Шпаргалка — Административное судопроизводство в России в начале XXI века — Право, юриспруденция

.

77. Сущность и виды административного процесса

Административный процесс – урегулированная нормами КоАП РФ деятельность суда, комиссий по делам о несовершеннолетних, уполномоченных органов и учреждений органов исполнительной власти субъектов РФ; административных комиссий и должностных лиц, по рассмотрению и разрешению дел об административных правонарушениях и жалоб, исполнению постановлений, их обжалованию (опротестованию). Для каждого из участников процесса по гражданскому делу нормами гражданского процессуального права установлены права и обязанности . Суд наделен властными полномочиями по отношению к другим участникам процесса. В то же время он обязан строго соблюдать процессуальные права лиц, участвующих в деле, и других участников процесса. Граждане, организации и должностные лица имеют право участвовать в процессе, заявлять ходатайства, доказывать основания своих требований, обжаловать вынесенное судом решение, принимать участие в исполнении решения. Также они несут и процессуальные обязанности добросовестно пользоваться своими процессуальными правами, оплачивать расходы, являться по вызовам суда, представлять доказательства.

Задачи гражданского судопроизводства – те цели, которых должно добиваться и к которым должно стремиться современное правосудие как в рамках рассмотрения и разрешения конкретного гражданского дела (правильно и своевременно), так и в целях обеспечения общих требований гражданского судопроизводства.

Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

Видами административного процесса являются:

1) рассмотрение дел об административных правонарушениях;

2) дисциплинарное производство;

3) рассмотрение жалоб.

Административный процесс включает:

1) принцип законности;

2) принцип осуществления правосудия только судом;

3) принцип независимости судей;

4) принцип презумпции невиновности (лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина);

5) принцип равенства всех перед судом;

6) принцип гласности судебного заседания;

7) принцип доступности языка общения суда с участниками процесса;

8) принцип устности судебного разбирательства;

9) принцип непрерывности судебного заседания;

10) принцип осуществления правосудия на основе состязательности и равноправия сторон.

78. Органы (должностные лица), уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях

Дела об административных правонарушениях, предусмотренных КоАП, рассматриваются:

1) судьями (мировыми судьями);

2) комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав;

3) федеральными органами исполнительной власти, а также иными государственными органами, уполномоченными на то в соответствии с задачами и функциями, возложенными на них федеральными законами либо нормативными правовыми актами Президента РФ или Правительства РФ.

Дела об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов РФ, рассматриваются в пределах полномочий, установленных этими законами:

1) мировыми судьями;

2) комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав;

3) уполномоченными органами и учреждениями органов исполнительной власти субъектов РФ;

4) административными комиссиями, иными коллегиальными органами, создаваемыми в соответствии с законами субъектов РФ.

Под должностным лицом в настоящем Кодексе следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах РФ, других войсках РФ. Совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники иных организаций, а также лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как должностные лица, если законом не установлено иное.

Дела об административных правонарушениях, предусмотренных КоАП, рассматривают в пределах своих полномочий должностные лица:

1) руководители соответствующих федеральных органов исполнительной власти, их учреждений, их заместители;

2) руководители структурных подразделений и территориальных органов соответствующих федеральных органов исполнительной власти, их заместители;

3) иные должностные лица, осуществляющие в соответствии с федеральными законами либо нормативными правовыми актами Президента РФ или Правительства РФ надзорные или контрольные функции.

Дела об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов РФ, рассматривают уполномоченные должностные лица органов исполнительной власти субъектов РФ.

79. Участники административного производства

Кодекс подробно регламентирует процессуальный статус участников производства.

Лицо , в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы и т. д.

Потерпевшим является физическое лицо или юридическое лицо, которым административным правонарушением причинен физический, имущественный или моральный вред.

Защиту прав и законных интересов физического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, или потерпевшего, являющихся несовершеннолетними либо по своему физическому или психическому состоянию лишенных возможности самостоятельно реализовать свои права, осуществляют их законные представители .

Законными представителями физического лица являются его родители, усыновители, опекуны или попечители.

Защиту прав и законных интересов юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, или юридического лица, являющегося потерпевшим, осуществляют его законные представители.

Свидетелем по делу об административном правонарушении может быть вызвано лицо, которому могут быть известны обстоятельства дела, подлежащие установлению.

В случаях, предусмотренных КоАП, должностным лицом, в производстве которого находится дело об административном правонарушении, в качестве понятого может быть привлечено любое не заинтересованное в исходе дела совершеннолетнее лицо.

Число понятых должно быть не менее двух.

Административное судопроизводство

Понятой удостоверяет в протоколе своей подписью факт совершения в его присутствии процессуальных действий, их содержание и результаты.

В качестве специалиста для участия в производстве по делу об административном правонарушении может быть привлечено любое не заинтересованное в исходе дела совершеннолетнее лицо, обладающее познаниями, необходимыми для оказания содействия в обнаружении, закреплении и изъятии доказательств, а также в применении технических средств.

В качестве эксперта может быть привлечено любое не заинтересованное в исходе дела совершеннолетнее лицо, обладающее специальными познаниями в науке, технике, искусстве или ремесле, достаточными для проведения экспертизы и дачи экспертного заключения.

Переводчиком является совершеннолетнее лицо, владеющее языками или навыками сурдоперевода, необходимыми для перевода или сурдоперевода при производстве по делу об административном правонарушении.

В предусмотренных Кодексом случаях в деле может или должен принимать участие прокурор.

80. Доказательства в административном производстве

Доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Виды доказательств.

1. Объяснения лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показания потерпевшего и свидетелей.

2. Экспертиза. Эксперт дает заключение в письменной форме от своего имени. Заключение эксперта не является обязательным для судьи, органа, должностного лица, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, однако несогласие с заключением эксперта должно быть мотивировано.

3. Взятие проб и образцов. Должностное лицо, осуществляющее производство по делу об административном правонарушении, вправе брать образцы почерка, пробы и образцы товаров и иных предметов, необходимые для проведения экспертизы.

← CtrlПредыдущая123 … 232425262728СледующаяCtrl →

Понятие, основные черты и виды административного процесса

Административный процесс есть система последовательно совершаемых административным органом административно-правовых действий, направленных в конечном итоге на достижение определенного результата — на разрешение индивидуального административного дела, т.е. дела, связанного с решением конкретного вопроса в отношении индивидуально определенного физического лица или организации, возникшего в административно-публичной сфере и подведомственного данному органу.

Рассмотрим основные черты административного процесса.

1. Административный процесс направлен прежде всего на обеспечение реального действия регулятивных норм различных отраслей права, определяющих права и обязанности физических лиц и организаций в соответствующих, возникающих в жизни материальных правоотношениях. Основной задачей административного процесса является приведение в действие государственно-правового механизма, позволяющего гражданам и организациям реализовать возникшие у них в правоотношениях соответствующие субъективные юридические права и обязанности. В частности, в ходе административного процесса компетентными административными органами обеспечивается реализация таких важнейших прав граждан, как право на осуществление предпринимательской деятельности, на образование, на социальную защиту, на жилище, авторское право, а также исполнение таких основных обязанностей, как уплата налогов и несение военной службы.

В то же время в рамках административного процесса осуществляется применение компетентными органами и должностными лицамиисполнительной власти охранительных норм в целях обеспечения законности и правопорядка в государстве. Примерами правоохранительной деятельности, осуществляемой в административно-процедурной форме, являются, в частности, административный надзор, применение мер административного принуждения, рассмотрение дел об административных правонарушениях.

В ходе административного процесса происходит применение не только административно-правовых норм, но и норм других отраслей права, в частности, финансового, земельного, экологического, гражданского, трудового, семейного, которые могут быть реализованы только в результате властно-организующей деятельности соответствующих органов исполнительной власти или органов местного самоуправления. Например, в процессе государственной регистрацииюридических лиц и лицензирования их деятельности обеспечивается применение соответствующих норм гражданского права, в процессе государственной регистрации брака — норм семейного права, в процессе налогового контроля — норм финансового права и т.п. В связи с этим представляется неверным существующее в науке административного права понимание административного процесса как деятельности органов исполнительной власти по применению только административно-правовых норм.

Таким образом, в отличие от судопроизводства административный процесс обеспечивает реализацию регулятивных норм права непосредственно. В рамках судебного процесса независимо от вида судопроизводства (конституционного, административного, уголовного, гражданского или арбитражного) происходит в первую очередь применение охранительных правовых норм и только потом на их основе — регулятивных норм права в целях защиты и восстановления нарушенных прав граждан и юридических лиц.

Административное судопроизводство является в соответствии с ч. 2 ст. 118 Конституции РФ одним из видов судебного процесса и поэтому никак не может рассматриваться в качестве административного процесса. Административное судопроизводство или административная юстиция — это деятельность суда по рассмотрению конкретных юридических дел, возникающих только из административно-правовых отношений и связанных с нарушением прав физических лиц и организаций в этих правоотношениях.

Административный процесс в отличие от административного судопроизводства — это деятельность несудебных, т.е. административных, органов по разрешению конкретных юридических дел, возникающих не только из административных, но и из других видов правоотношений и связанных во многих случаях не с нарушениями прав физических лиц и организаций, а с необходимостью реализации этих прав и исполнением возложенных на них обязанностей.

2. Реализация регулятивных и охранительных материальных норм административного и других отраслей права в рамках административного процесса осуществляется в ходе разрешения административными органами индивидуальных юридических дел. Иными словами, административным процессом является не любая внешневластная деятельность административных органов, а только такая, которая осуществляется в отношении конкретных физических лиц и организаций и направлена на разрешение возникающих в административно-публичной сфере с участием этих субъектов юридических дел.

Индивидуальные юридические дела, разрешаемые в ходе административного процесса, называют административными. С нашей точки зрения, под административным делом следует понимать возникающий в административно-публичной сфере на основе материальных норм административного или других отраслей права индивидуальный юридический вопрос, т.е. вопрос, касающийся индивидуально определенных физического лица (лиц) или организации (организаций), и подлежащий в соответствии с действующим законодательством разрешению компетентным административным органом. Разрешение административного дела включает в себя его возбуждение, рассмотрение и принятие по нему решения компетентным административным органом.

В связи с тем, что в рамках административного процесса могут разрешаться лишь индивидуальные административные дела, нельзя рассматривать в качестве такого процесса внешневластную деятельность правоохранительных органов, в частности, органов внутренних дел, по осуществлению сплошного надзора за неопределенным конкретно кругом лиц с целью выявления возможных правонарушений с их стороны. К таким видам административной деятельности относятся, например, охрана порядка в общественных местах, надзор за безопасностью дорожного движения, досмотр граждан в аэропортах и т.п.

3. Применение регулятивных и охранительных материальных норм в ходе административного процесса осуществляется только компетентными административными органами. Например, процесс назначения пенсий и пособий гражданам осуществляется органами социальной защиты населения, процесс призыва граждан на военную службу — военными комиссариатами, рассмотрение дел об административных правонарушениях — органами внутренних дел, государственными инспекциями, административными комиссиями и т.д.

Административные органы — это властвующие субъекты административного процесса, которые организуют разрешение административных дел посредством совершения властных юридически значимых действий и принятия властных правоприменительных решений в пределах предоставленной им административно-правовыми нормами компетенции. Все остальные участники административного процесса, в частности, физические лица и организации, являются зависимыми от административных органов, однако отнюдь не бесправными субъектами. Нормы ад-министративного права наделяют физических лиц и организации комплексом прав и обязанностей, реализуемых в ходе административного процесса.

Суды не являются субъектами, разрешающими в рамках административного процесса административные дела. Они разрешают дела, возникающие из административных правоотношений в рамках административного судопроизводства, т.е. в рамках специального вида судебного процесса.

4. Административный процесс может возбуждаться по инициативе как физических лиц и организаций, заинтересованных в разрешении определенных юридических дел (на основании их заявлений и жалоб), так и самих административных органов в односторонне-властном порядке. Так, например, пенсионное производство возбуждается по заявлению гражданина о назначении ему пенсии, а такие производства, как производство по делам об административных правонарушениях, контрольно-надзорное производство, возбуждаются на основании решений соответствующих компетентных административных органов. Судебный процесс, в том числе административное судопроизводство, в отличие от административного процесса всегда возбуждается только на основании соответствующих заявлений, жалоб и других материалов, направляемых в суд заинтересованными в разрешении дела лицами. Сам суд своим решением не возбуждает судопроизводство.

5. Применение правовых норм в административном процессе осуществляется путем совершения уполномоченными административными органами властно-организующих действий и принятия властных решений в отношении граждан и юридических лиц в одностороннем порядке, как правило, без публичного рассмотрения дела, в рамках упрощенной процедуры.

Действительно, установлен-ный законодательством порядок совершения юридически значимых действий в ходе административного процесса гораздо проще, чем порядок рассмотрения дел в судах. В частности, рассмотрение пенсионных дел, дел о лицензировании и регистрации, о выдаче различного рода разрешений и согласований осуществляется компетентными административными органами и должностными лицами на основании представленных заявителями документов без обязательного их присутствия и присутствия других заинтересованных лиц, как правило, без ведения протокола и при отсутствии других атрибутов судопроизводства.

Упрощенная процедура административного процесса, на наш взгляд, оправдывается тем, что в рамках этого процесса осуществляется текущее государственное управление и регулирование в различных сферах жизни общества, требующее совершения оперативных действий и принятия оперативных решений. При этом у участников административного процесса, не удовлетворенных принятым по делу решением, всегда имеется возможность обжаловать его в соответствующий суд.

6. Административный процесс — это деятельность, состоящая из нескольких последовательно сменяющих друг стадий, на каждой из которых административным органом решаются соответствующие задачи и с этой целью совершаются необходимые процессуальные административно-правовые действия и издаются (принимаются) необходимые индивидуальные административно-правовые акты.

В целом в административном процессе можно выделить следующие стадии.

Стадия возбуждения административного дела: компетентным административным органом (его должностным лицом) принимается решение о начале разрешения подведомственного ему административного дела.

Административное дело может быть возбуждено как посредством издания (принятия) специального индивидуального административно-правового акта, например, определения о возбуждении дела об административном правонарушении, так и путем совершения соответствующего процессуального административно-правового действия, например, принятия заявления, жалобы, составления протоко-ла об административном правонарушении и т.п.

Стадия установления фактических обстоятельств административного дела и подготовки его рассмотрения по существу: уполномоченные должностные лица административного органа, возбудившего дело, устанавливают фактические обстоятельства этого дела, проверяют представленные по делу документы, запрашивают дополнительные документы и другие доказательства по делу, совер-шают иные процессуальные административно-правовые действия, направленные на подготовку дела к рассмотрению.

Стадия рассмотрения административного дела по существу: компетентный административный орган (его должностное лицо) рассматривает все фактические обстоятельства дела в их совокупности, дает им юридическую оценку и принимает властное решение по данному делу, которое должно окончательно урегулировать возникший в рамках этого дела индивидуальный юридический вопрос.

Решение, принимаемое административным органом по результатам рассмотрения административного дела, не обязательно должно быть выражено в форме индивидуального административно-правового акта (решения, постановления, распоряжения, приказа и т.п.). В зависимости от специфики разрешаемого административного дела и целей его разрешения оно может быть выражено в форме административно-правового действия, например, составления протокола по результатам экзамена, заключения по результатам экспертизы, внесения записи в реестр при государственной регистрации юридических лиц, сделок с недвижимым имуществом и других объектов. В какой бы форме ни было принято решение по административному делу, оно влечет для его участников определенные юридические последствия, которые могут выражаться в предоставлении им субъективных юридических прав и в возложении на них юридических обязанностей, в привлечении их к административной ответственности, в установлении, удостоверении или подтверждении каких-либо фактов, имеющих для них юридическое значение.

Стадия пересмотра вынесенного по административному делу решения: физическое лицо или организация, в отношении которого (которой) вынесено решение, либо иной заинтересованный субъект вправе обжаловать (опротестовать) данное решение в вышестоящий административный орган или вышестоящему должностному лицу административного органа.

Эта стадия является необязательной (дополнительной), поскольку обжалование (опротестование) вынесенного по административному делу решения — это право названных субъектов, и в случае, если они это право не реализуют, данная стадия в административном процессе реально не возникает.

Административное судопроизводство как иллюзия // Есть ли оно в современной России?

Стадия исполнения вынесенного по административному делу решения: вынесенное по административному делу решение приводится в исполнение, т.е. обеспечивается реализация властного предписания административного органа, рассмотревшего это дело.

Данная стадия также является необязательной (дополнительной), поскольку некоторые решения, принимаемые по административным делам, например, решения о предоставлении субъективных прав или правового статуса, не требуют обязательного исполнения и реализуются физическими лицами и организациями добровольно и самостоятельно.

Административный процесс в отличие от судебного — понятие собирательное, поскольку он состоит из огромного множества мини административных процессов, так называемых административных производств, возникающих в различных сферах функционирования административных органов и обусловленных спецификой рассматриваемых и разрешаемых в этих сферах конкретных юридических дел.

Под административным производством в науке административного права понимают, как правило, вид (порядок) деятельности административных органов по разрешению в рамках соответствующей юридической процедуры определенной категории однородных по предмету административных дел. При этом ученые-администра-тивисты не пришли к единому мнению о критериях и количестве видов административных производств, существующих в структуре административного процесса. В административно-правовой науке выделяют такие административные производства, как регистрационное, лицензионно-разрешительное, производство по разрешению обращений и заявлений физических и юридических лиц, производство по делам о поощрениях, производство по делам об административных правонарушениях, исполнительное производство.

С нашей точки зрения, административное производство — это основной структурный элемент административного процесса, который может быть определен как урегулированный административно-процессуальными нормами вид деятельности административных органов по разрешению специфической по предмету и методу административно-правового воздействия категории индивидуальных административных дел с соблюдением специальной юридической (административно-правовой) процедуры. Представляется, что критериями выделения отдельных видов административных производств в рамках административного процесса или его видов являются следующие элементы.

Предмет административного дела. Это есть специфический вопрос, возникающий в отношении индивидуально-определенных физического лица или организации и подлежащий разрешению административным органом в процессе осуществления им в пределах своей компетенции внешней административно-публичной деятельности. Так, в качестве предметов административных дел можно рассматривать следующие вопросы: о предоставлении физическому или юридическому лицу какого-либо субъективного юридического права; об официальном подтверждении (удостоверении) субъективного юридического права физического лица или организации; о выдаче специального разрешения (лицензии); о возложении на физическое лицо или организацию какой-либо субъективной юридической обязанности; о привлечении физического или юридического лица административной ответственности.

Метод административно-правового воздействия. Он используется для разрешения определенного специфического вопроса, составляющего предмет административного дела. В частности, решение такого вопроса, как предоставление физическому или юридическому лицу определенного субъективного юридического права, может осуществляться путем использования административными органами различных административных методов. Например, вопрос о предоставлении лицу права на осуществление некоторых видов предпринимательской деятельности решается компетентным административным органом посредством выдачи этому лицу специального разрешения (лицензии), вопрос о предоставлении лицу права на управление транспортным средством решается компетентным административным органом посредством приема у этого лица специального квалификационного экзамена и т.п.

Специально установленная административно-процессуальными нормами юридическая (административно-правовая) процедура. Она позволяет разрешать с помощью специфических административных методов определенные вопросы, составляющие предмет индивидуального административного дела. В частности, специальные юридические процедуры предусмотрены для разрешения индивидуальных административных дел посредством лицензирования, государственной регистрации, проведения экзаменов и т.п.

Указанные критерии позволяют выделить в структуре административного процесса совершенно определенное количество административных производств. В последующих параграфах настоящей главы нами будут рассмотрены эти виды административных производств применительно к видам административного процесса.

В зависимости от содержательных и целевых характеристик внешней административно-публичной деятельности по разрешению индивидуальных административных дел представляется возможным условно выделить два вида административного процесса:

  1. административно-регулятивный процесс, представляющий собой урегулированную административно-процессуальными нормами внешнюю правоприменительную административно-публичную деятельность административных органов по разрешению подведомственных им административных дел, связанных с обеспечением реализации физическими лицами и организациями субъективных юридических прав и обязанностей, основанных на нормах административного и других отраслей материального права.
  2. административно-охранительный процесс, представляющий собой урегулированную административно-процессуальными нормами внешнюю правоприменительную административно-публичную деятельность административных органов по разрешению подведомственных им административных дел, связанных с обеспечением государственной и общественной безопасности, безопасности отдельных физических лиц и организаций, с охраной и защитой их субъективных прав и законных интересов, с выявлением и пресечением административных и иных публичных правонарушений и с привлечением лиц, их совершивших, к административной и иным видам публично-правовой ответственности.

Каждый из двух названных видов административного процесса имеет собственную структуру, в которую входят соответствующие административные производства.

С 15 сентября 2015года Федеральным законом РФ № 22-ФЗ от 08.03.2015г. введен в действие Кодекс административного судопроизводства РФ (сокращенно КАС РФ), принятие которого явилось важным этап в реализации, осуществляемой в стране судебной реформы.

Необходимость принятия Кодекса административного судопроизводства вызвано рядом объективных причин: расширением перечня дел, возникающих из публично-правовых отношений, подлежащих рассмотрению в порядке административного судопроизводства, принятием целого ряда законов, содержащих указания на судебный порядок, который не имел точно определенной процессуальной формы, связанный с недобровольным помещением граждан в медицинские организации, обжалованием решений квалификационных коллегий о досрочном прекращении полномочий судьи, оспариванием решений экзаменационных комиссий по приему экзамена на должность судьи, ликвидацией партий, общественных организаций и средств массовой информации, а также необходимостью приведения судопроизводства в Российской Федерации в соответствие со стандартами международного права.

Структурно КАС РФ состоит из 365 статей, которые объединены в 9 разделов и 39 глав, устанавливающие общие правила административного судопроизводства в судах первой, апелляционной, кассационной и надзорной инстанций, применяемые ко всем категориям административных дел, а также особенности производства по отдельным категориям административных дел, установленных в разделе IV Кодекса. Рассмотрение дел осуществляется в судах общей юрисдикции.

В Кодексе определены правила производства по делам, возникающим из публично-правовых отношений, категория дел, подлежащих рассмотрению в порядке административного судопроизводства, за исключением дел, отнесенных к компетенции Конституционного Суда Российской Федерации, конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации и арбитражных судов, а также дел, производство по которым регулируется нормами КоАП РФ.

Основной перечень дел, которые судам надлежит рассматривать в порядке, административного производства, составляют дела, включенные в Кодекс из ГПК РФ, к которым добавлен ряд дел, которые ранее в ГПК РФ отсутствовали. Поскольку перечень этих дел является открытым, то в дальнейшем возможно его расширение за счет новых категорий дел.

Общим для всех данных споров является участие, с одной стороны, физических лиц либо некоммерческих организаций, а с другой — органов публичного управления либо структурных образований, осуществляющих от их имени государственные функции.

Российское административное право

Особенностью Кодекса является то, что он отражает специфику именно административного судопроизводства и вводит специальные термины, «административный истец», «административный ответчик», «административный иск», наряду с обращением «Уважаемый суд» водится новый термин «Ваша честь», вместо обеспечительных мер вводится понятие «меры предварительной защиты прав административного иска», а также вводится упрощенная (письменная) процедура административного судопроизводства.

В качестве основных задач административного судопроизводства в Кодексе указана защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений, в условиях доступности и своевременности рассмотрения и разрешения административных дел.

Важным моментом является то, что в Кодексе нашли закрепление основные принципы административного судопроизводства, том числе: принцип независимости судей; осуществление правосудия по административным делам на началах равенства всех перед законом и судом; принцип справедливости и законности; принцип гласности и открытости; принцип непосредственности и устности; принципы состязательности, диспозитивности и истины.

В Кодексе закреплено, что нарушение судом основных принципов административного судопроизводства является основанием для отмена решения, вынесенного судом.

Анализ положений КАС РФ показывает, что его структура в целом соответствует применяемой в других процессуальных кодексах, вместе с тем содержит особенности, которые необходимо знать и учитывать в работе практикующим юристам и иным заинтересованным лицам.

Так, в Кодексе предусмотрено право на ведение дел в суде через представителей, в том числе: законное представительство, общественное и добровольное, предоставляемое на основании гражданско-правового договора, определен перечень дел, где участие представителя обязательно, установлен объем полномочий, предоставляемых представителю, а также определено обязательное требование к представителю иметь высшее юридическое образование.

В Кодексе также указаны основания и перечень мер предварительной защиты по административному иску, если до принятия судом решения по административному делу существует явная опасность нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или неопределенного круга лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано административное исковое заявление, либо защита прав, свобод и законных интересов административного истца будет невозможна или затруднительна без принятия таких мер. Поскольку для участников процесса важно не только правильное, но и быстрое разрешение дела и восстановление нарушенных прав в максимально короткие сроки, то рассмотрение дел в судах строго регламентировано по срокам.

В Кодексе закреплен принцип обязательности подготовки каждого административного дела, которая проводится судьей единолично с участием сторон, их представителей и заинтересованных лиц, а также условия и порядок проведения предварительного судебного заседания, которое проводится единолично судьей, проводившим подготовку по делу, с обязательным извещением лиц, участвующих в деле. Важной новеллой правового регулирования рассмотрения административных дел является значительное расширение мер процессуального принуждения, которые включают: ограничение выступления участника судебного разбирательства, лишение участника судебного разбирательства слова, предупреждение, удаление из зала судебного заседания, привод, обязательство о явке и судебный штраф.

С учетом новых реалий в Кодекс установлено, что помимо письменного ведения протокола ведется аудиопротоколирование, предусмотрена возможность стенографирования судебного заседания, а также применение систем видеоконференцсвязи при ведении дел в судах.

В Кодексе содержатся специальные разделы, регулирующие порядок апелляционного, кассационного и надзорного производства по делам, требования к форме и содержанию жалоб, сроки рассмотрения дел, а также особенности пересмотра вступивших в законную силу судебных актов по новым и вновь открывшимся обстоятельствам.

Выделены в специальный раздел процессуальные вопросы, связанные с исполнением судебных актов по административным делам и разрешаемые судом, в том числе порядок исполнения судебного акта, выдача исполнительного листа (дубликата исполнительного листа), разъяснение исполнительного листа, сроки предъявления исполнительного листа к взысканию (восстановление сроков), отсрочка (рассрочка) исполнения судебного акта, изменение порядка и способа его исполнения, поворот исполнения судебного акта.

Отдельно определены вопросы, разрешаемые в ходе исполнительного производства: приостановление, прекращение и возобновление исполнительного производства, оспаривание решений и действий должностных лиц ССП

В целом, необходимо отметить, что принятие КАС РФ соответствует международным стандартам разграничения частного и административного (публичного) права, будет несомненно способствовать совершенствованию нормативной правовой базы, однако не устраняет всех накопившихся противоречий в судебной системе, прежде всего, не была устранена ситуация, когда административное судопроизводство регулируется одновременно тремя кодексами (КАС РФ, АПК РФ, КоАП РФ), что не способствует целостности и повышению эффективности административного правосудия. Поэтому в целях совершенствования и повышения эффективности административного процесса, необходимы дальнейшие усилия со стороны законодательной власти, направленные на систематизацию норм, регулирующих административное производство, перечень споров, возникающих из публичных правоотношений, укрепление процессуальных гарантий, обеспечивающих гражданам, участвующим в деле, действенную судебную защиту прав и законных интересов, повышение доверия к правосудию.

Административная юстиция и административное судопроизводство.

⇐ ПредыдущаяСтр 11 из 14Следующая ⇒

Под административной юстицией принято понимать рассмотрение и разрешение в судебном порядке споров граждан и юридических лиц с субъектами публичной власти (административными органами) по вопросам их властной деятельности. Можно сказать иначе: административная юстиция — это рассмотрение судами жалоб граждан и юридических лиц на властные деяния субъектов публичной власти.
Возможны и иные определения. Но подавляющее большинство ученых называет следующие признаки административной юстиции: 1) это правосудие, т.е.

Вы точно человек?

деятельность судов в процессуальной форме; 2) она состоит в рассмотрении и разрешении споров между гражданами, юридическими лицами и субъектами административной власти;
3) это споры по поводу законности и обоснованности властных действий (бездействия).
В России в основном административная юстиция осуществлялась и осуществляется сейчас по нормам гражданско-процессуального права. В судах общей юрисдикции эта деятельность регламентируется подразделом 3 «Производство по делам, возникающим из публичных правоотношений» раздела 2 ГПК РФ (статьи 245 — 261). В этих случаях административная юстиция осуществляется в гражданско-процессуальной форме, является гражданским судопроизводством. А административное судопроизводство осуществляется в порядке, регламентируемом нормами административного права.
В ряде стран административная юстиция осуществляется в порядке гражданского, а в иных — в порядке административного судопроизводства. И основное отличие между административной юстицией и административным судопроизводством состоит в том, что первая может быть и гражданским (арбитражным), и административным судопроизводством. Россия переходит к административному судопроизводству, в частности, рассмотрение жалоб на постановления о привлечении к административной ответственности с 1 июля 2002 г. производится в судах общей юрисдикции по нормам КоАП РФ, а не по нормам ГПК РФ, как это было раньше.
Второе отличие административной юстиции от административного судопроизводства состоит в том, что последнее включает и споры между субъектами публичной власти, например между прокуратурой и областной думой, правительством области и главой муниципального образования, двумя органами исполнительной власти. Такие споры не могут быть отнесены к административной юстиции. Третье отличие: в рамках административного судопроизводства мировые судьи, судьи районных судов рассматривают в порядке, установленном КоАП РФ, дела об административных правонарушениях. В Федеральном законе от 17.12.1998 N 188-ФЗ «О мировых судьях в Российской Федерации» (в ред. от 05.04.2005) четко сказано, что судьи осуществляют правосудие и по делам об административных правонарушениях. Конституционный Суд РФ в ряде своих постановлений отметил, что рассмотрение судами дел об административных правонарушениях является (должно быть) частью административного судопроизводства независимо от того, осуществляется оно судом общей юрисдикции или арбитражным судом. Очевидно, что, привлекая граждан, юридических лиц к административной ответственности, суды не занимаются административной юстицией.
Четвертое отличие: рассмотрение конституционными и уставными судами жалоб граждан на незаконность ограничивающих их права нормативных актов — тоже разновидность административной юстиции. Но это конституционное, а не административное судопроизводство.

 

 

Предмет административного права, административно правовой метод регулирования общественных отношений.

Предметом административного права, как и любой другой отрасли права, являются общественные отношения. Специфика предмета заключается в том, что регулируются только общественные отношения, которые складываются по поводу и в связи с осуществлением исполнительной власти в процессе государственного управления, наиболее важные и нуждающиеся в правовом регулировании.

В предмет административного права входят также отношения, возникающие в связи с осуществлением органами исполнительной власти функции контроля, который можно разделить на внутренний и внешний.

Внутренний контроль (административный) – он осуществляется внутри системы исполнительной власти её органами.

Внешний контроль за деятельностью органов исполнительной власти осуществляется со стороны двух других ветвей – судебной и законодательной.

Важнейшей составной частью предмета административного права является совокупность отношений органов исполнительной власти с физическими лицами.

АП — как отрасль публичного права, регулирующая отношения, одним из участников которых всегда выступает орган (должностное лицо), наделенный юридически-властными полномочиями, использует метод императивного регулирования. Он расчитан на отношения неравенства их участников и односторонность юридически-властных волеизъявлений одной из сторон.

Основные способы правового регулирования: предписание (возложение юр. Обязанности совершения субъектом определенных действий, предусм-ных нормой права) , запрет — обязанность воздержаться от совершения определенных действий . Иногда используются и дозволения.

 

Административная юрисдикция

Административная юрисдикция определяется как установленная нормами административного права совокупность правомочий органов исполнительной власти и их должностных лиц разрешать во внесудебном порядке споры в административно-правовой сфере и привлекать лиц к юридической ответственности.

Одной из основных составляющих административной юрисдикции является совокупность правомочий органов исполнительной власти и их должностных лиц по рассмотрению споров в административно-правовой сфере. Эти споры могут возникать между гражданами и органами исполнительной власти, например по вопросам актов управления, а также между органами исполнительной власти, как федеральными, так и субъектов Российской Федерации. Основаниями возникновения данных споров являются обращения граждан и иных участников административно-правовых отношений в органы исполнительной власти, в компетенцию которых входит разрешение этих споров.

Кроме того, административная юрисдикция включает в себя совокупность правомочий органов исполнительной власти и их должностных лиц по привлечению граждан и юридических лиц к административной ответственности, а также по привлечению к дисциплинарной ответственности государственных служащих.

Производство по делам об административных правонарушениях является административно-процессуальной, юрисдикционной деятельностью, осуществляемой органами исполнительной власти, а также их должностными лицами. Вместе с тем субъектами такой деятельности являются и судьи, которые рассматривают ряд дел об административных правонарушениях. Процессуальный характер производства свое основное выражение получает в реализации санкций правовых норм, устанавливающих административную ответственность физических и юридических лиц за совершаемые ими административные правонарушения, предусмотренные Особенной частью КоАП. Разрешение дела находит выражение в принятии по итогам его рассмотрения мотивированного постановления о назначении административного наказания (либо в отказе от его назначения) и его исполнении. В рамках юрисдикции органов исполнительной власти (должностных лиц) осуществляется и привлечение к дисциплинарной ответственности государственных служащих.

Таким образом, можно выделить следующие виды административно-юрисдикционного производства: — производство по жалобам; — производство по делам об административных правонарушениях; — дисциплинарное производство.

Производство по жалобам направлено на защиту прав и законных интересов лиц, подавших жалобу, в сфере административного права. Порядок производства по жалобам определен Федеральным законом от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».

Производство по делам об административных правонарушениях определяется нормами КоАП и является административно-процессуальной, юрисдикционной деятельностью, осуществляемой органами исполнительной власти, а также их должностными лицами.

Согласно КоАП производство по делам об административных правонарушениях включает в себя возбуждение дела об административном правонарушении; рассмотрение дела об административном правонарушении; пересмотр постановлений и решений по делам об административных правонарушениях.

Дисциплинарное производство заключается в применении к государственным служащим, совершившим правонарушение в виде должностного проступка, дисциплинарных взысканий, предусмотренных правовыми нормами. При этом под должностным проступком понимается неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на него обязанностей.

 

⇐ Предыдущая567891011121314Следующая ⇒

Читайте также:

  1. Административная ответственность за нарушение правил регистрации
  2. Административное право: понятие, признаки.
  3. Административное правонарушение как основание административной ответственности: понятие и состав.
  4. Административное принуждение: понятие, виды.
  5. Административное судопроизводство в Российской Федерации. Структура Кодекса административного судопроизводства РФ.
  6. Вопрос 276. Административное расследование: понятие, процедура проведения.
  7. Вопрос 278. Меры административно-правового принуждения: принудительный привод, административный надзор, административное задержание.
  8. Вопрос 279. Виды административных взысканий: штраф, конфискация, лишение специальных прав, административный арест, административное выдворение.
  9. Гражданская (арбитражная, административная) процессуальная правоспособность и дееспособность.

    Производство по делам об ограничении дееспособности гражданина, признании гражданина недееспособным.

  10. Организационно-административная основа создания системы обеспечения информационной безопасности и защиты информации предприятия.
  11. Почему в Византийской империи в VIII-IX веках изменилось административное устройство, увеличился налоговый гнет?


Административная юстиция (шпаргалка)

Страница 8

9. Административное судопроизводство как метод осуществления правосудия

Мы выяснили, что административная юрисдикция, в зависимости от органа ее осуществляющего, может быть рассмотрена как административное судопроизводство и административная юрисдикция, осуществляемая иными уполномоченными на это органами Рассмотрим сущность административного судопроизводства, а также выясним соотношение административного судопроизводства и правосудия в целом

Известно, что состояние правосудия, его демократизм, степень развитости правовых гарантий личности характеризует демократизм общества в целом Создание правового государства и гражданского общества, последовательное обеспечение прав личности вплотную смыкается с задачей создания и упрочения судебной власти Вспомним что же такое судебная власть ? Можно считать что это — исключительная прерогатива суда разрешать возникающие в обществе в сфере права конфликты с использованием для этого особой процессуальной процедуры при наделении спорящих сторон равными правами Носитель судебной власти — суд занимает в правовой системе особое положение, он не подчинен ни законодательной, ни исполнительной власти и выполняет в обществе функцию социального арбитража, защиты интересов личности Идея судебной власти понемногу, но закрепляется в законодательстве, претворяется в жизнь. Во-первых, ст 10 Конституции закрепила , что «Государственная власть в РФ осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны» Во-вторых, Закон о статусе судей РФ от 26 06 92 г провозгласил » судебная власть самостоятельна и действует независимо от законодательной и исполнительной властей» Это утверждение нашло отражение и в ст ФКЗ «О судебной системе РФ» от 31 12 96 г В-третьих, Закон РФ «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» от 27 апреля 1993 года с изменениями и дополнениями от 14 декабря 1995 г и дополнение на этой основе Гражданско-процессуального кодекса РСФСР гл

авой 24-1 послужил реализации конституционного принципа, закрепленного в ст18 Конституции РФ о том, что права и свободы гражданина обеспечиваются правосудием В-четвертых, еще раньше 22 ноября 1991 г Верховный Совет принял Декларацию прав и свобод человека и гражданина ( 40 статей), которая предусмотрела новые важные гарантии прав личности и расширила сферу судебной власти Таковы нормы, гарантирующие гражданину судебную защиту eго прав и свобод, охрану законом прав жертв преступлений и

злоупотреблений властью, с обеспечением им доступа к правосудию, охрану права граждан на свободу и личную неприкосновенность и т.п. Эти положения нашли отражение в Конституции РФ в главе 2 «Права и свободы человека и гражданина». Поднятие этих гарантий на конституционный уровень убедительно подчеркивает особую роль суда в обеспечении гражданского мира и спокойного обладания правами . А в этом и состоит суть судебной власти.

Каково соотношение судебной власти и правосудия ? По действующему» законодательству правосудие осуществляется только судом (ч 1 ст.

Особенности административного судопроизводства

118 Конституции РФ). Его задачи состоят в быстрой и эффективной защите прав и свобод человека, соблюдении суверенных прав РФ и её субъектов, доступности правосудия на равных основаниях для всех. Осуществляется судебная власть посредством конституционного, гражданского, административного судопроизводства . Отсюда следует, что правосудие есть форма реализации судебной власти. Оно представляет собой вид государственной деятельности, осуществляемой судом, направленной на защиту интересов личности и общества и состоящей в рассмотрении в судебных заседаниях уголовных, гражданских, административных и иных дел, применении мер государственного принуждения к нарушителям законов Особой самостоятельной формой осуществления правосудия является рассмотрение дел, Конституционным судом.

Сказанное позволяет перейти от понятия правосудия к понятию административного судопроизводства или административной юстиции Еще раз отметим, правосудие по административным делам осуществляется путем рассмотрения и разрешения в судах дел об административных правонарушениях; дел, вытекающих из административных правоотношений, а также применения установленных законом мер к лицам, виновным в совершении правонарушения Таким образом специфическим признаком правосудия по административным делам является особая, достаточно сложная процедура рассмотрения дел. Суть этой процедуры в том, что при рассмотрении дел в судебных заседаниях применяется четко установленный законом порядок производства, призванный обеспечить быстрое и полное, достоверное установление истины, справедливое разрешение дела Производство по административному делу и есть , в сущности, административное судопроизводство в юрисдикционном смысле. Точно также как производство по уголовному делу образует уголовный процесс, а производство по гражданскому делу — гражданский процесс. Отсюда видно, что административное, уголовное, гражданское, конституционное судопроизводства — это особые способы, методы осуществления правосудия В таком аспекте правосудие по отношению к административному судопроизводству это более широкое понятие.

Итак,

1. Юридический процесс, рассматриваемый прежде всего как юрисдикционный — это разрешение в процессуальной форме определенного юридического дела с. использованием правовых норм.

2 Административный процесс как вид процесса юридического — это урегулированная нормами административно-процессуального права деятельность государственных органов и иных участников процесса, направленная на разрешение возникшего административно-правового спора и применение к виновной стороне мер административной или иной юридической ответственности.

3 Административный процесс — это прежде всего процесс, юрисдикционный, правоприменительный. Административная юрисдикция рассматривается как вид правоохранительной деятельности органов государственного управления и суда, охватывающий рассмотрение дел об административных правонарушениях либо дел, вытекающих из административных правоотношений и принятие решений по ним в установленных законом формах и порядке

4 Административное судопроизводство или административная юстиция как одна из форм административной юрисдикции представляет собой метод осуществления правосудия наряду с уголовным, гражданским и конституционным судопроизводством

10. Сущность административной юстиции. Виды административного судопроизводства

По справедливому замечанию Д. М Чечота сам по себе термин «административная

юстиция» внутренне противоречиво так как содержит в себе различные по своей сущности понятия «администрация» и «юстиция» Администрация (administrate) — это управление, руководство (с точки зрения характера деятельности), а применительно к соответствующим органам и лицам — это система исполнительно-распорядительных органов государственного управления и их должностные лица Юстиция (justitia) — это законность, справедливость, правосудие, а с, точки зрения органов ее осуществляющих — это система судебных органов Между управлением и правосудием существует различия как в самом содержании деятельности, так и в органах ее осуществляющих

Управление основано на предусмотренной законом компетенции каждого административного органа, в рамках которой он действует Административные органы осуществляют широкий круг Полномочий, в том числе разрешение споров о праве (юрисдикционная деятельность) составляет значительную часть Так согласно п 7 ст 101 НК РФ по выявленным налоговым органом нарушениям, за которые налогоплательщики — физические лица или должностные лица налогоплательщиков — организаций подлежат привлечению к административной ответственности, уполномоченное должностное лицо налогового органа, проводившее проверку, составляет протокол об административном правонарушении Рассмотрение дел об этих правонарушениях и применение административных санкций в отношении должностных лиц организаций — налогоплательщиков и физических лиц — налогоплательщиков, виновных в их совершении, производятся налоговыми органами в соответствии с административным законодательством Российской Федерации и субъектов Российской Федерации Согласно ст 23 5 КоАП РФ налоговые органы рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренные статьей 14 5 (в части продажи товаров, выполнения работ и оказания услуг без применения ККМ), статьями 15 1 (нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций), 15 21 (несоблюдение обязанностей по контролю за соблюдением правил ведения кассовых операций) КоАП РФ 

Добавить комментарий