Административное право как наука

АП как наука — это составная часть юридической науки, определяемая как система государственно-управленческих, адм-х взглядов, идей, представлений о законах, регламентирующих отношения в сфере гос-го управления (ИВ), о его социальной обусловленности и эффективности, закономерностях, реформировании и тенденциях развития адм-го законодательства, принципах АП, истории и перспективах развития, зарубежном АП.

Российская административно-правовая наука состоит из двух основных частей: общей и особенной. Данное разделение основывается на системе ныне действующего АП. Позитивно (или догматически) административно-правовая наука может быть представлена на основе конституций, обычного права, формальных законов, правовых положений, а также деятельности управленческих органов и судебной практики, в рамках которой интерпретируется позитивно действующее АП.

В западноевропейских странах административно-правовая наука в современном понимании подразделяется на общую (правовые источники, сущность, значение и положение управления внутри гос-й деятельности, субъекты АП, административно-правовые основы и обязанности, организация управления, управленческие действия, административно-правовая защита) и особенную (публичная служба, полицейское, коммунальное, строительное, дорожно-транспортное, социальное, финансовое и налоговое право и др.) части.

Предметом административно-правовой науки является исследование правоотношений в сфере гос-го управления, применения норм АП, действия административно-правовых законодательных актов, правотворчество самих органов гос-го управления.

Задачами административно-правовой науки является выявление проблем АП, сложностей в применении его норм, толкование административно-правовых норм, разработка новых понятий и принципов, направленных на совершенствование гос-й управленческой деятельности.

Теоретической основой науки АП служат другие науки (философия, наука социального и гос-го управления, общая ТГП, политология и социология), научные труды отечественных и зарубежных ученых. Важное значение для науки АП имеет анализ законодательства (федерального и субъектов РФ) и административного правотворчества ОИВ (например, постановления о системе ОИВ и их структуре).

Развитие этой науки немыслимо без постоянного изучения практической деятельности гос-х и мун-х органов (адм-й практики), без проведения соц-х исследований в сфере организации и функционирования ИВ, гос-го управления и гос-х служащих.

Система науки АП обусловлена системой АП, его структурой, совокупностью правовых институтов, подотраслей АП, норм и логической взаимосвязью между ними. Вместе с тем система отрасли АП характеризуется меньшим объемом по сравнению с наукой АП, так как последняя исследует не только правовую сторону управления, но и многие другие проблемы и отношения.


⇐ Предыдущая234567891011Следующая ⇒


Дата публикования: 2015-02-03; Прочитано: 259 | Нарушение авторского права страницы



studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2018 год.(0.001 с)…

  • 3.1. Система наук и место в ней административного права
  • 3.2. Административное право: понятие и предмет
  • 3.3.

    Административное право

    Метод науки «административное право»: понятие и виды

  • 3.4. Функции науки «административное право»
  • Тема 3. АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО КАК НАУКА

    3.1. Система наук и место в ней административного права

    Науки разделяют на общественные (гуманитарные): философия, история, социология, культурология, политология, экономическая теория, юриспруденция и др.; естественные: астрономия, физика, химия, биология, математика и др.; технические: механика, гидравлика, технология металлов и др.

    Юридические науки, в свою очередь, делятся:

    • на историко-теоретические: история права и государства, история политических и правовых учений, теория права и государства;

    отраслевые: конституционное право, административное право, уголовное право, гражданское право, трудовое право, семейное право, земельное право и др.;

    прикладные: криминалистика, криминология, судебная бухгалтерия, судебная медицина, юридическая психология и др.;

    международные: международное публичное право, международное частное право;

    изучающие зарубежное государство и право: римское право, конституционное право зарубежных стран, история государства и права зарубежных стран.

    3.2. Административное право: понятие и предмет

    Наука «административное право» (административно-правовая доктрина) – составная часть российской правовой науки, система научных взглядов и представлений, знаний и теоретических положений об отрасли административного права и о предмете его регулирования.

    Предмет науки «административное право» – наиболее общие закономерности развития и функционирования государственного управления, состояние и перспективы развития административно-правового законодательства.

    Элементы предмета науки «административное право»:

    1) административное право как отрасль права (административно-правовое законодательство);

    2) закономерности возникновения, развития и функционирования государственного управления;

    3) система административно-правовых категорий и понятий (категориальный аппарат);

    4) история развития административного права;

    5) правоприменительная практика субъектов административного права;

    6) зарубежное административное право (сравнительное правоведение);

    7) прогнозы и рекомендации по совершенствованию и развитию административного права.

    3.3. Метод науки «административное право»: понятие и виды

    Метод науки «административное право» совокупность средств, приемов и способов, посредством которых изучаются административно-правовое законодательство и предмет его регулирования.

    Методы науки «административное право» делятся на общенаучные (используемые во всех науках) и частнонаучные (используемые в конкретной науке).

    Общенаучные методы:

    • диалектика – метод познания явлений действительности в их взаимосвязи и развитии;

    • анализ – расчленение (идеальное или реальное) объекта на составляющие его элементы;

    • синтез – метод, обратный анализу, соединение элементов в единое целое;

    • аналогия – правдоподобное вероятное заключение о сходстве двух предметов в каком-либо признаке на основании установленного их сходства в других признаках;

    • дедукция – метод познания, который ведет от общего к частному; от общего положения к особенному;

    • индукция – метод познания от отдельного, особенного к всеобщему, закономерному и др.

    Частнонаучные методы:

    • системный – рассмотрение объекта как системы, выявление его связей как внутри, так и во вне системы;

    • сравнительного правоведения – изучение системы административного права путем его соотношения с аналогичными системами зарубежных стран; соотношение административно-правовых институтов с правовыми институтами других отраслей российской системы права;

    • формально-юридический – метод исследования, при котором административное право изучается в «чистом» виде, в изоляции от других социально-правовых явлений (экономики, политики, экологии и т.

    д.);

    • юридического эксперимента – апробация административно-правовых новелл в сфере государственного управления в ограниченном масштабе с целью определения их эффективности и дальнейшего использования в более широких масштабах;

    • правовое прогнозирование – изучение перспектив развития конкретных государственно-управленческих явлений в будущем.

    Методика – совокупность приемов, средств, способов исследования определенного объекта государственного управления. Достижение поставленных познавательных целей во многом предопределяется методикой. Ошибка в выборе средств ведет к искажению полученных при этом результатов.

    3.4. Функции науки «административное право»

    Наука «административное право» выполняет следующие функции:

    1) познавательную (эвристическую) – состоит в познании и констатации административно-правовых явлений;

    2) интерпретационную (объяснительную) – состоит в разъяснении сущности административно-правовых явлений;

    3) методологическую – состоит в поиске конкретного инструментария, при помощи которого исследуется административно-правовая действительность;

    4) организационно-управленческую – заключается в выработке механизма преобразования административно-правовых институтов и норм, укреплении законности;

    5) идеологическую – состоит в разработке обобщенных взглядов на административное право, государственное управление, исполнительную власть и в конечном итоге на повышение правового сознания граждан и общества;

    6) прогностическую – состоит в предвидении того, в каком направлении и насколько изменятся управленческие отношения.

    Оглавление

    8. Наука административного права (понятие, предмет, метод, система)

    Административное право как огромная совокупность действующих административно-правовых норм является объектом изучения науки административного права, а также осмысленного систематического изложения в вузовском курсе учебной дисциплины «Административное право».

    Содержанием науки административного права служит комплекс научных положений, представлений, понятий и постулатов о нынешнем состоянии и динамическом развитии всей системы составляющих эту отрасль норм административного права.

    Все они рассматриваются в учебной дисциплине административного права, которая, как и сама отрасль административного права, делится на Общую и Особенную части, а в рамках той и другой излагается содержание входящих в них административно-правовых институтов.

    Наука административного права изучает не только действующие нормы этой отрасли, но и общественные отношения, которые они призваны регулировать, а также их историю и перспективы развития.

    Наука управления как комплексная межотраслевая наука, включающая в себя систему знаний об управлении как целостном, комплексном социальном явлении и синтезирующая все аспекты, функции и стадии процессов управления, формирующаяся в тесной взаимосвязи с кибернетикой (анализом систем, теорией информации и исследованием операций), имеет предметом своего изучения системы социального типа, происходящие в них государственно-политические, экономические, производственно-технологические и социально-психологические процессы и явления.

    Специфика управления социальными процессами требует исследований по экономике, социологии, психологии и правовым вопросам, обобщенные теоретические и эмпирические данные которых служат основой для формирования единой науки управления.

    Предметом науки управления выступает исследование вопроса о том, что делать, управляя соответствующим объектом (процессом, предприятием, отраслью, комплексом взаимосвязанных отраслей и т.д.), т.е. какие осуществлять управленческие функции, как, в каких формах и какими методами?

    Задача науки управления — открыть и исследовать объективно существующий для успешного и эффективного управления конкретным объектом комплекс управленческих функций, а также показать, как организовать их осуществление в системно-структурном и правовом плане.

    Наука административного права — часть правовой науки, точнее, одной из правовых наук; характерной и специфической ее особенностью является связь с науками неправовыми, изучающими вопросы организации и управления любыми процессами: экономическими, технико-технологическими, социально-психологическими и т.д.

    Административно-правовая организация осуществляется в форме административно-правового регулирования социальных связей и отношений участников или в форме административно-правового регламентирования экономических, производственно-технологических и других решений и действий субъектов управленческих отношений.

    Объектом административно-правового регулирования являются социальные связи и отношения участников управленческого процесса.

    Объектом же правового регламентирования являются нормы, нормативы и регламенты, обусловливающие и определяющие действия людей в сфере их экономической, производственно-технологической, психофизиологической, организационной и другой деятельности.

    Правовая организация занимает особое место в системе организации всех сфер и сторон жизнедеятельности гражданского общества.

    Во-первых, она имеет самостоятельное чисто правовое значение и содержание (правила внутреннего трудового распорядка, правовая ответственность, многочисленные давностные сроки, строго определенные процессуальные формы деятельности правоохранительных органов и т.д.).

    Во-вторых, она опосредует в той или иной степени другие стороны организации управления (технической, экономической, социальной).

    Следовательно, наука административного права является частью единой комплексной науки управления, оставаясь при этом одной из правовых наук.

     

    АП как наука выступает как совокупность правовых норм, которыми регламентируются управленческие общественные отношения. АП как учебная дисциплина следует воспринимать как наука об АП, которая занимается исследованием норм АП, их систематизацией, определœением места и роли в общественном развитии и правовом механизме.

    Наука АП — ϶ᴛᴏ поиск наилучших вариантов формулирования норм административного права, их применения, классификация и систематизация этих норм.

    Наука АП – составная часть белорусской юр.

    науки, ее отдельной отраслью.

    Предмет науки АП – совокупность действующих юр.

    норм. Она рассматривает АП в динамике, каким оно было в прошлом и каким оно должно быть в будущем.

    Административное право как отрасль права и наука

    Предмет науки АП состоит из нескольких частей:

    1) АП нормы;

    2) АП отношения;

    3) АП категории;

    4) практика применения норм АП.

    Наука АП тесно связана с другими юр.

    науками (с ОТП, теорией КП). АП исследования способствуют развитию наук финансового, экологического, муниципального права.

    АП как учебная дисциплина выступает в учебниках, учебных пособиях, в лекциях, учебных комплексах, программах. Учебная дисциплина базируется на науке АП, ее содержание зависит от достижений науки, от того, насколько полно исследованы учеными АП нормы и отношения. В науке бывают пробелы или недостаточная исследованность определœенных вопросов, АП явлений. Но в учебном курсе они должны быть изложении и освещены, охвачены всœе вопросы, предусмотренные программами, чтобы учащийся мог получить весь комплекс знаний.

    В учебниках освещаются не всœе вопросы, получившие научное исследование. В нем должны найти отражение в первую очередь вопросы, которые представляют наибольшую значимость для студентов, учащихся.


    Читайте также

  • — Административное право как наука и учебная дисциплина

      В системе права и юридических наук административное право занимает особое положение в силу специфики государственного управления. Становление административного права как науки началось в странах западной Европы. Процесс ее развития начался около трехсот лет назад… [читать подробнее].

  • Добавить комментарий