам и впадинам в мозге, то по форме черепа человека можно а определить его способности Галль составил даже так называемую френологичну карту (от греч phrenos (разум), где поверхность черепа разбивается на 27 частей, каждая из которых отвечает за развитие определенных психических способностейей. С течением времени неправильной оказалась гипотеза и о зависимости способностей от массы мозга Известно, что мозг взрослого человека весит примерно 1400-1600 г Мозг И С Тургенева весил 2012 г, А Франса — 1017 7 г, Либиха (известного химика) — 1362 г Но все они были выдающимися людьми с высоким уровнем развития способностейностей. Наиболее правильной является гипотеза о связи задатков с микроструктурой мозга и органов чувств, в зависимости от чего и осуществляется функционирование клеток, а также с дифференциальными особенностями нервных пр роцесив (сила, уравновешенность, подвижность нервной системы, а также ее тип) Развития способностей способствует наследственность, социальные условия жизни Так, в семье Баха было 57 музыкантов, из которых 20 — выдающегосяні. Отрицая роковую врожденности способностей, современная психология не отрицает врожденные дифференциальные особенности, заложенные в мозгу и могут стать предпосылкой успешного выполнения которой дея в. Врожденные предпосылки развития способностей называются задатками Задатки — это врожденные возможности развития способностей

Они обусловлены строением мозга, коры его больших полушарий и ее функциональными свойствами Эти различия обусловлены не только наследственностью развития организма, но и утробным и внеутробной развитием

Таким образом, задатки — это не способности, а только предпосылки к развитию способностей

Все люди способны овладеть языком, но все овладевают одинаковое количество языков и равно овладевают родной язык Животное, не имея задатков к речевому общению, никогда не учится говорить Природ дня задатки к развитию способностей у разных людей не одинаковы Этим отчасти и обусловлен направление развития способностей, а также тем, вовремя обнаружено способности, задатки и есть условия для их реализацииції. Ведущую роль в развитии способностей играют не задатки, а условия жизни, обучения людей, их образование и воспитание Между способностями и задатками существует не простой, а многозначный связь Задатки есть многие из значительными Какие способности сформируются на почве задатков, будет зависеть не от задатков, а от условий жизни, воспитания и обученияння.

На почве одних и тех же задатков могут развиваться различные способности

Не все врожденные задатки человека обязательно превращаются в способности Задатки, когда не хватает соответствующих условий для перерастания их в способности, так и остаются неразвитыми От задатков не зависит от содержание тех психических свойств, которые содержит каждая способность Эти свойства формируются во взаимодействии индивида с внешним митом. Раннее выявление задатков — один из показателей наличия природных данных, способствующих развитию способностей Биографии выдающихся деятелей свидетельствуют, например, о раннее выявление способностей к музыке, букв ратуры, поэзии В Римского-Корсакова склонность к музыке обнаружили уже в двухлетнем возрасте, у Моцарта — в три года, Александр Пушкин первый собственный произведение написал в девять лет, Михаил Лермонтов — в дес пять, Леся Украинской — в тринадцатить.

Иногда условия не способствуют ранним проявлениям способностей Но при появлении условий способности могут оказаться и позже Аксаков опубликовал свою первую книгу в 56 лет, Крылов первые байки — в 40 лет

В развитии способностей важную роль играет овладение знаний, умений, опыта Индивидуальные способности в одной или нескольких областях деятельности называют талантом, а таких людей – способных У талантливых людей способности проявляются в творческой деятельности, в творческом решении сложных практических, теоретических и художественных задач высокий уровень развития способностей, проявляющихся в творческой деятельности, результаты которой имеют историческое значение для общества, развития науки, литературы, искусства, называют гениальностью Гений выражает самые передовые тенденции прогресса своего времени Гений отличается от талантливости общественной важности тех задач, которые он решает Индивидуальные особенности способностей проявляются в разносторонности или односторонности их развития Разносторонние здиб бности имели М В Ломоносов, Д И Менделеев, М Ю Бородин, Тарас Шевченко и др. та інші. Индивидуальные особенности способностей каждого человека является результатом ее развития Поэтому для развития способностей нужны соответствующие социальные условия, активная включенность личности в деятельность По 16 часов в сутки работал Эдисон, который на вопрос о причине его гениальности отвечал, что она является результатом 99 процентов пота и 1 процента таланта



Особый интерес вызывает вопрос о способностях — известно, как рано и как глубоко проявляется различие их. Нельзя ли «вывести» своеобразие способностей из особенностей нервной системы? Конечно, обучение детей с высокой и низкой динамичностью нервных процессов будет, видимо, при прочих равных условиях идти по-разному. Конечно, музыкальный слух будет развиваться у детей с высокой чувствительностью иначе, чем у детей с низкой чувствительностью. Но эти особенности нервной системы могут лишь наложить отпечаток на ход развития способностей, не более.

Даже простейшие элементы способностей нельзя свести к задаткам — человеческие способности вообще складываются по психологическим законам, а не просто заложены в свойствах нервной системы.
Тем более невозможно свести к проявлениям врожденных задатков формирование специфически человеческих способностей, связанных с исторически сложившимися видами человеческой деятельности, — музыкальных, языковых, конструкторских, математических, сценических, изобразительных и т. д.
Именно поэтому индивидуальные особенности способностей зависят прежде всего не от задатков (хотя косвенного их влияния отрицать нельзя), а от особенностей обучения и воспитания. Именно различие в способах обучения (в повседневной жизни часто незамечаемое) образует различие в способностях.
Однако если способности не врождены, а складываются в деятельности, если они результат обучения, можно ли найти такие методы, при которых та или иная способность складывалась бы у всех детей на самом высоком уровне? Примером такого обучения служат эксперименты А. Н. Леонтьева по формированию музыкального слуха у тех, кого отнесли к абсолютно неспособным. (Вам не приходилось, кстати, встречать огорченных родителей, детям которых по подобной причине отказано было в приеме в музыкальную школу?)
«Неспособность» заключалась в отсутствии у испытуемых звуковысотного слуха, т. е. они не могли правильно различать звуки по высоте.
А. Н. Леонтьев, изучив с психологической точки зрения природу звуковысотного слуха, предположил, что для оценки высоты звука человек должен воспроизвести этот звук, «пропеть его про себя». В обычных условиях такое «пропевание» происходит совершенно автоматически, неосознанно. Это просто незаметная для человека вибрация голосовых связок, при помощи которой происходит опробование высоты. Точность оценки зависит от точности «пропевания», соответствия между высотой слышимого звука, которая определяется частотой колебаний воздуха, и частотой колебаний голосовых связок.
Сами опыты состояли в том, что испытуемых учили подстраиваться к высоте звука. Сначала они громко пропевали звук в то время, когда он длился, постепенно подстраиваясь голосом к его высоте, затем переходили к подстройке про себя. В результате удалось добиться исчезновения «звуковысотной глухоты», улучшения различения высоты звуков во много раз.
Из всего сказанного можно сделать вывод: суждения о наследственной способности или неспособности детей возникают, как правило, тогда, когда мы не знаем, как наилучшим образом эти способности формировать (или вообще не ставим себе такой задачи, полагая, что главное— передать ребенку определенный круг знаний и умений).

Каждый период детства создает особые благоприятные условия для проявления и развития способностей. Наиболее своеобразен в этом отношении дошкольный возраст, когда бурно развиваются все виды способностей. И все-таки существует определенная возрастная динамика в их проявлении.

Наиболее рано обнаруживается художественная одаренность — сначала к музыке, затем к рисованию, позже к науке, причем раньше других проявляется одаренность к математике.
Способности проявляются и формируются лишь в деятельности. Значит, только правильно организуя деятельность ребенка, можно выявить, а затем и развить его способности. К.Д. Ушинский писал: «Основной закон детской природы можно выразить так: ребенок нуждается в деятельности непрестанно и утомляется не деятельностью, а ее однообразием или односторонностью». Дошкольника важно включить в разнообразные виды деятельности и, избегая ранней специализации, позволить проявиться всем его задаткам и склонностям. Пусть малыш попробует себя во всех сферах деятельности. С этой целью создается предметная среда, малышу предоставляются всевозможные предметы: конструкторы, материалы, карандаши, краски, бумага, ножницы, клей и пр.
Все дошкольники рисуют, поют, танцуют. Но почему же постепенно к концу младшего школьного возраста дети перестают этим заниматься? Одна из причин состоит в следующем. Всякая деятельность требует определенных технических умений и навыков, только тогда можно достичь оригинального результата, если освоил их. Дети, не владея соответствующими навыками и умениями, видят низкое качество своей продукции и теряют интерес к деятельности.
Известный психолог Н.С. Лейтес указал на два важнейших свойства одаренного ребенка. Это — активность и саморегуляция. Малыш отличается неуемной работоспособностью, которую взрослый должен не только поддержать, но и направить в соответствующее русло, развивая познавательные интересы и склонности. Любая деятельность требует умения ставить ее цели, регулировать и контролировать свое поведение, а также способность к волевому усилию. Ребенок должен научиться доводить начатое дело до конца, достигать результата, несмотря на трудности. Важнейшее личностное качество, которое следует сформировать у малыша, — трудолюбие.
В общении с одаренными, способными детьми важна правильная позиция взрослого. С одной стороны, взрослым зачастую не нравится обостренное любопытство детей, их стремление обсуждать «взрослые темы», критическое отношение к родителям и воспитателям, когда они не могут ответить на вопросы ребенка. А с другой стороны, одаренные дети требуют повышенного внимания взрослых, ведь они смотрят на них как на источник разнообразных знаний, эрудитов, которые знают ответы на все вопросы. И, наконец, с третьей стороны, именно взрослые формируют у ребенка оценку, отношение к своим способностям, к достигаемым в деятельности результатам.

Поэтому в общении с одаренным ребенком взрослому следует проявлять терпение к странным на его взгляд идеям малыша, проявлять сочувствие к неудачам, стараться отвечать на все его вопросы, предоставлять максимальную самостоятельность и возможность заниматься интересующим делом.

Виды способностей – какие бывают, их классификация и уровни

И в то же время следует помнить, что одаренный ребенок все-таки характеризуется теми же возрастными показателями, что и обычный.

Поэтому ему необходимо предоставить время для игры, дошкольных видов деятельности, помочь избежать преждевременного одностороннего взросления.

Трудности у таких детей проявляются не только в отношениях со взрослыми, но и в отношениях со сверстниками. Общение с ровесниками оказывается для них не всегда интересным, поскольку их умственное развитие значительно опережает развитие последних. Старшие же дети считают их маленькими. Взрослый должен найти для одаренного ребенка сверстника примерно такого же уровня психологического развития.
Трудности наблюдаются у одаренных детей и по отношению к самим себе. Повышенная критичность приводит к повышенной тревожности и ранимости, к тому, что дети нередко не удовлетворяются результатами своей деятельности, остро переживают, если не удается решить проблему, найти однозначный ответ на возникший вопрос. И тогда ребенку надо помочь поверить в себя, в свои силы, поддержать на трудном пути познания. И в то же время важно научить дошкольника правильно и объективно оценить себя, полученный результат.

Способности

Общее понятие о способностях

О способностях людей мы всегда узнаем только из наблюдений за их деятельностью.

Способности в психологии

Способным обыкновенно называют того человека, который показывает в данной…

Общее понятие о одаренности

Различают общую одаренность и ее специальные виды. Под общей одаренностью понимают некий общий уровень развития личности…

Идеалистические теории способностей

Идеалистическое понимание природы способностей выражается в метафизических и механистических взглядах на значение биологических особенностей человека и внешней среды в формировании и развитии способностей…

Метод тестов

На идеалистической теории одаренности, утверждающей фатальную обусловленность способностей врожденными задатками, основан метод тестов, применяемый для измерения как общей одаренности, так и специальных способностей людей. Этот метод получил широкое применение в капиталистических странах при измерении одаренности учащихся…

Диалектико-материалистическое понимание природы способностей и их развития

Марксизм не отрицает индивидуальных различий в способностях и их значения в жизни человека. Наоборот, задача развития способностей всегда выдвигалась марксизмом-ленинизмом как одна из важнейших в построении бесклассового общества. Однако марксистская наука никогда не считала, что эта задача может быть решена только путем распределения людей по профессиям в зависимости от унаследованных задатков…

Способности, знания, умения

Для развития способностей человека требуется усвоение, а затем и творческое применение знаний, навыков и умений, выработанных в ходе общественно-исторической практики…

Способности и склонность

Склонностью называют направленность личности на занятие какой-нибудь деятельностью. Склонность к данной деятельности и способности к ней очень часто совпадают друг с другом, развиваются вместе…

Развитие и воспитание способностей

Способности формируются и развиваются в деятельности. В процессе деятельности образуются нужные системы условных связей и одновременно тренируются…

Виды способностей

Способности людей делят на виды, прежде всего по содержанию и характеру деятельности, в которой они оказываются. Различают общие и специальные способности…

Способности, одаренность, талант

Понятие одаренности не получила общепризнанного определения. Наиболее распространенным является определение немецкого психолога В. Штерна…

В чем проявляются способности личности?

 

Способность-это психическое свойство личности, отражающее такие ее особенности, которые позволяют успешно заниматься и овладевать одним или несколькими видами деятельности.

Способности не могут быть сведены к знаниям, умениям и навыкам, имеющимся у человека, но они обеспечивают их быстрое приобретение, фиксацию и эффективное практическое применение; успешность в деятельности и общении определяется не одной, а системой различных способностей. При этом они могут взаимно компенсироваться. Исключительно большую роль в развитии способностей играет потребностно-мотивационная сфера личности, желание и стремление человека заниматься тем или иным видом деятельности.

Способности бывают специальные и общие. Специальные (профессиональные) способности определяют возможности к развитию отдельных психических процессов и качеств личности для какого-то конкретного вида деятельности. Общие способности — это благоприятные возможности развития особенностей психики человека, которые одинаково важны для многих видов деятельности. Такими общими способностями, например, являются находчивость, сообразительность и т.п. Совокупность общих и специальных способностей, свойственных конкретному человеку, составляет одаренностъ.

Высокая степень одаренности, реализованная человеком в определенной области, называется талантом. Талант выражается в чрезвычайно высоком уровне развития качеств и в особом своеобразии проявлений индивидуальных особенностей личности.

Высокая степень одаренности, выражающаяся в результатах, достигнутых одновременно в ряде областей деятельности, называется гениальностъю.

Творчество гениального человека имеет для общества историческое и обязательно положительное значение. Отличие гения от таланта не столько в степени одаренности, сколько в том, что гений создает эпоху в области своей деятельности.

У каждого человека при рождении формируются определенные предпосылки его способностей — задатки. Задаткими называются врожденные анатомо-физиологические особенности организма, которые облегчают развитие способностей.

Способности в психологии и их виды

Задатки многозначны. На основе одного задатка могут формироваться самые различные способности. Последние определяются окружающей средой, характером тех требований, которые предъявляются к избранной человеком деятельности. Не развитые вовремя задатки исчезают. Многим известны случаи, когда дети, попав в логово зверей и не получив, таким образом, возможности развивать свои задатки, теряли их навсегда.

Важно понять, что, несмотря на биологическую обусловленность способностей, их конкретное развитие определяется социальными факторами. Условиями и предпосылками их развития являются в первую очередь обстоятельства жизни и деятельности: влияние социальной и культурной среды; обучение в детстве пользованию соответствующими предметами, например музыкальными инструментами; участие в сложных, высокоорганизованных видах деятельности и общения; наличие круга людей, которые в состоянии передать необходимые знания, умения и навыки с помощью эффективных средств и методов обучения и воспитания.

 


Дата добавления: 2015-02-10; просмотров: 16; Нарушение авторских прав


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *