Финансово правовые нормы

Содержание

Введение. 2

1.1 Понятие финансово-правовых норм и их особенности. 4

1.2 Специфические признаки финансово-правовой нормы.. 7

2. Классификация и структура финансово-правовых норм.. 11

2.1 Виды финансово-правовых норм.. 11

2.2 Структура финансово-правовых норм.. 18

Заключение. 22

Библиографический список литературы.. 23

Введение

Актуальность темы курсовой работы.

Отношения, возникающие в процессе финансовой деятельности государства, регулируются нормами финансового права. Как и нормы всех остальных отраслей права, это писаные правила поведения, которые устанавливаются государством в строго определенном порядке и форме и вводятся в действие в точно установленный законодателем срок.

Финансово-правовые нормы не являются простой волей законодательных и исполнительных органов, они имеют материальное обоснование. Государственные органы, принимая законы и нормативные акты в области финансовой деятельности, всегда ограничены объективными экономическими возможностями.

Так, государство может финансировать свои потребности, только исходя из доходов, получение которых в свою очередь зависит от уровня развития материального производства и деятельности всей социальной сферы, что определяет поступление налогов и других платежей в бюджет и иные внебюджетные фонды.

Финансово-правовые нормы определяют права и обязанности участников финансовых отношений, обстоятельства, при которых они становятся носителями прав и обязанностей, и предусматривают ответственность за выполнение предписаний государства.

Осуществляя финансовую деятельность, государственные органы и органы местного самоуправления в пределах своей компетенции принимают финансово-правовые акты, посредством которых в пределах своих полномочий регулируют общественные отношения в области аккумуляции, распределения и использования финансовых ресурсов, проведения контроля за их расходованием, за выполнением финансовых планов, финансовых обязательств перед государством. В таких актах и выражаются юридические (или правовые) формы финансовой деятельности государства и муниципальных образований.

Финансово-правовая норма конкретизируется как норма определенного нормативного правового акта, последние действуют в определенном временном интервале и пространстве, а также охватывают своим воздействием соответствующий круг лиц. Нормативные правовые акты, регулирующие финансовые отношения, подчиняются общему правилу распространения своего действия.

Финансово-правовые акты — это принятые в предусмотренной форме и имеющие юридические последствия решения государственных органов и органов местного самоуправления по вопросам финансовой деятельности, входящим в их компетенцию. Они устанавливают, изменяют или отменяют финансово-правовые нормы или служат основанием для возникновения, прекращения, изменения конкретных правоотношений.

В современных условиях в связи с развитием финансового законодательства число финансово-правовых норм увеличивается, что свидетельствует о реальности, достаточно высокой степени гарантированности материальных финансово-правовых норм на современном этапе и т.д.

Объектом исследования являются общественные отношения в сфере финансовой деятельности государства, регулируемые нормами финансового права.

Предмет исследования составляют финансово-правовые нормы как первичные элементы финансового права.

Целью выступает исследование финансово-правовых норм, характеристика их общих признаков и особенностей.

В соответствии с поставленной целью в курсовой работе поставлены следующие задачи:

1. Дать определение понятию финансово-правовой нормы.

2. Раскрыть специфические признаки финансово-правовой нормы.

3. Рассмотреть виды финансово-правовых норм.

4. Показать структуру финансово-правовых норм.

1. Общая характеристика финансово-правовых норм

1.1 Понятие финансово-правовых норм и их особенности

Финансово-правовая норма — установленное государством и обеспеченное мерами государственного принуждения правило поведения в отношениях, возникающих в процессе образования, распределения и использования денежных фондов государства и муниципальных образований.

Правило поведения участников в первую очередь касается собирания, распределения, перераспределения и использования денежных фондов, необходимых государству и муниципальных образований для реализации своих целей и задач. [4, С.34]

Финансово-правовые нормы являются первичными элементами, из которых состоит финансовое право как отрасль права. Финансово-правовые нормы не являются простой волей законодательных и исполнительных органов, они всегда имеют материальное обоснование. Финансово-правовые нормы определяют права и обязанности участников финансовых отношений, обстоятельства, при которых они становятся носителями прав и обязанностей и предусматривают ответственность за выполнение предписаний государства.

Как и любые другие нормы права, финансово-правовые нормы представляет собой установленное и охраняемое государством правило поведения участников общественных отношений, выраженное в их юридических правах и обязанностях. Им свойственны все общие черты правовой нормы, но присущи и особенности, характерные именно для данной отрасли права.

Общие признаки финансово-правовой нормы таковы:

• нормы устанавливаются государством и их исполнение обеспечивается принудительной силой государства;

• норма носит общий характер и относится ко всем участникам финансово-правовых отношений;

• норма возлагает на участников правоотношений обязанности и предоставляет им субъективные права;

• норма всегда выражена в каком-либо правовом нормативном акте — законе, указе, постановлении, приказе, инструкции, принятом компетентным государственным органом или органом местного самоуправления.

С точки зрения происхождения финансово-правовых норм их особенность заключается в том, что они редко возникают как фактические, т.е. в общественной жизни редко складываются правила поведения, являющиеся прототипом финансово-правовой нормы. Сначала создается фактическая модель поведения, а затем она оформляется нормой права.

Особенности финансово-правовых норм обусловлены тем, что они в отличие от норм других отраслей права регулируют отношения, возникающие в процессе планового образования, распределения и использования государством и органами местного самоуправления финансовых ресурсов, необходимых им для осуществления своих задач.

Это выражается в особенностях:

а) содержания финансово-правовых норм;

б) характера установленных в них предписаний;

в) мер ответственности за нарушение предусмотренных правил;

г) способов защиты прав участников финансовых отношений.

Главная особенность финансово-правовых норм состоит в том, что они носят государственно-властный, императивный характер. Государство предписывает правила поведения юридическим лицам, гражданам в области финансовой деятельности.

Финансово-правовые нормы содержат правила взимания налогов и других обязательных платежей с граждан и предприятий, формирования и расходования бюджетных средств, создания и распределения кредитных ресурсов и страховых фондов и т.д.

Как правило, они содержат требования, выраженные в категорической форме и не допускающие их произвольного изменения, точно определяют объемы прав и обязанностей участников финансовых отношений. Участники финансовых отношений, урегулированных нормой финансового права, не вправе изменить предписания нормы и условий ее применения.

Например, в финансово-правовых нормах содержатся адресованные предприятиям и гражданам требования вносить установленные налоги в государственный или местный бюджет при наступлении предусмотренных сроков, представлять отчеты и иные документы для проведения контроля со стороны компетентных органов, совершать другие действия, обеспечивающие аккумуляцию в распоряжении государства денежных средств и их использование в соответствии с утвержденными планами.

Вместе с тем, в целях соблюдения прав и интересов плательщиков, установлены обязанности государственных органов возвращать им излишне взысканные платежи.

Имеются особенности и в юридических свойствах прав и обязанностей, установленных финансово-правовыми нормами, связанные с участием в финансовых отношениях государственных органов, предприятий, организаций и учреждений, компетенция которых определяется в положениях и уставах.

При этом их финансово-правовые обязанности нередко сливаются с правами, выражаясь в едином полномочии: это хорошо видно на примере норм права, закрепляющих права и обязанности государственных и местных органов власти в области финансов. Так, использование бюджетных средств на социально-экономические программы соответствующей территории — одновременно их право и обязанность.

Однако это не означает, что нормы финансового права не содержат обособленных прав и обязанностей. Таковы права и обязанности граждан, предприятий, предпринимателей, которые основываются на конституционном праве собственности, праве свободного использования имущества для не запрещенной законом экономической деятельности. [1, C.122]

1.2 Специфические признаки финансово-правовой нормы

Специфические признаки финансово-правовой нормы обусловлены особенностями предмета и метода финансово-правового регулирования. [7, С.45-67]

Финансово-правовые нормы отличаются от иных норм по предмету регулирования, а именно: финансово-правовые отношения в процессе формирования и использования денежных ресурсов государства. Финансовая деятельность государства, несмотря на многообразие форм ее проявления, есть деятельность, связанная с аккумуляцией денежных средств, их распределением и перераспределением, использованием, а также контролем. Все участники возникающих при этом общественных отношений наделены определенными правами и обязанностями. Одновременно они являются субъектами других отраслей права и также наделены соответствующим объемом юридических прав и обязанностей.


1.5. Финансово-правовые нормы и их виды

Онлайн-тестыТестыФинансы, кредит, страхованиеФинансовое правовопросы

1-15   16-30   31-45  


31. Отчет об исполнении федерального бюджета за финансовый год представляет:
Правительство РФ

32. Порядок взыскания штрафов органами валютного контроля с физических лиц:
установлен в судебном порядке

33. Предприятие А в течение дня вносит в кассу предприятия Б наличные деньги за оказанные услуги в размере 12 000 рублей (лимит расчетов между юридическими лицами наличными денежными средствами в тот момент составлял 10 000 рублей). Размер санкций за нарушение кассовой дисциплины составит:
24 000 рублей

34. Профессиональные участники рынка ценных бумаг не осуществляют:
лизинг

35. Реализация бюджетных прав муниципальных образований осуществляется:
органами местного самоуправления

36. С точки зрения финансового права бюджет – это:
форма образования и расходования денежных средств для обеспечения функций органов государственной власти разных уровней

37. Списание денежных средств со счета предприятия по исполнительным документам физического лица на выплату авторского вознаграждения осуществляется:
во вторую очередь

38. Страховщик, принявший в перестрахование риски, называется:
перестраховщиком

39. Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг не имеет право:
устанавливать обязательные для кредитных организаций нормативы достаточности собственных средств

40. Федеральная служба налоговой полиции осуществляет:
вневедомственный контроль

41. Финансовые правоотношения не затрагивают:
отношения по поводу взимания административных штрафов

42. Функция страхования, означающая, что при наступлении страхового случая и выплате обусловленной договором денежной суммы происходит полное или частичное погашение потерь, понесенных страхователями, называется:
восстановительной

43. Ценная бумага, закрепляющая права ее владельца на получение части прибыли юридического лица в виде дивидендов – это:
акция

44. Эмитентами ценных бумаг не являются:
физические лица

45. Юридическое лицо открывает расчетный счет в учреждении банка.

В этом случае заключается договор:
банковского счета


1-15   16-30   31-45  

Финансовые правоотношения, их особенности и виды

⇐ ПредыдущаяСтр 5 из 6Следующая ⇒

Финансовые правоотношения – это урегулированные нормами финансового права общественные отношения, которые имеют властный характер и складываются в процессе осуществления государством и муниципальными образованиями финансовой деятельности.

Принято различать понятие «субъект финансового права» и «субъект финансового правоотношения».

Субъект финансового права – это лицо, обладающее правосубъектностью, т.е. которое может быть участником финансовых правоотношений, поскольку оно наделено необходимыми правами и обязанностями.

Субъект финансовых правоотношений – это реальный участник финансовых правоотношений.

Финансовые правоотношения возникают и реализуются только в процессе формирования и использования государственных и муниципальных фондов денежных средств, т.е. осуществления государством и муниципальными образованиями финансовой деятельности. Вступая в финансовые правоотношения, органы государственной власти и местного самоуправления выступают в качестве носителей властных полномочий. Деятельность указанных органов направлена на реализацию публичных интересов, т.е. мы можем говорить о том, что финансовым правоотношениям присущ публично-правовой характер. Необходимо обратить внимание также на имущественный характер финансовых правоотношений. В качестве материальных благ в финансовых правоотношениях выступают: денежные средства, финансовые ресурсы, фонды денежных средств, а также иные объекты финансовых прав.

Характеризуя финансовые правоотношения, необходимо отметить, что они являются правовой формой реализации общественных отношений, складывающихся в процессе формирования и расходования государственных и муниципальных фондов денежных средств. В основе же последних лежат соответствующие экономические отношения, что позволяет некоторым авторам делать вывод об экономическом характере самих финансовых правоотношений. Не принимая данную точку зрения по мотивам приведенным выше, следует признать огромное влияние, которое оказывают на финансовые правоотношения опосредующиеся через них экономические отношения. Именно экономические (финансовые) отношение лежащие в основе финансовых правоотношений придают им то своеобразие, которое позволяет нам выделить их в самостоятельный вид правовых отношений.

Под содержанием финансового правоотношения следует понимать совокупность финансовых прав и обязанностей сторон (участников), которые реализуются через него. Субъективное финансовое право представляет собой, возникшую в соответствии с нормами финансового права, юридическую ситуацию, в силу которой одна сторона (правообладатель) имеет, обеспеченную мерами финансового и иного государственного принуждения, возможность потребовать от другой стороны (носителя финансовой обязанности) совершить определенные действия или воздержаться от них. Соответственно финансовая обязанность – это, возникшая в соответствии с нормами финансового права, юридическая ситуация, в силу которой носитель юридической финансовой обязанности под страхом применения мер финансового или иного государственного принуждения должен по требованию правообладателя совершить определенные действия или воздержаться от них.

Некоторыми особенностями обладают финансовые права государственных органов и органов местного самоуправления. Для государственного органа или органа местного самоуправления все права, вытекающие из его задач и функций, не являются правами в классическом понимании. Государственный орган или орган местного самоуправления не может по своему усмотрению использовать или не использовать такие права. Используя их, государственный орган исполняет возложенные на него обязанности перед государством и муниципальными образованиями. В связи с этим рассматриваемые финансовые права государственных органов и органов местного самоуправления могут быть условно названы «права-обязанности». Также следует отметить, что правоотношения, через которые реализуются указанные права государственных органов и органов местного самоуправления, следует рассматривать как трехсторонние, третьей стороной в таких правоотношениях выступает государство или муниципальное образование. Именно таким образом реализуются большинство финансовых прав государства и муниципальных образований.

Реализация финансовых прав и обязанностей является необходимым элементом содержания финансового правоотношения, и представляет собой действия или воздержание от них сторон, направленные на достижение целей соответствующего правоотношения.

Реализация финансовых прав и обязанностей это структурированный процесс, который имеет свое начало и окончание, разбит на определенные этапы, каждый из которых имеет свое логическое завершение в форме актов реализации финансовых прав и обязанностей.

Финансовые права и обязанности реализуются с использованием специфических приемов и способов, которые присущи отдельным этапам этого процесса и в совокупности составляют механизм реализации финансовых прав и обязанностей.

Среди этапов реализации финансовых прав и обязанностей выделяются обязательные и необязательные[32]. Так, например, рассматривая реализацию бюджетных прав Российской Федерации, следует выделить четыре основные этапа (стадии):

· составление проекта федерального бюджета;

· рассмотрение и утверждение Федерального бюджета:

· исполнение федерального бюджета;

· рассмотрение и утверждение отчета об исполнении федерального бюджета.

Кроме того, в процессе реализации бюджетных прав Российской Федерации следует выделить необязательный этап – временной управление Федеральным бюджетом.

Обязательные этапы реализации финансовых прав и обязанностей всегда присутствуют в этом процессе, и отказ от них недопустим. Необязательные же этапы реализации финансовых прав и обязанностей присутствуют не всегда, а только в особых, специально предусмотренных законом случаях. Отказ от обязательных этапов реализации финансовых прав и обязанностей является неправомерным и влечет за собой применение мер юридической ответственности. В свою очередь, если необязательный этап реализации финансовых прав и обязанностей будет иметь место без необходимых и достаточных оснований, то это также будет являться правонарушением.

Приемы и способы реализации финансовых прав и обязанностей являются средствами данного процесса. В настоящее время существуют различные средства реализации финансовых прав и обязанностей, среди них особо следует выделить: соглашения сторон, властные предписания, финансовые планы, зачеты, финансово-правовые стимулы и ограничения, правовые рекомендации, меры финансово-правовой ответственности (финансовые санкции) и т.д. Средства финансовых прав и обязанностей могут иметь различные формы, будь то: договоры, финансовые акты, процессуальные акты и т.п.

По кругу участников финансовые правоотношения делятся на абсолютные и относительные. Абсолютными правоотношения признаются в том случае, если определенному правообладателю противостоит неопределенный или относительно определенный круг обязанных лиц. Например, правоотношение, существующее между государством и налогоплательщиками, в котором каждый гражданин или организация при наступлении определенных обстоятельств обязан уплатить налоги, а государство имеет право их взимать. Относительными правоотношения являются тогда, когда определенному правообладателю противостоит определенный носитель юридической обязанности. Так, при бюджетно-сметном финансировании складываются правоотношения между распорядителями бюджетных средств и их получателями, при этом в соответствующем финансово-плановом акте определены обе стороны.

В зависимости от присущей им функции среди финансовых правоотношений следует выделить регулятивные и охранительные. Учитывая, что основной функцией права является регулятивная, то среди финансовых правоотношений регулятивные занимают особое, господствующее положение. Охранительные же финансовые правоотношения выполняют вспомогательную роль, обеспечивая реализацию регулятивных отношений.

Дифференцируя финансовые правоотношения по их содержанию, следует остановиться на простых и сложных правоотношениях.

В простых правоотношениях одна сторона обладает финансовым правом, а другая несет финансовую обязанность. В сложных же правоотношениях обе стороны имеют финансовые права и несут финансовые обязанности. Следует отметить, что сложные финансовые правоотношения возможно разделить на несколько простых, при этом одно из них будет основным, а остальные производными. Рассматривая такое сложное правоотношение как по уплата налогов, следует определить в качестве основного такое простое правоотношения, в силу которого налогоплательщик обязан уплатить соответствующий налог, а налоговые органы осуществляют деятельность по его взиманию. Производными же в этом случае будут правоотношения по налоговому контролю, осуществляемому налоговыми органами, и налоговой отчетности.

Особое значение имеет классификация финансовых правоотношений в зависимости от характера общественных отношений, лежащих в их основе. Так, среди финансовых правоотношений следует выделить:

· бюджетные правоотношения;

· налоговые правоотношения;

· валютные правоотношения;

· правоотношения, складывающиеся в процессе осуществления финансового контроля;

· кредитные правоотношения;

· страховые правоотношения;

· и другие.

Достижением намеченных целей финансовой деятельности являются финансовые результаты. Финансовые результаты государства, результаты деятельности физических лиц и организаций имеет иное значение. Они, обычно, выступают в роли объектов налогообложения.

Следует отметить, что разделение объекта финансовых прав на фонды денежных средств, финансовые ресурсы и расходы является условным.

Понятие и виды финансово-правовых норм (стр. 1 из 4)

Так, оказать воздействие на фонд денежных средств мы можем только через источники его формирования (финансовые ресурсы) или через направления использования этих средств (расходы). Поэтому любое воздействие на финансовые ресурсы или расходы является воздействием на какой-либо денежный фонд. Самостоятельное значение могут приобрести только финансовые ресурсы в том случае, когда фонд денежных средств, источниками формирования которого они являются, не признается объектом финансовых прав.

В различных ситуациях один и тот же объект (денежные средства) может иметь значение либо финансового ресурса, либо расхода, либо финансового результата. Так, дотация для вышестоящего бюджеты является расходом, а для нижестоящего – финансовым ресурсом. А прибыль для организации одновременно может являться как финансовым ресурсом, так и финансовым результатом.

Финансовые правоотношения могут быть классифицированы и по иным юридически значимым основаниям, но именно приведенные основания в познавательном плане имеют большое значение.

Основанием возникновения, изменения и прекращения финансовых правоотношений являются различные явления реальной действительности, порождающие финансовые права и обязанности сторон. Основания возникновения, изменения и прекращения финансовых прав и обязанностей принято называть – юридическими фактами. Все юридические факты в финансовом праве следует разделить на две большие группы: юридические события и юридические действия. Юридические события и действия следует отличать то фактических событий и действий, к которым право безразлично и которые не порождают прав и обязанностей. Юридическими события и действия становятся только тогда, когда они в качестве таковых прямо указаны в правовых нормах.

Событиями являются обстоятельства, наступление которых не зависит от воли людей, будь то смерть человека, рождение, достижение им определенного возраста, стихийное бедствие и т.п.

Действиями же признаются явления реальной действительности, которые служат формой волеизъявления людей. Они могут быть правомерными, т.е. соответствовать предписаниям закона и не выходит за пределы субъективных прав лица их совершающего, или противоправными, т.е. противоречить требованиям закона.

Совершая противоправные действия, лицо выходит за пределы принадлежащих ему субъективных прав. Примером неправомерных действий в финансовом праве может служить уклонение от уплаты налогов, нецелевое использование бюджетных средств и т.п.

Действиями же признаются явления реальной действительности, которые служат формой волеизъявления людей. Они могут быть правомерными, т.е. соответствовать предписаниям закона и не выходит за пределы субъективных прав лица их совершающего, или противоправными, т.е. противоречить требованиям закона.

Совершая противоправные действия, лицо выходит за пределы принадлежащих ему субъективных прав. Примером неправомерных действий в финансовом праве может служить уклонение от уплаты налогов, нецелевое использование бюджетных средств и т.п.

В финансовом праве среди правомерных действий следует выделить формальные действия (юридические акты) и неформальные действия (юридические поступки). Когда речь идет о юридических поступках, то в первую очередь следует отметить, что финансовое право безразлично к их форме, и поэтому они порождают финансовые права и обязанности независимо от того, в какой форме были совершены. К юридическим поступкам относятся: получение прибыли, приобретение имущества и т.д. Особенностью юридических актов является то, что финансовое право предъявляет особые требования к их форме, несоблюдение которой влечет либо их недействительность, либо их неправомерность. К юридическим актам относятся финансово-плановые акты, извещения налоговых органов о необходимости уплатить определенные суммы налога,налоговые декларации, постановления специально уполномоченных органов о применении финансовых санкций и т.п.

 

⇐ Предыдущая123456Следующая ⇒

Читайте также:

  1. CEМEЙНOE КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ, ЕГО ОСОБЕННОСТИ
  2. I. Виды информационного обеспечения.
  3. I. ОСОБЕННОСТИ ДЕЛОВОГО И ЛИЧНОСТНОГО ОБЩЕНИЯ В СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
  4. I. Особенности постановки цели труда.
  5. I. Особенности учета в строительстве
  6. II. Особенности технологии баз и банков данных.
  7. II. Перепишите следующие предложения и переведите их, обращая внимание на особенности перевода на русский язык определений, выраженных именем существительным (см. образец выполнения 2).
  8. II. Решить следующие ниже финансовые задачи на листе “Задачи”.
  9. XIX. Особенности приёма и обучения иностранных граждан и лиц без гражданства в ОО ВПО «ГИИЯ»
  10. Абсолютная монархия в России (признаки, особенности, идеалогия, условия возникновения, реформы Петра первого)
  11. Административно-правовые нормы: понятие, структура, виды. Дискуссионность по понятию структуры правовой нормы.
  12. Административно-финансовые реформы.


Главная » Юристу » Финансово-правовые нормы


Финансово-правовые нормы


Вернуться назад на Правовые нормы

Отношения, возникающие в процессе финансовой деятельности государства, регулируются нормами финансового права, которые регулируют отношения, возникающие в процессе финансовой деятельности государства. Как нормы других отраслей права — это правила поведения, которые устанавливаются государством в строго определенном порядке и форме, вводятся в действие в установленный законодателем срок.

Главная особенность финансово-правовых норм состоит в том, что они носят государственно-властный, императивный характер. Государство предписывает правила поведения юридическим и физическим лицам в области финансовой деятельности. Требования к участникам финансово-правовых отношений выражаются в категоричной форме. Участники финансовых отношений, урегулированных нормой финансового права, не вправе изменить предписания нормы и условий ее применения.

Финансово-правовая норма состоит из гипотезы, диспозиции и санкции.

Гипотеза определяет обстоятельства, при которых могут возникнуть финансовые правоотношения, и указывает на субъектов — участников этих правоотношений.

Диспозиция — содержит предписание о том, как должны поступать участники финансовых отношений, то есть определяет их права и обязанности.

Санкции — выступают способом защиты правил, установленных финансово-правовыми нор-мами. Санкции финансово-правовых норм, как правило, указывают на меры финансового воздействия за нарушение предписаний государства в области финансов. Это пени, штрафы и неустойки, отзыв бюджетных назначений (лимитов) и субсидий, принудительное взыскание невнесенных в срок платежей, применение кредитных санкций и др.

Финансово-правовые нормы подразделяются на виды:

1. В зависимости от содержания могут быть материальными и процессуальными.

Материальные финансово-правовые нормы действуют в бюджетной, налоговой, кредитной, страховой сфере, они закрепляют материальное содержание юридических прав и обязанностей субъектов финансовых правоотношений.

Процессуальные финансово-правовые нормы определяют порядок применения материальных норм.

2. В зависимости от характера воздействия на участников финансового отношения нормы финансового права подразделяются на три вида: обязывающие, запрещающие и уполномочивающие.

Обязывающие нормы финансового права регулируют активное поведение субъектов и предписывают в категорической форме совершать определенные действия.

Запрещающие финансово-правовые нормы регулируют пассивное поведение субъектов финансовых отношений и предписывают не совершать действий, нарушающих финансовую дисциплину и законность.

Уполномочивающие нормы устанавливают определенные права участников финансовых отношений, но реализация этих прав находится в зависимости от действий самого участника.

Финансовое правоотношение определяется как общественное отношение, урегулированное нормами финансового права, участники которого обладают соответствующими юридическими правами и обязанностями.

Вопрос 1. Финансово-правовая норма

Финансовые правоотношения отличаются тем, что они:

• возникают в сфере финансовой деятельности государства в процессе распределения и перераспределения национального дохода;
• одним из субъектов этих отношений обязательно должен быть соответствующий орган государственной власти (либо государственное или муниципальное образование в целом);
• обязательным объектом всегда выступают деньги или денежные обязательства, связанные с образованием и использованием денежных фондов.

Субъектами финансовых правоотношений могут быть государство в лице: государственных образований (Российская Федерация, субъекты Российской Федерации) и административно-территориальных образований (район, город — поселение) и государственных органов власти (законодательные и исполнительные, федеральные и субъектов РФ, местные органы самоуправления), а также физические и юридические лица (и организации, не наделенные правами юридического лица).

Основанием возникновения, изменения и прекращения финансовых право-отношений являются юридические факты, т. е. предусмотренные в законе действия или события, вызывающие возникновение, изменение или прекращение у отдельных юридических или физических лиц финансовых прав и обязанностей.

Общественные отношения, возникающие в процессе осуществления финансовой деятельности государства, многообразны и неоднородны, поэтому и финансовые правоотношения характеризуются большим разнообразием.

Финансовые правовые отношения принято классифицировать в зависимости от подотрасли, раздела, института финансового права на следующие виды:

• бюджетные правоотношения;
• налоговые правоотношения;
• неналоговые правоотношения;
• финансовые правоотношения в области государственного кредита и страхования;
• правоотношения, возникающие при осуществлении государственных доходов и расходов, в том числе и при сметно-бюджетном финансировании, образовании и использовании внебюджетных средств;
• финансовые правоотношения в области банковской деятельности;
• финансовые правоотношения, возникающие в области денежного обращения, расчетов и вексельного обращения;
• валютные правоотношения.

Правовые отношения
Правовая культура
Правовая ответственность
Правовая система
Правовое обеспечение
Правовой признак

Назад | | Вверх



©2009-2018 Центр управления финансами. Все права защищены. Публикация материалов
разрешается с обязательным указанием ссылки на сайт.

Финансово-правовые нормы

Следует различать понятие «субъект финансового права» и «субъект (или участник) финансового правоотношения».

Субъект финансового права – это лицо, обладающее правосубъектностью, т. е. потенциально способное быть участником финансовых правоотношений.

Субъект финансового правоотношения – это реальный участник конкретных правоотношений.

Юридические права и обязанности в сфере финансовой деятельности принадлежат субъектам финансового права.

Субъектами финансовых правоотношений могут быть физические лица (граждане), юридические лица (и организации, не наделенные правами юридического лица), государственные образования (Российская Федерация, субъекты РФ) и муниципальные (местные) образования. Особенностью финансовых правоотношений является то, что одним из субъектов этих отношений обязательно должен быть соответствующий орган государственной власти (либо государственное или муниципальное образование в целом).

Финансовое правоотношение не может возникнуть между физическими лицами (гражданами); физическими лицами (гражданами) и юридическими лицами, имеющими организационно-правовую форму, базирующуюся на частной собственности, а также между данными юридическими лицами. Субъектный состав финансового правоотношения определяется видом финансового правоотношения.

Финансовые правоотношения можно классифицировать:

а) по материальному содержанию они делятся, в зависимости от подотрасли раздела, института финансового права, на следующие виды:

  • бюджетные правоотношения;
  • налоговые правоотношения;
  • неналоговые правоотношения;
  • финансовые правоотношения в области государственного кредита;
  • финансовые правоотношения в области страхования;
  • правоотношения, возникающие при осуществлении государственных расходов, в том числе при сметно-бюджетном финансировании;
  • финансовые правоотношения в области банковской деятельности;
  • финансовые правоотношения, возникающие в области денежного обращения и расчетов;
  • валютные правоотношения;

б) по субъектам финансового правоотношения, возникающего между:

  • органами государственной власти; органами государственной власти и управления общей компетенции;
  • вышестоящими и нижестоящими органами государственного управления, в том числе финансово-кредитными органами;
  • предприятиями, учреждениями, организациями, министерствами и ведомствами;
  • финансовыми органами и предприятиями, учреждениями, организациями;
  • финансовыми органами и гражданами;
  • самими финансово-кредитными органами.

Возникновение финансово-правовых отношений обычно осуществляется на основании правового нормативного или индивидуального юридического акта. Такой нормативный акт в области финансовой деятельности государства – закон о федеральном бюджете, который принимается ежегодно. Индивидуальный нормативный акт – извещение финансовым органом гражданина о необходимости уплатить какой-либо налог.

Изменение финансовых правоотношений не может быть произведено по волеизъявлению их участников. Оно совершается на основе нормативного акта в связи с изменением предусмотренных в нем фактов и событий. Например, факт увеличения или уменьшения размера бюджетных ассигнований вызывает изменение данного правоотношения.

Прекращение финансовых правоотношений наступает во многих случаях. Из них наиболее часто встречаются следующие:

  1. погашение финансового обязательства в результате уплаты суммы в срок или взыскания недоимки (просроченного платежа);
  2. выполнение задания по государственным доходам по бюджету или внебюджетным фондам;
  3. использование выданных бюджетных ассигнований;
  4. осуществление компетентными органами права взыскания недоимки по налогам;
  5. прекращение правоотношений по налогам с населения происходит по достижении определенного возраста, предусмотренного законом, например в связи с переходом на пенсию, призывом в армию и т. д.

Порядок, органы и методы защиты финансовых правоотношений. Для защиты прав и законных интересов субъектов, участвующих в финансовых правоотношениях, применяется административный и судебный порядок защиты.

Административный порядок действует главным образом в случае применения мер государственного принуждения, связанных с защитой прав в области финансовых отношений, к государственным и муниципальным органам, предприятиям, организациям, учреждениям. В различных финансовых отношениях административный порядок защиты имеет свои особенности, но везде он проявляется в форме властных велений при вынесении решения соответствующими государственными органами.

В главе 2 Конституции РФ «О правах и свободах человека и гражданина» каждому гарантирована судебная защита его прав и свобод (ст. 46). Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, местного самоуправления и должностных лиц могут быть обжалованы в суде.

Если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты, каждый гражданин вправе в соответствии с международными договорами РФ обращаться в международные органы по защите прав.

Судебный порядок применяется и при защите финансовых интересов и прав государства во взаимоотношениях с гражданами (взыскание с них налогов, финансовых санкций, платежей по обязательному государственному страхованию и самообложению сельского населения).

Особое место в защите прав и законных интересов субъектов финансового права принадлежит Конституционному Суду РФ.

Соблюдение правил, закрепленных в финансово-правовых нормах, означает и обеспечение прав субъектов финансового права. В этих целях широко применяется метод убеждения в различных формах, прежде всего проведение разъяснительной работы. В результате большей частью субъектов они выполняются добровольно. В случае нарушения установленных правил в области образования, распределения и использования государственных и местных денежных фондов вводится в действие метод принуждения в различных его проявлениях (применение санкций, запретительных мер и др.).

Вконтакте

Facebook

Google+

Одноклассники

1.1. Категории финансового права. Финансовые правоотношения

Финансовое право представляет собой самостоятельную отрасль российского права, имеющую свой предмет правового регулирования и обусловленный им метод правового регулирования.

Предметом финансового права являются финансовые отношения, которые возникают в процессе финансовой деятельности государства. Другими словами, с помощью финансового права государство регулирует общественные отношения, складывающиеся в области финансовой деятельности.

Метод финансового права – это метод властных предписаний, предполагающий неравенство субъектов правоотношений. Властные предписания исходят в большинстве случаев от финансовых, налоговых и кредитных органов, входящих в систему государственных органов и наделенных соответствующими полномочиями.

Метод финансового права характеризуется следующими особенностями:

• одной из сторон финансовых отношений всегда выступает орган государственной власти;

• любое юридическое и физическое лицо обязано выполнить предписание, данное органом государственной власти, поскольку оно является односторонневластным;

• властные предписания не основываются на отношениях субординации, подчинения «по вертикали».

Как и любая норма права, финансово-правовая норма – это установленное и контролируемое государством правило поведения участников общественных отношений, которые обладают соответствующими правами и обязанностями.

Нормы финансового права всегда связаны с регулированием отношений по поводу выполняемых в ходе финансовой деятельности государства распределительной, контрольной и стимулирующей функций при распределении национального богатства. В нормах финансового права закрепляются требования государства для обеспечения осуществления его задач и функций на определенном этапе общественного развития.

Финансово-правовые нормы носят государственно-властный, императивный характер: их содержание не может быть изменено по соглашению участников общественного отношения. Требования норм однозначно определяют объемы прав и обязанностей участников финансовых отношений.

Классификация финансово-правовых норм осуществляется по различным основаниям.

В зависимости от характера воздействия на участников финансовых отношений нормы подразделяются на три вида: обязывающие, запрещающие, уполномочивающие. Большинство норм финансового права имеют обязывающий характер.

В зависимости от своего содержания финансово-правовые нормы подразделяются на материальные (например, ставки налогообложения) и процессуальные (например, деятельность субъектов по прохождению бюджета).

Нормы финансового права структурно разделяются на три компонента: гипотезу, диспозицию, санкцию. Гипотеза – несколько четко сформулированных условий, при наличии которых законодательство предоставляет право на совершение определенных действий в области финансов. Диспозиция предопределяет правила поведения участников финансовых правоотношений (например, закон определяет конкретные ставки налога, распределяемого в бюджеты разных уровней). Санкция – это мера ответственности, применяемая к нарушителям финансово-правовых норм.

Система финансового права состоит из общей части и особенной части. Общая часть охватывает нормы, регулирующие общие принципы и методы финансовой деятельности государства. В ней определяется правовое положение всех субъектов финансовых правоотношений, в том числе государственных органов и учреждений, осуществляющих в пределах своей компетенции финансовую деятельность.

Особенная часть включает в себя различные финансово-правовые институты, каждый из которых имеет свой объект правового регулирования, т. е. регулирует определенный круг финансовых отношений, возникающих в сфере многообразной разносторонней финансовой деятельности государства. Финансовый институт объединяет в группу однородные экономические отношения, взаимосвязанные по формам и методам аккумуляции или распределения денежных средств.

Нормы финансового права в Российской Федерации многочисленны, они содержатся в большом числе разнообразных правовых нормативных актов, или источников финансового права. К ним относятся акты представительных и исполнительных органов государственной власти и местного самоуправления разных масштабов и уровней. Источниками финансового права являются: Конституция РФ, Кодексы РФ (Гражданский кодекс, Налоговый кодекс, Бюджетный кодекс), законы, указы Президента, постановления Правительства, акты органов государственного управления, ведомственные положения, приказы, инструкции и др.

Большинство норм финансового права, как и иных отраслей права, реализуются в правоотношениях.

Понятие и виды финансово-правовых норм

Финансовые правоотношения возникают в процессе финансовой деятельности государства.

Финансовые правоотношения – это общественные отношения, возникающие при создании, распределении, использовании фондов денежных средств и урегулированные нормами финансового права, участники которых связаны взаимными юридическими правами и обязанностями.

Применительно к институтам финансового права можно выделить: бюджетные правоотношения; налоговые и неналоговые правоотношения; финансовые правоотношения в областях государственного кредита, страхования, банковской деятельности; правоотношения, возникающие при осуществлении государственных расходов; финансовые правоотношения в области денежного обращения и расчетов; валютные правоотношения.

Финансовые правоотношения характеризуются тем, что они возникают в процессе финансовой деятельности государства; одним из субъектов этих правоотношений должен быть соответствующий орган государственной власти; возникают они по поводу денег – платежа в доход государства, государственного расхода и т. п. Эти отличительные черты, рассматриваемые в их единстве, придают финансовым правоотношениям характер государственно-властных имущественных (денежных) правоотношений.

Указанные особенности, вместе взятые, отграничивают финансовые правоотношения от других видов правоотношений. Так, административные штрафы хотя и являются денежными, но они не связаны с финансовой деятельностью государства, т. е. формированием фондов денежных средств. Поэтому подобные отношения регулируются административным правом.

Субъектами финансовых правоотношений выступают: органы государственной власти и государственного управления, хозяйствующие субъекты и граждане. В некоторых случаях субъектом финансового права может выступать Российская Федерация, субъекты РФ и муниципальные образования (при выпуске облигаций государственных и муниципальных займов, при использовании банковского кредита для покрытия недостатка бюджетных средств и в некоторых других случаях).

Предприятия и организации (их филиалы и другие обособленные подразделения) вступают в финансовые отношения в связи с внесением в казну налогов и сборов, получением из нее ассигнований, распределением прибыли и т. д. Учреждения и организации, состоящие на бюджетном финансировании, также принадлежат к участникам финансовых правоотношений.

Правосубъектность граждан главным образом связана с внесением налоговых и других обязательных платежей, поступающих в доход государства. Граждане также могут вступать в финансовые правоотношения по другим поводам, например, в связи с участием в государственных займах, денежно-вещевых лотереях.

Для защиты прав и законных интересов субъектов финансовых правоотношений применяется административный и судебный порядок.

В настоящее время действуют оба названных выше порядка, и разрешение дела в административном порядке не исключает возможности обращаться в суд. Административный порядок действует главным образом в отношении государственных органов, предприятий, организаций, учреждений. Граждане по своему выбору могут использовать административный или судебный порядок защиты.

Для защиты прав граждан и юридических лиц в финансовых отношениях в законодательстве установлены гарантии возмещения ущерба, причиненного незаконными действиями государственных органов и их должностных лиц. Так, неправильно взысканные с плательщика налоги подлежат возврату, а причиненный налогоплательщикам ущерб – возмещению. Еще одной особенностью действующего законодательства о налогах и сборах является то, что налогоплательщик может обратиться за защитой своих прав в вышестоящий налоговый орган и в суд одновременно.

Основанием возникновения, изменения и прекращения финансовых правоотношений являются юридические факты. Например, в налоговой сфере возникновение финансово-правовых отношений возможно на основе индивидуального нормативного акта – извещения налогового органа о необходимости уплатить тот или иной налог; изменение этих отношений происходит в связи с получением определенной льготы по данному налогу; прекращение финансовых правоотношений наступает при уплате налога в соответствующий бюджет или внебюджетный фонд.

Следует иметь в виду, что общественные отношения, возникающие в сфере финансов, регулируются не только нормами финансового права, приобретая характер финансово-правовых отношений. В случаях, предусмотренных действующим российским законодательством, эти отношения могут регулироваться нормами гражданского законодательства.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *