Структура личности в психологии

Структура личности в психологии

Личность – это социальное образование с набором индивидуальных свойств, приобретенных в социуме. Согласно этому утверждению, человек является личностью не с рождения, а становится ею постепенно, либо, не становится вообще. Существует три структуры личности в психологии. Это – черты характера, способности и мотивации. Сюда не следует добавлять личностные качества, поскольку эти свойства могут только компенсировать некоторые недостатки характера в структуре личности.

Мотивация

Мотивационная структура личности является детерминантом, движущим элементом в жизни личности. Мотивационная структура определяется сочетанием нескольких групп качеств, которые мы сейчас перечислим.

Есть качества, которые говорят об ориентации индивидуума на себя. Это – корысть, конформизм, самоутверждение.

Есть свойства мотивации, которые расскажут об ориентации на окружающих или вышестоящего лидера – ориентация на

референта, на группу, на близких. От этого будет зависеть, кем будет руководствоваться личность.

А также есть группа свойств личностной мотивации, которые объясняют меру гуманности человека. Это — ориентация на дальних, на общество, и мера добросовестности.

Также есть два отдельных свойства – желание и идеал. Многое в мотивации зависит от величины желания и от высоты идеала. Исходя из этого, подсчитывают благоприятность мотивации. К примеру, высокий гуманизм, низкий идеал, а также ориентация на референта, вряд ли будут мотивировать человека к лидерству.

Потребности

Философы отмечали еще тысячи лет назад, а современные психологи ничем иным не удивляют, заявляя, что человечеству пока не известен полный спектр структуры потребностей личности. Одна из наиболее приемлемых классификаций пишет о потребностях физиологических, в безопасности, причастности к обществу, самореализации и признании. Но на деле, каждая личность проявляет и эти основные качества в разной мере.

Самосознание

Самосознание – это возможность человека преобразовать себя и окружающий мир, а также оценить себя в мире. Структура самосознания личности означает влияние Я – эго, Я – образа и Я – концепции на жизнь человека. Некоторые психологи трактуют его в следующих критериях:

  • самопознание;
  • самоотношение;
  • саморегуляция.

Другие, под этим термином подразумевают чувственное самосознание (ощущение внутренних процессов в организме), личностный (возможность оценки своих плюсов и минусов), аналитический или самоанализ, а также деятельный, то есть, мотивированное поведение.

В любом случае, самосознание человека позволяет ему отделить себя от окружающего мира и сконцентрироваться на своих действиях, состояниях, переживаниях.

 

Статьи по теме:

Как избавиться от стеснительности?

Стеснительность и застенчивость зачастую становятся первыми врагами и мешают добиваться желаемого, так как блокируют коммуникации, способствующие жизненному успеху.

Вербальное мышление

Вербальное мышление, это, своего рода, словесная форма мышления, которую будет не лишним развивать, так как на ряду с этим будут развиваться творческие способности.

Психология масс

Эта статья расскажет о психологии масс, или как еще называют, толпы, а так же об интересных особенностях психологического управления массами.

Управление стрессом

Как известно, в первую очередь от стресса страдает психика, а затем его влияние может негативно отразиться на общем самочувствии и проявиться обострением различных заболеваний. Как справиться со стрессом мы расскажем в этой статье.

Свойства и структура личности

⇐ Предыдущая567891011121314Следующая ⇒

Исследования древних мыслителей, философов относительно человека касались вопросов нравственности и социальности.

Обращение к проблеме психологии личности в XIX в. врачей-психиатров связано с изучением и лечением больных людей. Особенности, которые наблюдались у больных, закономерно­сти личности в дальнейшем были описаны и у здоровых, разницей между нормой и патологией считалась мера выраженности (тревожность, возбудимость, заторможенность и др.).

В дальнейшем развитие теорий личности протекало в русле ответов на ключевые вопросы: Какова природа человека? Каковы ее движущие силы? Каков тип взаимосвязи личности и социального окружения? Что означает оптимальное состояние личности? Каков путь развития личности?

По-английски личность— personality (от лат. persona, что означало маски, которые одевали актеры во время театрального представления). В русском языке личность уходит корнями в «личину», как называли маску скомороха на Руси. Таким образом, в понятие личности заложен компонент, который подчеркивает остойчивость определенных черт (маска ассоциируется с определенным образом), а также указывает на обращенность данных характеристик вовне, к окружающим.

В зарубежной традиции теории личности заостряют внимание на структуре, мотивации, развитии, психопатологии, психическом здоровье и возможностях изменения поведения посредством терапевтического воздействия1.

В основе теорий личности лежит ряд гипотез или допущений (чаще всего заимствованных из философии, в частности, экзистенциализма, прагматизма, марксизма) о том, что же есть человек на самом деле. Неисчерпаемость феномена человека позволяет интерпретировать одну и ту же личность в разные периоды с разных позиций к пониманию его природы, жизненного пути и т. п.

Авторы современного учебника В.В. Нуркова и Н.Б. Брезанская в качестве критериев классификации моделей психологического облика человека предлагают гомеостаз (равновесие) — гетеростаз (нарушение равновесия) и ориентацию на конфликт или на согласие.

Ориентация на конфликт или на согласие исходит из первоначальных посылок:

1.Человек от природы одержим примитивными импульсами. В этом случае конфликт между обществом и человеком неизбежен.

2.Человек от природы хорош, а общество вынуждает его поступать плохо. Конфликт может разрешиться при совершенствовании общества.

3. Конфликт может не проявиться в понимании природы человека как неоднозначной, где от общества зависит развитие его позитивных качеств и угнетение негативных.

4. Бесконфликтная позиция реализуется при подходе к человеку как чистой доске {tabula rasa), где общество отпечатывает на ней все, что пожелает.

К гомеостатическим теориям, ориентированным на конфликт, относится классический психоанализ. Конфликт инстинктов и предписаний общества является движущей силой личности.

Гомеостатические теории, ориентированные на согласие, рассматривают личность как адаптирующуюся к внешнему миру (бихевиористы, когнитивное направление). Гетеростатические теории во главу угла ставят личностный рост, выход за рамки себя, «преодоление себя». Кризисные ситуации рассматриваются как дополнительные стимулы развития. В основном это гуманистические теории (К. Роджерс и А. Маслоу). Главным источником развития личности А. Маслоу видел врожденные тенденции к самоактуализации. Причем реализация самоактуализации — наивысшая потребность, которая удовлетворяется вслед за удовлетворением физиологических потребностей, потребности в безопасности и защите принадлежности и любви, самоуважении.

Л.С. Выготский считал, что личность есть понятие социальное, оно охватывает надприродное, историческое в человеке охватывает единство поведения. Она не врожденна, а возникает в результате культурного развития.

Б.Г. Ананьев рассматривал личность как структуру, которая строится по двум принципам одновременно: 1) субординационному, или иерархическому, при котором более сложные и более общие социальные свойства личности подчиняют себе элементарные и частные свойства; 2) координационному, при котором взаимодействие строится на паритетных началах, допускающих ряд степеней свободы для коррелируемых свойств, т. е. относительную автономию каждого из них. В личности он выделял четыре основные стороны (биологически обусловленные особенности, особенности отдельных психических процессов, уровень подготовленности или опыт личности, социально обусловленные качества личности)1, тесно взаимодействующие между собой, однако доминирующее положение оставалось за социальной стороной личности (мировоззрением, направленностью, идеалами и т. д.).

В.Н. Мясищев, характеризуя личность, отмечал доминирующее отношение (направленность) личности к миру, людям, своему делу и самому себе. Структура личности, по Мясищеву, совпадает с определением характера и является интегральным свойством. Кроме структуры личности Мясищев выделял мотивацию и тенденции личности.

А. Н.Леонтьев рассматривал личность через деятельность субъекта. По Леонтьеву, деятельность образована в иерархических отношениях, иерархии деятельностей — узлы — образуют ядро Личности, каталоги деятельностей подчиняются узлам, вокруг которых и центрируется личность1.

Концепция динамической функциональной структуры личности разработана К.К. Платоновым. Понятие динамической структуры следует понимать как изменчивость сторон личности в течение жизни, связанную с развитием, созреванием личности, а также с социальным распадом, возрастной деградацией и патологическим развитием.

Рассматривая личность как целое, К.К. Платонов представляет ее в виде субординации высших и низших структур.

Первая подструктура, по мнению ученого, наиболее существенна для личности в целом. Это социально обусловленные черты личности, которые характеризуют ее направленность (убеждения, мировоззрение, идеалы, стремления, интересы, желания), их формирование происходит благодаря воспитанию.

Вторая подструктура представляет собой опыт личности (привычки, знания, умения, навыки), на котором сказывается и влияние врожденных биологических свойств. Опыт личности приобретается в обучении.

Третья подструктура — особенности психических процессов, включает память, эмоции, ощущения, мышление, восприятие, чувства, волю. Данные черты личности в большей мере зависят от индивидуальных особенностей психических процессов как форм отражения действительности и развиваются благодаря упражнению.

Четвертая подструктура представлена биопсихическими свойствами. К ним относятся темперамент, половые и возрастные свойства личности, а также патологические изменения.

Психология личности

В связи с этим имеет место компенсация (замещение отсутствующих функций) и тренировка.

К.К.

Платонов утверждал, что не только каждая подструктура имеет свои подструктуры, но и каждое свойство личности может рассматриваться по данному принципу, а также иметь взаимосвязь с другими подструктурами. Убежденность, например, относится к первой подструктуре, но в ее структуру входят в качестве элементов воля, соответствующие знания и умственные навыки.

 

 

Возрастная физиология


⇐ Предыдущая567891011121314Следующая ⇒


Дата добавления: 2017-03-18; просмотров: 212 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:


Структура личности

Понятие личности и ее структура.

Структура личности представляет собой набор неизменных и стабильных свойств, которые проявляются индивидуумами в самых разнообразных ситуациях.

Структура личности в психологии

В психологии принято делить свойства на три класса: черты характера, способности и мотивы. В каждой структуре проявляются недостатки темперамента, которые компенсируются основными достоинствами характера каждой личности. Личностью является человек, который приобрел определенный набор социальных качеств. В число личностных качеств никак не могут попасть психологические, которые характеризуют характер личности, а также его отношение к людям.

Современная психология характеризует личность, как социально-психологическое образование, сформированное в результате жизнедеятельности в обществе. Соответственно, до рождения, у каждого индивида отсутствуют личностные качества. Каждый человек индивидуален, поскольку обладает рядом личностных свойств, присутствующих только у него.

Становление личности – это прямой процесс социализации человека, направленный на освоение им общественной сущности, проявляемое только в определенных обстоятельствах жизнедеятельности каждого человека. Особо четко выделяют две различные структуры личности – социальную и психологическую. Рассмотрим каждую из них более подробно.

Психологическая структура личности.

Психологическая структура личности включает темперамент, волевые качества, способности, характер, эмоции, социальные установки, мотивацию. Психология характеризует личность следующим образом:

  • Интеллектуальность – ограниченность.
  • Рассудительность, стойкость, сдержанность — подверженность влиянию, суетность.
  • Мягкость — черствость, цинизм.
  • Дружелюбие, гибкость, покладистость — ригидность, мстительность, тираничность.
  • Реализм — аутизм.
  • Добросовестность, порядочность — недобросовестность, непорядочность.
  • Уверенность — неуверенность.
  • Тактичность — бестактность.
  • Веселость — грустность.
  • Общительность — необщительность.
  • Самостоятельность — конформность.
  • Разнообразие интересов — узость интересов.
  • Серьезность — ветреность.
  • Агрессивность — доброта.
  • Оптимизм — пессимизм.
  • Щедрость — скупость.
  • Уверенность в себе — неуверенность.
  • Зрелость ума — непоследовательность, алогичность.
  • Спокойствие (самообладание) — невротичность (нервозность).
  • Доброта, ненавязчивость, терпимость — своеволие,эгоизм.
  • Добросердечие, мягкость — злобность, черствость.
  • Сила воли — безволие.
  • Последовательность, дисциплина ума — непоследовательность, разбросанность.
  • Взрослость — инфантилизм.
  • Открытость (контактность) — замкнутость (уединенность).
  • Очарованность — разочарованность.
  • Активность — пассивность.
  • Экспрессивность — сдержанность.
  • Чувствительность — холодность.
  • Честность — лживость.
  • Бодрость — веселость.
  • Смелость — трусость.
  • Независимость — зависимость.

Самоактуализирующаяся личность характеризуется способностью отлично ориентироваться в действительности и активно воспринимать ее; непосредственностью и спонтанностью в поступках и выражении собственных чувств и мыслей; принятием себя и окружающих в их истинном лице; развитием способностей и т.д.

Социальная структура личности.

Проводя исследование социальной структура личности, пришлось столкнуться с рядом теоретических преград, мешающих построить концепцию личности. Главным элементом здесь выступает личность, рассматриваемая как социальное качество. Социологическая структура личности состоит из субъективных и объективных
свойств индивида, которые проявляются и функционируют в процессе его жизнедеятельности. Это может быть как взаимодействие с окружающими, так и самостоятельная деятельность. В социологии крайне важным является определение момента перехода и превращения, происходящего в структуре личности.

Вопрос № 13. Общее понятие о личности и ее психологической структуре.

Предыдущая567891011121314151617181920Следующая

Рассмотрим взгляд на личность выдающихся советских психологов А.Н. Леонтьева и С.Л. Рубинштейна.

"Личность есть специальное человеческое образование". Существует множество взглядов на то, что же такое личность, но большинство авторов принимают следующие два положения: 1 .личность есть некое неповторимое единство, некая целостность; 2-личность есть высшая интегрирующая инстанция, которая управляет психическими процессами. И А. Н. Леонтьев, и С.Л. Рубинштейн говорят о том, что личность формируется в деятельности. И А.Н. Леонтьев, и С.Л. Рубинштейн полагают, что личность действует под влиянием мотивов.

Рассматривая проблему личности, Леонтьев приходит к выводу об общественно-исторической сущности личности, о том, что личность формируется благодаря жизни человека в обществе. Личность создается общественными отношениями, в которые индивид вступает в своей деятельности, при этом индивидуальные особенности не уничтожаются, они могут трансформироваться, но они не являются определяющими личность, а являются предпосылками, условиями ее формирования. Поэтому личностью может быть только человек, и то, достигший определенного возраста. "Личность есть относительно поздний продукт общественно-исторического и онтогенетического развития человека". По Леонтьеву, личность порождается деятельностью. В ходе деятельности человек вступает в отношения с другими людьми (общественные отношения), и эти отношения становятся "образующими" его личность. Таким образом, согласно Леонтьеву, личностью не рождаются, личностью становятся. Со стороны самого человека формирование и жизнь его как личности выступают прежде всего как развитие, трансформация, подчинение и переподчинение его мотивов.

То есть, в основании личности, по Леонтьеву, лежат отношения соподчиненности человеческих деятельностей, порождаемые ходом их развития. Но так как деятельность в теории Леонтьева "есть процесс, побуждаемый и направляемый мотивом", то за соподчинением деятельностей лежит соподчинение мотивов. Именно благодаря иерархии мотивов, по Леонтьеву, происходит формирование личности.

И здесь можно выделить три блока проблем: 1 .социально-психологические ориентиры: a)от семьи до идеологии государства; b)динамика трансформации ценностей, противоречивость и специфика ценностных ориентации, т.е. какие ценности транслируются обществом; c)степень необходимости принятия и усвоения этих ценностей. Все эти параметры представляют собой средства и формы работы общества над формированием личности. 2.проблема взаимодействия субъекта с социальным миром. С этой точки зрения особый интерес представляет анализ механизмов превращения знаемых мотивов в реальнодействующие, процесс целеобразования, конфликты, кризисы, эмоциональные переживания и т.д. 3.проблемы, связанные с анализом такого этапа жизни, на котором реальным фактором развития личности является самосознание, т.е. речь идет о проблеме формирования самооценки, нравственности, смысла жизни.

Движение индивидуального сознания состоит в соотнесении мотивов друг с другом. "Становление этого движения и выражает собой становление связной системы личностных смыслов — становление личности". Смысловые образования соотносятся между собой не в контексте отдельной деятельности, а в более широком жизненном пространстве. Уяснение иерархии требует специфической внутренней деятельности оценивания своей жизни, т.е. представляет собой задачи на смысл. Смысловые образования представляют собой сплав интеллектуальных и эмоциональных процессов. Решение этих задач приводит к формированию личностных ценностей, т.е.

Структура личности в психологии. Основные теории

осознанных и принятых человеком общих смыслов его жизни. Смысловые образования определяют главные и относительно постоянные отношения человека к миру, к другим людям, к самому себе. Совокупность этих отношений и составляет нравственную позицию человека. Смысловые образования динамичны. Динамика проявляется в напряженности, способах их осуществления, соотношении реальных и идеальных целей. Смысловые образования выполняют следующие функции: 1.создание образа, перспективы развития личности с точки зрения отношений между мотивами, но не самих мотивов; 2.оценка и регуляция деятельности не с точки зрения ее успешности, а с точки зрения нравственной, смысловой, т.е. оценка не самих целей и способов поведения, а нравственная оценка средств их достижения. Речь идет о принципах поведения, по отношению к структуре деятельности личностный смысл — это отражение в сознании отношения мотива к цели.

С этой точки зрения, структура личности понимается:

• деятельность; • значение; • смысловые образования как динамические системы, несущие пристрастное отношение человека к действительности. Основной принцип формирования личности: принцип деятельностного опосредования, т.е. через деятельность значение приобретает смысл.

Леонтьев выделяет несколько параметров личности:

1.богатство связей индивида с миром; 2.степень иерархизированности деятельностей, их мотивов. Так, высокая степень иерархизации мотивов выражается в том, сто свои действия человек как бы примеривает к главному для него мотиву-цели, названному Леонтьевым жизненной целью. 3.общий тип строения личности. По Леонтьеву, структура личности есть устойчивая конфигурация главных, внутри себя иерархизированных мотивационных линий. Мотивационная сфера личности, продолжает Леонтьев, всегда многовершинна. "Внутреннее соотношение главных мотивационных линий в совокупности деятельностей человека образуют как бы общий "психологический профиль личности".

Одной из проблем изучения личности является сложность в выделении, единицы анализа структуры личности. Существует три основных типа подходов к этой проблематике: 1 .отождествление структуры личности со структурой физического объекта, т.е. анализ по элементам. Структура личности рассматривается как набор факторов или черт личности. В качестве элемента рассматривается черта личности. 2.блочный подход: выявляются подструктуры темперамента, мотивации, характера, прошлого опыта. Исследуется характер связи между блоками. З.в качестве системообразующего фактора рассматривается то или иное динамическое образование личности, т.е. такое образование, в котором сконцентрированы все свойства личности как целого: установка, по Узнадзе; потребность, по Маслоу; доминирующее отношение, по Мясищеву.

Говоря о личности, нельзя пройти мимо такого понятия как сознание и самосознание личности. Говоря о личности, мы говорим о том, что основным ее свойством является наличие сознательного соподчинения мотивов. Леонтьев пишет, что сознание есть "открывающаяся субъекту картина мира, в которую включен и он сам, его действия и состояния. И вслед за Марксом, Леонтьев говорит, что сознание есть специфически человеческая форма субъективного отражения объективной реальности, она может пониматься только как продукт отношений и опосредований, возникающих в ходе становления и развития общества.

Формирование личности, хотя и есть процесс освоения специальной сферы общественного опыта, но процесс совершенно особый. Ведь здесь речь идет о таком освоении, в результате которого происходит формирование новых мотивов и потребностей, их преобразование, соподчинение и т.п. А достичь этого путем простого усвоения не возможно. Усвоенный мотив в лучшем случае мотив знаемый, но не реально действующий. Знать, что надо делать, не значит хотеть это делать. Новые потребности и мотивы, а так же их соподчинения возникают в процессе не усвоения, а переживания, или проживания.

Рассмотрим этапы формирования личности. Личность, по Леонтьеву, рождается дважды:

Первое ее рождение относится к дошкольному возрасту и знаменуется установлением первых иерархических отношений мотивов, первыми подчинениями непосредственных побуждений социальным нормам. "Узлы" личности завязываются в интерперсональных отношениях и лишь затем становятся элементами внутренней структуры личности.

Второе рождение личности начинается в подростковом возрасте и выражается в появлении стремления и способности осознавать свои мотивы, а так же проводит активную работу по их подчинению и переподчинению.

С.Л. Рубинштейн понимает личность как основание, интегрирующее все психические процессы, свойства и состояния, как интегрирующее звено, через которое внешнее воздействие связано со своим эффектом в психике индивида.

— Все психические процессы, составляющие содержание деятельности, протекают в личности и зависят от нее, вся психология человека является психологией личности. Изучение психического облика личности включает три основных вопроса:

1. Что человек хочет? Это вопрос о направленности, установках и тенденциях, потребностях и идеалах человека; 2. Что он может? Это вопрос о способностях, дарованиях человека; 3. Что он есть? Это вопрос о характере человека. Характер в своем содержательном аспекте тесно связан с вопросом о том, что для человека значимо в мире и в чем для него смысл жизни и деятельности. Это проявляется в мотивах и целях его деятельности и определяет стержень личности. — В конкретной деятельности человека все эти стороны психического облика личности сплетены в едином узле. — Рубинштейн выделил три принципиальных положения, имеющие значение для понимания психологии личности: 1. Психические свойства личности в ее поведении, в действиях и поступках, которые она совершает, одновременно и проявляются, и формируются. 2. В психическом облике личности выделяются различные сферы или черты, характеризующие ее разные стороны, но при всем их многообразии они смыкаются в единстве личности. 3. Психический облик личности во всем многообразии психических свойств определяется реальным бытием, действительной жизнью человека и формируется в конкретной деятельности. Деятельность же личности формируется по мере того, как человек в процессе воспитания и обучения овладевает исторически сложившимся содержанием материальной и духовной культуры. — Образ жизни человека обусловливает психический облик личности, которая, в свою очередь, накладывает отпечаток на его образ жизни.

Таким образом, С. Л. Рубинштейн заложил основы деятельностного подхода в психологии, способствовал становлению и формированию отечественной психологии.

 

А. Н. Леонтьев о личности

Личность неравно индивид; это особое качество, которое приобретается индивидом в обществе, в совокупности отношений, общественных по своей природе, в которые индивид вовлекается.

Личность есть системное и поэтому "сверхчувственное" качество, хотя носителем этого качества является вполне чувственный, телесный индивид со всеми его прирожденными и приобретенными свойствами. Они, эти свойства, составляют лишь условия (предпосылки) формирования и функционирования личности, как и внешние условия и обстоятельства жизни, выпадающие на долю индивида. С этой точки зрения, проблема личности образует новое психологическое измерение:

• иное, чем измерение, в котором ведутся исследования тех или иных психических процессов, отдельных свойств и состояний человека;

• это исследование его места, позиции в системе общественных связей, общений, которые открываются ему;

• это исследование того, что, ради чего и как использует человек доставшееся ему от рождения и приобретенное им.

— Антропологические свойства индивида выступают не как определяющие личность или входящие в ее структуру, а как генетически заданные условия формирования личности и вместе с тем как то, что определяет не ее психологические черты, а лишь формы и способы их проявления.

— Личностью не рождаются, личностью становятся. Личность есть относительно поздний продукт общественно-исторического и онтогенетического развития человека.

— Личность есть специальное человеческое образование.

— Реальным базисом личности человека является совокупность его общественных отношений к миру, тех отношений, которые реализуются его деятельностью, точнее, совокупностью его многообразных деятельно-стей.

— Становление личности — это становление связной системы личностных смыслов.

— Существуют три основных параметра личности:

1) широта связей человека с миром;

2) степень их иерархизованности;

3) их общая структура.

— Личность рождается дважды:

• первое рождение относится к дошкольному возрасту и знаменуется установлением первых иерархических отношений между мотивами, первыми подчинениями непосредственных побуждений социальным нормам;

• второе рождение личности начинается в подростковом возрасте и выражается в появлении стремления и способности осознавать свои мотивы, а также проводить активную работу по их подчинению и переподчинению.

Второе рождение личности предполагает наличие самосознания.

Таким образом, А. Н. Леонтьев внес огромный вклад в развитие отечественной и мировой психологии, а его идеи развиваются учеными и в настоящее время.

 

 

Предыдущая567891011121314151617181920Следующая

ПОНЯТИЕ ЛИЧНОСТИ В ПСИХОЛОГИИ

Краткий курс лекций

 

Раздел 1. Психология личности.

 

Тема 1.1. Личность как объект психологического исследования. Западные и отечественные подходы к изучению личности.

ПОНЯТИЕ ЛИЧНОСТИ В ПСИХОЛОГИИ

Понятие личности начало складываться уже в древности. Первоначально термин «личность» обозначал маску, которую надевал актёр древнего театра, затем — самого актёра и его роль в представлении. Термин «личность» впоследствии стал обозначать реальную роль человека в общественной жизни.

 

Личность — объект исследования общественных наук: история, философия, социология, этика, эстетика, педагогика и пр.

 

Проблема личности, являясь одной из центральных в теоретической и прикладной психологии.

Ее теоретическая разработка характерна для ряда отечественных психологов: Б.Г.Ананьева; Б.Ф.Ломова; А.В.Петровского; А.Г.Ковалёва; С.Л.Рубинштейна; Е.В.Шорохова; К.Л.Абульханова; В.Н.Мясищева; Д.Н.Узнадзе; Б.В.Зейгарник; И.М.Палей; Б.С.Братусь.

Также проблемой личности занимались такие психологи как: Бодалёв Л.А.; Брушлинский А.В.; Давыдов В.В.; Зинченко В.П.; Кон И.С.; Лазурский А.Ф.; Мерлин В.С.; Платонов К.К.; Рейнвальд Н.И.; Рубцов В.В.; Фельдштейн Д.И.; Шкуратова И.П.; Ядов В.А.

 

Зарубежные психологи:

Личность в психоанализе: З. Фрейд, А. Адлер, Э. Фромм, К. Хорни, Э. Эриксон, В. Райх, Ж. Лакан и др.

Личность в глубинной психологии Карла Юнга.

Личность в гуманистической психологии: А. Маслоу, К. Роджерс и их современные последователи.

Личность в трансперсональной психологии: С. Гроф, Т. Лири, Т. Маккенна, Ч. Тарт, К. Уилбер, Р. Уолш и др.

Нейролингвистическое программирование (НЛП) о личности: Р. Бэндлер, Д. Гриндер и их последователи.

Психосинтез Р. Ассаджоли о личности.

Трансактный анализ Э. Берна о личности.

Онтопсихология А. Менегетти о личности.

Логотерапия В.

Структура личности

Франкла о личности.

Элементы восточных религий и философий в современных западных учениях о личности.

 

На вопрос, что такое личность, психологи отвечают по-разному, и в разнообразии их ответов, а отчасти и в расхождении мнений на этот счет проявляется сложность самого феномена личности.

Каждое из определений личности, имеющихся в литературе (если оно включено в разработанную теорию и подкреплено исследованиями) , заслуживает того, чтобы учесть его в поисках глобального определения личности.

Личность чаще всего определяют — как человека в совокупности его социальных, приобретенных качеств. Это значит, что к числу личностных не относятся такие особенности человека, которые генотипически или физиологически обусловлены, никак не зависят от жизни в обществе.

Во многих определениях личности подчеркивается, что к числу личностных не относятся психологические качества человека, характеризующие его познавательные процессы или индивидуальный стиль деятельности, за исключением тех, которые проявляются в отношениях к людям, в обществе. В понятие «личность» обычно включают такие свойства, которые являются более или менее устойчивыми и свидетельствуют об индивидуальности человека, определяя его значимые для людей поступки.

Следовательно, если иметь в виду указанные ограничения, то Личностьэто человек, взятый в системе таких его психологических характеристик, которые социально обусловлены,. проявляются в общественных по природе связях и отношениях являются устойчивыми, определяют нравственные поступки человека, имеющие существенное значение для него самого и окружающих.

СООТНОШЕНИЕ ПОНЯТИЙ "ЧЕЛОВЕК", "ЛИЧНОСТЬ", "ИНДИВИД", "ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ"

Наряду с понятиями «человек», «личность» в науке нередко употребляются термины «индивид», «индивидуальность» (рис. 1). Их отличие от понятия «личность» состоит в следующем:

Понятие «человек» — биологическое существо, принадлежащее к классу млекопитающих видов Homo sapiens; включает в себя совокупность всех человеческих качеств, свойственных людям, независимо от того, присутствуют или отсутствуют они у данного конкретного человека. В отличии от других животных, этот вид наделен Сознанием (т.е. способностью понимать сущность как внешнего мира, так и свою собственную природу, и в соответствии с этим поступать и действовать разумно). Самосознание — вершина развития сознания человека как в филогенезе (история рода), так и в онтогенезе (история жизни индивида).

Понятие «индивид» характеризует именно его и дополнительно включает такие психологические и биологические свойства, которые наряду с личностными также ему присущи. Кроме того, в понятие «индивид» входят как качества, отличающие данного человека от других людей, так и общие для него и многих других людей свойства.

Индивидом можно считать и новорожденного, и взрослого на стадии дикости, и высокообразованного жителя цивилизованной страны.

Понятие "личность" —несколько уже, чем понятие "человек". Личность — категория общественно-историческая. Ее общественная сущность и социальные функции — являются главными показателями в характеристике. Личность — сознательный индивид, занимающий определенное положение в обществе и выполняющий определенную общественную роль. Роль — это социальная функция личности (роль матери и роль отца — воспитание детей; роль руководителя — управлять коллективом организации и пр.). Позиция личности — система ее отношений (отношения к материальным условиям жизни, к обществу и людям, к себе, к своим обязанностям: общественным, трудовым и пр.). Эти отношения характеризуют нравственный облик личности, ее социальные установки.

Личностью в психологии обозначается системное (социальное) качество, приобретаемое индивидом в предметной деятельности и общении и характеризующее меру представленности общественных отношений в индивиде.(А.В. Петровский).

Понятие "индивидуальность" — это самое узкое по содержанию понятие из всех обсуждаемых. Оно содержит в себе лишь те индивидные и личностные свойства человека, такое их сочетание, которое данного человека отличает от других людей. Когда говорят об индивидуальности личности, то имеют в виду ее оригинальность. Обычно словом индивидуальность — определяют какую-либо главенствующую особенность личности, делающую ее непохожей на окружающих (индивидуальность в интеллектуальной, эмоциональной, волевой сфере и пр. или сразу в нескольких).

Индивидуальность проявляется в чертах темперамента, характера, привычках, преобладающих интересах, в качествах познавательных процессов (восприятия, памяти, мышления, воображения), в способностях, индивидуальном стиле деятельности и т.д. Нет двух людей с одинаковым сочетанием указанных психологических особенностей — личность человека неповторима в своей индивидуальности (А.В. Петровский).

Рис. 1. Соотношение объемов понятий «человек», «личность»,

«индивид» и «индивидуальность»

Предыдущая12345678910111213141516Следующая


Дата добавления: 2015-09-18; просмотров: 397;


ПОСМОТРЕТЬ ЕЩЕ:

ПОНЯТИЕ ЛИЧНОСТИ В ПСИХОЛОГИИ

Краткий курс лекций

 

Раздел 1. Психология личности.

 

Тема 1.1. Личность как объект психологического исследования. Западные и отечественные подходы к изучению личности.

ПОНЯТИЕ ЛИЧНОСТИ В ПСИХОЛОГИИ

Понятие личности начало складываться уже в древности.

Первоначально термин «личность» обозначал маску, которую надевал актёр древнего театра, затем — самого актёра и его роль в представлении. Термин «личность» впоследствии стал обозначать реальную роль человека в общественной жизни.

 

Личность — объект исследования общественных наук: история, философия, социология, этика, эстетика, педагогика и пр.

 

Проблема личности, являясь одной из центральных в теоретической и прикладной психологии.

Ее теоретическая разработка характерна для ряда отечественных психологов: Б.Г.Ананьева; Б.Ф.Ломова; А.В.Петровского; А.Г.Ковалёва; С.Л.Рубинштейна; Е.В.Шорохова; К.Л.Абульханова; В.Н.Мясищева; Д.Н.Узнадзе; Б.В.Зейгарник; И.М.Палей; Б.С.Братусь.

Также проблемой личности занимались такие психологи как: Бодалёв Л.А.; Брушлинский А.В.; Давыдов В.В.; Зинченко В.П.; Кон И.С.; Лазурский А.Ф.; Мерлин В.С.; Платонов К.К.; Рейнвальд Н.И.; Рубцов В.В.; Фельдштейн Д.И.; Шкуратова И.П.; Ядов В.А.

 

Зарубежные психологи:

Личность в психоанализе: З. Фрейд, А. Адлер, Э. Фромм, К. Хорни, Э. Эриксон, В. Райх, Ж. Лакан и др.

Личность в глубинной психологии Карла Юнга.

Личность в гуманистической психологии: А. Маслоу, К. Роджерс и их современные последователи.

Личность в трансперсональной психологии: С. Гроф, Т. Лири, Т. Маккенна, Ч. Тарт, К. Уилбер, Р. Уолш и др.

Нейролингвистическое программирование (НЛП) о личности: Р. Бэндлер, Д. Гриндер и их последователи.

Психосинтез Р. Ассаджоли о личности.

Трансактный анализ Э. Берна о личности.

Онтопсихология А. Менегетти о личности.

Логотерапия В. Франкла о личности.

Элементы восточных религий и философий в современных западных учениях о личности.

 

На вопрос, что такое личность, психологи отвечают по-разному, и в разнообразии их ответов, а отчасти и в расхождении мнений на этот счет проявляется сложность самого феномена личности.

Каждое из определений личности, имеющихся в литературе (если оно включено в разработанную теорию и подкреплено исследованиями) , заслуживает того, чтобы учесть его в поисках глобального определения личности.

Личность чаще всего определяют — как человека в совокупности его социальных, приобретенных качеств. Это значит, что к числу личностных не относятся такие особенности человека, которые генотипически или физиологически обусловлены, никак не зависят от жизни в обществе.

Во многих определениях личности подчеркивается, что к числу личностных не относятся психологические качества человека, характеризующие его познавательные процессы или индивидуальный стиль деятельности, за исключением тех, которые проявляются в отношениях к людям, в обществе. В понятие «личность» обычно включают такие свойства, которые являются более или менее устойчивыми и свидетельствуют об индивидуальности человека, определяя его значимые для людей поступки.

Следовательно, если иметь в виду указанные ограничения, то Личностьэто человек, взятый в системе таких его психологических характеристик, которые социально обусловлены,. проявляются в общественных по природе связях и отношениях являются устойчивыми, определяют нравственные поступки человека, имеющие существенное значение для него самого и окружающих.

СООТНОШЕНИЕ ПОНЯТИЙ "ЧЕЛОВЕК", "ЛИЧНОСТЬ", "ИНДИВИД", "ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ"

Наряду с понятиями «человек», «личность» в науке нередко употребляются термины «индивид», «индивидуальность» (рис. 1). Их отличие от понятия «личность» состоит в следующем:

Понятие «человек» — биологическое существо, принадлежащее к классу млекопитающих видов Homo sapiens; включает в себя совокупность всех человеческих качеств, свойственных людям, независимо от того, присутствуют или отсутствуют они у данного конкретного человека. В отличии от других животных, этот вид наделен Сознанием (т.е. способностью понимать сущность как внешнего мира, так и свою собственную природу, и в соответствии с этим поступать и действовать разумно). Самосознание — вершина развития сознания человека как в филогенезе (история рода), так и в онтогенезе (история жизни индивида).

Понятие «индивид» характеризует именно его и дополнительно включает такие психологические и биологические свойства, которые наряду с личностными также ему присущи. Кроме того, в понятие «индивид» входят как качества, отличающие данного человека от других людей, так и общие для него и многих других людей свойства.

Индивидом можно считать и новорожденного, и взрослого на стадии дикости, и высокообразованного жителя цивилизованной страны.

Понятие "личность" —несколько уже, чем понятие "человек". Личность — категория общественно-историческая. Ее общественная сущность и социальные функции — являются главными показателями в характеристике. Личность — сознательный индивид, занимающий определенное положение в обществе и выполняющий определенную общественную роль. Роль — это социальная функция личности (роль матери и роль отца — воспитание детей; роль руководителя — управлять коллективом организации и пр.). Позиция личности — система ее отношений (отношения к материальным условиям жизни, к обществу и людям, к себе, к своим обязанностям: общественным, трудовым и пр.).

Психологическая структура личности

Эти отношения характеризуют нравственный облик личности, ее социальные установки.

Личностью в психологии обозначается системное (социальное) качество, приобретаемое индивидом в предметной деятельности и общении и характеризующее меру представленности общественных отношений в индивиде.(А.В. Петровский).

Понятие "индивидуальность" — это самое узкое по содержанию понятие из всех обсуждаемых. Оно содержит в себе лишь те индивидные и личностные свойства человека, такое их сочетание, которое данного человека отличает от других людей. Когда говорят об индивидуальности личности, то имеют в виду ее оригинальность. Обычно словом индивидуальность — определяют какую-либо главенствующую особенность личности, делающую ее непохожей на окружающих (индивидуальность в интеллектуальной, эмоциональной, волевой сфере и пр. или сразу в нескольких).

Индивидуальность проявляется в чертах темперамента, характера, привычках, преобладающих интересах, в качествах познавательных процессов (восприятия, памяти, мышления, воображения), в способностях, индивидуальном стиле деятельности и т.д. Нет двух людей с одинаковым сочетанием указанных психологических особенностей — личность человека неповторима в своей индивидуальности (А.В. Петровский).

Рис. 1. Соотношение объемов понятий «человек», «личность»,

«индивид» и «индивидуальность»

Предыдущая12345678910111213141516Следующая


Дата добавления: 2015-09-18; просмотров: 400;


ПОСМОТРЕТЬ ЕЩЕ:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *