Эстетические свойства товаров

Эстетические потребительские свойства непродовольственных товаров: классификация, характеристика единичных свойств

Эстетические свойства товаров. Эстетическими называют свойства товара, обусловливающие его способность удовлетворять духовную потребность людей, вызывать у них чувства удовлетворения, радости, эмоционального подъема. Духовные потребности людей многообразны. Характеризуя эстетическую ценность товаров, учитывают способность товаров удовлетворять эстетические потребности, связанные с чувственным удовлетворением от потребления красивых и приятных предметов потребления.

Категория «красота» связана со зрительным восприятием предмета потребления и используется для выражения общественной ценности в чувственно воспринимаемых признаках формы . Для обозначения превосходной степени красоты (очень красивого изделия) используется термин «прекрасное». Особенность эстетической оценки товаров состоит в том, что понятие красоты относят не только к привлекательности внешнего вида (его геометрической формы, цвета, рисунка), оно связано с возможностью наиболее полно удовлетворять потребность людей. Иными словами, красота товара как потенциального предмета потребления тесно связана с его целесообразностью. Так как форма товара является необходимой частью его содержания, а следовательно, его полезности, то потребителю нравится (или, наоборот, не нравится) и сам товар, и его форма.

Обычно совершенные, целесообразные товары, наиболее полно удовлетворяющие потребности людей, наделены красивой формой. Но возможны противоречия между формой и содержанием, когда внешне привлекательный (обладающий «красивостью») товар проявляет низкие показатели функциональности и надежности.

Товар может считаться подлинно красивым лишь тогда, когда его содержание и форма выступают в органическом единстве.

Эстетические свойства товаров и их показатели воспринимаются потребителем не только визуально (зрением), но в ряде случаев и с помощью органов осязания и обоняния.

Категория «приятное» неоднозначна понятию «красота». При потреблении красивых и удобных изделий человек испытывает чувство приятного. Однако отдельные потребительские свойства, связанные с понятием приятного, лишь условно можно отнести к эстетическим. Например, свойство туше у тканей. Туше — чувственное восприятие ткани в результате ее осязания. Оно может быть приятное или неприятное в зависимости от мягкости, плотности, ворсистости, упругости, сухости, жесткости и других показателей ткани. Свойство туше не может быть определено как красивое и некрасивое, т е не является с общепринятой точки зрения эстетическим свойством. В то же время туше -чувственная характеристика и поэтому может быть показателем эстетической ценности.

Номенклатура эстетических свойств материалов и готовых изделий неоднозначна. Эстетическую ценность большинства материалов (бумага, пленка, кожа и др.) можно оценить по единичным свойствам — форме, цвету, фактуре и рисунку. Эстетические свойства готовых изделий являются комплексными и включают четыре подгруппы свойств информационную выразительность, рациональность формы, целостность композиции и совершенство производственного исполнения. Ниже представлена типовая номенклатура единичных эстетических свойств по каждой подгруппе.

Информационная выразительность — способность товара отражать посредством средств художественного конструирования отличие изделия от аналогов и его соответствие сложившимся в обществе эстетическим представлениям и требованиям. Единичными свойствами, определяющими информационную выразительность, являются оригинальность, соответствие стилю и моде, знаковость.

Оригинальность—отражение новизны товара, его отличия от других товаров одного и того же функционального назначения.

Стилевое соответствие показывает, насколько товар по внешнему виду отвечает требованиям современного стиля. Под стилем понимают устойчивую (в течение длительного времени) систему художественных принципов, приемов и средств выражения содержания вещей. Различают стили эпохи, национальные, отрасли, фирмы (объединения), конкретного функционального комплекса предметов потребления.

Облик одежды, мебели и других изделий предметной среды, так же как здания и сооружения, в каждом стиле эпохи отражает уровень общественного и культурного развития. Стиль прошедших эпох — это своего рода отпечаток неповторимого образа жизни. Поэтому попытки возродить в современных условиях облик предметов старины, т е. давно ушедших стилей (оформление «ретро»), обычно приводят к формализму, стилизации.

Современный стиль характерен относительной простотой и завершенностью форм (преимущественно прямоугольного сечения для стационарных изделий и обтекаемой поверхности для движущихся предметов), ясностью и логичностью структуры, отсутствием вычурности и сложных украшений. Национальный стиль отражает традиционные особенности форм и отделок, характерных для наций и народностей (например, традиционная вышивка одежды на Украине, своеобразная форма и отделка головных уборов в Средней Азии и т. д ).

Стиль отрасли и фирмы отражает характерные особенности художественного конструирования, в результате которого создается оригинальное, единственное в своем роде оформление продукции, продающее фирме (предприятию) или отрасли особое «лицо.

Мода в отличие от стиля представляет собой временную общность приемов и средств выражения содержания вещей. Другими словами, мода — это господствующие в данное время вкусы людей (общества). Влиянию моды более всего подвержены предметы потребления, особенно одежда, обувь, предметы туалета. Изменение моды — естественное стремление людей обновлять предметную среду, улучшать изделия, срок службы которых относительно мал.

Рациональность формы — групповое свойство, показатели которого характеризуют, насколько форма товара соответствует назначению, конструкции, материалу, удобна ли она, подсказывает ли форма характер обращения с товаром. Красивая форма не должна быть приложением к конструкции изделия, она должна соответствовать ей. Неудобное в употреблении, технически устаревшее, функционально не совершенное изделие не будет красивым, если ему будет придана даже формально совершенная форма.

Целостность композиции — характеризует степень согласованности всех частей и целого в товаре, объединенных единым замыслом и оформлением. Само слово «композиция» означает взаимосвязь важнейших элементов произведения (продукции), раскрывающая ее содержание. Товар может иметь оптимальную массу, размеры, конструкцию, цвет, рисунок, но эти составляющие еще не представляют целостной композиции, если они не объединены и не оформлены в единое целое с учетом их функциональной, конструкторской и эстетической целостности. Оценивая целостность композиции, учитывают степень организованности объемно-пространственной структуры изделия, т. е. имеет ли место соподчиненность частей и целого, второстепенных главному (например, хлястик и клапан кармана у пиджака должны соответствовать общему замыслу модели). Целостность композиции предусматривает также гармонию формы — соразмерность и взаимосвязь частей, их пропорциональность (соотношение частей между собой и целым) и масштабность — соотношение величин частей товара и размера самого товара по отношению к человеку и другим изделиям предметной среды. Все предметы потребления должны иметь размеры, соответствующие размерам человеческого тела или другим предметам среды функционирования. Для каждого товара должна быть найдена верная масштабность, так как нарушение масштаба приводит к потере целостности композиции и ансамбля предметной среды, затрудняет пользование такими изделиями (например, стул с высотой сиденья больше привычных).

Целостность композиции означает также упорядоченность графических и изобразительных элементов изделия, цветовую гармонию, сочетание фактуры и рисунка (орнамента) с общим замыслом композиции. Следует иметь в виду, что с помощью цвета, фактуры и рисунка можно достичь не только общей композиционной целостности, но и возможности зрительных иллюзий, используемых дизайнерами для корректива формы (кажущегося увеличения или удаления предмета, изменения пропорций и т. д.). Так, вертикальная форма представляется длиннее горизонтальной, члененная форма кажется больше нечлененной, голубой и другие холодные цвета удаляют и уменьшают изделия, теплые, и темные, наоборот, приближают и, следовательно, увеличивают их, усиливают впечатление тяжести и прочности предмета.

При подготовке этой работы были использованы материалы с сайта http://www.studentu.ru


Категория: Производство

Эстетические свойства товаров характеризуются следующими эстетическими показателями: информационная выразительность, рациональность формы, целостность композиции, совершенство производственного исполнения и стабильность внешнего вида. Они, в свою очередь, разбиваются на единичные показатели.

Информационная выразительность (информативность) характеризует способность товара отражать сложившиеся в обществе эстетические представления и культурные нормы. Информативность формы складывается из следующих показателей: художественно-образная выразительность (знаковость), оригинальность, стилевое соответствие, соответствие моде.

Знаковость — эстетический показатель, характеризующий художественно-образную выразительность в форме товара социально значимой информации (назначение, изящество, образ-ассоциация, современность, эмоциональный характер владельца, профессиональный статус и др.). Знаковость — это способность формы вызывать определенные чувства у человека, создавать ему нужное настроение, выявлять назначение изделий, отражать национальные особенности и характерные черты продукции данного предприятия. Так, фарфоровая посуда повседневная и праздничная должна различаться образной характеристикой, создаваемой формой, пропорциями, характером декора и колористическим решением. Различия должны быть настолько ощутимы, чтобы характер использования не вызывал сомнений.

Оригинальность — эстетический показатель, характеризующий своеобразие формы, выделяющей данный товар из аналогичных. Оригинальность весьма существенна в ряду эстетических показателей, тем более что создать оригинальную форму бытовых изделий, служащих человеку на протяжении многих веков, нелегко. Следует подчеркнуть, что своеобразная форма должна быть содержательной, т.е. соответствовать назначению и характеру материала, обеспечивать удобства.

Стилевое соответствие — эстетический показатель, характеризующий устойчивость формы и средства художественной выразительности, свойственные определенному историческому этапу развития общества. В пределах стиля могут сменяться стилевые направления, иногда сильно отличающиеся друг от друга.

Соответствие моде — эстетический показатель, характеризующий внешний вид товара и временно господствующие эстетические вкусы. Для одежды, обуви, украшений и других изделий соответствие моде — важный эстетический показатель, определяющий характер спроса и удовлетворение потребностей.

Рациональность формы — комплексный показатель, характеризующий соответствие формы объективным условиям производства и эксплуатации товара, а также его функционально-конструктивную сущность. Рациональность формы определяют несколько единичных показателей: функциональная, конструктивная, технологическая и материальная обусловленность, эргономическая приспособленность.

Функциональная обусловленность — эстетический показатель, характеризующий соответствие формы товара его назначению. Форма изделий должна безошибочно указывать на их назначение. Так, силуэт, пропорции, колористическое решение, характер отделки одежды для молодежи существенно отличаются от тех же показателей одежды для взрослых и ясно свидетельствуют о ее возрастной принадлежности.

Конструктивная обусловленность — эстетический показатель, характеризующий соответствие формы товара его конструктивному решению. В конструкции сковороды, например, следует предусматривать возможность использования ее для жаренья, тушения, варки на пару и выпечки; достаточную толщину дна и стенок, чтобы предупредить пригорание пищи; форму крышки и плотность ее прилегания, чтобы обеспечить достаточное парообразование, и т.д.

Технологическая обусловленность — эстетический показатель, характеризующий соответствие формы товара применяемым материалам и технологии. Внешние очертания и пластика формы должны соответствовать свойствам материала. Если для изделий из металла возможны и оправданны жесткие формы с резкими переходами от одной части к другой, то для изделий из стекла и керамики, которые формуют в пластичном состоянии, предпочтительнее плавные линии контура, большие радиусы сопряжения деталей. Пластика формы определяется также и методом изготовления изделий.

Например, стеклянные изделия, изготовляемые методом свободного формования, имеют более мягкие, текучие формы, чем прессованные.

Материальная обусловленность — эстетический показатель, характеризующий соответствие материала функциональному назначению и условиям потребления товара. Материал, из которого изготовлено изделие, по своим физико-химическим свойствам должен отвечать функциональной задаче: быть гигиеничным, термически устойчивым, иметь оптимальные теплопроводность и теплоемкость. Желательно, чтобы материал отличался декоративностью.

Эргономическая приспособленность, т.е. соответствие эргономическим требованиям, — эстетический показатель, характеризующий способность формы изделия создавать максимальные удобства при использовании. Форма сковороды должна обеспечивать удобный захват и удерживание с учетом ее массы с продуктами, удобный захват и удерживание крышки, удобную установку сковороды с крышкой на плиту и в духовой шкаф, легкость вынимания пищи, чистки и мытья, исключать возможность травмирования о ручку, корпус, крышку.

Целостность композиции — комплексный показатель, характеризующий гармоничное единство частей и целого, органичную взаимосвязь элементов формы и согласованность изделия с ансамблем других товаров. Он включает в себя единичные показатели: организованность объемно-пространственной структуры, тектоничность, пластичность, колорит и декоративность, упорядоченность графических и изобразительных элементов.

Организованность объемно-пространственной структуры — эстетический показатель, характеризующий пространственное строение формы, ее масштабную, пропорциональную и ритмическую структуру. Все элементы формы должны быть органически связаны друг с другом, соразмерны, соподчинены, иметь единый характер. Изделия должны быть масштабны человеку, а изделия, функционирующие в интерьере, — масштабны другим изделиям интерьера. В структуре изделия выделяют главные и второстепенные детали. Характер и размеры формы второстепенных деталей надлежит увязывать с характером и размерами формы главных деталей. В пространственно-сложных изделиях следует избегать деталей с самостоятельными композиционными осями. Организованность объемно-пространственной структуры достигается с помощью средств композиции.

Тектоничность — эстетический показатель, характеризующий художественное осмысление реальной работы конструкции и материала (ясная тектоника, неясная тектоника). Форма любого изделия должна быть тектоничной, т. е. в форме должна отражаться работа конструкции. Например, форма тех частей изделия, которые являются несущими, должна выражать прочность и возможность выдержать нагрузку.

Несомые части должны быть более легкими. Тектоничность выражается также в соответствии формы характеру материала и способу его формования. Изделия из пластмасс должны смотреться пластмассовыми, изготовленными как одна деталь. Изделия из дерева требуют склеивания деталей или соединения их другими способами, что также должно отражаться в форме. В любых случаях при нарушении связи конструкция — материал — форма изделие не может быть композиционно целостным.

Пластичность — эстетический показатель, характеризующий взаимопереходы и связи объемов, плоскостей, элементов и очертаний формы товара. Пластичной считается рельефная скульптурная форма с мягкими переходами основных образующих. В пластике большое значение имеют нюанс формы, тонкое соединение элементов. Необходимо соблюдать закономерности построения сложных поверхностей, чтобы световые блики не располагались хаотично, не разрушали форму. За счет пластичности формы, рационального распределения света и тени можно связать воедино элементы формы, добиться ее целостности.

Колорит и декоративность — эстетические показатели, характеризующие взаимосвязь цветовых сочетаний и особенности использования декоративных свойств материалов. Цвет должен быть увязан с назначением и общей композицией формы. Он логически дополняет и завершает всю композицию, подчеркивает особенности объемно-пространственной структуры и тектоники изделий. Посредством цвета можно выделить или ослабить элементы формы, соподчинить и объединить ее элементы, выявить масштабность. Цвет позволяет улучшить не совсем удачные пропорции, обострить или сделать нейтральным характер формы. Так, пластичность формы становится более богатой при использовании цветового нюанса. А форма сложной структуры усиливается цветовым контрастом. Чрезвычайно важным условием целостности и выразительности композиции является цветовая гармония, т.е. такая комбинация цветов, которая производит впечатление единства, согласованности и созвучия, создает нужную образность вещи, раскрывает ее содержание.

Упорядоченность графических и изобразительных элементов — эстетический показатель, характеризующий соподчиненность графических и изобразительных элементов композиционному решению формы изделия. Изобразительные элементы должны увязываться с формой по характеру, размеру, цвету и своеобразно представлять сущность изделия.

Совершенство производственного исполнения — комплексный показатель, характеризующий условия производства товара. Показатель значительно влияет на восприятие изделий и всегда учитывается при оценке их свойств, хотя и не является собственно эстетическим свойством. Совершенство производственного исполнения определяется качеством изготовления видимых элементов формы, тщательностью нанесения защитных и декоративных покрытий, четкостью контуров, скруглений и соединений частей изделия и соответствием их художественно-конструкторскому замыслу. Показателем совершенства производственного исполнения являются также четкость исполнения фирменных и маркировочных знаков, рациональность и рекламная выразительность внутренней упаковки товаров. Внутренняя упаковка должна не только сохранять товар, но и быть эстетически привлекательной, чтобы надлежащим образом «представлять» его и рекламировать.

3. ЭСТЕТИЧЕСКИЕ И ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЕ СВОЙСТВА ТОВАРА

Она должна быть увязана с характером товара. Особенно это важно для парфюмерно-косметических товаров. Например, форма и материал флакона и коробки для духов должны обогащать их «образ». Эстетическое и психологическое значение имеет не только содержание текстов, но и шрифт и цвет для рекламных надписей. Надписи, цвет, декоративные детали не должны быть кричащими.

Эстетические характеристики материалов

Предыдущая12345678910Следующая

К рассматриваемым характеристикам относятся форма, цвет, фактура, рисунок (природный – текстура)

 

Форма материалов, лицевая поверхность которых воспринимается визуально в процессе эксплуатации, непосредственно влияет на своеобразие фасада или интерьера здания. В современной архитектуре форма облицовочных материалов, как правило, лаконична – квадрат, прямоугольник.

Цвет материалов — зрительное ощущение, возникающее в результате воздействия на сетчатку глаза человека электромагнитных колебаний, отражённых от лицевой поверхности в результате действия света.

Все цвета материалов можно разделить на две группы – ахроматические ( белые, чёрные и серые всех оттенков) и хроматические( красные, оранжевые, жёлтые, зелёные голубые, синие, фиолетовые со всеми промежуточными оттенками).

Объективная оценка цвета базируется на установленном положении о том, что любой цвет можно получить при смешении трёх определённых монохроматических колебаний. При количественной оценке цвета его выражают в выбранной системе измерения обычно через красный, синий и зелёный цвета, взятые в соответствующих пропорциях.

Основные характеристики цвета – цветовая тональность, светлота и насыщенность .

Цветовая тональность показывает, к какому участку видимого спектра относится цвет материала.

Светлотахарактеризуется относительной яркостью поверхности материала.

Насыщенность цвета — степень отличия хроматического цвета от ахроматического той же светлоты.

При определении насыщенности цвета рационально применять визуальные методы определения цвета, т.е. его качественную оценку. При этом учитывается комплекс факторов: характер источника света (его спектральный состав), цвет и яркость фона, размеры образцов и расстояние между ними. Применяя визуальные методы оценки цвета, используют атласы цвета, картотеку цветовых эталонов, образцы материалов-эталонов.

Фактура – видимое строение поверхности материала, характеризуемое степенью рельефа и блеска. По степени рельефа выделяют гладкие, шероховатые (высота рельефа до 0,5 см) и рельефные (высота рельефа более 0,5 см) фактуры.

По степени блеска различают блестящие и матовые фактуры.

Фактуру определяют инструментальным или визуальным методами. При инструментальном методе используют измерительные инструменты: металлические линейки, рулетки, угломеры, толщинометры.

Визуальная или качественная оценка фактуры связана с расстоянием, с которого она рассматривается. При выборе фактуры учитывается комплекс факторов, в том числе цвет материала. Фактура более отчётливо воспринимается на светлой поверхности.

При рельефной бугристой фактуре объём помещения воспринимается меньшим, чем при фактуре гладкой, горизонтальные рельефы способствует зрительному сохранению высоты и удлинению помещения.

Рисунок– различные по форме, размерам, расположению, сочетанию, цвету линии, полосы, пятна и другие элементы на лицевой поверхности материала. Если упомянутые элементы создала природа, рисунок называюттекстурой (например, текстура древесины, природного камня).

Важно представлять, что все эстетические характеристики воспринимаются вместе и, например, определённые виды фактуры могут заметно менять цветовые параметры – насыщенность, светлоту.

13. Примеры применения древесных материалов в современной архитектуре.

 

Дерево как строительный материал, прочный, легкий по массе и в обработке, гигиеничный и относительно дешевый, всегда находило и находит широкое применение. Из него издавна строили жилища, общественные и производственные здания. В России до XVIII в. строительство в городах и сельской местности велось главным образом из дерева, и не случайно постройки из него были так усовершенствованы в художественно-эстетическом и конструктивном отношениях, что породили своеобразный стиль архитектуры, известный под названием русского деревянного зодчества.

После петровских строительных реформ в городах стали возводить каменные дома, а в сельских местностях дерево остается основным строительным материалом и до настоящего времени.

История оставила нам многочисленные примеры использования дерева в архитектуре прошлого, и мы сегодня восхищаемся великолепными памятниками деревянного зодчества: церквами Кижского погоста, крепостными башнями Якутского острога, многочисленными крестьянскими избами.

После Великой Октябрьской социалистической революции социальные преобразования в корне изменили сельский быт, но материалом для строительства в сельских районах и частично в городах по-прежнему оставалось дерево. В первые годы Советской власти оно использовалось в строительстве жилых домов и небольших общественных зданий: деревянными были жилой поселок «Сокол» в Москве, павильоны ВСХВ-23 (архит. И. В. Жолтовский).

Классификация эстетических свойств товаров

Позднее дерево получило еще большее распространение при возведении жилых, общественных и промышленных зданий — например, жилой поселок «Железнодорожный», временные трибуны Московского ипподрома (архит. И. В. Жолтовский), жилые дома (архит. Г. П. Гольц), склады калийной соли в Солигорске и многие другие объекты.

В последующие десятилетия значительное улучшение свойств древесины благодаря антисептированию, пропитке антипиренами, прессованию сделало ее негниющим и трудносгораемым материалом с повышенной прочностью и расширило возможности широкого применения древесины в архитектуре. Появление особо прочного клея для соединения отдельных элементов позволило создать такие деревянные конструкции, которые успешно конкурируют с несущими конструкциями из высокопрочных материалов.

В связи с этим можно смело утверждать, что проблема комплексного использования дерева — одна из актуальных проблем современной архитектурно-строительной практики. Строительство из древесных материалов приобретает вес более широкий размах, и дерево мором е успехом заменяет такие материалы, как железобетон и кирпич.

Современная строительная древесина, бесспорно, обладает рядом преимуществ, которые помогают созданию новых архнтсктурных форм и определяют индустриальность и массовость строительства.

Трудно назвать отрасль народного хозяйства, которая обходилась бы без дерева. Например, широкое применение оно получило в целлюлозно-бумажной промышленности, производстве высококачественных музыкальных инструментов, мебели и т. п. Основной же объем древесины используется в строительстве и архитектуре, которые остаются главными ее потребителями.

Каталоги деревянных строительных изделий включают сотни наименований, а с дальнейшим улучшением строительных свойств древесины их перечень пополнится новыми видами изделий. Сегодня лесоматериалы — это, главным образом, продукция автоматизированных предприятий, применяемая в сборном индустриальном строительстве. И если в недалеком прошлом лесоматериалы использовались в строительстве только в естественном виде (бревна, брусья, доски, рейки и пр.), то теперь на постройку поступает продукция в виде готовых к применению укрупненных конструктивных элементов, деталей облицовок и декора, монтируемых на конвейере. Эту продукцию следовало бы назвать изделиями из нового вида строительного материала — «обновленной» модифицированной древесины, которая при техническом совершенствовании средств и технологии обработки открывает широкие возможности ее эффективного применения в строительстве. В «Основных направлениях экономического и социального развития СССР на 1981 —1-985 годы и на период до 1990 года» сказано: «Повысить уровень индустриализации строительного производства и степень заводской готовности конструкций и деталей».

Современная строительная древесина появилась в результате научно-исследовательских и практических работ технологов, строителей и архитекторов, осуществивших синтез достижений древесиноведения и химии, которые избавили древесину от ее естественных пороков (гниения, горючести и др.), сохранив и умножив ее положительные качества. Это изменило традиционную форму использования дерева в архитектуре, принесло ей всеобщее признание как перспективного строительного материала, оказывающего бесспорное влияние на развитие современной архитектуры.

В нашей стране создается мощная материально-техническая база по переработке древесины, которая будет располагать крупными механизированными и автоматизированными предприятиями по выпуску широкой номенклатуры изделий из древесины. Благодаря использованию эффективных средств обработки древесины на наших заводах начато производство клееных деревянных конструкций, сборных жилых домов, отдельных конструктивных элементов и различных изделий из древесины.

Но время реорганизации нашей строительной индустрии в начале 50-х годов деревянное домостроение осталось в стороне от общего развития индустриализации возведения зданий. Существовало мнение, что в отличие от сборных железобетонных и металлических конструкций деревянные конструкции не отвечают требованиям комплексно-механизированного поточного производства.

Развитие науки и техники доказало обратное. В частности, опыт изготовления и использования в широком масштабе деревянных кле-еных конструкций всевозможных форм подтвердил экономическую мрфективность их применения в индустриальном строительстве.

К основным технологическим преобразованиям, необходимым тля достижения высокой эффективности заводского производства 1еревянных конструкций, следует отнести применение вместо традиционных соединений элементов деревянных конструкций на гвоздях п болтах новых способов соединения с помощью высокопрочных синтетических клеев.

Основой для такой перестройки технологии послужили достижения химии полимерных материалов. Применение стойкого синтетического клея решило сложную задачу не только обеспечения жестких монолитных соединений, но и использования малоразмерных пиломатериалов в клееных конструкциях. Клееные соединения позволили получать монолитные элементы конструкций значительной длины и любых конфигураций. Благодаря внедрению новой технологии на основе комплексной механизации и автоматизации поточного производства созданы все условия для повышения эффективности труда.

Поэтому, определяя перспективы деревянного строительства, можно с уверенностью сказать, что переход к массовому производству клееных деревянных конструкций в нашей стране, обладающей богатыми лесными ресурсами, крайне необходим, а в основу их изготовления должны быть положены современные индустриальные методы.

Область применения клееных деревянных конструкций — в основном общественные и промышленные здания. Эффективны конструкции покрытий не только средних, но и значительных по своим размерам пролетов (от 20 до 100 м), которые при высокой несущей способности и незначительной массе, а также при хорошей влагостойкости долговечны в эксплуатации. В большепролетных купольных, арочных и сводчатых конструкциях зданий клееная древесина успешно заменяет такие традиционные материалы, как железобетон и металл. В определенных условиях применение клееных деревянных конструкций целесообразно и при возведении других типов зданий и сооружений, а также малых архитектурных форм.
Улучшение архитектуры деревянных сооружений может быть достигнуто только при выявлении эстетических особенностей древесины. Для современной деревянной . архитектуры определились свои, присущие только лому материалу, формы. Клееные деревянные конструкции и прессованная древесина позволяют создать богатыепо своей пластике не только геометрически правильные, но и сложные криволинейные формы оболочек, сводов, куполов и покрытий типа гиперболических параболоидов. Поверхности дерена могут быть лаконичны и одновременно выразительны, нейтральны или, напротив, с ярко выраженной структурой.

Над проблемами эстетики деревянных строений задумывались зодчие с древнейших времен, из древесины построено немало прекрасных произведений архитектуры. Однако в теоретических трудах исследователи деревянной архитектуры не всегда уделяли достаточно внимания ЕО.:росам художественной выразительности этих сооружений, их усилия были направлены в основном на изучение свойств древесины, аналитический разбор конструкций или описания отдельных построек.

Сейчас накопилось достаточно материала о применении дерева в современной, архитектуре — в постройках небольшого масштаба, в крупных большепролетных сооружениях и зданиях сложных конфигураций. Эстетические качества таких сооружений характеризуются ясной композицией целого, масштабностью, пропорциональностью, строгостью декора, активным использованием ‘ фактуры и цвета элементов деревянных конструкций и изделий из древесины.

Освоение и внедрение новых материалов, изделий и конструкций из древесины становится наглядным примером реализации достижений науки и техники в создании разнообразных архитектурных форм.
Древесина — это единственный материал в природе, запасы которого постоянно и довольно быстро восполняются.

Если разумно обращаться с лесными богатствами, то не на десятилетия, а на века человечество будет обеспечено этим превосходным строительным материалом.

Лес — один из основных типов растительного мира нашей планеты, представленный многочисленными формами растений, среди которых главное место принадлежит деревьям. Велико экологическое значение леса. Являясь важнейшей составной частью природного комплекса, он выполняет стабилизирующие функции в регулировании естественных процессов, происходящих в биосфере планеты и в составе ее атмосферы, оказывает благотворное влияние на климат и гидрологический режим. Но не менее важную роль играет лес как сырьевая база.

Предыдущая12345678910Следующая





Обратная связь

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение


Как определить диапазон голоса — ваш вокал


Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими


Целительная привычка


Как самому избавиться от обидчивости


Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам


Тренинг уверенности в себе


Вкуснейший «Салат из свеклы с чесноком»


Натюрморт и его изобразительные возможности


Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.


Как научиться брать на себя ответственность


Зачем нужны границы в отношениях с детьми?


Световозвращающие элементы на детской одежде


Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия


Как слышать голос Бога


Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)


Глава 3. Завет мужчины с женщиной


Оси и плоскости тела человека — Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков — Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) — В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

Эстетические и экологические свойства качества товаров

Эстетические свойства – способность товаров выражать в чувственно-воспринимаемых признаках формы об­щественные ценности и удовлетворять эстетические по­требности человека.

Эстетические свойства вещей изучает эстетика – нау­ка о сущности и формах прекрасного в природе, предме­тах, художественном творчестве и жизни.

Большийству потребителей присуще стремление к кра­соте, гармонии, однако представления о них у разных лю­дей, проживающих в различных регионах земного шара и в разные эпохи, неодинаково. Неодинаковы эти представления и у людей одной страны, местности, даже одной семьи. Пси­хологические потребности и их разновидность – эстетичес­кие потребности, очень индивидуальны, что предопределяет сложность обеспечения эстетических свойств товаров.

Показателями эстетических свойств товаров могут слу­жить внешний (товарный) вид, целостность, дизайн, мода, стиль, информационная выразительность, совершенство производственного исполнения.

Внешний вид– комплексный показатель, включающий форму, цвет, состояние поверхности, иногда целостность. Для эстетического восприятия разных товаров значимость перечисленных единичных показателей внешнего вида не­одинакова и зависит от особенностей товаров.

Форма характеризуется геометрическими парамет­рами. На восприятае формы большое влияние оказывает соотношение размеров. Наиболее удовлетворяет эстетичес­кие потребности гармоничная форма, отличающаяся орга­ническим сочетанием размеров с геометрическими пара­метрами и назначением изделия.

Цвет определяется световыми волнами определенной длины, воспринимаемыми глазом человека. Для эстетичес­кого восприятия имеют значение цветовое решение и цве­товая гамма. При их выборе необходимо соблюдать основ­ные положения цветоведения.

Состояние поверхности зависит от состава и структуры веществ или материалов, входящих в товары или упаковку. По степени значимости для эстетического восприятия этот показатель уступает форме и цвету. Эс­тетичность поверхности оценивается по ее состоянию (глад­кая, шероховатая, ворсистая и т.п.), текстуре, наличию вы­ступающих деталей. На эстетическое, восприятие поверх­ности влияют форма и цвет, причем все три показателя оцениваются практически одновременно и в комплексе, со­ставляя целостность композиции.

Целостность композиции отражает рациональ­ную взаимосвязь внешних признаков, с внутренней струк­турой и предполагает подчиненность главным элементам второстепенных, единство стилевого решения всех частей изделии.

Наряду с целостностью композиции, при эстетическом восприятии оценивают и целостность товаров, которая ха­рактеризуется отсутствием у них повреждений.

Повреж­дения ухудшают форму (отсутствующие детали одежды, обуви, посуды вследствие механических повреждений), цвет (например, при микробиологической порче) и состояние поверхности (например, проколы, порезы, трещины, разрывы и др.).

Для ряда непродовольственных товаров целостность композиции характеризуется организованностью объем­но-пространственной структуры, пластичностью, графи­ческой прорисованностью формы и элементов. Органи­зованность объемно-пространственной структуры выра­жает учет пропорций, масштабов, ритмичности и дру­гих конструктивно-художественных средств композиции изделий. Пластичность определяет выразительность объ­емной и элементной форм изделия. Совершенство про­изводственного исполнения изделия определяется тща­тельностью покрытия и отделки поверхности, чистотой выполнения сочленений, информационных знаков, упа­ковки и т. п. Эстетическое восприятие всех показателей внешнего вида может относиться не только к товару, но и к упаковке. Причем эстетические свойства упа­кованных товаров во многом определяются внешним офор­млением упаковки, под которой может скрываться товар, обладающий невысокими эстетическими свойствами.

Дизайн товаров обусловлен их художественным кон­струированием и предполагает рациональное сочетание показателей внешнего вида с функциональными и эргоно­мическими. Так, сочетание красивой и удобной при экс­плуатации формы определяет дизайн бытовой техники, одежды, обуви и т. п.

Стиль– исторически сложившаяся общность средств художественной выразительности, проникнутых определен­ным мироощущением. Стиль отражает определенные особенности художест­венной культуры, сформировавшиеся под воздействием социально-экономических условий развития общества в конкретный исторический период. Изменение этих усло­вий постепенно приводит к утверждению нового стиля. Стиль отражает взаимосвязь содержания и внешнего офор­мления товаров. Основное условие образования стиля — единство мироощущения и средств его выражения.

V1: Тема 10. Эстетические свойства товаров

Разли­чают стиль эпохи и фирменные стили.

Стиль эпохи – своеобразный «стержень» многих эстетических показателей на протяжении достаточно про­должительных этапов жизни общества. Примером могут служить стиль романтический, готический, эпохи возрож­дения, барокко, рококо, ампир.

Фирменный стиль – единый четко выраженный стиль, определяющий имидж фирмы и выпускаемых ею товаров. Одно из главных его назначений — укрепление с помощью дизайна, престижа фирмы, усиление «узнавае­мости» своих товаров для удержания определенного сег­мента рынка. Этим объясняется стремление многих круп­ных зарубежных фирм сохранить свой фирменный стиль на протяжении многих десятилетий и даже столетий. Осо­бенно это проявляется в художественном оформлении упа­ковки и маркировки. Например, компания «Пепси-Ко» («Pepsi-Co») многие десятилетия использует отличитель­ную этикетку с преобладанием голубого цвета (символ свежести, чистой воды и прохлады) с характерной надпи­сью красного цвета, указывающей наименование напитка.

Мода– проявление вкусов потребителей, сформиро­ванных или сложившихся в определенной общественной среде, через внешнее оформление товаров. Мода в отличие от стиля представляет собой времен­ную общность формально-художественных средств, выра­жающих определенное мироощущение. Мода распростра­няется, как правило, на наиболее подвижные элементы вещ­ной среды и является следствием естественного стремле­ния людей делать все более красивыми и удобными окру­жающие их предметы, используемые товары. Кроме того, мода на товары отражает изменение вкусов людей с воз­растом. Об этом свидетельствует существование таких на­правлений моды на одежду, обувь, головные уборы, укра­шения, как молодежное, детское, для людей среднего и по­жилого возраста.

Эстетическое восприятие моды субъективно и связано с ее направлением, характерным для конкретного истори­ческого периода.

Если в моде длинные платья или туфли на тонком каблуке, то это положительно воспринимается большинством потребителей как высокий уровень эстети­ческих свойств. Уходит мода, и восприятие этих товаров может быть прямо противоположным.

Мода изменяется в зависимости от социально-экономи­ческих условий, причем эти изменения происходят быстрее и чаще, чем изменения стиля. Наиболее быстро меняется мода на непродовольственные товары, особенно обувь, одеж­ду, головные уборы, украшения. Понятие «мода» почти не­применимо к продовольственным товарам и относится лишь к отделке или упаковке некоторых продуктов (например, подвержена изменениям моды отделка тортов, пирожных, других кондитерских изделий).

Экологические свойства– способность товаров не ока­зывать вредного воздействия на окружающую среду при их эксплуатации или потреблении.

В действующих нормативных документах редко устанавливаются показатели экологичес­ких свойств товаров, хотя многие потребительские товары обладают такими свойствами. Примером экологических свойств автомобилей может служить содержание вредных веществ в выхлопных га­зах; для тканей и одежды – это прочность красителей; для порошкообразных товаров (муки, крахмала, мела, цемента, стиральных порошков) – надежность транспортных средств или упаковки, которые должны предохра­нять от распыла.

Для многих пищевых продуктов экологические свой­ства могут быть выражены через возможность утилиза­ции отходов, упаковки или товаров, опасных для пище­вых целей. Показателями экологических свойств бытовой техники являются характеристики электромагнитных полей, которые нарушают стабильность окружающей среды, громкость звучания (для аудиотехники), так как превышение установленных норм вызывает шумовое за­грязнение.

 


Эстетические свойства характеризуют способность изделия через чувственно воспринимаемые образы удовлетворять потребности человека и общества в эстетическом образце. Каждому периоду развития общества соответствует свой эстетический идеал.

Эстетические свойства характеризуются свойствами II уровня: информационной выразительностью, целостностью композиции, рациональностью формы, совершенством производственного исполнения и стабильностью товарного вида.

Информационная выразительность — способность изделия отражать сложившиеся в обществе культурные нормы и эстетические представления. Информационная выразительность складывается из таких более простых свойств, как знаковость, оригинальность, соответствие моде и стилю.

Под знаковостью понимают отражение в форме изделий различных эстетических идей и представлений, например изделия для детей.

Оригинальность изделия характеризуется наличием в форме его совокупных признаков, которые обусловливают отличия (непохожесть) от изделий аналогичного назначения, материалов, техники исполнения. Оригинальные творчески своеобразные изделия имеют функционально совершенную, удобную в эксплуатации форму, в которой отражена индивидуальность разработки.

Соответствие моде и стилю является важным критерием соответствия изделия эстетическим требованиям.

Мода — непродолжительное господство в определенной общественной среде вкусов, предпочтений, правил поведения и взглядов, которые проявляются во внешних формах быта.

Понятие моды появилось в XVII в., когда французская придворная мода стала образцом для европейских стран. Но отделение моды от стиля совершается с кризисом стилевого единства и первыми проявлениями «массовой культуры» в середине XIX в.

Основная сфера, в которой проявляется мода, — одежда, оформление интерьеров, предметы потребления и престижа, нормы поведения и пристрастий.

Мода является формой эстетической организации материальной стороны жизни. Она имеет преимущественно внешний и даже поверхностный характер, базируется на определенных атрибутах, знаках, понятных всем. В широком и общепринятом значении мода — это «то, что красиво сегодня».

Мода во многом определяет коммерческую конъюнктуру. Сложившаяся в XX в. индустрия моды сочетает в себе коммерческие, эстетические и социальные цели. Индустрия моды направлена на сокращение сроков господства определенной модной тенденции до нескольких лет.

Стиль — единство художественно-образной системы, средств художественной выразительности. Он выражает суть, уникальность изделия в единстве всех его компонентов: содержания и формы, изображения и выражения и т.п. У стиля есть вполне конкретные признаки, «носители» — элементы композиции. Композиция — составление, объединение всех элементов формы в единое целое. К основным элементам композиции относятся линия, цвет, фактура, плоскость, объем, форма, пространство (объемная композиция, глубинно-пространственная композиция) и материал. Объединение осуществляется средствами художественной выразительности: контраст и нюанс, принцип подобия, отношения и пропорции, динамика и статика, симметрия и асимметрия и т.п.

Показатели эстетических свойств товаров

При этом используются единые методические и технические приемы обработки материалов: формовычитание или формосложение; тектоничность или атектоничность; пространственность или плоскостность.

Стиль представляет собой синтез, целостность всех компонентов художественного решения изделия. Излишняя аналитичность приводит к меньшей стильности.

Художественный стиль всегда историчен. Он охватывает различные этапы развития общества, т.е. все стили связаны историей. Их содержание определяется внутренней логикой развития определенных способов видения, понимания свойств пространства и времени, в которых живет и действует конкретный человек в данных исторических, географических и социальных условиях.

Стиль наиболее четко и последовательно проявляется в архитектуре, в то время как живопись, скульптура и предметы декоративно-прикладного искусства подчиняются архитектонике здания, например, романский стиль, готика, барокко, конструктивизм и др.

В реальной жизни человека окружает множество вещей, которые он иногда называет стильными.

В современном дизайне возникло понятие «фирменный» стиль. Однако это не художественный стиль, а всего лишь персонификация моды, разновидность «стиля жизни», определяемого факторами коммерческой выгоды, внешней эффектности, психологией новизны.

Не следует смешивать понятия стиля и дизайна. Если стиль, как отмечалось выше, — единство средств художественной выразительности, то дизайн — процесс и метод художественного проектирования предметной среды, мебели, одежды, обуви, оборудования и др.

Цель дизайна — создание эстетической конструкции, а не художественного образа. В результате такого эстетического проектирования изделие должно обладать красивым внешним видом, целесообразной конструкцией, экономичностью, акцентированной функциональностью, удобством пользования, четкой социальной ориентацией. Суть дизайна заключается в приведении к гармонии функции, конструкции и формы изделия.

Дизайн как процесс и метод функционального формообразования включает в себя также деятельность по созданию новых предметов и форм, организации предметной среды и трудовых процессов, проектированию мебели, оборудования, приспособлений и инструментов.

Благодаря удачному дизайну в области приборостроения, радиотоваров, электронной промышленности в число мировых лидеров вошли фирмы «Оливетти», «Филипс», «Сони», определившие дальнейшее направление художественного проектирования.

Слово «дизайн» используют в более широком значении, как синоним творческой деятельности художника-проектировщика, художника-модельера, декоратора и др.

Целостность композиции характеризует органичную взаимосвязь элементов и формы, единства частей и целого. Она проявляется в объемно-пространственной структуре, тектоничности, пластичности, упорядоченности графических и изобразительных элементов, колорите и декоративности.

Объемно-пространственная структура характеризуется взаимным расположением и размерами (объемами) отдельных элементов.

Тектоничность выражается во взаимосвязи формы и конструкции изделия со свойствами материала. Тектоничными называются изделия, в которых подчеркнуты, акцентированы членения формы, ее конструктивное начало. Тектоничные изделия статичны. Например, стиль классицизм является тектоничным, поскольку предполагает логичность конструкции, ясность пропорциональных членений формы, симметрию, статику, замкнутость композиции. Стиль рококо полностью атектоничен, он отличается своей динамичностью и иррациональностью.

Пластичность формы изделия выражается в мягкости, текучести, зрительной связности, плавности переходов от одной части формы к другой. Пластичность характерна для атектоничных, живописных, динамичных изделий. Пластичность как формальное качество стиля свойственна готике, маньеризму, Ар Нуво, рококо.

Эстетическое восприятие изделий обусловлено своеобразием их внешнего оформления, которое во многом определяется колоритом и декоративностью материала.

Колорит характеризуется определенной системой цветовых тонов, их сочетаний, взаимоотношений. Колорит является важнейшим средством эмоциональной выразительности изделия, средством воздействия на потребителя. Колорит может быть теплым (в основном красные, желтые и оранжевые тона) и холодным (в основном синие, зеленые и фиолетовые тона), спокойным и напряженным, ярким и блеклым.

Одним из элементов колорита является цвет — основное средство художественного оформления. Цвет способен активно и сильно воздействовать на сознание и эмоции человека, создавать настроение. С цветом у человека связаны сложные ассоциации. Например, черный цвет у европейцев ассоциируется с трауром. Таким образом, цвет может быть характеристикой эстетических и эргономических (психологических) свойств.

Декоративность материала определяется его фактурой, текстурой, наличием или отсутствием блеска, прозрачностью и др.

Фактура обусловливается характером обработки поверхности материала. Например, фактура тканей определяется видом пряжи, ее волокнистым составом, круткой и т. п. Поверхность материала можно облагораживать различными методами, например тиснением, которое получается в результате выдавливания на поверхности рельефных изображений и узоров. Тиснением обрабатывают поверхность кожи, листового металла, бархата, картона и др.

Текстура — строение, в данном случае, поверхности материала, обусловленное ориентировкой и пространственным расположением его составных частей. Например, текстура древесины зависит от направления разреза и породы дерева. Она определяется наличием крупных сосудов, сердцевинных лучей, расположением волокон.

Лесоматериалы с красивой текстурой используются для изготовления мебели, художественных изделий, отделки помещений и др.

Рациональность формы характеризует особенность выразительности формы и конструкции изделия и соответствие их функциональному назначению.

Это свойство определяет эстетическую целесообразность изделия. Рациональны такие форма и конструкция изделия, посредством которых максимально проявляется его назначение. Форма, не отражающая практическое назначение изделия и усложняющая его использование, нерациональна, антихудожественна.

Совершенство производственного исполнения и стабильность товарного вида характеризуют чистоту исполнения контуров, сопряжений деталей, узлов и агрегатов. Этим определяют качество покрытий и отделки поверхностей, качество и четкость исполнения фирменных знаков и указателей, сопроводительной документации и информационных материалов, а также защиту элементов формы и поверхности от повреждений. Например, поверхность изделия должна быть защищена таким образом, чтобы предотвратить стирание и изменение поверхности.


⇐ Предыдущая33343536373839404142Следующая ⇒


Дата публикования: 2015-01-23; Прочитано: 187 | Нарушение авторского права страницы



studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2018 год.(0.002 с)…

<< Содержание< Предыдущая Следующая

Терминологический словарь ключевых понятий темы

Антропометрия (от греч antropos — человек, metron — мера) — один из основных методов исследования в антропологии, заключается в измерениях различных частей тела человека

Выраженность формы — соответствие внешнего вида назначению и конструкции изделия, способность формы создавать особый эмоциональный настрой у человека, соответствует типовой ситуации использования данного изделия

Гармония (от греч harmonia — связь, стройность целого, согласованность частей) — соразмерность элементов, скоординированность формы частей изделия, согласованность их пластических, цветных и композиционных х характеристик, общая композиционная организация, обеспечивающих достижение целостности изделия как объекта эстетического восприятия и оцениванияя.

Гармония цветов — сполучування цветов с учетом всех их основных характеристик: цветного тона, насыщенности, формы и размеров цветных плоскостей, их взаиморасположение в пространстве

Декоративность (от лат decor — украшаю) свойство изделия, связанная с особенностями конфигурации его формы, силуэта, а также цвета, фактуры и текстуры материалов, что способствует повышению эстетического уровня предметно-пространственной среды Сельское выше, в котором он нахо.

Дизайн комплексная научно-практическая деятельность по формированию гармоничного, эстетически полноценной среды жизнедеятельности человека и разработки объектов материальной культуры; самостоятельный вид художественной д деятельности, в результате которой проектируется объект производства с определенными эстетическими свойствам.

Дизайн-маркетинг дизайнерское разработки изделий, когда их дизайну характеристики рассматривают как основной фактор продвижения на рынке

Дизайн-маркетинговое оценивания вид оценивания продукции, когда ее дизайну и рыночные характеристики рассматривают как комплекс взаимосвязанных показателей

Дизайн-маркетинговые характеристики свойства объекта дизайна, отражающие в совокупности и взаимозависимости уровень его потребительских качеств и возможности продвижения на рынке

Дизайн-программа — директивный адресный документ (с указанием ресурсов, исполнителей и сроков) по системному проектированию комплексов сложного оборудования и общей эстетической организации производственного сре ищ.

Дизайн рекламы дизайнерское проектирование, направленное на созидание рекламной продукции, формирование рекламных стратегий

эргатических система — система «человек — техника — среда», в которой человек является ведущим функциональным компонентом

Эргономика — наука, изучающая деятельность человека или группы людей в условиях современного производства, быта, досуга с целью оптимизации орудий труда, бытовых товаров, условий труда и т.д.

Эстетическая ценность — соответствие отдельного предмета или всего предметной среды эстетическим представлениям людей

Эстетичность изделия показатель качества товара, отражающую его художественную выразительность, рациональность формы, целостность композиции, совершенство производственного исполнения

Внешний вид — визуально воспринимаемая форма изделия Внешний вид является единственным источником эстетической оценки изделия в процессе его восприятия

Комбинаторика метод формообразования, основанный на использовании вариантной изменения пространственных структур для достижения требуемых эксплуатационных характеристик, гармоничной целостности формы изделия, подле ягае разработке.

Композиция (от лат compositio — заключаю, составляю) — материально-пространственное решение изделия, процесс гармонизации его формы, когда определяются и доводятся до единства все характеристики формы: размеры, пропор рции, ритмическая структура, фактура, цвет и ин.

Компоновка (от лат соmроnо — составляю) — процесс поиска лучшего размещения различных элементов изделия относительно друга

Образ (в дизайне) — представление, что возникает в сознании человека в процессе формирования замысла дизайнерского решения, через которое возникает осознание художественной ценности объекта дизайна

Объект дизайна — предметно-пространственную среду и его элементы, подлежащие влияния дизайна

Оценка дизайна маркетинговое вид оценивания продукции, когда ее дизайну и рыночные характеристики определяют как комплекс взаимосвязанных показателей

Пластика — характеристика эстетичности, определяющим красоту взаимных переходов, объемов и очертаний, плавность и гибкость элементов формы, упорядоченность графических и изобразительных элементов, колорит, декора ативнисть, взаимосвязь цветовых сочетаний и использования декоративных свойств материале.

Предмет дизайна — дизайну характеристики объекта дизайна

Рациональность организации формы характеристика эстетичности, которая определяет меру отображения форме и конструктивным решением продукции ее главного назначения, функциональных показателей, принципа действия и особенностей изготовлен нн.

Среда жизнедеятельности человека совокупность предметов, процессов, природных и техногенных факторов, определяющих условия жизнедеятельности человека

Система «человек — техника — среда» система, содержащая компоненты, которые взаимодействуют: человека, технические средства деятельности и среду, в которой реализуется деятельность человека

Стайлинг дизайнерское разработки внешнего вида изделия, которое не связано с изменением его функций и не затрагивает его технических или эксплуатационных характеристик

тектоничнисть — характеристика конструкции и материалов, представляющих материальную структуру изделия

Техническая эстетика — область научных знаний, изучающая социально-культурные, технические и эстетические проблемы формирования гармоничного предметного среды для обеспечения лучших условий труда, быта и отдыха л люди.

Форма (от лат forma — форма, вид, способ) — пространственное построение изделия как системы материальных отношений точек, линий, граней, углов, поверхностей, фигур, объемов, имеющие определенный размер

Художественное конструирование — творческая проектная деятельность, направленная на приведение к другу системы функциональных и композиционных связей предметных комплексов и отдельных изделий, их эстетических и эксплуатационных характеры истик с целью совершенствования окружающего предметного сред.

Художественно-информационная выразительность уровень обнаружения во внешней форме потребительской сущности и назначения изделия, соответствие товара стилю и моде

Художественная выразительность — совокупность свойств, позволяющих отличить товар от многих подобных по внешней форме

Целостность композиции — показатель качества, определяющий степень гармоничности сочетания совокупности таких свойств изделия как объемно-пространственная структура, ее масштабная и пропорциональная организованность, тектоничнисть, пластичная ность.

Контрольные вопросы

1 Техническая эстетика и объекты ее изучения

2 Сущность эргономики и ее объекты

3 Дизайн товара и его роль в повышении конкурентоспособности товара

4 Эстетические требования к новой продукции

5 Правило «золотого сечения»

6 Основные требования к рациональному эргономичного конструирования продукции

<< Содержание< Предыдущая Следующая

Добавить комментарий