Учреждения социальной сферы

.

Организаций социальной сферы

ФИНАНСИРОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИЙ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ

Социально-экономическое значение

организаций социальной сферы

В результате процесса общественного разделения труда в отрас­лях народного хозяйства все более обособляются отрасли, главным назначение которых является выполнение обслуживающих функ­ций. Предприятия, организации и учреждения, осуществляющие обслуживающие функции, составляют инфраструктуру народно­го хозяйства. Социально-бытовую инфраструктуру составляют предприятия, организации и учреждения, предоставляющие соци­ально-культурные и жилищно-коммунальные, торговые, бытовые услуги. Часть услуг, главным образом коммунально-бытовых, предприятия социально-бытовой инфраструктуры предоставляют также предприятиям сферы материального производства для осу­ществления непрерывного процесса производства.

В социально-бытовую инфраструктуру входят не только все отрасли непроизводственной сферы, но и некоторые отрасли сфе­ры материального производства. Таким образом, социально-бы­товая инфраструктура — это комплекс отраслей производственной и непроизводственной сферы народного хозяйства, обслуживаю­щих население и основное производство.

Социально-бытовая инфраструктура включает: просвещение, здравоохранение и физическую культуру, социальное обеспечение, жилищно-коммунальное хозяйство, торговлю и общественное питание, бытовое обслуживание населения.

Развитие инфраструктуры находится в зависимости от уровня развития материального производства, от объема созданного здесь национального дохода и его распределения между производствен­ной, и непроизводственной сферами. Вместе с тем инфраструк­тура оказывает всестороннее влияние на производительные силы. В условиях все усиливающегося процесса общественного разделе­ния труда практически невозможно функционирование отраслей материального производства без социально-бытовой инфраструк­туры. Материальные и духовные блага, предоставляемые предпри­ятиями и учреждениями социально-бытовой инфраструктуры, удовлетворяя личные потребности людей, являются важнейшим фактором воспроизводства рабочей силы и интенсификации производства. Инфраструктура все в большей степени становится со­циальным ускорителем экономического развития.

Особенно возросла роль инфраструктуры в условиях научно-технической революции. От состояния инфраструктуры все более зависят темпы роста производства и его эффективность.

При рассмотрении вопроса о месте инфраструктуры в обще­ственном производстве следует исходить из положения, что между производственной сферой и инфраструктурой имеются прямая связь и взаимозависимость, которые многогранны и многоплановы.

С расширением масштабов производства и общественного раз­деления труда, развитием научно-технического прогресса, произ­водственных и общественных отношений, сопровождающихся изменением структуры потребления и ростом социальных потреб­ностей населения, значение инфраструктуры неуклонно возрас­тает. Свидетельством тому служит рост производительных сил, используемых в этой сфере народного хозяйства. Затрачиваемый в инфраструктурных отраслях живой труд увеличивает объем на­ционального дохода страны. При этом вклад этих отраслей в объем произведенного национального дохода растет.

Научно-технический прогресс, развитие автоматизации и ме­ханизации производства будут способствовать высвобождению трудовых ресурсов в основных отраслях народного хозяйства и переводу их в инфраструктурные отрасли и главным образом в отрасли социально-бытовой инфраструктуры, где возможности автоматизации не очень велики, а фондовооруженность труда пока ниже, чем в материальном производстве.

Имеется достаточное число примеров, свидетельствующих об экономическом эффекте в народном хозяйстве от повышения уровня развития социально-бытовой инфраструктуры.

Инфраструктура способствует снижению потерь рабочего вре­мени. Это достигается максимальным использованием календар­ного рабочего времени за счет уменьшения заболеваемости работ­ников. Своевременное проведение профилактических и других мероприятий уменьшает заболеваемость трудящихся, что обеспе­чивает дополнительный прирост национального дохода.

Инфраструктура — важный фактор повышения производитель­ности труда. Влияние непроизводственной сферы на производи­тельность труда связано и с уровнем знаний работника. Степень профессионального мастерства рабочего в значительной степени зависит от общеобразовательного уровня. У рабочих со средним образованием производительность труда на 25–35% выше, чем у рабочих с образованием 5-8 классов. С ростом образовательно­го ценза возрастает способность к повышению производительно­сти труда, увеличению объема национального дохода.

Инфраструктура оказывает влияние на производительность труда не только через систему образования. Здравоохранение, жи­лищно-коммунальное хозяйство, бытовое обслуживание и другие отрасли создают условия для сохранения и повышения работо­способности человека.

Особенно велика роль социально-бытовой инфраструктуры в повышении эффективности использования внерабочего време­ни населения, которое необходимо для отдыха, социального раз­вития человека, формирования его семьи и т.д.

Одна из главных целей развития инфраструктуры — предостав­ление населению услуг для высвобождения их свободного време­ни, которое может быть им использовано более рационально, с пользой для индивидуума и общества в целом.

И, наконец, ни с чем не сравнима роль инфраструктуры в ду­ховном развитии человека, в совершенствовании социальных от­ношений. Этим целям подчинена деятельность социально-куль­турных учреждений.

2.2. Средства бюджета ― главный источник финансирования организаций социальной сферы

Наличие экономического потенциала в государстве позволяет создавать фонд потребления и направлять его на народное благо­состояние.

Важной частью фонда потребления национального дохода яв­ляются общественные фонды потребления, которые представля­ют собой форму безвозмездного для населения распределения материальных и духовных благ. Одним из назначений средств общественных фондов потребления является финансовое обеспе­чение социально-бытовой инфраструктуры.

Проблема использования общественных фондов потребления имеет несколько аспектов, в том числе: бюджетный и ведомствен­ный (распределение этих средств по бюджетным и ведомственным каналам).

Более 80% средств общественных фондов потребления — это бюджетные средства. Поэтому вполне естественно, что распреде­ляются эти фонды в основном через бюджетную систему. Осталь­ная часть средств формируется за счет средств, выделяемых ведом­ствами, предприятиями на социальное развитие своих работни­ков.

Перспективы развития общественных фондов потребления в значительной степени — это перспективы развития бюджета. Следовательно, проблема формировании и использования этих фондов в основном должна рассматриваться сквозь призму бюджета. Эта проблема имеет количественный и качественный аспекты.

Количественный аспект заключается в том, чтобы определить часть бюджетных ресурсов, которая должна и может направляться на финансирование социально-бытовых услуг, предоставляемых на­селению на бесплатных или льготных условиях. Решение этой про­блемы зависит от экономических, социальных и политических за­дач, стоящих перед обществом на отдельных исторических этапах, от наличия в распоряжении государства соответствующих ресурсов. Не следует исключать при этом качественный аспект использова­ния средств из этих фондов, т.е. речь идет о наиболее эффективном их направлении и с наибольшей пользой для общества в целом, всех его слоев и каждого члена в отдельности.

В этой связи интерес представляют следующие вопросы: какие каналы использования общественных фондов потребления наибо­лее эффективны (бюджетные или ведомственные)? какое звено бюджетной системы следует рассматривать в качестве основного канала распределения средств общественных фондов потребления?

С решением этих проблем связано не только эффективное ис­пользование средств, но и повышение роли территориальных ор­ганов власти в экономическом и социальном развитии общества, дальнейшее развитие демократии в нашей стране.

Качественный аспект использования общественных фондов потребления связан с укреплением материально-финансовой базы территориальных органов власти и подведомственных им учреж­дений, с повышением нормативов бюджетных расходов на отдель­ные виды услуг, оказываемых населению, качества самих услуг.

Как уже было сказано, средства общественных фондов потреб­ления в значительной части поступают населению по бюджетным каналам. Такой путь демократичен и обеспечивает всем членам общества равные возможности в использовании этих фондов.

Ведомственный путь распределения общественных фондов потребления также правомерен, хотя доля средств ведомств не­велика в общем объеме данных фондов. На разных этапах исто­рии нашего государства этот канал распределения имел большее или меньшее значение, его роль особенно возрастала в экстремаль­ные периоды развития государства (войны, периоды послевоен­ного восстановления народного хозяйства). Этот путь давал воз­можность максимально, при имеющихся у государства ресурсах, обеспечить работников ведущих отраслей народного хозяйства услугами учреждений и предприятий сферы обслуживания.

Однако на современном этапе в условиях создания рыночной экономики и экономического кризиса в стране ведомственный канал создания и распределения общественных фондов потребле­ния и финансирования социально-бытовой инфраструктуры резко сократился. Предприятия не имеют достаточных средств для фи­нансирования принадлежащих им объектов социально-культурно­го и жилищно-коммунального назначения. Поэтому происходит массовая передача таких объектов в ведение территориальных ор­ганов власти.

Учреждения социальной сферы

В перспективе даже после преодоления экономичес­кого кризиса роль ведомственного канала вряд ли существенно возрастет. Предприятия вряд ли смогут восстановить в таком объе­ме сеть ведомственных социально-культурных и жилищно-ком­мунальных объектов и за счет выделяемых из прибыли средств на социальное развитие своих работников будут оплачивать соци­альные услуги муниципальных предприятий и учреждений.

Таким образом, роль бюджетов в распределении общественных фондов потребления и в финансовом обеспечении социаль­но-бытовой инфраструктуры еще более возрастет. Тем самым предъявляются повышенные требования к бюджетной системе, к методам бюджетного планирования и финансирования, а сле­довательно, и к методам распределения средств между звеньями бюджетной системы.

При этом важно решить вопрос о том, какие звенья бюджет­ной системы лучше всего для этого приспособлены и будут содей­ствовать получению необходимого экономического и социально­го эффекта.

Эффективность использования общественных фондов потреб­ления в значительной степени зависит от того, по какому каналу бюджетной системы они доводятся до населения. Этот вопрос нельзя решить в пользу одного или даже двух звеньев бюджетной системы. Его решение зависит от ряда факторов, в числе которых виды услуг, оказываемых населению за счет этих фондов, роль отдельных территориальных органов власти в экономическом и социальном развитии общества.

В настоящее время за счет общественных фондов потребления население обеспечивается бесплатными услугами учреждений просвещения, здравоохранения и физической культуры, социаль­ного обеспечения и на льготных условиях — услугами жилищных предприятий.

Эти средства поступают населению по каналам федерального, региональных и местных бюджетов (табл. 2.1). Из общего объема бюджетных ресурсов, направляемых государством на социально-бытовую инфраструктуру, большая часть проходит через местные бюджеты (табл. 2.2). Это оправдано с социальной и экономичес­кой точек зрения. Это можно проследить на примере финансиро­вания здравоохранения, дошкольных учреждений.

 

Таблица 2.1

123

Две группы: первая — обеспечение физических и интеллектуальных потребностей людей, духовное обогащение личности, вторая — обеспечение физиологических потребностей людей, а также материальные и бытовые условия их жизни.

Составление схемы состав социальной сферы

В экономическом плане отрасли социальной сферы необходимые для воспроизводства рабочей силы.

Их социальное значение определяется необходимостью всестороннего и гармоничного развития личности.

2. Цели социальной политики по отдельным отраслям социальной сферы.

Здравоохранение — Укрепление здоровья людей, увеличение долголетия. Удовлетворение потребностей в медицинском обслуживании, оказании лечебно-профилактической помощи. Выполнение мероприятий по внедрению медицинских стандартов, преодоления социальных диспропорций в оказании медицинской помощи. Обеспечения защиты людей, пораженных радиацией, ВИЧ-инфицированных и больных СПИДом. Повышение уровня медицинского контроля условий труда и быта людей.

Образование — развитие и саморазвитие личности, связанные с овладением социально значимым опытом человечества, воплощенного в знаниях, умениях, творческой деятельности и эмоционально-ценностном отношении к миру.

Результат поиска

Создание системы непрерывного обучения, формирование личной мотивации по совершенствованию знаний. Возрождение традиций украинской национальной школы.

Культура и искусство — Создание, распространение и популяризация произведений литературы и искусства, сохранения и использования культурных ценностей, эстетическое воспитание людей, организация специального образования, отдыха и досуга граждан.

Жилищно-коммунальное хозяйство — обеспечение нормальной деятельности систем жизнеобеспечения жилых домов и предприятий коммунальной собственности. Реконструкция и обновление жилья, его материально-техническое обеспечение. Повышение качества коммунальных услуг.

Закрепление материала

— Какие отрасли входят в состав социальной сферы? Приведите примеры отраслей, удовлетворяющих физические и интеллектуальные потребности людей.

— Почему уровень развития большинства отраслей социальной сферы отстает от требований общества? С чем связаны различия в обеспечении товарами широкого потребления и услугами различных слоев населения?

— Докажите, что инвестиции в социальную сферу способствуют экономическому росту страны.

— В последнее время распространяется предоставление финансовых услуг. Какие виды этих услуг вы знаете? Какие заведения предоставляют?

Организаций социальной сферы

Для того, чтобы определить «социальный характер» предпринимательской деятельности, существуют критерии, другими словами, создание социального предпринимательства предусматривает выполнение некоторых условий.

Это обеспечение занятости инвалидов, женщин, имеющих детей в возрасте до 7 лет, сирот, выпускников детских домов, людей пенсионного возраста, лиц, находящихся в трудной жизненной ситуации, а также лиц, освобожденных из мест лишения свободы в течение 2 лет. При этом средняя численность указанных категорий граждан среди работников должен составлять не менее половины, а доля в фонде оплаты труда – не менее 25%. 

Также к социальным предпринимателям относятся те субъекты малого и среднего предпринимательства, которые реализуют предоставление услуг в следующих сферах деятельности:

– содействие профессиональной ориентации и трудоустройству, включая содействие самозанятости социально незащищенных групп граждан;

социальное обслуживание социально незащищенных групп граждан и семей с детьми в области здравоохранения, физической культуры и массового спорта, проведение занятий в детских и молодежных кружках, секциях, студиях;

– организация социального туризма – экскурсионно-познавательных туров для социально незащищенных групп граждан;

оказание помощи пострадавшим в результате стихийных бедствий, экологических, техногенных или иных катастроф, социальных, национальных, религиозных конфликтов, беженцам и вынужденным переселенцам;

производство и (или) реализация медицинской техники, протезно-ортопедических изделий, а также технических средств, включая автомототранспорт, материалы, которые могут быть использованы исключительно для профилактики инвалидности или реабилитации инвалидов;

обеспечение культурно-просветительской деятельности (театры, школы-студии, музыкальные учреждения, творческие мастерские);

– предоставление образовательных услуг социально незащищенным группам граждан;

– содействие вовлечению в социально-активную деятельность социально незащищенных групп граждан, а также лиц, освобожденных из мест лишения свободы в течение 2 (двух) лет и лиц, страдающих наркоманией и алкоголизмом;

профилактика социально опасных форм поведения граждан.

Таким образом, к данной категории могут относиться почти все субъекты малого и среднего предпринимательства, деятельность которых направлена на решение социальных проблем и во благо улучшения качества жизни социально незащищенных граждан.

Условия участия в конкурсе на получение субсидии размещены в разделе «Конкурсы». 

Добавить комментарий