Функции эмоций и чувств в психологии

Билет №12: Эмоции и чувства. Функции эмоций. Классификация эмоций (К.Изард)

Эмоции и чувства. Виды эмоциональных состояний.

Эмоции – особый класс субъективных психологических состояний, отражающих в форме непосредственных переживаний приятного процесс и результаты практической деятельности, направленной на удовлетворение его актуальных потребностей. Поскольку все то, что делает человек, в конечном счете служит цели удовлетворения его разнообразных потребностей, постольку любые проявления активности человека сопровождаются эмоциональными переживаниями.

Самая старая по происхождению, простейшая и наиболее распространенная среди живых существ форма эмоциональных переживаний – это удовольствие, получаемое от удовлетворения органических потребностей, и неудовольствие, связанное с невозможностью это сделать при обострении соответствующей потребности.

Основные эмоциональные состояния, которые испытывает человек, делятся на собственно эмоции, чувства и аффекты. Эмоции и чувства предвосхищают процесс, направленный на удовлетворение потребности, имеют идеаторный характер и находятся как бы в начале его. Эмоции и чувства выражают смысл ситуации для человека с точки зрения актуальной в данный момент потребности, значения для ее удовлетворения предстоящего действия или деятельности. Эмоции могут вызываться как реальными, так и воображаемыми ситуациями. Они, как и чувства, воспринимаются человеком как его собственные внутренние переживания, коммуницируются, т.е. передаются другим людям, сопереживаются.

Аффекты – это особо выраженные эмоциональные состояния, сопровождаемые видимыми изменениями в поведении человека, который их испытывает. Аффект не предшествует поведению, а как бы сдвинут на его конец.

Страсть – еще один вид сложных, качественно своеобразных и встречающихся только у человека эмоциональных состояний. Страсть представляет собой сплав эмоций, мотивов и чувств, сконцентрированных вокруг определенного вида деятельности или предмета (человека).

 

Чувства, их виды.

Чувства – высший продукт культурно-эмоционального развития человека. Они связаны с определенными входящими в сферу культуры предметами, видами деятельности и людьми, окружающими человека.

Чувства выполняют в жизни и деятельности человека, в его общении с окружающими людьми мотивирующую роль. В отношении окружающего его мира человек стремится действовать так, чтобы подкрепить и усилить свои положительные чувства. Они всегда связаны с работой сознания, могут произвольно регулироваться. Проявление сильного и устойчивого положительного чувства к чему-либо или к кому-либо называется страстью. Устойчивые чувства умеренной или слабой силы, действующие в течение длительного времени, именуются настроениями.

По силе стремления к объекту выделяются страсти и увлечения.

Особую группу чувств составляют высшие чувства: нравственные, эстетические и интеллектуальные.

Моральным (нравственным) чувством называется эмоциональное отношение личности к поведению людей и своему собственному.

К моральным чувствам относятся чувства симпатии и антипатии, привязанности и отчужденности, уважения и презрения, признательности и неблагодарности, любви и ненависти.

Среди моральных чувств особо следует выделить чувство товарищества и дружбы, чувство долга и совести.

Переживания, возникающие в процессе умственной деятельности, называют интеллектуальными чувствами. Любопытство, любознательность, удивление, уверенность в правильности решения задачи и сомнение при неудаче , чувство нового, побуждающее к поискам более глубоких знаний – вот примеры такого чувства.

Интеллектуальные чувства выражают отношение человека к своим мыслям, процессу и результатам интеллектуальной деятельности. Интеллектуальные чувства связаны с умственной, познавательной деятельностью человека и постоянно сопровождают ее.

К интеллектуальным чувствам относятся и чувства юмора и иронии, в которых выступает отношение человека к познанному и оцененному им объекту.

Эстетические чувства возникают и развиваются при восприятии и создании человеком прекрасного.

 

Функции эмоций и чувств

Эмоции и чувства выполняют следующие функции.

1. Сигнальная (коммуникативная) функция выражается в том, что эмоции и чувства сопровождаются выразительными движениями: мимическими (движение мышц лица), пантомимическими (движение мышц тела, жесты), изменениями голоса, вегетативными изменениями (потоотделение, покраснение или побледнение кожи). Эти проявления эмоций и чувств сигнализируют другим людям о том, какие эмоции и чувства переживает человек; они позволяют ему передать свои переживания другим людям, информировать их о своем отношении к предметам и явлениям окружающей действительности.

2. Регулятивная функция выражается в том, что стойкие переживания направляют наше поведение, поддерживают его, заставляют преодолевать встречающиеся на пути препятствия. Регулятивные механизмы эмоций снимают избыток эмоционального возбуждения. Когда эмоции достигают крайнего напряжения, происходит их трансформация в такие процессы, как выделение слезной жидкости, сокращение мимической и дыхательной мускулатуры (плач).

3. Отражательная (оценочная) функция выражается в обобщенной оценке явлений и событий. Чувства охватывают весь организм и позволяют определить полезность или вредность воздействующих на них факторов и реагировать, прежде чем будет определено само вредное воздействие.

4. Побудительная (стимулирующая) функция. Чувства как бы определяют направление поиска, способное обеспечить решение задачи. Эмоциональное переживание содержит образ предмета, удовлетворяющего потребности, и свое пристрастное отношение к нему, что и побуждает человека к действию.

5. Подкрепляющая функция выражается в том, что значимые события, вызывающие сильную эмоциональную реакцию, быстро и надолго запечатлеваются в памяти. Так, эмоции "успеха — неуспеха" обладают способностью привить любовь к какому-либо виду деятельности или угасить ее.


Читайте также:

1. Чувственное и рациональное познание, интуиция

Чувственное познание – познание с помощью органов чувств (зрение, слух, обоняние, вкус, осязание).

Рациональное познание – познание посредством мышления.

 

Интуиция – способность непосредственного постижения истины в результате «озарения», «наития», «прозрения» без опоры на логические обоснования и доказательства.

Формы чувственного познания:

1. ощущение – это отражение отдельных свойств предмета, явления, процесса;

2. восприятие – чувственный образ целостной картины предмета;

3. представление – образ объекта познания, запечатленный в памяти

Формы рационального познания:

1. понятие – это мысль, утверждающая общие и существенные свойства предмета, явления, процесса;

2. суждение – это мысль, утверждающая или отрицающая что-либо о предмете, явлении, процессе;

3. умозаключение (вывод) – мысленная связь нескольких суждений и выделение из них нового суждения.

Эмоции и чувства в психологии

Типы умозаключения:

  • индуктивное (от частного к общему);
  • дедуктивное (от общего к частному);
  • по аналогии.

Виды интуиции:

  • мистическая – связана с жизненными переживаниями, эмоциями;
  • интеллектуальная – связана с умственной деятельностью.

Особенности чувственного познания:

  • непосредственность;
  • наглядность и предметность;
  • воспроизведение внешних свойств и сторон.

Особенности рационального познания:

  • опора на результаты чувственного познания;
  • абстрактность и обобщенность;
  • воспроизведение внутренних закономерных связей и отношений.

Особенности интуиции:

  • внезапность;
  • неполная осознанность;
  • непосредственный характер возникновения знаний.

Знание является единством чувственного и рационального познания. Они тесно взаимосвязаны.

Интуиция – своеобразная форма сопряжения чувственного и рационального в познании

По-разному рассматривается вопрос о месте чувственного и рационального познания. Существуют прямо противопо­ложные точки зрения.

Эмпиризм (от гр. emperies — опыт) — единственным ис­точником всех наших знаний является чувственный опыт.

Рационализм (от лат. ratio — разум, рассудок) — наши знания могут быть получены только с помощью ума, без опо­ры на чувства.

Очевидно, что нельзя противопоставлять чувственное и рациональное в познании, две ступени познания проявляются как единый процесс. Различие же между ними не временное, а качественное: первая ступень низшая, вторая — высшая. Знание является единством чувственного и рациональ­ного познания действительности. Вне чувственного пред­ставления у человека нет никакого реального знания. Напри­мер, многие понятия современной науки весьма абстрактны, и все же они не свободны от чувственного содержания. Не только потому, что своим происхождением эти понятия обяза­ны в конечном счете опыту людей, но и потому, что по своей форме они существуют в виде системы чувственно восприни­маемых знаков. С другой стороны, знание не может обойтись без рациональных данных опыта и включения их в результа­ты и ход интеллектуального развития человечества.


2. Эмоции
(аффективная форма проявления моральных чувств) и чувства (эмоции, выраженные в понятиях – любовь, ненависть и др.) – мотивируют к устойчивости интересов и целей субъекта познания

3. Заблуждение –
содержание знания субъекта, не соответствующее реальности объекта, но принимаемое за истину. Источники заблуждений: погрешности при переходе от чувственного к рациональному познанию, некорректный перенос чужого опыта.

4. Ложь –
сознательное искажение образа объекта.

5. Знание
– результат познания действительности, содержание сознания, полученное человеком в ходе активного отражения, идеального воспроизведения объективных закономерных связей и отношений реального мира. Многозначность термина «знание»:

  •  знание как способности, умения навыки, базирующиеся на осведомленности;
  •  знание как познавательно-значимая информация;
  •  знание как отношение человека к действительности.

 

6. Виды знаний:

  • Житейское – строится на здравом смысле (Носит эмпирический характер. Базируется на здравом смысле и обыденном сознании. Являет­ся важнейшей ориентировочной основой повсед­невного поведения людей, их взаимоотношений между собой и с природой. Сводится к констата­ции фактов и их описанию)
  • Практическое – строится на действиях, овладении вещами, преобразовании мира
  • Художественное – строится на образе (Целостное отображение мира и человека в нем. Строится на образе, а не на понятии)
  • Научное – строится на понятиях (Понимание действительности в ее прошлом, на­стоящем и будущем, достоверное обобщение фактов. Осуществляет предвидение различных явлений. Реальность облекается в форму отвле­ченных понятий и категорий, общих принципов и законов, которые зачастую приобретают край­не абстрактные формы)
  • Рациональное – отражение реальности в логических понятиях, строится на рациональном мышлении
  • Иррациональное – отражение реальности в эмоциях, страстях, переживаниях, интуиции, воле, аномальных и парадоксальных явлениях; не подчиняется законам логики и науки.
  • Личностное (неявное) – зависит от способностей субъекта и от особенностей его интеллектуальной деятельности

 

7.Формы знаний:

  • Научное – объективное, системно организованное и обоснованное знание
  • Ненаучное – разрозненное, несистематическое знание, которое не формализуется и не описывается законами
  • Донаучное – прототип, предпосылки научного знания
  • Паранаучное – несовместимое с имеющимся научным знанием
  • Лженаучное – сознательно использующее домыслы и предрассудки
  • Антинаучное – утопичное и сознательно искажающее представление о действительности

Глава 12. Чувства и эмоции в общении

Предыдущая15161718192021222324252627282930Следующая

 

Чувство – основная единица анализа межличностных отношений. Когда мы говорим о своем отношении к другому человеку, мы прежде всего имеем в виду эмоции и чувства, которые он в нас вызывает. Это могут быть любовь, преданность, ненависть, зависть, возмущение. Переживания, которые возникают в процессе взаимодействия, способны разрушить, укрепить, изменить отношения. Что значит «испытывать какое-то чувство» к другому человеку? Чем отличаются эмоционально-чувственные переживания, возникающие между людьми, от переживаний, которые вызваны окружающей природой, определенной деятельностью, то есть тем, что непосредственно с людьми не связано? Как мы проявляем свои чувства и эмоции? Можно ли ими управлять? Все эти вопросы будут рассматриваться в данной главе.

 

Основные характеристики чувств и эмоций в общении

 

Определение эмоций и чувств

 

Человеческие эмоции и чувства представляют собой специфические способы реагирования людей на изменения, происходящие во внутренней или внешней среде. Основное отличие между ними связано с такими параметрами, как длительность/кратковременность, устойчивость/изменчивость.

