Школа научного управления в менеджменте кратко

Понятие подхода (процессного, системного, ситуационного, количественного) к управлению. Сферы применения основных подходов.

Современные школы менеджмента.

Школа человеческих отношений и развитие поведенческих наук.

Административная школа в управлении.

Школа научного управления как этап развития менеджмента.

Тема 2. Исторические тенденции развития менеджмента

Кибернетический подход к управлению организацией

Информационный подход кибернетики к процессам управления различными системами представляется в виде системы с управлением,включающей три подсистемы: управляющую систему (систему управления), объект управления и систему связи.

Согласно кибернетическому подходу, управление рассматривается, прежде всего, как процесс преобразования информации:информация об объекте управления воспринимается управляющей системой, перерабатывается в соответствии с той или иной целью управления и в виде управляющих воздействий передается на объект управления. Процессы получения информации, ее хранения и передачи в этом случае отождествляются с понятием связь. Переработка воспринятой информации в сигналы, направляющие деятельность в объекте, отождествляется с понятием управление. Если системы способны воспринимать и использовать информацию о результатах своего функционирования, то говорят, что они обладают обратной связью. Обратная связь создает возможность эффективного управления в изменяющихся условиях функционирования объекта управления даже в тех случаях, когда возмущающие воздействия не могут быть измерены или когда их влияние заранее не известно.

Системы с управлением, или целенаправленные, называются кибернетическими.К ним относятся технические, биологические, организационные, социальные, экономические системы и др.

Управляющая система совместно с системой связи образует систему управления. Основным элементом организационно-технических систем управления является лицо, принимающее решение — индивидуум или группа индивидуумов, имеющих право принимать окончательные решения по выбору одного из нескольких управляющих воздействий. Система связи включает канал прямой связи, по которому передается входная информация, включающая командную информацию, и канал обратной связи, по которому передается информация о состоянии ОУ. Внешняя среда воздействует как на функционирование объекта управления, так и учитывается при выработке управляющих воздействий в системе управления.

 

 

Учебные вопросы:

В первой половине двадцатого века получили развитие четыре четко различимые школы управленческой мысли. Хронологически они могут быть перечислены в следующем порядке: школа научного управления, административная школа, школа психологии и человеческих отношений и школа науки управления (или количественная школа). Самые убежденные приверженцы каждого из этих направлений полагали в свое время, что им удалось найти ключ к наиболее эффективному достижению целей организации. Более поздние исследования и неудачные попытки применить теоретические открытия школ на практике доказали, что многие ответы на вопросы управления были лишь частично правильными в ограниченных ситуациях. И, тем не менее, каждая из этих школ внесла значительный и ощутимый вклад в данную область. Даже самые прогрессивные современные организации до сих пор используют определенные концепции и приемы, возникшие в рамках данных школ. Наша цель – помочь вам оценить эволюционный характер управленческой мысли и признать, что приемы, которые оказывались успешными в одних ситуациях и в конкретное время, не всегда успешны в других. Следует понять, что школы пересекаются в вопросах теории и практики, и что в рамках одной организации вы найдете элементы всех этих подходов.

Научное управление (1885 – 1920).

Научное управление наиболее тесно связано с работами Ф. У. Тейлора, Френка и Лилии Гилбрет и Генри Гантта. Эти создатели школы научного управления полагали, что, используя наблюдения, замеры, логику и анализ, можно усовершенствовать многие операции ручного труда, добиваясь их более эффективного выполнения. Первой фазой методологии научного управления был анализ содержания работы и определение ее основных компонентов. Тейлор, например, скрупулезно замерял количество железной руды и угля, которые человек может поднять на лопатах различного размера. Гилбреты изобрели прибор и назвали его микрохронометром. Они использовали его в сочетании с кинокамерой для того, чтобы точно определить, какие движения выполняются при определенных операциях и сколько времени занимает каждое из них. Основываясь на полученной информации, они изменяли рабочие операции, чтобы устранить лишние, непродуктивные движения и, используя стандартные процедуры и оборудование, стремились повысить эффективность работы. Тейлор, например, обнаружил, что максимальное количество железной руды и угля может быть переброшено, если рабочие будут пользоваться лопатой-совком емкостью до 21 фунта (около 8,6 кг – прим. ред.). По сравнению с более ранней системой это дало поистине феноменальный выигрыш.

Научное управление не пренебрегало человеческим фактором. Важным вкладом этой школы было систематическое использование стимулирования с целью заинтересовать работников в увеличении производительности и объема производства. Предусматривалась также возможность небольшого отдыха и неизбежных перерывов в производстве, так что количество времени, выделяемое на выполнение определенных заданий, было реалистичным и справедливо установленным. Это давало руководству возможность установить нормы производства, которые были выполнимы, и платить дополнительно тем, кто превышал установленный минимум. Ключевым элементом в данном подходе было то, что люди, которые производили больше, вознаграждались больше.

Научное управление также выступало в защиту отделения управленческих функций обдумывания и планирования от фактического выполнения работы. Тейлор и его современники фактически признавали, что работа по управлению – это определенная специальность, и что организация в целом выиграет, если каждая группа работников сосредоточится на том, что она делает успешнее всего. Этот подход резко контрастировал со старой системой, при которой рабочие сами планировали свою работу.

Концепция научного управления стала серьезным переломным этапом, благодаря которому, управление стало широко признаваться как самостоятельная область научных исследований. Впервые руководители-практики и ученые увидели, что методы и подходы, используемые в науке и технике, могут быть эффективно использованы в практике достижения целей организации.

 

 

⇐ Предыдущая123456789Следующая ⇒


Дата добавления: 2014-10-23; Просмотров: 349; Нарушение авторских прав?;




Содержание

Принципы школы

Теория и практика

Количество и качество

Индивидуальный ритм

Ответственность и дисциплина

 

Теория и практика

Два начала — теория и практика — неразрывно сменяют друг друга на пути к успешному обучению.

Открывая для себя полеты на параплане, курсант проходит примерно те же этапы, что и когда-то при обучении езде на велосипеде. Здесь и указания наставника, и его пример, и, конечно, собственные попытки. Чтобы достичь успеха необходимо сначала осознать основные принципы полетов на параплане (теория) и затем пробовать, пробовать, пробовать (практика), извлекая полезные уроки из каждой попытки.

То, что перед практическими занятиями должна быть выполнена некоторая теоретическая подготовка, не будет неожиданным. Прежде чем приступать к тренировкам, курсанту необходмо получить представление и о воздушной стихии (атмосфера, погода), и о устройстве параплана, и о принципах его управления, чтобы в дальнейшем осознанно применить все это понимание в практических занятиях.

Практические занятия состоят из выполнения полетных заданий (включая наземные занятия), назначаемых инструктором каждому курсанту. В конце летного дня проводится обязательный разбор полетов, в котором подводятся итоги за день, разбираются ошибки, в том числе рассматриваются их теоретические аспекты, и определяются новые задачи для курсантов в зависимости от их успехов и возникающих затруднений.

Так, при обучении в Школе последовательное сочетание теории и практики создает нужные условия для успешного продвижения.

Количество и качество

Можно ли пройти курс по формальному количеству занятий? Пожалуй, нет. Освоение курса возможно только по успешному выпонению летных задач. Каждая летная задача может оказаться трудной, и, чтобы достичь ее качественного выполнения, придется выполнять упражнение снова и снова, пока количество не перейдет в качество.

Если с количеством все понятно — это просто количество повторений поставленной летной задачи, то что будет качеством, приемлемым, чтобы считать задачу выполненной?

Основной критерий — это свобода повторить достигнутый результат. Если курсант легко и успешно выполняет летную задачу — значит, пора переходить к следующей. Если же глаза курсанта светятся от счастья, что ему наконец-то удалось выполнить сложное задание, двигаться вперед еще рано — необходимо закрепить успех и довести полученный навык до автоматизма.

Можно ли ускорить процесс, перейдя к следующей задаче, временно оставив ту, которая пока не получается? Скорее всего, нет. Курс обучения построен таким образом, что каждая последующая полетная задача основывается на навыках, полученных при освоении предыдущих задач.

Например, такая задача, как посадка в цель, подводит итог выработке базовых навыков курсанта по управлению парапланом в простых метеоусловиях: здесь и правильный старт, и точное маневрирование, и выполнение расчета на посадку. Можно ли, перешагнув посадку в цель, сразу заняться интенсивным маневрированием и подготовкой к парящим полетам?… Если курсант еще не научился рассчитывать траекторию параплана в плавных маневрах захода на цель, попытки резких изменений курса и высоты полета могут привести к ошибкам, падениям и травмам.

Школа устанавливает минимально допустимый критерий качества для выполнения поставленной задачи и перехода к следующей, но следует понимать, что такой переход не означает достигнутого совершенства — это только начало для дальнейшего развития полученных навыков.

Индивидуальный ритм

Даже мечтая о Небе, мы — разные. По физической подготовке, по психологии, по образованию. Все это приводит к тому, что к своим достижениям мы приходим по-разному, в свои сроки и через свои особенности понимания.

Главная ошибка, которую может сделать начинающий курсант, это воспринять обучение как соревнование. Когда возникает гонка из-за того, что "у них получается, а у меня нет" — добра не жди. Уходит сосредоточение на упражнениях и качестве их выполнения, возникает угнетение из-за того, что "ничего не получается".

Непонятное сегодня станет понятным завтра.

Обучение полетам — не место соревнований или соперничества за одним исключением: побеждать себя, свое нежелание работать, свою неуверенность, свои страхи и сомнения. Это единственная борьба, которая будет конструктивной при обучении. При этом инструктор не даст перейти грань, за которой борьба с неуверенностью приводит к риску.

Важна также концентрация усилий. Не получится вскипятить молоко, подогревая его раз в час по минуте — прокиснет. Также и с обучением полетам на параплане. Если использовать для этого все возможное полетное время — результат не замедлит. Если "приходить" на тренировки раз в месяц, то стадию наземной подготовки можно растянуть на месяцы, а полный курс обучения — на годы.

В нашей Школе рассчитывается, что желающий научиться летать на параплане сам для себя знает, зачем он пришел, и сам себя заставляет выполнять упражнения. Инструктор укажет на ошибки и подскажет, как их преодолеть, но инструктор не станет "гонять" курсанта в гору, чтобы увеличить количество выполненных упражнений. Это остается на усмотрение курсанта.

"Когда же я стану пилотом?", — спросит начинающий. Следует внимательно просмотреть написанное выше, чтобы понять, почему Школа не может ответить на этот вопрос определенно.

Среди курсантов школы есть примеры, когда труд и сосредоточенность приводили к тому, что уже через пару месяцев занятий курсант выходил на парящие полеты в динамическом потоке, а потом переходил и к полетам в термических условиях. И есть курсанты, чье начальное обучение растягивалось больше чем на год. И, тем не менее, нет смысла сравнивать. Будьте в согласии с собой, идите в своем ритме, и все у Вас получится.

Ответственность и дисциплина

Небо — это не родная стихия человека: небо — это дом, в котором мы — гости. И с небом нужно быть на "Вы", т.е. относиться с уважением и не допускать фамильярности. "Какая чепуха!", — скажет кто-то и будет не прав.

Школа научного управления в менеджменте кратко

Это подтвердят все, кто имеет опыт общения с небом, в том числе и те, кто имеет свой печальный опыт.

Параплан в небе, как и автомобиль на дороге, относится к средствам повышенной опасности. Показывать, что полеты на параплане могут быть опасны, особой нужды нет — это с легкостью сделает интернет: критические ситуации в небе и летные происшествия запечатлены в видеороликах, они обсуждаются в соответствующих ветках на парапланерных форумах. Даже простое понимание факта, что потенциальная энергия высоты под крылом параплана может, при определенных обстоятельствах, превратиться в кинетическую энергию удара о землю, а само крыло — всего лишь материя, заполненная набегающим потоком воздуха, уже подскажет, что полетам на параплане присущи определенные риски.

Как принято говорить, право рождает ответственность. Принимая управление парапланом, пилот получает право на полет, но вместе с этим правом он получает и ответственность.

Ответственность за что? — Ответственность за жизнь и здоровье. За жизнь и здоровье кого? — За жизнь и здоровье себя, за жизнь и здоровье находящихся в небе собратьев-пилотов. За жизнь и здоровье тех, кто во время полетов находится под вами на земле: других пилотов, курсантов, их родных и друзей и просто зрителей, которые пришли посмотреть на полеты.

Конечно, с правовой точки зрения следует добавить, что пилот несет также ответственность за материальные повреждения — чужой летной техники, автомобилей и прочего имущества. Это, конечно, так. И все же, осознания ответственности, прежде всего, за свою и чужую жизнь уже будет достаточно, чтобы относиться к вопросу безопасности полетов со всей серьезностью и внимательностью.

Надежный спутник ответственности — дисциплина (соответственно, как разгильдяйство — спутник безответственности). Курсант всегда должен помнить, что до тех пор пока он не стал самостоятельным пилотом, определенную ответственность за него несет инструктор. Дисциплина начинается с точного и строгого соблюдения указаний инструктора (инструктор всегда прав!).

Одна из немногих причин, по которой Школа отказывает курсанту в дальнейшем обучении — это нарушение полетной дисциплины. Причины изложены выше. И пусть простят нас те, кто не считает, что "инструктор всегда прав". Со всей ответственностью мы бережем жизнь и здоровье людей.

Мы уважаем небо. Мы с небом всегда на "Вы".

 

Награды школы…

Школа научного менеджмента.

 

Научная школа сформировалась и получила широкую известность под названием «научный менеджмент». Появление школы научного, управления связано с теоретическими разработками и практическими рекомендациями Фредерика Уинслоу Тейлора (1856—1915). В своих трудах «Управление цехом» (1903) и «Принципы научного менеджмента» (1911) Тейлор сформулировал ряд пос­тулатов, которые в последствии получили название «тейлоризм». Он развил научные идеи в пяти основных направлениях: 1 — создание научного фундамента по замене старых, практических методов работы; 2 — отбор рабочих и менеджеров на основе научных критериев и их профобучение; 3 — стимулирование труда за конечный продукт; 4 — сотрудничество администрации с рабочими; 5 — равномерное и справедливое распределение обязанностей и ответственности между рабочими и менеджерами. Практическая заслуга Тейлора состоит в том, что он как основатель школы научного управления разработал методические основы нормирования труда (хронометраж), инструктивные карточки, методы повышения квалификации рабочих, сбор социальной информации.

Наиболее близким учеником Тейлора был Генри Л. Ганнт (1861—1919), занимавшийся разработкой методики пре­миальной оплаты труда рабочих, составлявшего карто-схемы для производственного планирования, которые получили название графики Ганнта, а также внесшего вклад в разработку теории лидерства. Работы Ганнта «Труд, заработная плата и доход» (1910), «Про­мышленное руководство» (1916),«Организация труда» (1919) характеризуют осознание ведущей роли человеческого фактора и убеждение в том, что рабочему должна быть представлена возможность обрести в своем труде не только источник существования, но и состояние удовлетворенности. Он строил планы «демократии на производстве» и мечтал о гуманизации науки управления в будущем.

Солидный вклад в научную теорию управления внесли супруги Фрэнк Гилбрет (1868—1924) и Лилиан Гилбрет (1878— 1972), которые упорно искали оптимальные способы увеличения объема выпуска продукции за счет уменьшения усилий, затрачиваемых на их производство. Они изучали трудовые движения работников, используя кинокамеру в сочетании с микрохронометражем, что позволило им разработать карты цикла одновременно выполняемых микродвижений. Результаты своих изысканий Ф. Гилберт изложил в трудах «Азбука научной организации труда» и «Изучение движений». Использование его исследований позволило обеспечить на про­изводстве трехкратное повышение производительности труда.

Л. Гилбрет одна из первых начала заниматься вопросами управления кадрами, их научным подбором, расстановкой и под­готовкой. В 1915 г. она стала первой женщиной в США, полу­чившей степень доктора психологии. Все ее научные исследования имели практическое применение, широко использовались на многих предприятиях, на некоторых из них были открыты школы по работе с персоналом.

Концепция научного управления стала предметом всеобщего интереса.

Школы научного управления

Многие отрасли деловой сферы начали применять на­учное управление не только в США, но и в других странах. В СССР идеи научного управления развивали А. А. Богданов, Н. А. Витке, А. К. Гостев, О. А. Ерманский и многие другие ученые и практики.

А. А. Богданов (1873—1920) вошел в историю как естест­воиспытатель, философ, экономист. В своих трудах «Тектология. Всеобщая организационная наука», «Очерки всеобщей ор­ганизационной науки», «Организационная наука и хозяйствен­ная планомерность», «Организационные принципы социальной техники и экономики» и др. обосновывает и развивает концеп­цию организационного управления. Он считал, что все виды управления о природе, технике и обществе имеют общие черты, и предложил основные принципы новой науки о законах орга­низации, действующих в технике (организация вещей); эконо­мике (организация людей); в политике (организация идей), и заявил о необходимости их системного изучения.

А. К. Гостев (1882—1941) и его сотрудники Центрального института труда, директором которого он был, заложили основы комплексного подхода к теории управления, разработали кон­цепцию трудовых установок, которая воплотила основы кибер­нетики, инженерной психологии, эргоэкономики и др. Основными элементами этой концепции были теория тру­довых движений, организация рабочего места и управленческих процессов, методика рационального производственного обу­чения.

О. А. Ерманский (1866—1941) развил теорию рационального управления, сформулировал принцип физиологического оптиума, в основе которого был положен критерий рациональности выполнения любой работы как отношение полезной работы к затратам используемой энергии.

Идеи и концепции, разработанные школой научного управ­ления, получили дальнейшее развитие представителями адми­нистративной школы управления

 


Дата добавления: 2016-07-22; просмотров: 1258;


Похожие статьи:

Похожие главы из других работ:

История возникновения менеджмента

2.

ШКОЛА НАУЧНОГО УПРАВЛЕНИЯ (1885 — 1920 гг.)

Научное управление связано с работами Фредерика У. Тейлора, Франка и Лилии Гилберт и Генри Гантта. Школа научного управления получила развитие в США в начале XX века…

История развития теории и практики менеджмента

2.1. ШКОЛА НАУЧНОГО УПРАВЛЕНИЯ

Возникновение современной науки управления отно-сится к началу XX в. и связано с именами Ф. У. Тейлора, Френка и Лилии Гилбрет и Генри Гантта. Важной заслугой этой школы было положение о том, что управлять можно «научно»…

Концепция менеджмента и подходов

1.2 Зарождение менеджмента. Школа научного управления

До XX века никто не задумывался над тем, чтобы организацией управлять системно. Идея о том, что управление может внести существенный вклад в развитие и успех организации, впервые зародилась в США на рубеже XIX-XX веков…

Концепция человеческих отношений и возникновение социологии менеджмента

2. Возникновение теории научного менеджмента. Ф. Тейлор

Имя Ф.

7. Школа научного управления.

Тейлора прочно связано с зарождением теории научного менеджмента. С него, по мнению одного из исследователей — доктора философских наук, специалиста в области социологии труда, профессора О.Н. Жеманова…

Модели менеджмента организации

1.1 Школа «научного менеджмента»

Школа «научного менеджмента» (или «научной организации труда») возникла в США на рубеже XIX и XX столетий, а затем получила широкое распространение не только в Америке, но и в западной Европе и Японии…

Научные школы менеджмента

3.1 Школа научного управления

Возникновение современной науки управления относится к началу ХХ в. и связано с именами Ф. У. Тейлора, Френка и Лилии Гилбрет и Генри Гантта. Важной заслугой этой школы было положение о том, что управлять можно «научно», опираясь на экономический…

Общая характеристика зарубежного управления

1.1 Школа научного менеджмента

Первые попытки теоретического обобщения накопленного управлением опыта были ответом на потребности развития в условиях промышленной революции. Механизация производства способствовала росту размеров предприятий…

Психологические школы менеджмента

1.1 Школа научного управления(1885-1920 гг.)

Становление и развитие этой школы, получившей широкую известность во всем мире под названием “научная организация труда”, совпали с началом XX в. У истоков этой школы стоял американский инженер — практик менеджер Ф. Тейлор (1856-1915)…

Развитие менеджмента

1) Школа научного управления:

1. Использование научного анализа для определения лучших способов выполнения задачи 2. Отбор работников, лучше всего подходящих для выполнения задач, и их обучение. 3. Обеспечение работников ресурсами…

Развитие менеджмента

2.1 Школа научного управления

Возникновение современной науки управления относится к началу XX в., и связано с именами Ф.У. Тейлора, Фрэнка и Лилии Гилберт и Генри Гантта. Важной заслугой этой школы было положение о том, что управлять можно «научно», опираясь на экономический…

Сравнение американской и японской школ управления качеством

3.1.1 Фредерик Тейлор

Первая система управления, устанавливающей требования к качеству, была система Фредерика Тейлора в 1905 году. Им были подготовлены первые специалисты в области качества. Предусматривалась система штрафов за брак и дефекты…

Сравнительная характеристика научной и административной школ менеджмента

1.1 Школа научного управления

Управление как научная дисциплина возникло в США в начале ХХ века. Основателем научного менеджмента по праву считается Фредерик Тейлор (20.03.1856 — 21.03.1915).Тейлор начал жизненный путь простым рабочим, выбился в мастера, затем в главные инженеры…

Сравнительный анализ теорий и концепций основных школ управления

1.1 Школа научного управления

Возникновение современной науки управления относится к началу XX в. и связано с именами Ф.У. Тейлора, Френка и Лилии Гилбрет и Генри Гантта. Важной заслугой этой школы было положение о том, что управлять можно «научно», опираясь на экономический…

Тейлор и его вклад в развитие менеджмента

2. Фредерик Тейлор и его вклад в развитие менеджмента

Теории и задачи, которые разрабатывал Тейлор

Глава 1. Ф.У. Тейлор основатель научного менеджмента

Идеи Ф.У. Тейлора в сфере организации производства были развиты Генри Фордом(1863–1947), сформулировавшим основные принципы производства. Он впервые отделил основную работу от её обслуживания. В системе Форда повышается роль и значение производственного оперативного планирования, контроля за качеством.

Школа научного управления

Согласно основной концепции Форда, предприятие должно развиваться как комплексное. Он обосновывал идеи о социальной ответственности предпринимателя, отстаивая принцип гармонии интересов работодателей и работников.

Деятельность Генри Форда ориентировалась на крупные промышленные комплексы. Он сформулировал для них следующие организационные принципы˸ вертикальное управление комплексом предприятий, ориентированных на выпуск единого конечного продукта; массовое производство, обеспечивающее меньшую стоимость изделий, лучшее удовлетворение массового спроса и большую прибыль; развитая стандартизация; четкое разделение труда при конвейерной организации производства; постоянное совершенствование управления производством.

Генри Форд, который известен прежде всего как основатель американской автомобильной промышленности, является также крупной фигурой в истории научного менеджмента. Успех, которого он достиг в бизнесе, во многом зависел от ᴇᴦο теории, получившей название ʼʼфордизмʼʼ. (Основа фордизма˸ предельное упрощение труда, операционное разделение труда и специализация производственного процесса, сведение ᴇᴦο к ряду простых, непрерывно повторяющихся приемов и движений, доведенных до автоматизма)

По ᴇᴦο мнению, задачу промышленности нельзя видеть только в удовлетворении потребностей рынка (хотя без этого никакая промышленность существовать не может)˸ необходимо так организовывать производственный процесс, чтобы, во-первых, можно было снизить цены на продукцию, а во-вторых, повысить оплату труда работников.

Он применил стандартизацию и унификацию — важнейшие элементы в управлении качеством, организовал конвейерное производство (Эли Уитни), что дало возможность перейти к массовому производству автомобилей. При этом он уделял большое внимание охране труда и созданию нормальных условий труда, установил 8-мичасовой рабочий день и минимальный уровень оплаты труда. Он больше тяготел к практике и не разделял некоторые взгляды Тейлора, Эмерсона и Файоля. Он был против чрезмерного увлечения организационными схемами и структурами. Требовал строгого соблюдения дисциплины без личного общения работников на предприятии, внедрял абсолютное разделение труда на конвейере. В своей практике Форд стремился расчленить процесс производства на мельчайшие операции, в результате которого движение изделий от одного работника к другому зависело бы лишь от скорости, с которой выполняется операция. Именно это позволило ему снизить себестоимость продукции.

Основные достижения и значение школы научного управления

Эти создатели школы научного управления полагали, что, используя наблюдения, замеры, логику и анализ можно усовершенствовать многие операции ручного труда, добиваясь их более эффективного выполнения. Первой фазой методологии научного управления был анализ содержания работы и определение ее основных компонентов. Основываясь на полученной информации, они изменяли рабочие операции, чтобы устранить лишние, непродуктивные движения и, используя стандартные процедуры и оборудование, стремились повысить эффективность работы.

Исходным для рационализации труда у данной школы было изучение задачи,которое должно было давать информацию для построения рационального набора операций по решению данной задачи. Тейлор был промышленным инженером, поэтому для него было совершенно естественным смотреть на управление как на машину.

Тейлор исходил из того, что рабочие по своей природе ленивы и не хотят просто так работать. Важным вкладом этой школы было систематическое использование стимулирования с целью заинтересовать работников в увеличении производительности и объема производства. Ключевым элементом в данном подходе было то, что люди, которые производили больше, вознаграждались больше. Авторы работ по научному управлению также признавали важность отбора людей, которые физически и интеллектуально соответствовали выполняемой ими работе, они также подчеркивали большое значение обучения.

Научное управление отделяло управленческие функции обдумывания и планирования от фактического выполнения работы. Тейлор и его современники фактически признавали, что работа по управлению – это определенная специальность, и что организация в целом выиграет, если каждая группа работников сосредоточится на том, что она делает успешнее всего. Этот подход резко контрастировал со старой системой, при которой рабочие сами планировали свою работу.

Концепция научного управления стала серьезным переломным этапом, благодаря которому, управление стало широко признаваться как самостоятельная область научных исследований. Впервые руководители-практики и ученые увидели, что методы и подходы, используемые в науке и технике, могут быть эффективно использованы в практике достижения целей организации. Стараниями представителей этой школы были созданы научные основы управления производством и трудом. В 20-е годы XX в. это научное направление выделило такие самостоятельные науки, как НОТ, теория организации производства (в том числе поточными методами) и др. На этой основе осуществлялся:

— отбор самых искусных и сильных работников;

— их обучение самым прогрессивным приемам работы;

— установление норм выработки (уроков) на уровне достижений этих работников;

— материальное стимулирование за перевыполнение этих плановых заданий;

— регламентированное чередование работы и отдыха для поддержания высокой работоспособности.

В России широкое развитие получила научная организация труда. Было создано несколько исследовательских организаций, в частности Центральный институт труда (исследователи в этой области – А.К.

Вопрос 15 Школа научного управления как этап в развитии менеджмента

Гастев, П.М. Керженцев, П.И. Попов).

Заслуга Тейлора и его последователей состояла в том, что они создали первую научную школу менеджмента, которая получила название рационалистической, и добились признания его в качестве самостоятельной сферы и вида деятельности.

Вопрос 2. Классическая или административная школа (1920 —1950)

Авторы, которые писали о научном управлении, в основном посвящали свои исследования тому, что называется управлением производством. Они занимались повышением эффективности на уровне ниже управленческого. С возникновением административной школы специалисты начали постоянно вырабатывать подходы к совершенствованию управления организацией в целом. Классическая школа начала вырабатывать подходы к совершенствованию управления организацией в целом и создавать основы организации управленческого труда.

Анри Файоль

Тейлор и Гилбрет начинали свою карьеру простыми рабочими, что, несомненно, повлияло на их представление об управлении организацией. В отличие от них, авторы, которые считаются создателями школы административного управления, более известной как классическая школа, имели непосредственный опыт работы в качестве руководителей высшего звена управления в большом бизнесе. Анри Файоль, с именем которого связывают возникновение этой школы, почти 30 руководил большой французской компанией по добыче угля «Коломбо». В момент его назначения на должность генерального менеджера (1888) находилась на грани банкротства, а ко времени его отставки (1918) стала одним из самых мощных, славящихся своими административными, техническими и научными кадрами концернов. Обобщая свои многолетние труды и наблюдения, А.Файоль создал «теорию администрации», которую представил в своей книге «Общее и промышленное управление». Американцы его считают наиболее значимой фигурой в науке управления первой половины XX в.

Целью классической школы было создание универсальных принципов управления, которые должны несомненно привести организацию к успеху. Центром внимания Файоля была управленческая деятельность, и он считал, что при правильной организации работы каждый менеджер может добиться успеха. В определен ном смысле, Файоль имел аналогичный с Тейлором подход: он стремился найти правила рациональной деятельности. Особенность же учения Файоля состояла в том, что он изучал и описывал особый вид деятельности – управление, чего в таком виде, как это сделал Файоль, никто до него не делал. Рассматривая организацию как единый организм, Файоль считал, что для любой деловой организации характерно наличие определенных видов деятельности, или шести функций:

1) техническая деятельность (производство);

2) коммерческая деятельность (закупка, сбыт и обмен);

3) финансовая деятельность (поиск и оптимальное использование капитала);

4) деятельность безопасности (защита собственности людей);

5) эккаунтинг (деятельность по анализу, учету, статистике);

6) управление (планирование, организация, распорядительство, координация и контроль).

Основная заслуга такого рассмотрения организации состояла в том, что Файоль выделил управление как особый вид деятельности и, определил, что деятельность по управлению включает в себя вышеперечисленные обязательные функции. Считая, что управленческая деятельность может отличаться в зависимости от размера организации, уровня в управленческой иерархии и т.п., Файоль подчеркивал, что в то же время она обязательно должна включать в себя все указанные функции.


Дата добавления: 2017-10-09; просмотров: 257;


ПОСМОТРЕТЬ ЕЩЕ:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *