Статистика что это такое

статистика

Статистика – научная дисциплина.

Статистические данные.

А также – функция наблюдений.

Оцените определение:

Источник: Словарь социологической статистики

Статистика

числа, в суммарном виде отражающие распределение значений переменных или зависимости между переменными; признаки выборки, соответствующие определенным параметрам генеральной совокупности.

Оцените определение:

Источник: Социологический словарь проекта Socium

СТАТИСТИКА

от итал. stato — государство) — англ. statistics; нем. Statistik. 1. Наука, изучающая количественную сторону массовых явлений. 2. Совокупность упорядоченных, классифицированных данных о к.-л. массовом явлении или процессе.

Оцените определение:

Источник: Большой словарь по социологии, проект www.rusword.com.ua

Статистика

(позднелат. status государство) — отрасль науки, в которой разрабатываются общие вопросы измерения и анализа массовых количественных отношений и взаимосвязей. В более узком смысле слова статистика рассматривается как совокупность данных о каком-либо явлении или процессе. В естественных науках это понятие означает анализ массовых явлений, основанный на применении методов теории вероятностей.

Оцените определение:

Источник: Физическая Антропология. Иллюстрированный толковый словарь

Статистика

1) Вид деятельности, направленный на получение, обработку и анализ информации, характеризующей количественные закономерности жизни общества. В более узком смысле С. совокупность данных о каком-либо явлении или процессе. 2) Отрасль общественных наук (и соответствующие ей науч. дисциплины), в которой изучаются общие вопросы измерения и анализа количественных показателей (отношений, взаимосвязей), характеризующих общественные закономерности.

Оцените определение:

Источник: Основные социологические термины. Учебное пособие

СТАТИСТИКА

1. Вид деятельности, направленной на получение, обработку и анализ информации, характеризующей количественные закономерности жизни об-ва во всем ее многообразии, в неразрывной связи с ее качественным содержанием. В более узком смысле слова рассматривается как совокупность данных о к.-л. явлении или процессе. Соц. С. (в узком смысле слова), изучает систему показателей, характеризующих образ жизни и различн. аспекты соц. отношений. Сбор, обработка и анализ статистич. информации по всей стране осуществляются по единым принципам, общей программе и методологии Гос. комитетом РФ по статистике. Данные публикуются в статистич. сборниках. 2. Отрасль обществ. наук (и соответствующие ей научн. дисциплины), в к-рой изучаются и излагаются общие вопросы измерения и анализа массовых личественных отношений и взаимосвязей. Иногда понятие С. означает анализ массовых явлений, основанный на применении методов теории вероятностей. В этом случае оно тесно смыкается с понятием статистики математической (см.). Социология и др. науки, в значительной мере имеющие дело с данными нечисловыми (см.), требуют соответствующего расширения указанного выше традиционного подхода к пониманию С. В частности, для таких наук большое значение приобретает статистика объектов нечисловой природы (см.). Как часть С., понимаемой таким нетрадиционным образом, можно считать теорию измерений (см.). 3. С. — термин, употребляемый в математич. статистике для обозначения функций от рез-тов наблюдений. Для каждой выборки можно рассчитать значение рассматриваемой С. Как правило, с такими значениями можно сопоставить определенное распределение вероятностей (см.), к-рое и наз. выборочн. распределением рассматриваемой С. Знание такого распределения дает возможность строить интервальную оценку параметра, отвечающего С. Векторная С. — вектор, компонентами к-рого являются функции от рез-тов наблюдения. В социологии чаще всего используются векторы — модели объектов (компонентами каждого такого вектора служат наблюдаемые значения всех рассматриваемых признаков (см.) для соответствующего объекта) и векторы — модели признаков (компонентами каждого такого вектора служат наблюдаемые значения соответствующего признака для всех изучаемых объектов). Ранговая С. — С, построенная по вектору рангов (см.), функция от формирующих этот вектор рангов. Классич. примером ранговой С. являются коэффициенты ранговой корреляции (см.). Лит.: Ястремский Б. Труды по статистике. М., 1937; Миллс Ф. Статистические методы. М., 1958; Чупров А.А. Очерки по теории статистики. М., 1959; Боярский А. Теоретические исследования по статистике. М., 1974; Статисти-ка//БСЭ. 3-е изд. Т. 24, кн. 1. М, 1976; Татарова Т.Г. Типологический анализ в социологии. М., Наука, 1993; Проблемы социальной и демографической статистики. М., 1994; Социальная статистика (под ред. Назарова М.Г.). М., 1988; Гурьев В.И. Основы социальной статистики. М., 1991; Елисеева И.И., Юзбашев М.М. Общая теория статистики. М., 1995; Андреенков В.Г. Анализ и интерпретация эмпирических данных//Социология. Основы общей теории (под ред. Осипова Г.В., Москвичева Л.Н.). М., 1996. Ю.Н. Толстова.

Оцените определение:

Источник: Российская социологическая энциклопедия

СТАТИСТИКА

наука о методах сбора, обработки, анализа и интерпретации данных, характеризующих массовые явления и процессы, т.е. явления и процессы, затрагивающие не отдельные объекты, а целые совокупности. Отличительная особенность статистического подхода состоит в том, что данные, характеризующие статистическую совокупность в целом, получаются в результате обобщения информации о составляющих ее объектах. Термин «С.» объединяет целый комплекс специализированных научных дисциплин, в котором можно выделить следующие основные направления: методы сбора данных; методы измерения; методы обработки и анализа данных.

Основными методами сбора данных являются полное или выборочное обследование генеральной совокупности и эксперимент . Основные дисциплины этого направления — теория выборки и планирование эксперимента.

Методы измерения предусматривают процедуры непосредственного получения информации об объектах, а также процедуры расчета показателей, характеризующих генеральную или выборочную совокупность. Теоретической основой этого направления является общая теория измерений, на базе которой разрабатываются специальные показатели, используемые в математической, а также в официальной и ведомственной С. Системы показателей являются основным содержанием таких дисциплин как общая теория С., С. социально-экономическая и т.п.

Методы обработки и анализа данных включают теорию вероятностей , математическую С. и их приложения в различных областях технических наук, а также наук о природе и обществе (прикладная С.). Математическая С. разрабатывает методы статистической обработки и анализа данных, занимается обоснованием и проверкой их валидности , эффективности, условий применения, робастности (устойчивости к нарушению условий применения) и т.п. Прикладная С. выполняет три основные задачи — описание, обобщение, объяснение или/и прогнозирование — и, соответственно, включает три основные группы методов: методы описательной статистики, методы статистического вывода и методы анализа связей и зависимостей. С. дескриптивная или описательная предназначена для получения обобщенных характеристик выборочной совокупности. Методы статистического вывода позволяют корректно обобщать результаты выборочного исследования на генеральную совокупность . Наиболее обширная группа методов анализа связей предназначена для исследования парных и множественных связей между переменными, как корреляционных, так и причинных ( Статистический анализ парных связей, Анализ статистический многомерный). В некоторых областях знаний приложения С. столь специфичны, что их выделяют в самостоятельные научные дисциплины: теория надежности — в технических науках; эконометрика — в экономике; психометрия — в психологии, биометрия — в биологии и т.п. Такие дисциплины рассматривают специфичные для данной отрасли методы сбора и анализа данных.

Любое статистическое исследование предполагает сбор и обработку данных, поэтому статистические методы разного назначения практически всегда применяются комплексно. Лучшим примером такого применения является перепись населения, проводимая регулярно в большинстве стран мира.

О.В. Терещенко

Оцените определение:

Источник: Социология: энциклопедия

Термин «статистика» — один из самых емких. Так, он может обозначать отдельную отрасль науки. Что изучает статистика?

Рассмотреть данный вопрос предлагается в следующих аспектах:

Начнем с первого пункта.

Статистика как отрасль науки

Статистика — это отрасль науки, в которой исследуются и разрабатываются методы эффективного сбора, анализа и интерпретации различных типов информации. Ее особенность — в приоритете задействования количественных подходов.

Статистика как отрасль науки включает в себя несколько различных дисциплин. Исследуем основные.

Важнейшую роль в данной отрасли науки играет теория статистики. В рамках исследований, которые проводят ученые, осуществляющие деятельность в этой сфере, разрабатываются методы и подходы к решению тех или иных задач, формируются и обсуждаются дискуссионные моменты, вырабатываются концептуальные основы активностей в других дисциплинах, формирующих статистику как отрасль науки.

Математическая статистика (часто рассматриваемая в едином контексте с теорией вероятности) — сфера, в которой исследуются закономерности, характеризующие те или иные количественные показатели и их распределение. Математика может объяснить, что означает некая совокупность или последовательность цифр, полученных в ходе сбора данных.

Экономическая статистика важна с точки зрения адаптации отмеченной выше теории, а также математических методов к практически значимым для жизни человека сферам.

Слово статистика

Данная дисциплина отвечает за формирование механизмов, благодаря которым соответствующие подходы и концепции способны становиться полезными для экономики, социума, государства.

Стоит отметить, что студент вуза, постигая предмет «Статистика», изучает, как правило, в первую очередь три отмеченные сферы рассматриваемой отрасли науки. В зависимости от его учебной специализации дальнейшее освоение соответствующей дисциплины может предполагать более узкие исследования, адаптированные к пониманию роли статистики в конкретной сфере, а также анализ наиболее эффективных подходов к внедрению результатов изысканий в практику.

к содержанию ↑

Объект и предмет статистических исследований

Роль статистики, ее значимость наблюдаются в способности данной отрасли науки разрешать, прежде всего, актуальные проблемы развития общества. Таким образом, основным объектом рассматриваемых исследований может быть социум — как среда, в которой осуществляются коммуникации людей, сообществ, политических и хозяйствующих субъектов.
В свою очередь, предмет статистической науки — это изучение совокупностей количественных показателей, характеризующих ту или иную сферу общественных активностей, а также закономерностей, выявляемых на основе соотношения цифр, которые имеют отношение к подобным процессам.

Статистика, исследуя большие числа, помогает человеку выявлять ключевые факторы, влияющие на развитие общества, и отсеивать второстепенные. Рассмотрим для примера полусерьезный, но весьма показательный для понимания социальной значимости статистики сценарий.

Представим, что районная газета города Промышленска выпустила заметку о закрытии местного завода по производству газотурбинных двигателей и увольнении 2 тыс. работников. Через некоторое время местные СМИ в соседнем городе — Сталелитейске — сообщили об остановке местных цехов по производству горячекатаных металлических конструкций. Информация по обоим случаям попала в федеральные СМИ и вызвала широкий общественный резонанс. По всей стране начали распространяться лозунги вида «Хватит терпеть развал промышленности!», «Долой нерадивых министров!», стали формироваться радикальные протестные группы, призывающие «безотлагательно сменить экономическую власть в стране».

В ответ на это Министерство хозяйственного развития выпустило в самой массовой национальной газете — «Аргументация по факту» — статистические выкладки, подтверждающие, что в структуре ВВП страны за прошедшие несколько кварталов производство газотурбинных двигателей выросло на 20 %, а в сфере выпуска горячекатаных металлоконструкций — на ошеломляющие 45 %. Закрытие же заводов в Промышленске и Сталелитейске власти объяснили передислокацией основных производств холдинга ОАО «Рудники нации», владеющего соответствующими региональными фабриками, ближе к крупнейшим импортерам, азиатским корпорациям «Нихао Коммьюникейшнз» и «Аригато Индастриз».

Протестные настроения утихли, а через некоторое время в Промышленске и Сталелитейске открылись новые цеха — по сборке тракторов и выплавке рельс соответственно. Рабочие в обоих городах вновь трудоустроились, а их зарплата оказалась в полтора раза больше, чем на предыдущих заводах.

Получается, что именно благодаря статистике и ее методам сбора информации, касающейся положения дел в промышленности, государству удалось избежать масштабных социальных протестов с непредсказуемыми перспективами.

Предмет статистики может быть тесно связан с ее отраслевой разновидностью. Так, если говорить о промышленном производстве — его организация предполагает работу менеджмента фирмы с большим количеством цифр и их последующую интерпретацию. В этом случае предмет статистики способен быть более узким, чем в случае со сферой социально-экономического развития. Здесь речь зачастую идет о процессах на локальном хозяйственном уровне. Однако практическая значимость статистики и тогда может быть весьма ощутимой.

Предположим, что по итогам финансового года на фабриках «Молот» и «Сплав», входящих в холдинг ОАО «Силовые рельсы», выпускающих один и тот же вид продукции (тепловозы) и имеющих одинаковую численность штата, сильно разошлись производственные показатели: «Молот» оказался эффективнее «Сплава», собрав на 30 % больше тепловозов.

Руководству «Сплава» был объявлен строгий выговор и дано задание: выровняться в следующем году с показателями «Молота». Топ-менеджеры соответствующей фабрики осуществили всесторонний статистический анализ производственных процессов и выявили, что в цехах, в которых сотрудники приходят работать в полторы смены, тепловозы собираются быстрее, чем в подразделениях, где присутствует 2 группы специалистов — те, что заняты полный день, и те, что работают на полставки. В результате было принято решение оптимизировать кадровый состав цехов второго типа, и производственные показатели фабрики «Сплав» значительно выросли.

к содержанию ↑

Методы статистики

Итак, мы рассмотрели некоторые теоретические аспекты такой отрасли науки, как статистика, определили механизмы, посредством которых соответствующие научные подходы способны приобретать практическую значимость.

Но наше небольшое исследование будет неполным, если мы не изучим основные методы, используемые в статистике.

Прежде всего, мы можем проанализировать основные критерии их классификации. Так, принято выделять общие методы, которые допустимо применять в любой сфере исследований, а есть те, что адаптированы к конкретным отраслям. Рассмотрим некоторые примеры тех и других подробнее.

К общим методам статистики относят:

  • сбор первичных данных;
  • сводку и обработку информации;
  • интерпретацию результатов.

Отмеченная совокупность методов может быть использована практически в любой отрасли экономики и социума. Их задействование предполагает внедрение в практику всех тех основных закономерностей, которые теория статистики изучает на уровне различных исследований.

В свою очередь, к узкоспециализированным методам допустимо отнести компьютерные технологии статистических вычислений. Это может быть семплирование или, например, бутстреппинг, которые возможно применять благодаря мощности современных ПК. Задействование соответствующих подходов зачастую практикуется в промышленном моделировании, программировании — в целом в тех отраслях, где речь идет об использовании высокоточных технологий и где нужна исключительная достоверность статистических интерпретаций.

Таким образом, изучаемая научная дисциплина предполагает, с одной стороны, выработку теоретических концепций, способных быть полезными в той ли иной отрасли хозяйства или при решении актуальных задач развития общества, с другой — выявление оптимальных методов, посредством которых определяемые на уровне теории подходы будут с наибольшей эффективностью задействованы на практике.

Статистика — это уникальная научная дисциплина, рассматривающая теорию и практику в едином контексте. Проводя соответствующие исследования, ученый обязательно будет задаваться вопросами типа «что означают эти цифры?». Интерпретация его изысканий будет предполагать соотнесение полученных результатов с реальными социально-экономическими или, например, технологическими процессами.

Предмет и метод статистики.

История статистики.

В науку термин «статистика» ввел немецкий ученый Готфрид Ахенваль в 1746 году, заменив название курса «Государствоведение», преподававшегося в университетах Германии, на «Статистику», положив тем самым начало развитию статистики как науки и учебной дисциплины. Несмотря на это, статистический учет велся намного раньше: проводились переписи населения в Древнем Китае, осуществлялось сравнение военного потенциала государств, велся учет имущества граждан в Древнем Риме и пр.

У истоков статистической науки стояли 2 школы: немецкая описательная и английская школа политических арифметиков. Представители описательной школы (Конринг, Ахенваль, Шленцер) своей задачей считали описание достопримечательностей государства: территории, населения, климата, политического устройства, вероисповедания, торговли и т.п. – без анализа закономерностей и связей между явлениями.

1.2. Статистика как наука

Представители школы политических арифметиков (Уильям Петти, Граунт, Галлей) своей главной задачей считали выявление на основе большого числа наблюдений различных закономерностей и взаимосвязей в изучаемых явлениях. Каждая школа развивалась своим путем, используя свои методы в исследованиях, но предмет изучения у них был общий – государство, общество и, в частности, массовые явления и процессы, происходящие в нем. Статистика сформировалась как наука в результате синтеза государствоведения и политической арифметики, причем от последней она взяла больше, поскольку статистика и в настоящее время призвана выявлять прежде всего различного рода закономерности в исследуемых явлениях.

Однако представители этих двух школ не дошли до теоретического обобщения практики учетно-статистических работ, до создания теории статистики. Эта задача была решена позднее, в XIX веке бельгийским ученым Адольфом Кетле, который дал определение предмета статистики, раскрыл суть ее методов. Под влиянием идей Кетле возникло третье направление статистической науки – математико-статистическое, которое получило свое развитие в работах таких ученых как: англичане Гальтон, Пирсон, Госсет, Фишер, русские – Чебышёв, Марков, Ляпунов, Чупров и пр.

Предмет и метод статистики.

Термин статистика произошёл от латинского слова "статус" что означает "определенное положение вещей". В настоящее время данный термин употребляется в 3-х значениях.

1. Под статистикой понимания отрасль практической деятельности, которая имеет своей целью сбор, обработку, анализ и публикацию массовых данных о самых различных явлениях общественной жизни.

2. Статикой называется отрасль знания, особая научная дисциплина и соответственно учебный предмет в учебных заведениях.

3. Статистикой называется цифровой материал, служащий для характеристики какой-либо области общественных явлений.

Предметом статистики является количественная сторона массовыхобщественных явлений, в неразрывной связи с их качественнойстороной.

Свой предмет статистика изучает при помощи определённыхпонятий. Таких основных понятий пять:

1. Статистическая совокупность —это совокупность социально-экономических объектов и явлений общественной жизни, общественной качественной основой общей связи;

2. Единица совокупности —это первичный элемент статистической совокупности;

3. Признак — этокачественная особенность единицы совокупности;

4. Статистический показатель —этопоказатель, отражающий количественные характеристики;

5. Система статистических показателей — это совокупность статистических показателей, отражающие взаимосвязи между явлениями.

Свой предмет статистика изучает при помощи своего специфического метода. Метод статистики — это целая совокупность приемов, пользуясь которыми статистика исследует свой предмет. Она включает в себя три группы методов.

1- метод массовых наблюдений;

2- метод группировки;

З- метод обобщающих показателей.

Статистическое наблюдение, заключается в сборе первичного статистического материала, в научно-организованной регистрации всех существенных фактов, относящихся к рассматриваемому объекту.

Метод группировки — дает возможность все собранные в результате массового статистического наблюдения факты подвергать систематизации и классификации.

Метод обобщающих показателей позволяет характеризовать изучаемые явления и процессы при помощи статистических величин, (абсолютные, относительные, средние).


Дата добавления: 2017-12-05; просмотров: 159;


ПОСМОТРЕТЬ ЕЩЕ:

  • 1. Происхождение термина «статистика» и его значение
  • 2. История и особенности развития статистической науки
  • 3. Органы статистики в Российской Федерации
  • 4. Предмет изучения статистики
  • 5. Метод статистики
  • 6. Задачи статистики в современных условиях
  • ЛЕКЦИЯ № 1. Статистика как наука

    1. Происхождение термина «статистика» и его значение

    В настоящее время термин «статистика» употребляется в различных значениях.

    Статистика – это общественная наука, изучающая явления и процессы общественной жизни, она раскрывает законы возникновения и развития этих явлений и их взаимосвязи. Для того чтобы изучить статистическую науку, необходимо иметь представление о предмете ее исследования и знать, какие научные принципы положены в основу этих явлений.

    Статистика – это особо важная наука, т. е. отрасль знаний, изучающая с количественной стороны все явления из жизни общества.

    В переводе с латинского слово «status» означает определенное положение вещей. Термин «статистика» впервые был употреблен немецким ученым Г. Ахенвалем в 1749 г., в его книге о государствоведении.

    Статистика понимается в настоящее время в трех значениях:

    1) статистическая наука – вся практическая деятельности человека по сбору, обработке, накоплению и анализу цифровых данных, которые характеризуют образование, экономику страны, ее культуру и другие жизненно важные явления в жизни общества;

    2) статистика – наука, которая занимается разработкой технических положений и методов, используемых статистической практикой.

    Существует тесная связь между статистической наукой и статистической практикой.

    Статистическая практика применяет правила, которые разработала статистическая наука, но в то же время статистическая наука опирается на те материалы, которые были получены статистической практикой, обобщает ее опыт и разрабатывает на основе всего этого свои новые положения;

    3) представленные предприятием, организацией статистические данные в виде финансовой отчетности называют статистикой, А также могут быть использованы данные, которые публикуются в справочниках, в периодических изданиях, в сборниках, они и представляют собой результат статистической работы.

    Статистика – это инструмент познания. Особенности статистики:

    1) в количественном выражении сообщаются статистические данные;

    2) статистическую науку интересуют выводы, сделанные врезультате анализа собранных и обработанных числовых данных;

    3) состояние изучаемого явления на определенной ступени его развития в конкретных условиях места и времени отражают статистические данные.

    2.

    История и особенности развития статистической науки

    Статистика имеет многовековую историю и своими корнями уходит в глубокую древность.

    Необходимость в появлении статистической практики связана с образованием государств, т. е. для того, чтобы образовать государство, нужно было собрать сведения о наличии земель, численности проживающих на этой земле, об их имущественном положении и многие другие данные. Подобный учет проводился несколько тысячелетий назад в таких государствах, как Китай. Древний Рим и Египет.

    Сбор статистических данных начался с самой глубокой древности. А к более позднему периоду относятся обработка и анализ статистических данных, т. е. зарождение статистики как науки.

    Основоположниками английской школы политических арифметиков были Д. Граунт (1620—1674 гг.), Э. Галлей (1656—1742 гг.) и В. Петти (1623—1687 гг.). В их трудах преобладали два направления: демографическое с уклоном к вопросам страхования жизни у Д. Граунта и Э. Галлея и статистико–экономическое у В. Петти Д. Граунт впервые открыл закономерности массовых общественных явлений и показал, как следует обрабатывать и анализировать множественный первичный материал. Он впервые попытался построить таблицу смертности для населения. Э. Галлей – знаменитый английский астроном выдвинул идею закона больших чисел и применил методы устранения случайных отклонений.

    В. Петти посвятил статистике ряд научных работ. В них он стремился конкретно оценить то или иное явление, несмотря на явную нехватку числовых данных.

    Политические арифметики стремились цифрами охарактеризовать состояние и развитие общества, вскрыть закономерности развития общественных явлений, проявляющиеся в массовом материале. Цели и задачи, которые ставили перед собой эти ученые, близки к современному пониманию сущности статистики.

    В первой половине XIX в. возникло третье направление статистической науки – статистико–математическое. Особый вклад в развитие этого направления внес статистик А. Кетле (1796—1874 гг). Он называл статистику социальной физикой, т. е. наукой, изучающей законы общественной системы с помощью количественных методов. Он обосновал идею использования закономерностей, выявленных из массы случаев, в качестве важнейшего инструмента познания объективного мира.

    Значительный вклад в развитие статистики внесли английские ученые Ф. Гальтон (1822—1911 гг.) и К. Пирсон (1857—1936 гг.). Ф. Гальтон серьезно заинтересовался проблемой наследственности, к анализу которой он вскоре применил статистические методы.

    Наиболее известным ученым XX в. в области статистики на Западе является Р. Фишер (1890—1962 гг.). Он работал в течение полувека. Многие его исследования оказали существенное воздействие на современную статистику.

    На Руси в период Х—ХП вв. собиралась информация, тесно связанная с налогообложением.

    В период Петровских реформ были затронуты практически все сферы общественной жизни страны.

    Они требовали большего числа точных статистических данных, касающихся: цен на хлеб; регистрации заводов и фабрик, вновь создающихся; объемов внешней торговли; количества городов и регистрации численности городского населения.

    В связи с быстрым развитием описательного направления в России происходило становление статистической науки. Самыми выдающимися представителями описательной школы следует назвать таких ученых, как И. К. Кириллов (1689—1737 гг.), М. В. Ло

    моносов (1711—1765 гг.), В. Н. Татищев (1686—1750 гг.), К. Ф. Герман (1767—1838 гг.).

    Творческая работа И. К. Кириллова является одним из самых первых систематизированных экономико–географических описаний в России.

    Большой вклад в развитие статистической науки внес географ. историк В. Н. Татищев, он разработал детальную программу для того, чтобы можно было получить сведения, необходимые для составления географии России с самым полным ее экономическим описанием.

    Особый вклад в статистическую науку внес М. В. Ломоносов, Написанная в 1755 г. книга «Слово похвальное императору Петру Великому» давала оценку Петровской ревизии. В своих трудах он рассматривал ряд вопросов, непосредственно касающихся населения, финансов, природных богатств и многого другого.

    Особой заслугой М. В. Ломоносова считается усовершенствование программы обследования и подготовки данных, которые характеризовали бы географию, население, экономику страны в сельском хозяйстве, торговле, промышленности, транспорте и т. д.

    Что такое статистика

    Первоначально эта программа была разработана В. Н. Татищевым для создания «Атласа Российского».

    По программе в города и уезды были разосланы бланки обследования. Материалы обследования долгое время поступали в академию, и были обработаны уже только после смерти М. В. Ломоносова.

    В начале XIX в. выходит ряд крупных работ по теории статистики. В книге «Всеобщая теория статистики. Для обучающих сей науке» К. Ф. Герман изложил основные положения, раскрывающие статистику как науку.

    В истории развития статистики большая роль принадлежит трудам К. И. Арсеньева (1789—1856 гг.), он считал, что статистика в состоянии дать адекватную характеристику жизни государства.

    Д. П. Журавскому (1810—1856 гг.) принадлежит системное изложение основ теоретической базы статистики как науки, он раскрыл принцип единства количественного и качественного анализа.

    Характерной особенностью представителей академической школы статистики было стремление заменить изучение государства изучением общества. Основоположниками этой школы были Э. Ю. Янсон (1835—1893 гг.), А. И. Чупров (1842—1908 гг.).

    А. А. Чупров (1874—1926 гг.), Н. А. Каблуков (1849—1919 гг.) и А. А. Кауфман (1864—1919 гг.). Представители академической статистики оказали большое положительное влияние на развитие статистической науки в России и на работу статистических органов. К началу XX в. Россия стала одним из признанных центров научной статистической мысли. Большое влияние на развитие математического направления в статистике России произвели работы русских математиков П. П. Чебышева (1821– 1894 гг.), А. А. Маркова (1856—1922 гг.), А. М. Ляпунова (1857– 1919 гг.).

    Исторический опыт советской статистики как науки был обобщен в трудах В.И. Хотимского (1892—1937 гг.), В. С. Немчинова (1894—1964 гг.), В. Н. Старовского (1905—1975 гг.), А. Я. Боярского (1906—1985 гг.), Б. С. Ястремского (1877—1962 гг.), Л. В. Некраша (1886—1949 гг.) и других ученых. Значительный вклад в теорию индексного метода был внесен учеными С. М. Югенбергом, В Е.Адамовым, Г. И. Баклановым, Л. С. Казинцом, И. Г. Венецким и др.

    В настоящее время в Российской Федерации идет работа по совершенствованию и переводу статистической методологии на принятую в международной практике систему учета и статистики в соответствии с требованиями развития рыночной экономики.

    3. Органы статистики в Российской Федерации

    В настоящее время центральным органом единой централизованной системы государственной статистики является Государственный комитет Российской Федерации по статистике (Госкомстат России) – это федеральный орган исполнительной власти.

    Единую систему государственной статистики Российской Федерации при Госкомстате России составляют органы в республиках, автономных областях и округах, краях, городах и районах, а также подведомственные им организации и учреждения.

    Мощными вычислительными ресурсами обладает Главный межрегиональный центр обработки и распространения статистической информации. Этот центр необходим для обработки поступающих из регионов статистических данных.

    Статистическими стандартами Российской Федерации, установленными Госкомстатом России, являются формы и методы сбора и обработки статистических данных, методология расчета статистических показателей.

    Основная деятельность Госкомстата – это разработка федеральных статистических программ, финансируемых из госбюджета.

    Основные задачи Госкомстата:

    1) координация статистической деятельности в государстве;

    2) разработка статистической методологии, которая будет соответствовать потребностям общества на определенном этапе и международным стандартам;

    3) предоставление официальной статистической информации Президенту, Правительству, общественности, Федеральному Собранию Российской Федерации, федеральным органам исполнительной власти, международным и иным организациям В структуре Госкомстата России для решения задач по сбору обработке и анализу статистических данных выделены следующие управления: статистического планирования и организации статистического наблюдения, статистики строительства и основных фондов, статистики окружающей среды и сельского хозяйства статистики цен и финансов, статистики населения и ряд других по отраслям экономики и социальной сферы. В соответствии с федеральными программами определенные виды статистических работ ведутся не только Госкомстатом России, но и иными органами государственного управления: Банком России, Министерством образования России, Министерством финансов России, Министерством труда России, Министерстом Внутренних Дел и другими (общее количество министерств и ведомств составляет более 200).

    4. Предмет изучения статистики

    Любая наука обладает специфическими особенностями, которые отличают ее от других наук и дают ей право на самостоятельное существование. В предмете познания, в принципах и методах изучения науки, которые в совокупности образуют ее методологию, заключается главная особенность каждой науки.

    Предметом статистической науки являются:

    1) массовые социально–экономические явления жизни;

    2) количественная сторона этих явлений в конкретных условиях места и времени.

    Посредством статистических показателей статистика изучает все явления и процессы, протекающие в жизни общества.

    Количественная оценка свойства изучаемого объекта – это статистический показатель. В зависимости от функции статистические показатели можно разделить на: аналитические показатели, учетно–оценочные показатели.

    Аналитические показатели применяются для того, чтобы проанализировать статистическую информацию и охарактеризовать особенность развития изучаемых явлений: скорость развития во времени, типичность признака, соотношение его отдельных частей, меру распределения в пространстве и т. д. Относительные и средние величины, показатели вариации и динамики, тесноты связи и многие другие применяются в статистической науке в качестве аналитических показателей.

    Учетно–оценочные показатели – это статистическая характеристика размера качественно определенных социально–экономических явлений в конкретных условиях места и времени.

    Учетно–оценочные показатели могут отображать объемы распространения их в пространстве или достигнутые на определенные моменты уровни развития.

    В статистике признаки могут выражаться смысловыми понятиями и числовыми значениями.

    Атрибутивными принято называть признаки, которые выражаются смысловыми понятиями, например, к атрибутивному признаку можно отнести пол человека – мужчина и женщина.

    Если атрибутивные признаки принимают одно из двух противоположных значений, их называют альтернативными.

    Количественными принято называть признаки, которые выражены числовыми значениями, например, получаемая заработная плата, возраст, получаемый доход, стаж работы.

    Варьирующими называют признаки, принимающие различные значения у отдельных единиц изучаемого явления. Значение варьирующего признака у отдельных единиц изучаемого явления называется вариантом.

    В статистическом исследовании признаки подразделяются на:

    1) основные – определяют основное (главное) содержание изучаемого объекта;

    2) второстепенные – это признаки, которые непосредственно не связаны с основным их содержанием.

    Изучая свой предмет, статистическая наука образует статистические совокупности.

    Множество единиц, объединенных в соответствии с задачей исследования качественной единой основой, называют статистической совокупностью.

    Единицей совокупности называют первичный элемент статистической совокупности. Единица совокупности является носителем признаков, подлежащих регистрации, и основой ведущегося при обследовании счета.

    Статистический показатель – та категория, которая отображает количественные характеристики соотношения признаков общественных явлений. Статистические показатели бывают:

    1) объемными (численность населения);

    2) расчетными (средние величины);

    3) плановыми;

    4) отчетными;

    5) прогностическими.

    Статистические показатели нужно отличать от понятия «статистические данные», так как статистические данные – это конкретные численные значения статистических показателей. Статистические данные зависят от конкретных условий места и времени и определены как количественные и качественные.

    Опираясь на основные положения экономической теории статистика обогащает экономические науки фактами, которые она получает в результате статистического исследования.

    5. Метод статистики

    В исторической обусловленности статистика изучает динамику социально–экономических явлений.

    Статистическая методология – это разнообразные методы. применяемые для изучения своего предмета.

    В настоящее время знание статистики необходимо каждому специалисту для того, чтобы принять решения в условиях стохастики, проанализировать элементы рыночной экономики.

    Статистика опирается на диалектические категории случайного и необходимого, единичного и массового, индивидуального и общего, качественного и количественного.

    Согласно диалектическому методу познания общественные явления и процессы, протекающие в общественной жизни страны, рассматриваются в развитии, взаимной связи и причинной обусловленности. Знание законов общественного развития дает нам фундамент для правильности толкования явлений, подлежащих статистическому исследованию, а также помогает выбрать надлежащую методику их изучения и анализа.

    Основные этапы экономико–статистического исследования.

    1 этап: с помощью массового научноорганизованного наблюдения получают первичную информацию об отдельных фактах (единицах) изучаемого явления.

    Собранная в ходе массового наблюдения информация представляет собой исходный материал для статистического обобщения, для получения объективных выводов об изучаемом явлении.

    Для того чтобы освободиться от влияния случайных причин и установить характерные черты изучаемого объекта, нужно получить сведения о достаточно большом числе единиц.

    2 этап: это группировка и сводка материалов, которые представляют собой расчленение всей массы единиц на однородные группы и подгруппы, и оформление полученных результатов в виде статистических таблиц.

    Для того чтобы выделить из состава всех случаев единицы разного состава, показать особенности явлений нужно использовать группировку.

    После группировки нужно обобщить данные наблюдения, которые были получены в ходе статистического исследования.

    На третьей заключительной стадии проводится анализ полученной при сводке статистической информации на основе применения обобщающих статистических показателей: абсолютных и относительных величин, средних величин, статистических коэффициентов и индексов.

    Табличные и графические методы имеют широкое применение при изучении статистической информации.

    6. Задачи статистики в современных условиях

    Рост производительных сил и научной деятельности в России вызвал развитие статистики и применение ее в практической деятельности.

    Основные задачи статистической науки:

    1) исследовать происходящие в обществе преобразования социально–экономических процессов;

    2) выявить резервы эффективности общественного производства;

    3) своевременно обеспечить органы законодательной власти надежной информацией.

    Оглавление

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *