15 ОБЪЕКТ, ПРЕДМЕТ И МЕТОДЫ КУЛЬТУРОЛОГИИ
Определение объекта и предмета культурологии концентрируется вокруг понятия культуры. Культурология, находящаяся в поле напряжения между социально—научным и гуманитарным подходами, в качестве объекта исследования имеет весь мир искусственных порядков (вещей, технологий деятельности, форм социальной организации, знаний, понятий, символов, языков коммуникации и т. п.).
Предметная область культурологии также широка. Ее составляют онтология культуры (многообразие ракурсов познания); гносеология культуры (основания культурологического знания, его структура и методология); морфология культуры; культурная семантика (представления о символах, знаках, языках культуры); антропология культуры (представления о личностных параметрах культуры); социология культуры; социальная и историческая динамика культуры; прикладные аспекты культурологии.
Культурология применяет различные методы изучения культуры. К числу наиболее традиционных принадлежит диахронический метод, позволяющий исследовать культурные процессы и явления в хронологической последовательности их появления и протекания. Данный метод сопрягается с другими методами, в частности с синхроническим.
Синхронический метод состоит в совокупном анализе двух или нескольких культур на протяжении определенного времени их развития. Этот метод позволяет не только изложить культурные явления, но и сопоставить, проанализировать, оценить их.
Более широкие возможности в этом смысле представляет сравнительно—исторический (компаративный) метод. Его суть состоит в том, что он позволяет сравнивать в историческом разрезе многие явления культурного комплекса, проникать в их сущность.
В культурологии широко используется также структурно—функциональный метод. Его суть заключается в разложении изучаемого объекта культуры на составные части и выявлении внутренней связи, обусловленности между ними.
Но в рамках этого уровня анализа описания культуры еще остаются как бы отделенными, не связанными друг с другом.
Задачи, связанные с большей обобщающей способностью видеть за конкретными явлениями культуры ее глубинные смыслы, позволил разрешать системный метод познания культуры.
В культурологии широко используется также эмпирический метод. В его рамках применяются традиционные полевые антропологические методы – описание, классификация, наблюдение, интервью.
В последние годы все чаще используются методы математического моделирования социокультурной реальности. Но при их использовании сохраняется проблема несводимости масштабной и сложно структурированной культурной информации к точным математическим формулам.
Следует отметить, что в науке не существует универсального метода, применяемого для решения любых задач.
Содержание
- Шпаргалка: Теоретическая и прикладная культурология. Методы культурологических исследований
- Социологический и культурологический подходы к исследованию развития науки.
- Структурно-функциональный подход в изучении культуры.
- Деятельностный подход в анализе сущности «культуры». Сущность концепции «локальных цивилизаций». Культура как мера и способ развития человека. Различные аспекты ее понимания до середины 19 века. Представление о культуре в конце 19-начале 20 веков.
- Культурология. Шпаргалка (А. Д. Барышева)
- Похожие главы из других работ:
- Проблема 4. Методы культурологических исследований
- Глава 1. История изучения богочановской культуры в контексте археологических исследований в Зауралье и Западной Сибири
- Методы изучения читателей,
- Глава 2. Обзорно-аналитическая информация, как результат информационных исследований и средство удовлетворения информационных потребностей
- § 3. Источники и методы исследования
- Теория развития дизайна. Этапы, хронология исследований
- 4. Правовая культура как предмет научных исследований
- 3. Методы и подходы культурологии
- 1.1 Законодательные методы
- 1.2 Административные методы
- 7. Какая из культурологических концепций ближе всего к концепции Сорокина и почему
- 2.2 Методы выполнения практической работы
- II. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
- 2.1 Методы исследования
- 2. Методология и методы науки.
- Методы и функции культурологии
Шпаргалка: Теоретическая и прикладная культурология. Методы культурологических исследований
Каждый из методов обладает своими достоинствами, но имеет и свои недостатки и может решать только соответствующие ему научные вопросы. Отсюда выбор правильного метода и составляет одну из важных задач любой науки. Сложность предмета культурологии, а также ее богатые межпредметные связи с другими науками привели к разнообразию методов, используемых в ней для изучения феномена культуры во всех аспектах.
Именно различие методологических основ и обусловливает наличие разных подходов. Можно выделить следующие основные группы методов и подходов.
Метод научного историзма.Здесь культура понимается с точки зрения ее генезиса (возникновения и развития). Без этого метода объективный анализ культуры невозможен. Этот подход позволяет проследить развитие культуры от момента возникновения и до настоящего времени.
Направленность культуры определяется как некое ее развитие во времени от прошлого к будущему. С таким взглядом на культуру мы сможем не просто рассмотреть ее в определенный момент времени, но и определять ее движение, преобразование, а также сравнивать различные временные состояния.
Компаративный метод.С помощью данного метода можно провести сравнительно‑исторический анализ разных культур или каких‑либо конкретных областей культуры в определенном временном интервале. При этом обычно сравниваются схожие элементы разных культур, что дает возможность показать специфику этих культур.
Согласно отечественной традиции XX в., изучение культуры происходило в рамках философской мысли, которая стремилась выработать системный подходк анализу культуры как социального явления. В итоге перед нами философское обоснование культуры, когда ее сущность рассматривается как универсальное свойство общества.
Ценностный (аксиологический) метод. Культура является функцией человеческого рода, она включает те способы, при помощи которых человек утверждает свое существование в мире. Цель культурной деятельности, таким образом, сохранение жизни человека, наделение ее смыслом. Именно человек (жизнь человека) выступает абсолютной культурной ценностью.
Смыслы культуры – это содержание, которое не может быть выражено непосредственно и однозначно. Смысл понимается как сложная взаимосвязь символов и знаков культуры.
⇐ Предыдущая12345Следующая ⇒
Дата добавления: 2015-05-30; просмотров: 776; Опубликованный материал нарушает авторские права? | Защита персональных данных |
Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:
Читайте также:
Социологический и культурологический подходы к исследованию развития науки.
Швырёв: Наука выступает здесь как система управления деятельностью, она включена в деятельность в качестве ее идеального плана. рамках данных подходов предметами исследования становятся связь научного сообщества с определенными стилями мышления, социальные роли и ценностные ориентации ученых, этос науки, амбивалентность научных норм. Происхождение науки рассматривается как социально-культурного феномен в рамках социологии знания (М. Шелер, К. Мангейм) и социологии науки (Л. Флек, Ф. Знанецкий, Р. Мертон).
Социологический подход к науке раскрывает зависимость науки от потребностей развития техники, от существующих социально-политических структур, от складывающегося научного сообщества, его ценностей и норм, от религиозных ориентаций ведущих англ. учёных 17 в. Мертон связывает возникновение науки с пуританизмом (что касается только анг. науки), делая осн. акцент на формировании норм науки как социального института. Для структурно-функционального анализа важно понять любой соц. институт с т. зр. функционирования системы ценностей и норм поведения. Мертон формулирует осн. хар-ки этноса науки, или нормативных регулятивов научной деятельности – универсализм, коллективизм, бескорыстность и организованный скептицизм. Познавательная деятельность рассматривается как деятельность, соответствующая этим всеобщим нормам, остающимся на протяжении всей истории науки неизменными, устойчивыми и обеспечивающими существование науки как таковой. Эта едина ценностно-нормативная структура науки, или ей этос, выражается в системе предписаний, запретов, предпочтений, санкций и разрешений. Наука как соц. институт обладает специфической системой распределения вознаграждения за осуществление институционально предписанных ролей (Н: присвоение имени учёного открытию, почетные награды, академические звания и т.д.). В науке как соц. феномене существует борьба за приоритет соей теории, что привело к появлению в науке понятий плагиат, шельмование противников, отказ от борьбы за признание. Отклоняющееся поведение свидетельствует об проявлении дисфункции ученого, что не способствует выживанию научной системы..
В рамках культурологического подхода к науке все существующие на Земле цивилизации были разделены (Тойнби) на традиционные и технократические. Различия традиционной и техногенной цивилизации носят радикальный характер, который в значительной мере распространяется и на науку.
Традиционные общества характеризуются замедленными темпами социальных изменений. Конечно, в них также возникают инновации как в сфере производства, так и в сфере регуляции социальных отношений, но прогресс идет очень медленно по сравнению со сроками жизни индивидов и даже поколений. Соответственно в культуре этих обществ приоритет отдается традициям, образцам и нормам, аккумулирующим опыт предков, канонизированным стилям мышления. Инновационная (научная) деятельность отнюдь не воспринимается здесь как высшая ценность, напротив, она имеет ограничения и допустима лишь в рамках веками апробированных традиций. Древняя Индия и Китай, Древний Египет, государства мусульманского Востока эпохи средневековья и т.д. — все это традиционные общества. Этот тип социальной организации сохранился и до наших дней: многие государства третьего мира сохраняют черты традиционного общества, хотя их столкновение с современной западной (техногенной) цивилизацией рано или поздно приводит к радикальным трансформациям традиционной культуры и образа жизни.
В техногенных цивилизациях всё не так. Можно сказать так, что экстенсивное развитие истории здесь заменяется интенсивным; пространственное существование — временным. Резервы роста черпаются уже не за счет расширения культурных зон, а за счет перестройки самих оснований прежних способов жизнедеятельности и формирования принципиально новых возможностей. Самое главное и действительно эпохальное, всемирно-историческое изменение, связанное с переходом от традиционного общества к техногенной цивилизации, состоит в возникновении новой системы ценностей.
Структурно-функциональный подход в изучении культуры.
Ценностью считается сама инновация, оригинальность, вообще новое. С этим связан особый статус научной рациональности в системе ценностей техногенной цивилизации, особая значимость научно-технического взгляда на мир, ибо познание мира является условием для его преобразования. Оно создает уверенность в том, что человек способен, раскрыв законы природы и социальной жизни, регулировать природные и социальные процессы в соответствии со своими целями. Поэтому в новоевропейской культуре и в последующем развитии техногенных обществ категория научности обретает своеобразный символический смысл. Она воспринимается как необходимое условие процветания и прогресса. Ценность научной рациональности и ее активное влияние на другие сферы культуры становится характерным признаком жизни техногенных обществ.
В целом же через призму культуры – наука выступает как способ получения и накопление знаний, средством удовлетворения потребностей человека (гл. образом учённого).
НАВЕРХ
Деятельностный подход в анализе сущности «культуры». Сущность концепции «локальных цивилизаций». Культура как мера и способ развития человека. Различные аспекты ее понимания до середины 19 века. Представление о культуре в конце 19-начале 20 веков.
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Понимание культуры в классической и постклассической западноевропейской философии
Мыслители Античности о культуре. Представление о культуре в Средние века. Гуманистическое понимание культуры. Становление теории культуры в Новое время. Классические концепции культуры.
Культурология. Шпаргалка (А. Д. Барышева)
Психоаналитический подход к культуре западноевропейских психологов.
реферат [60,7 K], добавлен 15.07.2008
Понятие и сущность культуры, история ее изучения
Определение культуры, культурологические концепции, ее основные формы. Культура как способ передачи социального опыта и способ личностной регуляции. Историческое развитие представлений о культуре. Культура первобытного общества, развитие древних культур.
реферат [48,4 K], добавлен 27.10.2011
Историческое представление о культуре
Античные представления о культуре. Культура в Средние века. Развитие представлений о культуре в эпоху Возрождения и Новое время. Натуралистическая концепция культуры. Развитие культуры и развитием знаний. Культура как совокупность духовных ценностей.
реферат [30,2 K], добавлен 21.01.2009
Историческая динамика культуры
Проблемы исторического развития культуры, анализируются различные концепции исторической динамики культуры: теории культурных циклов, линейной динамики культуры, концепции культурного прогресса. Концепции развития культуры Данилевского, Шпенглера.
реферат [28,3 K], добавлен 01.05.2008
Культура России в конце XIX — начале XX века
Особенности развития отечественной культуры в конце XIX — начале XX в. Проблема приобщения социальных низов к элементарной грамотности. Рост числа различных добровольных образовательных обществ, народных университетов. Вклад ученых в технический прогресс.
презентация [1,1 M], добавлен 24.10.2014
Дилемма: «единая мировая культура» или «история локальных цивилизаций»
Культура и цивилизация: понятия, определения, сущность, их взаимосвязь. Эволюция представлений о культуре. Взгляды на цивилизации в их развитии. Разряды социокультурной человеческой деятельности. Роль и значимость для общества культуры и цивилизации.
реферат [42,7 K], добавлен 08.02.2009
Культурологические концепции второй половины XIX и XX веков
Концепции культуры XIX-XX вв. Морфологическая концепция локальных культур Шпенглера. Социологическая концепция культуры Макса и Вебера. Игровая модель Хейзинги. Концепция Шубарта. Культурологические концепции 60-90-х годов XX в.: культура Тойнби.
реферат [25,8 K], добавлен 21.01.2008
Культура как социальное явление
Деятельностный подход в изучении культуры. Понятие «культура», ее структура и функции. Выражение человеческого единства с природой и обществом. Искусство в системе культуры. Роль духовной культуры. Развитие творческих сил и способностей личности.
реферат [22,8 K], добавлен 27.07.2009
Искусство, религия и наука в целостной системе культуры
Культура. Культурология наука о культуре, о смыслах. Мир культуры человека. Материальная культура. Язык культуры. Религия. Искусство. Греческая культура. Римская культура. Античность. Средние века. Эпоха Просвещения. Характерные черты ее культуры.
реферат [27,9 K], добавлен 17.03.2007
Концепции культуры в российской общественной мысли первой половины XX века (В.С. Соловьев, Н.А. Бердяев, П.А. Флоренский)
Анализ взглядов представителей русской религиозной философии Серебряного века на сущность и предназначение культуры. Идея победы культуры над природой В.С. Соловьева. Представления о назначении культуры в философии Н.А. Бердяева, П.А. Флоренского.
курсовая работа [46,0 K], добавлен 27.05.2008
Похожие главы из других работ:
Антропология человека
2. Методы антропологии
Антропология отличается своими главными методами (основанными на долгосрочном включенном наблюдении и лингвистической компетентности), микроисследованиями, и расширением за пределы строго социальных явлений в сторону культуры, искусства…
Богочановская культура VI–II в.в.
Проблема 4. Методы культурологических исследований
до н.э. и ее анализ в свете новых материалов
Глава 1. История изучения богочановской культуры в контексте археологических исследований в Зауралье и Западной Сибири
богочановская культура археологический Прежде чем приступить к рассмотрению истории изучения раннего железного века южнотаежного Прииртышья, мы хотим предупредить, что не стали подробно останавливаться на отдельных работах…
Изучение читателей в библиотеке
Методы изучения читателей,
Методические подходы к изучению читателей. Для подготовки курсовой работы использовались публикации в профессиональных периодических изданиях, книги, методические пособия за период с 1970 — 2002 г…
Информационные потребности в обзорно-аналитической информации
Глава 2. Обзорно-аналитическая информация, как результат информационных исследований и средство удовлетворения информационных потребностей
Удовлетворение информационных потребностей предполагает предоставление пользователю сведений, зафиксированных в документальном потоке…
Исследование «аниме» как социально-культурного феномена
§ 3. Источники и методы исследования
Основным источником данного исследования является материал, собранный в процессе работы с Интернет-ресурсами и личного общения с участниками аниме-сообщества посредством виртуальных средств общения и «живого общения» непосредственно…
История развития дизайна
Теория развития дизайна. Этапы, хронология исследований
Дизайн прочно вошел в нашу жизнь, а само слово мы часто произносим на автомате, не задумываясь. Но так как дело это молодое, то единого общепринятого представления о дизайне не существует. Заметим на полях…
Культура как предмет научного исследования
4. Правовая культура как предмет научных исследований
Правовая культура — чрезвычайно ёмкое понятие. Это уникальное явление, особенный срез культуры общества, объединяющий все основные сферы его правовой жизни: законодательство, правотворчество, правореализацию, права и свободы граждан…
Культура: многообразие философских и научных подходов и его причины
3. Методы и подходы культурологии
культура человеческий идеографический философия Одна из особенностей культурологии как науки состоит в специфике ее методов: объяснение в культурологии неразрывно связанно с пониманием…
Обеспечение безопасности документов архива
1.1 Законодательные методы
Законодательные методы определяют кто и в какой форме должен иметь доступ к защищаемой информации, и устанавливают ответственность за нарушения установленного порядка.
Такие законы описывают, кто и при каких условиях имеет…
Обеспечение безопасности документов архива
1.2 Административные методы
Административные методы заключаются в определении процедур доступа к защищаемой информации и строгом их выполнении. Контроль над соблюдением установленного порядка возлагается на специально обученный персонал…
Основы культурологии
7. Какая из культурологических концепций ближе всего к концепции Сорокина и почему
Типу идеалистической культуры соответствует, согласно Сорокину, «золотой век Перикла» в Афинах, позднее европейское средневековье XII—XIV вв. Исторический процесс объясняется Сорокиным флуктуацией культурных стилей. Согласно Сорокину…
Создание композиции графического портрета в технике высокой печати
2.2 Методы выполнения практической работы
С давних пор рисование пером привлекало внимание широкого круга художников. Вспомните хотя бы об иллюминированных (снабжённых яркими цветными вставками) манускриптах, датированных средними веками…
Физкультурно-оздоровительная работа в местах массового отдыха и досуга
II. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
…
Физкультурно-оздоровительная работа в местах массового отдыха и досуга
2.1 Методы исследования
При написании курсовой работы использовались следующие методы сбора информации: анализ источников научно-методической литературы, изучение и анализ документальных и архивных материалов, беседа, интервьюирование…
Характерные черты науки и ее отличия от других отраслей культуры
2. Методология и методы науки.
Движение мысли от незнания к знанию руководствуется методологией. Методология — философское учение о методах познания и преобразования действительности, применение принципов мировоззрения к процессу познания…
Понятие «метод» (гр. способ) – совокупность приемов и операций теоретического или практического освоения действительности. Метод вооружает человека системой принципов, правил, благодаря которым он может достичь своей цели. Метод является одним из критериев выделения отдельной науки из всего многообразия знания. Сегодня существует целая область знания о методах – методология. В методологии научного исследования выделяют общенаучные и частнонаучные. Наиболее общими являются философские методы. Среди научных методов рассматривают теоретический и эмпирический уровни познания.
Эмпирический уровень научного познания характеризуется непосредственным исследованием реально существующих, чувственно воспринимаемых объектов.
На этом уровне осуществляется процесс накопления информации об исследуемых объектах, явлениях путем проведения наблюдений, выполнение разных измерений, постановки экспериментов.
Теоретический уровень научного исследования осуществляется на рациональной (логической) ступени познания. На данном уровне происходит раскрытие наиболее глубоких существенных сторон, связей, закономерностей, присущих изучаемым объектам, явлениям. Теоретический уровень представляет собой более высокий уровень в научном познании. Результатом теоретического познания становятся гипотезы, теории, законы. Нужно знать, что метод сам по себе еще не определяет успеха в познании тех или других сторон действительности. Важно еще умение правильно применять метод в процессе познания. А для этого необходимо знать предмет исследования.
Теоретические методы исследований: диалектический и метафизический. Одно из важных требований диалектического метода состоит в том, чтобы изучать объект познания со всех сторон, стремиться к изучению как можно большего числа свойств, связей и отношений. Принцип всесторонности реализуется в виде комплексного подхода к объектам познания. Важное место в диалектическом методе познания занимает проблема учета связей исследуемого объекта с другими объектами. Исследование связей между предшествующими и последующими состояниями системных объектов проводится в рамках принципа детерминизма, позволяющего раскрыть причинно-следственный ряд в развитии тех или иных объектов.
Изучение объектов в их развитии является важнейшим принципом диалектики. Именно этот принцип наиболее ярко отличает диалектический метод от метафизического, который рассматривал явления вне их взаимной связи и развития.
В числе общенаучных методов следует выделить:
1) метод восхождения от конкретного к абстрактному и абстрактного к конкретному;
2) метод идеализации (мысленного внесения определенных изменений в изучаемый объект в соответствии с целями исследования). Этот метод полезен тогда, когда необходимо исключить ряд свойств объекта, которые существенны в его функционировании, но скрывают процессы, происходящие в нем. Сложный объект в процессе идеализации представляется как бы очищенным, что облегчает его изучение (это отличает идеализацию от бесплодной фантазии);
3) метод формализации – отображение содержательного знания в знаково-символическом виде, которое позволяет отвлечься от изучения реальных объектов, содержания описывающих их теоретических положений и оперировать вместо этого символами (знаками). Формализация может происходить в помощью естественного или искусственного языков (математические описания разных объектов).
Эмпирические методы исследования: наблюдение, эксперимент, измерение, сравнение.
Наблюдение – целенаправленное, планомерное и систематическое наблюдение объектов, опирающееся в основном на данные органов чувств (ощущения, восприятия, представления). Позволяет получить первичную информацию об объектах окружающей действительности. По способу проведения наблюдения могут быть непосредственными и опосредованными (с использованием тех или иных технических средств).
Научные наблюдения сопровождаются описанием объекта познания, необходимого для фиксирования свойств, сторон объектов, составляющих предмет исследования. Описания результатов наблюдений образуют эмпирический базис науки, опираясь на который исследователи создают эмпирические обобщения, сравнивают изучаемые объекты, производят их классификацию по тем или иным признакам, выясняют последовательность этапов их становления и развития.
Эксперимент – активное, целенаправленное и строго контролируемое воздействие исследователя на изучаемый объект для выявления и изучения тех или иных сторон, свойств, связей. Экспериментатор может преобразовывать исследуемый объект, создавать искусственные условия его изучения, вмешиваться в естественное течение процессов. Наряду с этим эксперимент можно многократно воспроизводить, он позволяет выявить те связи, которые не обнаруживаются в естественных условиях. Эксперимент используется для опытной проверки гипотез и теорий для получения новых научных концепций.
Измерение – это процесс, заключающийся в определении количественных значений тех или иных свойств, сторон изучаемого объекта, явления с помощью специальных технических устройств. Результат измерения получается в виде некоторого числа единиц измерения – эталонов, с которыми и сравнивается измеряемая сторона объекта или явления (система СИ).
Сравнение – познавательная операция, лежащая в основе суждений о сходстве и различии объектов, сопоставление с целью выяснения того, как соотносятся предметы и явления друг с другом, с внешней средой, со своими структурными элементами. Сравнение возможно по определенному признаку, критерию. Предметы, сравниваемые по одному признаку, могут быть несопоставимы по другому.
Общелогические методы познания: анализ, синтез, индукция, дедукция, аналогия, моделирование.
Анализ (гр. «разложение») – метод, предполагающий разделение объекта на составные части с целью их самостоятельного изучения. Анализ – необходимый этап в познании объекта.
Но он составляет лишь первый этап в процессе познания. Следующий этап познания связан с другим методом – синтезом.
Синтез (гр. «соединение») – объединение различных сторон, частей предмета в единое целое, которое представляет собой не механическое, а органическое единство. Синтез является обобщением на основании выявления сущности. В результате синтеза появляется совершенно новое образование, свойства которого определяются не только внешним соединением свойств компонентов, но и результатом их внутренней взаимосвязи и взаимозависимости.
Индукция (лат. «наведение») – логический прием исследования, предполагающий последовательность рассуждений от частного к общему.
Дедукция (лат. «выведение») – логический прием, предполагающий переход в процессе познания от общего к частному, от некоторых данных посылок к их следствиям.
Аналогия (гр. «соответствие», «сходство») – метод переноса найденного свойства одного предмета на другой на основании сходства предметов по каким-либо другим свойствам. В основе метода аналогии лежит сравнение. Метод аналогии не всегда бывает достоверным.
Моделирование – метод исследования моделей объектов.
Методы и функции культурологии
В основании этого метода лежат приемы абстрагирования, аналогии. Моделирование используется для расширения представлений об оригинале (прототипе, образце модели). Различают несколько видов моделирования: мысленное (идеальное), физическое, символическое (знаковое). Разновидностью символического является математическое.
Культурология постоянно пользуется не только философскими и другими методами, но и имеет сугубо свои специфические методы:
Диахронический метод как хронологическая последовательность появления и протекания событий мировой культуры. Для создания концептуальных моделей исследования факты надо не только изложить, но, прежде всего, проанализировать оценить и обобщить. Поэтому диахронический метод сопряжен с другими методами познания, в частности с синхроническим.
Синхронический метод заключается в анализе двух или нескольких культур на протяжении определенного времени их развития, с учетом их взаимосвязей и возможных противоречий.
Сравнительно-исторический метод состоит в том, что позволяет сравнивать в историческом разрезе многие самобытные явления культурного комплекса и проникать в их сущность. Так, например, при изучении культур Древнего Востока на первый план выступает пантеизм — факт обожествления природных явлений. Тот же факт самобытно проявляется в культуре Древней Греции или в языческой культуре восточных славян в другую культурно-историческую эпоху. При этом в данном случае речь идет не о формальном, а о сущностном сравнении, когда обеспечивается сравнимость сопоставляемых объектов с учетом их конкретно-исторической специфики.
Структурно-функциональный метод заключается в мысленном разложении изучаемого объекта на составные части (анализ) и выявлении их внутренней связи, соотношения и взаимодействия между ними. Этот метод применяется при анализе сущности, структуры и функций культуры. На основе структурно-функционального и системного анализа можно устанавливать внутреннее сходство изучаемых феноменов культуры, что образует содержание типологического метода.
Типологический метод предполагает изучение культуры путем мысленного перехода от абстрактного — к конкретному (Гегель), от неполного знания к более полному, с целью выявления типологического сходства элементов культурно-исторического процесса.
Культурология широко использует также:
— аксиологический метод, позволяющий представить культурные феномены как определенные ценности или блага;
— семиотический метод. Семиотика — наука о знаках и знаковых системах, которая применяется для исследования феноменов культуры;
— психологический метод — применяется при изучении особенностей менталитета этнической общности и специфики национальной культуры;
— биографический метод — это изучение жизненного пути творцов культуры для понимания их внутреннего мира, побудительных мотивов их деятельности;
— метод моделирования — создание модели определенного периода в развитии культуры с целью выявления наиболее существенных черт.
— синергетическйометод.Синергетика вырабатывает представление об альтернативности, многовариантности путей развития и самоорганизации сложных систем, открывает новые принципы управления, учитывающие весь комплекс даже незначительных по силе своего влияния факторов, предлагает понимание хаотических процессов как потенциальной упорядоченности. Согласно этому учению культурные образования и системы развиваются путем самосовершенствования, переходя к более высоким уровням самоорганизации, раскрывая при этом разнонаправленные возможности своей динамики. Метод синергетики указывает на гуманитарный подход как познавательную основу культурологии, допуская субъективизм в познании культуры и ее феноменов, недопустимую согласно объективистским критериям естественных наук.
Немецкий социолог и культуролог Макс Вебер обращал внимание на особенности социально-гуманитарного знания, где объект и субъект анализа неразделимы и считал, что эти науки должны пользоваться одновременно и методом понимания и методом объяснения.
Процедуру, которая соединила бы их воедино (синтез), М.Вебер назвал «объясняющим пониманием».
Культурология использует также различные принципы или руководящие идеи для изучения культуры. Важнейшими среди них являются следующие:
— принцип культурно-исторического подхода означает, что все явления, события, факты культурного процесса следует рассматривать в контексте того исторического времени, тех конкретных условий (социальных, экономических, политических, нравственно-психологических, идеологических и др.), в которых они имели место. Всякая попытка «изъятия» из соответствующей эпохи и перенесение в сферу современных критериев и оценок этих явлений прежней культуры грозит искажением понимания культурно-исторических процессов.
— принцип целостности состоит в том, что изучение любого этапа в развитии мировой и национальной культуры должно включать в себя все многообразие феноменов и фактов. Произвольное умолчание или искажение подлинной картины событий исторического развития культуры недопустимо.
Итак, культурология является молодой отраслью научного знания, имеет свою методологию, категориальный аппарат и предмет исследования – культуру. Существующее разнообразие подходов к изучению культуры с одной стороны свидетельствует о многогранности данного феномена, а с другой стороны – говорит об активном развитии культурологии как науки, которая призвана восстановить баланс между техническим и гуманитарным знанием.
⇐ Предыдущая1234
Дата публикования: 2015-09-17; Прочитано: 1167 | Нарушение авторского права страницы