Сравним поэтические формулы, в которых эти различия представлены образно:

 

«…Без вас мне скучно, – я зеваю; При вас мне грустно, – я терплю; И, мочи нет, сказать желаю, Мой ангел, как я вас люблю! Когда я слышу из гостиной Ваш легкий шаг, иль платья шум, Иль голос девственный, невинный, Я вдруг теряю весь свой ум. Вы улыбнетесь – мне отрада; Вы отвернетесь – мне тоска; За день мучения – награда Мне ваша бледная рука…»   «Признание» А. С. Пушкин «Подруга дней моих суровых, Голубка дряхлая моя!

Функции эмоций и чувств.

Одна в глуши лесов сосновых Давно, давно ты ждешь меня. Ты под окном своей светлицы Горюешь, будто на часах, И медлят поминутно спицы В твоих наморщенных руках. Глядишь в забытые вороты На черный отдаленный путь; Тоска, предчувствия, заботы Теснят твою всечасно грудь».   «Няне» А. С. Пушкин

 

Переживания, описанные Пушкиным в «Признании», – пример эмоционального состояния в конкретной ситуации: они достаточно сильны, ярки, но скорее всего быстро проходят. Чувство к няне – глубоко и относительно постоянно, оно продолжает существовать в самых различных ситуациях.

Определения чувств и эмоций, предлагаемые в словарях, отражают выделенные особенности.

Эмоции – особый класс психических процессов и состояний, связанный с инстинктами, потребностями и мотивами, отражающий в форме непосредственного переживания (удовлетворения, радости, страха и т. д.) значимость действующих на индивида явлений и ситуаций для осуществления его жизнедеятельности.

Чувство – устойчивое эмоциональное отношение человека к явлениям действительности, отражающее значение этих явлений в связи с его потребностями и мотивами. В отличие от собственно эмоций и аффектов, связанных с конкретными ситуациями, чувства выделяют явления, имеющие для человека стабильную потребностно-мотивационную значимость.

 

Эмоции

особый класс психических процессов и состояний, связанный с инстинктами, потребностями и мотивами, отражающий в форме непосредственного переживания (удовлетворение, радость, страх и т. д.) значимость действующих на индивида явлений и ситуаций для осуществления его жизнедеятельности.

Чувство

устойчивое эмоциональное отношение человека к явлениям действительности, отражающее значение этих явлений в связи с его потребностями и мотивами.

 

Эмоции и чувства находятся в сложном взаимодействии. В процессе развития конкретного человека (в онтогенезе) чувства проявляются позже, чем собственно эмоции, и возникают как результат обобщения отдельных эмоций.

Однако сформировавшиеся чувства во многом определяют возникновение и содержание ситуативных эмоций. Из чувства любви к близкому человеку могут развиться тревога за него, горе при разлуке, радость при встрече. Таким образом, одно и то же чувство может реализовываться в различных эмоциях, причем нередко разных по знаку. Этим объясняется такое свойство чувств, как двойственность (амбивалентность).

В то же время, будучи формами переживаний человека, эмоции и чувства имеют между собой много принципиально общих черт. Не случайно говорят об эмоционально-чувственной стороне человеческого общения. Сходство чувств и эмоций состоит прежде всего в том, что они являются мотивирующей системой в жизнедеятельности человека.

Основные характеристики эмоционально-чувственного переживания включают:

  • определенный уровень возбуждения (общее изменение скорости и интенсивности протекания психических, моторных и вегетативных процессов);
  • знак (какое значение – положительное или отрицательное – имеет для субъекта событие, предмет, человек);
  • предметность (направленность на что-то или кого-то, адресность отношения);
  • модальность, или содержание и качество эмоции и чувства (например, удивление, радость, тревога, печаль и т. д.).

Именно наличие знака отличает эмоционально-чувственные переживания от всех иных реакций организма на окружающую среду. Посредством эмоций человек выделяет опасное и неопасное, приятное и неприятное, производит выбор модели поведения, соответствующей его актуальным потребностям, а в межличностных отношениях – выбор партнеров, способы и средства взаимодействия с ними.

Как могут эмоции и чувства регулировать поведение человека и его отношения с другими людьми? Как проявляются наши чувства?

Организующая функция эмоций

 

Обычно выделяют следующие формы, в которых реализуется организующая функция эмоций:

  • выразительные движения, или реакции;
  • эмоциональные действия;
  • высказывания об испытываемых эмоциональных состояниях.

Выразительные реакции – следствие эмоционального возбуждения (то есть они носят, как правило, реактивный характер), это внешнее проявление эмоций. Каждая эмоция сопровождается физическими изменениями в мимике, теле, голосе, во внешности в целом. Тем самым наши чувства дают знать о том, как люди, идеи и среда воздействуют на нас.

Эмоциональные действия совершаются для того, чтобы выразить или редуцировать эмоциональное состояние. Так, если человек, потрясенный известием о смерти своего родственника, начинает рыдать и без сил падает в кресло, его поведение есть форма выразительной эмоциональной реакции; когда же этот человек надевает траурную одежду, говорит о том, как он опечален, участвует в погребальной церемонии, рыдает и причитает, он выполняет специфические эмоциональные действия, то есть действия, вызванные эмоцией и направленные на то, чтобы эту эмоцию выразить и «разрядить».

Эмоциональные действия могут представлять сложноорганизованную деятельность. Скажем, для того, чтобы выразить свой гнев, человек пишет публицистическую статью или сатирический памфлет. Индейцы, чтобы выразить свои чувства (любовь, гнев и т. д.), разрисовывают лицо разными красками. Эмоциональные действия вызываются не только пережитыми эмоциями, но и совсем другими причинами, например, желанием заслужить одобрение или страхом вызвать чье-то недовольство. Примером, когда эмоциональное действие предпринимается для достижения определенного эмоционального эффекта, может служить рассказ сержанта американской разведки во Вьетнаме, который так описывал свои переживания: «Сначала бьешь, чтобы прийти в ярость, потом бьешь, потому что уже разъярен…» (Рейковский, 1979, с. 153).

Эмоциональные высказывания выполняют функцию посредника между индивидом и его эмоцией. Зрелая эмоция доступна опосредованной регуляции, рефлексии, основным средством которой является речь. В процессе социализации человек из объекта природной спонтанной эмоции, когда он неотделим от нее (например, только что родившийся ребенок), превращается в субъект эмоции, выделяя себя в качестве такового в том числе и потому, что может сказать о том, что он чувствует. Этот процесс лежит в основе формирования орудий управления эмоциями и чувствами (подробнее об этом читайте в третьем параграфе данной главы).

Таким образом, эмоции и чувства выполняют регулирующую функцию во взаимодействии между людьми благодаря тому, что предстают как сложная форма поведения, как готовность действовать определенным образом по отношению к тем или иным людям. Так, ненавидеть кого-то – значит быть готовым действовать по отношению к нему агрессивно или защищаться от него. Ревновать кого-то – значит относиться с недоверием к словам и поступкам своего партнера, касающихся близких отношений, возможно, следить за ним или провоцировать его на ссору и т. д.

Именно по наблюдаемым действиям и реакциям можно определить, какие чувства переживает человек. Как можно утверждать, что ваша подруга влюблена, если она отрицает это? Только наблюдая за ее реакциями: она краснеет в присутствии данного человека, защищает в разговорах с другими оценки и суждения, которых придерживается этот человек, при любом удобном случае старается оказаться там, где возможна встреча с ним, и т. д.

На активность эмоциональных действий существенное влияние оказывают степени интенсивности переживаемых эмоций и чувств.

Выделяют следующие уровни интенсивности эмоций:

  • нейтральное состояние – отсутствие явно выраженного эмоционального процесса; человек реагирует на других дифференцированно, в зависимости от их значимости;
  • умеренный уровень эмоции – эмоция уже достаточно отчетлива, чтобы осознаваться, но еще не настолько сильна, чтобы нарушить протекание действий, появляются выразительные реакции;
  • высокий уровень интенсивности – эмоция направляет действия человека, человек ведет себя эмоционально, проявляет гнев, радость, нежность, тревогу.

Знания об эмоциях высокой степени интенсивности накоплены главным образом благодаря клиническим наблюдениям или анализу биографий. В данном состоянии Человек склонен воспринимать, припоминать только то, что соответствует доминирующей эмоции. Возникает своеобразный «порочный круг»: содержание того, что воспринимается и вспоминается, усиливает и упрочивает эмоцию. Это, в свою очередь, еще больше укрепляет тенденцию к сосредоточению на содержании эмоции. Человек, которого глубоко задело пережитое унижение, не только постоянно мысленно к нему возвращается, но и вспоминает другие унижения, испытанные в прошлом, сосредоточивает внимание на том, что существует угроза дальнейших унижений в будущем и т. п. Это приводит к усилению прошлого переживания. Человек в состоянии глубокого беспокойства замечает в себе и вокруг себя все новые поводы для тревоги; в состоянии обиды – все новые поводы для того, чтобы почувствовать себя оскорбленным; влюбленный – все новые проявления достоинств обожаемого лица; человек, охваченный чувством вины – все больше подтверждений своей греховности.

Именно поэтому, как правило, безуспешными оказываются попытки повлиять на сильные эмоции при помощи уговоров, объяснений и иных способов рационального воздействия. Из всей сообщаемой информации человек выбирает, воспринимает, запоминает только то, что соответствует доминирующему эмоциональному процессу. Всякие попытки убедить его в том, что не стоит огорчаться, что обида не столь уж велика, что предмет любви не заслуживает испытываемых к нему чувств, как правило, безуспешны и лишь вызывают ощущение непонимания. В таких случаях важнее помочь человеку разрядить эмоцию, то есть создать такие условия, при которых наиболее полное выражение эмоции снижает на некоторое время ее интенсивность, после чего появляется возможность устранить источник эмоции и предупредить ее повторение. Другой способ выхода из эмоционального порочного круга – образование нового эмоционального очага, достаточно сильного, чтобы затормозить прежнюю эмоцию. Так, военные условия излечивали некоторых людей от длительных неврозов. Иногда сильные эмоции приводят к парадоксальному эффекту «блокирования» всего, что с ними связано. В таком случае человек перестает замечать явления, вызывающие эти эмоции, начинает забывать связанные с ними события, направляет поток ассоциаций как можно дальше от них. Такое состояние наблюдалось у некоторых узников концлагерей, у хронических безработных и т. п. Очень высокий уровень интенсивности ведет к полному отключению всех неэмоциональных механизмов, регулирующих поведение. Так проявляются ярость, паника, экстаз, неистовство, отчаяние и т. п. При этом изменения в психической деятельности не зависят от «знака» эмоции. Люди, «опьяненные счастьем» или находящиеся в состоянии экстаза, в такой же мере отключены от реальности, как и люди, «обезумевшие от горя» или «не помнящие себя от ярости». Но, в отличие от эмоций большой интенсивности, развитие эмоции в состоянии аффекта имеет взрывной характер и тенденция к искаженному восприятию быстро исчезает вместе со снижением уровня эмоционального возбуждения.

Возникнув, чувства имеют тенденцию стабилизироваться.

Человек охотно оправдывает тех, кого любит. И наоборот: даже невинное замечание со стороны тех, кого он не любит, может быть интерпретировано как враждебный выпад. Поэтому большинство людей ухитряется сохранять одну и ту же оценку каждого из своих знакомых почти независимо от того, что те в действительности делают. Правда, существуют индивидуальные различия в способности изменять отношение к людям.

Чувства могут предшествовать явному действию. Пытаясь решить, за кого ей выйти замуж, девушка воображает реакцию родителей и друзей, а также самих кандидатов на супружество, когда они узнают о ее выборе. Разочарование и страдание или напротив, радость и удовлетворение, переживаемые ею при этом, создают образы, которые могут повлиять на ее решение. Человек получает удовольствие, воображая огорчения тех, кого он не любит, затруднения тех, на кого он обижен, и ликование тех, кого он любит.

Предыдущая15161718192021222324252627282930Следующая



 

Эмоции – одна из форм отражения. Эмоции отражают не сами объекты, предметы, явления, а их отношения к потребностям, целям и мотивам деятельности человека, переживающего эти эмоции. 3 главных понятия: отражение, отношение, переживание. Эмоции – это процессы, отражающие личную значимость и оценку внешних и внутренних ситуаций для жизнедеятельности человека в форме переживаний. Классификация по знаку:

1. Положительные

2. отрицательные

 

Классификация по Злобину (По критерию потребности (эмоция как результат удовлетворения):

1. страх – реакция на угрозу.

2. грусть – связана с неудовлетворением своих потребностей, с потребностями продолжения рода.

3. гнев – связан с добычей ресурсов.

4. стыд – связан с обобщением.

5. радость – сознание своей нужности.

6. бесстрашие – уверенность человека, когда эмоция не сдерживает человека.

 

По критерию мобилизации ресурсов организма:

• стенические (вызывают прилив энергии)

• астенические

 

По модальности (Плутчек): любовь, Радость, Принятие, оптимизм, подчинение Страх Удивление Печаль Отвращение Гнев агрессия благоговение Ожидание разочарование презрение жалость

 

Основные виды эмоций (классификация по силе и деятельности проявлений): аффекты, страсти, собственно эмоции, настроение, чувства, стресс.

1. Аффект – стремительный бурно развивающийся эмоциональный процесс взрывного характера, который при определенных обстоятельствах может дать разрядку в действии.

2. Страсть – сильное, стойкое, длительное чувство, которое, пустив корни в человеке, захватывает его, владеет им.

3. Собственно эмоции – более длительные, чем аффекты. Реакция не только на события свершившиеся, но и на вероятные. В отличие от аффектов могут слабо проявляться.

4. Настроение – общее эмоциональное состояние в течении длительного времени. Окрашивает, придает эмоциональный тон. В отличие от эмоций и чувств настроение не предметно, а личностно. Оно не ситуативно, а растянуто во времени.

5. Чувства — еще более, чем эмоции, устойчивые психические состояния, имеющие четко выраженный предметный характер: они выражают устойчивое отношение к каким-либо объектам (реальным или воображаемым).

6. Стресс – эмоциональные состояния, которые возникают в необычно трудной ситуации и переживаются с большой внутренней напряженностью, тревожностью.

 

Человек не может переживать чувство вообще, безотносительно, а только к кому-нибудь или чему-нибудь.

Эмоции и чувства. Основные функции и свойства эмоций

В зависимости от направленности выделяют следующие виды чувств:

1. моральные (переживание человеком его отношения к другим людям),

2. интеллектуальные (чувства, связанные с познавательной деятельностью),

3. эстетические (чувства красоты при восприятии искусства, явлений природы),

4. праксические (чувства, связанные с деятельностью человека).

 

Моральные чувства. К ним относят все те чувства, которые испытывает человек при восприятии явлений действительности под углом зрения нравственного начала, отправляясь от категорий морали, выработанных обществом. К области моральных чувств относится все то, что определяет наше отношение к самим себе, к людям, человеческим взаимоотношениям. Это сочувствие; чувство доброжелательности к людям; негодования по поводу несправедливости, жестокости, аморального поступка; чувство товарищества; чувство дружбы. Интеллектуальные чувства связаны с умственной, познавательной деятельностью человека и постоянно сопровождают ее. Интеллектуальные чувства выражают отношение человека к своим мыслям, процессу и результатам интеллектуальной деятельности. Это чувство удивления, чувство сомнения, чувство уверенности, чувство удовлетворения. Эстетические чувства. В процессе общественного развития человек приобрел способность воспринимать явления окружающей действительности, руководствуясь не только моральными нормами, но и понятиями прекрасного. Эстетические переживания очень многообразны и сложны. Они проходят градации, начиная от легкого волнения по поводу воспринятого и кончая глубокой взволнованностью увиденным. Эстетические переживания могут достигать большого уровня обобщенности, и тогда говорят о чувстве трагического, чувстве возвышенного, чувстве комического, чувстве юмора, присущих только человеку. Праксические чувства. Область человеческой практики (в самом широком смысле слова), т.е. разнообразные формы деятельности человека, делается предметом его эмоционального отношения. Поскольку праксические чувства представляют собой эмоциональный отклик на все богатство и разнообразие человеческой деятельности, постольку эти чувства характеризуются различным содержанием и различной степенью интенсивности переживания. Различия в сфере праксических чувств определяются характером (положительным или отрицательным) эмоциональной окраски осуществляемой деятельности. Для содержания и характера праксических чувств очень большую роль играет значимость для человека той деятельности, которую он осуществляет, с чем связывает ее для себя в отношении жизненных целей и планов, своих социальных запросов.

 

 

______

1).Симонов П.В. Что такое эмоция. -М.: Наука, 1966. — 94 с.

2) Изард К.Е. Психология эмоций, СПб.: Питер, 2010.


Читайте также:

  • Негативные последствия
  • Гипертоническая болезнь
  • Ишемическая болезнь сердца
  • Кандидоз
  • 8. Привычка испытывать сильные эмоции

    Любому человеку свойственно испытывать эмоции. У психологов существует интересная статистика, согласно которой во власти эмоций находится 85% женщин и около 50% мужчин. Практически каждый был свидетелем ситуации, когда на грубость человек отвечает еще большей грубостью. Например, в транспорте один человек наступит другому на ногу и вместо того, чтобы извиниться, еще и нагрубит, упрекнув его в том, что он стоит на дороге. Естественно, в ответ он услышит ответную грубость.

    Многие люди даже гордятся тем, что они не смолчали, а «достойно» ответили своему обидчику. Некоторые признаются, что если по каким-либо причинам не смогли нагрубить в ответ, они потом буквально не найдут себе места, вновь и вновь мысленно прокручивая эту ситуацию.

    Каждый человек постоянно испытывает разные эмоции, как положительные, так и отрицательные. Главное – это научиться сохранять хорошее настроение и гнать от себя мрачные мысли.

    По мнению психологов, если человек постоянно злится и накручивает себя, он в итоге вредит только самому себе. Каждый в силах сдерживать свои эмоции. Выйдя из-под контроля, они начинают изнутри разрушать организм человека, провоцируя развитие многих заболеваний. В последнее время в научных статьях многие психологи сравнивают эмоции с топливом, которое может поддерживать процесс горения, принося только пользу, а может вызвать мощный взрыв.

    Как известно, бывают эмоции положительные и отрицательные. К первым относятся радость, умиротворение, восторг и т. д. Ко вторым – агрессия, злость, ревность, обида и т. д. Положительные эмоции оказывают на человека благотворное влияние. Будучи счастливым, человек забывает о мелких неудачах, меньше болеет и с оптимизмом смотрит в завтрашний день. Переполненный же негативными эмоциями человек становится угрюмым и раздражительным, малейшая неудача превращается в его глазах в огромное несчастье, он может начать считать себя неудачником и никчемным человеком. В этом случае у человека часто начинается депрессия.

    Счастливого человека видно сразу – глаза блестят, плечи расправлены, на лице всегда улыбка. Такой человек счастлив сам и передает положительные эмоции окружающим людям. У него все получается, любое дело доставляет радость.

    Не каждый человек может в ответ на грубость улыбнуться и сказать обидчику добрые слова. Такая реакция, как правило, обезоруживает даже самого агрессивного человека.

    Злого и раздражительного человека также заметно издалека. Вряд ли кому захочется разговаривать с собеседником, встретившись с его колючим взглядом. У человека, который постоянно находится в плохом настроении, начинаются проблемы на работе и в личной жизни. Срывая зло на окружающих, он очень быстро остается без друзей. Даже самые близкие люди могут отвернуться от этого мрачного и недружелюбного человека.

    Злой человек, постоянно испытывающий негативные эмоции, очень часто обращается к врачу. Отрицательные эмоции имеют свойство разрушать организм изнутри, находя самый уязвимый орган. Постоянные негативные эмоции могут спровоцировать появление какого-нибудь хронического или наследственного заболевания. Многие болезни возникают именно из-за этого.

    Испытывая злость и агрессию, человек неосознанно сжигает свои внутренние силы, истощает организм, что влияет на состояние здоровья и защитные силы организма. Например, по мнению врачей, гастрит является заболеванием, на 50% вызванным постоянными стрессами.

    Существует и другая категория людей, которые осознанно провоцируют различные конфликты. Таких людей называют энергетическими вампирами. Они осознанно или неосознанно забирают у других людей их жизненную энергию.

    В. Правдивцев в своей статье про энергетических вампиров писал: «Звучит невероятно, но иногда мы и сами можем стать причиной своего энергетического истощения – если чем-нибудь (яркой внешностью, одеждой, манерой поведения…) будем привлекать к себе повышенное внимание. Многочисленная армия жадных до чужой энергии биовампиров слетится со всей округи. Вывод напрашивается сам: старайтесь быть не слишком заметным (С детства нас учили, что скромность украшает человека. Оказывается, она и энергетически выгодна!)».

    При контакте с энергетическим вампиром человек начинает чувствовать дискомфорт, усталость, становится раздражительным и рассеянным. Как правило, энергетические вампиры провоцируют конфликтные ситуации (толкаются в транспорте, грубят в магазине, пытаются пройти без очереди и т. д.) и, выслушивая в свой адрес нелестные замечания, питаются чужой энергией. В результате человек, вступивший в конфликт с энергетическим вампиром и испытавший сильные эмоции, впоследствии начинает плохо себя чувствовать.

    После этого он становится практически незащищенным перед различными инфекционными заболеваниями, значительно ослабевают защитные силы организма.

    Хорошо, если нет постоянного контакта с энергетическим вампиром, в этом случае особого вреда он не сможет нанести. Итогом стычки в магазине или транспорте может быть легкое недомогание в последующие 1–2 дня. Гораздо хуже, если энергетический вампир находится в самом близком окружении – начальник или коллега на работе, сосед по лестничной клетке, друг или родственник и т. д. В этом случае он может регулярно забирать энергию, провоцируя конфликтные ситуации. Поводом может быть даже самое незначительное недоразумение (опоздание на работу на 1–2 мин, еле заметная пыль, шум на лестничной клетке и т. д.), а если его нет, такой человек может просто придумать его.

    Отвечая на провокации энергетического вампира, человек делает хуже только самому себе.

    36. Понятия «эмоции» и «чувства». Функции эмоций

    Необходимо научиться вовремя распознавать таких людей и прекращать с ними всякое общение. Выявить энергетического вампира среди своего близкого окружения нет так уж и трудно.

    Ученые склонны считать, что в той или иной степени энергетическим вампиром становится каждый человек в определенные моменты своей жизни. Например, общеизвестно, что большинство маленьких детей и стариков ими как раз и являются. Отсюда и постоянные капризы и тех, и других: «Нет, я буду это делать!», «У других дети как дети, а вы меня совсем забросили», «Как только ты вышла замуж, то совсем перестала общаться с родителями» и т. д.

    То же самое можно сказать и о переходном возрасте. В этот период подростки становятся неуправляемыми, они устраивают драки, пристают к прохожим, хамят в транспорте и т. д. Многие ученые связывают это с тем, что как раз в это время организм подростка вступает в фазу бурного роста и ему, естественно, требуется энергетическая подпитка.

    Очень широко распространен телефонный вампиризм. Регулярно звоня по телефону своим друзьям, родственникам или просто в различные муниципальные учреждения с какими-то своими проблемами, энергетический вампир пользуется тем, что его слушают с раздражением, но из вежливости не вешают трубку.

    Проявлением энергетического вампиризма можно считать и необоснованную ревность. Ревнивец является настоящим собственником и, изматывая своего супруга постоянными подозрениями, также питается его энергией. В этом случае без толку оправдываться, энергетическому вампиру нужны не оправдания, а эмоции своей жертвы. Многие не выдерживают подобного отношения и разводятся.

    Энергетическим вампиром может стать долго болеющий человек. Естественно, для выздоровления ему требуется огромное количество жизненной энергии, и он, пытаясь заставить всех за собой ухаживать и изводя домочадцев постоянными капризами, забирает у них так необходимые ему силы.

    Очень часто энергетические вампиры достигают руководящих должностей. Начальник, являющийся энергетическим вампиром, – настоящее бедствие для подчиненных. В организации под руководством такого человека наблюдается постоянная текучесть кадров. Редкий сотрудник надолго задержится в таком месте. Постоянные нагоняи, вызовы «на ковер», штрафы и угрозы увольнением – такое выдержит не каждый.

    Главное в общении с энергетическим вампиром – это не поддаваться на его провокации, разговаривать спокойным, уважительным тоном, ни в коем случае не повышать голос. Не сумев пробить защиту и спровоцировать выброс эмоций, энергетический вампир скоро отстанет от такого человека и будет искать себе другую жертву. Контролируя свои эмоции, человек не только сохранит здоровье, но и будет чувствовать себя значительно лучше и счастливее.

    Негативные последствия

    Недаром говорят, что все болезни от нервов. Действительно, привычка нервничать по малейшему поводу не лучшим образом сказывается на состоянии здоровья.

    Гипертоническая болезнь

    Это заболевание, характеризующееся повышением артериального давления. Происходит это в результате нарушений процесса регуляции нормального кровяного давления.

    Если гипертоническая болезнь приняла злокачественную форму, происходит повреждение стенок артерий, которое влечет за собой возникновение артериолосклероза и артериолонекроза.

    Г. Ф. Ланг впервые разработал классификацию этого заболевания, через некоторое время его ученик А. Л. Мясников внес некоторые изменения в нее и предложил рассматривать это заболевание в зависимости от выраженности атеросклероза, величины артериального давления и наличия органических изменений внутренних органов.

    По мнению А. Л. Мясникова существуют 3 стадии развития гипертонической болезни:

    – гипертония протекает без признаков органических изменений сердечно-сосудистой системы (предгипертоническая, транзиторная, или обратимая стадия);

    – болезнь протекает при наличии гипертрофии сердца (может быть в устойчивой и неустойчивой форме);

    – гипертония протекает на фоне вторичного поражения внутренних органов (может быть компенсированная, при которой сохраняются функции внутренних органов, и декомпенсированная).

    В зависимости от хода болезни выделяют медленно и быстро прогрессирующую формы.

    Также существует сердечная, почечная и мозговая формы гипертонии.

    Чаще всего гипертоническая болезнь возникает в возрасте 30–60 лет. По мере развития болезни могут происходить фазы улучшения и ухудшения состояния больного.

    Как правило, причиной возникновения заболевания является регулярное нервно-психическое напряжение. Если человек постоянно нервничает, бурно реагируя на внешние раздражающие его факторы, рано или поздно у него обязательно начнутся проблемы со здоровьем.

    Как правило, сначала возникает тахикардия, которая провоцирует повышение сердечного выброса, это, в свою очередь, приводит к увеличению систолического давления.

    Помимо нервного фактора, развитие болезни провоцируют также:

    – ишемия почек (сосудосуживающее вещество, или ренин, которое образуется в результате нарушения кровообращения в почках);

    – эндокринные факторы (к возникновению гипертонии может привести нарушение работы желез внутренней секреции – надпочечников, яичников или гипофиза);

    – чрезмерное употребление поваренной соли (соль приводит к задержке натрия в организме, что способствует возникновению отеков стенок сосудов, а также к увеличению сердечного выброса);

    Основными симптомами гипертонической болезни являются головная боль, тошнота, рвота, головокружение, потемнение в глазах, повышенная утомляемость, слабость, раздражительность, бессонница, кровотечения из носа, повышение артериального давления, увеличение левого желудочка сердца, коронарная недостаточность, изменение глазного дна (извилистые и узкие артерии сетчатки, расширенные вены), одышка, приступы сердечной астмы, тахикардия, отек легких и т.

    д.

    Основными осложнениями после гипертонической болезни могут быть частичная или полная потеря зрения, гангрена нижних конечностей, ишемическая болезнь сердца, инфаркт миокарда и судороги.

    Ишемическая болезнь сердца

    Она является одним из самых распространенных заболеваний сердечно-сосудистой системы. Ишемическая болезнь сердца может протекать в острой и хронической форме. По мере развития заболевания ухудшается кровоснабжение миокарда и происходит атеросклероз коронарных артерий.

    Существуют следующие формы ишемической болезни:

    – инфаркт миокарда;

    – стенокардия;

    – атеросклеротический кардиосклероз.

    Работа сердца ухудшается из-за нарушения сердечного ритма. Причиной возникновения этого заболевания часто называют недостаточное снабжение кровью сердечной мышцы. Это может произойти из-за чрезмерной физической нагрузки, затяжной депрессии, постоянных стрессов и т. д.

    Основными симптомами стенокардии являются боль в левой половине грудной клетке, которая может иррадиировать в плечо, шею, левую лопатку или руку и нижнюю челюсть, учащенное сердцебиение, чувство тревоги, побледнение кожных покровов, потливость и незначительное повышение артериального давления.

    В некоторых случаях после ишемической болезни появляются осложнения в виде сердечной недостаточности – отек легких или сердечная астма.

    Основными симптомами сердечной недостаточности являются потливость, снижение артериального давления, цианоз и зябкость конечностей. В некоторых случаях развивается кардиогенный шок, который в 50% случаев приводит к смерти человека.

    Примерно у 5% больных может произойти разрыв межжелудочковой перегородки или миокарда. В этом случае человек умирает через 5–10 мин. Частым осложнением бывает образование внутрисердечных тромбов, может развиться тромбоэмболия. При образовании тромбов в левом желудочке в большом круге кровообращения возникает эмболия, которая может поразить почки, сосуды конечностей и мозг.

    Кандидоз

    Очень часто причиной кандидоза являются регулярные стрессовые ситуации. Кандидоз – это воспаление слизистой оболочки влагалища и шейки матки.

    Заболевание развивается в результате жизнедеятельности дрожжеподобных грибов рода Candida, которые в норме в небольшом количестве находятся в организме. Кандидоз также может возникнуть на фоне хронических заболеваний – сахарного диабета, заболеваний пищеварительного тракта, туберкулеза, сальпингоофорита, злоупотребления антибиотиками и т. д.

    Основными симптомами кандидоза являются творожистые выделения из половых органов, болезненное мочеиспускание, изменение цвета влагалища (темно-красное), сильный зуд и жжение.

    Впоследствии кандидоз передается половым путем.

    Оглавление

    Обдумайте и обсудите ситуацию. Мама попросила девятиклассницу Оксану купить хлеб как раз тогда, когда она была увлечена другим делом. Оксана обиделась на маму. Она сходила в магазин, но потом до конца дня была в плохом настроении, ничего не делала, поздно легла спать и долго не могла уснуть. В чем ее проблема? Что бы вы посоветовали Оксане?

    Природа и виды эмоций

    Возможно, вам когда-нибудь делали замечание, что вы слишком эмоциональны, т. к. видели, как на стадионе вы радостно кричали «Го-о-о-о-о-л!» или были на уроках молчаливыми и отчужденными. Но что означает слово «эмоциональный»? И когда эмоции бывают лишними?

    Слово «эмоция» происходит от латинского emoveo — «волновать, возбуждать». Да, эмоция возникает именно тогда, когда нас что-то взволновало. Эмоция — это особое состояние, которое проявляется в переживании тех или иных событий, но в том случае, если эти события важны и значимы для нас. Эмоции могут быть вызваны не только реальными событиями, но и воображаемыми.

    Механизм возникновения эмоций тесно связан с потребностями и мотивами. Все, что способствует удовлетворению потребностей и достижению целей, создает положительные эмоции: удовольствие, радость, интерес.

    Ситуации, препятствующие реализации потребностей и целей, служат причиной отрицательных эмоций: неудовольствия, грусти, тревоги.

    Эмоциональные переживания сопровождают нас в повседневной жизни в процессе общения с другими людьми. Существует даже особая сфера человеческой деятельности, непосредственно направленная к эмоциям и чувствам,— это искусство.

    Роль эмоций в жизни человека сложно переоценить, поскольку они выполняют важные функции. Регулирующая функция заключается в том, что эмоции участвуют в мотивации поведения человека, могут направлять и корректировать его. Впрочем, случаются ситуации, когда эмоции преобладают над разумом. Эмоции свидетельствуют о психическом и физическом состоянии человека. Благодаря эмоциям мы лучше понимаем друг друга — это коммуникативная функция эмоций. Защитная функция заключается в том, что эмоция является быстрой реакцией, которая может защитить человека в опасной ситуации.

    Выделяют такие виды эмоций: положительные, нейтральные, отрицательные и амбивалентные. Эмоциональная амбивалентность (двойственность) проявляются в одновременных положительных и отрицательных эмоциях человека.

    Эмоции — это личностное состояние человека, они связаны с физиологическими особенностями, определенным жизненным опытом, культурным уровнем и другими характеристиками каждого человека. Поэтому люди иногда могут не понимать и не разделять наших эмоций.

    Эмоции субъективны. Одна и та же ситуация может вызвать у разных людей различные, иногда даже противоположные эмоции.

    В зависимости от ситуации и индивидуальных особенностей эмоции могут по-разному влиять на поведение человека. Например, горе у слабого человека может стать причиной апатии и бездействия, а сильный человек будет искать утешения в работе и творчестве.

    Следует учитывать, что отрицательные эмоции, например гнев, тревога, ненависть, зависть, негативно сказываются на здоровье, могут привести к депрессиям и неврозам. Поэтому не позволяйте таким эмоциям овладеть вами, старайтесь как можно скорее перейти в позитивное эмоциональное состояние.

    Найдите необходимую информацию и ответьте на вопрос. Аристотель считал, что эмоции — это особая форма познания мира. Согласны ли вы с ним? Поясните свою мысль.

    Понятие эмоциональной зрелости

    Эмоциональная зрелость — это умение управлять своими эмоциями и проявлять их в той форме, которая допустима в обществе. Это очень важно для сохранения здоровья и достижения профессионального успеха. Приобретая жизненный опыт, мы постепенно становимся более сдержанными, эмоционально уравновешенными, учимся владеть собой.

    Эмоционально зрелый человек спокойно воспринимает критику, беспристрастно оценивает свои положительные и отрицательные качества. Он не обвиняет в собственных неудачах всех вокруг, кроме себя.

    Эмоциональная зрелость позволяет приспособиться к изменениям, не впадать в отчаяние, если ваши планы рушатся, спокойно идти навстречу новому. Это особенно важно, если человеку приходится менять место жительства, работу, профессию.

    Эмоционально зрелый человек открыт для общения, способен принимать и любить людей такими, какие они есть, со всеми их достоинствами и недостатками. Он осознает свои эмоции, различает их (что именно я чувствую и почему), может регулировать собственное эмоциональное состояние. Эмоциональная зрелость также позволяет разделять свои и чужие эмоции, осознавать влияние чувств на себя и других людей, правильно реагировать на чужие эмоции и проявлять свои.

    Найдите необходимую информацию и выполните задание. Как вы воспринимаете критику?

    18. Функции эмоций

    Задевает ли ваше самолюбие, когда говорят о том, что вы что-то делаете неправильно? Какие эмоции у вас возникают в этом случае? Как вы их проявляете? Проанализируйте свои ответы и сделайте вывод.

    Больше об эмоциях вы можете прочитать в дополнительном материале к параграфу на сайте.

    Опорные точки. Эмоции — это особое состояние, которое проявляется в переживании тех или иных значимых событий. Эмоции выполняют важные функции: регулирующую, коммуникативную, защитную. Психологи выделяют разные виды эмоций: положительные, нейтральные, отрицательные и амбивалентные. С возрастом человек становится эмоционально зрелым, что имеет большое значение для сохранения здоровья и достижения профессионального успеха.

    Вопросы для повторения и обсуждения

    I уровень

    1. Какие существуют виды эмоций?

    2. Что такое эмоциональная зрелость?

    II уровень

    3. Какие функции выполняют эмоции в нашей жизни?

    4. Чем отличаются эмоции от чувств?

    III уровень

    5. В чем проявляется эмоциональная амбивалентность?

    6. Почему эмоции могут влиять на поведение людей по-разному?

    7. Дайте характеристику эмоционально зрелого человека.

    IV уровень

    8. Докажите, что эмоции являются одним из регуляторов психической жизни человека.

    9. Почему эмоциональные переживания связаны со всеми сферами жизни человека?

    10. Докажите, что музыка непосредственно направлена на наши эмоции.

     

    Это материал учебника Основы здоровья 9 класс Таглина

     

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *