Что является содержанием труда всех работников организации

Содержание труда

Одним из обстоятельств формирования уровня занятости является содержание труда, предуготовляющее удовлетворенность работников в труде. Если еще совершенно недавно, в конце 1990– х гг., оплата труда, уверенность в завтрашнем дне и социальная защита захватывали высшие позиции в иерархии трудовой мотивации российского населения, то в настоящее время на первый план уже стали выходить содержание труда и возможность профессионального и карьерного роста. Даже при неимении работы большинство граждан, располагая некоторым уровнем обеспеченности в семье, находятся в поиске не работы вообще, а места применения своих сил согласно полученной специальности, профессии, квалификации, а также духовным запросам. Такая форма занятости наиболее рациональна, так как востребованы знания, на которые были потрачены материальные и духовные силы общества, точно использован его интеллектуальный потенциал.

Содержание труда олицетворяет комплекс характеристик определенного полезного труда, которые связаны с его технологической основой при обусловленной насыщенности орудиями труда, степени механизации и автоматизации трудовых функций и организации производства. Модифицирование содержания труда прямо связано с развитием производительных сил общества и зависит от трех групп факторов:

1) технологии производства;

2) механизации и автоматизации производства;

3) организации производства.

К определению «содержание труда» присоединяется другое имеющее существенное значение для характеристики конкретных трудовых функций, – содержательность труда. Они соединены между собой как общее и частное. Содержание труда передает обобщенное представление о труде как о трудовом процессе в целом и определенной сфере человеческой деятельности. Содержательность труда представляет собой характеристику работы определенных категорий работников: оператора, мастера, бригадира, может быть, и производственного коллектива. Оценка содержательности труда представляет собой подробное рассмотрение осуществляемых работниками функций, применяемых ими данных. Для изучения конкретных технических новшеств с учетом их влияния на изменения в функциях труда приоритет должен быть передан изучению содержательности труда.

Понятие «содержание труда» как социально-экономическая категория многосторонне и по емкости приближается к таким понятиям, как «уровень жизни», «образ жизни», отражая содержательную сторону конкретного труда, формирующего конкретные потребительные стоимости, комплекс характеристик, включаемых в понятие «содержание труда».

Сюда входят:

1) функции труда;

2) способы их исполнения (ручной или механизированный);

3) сложность труда;

4) его тяжесть;

5) монотонность;

6) напряженность;

7) интенсивность;

8) организация.

Данные компоненты взаимосвязаны друг с другом. Суть содержания труда открывается прямо через функции труда (управление, контроль, подсобные работы и т. д.). В то же время научно-технический прогресс трансформирует не только функции труда, но и такие его параметры, как тяжесть, сложность, интенсивность. Значительное влияние на сочетание функций труда рабочих оказывают и формы организации труда.

Изменения, которые происходят с функциями труда, означают сдвиг в профессионально-квалификационной структуре занятых к разделению их по типам труда с многообразным содержанием: ручным – механизированным, физическим – умственным, тяжелым – нетяжелым, монотонным – разнообразным. Исследование рациональных структурных соотношении в составе занятых по видам труда и выступает как задача социальной статистики в изучении содержания труда.

Изучение трансформаций в профессиональном, функциональном, квалификационном составе работников, а также в их разделении по видам труда выступает как сущность статистического исследования трансформаций в содержании труда. Объект учета в данном случае представляет собой не процесс труда, а обобщенность работников и рабочих мест, на которых они осуществляют работу.

Набор потребностей, которые люди стремятся удовлетворить на работе, может изменяться не только в зависимости от профессиональной группы, внешних условий, но и от возраста работника, его семейного положения, этапа карьеры. Если на первом этапе работы в организации для работника на первый план могут выходить мотивы, которые связаны с ориентацией в работе, с установлением личных контактов с коллегами, то в дальнейшем, когда новичок акклиматизировался в полной мере, может возрастать значение мотивов, связанных с потребностью в должностном и профессиональном росте. Точно также рост оплаты труда, улучшение социальных условий способно значительно отразиться на иерархии трудовых мотивов работников.

Сравнение потребностей работников в начале и в середине карьеры приведены в таблице 11.

Ведущая фирма по консультированию в сфере компенсаций Watson-Wyatt произвела опрос разных групп сотрудников относительно льгот, которые они предпочитают. Итоги представлены в таблице 12. Например, оказалось, что для тех, кому за 50, на первом месте стоит совокупный доход (оклад плюс бонус), превышающий средний уровень. Те, кому нет 30, больше всего ценят потенциал профессионального роста, развитие мастерства и гибкий рабочий график. Итак, видно, что эти предпочтения видоизменяются со временем, а также в зависимости от экономических и личных обстоятельств работников.

Содержание труда не представляет собой единственный фактор образования уровня занятости на территории. Состояние рынка труда характеризуется зависимостью от благосостояния граждан, от уровня доходов, получаемых ими за соответствующую работу. Соответственно, низкий уровень вознаграждения за труд определяет вторичную занятость, ведет к низкой интенсивности труда.

Понятие трудовой деятельности

Трудовая деятельностьчеловека является разновидностью его социального поведения.

Содержание труда

Трудовая деятельность – это жестко фиксированный во времени и пространстве целесообразный ряд операций и функций, совершаемых людьми, объединенными в трудовые организации. Трудовая деятельность работников обеспечивает решение ряда задач:

  1. создание материальных благ как средств жизнеобеспечения человека и общества в целом;
  2. оказание услуг различного целевого назначения;
  3. разработка научных идей, ценностей и их прикладных аналогов;
  4. накопление, консервация, переработка и анализ, передача информации и ее носителей;
  5. развитие человека как работника и как личности др.

Трудовая деятельность – независимо от способа, средств и результатов – характеризуется рядом общих свойств:

  1. определенным функционально-технологическим набором трудовых операций;
  2. набором соответствующих качеств субъектов труда, зафиксированных в профессиональных, квалификационных и должностных характеристиках;
  3. материально-техническими условиями и пространственно-временными рамками реализации;
  4. определенным способом организационно-технологической и экономической связи субъектов труда со средствами условиями их реализации;
  5. нормативно-алгоритмизированным способом организации, при посредстве которого формируется поведенческая матрица индивидов, включенных в производственный процесс (организационно-управленческой структурой).

Каждый вид трудовой деятельности можно выделить две основные характеристики: психофизиологическое содержание (работа органов чувств, мышц, процессы мышления и т. п.); и условия, в которых осуществляется трудовая деятельность. Структура и уровень физических и нервных нагрузок в процессе трудовой деятельности определяются этими обеими характеристиками: физические – зависят от уровня автоматизации труда, его темпа и ритма, конструкции и рациональности размещения оборудования, инструмента, оснастки; нервные – обусловлены объемом перерабатываемой информации, наличием производственной опасности, степенью ответственности и риска, монотонностью труда, взаимоотношениями в коллективе.

Содержание и условия труда существенно и неоднозначно изменяются под воздействием НТП. Функции преобразования предмета труда все в большей степени передаются технике, основными функциями исполнителя становятся контроль, управление, программирование ее деятельности, что значительно снижает затрат физической энергии.

Таким образом, в целом можно говорить о сокращении двигательных компонентов и возрастании значения психической составляющей трудовой деятельности. Помимо этого, НТП создает технические предпосылки для вывода работника из зоны действия производственных вредностей и опасностей, позволяет совершенствовать защиту исполнителя, освободить его от тяжелых и рутинных работ.

Однако чрезмерное снижение двигательной активности оборачивается гиподинамией. Рост нервных нагрузок может привести к травмам, авариям, сердечно-сосудистым и нервно-психическим расстройствам. Возрастание скорости и мощности оборудования может привести к несогласованности параметров его работы и возможности человека реагировать и принимать решения.

Новые технологии зачастую ведут к появлению новых производственных вредностей и опасностей, негативному воздействию на экологию.

Проблема заключается в том, чтобы «привязать» технику к возможностям человека, учитывать его психофизиологические характеристики на стадиях проектирования, конструирования, эксплуатации системы «человек-машина». Все это определяет необходимость изучения физиологических и психических процессов в трудовой деятельности человека.


Общий, совместный, коллективный труд

Эти формы организации труда создают благоприятные условия для формирования у детей умений согласовывать свои действия, помогать друг другу, устанавливать единый темп работы и т.п.

Их объединяет общественно направленная цель детской деятельности. Это значит, что результатом труда всегда является польза для всех. Различия же заключаются в условиях для закрепления и воспитания коллективных взаимоотношений.

Общий труд – предполагает, что при общей цели каждый ребенок выполняет какую-то часть работы самостоятельно. (дети наводят в группе порядок, распределив обязанности).

Совместный труд – предполагает взаимодействие детей, зависимость каждого от темпа, качества работы других, цель при этом – общая.

Коллективный труд – позволяет детям в большей степени самостоятельность и способствует формированию умения договариваться.

 

 

Методы и приемы руководства трудовой деятельностью

 

Методы и приемы Младший дошкольный возраст Старший дошкольный возраст
Показ и объяснение Имеет большое значение, т.к. дети не имеют знаний, не владеют умениями и навыками. Показ должен быть медленным, многократ-ным, с четким выделением всех моментов. Он может быть индивидуальным или для группы детей. Используется реже, в основном при введении нового трудового действия, нового оборудования, вида труда, новенькому ребенку. Вводится показ детей. Объяснение может быть без прямого показа, в виде инструкции, может быть частичным, поэтапным. Вводятся косвенные напоминания.  
Упражнения Это многократно повторяю-щиеся действия, способст-вуют выработке прочного навыка и должны быть систематическими. Через упражнения дети научаются делать что-либо аккуратно, быстрее
Положительный пример Дети порождают воспитателям, родителям, старшим детям. Они для них образец.
Обсуждение про-цесса и результа-та труда Это делает сам воспитатель, вовлекая детей в диалог, через повторение инструкции В конце труда полезно обсудить качество выполненной работы.
Контроль Открытый контроль необхо-дим систематически, особен-но на первых стадиях обу-чения трудовым действиям. Используется как открытый, так и скрытый контроль. Необходимо учить детей самоконтролю.
Оценка Используется положительная оценка в виде одобрения, похвалы, поощрения. Пока-зать, за что хвалим. Реко-мендуется оценка авансом. Используются все виды оценок: положительная, отрицательная, в виде замечания, порицания, осуж-дения. Оценивается качество, лов-кость, быстрота, самостоятельность, проявление творчества. Использует-ся оценка товарищей и самооценка.
Использование иллюстраций, картинок, фото, схем При рассматривании уточняя-ется последовательность действий, оценивается их правильность, Предложить разложить картинки по порядку, находить ошибки в картинках
Игры и игровые приемы Занимают большое место, способствуют получению знаний, закреплению навы-ков.Используются дид. игры, внесение игрушек. Широко используются игровые соревнования, конкурсы.
Использование худ. произведений Потешки, прибаутки, песенки, стихи, сказки, короткие рассказы Пословицы, поговорки, рассказы, сказки, загадки
Опыты Элементарные по показу свойств и качеств материала
Индивидуальный подход К каждому ребенку По мере необходимости, когда требуется помощь в овладении новым орудием труда

 

Вопросы для анализа трудовой деятельности

I.

  1. Дайте анализ соответствия поставленных воспитателем задач трудовой деятельности требованиям программы, а также содержанию работы и возрасту участников.
  2. Охарактеризуйте участие воспитателя и детей по подготовке оборудования и организации рабочего места для проведения трудового процесса, насколько это соответствует возрастным особенностям участников.
  3. Какова форма организации детей (для коллективной работы форма объединения). Ее целесообразность, соответствие уровню развития трудовой деятельности детей данной группы.
  4. Охарактеризуйте роль воспитателя на 1 этапе организации трудовой деятельности (до начала работы):

а) насколько значима для детей поставленная цель работы, мотивирована ли она? Оказала ли воздействие на чувство детей?

б) характер объяснения воспитателем задания детям, распределение работы между участниками;

в) планирование работы.

П. Охарактеризуйте:

  1. Приемы руководства воспитателем трудовой деятельностью детей (показ с объяснениями, напоминание, контроль, поощрения, вопросы к детям), помощь товарищей. Насколько эффективны эти приемы с точки зрения решения задач, спланированных воспитателем.
  2. Какие нравственно-волевые качества проявляются у дошкольников в процессе работы и как педагог способствует закреплению положительных проявлений, как побуждает к ним.
  3. Оцените трудовые навыки детей с точки зрения их рациональности, последовательности действий, как педагог совершенствует трудовые навыки?

III. Оценка детской деятельности

а) Соответствует ли результат трудовой деятельности поставленным целям?

б) Насколько самостоятельны дети в оценке работы своих товарищей.

в) К каким дружеским проявлениям побуждает детей педагог при оценке работ товарищей, какими приемами

г) Побуждает ли педагог находить причины неудач, ошибок.

 

Производственная практика

 

1. Текст задания

Планирование трудовых поручений и работы дежурных. Организация трудовых поручений и работы дежурных в первую половину дня.

Рекомендации к выполнению:

Поручения можно планировать в любой временной отрезок в течение дня. Они могут быть индивидуальные или подгрупповые для 2-3 детей.

В записи должно указываться: что, с кем, с какой целью.

Например: Поручить Жене, Тане и Сереже навести порядок в игровом уголке. Учить распределять обязанности и укладываться в отведенное время.

или Поручить Саше понаблюдать, как дежурные накрывают на стол и дать оценку их дежурству. Закрепить его знания о сервировке стола.

Дежурства организуются по столовой, по подготовке к занятиям, в уголке природы. Запись может выглядеть как у поручения, только начинается со слов: «Организовать работу…»

Например: Организовать работу Жени и Тани по сервировке стола к завтраку. Закрепить их знания о сервировке стола.

Организуйте работу с детьми в виде поручений и дежурств в первую половину дня.

Выполните анализ собственной деятельности.

2. Текст задания

Разработка плана организации коллективного труда с группой детей. Самостоятельное проведение коллективного труда с детьми дошкольного возраста.

Рекомендации к выполнению:

Коллективный труд планируется и проводится во вторую половину дня. При планировании трудовой деятельности следует писать следующие задачи:

1. Формирование положительного отношения к труду.

2.

4.2. Содержание труда персонала на предприятии

Воспитание желания трудиться.

3. Воспитание волевых и личностных качеств (воли, усидчивости, умение доводить дело до конца, взаимовыручка, выдержка, самоконтроль и др.).

4. Формирование трудовых навыков (умение пользоваться орудиями труда).

5. Учить планировать свою трудовую деятельность (последовательность, подбор оборудования, уборка за собой рабочего места и др.).

 

В плане необходимо указать и прописать следующие компоненты:

— форма организации труда,

— воспитательные и образовательные задачи,

— содержание труда,

— методические приемы руководства трудом детей,

— анализ и оценка деятельности и ее результатов.

 

При организации труда дошкольников необходимо:

· Учитывать особую значимость непосредственного воздействия личности взрослых на формирование нравственно-трудовых качеств личности.

· Формировать у детей устойчивое эмоционально-положительное отношение к труду, желание трудиться по внутреннему побуждению, проявляя инициативу, оказывая конкретную посильную помощь взрослым.

· Уделять внимание воспитанию у детей гуманных чувств и положительных взаимоотношений.

· Воспитывать у детей бережное отношение к результатам труда.

· Приучать экономно расходовать материалы.

· Обеспечивать систематическое и равномерное участие детей в разных видах труда, выявлять и максимально учитывать интересы и склонности детей, развивать их творческую активность.

· Необходимо знать, что, выполняя ту или иную задачу, каждый ребенок должен затрачивать определенные усилия в соответствии с его возможностями. Постоянная недостаточная нагрузка ведет к приучению ребенка трудиться без напряжения, искажает его представления о труде.

· Надо учитывать физические возможности, состояние здоровья и индивидуальные особенности каждого ребенка.

· Формировать у детей трудовые умения и навыки.

· Обеспечивать детям четкий и грамотный показ приемов работы.

· Чаще практиковать совместную трудовую деятельность дошкольников и взрослых.

· Особое внимание важно уделять воспитанию уважения к людям различных профессий и формированию интереса к разным видам труда.

· Необходимо чаще подчеркивать значение труда в жизни людей, его коллективный характер, общественно значимые мотивы труда.

· Планируя воспитательную работу, важно знать, что в утренние часы во время приема детей необходимо включать их в общий ритм жизни детского сада, создавать жизнерадостное, бодрое настроение, поэтому это время благоприятно для индивидуальной работы, связанной с различными поручениями.

· Важно, чтобы труд детей во второй половине дня был содержательным и включал различные виды ручного труда, хозяйственного и труда в природе, совместного и индивидуального. Это удобное время для работы с родителями.

 

 

12

Ответом к заданиям уровня В являются слово, последовательность букв или цифр. В заданиях на установление соответствия нужно записать буквы выбранных вами ответов в правильной последовательности.

В1. Впишите понятие, соответствующее определению: «Организация деятельности людей, направленная на создание благ, которые способны удовлетворить их потребности».

Ответ: _________________

В2. Вставьте пропущенное слово: «Наука экономика относится к разряду …….. наук».

Ответ:_______________

В3. В приведенном ниже перечне отметьте типы экономических систем:

1) Продвинутая 2) Командная

3) Традиционная 4) Промышленная

5) Индустриальная 6) Рыночная

7) Технотронная 8) Смешанная

Ответ: _____________

В4. Завершите фразу: «Желание и возможность потребителя купить конкретный товар в конкретное время и в конкретном месте называется …….. »

Ответ:______________

В5. Установите соответствие между понятиями, характеризующими экономику потребителя, приведенными в первом столбце и их определениями, приведенными во втором столбце.

       

В6. Найдите в приведенном ниже списке примеры, характеризующие капитал как фактор производства.

1) Здание завода 2) Квалифицированные работники

3) Станки 4) Информация

5) Инструменты 6) Управленческий персонал

Ответ:_________________

В7. Экономика есть совокупность сложных и простых действий, совершаемых людьми в сфере:

1) Производства 2) Распределения

3) Управления государством 4) Поддержания порядка в обществе

5) Потребления продуктов труда

Ответ:______________

В8. Закончите фразу: «Главной целью государства в отношении монополий является ………»

Ответ:________________

В9. Установите соответствие между формами собственности, приведенными в первом столбце, и примерами, приведенными во втором.

           

В10. Вставьте понятие, соответствующее определению: «Совокупность граждан трудоспособного возраста (с 15 лет — до пенсионного возраста), не страдающих заболеваниями, исключающими участие в труде, называют ………. »

Ответ:____________________

Задания уровня СДайте развернутый ответ.

С1. Определите, предприятие какой формы собственности иллюстрирует следующий пример, и назовите права его работников: Работники предприятия «Старт» стремятся сделать производство более эффективным, так как получают часть дохода предприятия, владея его ценными бумагами. Это право на доход сохраняется за ними и после увольнения.

С2. Отметьте реальные, а не декларативные преимущества рыночной экономики:

· Постоянное стимулирование эффективности производства.

· Тождество личных и общественных интересов.

· Эффективное (через индивидуальные, децентрализованные решения)

· Функционирование и приспособление к изменениям.

· Обеспечение потребностей в порядке их важности (сначала предметы первой необходимости, а затем — роскоши).

· Индивидуальная экономическая свобода.

С3. «Конкуренция — жизнь торговли и смерть торговцев » (Э. Хаббард)

1) Как вы понимаете слова Э. Хаббарда?

2) Не является ли «смерть торговцев» проявлением антигуманности конкуренции?

3) Каковы функции конкуренции в условиях рыночной экономики?

4) Приведите два примера влияния рынка на производство.

С4. Два экономиста вели спор на тему: «Чему правильнее уделить большее внимание в такое сложное время, которое сейчас переживает Россия, — экономике или культуре?». Один уверял: «Конечно, экономике! В ней — корень проблем!» Второй возражал: «Правильно ли: это? Может быть, истина заключается как раз в обратной логике: если забросить культуру, образование, то любые первоначальные успехи в экономике со временем сойдут на нет, поскольку она не может в конце концов достичь больших результатов в бескультурном, духовно деградировавшем обществе».

· Какая проблема поднята в этом споре?

· Как вы думаете, кто прав в этом споре? Почему?

· Приведите две поговорки, пословицы, иллюстрирующие взаимосвязь экономики и образования, экономики и культуры.

· Приведите два примера современной действительности или из истории, подтверждающие, на ваш взгляд, правоту одного из спорящих.

С5. Прочитайте текст и выполните задания к нему.

О РАЗДЕЛЕНИИ ТРУДА

Величайший прогресс в развитии производственной силы труда и значительная доля искусства, умения и сообразительности, с какими он направляется и прилагается, явились, по-видимому, следствием разделения труда…

Для примера возьмем… производство булавок. Рабочий, не обученный этому производству (разделение труда сделало последнее особой профессией) и не умеющий обращаться с машинами, употребляемыми в нем (толчок к изобретению последних, вероятно, тоже был дан этим разделением труда), едва ли может, пожалуй, при всем своем старании сделать одну булавку в день и, во всяком случае, не сделает двадцати булавок. Но при той организации, которую имеет теперь это производство, оно подразделяется на ряд специальностей, из которых каждая, в свою очередь, является специальным занятием.

Один рабочий тянет проволоку. другой выпрямляет, третий обрезает… Таким образом, сложный труд производства булавок разделен приблизительно на восемнадцать самостоятельных операций… Мне пришлось видеть… мануфактуру такого рода, где было занято только десять рабочих и где, следовательно, некоторые из них выполняли по две и по три различные операции… Эти десять человек вырабатывали свыше 48 000 булавок в день.

.. .Разделение труда в любом ремесле, в каких бы размерах оно ни было введено, вызывает соответствующее повышение производительности труда. По-видимому, отделение труда друг от друга различных профессий и занятий вызывалось этим преимуществом. Вместе с тем такое выделение обыкновенно идет дальше в странах, достигших более высокой ступени промышленного развития: то, что в диком состоянии общества составляет работу одного человека, в более развитом …

Содержание организации труда

выполняется несколькими.

.. .Каждый отдельный работник становится более опытным и сведущим в своей особой специальности; в целом производится больше работы, и значительное увеличение производства всякого рода предметов приводит в обществе, надлежащим образом управляемом, к тому всеобщему благосостоянию, которое распространяется и на самые низшие слои народа. А.Смит

1) Какие экономические проблемы рассматривает автор? Укажите две из них.

2) Какие три последствия, по мнению автора, имеет углубление разделения труда?

3) Подтвердите тремя примерами вывод автора о том, что чем выше уровень промышленного развития страны, тем сильнее в ней развито разделение труда.

4) На основе авторского текста и знаний курса назовите три фактора, влияющие на производительность труда.

С6. Укажите три способа преодоления отчуждения работника от собственности, условий и результатов труда.

С7. Из предложенных проблемных высказываний выберите одно и изложите свои мысли по поводу поднятой проблемы в виде сочинения-эссе на основе использования знаний обществоведческого курса, фактов общественной жизни и личного опыта.

1. «Бесплатных завтраков не бывает». (Бартон Крейн )

2. «Нужно думать не о том, что нам может пригодиться, а только о том, без чего мы не можем обойтись» . (Д. Джером)

3. «Деньги не пахнут», (Веспассиан)

Ответы по теме Экономическая сфера жизни общества

УРОВЕНЬ А

№ задания Ответ № задания Ответ № задания Ответ

УРОВЕНЬ В

№ задания Ответ
Экономика
Общественные
2 3 6 8
Спрос
1Г 2А 3Б 4В
1 3 5
1 2 5
Поддержка конкуренции
1Б 2А 3Б 4Б 5А 6А

УРОВЕНЬ С

С1.

Содержание правильного ответа: приведенный пример иллюстрирует акционерное общество; права работников акционерного общества следующие: — на получение доходов предприятия; — участие в делах предприятия; — при этом процентная ставка дохода зависит от количества приобретенных акций.

С2. п. 1.: в результате действия закона «спроса и предложения» происходит постоянное стимулирование эффективности производства, т.е. стремление производителя в улучшении качества продукции и уменьшении затрат на него для получения большей прибыли; п. 2.: в результате возникает тождество личных и общественных интересов, т.е. в равном выигрыше находятся как производитель, так и потребитель продукции; п. 3.: следствием является эффективное (через индивидуальные, децентрализованные решения) функционирование и приспособление к изменениям; п. 5.: что и обеспечивает экономическую свободу производителя и потребителя. Ответ допускает иные обоснования, не противоречащие смыслу суждений.

С3. 1) В ходе конкуренции происходит вытеснение неэффективных производств. 2) Рынок выполняет «санирующую» функцию, вытесняя не просто неэффективные производства, но и те, которые не обеспечивают потребности потребителей. 3) Функции: ценовая — ведется посредством «сбивания» цен; неценовая — усовершенствование техники и организации: производства, снижение стоимости, повышение качества производства. 4) Варианты примеров должны соответствовать раскрытию сущности проблемы.

С4. Содержание правильного ответа: 1) В споре поднята проблема взаимосвязи двух сфер жизни общества — экономической и духовной. 2) В данном споре прав второй оппонент, так как «если забросить культуру»; произойдет общая деградация общества и не для кого будет производить продукцию. 3) Допускаются различные примеры раскрывающие сущность проблемы. 4) Например, паровоз отца и сына Черепановых в крепостной, необразованной России надолго был забыт. Допускаются различные примеры, раскрывающие сущность проблемы.

С5. Содержание верных ответов на задания к тексту. 1) Ответ может содержать проблемы: общество и разделение труда; производство и разделение труда; работник и разделение труда. 2) Ответ может содержать следующие позиции: рост производительности труда; увеличение объемов производства; рост благосостояния граждан; рост квалификации работников. 3) Могут быть приведены примеры: отделение профессий и специальностей друг от друга; повышение производительности труда; внедрение новой техники и технологий. 4) В ответе могут быть, например, следующие позиции: уровень квалификации работников; технический прогресс; разделение труда.

С6. Содержание правильного ответа: различные формы приватизации и собственности; демократизация управления производством; гуманизация условий труда. Могут быть названы другие способы отчуждения работника от собственности.


⇐ Предыдущая12


Дата публикования: 2015-11-01; Прочитано: 7162 | Нарушение авторского права страницы



studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2018 год.(0.004 с)…

Виды трудовой деятельности.

Предыдущая12345678910111213141516Следующая

В зависимости от содержания труд разделяется на:

Умственный и физический. Чёткой грани между двумя этими видами труда не существует. Поэтому различают преимущественно умственную и преимущественно физическую трудовую деятельность. Умственный труд подразумевает протекание активных мыслительных процессов, а физический – затраты мышечной энергии человека.

Простой труд и сложный. Простая трудовая деятельность, как правило, не требует от работников какой-либо профессиональной квалификации, определенных навыков и умений. Сложный труд под силу исключительно людям, которые обладают конкретной профессией. Функциональный и профессиональный. При осуществлении функциональной трудовой деятельности делается упор на выполнение определенного ряда функций, характерных для соответствующей профессии. Профессиональный труд выступает в качестве подвида функционального труда, создающего профессиональную структуру в зависимости от набора трудовых функций.

Репродуктивный и творческий труд. Работа репродуктивного характера подразумевает выполнение стандартного набора функций, а ее результат заранее предопределен. К творческой трудовой деятельности проявляют способности далеко не все работники, он зависит от уровня образования работающего, его квалификации, креативности мышления и склонности к нововведениям. Этим обусловлен неизвестный результат творческого труда.

В зависимости от характера выделяют такие виды труда:

Конкретную и абстрактную трудовую деятельность.

Конкретный труд – это труд отдельно взятого работника, который преобразует предмет природы с целью придания ему полезности и создания потребительской стоимости. Позволяет определить производительность труда на уровне предприятия, сопоставить показатели производительности труда отдельно взятых отраслей и сфер деятельности. Абстрактный труд – соразмерный конкретный труд, где качественное разнообразие множества функциональных видов трудовой деятельности отходит на второй план. Создает стоимость товарной продукции.

Самостоятельный труд и коллективный. Виды самостоятельного труда включают абсолютно все виды трудовой деятельности, которую осуществляет конкретный человек-работник либо определенное предприятие. Коллективный труд – труд группы работников, персонала предприятия, отдельного его департамента.

Частную и общественную трудовую деятельность. Общественный труд всегда состоит из частного, поскольку последнему свойственен общественный характер.

Наемный и самонаемный виды труда. Наемная трудовая деятельность осуществляется на основании заключения между работодателем и работником трудового договора, контракта. Самонаемный труд подразумевает самостоятельное создание предприятия и организацию производственного процесса, когда собственник производства сам себя обеспечивает рабочим местом.

В зависимости от результатов трудовой деятельности бывает:

Живой и прошлый труд. Живой труд – работа человека, которую он осуществляет в данный момент времени. Результаты прошлой трудовой деятельности отражаются в предметах и средствах труда, которые до этого были созданы другими трудящимися и представляют собой продукты производственного предназначения.

Производительный труд и непроизводительный. Главное отличие – форма создаваемого блага. По итогам производительной трудовой деятельности создаются натурально-вещественные блага, а по итогам непроизводительного труда – блага социальной и духовной направленности, представляющие собой ценность и полезность для общественности.

В зависимости от используемых в трудовой деятельности средств труда выделяют:

Ручной труд. Выполняется вручную.

Допускается применение простых ручных орудий. Механизированный труд. Для осуществления рассматриваемого вида труда обязательным условием является эксплуатация механизированных орудий труда. Причем энергия, которую затрачивает работник, распределяется на орудие трудовой деятельности и изменения предмета.

Машинный труд. Предмет преобразуется посредством эксплуатации машинного оборудования, управляет которым работник. На плечи последнего ложится еще ответственность за выполнение определенных функций.

Автоматизированный труд. Предполагает видоизменение предмета посредством эксплуатации автоматического оборудования. От работника требуется осуществление качественного контроля над механизмами, которые выполняют все необходимые функции без привлечения человеческого фактора.

В зависимости от условий труда бывает:

Стационарный и передвижной труд.

Содержание труда производственного персонала организации

Включает все виды труда, которые обусловлены спецификой технологического процесса и разновидностями производимого товара. Легкая, средняя и тяжелая трудовая деятельность. Зависит от уровня физической нагрузки, которую получает работник при осуществлении тех или иных функций.

Свободный труд и регламентированный. Находится в зависимости от специфических условий трудовой деятельности и стилистики управления предприятием.

В зависимости от используемых методов привлечения людей выделяется:

Труд по внешнеэкономическому принуждению. Характерная черта – отсутствие желания работать у человека. Работник осуществляет трудовую деятельность по принуждению без какой-либо мотивации (материальной, духовной и т.д.).

Трудовая деятельность по экономическому принуждению. Человек работает ради того, чтобы иметь средства на существование и содержание себя и своей семьи.

Труд по собственной воле. Характерная черта – присутствие у работника желания реализовать свой трудовой потенциал. Результаты такого труда идут на благо общества.

 

Предыдущая12345678910111213141516Следующая

Главная » Экономисту » Характеристика процесса труда


Характеристика процесса труда


Вернуться назад на Процесс труда

В течение жизни в каждый момент человек находится в одном из двух состояний — деятельности или бездействия. Деятельность (а также занятия, действия как часть деятельности) — это одна из форм существования людей, активный процесс, в котором реализуются физические и умственные силы человека, направленные на удовлетворения каких-либо потребностей. Бездействие — пассивный процесс, связанный с периодами восстановления работоспособности (сон, пассивный отдых), а также с периодами вынужденного (время болезни др.) или добровольного бездействия.

Труд — это вид деятельности человека. Но не всякая деятельность является трудом. В чем же различие между этими понятиями?

В деятельности можно выделить части сознательную и инстинктивную. Подавляющая часть деятельности людей сознательна (осознанна), т.е. осуществляется на основе внутренне аргументированных побуждений.

Инстинктивная же деятельность определяется передающимися на генном уровне по наследству безусловными рефлексами. Инстинктивное поведение человека и животных имеет одну природу и не является трудом.

Сознательную часть деятельности можно подразделить на труд и нетрудовую часть.

Основными критериями, отличающими труд от нетрудовой деятельности, будут:

1. связь с созиданием благ,
2. связь с целенаправленностью,
3. отношение к легитимности,
4. востребованность.

Рассмотрим отмеченные четыре положения:

• труд — это созидание, т.е. создание и наращивание материальных, духовных, бытовых благ или восстановление утраченного. Таков труд рабочего, фермера, инженера, художника, врача, уборщицы и т.п. Отметим здесь, что транспортировка и хранение товаров являются необходимыми частями процесса доведения их от производителя к потребителю, а поэтому эти процессы относятся к сфере материального производства. Деятельность же, не связанная с созиданием, трудом не является. Например, игры как средство развлечения, путешествия и прогулки как средство отдыха, прием лечебных процедур, прием пищи. Деятельность, совершаемая человеком во время отдыха, развлечений, лечения, питания в отличие от труда связана с потреблением благ для восстановления своей работоспособности, развития, воспроизводства жизнедеятельности;
• трудом может быть только целенаправленная деятельность; бесцельная деятельность отношения к труду не имеет, т.к. это бездарное расходование человеческой энергии, не имеющее позитивных последствий;
• к труду относится только легитимная (не запрещенная) деятельность; запрещенная, не легитимная, преступная деятельность трудом быть не может, так как она деструктивна, направлена, как правило, на незаконное присвоение результатов чужого труда и преследуется законом;
• труд — это востребованная деятельность. Если человек затратил время и усилия на производство изделия, которое оказалось никому не нужным, то такую деятельность также нельзя считать трудом, например, затраты рабочего времени на выпуск неисправимо бракованной продукции по вине работника.

Лишь наличие всех этих качеств деятельности одновременно будет характеризовать трудовую деятельность — труд.

Таким образом труд — это сознательная, целенаправленная и легитимная деятельность человека (людей) по производству (созиданию) материальных или духовных благ (вещей, товаров, услуг, произведений науки, культуры, искусства и др.), способных удовлетворять определенные человеческие потребности и востребованных людьми.

Процесс труда предполагает наличие следующих составных частей:

1. предмета труда — вещества природы или предмета, уже претерпевшего воздействие труда, или объекта оказания услуг, на которые направлена трудовая деятельность работника с целью придания им новых свойств, полезных человеку;
2. средств труда — всего того, при помощи чего работник воздействует на предмет труда и что создает ему необходимые условия для труда. К средствам труда относятся: орудия труда (инструменты, станки, машины, механизмы, аппараты и другое технологическое оборудование); здания и помещения, в которых осуществляется процесс труда; сооружения, необходимые для обеспечения труда (дороги, мосты, эстакады, емкости и т.п.);
3. технологии деятельности, или способа воздействия на предмет труда. Целенаправленность деятельности предполагает наличие знаний и (или) умений для выполнения той или иной работы. Строгое последовательное выполнение действий, совокупность методов воздействия на предмет труда для изменения или придания ему новых свойств, формы, взаимного расположения частей, местоположения в пространстве составляет содержание технологии деятельности;
4. организации труда — определенного порядка построения и осуществления трудового процесса, который складывается из системы взаимодействия работника с предметами и орудиями труда и производственного взаимодействия людей друг с другом в трудовом процессе;
5. осмысленного воздействия человека на предмет труда с использованием необходимых средств, технологии и организации труда для придания ему (предмету) свойств, удовлетворяющих те или иные потребности.

В представлении о труде выделяют разные аспекты:

• экономические (рынок труда, трудовая занятость населения, производительность труда, его цена, организация и нормирование, оплата и материальное стимулирование, планирование, анализ и учет труда);
• социальные (содержательность, привлекательность, престижность и мотивация труда, социальное партнерство и др.);
• психофизиологические (тяжесть, напряженность, гигиена труда и др.);
• технико-технологические (техническое и технологическое оснащение, энерговооруженность и техника безопасности труда и др.);
• правовые (законодательное регулирование трудовых отношений, отношений на рынке труда и др.).

Во многих случаях подобное деление весьма условно, так как проблемы труда сочетают в себе одновременно разные аспекты, предстают в единстве или находятся в очень тесной зависимости.

Так, например, рациональное разделение труда на предприятии может быть достигнуто только при учете экономических, психо-физиологических и социальных критериев; социальное партнерство предполагает решение социальных и экономических задач на основе их четкого правового регулирования; оплата труда решает экономические и социальные задачи, опираясь на трудовое законодательство и т.д.

В понятиях о труде различают:

• категории,
• разновидности,
• формы проявления.

Экономика труда
Государственное регулирование рынка труда
Нормирование труда
Производительность труда
Средства труда
Эффективность труда
Трудовые ресурсы

Назад | | Вверх



©2009-2018 Центр управления финансами. Все права защищены. Публикация материалов
разрешается с обязательным указанием ссылки на сайт.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *