Формы массового поведения

Вопрос. Формы массового поведения

 

Массовые действия могут быть слабо организованными (па­ника, погромы) либо достаточно подготовленными и организо­ванными (демонстрации, революции, войны). Многое зависит от того, осознается ситуация или нет, нашлись организаторы и ли­деры, способные возглавить остальных, или нет. К формам мас­сового поведения относят массовую истерию, слухи, сплетни, панику, погром, линч, бунт.

массовая истерия — состояние всеобщей нервозности, повы­шенной возбудимости и страха, вызванное необоснованными слухами.

Примерами массовой истерии являются средневековая "охота на ведьм", послевоенная "холодная война", процессы над "врагами народа" в эпоху сталинизма, нагнетание средствами массовой информации угрозы "третьей мировой войны" в 60—70 годы, массовая нетерпимость к представителям иной национальности.

слухи — совокупность сведений, которые возникают из ано­нимных источников и распространяются по неформальным ка­налам.

Распространение слухов — форма массового поведения. Слу­хи бывают ложными и истинными, они подтверждаются и не подтверждаются. Они возникают в ситуациях дефицита, недо­статка информации или в тех случаях, когда аудитория радио, телевидения и печати не верит официальной информации. Сово­купность людей, которые пассивно воспринимают слух либо активно его распространяют, составляет аудиторию воздей­ствия слуха.

Аудитория воздействия слуха не просто сумма пассивных вос­приемников информации. Многие являются ее участниками: они не только передают новость дальше, но что-то изменяют в ней, добавляют новые подробности либо полностью искажают смысл. Согласно гипотезе американского-социального психолога Т. шибутани, слух как коллективное действие построен на четком распределении ролей. Первые выполняют роль "посыльного" и только распространяют слух. Вторые играют роль "интепретатора", добавляя к новости собственные соображения. Третьи ока­зываются в ситуации либо "скептиков", сомневающихся в дос­товерности слуха, либо "сторонников", горячо отстаивающих его. Кое-кто берет на себя роль "принимающего решение", гото­вого действовать в соответствии со слухом. Большинство же оста­ется в роли простых зрителей, или аудитории.

Разновидностью слухов выступают сплетни.

Новости о злоумышленниках, крадущих детей или насилу­ющих женщин в лифтах, новости о предстоящем повышении цен — это слухи. Они основаны на подсознательном страхе. Но­вости о том, сколько бриллиантов у первой леди государства, или о том, с кем разводятся и на ком женятся рок-звезды, — это сплетни. Они основаны на любопытстве.

паникатакая форма массового поведения, когда люди, столкнувшиеся с опасностью, проявляют нескоординирован­ные реакции. Участники паники действуют независимо, часто мешая и травмируя друг друга.

«Панику обычно характеризуют как индивидуалистическое и эгоцентрическое поведение. Это… справедливо в том смысле, что целью такого поведения служит попытка личного спасения, которая не укладывается в признанные нормы и обычаи. Однако паника — это одновременно и массовое поведение, поскольку при ее возникновении осуществляют свое действие механизмы циркулярной реакции, внушения и психического заражения — характерные признаки многих видов стихийного массового поведения»

Паника случается в экстремальных условиях: кораблекруше­ние, пожар, землетрясение, наводнение или военное нашествие. В подобных ситуациях действуют силы, неподвластные человеку, поэтому обычные средства преодоления кризиса не достигают успеха. Когда индивид убеждается, что все известные и доступные ему средства, годившиеся в обычных условиях, не срабатывают, он теряет самообладание. Появляется страх, парализующий мышление и волю. Он усиливается, когда человек замечает, что и другие люди охвачены тем же. Возникает цепная реакция пани­ческих действий.

Причины массовой паники:

 

К условиям возникновения паники относятся следующие.

1. Социальные условия:

– Соц.напряженность, вызванная эконом бедствиями

– Соц.напряженность, вызванная полит.бедствиям

2. Ситуационные условия. Вероятность развития массовых панических настроений и панических действий возрастает в периоды обострения текущей ситуации. Когда люди ожидают каких-то событий, они становятся особенно восприимчивыми ко всякого рода пугающей информации.

3. Физиологические условия.

Усталость, голод, алкогольное или наркотическое опьянение, хроническое недосыпание и т.п. ослабляют людей не только физически, но и психически, снижают их способность быстро и правильно оценить положение дел, делают их более восприимчивыми к эмоциональному заражению и, за счет этого, снижают пороги воздействия заразительности, повышая вероятность возникновения массовой паники.

4. Психологические условия.К ним относятся неожиданность пугающего события, сильное психическое возбуждение, крайнее удивление, испуг.

5. Идеологические и политико-психологические условия. Сюда относятся нечеткое осознание людьми общих целей, отсутствие эффективного управления и, как следствие, недостаточная сплоченность группы. Реальная практика, а также многочисленные экспериментальные исследования показали, что от этой группы условий в значительной мере зависит, сохранит ли общность целостность, единство действий в экстремальной ситуации или распадется на панический человеческий конгломерат, отличающийся необычным, вплоть до эксцентричного, поведением каждого, разрушением общих ценностей и норм деятельности ради индивидуального спасения. Многочисленные эксперименты американских исследователей показали, что в неосознающих общность целей, слабо сплоченных и структурированных группах паника провоцируется минимальной опасностью (например, даже опасностью потерять несколько долларов или получить слабый удар током). Напротив, ситуации естественного эксперимента (войны, боевые действия) демонстрируют высокие уровни сплоченности специально подготовленных, тренированных и объединенных общими ценностями (например, патриотизм) и нормами общностей людей. Он должен привлекать к себе сосредоточенное внимание и вызывать реакцию подчас неосознанного, животного страха. Первый этап реакции на такой стимул — потрясение, ощущение сильной неожиданности и восприятие ситуации как кризисной, критической и даже безысходной. Второй этап реакции — замешательство, в которое переходит потрясение, и индивидуальные беспорядочные попытки как-то понять, интерпретировать произошедшее событие в рамках прежнего, обычного личного опыта или путем лихорадочного припоминания аналогичных ситуаций из чужого, заимствованного опыта. Когда необходимость быстрой интерпретации ситуации становится острой и требует немедленных действий, именно это ощущение остроты часто мешает логическому осмыслению происходящего и вызывает страх. Первоначально страх обычно сопровождается криком, плачем, двигательной ажитацией. Если этот страх не будет быстро подавлен, то по механизму «циркулярной реакции» и «эмоционального кружения» развивается третий этап. На этом этапе страх одних отражается другими, что в свою очередь еще больше усиливает страх первых. Усиливающийся страх снижает уверенность в коллективной способности противостоять критической ситуации и создает смутное ощущение обреченности. Завершается все это действиями, которые представляются людям, охваченным паникой, спасительными. Хотя на деле они могут совсем не вести к спасению: это этап «хватания за соломинку», и итоге все равно оборачивающийся паническим бегством. Разумеется, за исключением тех случаев, когда бежать просто некуда. Тогда возникает подчеркнуто агрессивное поведения: известно, как опасен бывает «загнанный в угол» даже самый трусливый зверь.

Внешне паника заканчивается обычно по мере выхода отдельных индивидов из этапа всеобщего бегства. Всеобщая усталость останавливает любые действия и эмоциональные переживания. Но паническое поведение не обязательно завершается бегством от опасности. Обычные следствия паники – либо усталость и оцепенение, либо состояние крайней тревожности, возбудимости и готовности к агрессивным действиям. Реже встречаются вторичные проявления паники.

Предыдущая76777879808182838485868788899091Следующая


Дата добавления: 2015-08-14; просмотров: 550;


ПОСМОТРЕТЬ ЕЩЕ:

МАССОВОЕ СОЗНАНИЕ – специфический род общественного сознания, получивший широкое распространение и весьма важное значение в обществах современного типа. Подобно классовым, национальным, профессиональным и иным групповым формам общественного сознания, массовое сознание выделяется не по своим гносеологическим свойствам (по содержанию, уровню и качеству отражения действительности и т.п.), а прежде всего по специфическим свойствам его носителя, субъекта. При этом в отличие от названных форм общественного сознания, носителем которых являются те или иные группы общества (классы, нации и т.д.), в случае массового сознания в качестве такого субъекта выступает особая совокупность (множество, общность) индивидов, именуемая массой. Типичные (разномасштабные) примеры массы: участники широких политических, социокультурных и иных движений современности;аудитории различных средств и каналов массовой информации; потребители тех или иных социально «окрашенных» (напр., престижных, модных) товаров и услуг; члены разнообразных любительских (по интересам) ассоциаций и клубов; «болельщики» футбольных и иных спортивных команд и т.п.

К числу наиболее существенных особенностей всякой массы следует отнести: 1) статистический характер данной общности, находящий выражение в том, что она совпадает со множеством дискретных «единиц», не представляя собой какого-либо самостоятельного, целостного образования, отличного от составляющих его элементов; 2) стохастическую (вероятностную) природу данной общности, заключающуюся в том, что «вхождение» в нее индивидов носит неупорядоченный, случайный характер, осуществляется по формуле «может быть, а может и не быть», в результате чего такая общность всегда отличается «размытыми», открытыми границами, неопределенным количественным и качественным составом; 3) ситуативность существования данной общности, выражающаяся в том, что она образуется и функционирует исключительно на базе и в границах той или иной конкретной деятельности, невозможна вне ее, в результате чего всегда оказывается неустойчивым образованием, меняющимся от случая к случаю, от одной конкретной ситуации к другой; 4) явно выраженную гетерогенность (разнородность, «смешанность») состава данной общности, ее откровенно внегрупповую (или межгрупповую) природу, проявляющуюся в том, что в массе «разрушаются» границы между всеми существующими в обществе социальными, демографическими, политическими, региональными и иными группами.

Перечисленные свойства массы полностью определяют присущий ей тип сознания, особенности его содержания и структуры, способы формирования и функционирования. В содержательном отношении массовое сознание представляет собой широкую совокупность идей, суждений, представлений, иллюзий, чувств, настроений, в том или ином виде отражающих все без исключения стороны жизни общества.

Основные формы массового поведения

Вместе с тем по своему содержанию массовое сознание значительно уже общественного сознания в целом, поскольку за его границами остается великое множество «сюжетов», не доступных пониманию масс и/или не затрагивающих их интересы (ср., напр., содержание науки, права и т.д.). По своей структуре массовое сознание представляет собой чрезвычайно сложное, конгломеративное образование, возникающее на «пересечении» всех известных типов общественного сознания – чувственного и рационального, обыденного и теоретического, абстрактного и художественного, созерцательного и связанного с волевыми действиями и т.д.

Бросающиеся (в этой связи) в глаза свойства структуры массового сознания – ее разорванность, пористость, противоречивость, способность к быстрым, неожиданным изменениям.

Как и сами массы, массовое сознание в обществах современного типа возникает и формируется в первую очередь в процессе массовизации основных условий и форм жизнедеятельности людей (в сферах производства, потребления, общения, социально-политического участия, досуга), порождающем одинаковые или подобные устремления, интересы, потребности, навыки, склонности и т.д. Действие этих условий и форм бытия закрепляется и получает свое завершение в производстве и распространении соответствующих видов массовой культуры, прежде всего связанных с функционированием средств массовой информации и пропаганды. С их помощью указанные интересы, потребности, устремления широких слоев населения оформляются в виде серии стандартных образов действительности, способов ее познания и моделей поведения.

Будучи духовным продуктом объективных процессов массовизации человеческих практик массовое сознание само оказывает активнейшее воздействие на многие стороны жизни общества, выступая в качестве мощного регулятора массовых форм поведения людей. При этом главными формами выражения и функционирования массового сознания являются общественное мнение и общественное настроение.

В западной философии и социологии массовое сознание освещалось с различных позиций – откровенно антидемократических, отождествляющих массы с «толпой», «чернью» (Я.Буркхард, Г.Лебон, X.Ортега-и-Гассет); социально-критических, рассматривающих массу в качестве негативного порождения современных антигуманных типов обществ (Э.Фромм, Д.Рисмен, Р.Ч.Миллс, Г.Маркузе);позитивистских, связывающих появление масс с научно-техническим прогрессом, деятельностью современных СМИ (Г.Блумер, Э.Шилз, Д.Мартиндейл).

В российской науке на протяжении десятилетий позитивное исследование массового сознания было в сущности запрещено из-за полной несовместимости этой проблематики с господствующими в обществе идеологическими установками. Вместе с тем первые работы на этот счет появились в СССР уже в 60-х гг.

Литература:

1.  Грушин Б.А. Логические принципы исследования массового сознания. – «ВФ», 1970, № 7–8;

2.  Он же. Массовое сознание. Опыт определения и проблемы исследования. М., 1987;

3.  Дилигенский Г.Г. В поисках смысла и цели. Проблемы массового сознания современного капиталистического общества. М., 1986;

4.  Он же. Российский горожанин конца 90-х: генезис постсоветского сознания. М., 1998;

5.  Blumer Н. Movies and Conduct. N.Y., 1933;

6.  Riesman D. The Lonely Crowd. N.Y., 1950;

7.  Bell D. The End of Ideology. Glencoe, 1964;

8.  Ellule J. Propaganda. The Formation of Men’s Attitude. N.Y., 1965.

Б.А.Грушин

 

Структура и характеристика массового сознания.

Содержание понятия массового сознания.

Основной составляющей психологии масс является массовое сознание.

С одной стороны, массовое сознание — это форма общественного сознания, заметно проявляющаяся лишь в бурные, динамичные периоды развития общества. В обычные же, стабильные периоды развития массовое сознание функционирует на малозаметном, обыденном уровне.

С другой стороны, массовое сознание рассматривается как сознание вполне определенного социального носителя – «массы». Оно сосуществует в обществе наряду с сознанием классических групп. Возникает оно как отражение, переживание и осознание каких-то обстоятельств, общих для членов разных социальных групп. Согласно данной логике, массовое сознание оказывается более глубинным образованием, отражением действительности «первичного порядка», которое лишь потом обретает необходимые психологические признаки социальной определенности.

Представление о массовом сознании как о реально существующем в обществе сознании с характерными для него чувствами, умонастроениями, ценностями, установками и стереотипами присутствует в работах ряда отечественных и западных исследователей. В исследованиях Б.А. Грушина, А.Я. Гуревича, Д. Давыдова, Е.А.Доценко, И.П. Дубова, С.Г. Кара-Мурзы, Э.Кассирера, Я.В.Любивого, Ф.Т. Михайлова, А.К. Уледова, Г. Шиллера и других авторов дается общая характеристика массового сознания, исследуется его связь с различными уровнями и формами общественного сознания, анализируется структура феномена, выявляются закономерности его развития.

Массовое сознание – один из видов общественного сознания, наиболее реальная форма его практического существования и воплощения. Это особый, специфический вид общественного сознания свойственный значительным неструктурированным множествам людей («масс»).

Массовое сознание представляет собой ситуативное производное от общественного сознания, трактуемого как совокупность сознаний основных групп, образующих социальную структуру общества, но с уже разрушенными границами внутри такого сознания.

В организованном, структурированном обществе в сознании и поведении образующих его людей существуют психологические границы, возникающие в связи с принадлежностью людей к тем или иным группам. Каждый знает свою «территорию» редко может нарушить существующие границы. Однако стоит случиться какому-то крупному социально-политическому потрясению, как эти «границы» рушатся. Тогда люди образуют сплошную неструктурированную массу, а их психика и поведение приобретают дезорганизованный, стихийный, массовый характер. Примером может быть «Оранжевая революция».

Рассматривая примеры такого рода, классик массовой психологии Г.Лебон писал: «В морали, в религии, в политике нет уже признанных авторитетов… Отсюда происходит, что правительства вместо того, чтобы руководить общественным мнением, вынуждены считаться с ним и подчиняться непрестанным его колебаниям». В свою очередь, в подобных ситуациях массовое сознание, которое Г. Лебон и именовал «общественным мнением», «знает крайние чувства или глубокое равнодушие. Оно страшно женственно и, как всякая женщина, отличается полной неспособностью владеть своими рефлекторными движениями. Оно беспрерывно колеблется по воле всех веяний внешних обстоятельств.

Массовое сознание определяется как совпадение в какой-то момент (совмещение или пересечение) основных и наиболее значимых компонентов сознания большого числа весьма разнообразных «классических» групп общества (больших и малых), однако оно несводимо к ним. В силу недостаточной специфичности источников своего появления и неопределенности самого своего носителя массовое сознание в основном носит обыденный характер.

Исходя из этого определения мы можем сказать, что с содержательной точки зрения, в массовом сознании запечатлены знания, представления, нормы, ценности и образцы поведения, разделяемые какой-либо возникающей по тем или иным обстоятельствам совокупностью индивидов — массой. Они вырабатываются в процессе общения людей между собой и совместного восприятия ими социально-политической информации (скажем, в ходе политического митинга).

Согласно такому взгляду, массовое сознание отличает:

во-первых, общесоциальная, а не только групповая типичность всех образующих его компонентов.

во-вторых, его отличает их общесоциальное признание, санкционированность той или иной достаточно массовой общностью.

В этом смысле массовое сознание представляет собой надындивидуальное и надгрупповое по содержанию, но индивидуальное по форме функционирования сознание.

Как определяет Б.Грушин, хотя массовое сознание и реализуется в массе индивидуальных сознаний, но оно не совпадает, с точки зрения содержания, с каждым из них в отдельности, с индивидуальным сознанием как таковым

Для зарождения и функционирования массового сознания совершенно не обязательна совместная деятельность членов общности («массы»), что традиционно принято считать обязательным для появления группового сознания. Содержание массового сознания может быть определено практически как бесконечное, если попытаться предвосхитить все возможные варианты возникновения тех или иных значительных масс людей в рамках как отдельного общества, так и человеческой истории в целом. Однако именно по содержанию, в первую очередь выделяется массовое политическое сознание как особый вид массового сознания, превращающий массы в особый субъект политического действия.

Таким образом, можно считать, что массовое сознание — это разновидность общественного сознания.

Формы массового поведения. Взаимодействие людей в неорганизованных группах

Массовое сознание уже чем общественное сознание. За его пределами остаются специализированные формы духовного познания действительности, прежде всего научные, этические, эстетичные концепции.

Массовое сознание имеет различные состояния своей активности — от полной пассивности и разобщенности до активной совместной деятельности больших социальных групп, направляемых общими идеями и ценностями. Иначе говоря, массовое сознание может обладать разными энергетическими состояниями — от пассивного мнения до деятельного убеждения и даже фанатичной активности. И здесь вырисовывается двухслойность смысла понятия массового сознания, охватывающего не только феномен интеграции индивидуальных сознаний больших масс людей посредством коммуникации, но и особую категориально-ценностную структуру этой интеграции, которая накапливает и направляет социальную энергию масс посредством объединяющих идей и символов, выражающих ключевые потребности и интересы людей.

Важными компонентами как индивидуального, так и группового сознания являются социальные установки его носителей и определяет как состояние готовности, предрасположенности субъектов к определенной активности в той или иной ситуации. Иными словами говоря, имеющиеся у людей определенные взгляды, позиции, убеждения, вера. Особенно прочное положение в массовом сознании занимают расовые, этнические и конфессиональные установки.

В управлении массовым сознанием и поведением следует использовать уже имеющиеся установки, формировать на их основе новые и не тратить усилия на попытки разрушить закрепившиеся в массовом сознании установки в течение длительного времени.

Структура и характеристика массового сознания.

По структуре массовое сознание включает основной:

— первичный – эмоционально-действующий;

— вторичный – рациональный уровни.

В основе массового сознания обычно лежит яркое эмоциональное переживание некой социальной проблемы, вызывающую всеобщую озабоченность. Это может быть война, революция, масштабный экономический кризис и т. д. Крайняя степень переживания проблемы выступает как системообразующий фактор массового сознания. Такое переживание, проявляясь в сильных эмоциях или чувствах, заслоняет собой все другие, привычные правила жизни — групповые нормы, ценности и образцы поведения. Оно порождает потребность в немедленных действиях — потому и определяется как эмоционально-чувственная основа (иногда — как «ядро») массового сознания. Когда объявляется война, например, у части людей (как раз и формирующей данную массу) возникает состояние своеобразной аномии, разрушения в сознании привычных норм поведения.

На основе «ядерного», базисного эмоционально-действенного уровня постепенно образуется более рациональный уровень. Он включает различные когнитивные компоненты — прежде всего, общедоступные знания, массово обсуждаемую и разделяемую информацию.

По своему психологическому составу рациональный уровень массового сознания включает в себя более статичные (типа оценок и ожиданий, ценностей и «общих ориентации») и более динамичные (типа массовых мнений и настроений) компоненты.

Внутри рационального уровня различаются три основных блока:

— во-первых, это блоксоциальных ожиданий людей и оценокими своих возможностей влиять на общественную систему в целях реализации имеющихся ожиданий;

— во-вторых, различается блок быстро меняющихся мнений и, особенно, настроений людей— прежде всего, связанных с оценками ими текущего положения, правительства, лидеров, конкретных социально-политических акций и т. д.

— в-третьих, выделяется блок социально-политических ценностей,лежащих уже в основе достаточно осознанного политико-идеологического выбора (например, ценности справедливости, демократии, равенства, стабильности, порядка и т. д., или противоположные им). Эти ценности определяют итоговое отношение массового сознания к происходящему.

Рациональный уровень массового сознания, как правило, представляет собой отражение распространяемых через слухи или официальные средства массовой информации «массово необходимых» сведений.

Действенным проявлением массового сознания является массовое поведение, однако не всякое, а в основном стихийное — неорганизованное, но одинаковое и относительно необычное внегрупповое поведение больших масс людей, ситуативное и временное, связанное с особыми обстоятельствами. Примерами стихийного массового поведения являются, например, стихийная массовая агрессия в периоды войн и политических потрясений или, напротив, стихийная массовая паника, связанная с поражениями в войнах и восстаниях.

В первую очередь массовое поведение зависит от того, какой из двух основных уровней (эмоционально-действенный или рациональный) возобладает в массовом сознании. В зависимости от этого оно будет более или менее стихийным или управляемым.

Во вторую очередь оно зависит от эффективности (объема и качества) самого внешнего воздействия, оказываемого на массовое сознание. В принципе, до определенных моментов массовое сознание (и, соответственно, поведение массы) обычно податливо по отношению к внешним воздействиям.

Основные характеристики (свойства) массового сознания уже описаны в литературе. В принципе это особенности, которые присущи самой массе. Еще 3. Фрейд утверждал: «Масса импульсивна, изменчива и возбудима. Ею почти исключительно руководит бессознательное» (Фрейд, 1969).

Массовое сознание — эмоционально, заразительно, мозаично, подвижно и изменчиво. Оно всегда конкретно. Как правило, оно аморфно, противоречиво, лабильно и размыто. Ему характерна неопределенность и разнородность состава ее носителей, фрагментарность, повышенная динамичность и стереотипность.

Когда единичный субъект, как полагал X. Ортега-и-Гассет, становится частью массы, он неизменно подпадает под власть определенных, а именно инстинктивных, иррациональных страстей, темных импульсных реакций. Интеллекту, разуму, логической аргументации вовсе нет места в массовой психологии.

Эти свойства связаны со свойствами самого субъекта массового сознания. Реальная диалектика взаимосвязи «массы» и ее сознания такова, что возникающие обычно основы массового сознания сами формируют свою массу, которая, в свою очередь, в дальнейшем формирует свое сознание. Как верно писал Б. А. Грушин, «нет недостатка в эмпирических доказательствах того ежедневно и повсеместно наблюдаемого факта, что массовое сознание обнаруживает безусловную способность к «самопорождению», к спонтанному возникновению и изменению в процессе и результате непосредственно-практического освоения массами их «ближайшего» общественного бытия» (Грушин, 1987).

Так, американские исследователи убеждены: «вслед за изменениями объективных условий социальной жизни происходит смещение очагов наибольшего беспокойства в сознании людей, в общественной психологии» («Американское общественное мнение и политика», 1978). И, соответственно, наоборот: сознание реконструирует бытие.


Массовое сознание

Массовое сознание – собирательное понятие, которое объединяет в себе сознание значительной части людей. К примеру, это очень важно для политики, потому что оно определяет большинство. Данное сознание характеризуется сбором мнений участников с определенной целью, идеей или другим аспектом интересов. Нынешняя политология и социология видят в «массе» ряд определенных особенностей. Одной из отличительных черт такого множества является ее смешанный состав. Массовое сознание – один из наиболее важных каналов воздействия на людей и, следовательно, манипулирование ими.

Массовое сознание и общественное мнение

Общественным мнением считается публичное выражение личных мнений значительной частью населения, которые намеревались воздействовать на политиков и прессу.

2.1 Формы массового поведения и социальные движения

Сравнительно недавно появилась новая методика исследования, так называемый опрос общественного мнения или анонимное анкетирование. Первое, где он был использован предвыборная гонка в политике. Результаты опроса были поразительны, а точность проверялась результатами выборов. Общественное мнение часто похоже на массовое сознание.

Психология массового сознания

Еще Дарвин утверждал, что человеку нужен социум, как необходимая среда для формирования личности. Массовая психология считает каждого отдельного человека частью толпы, которая организовалась для некой цели. В этой ситуации у людей просыпается первичный позыв, который при другом раскладе никогда не проявится. В такой ситуации человек может совершать совершенно не свойственные ему поступки.

Ле Бон в своей книге «Психология масс» утверждал, что когда человек попадает в толпу, он исчезает, как индивидуум и становится частью массы, которая рождается, как новое существо с иными качествами. Толпа одинаково влияет на всех людей независимо от возраста, социального положения и религиозных взглядов.

Психология массового сознания влияет на индивидов следующим образом:

  1. Каждый отдельный человек ощущает мощь всей толпы и считает себя всемогущим, совершая непредсказуемые поступки.
  2. Действия в толпе проявляются с такой силой, что люди жертвуют своими интересами ради интересов толпы.
  3. У людей проявляются особые качества, которые очень отличаются от характера. Сознательная личность совершенно утеряна, воля и способность различения отсутствует, все чувства направлены в сторону указанную главным в толпе.

Фрейд считал, что когда человек начинает принадлежать к толпе, он опускается по лестнице цивилизации.

Управление массовым сознанием

Фрейд, а потом Юнг утверждал, что толпа опирается только на одну бессознательную грань. Массовое сознание напоминает сложнейший социальный феномен, импульсы, которой достаточно сильны, чтобы заглушать остальные качества личности. Толпа считает, что нет ничего невозможного. У массового сознания нет ни страха, ни сомнений. Манипуляция массовым сознанием происходит постоянно, для этого и собирается толпа. Ведь именно в таком состоянии люди легко переходят от одного мнения к другому. Крайности – нормальное состояние толпы, так как высказанное подозрение немедленно становится полноценной уверенностью, а небольшая антипатия в толпе молниеносно превращается в дикую ненависть. Для этого необходим всего один человек, который будет служить спичкой, в этом пожаре эмоций.

Индивидуальное и массовое сознание

Сознание отдельного человека, которое отражает только его личное состояние, называется индивидуальным. Несколько таких сознаний образуют массовое, которое необходимо различным социальным группам для существования в повседневной жизни. Исследования доказали, что массовое сознание получило некоторые преобразования, но базовые признаки остались неизменными.

 

Статьи по теме:

Как узнать свой психологический возраст?

Помимо хронологического возраста (тот, что у вас в паспорте), существует еще биологический, социальный и психологический. О последнем мы и расскажем в этой статье.

Классификация ощущений

В этой статье мы рассмотрим классификацию ощущений с нескольких сторон, которыми пользуются сегодня, но которые подлежат видоизменению, благодаря новым открытиям в данной области психологии.

Структура сознания

Сознание человека имеет свою четкую структуру. Эта статья расскажет о функциях и особенностях психического процесса сознания и его функциях в становлении личности.

Познание и сознание

Эта статья расскажет о роли сознания и познания в становлении человека, как личности и его развитии, а также рассмотрим оба этих процесса с точки зрения философии и психологии.

Вопрос. Формы массового поведения

Формы организованного протеста

Протест следует отличать от сопротивления, как пассивный способ вы­ражения своего несогласия от активной, действенной формы защиты своих интересов от посягательства извне. Среди форм организованного протеста выделяются:

♦ открытый пассивный протест — невыполнение приказов, неподчине­ние, невыход на работу;

♦ скрытый пассивный протест — подстрекательство к сопротивлению, за­говор, расклеивание листовок, работа с прохладцей;

♦ открытый активный протест — митинги, демонстрации, забастовки, стачки;

♦ скрытый активный протест и сопротивление — террористическая борь­ба, создание политической нелегальной партии, подготовка военного переворота.

Демонстрация — временное и хорошо организованное коллективное выс­тупление в защиту каких-то целей или в знак протеста против чего-то. Она требует предварительного планирования и подготовки: рекламы в газетах, официального разрешения властей, изготовления транспарантов, распределе­ния ролей, выбора маршрута движения и ораторов. Демонстрации как форма протеста способны вызвать необратимые изменения в обществе. Массовые демонстрации в России, организованные левыми силами, вызвали две рево­люции — Февральскую и Октябрьскую (1917). Перестройка середины 1980-х гг. вызвала волну демонстраций в разных городах СССР, в которых участвовало менее 1% населения. Несмотря на это, демонстрации левых сил, в которых принимали одноразовое участие от 200 тыс. до 700 тыс. человек, оказались очень эффективными: в том числе и благодаря им распалась советская держа­ва, с исторической сцены ушла КПСС, социалистический строй сменился капиталистическим, распалась международная социалистическая система.

Социальный обмен

Обмен — характерная черта социального взаимодействия, которая отли­чает его от просто действия. Любое взаимодействие есть обмен. Обмениваться можно чем угодно: знаками внимания, словами, значениями, жестами, сим­волами, материальными предметами и т.д. Пожалуй, нет ничего такого, что не могло бы служить средством обмена. Таким образом, деньги, с ко­торыми у нас обычно ассоциируется процесс обмена, занимают в нем лишь одно из мест. Понимаемый столь расширительно обмен является универсальным социальным процес­сом, существовавшим всегда и везде. Какова его структура? Что характерно для него?

Прежде всего два субъекта, или агента обмена, — взаимодействующие индивиды. Согласно теории обмена Дж. Хоманса, поведение человека в на­стоящий момент обусловлено тем, вознаграждались ли и как именно его действия в прошлом. Хоманс предложил следующие принципы обмена:

1) чем чаще вознаграждается данный тип действий, тем вероятнее, что онобудет повторяться. Если оно регулярно приводит к успеху, то мотивация кего повторению увеличивается, и наоборот, снижается в случае неудачи;

2) если вознаграждение (успех) за определенный тип действий зависит оттех или иных условий, то высока вероятность, что человек будет стремитьсяих повторить. Не важно, как вы получаете прибыль: действуя легально иповышая производительность труда или обходя закон и укрывая прибыль отналоговой инспекции, но прибыль, как и любое другое вознаграждение, бу­дет толкать вас к повторению удачного поведения;

3) если вознаграждение велико, человек готов преодолеть любые трудно­сти ради его получения. Прибыль в 5% вряд ли стимулируют бизнесмена наподвиг, но ради 300%, отмечал в свое время К. Маркс, он порой готов совер­шить любое преступление;

4) когда потребности человека близки к насыщению, он прилагает всеменьше усилий к их удовлетворению. А это значит, что если работодатель

несколько месяцев подряд платит высокую заработную плату, то у работни­ка снижается мотивация повышать производительность.

Принципы Хоманса применимы к действиям одного человека и к взаимо­действию нескольких людей, поскольку каждый из них руководствуется в от­ношениях с другим одними и теми же соображениями. В общем виде соци­альное взаимодействие — сложная система обмена, обусловленная способами уравновешивания вознаграждений и затрат. Если предполагаемые затраты выше ожидаемого вознаграждения, люди вряд ли начнут взаимодействовать, когда их ктому не принуждают. Таким образом, теория обмена Хоманса объяс­няет социальное взаимодействие на основе свободного выбора.

В социальном обмене (так мы можем назвать социальное взаимодействие) между вознаграждением и затратами нет прямо пропорциональной зависи­мости. Иначе говоря, если вознаграждение увеличить в 3 раза, то в ответ индивид не обязательно увеличит в 3 раза свои усилия. Часто, когда рабо­чим увеличивали в 2 раза заработную плату в надежде, что они повысят во столько же раз производительность, реальной отдачи не было: рабочие лишь делали вид, что стараются. По природе человек склонен экономить свои уси­лия и прибегать к этому в любой ситуации, иногда идя на обман. Причина в том, что затраты и вознаграждения — производные от разных потребностей или биологических побуждений. Стало быть, стремление экономить усилия и желание получить как можно большее вознаграждение могут действовать одновременно. Это и создает сложнейший узор человеческого взаимодей­ствия, где в единое целое вплетены обман и личная выгода, бескорыстие и справедливое распределение вознаграждения, равенство результатов и нера­венство условий и т.д.

ФОРМЫ МАССОВОГО ПОВЕЛЕНИЯ

Массовые действия могут быть слабо организованными (паника, погро­мы) либо достаточно подготовленными и организованными (демонстрации, революции, войны). Многое зависит от того, осознается ситуация или нет, нашлись организаторы и лидеры, способные возглавить остальных, или нет. Рассмотрим формы массового поведения.

Массовая истерия — состояние всеобщей нервозности, повышенной воз­будимости и страха, вызванное необоснованными слухами. Примерами яв­ляются средневековая «охота на ведьм», послевоенная холодная война, про­цессы над «врагами народа» в эпоху сталинизма, нагнетание средствами мас­совой информации угрозы «третьей мировой войны» в 1960—70-х гг., массовая нетерпимость к представителям иной национальности.

Слухи — совокупность сведений, которые возникают из анонимных ис­точников и распространяются по неформальным каналам. Распространение слухов — форма массового поведения.

Слухи бывают ложными и истинными, они подтверждаются или не под­тверждаются. Слухи возникают в ситуациях дефицита, недостатка информа­ции или в тех случаях, когда аудитория радио, телевидения и печати не ве­рит официальной информации. Совокупностьлюдей, которые пассивно вос­принимают слух либо активно его распространяют, составляет аудиторию воздействия слуха. Это не просто сумма пассивных приемников информа-

ции. Многие являются ее участниками: они не только передают новость даль­ше, но что-то изменяют в ней, добавляют новые подробности либо полнос­тью искажают смысл. Согласно гипотезе американского социального психо­лога Т. Шибутани, слух как коллективное действие построен на четком рас­пределении ролей. Одни выполняют роль «посыльного» и только распространяют слух, другие играют роль «интерпретатора», добавляя к но­вости собственные соображения, третьи оказываются в ситуации либо «скеп­тиков», сомневающихся в достоверности слуха, либо «сторонников», горячо отстаивающих его. Кое-кто берет на себя роль «принимающего решение», го­тового действовать в соответствии со слухом. Большинство же остается в роли простых зрителей, или аудитории.

Разновидностью слухов выступают сплетни. Новости о злоумышленни­ках, крадущих детей или насилующих женщин в лифтах, новости о предсто­ящем повышении цен — это слухи. Они основаны на подсознательном стра­хе. Новости о том, сколько бриллиантов у первой леди государства, или о том, с кем разводятся и на ком женятся рок-звезды, — это сплетни. Они основа­ны на любопытстве.

Паника — форма массового поведения, когда люди, столкнувшиеся с опас­ностью, проявляют нескоординированные реакции. Участники паники дей­ствуют независимо, часто мешая окружающим и травмируя друг друга. Пани­ка случается в экстремальных услови­ях — при кораблекрушении, пожаре, землетрясении, наводнении или воен­ ном нашествии. В подобных ситуациях действуют силы, неподвластные чело­веку, поэтому обычные средства преодоления кризиса не достигают успеха. Когда индивид убеждается, что все известные и доступные ему средства, го­дившиеся в обычных условиях, не срабатывают, он теряет самообладание.

Появляется страх, парализующий мышление и волю и усиливающийся, когда человек замечает, что и другие люди охвачены тем же чувством. Возникает цепная реакция панических действий.

Массовая истерия в некоторых случаях выливается в панику, а в некото­рых — в погромы.

Погром — коллективный акт насилия, предпринятый неконтролируемой и эмоционально возбужденной толпой против собственности или личности. Погром часто принимает вид шовинистического выступления против какой-либо национальности или иной группы населения, сопровождающегося гра­бежами и убийствами. До революции 1917 г. в России было несколько еврей­ских погромов. В первые дни Октябрьской революции прокатилась волна «винных» погромов. Погром — спонтанный «кратковременный» всплеск насилия, подогреваемый не идеалами, а страстями. После выступлений рок-группы в Санкт-Петербурге и Москве молодежь устраивала погромы в мет­ро и электричках. Во многих странах Европы футбольные фанаты устраива­ют погромы после очередных матчей. Самым известным примером погрома являются так называемые суды линча — самосуды, устраиваемые толпой бе­лых над чернокожими.

Бунт — собирательное понятие, обозначающее ряд стихийных форм кол­лективного протеста — мятеж, волнение, смута, восстание. Причиной их возникновения служит массовое недовольство чем-либо (угнетением, пло-

хим обращением, условиями труда и жизни) или кем-либо (чаще всего ру­ководством). Бунт может относиться к социальной организации (бунт на корабле) и к реальной группе (бунт крестьян). Эмоциональное состояние (недовольство) переходит сначала в стихийное действие (негодование), а затем организованное (погромы, поджоги, разрушение тюрем, захват адми­нистративных зданий). Бунт означает неподчинение официальным властям. Студенческие бунты, во время которых молодые люди баррикадировали аудитории и не подчинялись администрации, случались в России накануне Октябрьской революции 1917 г., в современной Европе (знаменитая весна 1968 г.) и США (против войны во Вьетнаме). Известны бунты на кораблях, в армейских гарнизонах, негритянских гетто.


Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:

Не менее заметным и иногда даже более опасным видом массового поведения толпы является стихийная агрессия, обычно определяемая как массовые враждебные действия, направленные на причинение страдания, физического или психологического вреда или ущерба либо даже на уничтожение данной массой (толпой) других людей или общностей. Психологически за внешней стихийной агрессией — разрушительным поведением, всегда стоит внутренняя агрессивность — эмоциональное состояние, возникающее как реакция на переживание непреодолимости каких-то барьеров (например, социально-политических) или недоступность чего-то желанного. Именно высоким эмоциональным накалом стихийная агрессия отличается от агрессии организованной, при которой солдаты атакующей армии, например, вполне могут не испытывать сильных эмоций к своим противникам, даже убивая их. На практике стихийная агрессия всегда сопровождается еще и дополнительными сильными эмоциями негативного комплекса типа гнева, враждебности, ненависти и т. п. Впрочем, в психологии существует несколько десятков различного рода теорий, объясняющих те или иные аспекты агрессивности, — от врожденных биологических инстинктов до специальных форм социального научения, необходимых для успешной социальной адаптации в нашем сложном мире. Нам нет необходимости подробно останавливаться на них. Для желающих рекомендуем фундаментальную работу: Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. СПб, 1998.

Для нас важно, что на основе агрессивности и агрессии в истории и современности периодически возникали и возникают агрессивные толпы с весьма специфическимповедением. Если войны обычно вели организованные армии, то восстания и революции совершали именно агрессивные толпы. В общепринятом смысле под «агрессией» как раз и понимают массовое агрессивное поведение толпы. Один из исследователей данной темы Дж. Роуэн определял агрессию как «неприкрыто насильственную, угрожающую, преднамеренную и не подчиняющуюся нормам силу», действия которой не спровоцированы аналогичными, противоречат обычаям, закону, ценностям» (Rowan, 1978).

Согласно принятым в западной цивилизации воззрениям, теоретически каждый человек должен иметь право на самоутверждение, а лишенный его — на самозащиту, чтобы восстановить чувство своей значимости, необходимое для нормального существования. Блокирование права на самозащиту ведет к агрессивности, особенно если оно длительно (как это часто бывает, например, в отношении к национальным меньшинствам). В результате агрессии человек вторгается в сферу власти или престижа, или на территорию другого человека и частично захватывает то, что удается. Если же агрессия блокирована, спираль ее принимает еще более крутую форму, взрыв насилия происходит по причинам прежде всего психологическим, приобретая подчас экстатический характер, когда восстание становится для его участников самоцелью (как это было, например, весной 1968 г. во Франции).

Как показывают исследования современных массовых беспорядков, волнений и восстаний, «важнейший лежащий в их основе фактор — чувство полного блокирования всех надежд» (Rowan, 1978). Тот же Дж. Роуэн приводит достаточно типовую схему событий на примере расовых волнений в негритянском гетто в пригороде Лос-Анджелеса. Факторы, предшествующие агрессии в таких случаях, известны. Это постоянная и массовая безработица одних, неинтересная и низкооплачиваемая работа других, напряженные отношения между населением гетто и полицией. Известна и динамика развития конфликта: незаконное требование полицейского к подозреваемому, его отпор, поддержанный группой близких ему людей. Затем — вступление в действие дополнительного наряда полиции, превращение группы в толпу, а локального сопротивления властям — в восстание. Далее оно охватывает уже весь район со всеми присущими восстанию атрибутами. Вывод исследователя таков: «Какое-либо действие, любое действие должно было в конце концов показать, что здесь человеческие существа, а не роботы» (Rowan, 1978).

К условиям возникновения агрессии исследователи обычно относят:

1) физиологические условия — алкоголь, наркотики.

2) психологические условия — уже упоминавшееся ощущение фрустрации, «невозможности исполнения никаких надежд».

3) ситуационные условия в виде наличия лидеров, подходящих средств проявления агрессии (пресловутый «булыжник — орудие пролетариата») и т. п.

4) провокационные действия властей или их отдельных представителей, иногда могущие спровоцировать агрессию.

Для развития агрессии обычно требуются:

1) некоторый конкретный повод, подчеркивающий психологическую безнадежность ситуации для людей;

2) люди, готовые поддержать это ощущение безнадежности, но, одновременно, «качнуть» толпу против тех, кто в этом может быть обвинен;

3) конкретный объект агрессии — представитель власти, угнетающего большинства или просто символ властного института.

Примерно эти условия совпали осенью 2000 г. в Белграде, когда конституционный суд объявил недействительными итоги выборов, на которых проиграл С. Милошевич. Собравшаяся перед парламентом оппозиционная и поначалу мирная толпа быстро стала агрессивной, смела полицейское заграждение и, по сути, осуществила революцию.

Среди наиболее важных для нашего понимания вариантов агрессивного поведения толпы различаются экспрессивная, импульсивная, аффективная, враждебная и инструментальная агрессия. Из самого названия понятно, что экспрессивная агрессия — это устрашающе-агрессивное поведение, главной целью которого является выразить и обозначить свои потенциально агрессивные намерения, запугать оппонентов.

Формы массового поведения

Это не всегда и не обязательно выражается в непосредственно разрушительных действиях. Классические примеры экспрессивной агрессии — ритуальные танцы, военные парады, различного рода массовые шествия типа широко использовавшихся в свое время в разных странах ночных факельных шествий.

Импульсивная агрессия — обычно спровоцированное в результате действия какого-то фактора, мгновенно возникающее и достаточно быстро проходящее агрессивное поведение. Такая агрессия может носить прерывистый («импульсный») характер, возникая как бы «волнами», в виде своеобразных «приливов» и «отливов» агрессивного поведения.

Аффективная агрессия — чисто эмоциональный феномен, практически полностью лишенный действенного компонента. Этим она отличается от экспрессивной формы агрессивной толпы. Аффективная агрессия, как правило, представляет собой наиболее впечатляющий, но и самый бессмысленный вид агрессии. В состоянии аффективной агрессии толпы нападающих повстанцев, например, могут разбиваться о хорошо организованную оборону властей и будут обречены на поражение. Это то, что иногда называется «агрессивным ажиотажем» — особое состояние, требующее немедленных, любой ценой, жертв и разрушений. Как правило, жертвы в таких случаях как раз и превосходят достигаемые результаты.

Еще две формы агрессии стоят особняком от перечисленных выше. Во-первых, это враждебная агрессия, которая характеризуется целенаправленно-осознанным намерением нанесения вреда другому. Во-вторых, инструментальная агрессия, где цель действия субъекта нейтральна, а агрессия используется как одно из средств ее достижения. Понятно, что обе эти формы относятся к числу организованных, хотя внешне они подчас могут маскироваться под стихийное поведение толпы, подчиняясь задачам управляющих ими сил.

«Для форм агрессии, развивающихся в массовых социальных и политических явлениях (террор, геноцид, расовые, религиозные идеологические столкновения), типичны сопровождающие их процессы заражения и взаимной индукции, стереотипизации представлений в создаваемом "образе врага"» («Психология. Словарь», 1990). Однако особую роль в возникновении и поведении агрессивной толпы играет анонимность ее участников. Лабораторными и полевыми исследованиями доказано, что анонимность действует на толпу «побуждающе и возбуждающе». Таким образом, в целом массовая агрессия подчиняется всем основным законам массового поведения — в частности, описанным выше законам поведения толпы.

Соответственно, общим законам подчиняются и механизмы воздействия на агрессивную толпу. Так, в частности, известно, что лишение толпы анонимности с помощью средств массовой информации (крупные планы в телерепортажах, позволяющие фиксировать лица участников толпы) препятствуют росту ее агрессивности и даже способствуют ее организованности. В свое время изобретение несмываемой краски, которой полиция могла «метить» активистов таких толп, надолго искоренило сам феномен агрессивной толпы из социальной жизни.

Как и в любой толпе, важную роль в агрессивной толпе играют лидеры. Однако здесь есть одна существенная особенность. Прежде всего, велика роль лидеров как инициаторов восстания. Она уменьшается по мере увеличения толпы и усиления ее агрессивности — в таких ситуациях толпа становится наименее управляемой. Роль лидеров, таким образом, велика лишь до тех пор, пока вокруг них не образуется толпа, далее действующая по законам собственного, стихийного поведения.

В разделе, посвященном массовой панике, мы рассказывали о радиотрансляции фантастического романа Г. Уэллса, вызвавшей величайшую панику. Однако в 1958 году в Боливии произошла еще одна история. Там решили транслировать аналогичный радиоспектакль — разумеется, с учетом негативного опыта. Были сделаны все необходимые предупреждения, а затем в эфир был пущен перевод инсценировки О. Уэллса. Уже через несколько минут перед зданием радиостанции собралась возмущенная тола, потребовавшая остановить передачу. Когда руководство радиостанции отказалось это сделать, толпа быстро превратилась в агрессивную и разгромила здание радиостанции.

Так разные социально-психологические ситуации оказались способными дать два принципиально разных варианта массового поведения толпы: от паники до агрессии.


12345678910111213141516Следующая ⇒


Дата публикования: 2015-11-01; Прочитано: 87 | Нарушение авторского права страницы



studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2018 год.(0.002 с)…

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *